Зрительная гимнастика для ребенка 8 10 лет. Основные этапы создания зрительной гимнастики. Зрительная зарядка для дошколят

Глаза – орган зрения, который позволяет полноценно изучать и воспринимать окружающий мир, любоваться красотами и получать удовольствия от современных технологий. Большинство жителей Земли и особенно дети относятся к зрению, как к само собой разумеющемуся и не уделяют ему должного внимания. К основным факторам, вызывающим проблемы со зрением относятся не только наследственные заболевания и врождённые патологии, но и значительные зрительные нагрузки. В век современных технологий гаджеты, компьютеры увлекают школьников, и они играют, забывая про отдых.

Детское зрение

Большую часть личного времени дети проводят за играми в планшете, на телефоне, компьютере, и при этом взгляд длительное время направлен на предмет, расположенный в непосредственной близости. Необходимость смотреть по сторонам, вдаль практически отпадает и начинаются структурные изменения. Для снижения нагрузки родителям следует нормировать время игр и просмотр телепередач, которые требуют фиксации зрения в одной точке на одном и том же расстоянии. И обязательно после этого проводить гимнастику для снятия напряжения с органа зрения.

В качестве профилактики заболеваний глаз и их лечения в комплексной терапии офтальмологи рекомендуют использовать гимнастику для школьников для глаз, которая поможет расслабиться мышцам после длительной нагрузки, улучшит кровообращение и поможет укрепить мышечные волокна. Для профилактических занятий практически не имеется противопоказаний и этим можно заниматься, начиная с детского сада, постепенно вводя их в привычку. Проводить гимнастику можно в игровой форме с использованием стишков или прибауток.

В настоящее время офтальмологами зафиксирован значительный рост болезней глаз у детей младшего и среднего школьного возраста, которые ранее наблюдались только у пожилых людей. В первую очередь это связывается с увеличением нагрузки на неокрепшие мышцы глаз. К основным проблемам относят развитие астигматизма, косоглазия, миопии, близорукости и другие болезни.

Выполнять гимнастику для глаз для школьников следует не реже 2-3 раз в день. Систематические занятия помогут школьнику снять напряжение и усталость с органа зрения, улучшить кровообращение и укрепить мышцы. В большей части они направлены на профилактику болезней глаз, но могут использоваться в лечении, при отсутствии противопоказаний. Длительность занятий не должна превышать 10 минут. На первоначальном этапе рекомендуется начинать с простых упражнений, постепенно увеличивая нагрузку и вводя новые.

Вся гимнастика проводится в комфортной позе в положении сидя. Если ребенок младшего школьного возраста, их можно сочетать с подвижными играми, тогда процедура не будет утомительной для него, и он с интересом включится в игровой процесс. Детям, посещающим учебные заведения, рекомендуется выполнять комплекс в школе, на любой из перемен. Начинать занятия следует с выполнения каждого из упражнений с 2-3 раз увеличивая число повторений до 6-8 постепенно.

  1. Жмурки. Ребенок с усилием зажмуривает глаза в течении 3-4 секунд. После чего открывает их на такое же время. Обладает расслабляющим эффектом при этом укрепляет мышцы.
  2. Моргание. Без напряжения ребенок быстро моргает, легко, не напрягая мышцы век. Длительность до 1 минуты. Улучшается кровообращение и кровоснабжение.
  3. Светофор. По очереди необходимо закрывать то правый, то левый глазик, изображая мигание светофора. Кроме очевидной пользы для глаз, развиваем координацию и ориентирование.
  4. Маятник. Взгляд не спеша переводится слева на право и обратно, изображая тиканье маятника. При этом голова не должна менять своего положения.
  5. Пол-потолок. Не поворачивая головы, смотрим вниз-вверх. В последующем его можно усложнить, соединив с четвёртым.
  6. Гляделки. Упражнение выполняется в паре. Двое садятся напротив друг друга и пристально смотрят в глаза, кто первый моргнул, закрывает глазки и изображает спящего. После отдыха повторяемся.
  7. Часики. Медленно, не поворачивая головы делаем круг глазами сначала по часовой стрелке, а затем против.
  8. Крестики. Глаза рисуем импровизированный крестик переводя взгляд: вправо-вверх, затем влево-вниз и в обратной последовательности.
  9. Далеко-близко. Упражнение делать можно в комнате, на улице или у окна. Выбирается самый удалённый предмет и ребенку предлагается внимательно его рассмотреть в течении 10-15 секунд, после чего перевести взгляд на очень близкий предмет: палец, игрушку, стол, находящиеся на расстоянии 30 см от глаз.
  10. Массаж век. Аккуратно, не надавливая пальцами массировать верхнее веко от внутреннего к наружному краю, а нижнее – наоборот. Время выполнения не более 1 минуты.

