Удовлетворенность жизнью как форма субъективного переживания продуктивности жизнедеятельности

В монографии представлены результаты социологического исследования качества жизни населения Вологодской области по основным субъективным индикаторам – ощущение счастья и удовлетворенность жизнью. Особое внимание уделено изучению ценностно-потребностной сферы и жизненных планов населения Вологодской области, их влиянию на субъективное качество жизни. Проведен анализ факторов удовлетворенности жизнью, по его результатам представлены дифференцированные данные по социальным группам. Оценено влияние субъективного благополучия на восприятие социально-экономической и политической ситуации. Книга предназначена научным работникам, преподавателям высших учебных заведений, студентам, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами качества жизни. Материалы исследования могут использоваться органами местного самоуправления в информационно-управленческих целях.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Удовлетворенность жизнью и уровень счастья: взгляд социолога (Е. О. Смолева, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты субъективной оценки качества жизни

§ 1.1. О качестве жизни и его субъективной оценке

Переход в 60-х годах XX века к постиндустриальному обществу ознаменовался двумя взаимосвязанными между собой процессами: снижением остроты проблем физического выживания, удовлетворения элементарных жизненных нужд и усилением внимания к нематериальным аспектам жизни. С этого момента в качестве целей развития общества и позитивных социальных преобразований выдвигаются удовлетворенность жизнью и счастье человека. Критерий «уровень жизни», отражавший преимущественно материальные возможности людей, дополняется оценками других сторон бытия. В научный оборот вводится категория «качество жизни», являющаяся изначально более широкой, чем характеристика материальной обеспеченности. Но до сих пор вопросы содержательного наполнения данного конструкта носят дискуссионный характер.

Анализ существующих дефиниций «качества жизни» позволяет сделать вывод о том, что указанная категория отражает как объективные условия существования индивида и общества в целом, так и субъективные оценки этих условий. Так, под качеством жизни подразумевают понятие, включающее в себя определенный набор необходимых параметров и условий жизни индивида и оценку или степень удовлетворенности их реальным состоянием у индивидов и общества или обозначающее количественный уровень и разнообразие тех материальных и духовных потребностей, которые способен удовлетворить человек в условиях определенного общества .

Таким образом, большинство исследователей определяют качество жизни как индивидуальную или агрегированную оценку удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека. Но в целом по вопросу содержания и структуры категории «качество жизни» представители различных областей науки не пришли к единому мнению. Одни трактуют ее, отталкиваясь от понятий уровня или образа жизни, определяя качество жизни как социально-экономическую категорию, представляющую обобщение понятия «уровень жизни» и включающую в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия среды, окружающей человека, морально-психологический климат, душевный комфорт . Другие противопоставляют качество жизни и уровень жизни как взаимоисключающие понятия (т. е. чем выше уровень жизни, тем более напряженным становится жизненный ритм, тем ниже качество жизни) .

Наиболее полным, с нашей точки зрения, является определение Л.А. Беляевой. Она подразумевает под качеством жизни «…комплексную характеристику условий жизнедеятельности населения, которая выражается в объективных показателях и субъективных оценках удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей и связана с восприятием людьми своего положения в зависимости от культурных особенностей, системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе» .

Наряду с содержательным подходом к определению качества жизни наибольшее распространение среди исследователей получил операциональный подход. Если в первом раскрывается сам смысл понятия исходя из различных философских, экономических, социологических концепций, то во втором – конкретизируется способ оценки качества жизни, то есть процедура сравнения фактического уровня удовлетворения потребностей с базовым с помощью определенного набора показателей. Основаниями для сравнения выступают внешние объективные оценки и субъективная самооценка.

Первоначально категория качества жизни в работах ученых включала в себя следующие показатели: обеспечение рабочими местами, относительная величина дохода, гарантирующего определенный уровень благосостояния, качество социальных услуг (медицинского обслуживания, образования и др.) . В дальнейших исследованиях она получила более широкую интерпретацию, что повлекло за собой добавление показателей, отражающих экологические проблемы, вопросы физического здоровья и психологического самочувствия людей, различные факторы социальной жизни (возможность для всех членов общества проявлять социальную активность, участвовать в принятии жизненно важных решений и использовать социальные, экономические и политические свободы и другие социальные вопросы) .

В настоящее время наиболее распространен подход, при котором качество жизни рассматривается через параметры объективных условий жизнедеятельности. В рамках объективной парадигмы можно выделить различные варианты определения индикаторов качества жизни: индекс развития человеческого потенциала, разработанный сотрудниками Программы развития Организации Объединенных Наций ; индикаторы Комиссии ЮНЕСКО по народонаселению и качеству жизни . Разрабатываемые российскими учеными интегральные показатели качества жизни включают в себя широкий спектр индикаторов по нескольким группам: финансово-экономические показатели; медико-экологические показатели; показатели материального благосостояния; показатели духовного благосостояния ; доступность и качество образования; состояние социальной среды ; демографические показатели и показатели безопасности ; благосостояние; развитие спорта и физической культуры; преобразование качества трудовой жизни; качество окружающей природной среды (экология) . В методике С.А. Айвазяна интегральный индикатор качества жизни охватывает основные критерии, отражающие условия для проистекания процессов удовлетворения биологических и социальных потребностей человека .

Но «по своей природе качество жизни – это объективно-субъективная характеристика условий существования человека, которая зависит от развития потребностей самого человека и его субъективных представлений и оценок своей жизни» . Поэтому наряду с «объективным» подходом к определению данной категории, основанном на использовании статистических показателей, широкое распространение получил «субъективный» подход, делающий акценты на субъективном благополучии, удовлетворенности жизнью, важности для человека отдельных жизненных сфер, а также на субъективных ощущениях счастья или несчастья. Причиной расширения границ использования субъективного подхода послужил тот факт, что официальная статистика не дает полного представления о развитии общества. «К примеру, многочисленные исследования доказывают, что макроэкономические показатели не всегда полно отражают реальную картину развития государства, высокий уровень дохода не всегда гарантирует удовлетворенность жизнью, а рост богатства не всегда сопровождается признаками возрастающего счастья» . Это общемировая практика. «В России, и особенно на современном этапе общественного развития, роль «субъективного фактора» и, соответственно, социологического знания, отражающего его сущность, возрастает многократно» . Именно субъективное отношение личности к жизни, её коллизиям и изменениям определяет душевное и моральное удовлетворение собственной жизнью, даже в том случае, когда объективные характеристики говорят об обратном.

Под субъективным благополучием понимают «широкую категорию феноменов, заключающихся в эмоциональной реакции людей, их удовлетворенности отдельными сферами жизни, а также в их суждениях о качестве жизни в целом» .

По мнению P.M. Шамионова, субъективное благополучие – понятие, выражающее «собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности» .

Данная оценочная величина может отражать как непосредственно суждения о восприятии жизни, так и персональное соотношение позитивного и негативного в восприятии вещей в целом (что является основанием для деления людей на пессимистов и оптимистов). В целом субъективное благополучие отличается от таких показателей, как «настроение» или «эмоциональное состояние», своей относительной устойчивостью во времени. На ранних этапах изучения аффективной составляющей субъективного благополучия особое внимание уделялось проблемным эмоциональным состояниям, в частности депрессии и состоянию беспокойства . В дальнейших исследованиях акцент сместился на позитивные состояния людей .

