Факторы, снижающие работоспособность, и признаки её возникновения. Снижение работоспособности

Снижение работоспособности - это ​несоответствие результатов деятельности тем усилиям, которые на нее затрачиваются, и той усталости, которую вызывает эта деятельность.

Если человек действительно тяжело трудился, то временное снижение работоспособности является естественным и обусловливается необходимостью психофизического восстановления. Снижение выносливости и работоспособности вне нагрузок считается патологическим; оно может быть детерминировано действием ряда факторов и внутренних процессов:

В нашей клинике есть профильные специалисты по данному заболеванию.

(3 специалиста)

2. Факторы влияющие на снижение работоспособности

1. Системные физиологическое факторы:

2. Внешние факторы, снижающие работоспособность:

  • недостаток сна;
  • несбалансированное питание;
  • недостаточное поступление в организм витаминов;
  • приём алкоголя, никотина или других токсических веществ.

3. Этапы выполнения любых работ

В норме выполнение любых работ или физических упражнений, интеллектуальный и механический труд включают несколько этапов:

  • Адаптация. Начало любой деятельности происходит при волевом усилии, и в первые 20-30 минут работоспособность нарастает по мере адаптации организма к нагрузкам;
  • Компенсация. Продолжительный период высокой работоспособности. По мере утомления максимальная работоспособность поддерживается волевым усилием до двух часов.
  • Неустойчивая компенсация. На фоне объективных признаков утомления работоспособность то снижается, по возвращается на максимальный уровень. Продолжительность этого периода сильно варьирует и зависит от рода деятельности, характера и интенсивности нагрузки;
  • Снижение работоспособности. Интенсивный спад выносливости. Субъективное ощущение сильной усталости. Неэффективность волевой поддержки продолжения деятельности.

Эта схема включения в работу и осуществления деятельности может в значительной степени нарушаться под действием внешних и внутренних факторов. У многих людей снижение работоспособности носит регулярный характер в течение дня (утром, к вечеру, в обеденное время). Также отмечаются сезонные колебания работоспособности.

Если рассматривать в качестве изучаемого периода всю продолжительность жизни человека, то естественной является низкая работоспособность в детстве и пожилом возрасте, а пик работоспособности приходится на ранний и средний зрелый возраст.

Однако, замечено, что у многих людей даже в старческом возрасте в некоторых видах деятельности сохраняется работоспособность выше среднего уровня (интеллектуальный или творческий потенциал, длительная выносливость при выполнении монотонных операций, способность к концентрации внимания).

Об аномальном снижении работоспособности можно говорить в тех случаях, когда в течение продолжительного периода повторяется следующий феномен: пик активности не обеспечивает тех результатов, которые обычно наблюдались при подобных нагрузках, или их достижение требует существенно больших затрат времени и усилий. На длительное снижение работоспособности следует обязательно обратить внимание, т.к. хроническая нарастающая усталость служит симптомом-предвестником целого ряда соматических и психических заболеваний. Так, например, онкологические заболевания лавинообразно снижают работоспособность и выносливость, а тяжелая клиническая депрессия может манифестировать жалобами на отсутствие сил и внутренней энергии.

На фоне гиподинамии и снижения физической активности современный человек подвергается колоссальным психоэмоциональным и (особенно) информационным нагрузкам, к которым эволюционно не готов. Даже при отсутствии заболеваний, разнообразном питании и стремлении поддерживать физическую форму – нередки случаи снижения работоспособности и витального тонуса в целом. Синдром хронической усталости развивается по своеобразному «замкнутому кругу», поскольку объективная неспособность выполнять (на прежнем уровне продуктивности) привычные человеку функции влечет за собой вполне закономерное снижение настроения, самооценки, мотивации и, уже как вторичное следствие – спад работоспособности.

4. Факторы риска для развития синдрома хронической усталости

  • гипертрофированное чувство ответственности, не позволяющее даже в выходные дни или на отдыхе «отключиться» от работы;
  • нарушения в цикле активность - релаксация, продолжительная трудовая деятельность без выходных и отпусков;
  • изменения артериального давления, метеозависимость;
  • проблемы в личной жизни;
  • хронический дистресс;
  • пренебрежение здоровым режимом жизни,;хаотичное чередование приёмов пищи, сна; невозможность уделить хоть сколько-нибудь времени увлечениям и хобби, общению с близкими;
  • непонимание, одиночество, замкнутость;
  • чрезмерное погружение в виртуальный мир, угасание интереса к реальной жизни на фоне усиления зависимости от удалённого общения и средств массовой информации.

