Пиелонефрит. Задачи сестринского процесса в лечении пиелонефрита

Пиелонефрит – одно из распространенных заболеваний почек у взрослых и детей. Отдельная роль в лечении и реабилитации таких больных принадлежит медицинской сестре – профессионалу в сфере выхаживания пациентов. Обязанность этих тружениц в белых халатах – обеспечение скорейшего выздоровления и профилактика возможных осложнений.

К числу болезней мочевыводящей сферы относят также нефропатии, гломерулонефрит, мочекаменную болезнь и другие. Но каков бы ни был диагноз, большинство заболеваний сопровождается воспалительным процессом, нарушением функционирования органа, а порой постепенным развитием почечной недостаточности.

Функции и задачи сестринского ухода за больными с пиелонефритом можно разделить на этапы.

Уход за пациентом в период обострения

Сестринский процесс при пиелонефрите имеет своей задачей – обеспечение максимально щадящего режима для организма и почек. Сюда можно отнести:

  • контроль за соблюдением постельного режима;
  • оказание неотложной доврачебной помощи;
  • строгое выполнение назначений лечащего врача.

Необходимо исключить посещение пациентом санитарной комнаты. Для этого должен быть обеспечен доступ к судну или горшку у ребенка. Комната (палата) должна быть теплой, а подопечный тепло одет, чтобы избежать переохлаждения, в том числе во время проветривания.

Если речь идет о ребенке или пожилом человеке, то на среднем медицинском персонале лежит обязанность постоянного контакта с родителями или родственниками больного. Медицинская сестра должна проводить в доступной форме беседы с ними, разъясняя необходимость соблюдения постельного режима, особенно в период стихания обострения, когда пациент уже окреп.

Поддержание лечебно-охранительного режима

Это создание условий для выхаживания на протяжении всего времени лечения в стационаре, адекватный уход.

Сюда включены:

  • контроль за соблюдением режима поддержания чистоты младшим медицинским персоналом;
  • создание психологического комфорта для пациентов, особенно детского возраста;
  • обеспечение полноценного питания;
  • правильное выполнение назначений лечащего врача.

Необходимо регулярно (2 раза сутки) проветривать палату. Влажная уборка в палате проводится не менее трех раз в сутки. Cледить за чистотой судна или горшка. Белье должно быть свежим и чистым, особенно у пациентов, с недержанием мочи. В помещении следует поддерживать тишину, обследуемому должен быть гарантирован достаточный дневной и ночной сон.

Организация досуга

Законодательством страны предусмотрено обязательное среднее образования для детей, и получающих лечение в том числе. Медицинская сестра детского нефрологического или урологического отделения контролирует посещение маленькими пациентами регулярных занятий учителей, закрепленных за больницей и выполнение домашних заданий.

Если речь идет о малышах, то сестринский процесс при пиелонефрите подразумевает выполнение воспитательных функций. Здесь важны как сама организация досуга, игр, разрешенных пациентам с пиелонефритом, так и поддержание в чистоте игровой комнаты.

Диетическое питание

Диетсестра, которая входит в штат больницы, обязана контролировать работу пищеблока (кухни) в плане обеспечения отдельным категориям больных диетического питания. Она не только составляет меню, исходя из потребностей лечебного учреждения и бюджета. Результат ее деятельности – контроль качества приготовляемой еды для пациентов.

Больным с острыми явлениями пиелонефрита следует употреблять высококалорийную, молочно-растительную пищу, отварную рыбу и яйца. Употребляется большое количество овощей и фруктов, увеличивающих мочеотделение, так как это способствует вымыванию возбудителя из почек. Жидкости надо употреблять не менее 2 литров в сутки. Особенно полезен морс из клюквы, так при его употреблении образуется особая гиппуровая кислота, которая обладает бактерицидными свойствами. Также можно пить соки, чай, отвар шиповника.

Нужно ограничить соль до 4 г в сутки при повышении давления. Лучше не досаливать готовую пищу, так как это позволяет регулировать количество употребляемого продукта. Если больной страдает отеками, медсестра ведет учет потребляемой жидкости и выделенной с мочой. Она дает рекомендации родителям и родственникам относительно продуктов питания, которые передаются пациенту.

Соблюдение диетических рекомендаций необходимо при подготовке к рентгенологическому обследованию почек. Надо ограничить количество блюд, увеличивающих газообразование (хлеб, винегрет, молоко, сахар). Накануне исследования, если пациент страдает запорами, медсестра сделает очистительную клизму.

Сбор анализов мочи

Контроль состояния больного и диагностика пиелонефрита невозможна без сдачи анализа мочи. Существует много методик сбора мочи и физиологических проб. Но в любом случае необходимым условием успешной процедуры будет правильный туалет наружных половых органов и обеспечение правильного хранения и доставки контейнеров в лабораторию.

Женщину подмывают, когда она лежит на кровати. Для этого под таз подставляют судно, пациентка раздвигает ноги, а медсестра из кувшина льет сверху на промежность теплую воду.

У мужчин перед сбором анализа обрабатывается головка полового члена и вход в мочеиспускательный канал антисептиком. На персонале лежит обязанность объяснить пациенту и его родственникам необходимость проведения анализов, обучить правилам сбора.

Для общего анализа моча собирается в стерильный контейнер и отправляется в лабораторию. Сделано это должно быть в течение часа.

Выполнение назначений врача и контроль

В этот комплекс обязанностей входят:

О любых изменениях состояния должно быть сообщено врачу.

Правильно организованный уход приведет к выздоровлению больного с пиелонефритом в кратчайшие сроки. Достижение этих целей и есть показатель правильно организованного сестринского процесса.

1. Информировать родителей о причинах развития заболевания, клинических проявлениях, особенностях течения, принципах лечения и возможном прогнозе.

2. Убедить родителей и ребенка (если позволяет его возраст) в необходимости госпитализации в нефрологическое отделение стационара для комплексного обследования и проведения адекватного лечения. Оказать помощь в госпитализации.

3. Обеспечить ребенку постельный режим на период обострения заболевания. Создать в палате атмосферу психологического комфорта, постоянно оказывать ему поддержку, познакомить ребенка со сверстниками в палате, своевременно удовлетворять его физические и психологические потребности.

4. Постепенно расширять режим после нормализации Т о тела под контролем состояния и лабораторных показателей.

5. Проводить мониторинг жизненно важных функций (Т о тела, ЧСС, ЧДД, АД, суточный диурез, весовая кривая).

6. По мере расширения режима постепенно вводить занятия ЛФК: вначале упражнения легкие и привычные, можно лежа или сидя в постели, затем – более сложные в положении стоя. Постепенно увеличивать продолжительность занятий, выполнять их медленно с неполной амплитудой. Обязательно включить в комплекс дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

7. Вовлекать родителей и ребенка в планирование и реализацию ухода: обучить правильному мытью рук, проведению туалета наружных половых органов, объяснить технику сбора мочи на различные виды исследований.

8. Заранее готовить ребенка к лабораторным и инструментальным методам исследования с помощью терапевтической игры.

