Отрицательное влияние профессии на психологическое состояние называется. Психология труда. Социальноисторические предпосылки становления психологии труда. Соматическая деформация человека

Вопрос 2. Главное содержание этого типа работ составляет взаимодействие между людьми...
  • Ответ: «человек - человек»
Вопрос 3. Способ осуществления действия называют:
  • Ответ: операцией
Вопрос 4. К этической норме защиты интересов клиента не относится принцип:
  • Ответ: «Не навреди!»
Вопрос 5. Возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней называются ____________________ профессиональных достижений.
  • Ответ: редукцией
Вопрос 6. Распределение объектов по группам на основании сходства признаков называется:
  • Ответ: классификацией
Вопрос 7. К относительно стабильным характеристикам профессии, которые не претерпевают существенных изменений в зависимости от конкретного места работы, относится(-ятся):
  • Ответ: содержание профессии
Вопрос 8. Совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него, - это ____________________ профессиональной деятельности.
  • Ответ: средства
Вопрос 9. Продукт выступает в качестве ____________________ деятельности.
  • Ответ: цели
Вопрос 10. Система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик трудовой деятельности - это ____________________ профессиональной деятельности.
  • Ответ: условия
Вопрос 11. Связан с уточнением профессиональных устремлений выпускников школ, определением степени соответствия их личностных качеств требованиям избранной профессии ____________________ этап профориентации.
  • Ответ: заключительный
Вопрос 12. К этической норме защиты интересов клиента не относится принцип: Вопрос 13. Обеспечить удержание или перемещение своего тела, то есть решить двигательную задачу, - это цель ____________________ действий.
  • Ответ: двигательных
Вопрос 14. К этической норме защиты интересов клиента не относится принцип:
  • Ответ: объективности
Вопрос 15. Представители профессий этого типа умеют делать, создавать, корректировать биотические средства, условия существования и развития людей. Это тип...
  • Ответ: «человек - природа»
Вопрос 16. Процедура, направленная на выявление степени психологического соответствия кандидата определенной профессии называется психологическим профессиональным
  • Ответ: отбором
Вопрос 17. Все особенности человека и его поведения, способствующие или противодействующие достижению целей, относятся к ____________________ условиям осуществления действий.
  • Ответ: внутренним
Вопрос 18. Дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку являются противопоказаниями к выбору профессий типа
  • Ответ: «человек - человек»
Вопрос 19. Общественный труд, функционирование социальных общностей, объединенных профессиональными признаками; социально-профессиональный фон труда рассматривает:
  • Ответ: социология труда
Вопрос 20. Деятельность человека для поддержания своего существования, но обычно не главная, а побочная, не обязательно связанная с самореализацией, называется:
  • Ответ: занятием
Вопрос 21. Неуклонное совершенствование орудий труда, устранение аварийных ситуаций, совершенствование и познание особенностей самого человека в труде, раскрытие и учет его физиологических, биологических, социальных, психологических и других свойств - это ____________________ профессиональной деятельности.
  • Ответ: задачи
Вопрос 22. Способы мироощущения, переживания и восприятия, которые являются ценными, уникальными и неповторимыми для каждого отдельного человека и доступны для понимания и обозрения только ему самому, относятся к понятию:
  • Ответ: мораль
Вопрос 23. Соответствие полученного результата поставленным целям и задачам относится к ____________________ труда.
  • Ответ: эффективности
Вопрос 24. Обособленность видов трудовой деятельности - это ____________________ труда.
  • Ответ: разделение
Вопрос 25. К этической норме обеспечения эффективности профконсультирования не относится принцип:
  • Ответ: конфиденциальности
Вопрос 26. Агитацию профессий, по которым наблюдается дефицит кадров либо ожидается расширение их подготовки в связи с увеличением объема или реконструкцией производства, предполагает профессиональная:
  • Ответ: пропаганда
Вопрос 27. К этической норме обеспечения эффективности профконсультирования не относится принцип: Вопрос 28. На удовлетворение естественных потребностей организма направлены мотивы
  • Ответ: органические
Вопрос 29. Представители профессии этого типа производят (участвуют в производстве) вещественные продукты труда, виды, формы энергии, создают вещественные средства деятельности, многие условия и предметы искусственной среды обитания людей, средства их существования и развития. Это тип...
  • Ответ: «человек - техника»
Вопрос 30. Важна умственная работоспособность, физический же труд чаще всего нетяжелый во многих профессиях типа. Это тип... Вопрос 31. Знания, умения и навыки по конкретным областям науки и практики подвергаются оценке при изучении
  • Ответ: подготовленности личности
Вопрос 32. Все предметы, а также действия сторонних людей (коллективов, групп), способствующие или противодействующие достижению целей, относятся к ____________________ условиям осуществления действий.
  • Ответ: внешним
Вопрос 33. Единица анализа профессии, типовой элемент при создании описания профессии называется ____________________ профессии.
  • Ответ: модулем
Вопрос 34. Отрицательное влияние профессии на психологические характеристики человека и затрудняющее его поведение в повседневной жизни, в конечном итоге способное снизить эффективность труда, называется профессиональной
  • Ответ: деформацией
Вопрос 35. Обследование состояния здоровья и степени развития психологических характеристик личности в соответствии с требованиями профессии является ____________________ функцией профконсультации.
  • Ответ: диагностической
Вопрос 36. Связана с взаимоотношениями и взаимодействиями между людьми цель ____________________ действий.
  • Ответ: социально-коммуникативных
Вопрос 37. Действия не всегда строго регламентированы, перечень заданий и приемов однообразен, но возможно разнообразие в ритме, в стиле - это труд...
  • Ответ: полуавтоматический
Вопрос 38. Человек осуществляет внешне достаточно активную трудовую деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала на уровне
  • Ответ: непрофессионализма
Вопрос 39. Когда в пределах задания предоставляется простор для самостоятельного выбора приемов работы, то это - труд...
  • Ответ: самостоятельный
Вопрос 40. Второй уровень производственной ситуации называется:
  • Ответ: регулятивным
Вопрос 41. Среди социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием обнаруживает:
  • Ответ: возраст
Вопрос 42. Когда задания и приемы однообразны, но строго оговорены инструкциями, то это - труд...
  • Ответ: шаблонный
Вопрос 43. Свойства психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) и психомоторные функции (координация движений рук и ног и т. п.), включенные в процесс деятельности и обеспечивающие ее эффективность, относятся к профессиональным
  • Ответ: способностям
Вопрос 44. То, с чем деятельность непосредственно имеет дело, - это ____________________ деятельности.
  • Ответ: предмет
Вопрос 45. Субъект переходит от системы профессиональных способностей, реализовывающих деятельность до накопления профессионального опыта, к системе ПВК, основанной на личном опыте, на этапе
  • Ответ: вторичной профессионализации
Вопрос 46. По мере приобретения индивидуального опыта происходит развитие ведущих ПВК на этапе:
  • Ответ: первичной профессионализации
Вопрос 47. Первый уровень производственной ситуации называется:
  • Ответ: познавательным
Вопрос 48. Основной причиной выгорания являются напряженные отношения между работником и...
  • Ответ: клиентами
Вопрос 49. Любые индивидуальные свойства человека, включенные в процесс деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения по параметрам производительности, качества труда и надежности, называются профессионально
  • Ответ: важными качествами
Вопрос 50. Выберите неверное утверждение:
  • Ответ: Предметная деятельность людей дана им с рождения
Вопрос 51. Профессиональное просвещение учащихся, изучение личности школьников, их задатков, склонностей происходит на ____________________ этапе профориентации.
  • Ответ: подготовительном
Вопрос 52. Представители профессий этого типа умеют хорошо ориентироваться, разбираться в условных обозначениях, языковых системах (естественных и искусственных), документах, текстах. Это тип...
  • Ответ: «человек - знаковая система»
Вопрос 53. Когда работник выбирает не только приемы, но и задания, то это - труд...
  • Ответ: свободный
Вопрос 54. Высокие требования к уровню образования профконсультанта, предполагает доскональное владение психодиагностическими методиками и психотехнологиями консультирования, наличие практического опыта и лицензии, полученной по результатам аттестации, предъявляет принцип
  • Ответ: профессиональной компетентности
Вопрос 55. Система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процессов, которыми человек, работающий на определенном трудовом посту, должен мысленно или практически оперировать, - это ____________________ труда.
  • Ответ: предмет (орудия)
Вопрос 56. Труд конструктора, инженера - это ____________________ труд.
  • Ответ: самостоятельный
Вопрос 57. Метод, позволяющий преодолеть несоответствие человека и профессии, добиться наивысшей эффективности трудовой деятельности и достигнуть наибольшей удовлетворенности работников своим трудом называется профессиональным