Причиной стойкого снижения работоспособности могут стать самые разные факторы, но в любом случае не стоит относиться к этому пренебрежительно. Независимо от того, послужило ли причиной физическое недомогание или внешняя среда, такие изменения в самочувствии, как апатия, отсутствие интереса к работе, снижение внимания, потеря интереса к любимым вещам и занятиям, физическая слабость и быстрая утомляемость – сигнализируют о необходимости пересмотра жизненного уклада и внесения корректив в режим труда и отдыха, пересмотра системы ценностей и приоритетов. Если подобная коррекция не приносит результатов, необходимо обязательно обратиться за медицинской помощью.

Снижение работоспособности – это состояние, которое имеет немало самых разных причин. При наличии такого симптома можно думать как о довольно серьёзном заболевании, так и о синдроме хронической усталости, поэтому в данном случае всё строго индивидуально.

Почему так происходит

В первую очередь причинами являются хронические заболевания, в основе которых лежит поражение центральной нервной системы. Здесь присутствуют такие симптомы, как сонливость, леность, неуклюжесть, рассеянность. При этом кажется, что буквально всё валится из рук.

При этом начинает медленно развиваться хроническая усталость. Это отрицательно сказывается на работоспособности

Вторая причина снижения работоспособности – стрессовые состояния, депрессия и другие явления, которые подавляют работу ЦНС. Кроме угнетения на работоспособность влияет и перевозбуждение, например, сильные эмоции. Сюда же можно отнести приём некоторых медикаментов, а также чрезмерное употребление кофе или чая.

Третья, не менее частая причина – переутомление. Чаще всего здесь играют роль такие факторы, как переработка, недосып и неправильный режим дня. А отсутствие отпуска и необходимость работать даже по выходным только усугубляют процесс. Поэтому важно своевременно выявить и обязательно устранить все эти факторы. В противном случае переутомление может в дальнейшем превратиться в синдром хронической усталости.

Пятый – психологический фактор. Бывает так, что работа сильно раздражает, при этом человек не получает удовлетворения от своей деятельности, а также не получает от неё финансового удовлетворения. В этом случае работа делается кое-как, что сильно влияет на работоспособность.

Пятая частая причина – неправильный график работы. Сюда же следует отнести неправильно расставленные приоритеты при выборе первичных и вторичных по важности задач.

И, наконец, причиной снижения работоспособности может стать употребление в пищу большого количества сахара и углеводов.

Как исправить

Чтобы повысить работоспособность, необходимо соблюдать некоторые важные правила. Первое, что нужно сделать – посетить врача и выяснить, нет ли каких-то серьёзных отклонений в здоровье, а это могут быть нарушения со стороны эндокринной, нервной и других систем. Такое состояние часто присуще онкологическим заболеваниям, поэтому посещение онколога тоже должно быть обязательным. Также необходимо постараться все имеющиеся хронические заболевания перевести в стадию ремиссии.

Важно не залёживаться по утрам и каждый день просыпаться в одно и то же время. Это помогает активировать нейроны, которые отвечают за работоспособность. В этом случае можно легко избавиться от лени. Самое главное – заставить себя подняться с кровати.

При необходимости можно поступить и более кардинально и сменить нелюбимую работу или уволиться оттуда, где есть нелюбимые начальники. Как правило, это спасает от снижения работоспособности в большинстве случаев. Ведь работа должна приносить не только деньги, но и удовольствие и удовлетворение собой.

Если снижение желания заниматься той или иной деятельностью связано с психологическим фактором, то следует обязательно обратиться к психологу, который посоветует, как поступить в той или ной ситуации. Как правило, такие сеансы помогают практически всегда вернуть радость жизни.

Обязательно занимайтесь спортом и желательно на свежем воздухе. Это один из лучших способов для того, чтобы побороть депрессию. Также знайте меру в работе и старайтесь не оставаться на предприятии после окончания рабочего дня.

