Направления развития технологий лаборатории на чипе. Лаборатория на чипе» от IBM обеспечивает раннюю диагностику рака и других заболеваний. Лаборатория на чипе: мгновенный анализ крови и разделение клеток

Я так понял, что пришло время мне, практикующему музыканту и человеку без музыкального образования, объяснить музыкальную теорию простым человеческим языком, чтобы можно было сразу понять, что делать. Я последний год пропускал просьбы людей объяснить куски музтеории, думая, что всё можно легко прогуглить и почитать на Википедии. АГА, *****, ЩАС! Не угодно ли ознакомиться со статьёй из Википедии под названием "Тональность"?!

Тона́льность (греч. τόνος — напряжение, натяжение; тон) — 1) принцип лада, центральной категорией которого является тоника. Остальные категории и функции тональности (прежде всего, доминанта и субдоминанта) прямо или косвенно связаны с тоникой.

Дальше имеет смысл копипастить, или зал уже погрузился в кому? Я пишу песни 6 лет, и у меня сейчас лопнул спинной мозг от этого определения. Так что я понял, что я должен объяснить элементарные вещи элементарными словами. Без "центральных категорий" и "функций тональности".

Этот текст я написал для людей, которые только начинают писать музыку на компьютере, и понимают, что кое-что из музыкальной теории им всё-таки пригодится. Для людей, которые уже попробовали надкусить книги из музшкол и музучилищ и поняли, что книги эти - из смеси гранита, мрамора и алмаза, и ничего, кроме сломанных зубов после этих книг не останется.

Пока не знаю, какой формат будет наилучшим, так что начну просто с какого-нибудь. Как говорил Наполеон - главное ввязаться в бой, а там видно будет. Возможно, ниженаписанный текст даже приведёт к захвату Европы, кто знает. Однако, начнём. Пусть это будет формат беседы ученика и учителя.

Что такое аккорд?

Аккорд - это одновременное звучание нескольких нот. Обычно трёх, иногда четырёх-пяти - да хоть десяти. Можно назвать звучание двух нот аккордом. Одна нота - это уже не аккорд.

Как связаны между собой ноты аккорда? По какому принципу они выбираются? Можно ли произвольные три ноты считать аккордом?

Да. Можно произвольные три ноты считать аккордом. Аккорд - это просто название явления, когда ты играешь одновременно несколько нот. Но если играть произвольные ноты - звучать они будут скорее всего отвратительно. Чтобы всё звучало прилично, есть специальные законы построения аккордов. Например, классическим считается аккорд до мажор. С него обычно в музшколах начинают изучение аккордов, его просто взять, и он нормально звучит, т.е. весело и без претензий.))

До мажор:

Почему он называется "до мажор"?

Потому что он построен от ноты до. И мы возвращаемся к предыдущему вопросу о связи нот в аккорде между собой. Что значит, что аккорд построен от ноты до? Это значит, во-первых, что мы решили, что нота до в аккорде будет главной. Поэтому, собственно, он и называется именно до мажор, а не хрен мажор. А во-вторых, это значит, что следующая нота по законам построения мажорного аккорда должна быть выше исходной ноты до на 4 полутона, а следующая за ней - на 7 полутонов выше исходной ноты до (или на 3 полутона выше второй ноты).

Что такое полутон?

Полутон - это расстояние между любыми двумя соседними нотами. Смотри на рисунок выше. Справа от ноты до находится чёрная клавиша с надписью C# (до диез)/Db (ре бемоль). Эта нота соседняя, значит, она выше ноты до на полтона (на полутон). Справа от этой чёрной ноты нота ре - она выше до диеза ещё на полутон. Значит, ре выше до на два полутона. Два полутона - это тон. Ре диез выше, чем ре, на полутон. Дальше идёт ми. Получаем, что ми выше, чем до, на 4 полутона. Вот она нам и нужна для построения мажорного аккорда. Ползём дальше. ми (+4 полутона от ноты до)-фа (+5 полутонов)-фа диез (+6 полутонов)-соль (+7 полутонов). Вот и вторая нота. И аккорд до мажор выглядит как на рисунке. До-ми-соль.

Это универсальная схема насчёт того, что взять ноту, потом взять на 4 полутона выше, и взять на 7 выше, или для каждого аккорда своя формула?

Это универсальная схема. Точно так же можно построить мажорный аккорд от любой ноты. Какой мажорный аккорд ты хочешь построить?

Ля диез мажор.