  • Ответ: отбором
Вопрос 58. Целостный цикл трудовой деятельности, характеризующейся психологической структурой и включающей ряд промежуточных целей, подчиненных некоторой более или менее перспективной цели, - это уровень...
  • Ответ: деяния профессиональной деятельности
Вопрос 59. В основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека, лежат мотивы:
  • Ответ: духовные
Вопрос 60. К объектам действий не относятся:
  • Ответ: орудия труда
Вопрос 61. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей человека, - это:
  • Ответ: мотив
Вопрос 62. Технические системы, технические предметы, энергия являются предметами труда в типе профессии
  • Ответ: «человек - техника»
Вопрос 63. К этической норме проведения консультирования на высоком профессиональном уровне относится принцип:
  • Ответ: профессиональной компетентности
Вопрос 64. Представители профессий этого типа умеют воплощать идею или определенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образе, а также оценивать, анализировать это воплощение. Это тип... Вопрос 65. Действие начинается с осознания, обсуждения и постановки или выбора
  • Ответ: цели
Вопрос 66. Научно обоснованная система мероприятий, призванная подготовить личность к общественно полезному труду, оказать ей помощь в выборе профессии в соответствии с ее интересами, склонностями и способностями и с учетом потребностей рынка труда, называется профессиональной
  • Ответ: ориентацией
Вопрос 67. Чтобы результаты консультирования были научно обоснованными, базировались на глубоких психологических знаниях консультанта, компетентном использовании диагностического инструментария и психотехнологий, требует принцип
  • Ответ: объективности
Вопрос 68. Труд швеи - это ____________________ труд.
  • Ответ: шаблонный
Вопрос 69. Наличие продукта труда, соответствующего необходимым стандартам в профессии, называется ____________________ труда.
  • Ответ: продуктивностью
Вопрос 70. С помощью разного рода культурных форм активности, например, игр и занятий спортом, удовлетворяются мотивы:
  • Ответ: функциональные
Вопрос 71. Различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей, порождают мотивы
  • Ответ: социальные
Вопрос 72. Синдром, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений, называется психическим
  • Ответ: выгоранием
Вопрос 73. Необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) труда необходимые средства существования и развития, называется:
  • Ответ: специальностью
Вопрос 74. Целесообразное, относительно соответствующее изменяющимся условиям установление равновесия между средой, организмом и психикой называется:
  • Ответ: саморегуляцией
Вопрос 75. Предмет труда (с чем работает человек), профессиональные задачи, действия и операции, средства, условия, результат труда - это характеристики ____________________ профессиональной деятельности.
  • Ответ: объекта
Вопрос 76. Уровень выраженности свойств основных психических процессов (памяти, внимания, мышления), психомоторных качеств, личностных особенностей устанавливается при изучении
  • Ответ: способности субъекта и особенности личности
Вопрос 77. Ознакомление молодежи с основными профессиями и специальностями называется профессиональной
  • Ответ: информацией
Вопрос 78. Установление и поддержание контактов, знакомств, обмен сведениями или материальными предметами - это:
  • Ответ: коммуникативные действия
Вопрос 79. Профессиональные способности, отвечающие за прием и переработку информации, выступают на первый план, в то время как часть профессиональных способностей выпадает из структур ПВК на этапе
  • Ответ: стабилизации
Вопрос 80. Форма профессиональной ориентации, заключающаяся в выработке у учащихся знаний о мире профессий, способов и условий осуществления профессионального выбора, называется профессиональным
  • Ответ: просвещением
Вопрос 81. К относительно стабильным характеристикам профессии, которые не претерпевают существенных изменений в зависимости от конкретного места работы, относится(-ятся):
  • Ответ: требования, предъявляемые к профессионально важным качествам человека
Вопрос 82. Профессиональная деятельность в ее расцвете, в ее высоких достижениях и творческих успехах находится на уровне
  • Ответ: суперпрофессионализма
Вопрос 83. К средним учебным заведениям, готовящим воспитателей детских садов, учителей начальных классов общеобразовательной школы, относятся:
  • Ответ: педагогические училища
Вопрос 84. В ходе развития общества в связи с тем, что технические системы, применяемые в тех или иных областях хозяйства, становятся настолько сложными, что обслуживанием их, поддержанием их нормальной работы должны заниматься специально подготовленные люди - специалисты по разным видам техники, возникают работы типа:
  • Ответ: «человек - техника»
Вопрос 85. Оптимизацию содержания условий и средств труда, факторы повышения эффективности труда при одновременном облегчении труда, уменьшении усилий, сохранении здоровья и обеспечении развития личности человека, проектирование техники с учетом психофизиологических возможностей человека изучает:
  • Ответ: эргономика
Вопрос 86. К трудностям профессий этого типа нередко относятся длительные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств и опорно-двигательному аппарату, немалые нервные нагрузки. Это тип...
  • Ответ: «человек - художественный образ»
Вопрос 87. Утверждение, что вся информация, полученная при консультировании, будет доступна лишь тем, для кого она предназначена, и только с согласия клиента либо его родителей, если обследуемый несовершеннолетний, или не совсем адекватно отражает сложившуюся ситуацию, относится к принципу
  • Ответ: конфиденциальности
Вопрос 88. Профориентацию, профотбор, охрану труда, профессиональное обучение и проектирование развития специалиста, профадаптацию, профессиональную аттестацию и т.д. рассматривает:
  • Ответ: психология труда
Вопрос 89. Неотъемлемая часть профессионализации личности, сложный процесс циклического характера, проявляющийся как в совершенствовании знаний, умений, навыков и способностей человека, так и в формировании отрицательных феноменов, снижающих профессиональную эффективность и нарушающих «непрофессиональную» жизнь, - это:
  • Ответ: профессиональное развитие
Вопрос 90. Основной акцент на исследование уровня выраженности психологических и психофизиологических характеристик субъекта делается на ____________________ этапе профконсультации.
  • Ответ: психодиагностическом
Вопрос 91. К этической норме обеспечения эффективности профконсультирования относится принцип:
  • Ответ: объективности
Вопрос 92. Состояние здоровья, опыт, устойчивые личные качества, временные психические состояния, убеждения - это виды ____________________ условий осуществления действий.
  • Ответ: внутренних
Вопрос 93. Регулирует поведение людей независимо от их профессиональной принадлежности ____________________ этика.
  • Ответ: универсальная
Вопрос 94. Проявления и развитие психики человека в ходе труда, а также соответствие процесса и результата труда, качеств отдельного человека требованиям профессии изучает:
  • Ответ: психология труда
Вопрос 95. Влияния профессиональной среды на человека, возможностей создания комфортной профессиональной среды изучает:
  • Ответ: профессиональная экология
Вопрос 96. Нейрофизиологическая основа, которая закладывается генетически и составляет природную основу человека, относится к ____________________ механизму психической функции.
  • Ответ: функциональному
Вопрос 97. Люди, группы, коллективы являются предметами труда в типе профессии
  • Ответ: «человек - человек»
Вопрос 98. Строго регламентированный, с однотипными мелкими операциями в течение дня, когда задания и приемы однообразны, - это труд...
  • Ответ: автоматический
Вопрос 99. Совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует, - это ____________________ профессиональной деятельности.
  • Ответ: предмет
Вопрос 100. Психологические характеристики, которые необходимы конкретному человеку для усвоения и эффективного выполнения труда, относятся к ____________________ профессиональной деятельности.
  • Ответ: субъекту
Вопрос 101. Часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель, называют:
  • Ответ: действием
Вопрос 102. Наличие результатов, итогов труда, которые могут быть позитивными (запланированными) и негативными (неожиданными), - это ____________________ труда.
  • Ответ: результативность
Вопрос 103. Уровень малоподотчетных, бессознательных и ускользающих от произвольной регуляции особенностей познавательных и исполнительных действий, процессов мотивации действий - это уровень...
  • Ответ: микроэлементов действия
Вопрос 104. Полезные действия по удовлетворению тех или иных потребностей людей - это:
  • Ответ: обслуживающие действия
Вопрос 105. При взаимодействии с клиентом следует стремиться обеспечить его эмоционально комфортное состояние, предоставить ему возможность внести коррективы в процедуру консультации, самостоятельно сформулировать рекомендации и наметить пути решения профконсультационной проблемы - это принцип...
  • Ответ: психопрофилактического проведения консультации
Вопрос 106. Внесение изменений, направленных на уменьшение рассогласования между задуманным (или требуемым) и фактически складывающимся ходом действий, называется ____________________ действий.
  • Ответ: регулированием
Вопрос 107. Надстраиваются над функциональными в процессе обучения, воспитания и накопления индивидуального опыта ____________________ механизмы психических функций.
  • Ответ: операционные