И, конечно, не забывайте про тайм-менеджмент, который может оказаться невероятно полезным, ведь грамотно распоряжаться своим временем может далеко не каждый.

Что касается профилактических мероприятий, здесь рекомендуется вести здоровый образ жизни, регулярно посещать в отпуске другие страны, а в выходные необходимо отдыхать, а не доделывать работу, которая осталась с рабочей недели.

Кстати, вас также могут заинтересовать следующие БЕСПЛАТНЫЕ материалы:

  • Бесплатные книги: "ТОП-7 вредных упражнений для утренней зарядки, которых вам следует избегать" | «6 правил эффективной и безопасной растяжки»
  • Восстановление коленных и тазобедренных суставов при артрозе - бесплатная видеозапись вебинара, который проводил врач ЛФК и спортивной медицины - Александра Бонина
  • Бесплатные уроки по лечению болей в пояснице от дипломированного врача ЛФК . Этот врач разработал уникальную систему восстановления всех отделов позвоночника и помог уже более 2000 клиентам с различными проблемами со спиной и шеей!
  • Хотите узнать, как лечить защемление седалищного нерва? Тогда внимательно посмотрите видео по этой ссылке .
  • 10 необходимых компонентов питания для здорового позвоночника - в этом отчете вы узнаете, каким должен быть ежедневный рацион, чтобы вы и ваш позвоночник всегда были в здоровом теле и духе. Очень полезная информация!
  • У вас остеохондроз? Тогда рекомендуем изучить эффективные методы лечения поясничного , шейного и грудного остеохондроза без лекарств.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ЕЕ СНИЖЕНИЯ

В процессе производственной деятельности в системе «человек-машина-окружающая среда» самым уязвимым элементом является именно человек. Искусственная среда, химический состав воздуха, ускорения, шум и вибрации - все это негативно влияет на самочувствие человека, вызывая у него как скрытое утомление, так и переутомление. Поводом для особого беспокойства является травматизм на предприятиях. Травмы возникают в результате многократно повторяющихся движений, перенапряжения, вызывая профессиональные затылочно-шейные и скелетно-мышечные расстройства. Травматизм нередко принимает характер эпидемии, подвергая риску до 15-20 % рабочих. Национальный институт профессиональной безопасности и здоровья США включает производственные травмы в число 10 основных опасностей, которые подстерегают людей на работе. Неудобные рабочие места и инструменты - основные виновники производственных травм и профессиональных заболеваний.

На физическое и психические состояние людей на производстве влияют и стрессовые ситуации, которые возникают при сочетании ряда составляющих.

Перечислим факторы, влияющие на создание стрессовой ситуации:

Среда (социальное и физическое окружение на работе и в свободное время);

Организационные факторы (стиль руководства);

Индивидуальные факторы (личностные качества).

Перед эргономикой встает проблема проектирования систем, ориентированных на пользователя, его опыт, знания, квалификацию. В числе основных должны быть учтены вопросы организации условий труда в зависимости от полового признака («эргономика женской работы»), выделены эргономическое проектирование для пожилых людей и инвалидов (на рабочем месте и в окружающей среде).

В эргономике работоспособность рассматривается как потенциальная возможность человека выполнять трудовую деятельность в течении заданного времени и с заданной эффективностью.

Понятие работоспособности - психофизиологическое, оно отличается от понятия трудоспособности, которое отражает физическое состояние здоровья.

Если трудоспособность уже ограничена, то необходимо устанавить степень утраты трудовых возможностей (20 %, 50 % и т.п.). Состав группы людей с ограниченной трудоспособностью очень неоднороден по возрастным показателям, виду и степени повреждений, социальному статусу и т.п. Так, снижение трудоспособности на 50-100 % происходит у 18,8 % группы, на 30-50 % - у 3,2 %, в то время как работоспособность не снижается у 37 %. Это выражается в уровнях социальной активности - от нулевой до относительной активности, когда человек стремится продолжить доступную трудовую или общественную форму деятельности, ведет активный образ жизни.

В проявлениях работоспособности выделяют:

Общий уровень: потенциальные возможности человека;

Текущее состояние: реальный уровень работоспособности, изменяющийся в зависимости от фаз ее динамики, а также различных внешних и внутренних факторов.