9. Ознакомить родителей с основными принципами диетотерапии: обильное питье особенно в первые дни (до 1,5-2 литров жидкости в день), соблюдение молочно-растительной диеты с ограничением соли и белка в остром периоде, затем стол № 5. Постепенно можно перейти на зигзагообразную диету: каждые 7-10 дней чередуют продукты, изменяющие РН мочи в кислую или щелочную сторону, тогда не создаются условия для размножения патогенной флоры и образования камней.

10. Посоветовать родителям продолжить фитотерапию в домашних условиях и подобрать травы, обладающие противовоспалительным и мочегонным действием, научить их готовить отвары. В сбор обычно входят брусника, василёк, зверобой, кукурузные рыльца, девясил, крапива, листья березы, медвежьи ушки, полевой хвощ, ромашка, шиповник, черника, рябина.

11. Постоянно поддерживать положительный эмоциональный настрой у ребенка, давать соответствующие его возрасту задания, корректировать поведение, занимать его чтением книг, спокойными играми, разнообразить досуг, поощрять познавательную деятельность.

12. Убедить родителей после выписки из стационара продолжить динамическое наблюдение за ребенком врачом-педиатром и нефрологом детской поликлиники в течение 5 лет с контролем анализов мочи, осмотром стоматолога и отоларинголога 2 раза в год.

13. При наличии пузырно-мочеточникового рефлюкса или другой аномалии развития мочевыводящих путей порекомендовать родителям повторную госпитализацию ребенка через 1,5 года для решения вопроса о проведении хирургической коррекции.

Выполните задание:

Задание№1

Дополните предложение

1. Острый пиелонефрит – это__________________________________________________________

2. Предрасполагающие факторы развития острого пиелонефрита___________________________

3. Какими путями инфекция проникает в почки?___________________________________________

4. Дизурические симптомы при пиелонефрите____________________________________________

5. Какие изменения наблюдаются в анализах мочи при остром пиелонефрите?__________________

__________________________________________________________________________________

6. Какие особенности клинических проявлений заболевания у новорожденных и грудных детей?

___________________________________________________________________________________

7. Какие особенности диетотерапии при остром пиелонефрите?____________________________

_________________________________________________________________________________

8. Какие мероприятия необходимо осуществлять для профилактики рецидивов заболевания?___

_________________________________________________________________________________

9. Какова длительность диспансерного наблюдения за реконвалесцентом острого пиелонефрита?

_________________________________________________________________________________

Лекция№19. Острый гломерулонефрит.

Острый гломерулонефрит – это инфекционно-аллергическое заболевание с диффузным воспалением клубочкового аппарата, последующим вовлечением в процесс остальных структур обеих почек и прогрессирующим течением. Среди заболеваний почек является наиболее тяжелым по течению и исходу. Гломерулонефрит наблюдается, в основном, в младшем школьном возрасте, мальчики болеют в 2 раза чаще девочек. В год отмечается от 6 до 20 случаев на 10.000 детей.

Этиология: основная роль в развитии заболевания принадлежит нефритогенным штаммам В- гемолитического стрептококка группы А.

Факторы риска развития заболевания:

· Наследственная предрасположенность к нефритогенному стрептококку

· Предшествующие инфекции (ангина, скарлатина, хронический тонзиллит, ОРВИ)

· Переохлаждение

· Хронические очаги инфекции

· Сенсибилизация организма

· Иммунологические особенности организма, предрасполагающие к заболеванию.

Механизм патологического процесса:

Антигены стрептококка поступают в кровь и вызывают выработку антител, в крови или в почках начинается образование иммунных комплексов. Вследствие общности антигенов стрептококка и клеток базальной мембраны клубочков, организм вырабатывает антитела не только к антигенам стрептококка, но и к клеткам базальной мембраны. Аутоантитела и иммунные комплексы разрушают базальную мембрану, вызывают иммунопатологическое воспаление клубочкового аппарата с последующим вовлечением в процесс канальцев, артериол и паренхимы.

Клиническая картина.

Заболевание начинается остро, как правило, спустя 2-3 недели после перенесенной инфекции.

Симптомы интоксикации:

· Лихорадка

· Недомогание

· Вялость, слабость, сонливость

· Головная боль, тошнота

· Резкая бледность кожи

Отечный синдром:

· Сначала по утрам пастозность век, затем – отечность лица, позднее – отеки на ногах и крестце. Отеки плотные, холодные.

Артериальная гипертензия:

· Головная боль

· Тошнота, рвота

· Повышение АД, как систолического, так и диастолического (в среднем на 30-50 мм.рт.ст.)

· Расширение границ сердца при перкуссии

· Глухость сердечных тонов, систолический шум, брадикардия – при аускультации

Мочевой синдром:

· Протеинурия

· Гематурия

· Цилинрурия

· Микролейкоцитурия

· Высокая относительная плотность мочи

· Моча цвета «мясных помоев»

· Олигурия, иногда анурия

Болевой симптом:

· Боли в пояснице или в животе

· Положительный симптом Пастернацкого.

Выделяют три основные формы гломерулонефрита в зависимости от выраженности клинических симптомов:

1. Нефротическая форма проявляется распространенными отеками, высокой протеинурией, большим количеством гиалиновых и зернистых цилиндров, АД не бывает высоким и стойким.

2. Гематурическая форма характеризуется умеренно выраженными пастозностью и повышением АД, стойкой макрогематурией в сочетании с протеинурией.

3. Смешанная форма проявляется отеками, повышением АД, высокой протеинурией, макрогематурией, цилиндрурией. Это наиболее тяжелая и прогностически неблагоприятная форма.

Осложнения:

· Изменения сосудов глазного дна, геморрагии, приводящие к нарушению зрения

· Острая почечная недостаточность.

· Эклампсия.

· Острая сердечная недостаточность.

Методы диагностики:

· Клинический анализ крови (нейтрофильный лейкоцитоз, эозинофилия, анемия, ускорение СОЭ)

· Биохимический анализ крови (гиперазотемия, гипопротеинемия, диспротеинемия)

· Общий анализ мочи (протеинурия, гематурия, цилиндрурия, микролейкоцитурия)

· Анализ мочи по Нечипоренко (эритроцитов более 1.000 в 1 мл.)

· Анализ мочи по Аддис-Каковскому (эритроцитов более 1*10 6 в сутки)

· Посев мочи на флору и чувствительность к антибиотикам

· Определение титра антистрептококковых антител и уровня комплемента в сыворотке крови

· Проба по Зимницкому

· УЗИ почек

· Внутривенная урография

· Реносцинтиграфия

· Биопсия почек (для своевременной оценки характера поражения почечной паренхимы и проведения целенаправленных лечебных мероприятий)

Прогноз.

Период полной клинико-лабораторной ремиссии наступает примерно через 2-4 месяца, иногда даже позднее. Полное выздоровление с учетом морфологических изменений в почках наступает не ранее, чем через 1-2 года. Если отдельные клинические симптомы сохраняются более 6 месяцев, говорят о затяжном течении заболевания, а длительность свыше одного года свидетельствует о переходе его в хроническую форму.

Основные принципы лечения острого гломерулонефрита:

В острый период заболевания обязательна госпитализация ребенка в нефрологическое отделение стационара.

1. Постельный режим на 2-3 недели (до уменьшения отеков, увеличения диуреза, улучшения лабораторных показателей), затем полупостельный режим (после нормализации АД, исчезновения отеков, восстановления диуреза, улучшения анализов мочи), с 5-6 недели – палатный режим.

