Беседа «Профилактика гриппа. Конспект занятия "профилактика инфекционных заболеваний"

Киреева Анна
Специфическая и не специфическая профилактика инфекционных заболеваний

Специфическая профилактика

– это специальная система мер, направленная на предупреждение появления определенной (конкретной) инфекционной болезни

Неспецифическая профилактика

– это методы профилактики, направленные на повышение защитных (реактивных) сил организма для противодействия проникающим в организм человека респираторным вирусам.

Профилактика некоторых инфекционных заболеваний

Бешенство – острое вирусное заболевание, характеризующееся поражением нервной системы с развитием тяжелого энцефалита.

Специфическая профилактика

Сухие антирабические вакцины типа Ферми и КАВ применяют для активной иммунизации по условным и безусловным показаниям. Показания к проведению прививок, доза вакцины и длительность курса иммунизации определяются врачами, получившими специальную подготовку.

Антирабический иммуноглобулин из сыворотки лошади применяют с целью создания немедленного пассивного иммунитета.

Неспецифическая профилактика

Предупреждение бродяжничества собак и кошек, профилактическая иммунизация домашних животных, тщательная первичная обработка укушенных ран.

Брюшной тиф и паратифы – острые инфекционные заболевания, характеризующиеся бактериемией, лихорадкой, интоксикацией, поражением лимфатического аппарата тонкого кишечника, розеолезными высыпаниями на коже, увеличением печени и селезенки.

Специфическая профилактика

Иммунизация против данной инфекции расценивается лишь как дополнительное средство в системе комплекса противоэпидемических мероприятий. Прививки в современных условиях относительно низкой заболеваемости брюшным тифом не могут оказать существенного влияния на ход эпидемического процесса.

Неспецифическая профилактика

Общесанитарные мероприятия (улучшение качества водоснабжения, санитарная очистка населенных мест, канализация, борьба с мухами и др.).

Вирусные гепатиты – это группа этиологически неоднородных заболеваний, сопровождающихся преимущественным поражением печени – увеличением ее размеров и нарушением функциональной способности, а также выраженными в разной степени симптомами интоксикации.

Специфическая профилактика

Выявление и наблюдение за носителями антигена вирусного гепатита В. Выявленные носители антигена B регистрируются в центрах Госсанэпиднадзора. Диспансерное наблюдение и учет носителей должен быть сосредоточен в кабинете инфекционных заболеваний. Учет проводится в течение всего периода обнаружения антигена.

Для профилактики гепатита А по эпидемическим показаниям применяется иммуноглобулин.

Неспецифическая профилактика

Дезинфекция: контроль над водоснабжением, санитарным состоянием и содержанием пищевых объектов и детских учреждений; санитарная очистка населенных мест, санэпидрежим в ЛПУ, профилактика парентерального заражения.

Грипп – острое инфекционное заболевание, характеризующееся симптомами специфической интоксикации, катаром верхних дыхательных путей, наклонностью к эпидемическому и пандемическому распространению.

Специфическая профилактика

Живой гриппозной вакциной для интраназального применения прививают по эпидемическим показаниям лиц старше 16 лет. Моновакциной или дивакциной проводят прививки трехкратно с интервалом 2-3 недели.

Живой гриппозной вакциной для детей прививают по эпидемическим показаниям детей 3-15 лет. Моновакциной или дивакциной проводят прививки трехкратно с интервалом 25-30 дней.

Живой гриппозной вакциной для перорального введения прививают по эпидемическим показаниям детей и взрослых. Моно- или дивакцину вводят трехкратно с интервалом 10-15 дней, с целью экстренной профилактики – двукратно в течение 2 дней.

Противогриппозным донорским иммуноглобулином проводят профилактику гриппа в эпидемических очагах.

Неспецифическая профилактика

Ограничение посещения заболевшими аптек и поликлиник, а здоровыми, особенно детьми, – зрелищных мероприятий: ношение масок, использование оксолиновой мази, проветривание, УФО и дезинфекция помещений.

Дизентерия – инфекционное заболевание ЖКТ, вызываемое микробами рода Shigella, при котором преимущественно поражается слизистая оболочка толстого кишечника, проявляющееся колитическим синдромом.

Специфическая профилактика

Поливалентный специфический бактериофаг с кислотоустойчивым покрытием применяют в период сезонного подъема заболеваемости с профилактической целью в неблагополучных по заболеваемости дошкольных учреждениях.

Неспецифическая профилактика

Санитарный надзор за водоснабжением, канализацией, сбором и обезвреживанием нечистот; санитарный контроль на предприятиях пищевой промышленности и общественного питания, санитарное просвещение.