Вопрос 108. Результат, который требует или ожидает от человека общество, - это ____________________ труда.
  • Ответ: цель
Вопрос 109. Не является этапом профессиональной ориентации
  • Ответ: вступительный
Вопрос 110. Живые организмы, биологические, микробиологические процессы являются предметами труда в типе профессии
  • Ответ: «человек - природа»
Вопрос 111. Художественные образы, их части, элементы, свойства являются предметами труда в типе профессии
  • Ответ: «человек - художественный образ»
Вопрос 112. Человек осваивает деятельность по инструкции, не имея собственного опыта, на этапе
  • Ответ: вхождения в деятельность
Вопрос 113. Система мероприятий по психологическому освидетельствованию личности с целью оказания ей помощи в выборе сферы профессиональной деятельности называется профессиональной
  • Ответ: консультацией
Вопрос 114. Понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанное движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов - раздражителей, - это:
  • Ответ: активность
Вопрос 115. К этической норме проведения консультирования на высоком профессиональном уровне относится принцип: Вопрос 116. Массовые явления и процессы в области труда с помощью системы различных количественных показателей (состав и численность трудовых ресурсов, состав и численность занятых в народном хозяйстве по отраслям, показатели рабочего времени, уровня и динамики производительности труда, качества труда и его эффективности) охватывает:
  • Ответ: статистика труда
Вопрос 117. С точки зрения общества, профессия - это:
  • Ответ: система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта
Вопрос 118. Процесс формирования личности профессионала, начинающийся с момента выбора профессии и длящийся в течение всей профессиональной жизни человека, называется:
  • Ответ: профессионализацией
Вопрос 119. Включение человека в реальную профессиональную деятельность и подчинение ее целям называется профессиональным
  • Ответ: познанием
Вопрос 120. Развитое цветоощущение, точный пространственный глазомер, яркие образы воображения требуются:
  • Ответ: работнику изобразительного искусства
Вопрос 121. Наиболее творческие периоды в жизни человека; этапы зрелости, сопровождающиеся повышением эффективности профессиональной деятельности; профессионализм зрелых людей; закономерности психического развития личности в период его расцвета (акме); многовершинность процесса восхождения к профессионализму имеет своим предметом наука
  • Ответ: акмеология
Вопрос 122. Соответствие индивидуальных качеств человека требованиям профессии, способность работника эффективно осуществлять деятельность называются профессиональной
  • Ответ: пригодностью
Вопрос 123. Род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ, называется:
  • Ответ: профессией
Вопрос 124. Действия, в которых сознательно выражается положительное или отрицательное отношение человека к правилам поведения, законам, целям, признанным в данном коллективе, обществе, - это:
  • Ответ: поступки
Вопрос 125. Породив и продолжая совершенствовать предметы потребления, человек кроме способностей развивает свои
  • Ответ: потребности
Вопрос 126. Научно обоснованное исправление ошибок профессионального самоопределения личности, а также профориентация, профессиональная консультация и начальный профотбор тех лиц, которые, потеряв работу в силу тех или иных причин, хотели бы выбрать другую профессию и специальность, называется профессиональной
  • Ответ: переориентацией
Вопрос 127. Санитарные условия и факторы трудового процесса, рабочего места рассматривает:
  • Ответ: гигиена труда
Вопрос 128. Рассмотреть, расслышать, определить на ощупь, на вкус, по запаху и т.п. - это действия...
  • Ответ: перцептивные
Вопрос 129. Побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности, мотивы
  • Ответ: материальные
Вопрос 130. Система внутренних побуждений, которые вызывают трудовую активность человека, направляют ее на достижение профессиональных целей и регулируют структуру и функции, деятельности называется профессиональной
  • Ответ: мотивацией
Вопрос 131. Непосредственными, личными отношениями занимается ____________________ этика.
  • Ответ: индивидуальная
Вопрос 132. Изучением функциональных сдвигов в организме в процессе труда, разработкой рекомендаций по организации труда в оптимальном режиме труда занимается:
  • Ответ: физиология труда
Вопрос 133. Во многих профессиях этого типа противопоказаниями являются нарушения опорно-двигательного аппарата (рук, ног, позвоночника, мышц), не говоря уже о нарушениях органов чувств. Это тип...
  • Ответ: «человек - техника»
Вопрос 134. Профессия, с точки зрения конкретного человека, - это:
  • Ответ: деятельность, посредством которой человек участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию
Вопрос 135. Установление контакта с оптантом, формирование у него положительного отношения к процессу консультирования происходят на ____________________ этапе профконсультации.
  • Ответ: коммуникативном
Вопрос 136. Приказ, команда, совет, просьба, разъяснение, указание, одобрение, порицание - это:
  • Ответ: организующие действия
Вопрос 137. Противопоказаниями профессий этого типа часто являются слабое здоровье, недостаточное физическое развитие, физические недостатки, препятствующие активной ходьбе, серьезные дефекты зрения, а также отсутствие интереса и особого уважительного отношения к «живому». Это тип...
  • Ответ: «человек - природа»
Вопрос 138. Объективный, не зависящий от конкретного человека, состав трудовой деятельности - это ____________________ профессиональной деятельности.
  • Ответ: объект
Вопрос 139. Система психологических знаний о труде как деятельности и о трудящемся человеке как о ее субъекте называется:
  • Ответ: психологией труда
Вопрос 140. Достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий участников относится к ____________________ труда.
  • Ответ: оптимальности
Вопрос 141. Работа с оптантом в плане нахождения ему профессиональной сферы в соответствии с особенностями его личности происходит на ____________________ этапе профконсультации.
  • Ответ: коррекционном
Вопрос 142. Рекомендации оптанту (человеку, выбирающему профессию) соответствующей сферы профессиональной деятельности и конкретных профессий в ней относятся к ____________________ функции профконсультации.
  • Ответ: коррекционной
Вопрос 143. К этической норме защиты интересов клиента не относится принцип:
  • Ответ: соблюдения культуры достоинства
Вопрос 144. Решить задачу на распознавание, узнавание, запоминание, выяснение причин и предвидение ситуации - это цели ____________________ действий.
  • Ответ: гностических
Вопрос 145. Совокупность процессов познания и исполнения, направленных (благодаря мотивации) на достижение ближайшей осознанной цели, - это уровень...
  • Ответ: действий профессиональной деятельности
Вопрос 146. Формируются устремления учащихся, их склонности и способности к конкретным видам профессионального обучения и деятельности, развертывается работа по профессиональной консультации на ____________________ этапе профориентации.
  • Ответ: основном
Вопрос 147. Средство для достижения цели; техническое приспособление, при помощи которого производится работа или какое-нибудь действие, - это ____________________ труда.
  • Ответ: орудие
Вопрос 148. Философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль, - это:
  • Ответ: этика
Вопрос 149. Вывести новое знание из известного, сделать вывод - это действия...
  • Ответ: мыслительные
Вопрос 150. Представители профессий этого типа умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей, учить и воспитывать людей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей. Это тип...
  • Ответ: «человек - человек»
Вопрос 151. Специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условий своего существования, называется:
  • Ответ: деятельностью
Вопрос 152. Способность отображения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов на познавательном, исполнительно-практическом уровне, уровне самооценки и саморегуляции параметров действия - это уровень...
  • Ответ: макроэлементов действия
Вопрос 153. Сообщение школьнику информации о конкретных особенностях профессии, путях и способах реализации своих профессиональных планов относится к ____________________ функции профконсультации.
  • Ответ: информационной
Вопрос 154. Поиск и выбор профессии, освоение профессии, социальная и профессиональная адаптация, выполнение профессиональной деятельности - это стадии...
  • Ответ: профессионализации
Вопрос 155. Предметом изучения профессиональной этики является ____________________ этика.
  • Ответ: светская
Вопрос 156. Педагогические специальности не приобретаются в:
  • Ответ: педагогическом техникуме
Вопрос 157. Профессия классифицируется прямо по характеру требований к психофизиологическим особенностям человека, то есть по характеристикам ____________________ труда.
  • Ответ: субъекта
Вопрос 158. Характеристика интересов, ценностных ориентаций и других мотивов выбора профессии оптантом, их содержание, глубина и устойчивость даются при изучении
  • Ответ: мотивационной сферы личности
Вопрос 159. Особенности среды, в которой протекает работа человека, - это ____________________ труда.
  • Ответ: условия
Вопрос 160. Условные знаки, шифры, коды, языки, формулы являются предметами труда в типе профессии
  • Ответ: «человек - знаковая система»
Вопрос 161. Те инструменты, которыми человек пользуется, выполняя те или иные действия и операции, выступают в качестве ____________________ осуществления деятельности.
  • Ответ: средств