Основные теоретические подходы к изучению когнитивной составляющей субъективного благополучия связаны с ценностно-нормативной и мотивационно-потребностной сферами личности. При этом в центре внимания исследователей оказываются потребности и ценности, осознание их, своего поведения и результата деятельности по их удовлетворению, вызывающее определенное состояние (удовлетворенность, счастье, позитивные эмоции) . По мнению сторонников ценностного подхода, в основе субъективного благополучия лежит возможность реализации определенного ценностного отношения к различным сторонам жизни. Целевой подход связывает субъективное благополучие с ориентацией на конечную цель. Теория множественного несоответствия основана на идее зависимости субъективного благополучия человека от разрыва между тем, что он хочет, и тем, что он имеет . Автор теории адаптации A. Кэмпбелл предполагает, что люди оценивают свое благополучие относительно того уровня жизни, к которому они привыкли: если уровень жизни становится выше прежнего, то человек испытывает возрастание уровня удовлетворенности. По мере привыкания к новому уровню жизни переживание удовлетворенности актуальной жизненной ситуацией снижается .

Психологические концепции субъективного благополучия основываются на соответствии актуальных (актуализируемых) потребностей субъективным возможностям человека по их удовлетворению. Предполагается, что при высоком уровне потребностей (притязаний), но низком уровне возможности удовлетворения потребности наступает субъективное неблагополучие . При этом дается не внешняя оценка возможности, а самооценка.

Таким образом, уровень благополучия будет соответствовать удовлетворению потребностей разного уровня:

– витальные (биологические) потребности;

– социальные потребности (стремление принадлежать к социальной группе (общности) и занимать в этой группе определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви);

– идеальные потребности (познание окружающего мира и своего места в нем, смысла жизни) .

В исследованиях представителей различных отраслей наук – психологов, социологов, философов – обычно различают три составляющих субъективного благополучия: физическое (хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья и т. д.), социальное (удовлетворённость социальным статусом, состоянием общества, к которому принадлежит индивид, межличностными связями и т. д.), духовное (возможность приобщиться к богатствам духовной культуры, осознание и переживание смысла своей жизни, наличие веры и т. д.). Во-первых, трем уровням потребностей, рассмотренным ранее, соответствуют три составляющие субъективного благополучия. Такое видовое разделение согласуется с психологическими теориями личности, выделяющими в ее структуре «Я-физическое», «Я-социальное» и «Я-духовное». В ряде случаев исследователи расширяют перечень видов субъективного благополучия. В концепции Л.В. Куликова дополнительно к указанным выше рассматривается психологическое благополучие (слаженность психических процессов и функций, гармония личности, ощущение целостности и внутреннего равновесия) и материальное благополучие (удовлетворённость материальной стороной своего существования, стабильностью материального достатка) . В то же время в изучении субъективного благополучия невозможно отрывать друг от друга различные компоненты «Я».

Во-вторых, понятие «субъективное благополучие» является сложным конструктом. По мнению Эндрюса и Уити, оно содержит три компонента: удовлетворенность жизнью, позитивные эмоции и негативные эмоции. Субъективное благополучие тем выше, чем больше у человека положительных эмоций, чем меньше отрицательных эмоций и чем больше удовлетворенность собственной жизнью, которая не является чисто эмоциональной оценкой, а включает момент когнитивного суждения .

Взгляды российских и американских ученых по данному вопросу совпадают. По мнению Л.В. Куликова, субъективное благополучие состоит из двух основных компонентов – когнитивного (оценка разных аспектов жизни) и эмоционального (доминирующая эмоциональная окраска отношения к этим аспектам) . И.А. Джидарьян и Е.В. Антонова выделяют в понятии «благополучие» рефлекторное ядро, которое составляют когнитивные, оценочные процессы, мысли и суждения людей о собственной жизни, и эмоциональный фон .

На основе теоретического анализа Г.Л. Пучкова выявила следующие структурные компоненты субъективного благополучия: когнитивный, включающий представления о субъективном благополучии, о будущем; эмоционально-оценочный (оптимизм, удовлетворенность настоящим и прошлым, надежды на будущее, позитивное отношение к другим, независимость, принятие себя и аутентичность, позитивная самооценка здоровья); мотивационно-поведенческий, в который входят контроль над обстоятельствами, наличие цели в жизни, личностный рост .

Как соотносятся между собой объективные условия и субъективное благополучие? Эмпирические исследования отражают весьма сложную, а иногда и противоречивую их зависимость друг от друга. Например, деньги и ощущение благополучия в действительности связаны не так явно, как это кажется людям. На определенном уровне рост доходов не оказывает существенного влияния на удовлетворенность жизнью, богатые нисколько не счастливее тех, чьи доходы не превышают средний уровень. Менее всего счастливы те, кто наиболее озабочен денежными вопросами. Несмотря на то, что в настоящее время люди в западных странах стали в 4 раза обеспеченнее, чем 40 лет назад, уровень их субъективного благополучия практически не изменился, а у 37% очень богатых американцев показатели счастья даже ниже среднего. Такая слабая взаимосвязь объясняется тем, что удовлетворенность и другие аспекты субъективного благополучия зависят не только от объективного состояния мира, но и от человеческих ожиданий и различных когнитивных процессов .

В тех странах, где выражен индивидуалистский настрой (таких как Великобритания и США), удовлетворенность населения своим положением в большей степени зависит от восприятия собственных успехов, в культурах коллективистского типа – как от состояния самого человека, так и от состояния других членов общества .

Часто в научной литературе, когда речь идет о «благополучии» в общем как о некоем уровне или значении, без выделения каждого отдельного слоя элементов, появляются термины «удовлетворенность жизнью» и «счастье» . Если под субъективным качеством жизни мы понимаем соответствие ее реальных параметров и условий ожиданиям человека, то наиболее близким ему по смыслу является понятие «удовлетворенность жизнью» .

В зарубежной психологии широкое признание получила концепция, разработанная Э. Динером и его коллегами в русле исследований субъективного благополучия личности, согласно которой удовлетворенность жизнью рассматривается как когнитивный компонент субъективного благополучия, не смешивающийся с аффективными компонентами. Удовлетворенность определяется как глобальная оценка реальной жизни через призму субъективных стандартов «хорошей жизни», которые конструируются самостоятельно или усваиваются в готовом виде из социального окружения. Общий уровень удовлетворенности в каждый конкретный момент времени свидетельствует о степени расхождения между жизненной реальностью и личными стандартами «хорошей жизни» .

Г.В. Осипов определяет удовлетворенность как степень разрыва между ожиданиями человека и его реальным положением. На формирование чувства удовлетворенности влияют объективные характеристики социального положения, субъективные характеристики восприятия этого положения и оценочные характеристики . По мнению А. Кэмпбелла, в основе оценки лежат уровень устремлений (то, чего человек стремится достичь), уровень ожиданий (то положение, которое человек надеется достичь в ближайшее время), уровень равенства (то положение, которого человек считает себя достойным), уровень референтной группы (с которой он себя идентифицирует), личные потребности (предполагаемый размер вознаграждения) .

Человек удовлетворен, когда почти нет разрыва между существующим положением и тем, что представляется ему идеальной ситуацией либо такой, которую он заслужил. Неудовлетворенность, в свою очередь, является результатом существенного разрыва между данностью и идеалом, а также может проистекать из сопоставления себя с другими людьми .

