Первый слуховой аппарат. История развития слуховых аппаратов. век - аппараты-чемоданы

Кандидат технических наук Д. МЕРКУЛОВ. По материалам иностранной печати.

ПАССИВНАЯ АКУСТИКА

Наука и жизнь // Иллюстрации

Согласно преданию, египетский царь Рамзес II (ок. 1327-1251 до н.э.) имел проблемы со слухом. беседуя, он старался садиться в углы, усиливающие звук.

Основоположник современной космонавтики К. Э. Циолковский (1857-1935) пользовался раструбами, изготовленными по собственным эскизам.

Португальский король Гоа VI восседает на акустическом кресле-троне "со львами" в подлокотниках (фото из лондонского музея восковых фигур "Amplivox").

Звукопередающий стол для конфиденциальных "закрытых" переговоров на две персоны. "Микрофоном" служила аудиотрость (справа).

Образцы приемопередающих акустических разводок коллективного пользования (вверху). Внизу: ваза в середине стола - средство общения, испытывается посетителями музея.

Дентафоны - плоские собиратели звуковых колебаний, реализующие слуховую костную проводимость.

Пример использования резонирующей полости головного убора для улучшения слуха (овальные контуры спереди - это входные отверстия для звука).

а, б - пассивные наушники, отличающиеся формой звукоулавливателей; в - раструбы наушников направлены вперед.

"Фонофор" Сименса - первый слуховой аппарат с телефонным динамиком и угольным микрофоном, подпитываемым постоянным током.

Знаменитый изобретатель и рационализатор Т. Эдисон страдал тугоухостью; изобретение звукозаписи помогло ему и миллионам других людей слушать музыку.

Первый одноламповый слуховой аппарат (1921). Отверстие сбоку - микрофон; габариты: ширина - 10 см, толщина - 18,4 см, высота - 18,3 см.

Первый портативный ламповый слуховой аппарат с микрофоном (спереди) и выходом на наушники; корпус металлический полированный с аккумулятором внутри; габариты: высота - 16 см, ширина - 8 см.

Современный цифровой заушный слуховой аппарат.

Наука и жизнь // Иллюстрации

В цифровом слуховом аппарате на два уха заданный уровень громкости в каждом из них поддерживается автоматически благодаря налаженному беспроводному обмену данными между звукоприемниками.

Оснащение и мощностные данные домашнего музыкального театра в современном исполнении позволяют учитывать индивидуальные особенности слуха и сглаживать его недостатки.

Специально оборудованный класс на факультете для слабослышащих в Казанском институте непрерывного образования. (Фото с экрана телевизора.)

Наука и жизнь // Иллюстрации

Прислушиваясь, человек инстинктивно прикладывает к уху ладонь. Ладони, приложенные к собственным ушным раковинам, могут значительно усилить восприятие звука. Современные акустические измерения показывают, что в этом случае порог слышимости повышается в 3-10 раз (5-10 дБ) (о пересчете соотношений уровней громкости звука в децибеллы см. "Наука и жизнь" № ). Еще лучшими усилителями -резонаторами служили раковины морских моллюсков, панцири черепах, рога домашних животных. Все эти приспособления - естественные слуховые аппараты. Первые изображения и описание пассивного слухового аппарата рупорного (конусного) типа приведено в изданной в 1588 году книге "Магия природы" итальянского физика, физиолога и философа Дж. Порта (Giovanni Battista della Porta, 1535-1615). Автор описывал и рекомендовал к употреблению для тугоухих деревянные имитации ушей хорошо слышащих домашних и диких животных.

Рассуждения о пользе прикладывания труб к ушам слабослышащих содержатся также в трудах (1625) англичанина Ф. Бэкона (1561-1626). В конце XVII века и в XVIII веке различного рода трубчатые конусные "собиратели воздушных возмущений, проявляющих себя около головы" были весьма распространены. Материалами для слуховых трубок служили дерево, кость, жесть, медь. Благодаря удивительной способности усиливать и улавливать звук конусные раструбы "на слух" приближали удаленные объекты, их начали применять даже в армии и на флоте, причем задолго до изобретения бинокля для глаз (1825).

Знаменитый композитор Л. Бетховен (1770-1827), имея к концу жизни ослабленный слух, пользовался параболическими резонаторами, цилиндрами, трубками, при публичных выступлениях прятал в волосах конусные ушные наконечники. В значительной степени благодаря механическим усилителям слуха, будучи уже почти глухим, написал последнюю, Девятую симфонию. Приходилось пользоваться раструбами и знаменитому ученому К. Э. Циолковскому. Недуг не щадит знаменитостей.