При характеристике общего уровня работоспособности за эталон обычно принимают среднестатистические данные взрослых здоровых мужчин при нормальных здоровье и самочувствии в благоприятной фазе динамики работоспособности - через 2-3 ч после начала смены, во 2-3 день недельного цикла.

Различают пять групп факторов, влияющих на работоспособность:

1-ая группа - обусловлена особенностями растущего организма, проблемами акселерации; функциональные ресурсы отстают от морфологических, поэтому уровень работоспособности подростков и юношей ниже показателей взрослых людей;

2-ая группа - обусловлена возрастными особенностями пожилых людей; возрастное снижение функциональных способностей организма начинается после 45 лет;

3-я группа - связана с анатомо-физиологическими особенностями женского организма, вызывающими снижение уровня работоспособности женщин по сравнению с эталоном (особенно при физическом труде);

4-ая группа - связана с индивидуальными особенностями организма (конституционные черты, тренированность). Она относится к состоянию физиологической нормы и поэтому снижение трудовых возможностей в этом случае является умеренным и не ведет к утрате работоспособности;

5-ая группа - патологические изменения в организме - как хронические (постоянное снижение работоспособности), так и острые (временное нарушение работоспособности).

При разработке эргономических принципов организации труда инвалидов необходимо опираться на квалификацию дефекта и связанные с ним психофизиологические особенности этой категории лиц. Дефектологические изменения целесообразно рассматривать на нескольких взаимосвязанных уровнях:

Средства коррекции предусматривают повышение возможностей ослабленной функции путем специальных мер (зрения - линзами, корректировка слуха - применением слухового аппарата и т.п.). Эти средства универсальны, но не связаны с особенностями конкретной деятельности. Для многих других видов нарушений используются специальные средства - различного рода приспособления на рабочих местах, корректирующие ту или иную ослабленную функцию. К специальным средствам корректировки ослабленного зрения относится изменение освещения и цветовой гаммы на рабочем месте, яркости источников света, окраски помещения и др. Подобное коррективное направление не требует существенных преобразований средств труда, делая процесс труда и без его коренной перестройки доступным для человека.

Другое направление связано с коренной перестройкой самого процесса труда и с проективным эргономическим подходом организации самой деятельности для лиц с ограниченными трудовыми возможностями. Проективный подход предполагает перестройку всего процесса труда, сохраняя лишь его цель и результаты деятельности.

Так, ручное управление автомобилем для инвалида влечет за собой радикальную перестройку органов управления и их компоновки.

Основным направлением в организации труда инвалидов является проектирование новых технических средств компенсации различных дефектов на основе замещения утраченных функций при опоре на сохраненные функции. Кроме проектирования подобных средств необходимо организовать систему обучения инвалидов по их использованию (рис. 84).

Для того чтобы жить, необходима энергия или жизненная сила. Человек способен добывать энергию из различных источников, например атома, угля, воды и так далее. Но до сих пор нет такого способа, который бы помог накопить энергию, необходимую для жизни человека. Ее нельзя искусственно синтезировать, слить в бутылочку и при необходимости употреблять. Никакие цели и мечты никогда не осуществятся, если у человека нет энергии что-либо делать. Так давайте же выясним, как зарядиться энергией и повысить свою работоспособность.

Что такое жизненная энергия

Гармоничное развитие человека возможно только при совокупности мышечной силы и нервной. Это сочетание и можно назвать жизненной даны нам для осуществления разнообразных движений, координацией которых занимается нервная система.

Слаженная работа нервной и мышечной систем обеспечивает равновесие между физическими, ментальными и эмоциональными процессами. Получается, если жизненная сила снижается, то нарушается работа всего организма.

Откуда черпаем жизненную силу

Например, когда у человека нарушается сон, то это является примером разлаженной работы мышечной и нервной систем. Мышцы расслаблены, а мозг не может отключиться. Отсутствие жизненной силы ослабляет тело человека, что является причиной развития различных патологий.

Когда нет сил, то пропадает всякий интерес к жизни, все планы отходят в сторону, ничего не хочется, наступает эмоциональное истощение.

Для восстановления жизненной силы в организм должны поступать различные например воздух, который наполняет наши легкие во время дыхания. Он просто необходим для функционирования всех систем органов.