Вы наверняка слышали, что на генетическом уровне мы наследуем от своих родителей особенности нервной системы, которая, в свою очередь, определяет наш темперамент.

Внешняя среда, к которой адаптируется наш организм, способствует появлению процессов возбуждения и торможения в нашей нервной системе, что приводит к определенным психическим и физиологическим состояниям, которые сказываются на общем состоянии здоровья организма.

А теперь давайте подробнее рассмотрим:

Как среда, где мы находимся, влияет на наши внутренние состояния;

Как наша деятельность влияет на наши состояния.

И затем проследим взаимосвязи между особенностями работы нервной системы и нашей профессиональной деятельностью. После чего сделаем выводы о том, там ли мы работаем и тем ли мы занимаемся с точки зрения поддержания здоровья в своем организме.

Краткий курс о важном (среда и психические состояния, среда и физиологические состояния).

За приспособление к новым условиям жизни отвечает механизм адаптации. Адаптация происходит на уровне психики и физиологии.

На уровне физиологии за адаптацию отвечают системы органов: иммунная система, эндокринная система, нервная система. Эти системы взаимосвязаны и влияют друг на друга. Сбой в одной из систем приводит к сбоям в других системах.

Взаимодействуя с внешней средой, наш организм обменивается с ней химическими веществами, энергией, информацией (реагирование на раздражитель; восприятие и обработка информации; изменения внутри и снаружи для поддержания необходимых балансов, обеспечивающих выживание или поддержание жизни).

Все изменения в среде тут же вынуждают наш организм адаптироваться к новым условиям (изменения температуры и влажности, появление угроз или других организмов рядом).

За адаптацию по большей части отвечает наша вегетативная нервная система (далее ВНС), и нам не нужно думать о том, как и что изменить в организме, чтобы он продолжал жить (химические реакции, обмен гормонов, частота сердечных сокращений, интенсивность дыхания и т. п.). Фактически, когда вы сознательно что-то меняете в своем поведении, выполняя свои профессиональные обязанности (куда-то едете, что-то делаете), то вы заставляете свою ВНС выполнять дополнительную работу по поддержанию функционального состояния вашего тела.

В ВНС имеется симпатическая нервная система и парасимпатическая нервная система. Первая отвечает, проще говоря, за ускорение/возбуждение. Вторая – за подавление активности и расслабление.

Активность одной нервной системы (из указанных выше) приводит к снижению активности другой системы.

Сознательное выполнение какой-то деятельности (связанной с двигательной активностью) добавляет возбуждение в ЦНС и усиливает работу Симпатической нервной системы. А это изменяет ваши психические процессы (ускоряя/замедляя мышление и работу с информацией, улучшая или ухудшая работу воображения и т. д.).

Любые изменения во внешней среде также усиливают или замедляют одну из систем (Симпатическую или Парасимпатическую). Другими словами, изменения в окружении меняют физиологические процессы (за счет адаптации организма к новым условиям) и формируют новые психические состояния, которые могут быть полезными или вредными для вашего здоровья.