Для достижения результата и введения подобной гимнастики в привычку, занятия должны быть регулярными и выполнятся по времени. К сожалению, не только дети, но и родители могут забыть про весёлую игру для глазок, тогда в качестве напоминалки, можно использовать органайзер мобильного телефона или другого устройства, а также обычный будильник.

В настоящее время для лечения заболеваний глаз разработано значительное количество методик, которые способны в кратчайшие сроки исправить ситуацию, но многие из них связаны с риском и дают краткосрочный результат. Лечебная гимнастика для глаз относится к традиционному методу лечения и профилактики и рекомендуется для применения в комплексной терапии. Как и любая процедура, зарядку для глаз следует делать после консультации с врачом. Для некоторых упражнений имеются противопоказания. Не применяются гимнастические приёмы при отслоении сетчатки и в период восстановления после операций на глазах.

Глаза наиболее расслаблены, когда смотрят вдаль. Нужно почаще быть на природе, отвлекаться от гаджетов и компьютера — это самая лучшая гимнастика для глаз.

Сегодня у нас будут самые простые упражнения, которые можно делать на уроке, занимаясь дома, во время просмотра телевизора и даже шагая по улице.

Упражнения для снятия усталости глаз

1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.
2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

«Часовщик»
Часовщик прищурил глаз,
(Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз)
Чинит часики для нас.
(Открыть глаза.)
(С. Маршак)

Профилактические упражнения для глаз

15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, слева-направо.
- 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз-вверх.
- 15 вращательных движений глазами слева-направо.
- 15 вращательных движений глазами справа-налево.
- 15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны – «восьмерка».

Руки за спинку, головки назад
Руки за спинку, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим - на парту гляди.
(Вниз.)
И снова наверх – где там муха летит?
(Вверх.)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам.)
И снова читаем. Немного еще.

Комплекс специальных упражнений для глаз. Рекомендуется делать при долгой зрительной активности.

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
  2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
  3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.
  6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх ~ налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6. Затем налево-вверх - направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Комплекс упражнений для глаз «На море»
(Под медленную спокойную музыку.)

  1. «Горизонт» . 1-4 - чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо. 5-8 - повторить линию горизонта справа-налево.
  2. «Лодочка» . 1-4 - чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо. 5-8 – повторить движения счета 1-4 в другую сторону.
  3. «Радуга». 1-4 - чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо. 5-8 - повторить движения счета 1-4 в другую сторону.
  4. «Солнышко» . «На море солнышко» - чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо. Затем можно повторить упражнение в другую сторону.
  5. «Пловец плывет к берегу» . 1 -4 - правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца. 5-8 - медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.
  6. «Яркое солнышко» . 1-8 – зажмуриться – «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

Комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с движениями глаз

1. Исходное положение (И. п.)- основная стойка, руки спереди в замок. Поднять руки вверх, прогнуться - вдох, опустить руки - выдох. Смотреть на руки. Повторить 4-6 раз.

2. И. п.- стоя, руки вперед. Круговые движения руками в одном и в другом направлении - 10-15с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5с. в левую сторону, затем 5с. в правую.

3. И. п.- то же. Одну руку поднимать, другую – опускать, затем наоборот – 20-15с. Сопровождать движение рук взглядом.

4. И. п.- основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить.Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 10-15с.

5. И. п.- стоя, руки вперед. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10с, затем в правую - смотреть на правую кисть.

6. И. п.- основная стойка. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 6-8 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет.

7. И. п.- то же. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6-8 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Приведенные упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, ее наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большей амплитудой.

Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко.

Упражнения чуть упрощены, адаптированы для детей. Но от этого их эффективность не снижается.