Хороший выбор. Каждый музыкант должен за свою карьеру вырастить подражателя, посадить голос и построить ля диез мажор. Итак, с чего мы начнём это делать? Какая нота в ля диез мажоре главная?

Это вопрос для идиотов. В ля диез мажоре главная нота - ля диез.

Именно. Кстати, "главная нота" называется термином то ника. Итак, тоника - это ля диез. Какая вторая нота?

Ля диез - си (+1 полутон) - до (+2 полутона) - до диез (+3 полутона) - ре (+4 полутона). Это нота ре.

Именно она. Какая третья?

Ре (+4) - ре диез (+5) - ми (+6) - фа (+7). Фа.

Значит, ля диез мажор - это ля диез - ре - фа?

Да. Вот как выглядит ля диез мажор:

Пока всё очень просто. Ещё я слышал есть минорные аккорды. Чем они отличаются от мажорных?

Местоположением второй ноты. Если в мажорном аккорде для построения второй ноты мы отсчитываем 4 полутона от тоники, то в минорном отсчитываем 3. А третья нота остаётся та же - на семь полутонов выше тоники. Это единственная разница между минорным и мажорным аккордами. Попробуй теперь построить аккорд соль минор.

Тоника - соль. Соль - соль диез (+1) - ля (+2) - ля диез (+3). Вторая нота - ля диез. Считаем третью. Ля диез (+3) - си (+4) - до (+5) - до диез (+6) - ре (+7). Соль минор: соль - ля диез - ре.

Правильно.

А я не спрашиваю, я утверждаю!

Я видел, пацаны во дворе играют на гитарах песни. Вчера играли песню Нойза Из окна. Я погуглил и узнал, что аккорды к этой песне C G Am F. Что это вообще значит и как этим пользоваться?

На картинках выше нарисованы английские буквы над каждой нотой. Это зарубежные обозначения аккордов. У нас - ля, у них - A. У нас - ре, у них - D. И так далее. Так что аккорды на Из окна - это До, Соль, Ля, Фа. У аккорда Ля приписка - маленькая буква m. Это означает, что аккорд минорный. Если этой буквы нет, как у остальных аккордов, значит, это аккорды мажорные.

Ну-ка, правильно ли я понял. Аккорды на Нойза - это до мажор, соль мажор, ля минор, фа мажор?

Да, ты сказал истину.

Вот так просто?

Проще некуда. Поменьше читай Википедию. Там некоторые статьи написаны как будто специально для того, чтобы демотивировать людей, пытающихся в чём-то разобраться.

Хорошо. Тогда пошли дальше. Я написал в Кубейсе последовательность аккордов, как у Нойза, - C G Am F. Они звучат у меня через плагин рояля Galaxy II. Теперь я хочу написать партию баса. Я попробовал это сделать сам, но явно слышу, что некоторые ноты не подходят и всё портят. А некоторые ноты звучат хорошо. Есть ли тут какая-то система?

Это отличный вопрос. Система, и правда, есть. Всё дело в первом аккорде. В нашем случае это до мажор. Первый аккорд задаёт тональность песни.

Тональность песни? Это случайно не принцип лада, центральной категорией которого является тоника? А то я где-то слышал что-то подобное. Кажется, как раз перед тем, как провалиться в кому.

Слушай меня внимательно. Тональность - это сетка нот, звучащих одновременно с данным аккордом без явных диссонансов.

Таааак, стоп, стоп, стоп! Что значит сетка нот? Рыболовная сетка? Или сетка для большого тенниса? Ну-ка говори конкретно.

Ты прав. Неконкретное изложение мыслей - это то, за что я буду расстреливать людей, когда приду к власти. Итак, давай возьмём аккорд до мажор. Тональность для этого аккорда определяют две вещи: тоника и мажорность/минорность аккорда. Тоника у нас - до, а аккорд - мажорный. Значит, тональность у нас будет называться до мажор.

Пока так и не понял, что такое тональность, но пока задам другой вопрос - тональность всегда совпадает с названием первого аккорда?

Не всегда, но в большинстве случаев. В песне Нойза она совпадает с первым аккордом, и давай пока не говорить на тему "Всегда", а будем постепенно двигаться от небольших конкретных примеров к вселенским обобщениям и мировому господству. Итак, у нас тональность - до мажор. Теперь вернёмся к сетке. Сетка - это однозначно определённая для данного аккорда последовательность нот, которые звучат без диссонанса.

Какого ещё диссонанса?