Сильный стресс не проходит без следа для здоровья (это может проявляться со временем, например, в виде «постстрессового синдрома»).

Среда влияет на наши состояния и наше здоровье. Изменяя сознательно условия среды, Вы можете поддерживать свое здоровье или вредить ему.

Теперь коснемся более подробно взаимосвязи деятельности и состояний .

Как уже говорилось выше, осознанные изменения в поведении влияют на взаимосвязи организма со средой, что сказывается на изменениях внутренних балансов в системах органов и в целом на физиологических состояниях всего тела. Изменения в физиологических процессах влекут за собой изменения в психических процессах, которые могут вредить нормальному функционированию организма (нарушения здоровья).

Иначе говоря, в то время, как вы, к примеру, проводите презентацию для клиента, в вашем организме происходит много изменений и на уровне физиологии (в результате воздействия стресс-факторов). Для поддержания вашего поведения и адаптации к среде, в которой вы оказались, организму приходится потрудиться. Проделанная работа может в итоге привести организм (а более конкретно, например, психику) к нефункциональному состоянию (к некомфортным и болезненным ощущениям).

Сильный стресс в виде раздражителей/воздействий из среды вынуждает организм работать в другом режиме. Если потенциал организма недостаточен (не хватает энергии, определенных химических веществ), то это может вызывать определенные отклонения от нормы (нарушения здоровья).

Изменения в деятельности усиливают или ослабляют взаимодействие организма со средой, что в итоге меняет внутренние состояния. Эти состояния могут вредить здоровью.

А теперь настало время упомянуть об особенностях нервной системы и профессиональной деятельности .

Психологические характеристики темперамента – особенности протекания психических процессов и поведения, которые порождаются сочетанием свойств нервной системы:

Активность . Насколько человек в состоянии сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте (насколько быстро работают соответствующие психические процессы, производя периодические или циклические операции). Разные люди (за единицу времени) успевают сделать разную по объему работу.

Продуктивность . Высокая, если человеку без признаков усталости удается больше сделать (увидеть, услышать, запомнить, представить, решить). Т. е. выполнить большой объем работ. Способность достаточно длительное время поддерживать высокий темп работы.

Возбудимость, тормозимость и переключаемость . Быстрота возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, переход от одного практического действия к другому. Одни люди быстро переключаются с одной темы размышления на другую, другие медленнее.

Эти характеристики определяют тип темперамента, который со временем приобретает черты динамических особенностей, наблюдаемых в поведении человека и принимаемых часто за его темперамент. Однако они являются лишь его некой модификацией, и в научных кругах это называется индивидуальный стиль деятельности.

Т. е. у взрослого человека могут наблюдаться два вида «темперамента»: основной (с детства) и приобретаемый (искусственно созданный путем адаптации поведения к среде).

В идеале (для максимально эффективной профессиональной деятельности) «индивидуальный стиль деятельности» должен совпадать с темпераментом, но это редкость. Чаще всего человеку приходится приспосабливаться со своим темпераментом к требованиям профессиональной деятельности и среды. Поэтому несовпадение стиля деятельности и природного темперамента – это типичная ситуация.

Расхождение между «природным» темпераментом и «приобретенным» (индивидуальным стилем деятельности) неблагоприятно сказывается на самочувствии (здоровье) и на успешном выполнении деятельности (результатах труда).

Когда индивидуальный стиль деятельности совпадает с темпераментом, то наступают следующие позитивные последствия :

При выполнении соответствующей деятельности человек чувствует себя комфортно, переживая положительные эмоции и получая удовольствие от того, что выполняет деятельность в определенном темпе с заданной скоростью и избранной активностью.

В ходе своей деятельности он допускает сравнительно мало ошибок и в состоянии работать с высоким качеством.

Человек может работать долго без признаков усталости или утомления.

В случае значительного расхождения между природным темпераментом (далее ПТ) и индивидуальным стилем деятельности (далее ИСД) могут наблюдаться отрицательные последствия :

Человек испытывает ощущение дискомфорта при выполнении деятельности в заданном темпе или с заданной скоростью.

Он допускает немалое количество ошибок и не в состоянии их полностью контролировать.

Он быстро устает и утомляется (когда темп работы и общения протекают в не свойственном для него ритме).

Благоприятные сочетания темперамента и индивидуального стиля деятельности для выполнения профессиональных обязательств:

Холерик (ПТ) и Сангвиник (ИСД).

Сангвиник (ПТ) и Холерик (ИСД).

Флегматик (ПТ) и Меланхолик (ИСД).

Меланхолик (ПТ) и Флегматик (ИСД).

Неблагоприятные сочетания :

Флегматик (ПТ) и Сангвиник (ИСД).

Меланхолик (ПТ) и Холерик (ИСД).

Резюме .

Темперамент влияет на качество деятельности. Профессиональная деятельность может не подходить под тип темперамента (человеку приходится вырабатывать индивидуальный стиль деятельности с учетом требований профессии и среды).

Темперамент связан с психическими свойствами и влияет на формирование черт характера личности. Несовпадение особенностей темперамента и созданного индивидуального стиля поведения приводит к заболеваниям организма и расстройствам личности.

Выводы :

1. Наш темперамент и индивидуальный стиль деятельности или мешают, или помогают нам в работе (профессии).

2. Деятельность влияет на психические состояния, которые могут расшатывать нервную систему, а это, в свою очередь, может мешать поддерживать нормальное функциональное состояние организма (здоровья).

3. Так как внешняя среда (место) может усиливать или сглаживать эффект «влияния профессиональной деятельности на нервную систему», то, следовательно, можно сделать заключение, что среда может помогать поддерживать здоровье или вредить ему.

Если вы, читая эту статью, поняли, что причиной физических недомоганий может является ваша профессиональная деятельность, то имеет смысл задуматься о ее смене. Либо, как вариант с «меньшими жертвами», стоит рассмотреть возможность смены внешней среды, где протекает ваша деятельность, т. е. сменить место работы.

Помните – незнание мешает нам быть здоровыми, успешными и счастливыми. А знания позволяют избегать проблем и помогают обретать искомое.

Вы теперь знаете, как взаимосвязаны ваша деятельность, внешняя среда и особенности вашей нервной системы. Примите для себя нужное решение!

Некоторые подсказки :

Сознание, Личность, Деятельность взаимосвязаны! Влияя на одно, меняем другое.

Смена Деятельности ведет к изменениям Сознания и Личности.

Образ Личности формируется постепенно через практику (в результате Деятельности).

Если в приоритетах материальные потребности, то смена места работы или деятельности может улучшить комфортное и безопасное существование. Но необходимо учитывать еще и то, как смена деятельности повлияет на ваши социальные и духовные потребности (они могут стать более актуальными, или смена деятельности не позволит их удовлетворять). А также то, как смена деятельности отразится на вашей нравственности (что для вас ДОБРО, а что ЗЛО). Смена деятельности или места работы может затронуть нравственную сторону вашей жизни (платят много, но делать приходится то, на что ваша совесть закрыть глаза не может).

В агрессивной среде человеку с высокой нравственностью делать нечего. Это постоянные внутренние конфликты: чтобы ВЫЖИВАТЬ, приходится делать то, что противоречит внутренним убеждениям и ценностям. Перед тем, как сменить деятельность или место работы, нужно все учесть, чтобы избежать в будущем внутренних конфликтов.

