Качественное отличие психики от других форм отражения (активность, избирательность, субъективность, перманентность, кумулятивность, опережающих характер психического отражения). Расшифровка понятия психическое отражение

Многочисленные теоретические и экспериментальные исследования познавательных процессов позволяют выделить три основных уровня психического отражения: сенсорно–перцептивный, представлений, вербально–логический.

Сенсорно–перцептивный уровень. В системе образного отражения этот уровень является базовым. Формируясь на самых начальных ступенях психического развития индивида, он не теряет своего значения в течение всей его жизни. Конечно, при переходах от одних возрастных ступеней к другим он изменяется, обогащается и трансформируется.

Ощущение и восприятие как исходные формы образного отражения возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений объективной действительности на органы чувств. Именно в этих формах, как отмечал В. И. Ленин, осуществляется превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Основная характеристика сенсорно–перцептивного отражения в том и состоит, что оно возникает в условиях непосредственного воздействия предметов и их свойств на органы чувств человека и развертывается в реальном масштабе времени. Человек воспринимает предмет в том месте, в котором тот находится, и в тот момент, когда тот действует на органы чувств. Формирующийся сенсорно–перцептивный образ выступает как "навязанный нашему уму извне" (Сеченов). В этом проявляется "непосредственность действительности" сенсорного отражения, на котором основано доверие к показаниям органов чувств.

В процессе эволюции у человека сформировалась разветвленная система специализированных аппаратов (органов чувств), каждый из которых обеспечивает отражение определенных свойств окружающих предметов (ощущения разных модальностей): зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые, кинестетические и т.д. Сенсорно–перцептивная сфера - это действительно богатейшая совокупность разнообразных ощущений. Однако они выступают не как некоторая пестрая мозаика несвязанных элементарных образов.

В процессе индивидуального развития у человека складывается определенная сенсорно–перцептивная организация (по Ананьеву), объединяющая совокупность органов чувств в целостную систему. Эта сложная система включает многообразные постоянные и переменные связи между сенсорными модальностями. На их основе формируются своеобразные функциональные органы (по Ухтомскому), обеспечивающие различные виды сенсорно–перцептивной ориентировки человека в окружающей среде.

К числу важнейших принадлежит та система связей между разными органами чувств, которая обеспечивает пространственную ориентировку. Ведущая роль в ней принадлежит зрительному анализатору, лабиринтному аппарату статокинестетического анализатора и кинестезии, но включает и другие анализаторы.

Основой восприятия пространства можно считать ориентацию человека относительно вертикального направления, совпадающего с действием силы гравитации. Направление гравитации - это главная ось системы отсчета, относительно которой оцениваются так или иначе все характеристики окружающего пространства.

Поскольку в обычных условиях перемещения человека по поверхности земли гравитация постоянна по силе и направлению, вся система анализаторов подстраивается к этой константе; благодаря связям анализаторов с теми, которые обеспечивают отражение гравитации, все они "заземляются". Формируются достаточно жесткие однозначные связи - стереотипы, благодаря которым в обычных условиях ориентировка в пространстве не требует специальных целенаправленных сознательно контролируемых действий; она осуществляется на неосознаваемом уровне, автоматически. Однако в тех случаях, когда между сигналами от разных анализаторов (ощущениями разных модальностей) возникают рассогласования относительно сложившегося стереотипа, это неизбежно приводит к искажению пространственного образа. Следствием такого рассогласования являются, например, хорошо известные в летной практике и подробно описанные иллюзии крена, противовращения, кабрирования, пикирования, пространственного положения, горизонтального полета. Все эти и другие аналогичные иллюзии возникают при определенных условиях закономерно: как следствие расхождения между сложившимся стереотипом пространственной ориентировки и текущей афферентацией. Чтобы преодолеть их, требуется специальная целенаправленная деятельность, сознательный контроль возникающих образов, формирование нового функционального органа (стереотипа) в процессе обучения и тренировки.

Важно отметить, что новый стереотип не требует обязательной ломки старого. Они вполне могут сосуществовать и обычно сосуществуют: в одних условиях "работает" один стереотип, в других - другой.

Второй уровень отражения - это уровень представлений. Представление как ощущение и восприятие - феномен образного отражения. Но если ощущение и восприятие какого–либо предмета или его свойства возникают только при его непосредственном воздействии на орган чувств, то представление возникает без такого непосредственного воздействия. В этом смысле оно является вторичным образом предмета.

К уровню представлений относится широкий круг психических процессов, важнейший среди которых - образная память и воображение. Образная память - это фиксация и последующее воспроизведение образов, возникших при восприятии; воображение - творческий процесс, создание новых образов путем трансформаций и комбинаций тех, которые сохранились в памяти. По своему содержанию образ-представление, также как сенсорно–перцептивный образ, предметен. Но в отличие от ощущения и восприятия, которые "навязаны нашему уму извне" и в силу этого презентируются сознанию как жестко и однозначно отнесенные к объективной реальности, образ-представление имеет как бы самостоятельное существование в качестве феномена "чисто" психической деятельности. Он обладает значительно меньшей четкостью и яркостью, чем сенсорно–перцептивный образ, меньшей устойчивостью и полнотой.

Но вместе с тем формирование представления - это новая ступень в прогрессивной линии развития когнитивных процессов. Здесь появляются элементарные обобщения и абстракции. На основе многократного восприятия предметов одной и той же категории происходит селекция их признаков: случайные признаки отсеиваются, а фиксируются лишь характерные и потому наиболее информативные. На уровне представлений предмет обособляется от фона, и в этой связи возникает возможность мысленно оперировать с объектом независимо от фона.

При переходе от ощущения и восприятия к представлению изменяется структура образа объекта: одни его признаки как бы подчеркиваются, усиливаются, другие редуцируются. Иначе говоря, происходит схематизация предметного образа.

Существенной особенностью представления является его панорамность, дающая субъекту возможность как бы выхода за пределы наличной (актуальной) ситуации.

При переходе от восприятия к представлению происходит преобразование сукцессивного перцептивного процесса в симультанный образ. То, что человек воспринимал последовательно, трансформируется в одновременную целостную умственную картину. В частности, как показал Н.Ф. Шемякин, при формировании топографических представлений "карта-путь" трансформируется в "карту-обозрение".

В процессе умственного развития человек овладевает также особыми способами мысленного оперирования представлениями: мысленного расчленения объектов и объединения их (и их деталей) в одно целое, комбинаций и рекомбинаций, масштабных преобразований, умственного вращения и др.

Уровень представлений имеет решающее значение при формировании образов–эталонов "когнитивных карт", концептуальных моделей, наглядных схем, планов и других "когнитивных образований", необходимых для выполнения любой деятельности.

Третий уровень когнитивных процессов - это вербально–логическое мышление , речемыслительный процесс.

В отличие от первых двух, относящихся к образному отражению, чувственному познанию, этот уровень - уровень понятийного отражения, рационального познания. Решая ту или иную задачу на этом уровне, субъект оперирует понятиями и логическими приемами, сложившимися в историческом развитии человечества, в которых зафиксирована общественно–историческая практика. На уровне понятийного мышления как бы разрываются ограниченные рамки индивидуального опыта, а точнее: в индивидуальный опыт включается огромный багаж знаний, выработанных человечеством. Благодаря этому индивид как бы освобождается от «рабского подчинения изначальным "здесь" и "теперь"» (Ж. Пиаже). Предметная область индивидуального познания на этом уровне приближается к той, которая раскрывается общественно–исторической практикой, т.е. становится практически безграничной. В процессе понятийного мышления человек оперирует абстракциями и обобщениями, зафиксированными в знаках и знаковых системах. Наиболее развитой и всеобщей знаковой системой является язык. Но в процессе понятийного мышления используются и другие исторически сложившиеся знаковые системы: математические, графические и других знаков, а также правил их применения.

В определенном отношении образная и понятийная формы психического отражения действительности противоположны. Они обычно и противопоставляются как чувственное и рациональное в познании, но в реальном когнитивном процессе органически взаимосвязаны: непрестанно переходят одна в другую.

Образ, регулирующий сознательную целенаправленную деятельность человека, включает так или иначе все три уровня психического отражения. Чтобы у человека сформировался такой образ, который обеспечил бы ему возможность эффективно действовать в различных ситуациях, находить в каждом конкретном случае адекватное решение, недостаточно только чувственных данных, т.е. сенсорно–перцептивной информации. Необходимо раскрыть значение этих данных, выявить существенное, общее, закономерное. Иначе говоря, с точки зрения требований деятельности образ становится только тогда, когда его "чувственная ткань" (термин А.Н. Леонтьева) органически объединяется со значением, т.е. когда чувственное и рациональное образует единый сплав. Образ, отражающий только то, что в данный момент непосредственно воздействует на органы чувств, не мог бы обеспечить целенаправленности действий; в этом случае окружающая среда полностью управляла бы поведением субъекта (такой случай можно представить только теоретически).