Диссонанс - это когда звучит плохо и убого. Это, на первый взгляд, субъективное ощущение, но когда ты промахиваешься по нотам, это субъективное ощущение возникает просто у всех, так что можно считать его объективным.) Итак, мажорная тональность строится по следующей схеме: взяли тонику, это первая нота тональности. К этой ноте прибавили тон - это вторая нота. К ней (ко второй ноте) прибавили ещё тон - это третья нота (это вторая нота аккорда, если помнишь), к этой ноте прибавляем полутон - это четвёртая нота. К четвёртой прибавляем тон - это пятая нота (она же - третья нота аккорда). К пятой прибавляем тон - это шестая нота. К шестой прибавляем тон - это седьмая нота. Если к седьмой мы прибавим полутон, мы снова вернёмся к исходной ноте, но она уже будет на октаву выше тоники.

Октава?

Да, октава. Октава - это расстояние между двумя нотами, равное 12 полутонам. Физически это означает то, что более высокая нота имеет частоту колебаний ровно в два раза выше. Название остаётся то же. Если исходная нота была до, значит, и на октаву выше тоже будет до.

Значит, схема построения тональности... Как её можно сформулировать кратко и понятно?

Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Да, это уже хорошо.

Попробуй, пользуясь этой формулой, найти ноты в тональности до мажор.

Окай, ман. Держись за поручни! Всем от винта, я строю до мажор!

1. тоника - до

2. +тон - ре

3. +тон - ми

4. +полутон - фа

5. +тон - соль

6. +тон - ля

7. +тон - си

8. +полутон - до

Оно?

Оно! Вот как это выглядит на клавиатуре:

Да, всё понятно. Только два вопроса. Первый. Почему ты так рисуешь картинки, словно над этой клавиатурой пианисту отрезали пальцы и покрасили клавиши его кровью?

Я похоронил талант в нотах. Фотошопер из меня не вышел.

Ясно. Ладно. Второй вопрос - правильно я всосал, что в тональность до мажор входят все белые ноты клавиатуры?

Да! Входят все белые ноты и только они.

Это выглядит по-читерски. Давай что-нибудь посложнее.

С удовольствием. Давай для разнообразия возьмём мою песню История одного убийцы.

Давай. Как мне определить тональность этой песни?

Это правильный вопрос. Годный. Задай ещё 99 таких вопросов, и ты попадёшь в рай. Самый простой способ, грубоватый, правда, и в редких случаях неточный, - это воспользоваться программой Virtual DJ. Тональность будет определена мгновенно, правда, умнее от этого ты не станешь, как, к примеру, нельзя накачать мышцы ног, если каждый день подниматься домой на лифте. Однако мы с тобой занимаемся обучением, так что давай копать в глубину. Итак, как определить тональность песни. Для этого нужно определить гармонию песни.

Пфжппввфжьфвьвьвьф *звук, издаваемый человеком, который набрал полный рот, скажем, супа, вдруг увидел что-то неприемлемое, и теперь часть супа покрыла поверхность родных и близких* ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ?

Гармония - это последовательность аккордов, используемых в песне. Например, в песне Из окна гармония - C G Am F. До мажор - соль мажор - ля минор - фа мажор. Можно сказать не "определить гармонию", а "подобрать аккорды" - это будет, по сути, то же самое.

Т.е. то, что можно в инете найти по запросу "Аккорды гимн России" - это будет заодно и гармонией?

Окей. Как определить гармонию песни?

Это непростой вопрос, я сам не готов тебе на него ответить. Бесполезно рассказывать, как это делаю я. Я включаю песню, беру гитару, начинаю подыгрывать песне и за 5 секунд вхожу в тональность и ещё через пару секунд определяю гармонию. Ключевым здесь является мой навык слышать отношение между музыкой и нотами, что я издаю. Его я развивал неспешно, в течение 12 лет, просто играя и подбирая песни, которые мне нравятся. Тебе этот вариант не подходит, потому что ты хочешь научиться быстро и без лишних действий. Я тебя понимаю и с удовольствием помогу в этом, но пока я не могу сформулировать самый краткий путь для этого. Поэтому сейчас мы определим гармонию более простым способом. Зайдём в раздел Аккорды и посмотрим её там.

Не понял, что за отношение, но в любом случае это всё дерзко.

Конечно. Итак, гармония:

Вступление

C#m G#7sus4 E F#m

Ох, чтоб я сдох.

Однажды это случится, поверь.