Оригинальные внедрения достижений акустики в мебельные предметы были предъявлены цивилизован ному миру в начале XVIII века. Известному французскому богослову, интересовавшемуся вопросами акустики церквей и соборов, Ж. Дуге (Jacgues-Joseph Duguet, 1649-1733) приписывается изобретение в 1706 году специального сиденья - возвышения в алтаре для одного из плохослышащих высокопоставленных служителей епископата. Основанная в 1800 году в Лондоне фирма "F.C. Rein&Son" начала изготовлять специализированную мягкую мебель по заказам для слабослышащих. Известно, что с 1819 года вплоть до кончины в 1828 году оригинальным звукопередающим креслом-троном пользовался не желавший мириться с глухотой король Португалии Джон VI (называемый еще королем Гоа VI). Приближенные и посетители короля должны были, став на колени, говорить в открытые пасти скульптурных изваяний львов, находящихся в передних окончаниях подлокотников. Важные сообщения и донесения ретранслировал "наверх" скрытый под сиденьем резонатор, оканчивающийся гибким трубчатым звукопроводом.

Изобретательная мысль не стояла на месте. Британский "аурист" (врач-фониатр) и оториноларинголог Д. Кёртис (Jon Harrison Curtis, 1778-1860), ирландский физик В. МакКоун (Willian A. McKeown, 1844-1904) предложили конструкцию председательской кафедры (каждый - свою). В обеих конструкциях интенсивность звучания возрастала до 30 дБ.

Компания "F.C. Rein&Son" запустила в обращение и другие изделия, отличающиеся оригинальностью. Например, акустический стол для конфиденциальных переговоров, предназначенный для двух как недостаточно, так и нормально слышащих персон. Крышка стола в торце имела четыре круглые дыры, из которых две большие были рассчитаны на присоединение сужающихся гибких воздуховодов с наконечниками для ушей. В две другие, меньшие по диаметру, вставлялись цилиндрические отводы тростей, полых в верхней части, исполнявших роль приемников речи. Говоря современным языком, однотумбовое средство общения представляло собой акустический четырехполюсник: поверх крышки стола укреплялась ваза-резонатор, снизу под ней пряталась пустотелая разводка. Предполагалось, что особо сконструированное устройство позволяет вести беседы на пониженных по громкости тонах, не привлекая внимания окружающих. Выпускались акустические столы с разнесением по кругу трех и четырех посадочных мест. Еще в одном приемопередающем акустическом приспособлении того времени установленная на столе декоративная ваза высотой 30 см маскировала металлические конусные рупоры, улавливатели звуковых колебаний, поступающих от разговаривающих за столом людей. Те же рупоры одновременно служили излучателями направленного действия произносимых фраз и выражений для собеседников. Кому-либо одному предоставлялась возможность слушать всех присутствующих через протянутый под столом гибкий звуковод.

Для пациентов с нарушениями слуха в области среднего уха, но сохранивших связь кортиева органа (улитки) с внешним миром благодаря костной проводимости производились цельные и складные "дентафоны" (dentaphon), обхватываемые зубами в их окончании при слушании разговорной речи или музыки. У представительниц прекрасного пола "дентафоны" подменялись элегантными мембранными веерами. И мужчинам и женщинам для уличных прогулок рекомендовались шляпы-колокола с замаскированными входными (для звука) отверстиями спереди или наверху; резонаторы головных уборов возбуждали улитку внутреннего уха напрямую через овал черепа или воздухоотводы в наружные слуховые проходы ушей. В армейских подразделениях отдельных стран для некоторых видов операций (например, проведения ночных разведок) применялись схожие по конструкции металлические каски. В конце XIX - начале ХХ века были распространены пассивные наушники, представлявшие собой простые прикрепляемые к ушам звукоулав ливатели. В отсутствие активного громкого звукоусиления в то время они выдавались в том числе напрокат зрителям задних рядов в драматических и музыкальных театрах. Такие наушники и ныне находят применение. Они хороши еще тем, что не требуют какой-либо энергоподпитки.

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ УСИЛЕНИЕ

В годы, предшествующие подаче патентной заявки на телефон, его изобретатель, американец шотландского происхождения А. Бэлл (Alexander Bell, 1847-1922), преподавал в юношеской школе для глухих. На одной из учениц школы он вскоре женился. В год предъявления миру нового средства коммуникации изобретателю было всего 29 лет. Биографы Бэлла полагают, что проводимые работы по исследованию информационных возможностей проводных сетей стимулировались и в личном плане: ему хотелось быстрее помочь жене, а также плохослышащим матери и сестре.

В 1878 году американский физик Д. Хьюз (David Hughes, 1831-1900) разработал угольный микрофон улучшенной электропроводности, который до сих пор находит применение в студиях звукозапи си и кино, на радио и телевидении. В том же 1878 году в Германии В. Сименс (Werner von Siemens, 1816-1892) на базе телефона Бэлла и микрофона Хьюза создал звукоусилительный аппарат для плохослышащих. Его назвали "фонофором" (phonophor). В 1890 году А. Бэлл основал в США Ассоциацию для плохослышащих и глухих детей, с той поры и до сего времени поддерживающую научную разработку и производство электронных приборов по избранному направлению.