Но и образ, имеющий обедненную чувственную основу, также не может обеспечить эффективную регуляцию действий, особенно в сложных условиях.

Это значит, что при обучении человека какому–либо виду деятельности необходима определенная мера сочетания методов, формирующих чувственные и логические компоненты образа, его "чувственную ткань" и его "семантику".

Эффективность образа - в плане его регулирующей функции по отношению к деятельности субъекта - существенно определяется тем, насколько он обеспечивает антиципацию, т.е. опережающее отражение (по П.К. Анохину).

Антиципационные процессы свойственны всем перечисленным выше уровням отражения. Однако дальность антиципации на разных уровнях существенно различна. На сенсорно–перцептивном уровне она ограничена рамками актуального текущего действия. На уровне представлений появляется возможность антиципации также и в отношении потенциальных действий. На уровне вербально–логического мышления антиципация достигает своего наиболее полного проявления, ее дальность практически не ограничена. Антиципация этого уровня обеспечивает планирование деятельности в целом. При этом в вербально–логическом плане человек может достаточно легко и свободно переходить от настоящего к будущему и прошлому, от начального момента деятельности к конечному и от конечного к начальному и т.д.

Благодаря многоуровневости образа отражаемый в нем предмет (объект) презентируется человеку в многообразии своих свойств и отношений. Это в свою очередь обеспечивает возможность в ходе деятельности использовать то одно, то другое, то третье и т.д. свойство предмета или его отношение к другим предметам; возможность таких переходов - важнейшее условие творческих решений.

В каждый момент деятельности человеком осознается только небольшая часть того предметного содержания, которое презентовано в образе. При переходе от одного действия к другому (и даже от одного элемента к другому внутри действия) изменяется и осознаваемая часть содержания. Полноценный с точки зрения регуляции деятельности образ подобен айсбергу - в каждый момент на поверхности видна лишь его небольшая часть.

А.А. Обознов выделяет два уровня содержания психического образа, регулирующего предметное действие:

1) актуально значимое и

2) потенциально значимое.

Им присуща разная степень осознанности, и они играют разную роль в регуляции конкретных действий. Это исследование показало также, что только от актуально значимого содержания зависит способ выполнения действия и его смысл. Наиболее полно осознается, конечно, актуальная часть предметного содержания образа.

Проблема осознаваемого и неосознаваемого в психическом отражении принадлежит к числу сложнейших и, к сожалению, слабо разработанных. Не вдаваясь в анализ состояния этой проблемы и подходов к ее решению, отметим только, что ведущая роль в формировании осознанного отражения принадлежит вербально–логическим процессам: прежде всего осознается то, что включается в их сферу. В ходе реальной деятельности в зависимости от конкретных условий соотношения между разными уровнями отражения изменяются, а соответственно меняется и степень осознанности разных компонентов предметного содержания образа.

Выше отмечалось, что у человека в процессе его развития формируются определенные функциональные органы, объединяющие разные анализаторы в единую систему: эти системы состоят из жестких, однозначных связей - стереотипов. Компоненты образа, которые формируются по законам работы стереотипных звеньев, обычно не осознаются. Однако они могут стать осознаваемыми при специальной направленности познавательной активности, а также необычной (извращенной с точки зрения соответствия стереотипу) афферентации, создаваемой экспериментально или возникающей в некоторых специфических условиях деятельности.

Вот это последнее обстоятельство и побудило нас уделить особое внимание проблеме многоуровневой структуры образа. Дело в том, что в своей практической деятельности человек–оператор иногда вынужден работать в условиях извращения рецепции внешних воздействий, точнее, ее несоответствия сложившимся стереотипам. В частности, такие условия обычны для летчика: оптические искажения (необычный ракурс видения предметов, расположенных на земле, большая удаленность от видимых ориентиров, ослабленная видимость в тумане, в сумерках и т.д.), а также воздействие "негравитационной вертикали"; в этих условиях сохранение предметного содержания образа составляет для человека специальную задачу.

Практически важным является вопрос о том, как человек может решить эту задачу, в частности, может ли, он обеспечить сохранение содержания образа при помощи сознательного контроля сенсорно–перцептивных процессов и волевого усилия.

Другое, не менее важное обстоятельство состоит в том, что человек–оператор часто не имеет возможности воспринимать реальный объект, которым он управляет. Информация об объекте передается при помощи инструментальных сигналов в виде информационной модели. Образ этой модели, возникающий при ее восприятии, не совпадает, конечно, с образом реального объекта. При этом могут возникать противоречия между представлением и понятием, с одной стороны, и сенсорно–перцептивным образом - с другой. У человека–оператора возникает особое состояние: отчуждение от объекта управления, теряется чувство реальности физического объекта, которым он управляет. Сам процесс управления воспринимается им как "обнуление" абстрактных сигналов. Человек не управляет машиной (самолетом), а только "сводит стрелки", не представляя себе, какие реальные эволюции совершает самолет, какие процессы возникают в машине. Это происходит в связи с тем, что восприятию оператора представлен не реальный объект во всем многообразии его сенсорных свойств, а абстрактная модель объекта, воплощенная в обобщенной, но чувственно обедненной форме. Отчуждение от объекта управления, утрата непосредственности в восприятии и оценке его реальных свойств могут привести к снижению личностной значимости выполняемых действий и, отсюда, к притуплению ответственности, интереса и т.д., а в конце концов к снижению надежности.

Один из способов элиминации негативного влияния отчуждения - это формирование у оператора такого яркого, четкого и дифференцированного образа - представления, который позволял бы ему мысленно видеть за показаниями приборов реальные изменения управляемого объекта.

В условиях отчуждения особенно опасны нарушения привычных, ставших стереотипными связей между разными сенсорными модальностями.

Выше уже отмечалось, что стереотипизированные сенсорно–перцептивные компоненты образа, как правило, не осознаются. Однако они тотчас становятся предметом сознания, как только возникает нарушение или извращение рецепции внешних воздействий. Человек при этом способен дифференцировать отражаемый в понятиях реальный объект и специфическое состояние сенсорно–перцептивной сферы. Влияние на поведение человека несовпадения этих составляющих образа изучалось в специальных психологических экспериментах. Была выявлена возможность адаптации к искажению визуальных сигналов (псевдоскопическое восприятие и инверсия сетчаточного отображения) и показано, что адаптация заключается в восстановлении предметного содержания зрительного образа на фоне измененной "чувственной ткани", и происходит она в форме приобретения неких новых перцептивных новообразований, но не вместо старых, а наряду с ними.

Выявление механизмов регуляции действий человека в условиях изменения афферентации имеет принципиальное значение, например, для проектирования деятельности летчика, у которого в структуру образа пространственного положения

самолета включаются необычные с точки зрения земных условий сенсорно–перцептивные компоненты, что провоцирует формирование неадекватного, ложного образа пространства, возникновение иллюзий пространственного положения. В этом случае происходит дезинтеграция уровней психического отражения. Чтобы преодолеть такую дезинтеграцию, т.е. снова привести в соответствие сенсорно–перцептивные, "представленческие" и понятийные компоненты образа, требуются специальные сознательные усилия. При этом важно, чтобы возникшее рассогласование между уровнями отражения и соответствующими им компонентами образа стало предметом специального субъективного анализа. Как известно, сенсорно–перцептивные компоненты образа чрезвычайно динамичны. Они изменяются при изменении освещенности (если речь идет о зрительном образе), ракурса наблюдения, состояния органов чувств и т.д. В то же время значение, фиксирующее предметное содержание образа, остается неизменным. Это и создает возможность сохранить адекватный образ при искажениях его сенсорно–перцептивных компонентов. При определенных условиях вербально–логический уровень отражения может выполнить организующую и регулирующую функцию в построении образа и его стабилизации. В процессе подготовки операторов, вынужденных работать в условиях, вызывающих необычные сенсорно–перцептивные эффекты, целесообразно обучать их методам самонаблюдения, формировать субъективную установку на осознание необычности "чувственной ткани" образа, с тем чтобы уменьшить вероятность возникновения ложного образа.