Когда мы разбирали Нойза, мы выяснили, что тональность обычно совпадает с первым аккордом. Здесь тональность фа диез минор?

Нет. Вступление здесь в одной тональности, а первый куплет - в другой.

Т.е. тональность может меняться прямо по ходу песни?

Может, хотя это явление редкое. Этим занимаются только фанаты мюзикла Notre Dame de Paris вроде меня. В этом мюзикле смены тональности в некоторых песнях происходят по несколько раз.

Окай. Что мне тогда делать? Какую тональность строить?

Обе. Фа диез минор и до диез минор.

Хм. А как строится минорная тональность? Раз минорный и мажорный аккорды отличаются, то и тональности, наверное отличаются?

Это правильный вопрос. Тебе осталось 98 вопросов, чтобы попасть в рай. Минорная тональность, действительно, отличается от мажорной. Её схема выглядит так: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. Сам принцип построения тот же. Попробуй построить тональности, зная это.

Ну давай.

1. Тоника - фа диез

2. +тон - соль диез

3. +полутон - ля

4. +тон - си

5. +тон - до диез

6. +полутон - ре

7. +тон - ми

8. + тон - фа диез

Оно?

Да. Выглядит вот так:

Теперь дай мне до диез минор.

Держись.

1. Тоника - до диез

2. +тон - ре диез

3. +полутон - ми

4. +тон - фа диез

5. +тон - соль диез

6. +полутон - ля

7. +тон - си

Кстати, раз уж ты так старательно нумеруешь каждую ноту тональности, я не могу не рассказать об одном интересном моменте. Эти числа, которые ты ставишь слева от нот, действительно, очень активно используются в музтеории. Они называются ступени. Возьмём эту же тональность до диез минор. До диез - это первая ступень, она же тоника. Ре диез - вторая ступень. Ми - третья ступень. Фа диез - четвёртая, соль диез - пятая и так далее. С учётом этого сакрального знания мы можем считать, что в любой тональности аккорд - это просто сочетание трёх ступеней: первой (тоника), третьей (выше я её называл второй нотой аккорда) и пятой (индейское имя - Третья Нота Аккорда).

Это придумано для удобства? Чтобы не говорить "третья нота аккорда", а говорить пятая ступень?

Да, это для удобства. Например, издревле замечено, что пятая ступень звучит очень красиво. Я могу, например, не особо придумывать партию баса, а просто сказать басисту гармонию (например, Am F C G) и сказать: играй 1-5-1-5 напролом, и он поймёт меня мгновенно.

Ну-ка, объясни, чтобы сначала я понял. 1-5-1-5 - это что такое?

Это как раз ступени. Значит, басист должен играть по очереди 1-ю ступень, потом 5-ю, потом снова 1-ю, потом снова 5-ю. И так - на каждом аккорде.

Мммм. Пааааадажди. Если мы берём аккорд ля минор, то это ноты ля-до-ми. Ля - тоника, первая ступень. До - третья ступень и ми - пятая. Т.е. когда будет звучать аккорд ля минор, басист будет играть ля-ми-ля-ми, да?

А потом начнёт звучать аккорд фа мажор. Неужели басист должен продолжать играть ля-ми-ля-ми? При том, что в аккорде фа мажор ноты ми нет и звучать она скорее всего будет погано?

Логичный вопрос. Дело в том, что ступени - это штука относительная, которая "крепится" на аккорд. Пока играет ля минор, у нас тоника ля. Как только мы перешли на фа мажор, теперь у нас тоника фа!

Ох ни хрена себе! И когда ты собирался мне об этом сказать?!

Только после того, как ты задал вопрос. Пока ты не задал вопрос - ты не готов к ответу, и ты его просто не услышишь.

Дерзкое предположение. Однако, похожее на правду.) Окай, значит, сменился аккорд - сменились ступени. Значит, теперь нам нужно выяснить, какова пятая ступень у фа мажора.

Ты сделаешь это без моей помощи. Помнишь схему построения мажорной тональности?

Схема построения мажорной тональности тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

Блестящая память!

Так только такая и должна быть у того, кто хочет стать мастером! Итак, фа (I ступень, тоника) - соль (II ступень) - ля (III) - ля # (IV) - до (V). Значит, для аккорда фа мажор пятая ступень - до. Значит ли это, что на аккорде фа мажор басист будет играть фа-до-фа-до?