Изобретение американским инженером Л. Форестом (Lee de Forest, 1873-1961) трех-электродной радиолампы в 1906 году произвело революцию в звукоусилении (см. "Наука и жизнь" № 6, 2004 г.). Понятно, что инженеры сразу же приступили к конструированию ламповых звуковых усилителей низкой частоты для плохослышащих граждан. Однако серийные переносные слуховые аппараты громкого звучания появились лишь полтора десятка лет спустя. Первой в 1921 году выпустила опытный образец компания "Western Electric" (США). Микрофон был применен угольный. Усилитель состоял из одной лампы. К выходной цепи подключался один наушник с оголовником. Аппарат был велик и тяжел, но умещался в портфеле. Для выпущенного затем трехлампового варианта потребовался уже чемодан, а женщинам - носильщик для переноски его даже на небольшие расстояния. Обе разработки, как и все другие более поздние, нужно было подключать к электросети, нити накала ламп в них получали питание от отдельного аккумулятора. Та же "Western Electric" в 1932 году сумела создать первый портативный слуховой аппарат с выходом на два скрепляемых оголовником наушника и размещением металлического прямоугольного помощника на поясе или груди (с помощью шнура). Аккумулятор питания крепился ремнем под мышкой, а у женщин иногда несколько ниже пояса, на бедре - под широкой юбкой.

ПРОВЕРКА СЛУХА

В начале 1930-х годов в американской "Bell Laboratories" под руководством и при непосредственном участии уже к тому времени известного ученого - физика и акустика X. Флетчера (Harvey Fletcher, 1884-1981) были проведены измерения частотных характеристик уха при малых и больших уровнях громкости (см. "Наука и жизнь" № ; № ) Были определены верхние и нижние пороги слышимости (см. "Наука и жизнь" № ). Одновременно заявлено, что динамический диапазон органа слуха от природы рассчитан на перепады громкости человеческой речи и посему составляет 60 дБ. Однако при сильных шумах он смещается в область верхнего порога слышимости, а в тишине находится вблизи нижнего предела. Постоянная времени перемещений (время отклика) достаточно мала, что дает возможность человеку слушать популярную и классическую музыку с характерным для нее динамическим диапазоном в 100 дБ. Выполненные работы позволили сформулировать технические требования к начавшей выпускаться в массовом порядке относительно недорогой бытовой аппаратуре и также основатель но подешевевшим слуховым приборам.

В указанные годы аудиометрия, по существу, получила становление как научно-практическая дисциплина. В поликлиники пришли аудиометры, где начали проверять слух не только плохослышаших пациентов, но и поступающих на работу летчиков, железнодорожников, моряков, шоферов, полицейских и др. Ныне такие проверки рекомендуются и разработчикам весьма популярных теперь домашних акустических систем, специалистам и менеджерам по их эксплуатации и продажам, а также радиолюбителям, увлеченным высококачественным Нi-Fi-звучанием.

Налаживание серийного производства увеличившейся номенклатуры приемников и усилителей, расширивших возможности органа слуха, предпринятые исследования характеристик уха в 1920-1930-х годах привели к созданию направлений электрорадиоизмерительной техники, ориентированной на взаимодействие с человеческими ушами. На протяжении многих лет выпускались и эксплуатировались вплоть до конца 1970-х годов различного рода эталонные электрические мосты для измерений индуктивности, емкости, сопротивления, радиоволномеры, стандарты частоты, в которых высокоточная индикация нуль-биений осуществлялась "на слух" с помощью наушников. Для военных целей вплоть до появления радиолокации выпускались звукопеленгаторы подлетающих самолетов. Таковые, например, успешно участвовали в обороне Москвы осенью 1941 года (см. "Наука и жизнь" № ).

ЦИФРОВОЕ НАШЕСТВИЕ

В декабре 1947 года в США в "Bell Laboratories" произошло публичное представление изобретенного транзистора. Связанные с эпохальным прорывом физические опыты, лабораторные эксперименты, метрологические измерения проводились в научно-исследовательском подразделении, руководителем которого был X. Флетчер. Уже в начале 1952 года американская компания "Raytheon" начала производить миниатюрные полупроводниковые триоды специально для слуховых аппаратов. Однако аппарат, разработанный в том же году, по-прежнему внутри содержал три радиолампы с волосковыми выводами и лишь один транзистор. По прошествии всего лишь нескольких месяцев появился "Акустион" на одном транзисторе с большим коэффициентом усиления, а чуть позже - более "громкий" аппарат с усилителем НЧ на трех транзисторах. В новых малогабаритных слуховых аппаратах пока не предусматривался отсек для батарей, они все так же прикреплялись к поясу владельца. Несмотря на кажущуюся очевидность и простоту технического решения, конструктивное объединение монтажной схемы прибора с источником питания произошло несколько лет спустя. Одновременно улучшающие слух устройства снова заметно упали в цене в розничной продаже в основном за счет подешевевших батарей (в сравнении с батареями для ламп), к тому же удлинивших срок службы благодаря резкому уменьшению тока потребления в нагрузке. Массовое производство микросхем, начавшееся примерно через 10 лет после выхода транзистора, поспособствовало приходу нового поколения слуховых аппаратов, дальнейшему уменьшению их габаритов и энергопотребления при одновременном повышении эффективности, расширению функциональности, улучшению гигиеничности.

В последние годы схемы стали цифровыми с микропроцессорным управлением. На практике оно означает, например, автоматическую регулировку диаграммы направленности микрофона, увеличение или уменьшение у него чувствительности, подавление шума и селекцию, то есть выбор, выделение речевых сигналов в самой различной обстановке - на улице, шумном собрании, в театре.