Следовательно, согласно теории социальных сравнений средний показатель удовлетворенности должен стремиться к среднему значению. Однако дальнейшие исследования показали, что на практике положение дел иное – практически во всех развитых индустриальных странах доля удовлетворенных жизнью людей существенно превышает долю неудовлетворенных (примерно три к одному), а в США она составляет 85% . Более того, доказано, что люди со сходными характеристиками, живущие в разном окружении – более успешном, обеспеченном, или, наоборот, менее обеспеченном – мало отличаются по уровню удовлетворенности жизнью, что случилось бы, если бы теория социальных сравнений была верна. Эмпирические данные скорее говорят о справедливости модели постоянного изменения объектов для социальных сравнений: люди специально выбирают тех, с кем себя сравнивать, и не всегда сравнивают себя с одной и той же группой .

В начале 80-х годов ученые выдвинули для объяснения различий людей в субъективном благополучии теорию достижения целей. Ее суть можно описать следующим образом: удовлетворенность жизнью определяется тем, насколько далеко или близко человек находится от достижения поставленных перед собой целей. При этом субъективное благополучие достигается тогда, когда достигнуты эти цели . Д. Брунстайн на лонгитюдных данных показал, что прогресс в достижении целей ведет к позитивным изменениям в уровне субъективной удовлетворенности жизнью, и наоборот .

Достаточно широкое применение получил подход, определяющий «удовлетворенность жизнью» как «степень удовлетворения потребностей человека» . Потребности человека как часть его мотивационно-потребностной сферы рассматриваются в психологии в качестве одной из основных составляющих личности (А. Маслоу, К. Левин, А.Н. Леонтьев и др.). А. Маслоу полагал, что осмысленной и значительной жизнь людей делает постановка личных целей, являющихся отражением актуальных потребностей, организованных в иерархическую систему доминирования. Только удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии (физиологические потребности; потребности безопасности и защиты; потребности принадлежности любви), делает возможным осознание потребностей, расположенных выше (потребности самоуважения; потребности самоактуализации) . В связи с бесконечностью движения от одной потребности к удовлетворению следующей можно предположить принципиальную невозможность субъективного благополучия. Отвечая на этот вопрос, Р.М. Шамионов отмечает: «Поскольку благополучие в большей степени относится не к частному поведенческому акту, но к обобщенной оценке «жизни вообще», к удовлетворению тех потребностей, которым придается особый смысл в связи с теми же ценностями и установками, то достижение благополучия возможно» .

Другим индикатором качества жизни выступает счастье (М. Аргайл, Е. Динер, Р.А. Эммонс, И.А. Джидарьян). В свою очередь оно взаимосвязано с понятием «удовлетворенность жизнью». Так, М. Аргайл полагал, что счастье определяется состоянием удовлетворенности повседневной жизнью, общей оценкой удовлетворенности прошлым и настоящим, частотой и продолжительностью положительных эмоций . По мнению И.А. Джидарьян , в обыденном сознании людей со счастьем ассоциируется постоянная, полная и обоснованная удовлетворенность своей жизнью, ее условиями, раскрытием человеческих возможностей. Представления людей о счастье базируются на личностных ценностях, формирующихся в процессе интериоризации ценностей социума. Соответственно своей системе ценностей и пониманию счастья люди выстраивают всю жизненную стратегию. Достижение именно личностно значимых целей наиболее заметно сказывается на возникновении ощущения счастья .

Распространенное базовое определение счастья в социальных и экономических исследованиях приводится голландским ученым Руутом Веенховеном, руководителем World Database of Happiness, основателем Journal of Happiness Studies. Он описывает данное явление как «степень, с которой индивид оценивает общее состояние своей жизни как положительное» .

Концепции счастья при всем своем различии основываются на одном базисе: в качестве критерия счастливости / несчастливости выбирается удовлетворенность потребностей или оценка возможности достижения цели.

В основе парадигмы достижения счастья через соблюдение баланса боли и наслаждения в жизни человека лежит предположение о том, что любая потребность индивида вызвана недостатком чего-либо. Соответственно, чем выше общая неудовлетворенность жизнью, тем больше счастья компенсаторно приносит удовлетворение потребностей. В рамках другого подхода – теории деятельности – счастье определяется как состояние, сопутствующее человеческой деятельности. При этом М. Чиксентмихайи отмечает, что удовлетворение от деятельности достигается только в том случае, если индивидуальные способности соответствуют способностям, необходимым для выполнения данной деятельности . Ощущение счастья возникает именно тогда, когда дело, которым занимается человек, не слишком сложно и не слишком просто для него, когда он находит его увлекательным и интересным.

Согласно концепции относительности уровень счастья человека зависит скорее не от объективного благополучия, а от сравнительного субъективного положения по отношению к другим людям . Как отмечает Р. Веенховен , при том, что на индивидуальном уровне каждый из нас улучшает свою жизненную ситуацию, чтобы стать счастливее, на обобщенном, коллективном уровне – люди все-таки нуждаются в наличии государства и ожидают от него гарантий юридической и социальной безопасности, экономического благополучия, для того чтобы максимизировать собственный комфорт и сделать собственную жизнь более удовлетворительной.

Из вышесказанного следует, что в рамках данного подхода оценка уровня счастья складывается из двух компонентов: непосредственно уровня субъективного ощущения благополучия/удовлетворенности жизнью и соотношения себя с различными параметрами и принятыми оценками успешности, благополучности и состоятельности. В качестве аффективной составляющей (гедонического уровня счастья) выступает позитивный опыт человека – все, что приносит ему удовольствие; в качестве когнитивной – ощущение, насколько его достижения и свершения оцениваются другими, какими он сам их считает, каким образом они ранжируются в обществе вокруг него.

Как соотносятся между собой понятия субъективного благополучия, счастья и удовлетворенности жизнью? Одни ученые считают, что термин «счастье» непосредственно является эквивалентом термина «субъективное благополучие» . Иными словами, счастье характеризует отношение человека к собственной жизни, ее субъективное восприятие.

Другой принципиальный подход, разграничивающий счастье с субъективным благополучием, представлен в работе Д. Хэйброна «The pursuit of unhappiness: The elusive psychology of well-being». Автор отмечает, что счастье не может быть ассоциировано с удовольствием, поскольку последнее слишком призрачно и расплывчато в своих психологических эффектах . Удовлетворенность жизнью также в полной мере понятию счастья не соответствует, поскольку она относится к оценке всей жизни в целом. К тому же счастье, безусловно, является продолжительным состоянием, а люди оценивают свою жизнь чаще всего на данный конкретный момент, причем эти оценки крайне подвержены влиянию ситуативных факторов. Счастье, по мнению Д. Хэйброна, определяется общим эмоциональным состоянием человека на протяжении определенного периода жизни . С одной стороны, высокий уровень счастья представляется достаточно надежным индикатором благополучной жизни человека, с другой – подлинная ценность счастья проявляется в его существенном вкладе в самонаполнение эмоциональной части человеческой жизни. Однако оно может выступать в качестве формы наполнения жизни только в том случае, если не зависит от ценностей, привитых человеку в ходе сторонних манипуляций, ложных убеждений и аффективных состояний, в противном случае оно не отражает реальной сущности человека, его стремлений и чувств, хотя и приносит определенное удовольствие.

Еще одна серьезная попытка провести концептуальное различие между понятиями «счастье» и «благополучие» предпринимается в одной из работ Джейсона Рэбли . Автор акцентирует внимание на делении счастья на эпизодическое и атрибутивное. Эпизодическое счастье возможно зафиксировать физиологически – на уровне измерения гормональных и нейрологических показателей. Именно о нем говорится в теории «объективного счастья» Каннемана , работах Дэвиса , Самнера и других. Данный вид счастья крайне зависим от времени и событийных колебаний. Атрибутивное счастье более стабильно и гораздо хуже поддается операционализации и измерению.