2. Диетотерапия (стол № 7), дозированный прием жидкости (по диурезу вчерашнего дня). В остром периоде пища готовится без соли, на 7-10 дней ограничивается белок (стол № 7А). При уменьшении отеков и увеличении диуреза пищу можно слегка подсаливать (0,5 г соли в сутки добавляется в готовые блюда), увеличивается количество жидкости. Количество белка постепенно увеличивается, с 3-4 недели белковая нагрузка должна соответствовать возрастной норме.

3. Лекарственные препараты:

· Мочегонные: гипотиазид, фуросемид, лазикс.

· Гипотензивные: папаверин с дибазолом, раунатин, допегит.

· Антигистаминные, при затяжном и тяжелом течении гормоны (преднизолон).

· Антибиотики пенициллинового ряда (пенициллин или его полусинтетические аналоги) на 7-10 дней.

· Улучшающие почечный кровоток: трентал, курантил.

· Антиагреганты: курантил, метиндол, гепарин.

· Противовоспалительные: вольтарен.

· Витамины: аскорутин, А, Е, группа В.

· Цитостатики (при тяжелом течении): циклофосфамид на 8 недель.

· Биопрепараты (после курса антибактериальной терапии).

4. При отсутствии эффекта от консервативного лечения – проведение гемодиализа.

5. Фитотерапия

6. Физиотерапия.

7. Санация очагов хронической инфекции.

8. Санаторно-курортное лечение.

Профилактика.

1. Своевременная и адекватная терапия стрептококковых заболеваний.

2. Санация очагов хронической инфекции 2 раза в год.

3. Рациональное питание.

4. Закаливание, занятия спортом и физкультурой.

5. Проведение анализов мочи после любого инфекционного заболевания.

6. Диспансерное наблюдение за реконвалесцентами.

Диспансерное наблюдение проводится врачом-педиатром и нефрологом детской поликлиники в течение 5 лет от начала клинико-лабораторной ремиссии с целью контроля состояния, предупреждения рецидивов заболевания, контроля функции почек, анализов мочи, диетического питания и физических нагрузок.

Мероприятия:

· Осмотр педиатра или нефролога в первые 3 месяца – 1раз в 2 недели, далее в течение первого года ежемесячно, 2-3 год – ежеквартально, 4-5 год – 1 раз в полгода.

· Курсы противорецидивного лечения в 1-й год – раз в 2-3 месяца, затем весной и осенью (фитотерапия, витаминотерапия).

· Осмотр стоматолога и отоларинголога весной и осенью, при необходимости – санация очагов хронической инфекции.

· Контроль клинического анализа крови 1 раз в полгода, биохимического анализа крови, общего анализа мочи и пробы Зимницкого – при каждом осмотре врача (первые 3 месяца – 1 раз в 2 недели) и после любого интеркуррентного воспалительного заболевания.

· Контроль АД при каждом посещении врача.

— одно из самых распространенных инфекционных воспалительных заболеваний мочевыводящих путей. Воспаление развивается в чашечно-лоханочной системе и может распространиться на промежуточную ткань почек.

Эта патология поражает детей начиная с периода новорожденности и примерно до 5 лет. В возрасте до 3 месяцев заболевание чаще выявляется у мальчиков, после 2 лет – у девочек. Какое лечение проводится при пиелонефрите у детей рассмотрим далее.


При вовлечении промежуточной ткани в патологический процесс возникает риск нефросклероза, течение заболевания осложняется развитием вторичной артериальной гипертензии со временем – и прогрессирующей почечной недостаточности.

Несвоевременное лечение пиелонефрита в детском возрасте чревато переходом заболевания в хроническую рецидивирующую форму.

Пиелонефрит — история болезни

Под пиелонефритом подразумевается не специфическое воспаление, которое в большинстве случаев вызывается грамотрицательными бактериями , присутствующими в нормальной бактериальной флоре.

Чаще всего воспалительный процесс вызывают представители кокковой флоры и так называемые уропатогенные штаммы кишечной палочки. Как правило в моче выявляется один вид бактерий, смешанная инфекция встречается сравнительно редко.

При выявлении нескольких видов возбудителей анализ проводится повторно , так как смешанные инфекции встречаются сравнительно редко, а погрешность анализа часто бывает связана с нарушением техники сбора мочи.

Возбудителями могут быть и некоторые грамположительные бактерии, уреаплазмы и хламидии, но такие случаи встречаются редко. Кандидозный пиелонефрит иногда выявляют у детей с тяжелыми иммунодефицитными состояниями.

Инфекционный агент попадает в почку с током крови, реже – лимфы. У детей основной путь заражения – восходящий. Источниками заражения чаще всего являются половые органы и толстый кишечник.

Риск пиелонефрита увеличивается при необходимости антибиотикотерапии, которая часто приводит к глубоким изменениям видового состава микрофлоры и преобладанию потенциально опасных условно-патогенных видов и штаммов.

Факторы риска

Предпосылки к вероятному развитию воспалительной реакции условно подразделяют на местные и общие. К общим относят факторы, так или иначе ослабляющие сопротивляемость организма к инфекции:

  • Стрессы;
  • Гиповитаминоз;
  • Физиологический или патологический иммунодефицит;
  • Перенесенные острые инфекционные заболевания;
  • Переутомление и т.д.

Местные факторы связаны с особенностями функционирования почек и выделительной системы в целом. К ним относятся:

  • Нарушения оттока мочи, связанное с наличием механических препятствий;
  • Пузырно-лоханочный рефлюкс.

Формы заболевания

По течению патологического процесса выделяют:

  1. Острый;
  2. Хронический пиелонефрит.

Про происхождению патологический процесс может быть первичным, возникшим вследствие непосредственного поражения почек, или вторичным. К вторичным относят воспалительные процессы возникшие на фоне уже существующей патологии.

Острый процесс развивается внезапно, быстро прогрессируя в считанные часы или дни.

При своевременной адекватной терапии в большинстве случаев заканчивается выздоровлением пациента.

Пиелонефрит может развиться как осложнение недолеченного острого воспалительного процесса , или как изначально хронический воспалительный процесс.

Течение воспалительного процесса вялое, длительное, с периодическими обострениями. Заболевание длится годами и десятилетиями, сопровождается постепенным замещением функциональной ткани почек соединительной тканью. Типичные осложнения хронического пиелонефрита – артериальная гипертензия и почечная недостаточность.

Симптомы

Симптомы пиелонефрита условно подразделяются на общеинфекционные и нефрологические (местные). Общеинфекционные симптомы преобладают при развитии заболевания у грудных детей. К ним относят:

  • Повышение температуры, лихорадка;
  • Тошнота, рвота, отсутствие аппетита;
  • Боли в суставах и мышцах;
  • Замедление роста;
  • Общая слабость.

У грудных детей возможны расстройства стула, сероватый оттенок кожи лица, на фоне лихорадки проявляются менингеальные и признаки нейротоксикоза.

Местные симптомы указывают на нарушение функций почек:

  • Боли в животе, пояснице или боку со стороны поражения;
  • Помутнение, изменение цвета и запаха мочи;
  • Болезненность при мочеиспускании.