Но самонаблюдение - лишь частный случай и специфический вариант более общей формы познавательной активности субъекта: целенаправленного познания действительности. Его результативность в плане стабилизации образа существенно зависит от того, как и насколько знания, получаемые в ходе самонаблюдения, соотносятся со знаниями о самом объекте, отражаемом в этом образе (в рассматриваемом случае - необычные сенсорно–перцептивные эффекты с представлением реальных изменений управляемого объекта).

В этой связи подчеркнем, что в любой деятельности значительная роль принадлежит процессам познания. Чем более полно познан предмет деятельности, тем большими возможностями располагает человек в отношении выбора средств и способов действий с ним. В любом конкретном действии знания о его предмете реализуются частично; само действие раскрывает этот предмет также лишь частично. Поэтому совершенствование деятельности необходимым образом должно включать познавательную активность. "Помимо непосредственного функционирования вещи, в предметном действии существенное значение имеет сознательная установка на созерцание, которая компенсирует ограниченность предметного действия в отношении восприятия", - писал Б. Г. Ананьев, подчеркивая не только наличие когнитивной составляющей предметного действия, но и сознательную направленность на нее человека, выполняющего это действие.

В процессе созерцания, а точнее целенаправленного наблюдения, развивается и обогащается образ, осуществляющий регуляцию деятельности. При формировании такого образа накапливается и как бы запасается впрок информация о предмете деятельности, средствах, способах и условиях ее выполнения. Эта информация может длительное время не использоваться, но в какой–то момент (например, в сложной ситуации) она окажется крайне необходимой. Одно из важнейших качеств личности мастера - это профессиональная наблюдательность, позволяющая ему непрестанно накапливать впрок информацию о предмете его деятельности.

Все сказанное позволяет заключить, что образ, регулирующий деятельность, имеет сложное строение. Он многомерен и включает ряд уровней. В процессе его формирования так или иначе синтезируются сенсорные данные разных (практически всех) модальностей. Однако ведущая роль среди них обычно принадлежит визуальной, так как именно зрение дает симультанную пространственную дифференцированную картину окружающего.

По мнению Б.Г. Ананьева и С.Л. Рубинштейна, образное отражение действительности человеком носит по преимуществу зрительный характер. Особая роль зрительной системы в процессах чувственного отражения определяется тем, что она выступает как интегратор и преобразователь сигналов всех модальностей. Как отмечал Ананьев, "универсальность ее по интеграции и переинтеграции любых по модальности сигналов поразительна". Зрительный образ вещи как бы вбирает, синтезирует, организует вокруг себя данные остальных органов чувств. Экспериментально это подтверждено В.Е. Бушуровой.

Визуальный характер образа имеет большое значение в процессе регуляции действий человека–оператора: Успешность принятия решения во многом зависит от способности человека "визуализировать проблемную ситуацию", наглядно представлять ее и оперировать наглядными образами.

Методологический смысл работы «образ мира» в значительной степени состоит в том, что она снабжает психолога знанием о том, чего он не знает.

В системно-деятельностном подходе к изучению психических процессов все явственнее обозначается переход от анализа отдельных чувственных впечатлений, вырванных из реального процесса жизни и представляющих собой искусственные продукты лабораторных ситуаций, к разработке представлений об Образе мира, регулирующего поведение индивидов в объективной действительности. Ориентация в различных ответвлениях психологии познания смещается в направлении от психофизики чистых ощущений - к психофизике сенсорных задач, от мира образов - к образу мира. В отечественной психологии фундаментальное значение для изменения общей стратегии изучения познавательных процессов приобрела работа А.Н.Леонтьева «Образ мира». По словам Леонтьева «... В психологии проблема восприятия должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа, образа реальности... Психология образа... есть конкретно-научное знание о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира - мира, в котором они живут, действуют, который сами переделывают и частично создают; это - знание о том, как функционирует образ мира, опосредствуя их деятельность в объективно реальном мире».

Основные положения, выделенные Леонтьевым:

1. Деятельностная, социальная природы образа «в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира – мира, в котором они живут, действуют, который они сами переделывают и частично создают»

2. Идея активности субъекта при построении образа мира (тесно связанная с предыдущей идеей, т.к. деятельность рассматривается А.Н. Леонтьевым как «специфическая форма человеческой активности»).

3. Опосредованность образа мира – предметными значениями. Данное положение реализуется через введение категории «пятое квазиизмерение», т.е. «наполнение картины мира значениями». Сам факт включения значения в качестве «пятого квазиизмерения» образа мира говорит о возможности распространения этого понятия и на область познания. «Пятое квазиизмерение – это переход через чувственность за границы чувственности, через сенсорные модальности к амодальному миру» следовательно, и переход от восприятия к познанию. Роль значений также подчеркивается применительно к процессу категоризации, который является «самым общим способом работы с социальной информацией» Значение - важная, но не единственная единица, характеризующая глубинные структуры Образа мира. Дело заключается в том, что если на относительно ранних этапах жизненного пути личности операциональные характеристики деятельности, связанные со значениями, определяют построение Образа мира, в частности - мотивы и цели конкретной деятельности определяют, что будет запомнено, то впоследствии взаимоотношения между личностью и деятельностью меняются; сама личность, ее мотивационно-смысловые ориентации на будущее становятся основой выбора мотивов и целей конкретной деятельности, в которой идет дальнейшей строительство Образа мира.

4. Амодальный характер Образа мира (А.Н.Леонтьев). Образ мира так же амодален, неразложим на слуховую, зрительную, тактильную и другие сенсорные модальности, как и объективный мир, изображенный в этом образе. Всякая наличная стимуляция вписывается в амодальный Образ мира как некоторое целое и, лишь будучи включена в Образ мира, обеспечивает ориентировку поведения субъекта в предметной действительности. У Асмолова все про память, и по его мнению, вклад памяти в Образ мира прежде всего связан с ориентацией во времени (физическое, биологическое, социальное, психологическое время).

Дальнейшее изучение и разработка понятия «образ мира» в общей психологии в основном характеризовалось выходом за пределы восприятия, акцентированием на социальной и деятельностной природе образа, а так же включением в образ мира таких сфер как эмоции, мотивации, и т.д.

В работах С. Д. Смирнова под образом мира понимается – «некоторая совокупность или упорядоченная система знаний человека о мире, о себе, о других людях, которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие» [Смирнов, 1985 стр. 142]. Особое внимание Смирнов уделял различиям между «миром образов», миром отдельных чувственных впечатлений и целостным образом мира, того в котором мы живем и действуем (что определило непосредственный выход данного подхода за пределы восприятия).

Вследствие данного разделения (образ мира и мир образов), он выделил в образе мира две структуры : поверхностную и ядерную.

1. Поверхностная структура (представления о мире) – это процессы непосредственного восприятия объектов в различных модальностях. Это то, что Леонтьев назвал чувственной тканью (или полем восприятия), которая обладает следующими функциями на этом уровне: 1) непосредственная связь человека с внешним миром, придание реальности образам; 2) Служит тем материалом, в котором выражена вторая образующая человеческого сознания – значения «чувственная ткань образа может быть представлена в сознании двояко: либо как то, в чем существует для субъекта предметное содержание, либо сама по себе» [Леонтьев, 1975, стр. 137].

В.В. Петухов при описании поверхностных структур, делает некоторые дополнения и утверждает, что «поверхностные структуры образа мира могут оформляться не только чувственно, но и рационально» [Петухов, 1984, стр. 15]. Данные структуры связаны с познанием мира «как специальной целью» (там же, стр. 15), с построением того или иного представления о нем (более или менее глубокого). Если соотнести эту мысль с психологией социального познания, в частности с теорией С. Московичи, то именно на поверхностном уровне происходит конструирование образа социального мира, как совокупности социальных представлений.

2. Ядерная структура (представление мира) - это отражение более глубоких, существенных характеристик мира (значения). Этот уровень (или уровни) символической знаковой репрезентации мира формируется в индивидуальной психике субъекта на основе усвоения системы общественно выработанных значений, закрепленных в языке, предметах культуры, нормах и эталонах деятельности. Система этих значений и образует отраженное пространство деятельностей человека в реальном мире, которые строятся по законам этого мира, а не произвольно конструируются субъектом [Смирнов, 1985, стр.149]. Здесь уместно напомнить высказывание А. Н. Леонтьева, что значение выступает «не как то, что лежит перед вещами, а как то, что лежит за обликом вещей - в познанных объективных связях предметного мира, в которых они только и существуют, только и раскрывают свои свойства» [Леонтьев, 1983, стр. 254]. Таким образом, на ядерном уровне не происходит непосредственного конструирования социального мира, хотя данный уровень, несомненно, влияет на то, как строятся представления на поверхностном уровне «представление мира является основой познания мира человеком (исторического, культурного и др.) в филогенезе и онтогенезе» [Петухов, 1984, стр. 15]. Данный тезис также подтверждается Смирновым, который говорит о том, что «единицей изучения образа мира является единство ядерных и поверхностных структур, в которых оно проявляется и психологически закрепляется» [Смирнов, 1985, стр. 147].