Дифтерия – острое инфекционное заболевание, вызываемое дифтерийной палочкой, характеризующееся воспалительным процессом с образованием фибринозной пленки на месте внедрения возбудителя и явлениями общей интоксикации.

Специфическая профилактика

АКДС-вакциной прививают не болевших коклюшем детей до 3 лет.

АДС-вакциной прививают детей с 3 месяцев до 6 лет, переболевших коклюшем, не привитых ранее АКДС-вакциной, имеющих противопоказания к прививкам АКДС-вакциной (щадящий метод иммунизации).

АДС-М-анатоксином прививают детей и подростков с 6 до 17 лет, а также взрослых.

Неспецифическая профилактика

Мероприятия по борьбе с бактерионосительством (выявление, изоляция, лечение).

Краснуха – острое инфекционное вирусное заболевание, характеризующееся незначительными катаральными симптомами со стороны верхних дыхательных путей, увеличением затылочных и других групп лимфоузлов и мелкопятнистой сыпью.

Специфическая профилактика

В стадии разработки.

Неспецифическая профилактика

Изоляция больных из коллектива.

Менингококковая инфекция – острое инфекционное заболевание, вызываемое менингококком Neisseria meningitidis, характеризующееся разнообразными по тяжести и характеру клиническими проявлениям: от легких назофарингита и носительства до генерализованных форм – гнойного менингита и менингококкемии.

Специфическая профилактика

Химической полисахаридной менингококковой вакциной проводят прививки с профилактической целью и в очагах инфекции – с целью экстренной профилактики детям старше 5 лет и взрослым.

Неспецифическая профилактика

Общие мероприятия те же, что и при других воздушно-капельных инфекциях. Детям до 5 лет, контактным с генерализованной формой, можно применять иммуноглобулин.

Сальмонеллез – острое инфекционное заболевание, вызываемое микробами рода Salmonella, протекающее преимущественно с поражением ЖКТ, реже в виде генерализованных форм.

Специфическая профилактика

Поливалентный сальмонеллезный бактериофаг применяется с профилактической целью по эпидпоказаниям всем лицам, общавшимся с больными или выделителями сальмонелл.

Неспецифическая профилактика

Санитарно-ветеринарный надзор за убоем скота и птицы. Соблюдение правил хранения и приготовления пищевых продуктов. Дератизация.

Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – вирусная, медленно текущая инфекция, вызываемая ретровирусом иммунодефицита человека, передающаяся половым, парентеральным и вертикальным путем, характеризующаяся специфическим преимущественным поражением T-лимфоцитов-хелперов, приводящим к развитию вторичного иммунодефицитного состояния.

Специфическая профилактика

Не разработана.

Неспецифическая профилактика

Профилактика полового пути заражения ВИЧ-инфекции :

использование презервативов при половом сношении.

Парентерального пути инфицирования:

дезинфекция и стерилизация медицинского инструментария, широкое использование медицинских инструментов однократного применения.

Меры личной профилактики:

работа в спецодежде, использование перчаток.

Профилактика чесотки

Чесотка - заразное кожное заболевание, возникающее при попадании чесоточного клеща вглубь кожи. Передача возбудителя происходит при тесном телесном контакте, активность клещей возрастает в ночное время. Заразиться чесоткой можно через вещи больного (нательное и постельное бельё, одежду, перчатки, полотенце, мочалку, при рукопожатии, а также через игрушки, которыми пользовался больной. Учитывая это, лечиться должны все, кто близко контактировал с больным.

Чесотка сопровождается характерным признаком - зудом, особенно вечером и ночью. На коже появляются различные высыпания: пузырьки, точечки, корочки, а также ссадины от расчёсов. Чесоточные высыпания располагаются на участках с наиболее нежной кожей - межпальцевые складки кистей, сгибательных поверхностях рук и ног, в области поясницы, живота, ягодиц. У маленьких детей возможны высыпания на ладонях и подошвах.

В последние годы увеличилось количество малосимптомных (стёртых) форм. К этому приводят широкое самостоятельное применение мазей, кремов со стероидными гормонами, различных лекарственных препаратов.

При первых признаках заболевания необходимо срочно обратиться к врачу-дерматологу, установить диагноз заболевания может только врач. Больные, занимающиеся самолечением, представляют опасность для окружающих, так как являются источником заразного заболевания.

За текущий период 2010г. эпидемиологическая ситуация по чесотке в Приморском крае оценивается как благополучная, показатель заболеваемости ниже среднемноголетнего на 23%. В тоже время на 4-х территориях края (г. г. Лесозаводск, Партизанск, Ольгинский, Надеждинский районы) эпидемиологическая ситуация по чесотке оценивается как неблагополучная.