Любые наушники обязательно подключаются к выходу какого-либо усилителя. Слуховой аппарат от обычных наушников отличается тем, что усилитель находится у него внутри и вблизи уха. С указанными превосходствами его рационально применять и всем хорошо слышащим, в том числе, может быть, на переговорах в офисе, на лекциях в институте, при несении караульной службы, прогулках на природе и др.

При эксплуатации двух беспроводным путем взаимодействующих аппаратов для сбалансированного обеспечения ушей данными из окружающего звукового поля микропроцессор автоматически повышает или понижает коэффициент передачи их усилителей или регулирует прохождение сигналов в каком-либо одном из них. Нормально слышащие люди совокупностью двух слуховых аппаратов также могут пользоваться, например, при разговорах по мобильному телефону, подменяя ими рекомендуемую менее качественную проводную связь на один наушник.

В последние годы специализированные организации в Европе и Америке наладили выпуск миниатюрных и малых по весу внутриушных приборов, помещаемых в наружный слуховой проход уха. Устройства отличаются надежностью и практически незаметны для окружающих. Однако для них до конца еще не решены вопросы совместимости достаточности ширины амплитудно-частотной характеристики.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Довольно часто в популярных журналах руководители медицинских учреждений и их квалифицированные специалисты рассказывают, как у них хорошо налажено лечение болезней. Это, конечно, радует, но лучше все-таки стараться не спешить к ним попадать, побольше заниматься профилактикой - придерживаться диеты, заниматься спортом. В общем, берегите слух, дорогие читатели.

Следует заметить, что слух с позиций передачи данных в мозг в несколько раз менее информативен в сравнении со зрением. Однако даже небольшое ухудшение слуха на 20-30 дБ у школьников и студентов может отразиться на успеваемости, невосприимчивости чувства опасности в определенной обстановке.

Проведенные в 2002 году в США исследования показали, что длительное воздействие на орган слуха громкой музыки (4-5 часов) через наушники МР3-плеера или на дискотеке вызывает утолщения и опухоли в нервных волокнах, связывающих улитку внутреннего уха с мозгом. Для их заживления требуется порядка двух суток (см. "Наука и жизнь" № 11, 2002 г.). При ежедневном "насиловании" ушей не создаются условия для регенерации клеток, возникает тугоухость, причем более информативное правое ухо страдает в первую очередь.

Если над ухом спящего в тишине человека выстрелить из ружья, он оглохнет, поскольку во время сна орган слуха наиболее чувствительно относится к шумам. В условиях, правда, менее экзотичных довольно часто ухо также бывает не готово к неожиданностям - когда дети стреляют из "пугача", взрослые на охоте, все вместе средствами пиротехники на празднике и др. Кстати, домашние животные (собаки, кошки), инстинктивно, услышав пальбу, разбегаются. В лабораториях НИИ, производственных цехах опасными для слуха считаются шумы с уровнем 80 дБ и более.

В офисах и домашних условиях избыточные шумы создают вентиляторы морально устаревших ПК, устройств большой памяти, измерительных приборов. Их уровень редко превышает 60 дБ, однако ежедневное 8-часовое и более их воздействие травмирует психику, ухудшает слышимость высоких частот (более 5-6 кГц).

Маленькие дети и подрастающее поколение к шумам менее устойчивы, чем взрослые. К сожалению, у них могут иметь место необратимые явления. Восстановлению слуха помогают прогулки в лесу, чтение литературы и сон в тишине, слушание негромкой классической и популярной музыки, "нагруженной" высокими частотами (см. "Наука и жизнь" № 12, 2006 г.), на качественной радиоаппаратуре. Для любителей современной "клубной" музыки имеется хорошая новость - вибрирование брюшины, диафрагмы живота от различного рода электронных сабвуферов практически не оказывает вредоносного влияния на здоровье. Из чего следует сделать вывод, что для слуха опасны громкие средние частоты, к которым ухо наиболее чувствительно.

ПОСТФАКТУМ

Инженерная мысль шагнула далеко вперед. Современная техника позволяет теперь многим людям, которым были недоступны простые человеческие радости, чувствовать себя наравне со всеми.

Одна из красивейших молодых женщин, впервые в мире, будучи глухой почти от рождения, победила в престижном конкурсе красоты "Мисс Америка-95" . Х. Уайтстоун (Heather Whitestone) знает "точно, что невозможное возможно", и доказала это собственным примером. Ей было полтора года, когда она потеряла слух после перенесенного гриппа. Преодолевая недуг, она училась в обычной школе, занималась балетом, прошла трехлетний курс реабилитации в специальном институте для глухих.

Принять участие в конкурсе ей помог современный миниатюрный слуховой аппарат.

