Когда нужно обратиться к психиатру с ребенком. Чрезмерная или пониженная чувствительность к громким звукам, яркому свету, резким запахам, прикосновениям. Как получить профессию "детский психиатр"

Наш эксперт - заместитель директора Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков, кандидат медицинских наук Петр Безменов .

Родители как огня боятся не то что консультации у этого специалиста, а даже предположения, что его консультация может понадобиться их ребенку. Между тем не больше 10% детей и подростков имеют тяжелые психические расстройства. В большинстве же случаев речь может идти о нарушениях, которые успешно поддаются коррекции.

Когда бить тревогу?

Все зависит от контекста ситуации и реакции на нее. Вот простой пример. Ребенок идет с родителями по улице, вдруг из-за поворота вылетает машина, проносится в сантиметре от них, чуть не сбив всех с ног. Ребенок испуган, весь вечер рассказывает об этом происшествии и долго не может заснуть.

Такая реакция совершенно естественна, родителям в этом случае необходимо проявить терпение и заботу, успокоить ребенка.

На следующий день ребенок все еще вспоминает происшествие, с опаской выходит из дома, шарахается от проезжающих машин, но тем не менее идет по улице. Эта реакция говорит о том, что ребенок чрезмерно впечатлителен. Но с этой ситуацией родители еще могут справиться сами, обеспечив детской нервной системе комфортные условия.

Но если у ребенка после этого происшествия каждый выход на улицу вызывает ужас, если он начинает бояться не только шума машин, но и других громких звуков: крика, лая собак, хлопанья дверей, если в итоге совсем перестает выходить из дома - все это должно заставить родителей задуматься о консультации со специалистом.

Кого выбрать?

Психолог или психиатр? Не всякий родитель сумеет сделать правильный выбор. Поэтому не так важно, к кому первоначально обратятся родители: психиатру или психологу.

«Родители, как правило, сначала приходят к своему педиатру: ребенок не спит, плачет, возбудимый, расторможенный, неврологи не везде есть, психиатры тем паче, - говорит Петр Безменов. - И, к сожалению, крайне редко педиатр рекомендует идти дальше. Хотя у него должна быть настороженность: при определенных жалобах, предъявляемых родителями, ребенка целесообразно проконсультировать у психиатра».

Со школьниками в этом смысле проще. В школах есть штатные психологи, которые по идее должны первыми насторожиться, видя неадекватное поведение ребенка. В отличие от психиатров они имеют право смотреть ученика без согласия его и родителей. Но не могут ставить диагнозы и назначать лечение. Зато могут посоветовать обратиться к врачу, если их что-то насторожило в состоянии школьника.

С другой стороны, можно представить реакцию мамы и папы, услышавших, что их ребенку нужна консультация психиатра. Этого не может быть! Мы такие успешные, всего достигли, а вы просто не умеете общаться с нашим чадом - часто на этом взрыве эмоций вся помощь психолога и заканчивается. Насильно отправить на консультацию к психиатру нельзя.

Между тем в стационар часто приходят родители с детьми, уже достаточно запущенными, которые в течение 3-5 лет пытались корригировать поведенческие особенности у других специалистов, боясь идти к тому, к кому идти было нужно с самого начала. Отчасти эта боязнь основывается на том, что у психиатра ребенка обязательно «залечат».

Это большое заблуждение. Даже в «острых» отделениях стационара, где проходят лечение дети и подростки с наиболее тяжелыми формами психических расстройств, лекарственная терапия сочетается с нелекарственными методами. А уж применительно к пациентам с пограничными формами нарушений приоритет и вовсе отдается психотерапевтическим и психолого-педагогическим способам коррекции.

Хотя, конечно, есть заболевания, при которых, к сожалению, можно добиться успеха только при помощи достаточно мощных лекарств, назначаемых на длительный срок. Но это как, скажем, при аппендиците: сколько бы вы ни пытались мять живот, давать таблетки, нужна операция, иначе пациент умрет.

Так и в психиатрии: есть состояния, при которых преимущественно используется лекарственная терапия. А есть масса расстройств, которые требуют только работы со специалистами: логопедом, дефектологом, психологом.

След на всю жизнь?

Один из самых больших страхов родителей, который мешает обратиться к психиатру, что этот факт станет известен в детском саду или школе и перечеркнет жизнь ребенку.

Между тем, во‑первых, законодательно существует понятие врачебной тайны, и даже если ребенок лежал в психиатрической больнице, справку в сад или школу ему выдаст участковый педиатр без диагноза, без названия стационара.

Во‑вторых, при консультациях и наблюдении у психиатра после окончания лечения медицинская карта ребенка передается в архив и на любой запрос будет ответ: на учете не состоит. Исключения делаются лишь для детей с тяжелыми психическими расстройствами, которые должны регулярно наблюдаться у специалиста и которые стоят на диспансерном учете.