На 9-ти административных территориях края показатель заболеваемости чесоткой на 100 тысяч населения за 8 месяцев 2010г. превысил краевой показатель в 2 раза и более. Наиболее значительно: в Ольгинском, Хасанском, Чугуевском, Хорольском районах; в г. г. Спасск- Дальний, Партизанск, Лесозаводск.

Рост заболеваемости чесоткой на данных территориях может быть обусловлен миграцией населения, ухудшением санитарно-гигиенических условий, недостаточным проведением санитарно- просветительной работы.

Основным очагом чесотки, как правило, является семья (особенно социально- неблагополучные, где сохраняются стойкие очаги чесотки, составляющие в 2009г. - 72%, из них с двумя случаями - 5,6%. Из таких домашних очагов довольно часто чесотку заносят в организованные коллективы.

Поэтому, эффективной мерой профилактики чесотки является: активное выявление больных среди контактных в домашних очагах; проведение в период формирования организованных коллективовов профилактических медицинских осмотров; своевременная изоляция заболевших. В 2009 году - 49% заразных кожных заболеваний выявлено активно при профилактических медицинских осмотрах.

Члены семьи больного обязаны пройти профилактический осмотр у врача - дерматолога. Бельё больного, одежду, постельные принадлежности тщательно прокипятить и прогладить утюгом с обеих сторон, через влажную ткань. Часть вещей может быть обеззаражена путём вывешивания на открытом воздухе в течение 7 дней. Матрацы, подушки, одеяла, которыми пользовался больной, желательно подвергнуть камерной дезинфекции. В квартире необходимо провести уборку с применением горячего мыльно-содового раствора.

Тема: Профилактика инфекционных заболеваний.

Цель: знакомство учащихся с видами инфекционных заболеваний и способами профилактики.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с видами инфекционных заболеваний, причинами возникновения эпидемий, механизмом передачи, способами защиты от инфекционных заболеваний.

2. Совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в очагах инфекционного заболевания, развитие навыка работы в группах.

3. Формировать чувство ответственности, навыки сотрудничества, внимательность, предусмотрительность.

4. Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Оборудование: презентация «Инфекционные заболевания», шарики, плакат «Чтобы быть здоровым», картинки к загадкам, маска, клубок ниток.

Ход классного часа:

1. Игра «Пожелания» Слайд 1

Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему, и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.

2. Беседа по теме.

Как вы думаете, хорошее у вас здоровье?

Посмотрите друг на друга и скажите, как выглядит здоровый человек.

Игра- соревнование «Кто больше?»

Дети называют признаки, характеризующие здорового человека (весёлый, бодрый, энергичный, чистая кожа, блестящие волосы, хороший сон и др.)

Поднимите руки те, кто за последний год ни разу не болел?

У кого ни разу не поднималась температура тела выше 36,6? (Обычно в классе таких учеников нет)

Итак, мы сегодня поговорим об инфекционных заболеваниях. Слайд 2

Инфекционными болезнями называется группа заболеваний, которые вызываются патогенными возбудителями, их характерная особенность в том, что они способны передаваться от зараженного животного и человека здоровому, а также возможность их массового распространения. Возбудителями инфекционных заболеваний являются болезнетворные микроорганизмы: вирусы, бактерии, спирохеты, грибки и прочее.

Окружающая среда насыщена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Есть эти носители и в воздухе, и в почве, и в воде. Слайд 3

1.Почва

2.Вода

3.Растения

4.Дикие и домашние животные

5.Воздух

6.Насекомые (клещи, вши, блохи, малярийные комары)

Существует около 1200 инфекционных заболеваний. Конечно, мы не будем их все рассматривать, а вспомним только некоторые из них.

Виды инфекционных заболеваний:

Слайд 4 выделяют несколько механизмов передачи инфекционных заболеваний:

    Пищевой

    Водный

    Воздушно-капельный

    Контактно-бытовой

    Через передатчиков

Слайд 5-6 Признаки инфекционных заболеваний

Внешние признаки инфекционных заболеваний индивидуальны для каждого из них, но большинство сопровождается

    температурой,

    ознобом,

    головной болью,

    иногда появляются кашель, понос, сыпь.

Слайд 7 -8- Профилактика инфекционных заболеваний

ФИЗМИНУТКА

    Грипп

Послушайте стихотворение С. Михалкова «Грипп».

У меня печальный вид,- Голова с утра болит,

Я чихаю, я охрип. Что такое?...Это грипп!

Не румяный грипп в лесу, А поганый грипп в носу!.. Слайд 9

Грипп (от фр.grippe)- острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемых вирусом гриппа. В настоящее время выявлено более 2000 вариантов вируса гриппа. Грипп – это чрезвычайно заразное инфекционное заболевание, опасное своими осложнениями: поражением сердечнососудистой системы, центральной нервной системы и органов дыхания.

