Основы прохождения военной службы. Офицер не исполняет обязанности военной службы, в случае. и) граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях, - на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы

В условиях резкого обострения общественных противоречий возраста­ет роль правового регулирования строительства и использования армии. По­литика военного строительства наглядно свидетельствует, что военные про­блемы невозможно решать без учета проблем экономических, правовых, со­циальных.

Служба в армии всегда сопряжена с лишениями и трудностями, с раз­личного рода опасностями для здоровья и самой жизни военнослужащих. И поэтому очень важно, чтобы человек в погонах был надежно социально за­щищен, чтобы каждый военнослужащий знал о льготах и гарантиях, предос­тавляемых ему и его семье государством. Особенно это актуально сейчас, ко­гда военнослужащие российской армии, внутренних войск, войск других министерств и ведомств, оставаясь верными присяге, выполняет свой воин­ский долг в "горячих точках", там, где опасно, там, где льется кровь и где они нужны как гарант мира и безопасности (Таджикистан, Чечня, Абхазия). Да и семьям военных подчас приходится несладко, и это, пожалуй, ни для кого не секрет - жилищные проблемы, удаленность частей и подразделений от большой ци­вилизации и как следствие невозможность для жен устроиться на работу по специальности, определить детей в детские учреждения или в хорошую шко­лу. И, наконец, целая гам­ма проблем социальных, вызванных политической, экономической неста­бильностью в ближнем зарубежье, да и в самой России. Государство, учиты­вая характер и сложности военной службы, установило для военнослужащих и членов их семей ряд льгот, гарантий и компенсаций по вопросам матери­ального обеспечения, предоставления жилья, по транспортным услугам, по получению ссуд на индивидуальное жилищное строительство и другим ост­рым социальным проблемам. Эти льготы и компенсации установлены и за­креплены федеральными законами "Об Обороне", "О воинской обязанности и военной службы", "О статусе военнослужащих", "О ветеранах", другими за­конодательными актами. Закон - лишь тогда является гарантом обеспече­ния предоставленных прав, когда он неукоснительно выполняется. Препятст­вием на этом пути нередко становится недостаточная правовая грамот­ность военнослужащих, и должностных лиц, обязанных по закону исполнять законодательство о льготах. Поэтому, осведомленность военнослужащих о принадлежащих им правах, гласность в практике их предоставления являют­ся важным условием защиты указанных прав и льгот.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы в Российской Федерации являются:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»;

Федеральный закон «О статусе военнослужащих»;


Федеральный закон «Об обороне»;

Федеральный закон "О ветеранах";

Общевоинские уставы ВС РФ;

Положение о порядке прохождения военной службы;

Другие руководящие документы, законодательные акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Статья 59 Конституции РФ устанавливает, что защита отечества является обязанностью гражданина Российской Федерации. Федеральными законами от 27 мая 1998г. «О статусе военнослужащих» и от 28 марта 1998г. «О воинской обязанности и военной службе» подробно определена совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, система воинского учета и подготовки гражданина к военной службе, призыва граждан на военную службу, поступления на службу по контракту и прохождения военной службе в запасе. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Федеральный закон от 31 мая 1996г. «Об обороне» определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны. Этот Закон логически продолжает и развивает ранее принятые законы, учитывает перемены, происшедшие в структуре государственного управления в последние годы, а также реальные условия сегодняшнего дня, требующие выполнения задач по обеспечению надежной безопасности страны.

Федеральный закон от 12 января 1995 года «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Устав внутренней службы ВС РФ определяет общие права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка.

Уставом внутренней службы руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений, предприятий, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования* Вооруженных Сил Российской Федерации. Положения Устава, в том числе и обязанности должностных лиц полка и его подразделений, в равной степени относятся к военнослужащим всех воинских частей, кораблей и подразделений.

Действие Устава распространяется на военнослужащих пограничных войск, внутренних войск Министерства внутренних дел, железнодорожных войск, войск гражданской обороны, военнослужащих системы федеральных органов государственной безопасности, главного управления охраны Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних, дел и других министерств и ведомств Российской Федерации.

На кораблях внутренняя служба и обязанности должностных лиц дополнительно определяются Корабельным уставом Военно-Морского Флота.

Положение о порядке прохождения военной службы определяет порядок про­хождения гражданами Российской Федерации военной службы по призыву и в доб­ровольном порядке (по контракту) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях Го­сударственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», в мирное время, порядок заключения контракта о прохождении военной службы (далее име­нуется - контракт) и прекращения его действия, а также другие вопросы, которые в
соответствии с федеральными законами относятся к сфере его регулирования.

  • Комплектование Российских ВС офицерским составом.

  • Содержание и порядок исполнения обязанностей военной службы офицерами.