Вслед за А. Н. Леонтьевым С. Д. Смирнов обращает внимание на деятельностную, социальную природу образа мира «Первичное становление мотива в целях и целей в средствах деятельности невозможно без ориентировки в плане образа <…> будучи начатой, деятельность все время оказывает обратное влияние на образ мира, обогащая и модифицируя его. Поэтому в плане развития образа мира деятельность всегда выступает как первичное и ведущее начало» (там же, стр. 146).

Роли эмоциональной сферы в построении образа мира достаточно большое внимание уделяет в своей концепции В.В. Петухов, который утверждает, что открытие индивидом для себя представлений мира, «происходит преимущественно в форме переживаний, чувстве внутренней неопределенности, самоочевидности чего – либо» [Петухов, 1984, стр. 16]. Эмоциональные переживания сопровождают представление предмета сознанию субъекта, т.е. являются фактором построения образа мира. В.В. Петухов подчеркивает также и социальное содержание образа мира «образ (или представление) мира отражает тот конкретно-исторический – экологический, социальный, культурный – фон, на котором (или в рамках которого) разворачивается вся психическая деятельность человека».

Психика - это сущность, где многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражение - это активное от-ражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, т. к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика - это «субъективный образ объективного мира».

Объективная реальность существует независимо от человека и может быть отражена посредством психики в субъективную психическую реальность. Это психическое отражение, принадлежа конкретному субъекту, зависит от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления (одну и ту же объективную информацию из объективной реальности разные люди могут воспринимать по-своему, совершенно в различных ракурсах, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное), таким образом субъективное психическое отражение, субъективная реальность может отличаться частично или значимо от объективной реальности.

Но отождествлять полностью психику как отражение внешнего мира будет неправомерно: психика способна отражать не только то, что есть, но и то, что может быть (прогнозирование), и то, что кажется возможным, хотя это и не так в действительности. Психика, с одной стороны, отражение реальности, но, с другой стороны, это порой и «придумывание» того, чего нет в действительности, порой это иллюзии, ошибки, отражение своих желаний как реального, выдавание желаемого за действительное. Поэтому можно сказать, что психика - это отражение не только внешнего, но и своего внутреннего психологического мира.

Таким образом, психика - это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере, одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека.

Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять через исследование только нервной системы.

Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых возникает психическое.

Сигналы, преобразующиеся в мозге, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире.

Теория механического тождества утверждает, что психические процессы по сути есть физиологические процессы, т. е. мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видят качественных от-личий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность человека. Таким образом, специфические человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере 3 составляющих: внешний мир (природа, ее отражение); полноценная деятельность мозга; взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей;
оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
сам психический образ формируется в процессе активней деятельности человека;
психическое отражение углубляется и совершенствуется;
обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
преломляется через индивидуальность человека;
носит опережающий характер.
Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения н деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Психическое отражение – это субъективное представление о мире. Все, что попадает в сознание человека при помощи органов чувств, подвергается специфической обработке на основе имеющегося опыта.

Есть объективная реальность, которая существует вне зависимости от сознания человека. А есть психическое отражение, которое зависит от особенностей органов чувств, эмоций, интересов и уровня мышления индивида. Психика интерпретирует объективную реальность, основываясь на этих фильтрах. Таким образом, психическое отражение представляет собой «субъективный образ объективного мира».

Когда человек переосмысливает свою действительность, он образовывает мировоззрение, исходя из:

  • уже произошедших событий;
  • актуальной реальности настоящего;
  • действий и событий, которые должны произойти.

Каждый человек имеет собственный субъективный опыт, он прочно оседает в психике и влияет на настоящее. Настоящее несет информацию о внутреннем состоянии психики человека. В то время как будущее направлено на реализацию задач, целей, намерений – все это отображается в его фантазиях, мечтах и снах. Можно сказать, что человек находится в этих трех состояниях одновременно, независимо от того, о чем думает в данный момент.

Психическое отражение имеет ряд особенностей и характеристик:

  • Психический (ментальный) образ формируется в процессе активной деятельности человека.
  • Дает возможность правильно отражать действительность.
  • Носит упреждающий характер.
  • Преломляется через индивидуальность человека.
  • Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности.
  • Само психическое отражение углубляется и совершенствуется.

Отсюда вытекает основная функция психического отражения: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности человека в целях выживания.

Уровни психического отражения

Психическое отражение служит для создания структурированного и цельного образа из расчлененных объектов действительности. Советский психолог Борис Ломов выделял три уровня психического отражения:

  1. Сенсорно-перцептивный . Считается базовым уровнем, на котором строятся психические образы, которые в процессе развития возникают в первую очередь, но при этом не теряют актуальности впоследствии. Человек основывается на информации, которая поступает при помощи его органов чувств и выстраивает соответствующую стратегию поведения. То есть, стимул вызывает реакцию: то, что произошло в реальном времени, влияет на поведение человека.
  2. Уровень представлений . Для того, чтобы у человека возник образ, вовсе необязательно его присутствие здесь и сейчас и его стимуляция при помощи органов чувств. Для этого существуют образное мышление, и воображение. Человек может вызвать представление объекта в том случае, если он несколько раз до этого возникал в поле его зрения: в этом случае запоминаются главные особенности, второстепенные же отбрасываются. Главные функции этого уровня: контроль и коррекция действий во внутреннем плане, планирование, составление эталонов.
  3. Вербально-логическое мышление и речемыслительный уровень . Этот уровень еще меньше связан с настоящим временем, его можно даже назвать безвременным. Человек может оперировать логическими приемами и понятиями, что сложились в его сознании и сознании человечества за его историю. Он способен абстрагироваться от первого уровня, то есть не осознавать свои ощущения и при этом полностью концентрироваться, опираясь на опыте человечества.

Несмотря на то, что зачастую три уровня функционируют как бы по себе, на самом деле они плавно и незаметно перетекают друг в друга, формируя психическое отражение человека.

Формы психического отражения

Элементарными формами отражения являются: механическое, физическое и химическое. Основной формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмам.

При переходе от биологической формы отражения к психической выделяются следующие стадии:

  • Перцептивная . Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность). Ощущения – это элементарная форма психического отражения.
  • Сенсорная . Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).
  • Интеллектуальная . Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей. Это высшая форма психического отражения.

Стадия интеллекта характеризуется весьма сложной деятельностью и столь же сложными формами отражения действительности.

Является ли наше психическое отражение незыблемым или же мы можем на него повлиять? Можем, но при условии того, что развиваем , с помощью которой способны менять восприятие и даже ощущения.

Саморегуляция

Саморегуляция – это способность человека несмотря на обстоятельства, сохранять внутреннюю стабильность на определенном, относительно постоянном уровне.

Человек, который не умеет управлять своим психическим состоянием, последовательно проходит через следующие этапы:

  1. Ситуация: последовательность начинается с ситуации (реальной или воображаемой), которая эмоционально релевантна.
  2. Внимание: внимание направлено на эмоциональную ситуацию.
  3. Оценка: эмоциональная ситуация оценивается и интерпретируется.
  4. Ответ: генерируется эмоциональный отклик, приводящий к слабо скоординированным изменениям в экспериментальных, поведенческих и физиологических системах ответа.

Если человек обладает развитой , он может изменить эту модель поведения. В таком случае модель будет выглядеть следующим образом:

  1. Выбор ситуации: человек сам решает, нужна ли в его жизни эта ситуация и стоит ли эмоционально сближаться с ней, если она неизбежна. Например, выбирает, идти ли ему на встречу, концерт или вечеринку.
  2. Изменение ситуации: если ситуация неизбежна, тогда человек предпринимает сознательные усилия для того, чтобы изменить ее воздействие. Например, применяет или физически отходит от неприятного ему объекта или человека.
  3. Внимательное развертывание: включает в себя направление внимания к эмоциональной ситуации или от нее. Для этого используются отвлечение внимания, размышления и подавление мыслей.
  4. Когнитивные изменения: модификация того, как оценивать ситуацию, чтобы изменить ее эмоциональный смысл. Человек использует такие стратегии как переоценка, дистанция, юмор.
  5. Модуляция ответа: попытки прямого влияния на системы экспериментального, поведенческого и физиологического реагирования. Стратегии: выразительное подавление эмоций, физические упражнения, сон.