Уайтстоун считает свою победу вдохновляющим примером для тысяч инвалидов. В Институте улучшения слуха (Best Hearing Institute), основанном в 1973 году в г. Александрия (штат Вирджиния), она выступает с лекциями, мобилизует глухих преодолевать барьеры, мешающие полноценно жить. Одновременно нелишне сообщить, что в указанном институте работали и активно сотрудничают с ним также страдающие недугом - один из первопроходцев Интернета (см. "Наука и жизнь" № 11, 2004 г.) доктор В. Серф (Vinton Cerf), бывшие президенты США Дж. Картер, Р. Рейган и их жены, многие известные люди из финансовых кругов, промышленности, культуры, спорта.

В России 13 миллионов людей живут в тишине и, преодолевая неизбежные трудности, живут полноценной жизнью благодаря Всероссийскому обществу глухих (ВОГ). Это общество существует в стране с 1926 года. Оно приобщает людей с недостатками слуха к труду, повышает уровень общеобразовательных и профессиональных знаний, организует культурный отдых и досуг. Заботится и государство.

Недавно в Казанском институте непрерывного образования был открыт второй в стране факультет для слабослышащих. (Первый, как известно, существует в МГТУ им. Н. Э. Баумана.) Кроме предметов, общих для всех, студенты изучают язык жестов, учатся читать по губам, много говорят. В процессе обучения используются интерактивная доска, Интернет, язык жестов. По всему классу на стенах висят зеркала: здесь зрение для студентов - единственная возможность наблюдать за тем, что происходит вокруг.

На следующий год все они будут учиться вместе со здоровыми ребятами и в конце обучения станут высококвалифицированными специалистами - бухгалтерами и будут работать в обычных российских учреждениях.

Первое официальное упоминание о слуховых аппаратах появилось в книге, изданной в 1588 году под названием Magia Naturalis. В ней итальянский врач, ученый и криптограф Джованни Баттиста Порта описывает устройства, сделанные из дерева и повторяющие форму ушей животных, от природы наделенных острым слухом.

За несколько столетий устройство эволюционировало в крошечный прибор, который практически незаметен вооруженным глазом и даже отдаленно не напоминает органы слуха представителей животного царства. Скорость развития технологии сложно назвать стремительной – вплоть до открытия электричества людям с ограниченными слуховыми возможностями приходилось пользоваться всевозможными трубками, размер которых зачастую достигал полуметра.

XIII-XVIII век

Уже в XIII веке люди с потерей слуха использовали выдолбленные рога коров и баранов в качестве примитивных слуховых аппаратов. Их конструкция не изменялась вплоть до XVIII века, когда были изобретены более современные трубы. Воронкообразные по своему строению ушные трубы были первой попыткой человека изобрести устройство для лечения потери слуха. Большинство из этих ранних приспособлений были сделаны из рогов животных или ракушек и были довольно большими – 40-60 см в длину и примерно 15 см в самой широкой части. Они не усиливали звук, но «собирали» его и направляли через узкую трубку в ухо.

В XVIII веке также был обнаружен эффект костной проводимости. Во время этого процесса звуковые колебания передаются через череп в мозг. Маленькие веерные устройства размещались за ушами, собирали звуковые волны и направляли их через кость позади уха.

До тех пор, пока человечество не открыло для себя возможности электричества и телефона в XIX веке, слуховые трубки оставались единственной возможностью помочь людям с потерей слуха жить полноценной жизнью.

XIX век

Позже для изготовления труб начали использовать металлы – медь и латунь. Мастера научились оформлять слуховые трубы в различных стилях, в зависимости от предпочтений клиента и степени потери слуха. Самым знаменитым поклонником слуховых труб считается Людвиг ван Бетховен. Композитор страдал тяжелой формой тиннитуса – звон в ушах мешал ему воспринимать и оценивать музыку, и приблизительно в 1796 году он начал терять слух. В доме-музее Бетховена в Бонне хранится большая коллекция слуховых трубок, которые помогали ему слышать музыку и речь.


Коллекция слуховых трубок Людвига ван Бетховена

В XIX веке маскировке слуховых аппаратов придавали большое значение. Хотя устройства все еще оставались довольно большими, мастера умудрялись превращать их в привлекательные декоративные аксессуары и встраивали их в воротники, головные уборы и прически. Иногда их покрывали эмалью телесного цвета или цвета волос клиента. Некоторые мужчины пытались полностью скрывать устройства в бороде.

Членам некоторых королевских семей принадлежали аппараты, встроенные прямо в троны. Специальные трубки, собирающие голоса и звуки, пропускались через подлокотники. Звук направлялся в эхо-камеры и усиливался, а затем выходил из отверстия возле головы монарха.

Один из таких искусно замаскированных слуховых аппаратов был изготовлен для короля Португалии Жуана VI: подлокотники трона были выполнены в форме львов с открытыми пастями. В каждой из них размещался резонатор, который улавливал звук и отправлял его в наушник.


Трон Жуана VI

Примерно в этот же период был придуман другой тип слухового аппарата: разговорная трубка. Более широкий ее конец был проведен ко рту говорящего, а другой помещался непосредственно к уху слушателя. Не очень удобно, но более эффективно.