При острой форме заболевания артериальное давление остается в пределах возрастной нормы. Иногда проявляется незначительная отечность век по утрам, выраженный отечный синдром нехарактерен.

Хронический пиелонефрит имеет скрытую и более распространенную рецидивирующую форму. Скрытая форма развивается как осложнение острого инфекционного процесса, протекает бессимптомно. На наличие патологии указывает устойчивое незначительное повышение температуры.

Клинические проявления рецидивирующего хронического пиелонефрита напоминают течение острой формы. Для детей более характерно проявление неспецифических общеинфекционных симптомов.

Если у пациента с рецидивирующим хроническим пиелонефритом в последовательных эпизодах обострения выявляются разные виды возбудителей, их рассматривают как отдельные случаи острого патологического процесса.

Рецидивирующая форма заболевания часто осложняется анемией, гипертонией и приводит к развитию почечной недостаточности.

В силу неспецифичности клинических проявлений окончательный диагноз возможно поставить только на основании данных лабораторного обследования.

Диагностика

При сборе анамнеза и физикальном обследовании врач обращает внимание на признаки общей интоксикации, нарушения диуреза, наличие видимых аномалий и признаков воспалительных процессов в области наружных половых органов. Возможно выявление болезненности со стороны поражения.

В комплекс лабораторных обследований кроме общих клинических анализов крови и мочи входят:

  1. Биохимический анализ крови;
  2. Анализ мочи по ;
  3. Посев мочи с антибиотикограммой;

Обязательно проводится УЗИ почек и мочевого пузыря. По показаниям может быть назначена КТ, ультразвуковая допплерография, нефросцинтиграфия и т.д.

Изменения мочи при пиелонефрите

Основной лабораторный симптом пиелонефрита – присутствие бактерий в моче. Иногда выявляется сопутствующая лейкоцитурия, но степень тяжести поражения и количество не коррелирует между собой.

У некоторых пациентов в моче обнаруживаются эритроциты. Эритроцитурия может указывать на мочекаменную болезнь, некротические изменения сосочка, воспаление оболочки мочевого пузыря, аномалии анатомического строения почек, нарушения венозного оттока.

Обнаружение следов крови в моче не является специфичным симптомом , врач назначает дополнительные обследования для выявления причин эритроцитурии.

Иногда в моче выявляется незначительное количество цилиндров, но цилиндрурия не относится к диагностическим признакам.

Характерными проявлениями пиелонефрита является понижение удельного веса мочи и резкое смещение рН в сторону защелачивания.

У пациентов с острым течением пиелонефрита после выздоровления показатели возвращаются к норме. При хроническом – низкий удельный вес мочи определяется постоянно и может сочетаться с глюкозурией, ацидозом и другими клиническими симптомами нарушения функции канальцев.

Как лечить пиелонефрит у детей?

Основа лечения пиелонефрита – антибактериальная терапия по стандартной схеме, которая применяется до выделения конкретного инфекционного агента. После этого при необходимости производится замена препарата.

При легком течении заболевания применяются сиропы и суспензии антибиотиков, предназначенные для . Курс непрерывный, рассчитан на период от 5 дней до 3 недель. Замена препарата производится на 7-10, или 14 день терапии.

Для начала лечения чаще всего назначают:

  • Аугментин;
  • Цефамандол;
  • Цефуроксим;
  • Цефтазидим;
  • Цефотаксим.

При тяжелом течении заболевания показана комбинированная антибиотикотерапия с применением нескольких препаратов. После окончания курса назначаются уроантисептики.

Лечение детей младше 2 лет проводится только в условиях стационара, в более старшем возрасте возможно лечение в домашних условиях.

Дополнительно в курс лечения включают препараты, улучшающие микроциркуляцию крови, сорбенты для вывода бактериальных токсинов и противовоспалительные средства. Для улучшения оттока мочи рекомендуется применение спазмолитиков и мочегонных средств.

При длительном лечении антибиотиками существует риск развития вторичных грибковых инфекций. С целью предотвращения подобных осложнений пациентам назначают пробиотики или пребиотики, при наличии показаний – противогрибковые препараты .

Хирургическое лечение показано при развитии гнойных процессов, не поддающихся консервативному лечению, а также при наличии механических препятствий для нормального оттока мочи. Это необходимо для устранения предпосылок к рецидивированию болезни.

Для уменьшения нагрузки на почки пациенту назначается щадящий режим, в тяжелых случаях — постельный. Изменение режима производится по предписанию врача.

Лечение хронического пиелонефрита

Лечение при обострениях хронического пиелонефрита проводится по схеме, сходной с рекомендованной при острой форме заболевания. При нетяжелом течении возможно амбулаторное лечение с применением антибиотиков цефалоспоринового или пенициллинового ряда.


После устранения острой фазы пациенту назначается противорецидивное лечение продолжительностью от 4 недель до нескольких лет. Продолжительность лечения устанавливается индивидуально, в зависимости от природы возбудителя, общего состояния здоровья пациента и его реакции на лечение.

Важным условием противорецидивной профилактики является устранение препятствий оттоку мочи.

При наличии механических препятствий пациенту может потребоваться оперативное лечение или катетеризация мочевого пузыря. Если причиной пиелонефрита являются камни в почках, после их удаления назначается курс лечения, направленный на коррекцию обменных процессов в организме.

Нейрогенные дисфункции мочевого пузыря являются показаниями для назначения соответствующего медикаментозного лечения неврологического нарушения и курса физиотерапевтических процедур для восстановления нормальной нервной регуляции.

После устранения острого процесса назначается курс лечения антиоксидантными препаратами, дополнительно – фитотерапия .

При тяжелом пиелонефрите у детей до года может быть назначено лечение для укрепления иммунитета. Показаниями к иммунокорригирующей терапии являются:

  • Необычный или редкий состав возбудителей;
  • Неэффективность антибиотикотерапии;
  • Гнойные процессы, усугубленные признаками полиорганной недостаточности.

Сестринский процесс при болезни

Медицинская сестра детского нефрологического отделения контролирует соблюдение предписанного врачом режима и других назначений. При необходимости оказывает первую неотложную помощь и вызывает к пациенту дежурного врача.

Маленькому пациенту должен быть обеспечен доступ к горшку, посещение санузла исключается. В палате должно быть тепло, на время проветривания пациента следует одеть теплее, чтобы исключить возможность переохлаждения.

Проветривание производится дважды в день, влажная уборка – 3 раза. Медсестра поддерживает чистоту горшка и постельного белья, особенно, если у пациента наблюдается недержание мочи. Важно также соблюдение акустической гигиены, обеспечение условий для достаточного сна.

В обязанности медсестры входит поддержание контакта с родителями пациента, разъяснительные беседы о необходимости соблюдения предписанного врачом режима.

Средний медицинский персонал контролирует посещение занятий пациентами школьного возраста, а также отвечает за организацию досуга детей дошкольного возраста, выполняя функции воспитателя.

В разгаре острого воспаления пациенту назначается диета с ограниченным содержанием соли и белка . На 7-10 день ограничение по содержанию белка и соли несколько смягчаются, за исключением случаев, отягощенных артериальной гипертензией.