Если же говорить о конкретных практических методиках, то выделяют следующие:

  • Нервно-мышечная релаксация . Метод заключается в выполнении комплекса упражнений, состоящих в чередовании максимальных напряжений и расслаблений групп мышц. Это позволяет снять напряжение с отдельных частей тела, либо со всего тела.
  • Идеомоторная тренировка . Это последовательное напряжение и расслабление мышц тела, но упражнения выполняются не реально, а мысленно.
  • Сенсорная репродукция образов . Это расслабление с помощью представления образов предметов и целостных ситуаций, ассоциирующихся с отдыхом.
  • Аутогенная тренировка . Это обучение возможностям самовнушения или аутосуггестии. Основное упражнение – проговаривание аффирмаций.

Как видим, человек может принять решение о том, как ему относиться к той или иной ситуации. Однако, учитывая, что воля – ресурс исчерпываемый, необходимо получать энергию при помощи сна, отдыха, физических упражнений, правильного питания, а также конкретных методик.

Еще в глубокой древности было обнаружено, что наряду с миром вещественным, предметным, внешним, объективным существуют явления невещественные, внутренние, субъективные - человеческие чувства, желания, воспоминания и т.д. Каждый человек наделен психической жизнью.

Психика определяется, как свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение. Из данного определения следует, что основными функциями психики являются тесно взаимосвязанные между собой отражение объективной реальности и регуляция индивидуального поведения и деятельности.

Отражение выражает в себе способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в своих изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов. Форма отражения зависит от формы существования материи. В природе можно выделить три основных формы отражения. Низшему уровню организации жизни соответствует физическая форма отражения, характерная для взаимодействия объектов неживой природы. Более высокому уровню соответствует физиологическая форма отражения. Следующий уровень приобретает форму наиболее сложного и развитого психического отражения со специфической для человеческой психики наивысшей ступенью отражения - сознанием. Сознание интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.

Сознательность психической жизни человека заключается в его способности отделить в своём представлении себя, собственное «Я» от жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, субъективность предметом осмысления, понимания, а главное – предметом практического преобразования. Эта способность человеческой психики называется самосознанием, и именно она определяет границу, разделяющую животный и человеческий способы бытия.

Психическое отражение не зеркально и не пассивно – это активный процесс, связанный с поиском и выбором способов действий, адекватных складывающимся условиям. Особенностью психического отражения является субъективность, т.е. опосредованность прошлым опытом человека и его индивидуальностью. Это выражается, прежде всего в том, что мы видим один мир, но он предстаёт для каждого из нас по-разному. В то же время психическое отражение даёт возможность строить «внутреннюю картину мира», адекватную объективной реальности, в связи с чем необходимо отметить и такое его свойство, как объективность. Только благодаря правильному отражению возможно познание человеком окружающего мира. Критерием правильности является практическая деятельность, в которой психическое отражение постоянно углубляется, совершенствуется и развивается. Важной особенностью психического отражения является, наконец, его опережающий характер: оно делает возможным предвосхищение в деятельности и поведении человека, что позволяет принимать решения с определённым временно-пространственным опережением в отношении будущего.

Благодаря регуляции поведения и деятельности человек не только адекватно отражает окружающий объективный мир, но имеет возможность преобразовать этот мир в процессе целенаправленной деятельности. Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если они правильно отражаются субъектом. Идея регулирующей роли психического отражения была сформулирована ещё И.М.Сеченовым, отмечавшим, что ощущения и восприятие являются не только пусковыми сигналами, но и своеобразными «образцами», в соответствии с которыми производится регулирование движений. Психика представляет собой сложную систему, её элементы иерархически организованы и изменчивы. Как любая система, психика характеризуется собственной структурой, динамикой функционирования, определённой организацией.

4.2.Структура психики. Психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Многие исследователи акцентируют внимание на системности, целостности и нерасчленённости психики как её фундаментальном свойстве. Всё многообразие психических явлений в психологии принято разделять на психические процессы, психические состояния и психические свойства. Эти формы тесно связаны между собой. Их выделение определено методической необходимостью систематизировать изучение такого сложного объекта, как психическая жизнь человека. Таким образом, выделенные категории представляют собой скорее структуру знаний о психике, чем структуру самой психики.

Понятие «психический процесс» подчёркивает процессуальный (динамический) характер изучаемого явления. К основным психическим процессам относятся когнитивные, мотивационные и эмоциональные.

    Когнитивные процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Ощущение и восприятие делают возможным отражение реальности при непосредственном воздействии сигналов на органы чувств и представляют собой уровень чувственного познания окружающего мира. Ощущение связано с отражением отдельных свойств объективного мира, в результате восприятия формируется целостный образ окружающего мира во всей его полноте и разнообразии. Образы восприятия часто называют первичными образами. Результатом запечатления, воспроизведения или преобразования первичных образов являются вторичные образы, представляющие собой продукт рационального познания объективного мира, которое обеспечивается такими психическими процессами, как память, воображение, мышление. Наиболее опосредованным и обобщённым процессом познания является мышление, в результате которого человек получает субъективно новое знание, которое нельзя вывести из непосредственного опыта.

    Процессы мотивации и воли обеспечивают психическую регуляцию деятельности человека, побуждая, направляя и контролируя эту деятельность. Основным компонентом мотивационного процесса является возникновение потребности, субъективно переживаемой как состояние нужды в чем-либо, желания, страсти, стремления. Поиск предмета, удовлетворяющего потребность, приводит к актуализации мотива, который представляет собой образ предмета удовлетворения потребности, основанный на прошлом опыте субъекта. На основе мотива происходят целеполагание и принятие решений.

    Эмоциональные процессы отражают пристрастность и субъективную оценку человеком окружающего мира, себя и результатов деятельности. Они проявляются в форме субъективных переживаний и всегда непосредственно связаны с мотивацией.

Психические состояния характеризуют статический момент индивидуальной психики, подчеркивая относительное постоянство психического явления во времени. По уровню динамичности они занимают промежуточную позицию между процессами и свойствами. Подобно психическим процессам психические состояния можно разделить на когнитивные (сомнение и т.д.), мотивационно-волевые (уверенность и т.д.) и эмоциональные (счастье и т.д.). Кроме того, в отдельную категорию выделяют функциональные состояния человека, характеризующие готовность к эффективному выполнению деятельности. Функциональные состояния могут быть оптимальными и неоптимальными, острыми и хроническими, комфортными и дискомфортными. К ним относят различные состояния работоспособности, утомления, монотонии, психологического стресса, экстремальные состояния.

Психические свойства - это наиболее устойчивые психические явления, закрепленные в структуре личности и определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. К основным группам психических свойств личности относят темперамент, характер и способности. Психические свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием средовых и биологических факторов, опыта. Темперамент является наиболее общей динамической характеристикой индивида, которая проявляется в сфере общей активности человека и его эмоциональности. Свойства характера определяют типичный для данного человека способ поведения в жизненных ситуациях, систему отношений к себе и окружающим людям. Способностями называют индивидуально-психологические особенности индивида, определяющие успешное выполнение деятельности, развивающиеся и проявляющиеся в деятельности. Психические процессы, состояния и свойства представляют собой неразрывное неделимое единство, образуя целостность психической жизни человека. Категорией, интегрирующей все психические проявления и факты в сложную, но единую систему, является «личность».

4.3.Сознание как высшая форма психического отражения. Состояния сознания.

Фундаментальной характеристикой человеческого бытия является его осознанность. Сознание составляет неотъемлемый атрибут человеческого существования. Проблема содержания, механизмов и структуры человеческого сознания до сегодняшнего дня остается одной из принципиально важных и наиболее сложных. Это связано, в частности, с тем, что сознание выступает объектом исследования многих наук, причем круг таких наук все более и более расширяется. Исследованием сознания занимаются философы, антропологи, социологи, психологи, педагоги, физиологи и другие представители естественных и гуманитарных наук, каждая из которых изучает определенные явления сознания. Эти явления достаточно далеки друг от друга и не соотносятся с сознанием как с целым.