1. «Пальминг»
Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки.) - на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

2. «Верх-вниз, влево-вправо»
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

3. «Круг»
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

4. «Квадрат»
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

5. «Гримасы»
Предложите изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримаса ежика – губки вытянуты вперед – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.).

6. «Рисование носом»
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Педагог может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)

7. «Раскрашивание»
Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

8. «Расширение поля зрения»
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем - правый глаз, за левым – левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их… и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.

9. «Буратино»
Очень нравится деткам это упражнение. Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа.Взрослый медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

Ещё простые игры-упражнения для зрения:

Игра «Дрессированная муха»

Наша дрессированная муха Зеленуха умеет выполнять команды. Посмотрим?

а) Глазками передвигаем муху из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, влево, вниз… Где, в каком домике наша муха?

б) Закрыли глаза и мысленно двигаемся следом за мухой.

в) Управляем мухой молча (Направление задает логопед движениями рук)

Игра «Часики»

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик – по часовой стрелке, а правый – против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.

Простые комплексы упражнений для глаз.

Комплекс 1
И. п. - сидя за партой.

2. Движения глазными яблоками.
- глаза вправо-вверх.
- глаза влево-вверх.
- глаза вправо-вниз.
- глаза влево-вниз.
Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15с.
3. Самомассаж.
Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол, Открыть глаза.

Комплекс 2
1.Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 с, Открыть глаза. Повторить 3-4 раза.
3. Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 с.
Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.

Комплекс 3
1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
2. Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.
3. Поморгать глазами. Повторить 5-6 раз.

Комплекс 4
1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз. Закрыть глаза, расслабить веки, 10-15 с.
3. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.

В статье использована информация с сайта http://nsportal.ru

Сейчас много детей с различными нарушениями зрения. Это и близорукость, и дальнозоркость, и косоглазие. Родителям важно уделять особое внимание режиму чередования напряжения и отдыха для глаз. Каждый день нужно проводить гимнастику для глаз. Такая гимнастика работает не только в качестве профилактики ухудшения зрения, но и в качестве восстанавливающей зрение. Гимнастика для глаз, как правило, дается в игровой манере, и дети не понимают, что тренируют глазки, для них это просто игра.

90% информации мы получаем через глаза. Для маленьких детей это особенно важно, ведь так они познают мир. Для них это нечто огромное и неизведанное. А глаза помогают им увидеть его и понять. Но, к сожалению, по статистике каждый четвертый ребенок испытывает трудности со зрением.

Причины нарушения зрения

Причины нарушения зрения могут быть разными:

  • наследственный фактор (если у одного из родителя плохое зрение);
  • долгие зрительные нагрузки (телевизор, компьютер, планшетник);
  • долгие и частые болезни ребенка;
  • травмы глаз.

В большинстве случаев отклонение зрения наблюдается у деток сразу. Это говорит сам за себя врожденный фактор. Здесь напрямую связана болезнь и гены. Если у кого из родителей плохое зрение, то у ребенка может быть тоже плохое. Но так происходит не всегда. Бывает, что один из родителей имеет проблемы со зрением, а ребенок нет.

Частые болезни подрывают здоровье и иммунитет ребенка. Глазам нужно активное потребление кислорода. Антибиотики, которые применяют для лечения ребенка, снижают поступление кислорода к глазам. Из-за этого зрение у ребенка тоже может испортиться.

Профилактика нарушения зрения у детей

В первую очередь родителям нужно понять, что бесконтрольный просмотр телевизора или мультиков на ютубе влияет не только на психику ребенка, но и на его зрение. Когда человек, не имеет значения ребенок это или взрослый, смотрит на экран, то моргание становится реже. К глазам не так активно поступает кислород, и они перенапрягаются. Это ведет к ухудшению зрения.

Второй профилактический фактор – это правильная осанка. Ребенок не должен «утыкаться» носом в тетрадь или книгу, расстояние между лицом и тетрадью должно быть достаточным.

И третья, самая главная мера профилактики, это гимнастика для глаз. Она помогает отдыхать глазам ребенка, укрепить глазные мышцы и повысить их тонус. Все это влияет на остроту зрения в лучшую сторону. Педагоги и врачи с уверенностью говорят, что гимнастика для глаз для детей является замечательной профилактикой проблем со зрением.