Д. Рэбли замечает, что относительно понятия субъективного благополучия философы куда более единообразны в своей точке зрения: высокий уровень субъективного благополучия наблюдается именно тогда, когда жизнь идет определенным образом хорошо для конкретного человека. При этом существует принципиальное различие между оценкой жизни с точки зрения ее благополучности и ее эмоциональной оценкой. Последняя необходима, поскольку, как бы высоко ни оценивалось качество жизни человека со стороны, для него самого такая жизнь может быть невыносимой .

Долгое время исследователей занимал вопрос: являются ли удовлетворенность жизнью и оценка людьми того, насколько они счастливы, в сущности, одинаковыми показателями или они измеряют разные аспекты отношения людей к жизни. Оба показателя довольно часто использовались в больших трендовых многострановых сравнительных исследованиях. По их результатам выяснилось, что коэффициент корреляции удовлетворенности жизнью и уровня счастья не превышает 0,5-0,6 . Как показывают данные большого лонгитюдного исследования RUSSET, проведенного в России в 90-х годах прошлого века, корреляция между этими показателями достаточно далека от 1 (составляет 0,64). Это говорит о том, что удовлетворенность жизнью и счастье хотя и тесно связаны друг с другом, но не являются идентичными понятиями. Не подтвердилась и гипотеза о том, что показатель счастья измеряет в основном чувства, а удовлетворенность – когнитивную оценку событий в жизни .

На основании сказанного можно сделать следующий вывод: субъективное благополучие содержит три компонента – когнитивный, эмоциональный, коннотативный (поведенческий) – и характеризуется субъективностью, позитивностью и глобальностью измерения. Понимание субъективного благополучия значительно различается у лиц с разными притязаниями и самооценкой. Очевидно, чем выше уровень притязаний и меньше возможностей их реализации, тем ниже индекс субъективного благополучия, и напротив, чем больше возможностей их реализации, тем выше индекс благополучия. Феномен субъективного благополучия в первую очередь связан не столько с потребностями и их реализацией, сколько с субъективным отношением личности к возможности их удовлетворения, событиям жизни и самому себе .

Исследования субъективного благополучия показали, что оно мало зависит от демографических и экономических факторов, необходимо искать более глубокие и сложные объяснения различий между людьми в оценке своей жизни. Положительные и отрицательные эмоции отчасти независимы друг от друга, поэтому дистресс, отрицательные эмоции, депрессию или тревожность (точнее, отсутствие всех этих показателей) лучше рассматривать в качестве одного компонента субъективного благополучия.

Удовлетворенность жизнью представляет собой когнитивную сторону субъективного благополучия, дополненную аффективной стороной – положительными и отрицательными эмоциями, испытываемыми человеком в какой-то отрезок времени.

Счастье отражает оценку социальной стороны жизни людей (наиболее тесно данный показатель счастья связан с семейной жизнью, социальными связями и т. п.), а удовлетворенность жизнью – интегральный показатель оценки внешней стороны жизни людей (положение в социальной структуре, материальное положение, другие факторы достижений). Исходя из такого подхода, именно удовлетворенность жизнью в наибольшей степени зависит от социетальных условий и изменений в политической, экономической и социальной сферах жизни страны. Для России в последние десятилетия одной из наиболее приоритетных задач является оценка влияния этих изменений на жизнь людей. Поэтому мы выбрали оба показателя – счастье и удовлетворенность жизнью – для дальнейшего анализа.

§ 1.2. Методологические и методические аспекты оценки субъективного благополучия

В прикладных исследованиях субъективного благополучия ученые сталкиваются с рядом проблем методологического характера.

В первую очередь возникает закономерный вопрос о возможностях объективных измерений счастья и удовлетворенности жизнью при помощи опросников. Отличие методов эмпирического исследования, используемых в социальных науках, от методов естественно-научных дисциплин обусловлено тем, что реальное восприятие жизни лишь отчасти находит отражение в социальном поведении человека . Например, наблюдение в данном случае не является надежным методом измерения, т. к. фиксирующиеся внешне атрибуты счастья (радостный внешний вид) встречаются как у счастливых людей, так и у несчастных .

Основной метод в исследованиях субъективного благополучия – самооценка уровня личного счастья или удовлетворенности жизнью респондентом, выражающаяся в разного рода ответах на вопросы – как прямые, так и косвенные – в ходе анонимного анкетирования или личного интервью.

Но на самом ли деле респонденты имеют представление о некотором уровне удовлетворенности собственной жизнью и являются ли их ответы на вопрос адекватным отражением данного представления? Н. Панина отмечает значительную долю субъективизма в полученных результатах . Изучая качество жизни на основании данных самоотчетов, ученый в действительности исследует не жизнь, а самого респондента, его самосознание, систему значимых отношений личности, в том числе самоотношение. Иными словами, такой конструкт, как «восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и систем ценностей, в которых они живут, в соответствии с их целями, ожиданиями, стандартами и заботами» отражает не столько качество жизни, сколько некое качество состояния или свойств личности в реальных жизненных условиях. Достаточно распространен стереотип о том, что люди представляют себя более счастливыми, чем на самом деле, однако подтверждения на практике он не получает .

Важной методологической и методической проблемой в социологическом подходе к исследованию качества жизни с использованием субъективных показателей уровня счастья и удовлетворенности жизнью является неопределенность предмета оценки. Ответы на вопрос «что именно удовлетворяет или не удовлетворяет человека?» неоднозначны. Они зависят от того, каким образом конструируется интегральная оценка своей жизни, что в большей степени влияет при этом на разных людей (внешние обстоятельства или собственные достижения и перспективы, та или иная сфера жизни).

Если же мы выбираем ощущение счастья в качестве основного показателя субъективного благополучия людей, необходимо учитывать ряд важных условий.

Базовым допущением, позволяющим говорить о валидности данных, собранных методом самоотчетов, является представление о том, что респонденты разделяют одинаковое представление о состоянии счастья. Каким бы абсурдным ни казалось данное предположение с точки зрения обывателя, результаты исследований психологов подтверждают его правомерность.

Конец ознакомительного фрагмента.

Удовлетворенность жизнью как качество личности – способность при осознании своей жизни каждый раз испытывать умиротворение, спокойствие и смирение, проявлять положительные эмоции при мысленном сопоставлении своих целей, желаний, намерений, надежд с фактическими результатами, нынешнего своего состояния с прошлым, взвешивания перспектив на будущее, сравнения своей жизни с жизнью окружения.

Один человек установил неподалёку от своего дома плакат: «Отдам свою землю тому, кто полностью удовлетворён жизнью». Проезжая мимо дома, богатый фермер прочитал плакат и сказал себе: - Наш друг решил отдать свою землю. Мне нужно поскорее забрать её себе, пока это не сделал кто-нибудь другой. Я богат; у меня есть всё, что мне нужно. Я вполне имею право на эту землю. Он позвонил в дверь и объяснил причину своего прихода. - Действительно ли ты полностью удовлетворён? - спросил его даритель. - Да, полностью, ведь у меня есть всё, что мне нужно. - Друг, - ответил человек, - если у тебя есть всё, что тебе необходимо, то зачем тебе этот клочок земли?

Счастье – это удовлетворенность жизнью в компании с радостью. Большинство людей именно так и считают. Радость – эмоциональная, а удовлетворенность – осознанная составляющая счастья. Удовлетворенность жизнью – лучшее богатство. Человек мысленно сопоставляет свое настоящее положение с прошлым, взвешивает перспективы будущего, сравнивает свою жизнь с жизнью других людей и, если всё благополучно, чувствует приятное состояние удовлетворенности.