XX век

В начале 1900-х годов с появлением электричества и телефона стали развиваться слуховые аппараты нового поколения с электронным усилителем звука, угольным микрофоном и батареей. Такие аппараты представляли собой громоздкие коробки, которые приходилось носить на шее. Из коробки наружу выходили длинные провода, которые присоединялись к тяжелой батарее, работавшей всего несколько часов. Чтобы продлить срок работы таких устройств, некоторые люди носили еще более тяжелые и большие аккумуляторы. Кроме того, чем серьезнее были проблемы со слухом, тем более крупный микрофон приходилось использовать.


Один из первых электрических угольных слуховых аппаратов

Такие аппараты, несмотря на все технологические усовершенствования, не демонстрировали больших улучшений. Большинство из них усиливали речь только до 15 дБ, что не очень много, когда обычно громкость речи составляет в среднем 60 дБ. И даже усиленная речь звучала не очень хорошо: звук был шумный, скрипучий, и человек мог различать только очень узкий диапазон акустических сигналов.

Появление вакуумной трубки значительно ускорило прогресс слуховых аппаратов. Они смогли передавать звуки, которые были гораздо громче и чище, чем угольные электрические слуховые аппараты. Некоторые могли усилить звук до 70 дБ и выше. Однако такое улучшение повлияло на размер устройства. Ранние ламповые аппараты были примерно такого же размера, как и ранние угольные. Первый ламповый слуховой аппарат был изобретен в 1920 году и по размеру напоминал кирпич.


Ламповый аппарат

Как и угольные электрические слуховые аппараты, ламповые со временем становились все меньше. Более поздние проекты можно было обвязывать вокруг груди или руки. Дальнейшему уменьшению аппаратов мешали вакуумные трубки и батареи.

Изобретение транзистора в 50-х годах полностью изменило все виды техники, и особенно повлияло на технологию слуховых аппаратов. Они работали примерно так же, как и вакуумные трубки, но при этом были гораздо меньше. Транзисторы начали использоваться в слуховых аппаратах за два года до того, как они впервые появились в транзисторных радиоприемниках.


Транзисторный слуховой аппарат

Первые поставки транзисторных слуховых аппаратов пришлись на 1953 год. Устройства быстро завоевали популярность: в год выпуска около 50% продаж приходилось именно на транзисторные, а в 1954 – 97%.

Самые ранние транзисторные устройства были примерно такого же размера, как поздние ламповые. К 1956 году они были уже достаточно малы, чтобы их можно было встраивать позади уха. Такое дизайнерское решение встречается до сих пор.

Еще одним популярным аппаратом в то время стали слуховые очки, разработанные компанией Otarion Electronics. К 1959 году половина всех транзисторных аппаратов была выполнена в форме очков, и даже люди с отличным зрением предпочитали носить их.


Слуховые очки

В 1960-х годах были разработаны первые устройства, которые размещались непосредственно в ушной раковине. Тогда они не были столь надежны, как их более крупные современники, однако со временем технология была доработана.

Появление кремниевых транзисторов позволило создать слуховые аппараты, близкие к тем, что мы знаем сегодня. Первое такое устройство разработала компания Zenith Radio в 60-е. В этих версиях микрофон выходил из уха и небольшим проводом присоединялся к усилителю, который был прикреплен к уху. Эта технология оставалась практически неизменной до 80-х годов, когда стали использоваться микросхемы цифровой обработки сигналов для слуховых аппаратов.

Все устройства того времени, транзисторные или ламповые, работали по одному и тому же принципу: ловили звуковые волны, усиливали их и отправляли к уху. Другими словами, они просто обеспечивают ухо громким звуком. Вся их работа опирается на правильно функционирующее внутреннее ухо, которое преобразовывает звуковые волны в нервные сигналы. Аппараты не могли помочь тем, чье ухо не функционирует должным образом.

На помощь этим людям пришла кохлеарная имплантация . Кохлеарные имплантаты отправляли электрические сигналы прямо к улитке – части уха, которая воспринимает и распознает звуки. Они были предназначены для пациентов, обладающих глубокой потерей слуха, которые не могут пользоваться обычными слуховыми аппаратами.


Первые эксперименты в электрической стимуляции ушной улитки относятся к 1957 году. Впервые медицинское устройство смогло заменить человеческое чувство – оно помогало людям слышать, даже если они родились глухими. В 1970-е годы началась массовая разработка имплантатов в лабораториях по всему миру. В 1973 году доктор Уильям Хаус представил один из первых широко применяемых клинически кохлеарных имплантатов.

Микропроцессор, изобретенный Эдвардом Хоффом, позволил миниатюризировать логические функций в электронном оборудовании. Слуховые аппараты, использующие микропроцессоры, начали появляться в конце 1980-х.Самый ранний носимый цифровой слуховой аппарат Audiotone появился в 1983 году. Он имел заушные части, в которые встраивались A/D, D/A и DSP-переключатели. Цифровые устройства, созданные в этот период, могли эффективно уменьшать шум окружающей среды при одновременном улучшении качества речи. Все слуховые технологии, представленные на современном рынке, в основном цифровые.

Настоящее время

К 2000 году слуховые аппараты можно было программировать, что позволило добавить ряд пользовательских настроек. К 2005 году цифровые устройства заняли примерно 80% рынка слуховых аппаратов. Цифровая технология использует ту же схему, что и в мобильных телефонах и компьютерах.