В рубрике «Теория музыки», вы узнаете, что это такое, для чего нужно и кому необходимо. Также ниже будут идти отдельные бесплатные уроки как для начинающих чайников, так и для профи. Там мы подробно будем раскрывать теоретические вопросы данной темы.

— это определенный комплекс учебных и научных дисциплин музыковедения, которые занимаются теоретическими аспектами музыки. Все это формирует главную базу для .

Вот лишь некоторые дисциплины (разделы теории музыки):

  • Инструментоведение — изучение музыкальных инструментов
  • Оркестровка — изложение музыки для оркестра
  • Гармония — дисциплина об организации музыки
  • Полифония — изучение полифонических композиций
  • Ритмика — изучает метр и ритм
  • Музыкальная форма — дисциплина о строении произведения

Еще сюда входят дополнительные курсы по теории музыкального содержания, современной композиции, музыкальной текстологии и многое другое.

Есть еще такое понятие, как элементарная теория музыки . Это такой упрощенный вариант свода теоретических положений о музыке. Как правило, предназначено для начального освоения музыкальной грамоты.

Несмотря на то, что сейчас очень много информации, у многих все равно сидит каша в голове из обрывков каких-то знаний. В итоге, некоторым людям кажется, что это все очень легко. Ведь они вроде бы и понимают информацию, но применить не могут. Поэтому им кажется, что это легко.

Кому-то наоборот, кажется, что очень сложно. Как правило, они открывают классические учебники по теории музыки и думают — «Зачем мне это все нужно, что это такое и как я могу применить на практике?»

У нас много учебников по теории музыки. Многим из них уже по 50 лет. При этом они не теряют своей актуальности потому что они рассчитаны на классическую школу.

То, что мы изучаем сейчас, у нас даже нет такого количества жанров, как в классической музыке. У нас нет чего-то глобального сейчас. Мы не пишем оперы, симфонии и так далее.

Поэтому теория музыки — это основная база, которую еще никто не отменял. Там все очень грамотно написано и систематизировано.

Но если вы занимаетесь современной музыкой, вам все же придется изучить эту базу и начать двигаться дальше.

Почему важно знать музыкальную теорию

Музыкальную теорию нужно обязательно знать всем, кто занимается музыкой. И не важно, вокалисты, гитаристы или барабанщики! Все, кто играет на каких-то инструментах, поет, сочиняет песни обязательно нужно знать основную базу.

К сожалению, очень часто можно слышать от многих музыкантов, что они снимают партии на слух. Поэтому им не нужно знать ноты, интервалы и тому подобное.

Попадаются и барабанщики, которые играют уже более пяти лет и за все это время не выучили нот. Мало того, что не выучили, так они даже и не собираются этого делать. Они считают, что это вовсе не обязательно.

Но это обязательно! И не важно для кого. Теория музыки для чайников или для профи. Все равно, ее нужно знать и постоянно освежать в своей памяти.

В классическом исполнении нотный материал называют нотным текстом. Слово «текст» стоит тут не случайно. Ведь по сути нотный текст- это тоже самое, что книги, учебники с обычным печатным текстом. И чтение с листа называют потому что это действительно, очень похоже на простое чтение.

Когда ты знаешь ноты и умеешь играть, фактически, это становится очень легко. Ты можешь даже, не проигрывая услышать то, что написано.

С учетом того, что ноты называют текстом, представьте, что вы учитесь в общеобразовательной школе и не умеете читать. То есть, не знаете букв.

Бесспорно, вы сможете чему-то научиться. Например, посмотреть различные обучающие видео. Но читать вы все равно не умеете.

И многому вы все равно не научитесь, пока не сможете нормально читать. Ведь в таком случае большой пласт человеческих знаний для вас просто будет не доступен.

Тоже самое относится и к музыке. Особенно когда вы не знаете теории хотя бы каких-то элементарных вещей. Здесь будет абсолютно тоже самое, что и в вышеприведенном примере.

Что важно в теории музыки для начинающих и профи

Теперь я скажу то, что нужно знать в теории музыки для начинающих и профи. Тем, кто занимается вокалом, играет на музыкальных инструментах и тем, кто пишет музыку. Очень часто спрашивают — «А что мне нужно знать, что почитать и так далее? »

Давайте начнем с вокалиста.

Я выше говорил, что знание нот — это грубо говоря, знание букв. Но вы должны понимать, что знать только буквы для вас будет недостаточно. Нужно научиться эти буквы складывать в слоги, после чего складывать в слова. Только тогда у вас будет полноценная картина.