И в‑третьих, психиатр не участвует в диспансеризации детей и его заключение не требуется при оформлении медицинской карты ни в садик, ни в школу. Хотя многие психиатры считают, что их участие в диспансеризации помогло бы раннему выявлению психических заболеваний, а информация могла бы оставаться закрытой.

Если у нас разболелся зуб, мы идем к стоматологу. Если у ребенка заложен нос и болят ушки – мы отправляемся к ЛОРу. А как быть, если расстраивается здоровье душевное? Если у нас или ребенка нарушается сон, если мы быстро утомляемся, много грустим или тревожимся, а может быть, наоборот – становимся агрессивными и скандальными, капризничаем и то и дело роняем слезу? В таких ситуациях мы обычно ждем, что все «само пройдет». А если и задумываемся о лекарях душ человеческих, то чаще всего теряемся в догадках, к какому специалисту обратиться за консультацией.

«Направо пойдешь… Налево пойдешь…»

Причины у душевных болезней могут быть самые разные. Возможно, где-то в организме идет вялотекущий воспалительный процесс, и организм залит аутотоксинами «под самую крышечку», что и вызывает упадок сил, раздражительность и ведет к постоянным конфликтам с окружающими. Бывает и так, что клиент приходит к психологу исправлять депрессию, а затем оседает у нефролога для работы над почечной недостаточностью. Другой вариант: человеку никак не удается перешагнуть через какое-то травматическое событие (расставание с любимыми людьми, резкую смену сферы деятельности – а кому-то и пожара в сарае может хватить), и потому он никак не может собраться с силами, принять важные решения и выйти из депрессии. Кроме того, часто люди остро переживают очередной возрастной кризис или кризис развития и думают при этом: «Жизнь кончена! Я опасно болен, а судьба - злодейка». И тогда очень кстати приходится компетентный человек, который помогает сориентироваться в ситуации и понять, что переживания и чувства, с которыми столкнулся человек, не являются признаком опасного заболевания, а вполне нормальны и естественны. Вариантов – масса.

И все проблемные ситуации различны. Где-то страждущему человеку вполне может хватить «разбора полетов» с психологом, а где-то потребуется медикаментозное вмешательство или физиотерапевтические процедуры. Но в принципе, с проблемой можно идти к любому из специалистов «душевного профиля», и если нужно, выбранный специалист направит клиента к другому врачу . Хотя стОит при этом представлять основные различия между профессионалами душеспасения: ведь кто-то из них больше доверяет таблеточкам и физиопроцедурам, а кто-то больше склонен тщательно перебирать детали душевного механизма.

НЕВРОЛОГ

Специалиста этого профиля называют не только неврологом: на дверных табличках порой значится «Невропатолог», «Психоневролог». Во-первых, это врач с высшим медицинским образованием. И занимается он заболеваниями нервной системы: его интересует именно наша материальная нервная система: головной мозг, спинной мозг и ответвления нервов, проходящих по всему телу. Неврологу важно, чтобы мозгу ничто не мешало нормально функционировать и управлять жизнью нашего организма, чтобы все отделы мозга выполняли свою работу, а нервные волокна проводили электрохимические импульсы ко всем системам и органам - и обратно. И если что-то нарушается в работе нервной системы, то невролог проводит диагностику, назначает лечение и рекомендует профилактические меры по предупреждению нервных заболеваний. Лечит невролог лекарствами, специальными манипуляциями (мануальная терапия, кинезиология, рефлексотерапия и т. п.), лечебной гимнастикой и массажем, физиопроцедурами (электрофорез, грязевые и парафиновые аппликации и т. п.).

Например, приходит на прием к неврологу мама с ребенком: врач осматривает малыша, проверяет его рефлексы, мышечный тонус, положение шеи, позвоночника, стоп, симметричность левой и правой сторон тела, задает маме вопросы о поведении ребенка. После этого невролог может назначить дополнительные аппаратные исследования (электроэнцефалографию, ультразвуковую диагностика и др.), чтобы уточнить положение дел. И собрав воедино свои наблюдения и данные исследований, невролог дает рекомендации. Для лечения он может назначить препараты, влияющие на работу нервной системы (притом, выбор лекарств обширен и каждому конкретному ребенку можно подобрать таблетки, оптимально ему подходящие). Если нужно, дополнительно назначаются массаж и физиопроцедуры, рекомендуется консультация мануального терапевта или рефлексотерапевта, логопеда и, возможно, психолога или психиатра. Также невролог может дать маме конкретные частные советы: например, больше водить ребенка за правую руку или в течение месяца по 1-2 часа в день надевать правый башмачок на левую ногу, а левый – на правую. Назначения невролога лучше выполнять курсом – все сразу. Если мы сначала пропьем препараты, через месяц сходим на массаж, а еще через пару недель доберемся до рефлексотерапевта, то эффект такого лечения будет несколько смазан.

В каких случаях стоит обращаться к неврологу:

· у младенцев: родовые травмы, асфиксия, гипоксия, обвитие пуповиной;

· задержка речевого и психического развития;

· гиперактивность, неусидчивость, невозможность сосредоточиться;

· послетравматические неблагоприятные состояния, особенно при травмах головы, шеи, спины;

· головные боли, головокружение, тошнота, рвота;

· тики, навязчивые движения, заикания, страхи;

· радикулиты, остеохондроз, нарушение чувствительности.

ПСИХИАТР

Психиатр (иногда – психопатолог)- это тоже специалист с высшим медицинским образованием, который прошел специальную подготовку в области психических расстройств. Соответственно, область интересов врача психиатра - психические растройства, их диагностика, динамика и лечение. Психиатр сосредоточен на психических функциях человека: восприятии, памяти, мышлении, эмоциональных переживаниях, - и если эти психические функции заметно нарушаются, расстраиваются, то психиатр знает, как привести их в норму. Кроме того, психиатры занимаются лечением и психосоматических заболеваний, таких как астма, диабет, заболевания щитовидной железы, язвенная болезнь и некоторые другие. Лечит этот специалист таблетками, режимом и психотерапевтической беседой. Но в основном – таблетками и режимом (может еще, конечно, скальпелем и электрошоком, но нам с вами об этих методах думать рано). И существенным отличием психиатра от других специалистов по психическому здоровью является то, что только он имеет право использовать в лечении особые психофармакологические препараты .

Например, к психиатру обращаются родитель и ребенок с жалобами на гиперактивность, истеричность и невнимательность. Врач наблюдает за ребенком, задает ему вопросы, просит выполнить различные задания, спрашивает родителя об особенностях поведения ребенка. Психиатр может направить ребенка к неврологу и затем ознакомиться с его заключением и рекомендациями. Психиатр также может порекомендовать дополнительные аппаратные исследования для уточнения ситуации (электроэнцефалография, например). Хороший специалист обязательно обратит внимание на черты характера ребенка, его семейную среду и наследственность, учтет возрастные особенности и многие другие факторы и только потом даст оценку состояния ребенка и если необходимо, порекомендует терапевтические меры: медикаменты, общеукрепляющие средства, процедуры и режим, а также, при необходимости – работу с психологом. В ведении психиатра – решение таких вопросов, как направление в специализированный детский сад или школу, перевод ребенка на индивидуальное обучение, освобождение от экзаменов в школе (и армейской службы, кстати), при необходимости – оформление инвалидности.

В каких случаях стоит обращаться к психиатру:

· навязчивые страхи и чрезмерная тревога;

· депрессии, длительное снижение настроения или апатия;

· чрезвычайные взлеты и падения настроения;

· заметные изменения привычного режима еды и сна;

· неспособность справляться с повседневной деятельностью и повседневными проблемами;

· чрезмерные ложь и фантазирование (когда ребенок не может отличить реальный мир от мира своих фантазий и верит, что это происходит на самом деле);

· неадекватное поведение: чрезмерная агрессивность, ритуальное, навязчивое поведение;

· а также у взрослых и взрослеющих: мысли или разговоры о самоубийстве;

· заметное изменение личности;

· странные или грандиозные идеи;

· злоупотребление алкоголем или наркотиками.

Если у вас или ваших близких продолжительное время наблюдается один, а пуще – некоторые из этих признаков, то есть повод для визита к психиатру, ведь любое заболевание легче корректируется на ранних стадиях. Хотя, конечно, из всех лекарей душ человеческих психиатр, в народном сознании, – самая демонизированная фигура. До сих пор приходится сталкиваться с представлениями о психической болезни как о «позоре», о психических больных как людях «слабоумных» и «слабовольных», «опасных» и «неизлечимых». К тому же распространено мнение, что «самодостаточный человек» может сам «взять себя в руки» и разобраться в своих моральных, эмоциональных и психологических проблемах. Однако стоит помнить: история знает немало случаев, когда подобные проблемы трансформируются в соматические болезни, а психические расстройства принимают затяжной характер. И с этим тоже приходится как-то жить и бороться.

ПСИХОЛОГ

Прежде всего, психолог – это не врач . Это специалист с высшим гуманитарным образованием , получивший подготовку в области научной и прикладной психологии . Психологи обладают значительным багажом знаний о развитии и функционировании психики, о психологии личности и психологии индивидуальных различий.

Как правило, психолог имеет специализацию в одной или нескольких областях практической психологии: детская психология, социальная психология или организационная психология. Психологи в большей степени сосредоточены на проблемах в целом психически здоровых людей.

Под названием «психолог» в массовом сознании зашифровано до десятка профессий, которые зачастую имеют мало общего друг с другом. Здесь и психологическое консультирование, и психодиагностика, и психологическое тестирование (например, по профориентации), и бизнес-консультирование с коучингом, и тренинги с психологическими группами. Существуют также специалисты по теоретической психологии: академические психологи-исследователи и психологи-педагоги и преподаватели. Перечисленные представители разных психологических специальностей не могут заменять друг друга, как гинеколог без должной переподготовки не может лечить клиентам зубы.

Но когда мы собираемся к психологу по поводу своего или детского душевного нездоровья, по поводу семейных неурядиц или проблем на работе, то чаще всего мы подразумеваем именно практического консультирующего психолога. В идеале, специалист-консультант обладает не только теоретическими знаниями, но и уверенными навыками работы с клиентами. Хорошо, если психолог сам проходил психотерапию: во-первых, для того чтобы лучше понимать механизмы работы психики в кризисных ситуациях, а во-вторых, для того чтобы не пытаться за счет клиентов решать свои собственные проблемы. Психологи-консультанты помогают найти выход из кризисной ситуации, поверить в свои силы, найти внутренние резервы, выйти из депрессии. В зависимости от сложности проблемы, от состояния клиента, от техники, в которой работает психолог, речь может идти как о краткосрочном консультировании, рассчитанном на одну или две встречи, так и о длительной терапии протяженностью от нескольких недель до нескольких месяцев, а то и лет.

В каких случаях стоит обращаться к психологу:

· неудовлетворенность собой и своей жизнью;

· депрессия;

· отсутствие понимания с близкими людьми;

· расставание, развод или другие кризисные ситуации в личной жизни и на работе;

· у детей – в том числе для диагностики и коррекции познавательной сферы (внимание, мышление, память, воображение) – при задержке речевого и психического развития, трудностях в обучении, для диагностики готовности ребенка к школе;

· страхи, тревожность;

· энурез, тики, заикание;

· психосоматические заболевания (если вы заметили, что у ребенка при стрессах обостряются хронические заболевания – астма, язва, нейродермит);

· проблемы в общении со взрослыми и ровесниками;

· агрессия, гиперактивность;

· если ребенок пережил сексуальное, физическое или психологическое насилие;

· после травмы (смерть близкого человека, развод родителей, операция, ДТП и проч.)

НЕЙРОПСИХОЛОГ

Скажем пару слов о нейропсихологах, которые могут оказать действенную помощь многим детям. Это специалисты, владеющие особым методом диагностики и коррекции трудностей в учебе и проблем в поведении. Нейропсихологи говорят, что психические процессы (внимание, мышление, память и др.) связаны с определенными отделами головного мозга. И у нейропсихологов разработаны особые упражнения, которые помогают доразвить или скорректировать нужные отделы мозга, чтобы тем самым повлиять на поведение желаемым образом. Например, для снятия гиперактивности и бОльшей концентрации внимания ребенку 8-ми лет нейропсихолог назначает такую гимнастику: в течение двух недель по пять минут в день лежать смирно, высунув язык, дышать животом на счет, шевелить конечностями и вращать глазами. Все это – под руководством нейропсихолога. Детям нравится:) Нейропсихолог помогает спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка, а также правильно построить коррекционную работу.

В каких случаях стоит обращаться к нейропсихологу:

· трудности в обучении;

· проблемы поведения, гиперактивность;

· задержки речевого и психического развития;

· дисгармоничное развитие (допустим, с памятью и мышлением все в порядке, а вот волевая сфера и контроль за поведением оставляет желать лучшего);

· родовые травмы, минимальные мозговые дисфункции.

ПСИХОТЕРАПЕВТ

Психотерапевтом в нашей стране имеет право называться только специалист с высшим медицинским образованием, то есть, врач. Который в дополнение к своему врачебному диплому прошел специализацию по психотерапии, то есть, этот врач обязан владеть методами психотерапевтической работы с пациентом. Например, очень часто психотерапевтическими методиками овладевает психиатр, тогда он говорит о себе как о психиатре-психотерапевте.. Методов психотерапевтической работы множество: эриксоновский транс, гештальт-терапия, НЛП, трансперсональная терапия, телесно-ориентированная терапия… В ходе психотерапевтического взаимодействия пациент имеет возможность более объективно рассмотреть свою душевную проблему, обратиться к своим внутренним ресурсам, пережить "забытые" переживания, получить поддержку.

Порой психотерапевтами называют себя психологи, которые также владеют определенными психотерапевтическими техниками, и в каком-то смысле это оправдано, хоть и некорректно с официальных позиций. Однако практикующий психолог не является врачом, следовательно, при необходимости он не может назначить клиенту лекарства (те же антидепрессанты в случаях выраженной клинической депрессии или успокаивающие средства при панических атаках и фобиях). На практике, при работе с относительно здоровыми людьми, разницы между хорошим врачом психотерапевтом-психологом и хорошим врачом психотерапевтом-психиатром может и не быть. Когда же речь идет о серьезных психических заболеваниях, то лучше сочетать психиатрическую и психотерапевтическую помощь. В некоторых случаях бывает эффективно, когда и то, и другое лечение осуществляет один врач психотерапевт, в других случаях лучше разделять эти два вида помощи между двумя разными специалистами.

В каких случаях стоит обращаться к психотерапевту:

· депрессия, апатия;

· неудовлетворенность жизнью и недовольство собой;

· жизненные проблемы и потрясения;

· тревожные состояния и навязчивые страхи;

· панические расстройства;

· вялость, раздражительность, упадок сил;

· психосоматические заболевания (обострения хронических болезней при стрессах).

Как видите, разграничить профессиональные сферы всех перечисленных специалистов довольно сложно: существуют психологи-психотерапевты, психиатры-психотерапевты, практикующие психологи разных направлений… И чтобы не запутаться, можно следовать простому правилу: если в вашем поле зрения есть врачеватель душ, в компетентности которого вы уверены, то обращайтесь смело к нему – будь то невролог или психолог. А он уже, если это будет нужно, перенаправит вас к другим специалистам – возможно, адресно.

А мы пожелаем ю-мамовцам развесистого душевного здоровья и сил для преодоления любых житейских передряг!

С подростком что-то не так.

Признаками внутренней готовности к суициду могут стать изменения сна и аппетита, проблемы с успеваемостью, потеря интереса к своему внешнему виду, повышенная агрессивность. Подростки могут начать раздавать друзьям дорогие для них вещи. Без родительской поддержки подросток часто опускает руки.


Психиатрия и психология – относительно молодые науки. Поэтому вполне нормальна ситуация, когда родители не четко понимают различия между детским психологом, психиатром и психотерапевтом. Давайте попробуем разобраться, за что отвечают эти специалисты и к кому следует обращаться в определенных ситуациях.

Психолог: педагог для эмоциональной сферы

Сегодня все чаще встречаются советы обратиться к детскому психологу при, казалось бы, рядовых ситуациях в воспитании ребенка. Но у многих родителей слово «психолог» ассоциируется с психиатрией, поэтому они отказываются от визита, ведь их малыш абсолютно здоров.

Однако детский психолог - не врач, а педагог с высшим специальным образованием. Он учился не в медицинском ВУЗе, и поэтому не «лечит» детей в традиционном понимании. Он также не выписывает медикаменты, а может лишь указать на возможную необходимость приема препаратов и посоветовать обратиться по этому поводу к неврологу.

Психолог, если можно так выразиться, корректирует эмоции ребенка из-за определенных ситуаций, помогая справиться или взглянуть на них по-другому. В ходе бесед (или игр, если ребенок совсем мал) он также ищет причины неадекватного детского поведения и старается разобраться с ними.

Примеры случаев для обращения к детскому психологу:

  • Ночные страхи, подверженность фобиям;
  • Агрессия, неуправляемое поведение.;
  • Излишняя застенчивость;
  • Резкие изменения в поведении (например, внезапная неуспеваемость на фоне предыдущих хороших оценок);
  • Травмирующая ситуация в жизни ребенка.

Психиатр: врач на страже душевного здоровья

Психиатр имеет как базовое медицинское образование, так и профильную подготовку в области психиатрии. Таким образом, это врач в классическом понимании. Предмет его изысканий - не столько чувства и эмоции пациента, сколько «материальное» состояние организма. Ведь к психическим отклонениям зачастую приводят нарушения в работе головного мозга, спинного мозга, ответвлений нервов и внутренних органов в целом.

Психиатр может использовать немедикаментозные методы лечения, но фармакотерапия остается главенствующей. Важно понимать, что на прием к этому специалисту редко попадают внезапно и «с улицы», так как психиатр занимается существенными психическими нарушениями. Родители, а тем более педиатр и невролог вряд ли могут не замечать их. Как правило, маленький пациент получает направление к психиатру от врачей из детской поликлиники, в частности от невролога.

Примеры случаев для обращения к детскому психиатру:

  • Неконтролируемые, неистовые вспышки гнева;
  • Галлюцинации у ребенка;
  • Навязчивые состояния;
  • Панические атаки;
  • Длительные расстройства сна.;
  • Нарушения памяти, мышления, восприятия.

Психотерапевт: врач и педагог в одном лице

Детский психотерапевт - тоже врач с высшим медицинским образованием. Но принципиальное отличие его работы в том, что он предпочитает медикаментозному лечению методы психологического воздействия. Под этими методами подразумеваются беседы, в ходе которых выявляются и предупреждаются развития внутренних конфликтов у ребенка, а также находятся способы решения его психологических проблем.

Можно сказать, что детский психотерапевт служит симбиозом педагога и доктора, поскольку он использует комплексный подход, ставя диагноз и, при необходимости, выписывая пациенту необходимые препараты. Чаще всего это успокаивающие средства, такие как Тенотен детский , которые помогают защитить несформировавшуюся психику ребенка от перегрузок и нормализовать поведение. Случаи, с которыми обращаются к психотерапевту, во многом похожи на практику детского психолога. Но если последний занимается «мелочами жизни», то психотерапевт также прекрасно ориентируется в клинических тематиках.

Примеры случаев для обращения к детскому психотерапевту:

  • Агрессивное, асоциальное или неадекватное поведение;
  • Заниженная самооценка, перманентная неуверенность в себе;
  • Фобии и чувство вины;
  • Навязчивые состояния;
  • Пережитая глубокая психотравма.

Раздел медицины, известный как детская психиатрия - важное направление, значимость которого переоценить невозможно. Многие дети подвержены различным психическим заболеваниям, поэтому специалисту в данной сфере приходится иметь дело с психическими патологиями, их симптоматикой, причинами возникновения, особенностями диагностики и лечения, а также профилактикой психических болезней у детей и подростков. Специальная медицинская подготовка помогает врачу проводить диагностику, лечение, профилактику и реабилитацию психических нарушений.

Нередко к психиатру обращаются для оказания помощи в связи с имеющейся врожденной патологией или наследственным заболеванием. Кроме проявления врожденных аномалий, психиатр, работающий с детьми, сталкивается с недугами и отклонениями, приобретенными в процессе роста ребенка. Причиной многих проблем является воспитание детей, которое часто приводит к самым серьезным нарушениям в подростковом возрасте. Часто на прием к психиатру приходят родители, которые понимают, что их ребенок страдает задержкой развития. Истинной причиной патологии могут быть изменения в организме, которые возникают в переходный период или кроются совершенно в ином, но установить это под силу только специалисту.

По роду своей деятельности доктор консультирует родителей и учителей по вопросам воспитания, а также создания благоприятной среды в семье и детском коллективе. Кроме того, детский психиатр занимается вопросами направления ребенка в специализированный детский сад или учебное заведение, определяет, должен ли ребенок заниматься индивидуально, кому необходимо освобождение от экзаменов, а кому нужно оформлять инвалидность.

Стигматизация

Совет обратиться с ребёнком к детскому психиатру воспринимается многими родителями как личное оскорбление. Этому обстоятельству есть несколько объяснений.

В нашей культуре до сих пор психические расстройства ассоциируются с чем-то «неприличным», считается, что в нормальной семье не рождается ребёнок, страдающий психическим заболеванием, поэтому родителей долгие годы может преследовать чувство вины и собственной несостоятельности. Это явление называют стигматизацией («стигматизация» - негативное социальное последствие диагноза психической болезни, связанное со сложившимся в обществе стереотипом воспринимать ее как постыдную, отторгающую, дискриминирующую).

Могу со всей ответственностью утверждать, что психические расстройства у детей встречаются в самых разных семьях и причин возникновения таких расстройств множество, некоторые из них всё ещё неизвестны науке.

Мотивы обращения к детскому психиатру

Что родителей должно насторожить в состоянии ребенка, когда имеет смысл обратиться к детскому психиатру?

В раннем возрасте - общая нервность (раздражительность, возбудимость, сниженный аппетит, двигательное беспокойство, склонность к беспричинным колебаниям температуры).

В дошкольном и раннем школьном возрасте - гиперактивность (после 3-х лет), заторможенность, стойкие однообразные игры, особенно с неигровыми предметами (с веревочками, палочками), навязчиво повторяющиеся движения или действия, патологические привычки (кусание ногтей, выдергивание волос, раздражение половых органов, раскачивание перед сном, чрезмерная склонность к фантазированию (когда ребенок перевоплощается в образ и подолгу из него не выходит), отставание в речевом, психическом развитии, дневное или ночное (после 6 лет) недержание мочи, кала (при отсутствии поражения спинного мозга и урологических заболеваний), заикание, стойкие повторяющие страхи в дневное и ночное время, снохождение, сноговорение, нарушение выработки школьных навыков.

В подростковом возрасте - нарушения поведения (агрессивность, жестокость, склонность к уходам и бродяжничеству, суицидальные высказывания, ненависть к близким, замкнутость), упорное ограничение приема пищи со стремлением похудеть, болезненное отношение к реальному незначительному физическому недостатку (чрезмерная фиксация на нем), чрезмерные односторонние увлечения, которым уделяется большая часть времени в ущерб учебе и общению.

Как следует подготовиться к посещению детского психиатра?

Постарайтесь не заострять внимание вашего ребенка на этой консультации. По возможности, он должен чувствовать себя спокойно и уверенно.

Что происходит на приеме детского психиатра?

1. Врач выслушает жалобы, расспросит о перенесенных заболеваниях и образе жизни.
2. Проведет беседу с ребенком и проанализирует состояние ребенка, развитие болезни и возможные ее причины.
3. Назначит медикаментозное лечение, либо направит к клиническому психологу для проведения психокоррекционной работы, даст рекомендации по образу жизни.
4. Решит необходимые социальные вопросы: направление в специализированный детский сад или школу, перевод ребенка на индивидуальное обучение, освобождение от экзаменов в школе, оформление инвалидности.

Какие дополнительные обследования может назначить детский психиатр?

1. Электроэнцефалография (ЭЭГ).
2. Ультразвуковое обследование мозга.
3. Компьютерная томография мозга.
4. Консультации других специалистов.

Мифы о психиатрии

Миф 1: Психиатр, психотерапевт и психолог - это одно и то же

Психолог - это не врачебная специальность, он занимается психодиагностикой и психокоррекцией, но не назначает лечение. Психологи, работающие в школах - это, как правило, педагоги-психологи, которые работают со здоровыми детьми. И только клинические психологи, получившие образование в медицинских вузах, имеют представление о психической патологии и о том, как с ней работать. Психиатр - это врач, который ставит психиатрический диагноз, назначает необходимое дополнительное обследование и лечение. Психотерапевт - это врач-психиатр, прошедший специализацию по психотерапии. Он занимается немедикаментозным лечением психической патологии - специальными методами воздействует на психику, а через психику – на весь организм.

Миф 2: Если обратиться к психиатру, обязательно «поставят на учет».

В нашей стране согласно «Закону о психиатрической помощи» обращение к психиатру - дело сугубо добровольное. Осмотр, наблюдение, лечение ребенка до 15 лет проводятся только с согласия его законных представителей (родителей, опекунов), а с 15 лет - и с согласия самого подростка. Недобровольным осмотр, наблюдение, лечение может быть в случае, если ребенок опасен для себя или окружающих, но на это требуется решение суда, которое выносится на основании доводов врача-психиатра.

После осмотра ребенка, выявления проблем, детский психиатр разъясняет родителям необходимость тех или иных мер:
при психологических проблемах или связанных с неправильным воспитанием в семье, направляет к психологу или психотерапевту;
при невыраженной психической патологии, то есть неврозах, задержках психического развития, нарушениях поведения - берет под наблюдение в консультативную группу, то есть родители обращаются на прием по мере необходимости; если в течение года не обращаются, то снимает с наблюдения; амбулаторная карта отправляется в архив;
при хронических психических расстройствах с тяжелыми частыми обострениями ребенок берется под диспансерное наблюдение - он нуждается в регулярных осмотрах врача и лечении.

Родители могут отказаться от психиатрической помощи своему ребенку, написав письменный отказ.

Миф 3: Если один раз обратился к психиатру с ребенком, об этом узнают в детском саду, школе, на работе.

Согласно всё тому же «Закону о психиатрической помощи» сведения об обращении или наблюдении не распространяются - они являются врачебной тайной, охраняемой законом. Врач-психиатр может давать сведения только законным представителям ребёнка, следственным органам или суду по их запросу.

Миф 4: Если в детстве обращался к психиатру, то когда ребенок вырастет, ему не разрешат водить автомобиль, не подпишут разрешение на работу, и не будут считать годным для службы в армии.

Если человек в детстве наблюдался у психиатра, а потом был снят с наблюдения, амбулаторная карта хранится в архиве 25 лет. Когда он приходит на комиссию для получения водительских прав, на работу, то, как правило, «детские» диагнозы не являются противопоказанием ни для вождения автомобиля, ни для устройства на работу, ни для службы в армии.

N.B. Если у родителя возникают сомнения – это болезнь или отклонение, если уже не хватает ресурсов помогать ребенку, конечно, лучше обратиться за квалифицированной помощью. Забота о благополучии и здоровье ребенка – важнее всего.

Случается, что нарушения детского поведения вовсе не являются отклонениями, хотя и выглядят как нечто ужасное, неправильное.

Олег Рой - писатель, а не психолог и психиатр, сказал: «Очень часто детская неусидчивость, непослушание и стремление нарушать правила - не что иное, как неосознанный крик о помощи, неумелая попытка заинтересовать собой, привлечь к себе внимание и получить хоть каплю заботы и душевного тепла, которого им так не хватает».

Повод задуматься.

Воронов Виталий Андреевич - зав. отделением №1 БУЗ ВО «Вологодский областной психоневрологический диспансер №1», врач-психиатр, судебно-психиатрический эксперт, консультант «Службы семейного консультирования и семейной терапии благотворительного фонда «Дорога к дому».

Детский психиатр - специалист, в обязанности которого входит диагностирование, лечение и предупреждение психических расстройств у маленьких больных. Главная задача врача заключается в социальной адаптации ребенка, сохранности его личности.

Обращаться за профессиональной помощью необходимо при появлении у детей первых же настораживающих признаков, ведь успешность последующей терапии во многом зависит от своевременной постановки диагноза и начала лечебного курса.

В чем заключаются особенности работы специалиста?

В компетенцию детского психиатра входят различные виды душевных заболеваний, психоневрологических расстройств у маленьких пациентов. Этот специалист имеет высшее медицинское образование, владеет знаниями в области детской психиатрии. Терапия разрабатывается индивидуально с учетом не только поставленного диагноза, но и возрастной категории, личностных особенностей маленького больного.

Помимо лечения психических расстройств, в обязанности детского психиатра входит разработка профилактических мероприятий, направленных на предупреждение прогрессирования патологических процессов, обострения заболеваний, формирование гармоничной, полноценно развитой личности малыша.

Чем отличаются психолог и психотерапевт?

Основным отличием детского психиатра от психолога является наличие высшего медицинского образования. Кроме того, врач устанавливает диагноз, проводит лечебный курс, используя современные методики, включающие медикаментозную терапию.

В обязанности детского психолога входит решение эмоциональных и поведенческих конфликтов, помощь в социальной адаптации и личностном развитии, проведение различных тренингов. Но лечением психических расстройств этот специалист н занимается.

При подозрении на серьезные патологии психолог может направить маленького пациента к детскому психиатру для постановки диагноза и разработки оптимальных методов лечения.

Психотерапевт - специалист, работающий преимущественно на частной основе. Для борьбы с психическими расстройствами доктор использует исключительно методы психотерапии, без лекарственных препаратов и госпитализации.

Поэтому при проявлении у малыша серьезных нарушений в психическом развитии лучше всего обращаться именно к детскому психиатру, в силу более высокой квалификации и широко спектра применяемых лечебных методик.

Какие заболевания лечит доктор?

В специализацию детского психиатра входят следующие виды психических расстройств у маленьких пациентов:

Данные патологические состояния поддаются корректировке при своевременном обращении к психиатру.

Внеплановая консультация ребенка у детского психиатра необходима при проявлении следующих настораживающих признаков:

  • страхи, беспричинная повышенная тревожность, нервозность;
  • судорожные приступы;
  • проявления истерии, приступы агрессии;
  • отсутствие аппетита или, наоборот, повышенное чувство голода;
  • постоянная бессонница или чрезмерная сонливость;
  • суицидальные попытки;
  • проблемы в общении с родителями, педагогами, сверстниками;
  • задержки умственного и речевого развития;
  • патологические фантазии, не восприятие реальных событий;
  • неспособность к запоминанию новой информации;
  • заикание на фоне перенесенного психоэмоционального потрясения;
  • энурез и энкопрез (недержание мочи и кала).

При проявлении у ребенка хотя бы одного из перечисленных выше симптомов необходимо отвести его на прием к доктору. Своевременное обращение к психиатру позволит избежать многочисленных осложнений, дальнейших патологических изменений в детской психике и повысит результативность лечения.

В обязательном порядке дети посещают психиатра перед поступлением в первый класс.

Методы диагностики

Прием у детского психиатра начинается с опроса маленького больного, его родителей, изучения присутствующей симптоматики, результатов собранного анамнеза, в том числе и семейного.

С целью постановки точного диагноза и разработки грамотного лечения пациенту могут быть назначены следующие виды дополнительных исследований:

Кроме того, психиатр может отправить ребенка к другим узкопрофильным специалистам для проведения консультации и выявления причин психического расстройства.

Методы терапии

Лечение психических расстройств у детей проводится по индивидуальной схеме с учетом поставленного диагноза, возрастных особенностей ребенка. В большинстве случаев предлагается проведение терапии в амбулаторных условиях. Госпитализация требуется в тех случаях, если ребенку нужен постоянный уход, наблюдение специалистов, определенные условия, которые невозможно обеспечить на дому.

В борьбе с душевными заболеваниями у маленьких пациентов детские психиатры делают особый акцент на работе с психоэмоциональным состоянием ребенка. В этом плане прекрасные результаты дают психотерапевтические методики.

В некоторых случаях требуется курс медикаментозной терапии. Все препараты необходимо принимать только по врачебному предписанию, строго соблюдая схему приема и рекомендованную дозировку.

Большое внимание уделяется личностному развитию, социальной адаптации детей, имеющих психические расстройства. Поэтому детские психиатры занимаются коррекцией образа жизни маленьких больных, проводят отдельную работу с их родителями.

Важно понимать, что психиатрическое лечение детей проводится только с согласия родителей, а по достижении пациентом 15 летнего возраста - при согласии самого пациента.

Современные специалисты не ставят ребенка на учет принудительно, родители всегда могут отказаться от госпитализации. Кроме того, лечение психиатрических заболеваний проводится анонимно, предполагает соблюдение врачебной тайны. Поэтому не стоит волноваться о том, что, если родители отведут ребенка к психиатру, об этом узнают в детскому саду или школе.

Специалисты в области детской психиатрии подчеркивают, что личность ребенка формируется на протяжении первых 3 лет его жизни. В этот период важно максимально общаться с малышом, уделять максимум времени его развитию.

После достижения трехлетнего возраста нужно давать ребенку право выбора, определенную свободу. Большое значение для полноценного личностного развития малыша играет равное участие в воспитательном процессе как матери, так и отца. Применение разных подходов воспитания учит ребенка мышлению и самоанализу.