Пища должна быть только свежей, в рацион необходимо включать сырые фрукты и овощи. Под запретом оказываются острые, жирные и жареные блюда, а также крепкие бульоны. Пациенту рекомендуется обильное питье .

Пациентам с хронической формой пиелонефрита назначается более строгая . Из рациона исключаются все виды консервов, особенно соленья и маринады, копчености, пряные, жареные и острые блюда.

Ограничивается употребление овощей с острым вкусом (лук, чеснок, редис, редька), а также содержащие большое количество кислот (в частности, щавель). Под запрет подпадают кислые фрукты и ягоды. Запрещены все газированные напитки. В меню обязательно включают арбуз, дыню и тыкву .

Ежедневная питьевая норма – не менее 2 л , с преобладанием витаминных напитков: отвара шиповника, свежевыжатых соков, компотов, а также слабощелочных лечебно-профилактических минеральных вод.

В рационе больного должны присутствовать :

  • Молочные и вегетарианские супы;
  • Нежирное мясо, рыба и птица;
  • Яйца;
  • Кисломолочные продукты;
  • Крупы;
  • Сырые, отварные, паровые овощи.

Из сладостей разрешены варенье, мед и сахар.

Диета назначается индивидуально , в зависимости от особенностей патологического механизма заболевания, наличия осложнений и сопутствующих патологий.

Лечение в домашних условиях

После выписки из стационара или при изначальном амбулаторном лечении проводится медикаментозная и диетотерапия в соответствии с назначениями врача. Дополнительно может быть рекомендован курс фитотерапии .

В состав лечебных сборов включают травы, обладающие противовоспалительным, общеукрепляющим, мочегонным и уросептическим действием.

Пиелонефрит – очень серьезное заболевание, поэтому применение народных рецептов, почерпнутых из каких бы то ни было источников, должно быть согласовано с врачом.

Профилактика заболевания

Первичная профилактика пиелонефрита у детей сводится к следующим мерам:

  1. Обеспечение полноценного сбалансированного питания.
  2. Обучение навыкам интимной гигиены и контроль за выполнением соответствующих процедур. У грудничков – своевременная замена подгузника и подмывание.
  3. Лечение инфекционных заболеваний независимо от локализации очага поражения.
  4. Соблюдение питьевого режима.

Очень важно своевременное опорожнение кишечника и мочевого пузыря. Если ребенку приходится подолгу терпеть, возникает риск урогенного заражения почек.

В комплекс мер вторичной профилактики дополнительно включается соблюдение назначений врача (поддерживающая терапия, диета). Дети, перенесшие острый пиелонефрит, в течение 3 лет находятся на диспансерном учете у нефролога.

Пациенты перенесшие пиелонефрит, развившийся вследствие обструкции мочевыводящих путей, а также при хронической рецидивирующей форме заболевания находятся на диспансерном учете пожизненно .

Информацией о пиелонефрите у детей поделится в ролике профессор кафедры педиатрии:

Пациент 30 лет поступил в нефрологическое отделение с диагнозом обострение хронического пиелонефрита.

При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на повышение температуры, на тянущие боли в поясничной области, частое и болезненное мочеиспускание, общую слабость, головную боль, отсутствие аппетита. В анамнезе у пациента хронический пиелонефрит в течении 6 лет. Больной беспокоен, тревожится за свое состояние, сомневается в успехе лечения.

1Объективно:

температура 37,8°С. Состояние средней тяжести. Сознание ясное. Гиперемия лица. Кожные покровы чистые, подкожно-жировая клетчатка слабо развита. Пульс 98 уд./мин., напряжен, АД 150/95 мм рт. ст. Язык сухой, обложен белым налетом. Живот мягкий, безболезненный, симптом Пастернацкого положительный с обеих сторон.

2Пациенту назначено:

1. Постельный режим, диета №7.

2. Общий анализ крови, общий анализ мочи, анализ мочи по Нечипоренко.

3. Оксациллин по 1 г – 4 раза в день в/м

4. Витаминотерапия: В 1 (6%-1,0), В 6 (5%-1,0) п/к

5. Уроантисептики растительного происхождения (толокнянка, кукурузные рыльца, семена укропа).

Задания

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено; сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

2. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

3. Объясните пациенту как правильно собрать мочу на общий анализ и по Нечипоренко.

4. Обучите пациента процедуре подготовки к экскреторной урографии.

5. Продемонстрируйте на муляже технику катетеризации мочевого пузыря у мужчин.

Эталоны ответов

(1) У пациента нарушены потребности:

есть, пить, выделять, поддерживать температуру, общаться, работать, быть здоровым.



(2) Проблемы пациента:

è настоящие:

тянущие боли в пояснице, дизурия, повышение температуры, общая слабость, головная боль, отсутствие аппетита, неуверенность в благоприятный исход заболевания, тревогу о своем состоянии;

è потенциальные:

ухудшение состояния пациента, связанные с развитием осложнений.

Из данных проблем

è приоритетной является частое, болезненное мочеиспускание (дизурия).

(3) Краткосрочная цель:

пациент отмечает уменьшение частоты и боли при мочеиспускании к концу недели.

(4) Долгосрочная цель:

исчезновение дизурических явлений к моменту выписки пациента и демонстрация пациентом знаний факторов риска, ведущих к обострению заболевания.

(5) СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА:

План Мотивация
1. Обеспечение строгого постельного режима и покоя. Для уменьшения физической и эмоциональной нагрузки.
2. Обеспечение диетическим питанием с ограничением поваренной соли (исключить из питания острое, соленое, копченое). Для предотвращения отеков и уменьшения раздражения слизистой чашечно-лоханочной системы.
3. Наблюдение за внешним видом и состоянием пациента (пульс, АД, ЧДД). Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений.
4. Обеспечение пациента обильным питьем до 2-2,5 л в сутки (минеральная вода, клюквенный морс, настой шиповника) Для создания форсированного диуреза способствующего купированию воспалительного процесса.
5. Обеспечение личной гигиены пациента (смена белья, подмывание). Для создания комфорта пациенту и профилактики вторичной инфекции.
6. Обеспечение пациента предметами ухода (утка, грелка). Для обеспечения комфортного состояния пациенту и уменьшения болей.
7. Выполнение врачебных назначений. Для эффективного лечения.
8. Проведение беседы с родственниками об обеспечении полноценного и диетического питания с усиленным питьевым режимом. Для повышения иммунитета и защитных сил организма пациента.

(6) Оценка эффективности:

пациент отмечает значительное улучшение состояния, боли в поясничной области исчезли, дизурических явления отсутствуют. Цель достигнута.

3. Студент объясняет пациенту правила сбора мочи на общий анализ и по Нечипоренко.

4. Студент обучает пациента процедуре подготовки к экскреторной урографии.

5. Студент демонстрирует на муляже технику катетеризации мочевого пузыря у мужчин в соответствии с общепринятым алгоритмом.


Задача №17 (почечно-каменная болезнь.)

Пациент, 45 лет, поступает в нефрологическое отделение с диагнозом почечно-каменная болезнь.

При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на резкие боли в поясничной области справа с иррадиацией в паховую область, половые органы, мочеиспускание учащенное, болезненное, малыми порциями, однократную рвоту.