После того, как вы будете знать музыкальную нотацию, вы должны переходить к изучению интервалов . Для вокалистов это самое главное!

Ясно же, что вы как вокалист, не будете петь аккордами и так далее. Поэтому стадию интервалов вы должны овладеть в совершенстве.

Знаете, люди, которые поют и не знают интервалов (например, не могут прописать себе бэк-вокал) будут всегда идти в слепую. Это все равно, что плыть в океане без карты и компаса.

В общем, интервалы очень важны! В них сразу проигрываем, поем.

Помимо гармонической составляющей (то что мы подразумеваем высотой звука, ноты), в музыке есть вторая очень важная ветка. Это временная составляющая . Это то, что называют длительностями.

В разные времена были больше тенденции. Например, где-то в гармонической составляющей в эпоху романтизма появлялись новые гармонии. Очень часто экспериментировали в этом направлении.

Сейчас такое время, когда в современной музыке очень важна ритмическая составляющая.

Самый элементарный пример, это когда придумали брейкдаун на нулях. Многие считают, что это приметив. Но на самом деле это гениально потому что никто не придумал ничего нового!

Наоборот, убрали лишнее и из средств остался только ритм. Там гармонии нет. Там фактически, только одна нота. Там остается только одно измерение и это ритм.

На самом деле это тоже очень важно и им нужно владеть в совершенстве. И вокалистом это нужно это понимать. Ведь они тоже поют под метроном (чаще всего записываются).

Для инструменталистов это еще важнее. А для барабанщиков это совсем супер важно потому что у них фактически, есть условная высота ноты.

Естественно, у барабанов есть высота звука. Они все отличаются по звуку и так далее. Но в целом, минимум гармонических средств у барабанщика, но при этом больше ритмических.

Теория музыки для композитора

Теперь поговорим про теорию музыки для композитора. Очень часто спрашивают о том, что мне нужно знать, чтобы начать писать музыку. Как, с чего начинать и так далее.

Давайте опять вернемся к музыкальной теории для чайников. Представим, что вы не просто ее знаете, а можете свободно применять.

В таком случае вы в полном объеме овладеваете игрой на инструменте. То есть вы сможете сразу свободно что-нибудь сыграть.

Для этого вам не нужно будет репетировать, долго сидеть и настраиваться. То есть вы играете уже совершенно свободно.

Тоже самое в плане теоретических знаний и применения, это касается и композитора. То есть как минимум, он должен уметь свободно сыграть цепочку аккордов. Только в таком случае у него появится нормальный инструмент для написания музыки.

После того, когда вы изучите теорию музыки в таком достаточном объеме, нужно сделать следующее. Если вы хотите написать свою песню, то открываете какой-нибудь понравившейся пример и затем анализируете его.

Например, проанализировать форму самой песни (куплет, припев). То есть вы сначала разбираете ее на составляющие и создаете некую форму. После этого анализируете сколько квадратов. Классически, припев идет четыре квадрата. Это четыре музыкальные фразы или четыре строчки текста.

Вот все это вы анализируете более подробно. Например, где-то там есть переходы, где-то может быть модуляция и так далее. В итоге вы уже запасаетесь такими инструментами, из которых потом будете лепить свою песню.

После этого анализируйте гармонию.

Ведь есть много шедевров, в которых два аккорда и две ноты на вокале. Но в итоге выглядит все это гениально. Вот в этом и заключается композиторское мастерство.

Чего не хватает тем, кто пишет музыку?

В принципе, не сложно придумать вокальную мелодию. Но чтобы это звучало, должна быть так называемая аранжировка. А это как раз-таки большой набор средств, которые можно грамотно применять.

Конечно же, сегодня нужно обладать своим музыкальным вкусом и талантом. Ведь композиторство — это творческий процесс. К нему можно подойти только с умом и фантазией.

В современной музыке в отличие от классической нет никаких рамок. Фактически, вы можете делать все что душе угодно.

Но в тоже время вы должны понимать, что многие хотят что-то придумать такое, чего еще не было. Например, я сделаю так, как не надо делать потому что до этого еще никто не делал. И тем самым придумаю что-то новое.

Скажу, что вы так ничего нового не придумаете!

До вас так не делали не потому что они до этого не додумались, а потому что это просто не звучит. Поэтому старайтесь получать знания, применять их грамотно и слушать много разной музыки.

Напоследок перед изучением

Теперь вы знаете, что такое теория музыки и почему она так важна для всех, кто занимается таким искусством.