В теле человека может быть аккумулирован некоторый запас жизненных сил, чтобы их накопить, можно использовать всевозможные практики:

  • Полноценный сон.
  • Медитации.
  • Дыхательные практики.
  • Расслабление.

Как только у вас возникает вопрос о том, то попробуйте для начала сделать несколько дыхательных упражнений, а потом можно перейти и к другим методам.

Причины снижения работоспособности

Наша современная жизнь такова, что мы постоянно находимся в окружении стрессовых ситуаций и часто испытываем перегрузки. Это касается как мышечной работы, так и умственной. Зачастую однообразная и приводит к тому, что понижается работоспособность, как повысить ее - волнует многих. Прежде чем говорить о ее повышении, давайте разберем причины снижения работоспособности:

  1. Большие физические нагрузки, особенно когда требуется выполнять длительное время такую работу.
  2. Физические недомогания и различные заболевания, при которых нарушается функционирование систем, что и приводит к тому, что происходит снижение работоспособности.
  3. Длительное выполнение монотонной работы также приводит к усталости.
  4. При нарушении режима работоспособность не способна оставаться на высоком уровне.
  5. Злоупотребление искусственными стимуляторам приводит к кратковременному эффекту, например, при употреблении крепкого кофе, чая изначально человек чувствует бодрость и прилив сил, но это происходит ненадолго.
  6. Вредные привычки также можно отнести к врагам работоспособности.
  7. Отсутствие интереса к жизни, личного роста приводит к угасанию ранее полученных навыков и способностей, а это не может негативно не сказаться на работоспособности.
  8. Стрессовые ситуации в семье, на работе, личные проблемы способны повергнуть человека в глубокую депрессию, которая напрочь лишает всякой работоспособности.

Если снизилась работоспособность, как повысить ее - вот в чем проблема. Давайте с этим разбираться.

Популярные средства повышения жизненных сил

Существует много способов, с помощью которых можно восстановить свои умственные и физические силы. Их можно разделить на несколько групп:

  1. Лекарственные препараты.
  2. Физиотерапевтические процедуры.
  3. Средства народной медицины.

Остановимся на каждой группе немного подробнее.

Лекарства против усталости

Если посетить врача, то, скорее всего, он порекомендует повысить свою активность, работоспособность с помощью лекарственных препаратов. К таковым можно отнести:


Для тех, кто не желает использовать лекарственные средства, чтобы справиться со своей повышенной утомляемостью и низкой работоспособностью, есть и другие средства.

Водные процедуры для придания сил

Все процедуры, связанные с водой, тонизируют организм, снимают усталость, повышают работоспособность организма. Можно порекомендовать при сильной усталости и когда кажется, что совсем нет сил, следующие ванны:

  • Принять ванну с добавлением хвойного экстракта. Она прекрасно восстанавливает после усиленных физических нагрузок.
  • Всем знакомая морская соль также способна творить чудеса. Ванна с ее добавлением расслабляет, способствует отдыху организма и восстановлению жизненных сил.

Страдает работоспособность, как повысить - не знаете? Примите для начала расслабляющую и восстанавливающую ванну. Сил непременно прибавится, общее самочувствие значительно улучшится.

Знакомые методы повышения работоспособности

В настоящее время многими учеными и исследователями, которые изучают человека, доказано, что есть способы повышения работоспособности, доступные абсолютно каждому, необходимо только желание.


Наш мозг тоже устает

Можно чувствовать не только физическую усталость, но и потеря умственной работоспособности совсем даже не редкость. Человеку мозг дан не зря, он не только управляет работой всего организма, но и должен постоянно решать какие-либо задачи, чтобы быть в тонусе. Ученые установили, что мы используем возможности своего мозга всего процентов на 15, практически каждому под силу сделать так, чтобы этот процент значительно повысился. Это даст огромные возможности. Сколько важных задач мог бы решить человек!

Ученые уверены, что как мышцы нуждаются в постоянной тренировке, чтобы быть в тонусе и поддерживать красивую форму тела, так и мозг необходимо тренировать. Раньше считалось, что он не поддается тренировкам, но сейчас все это уже опровергнуто многочисленными исследованиями. Если мы тренируем мозг, то о потере умственной работоспособности не может быть и речи. Ежедневная рутинная работа достаточно утомительна для мозга, он не получает пищу для развития.

Давайте выясним, как же можно повысить способности нашего мозга.