В философии проблема сознания освещается в связи с соотношением идеального и материального (сознание и бытие), с точки зрения происхождения (свойство высокоорганизованной материи), с позиции отражения (отражение объективного мира). В более узком значении сознание понимается как человеческое отражение бытия, воплощаемое в социально выраженных формах идеального. Появление сознания связывается в философской науке с возникновением труда и воздействием на природу в ходе коллективной трудовой деятельности, породившим осознание свойств и закономерных связей явлений, которое закреплялось в языке, сформировавшемся в процессе общения. В труде и реальном общении видится также основа для возникновения самосознания - осознания собственного отношения к окружающей природной и социальной среде, понимание своего места в системе социальных отношений. Специфика человеческого отражения бытия определяется, прежде всего, тем, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его.

В психологии сознание рассматривается как наивысшая форма отражения реальной действительности, целенаправленно регулирующая деятельность человека и связанная с речью. Развитое сознание индивида характеризуется сложной, многомерной психологической структурой. А.Н. Леонтьев выделял в структуре человеческого сознания три основных составляющих: чувственную ткань образа, значения и личностный смысл.

    Чувственная ткань образа представляет собой чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Эти образы отличаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, устойчивости и т.д. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту, другими словами, мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное «поле» и объект деятельности. Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта.

    Значения есть важнейшие составляющие человеческого сознания. Носителем значений является общественно-выработанный язык, который выступает как идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений. Ребенок усваивает значения в детстве в ходе совместной деятельности со взрослыми. Общественно-выработанные значения становятся достоянием индивидуального сознания и позволяют человеку строить на его основе собственный опыт.

    Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания. Он указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. Смысл - это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных людей. Смысл связывает значения с реальностью жизни человека, с его мотивами и ценностями.

Чувственная ткань образа, значения и смысл находятся в тесном взаимодействии, взаимно обогащая друг друга, образуют единую ткань сознания личности. Другой аспект психологического анализа категории сознания в психологии близок к тому, как понимают сознание в естественных науках: физиологии, психофизиологии, медицине. Этот путь изучения сознания представлен исследованиями состояний сознания и их изменений. Состояния сознания рассматриваются как некоторый уровень активации, на фоне которого происходит процесс психического отражения окружающего мира и деятельность. Традиционно в западной психологии выделяют два состояния сознания: сон и бодрствование.

К числу основных законов психической деятельности человека относится циклическое чередование сна и бодрствования. Потребность в сне зависит от возраста. Общая продолжительность сна новорожденного - 20-23 ч в сутки, от шести месяцев до одного года - около 18 ч, в возрасте от двух до четырех лет - около 16 ч, в возрасте от четырех до восьми лет - около 12 ч. В среднем человеческий организм функционирует следующим образом: 16ч - бодрствование, 8ч - сон. Однако экспериментальные исследования ритмов человеческой жизни показали, что такое соотношение между состояниями сна и бодрствования не является обязательным и универсальным. В США были проведены опыты по изменению ритма: цикл в 24 ч был заменен на цикл в 21, 28 и 48 ч. По 48-часовому циклу испытуемые жили во время длительных прибываний в пещере. На каждые 36 ч бодрствования у них приходилось по 12 ч сна, а значит, в каждые обычные, «земные» сутки они экономили два часа бодрствования. Многие из них вполне приспособились к новому ритму и сохранили работоспобность.

Лишенный сна человек погибает в течение двух недель. В результате 60-80-часового отсутствия сна у человека наблюдается снижение скорости психических реакций, портится настроение, происходит дезориентация в окружащей среде, резко снижается работоспособность, теряется способность к сосредоточению внимания, могут возникнуть различные нарушения моторики, возможны галлюцинации, иногда наблюдается потеря памяти и сбивчивость речи. Ранее считалось, что сон - это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстановить силы. Современные представления о функциях сна доказывают: это не просто восстановительный период, а главное - это вовсе не однородное состояние. Новое понимание сна стало возможным с началом применения психофизиологических методов анализа: записи биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ), регистрации мышечного тонуса и движений глаз. Было обнаружено, что сон состоит из пяти фаз, сменяющихся каждые полтора часа, и включает в себя два качественно различных состояния - медленный и быстрый сон, - которые отличаются друг от друга по типам электрической активности мозга, вегетативным показателям, тонусу мышц, движениям глаз.

Медленный сон имеет четыре стадии:

    дремота - на этой стадии исчезает основной биоэлектрический ритм бодрствования - альфа-ритмы, они сменяются низкоамплитудными колебаниями; могут возникать сноподобные галлюцинации;

    поверхностный сон - появляются веретена сна (веретенообразный ритм - 14-18 колебаний в секунду); при появлении первых веретен сознание отключается;

    и 4. дельта-сон - появляются высокоамплитудные, медленные колебания ЭЭГ. Дельта-сон подразделяется на две стадии: на 3-й стадии волны занимают 30-40% всей ЭЭГ, на 4-й - более 50%. Это глубокий сон: мышечный тонус снижен, движения глаз отсутствуют, ритм дыхания и пульс становятся реже, температура понижается. Пробудить человека из дельта-сна очень трудно. Как правило, разбуженный в этих фазах сна человек не помнит сновидений, плохо ориентируется в окружающем, неверно оценивает временные промежутки (сокращает время, проведенное во сне). Дельта-сон, период наибольшего отключения от внешнего мира, преобладает в первую половину ночи.

Быстрый сон характеризуется ритмами ЭЭГ, похожими на ритмы бодрствования. Усиливается мозговой кровоток при сильном мышечном расслаблении с резкими подергиваниями в отдельных группах мышц. Подобное сочетание активности ЭЭГ и полной мышечной расслабленности объясняет второе название этой стадии сна - парадоксальный сон. Происходят резкие изменения частоты сердечных сокращений и дыхания (серии частых вдохов и выдохов чередуются паузами), эпизодический подъем и спад кровяного давления. Наблюдаются быстрые движения глаз при закрытых веках. Именно стадия быстрого сна сопровождается сновидениями, и если человека разбудить в этот период, то он довольно связанно расскажет, что ему приснилось.

Сны как психологическую реальность ввел в психологию 3. Фрейд. Он рассматривал сны как яркое выражение бессознательного. В понимании современных ученых во сне продолжается переработка информации, полученной в течение дня. Причем центральное место в структуре сновидений играет подпороговая информация, на которую в течение дня не было обращено должного внимания, или информация, не ставшая достоянием сознательной обработки. Таким образом, сон расширяет возможности сознания, упорядочивает его содержание, обеспечивает необходимую психологическую защиту.

Состояние бодрствования также неоднородно: в течение дня уровень активации постоянно меняется в зависимости от влияния внешних и внутренних факторов. Можно выделить напряженное бодрствование, моменты которого соответствуют периодам самой интенсивной умственной и физической деятельности, нормальное бодрствование и расслабленное бодрствование. Напряженное и нормальное бодрствования называют экстравертированными состояниями сознания, так как именно в этих состояниях человек способен на полноценное и эффективное взаимодействие с окружающим миром и другими людьми. Эффективность выполняемой деятельности и продуктивность решения жизненных задач в большой мере определяются уровнем бодрствования и активации. Поведение тем эффективнее, чем ближе уровень бодрствования к некоторому оптимуму: он не должен быть слишком низким и слишком высоким. При низких уровнях готовность человека к деятельности невысока и он может вскоре заснуть, при высокой активации человек взволнован и напряжен, что может привести к дезорганизации деятельности.

Кроме сна и бодрствования в психологии выделяют ряд состояний, которые называются измененными состояниями сознания. К ним относятся, например, медитация и гипноз. Медитацией является особое состояние сознания, измененное по желанию субъекта. Практика введения в такое состояние известна на Востоке в течение многих столетий. В основе всех видов медитации лежит сосредоточение внимания с тем, чтобы ограничить поле экстравертированного сознания и заставить мозг ритмически реагировать на тот стимул, на котором сосредоточился субъект. После сеанса медитации отмечается чувство отдыха, уменьшение физического и психического напряжения и утомления, повышаются психическая активность и общий жизненный тонус.

Гипноз представляет собой особое состояние сознания, которое возникает под влиянием суггестии (внушения), включая и самовнушение. В гипнозе выявляется нечто общее с медитацией и сном: подобно им, гипноз достигается уменьшением притока сигналов к мозгу. Однако эти состояния не следует отождествлять. Существенными компонентами гипноза являются внушение и внушаемость. Между гипнотизируемым и гипнотизирующим устанавливается рапорт - единственная связь с окружающим миром, которая сохраняется у человека в состоянии гипнотического транса.