Удовлетворенность охватывает своим взором самые значимые для человека сферы жизни и, как правило, в круг её интересов входит – любовь, семейные отношения, материальное благополучие, здоровье, взаимоотношения с людьми, социальный статус. Словом, чем больше у человека круг интересов, чем многограннее его жизнь, тем большие требования он предъявляет к удовлетворенности жизнью.

Человек в невежестве будет иллюзорно удовлетворен жизнью, если он «сыт и пьян», если у него всегда есть выпить, закуснуть, перепихнуться и уснуть. Сексуальный маньяк (в Украине их называют «писюнковый злодий») будет вполне удовлетворён своим существованием, если у него в избытке отношений на уровне нижних центров. Человек в страсти испытывает миражную удовлетворенность жизнью, когда он при деньгах, на доходной должности, при власти. В сравнении с другими он «крутой», ведь у него престижный дом, машина, яхта, драгоценности, словом, длинный ассортимент атрибутов роскошной жизни. Человек в благости связывает удовлетворенность с достижением гармонии с самим собой и с внешним миром, с развитием духовного разума, с состоянием умиротворения и самодостаточности.

Иными словами, вкус счастья каждого человека, его удовлетворенность жизнью напрямую зависит от того, под влиянием какой из трех энергий он находится – невежества, страсти или благости. Не существует одинаковых критериев удовлетворенности жизнью для всех людей. У кого их много, а, к примеру, у чревоугодника – один, лишь бы было много и вкусно пожрать. Набил живот, и полная удовлетворенность жизнью. Кто-то ест для того, чтобы жить, а он живет для того, чтобы есть. Есть такая притча. Было это давным-давно, когда Господь создал землю, деревья, животных и людей. Человек стал владыкой над всеми ними, но когда он был изгнан из рая и стал несчастным, то попросил он зверей принести ему счастье. - Хорошо, - сказали звери, привыкшие слушаться человека. И пошли они по свету в поисках человеческого счастья. Долго они искали, но так и не нашли его счастья, ведь они даже не знали, как оно выглядит. И поэтому решили принести то, что их самих делало счастливыми. Рыба принесла плавники, хвост, жабры и чешую. Тигр - сильные лапы, когти, клыки и нос. Орёл - крылья, перья, сильный клюв и острый глаз. Но ничего из этого не делало человека счастливым. И тогда сказали ему звери, чтобы он сам пошёл искать своё счастье. С тех пор каждый человек ходит по земле и ищет своё собственное счастье, но мало кто догадывается искать его в себе.

Каковы жирные плюсы, преимущества удовлетворенности как качества личности? Как уже было сказано выше, удовлетворённость служит базовым компонентом для счастья. Но это далеко не единственный плюс для обладателя этого качества личности, особенно, если он находится в благости. Благостный человек, удовлетворенный жизнью, получает от нее в подарок умиротворение, спокойствие, процветание, трезвость и смиренность. Когда человек удовлетворен жизнью он перестает нервничать, беспокоиться, излишне тратить свои силы.

Человек в страсти не может быть по-настоящему удовлетворенным жизнью. Его чувства ненасытны, это их природа. Сколько бы он не достиг и чего бы ни имел, всегда будет мало, всегда будут возникать новые вожделенные желания, новые привязанности к объектам внешнего мира. Сегодня была роскошная машина, завтра подавай яхту, а послезавтра личный самолет, то есть удовлетворенность от жизни будет иллюзорной, мнимой. Занимаясь самообманом, он из чувства тщеславия будет убеждать себя и окружающих в своей успешности. Но его ложное эго будет ехидно нашептывать: «Ты всего лишь миллионер и тебе никогда не быть в журнале «Форбс». Ты еще ничего стоящего не добился». Денни Шейнман в книге «Квантовая теория любви» пишет: «Надо чётко осознавать разницу между «быть» и «иметь». Страсть съедает человека. Если твоя цель заработать определённую сумму денег, ты не остановишься даже после того, как эти деньги у тебя уже в кармане, тебе надо будет больше и больше. Если человек видит своё счастье в том, чтобы обладать конкретной женщиной, он вряд ли ограничиться одной. Ему надо будет покорять ещё и ещё, всё новых и новых».

Жадность, как счастье в будущем, будет постоянно гнать человека в страсти по дороге удовлетворения своих чувств и ума нескончаемыми материальными ценностями. Поэтому его декларируемая удовлетворенность жизнью – всего лишь способ обмануть себя и других.

В контексте этой мысли звучит следующая притча. Дервиш сидел у обочины, когда мимо стремглав проскакал надменный царедворец в сопровождении пышной свиты. Со злостью наотмашь хлестнув дервиша тростью, царедворец прокричал: - Ты, бродяга! Прочь с дороги! Когда они умчались, дервиш поднялся с земли и сказал им вслед: - Да обретёшь ты всё, чего желаешь в этом мире, каковы бы ни были твои желания, и даже сверх того! Эта сцена произвела глубочайшее впечатление на прохожего, который подошёл к благочестивому человеку и спросил: - Будь так добр, скажи мне, чем были вызваны твои слова: благородством ли твоего духа - или же тем, что мирские желания, вне всякого сомнения, приведут этого человека к ещё большему бесчестию? - О, ясноликий! - произнёс дервиш. - Не пришло ли тебе в голову, что я сказал то, что сказал, потому что люди, которые достигают удовлетворения своих истинных желаний, не имеют нужды нестись, сломя голову и стегая дервишей?

Людям в страсти необходимо понять, что в их жизни изначально с момента рождения существуют четыре константы, четыре «сосуда»: здоровье, деньги, семейное счастье и знание. Всё заранее предопределено. Если положено человеку быть миллионером, он им и станет. Неразумный человек может своими действиями «переливать» содержимое каждого из сосудов в нужном ему направлении. Но он должен осознавать, что наполняя, к примеру, сосуд денег, он опустошает сосуды здоровья и семейного счастья. Или, увлекшись семьей, мужчина бросает работу. Ясно, что в семье будет меньше денег. Перетягивать резервную карму – занятие неблагодарное и опасное для жизни, ибо трудно рассчитать последствия своих поспешных, нетерпеливых действий.

Человек, проявляющий качество удовлетворенности жизнью, понимает, что наличие денег, здоровья, семейного счастья и знания зависят от его прошлых поступков. Поэтому он успокаивается и испытывает подлинную удовлетворенность. Если человек испытывает сильную напряженность, натыкается на большие трудности и препятствия, если он видит, что работа превращается в каторгу, семья – в тюрьму, здоровье – в слово, вызывающее зависть, а хруст денег – в слуховую галлюцинацию, значит, это верные признаки того, что его понесло не туда. Что же делать? Нужно нажать на тормоза, понять, что занимаешься не тем, чем положено. Удовлетворенный жизнью человек действует согласно своему предназначению, своему таланту, своему долгу. Поэтому он по жизни не напахивается, а накапливает силы. И что возникает потом? Жизнь становится лучше, ведь он отработал свои прошлые плохие поступки. То есть удовлетворенность позволяет изменить ситуацию жизни в лучшую сторону, в то время как неудовлетворенность только попусту теряет силы и энергию.

Удовлетворенность – верная подруга простоты. Простой человек удовлетворен тем, что ему посылает судьба. Послала мне судьба этого мужа – я его люблю, послала мне судьба этих детей – я их люблю, послала мне судьба эту страну – я ее люблю. Какой смысл кричать: «Дайте мне другую страну, мужа и детей?» Что я могу сделать? Я могу только это либо любить, либо переживать и жутко злиться. То есть энергия понимания, что человек правильно живет, находится в активной удовлетворенности жизнью.