Способы повышения умственной работоспособности

  1. Неоспоримая истина - ночью человек должен спать, а днем бодрствовать.
  2. Даже на рабочем месте необходимо выделять время для отдыха, но только не с сигаретой в руках или чашкой кофе, а совершаем небольшую прогулку по свежему воздуху, просто расслабляемся или делаем гимнастику.
  3. После работы многие спешат на свой любимый диван или к монитору компьютера, чтобы просмотреть ленту в соцсетях, но разве это отдых? Для нашего мозга это настоящее наказание, ему требуется активный отдых - прогулки на свежем воздухе, катание на велосипеде, подвижные игры, общение с друзьями и детьми.
  4. Курение и алкоголь являются главными врагами нашего мозга, откажитесь от них и увидите, насколько эффективнее стал он работать.
  5. Тренируем мозг, для этого старайтесь считать не на калькуляторе, а в уме, информацию запоминаем, а не записываем на бумажку. На работу маршрут стоит периодически менять, чтобы между нейронами образовывались новые связи.
  6. Подкармливайте свою память с помощью витаминных препаратов, а еще лучше употреблять больше свежих овощей и фруктов.
  7. Освоение дыхательной гимнастики поможет вам насытить ваш мозг необходимым кислородом.
  8. Массаж шеи и головы также поможет существенно улучшить кровообращение в головном мозге.
  9. Постоянные стрессы и тревожные мысли утомляют мозг, учитесь расслабляться, можно освоить приемы йоги или научиться медитировать.
  10. Научитесь мыслить позитивно, неудачи бывают у всех, но пессимист на них зацикливается, а оптимист идет дальше и верит, что все будет хорошо.
  11. Все дела решаем постепенно и поочередно, не стоит рассеивать свое внимание.
  12. Тренируйте свой мозг, решая задачки, ребусы.

Методы довольно просты и вполне выполнимы, но достаточно эффективные, стоит только попробовать.

Народная медицина против усталости

Как повысить работоспособность человека, подскажут рецепты народных лекарей. Вот некоторые из них:

  • Взять свеклу и натереть ее на терке, сложить в банку примерно на три четверти и залить водкой. Настаивать в темном месте около 2 недель, а затем принимать по столовой ложке перед каждым приемом пищи.
  • Приобрести в аптеке исландский мох, взять 2 чайные ложки и залить 400 мл прохладной воды, поставить на огонь и сразу после закипания снять. После остывания процедить и все количество выпить в течение дня.

Если посмотреть травники, то можно найти еще массу рецептов, которые помогут повысить работоспособность.

Подведем итоги

Из всего сказанного становится очевидно, что в потере умственной и физической работоспособности чаще всего виноват сам человек, а не окружающие факторы. Если правильно организовывать свой рабочий день и отдых после него, то не придется страдать из-за того, что снизилась работоспособность. Как повысить ее различными способами, не потребуется выяснять.

Ведите наслаждайтесь жизнью, радуйтесь, что вы живете на этой прекрасной земле, и тогда никакая усталость вас не победит.

Вы можете сколько угодно пить витамины, менять работы на более интересные и дышать свежим воздухом, но так и будете стоять лицом к лицу с проблемой - «устаю, братцы, устаю...»

Итак, давайте сразу отбросим такие факторы, как:

а) низкая мотивация к выполняемой работе - из-за отсутствия к ней личного интереса;

б) низкая мотивация к выполняемой работе из-за отсутствия (по тем или иным причинам) адекватного вознаграждения;

в) неправильная организация рабочего места;

г) неправильная организация рабочего времени;

д) плохое физическое самочувствие

и прочие очевидные вещи.

Всё это, конечно же, не имеет отношения к тому, о чём я хочу поговорить.

Возьмём двух человек, пребывающих в практически одинаковых условиях - у них нормальное количество витаминов в организме, одинаковая мотивация, одинаковые условия труда... И вот, как говорится, при прочих равных, один - показывает высокую трудоспособность, а другой вынужден с печалью констатировать, что это именно про него сказано - ЧЕЛОВЕК С НИЗКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТЬЮ.

Знаете, я нашла ответ на этот вопрос. И сейчас я с Вами им поделюсь. Вы можете сколько угодно пить витамины, менять работы на более интересные и дышать свежим воздухом, но так и будете стоять лицом к лицу с проблемой - «устаю, братцы, устаю...»