Считает себя больным 3 года. Приступы периодически повторяются.

1Объективно:

Состояние средней тяжести. Сознание ясное. В окружающем пространстве ориентируется адекватно, тревожен, мечется в постели. Положение вынужденное, кожные покровы бледные, покрыты холодным липким потом. Температура тела 36,7 0 С. ЧДД 18 в мин. Пульс 100 уд./мин., ритмичный. АД 120/80 мм рт. ст. Живот правильной формы, участвует в акте дыхания. Симптом Пастернацкого резко положительный справа.

В анализе мочи гематурия.

2Пациенту назначено:

- постельный режим;

- грелки, горячие ванны;

- обзорный снимок почек;

- повторный анализ мочи.

- УЗИ мочевыделительной системы;

- раствор но-шпы 2% -2 мл в/м.

- баралгин 5 мл в/в.

Задания

1. Сформулируйте нарушенные потребности и выявите проблемы пациента.

2. Составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

3. Объясните пациенту как подготовиться к обзорной рентгенограмме органов брюшной полости.

4. Обучите пациента оказанию самопомощи при начинающемся приступе почечной колики.

5. Продемонстрируйте на фантоме технику постановки очистительной клизмы.

Эталоны ответов1

(1) У больного нарушены потребности:

- выделять;

- быть здоровым;

- общаться;

- работать;

- спать;

- отдыхать.

(2) Проблемы пациента

è настоящие:

- приступ боли в пояснице;

- нарушение мочеиспускания;

- рвота;

- тревога;

è потенциальные:

- гидронефроз;

- вторичный пиелонефрит;

- хроническая почечная недостаточность;

è приоритетные: - приступ боли в пояснице;

(3) Краткосрочная цель:

снять болевой синдром в течение нескольких часов.

(4) Долгосрочная цель:

обучить пациента приемам самопомощи при начинающемся приступе почечной колики.

(5) СЕСТРИНСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

План Мотивация
1. Срочно вызвать врача. Для оказания неотложной врачебной помощи.
2. Обеспечить физический и психический покой. Для уменьшения спастических болей..
3. Приложить грелку на поясницу. Для снятия спазма гладкой мускулатуры.
4. По назначению врача провести горячую ванну продолжительностью 15-20 минут. Для снятия спазма и боли в поясничной области.
5. Выполнение назначений врача. Для эффективного лечения.
6. Осуществить сбор мочи на анализ. Для контроля лечения и профилактики осложнений.
7. Провести беседу с пациентом о причинах возникновения приступа почечной колики. Для профилактики повторных приступов.

(6) Оценка эффективности:

цель достигнута, боль исчезла, пациент успокоился. К моменту выписки приступы почечной колики не повторялись.

3. Студент демонстрирует правильно выбранный уровень общения с пациентом, способность доступно объяснить как подготовиться к обзорной рентгенограмме органов брюшной полости.

4. Студент демонстрирует обучение пациента оказанию самопомощи при начинающемся приступе почечной колики.

5. Студент демонстрирует на муляже технику очистительной клизмы.

Министерство здравоохранения Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»

Специальность:34.02.01 «Сестринское дело»

Цикловая методическая комиссия ЦМК «дисциплин и профессиональных модулей специальности «Лечебное дело» «Сестринское дело » «Акушерское дело »:

ПМ 02 Участиевлечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля

3 курс, 5 семестр

Методическая разработка

для преподавателей и студентов

практических занятий

по теме:

" ".

Составила: преподаватель – Н.А. Попова

Москва 2018 г

Цели занятия:

Учебные

1. Сформировать, систематизировать и закрепить знания по теме « при при пиелонефрите ».

2. Приобрести умение осуществлять сестринский процесс.

3.Выполнять сестринские манипуляции, обучать пациента и семью по вопросам ухода, консультировать пациента и семью по вопросам самонаблюдения, питания, двигательного режима.

Развивающие

    Развить умственные способности, навыки самостоятельной работы, логическое, аналитическое и клиническое мышление.

    Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения.

Воспитательные

    Научить студентов работать коллективно и индивидуально

    Формировать сознательное отношение к важности изучения МДК 02.01

    Способствовать формированию личности, воспитывать ответственность, аккуратность, терпение и такт при общении с пациентом, чувство долга. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Уметь:

    работать с нормативно-правовой и учетно-отчетной документацией;

    осуществлять сестринский процесс при уходе за пациентом (осуществлять сбор информации и оценивать потребности пациента);

    выявлять проблемы пациента;

    ставить цели и составлять план сестринских вмешательств;

    оценивать возможности пациента к самоуходу;

    установить психологический контакт с пациентом;

    проводить лекарственную терапию по назначению врача (раздача лекарственных препаратов, проведение внутривенных, внутримышечных, подкожных инъекций);

    определять у пациента ЧДД (частоту дыхательных движений), уровень АД (артериального давления), пульс и заносить данные в температурный лист;

    подготовить пациента к исследованиям;

проконсультировать пациента и членов его семьи по вопросам профилактики пиелонефрита.

Знать:

    содержание основных федеральных и региональных нормативных документов, регламентирующих деятельность среднего медицинского персонала;

    причины и предрасполагающие факторы для возникновения заболевания;

    клинические проявления;

    роль медицинской сестры в диагностике заболевания;

    принципы лечения;

    проблемы пациента при данном заболевании;

    профилактику при пиелонефрите.

В процессе занятия работать над формированием компетенций:

Студенты должны овладеть профессиональными компетенциями:

    ПК 1. Работать с нормативно-распорядительной документацией и применять основы правовых знаний для реализации профессиональных функций в области урологии;

ПК 2. Знать факторы риска, приводящие к пиелонефриту.

ПК 3. Разрешать проблемы пациентов при данной патологии;

    ПК 4. Осуществлять сестринский процесс при уходе за пациентом;

    ПК 5. Обеспечить подготовку пациентов к исследованиям, назначенных врачом;

    ПК 6.

    ПК 7. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;

    ПК 8. Проводить профилактику.

    ПК 9 . Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств;

    ПК 10. Соблюдать принципы профессиональной этики.

Студенты должны овладеть общими компетенциями:

- ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации

ОК 8 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Тип занятия: семинар

Продолжительность:60 минут

Место проведения: аудитория колледжа

Методы обучения:

- информационно-развивающий ( знакомство с нормативными документами, регламентирующими медицинскую деятельность в эндокринологии

- частично-поисковый (решение проблемных и ситуационных задач)

Коллективное обсуждение (анализ жизненных ситуаций, доказательное разъяснение, упражнения, поощрение).

Педагогические технологии:

    Педагогика сотрудничества (развитие способностей через гуманизацию педагогических отношений; планирование деятельности)

    Групповые технологии (выполнение общего задания; обсуждение общего задания; общий вывод преподавателя)

Оснащение занятия:

1. Дидактический обучающий материал:

Теоретическая информация для углубления и систематизации знаний студентов при пиелонефрите:

Мультимедийный материал;

    Контролирующий материал:

Ситуационные задачи;

Схемы для заполнения;

Бланки тестовых заданий .