Гимнастика глаз для детей 3 лет

Чтобы дети с удовольствием занимались упражнениями, необходим особый подход. Гимнастика глаз должна учитывать особенности ребенка дошкольного возраста. Поэтому рекомендуется проводить ее в игровой, интересной форме, где бы детки смогли проявить свою активность. Комплекс гимнастики для глаз содержит в себе 3 части: разминка, основная часть и заключительная.

1 часть – Разминка

Необходимо, чтобы ребенок двигал глазками вверх и вниз, влево и вправо, потом нужно зажмуриться и досчитать вместе до десяти. Так повторить еще 1-2 раза.

2 часть – Основная

Игра в Буратино. Нужно посмотреть на кончик носа и представить, как он растет, а затем уменьшается, при этом нужно следить за этим воображаемым процессом глазками.

Рожицы. Нужно превращаться в различных животных, активно работая глазами – смотрим в разные стороны, сощуриваем глаза, делаем круговые движения, выпячиваем глаза. Здесь можно подключить и безграничную фантазию ребенка.

Фигуры. Нужно мысленно рисовать по контуру геометрические фигуры глазками: круг, квадрат, прямоугольник.

3 часть – Заключительная

Рисуем носиком. Нужно, чтобы ребенок носом в воздухе рисовал различные картинки или фигуры, может его любимую игрушку или смешного сказочного зверя. Если ему это сложно сделать, то можно показать картинку. Тогда малыш ее сможет обвести носиком на расстоянии.

Этот комплекс очень простой и его сможет выполнить любой ребенок под контролем взрослого.

Гимнастика глаз для детей 4 лет ничем не отличается. Можно увеличить время основной и заключительной части.

Гимнастика глаз для детей 5 лет

Гимнастика глаз для детей 5 лет несколько отличается. Ребенок уже хорошо понимает, что происходит, он уже может считать. Ребенок более усидчив, поэтому комплекс рассчитан на несколько повторений каждого упражнения. Гимнастика этого возраста включает следующие упражнения:

  1. Часто моргаем. Затем закрываем глазки и считаем до 5. Повторяем упражнение 5 раз.
  2. Крепко зажмуриваем глаза и считаем до 3. Затем открываем глазки и смотрим вдаль, считая до 5. Повторяем так 4 раза.
  3. Вытягиваем правую руку вперед. Медленно двигаем указательным пальцем вправо-влево, вверх-вниз. При этом следим за ним взглядом, но голову держим на месте. Достаточно 4 повторений.
  4. Вытягиваем левую руку вперед, слегка согнув ее в локте. Смотрим сначала на указательный палец руки четыре счета, а, затем переводим взгляд вдаль и смотрим шесть счетов. Повторяем 4 раза.
  5. Проделываем круговые движения глазками 3 раза вправо, затем столько же влево. Затем смотрим вдаль и считаем до 6. Повторяем еще 1 раз.

Как видите, в этом комплексе достаточно упражнений на расслабление мышц глаза (когда смотрим вдаль). Это из-за того, что у пятилетнего ребенка возрастает нагрузка на глаза, и ему нужно больше давать отдыхать глазкам.

Витамины для глаз

Отличным дополнением к упражнениям для глаз станет подбор продуктов, которые содержат витамины, необходимые для глаз.

Витамин С . Он улучшает кровообращение в области глаз. Продукты с большим содержанием витамина С: апельсин, киви, свекла, зеленый горошек, шпинат, брокколи, помидоры, яблоки.

Витамин А . Способен предупреждать так называемую куриную слепоту и повышает остроту зрения в сумерках. Продукты с большим содержанием витамина А: морковь, папайя, дыня, авокадо, абрикос, персик.

Витамин Е . Так же, как и витамин С, улучшает кровообращение вокруг глаз. Продукты, содержащие большое количество витамина Е: молоко, шпинат, миндаль, подсолнечное масло, грецкие орехи, арахис.

Витамин В1 . Улучшает светочувствительность сетчатки глаза. Продукты с большим содержанием витамина В1: брокколи, рис, мед.

Витамин В2 . Тоже влияет на способность воспринимать сетчаткой глаза свет. Продукты, содержащие большое количество витамина В2: яблоки, рис, молоко.

Витамин В6 . Улучшает проникновение света через сетчатку глаза. Продукты, богатые витамином В6: капуста, пшеничные зерна.