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Вот она, разгадка этой безблагодатности! Да-да, мы опять будем сводит всё к тонкостям работы правого - образного, и левого - рационального полушарий.

Значит, у нас в стране есть два ОЧЕНЬ известных учёных, которые стоят в авангарде всей мировой науки о человеческом мозге. Это - ныне покойная Наталья Бехтерева (в представлении не нуждается) и ныне здравствующий, молодой профессор Дмитрий Спивак - старший научный сотрудник института мозга человека РАН.

Так вот именно в их работах и содержится ответ на обозначенный мною выше и давно мучавший меня вопрос.

Для начала, очень коротко о работе полушарий.

Хотя правильней будет отослать читателя (Вас) к монографии Руднева «Словарь культуры ХХ века», а точнее, к содержащейся в ней статье «Функциональная асимметрия полушарий головного мозга».

Итак, известно, что левое полушарие доминирует по речи и интелекту. Оно же управляет пишущей рукой всех людей, то есть, правой рукой - правшей, левой - левшей.

Левое полушарие отвечает за связи слов в предложении, за абстракции, за схемы. Оно понимает структуры. Оно понимает глаголы - слова, которые выражают наше отношение ко времени.

Правое полушарие отвечает не за структуру предложения, а за сами слова, из которых состоит предложение. Особенно за конкретные слова, которые можно «пощщупать», то есть - за имена существительные.

Итак, левое полушарие - это корзина. Правое - яйца в этой корзине.

Поскольку наша речевая деятельность невозможна без структуры, без логики (иначе будет непонятно, о чём мы лопочем!), считается, что левое полушарие СВЯЗАНО С РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Хотя, как мы видим из всего вышесказанного, правое полушарие тоже играет в формировании речи не последнюю роль, да?

Но исходя из этой логики, считается, что правое полушарие, в свою очередь, СВЯЗАНО С ОБРАЗАМИ, РИСУНКАМИ - С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Так. Разобравшись в теории, перейдём непосредственно к ответу на вопрос: как работа полушарий головного мозга влияет на нашу трудоспособность. Имеется в виду, конечно, в первую очередь, умственный труд.

Группа учёных из института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН суммировала результаты своих многолетних экспериментов и выдала следующую концепцию (почитать об этом Вы можете в коллективной монографии «Индивидуальный мозг», изданной под редакцией акад. П.В. Симонова)

Для лиц с высокой работоспособностью характерна попеременная активация правого и левого полушария.

Это, как если бы Вы, неся тяжёлую сумку, несли её не в одной руке, а постоянно меняли руку.

Для лиц с низкой работоспособностью характерна застойная активация левого полушария.

Причём его передних отделов, как раз связанных только с речью.

Давайте теперь пойдём вглубь и уточним, какие ещё специфические функции выполняют при умственной работе полушария мозга? Знать это важно - для ответа на наш вопрос.

Структуры левого полушария отвечают за формирование стереотипов деятельности,

а правого - за их механическое выполнение.

Это очень понятно, не правда ли? Когда мы впервые в жизни делаем новую, сложную - незнакомую работу, то стереотип деятельности ещё не сформирован (учимся ходить, кататься на коньках, чертить круг ровно, рисовать на глазах «стрелки»). И левое полушарие работает во всю мощь.

Когда же стереотип - сформирован, то левое полушарие начинает отдыхать, а правое - подключается - следить за механическим исполнением уже сформированного стереотипа.

Со стрелками на глазах всё просто. Сложнее с умственной работой. В ней постоянно наряду со старыми задачами мелькают и новые. А иногда можно констатировать - Ваша умственная работа - это столкновение с новым каждый день.

Так вот люди со слабой работоспособностью отличаются тем, что они не способны «отключать», давать отдых своему левому полушарию, поскольку полагают (на неосознанном уровне, конечно!), что:

БЕЗ ПОСТОЯННОГО КОНТРОЛЯ ЗАДАЧА НЕ БУДЕТ ВЫПОЛНЕНА!

Вот это и есть нейрофизиологическая разгадка того, что называют словом «перфекционизм ».