Элементы симуляционной технологии

- манипуляционный столик;

Инструментарий (халат, бахилы, маска, шапочка, очки, щитки, перчатки, шприцы, ампулы, фантом для в\м инъекций, тренажер руки для в\в инъекций )

Междисциплинарные связи направлены на совершенствование мыслительной и аналитической деятельности студента по всем изучаемым дисциплинам курса.

ЛИТЕРАТУРА

    Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

    Федеральный закон от 29.11.2010г. № 326-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

246-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

    Общепрофессиональные аспекты деятельности средних медицинских работников: учеб.пособие/ под ред.С.И. Двойникова. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2015. – 432 с.: ил.

    Приказ МЗ от 30.09.2015г. № 683н «Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведению мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях» ;

    Приказ МЗ РФ от 21.12.2012г. № 1344н «Об утверждении порядка проведения диспансерного наблюдения больных хроническими неинфекционными заболеваниями».

    Обуховец Т.П. Основы сестринского дела (Учебное пособие), Ростов-на-Дону, Феникс, 2014

    С.А. Мухина, И.И. Тарновская Практическое руководство к предмету

    «Основы сестринского дела» Учебник для медицинских училищ и колледжей 2-е издание, исправленное и дополненное г. Москва, 2009г

    « Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи » Учебник для медицинских училищ и колледжей Т. Н. Ярцева, Р. Н. Плешкан, Е.К. Сабчук г. Москва, 2005г

    Радужный Н.Л. Внутренние болезни Мн: ВШ, 2010, 365с.

    Пирогов К. Т Внутренние болезни, М: ЭКСМО, 2012.

    Сиротко В. Л, Все о внутренних болезнях: учебной пособие для аспирантов, Мн: ВШ, 2014 г.

    Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций: учебное пособие / Широкова Н.В. и др. 2013.

Электронный ресурс:

    Медицинский информационный портал:

    http://domashniy-doktor.ru/index.php/2011-08-02-17-46-41/19-2011-08

    Файловый архив для студентов:

    http://www.studfiles.ru/preview/6065923/

Описание хода занятия:

Ориентир.

время, мин.

Методические

Организационная часть, целевая установка

Преподаватель проверяет готовность аудитории к занятию, внешний вид студентов. Отмечает отсутствующих. Сообщает тему занятия, цели и план проведения.

Мотивация изучения темы

Преподаватель отмечает значимость изучения темы для профессиональной деятельности медицинских сестер, важность данной темы для реализации профессиональных навыков.

3

Исходный контроль знаний.

Раздается задание в тестовой форме.

1 0

Студенты отвечают на предложенные тесты

4

Работа над ошибками. Проводится анализ тестового контроля

Преподаватель предлагает студентам коллегиально обсудить ответы на тестовый контроль

5

Устный опрос студентов по изученной теме с целью определения уровня усвоения учебного материала

1 0

Студенты делают устные сообщения по вопросам полученного ранее домашнего задания и обсуждают коллегиально основные разделы темы

6

Объяснение преподавателем материала, не усвоенного самостоятельно

1 0

Студентам предлагается мультимедийная презентация по пиелонефриту.

В процессе изложения материала обсуждается и комментируется данная тема. Студенты слушают, записывают, неусвоенное, самостоятельно по теме

Пояснения к решению ситуационной задачи

5

Преподаватель дает рекомендации по решению задач

Решение ситуационных задач, с выполнением манипуляций указанных в задаче

30

Студенты отрабатывают навыки клинических ситуаций в ходе решения задач и выполняют манипуляции, указанные в задаче.

Подведение итогов занятия

Преподаватель делает акцент на основных понятиях темы, подчеркивает значимость данной темы для реализации профессиональных навыков, выставляет оценки с комментариями

Домашнее задание

Преподаватель называет тему следующего занятия согласно календарно-тематического плана, указывает литературу для подготовки.

Итог

90 минут

Сестринский уход, наблюдение, зависимые и независимые вмешательства при пиелонефрите.

Мотивация

В структуре заболеваний органов мочевой системы:

В России – от 5,6 до 27,5%

В Западной Европе – от 4 до 25%.

В США – 5-10%.

Пиелонефрит - наиболее частое заболевание почек во всех возрастных группах.

Заболевание выявляется в 8-20 % .

И молодого и среднего возраста болеют в 6 раз чаще и .

У детей пиелонефрит занимает второе место после заболеваний органов дыхания.

Вопросы по теме

" Сестринский уход, наблюдение, зависимые и независимые вмешательства при пиелонефрите ".

Определение пиелонефрита?

    Причины пилонефрита?

    Что поражается при пилонефрите?

    Симптомы пиелонефрита?

    По характеру течения делится?

    Пути проникновения?

    Что наблюдается в анализе крови при пиелонефрите?

    Какой стол применяется при лечение пиелонефрита?

    Осложнения при пиелонефрите?

    Профилактика пиелонефрита?

ПИЕЛОНЕФРИТЫ

Пиелонефрит – инфекционно-воспалительное заболевание почек с поражением чашечно-лоханочной системы, интерстициальной ткани и почечных канальцев.

Классификация

    острый / хронический

    Первичный – случаи заболевания без предшествующего поражения МВС

Вторичный – развивается на фоне существующих анатомических изменений в МВС, встречается чаще

    1-сторонний / 2-сторонний

По состоянию проходимости мочевыводящих путей

    Необструктивный

    Обструктивный

Формы острого пиелонефрита

    Серозный

    Деструктивный

    Апостематозный пиелонефрит

    Карбункул почки

    Абсцесс почки

Варианты течения хронического пиелонефрита

    латентная

    гипертоническая

    рецидивирующая

    анемичная

    гематурическая

    бессимптомная

Эпидемиология

Самое частое заболевание почек и МВП, чаще болеют женщины (анатомические особенности + гормональный фон – способствует дилатации, гипотонии, дискинезии мочевых путей).

Этиология

Инфекция: чаще других кишечная палочка, синегнойная палочка, стафилококк, протей, клебсиелла, энтерококк, стрептококк, возможно и вирусы.

Пути проникновения инфекции в почку:

    гематогенный (при воспалении)

    лимфогенный

    урогенный (восходящяя инфекция)

Предрасполагающие факторы

1. Нарушение уродинамики и стаз мочи вследствие:

    аномалии развития МВП

    мочекаменная болезнь

    сужения мочеточников

    аденомы предстательной железы

    патологических рефлюксов (например, пузырно-мочеточниковый)

    беременность

2. Снижение резистентности организма вследствие:

    переутомления

    переохлаждения

    гиповитаминоза

3. Способствование инфицированию:

    частые инструментальные исследования МВС, катетеризация

    очаги хронической инфекции

4. Сопутствующие заболевания: сахарный диабет, туберкулёз.

5. Длительное употребление оральных контрацептивов, ГКС.

Патогенез

Нарушение уродинамики и застой мочи способствуют проникновению и размножению микробов. Происходит их непосредственное внедрение в почечную ткань и лоханки. Бактерии, эндотоксины повреждают почечную ткань, вызывая развитие инфекционного воспаления.

Клиника

ХРОНИЧЕСКИЙ ПИЕЛОНЕФРИТ (ремиссия/обострение)

Синдром интоксикации

Повышение температуры до 39-40°С, держится 5-7 дней, затем снижается до субфебрильных цифр и сохраняется ещё 1-3 недели.