Человек в среднем проводит на работе треть своей жизни. Каждый день он принимает на себя определенную социальную роль, связанную с профессией. И его самоидентификация и то, как человека воспринимают окружающие, во многом определяются именно его работой. В той или иной мере определенный отпечаток на личность накладывает любая профессия. Это может быть и хорошее влияние. Например, работа медика прививает аккуратность, чистоплотность. Но порой забота врачей о гигиене принимает навязчивый характер, особенно если она касается не только самого врача, но и окружающих его людей. Так же и с другими профессиями.

Обратная сторона влияния работы на личность - профессиональная деформация, при которой человек начинает оценивать окружающий мир сквозь призму приобретенных профессиональных фильтров, а его поведение в значительной определяется рабочими привычками. Представители некоторых профессий, медики, работники правоохранительных и судебных органов, педагоги, руководители особенно сильно подвержены такому влиянию, причем отражается оно не только на их повседневной жизни, но и на способности хорошо выполнять свою работу. Люди, подвергшиеся профессиональной деформации, мыслят шаблонно, не развиваются, выполняют работу механически.

Положительные качества, полученные в результате профессиональной деятельности, нужно сохранять, а вот с приобретенными на работе плохими привычками и чертами характера, мешающими в общении, необходимо бороться.

Люди, работающие в правоохранительных органах, работа которых связана криминалом, особенно часто испытывают на себе последствия профессиональной деформации. Нередко они становятся циниками, утрачивают способность сопереживать. Юристы и следователи могут стать излишне подозрительными и недоверчивыми, утратить доверие к людям.

Эти люди по роду деятельности часто сталкиваются с преступниками, поэтому многие из них живут в узком «преступном мире». Им нужно чаще вспоминать о том, что мир не ограничен работой, что вокруг много порядочных и законопослушных людей.

Учителя, долго работающие с детьми, приобретают привычку поучать окружающих, произносить нравоучения. Часто у них появляется характерный «учительский» тон разговора. Признаки профессиональной деформации учителя - авторитарность, враждебное отношение к отстающим ученикам, снижение способности анализировать и контролировать свои действия. Золотое правило для учителей: выходя из кабинета, оставлять работу по ту сторону двери, причем не только учебники со всем их содержимым, тетрадки и планы уроков, но связанные с работой эмоции.

У работников финансовой сферы складывается привычка планировать свою жизнь до мелочей, желание контролировать все в своей жизни и жизни близких, а также развивается повышенное чувство ответственности. В итоге в их жизни не остается места для спонтанных поступков или маленьких незапланированных приключений.

Люди творческих профессий, наоборот, порой становятся оторванными от реальной жизни. Часто они непрактичны в быту и не умеют мыслить рационально. Люди, занимающие руководящие должности, рискуют со временем стать высокомерными и утратить профессионализм. В результате работы формируется чувство превосходства, причем направленное не только на подчиненных, но и на близких и знакомых людей. Люди утрачивают способность к самокритике, приобретают привычку общаться в приказном, распорядительном тоне. Профессиональная деформация руководителя влияет не только на его личную жизнь, но и на работу. Интересы компании отодвигаются все дальше, а на первый план выступает жажда получить еще больше власти.

Методов борьбы с профессиональной деформацией, действующих безотказно, не существует. Прийти в профессию бывает намного проще, чем уйти из нее. Чтобы избавиться от отпечатка, оставленного работой, недостаточно даже уволиться, поскольку развившиеся качества за долгие годы становятся составляющей частью личности.

Поэтому негативные изменения в себе, вызванные особенностями работы, лучше не лечить, а предотвращать. Можно узнать, какие нежелательные черты развиваются у представителей вашей профессии и в зависимости от них сформулировать для себя несколько правил поведения. Например, взять за правило не разговаривать с близкими людьми в приказном тоне, обращаться к ним только с просьбами. Полностью избежать влияния работы на личность нельзя, но можно корректировать это влияние, направляя его в хорошее русло.

Как правило, труд положительно влияет на человека и его личностные особенности. Однако профессиональное развитие может носить и нисходящий характер. Отрицательное воздействие профессии на личность может носить частичный или полный характер. При частичном регрессе профессионального развития затрагивается какой-то один его элемент. Полный регресс означает, что негативные процессы затронули отдельные структуры психологической системы деятельности, приводя к их разрушению, что может снизить эффективность выполнения деятельности. Признаком негативного влияния профессии на личность является появление самых разных профессиональных деформаций или специфических состояний, например психического выгорания. Слово «деформация» (от лат. deformatio - искажение) означает изменение физических характеристик тела под воздействием внешней среды. Под профессиональной деформацией понимают всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер. Профессиональная деформация мотивационной сферы может проявляться в чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при снижении интереса к другим. Известным примером такой деформации может служить феномен «трудоголизма», когда человек большую часть времени проводит на рабочем месте, он говорит и думает только о работе, теряя интерес к остальным сферам жизни.

Другим проявлением отрицательного воздействия профессии на личность является феномен психического выгорания. Психическое выгорание-синдром, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.

Несмотря на наличие разнообразных подходов, все исследователи этого феномена сходятся в следующем: 1. Психическое выгорание представляет собой синдром, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Наконец, редукция профессиональных достижений представляет собой возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. 2. Данный феномен является профессиональным. В какой-то степени он отражает специфику работы с людьми - профессиональной сферы, в которой был впервые обнаружен. Вместе с тем исследования последних лет позволили существенно расширить сферу его распространения, включив в нее профессии, не связанные с социальной сферой. 3. Данный феномен является необратимым. Возникнув у человека, он продолжает развиваться, и можно только определенным образом затормозить этот процесс. Исследования показывают, что кратковременный отход от труда временно снимает действие выгорания, однако после возобновления профессиональных обязанностей оно полностью восстанавливается.