Современные слуховые аппараты могут настроить специалисты-сурдологи в зависимости от индивидуальных особенностей пациента. Они могут адаптировать их к различным слуховым средам и подключать дополнительные устройства – компьютеры, телевизоры и телефоны. Антенны, Bluetooth и FM-подключения обеспечивают совместимость с другими электронными устройствами и доступ к ним в общественных местах. В 2011 году известный производитель технологических устройств Siemens выпустил Aquaris – один из первых водо- и пыленепроницаемых, противоударных слуховых аппратов.

Сегодня слуховые аппараты продолжают развиваться вместе с миром высоких технологий. На рынке появляются умные устройства, которые подстраиваются под различные ситуации автоматически, без вмешательства пользователя. В 2015 компания ReSound разработала первый слуховой аппарат для смартфона, которому не нужны промежуточные датчики. Он разработан специально для iPhone помогает лучше слышать устройство.

Терапия замещения , как уже указывалось выше, включает в себя слухопротезирование и обучение чтению с лица.
Термин «» несколько неточен, так как под протезированием обычно понимается замена органа, а до сих пор не созданы еще аппараты, которые могут заменить человеку утраченный слух.

Понятно, как тяжело переносится больным потеря или понижение слуха и как это отражается на его психическом состоянии и трудоспособности. Хотя этим вопросом занимаются давно, до сих пор проблема замещения утраченного слуха полностью еще не разрешена.

С древних времен было замечено, что лица со сниженным слухом во время разговора прикладывают к уху согнутую руку. Это увеличивает размер ушной раковины и тем самым повышает восприятие разговорной речи (Lucae и др.). На этом основании были предложены различные слуховые трубки. Так, Archigenes впервые предложил пользоваться особыми трубками, собирающими звук. Далее, в XVII в. Kirchner предложил прибор, состоящий из воронки и изогнутой трубки. Затем появляются слуховые приборы в виде рожка (Nuck), охотничьего рожка (Politzer). Syk рекомендовал трубочку Politzer, как менее бросающуюся в глаза.

Смысл применения слуховых трубок заключается в том, что с. их помощью значительно усиливаются звуки, попадающие в ухо, но они не могут дать улучшения восприятия звуков. И в настоящее время слуховые трубки находят ограниченное применение, главным образом, при старческой тугоухости. Последняя модель слуховой трубки была предложена И. А. Лопотко и Л. Д. Кудрявцевым.

В связи с развитием техники для усиления передаваемых звуков было предложено использовать электрические и радиоламповые аппараты. Первый электрический слуховой аппарат изготовил в 1875 г. Bell. Следует отметить, что в течение почти 50 лет первый слуховой аппарат не был модернизирован. Лишь в 1922 г. Leiter, изменив воздушный телефон, значительно снизил косметические недостатки первого электрического слухового аппарата. Затем, в 1924 г., в схему аппарата был введен микротелефонный усилитель, что улучшило усиливающие свойства слухового аппарата. Дальнейшие усовершенствования касались улучшения качества микрофона, усиливающих устройств и источников питания. Введение в схему слухового аппарата регулятора громкости (потенциометра) дает возможность человеку с пониженным слухом регулировать силу звука соответственно степени понижения слуха.

Создание пьезоэлектрического микрофона с ламповым усилением привело к улучшению качества слухового аппарата (А. Я. Чеботарев). Помимо того, слуховые аппараты были снабжены регулятором тона, который позволял изменять их частотную характеристику

Слухопротезирование - это искусственное усиление речи для использования сохранившихся остатков . При этом важно, чтобы слуховой аппарат обеспечил достаточную разборчивость речи, а это может быть достигнуто лишь при том условии, что излишняя громкость не снижает разборчивость речи. Улучшение акустических и эксплуатационных свойств слуховых аппаратов способствовало их широкому распространению, и в последнее время слуховые протезы начинают конкурировать с хирургическими вмешательствами, направленными на улучшение слуха.

Однако при рекомендации слуховых аппаратов можно встретить иногда предубеждение больных. Здесь имеет значение:
1) нежелание больного показать, что он плохо слышит,
2) боязнь, что после длительного пользования аппаратом нельзя будет без него обойтись и
3) опасение, что аппарат может оказаться вредным для сохранившегося еще слуха. Что касается первого возражения, то успехи радиоэлектроники способствовали созданию протезов, которые могут быть замаскированы. Сюда относятся слуховые очки, заколки для женщин (описание их будет дано ниже).
Второе соображение не лишено некоторого основания, но следует помнить, что слуховой аппарат назначается в основном больным со стойкими формами тугоухости для постоянного ношения.

- Вернуться в оглавление раздела " "

Это сложный микроэлектронный прибор, позволяющий распознавать звуки окружающего мира.

Сегодня слухопротезированием уже никого не удивишь, оно позволяет людям вести нормальную жизнь, несмотря на тугоухость и глухоту, а детям нормально развиваться и не отставать от своих сверстников.