Петр Ковалев 2013 год

Обычно под продуктивностью жизнедеятельности понимается некоторая совокупность жизненных достижений, успехов, свершений личности. В научно-психологическом исследовании она может фигурировать как переменная, которая измеряется на основе объективных и субъективных показателей. С точки зрения надежности измерений предпочтительны объективные показатели, но психологией и другими социально-гуманитарными науками, изучающими личность в качестве субъекта собственной жизни, «до сих пор не выработаны достаточно строгие критерии, на основе которых стало бы реальным интегративное измерение продуктивности человеческой жизни в целом и ее отдельных этапов» . Между тем для психологического анализа не меньшую ценность представляют субъективные показатели продуктивности, которые формируются в результате самооценки личностью индивидуальной жизнедеятельности по внутренним критериям успеха-неуспеха. В сущности, они являются формами субъективного переживания личностью собственной жизни как успешной либо неуспешной, продуктивной либо непродуктивной, реализованной либо нереализованной. Эти переживания развертываются в самосознании личности, в связи с чем эмпирическое изучение уровня жизненной продуктивности может опираться на методы формализованного и свободного самоотчета.

Предложены различные субъективные показатели для анализа продуктивности индивидуальной жизнедеятельности. В отечественной психологии популярностью пользуется каузометрический психобиографический подход, в рамках которого продуктивность оценивается по степени насыщенности субъективной картины жизненного пути значимыми событиями прошлого, настоящего и будущего . В зарубежной психологии широкое признание получила концепция удовлетворенности жизнью, разработанная Э. Динером и его коллегами в русле исследований субъективного благополучия личности. В данной концепции удовлетворенность жизнью рассматривается как когнитивный компонент субъективного благополучия, не смешивающийся с аффективными компонентами — максимумом эмоционально-позитивных состояний и минимумом эмоционально-негативных состояний. Удовлетворенность определяется как глобальная оценка реальной жизни через призму субъективных стандартов «хорошей жизни», которые конструируются самостоятельно или усваиваются в готовом виде из социального окружения. Общий уровень удовлетворенности в каждый конкретный момент времени свидетельствует о степени расхождения между жизненной реальностью и личными стандартами «хорошей жизни» .

Изучение соотношения смысла жизни с компонентами субъективного благополучия личности образует одну из магистральных линий в современной экзистенциальной и позитивной психологии. В ряде зарубежных и отечественных исследований зафиксирована прямая корреляционная связь между уровнем осмысленности и удовлетворенности жизнью, что интерпретируется как свидетельство необходимости смысла для субъективного благополучия личности . Смысл жизни при этом рассматривается двояко: одни исследователи видят в нем самостоятельный феномен, выступающий внешним условием, экзогенной детерминантой субъективного благополучия , другие авторы включают его во внутреннюю структуру психологического благополучия личности в качестве одного из компонентов . В целом же данная корреляция истолковывается как фактическое подтверждение идеи В. Франкла о первичности стремления к смыслу и производности от него позитивных феноменов человеческого бытия — счастья, удовлетворенности, самоактуализации. Следует отметить, что аналогичная идея высказывалась русскими экзистенциально мыслящими философами и психологами, например, С.Л. Рубинштейном: «Превращение производного результата в прямую непосредственную цель действия и жизни, превращение жизни в погоню за удовольствием, отвращающую человека от решения его жизненных задач, — это не жизнь, а ее извращение, приводящее к неизбежному ее опустошению.

Напротив, чем меньше мы гонимся за счастьем, чем больше мы заняты делом своей жизни, тем больше положительного удовлетворения, счастья мы находим» . Смысл жизни, таким образом, рассматривается в качестве важного условия, способствующего достижению приемлемого уровня личностной удовлетворенности жизнью.

Это правильное, но далеко не исчерпывающее объяснение всех возможных соотношений смысла жизни и удовлетворенности жизнью. Зачастую от внимания исследователей ускользает то, что смысл жизни «встроен» внутрь психологического механизма, обеспечивающего формирование и поддержание чувства удовлетворенности жизнью. В индивидуальном сознании он оформлен в виде субъективной модели желаемого будущего, или жизненного идеала, и служит внутренним стандартом, с которым личность сверяется при оценке своей текущей жизни. Иначе говоря, он выполняет оценочную функцию по отношению к жизненным достижениям личности. Субъективное переживание удовлетворенности или неудовлетворенности производно от оценочной функции смысла жизни и как бы «подытоживает» общую продуктивность индивидуальной жизнедеятельности. Оно сигнализирует о том, как у личности обстоят дела с практической реализацией смысла жизни; насколько она прогрессирует, преуспевает в индивидуальной жизнедеятельности; в какой мере она приблизилась к идеальному состоянию, которое «запроектировано» смыслом жизни. Отсюда логически вытекает, что удовлетворенность жизнью — это субъективное переживание личности по поводу продуктивности индивидуальной жизнедеятельности, оцененной через призму смысла жизни.

Учет оценочной функции помогает разобраться, почему осмысленность и удовлетворенность являются тесно сопряженными, и в то же время относительно независимыми явлениями. Ведь осмысленная жизнь не всегда бывает удовлетворяющей, а удовлетворительная жизнь не обязательно предполагает наличие смысла. Дело в том, что наличие смысла в жизни — это веское и необходимое, но само по себе не достаточное основание для субъективной удовлетворенности жизнью. Осмысленная жизнь становится удовлетворительной и счастливой лишь при условии продуктивного осуществления личностью ее смысла. Если же личность не способна продуктивно реализовать имеющийся смысл, он превращается из фактора удовлетворения, в источник несчастья и страданий. Неоптимальный смысл жизни собственно и представляет тот случай, когда осмысленность жизни служит предпосылкой не для чувства глубокого удовлетворения и устойчивого ощущения счастья, а для дискомфортных, травматических переживаний. В данной ситуации наличие смысла в жизни оказывается скорее не благом, а психологическим грузом для личности. Неоптимальный смысл жизни обременяет жизнедеятельность такими противоречиями, которые сковывают и тормозят самореализацию личности и, следовательно, лишают ее возможности насладиться жизненным успехом, почувствовать удовлетворенность жизнью и собой.

Таким образом, субъективные переживания удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью отражают динамику практической реализации личностью смысла собственной жизни. Степень удовлетворенности определяется тем, насколько успешно личность продвигается в осуществлении смысла собственной жизни и производных от него жизненных целей, планов, программ. Различные виды неоптимального смысла жизни негативно сказываются на темпах и продуктивности этого продвижения, вследствие чего падает уровень удовлетворенности жизнью и возникает угроза смысложизненного кризиса.

ВВЕДЕНИЕ

Нет нужды доказывать, что большинство людей, если не все, хотят быть счастливыми. Считается, что само понятие счастья весьма расплывчато и невразумительно. Но большинство людей отдает себе полный отчет в том, что это такое. Когда проводились опросы на эту тему, оказалось, что под счастьем люди подразумевают либо состояние, когда человек испытывает радость или другие позитивные эмоции, либо удовлетворенность жизнью.

Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью определяет очень многие поступки субъекта, разные виды его деятельности и поведения: бытового, экономического, политического. Эти переживания выступают значимым фактором состояния общественного сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений в обществе.

Необходимо отметить, что интерес к проблеме удовлетворенности жизнью в современной науке проявляется у представителей различных отечественных и зарубежных психологических течений в контексте изучения и повышения качества жизни, что является свидетельством актуальности и значимости данной проблемы.