С древних времен люди использовали специальные вещества с целью изменения состояния своего сознания. Вещества, которые воздействуют на поведение, сознание и настроение, называются психоактивными, или психотропными. К одному из классов таких веществ относятся наркотики, приводящие человека в состояние «невесомости», эйфории и создающие ощущение пребывания вне времени и пространства. Большинство наркотических веществ производят из растений, прежде всего мака, из которого получают опиум. Собственно наркотиками в узком смысле называются именно опиаты - производные опиума: морфин, героин и др. К наркотикам человек быстро привыкает, у него формируется физическая и психическая зависимость.

Другой класс психотропных веществ составляют стимуляторы, возбуждающие средства. К малым возбуждающим средствам относятся чай, кофе и никотин - многие люди используют их, чтобы взбодриться. Более сильными возбуждающими средствами являются амфетамины - они выбывают прилив сил, в том числе и творческих, возбуждение, эйфорию, уверенность в себе, ощущение безграничности своих возможностей. Последействием употребления этих веществ могут быть появление психотической симптоматики галлюцинаций, паранойи, упадок сил. Нейродепрессанты барбитураты и транквилизаторы уменьшают беспокойство, успокаивают, снижают эмоциональное напряжение, некоторые действуют как снотворные средства. Галлюциногены и психоделики (ЛСД, марихуана, гашиш) искажают восприятие времени, пространства, вызывают галлюцинации, эйфорию, изменяют мышление, расширяют сознание.

4.4.Сознание и бессознательное.

Важным шагом в изучении сознательного отражения окружающей реальности является определение круга явлений, которые принято называть неосознаваемыми, или бессознательными. Ю.Б. Гиппенрейтер предложила разделить все неосознаваемые психические явления на три больших класса:

    неосознаваемые механизмы сознательных действий;

    неосознаваемые побудители сознательных действий;

    надсознательные процессы.

Среди неосознаваемых механизмов сознательных действий выделяют:

    неосознаваемые автоматизмы- действия или акты, которые совершаются как бы «сами собой», без участия сознания. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться. Первые называются первичными автоматизмами, Или автоматическими действиями. Они либо являются врожденными, либо сформировались очень рано - в течение первого года жизни: сосательные движения, мигание, схватывание, ходьба, конвергенция глаз. Вторые известны как вторичные автоматизмы, или автоматизированные действия, навыки. Благодаря формированию навыка действие начинает осуществляться быстро и точно, а за счет автоматизации происходит освобождение сознания от необходимости постоянного контроля за выполнением действия;

    неосознаваемые установки - готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении, фактов, демонстрирующих готовность или предварительную настройку организма к действию, чрезвычайно много, и они относятся к разным сферам. В качестве примеров неосознаваемых установок можно назвать мышечную преднастройку к осуществлению физического действия - моторную установку, готовность воспринимать и интерпретировать материал, объект, явление определенным образом - перцептивную установку, готовность решать проблемы и задачи определенным способом - умственную установку, и т.д. Установки имеют очень важное функциональное значение:субъект, подготовленный к действию, способен осуществить его более эффективно и экономично;

    неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Не все неосознаваемые компоненты несут одинаковую функциональную нагрузку. Одни реализуют сознательные действия, другие подготавливают действия. Наконец, существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия. В эту группу входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также широкий спектр вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека. Например, ребенок высовывает язык, когда пишет; человек, наблюдающий за кем-то, переносящим боль, имеет горестное выражение лица и не замечает этого. Эти неосознаваемые явления играют важную роль в коммуникативных процессах, представляя собой необходимый компонент человеческого общения (мимику, жесты, пантомимику). Они являются также объективными показателями различных психологических характеристик и состояний человека - его намерений, отношений, скрытых желаний и мыслей.

Исследование неосознаваемых побудителей сознательных действий связано с именем Фрейда. Интерес к неосознаваемым процессам возник у Фрейда в самом начале его врачебной деятельности. Внимание ученого привлекли феномены постгипнотического внушения. На основании анализа подобных фактов он создал свою теорию бессознательного. Согласно Фрейду в психике существуют три сферы: предсознание, сознание, бессознательное. Предсознание - скрытые, латентные знания, которые имеются у человека, но не присутствуют в его сознании в данный момент; при необходимости они легко перемещаются в сознание. Содержание бессознательного, напротив, с трудом становится достоянием сознания. Вместе с тем оно обладает сильным энергетическим зарядом и, проникая в сознание в измененном виде - как сновидения, ошибочные действия или невротические симптомы, - оказывает на него большое влияние. Фрейд считал, что истинные причины поведения человека не осознаются им, - они скрыты и тесно связаны с подавленными влечениями, прежде всего сексуальными. Осознание истинных причин поведения, полагал ученый, возможно только во взаимодействии с психоаналитиком в специально организованном терапевтическом процессе Исследование неосознаваемых побудителей сознательных действий связано с именем Фрейда. Интерес к неосознаваемым процессам возник у Фрейда в самом начале его врачебной деятельности. Внимание ученого привлекли феномены постгипнотического внушения. На основании анализа подобных фактов он создал свою теорию бессознательного. Согласно Фрейду в психике существуют три сферы: предсознание, сознание, бессознательное. Предсознание - скрытые, латентные знания, которые имеются у человека, но не присутствуют в его сознании в данный момент; при необходимости они легко перемещаются в сознание. Содержание бессознательного, напротив, с трудом становится достоянием сознания. Вместе с тем оно обладает сильным энергетическим зарядом и, проникая в сознание в измененном виде - как сновидения, ошибочные действия или невротические симптомы, -оказывает на него большое влияние. Фрейд считал, что истинные причины поведения человека не осознаются им, - они скрыты и тесно связаны с подавленными влечениями, прежде всего сексуальными. Осознание истинных причин поведения, полагал ученый, возможно только во взаимодействии с психоаналитиком в специально организованном терапевтическом - психоанализе.

Выдающийся отечественный психолог А.Н.Леонтьев также утверждал, что большинство мотивов деятельности человеком не осознаются. Но, по его мнению, мотивы могут проявляться в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, в форме отражения их личностного смысла. Человек способен осознать мотивы своего поведения, не прибегая к помощи психолога. Однако это представляет собой специальную задачу. Нередко осознание мотива подменяется мотивировкой - рациональным обоснованием поступка, не отражающим действительных побуждений человека.

Подсознательные процессы - это процессы образования некоего интегрального продукта большой неосознаваемой работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека. Например, человек занят решением какой-то сложной проблемы, о которой думает изо дня в день в течение длительного времени. Размышляя над проблемой, он перебирает и анализирует различные впечатления и события, высказывает предположения, проверяет их, спорит с собой. И вдруг все проясняется: иногда это возникает неожиданно, само собой, иногда после незначительного события, которое оказывается как бы последней каплей, переполняющей чашу. То, что вошло в его сознание, в действительности является интегральным продуктом предшествовавшего процесса. Однако человек не имеет представления о ходе последнего. «Надсознательное»- это процессы, происходящие над сознанием в том смысле, что их содержание и временные масштабы крупнее всего того, что может вместить сознание. Проходя через сознание отдельными своими участками, они как целое находятся за его пределами.

Выделенные классы неосознаваемых психических явлений расширяют наше представление о психике, не ограничивая ее только фактами сознательного отражения реальности. Следует особенно подчеркнуть, что сознательное и бессознательное- это не противоположности, а частные проявления психического.

Вопросы для самопроверки.

  1. Что такое психика и каковы ее основные функции?
  2. Каковы основные уровни психического отражения?
  3. Что такое сознание?
  4. Что такое состояния сознания? Какие состояния сознания вы знаете?
  5. Что такое неосознаваемые психические явления? Какие классы неосознаваемых психических явлений выделяет Ю.Б. Гиппенрейтер?

Литература.

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988. Лещ. 5 и 6.
  2. Психология: Учебник/ Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2003. Гл. 5.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.
  4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.,1995.

Вопрос № 4 Определение психики. Понятие психического отражения.

Психика - это субъективный образ объективного мира. Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако, содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых возникает психическое отражение. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые, функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Человеческая психика формируется у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, её отражение - полноценную деятельность мозга - взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Идеалистическое понимание психики. Существует два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны. Взаимодействуя в развитии, они развиваются по своим законам.

Материалистическая точка зрения – развитие психики идет за счет памяти, речи, мышления и сознания.

Психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями - это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

    оно даёт возможность правильно отражать окружающую действительность;

    сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

    психическое отражение углубляется и совершенствуется;

    обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

    преломляется через индивидуальность человека;

    носит опережающий характер.

Развитие психики у животных проходит ряд этапов :

    Элементарная чувствительность. На этой стадии животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.), (инстинкты – врожденные формы реагирования на определенные условия среды).