Возможно вы недавно начали работать в музыкальных редакторах и теперь хотите побольше узнать о том, как организованна музыка.

Может быть вы звукорежиссер и много лет занимаетесь записью и микшированием звука. А теперь хотите повысить свою музыкальную грамотность.

А может вы композитор и хотите разнообразить свои аранжировки. Может вы хотите научиться читать и писать партитуру. Или же просто хотите освежить в памяти материал, который проходили в музыкальной школе.

Вне зависимости от вышеперечисленного, для вас мы рассмотрим все азы музыкальной теории от А до Я. Ниже идут бесплатные уроки в виде статей. Они дадут вам ту необходимую базу знаний, который должен владеть каждый.

Сказать спасибо кнопками ниже:

20.10.2017

В этом материале мы более подробно рассмотрим, что такое звук, его скорость, громкость и другие важные определения. Также поговорим про частоту, высоту и ноты.

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд , то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октав ы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си .

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек ). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый . Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье , выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты , то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой . Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера .

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

Громкость

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

Тембр

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.

Многие заболевания можно будет диагностировать по одной капле крови за считаные минуты. Фонд перспективных исследований (ФПИ) совместно с Институтом биохимической физики имени Эмануэля РАН создали и протестировали технологический прототип «лаборатории на чипе». Устройство размером в несколько сантиметров анализирует характеристики крови и выдает диагноз. Тестовый образец уже способен диагностировать инфаркт. По мнению экспертов, при успехе клинических испытаний новая технология может изменить всю систему российской медицины.

Как рассказали «Известиям» в ФПИ, макетный образец сенсора в ходе испытаний показал хорошие результаты.

В ноябре успешно завершен первый этап проекта ФПИ по созданию «лабораторий на чипе», - рассказали в пресс-службе фонда. - Прототип прошел испытания. Проверена правильность выбранных технологических решений, подтверждены основные характеристики.

Цель проекта - диагностика заболеваний в условиях отсутствия специализированных лабораторий, например в труднодоступных горных районах или на Крайнем Севере, на кораблях и судах ВМФ во время походов, в ходе выполнения вооруженными силами операций вдали от основных войск. Рассматриваются перспективы применения такого устройства экипажами космических станций.

Пациента или взятые у него пробы не придется доставлять в медицинские центры. Диагностику можно будет провести на месте.

Устройство состоит из планшета, на который выводятся результаты сканирования, и оптического биосенсора. Внешний вид и технические характеристики новинки ФПИ не раскрывает. Но общий принцип работы таких систем известен. Биологическая жидкость наносится на сенсор, состоящий из пропускающей свет прозрачной основы и отражающего покрытия. Специальное устройство пропускает свет через сенсор. Проводится анализ характеристик отраженных лучей.

В случае успеха проекта система позволит провести диагностику по одной капле крови в течение нескольких минут. Прототип способен, например, определять в исследуемом образце маркеры острого инфаркта миокарда. В будущем можно будет анализировать до 50–100 параметров крови. Это даст информацию о заболеваниях, связанных с обменными и воспалительными процессами, о состоянии иммунитета.

Как пояснил «Известиям» руководитель проекта ФПИ Федор Арсеньев, в перспективе могут быть созданы биосенсоры для размещения внутри организма.

– Основная проблема в том, что искусственная система в отличие от естественной в организме не обновляется, - рассказал Федор Арсеньев. - Если будет найдено решение этой проблемы, мы получим имплантируемые биосенсоры. Они будут способны эффективно мониторировать состояние здоровья человека на протяжении всей его жизни.

По словам директора Института персонализированной медицины Сеченовского университета Филиппа Копылова, реализация задуманного участниками проекта означает революцию в диагностике.

Если это заработает, упростится вся система здравоохранения. Это конечно, будет серьезнейший прорыв, - рассказал «Известиям» Филипп Копылов. - Возможность за несколько минут поставить диагноз позволит оперативно направлять пациента в нужное место для лечения. Сегодня для определения диагноза его нередко гоняют по кругу, собирая всевозможные анализы. Но сначала нужно удостовериться в эффективности технического решения, провести клинические испытания на большом количестве людей.

Работы по созданию «лаборатории на чипе» начаты ФПИ весной 2016 года. Для этого в Институте биохимической физики имени Эмануэля РАН была создана специализированная лаборатория.