Наше исследование проводилась в рамках институтов АмГПГУ. Практическая значимость работы заключается в возможности дальнейшего использования теоретических аспектов, материалов, полученных данных, а также выводов для изучения стратегий достижения удовлетворенности жизнью в отдельных социальных группах.

Мы построили своё исследование на основе высокого интереса к данной проблеме.

Объектом исследования выступали студенты первых курсов очного отделения, обучающиеся в АмГПГУ по специальностям «Математика и информатика», студенты естественно-географического факультета.

Предметом исследования являлись стратегии достижения удовлетворенности жизнью.

Гипотеза: не существует различий в стратегиях достижения удовлетворенности жизнью у студентов первого курса различных факультетов.

Целью данного исследования являлось изучение стратегий достижения удовлетворенности жизнью студентов.

1. Изучить состояние проблемы в научной литературе.

2. Изучить теоретические аспекты понятия стратегии достижения удовлетворенности жизнью и особенности юношеского возраста.

3. Изучить стратегии достижения удовлетворенности жизнью у студентов очного отделения первого курса АмГПГУ.

Эмпирический метод: психодиагностический.

Метод обработки данных: контент-анализ.

Методики: незаконченные предложения.

Испытуемые - студенты первого курса ФИТМиФ (19 человек), студенты первого курса ЕГФ (29 человек). Итого в исследовании приняли участие 48 человек.

Теоретические аспекты понятия удовлетворенности жизнью и психологическая характеристика юношеского возраста

Теоретический анализ проблемы удовлетворенности жизнью и стратегий её достижения

Непосредственное влияние удовлетворенность жизнью оказывает на настроение, психическое состояние, психологическую устойчивость личности. Значение этого важного феномена достаточно хорошо осознано и в обыденном сознании, и в науке.

Для характеристики состояния субъективного мира личности в аспекте его благоприятности употребляют различные термины: переживание (ощущение) счастья, удовлетворенность жизнью, эмоциональный комфорт, благополучие.

Майкл Аргайл употребляет понятия удовлетворенность жизнью и счастье как тождественные. «Счастье можно рассматривать как осознание своей удовлетворенности жизнью или как частоту и интенсивность позитивных эмоций».

«Удовлетворение (и удовлетворенность)» -- термин с очень широким значением, весьма распространенный и в связи с этим имеющий область определения с размытыми границами.

Важной для психолога особенностью термина «удовлетворенность жизнью» является его неопределенность в предмете оценки -- в том, что именно удовлетворяет или не удовлетворяет отвечающего. Предмет оценки очень часто от внимания исследователей ускользает. Но, в зависимости от того, что именно респондент принимает в расчет: внешние обстоятельства жизни (лишь в некоторой степени изменяемые его усилиями) или оценивает свои решения, действия и поступки, собственную успешность, существенно зависит сама оценка.

В начале 40-х годов, известный американский психолог Э. Л. Торндайк составил перечень факторов удовлетворенности жизнью, названный им "условиями хорошей жизни":

1. Удовлетворение физических потребностей.

2. Удовлетворение потребностей в активности (психической и физической).

3. Удовлетворение социальных потребностей (дружеские отношения, принадлежность к организованным группам, господство над другими, служение другим)

4. Личные успехи (признание со стороны других, самоуважение).

Только в 1973 году впервые в предметном указателе основных справочных изданий по психологическим публикациям появилась категория счастья, а в 1974 году - категория субъективного благополучия.

В 1976 году Эндрюс и Уайтни зафиксировали три компонента, из которых складывается субъективное благополучие: удовлетворенность жизнью, позитивные эмоции и негативные эмоции. Субъективное благополучие тем выше, чем больше у человека положительных эмоций, чем меньше отрицательных эмоций и чем больше удовлетворенность собственной жизнью, которая не является чисто эмоциональной оценкой, а включает момент когнитивного суждения.

М. Аргайл, английский специалист в области социальной психологии, межличностного общения в 80-е гг. XX века издает комплексную работу, содержащую в себе обширный материал западноевропейских и американских исследований счастья. В основном обзор Аргайла включает перечисление факторов счастья. Причём факторы выступают также и как источники, и как условия, и как области удовлетворённости жизнью, а иногда и как характеристики самого субъекта - совокупность личностных черт жизни индивида, которые поддаются определению, замеру и обнаруживают статистически значимую связь с удовлетворённостью жизнью.

Аргайл понимает счастье как состояние переживания удовлетворённости жизнью в целом, общую рефлективную оценку человеком своего прошлого и настоящего, а также частоту и интенсивность положительных эмоций.

Удовлетворенность жизнью в целом или ее отдельными сферами можно измерить с помощью самоотчетов. Исследования показывают: большинство людей считает, что их уровень счастья превышает средние показатели -- 70% от максимально возможного, а не 50%. Нет ясности в том, отдельные сферы ли воздействуют на общую удовлетворенность или наоборот, хотя в большинстве областей были обнаружены оба направления причинной связи.

В связи с большим количеством публикаций и исследований, где каждый привносит своё определение счастья, в рамках позитивной психологии было введено понятие «субъективное благополучие» (subjective well-being), которое используется в качестве синонима, заменителя понятия «счастье». Оно соотносится с тем, как люди оценивают свою собственную жизнь в терминах когнитивных и аффективных объяснений, и может быть выражено некоторой формулой: «Субъективное благополучие = удовлетворённость жизнью + аффект», где удовлетворённость жизнью - отражает оценку человеком его собственной жизни. Человек удовлетворен, когда почти нет разрыва между существующим положением и тем, что представляется ему идеальной ситуацией либо такой, которую он заслужил. Неудовлетворенность, в свою очередь, является результатом существенного разрыва между данностью и идеалом. Неудовлетворенность также может проистекать из сравнения себя с другими людьми. Аффект - представляет собой эмоциональную сторону, причем как положительные, так и отрицательные эмоции и состояния, связанные с повседневным опытом.

Особый интерес в психологии представляет вопрос, какими стратегиями пользуется человек для достижения субъективного благополучия. Понятие стратегии жизни рассматривается в рамках общей теории личности.

В отечественной психологии проблему стратегии жизни наиболее широко рассматривала К.А. Абульханова-Славская . Она выделила три основных признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу-имею» и создание условий для самореализации, творческий поиск. По ее мнению, личность можно назвать зрелой, если она способна устанавливать свой «порог» удовлетворенности материальными потребностями и начинает рассматривать их как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на другие цели. «Эта способность личности переключать свои жизненные стремления с материальных ценностей на другие и является показателем того, что она начала жить личной жизнью». Отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации . Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди.

Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу.

В нашем исследовании мы опирались на стратегии достижения счастья, выделенные Кроником, Амхмеровым. Первая стратегия, принцип максимизации полезности мира -- состоит в стремлении человека к максимально полезным, полностью удовлетворяющим его потребности объектам. Поскольку полезность любой вещи субъективно отражается в эмоциональном состоянии «приятного», то максимизация полезности мира одновременно означает стремление к поиску положительно окрашенных эмоциональных переживаний разной интенсивности.

Вторая стратегия -- принцип минимизации потребностей -- состоит в стремлении человека к уменьшению интенсивности (степени напряженности) движущих им потребностей. Такое стремление может иметь место в случае, когда собственно удовлетворение потребностей невозможно -- то ли в силу отсутствия соответствующих объектов, то ли из-за недостаточных для их достижения способностей человека, то ли при наличии других более важных и жизненно необходимых для человека, но еще не удовлетворенных потребностей. на основе принципа минимизации потребностей возникали различные представления о путях обретения счастья -- от умеренности и разумного ограничения потребностей до крайнего лишения и отречения от внешних благ.