47. Виды психических функциональных состояний (ПФС), динамика состояний. Состояние монотонии и утомления. ПФС в экстремальных, стрессогенных или напряженных условиях деятельности . Различают 3основных вида функциональных состояний: 1) оперативного покоя 2) адекватной мобилизации 3)динамического рассогласования. Оперативный покой характеризует готовность человека включиться в рабочий процесс, но не отражает его специфики. Состояние адекватной мобилизации характеризует действующего субъекта, включенного в деятельность, и отражает ее специфику. При этом достигается наибольшая эффективность деятельности. Состояние динамического рассогласования возникает при нарушении адекватности компенсаторных и адаптационных механизмов деятельности субъекта. Эта деятельность осуществляется либо при «очень малом», либо, напротив, при «черезмерно большом» напряжении функциональных систем организма. Утомление. Состояние утомления сопровождает все виды деятельности человека. Оно является нормальной реакцией организма на рабочую нагрузку, но в острых и хронических формах вызывает нарушение работоспособности. Утомление – это функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной или длительной рабочей нагрузки и проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций индивида, а также снижении эффективности и качества труда. При продолжительном воздействии чрезмерных нагрузок и отсутствии условий для полноценного восстановления функциональных нарушений состояние утомления может перейти в переутомление. Основной причиной утомления является интенсивная и длительная нагрузка. К дополнительным причинам утомл, которые могут ускорить развитие состояния следует отнести 1) воздействие на организм неблагоприятных факторов среды 2) повышенное нервно-психическое напряжение, эмоциональный стресс 3) чрезмеую по интенсивности физическую и умственную нагрузку перед основной работой. По видам утомл может быть физическим, умственным, эмоциональным и смешанным; общим и локальным; мышечным, зрительным, слуховым и интеллект. Состояние монотонии В процессе трудовой деятельности помимо состояния утомления возникает состояние монотонии, отрицательно действующее на работоспособность человека. Психическое состояние переживания монотонии вызывается действительным и кажущимся однообразием выполняемых на работе движений и действий. Особенно часто монотония возникает у людей, работающих на конвейере. Под влиянием переживания монотонности человек, который не может сдерживать или устранять это психическое состояние становится вялым, безучастным к работе. Состояние монотонности отрицательно действует на организм работающих, приводя их к преждевременному утомлению. ПФС в экстремальных условиях дея-сти . Экстремальные – условия дея-сти, характеризующиеся постоянным действием интенсивных экстремальных факторов, которые могут представлять потенциальную опасность для здоровья и жизни работника, а также угрозу для здоровья и жизни других людей или сохранности материальных ценностей. При этом негативные ФС работника выражены сильно. Его дея-сть осуществляется с подключением резервных буферных возможностей организма и психики. Работа в таких условиях требует специально организованного восстановления. Действие экстримальных факторов приводит к возникновению у субъектов труда негативных психических состояний типа динамического рассогласования, которые отрицательно сказываются на регуляции дея-сти и снижает ее эффективность и надежность. Чаще компенсация отрицательного влияния негативных ФС осуществляется за счет волевых усилий человека с подключением его резервных возможностей. Стрессогенными могут быть факторы профессиональной карьеры: неудача, несоответствие результата цели или личностному статусу; успех и сопряженное с ним изменение самооценки, мотивации, профессиональных и личностных ценностей; ожидание выполнения ответственной работы; застой, неопределенность, невозможность прогнозирования. Напряженность - условия дея-сти с переодической активизацией двух и более факторов, нарушающих психофизиологически комфортный режим труда.


48. Диагностика психических функциональных состояний. Психологические методы тестирования. Методики субъективной оценки функциональных состояний. Регуляция и саморегуляция ПФС. Методики субъективной оценки функциональных состояний: 1) физиологический уровень. Показатели - ЧСС, АД, двигательная система, антропом. (сила, рост, вес) 2) психологический уровень –методы оценки интеллект-мнестической сферы (скорость, подвижн, устойчивость психических процессов) –методы оценки эмоционально-волевой сферы, личностных ос-стей. Основными закономерностями становления психической саморегуляции ФС как деятельности являются смена ведущих уровней регуляции, переход от непроизвольного и неосознаваемого уровня к произвольному и осознаваемому уровню в форме целенаправленной активности, формирование собственных мотивов и целей саморегуляции, появление специфического субъективного образа ФС, усложнение используемых субъектов средств и способов саморегуляции (от непроизвольных и эмоциональных реакций до произвольных психофизиологических систем аутотренинга и волевой регуляции), установление взаимосвязей между уровнями регуляции ФС и профессиональной деятельности, усиление роли индивидуально-психологических и личностных детерминант. Поскольку состояния человека оказывают существенное влияние на эффективность его деятельности, общения, физическое и психическое здоровье, встает вопрос об их регуляции. В самом широком смысле регуляция состояний может осуществляться двумя путями: предупреждением их возникновения и ликвидацией уже возникших состояний. Каждый из этих путей может осуществляться либо через воздействия на психику человека извне (например, воздействие психолога на пациента путем использования психорегулирующей тренировки, использование цвета, музыки, природного ландшафта), либо через самовоздействие (самовнушение, самоубеждение, самоприказы). Во втором случае речь идет о саморегуляции. В ходе регуляции состояний может решаться одна из трех задач: сохранение имеющегося состояния; перевод в новое, требуемое условиями состояние; возвращение в прежнее состояние. Последние две задачи реализуются, с одной стороны, через дополнительное генерирование нервной энергии и повышение уровня активации, с другой - через срочный и эффективный разряд чрезмерно большой нервной энергии по эффекторным каналам, т. е. через речевые, идеомоторные, двигательные и висцеральные реакции

Вы наверняка слышали, что на генетическом уровне мы наследуем от своих родителей особенности нервной системы, которая, в свою очередь, определяет наш темперамент.

Внешняя среда, к которой адаптируется наш организм, способствует появлению процессов возбуждения и торможения в нашей нервной системе, что приводит к определенным психическим и физиологическим состояниям, которые сказываются на общем состоянии здоровья организма.

А теперь давайте подробнее рассмотрим:

  • как среда, где мы находимся, влияет на наши внутренние состояния;
  • как наша деятельность влияет на наши состояния.

И затем проследим взаимосвязи между особенностями работы нервной системы и нашей профессиональной деятельностью. После чего сделаем выводы о том, там ли мы работаем и тем ли мы занимаемся с точки зрения поддержания здоровья в своем организме.

Краткий курс о важном (среда и психические состояния, среда и физиологические состояния).

За приспособление к новым условиям жизни отвечает механизм адаптации. Адаптация происходит на уровне психики и физиологии.

На уровне физиологии за адаптацию отвечают системы органов: иммунная система, эндокринная система, нервная система. Эти системы взаимосвязаны и влияют друг на друга. Сбой в одной из систем приводит к сбоям в других системах.

Взаимодействуя с внешней средой, наш организм обменивается с ней химическими веществами, энергией, информацией (реагирование на раздражитель; восприятие и обработка информации; изменения внутри и снаружи для поддержания необходимых балансов, обеспечивающих выживание или поддержание жизни).

Все изменения в среде тут же вынуждают наш организм адаптироваться к новым условиям (изменения температуры и влажности, появление угроз или других организмов рядом).

За адаптацию по большей части отвечает наша вегетативная нервная система (далее ВНС), и нам не нужно думать о том, как и что изменить в организме, чтобы он продолжал жить (химические реакции, обмен гормонов, частота сердечных сокращений, интенсивность дыхания и т. п.). Фактически, когда вы сознательно что-то меняете в своем поведении, выполняя свои профессиональные обязанности (куда-то едете, что-то делаете), то вы заставляете свою ВНС выполнять дополнительную работу по поддержанию функционального состояния вашего тела.

В ВНС имеется симпатическая нервная система и парасимпатическая нервная система. Первая отвечает, проще говоря, за ускорение/возбуждение. Вторая – за подавление активности и расслабление.

Активность одной нервной системы (из указанных выше) приводит к снижению активности другой системы.

Сознательное выполнение какой-то деятельности (связанной с двигательной активностью) добавляет возбуждение в ЦНС и усиливает работу Симпатической нервной системы. А это изменяет ваши психические процессы (ускоряя/замедляя мышление и работу с информацией, улучшая или ухудшая работу воображения и т. д.).

Любые изменения во внешней среде также усиливают или замедляют одну из систем (Симпатическую или Парасимпатическую). Другими словами, изменения в окружении меняют физиологические процессы (за счет адаптации организма к новым условиям) и формируют новые психические состояния, которые могут быть полезными или вредными для вашего здоровья.

Сильный стресс не проходит без следа для здоровья (это может проявляться со временем, например, в виде «постстрессового синдрома»).