17-18 век - слуховой рожок

Несколько веков назад люди не могли и мечтать о протезировании. Вылечить тугоухость не было возможности. Однако медики не сдавались и пытались бороться. Первый прототип слухового аппарата по форме больше напоминал детский рожок: большая трубка сужалась к одному концу, который вставлялся в ухо - это позволяло собирать большее количество окружающих звуков.

19 век - аппараты-чемоданы

Следующий этап в развитии слухопротезирования связан с открытиями Александра Грэхема Белла и Томаса Эдисона. Белл изобрел телефон, а Грэхем с помощью угольного микрофона и батареи смог усилить звук в телефоне.

Но превратить слуховой рожок в электронный аппарат смог Томас Эдисон. Он создал угольный передатчик - прибор, который превращал звуки в электрические сигналы, а затем снова переводил в звук.

Массовый выпуск первых аппаратов начался в конце 19 века. Сразу несколько компаний Германии, США и других стран занялись разработкой приборов для улучшения слуха. Каждая из них создавала свой дизайн, применяла свой подход. Но первой стала американская корпорация Dictograph Company.

Из-за тяжелой угольной батареи первые слуховые аппараты были настолько громоздки, что их носили в руках. Но пациентов это не останавливало - не останавливала их и баснослованая цена.

Середина 20 века - транзисторные слуховые аппараты

Производители оборудования быстро среагировали на появление слуховых устройств, и в 1920 году появился первый слуховой аппарат с электронными лампами. Качество и громкость звука повысились, но борудование так и осталось тяжелым. Главной причиной больших размеров были те же угольные батареи.

Проблема решилась, как только были изобретены транзисторы. Произошло это в 1952 году. Изначально слуховой аппарат располагали в дужке очков, но это было не всегда удобно, поэтому через время были разработаны приборы, которые крепились за ухом. Именно таким слуховой аппарат дошел и до нас.

21 век - цифровые и незаметные

Современные слуховые аппараты миниатюрны, при хорошем подборе они практически незаметны окружающим. Сложные микросхемы обеспечивают высокое качество передачи звука, а цифровые технологии позволяют сделать аппараты еще и "умными". Программа не только отлично передает звуки, но и выделяет человеческую речь, усиливая ее звучание.

Квалифицированный подбор слухового аппарата – это самый важный момент в слухопротезировании. Технологии достигли высоких уровней, поэтому даже «бесперспективные» пациенты не остаются без помощи. Но заметим, что это касается профессионального подбора, а не выбора «пальцем в небо». Устройства, которые приобретены спонтанно, не только повлияют на ваши личные средства, но и на здоровье.

Разнообразные слуховые аппараты представленные на рынке отвечают многим параметрам, и если вы покупаете СА впервые, то обратитесь за помощью к специалисту. Подбор доверить лучше всего слухопротезисту. Рынок медицинских устройств сейчас разнообразен, поэтому самостоятельно вы не сможете разобраться во всех тонкостях и нюансах, а квалифицированный специалист сможет сделать все за вас и дать подробные консультации.

Сначала слухопротезист изучит вашу аудиограмму, заключение и направление сурдолога. Некоторые устройства имеют противопоказания. К примеру, внутриушные (внутркианальные) СА нельзя использовать при воспалении среднего или наружного уха. Людям с нарушением опорно-двигательного аппарата также противопоказано пользоваться внутриканальными и внутриушными СА, а эпилептикам не рекомендуют использовать устройства вообще.

Аудиограмма – это характеристика больного, «инструкция к действию» слухопротезиста. По аудиограмме можно понять степень потери слуха. Это также учитывается при выборе аппарата. Например, при сильных потерях надежнее и целесообразней использовать удобный цифровой слуховой аппарат заушного типа. Мощность должна соответствовать уровню потери слуха.

Компетентный специалист обязан узнать об особенностях вашего образа жизни. Например, вы постоянно путешествуете и активно общаетесь с людьми, занимаетесь спортом, тут аппарат может быть только препятствием, а ведь задача СА улучшить и сохранить ваш образ жизни, быть незаметным и ни в коем случае не быть помехой. В таких случаях выигрышным вариантом будут аппараты внутриушного типа.

СА обязан максимально обеспечивать комфорт и разборчивость речи. На сегодняшний день. Наибольшей популярностью пользуются цифровые СА, которые настраиваются с помощью компьютерных технологий. Все настройки делаются индивидуально.

Следите, чтобы замена батареек для слуховых аппаратов проходила вовремя. Лучше всего, если вы перед сном будете проверять количество оставшегося заряда в батарейках.

Современные устройства отличаются друг от друга ценами и возможностями. Подобрать нужный – задача слухопротезиста, но никак не ваша. Не рискуйте здоровьем!

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

Видео:

Полезно:

Статьи по теме:

  1. Люди, которые имеют проблемы со слухом, часто могут задаваться вопросом «Какой слуховой аппарат лучше». Лучший...
  2. Проблема тугоухости в нашей жизни достаточно распространенное явление и актуальное для людей старшего возраста. В...
  3. Аппараты УЗИ – это многоцелевые цифровые ультразвуковые системы, которые дают возможность производить с помощью цифровых...