Третий стратегия состоит в стремлении человека к упрощению своего мира в целом и к упрощению конкретных объектов -- целей его различной деятельности. Это стремление может проявляться в тех случаях, когда сложность цели превышает уровень способностей человека либо когда в масштабах имеющегося у человека времени цель труднодостижима. Субъективной мерой сложности, как показано выше, выступает знание человека о том, что представляет собой данный объект, как и в каком направлении он будет изменяться. Следовательно, принцип минимизации сложности сводится к стремлению человека создать для себя ясную картину мира, позволяющую объяснять и предсказывать и тем самым делать мир субъективно более простым и понятным.

Четвертый принцип саморегуляции человеком своей мотивации к миру -- принцип максимизации способностей -- состоит в стремлении человека к всестороннему развитию и самосовершенствованию в физическом и духовном отношении.

Самостоятельно мы выделили еще две стратегии, так как, на наш взгляд, не все действия людей, направленные на достижение удовлетворенности жизнью, могут уложиться в предложенные категории. Таким образом, мы добавили такие стратегии как, «принимать себя, других людей и окружающий мир такими, какие они есть» и «стремиться быть максимально полезным и существовать ради блага других людей».

ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ НА ПРИМЕРЕ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Смолева Елена Олеговна
Институт социально-экономического развития территорий РАН
научный сотрудник


Аннотация
В статье представлены результаты социологического исследования удовлетворенности жизнью на примере населения Вологодской области. Большая часть населения Вологодской области удовлетворены своей жизнью (61%), неудовлетворенность отметили 17% респондентов. Выявлены факторы жизнедеятельности, которыми наиболее и наименее удовлетворены респонденты. Проведены данные анализа дифференциации удовлетворенности по социальным группам. Выявлены гендерные и возрастные различия удовлетворенности жизнь, различия в удовлетворенности различными сферами жизни городских и сельских жителей, представителей различных профессий.

THE STUDY OF LIFE SATISFACTIONTHE EXAMPLE OF THE VOLOGDA REGION

Smoleva Elena Olegovna
Institute of Socio- Economic Development of Territories of Russian Academy of Science
researcher


Abstract
The article presents the results of the survey of life satisfaction on the example of the Vo-logda region. Most of the population of the Vologda region are satisfied with their lives (61%), dissatisfaction noted 17% of respondents. The article presents the factors of life that are most and least satisfied respondents. The author has revealed differentiation in level of the life satisfaction of different social groups. The author has revealed gender and age differences in satisfaction with life, differences of urban and rural residents, representatives of various professions.

Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью определяет поведение человека в различных сферах жизнедеятельности. Удовлетворенность жизнью «…отражает оценку человеком его жизни, где нет разрыва между существующим положением и тем, что представляется ему идеальной ситуацией, либо такой, которую он заслужил» .

Удовлетворенность жизнью является важным показателем «внутренней стабильности общества, уровня общественной поддержки деятельности властей и властных институтов в целом» .

Значимыми для удовлетворенности жизнью в целом являются такие факторы как: наличие близких социальных связей, удовлетворенность работой, здоровье, наличие свободного времени для досугового времяпрепровождения, личностные качества (самооценка, экстраверсия, осмысленность жизни), положительные эмоции (хорошее настроение). Менее значимым является материальное обеспечение .

Задачами исследования явилось определение уровня и факторов удовлетворенности жизнью населения Вологодской области.

Методическая основа исследования –социологический опрос населения Вологодской области. Объем выборки – 1500 респондентов в возрасте старше 18 лет; ошибка выборки не превышает 5%.

По данным исследования, большая часть населения Вологодской области удовлетворены своей жизнью (61%), при этом полностью удовлетворены своей жизнью 12% от опрашиваемых, еще 49% скорее удовлетворены. Отметили неудовлетворенность 17%, из них только 3% высказались о полной неудовлетворенности своей жизнью.

Наименее удовлетворены респонденты обстановкой в стране (удовлетворены 44% опрошенных) и материальное положение (52%). К «благоприятным факторов» (индекс удовлетворенности которыми превышает 50%) относится семья, межличностные отношения, положение в обществе.

Наибольшую значимость для населения имеет материальное положения (индекс значимости 76%), семейное благополучие (74%), обстановка в стране (69%), социальный статус (68%) и работа (67%). Среди всех факторов наименьшее значение население придает «образу жизни» (индекс значимости 56%).

Удовлетворенность жизнью в целом у мужчин и женщин находится на одинаковом уровне. В равной степени мужчины и женщины удовлетворены сферой семейных и межличностных отношений, различными сторонами своей профессиональной деятельности: содержанием своей работы в целом, возможностью выбора места работы, отношениями с коллегами по работе, условиями своей профессиональной деятельности (учебы).

Мужчины более удовлетворены своим образом жизни в целом, своим положением в обществе, материальным положением, но менее удовлетворены своим образованием (рис. 1). Среди женщин очень низкий уровень удовлетворенности обстановкой в государстве.

Также более низкую удовлетворенность женщины демонстрируют в областях жизнеобеспечения и досуга: они менее довольны сферой услуг, бытового и медицинского обслуживания, повседневным проведением отдыха, досуга, возможностью проводить отпуск (рис. 2).

Молодежь до 30 лет мало удовлетворена своим положением в обществе, материальным положением, возможностями выбора места работы, проведения отпуска и досуга, своим образованием, современной обстановкой в обществе (рис. 3).


В то же время необходимо отметить и уменьшение с возрастом важности различных жизненных сфер. По мере старения снижается доля придающих значимость межличностному общению (отношения с друзьями важны для 92% опрашиваемой молодежи и 85% среди людей старше 55(60) лет) и сфере профессиональной деятельности.

Различия в удовлетворенности различными сферами жизни городских и сельских жителей Вологодской области значительны (64% опрошенных в городе против 53% на селе). Это можно объяснить различным социально-экономическим положением города и села. Сельские жители более недовольны жилищно-бытовыми условиями и сферой профессиональной деятельности (рис. 4).

Анализ дифференциации удовлетворенности жизнью представителей различных профессиональных групп выявил различия, обусловленные их статусом и материально-финансовым обеспечением. Более высокий процент удовлетворенных жизнью в целом среди руководителей государственных предприятий и работников органов управления (88% от опрашиваемых), военнослужащих (76%), предпринимателей (75%) и служащих (75%). Среди работающего населения меньше всего лиц, удовлетворенных жизнью, в среде работников сельского хозяйства (55%), торговли и сферы обслуживания (58%), представителей рабочих профессий (59%).

Среди лиц, не относящихся к категориям работников (студентов, пенсионеров, инвалидов и безработных) численность выражающих удовлетворенность жизнью, еще ниже: 55% среди пенсионеров, 41% среди безработных, 8% среди инвалидов. Низкие цифры складываются за счет недовольства обстановкой, сложившейся в профессиональной деятельности, материальном обеспечении. Для представителей этих категорий проблемным является выбор места работы – удовлетворены возможностью выбора от 8% (среди инвалидов) до 36% (среди студентов).

Проведенное исследование подтверждает актуальность изучаемой проблемы, так как исследование факторов, определяющих удовлетворенность жизнью, позволяет выделить «группы риска», в которые входят люди, нуждающиеся в помощи, направленной на повышение их субъективного благополучия.