Ознобы потрясающие, обильное потоотделение. Может быть тошнота, рвота, боль в мышцах.

Лицо больного осунувшееся, язык сухой, обложенный.

Повышениетемпературы по вечерам до субфебрильных цифр

Повышение температуры до 38-39°С.

Ознобы, слабость, повышенная утомляемость, потливость, снижение аппетита, головная боль, тошнота, рвота, жажда.

Болевой синдром

Боли могут быть интенсивные или ноющие, в виде ощущения постоянного давления, напряжения. Не меняются при изменении положения тела, но могут усиливаться при глубоком вдохе, пальпации живота.

Объективно: положительный симптом Пастернацкого, болезненность и напряжение мышц живота на стороне поражённой почки.

Незначительные непостоянные боли в пояснице ноющего или тянущего характера

Боли в поясничной области с 1 или 2 сторон различной интенсивности. Может быть ощущение постоянного холода в пояснице.

Дизурический синдром

Поллакиурия, странгурия, полиурия, может быть никтурия

Изменения со стороны других систем

Тахикардия, АД снижено или нормальное

Повышение АД, напряжённый пульс.

Анемия

При осмотре:

Одутловатость лица, пастозность век по утрам, кистей, стоп.

Кожные покровы серо-землистого цвета, сухие, шелушащиеся.

Язык сухой, обложен сероватым налётом.

Хронический пиелонефрит.

Клинические формы.

    латентная – мочевой синдром не выражен, клиники нет;

    гипертоническая – АД, мочевой синдром выражен слабо;

    рецидивирующая – течение заболевания с периодами обострений и ремиссий. При обострении клиника острого пиелонефрита;

    гематурическая – возникает на фоне анемической, преобладание в моче эритроцитов, может привести к анемической форме;

    анемическая – клиника пиелонефрита, клиника анемического синдрома (слабость, головокружение, одышка, мелькание «мушек»; в тяжелых случаях- обморочное состояние);

    бессимптомная – жалоб нет, периодически возникает мочевой синдром.

Осложнения:

Паранефрит – воспаление околопочечной клетчатки

Острая почечная недостаточность

Бактериемический шок

Артериальная гипертензия

Анемия

ХПН

Мочекаменная болезнь

Лабораторные и инструментальные исследования:

1. ОАК: лейкоцитоз со сдвигом формулы влево, увеличение СОЭ,анемия.

2. ОАМ: лейкоцитурия, пиурия, протеинурия, цилиндрурия, бактериурия. Менее характерна гематурия.

3. Пробы по Нечипоренко, Амбюрже, Аддис-Каковскому: лейкоцитурия(методы количественного подсчета эритроцитов и цилиндров в суточном объеме мочи (метод Аддиса-Каковского), в 1 мл мочи (по Нечипоренко) и за 1 минуту (по Амбурже)). Анализ мочи по Нечипоренко позволяет более точно определить степень бактериурии, а значит сделать вывод об интенсивности воспаления и его характере.

4. Проба по Зимницкому: полиурия, никтурия.

5. Посев мочи. Бактериурия, если в 1 мл мочи выявляется более 50-100 тысяч микробных тел

6. УЗИ. Для оценки степени нарушения пассажа мочи, и обнаружения препятствия для ее оттока проводится УЗИ почек, выделительная урография, восходящая урография, радиоизотопная ренография и сцинтиграфия.

7. Экскреторная урография (в/в, нисходящая) Рентгеновские снимки делаются на 5, 15, 20, 30 минутах после в/в введения контрастного вещества.

8. Радиоизотопное исследование.

Диагностика затруднена из-за отсутствия у него ярких клинических проявлений. Кроме обычных лабораторных анализов крови и мочи, основу диагностического поиска составляют рентгенологические, радиоизотопные и другие аппаратные методы исследований, позволяющие обнаружить замещение ткани почки соединительной тканью.

Чтобы оценить степень поражения почек выполняют обзорную рентгенографию, выделительную и восходящую пиелографию, хромоцистоскопию, радиоизотопную ренографию и сканирование почек и УЗИ.

Для выявления осложнений пиелонефрита со стороны сердечно-сосудистой системы назначают ЭКГ и исследование глазного дна.

Лечение

Лечение острого и хронического пиелонефрита:

1. Госпитализация при остром пиелонефрите и обострении хронического.

2. Постельный режим на период интоксикации.

3. Позиционная терапия: пациент 2-3 раза в день должен принимать коленно-локтевое положение на 5 минут. Рекомендуется опорожнять мочевой пузырь каждые 1,5-2 часа, спать на боку, противоположном больной почке (улучшается отток мочи из верхних отделов МВП).

4. Диета: пища разнообразная, витаминизированная, высококалорийная. Количество соли 6-10 г в сутки. Исключаются острые блюда, мясные бульоны, копчёности, консервы, кофе, перец, горчица, лук, спиртные напитки. Рекомендуются молочно-растительная диета, каши. Обильное питьё (компоты, отвар шиповника, чай с лимоном, клюквенный морс – обладает антисептическим действием) до 2,5-3 л в день, если нет противопоказаний. Рекомендуются продукты с мочегонным эффектом: арбуз, дыня, тыква.

5. Этиотропное лечение: а/б по чувствительности микрофлоры (не рекомендуются нефротоксичные а/б, такие как сульфаниламиды)):

    пенициллины: амоксициллин, ампиокс (микробы обладают иммунитетом, для беременных)

    цефалоспорины (при легких формах, не гнойные, Цефипим – любые микробы)

    макролиды: сумамед, азитромицин, кларитромицин

    нитрофураны: фуразидин

    фторхинолоны: нолицин, левофлоксацин (Наиболее совр., приимущество – длительный период полувыведения)

    производные 8-оксихинолина: нитроксолин

    гликопептиды: ванкомицин, ристомицин

    аминогликозиды (Крайне токсичны для слуха)

    карбапенемы: меропенем (только под строгим наблюдением)

6. Дезинтоксикационная терапия: 5% глюкоза, физ. раствор, гемодез, реополиглюкин.

7. Антиагреганты для улучшения микроциркуляции в почках: курантил.

8. Спазмолитики при боли: папаверин, но-шпа, баралгин.

9. Симптоматическая терапия: жаропонижающие, при хр. пиелонефрите гипотензивные, лечение анемии.

10.Фитотерапия (противовоспалительное и мочегонное действие): брусничный лист, тысячелистник, толокнянка, зверобой, шалфей, шиповник, полевой хвощ, чистотел, ягоды можжевельника, лист малины, ромашка, петрушка, березовые почки.

11.Физиотерапия.

12.При хр. пиелонефрите в фазе ремиссии возможно проведение курсов чередования а/б и фитотерапии.

13.Оперативное лечение при развитии осложнений.

Профилактика

1. Устранение причин, способствующих нарушению уродинамики.

2. Избегать переохлаждений.

3. Санация очагов хронической инфекции.

4. Лечение сопутствующих заболеваний.

5. Соблюдение гигиены наружных половых органов.

6. При хроническом пиелонефрите диспансерное наблюдение у нефролога, регулярный контроль за анализами мочи.

Задание в тестовой форме