Порядок прохождения военной службы офицерским составом определяется законами РФ, уставами ВС РФ, приказами МО РФ, директивами ГШ ВС РФ и другими нормативными документами.

  • Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • (ред. от 21.12.2009)

  • "О воинской обязанности и военной службе"

  • (принят ГД ФС РФ 06.03.1998)



Офицер – военнослужащий имеющий воинское звание от младшего лейтенанта и выше.



Офицеру запрещается:

    заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

    заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;

  • использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;



Офицеру запрещается:

  • получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;

  • получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;

  • принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды иностранных государств, международных и иностранных организаций;

  • выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями;

  • использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним;



Офицер не исполняет обязанности военной службы, в случае:

  • а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы;

  • б) добровольного приведения себя в состояние опьянения;

  • в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.



Офицер может заключать контракт сроком на 1,3,5 лет. Первый контракт заключается не менее, чем на 5 лет.

  • К О Н Т Р А К Т

  • о прохождении военной службы

  • 1. _______________________________________________________________

  • (воинское звание, фамилия, имя и отчество

  • гражданина (военнослужащего), число, месяц и год рождения)

  • добровольно заключил с __________________________________________________

  • ___________________________________________________________________

  • (наименование федерального органа исполнительной власти)

  • в лице _____________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________

  • (должность, воинское звание, фамилия и инициалы должностного лица)

  • настоящий контракт о прохождении военной службы в _________________

  • ___________________________________________________________________

  • (в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах)

  • на срок _____________________________________________________________

  • ___________________________________________________________________

  • (срок контракта)

  • 2. _______________________________________________________________

  • (фамилия и инициалы гражданина (военнослужащего)

  • добровольно дает обязательства:

  • а) проходить военную службу по контракту в течение установленногонастоящимконтрактом срока;

  • б) в период прохождения военной службы по контракту добросовестно исполнять всеобщие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми

  • актами Российской Федерации.



Запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан:

  • уволенных с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • успешно завершивших обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончивших эти образовательные учреждения;

  • не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

  • не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет;

  • уволенных с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах;

  • прошедших альтернативную гражданскую службу;

  • женского пола, имеющих военно-учетную специальность.



Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда:



Порядок присвоения очередного воинского звания офицерам запаса.



Для пребывания в запасе в следующих воинских званиях устанавливаются сроки: (в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2009 N 30)



Для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы.



  • граждане женского пола.

  • а) граждане, забронированные за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и в военное время;

  • б) сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации;

  • в) гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации;

  • г) летно-технический состав, а также рабочие и служащие авиационного и железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие и обеспечивающие перевозки или занятые обслуживанием и ремонтом самолетов (вертолетов), аэродромной техники, подвижного состава и устройств железнодорожного транспорта;

  • д) плавающий состав судов морского флота, а также плавающий состав речного флота и флота рыбной промышленности - в период навигации;



Освобождение от военных сборов. Граждане, не подлежащие призыву на военные сборы.

  • е) граждане, непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, - в период проведения таких работ;

  • ж) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений;

  • з) граждане, обучающиеся по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в образовательных учреждениях;

  • и) граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях, - на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы;

  • к) граждане, уволенные с военной службы, - в течение двух лет со дня увольнения в запас;

  • л) граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;

  • н) граждане, пребывающие за пределами Российской Федерации;

  • о) члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), граждане, временно исполняющие обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);



Прохождение военной службы представляет собой регулируе­мый законодательством процесс изменения правового положения военнослужащих при исполнении военной службы с момента ее начала и до ее окончания. Похождение военной службы связано:

С заключением контракта или призывом на военную службу;

С профессиональным обучением;

С присвоением, изменением и лишением воинских званий;

С перемещением по службе и в другую местность;

С исполнением обязанностей военной службы и временем отдыха;

С аттестацией военнослужащих;

С увольнением с военной службы и восстановлением на военной службе.

Военная служба проходит в течение определенного срока. Со сроком обычно связано возникновение, изменение или прекра­щение военно-служебных правоотношений. Срок военной служ­бы представляет собой время, в течение которого военно­служебные правоотношения действуют.

Для военнослужащих, призванных на военную службу, про­должительность военной службы определена Федеральным за­коном «О воинской обязанности и военной службе». Срок во­енной службы по контракту определяется периодом, указанным в контракте о прохождении военной службы.

Специфика военно-служебных отношений обусловила осо­бенности исчисления сроков. С момента начала течения срока военной службы гражданин становится военнослужащим с при­сущим ему особым правовым статусом. Началом срока военной службы считается:

Для граждан, призванных на военную службу, не пребы­вавших в запасе, - день убытия из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения военной службы;

Для офицеров, призванных на военную службу из числа окончивших образовательные учреждения высшего про­фессионального образования и зачисленных в запас с при­своением воинского звания офицера, - день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предпи­сании военного комиссариата;

Для граждан, призванных на военную службу непосредст­венно после окончания образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым при­своено воинское звание офицера, - день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений;

Для граждан, поступивших на военную службу по контрак­ту, - день вступления в силу контракта;

Для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, - день зачисления в учебные заведения.

Определение продолжительности военной службы произво­дится в календарном исчислении, а в случаях, установленных федеральным законодательством - в льготном исчислении.

Военнослужащим, поступающим на военную службу, при­сваиваются воинские звания. Законодательством предусмотрены основания их присвоения. Таковыми являются: поступление (призыв) на военную службу; окончание военного образователь­ного учреждения профессионального образования; истечение срока военной службы в предыдущем воинском звании; особые личные заслуги военнослужащего либо в качестве поощрения (ефрейтор, старший матрос), либо досрочно (не выше звания, предусмотренного штатом по занимаемой должности), либо на одну ступень выше звания, предусмотренного занимаемой должностью; назначение военнослужащего на высшую воин­скую должность, если истек срок его службы в предыдущем во­инском звании; переаттестация при поступлении на военную службу гражданина, проходившего правоохранительную службу (в этом случае может быть присвоено воинское звание, равное его специальному званию).

При присвоении воинских званий должны соблюдаться оп­ределенные условия. Во-первых, занятие военнослужащим во­инской должности, для которой штатом предусмотрено воин­ское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему. Во-вторых, обязательным ус­ловием присвоения очередного воинского звания является вы­слуга установленного срока в предыдущем воинском звании, которая составляет:

Пять месяцев - для рядового (матроса);

Один год - для младшего сержанта (старшины 2-й статьи);

Два года - для младшего лейтенанта, сержанта (старшины 1-й статьи);

Три года - для старшего лейтенанта, лейтенанта, прапор­щика (мичмана), старшего сержанта (главного старшины);

Четыре года - для майора (капитана 3-й ранга), капитана (капитан-лейтенанта);

Пять лет - для подполковника (капитана 2-й ранга).

Воинское звание высшего офицера может быть присвоено воен­нослужащему по истечении не менее двух лет его военной службы в предыдущем воинском звании и не менее одного года в занимаемой воинской должности, подлежащей замещению высшими офицера­ми. Сроки военной службы в воинском звании генерал-полковника (адмирала) и генерала армии (адмирала флота) не устанавливаются.

Особенностью прохождения военной службы является изме­нение служебного положения военнослужащего, предусмотрен­ное перемещением по службе и перемещением на новое место службы (в том числе в другую местность). Поскольку перемеще­ние может быть связано с существенным изменением объема служебных обязанностей, а также денежного содержания воен­нослужащего, оно должно производиться только в соответствии с законодательством.

Законодательством предусмотрены следующие виды переме­щения:

По инициативе военнослужащего (по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комис­сии); по семейным обстоятельствам по личной просьбе; по личной просьбе; в связи с зачислением в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру);

По инициативе руководителя (по служебной необходимо­сти; в порядке продвижения по службе; в связи с органи­зационно-штатными мероприятиями; в связи с плановой заменой; в связи с отчислением из военно-учебного заве­дения, адъюнктуры, военной докторантуры; перевод в слу­чае, если с учетом характера совершенного преступления военнослужащий, которому назначено наказание в виде ограничения по военной службе, не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными).

Перемещение военнослужащих может осуществляться на вышестоящую должность, на равнозначную должность и на ни­жестоящую должность. Кроме того, законодательство преду­сматривает перемещение на новое место службы и службу в дру­гую местность.

Военнослужащий может быть переведен к новому месту во­енной службы и в другую местность в следующих случаях: по служебной необходимости; в порядке продвижения по службе; по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно­врачебной комиссии; в связи с зачислением в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру; в связи с отчис­лением из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры; если с учетом характера совершенного преступ­ления военнослужащий, которому назначено наказание в виде ограничения по военной службе, не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными. А воен­нослужащие, проходящие военную службу по контракту, также могут быть переведены по семейным обстоятельствам по личной просьбе; по личной просьбе; в связи с организационно­штатными мероприятиями; в связи с плановой заменой.

Значительное место в прохождении военной службы отводит­ся аттестации, целью которой является всесторонняя и объек­тивная оценка военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также офицеров, проходящих военную службу по призыву, определение их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования.

Для военнослужащих, проходящих военную службу по кон­тракту, аттестация проводится через каждые пять лет прохожде­ния военной службы, а при истечении срока военной службы - не менее чем за четыре месяца до ее окончания. Также аттеста­ция проводится по окончании военно-учебного заведения, адъ­юнктуры и военной докторантуры.

Офицеры, проходящие военную службу по призыву, атте­стуются при увольнении в запас или при заключении контракта.

Основными задачами аттестации военнослужащих являются:

Определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям и перспектив их дальнейшего слу­жебного использования;

Подбор военнослужащих для назначения на воинские долж­ности, определение целесообразности заключения новых

контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также отбор кандидатов для направления на учебу;

Создание резерва кандидатов для выдвижения и направле­ния на учебу;

Определение служебного предназначения выпускников во­енно-учебных заведений;

Представление военнослужащих к награждению государст­венными наградами и присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских зва­ний, предусмотренных штатом для занимаемых воинских должностей;

Оценка причин, которые могут служить основанием для дос­рочного увольнения военнослужащего с военной службы.

Для проведения аттестации, а также решения иных вопросов прохождения военной службы создаются аттестационные ко­миссии.

Законодательство о военной службе устанавливает особый порядок и условия прекращения военной службы. Основанием для прекращения военной службы может служить:

Увольнение военнослужащего;

Пленение или интернирование военнослужащего;

Признание военнослужащего безвестно отсутствующим;

Смерть или гибель военнослужащего.

Увольнение военнослужащих производится:

В запас, если военнослужащий к моменту увольнения не достиг предельного возраста пребывания в запасе и по со­стоянию здоровья годен или ограниченно годен к военной службе;

В отставку, если военнослужащий к моменту увольнения достиг предельного возраста пребывания в запасе или по состоянию здоровья признан военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;

С военной службы, если военнослужащему назначено нака­зание в виде лишения свободы или ограничения свободы.

Основания увольнения разнообразны. Они связываются не только со сроками службы или возрастом военнослужащего, его состоянием здоровья, но и с другими обстоятельствами. Все ос­нования увольнения военнослужащих с военной службы можно разделить на три группы.

1. Обстоятельства, обязывающие должностных лиц уволить военнослужащего с военной службы. К ним относятся:

Истечение срока военной службы по призыву;

Достижение предельного возраста пребывания на военной службе военнослужащих, исполняющих ее в добровольном порядке (по контракту);

Истечение срока контракта о прохождении военной службы;

Отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования;

Состояние здоровья - в связи с признанием военнослу­жащего военно-врачебной комиссией не годным к воен­ной службе;

Признание военно-врачебной комиссией ограниченно год­ным к военной службе военнослужащего, проходящего во­енную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до стар­шего прапорщика или старшего мичмана включительно, или проходящего военную службу по призыву;

Лишение военнослужащего воинского звания;

Вступление в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы.

2. Обстоятельства, предоставляющие должностному лицу возможность увольнения военнослужащего с военной службы с учетом оценки причин и кадровой ситуации. Военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы:

В связи с организационно-штатными мероприятиями;

В связи с вступлением в законную силу приговора суда о на­значении военнослужащему наказания в виде лишения сво­боды условно, а также в связи с вступлением в законную си­лу приговора суда о лишении военнослужащего права зани­мать воинские должности в течение определенного срока;

В связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишение указанного допуска;

В связи с невыполнением условий контракта военнослу­жащим;

В связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психо­тропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового или на­чальствующего состава;

Как не выдержавший испытание;

В связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу.

3. Право военнослужащего на увольнение с военной службы независимо от желания руководителя. Увольнение по инициати­ве военнослужащего возможно по основаниям, возникающим:

В связи с существенным или систематическим нарушением в отношении военнослужащего условий контракта;

В связи с признанием военнослужащего, относящегося к составу офицеров, военно-врачебной комиссией ограни­ченно годным к военной службе;

По семейным обстоятельствам;

В связи с прекращением военной службы в период ее при­остановления;

В связи с избранием военнослужащего, проходящего воен­ную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депута­том законодательного (представительного) органа государ­ственной власти субъекта Российской Федерации, депута­том представительного органа муниципального образова­ния или главой муниципального образования и осуществ­лением указанных полномочий на постоянной основе;

В связи с наделением военнослужащего полномочиями выс­шего должностного лица субъекта Российской Федерации либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федера­ции или избранием (назначением) его членом Совета Феде­рации Федерального Собрания Российской Федерации;

В связи с избранием военнослужащего депутатом Государст­венной Думы Федерального Собрания Российской Федера­ции, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального обра­зования либо главой муниципального образования и осуще­ствлением указанных полномочий на постоянной основе.

Военная служба оканчивается в день исключения военно­служащего из списков личного состава воинской части, органов и учреждений, где предусмотрена военная служба, в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.