Витамин В12 . Улучшает светочувствительность сетчатки глаза. Его потребность, дневная норма - всего лишь 3 мг. Продукты, содержащие витамин В12: виноград, черника, финики, чернослив, абрикосы.

Как видите, не только одна черника может помочь глазкам лучше видеть. Для детей особенно важен сбалансированный рацион, где преобладают овощи и фрукты. Кроме того, можно проводить витаминное лечение. Но какие витамины лучше купить, вам должен посоветовать врач. Но помните, что главное - это профилактические меры и гимнастика для глаз для детей, которая поможет преодолеть проблемы со зрением.

4.5555555555556 4.56 из 5 (9 Голосов)

Бесспорно, из всех видов чувствительности зрение наиболее влияет на развитие личности во всех смыслах. Поэтому здоровье глаз нужно поддерживать с самого раннего возраста. Когда речь идет о гигиене зрения у детей, то ответственность за качество проведенных мероприятий, направленных на восстановление и укрепление зрительных способностей, ложится на плечи воспитателей дошкольных учебных заведений, учителей школ и в первую очередь родителей.

Одним из наиболее простых и действенных способов поддержать зрение у ребенка на должном уровне является зрительная гимнастика.


Причины заболеваний органов зрения

Зрение у детей может снижаться из-за воздействия разных факторов. Основные из них рассмотрены ниже.

Генетическая предрасположенность

Если у одного из родителей (или обоих) имеет место какая-либо офтальмологическая патология, то резко возрастает вероятность того, что у ребенка рано или поздно проявятся аналогичные проблемы. Поэтому не стоит ждать, когда у него начнет снижаться зрение. Следует посетить офтальмолога, чтобы предотвратить или выявить заболевания на ранней стадии.


Это в наш век смартфонов и гаджетов – одна из самых распространенных причин снижения зрения у детей. В течение всего дня детские глазки подвергаются воздействию телевизора, компьютера, планшета, смартфона и т. п.

Также причиной может стать чтение на чересчур близком расстоянии от книги, при плохом освещении или при длительном отсутствии перерыва. Конечно, в основе этой проблемы лежит халатность родителей, которые по легкомыслию позволяют ребенку бесконтрольно пользоваться гаджетами или часами просиживать перед телевизором.

Детским глазам необходимо отдыхать и лучше, чтобы чередование нагрузок и отдыха было внутри определенного режима дня. Зрительное переутомление на начальных этапах проявляется головной болью, головокружением, нарушением сна, болью и печением в глазах.

На эти симптомы необходимо своевременно обратить внимание и максимально ограничить ребенка от «общения» с компьютером, телевизором и другими подобными «игрушками».



Дефицит витаминов

Эта проблема также остро стоит среди большого числа школьников и детей более младшего возраста. Организация здорового детского питания имеет большое влияние на качество зрения и на здоровье в целом.

Ежедневный рацион ребенка должен в оптимальном количестве содержать все витамины и микроэлементы, необходимые для нормального развития детского организма. Если ребенок систематически с продуктами питания недополучает витамины группы A, B, D, а также цинк и железо, то со временем у него могут начаться проблемы со зрением.

Проблема эта сейчас довольно актуальна и связана в основном с тем, что у детей с самого раннего возраста, с попустительства родителей, формируется пристрастие к отнюдь не здоровой пище: разнообразному фастфуду, чипсам, кондитерским изыскам, сладким газированным напиткам и др. Естественно, такая еда не может содержать достаточного количества полезных веществ и витаминов, таких важных в детском возрасте.



Чтение в раннем возрасте

Немало пап и мам, которые всеми средствами стремятся привить своему чаду любовь к книгам в самом раннем возрасте, рассчитывая, что такая склонность малыша обязательно останется с ним на всю оставшуюся жизнь. Цель хорошая, но чаще бывает, что из-за этого ребенок приобретает стойкую зрительную дисфункцию.

Глаза детей раннего возраста (до 4-х лет) устроены так, что долгое чтение без перерыва очень быстро приводит к снижению зрения. В течение этого возрастного периода ребенок усваивает очень много информации, но она должна быть донесена до него в разных формах.

Максимальное время, которое ребенок в этом возрасте может потратить на чтение книги без ущерба для здоровья, составляет 15-20 минут в день.