    Предметное восприятие. На этой стадии отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения (навыки формы поведения приобретаемые в индивидуальном опыте животных).

    Отражение межпредметных связей. Стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, "изобретать" новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации (Интеллектуальное поведение – это сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи).

Психика человека является наиболее высоким уровнем, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики происходило в процессе трудовой деятельности.

Духовная, материальная культура человечества - это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества. Человек в процессе исторического развития общества изменяет способы и приёмы своего поведения, переводит природные задатки и функции в высшие психические функции - специфически человеческие формы памяти, мышления, восприятия благодаря применению вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Человеческое сознание образует единство высших психических функций.

Структура психики человека.

Психика многообразна и сложна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

    психические процессы,

    психические состояния,

    психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в разнообразных формах психических явлений.

Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющегося в виде реакции. При этом необходимо иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, исходящими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на:

    познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение;

    эмоциональные - активные и пассивные переживания; волевые - решение, исполнение, волевое усилие и т.д.

Психические процессы обеспечивают усвоение знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. Психические процессы протекают с разной скоростью и интенсивностью в зависимости от характера внешних воздействий и состояния личности.

Психическое состояние - определившийся в данное время относительно стабильный уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Люди ежедневно испытывают различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и плодотворно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под воздействием услышанного (похвала, порицание), окружающей обстановки, физиологических факторов, хода работы и времени.

Подразделяются на:

    мотивационные, основанные на потребностях установки (желания, интересы, влечения, страсти);

    состояния организованности сознания (внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности);

    эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, стресс, аффект, грустное, печальное, гневное, раздражительное);

    волевые (инициативность, решительность, настойчивость).

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);

4) характер как систему отношений и способов поведения.

Конструктивисты полагают, что наследственно детерминированные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного построения интеллекта в результате активных воздействий человека на среду.

Определение психики по Гальперину П.Я.

Психика - особое свойство высокоорганизованной материи. Это краткая, сжатая формула и, чтобы лучше учесть ее действительное значение, нужно несколько развернуть ее содержание.

Прежде всего, этим утверждается: психика есть свойство, а не «субстанция» или отдельная «вещь» (предмет, процесс, явление, сила), какой ее считали вес домарксистские и внемарксистские учения о психике.

Психика - свойство высокоорганизованной материи; не всякой, а только высокоорганизованной - следовательно, появляющейся относительно поздно, на высоком уровне развития мира. На языке современного естествознания это разъясняется просто: психика возникает только у живых тел, организмов, и не у всех, а только у животных, и даже не у всех животных, а лишь у тех, что ведут активную, подвижную жизнь в сложно расчлененной среде 16 . К непрерывным изменениям этой среды и своего положения в ней им приходится активно и постоянно приспосабливать свое поведение, а это требует нового вспомогательного аппарата поведения - психической деятельности.

В качестве свойства, которое появляется лишь у высокоорганизованных существ, психика есть свойство не всеобщее и не первичное, а вторичное и производное. Она предполагает наличие механизмов, которые ее производят, и несомненную полезность ее для организма, которая оправдывает это производство.

Психика - особое свойство. На фоне субъективно-идеалистических представлений о психике ее «особость» понималась как исключительность по отношению ко всему материальному миру. В аспекте диалектического материализма эта «особость» имеет совершенно иное значение. Она обозначает, во-первых, несводимость психики к физиологическим процессам, которые ее производят и составляют ее физиологическое основание, и, во-вторых, выделение и разделение в процессе эволюции органического мира двух больших уровней развития организмов: без психики и оснащенных психической деятельностью.

Понятие психического отражения

Какое конкретное содержание имеется в виду, когда говорят об идеальном? Это прежде всего образ, образ какого-нибудь предмета, процесса или явления". Но именно образ объекта, а не самый объект, и в этом смысле другой, идеальный объект. Этот другой объект «идеален» в двух отношениях. Во-первых, его черты - сколько бы их ни было и в каком бы сложном сочетании они ни находились, - представлены в образе изолированно, отдельно от других свойств оригинала или его материального отражения, без которых в действительности не может существовать никакая «вещь». Во-вторых, эта изоляция черт образа от прочих черт действительно существующих вещей, его оригинала или его изображения выступает как очищенность образа от всего несущественного. Образ открывается как предмет, представленный только в своих существенных чертах; между прочим, отсюда связь понятий «идеальное» и «совершенное». Психологическое преимущество такого отражения предмета в виде его образа, в котором представлено лишь то, что важно для физического или мысленного действия, очевидно. Но есть и оборотная сторона этого преимущества: образ открывается как вещь, свободная от ограничений материальных вещей, как идеальное бытие. Это иллюзия мышления, начинающего рассуждать об образах, располагая лишь теми представлениями, которые оно приобрело в опыте с физическими вещами.

В отличие от материального, которое существует независимо от сознания, от психики, образ существует только в сознании, только в психике. Идеальное есть не вид бытия, а та совокупность черт объекта, которая открывается, является субъекту - способ явления объекта субъекту. Это отвечает известному определению идеального, данному К. Марксом: «... идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» п . В качестве такого явления субъекту идеальное есть лишь содержание психического отражения объективного мира.

Формы психического отражения по Гальперину П.Я.

Для мозга, который реализует психическое отражение объективного мира, отражаемый мир делится на две неравные и по-разному важные части: внутреннюю среду организма и внешнюю среду его жизни. Эти существенно разные части объективного мира получают и существенно разное психическое отражение.

Внутренняя среда индивида отражается в его потребностях, ощущениях удовольствия - неудовольствия, в так называемом «общем чувстве». Внешняя среда отражается в чувственных образах и понятиях.

Общим для этих видов психического отражения внутреннего состояния индивида является то, что они, во-первых, отражают не те раздражители, которые их вызывают, а их оценку по непосредственному переживанию вызванного ими состояния и, во-вторых, они теснейшим образом связаны с побуждениями к действиям (в направлении к определенным предметам внешней среды или от них) или к активному воздержанию от всяких действий.

Существенно иначе происходит психическое отражение внешней среды. Во-первых, из всего состава этой среды в ее психическом отражении представлены лишь те объекты, их свойства и отношения, с которыми индивиду приходится считаться при физических действиях с ними. Это уже несплошная, слитная среда, а членораздельный «окружающий мир» (Я. Юкскюль). Во-вторых, эти части среды представлены в образах, содержание которых воспроизводит свойства и отношения самих вещей (а не вызываемых ими состояний индивида). Правда, в содержании образов представлены и такие свойства, как цвета, звуки, запахи и другие так называемые «чувственные качества», которые непосредственными объектами физических действий не являются; но они служат важными различительными признаками, а также сигналами других жизненно важных свойств вещей или сигналами ожидаемых предметов и событий.

Различие в том, как представлены в психических отражениях внутренние состояния индивида (побуждения) и окружающий его мир (образы), находится в явной связи с их ролью в поведении: побуждения служат его движущими силами, а образы - основой для ориентировки в окружающем мире. Очевидно, интересы поведения диктуют различие между основными видами психического отражения и, вместе с тем, объединяют их на разном обслуживании этого поведения.

Понятие психического отражения по А.Н. Леонтьеву: Существуют три вида отражения:

1 .отражение на уровне неживой природы (физическое взаимодействие, энергетический обмен, химические реакции);

2.отражение на уровне живой природы:

а)первый вид отражения на уровне живой природы - раздражимость - реагирование с агентами, задействованными в процессах ассимиляции (процесс ресинтеза) и диссимиляции (непрерывный процесс распада), т.е. на биологически значимые воздействия.

б)второй вид отражения на уровне живой природы - психическое отражение - чувствительность - раздражимость к таким реагентам окружающей среды, которые не задействованы в процессах ассимиляции и диссимиляции, т.е. способность отражать абиотические воздействия. Чувствительность выполняет сигнальную функцию. Определение по Леонтьеву:

чувствительность есть генетически не что иное, как раздражимость по отношению к такого рода воздействиям среды, которые соотносят организм к другим воздействиям, т.е. которые ориентируют организм в среде, выполняя сигнальную функцию. Необходимость возникновения этой формы раздражимости заключается в том, что она опосредует основные жизненные процессы организма, протекающие в более сложных условиях. Процессы чувствительности должны соответствовать объективным свойствам окружающей среды и правильно отражать их в соответствующих связях.

Таким образом, именно наличие чувствительности позволяет говорить о психической регуляции жизнедеятельности.

Когда речь идет о чувствительности, «отражение», согласно гипотезе Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле «отражать» - значит реагировать, прежде всего, двигательно, на данный агент. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента.