Использование мандал в практической работе психолога детского сада. Презентация на тему: Презентация на тему "Мандала и мандалотерапия. Создание мандалы по дате рождения"

Лариса Ткаченко


Дети их долго рассматривали, восхищались. Одна из моих воспитанниц сказала, что когда она смотрит на этот узор, то ей хочется мечтать. Ребятишки заинтересовались и захотели сами нарисовать какой-либо орнамент. Вот и созрела идея коллективной работы .

Нам понадобился лист ватмана с заранее нарисованным кругом и нанесенным в нем орнаментом. Сделаю небольшое уточнение : для детей среднего возраста орнамент должен быть крупным и простым для закрашивания пальчиком детской руки.


Ребятишки могут наглядно увидеть, как появляется тот или иной орнамент.

Также в работе использовались индивидуальные лоточки с заранее наполненными гуашевыми красками, кисточки. Необходимо также приготовить салфетки и мокрые тряпочки.

Итак, приступим к раскрашиванию.

Дети раскрашивают мандалу , начиная от центра, подушечкой указательного пальца.

Постепенно переходя от фрагмента к фрагменту и используя различные цвета дети закрашивали орнамент.

Теперь дети наносят кисточкой узоры.

На сегодняшнем занятии у нас получилась вот такая мандала .

Публикации по теме:

Использование адаптированных музыкальных инструментов в корекционной работе с дошкольниками с ТНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Россияночка» города Смоленска Методическая разработка.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» включает в себя четырнадцать видов образовательных материалов, разработанных Фрёбелем и его последователями.

Райкова Кристина Сергеевна воспитатель МАОУ школы №31 дошкольно о отделения. Использование интерактивного пола в работе с младшем дошкольниками.

Использование метода мандал при работе с тревожностью у детей ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МАНДАЛ ПРИ РАБОТЕ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ Логинова Галина Анатольевна, воспитатель (первая квалификационная категория).

Использование песка и воды в работе с дошкольниками В последнее время в связи с повышением интереса к закономерностям формирования личности ребенка наблюдается комплексное использование разнообразных.

Щепихина Светлана Владимировна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя школа Мезенского района», структурное.

Птушкина Галина Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Верх-Суетский детский сад "Улей"
Населённый пункт: Алтайский край Суетский район с.Верх-Суетка
Наименование материала: Статья,конспект НОД.
Тема: Использование метода мандала в работе психолога детского сада.
Дата публикации: 06.01.2016
Раздел: дошкольное образование

Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в

психокоррекционной работе психолога.

Использование метода мандала в работе психолога детского сада.
Современная система дошкольного позволяет использовать разные программы и педагогических технологии. В детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Поэтому задача педагогов заключается в том, чтобы ребенок был в комфортных для него психологических условиях. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты. В работе с детьми необходимо создание адекватных условий воспитания и обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Одной из приемлемых, форм работы с детьми является метод мандалы. Первооткрывателем мандалотерапии стал Карл Густав Юнг. Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и развитие саморегуляции. Мандала (Mandala) - в переводе с санскрита «круг» или "центр". Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. По восточным верованиям мандала-рисунок в круге, который обладает целительными свойствами и используется как инструмент для медитаций. Однако нас интересует не магический или религиозный смысл мандалы, а ее психологическое содержание. Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). На наш взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей. Мандалы очень полезны как для взрослых, так и для детей. Ведь символический язык рисунка точнее, нежели слова, передает содержание внутреннего мира личности, естественен и привлекателен, понятен в любом возрасте. Они помогают полностью расслабиться и установить контакт с функциями правого полушария мозга, с бессознательным. Несомненно, этот вид работы очень полезен для дошкольников, поскольку у малышей правое полушарие играет ведущую роль, маленькие дети еще не потеряли преобладающую связь с правым полушарием мозга.
Рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознанию нюансов различных звуков, развитию интуиции, эмоционально-чувственного мира, а в итоге – становлению творческой личности. Метод мандала использую как на индивидуальном, так и на групповом занятии. Ввести ребенка в индивидуальную или групповую работу, погрузить в творческий процесс помогает раскрашивание мандал.
Основные цели работы при разукрашивании мандал:
-развитие творческих способностей; -развитие произвольности поведения; -развитие воображения; -снятие внутреннего напряжения, релаксация; -развитие мелкой моторики рук. У ребенка в процессе восприятия образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После мандала-терапии ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность мандала- терапии дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей. Создавая мандалу, ребенок создает и свои персональные символы, отражающие то, чем он является в настоящее время. Например, если ребенок рисует круг – это равновесие и порядок, треугольник – если вершина направлена вверх, это означает мужественность, движение, стремление к совершенствованию, если вниз – разрушение. Цветок – символ красоты и жизни. Простое разглядывание мандалы, то же приносит определенную пользу. Выбираемые цвета в мандале – это отражение внутреннего состояния ребенка. Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными. Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста.
На первых порах, когда малыш еще не знаком с техникой релаксации и психологического настроя необходимо ввести его в тему. Это можно сделать с помощью красивого образного рассказа: «Мы отправляемся с тобой в волшебное путешествие. Располагайся удобно на полу (диване) , закрывай глазки и представь себе, что ты оказался в необычном, волшебном месте. Это место только твое и только ты решаешь, каким оно будет. Ты - хозяин этого места и ты здесь самый главный. А теперь сделай два глубоких вдоха и выдоха, еще больше расслабься и полежи так немного. Не открывая глаз, оглядись вокруг. Все, что ты видишь перед собой, постарайся запомнить. Внимательно всмотрись в то, какие цвета или картины у тебя возникают. Когда ты будешь готов, потихоньку открой глаза, и мы попробуем нарисовать все, что увидели в круге, который заранее приготовили». Время на настрой и формирование образа индивидуально, кому-то требуется больше, кому-то меньше. Не стоит торопить ребенка, когда он почувствует, что готов начать работу, он встанет сам. На творческой работе обязательно должна быть подпись автора, поэтому, когда малыш закончит работу, в нижнем правом углу листа пишу фамилию и имя автора, возраст и ставлю дату. Можно вместе с ребенком придумать название мандалы и подписать рисунок. Следующий этап работы - это художественное описание мандалы. Тут важно мнение ребенка, поэтому спрашиваю его, что он изобразил. Будет интересно сочинить историю, сказку, рассказ о своей мандале. Помните, что это не простое описание сделанного, это большая развивающая работа. При словесном описании, он учится точно передавать свои мысли, переводить зрительные и чувственные образы в словесные, описательные, а это, в свою очередь, способствует развитию связи между правым и левым полушариями головного мозга. Пока ребенок рассказывает, записываю его рассказ на отдельном листе бумаги и затем прикрепляю к мандале. Появляется возможность спланировать дальнейшую психокоррекционную работу. Совершенно не важно, умеет ли ребенок рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашом, красками, пластилином, глиной. Ведь целью не будет создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволит душе вылупиться из ограничений, критики, запретов, шрамов, увидеть себя и мир заново.
Конспект занятия для старших дошкольников

«Я сегодня » (с использованием мандал)

Цель: развивать у детей умение выражать свои чувства, используя при этом различные выразительные, закрепить знания об основных эмоциях. Развивать эмпатию. Оборудование: пиктограммы эмоций, картинки с изображением разного эмоционального состояния людей; мандалы. Ход: Ребята! Я приглашаю вас посетить полянку эмоций. (Педагог демонстрирует картинки с изображением эмоций, дети называют их (радость, робость, обида, злость, страх, удивление, самодовольство, брезгливость). Упражнение 1.«Улыбка» Психолог: Давайте подарим друг другу радость и улыбку, ведь улыбка поднимает всем настроение. (Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу). Упражнение 2. «Угадай эмоцию» (можно использовать кубик эмоций) Дети берут наборы пиктограмм с изображением различных эмоциональных состояний и с помощью выразительных средств (мимики, пантомимики, жестов) показывают любое эмоциональное состояние. Дети поочередно демонстрируют свой выбор и по желанию рассказывают, когда им приходилось испытывать это чувство. Упражнение 3. «Мандалы» Детям предлагается знакомство с изображением мандал разного вида (животные, цветочные, геометрические). Психолог обьясняет значение слова «мандала». «Слушание мандал» Дети удобно садятся, закрывают глаза. Включаются музыкальные произведения разного характера (грустные, веселые). После этого детям предлагается изобразить в парах веселую или грустную мандалу (по выбору), используя при этом природный материал (каштаны, камешки разных цветов). Обсуждение (рефлексия) занятия
Педагог предлагает детям сесть полукругом,показать свою мандалу другим детям, рассказывает о том, что он изобразил. Мандала с детьми Вопросы к детям: 1. Что тебе понравилось больше всего делать на занятии? 2. Что ты чувствовал, когда изображал мандалу? 3.Какие ощущения ты испытываешь сейчас? Вывод: Ребята, сегодня вы узнали много интересного о мандале, научились ее изображать. Надеюсь, вам понравилась эта работа. Я желаю вам творческих успехов и благодарю за внимание.
Список литературы:
1. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А.И.Копытина.- СПб.: Речь, 2002.-144с. 2. Дошкольный психолог № 2 (13) 3. Коновалова Н.Л., Матвеева Н.Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи арт-терапии».- В кн.: «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3.-М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012.-198с. 4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов. 5. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.- СПб.: Речь, 2008. -256 с. 6. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. - М.:Теревинф,1997.-341. 7. Осипчук Э. Психодиагностическая и психокорекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета «Школьный психолог» №4,2007,С.18-19. 8. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С.29-31. 9. Юнг К. Г. О символизме мандалы./М.: Рефл- бук; К.: Ваклер,2002.-С.95- 182.

ПРИМЕРЫ.
Солнечная мандала. Геометрические мандалы.
С животными

Слово “мандала” в переводе означает означает “круг”, “диск”. В духовных традициях мандала – это не просто круг или узор. Это целая модель мироздания, в которой заключается гармония и примирение с миром.

Карл Густав Юнг был одним из первых европейских ученых, кто очень серьезно изучал мандалы. Свою первую мандалу он нарисовал 1916 году, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый его рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию». Юнг пришел к выводу, что метод мандалы — это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности.
  • в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок)
  • в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга)
  • в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции)
  • с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.)
  • При проблемах самооценки
  • При ощущении внутреннего дисбаланса
  • Активизация ресурсных состояний личности
  • При страхе потерять контроль над собой
  • При пессимизме и депрессии
  • При психокоррекции накопившегося раздражения и агрессии
  • Психокоррекция эмоциональной гиперчувствительности или напротив, алекситимии (сложность в отреагировании чувств, эмоций).
  • При ощущение жизненного тупика
  • Психокоррекция страхов и тревог
  • Преодоление кризиса в развитии (возрастные, личностные)
  • Сопровождение адаптации
  • Семейные ситуации
  • Психосоматические проблемы
  • Сплочение группы на основе духовного сближения, коллективного творчества
  • Повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей)
  • Коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения
  • Воспитание терпеливости и аккуратности
  • Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала
  1. Если запланирована работа с мандалами-раскрасками, то предлагается несколько – пусть клиент сам выберет по форме, по орнаменту, то что ближе ему по настроению
  2. Выбор мандалы и сюжет работы клиент осуществляет самостоятельно.
  3. Материалы для работы и цветовую гамму (карандаши, фломастеры, краски, пастель, чернила и пр.) клиент выбирает самостоятельно.
  4. Процесс работы ограничен только степенью насыщения, пресыщения и удовлетворения работой.
  5. Психолог фиксирует состояния напряжения / расслабленности, связанное с процессом работы.
  6. Осуществляется принцип невмешательства в работу ребенка, подростка, взрослого без его согласия.
  7. Принцип избегания оценочных комментариев по поводу работы.
  8. Клиент, при желании, даёт название своей мандале как раскрашенной, так и созданной.
  9. После работы важно дать возможность клиенту проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и отношения к результату (допускаются корректные наводящие вопросы)
Мандала строится в определенном порядке и соотвественно она влияет на порядок жизни человека. Через мандалу человек начинает осознавать важность всего, что с ним происходит и выделять главное.

Творческая работа с мандалами может помочь человеку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Потребность рисовать мандалы, особенно во время трудных периодов, возможно, означает, что бессознательное «Я» хочет быть защитником сознательного «Я». Свидетельством этого могут служить каракули, которые зачастую рисуют дети и взрослые в моменты кризиса, когда «Я» полно бессознательного тревожного содержимого. Так, например, мандалами являются, например, те абстрактные рисунки или каракули, которые мы бессознательно рисуем на листе бумаги, пока мы наедине сами с собой, например за чашечкой кофе, на собрании или конференции, которая нам неинтересна, или во время разговора по телефону. Эти рисунки, так или иначе, являются попыткой компенсировать нашу умственную рассеянность и упорядочить наше существование в этот момент. Если мы проанализируем вышеупомянутые рисунки, то убедимся, что основой большинства из них являются простые геометрические фигуры (обычно квадрат, окружность или спираль).

Благодаря своей уникальной концентрической форме мандала является идеальной моделью для медитации, которая помогает расслабиться и подходит как для тех людей, которые раньше не медитировали, так и для тех, кто страдает от стресса, напряжений и неспособности концентрироваться.

Одно из главных преимуществ работы с мандалами – это то, что каждый человек раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего Ребёнка, с помощью созерцания, карандашей, красок и определенного количества свободного времени.

Мандалы хороши как для детей, так и для взрослых. Так, в психокоррекционной и развивающей работе с детьми и подростками психологические возможности мандал возможно применять:

Также есть и другие возможности применения мандал в актуальных направлениях психокоррекционной работы психолога с детьми, подростками и взрослыми, это:

Важно! Мандала завершена, когда, посмотрев на нее, клиент чувствует удовлетворение от созерцания.

Существуют правила работы психолога с клиентом при использовании мандалы:

На раскрасках мандал желательно использовать всего 4 цвета: красный, жёлтый, зеленый и синий, хотя, конечно же, можно использовать и другие цвета. По умолчанию картинка чёрно-белая и любые её части можно оставить не закрашенными.

Раскрашивать нужно только цветными карандашами. Никаких красок, фломастеров и прочего, потому что только с карандашом можно действительно сосредоточиться.

Современные мамы собирают целые альбомы из раскрашенных мандал, с интересом следя за тем, как одна и та же мандала меняется со временем. Остаётся всё больше белых не закрашенных частей, а в тот момент, когда ребенок посчитает одну из мандал самодостаточной, и не закрасит на ней ни одной части, считается последним шагом искусства, означающего, что человек нашел себя.

В мандале заключен определенный философский смысл, гармония, примирение с миром. Рассматривая и раскрашивая мандалу, человек внутренне успокаивается, сосредотачивается и “заряжается” положительной энергией. Одну и ту же мандалу можно раскрашивать много раз. И она почти никогда не повторится. Все зависит от сиюминутного состояния души и тела.

Если грустно, цветовая гамма будет одной, а если весело – совершенно другой. Дайте мандалу ребенку, когда он встревожен, скучает, не может сосредоточиться… Результат вас не разочарует.

Мандала - это символ устройства Мироздания, модель мира, в которой существует высший божественный порядок. Порядок – условие гармонии.

Круг — самый глубокий символ тайны жизни. Символизирует бесконечность, совершенство и законченность. Эта геометрическая фигура служит для отображения непрерывности развития мироздания, времени, жизни, их единства.

«Раскрашивание» — это ритуал, танец вокруг центра, исполняемый карандашами, которые оставляют свои цветные следы.

Посмотрите очень интересную передачу "Мандала. Арт-терапия с Ириной Попроцкой". Эта передача том, что же такое мандала, как самому нарисовать мандалу, как с ее помощью понять свое состояние, разобраться в сложившейся ситуации и найти из нее выход .

  1. Грин Шиа Практический курс медитации для начинающих: 60 мандал для рисования и раскрашивания.– М.: АСТ; Астрель, 2007.
  2. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». / Под ред. А.И.Копытина. – СПб.: Речь, 2002. – 144 с.
  3. Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 18-19.
  4. Осипук. Э. Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты). Газета Школьный психолог. №4, 2007, С. 20-28.
  5. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007,С.29-31.
  6. Цайри А. «Мандала» альбомы. 1-я ч. для малышей, 2-я ч. от 8 лет. – Германия, Равенсбург, 2004.
  7. Штейнхард Ленор. Юнгианская песочная психотерапия.- СПб.: Питер, 2001.-320с.: ил. (Серия «Практикум по психотерапии»).
  8. Юнг К.Г. О символизме мандалы (Относительно символизма мандалы). // О природе психе. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. – С. 95-182.
  9. Юнг К.Г. Исследование процесса индивидуации. // Тэвистокские лекции. / М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1998. – С. 211-283.

Мандала — некогда загадочное слово, манящее в глубь вековой мудрости. Сегодня мандалы и их создание — это большое течение, философия, хобби... Для каждого что-то свое. Безусловно одно — это имеет место быть и мандалотерапия, как одно из , работает и помогает, исцеляет и вдохновляет.

Сегодня мандалы рисуют, раскрашивают, вышивают, плетут, выкладывают, вяжут, клеят, лепят...

Поговорить на эту интереснейшую тему я пригласила специалиста — психолога и сказкотерапевта — Аню Кутявину. Она проводит нас в неповторимый мир создания мандал для детей и взрослых.

Мандалотерапия для детей и взрослых

Что такое мандалотерапия и чем она полезна? Какие упражнения можно делать в домашних условиях? Какие существуют особенности работы с детьми и взрослыми? Об этом – в нашей статье.

По сведениям источников, появились мандалы в Индии, и произошло это очень давно – несколько тысяч лет назад. Они активно применялись как сакральный инструмент для медитаций в индуистской и буддистской традициях. В психотерапии мандалы начали использоваться Карлом Густавом Юнгом как метод изучения бессознательного. В наше время мандалы тоже не теряют своей актуальности и часто применяются в работе с взрослыми и малышами. В чем же секрет мандалы?

Секретный смысл мандалы

В переводе с санскрита слово «мандала» переводится как «диск, круг». Круг замкнут, у него нет ни начала, ни конца. И этот круг символизирует собой образ единой Вселенной.

В мире существует огромное множество видов мандал. Их можно создавать различными способами, например, раскрашивать готовые картинки, рисовать красками или карандашами на бумаге, лепить из пластилина, создавать насыпные мандалы из цветов, природных материалов, цветного песка, плести мандалы из ниток и т.д.

В психологии мандала олицетворяет собой символическое изображение внутреннего мира, мыслей, чувств человека. Все это находится в безопасной форме круга. К.Г. Юнг говорил, что мандала – это универсальный психический образ, символизирующий самость – глубинную сущность души человека.

По сути, мандала представляет собой мостик между внутренним и внешним миром человека, между его сознанием и подсознанием. Когда мы создаем мандалу, мы закладываем в нее глубокий смысл. Изображаем свою душу и можем посмотреть со стороны на процессы, в ней происходящие. Увидеть самые тонкие переживания, которые сложно, а в некоторых случаях и невозможно выразить иными способами. А это уже путь к обретению целостности. Неудивительно, что мандалы приобрели популярность в работе психологов, психотерапевтов, арт-терапевтов во всем мире.

Мандалотерапия это большое направление арт-терапии. И она действительно творит чудеса. ?

Что означают цвета в мандалотерапии?

В ознакомительных целях предлагаю вам общие трактовки цветов в мандалотерапии. Но будьте осторожны с прямыми расшифровками! Все мы разные, и один и тот же цвет для одного может означать позитив, а для другого – негатив. И вообще, в последнее время арт-терапевты приходят к тому, что универсальные характеристики цветов не очень хорошо работают. Наиболее важными являются именно чувства, ощущения клиента, связанные с тем или иным цветом. Но иногда полезно и заглянуть вглубь, пропустив через себя общую формулу.

Мандала значение. Что могут означать разные цвета:

— Красный. Принято считать, что этот цвет символизирует силу, энергию, страсть. Красный – огонь, биение сердца человека. Много красного в изображении мандалы может указывать на высокий жизненный потенциал человека, наличие у него ярких устремлений, целей и способов их реализации. Полное отсутствие красного цвета может сказать нам о физической или эмоциональной усталости человека, его пассивности, нехватке «огня», или даже о депрессии.

— Зеленый. Цвет жизни. В природе живое представлено чаще всего именно зеленым цветом – трава, деверья, кусты. Когда человек в своей творческой работе активно использует зеленые тона, можно предположить, что он склонен к естественности, непосредственности, честности. Если зеленого в рисунке много, часто это говорит о гармонии женского и мужского начал в человеке, его душевном равновесии.

— Желтый. Этот цвет говорит нам об оптимизме, радости жизни, бодрости духа. Часто мы можем заметить, что желтым цветом любят рисовать активные и нестандартные, творческие люди, обладающие художественными талантами.

— Синий. Данный цвет символизирует спокойствие, серьезность. Присутствие синего в мандале может говорить о сильной интуиции, мудрости человека, его глубоком понимании ситуации.

— Оранжевый. Чистый поток энергии. Если в мандале присутствует оранжевый цвет, скорее всего, человек самореализуется, самоутверждается, движется к цели.

— Коричневый. Традиционно мы связываем этот цвет с землей. Обилие коричневого цвета в мандале может указывать на нехватку у человека чувства защищенности, его желание стать на надежную почву, заземлиться.

— Черный. По сути, это отсутствие цвета. Черный указывает на пустоту, забытье. Обилие черного в мандале может сказать нам об эмоциональном выгорании рисующего, его опустошенности или даже депрессивном состоянии.

Как работает мандалотерапия?

Есть несколько главных вариантов использования мандал в психотерапии. Так, мандалотерапия может быть:

  • активной – клиенту предлагается самостоятельно создать мандалу;
  • смешанного типа – клиент выбирает из предложенных ему готовых раскрасок-мандал;
  • пассивной – человеку предлагается готовая мандала, и он с ней работает.

Процесс создания мандалы в психотерапии

Во время работы с психологом клиент не ограничивается жесткими принципами и правилами. Важно, чтобы создание мандалы происходило легко, незапланированно, спонтанно, в процессе высвобождения переживаний.

Что же такого особенного в мандале? Казалось бы, просто рисуешь круг, в нем какие-то линии и образы. Но все намного интереснее, чем кажется на первый взгляд. Человек чаще всего не в силах прочувствовать и осознать всю многомерность и глубину работы с этим символом. А мандала, словно своеобразная энергетическая матрица, получает информацию напрямую из подсознания, подключая его к источнику энергии. В этом проявляется уникальность мандалотерапии, ее неповторимость.

Материалы для создания мандалы

Чаще всего в современной психотерапии для создания мандалы клиенту предложат следующие материалы: бумагу формата А4 или А3, кисти, краски, карандаши, мелки, фломастеры.

Где применима мандалотерапия

Что касается сферы применения мандалотерапии, то она активно помогает в:

  • Работе с депрессивными состояниями;
  • Работе с нарушенной самооценкой;
  • Коррекции внутреннего дисбаланса;
  • Проработке страхов;
  • Возвращении красок жизни, борьбе с пессимизмом;
  • Коррекции агрессии, раздражительности.

Мандалотерапия работает как в индивидуальном консультировании, так и в детско-родительских отношениях, в семейной терапии.

Очень важные моменты: сюжет мандалы должен выбирать клиент. И рисовать ему можно столько, сколько хочется, до ощущения «достаточно». При этом специалист фиксирует его состояние, наблюдает за невербальными реакциями – жестами, выражением лица, дыханием. Психолог никогда не оценивает работу клиента и не вмешивается в процесс. Ведь главная задача данной работы – чтобы человек нашел контакт со своим внутренним «Я», познакомился с собой настоящим, увидел ответы на вопросы. А все это возможно лишь в ситуации отсутствия жесткого контроля и директивного подхода со стороны специалиста.

Мандалотерапия в работе с детьми

Чем же мандалотерапия может быть полезна детям? Ответ прост. Часто дети не могут адекватно выразить свои эмоции, а также верно оценить эмоции окружающих, в том числе других детей. Все это мешает построить теплые, доброжелательные взаимоотношения. Использование мандалы может помочь импульсивным, тревожным детям стабилизировать эмоциональный фон, развить навыки саморегуляции, снять напряжение, выразить эмоции и чувства. Кроме того, «побочным эффектом» использования мандал в работе с детьми является развитие творчества, художественное и духовное самовыражение детей.

Мандалотерапию часто используют в садиках, начиная с младших групп. Детям предлагают раскрашивать готовые мандалы-раскраски, а также создавать свои мандалы из камушков, каштанов, желудей, цветного песка, других природных материалов.

Процесс создания мандал помогает развивать воображение, творческие способности, мелкую моторику рук. Создание песочных мандал хорошо влияет на гиперактивных деток, улучшает концентрацию внимания, понижает общий уровень тревожности.

Главные условия применения мандал в работе с детьми:

  • Показать ребенку в самом начале весь набор мандал, чтобы он сам мог выбрать понравившуюся ему;
  • Можно включать фоновую музыку;
  • Не перегружать психику – на одном занятии предлагать ребенку работу лишь с одной мандалой;
  • Инструменты для работы, чем рисовать или выкладывать мандалу, ребенок должен выбрать сам;
  • После создания мандалы нужно обязательно бережно расспросить ребенка о его переживаниях и чувствах.

Чтобы сотворить настоящую мандалу, важно настроиться на работу, обрести душевное равновесие, «погрузиться» в свои внутренние переживания. Лучше всего для этого использовать техники релаксации. Расскажите малышу красивую историю, например, такую:

«Сейчас мы с тобой отправимся в сказочное путешествие. Сядь или ляг поудобнее, закрой глазки, сделай глубокий вдох-выдох. А теперь представь, что ты оказался в волшебной стране. Это твое любимое место, ты здесь самый главный. Снова сделай глубокий вдох, выдох, расслабься еще больше.

Оставаясь с закрытыми глазами, «оглядись» по сторонам. Постарайся запомнить то, что видишь. Внимательно рассмотри картинки, цвета, которые тебя окружают.

Как только будешь готов, медленно открой глазки. Давай попробуем нарисовать все, что ты увидел, в этом круге».

Сложно сказать, как много времени необходимо на медитацию и само создание мандалы. Кому-то надо больше, кому-то меньше. Не торопите ребенка. Он сам покажет, что готов. Затем хорошо придумать название рисунку и подписать его.

После окончания творческой работы необходимо расспросить ребенка, что он нарисовал. Можно попросить его придумать рассказ или сказку о мандале. Такая работа очень полезна для развития межполушарных связей, совершенствования навыка высказывать свои мысли, трансформировать чувственные образы в вербальные.

Можно предложить ребенку нарисовать в круге семью, детский сад, школу, маму и т.д.

Мандалотерапия в работе с взрослыми

Заниматься мандалотерапией можно не только в кабинете психолога, но и дома. Самый доступный вариант – купить в магазине готовые рисунки мандал, или скачать картинки для раскрашивания в интернете. Но лучше всего нарисовать мандалу «с нуля».

Предлагаем вам простое упражнение, которое можно провести дома. Для этого возьмите тарелку и обведите ее листе А4. Заполните круг. В процессе рисования ориентируйтесь на внутренние ощущения. Позвольте руке самой вести вас к ответам. Затем заполните остальное место фигурами, линиями, образами. В выборе цветов положитесь на интуицию.

Потом придумайте название мандалы, запишите его. Рассмотрите мандалу. Какие ассоциации у вас возникают? Напишите эссе о своей мандале.
Закончив творческую работу, попробуйте расшифровать мандалу.

Как расшифровать мандалу

Можно использовать такие условные ориентиры:

  • Если в работе присутствует четко выраженный центр, это может говорить о зрелости человека;
  • Ассиметричный рисунок может указывать на внутреннее напряжение;
  • По зонам рисунка: сверху вниз – духовное-социальное-физическое; слева направо – прошлое-настоящее-будущее;
  • Если в рисунке осталось много белого пространства, это может говорить об осторожности, о страхе проявлять активность, а также о нехватке информации;
  • Отсутствие связей в эссе может указывать на внутренние противоречия.

Но не спешите привязываться к готовым трактовкам. Позвольте своей душе раскрыться и поведать вам важные моменты. Примите их с любовью и благодарностью. Подумайте, что можно улучшить в нынешней ситуации. Какие действия необходимо предпринять?

Само по себе осознание, без активных действий, увы, не изменит жизнь. Так что после того, как увидите картинку будущего, проживете ее мысленно, сразу же приступайте к реализации задуманного. Запланируйте конкретные шаги, и начните прямо сегодня. У вас непременно все получится. Ведь дорогу осилит идущий, правда? А творчество всегда поможет в пути. Подскажет, направит, расслабит и удивит.

Творите! И пусть в вашей жизни будет много ярких красок и вкусных образов!

Анна Кутявина,

В самом деле, есть в мандалах особое очарование. И встретить их можно всюду... И в витках розы, и в волнах моря, в снежинках, а еще в кружевных салфетках и в узорах калейдоскопа...

Мандала раскраска

В завершении разговора о мандалотерапии, предлагаем вашему внимания несколько шаблонов мандал для раскрашивания. Их можно скачать, распечатать и раскрашивать в свое удовольствие. А можно просто взять за основу и нарисовать свою собственную неповторимую мандалу.





Также предлагаю посмотреть вот этот видеоролик о мандалотерапии:

Я в свое время пробовала раскрашивать готовые рисунки мандал. Мне понравилось. Этот процесс действительно расслабляет и отвлекает, настраивает на творческую умиротворяющую волну...

Скажите, а рисовали ли, или делали из каких-либо материалов мандалы вы сами? Понравился ли вам процесс? Какие вызвал эмоции? Поделитесь в комментариях!

С теплом,

Фролова Татьяна Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 6"
Населённый пункт: город Назарово, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "АРТ - терапия, как средство сохранения психологического здоровья детей".
Дата публикации: 05.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Мастер - класс для педагогов ДОО «Арт-терапия как

средство сохранения психологического здоровья детей»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников

мастер – класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт

– терапевтических технологий.

Задачи:

1. Научить педагогов способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих

характерных особенностей и предпочтений;

2. Научить развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки

поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;

3. Способствовать проявлению детского творчества с нетрадиционным

материалом;

4. Формировать адекватную самооценку.

Основная часть:

Так что же такое педагогическая арт-терапия? В буквальном переводе это

понятие означает терапия искусством.

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие

способности самовыражения и самопознания.

Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает

выход внутренней не комфортности и сильным эмоциям, помогает понять

собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) - это

метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием

своего внутреннего мира.

Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и

тысяча слов". По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для

детей является не искусством, а речью.

У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их

помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что

педагогическая арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы

ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения.

Рисуя, ребенок попадает в сказку, наполненной радостью, взаимопонимания,

А теперь давайте поговорим о видах арт-терапии:

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с

использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на

психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в

психотерапевтических целях. Цель изотерапии - повышать эмоционально-

положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития

Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок,

метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует

потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически

выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии

коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка -

основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей,

которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со

взрослыми.

Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию

при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и

пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность

поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи

прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый

психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние

конфликты и достичь внутренней гармонии.

Игротерапия - вид психотерапии, в которой используется терапевтическое

воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и

социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

Педагогическая арт-терапия - это волшебная страна. Там ребенок научится быть

самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве

средства общения. Помогут нам справиться с трудностями волшебство, юмор и

справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и

удивительные звуки музыки, а также богатство образов и красок произведений

великих художников и самих малышей. К душе каждого ребенка важно найти

особый ключик. Наполняя внутренний мир малыша яркими впечатлениями,

помогая ему овладевать разнообразием техники и приемами рисования, радуюсь

каждой новой удаче вместе с ним. Все дети очень любят рисовать. В своих

маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и

дают возможность выплеснуться своему "Я".

Практическая часть:

1.Упражнение «Приветствие» (игровая терапия)

Ход упражнения: Вы знаете, как здороваются иностранцы? Иностранцы

здороваются вот так: европейцы при встрече друг друга пожимают руки,

эфиопы – прикасаются щеками, африканцы трутся носами. Предлагаю вам

участникам мастер – класс поздороваться с соседом слева по - европейски, с

соседом справа как эфиопы, Молодцы!

2. Упражнение «Лотерея» (игровая терапия)

Цель: развитие мышления, моторных навыков, воображения.

Инструкция: Перед участниками появляется волшебный сундучок, в нём

Каждый участник достаёт записку с заданием, зачитывает и выполняет.

Отгадать загадку,

Рассказать стишок,

Сказать комплимент соседу справа,

Произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»,

Спеть куплет из любой песни,

Пройти по залу, как модель.

3. Мандалы для раскрашивания (изотерапия).

Мандалы – буддийские символы, совершенные круги, не требующие доработок.

Рисуются по разным случаям. Используется только всего 4 цвета: красный,

желтый, зеленый и синий. Раскрашивать нужно только цветными карандашами.

Раскрашиваются те части, которые хочется, в любом порядке или беспорядке,

закрашивая полностью или частично.

4. Сказкотерапия.

а) «Сочиняем сказку».

Вопрос на который вы должны ответить сказкой «Почему кактус колючий».

б) Рассказывание сказки «Снегурочка» сказка должна закончиться хорошо.

в) Рисование иллюстраций в «Книгу страхов».

5. Музыкотерапия.

Упражнение «Рисунки на спине».

Все встают по кругу, в затылок друг другу, на расстоянии чуть меньше

вытянутой руки. «Сейчас, − говорит психолог, − я расскажу вам сказку, которую

мы «нарисуем» друг у друга на спине. Приготовим «лист бумаги», «разгладим»

его (гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Итак, жил-

был медвежонок (рисуют пальцем фигурку). Он очень любил гулять по лесу.

Однажды он пошёл на прогулку (изображают пальцами идущие ножки).

Сначала он шёл медленно. Дорожка была ровная, а потом кривая, с резкими

поворотами (всё это изображается на спине). Светило яркое солнце (пальцем

рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучики нежно ласкали спинку

медвежонка (ладошками гладят спину игрока). Вдруг появились тучи (рисуются

тучи). Начался дождь (показывают, как падают капли дождя). Затем пошёл град

(игроки стучат кулачками по спине). Дождь успокоился. Появились большие

лужи (рисуются лужи). Любимым занятием медвежонка было смотреть в лужи и

улыбаться своему отражению (пальцем рисуют веселые рожицы).

6. Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина».

Педагогам, предлагается написать на спикере одним словом оценку мастер –

класса и поместить на рисунки чемодана, корзины и мясорубки.

Чемодан – мастер – класс был им полезен и важен, они берут материал в свой

педагогический багаж.

Мясорубка – мастер – класс полезен и важен, но нужно его осмыслить,

«переварить».

Корзина – мастер – класс педагогам не интересен, не представляет для них

важность и в их практике не пригодиться.