Болезни

Патологии позвоночника, центральной нервной, эндокринной, иммунной и других систем. Как известно, в человеческом организме нет ни одной изолированной системы. Все влияет на все. Поэтому нередки случаи, когда снижение зрения связано с какой-либо органической патологией других органов.

Недостаточный уровень физической активности

Чтобы зрительная система нормально функционировала, необходимо, чтобы клетки и ткани регулярно насыщались достаточным количеством кислорода. Один из основных способов поддерживать уровень кислорода в тканях на достойном уровне – это сохранять физическую активность.

За последние годы уровень физических нагрузок у детей (особенно это касается городских жителей) в разы снизился. Это во многом связано с тем, что привычные подвижные игры не выдержали конкуренции с компьютером и телевизором.



Пренебрежение профилактикой

Когда жалобы ребенка, пускай, на первый взгляд, незначительные, остаются без должного внимания со стороны родителей, болезнь будет прогрессировать.

В большинстве подобных случаев за медицинской помощью обращаются тогда, когда зрение снижено в несколько раз. Поэтому важно при появлении первых симптомов нарушения зрительной функции у ребенка обращаться к офтальмологу.

Назначение гимнастики

Главная задача зрительной гимнастики – это укрепление глазных мышц. Как и любые другие мышцы в нашем организме, они могут ослабеть, что скажется на качестве зрения. Поэтому комплекс несложных упражнений направлен на предотвращение снижения остроты зрения.

Обычно впервые ребенок узнает о зрительной гимнастике, приходя в детский сад. Разработано множество разнообразных методик проведения физминутки для детей всех возрастов. Они в основном бывают в форме игры или в стихах.

Благодаря регулярному проведению зрительной гимнастики, у ребенка с ранних лет формируется осознание того, что зрение очень важно для человека и его нужно беречь.

При ответственном отношении родителей к здоровью своего чада, эти полезные навыки он сможет перенести и во взрослую жизнь.


С помощью зрительной гимнастики можно не только предотвратить развитие многочисленных глазных болезней, но и восстановить зрение. Благодаря упражнениям восстанавливается работоспособность зрительного аппарата, улучшается трофика близлежащих тканей.

Если для ребенка за время пребывания в детском саду стали привычными занятия зрительной гимнастикой, то велика вероятность того, что став школьником, он также серьезно будет относиться к гигиене зрения, благодаря чему сможет избежать многочисленных проблем со здоровьем.



Основные цели зрительной гимнастики:

  • улучшение не только зрительных, но и умственных способностей ребенка, благодаря тому, что с помощью ряда упражнений увеличивается скорость переработки зрительной информации;
  • обеспечение полноценного отдыха глаз;
  • профилактика глазных болезней;
  • восстановление зрительной функции у детей со сниженным зрением;
  • оказание успокаивающего действия на все отделы нервной системы.

Если следовать всем правилам проведения зрительной гимнастики, то положительный эффект наступит совсем скоро.


Основные аспекты методики

Заботливым родителям нужно знать, что у детей, появившихся на свет раньше положенного срока и у малышей с ослабленным иммунитетом риск развития миопии (близорукости) в разы возрастает. Также велика опасность возникновения этого недуга у детей с отягощенной наследственностью. В таких случаях с самого раннего возраста ребенка необходимо предпринимать профилактические меры для предотвращения развития данного заболевания.



Большую роль в поддержании зрения на нормальном уровне играет укрепление глазных мышц. В этом поможет регулярное проведение зрительной гимнастики. Всем известно, что маленькие дети – непоседы, поэтому зрительная гимнастика не должна представлять собой набор «сухих» правил.

Детям должно быть интересно, и они обязательно должны включиться в процесс, а также стараться выполнить все рекомендации в точности, иначе пользы от такой гимнастики не будет. Поэтому чаще в дошкольных учреждениях гимнастику для глаз проводят в форме игры.

Принцип полезного воздействия зрительных упражнений состоит в поочередном напряжении и расслаблении глазных мышц , что помогает им в дальнейшем справляться со все большей нагрузкой. Один из главных залогов успешной гимнастики – это систематичность, то есть положительный эффект от занятия подобными упражнениями будет очевиден лишь тогда, когда ребенок выполняет их регулярно.