Среда влияет на наши состояния и наше здоровье. Изменяя сознательно условия среды, Вы можете поддерживать свое здоровье или вредить ему.

Теперь коснемся более подробно взаимосвязи деятельности и состояний.

Как уже говорилось выше, осознанные изменения в поведении влияют на взаимосвязи организма со средой, что сказывается на изменениях внутренних балансов в системах органов и в целом на физиологических состояниях всего тела. Изменения в физиологических процессах влекут за собой изменения в психических процессах, которые могут вредить нормальному функционированию организма (нарушения здоровья).

Иначе говоря, в то время, как вы, к примеру, проводите презентацию для клиента, в вашем организме происходит много изменений и на уровне физиологии (в результате воздействия стресс-факторов). Для поддержания вашего поведения и адаптации к среде, в которой вы оказались, организму приходится потрудиться. Проделанная работа может в итоге привести организм (а более конкретно, например, психику) к нефункциональному состоянию (к некомфортным и болезненным ощущениям).

Сильный стресс в виде раздражителей/воздействий из среды вынуждает организм работать в другом режиме. Если потенциал организма недостаточен (не хватает энергии, определенных химических веществ), то это может вызывать определенные отклонения от нормы (нарушения здоровья).

Изменения в деятельности усиливают или ослабляют взаимодействие организма со средой, что в итоге меняет внутренние состояния. Эти состояния могут вредить здоровью.

А теперь настало время упомянуть об особенностях нервной системы и профессиональной деятельности.

Психологические характеристики темперамента – особенности протекания психических процессов и поведения, которые порождаются сочетанием свойств нервной системы:

  • Активность. Насколько человек в состоянии сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте (насколько быстро работают соответствующие психические процессы, производя периодические или циклические операции). Разные люди (за единицу времени) успевают сделать разную по объему работу.
  • Продуктивность. Высокая, если человеку без признаков усталости удается больше сделать (увидеть, услышать, запомнить, представить, решить). Т. е. выполнить большой объем работ. Способность достаточно длительное время поддерживать высокий темп работы.
  • Возбудимость, тормозимость и переключаемость. Быстрота возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, переход от одного практического действия к другому. Одни люди быстро переключаются с одной темы размышления на другую, другие медленнее.

Эти характеристики определяют тип темперамента, который со временем приобретает черты динамических особенностей, наблюдаемых в поведении человека и принимаемых часто за его темперамент. Однако они являются лишь его некой модификацией, и в научных кругах это называется индивидуальный стиль деятельности.

Т. е. у взрослого человека могут наблюдаться два вида «темперамента»: основной (с детства) и приобретаемый (искусственно созданный путем адаптации поведения к среде).

В идеале (для максимально эффективной профессиональной деятельности) «индивидуальный стиль деятельности» должен совпадать с темпераментом, но это редкость. Чаще всего человеку приходится приспосабливаться со своим темпераментом к требованиям профессиональной деятельности и среды. Поэтому несовпадение стиля деятельности и природного темперамента – это типичная ситуация.

Расхождение между «природным» темпераментом и «приобретенным» (индивидуальным стилем деятельности) неблагоприятно сказывается на самочувствии (здоровье) и на успешном выполнении деятельности (результатах труда).

Когда индивидуальный стиль деятельности совпадает с темпераментом, то наступают следующие позитивные последствия:

  • При выполнении соответствующей деятельности человек чувствует себя комфортно, переживая положительные эмоции и получая удовольствие от того, что выполняет деятельность в определенном темпе с заданной скоростью и избранной активностью.
  • В ходе своей деятельности он допускает сравнительно мало ошибок и в состоянии работать с высоким качеством.
  • Человек может работать долго без признаков усталости или утомления.

В случае значительного расхождения между природным темпераментом (далее ПТ) и индивидуальным стилем деятельности (далее ИСД) могут наблюдаться отрицательные последствия:

  • Человек испытывает ощущение дискомфорта при выполнении деятельности в заданном темпе или с заданной скоростью.
  • Он допускает немалое количество ошибок и не в состоянии их полностью контролировать.
  • Он быстро устает и утомляется (когда темп работы и общения протекают в не свойственном для него ритме).

Благоприятные сочетания темперамента и индивидуального стиля деятельности для выполнения профессиональных обязательств:

  • Холерик (ПТ) и Сангвиник (ИСД).
  • Сангвиник (ПТ) и Холерик (ИСД).
  • Флегматик (ПТ) и Меланхолик (ИСД).
  • Меланхолик (ПТ) и Флегматик (ИСД).

Неблагоприятные сочетания:

  • Флегматик (ПТ) и Сангвиник (ИСД).
  • Меланхолик (ПТ) и Холерик (ИСД).

Темперамент влияет на качество деятельности. Профессиональная деятельность может не подходить под тип темперамента (человеку приходится вырабатывать индивидуальный стиль деятельности с учетом требований профессии и среды).

Темперамент связан с психическими свойствами и влияет на формирование черт характера личности. Несовпадение особенностей темперамента и созданного индивидуального стиля поведения приводит к заболеваниям организма и расстройствам личности.

  1. Наш темперамент и индивидуальный стиль деятельности или мешают, или помогают нам в работе (профессии).
  2. Деятельность влияет на психические состояния, которые могут расшатывать нервную систему, а это, в свою очередь, может мешать поддерживать нормальное функциональное состояние организма (здоровья).
  3. Так как внешняя среда (место) может усиливать или сглаживать эффект «влияния профессиональной деятельности на нервную систему», то, следовательно, можно сделать заключение, что среда может помогать поддерживать здоровье или вредить ему.

Если вы, читая эту статью, поняли, что причиной физических недомоганий может является ваша профессиональная деятельность, то имеет смысл задуматься о ее смене. Либо, как вариант с «меньшими жертвами», стоит рассмотреть возможность смены внешней среды, где протекает ваша деятельность, т. е. сменить место работы.

Помните – незнание мешает нам быть здоровыми, успешными и счастливыми. А знания позволяют избегать проблем и помогают обретать искомое.

Вы теперь знаете, как взаимосвязаны ваша деятельность, внешняя среда и особенности вашей нервной системы. Примите для себя нужное решение!

Некоторые подсказки:

  • Сознание, Личность, Деятельность взаимосвязаны! Влияя на одно, меняем другое.
  • Смена Деятельности ведет к изменениям Сознания и Личности.
  • Образ Личности формируется постепенно через практику (в результате Деятельности).

Если в приоритетах материальные потребности, то смена места работы или деятельности может улучшить комфортное и безопасное существование. Но необходимо учитывать еще и то, как смена деятельности повлияет на ваши социальные и духовные потребности (они могут стать более актуальными, или смена деятельности не позволит их удовлетворять). А также то, как смена деятельности отразится на вашей нравственности (что для вас ДОБРО, а что ЗЛО). Смена деятельности или места работы может затронуть нравственную сторону вашей жизни (платят много, но делать приходится то, на что ваша совесть закрыть глаза не может).

В агрессивной среде человеку с высокой нравственностью делать нечего. Это постоянные внутренние конфликты: чтобы ВЫЖИВАТЬ, приходится делать то, что противоречит внутренним убеждениям и ценностям. Перед тем, как сменить деятельность или место работы, нужно все учесть, чтобы избежать в будущем внутренних конфликтов.

Константин Федотов, бизнес-психолог