А что же делают в это время люди с высокой работоспособностью? А они (опять же, неосознанно!) демонстрируют очень лёгкое и даже равнодушное отношение к выполняемой задаче. Ибо они «позволяют себе»

ДАВАТЬ ОТДЫХ ЛЕВОМУ ПОЛУШАРИЮ , переключаясь на своеобразный «автопилот».

Итак, проблема людей с низкой работоспособностью в том, что они ошибочно полагают, что

БЕЗ ПОСТОЯННОГО КОНТРОЛЯ ЗАДАЧИ ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЕМ

ЗАДАЧА ВЫПОЛНЕНА НЕ БУДЕТ.

Учёные пишут: «По мере утомления у нормального человека (выделено мной - Е.Н. ) к выполнению задачи подключается механизм адаптации, который изменяет состояние нервной системы».

Другими словами, у нормального человека в мозгу звучит фраза: «Расслабься, отдохни, спусти на тормоза, снизь важность, солдат спит - служба идёт».

Это не значит, что все нормальные люди, с точки зрения нейрофизиологов - злостные халтурщики. Нет! Это значит, что работа в расслабленном сосотянии - норма, а перфекционизм, тотальный рациональный контроль - патология.

Представьте себе, как бы Вы сделали несколько шагов, если бы серьёзно и ответственно думали о том, как Вы переставляете ноги? Вы бы взмокли через пять шагов!

Примерно так, как взмокает человек, переходящий речку по бревну.

А вот если он каждый день переходит так речки, то не взмокнет - ибо будет ВЫПОЛНЯТЬ ЭТУ РАБОТУ МЕХАНИЧЕСКИ.

«Истощение сознания»

Хотите я Вас попугаю? В науке есть два устоявшихся термина, противоположных друг другу в некотором смысле. Это:

  1. «Селективное (избирательное) внимание» и
  2. «Истощение сознания».

Так вот, Первое существует для того, чтобы с человеком не случилось Второе.

Оказывается, что в нормальном состоянии бодрствования у нас имеют место кратковременные эпизоды ПОЛНОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ СОЗНАНИЯ! Остаётся работать только одна зона в правом полушарии, выполняющая функцию «сторожевого пункта». Она и поддерживает минимальный уровень внимания.

И заметьте, это не когда человек спит, это когда человек как бы «бодрствует».

Почему же всё-таки так происходит?

Концентрация внимания на творческой работе приводит неизбежно к истощению сознания тех людей, у кого не срабатывает механизм переключения работы полушарий. Человеку мало сказать: «Расслабься, снизь важность!». Представьте, что «кнопка, переключающая на правое полушарие» - заржавела, заела, её нужно восстанавливать...

Что делать?

Есть одно отлично работающее упражнение, которое несложно выполнять самостоятельно или со своими детьми, для предотвращения формирования у них «мозга перфекциониста». Это упражнение основано на действии так называемого

«СТРУП-ЭФФЕКТА» (Stroop Effect)

Заготовьте большое количество картонных карточек.

Заготовьте много разноцветных карандашей или фломастеров.

На каждой карточке по центру напишите крупно одно слово, обозначающее тот или иной цвет.

Значение слова не должно совпадать с цветом чернил, краски.

Примерно вот так:

Теперь в расслабленном состоянии показывайте себе по одной карточке и быстро сначала:

  1. читайте слово, затем
  2. называйте «его цвет».

Второе задание подразумевает активную работу правого полушария.

У Вас будут сбои, и это - хорошо. Это значит, что Вы начали учиться свободно переключать работу полушарий - в игровой форме.

«Разработав» таким образом этот заржавевший когнитивный механизм, Вы наконец-то сможете приблизиться к той «норме», которую имеют люди с так называемой «высокой работоспособностью».

Конечно, упражнение, основанное на Струп-эффекте - это не панацея. Это один из первых шагов. Хотя он и эффективен.

Однако немаловажно уже и то, что теперь мы знаем точную причину низкой работоспособности, а зная точную причину легче искать выход.

Елена Назаренко

Рада пригласить всех вас на сайт нашего психологического центра "1000 идей" live-and-learn.ru , где собрано около тысячи прикладных и, как мне кажется, полезных психологических статей.

Прошу также обратить внимание на наши разработки - психологические мобильные приложения для самопознания и саморазвития!