Зрительная гимнастика для детей дошкольного возраста в среднем проводится 3 раза в день по 5 минут. Офтальмологами разработан комплекс стандартных упражнений для глаз, рекомендованный к выполнению в дошкольных учреждениях. Далее следует перечень некоторых из них:

  • На потолок крепятся большие разноцветные круги (из цветной бумаги или картона). В течение 8-10 секунд ребенок должен внимательно смотреть на каждый из них. Переходя взглядом с одного круга на другой, важно, чтобы ребенок двигал только глазами, а голова должна оставаться в неподвижном положении. Когда малыш закончил смотреть на круги, ему следует закрыть веки на 10-15 секунд. После чего повторить упражнение заново.
  • Ребенок старается что есть силы зажмурить веки на 5 секунд, потом резко их расслабить. В таком порядке следует повторить упражнение несколько раз.



  • Ребенок, не двигая головой, медленно поднимает глаза вверх-вниз, а потом вправо-влево. Для маленького ребенка лучше, чтобы он мог фиксировать свой взгляд на каком-нибудь объекте, который соответствует одной из крайних точек.


  • Нужно к стене или потолку прикрепить картинку со сложным узором. Ребенок должен, не перемещая головы, внимательно взглядом пройтись по всем линиям. После выполнения данного упражнения нужно сделать перерыв как минимум на 10 минут.


  • Ребенок поочередно фиксирует свой взгляд то на самом дальнем, то на самом ближнем объекте от него.

Это лишь несколько самых простых упражнений для укрепления глазных мышц. Для своего ребенка можно найти более широкий перечень методических рекомендаций, разработанных современными специалистами в области детской и подростковой офтальмологии.

Важно помнить, что даже самые интересные игровые упражнения при ежедневном выполнении (а ведь именно этого требует серьезный подход к проведению зрительной гимнастики) даже самому азартному ребенку могут наскучить. Тогда выполнять он их будет формально, без первичного усердия. Поэтому рекомендуется время от времени менять набор упражнений.

Вы можете найти множество упражнений для глаз в стихах - этим вы сможете еще больше увлечь своего малыша. Еще один способ избежать рутины – периодически менять обстановку , то есть заниматься гимнастикой не только дома или в детском саду, но и во время прогулки.

Обязательно поинтересуйтесь у воспитателя в детском саду, включена ли зрительная гимнастика в режим дня детей. Для дошкольных учреждений разработано несколько техник тренировки зрения:

  • с помощью настенных или потолочных тренажеров;
  • игровая гимнастика в форме игр, песен или стихов;
  • разглядывание схематических рисунков и таблиц;
  • использование стереоскопических картинок (изображение обязательно должно быть нанесено на бумагу, а не на электронный носитель, так как это может создать лишнее напряжение для глазных мышц).

Гимнастика

При миопии

Если вы заметили, что ваш ребенок с трудом различает объекты, которые находятся на достаточном расстоянии от него, то возможно у него миопия (близорукость). В таком случае ребенка незамедлительно нужно показать офтальмологу.

Причиной данного заболевания является снижение функциональной активности цилиарной мышцы, которая отвечает за степень натяжения хрусталика. Из-за этого искажается форма глазного яблока, принимая эллипсовидную форму, вследствие чего отраженные лучи фокусируются не на поверхности сетчатки, а немного впереди. Поэтому детально рассмотреть какой-либо объект ребенок может только с ближнего расстояния.

Исправляется подобное состояние с помощью постоянного ношения очков, аппаратным лечением , физиопроцедурами, ночными линзами, лекарственными препаратами (глазные капли, витаминные комплексы и т. п.), лазерной коррекцией.



Для этого случая разработан комплекс упражнений для глаз. Они просты в исполнении даже для самых маленьких детей, но при этом обладают выраженным терапевтическим эффектом:

  • Малыш начинает как можно быстрее моргать в течение минуты. После непродолжительного перерыва нужно повторить упражнение еще раз.
  • Ребенок должен сильно зажмуриться и оставаться в таком положении 5-7 секунд, после чего широко раскрыть глаза. Повторить упражнение 5 раз.
  • Медленно водить взглядом с потолка на пол и в обратном порядке. Повторить упражнение 3 раза.
  • Предложите ребенку растереть ладошки друг об друга, а потом, когда они нагреются, приложить их на несколько секунд к векам.
  • Малышу необходимо на несколько секунд зафиксировать взгляд на кончике носа. Потом закрыть глаза. В таком порядке упражнение повторить 5 раз.