Усовершенствованную версию чипа для сортировки форменных элементов крови. Новая модель не просто лучше отделяет лейкоциты и точнее подсчитывает их число, но и сохраняет белые кровяные клетки неповреждёнными. Это открывает широкие перспективы как для клинических экспресс-анализов, так и для медицинских исследований с чистыми клеточными фракциями.

С общего анализа крови начинается практически любая диагностика. По его результатам можно сузить число предполагаемых заболеваний со сходной симптоматикой и распознать многие патологические состояния. В современных медицинских лабораториях крупных городов подсчёт числа форменных элементов крови и определение её показателей максимально автоматизированы.

Однако такое диагностическое оборудование довольно дорого, и его не в силах приобрести клиники развивающихся стран, где распространённость и длительность течения заболеваний выше. Это приводит к несвоевременному оказанию медицинской помощи, увеличению числа хронически больных и способствует формированию стойких эпидемических очагов.

Частично решить проблему может исследовательская программа “лаборатория на чипе”, о которой “Компьютерра” уже ранее. Одной из задач данной инициативы является разработка надёжных и доступных методов автоматизированной экспресс-диагностики.

Специалисты MIT долгое время работали над чипом, который смог бы не только сортировать и подсчитывать форменные элементы крови без громоздкого и дорогостоящего оборудования, но и выделять из образца клетки одного вида.

Созданный чип выполняет всю работу буквально в один проход, довольствуясь микроскопическими количествами крови. Секрет его эффективности разработчики объясняют тем, что им удалось использовать технологии биомимикрии – подражания процессам в живых системах.

В норме определённое число лейкоцитов постоянно присутствует в крови человека. При возникновении воспаления они проникают в поражённую ткань, покидая кровеносное русло через поры сосудов. Направление перемещения задаётся присутствием сигнальных молекул – аттрактантов.

Чип использует схожий механизм фильтрации, имитируя в пористом материале микроканала эндотелиальные щели и маркерные вещества, активирующие хемотаксис. В частности, применяется белок P-селектин (CD62P), участвующий в слабой адгезии нейтрофильных лейкоцитов.

У прежней модели, созданной в 2012 году, P-селектин размещался на вытравленных в канале гребнях. Лейкоциты обратимо связывались с ними и увлекались в отдельные ответвления. Несмотря на высокую пропускную способность чипа, в нём происходили нежелательные эффекты перемешивания, что делало его непригодным для аналитической работы.

Спустя год два исследователя предложили новый дизайн чипа. Вместо травления микрогребней они взяли тончайшие золотые полоски. Их расположили по диагонали к потоку образца крови, разместив вдоль всей поверхности P-селектин.

На видео ниже показано, как за счёт слабой адгезии нейтрофильные лейкоциты двигаются вдоль золотых полосок, в то время как остальные форменные элементы крови перемещаются хаотично в общем потоке.

Проанализировав результаты серии экспериментов, авторы исследования разработали математическую модель для расчёта оптимального расположения адгезивных полос. Последняя версия чипа позволяет захватить из образца крови более 99 процентов лейкоцитов. Это отличный результат, особенно если учесть, что встречаются они в тысячу раз реже, чем эритроциты.

После прохождения через канал чипа все лейкоциты плавно перетекают через искусственные поры строго определённого размера, оставаясь целыми и функциональными.

Дальнейшая работа ведётся в направлении интеграции созданных микрочипов в портативные диагностические приборы. С их помощью в регионах развивающихся стран планируется регулярно выполнять экспресс-анализы крови. На первом этапе будут определяться простейшие признаки воспалительных заболеваний, такие как повышение числа лейкоцитов и нарушение их связывания с P-селектином.

Последняя ситуация характерна для сепсиса, при котором, помимо инфекционного агента, в кровь попадает большое количество интерлейкинов и медиаторов воспаления. Данные изменения состава крови были сымитированы в лабораторных условиях. Во всех изменённых образцах наблюдалось резкое снижение процента захваченных чипом лейкоцитов. Таким образом, число оставшихся после прохождения чипа свободных лейкоцитов служит надёжным диагностическим признаком и позволяет оценить степень тяжести заболевания.

Для лабораторной диагностики с использованием созданного чипа достаточно в несколько раз меньшего количества крови пациента, чем требуется сегодня в любом другом методе. Речь идёт буквально о сотых долях миллилитра. Поэтому одним из плюсов “лаборатории-на-чипе” исследователи называют возможность её внедрения в педиатрическую практику, где требуются более высокая частота контроля и максимально атравматичные процедуры.