В завершение гимнастики можно легкими круговыми движениями помассировать веки ребенку или предложите сделать это ему самому. Нагрузка обязательно должна быть посильной! Переутомление во время физминутки может дать обратный эффект, поэтому во время выполнения упражнений внимательно следите за состоянием ребенка.



При детской гиперметропии (дальнозоркости)

Детская дальнозоркость связана с тем, что световые лучи сосредотачиваются не на сетчатке, а за ее пределами. Из-за этого ребенок не может в точности рассмотреть объекты, которые находятся на близком расстоянии от него. Если ребенку возрастом младше восьми лет ставится диагноз – гиперметропия слабой или средней степени, это может быть вариантом физиологической нормы и быть связано с относительно малым размером глазного яблока и его слегка уплощенной формой. По мере взросления, детская зрительная система становится более совершенной и проблемы со зрением проходят сами собой.

Чтобы детская дальнозоркость не успела принять стойкую форму, следует регулярно заниматься с ребенком зрительной гимнастикой:

  • Сперва требуется как следует подготовить мышцы к зарядке. Для этого подходит следующее упражнение: малыш принимает горизонтальное положение, и двумя ладонями старается максимально плотно закрыть ими глаза (желательно, чтобы сквозь них вообще не проникал свет). Это простое упражнение поможет снять избыточное напряжение с глазных мышц.


Зрение – один из главных органов чувств человека, поэтому его следует беречь смолоду. В наш век современных технологий у людей всё чаще возникают проблемы со зрением, причем они проявляются и у детей школьного возраста. Самыми распространенными причинами нарушения зрения у школьников и раннего развития у них таких заболеваний, как миопия, астигматизм, косоглазие, является злоупотребление компьютерными играми и просмотром мультфильмов по телевизору. Вместо прогулок на свежем воздухе, активного отдыха и дозированного чтения дети проводят всё свое свободное время перед монитором, что не может не сказываться на их органах зрения. Отрицательное влияние компьютера на зрение школьников заключается в том, что мышцы глаз, еще не окрепшие, очень устают от долгого напряжения. Если это происходит регулярно, то зрение начинает стремительно падать.

Однако этого можно избежать, введя ограничение на компьютер и телевизор, чередуя напряженную работу глаз (выполнение домашних заданий, чтение) с отдыхом. Также врачи-офтальмологи настоятельно рекомендуют проводить для школьников гимнастику для глаз, как дома, так и в школе. Охрана зрения школьников очень важна, поскольку близорукость, как правило, очень плохо поддается лечению.

Гимнастика для глаз является наиболее подходящим методом для профилактики нарушения зрения у младших школьников, поскольку, если научить ребенка в раннем возрасте делать эти упражнения, это станет очень полезной привычкой. Если у вашего ребенка-школьника уже присутствуют какие-либо нарушения зрения, то зрительную гимнастику следует выполнять обязательно. Регулярные упражнения для глаз приостановят падение зрения, которое для школьников часто заканчивается прописыванием очков. Занятия следует делать 2-3 раза в день, посвящая этому по 10-15 минут. Во время выполнения этих занятий мышцы глаз расслабляются и отдыхают, и следующая за этим нагрузка на глаза воспринимается гораздо легче. Подобная зарядка для глаз полезна не только для школьников, она не помешает и взрослым людям, особенно тем, чья работа предполагает ежедневное «общение» с компьютером.

Описанные ниже упражнения направлены на снятие напряжения с глазных мышц, на их тренировку, а также на повышение аккомодации, улучшение кровообращения в тканях глаз. Каждое из них следует повторять по нескольку раз (сначала 2-3 раза, затем, когда ребенок уже будет знать, что нужно делать – по 5-7 раз). Озвучивая ребенку упражнения, обязательно выполняйте их вместе с ним: наглядный пример порой действует лучше любых слов.

Гимнастика для глаз, предназначенная для выполнения младшими школьниками и детьми, посещающими детский сад, может включать элементы игры. Например, данные упражнения можно оформить в стихотворном виде и, включая как аудиозапись, выполнять их всем коллективом.