«Симптомы гриппа» Слайд 10

    Высокая температура;

    Озноб и слабость;

    Боль и ломота во всем теле;

    Кашель;

    Головная боль;

    Насморк или заложенность носа.

Для гриппа характерно резкое начало: температура тела поднимается до 39*С и выше, возникает слабость, человека бьет озноб, мучают головные боли и боль в мышцах. Для гриппа, в отличии от других вирусных инфекций, такие симптомы как кашель и насморк проявляются не сразу, а через несколько дней после начала заболевания.

«Пути передачи инфекции»

Грипп передается по воздуху. Источником инфекции является больной человек. Мы заражаемся, вдыхая воздух с мельчайшими капельками слюны и мокроты, выделяемыми больными при кашле и чихании. Такой способ передачи называется воздушно-капельным путем.

А также при контакте с больными при рукопожатии, обмениваясь предметами личной гигиены (носовой платок, полотенце) и другими предметами быта (посуда, телефон, карандаши, игрушки и т.д.). Такой путь называется контактно-бытовым путем.

- Ребята, посмотрите, у нас в классе висят воздушные шары. Представьте себе, что это бактерии гриппа. Капельки-бактерии гриппа тоже похожи на шарики, но они такие маленькие, что их можно увидеть только под микроскопом. Они летают по воздуху там, где есть больные люди и могут попасть к здоровым людям в нос и в рот. Нам необходимо победить бактерии гриппа, а исчезнут они в том случае, если вы скажете, что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом.

(Ответы детей. После каждого ответа ребенка учитель протыкает по одному шарику-бактерии гриппа.)

«Профилактика»

    Сегодня уже доказано, что основным методом специфической профилактики гриппа является вакцина или как мы ее называем – прививка, что стимулирует организм к выработке защитных антител, которые предотвращают размножение вирусов. Благодаря этому, заболевание предупреждается еще до его начала.

    Немаловажное значение имеют меры личной профилактики:

Прикрывайте рот и нос при чихании и кашле носовым платком (салфеткой);

Избегайте прикосновений к своему рту, носу, глазам;

Соблюдайте дистанцию при общении, расстояние между людьми при разговоре должно быть не менее 1 метра (расстояние вытянутой руки).

Соблюдение правил личной гигиены, а именно мытье рук очень важно при профилактике. Тщательно и часто мойте руки с мылом или протирайте их дезинфицирующими средствами.

Избегать тесных контактов с больными людьми;

Ограничить посещение культурно-массовых мероприятий, сократить время пребывания в местах скопления людей.

    Правильное использование медицинской маски поможет уберечь себя от заражения вирусными инфекциями. Одноразовую маску можно приобрести в аптеках, ватно-марлевую несложно изготовить своими руками. В отличии от одноразовой маски, которую можно носить не более 2-х часов, ватно-марлевую повязку можно носить до 4-х часов, стирать и использовать многократно. Важно, чтобы больной человек надевал маску, а также здоровый при общении (уходе) за больным.

Молодцы, но и этого мало. В борьбе с болезнью нам поможет еще витамин С.

Находится он в фруктах и овощах, а в каких вы узнаете отгадав загадки:

1. Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет... (Банан)

2.Сарафан не сарафан,

Платьице не платьице,

А как станешь раздевать,

Досыта наплачешься. (Лук)

3.Головой на лук похож.

Если только пожуёшь

Даже маленькую дольку -

Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)

4. С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (Апельсин)

5.Отгадать не очень просто -

Вот такой я фруктик знаю -

Речь идет не о кокосе,

Не о груше, не о сливе, -

Птица есть еще такая,

Называют так же - ... (Киви)

6.Далеко на юге где-то

Он растет зимой и летом.

Удивит собою нас

Толстокожий...(Ананас)

7.Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи -

Меня в них ищи. (Капуста)

8.Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и черная смородины)

8. Само с кулачок,

Красный, желтый бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко. (Яблоко)

9.Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень, очень. (Лимон)

- Молодцы! Надеюсь, что вы будете соблюдать меры профилактики и не заболеете. Вы уже взрослые, и должны сами заботиться о своём здоровье. Попробуйте не пустить в двери незваного гостя с иностранной фамилией ГРИПП! Желаю вам крепкого здоровья!

Рефлексия. Упражнение «Клубок» Слайд 11

Классный руководитель предлагает образовать круг. Каждый ученик называет то, что ему сегодня понравилось, дает краткий отзыв, говорит, что нового узнал на занятии, после чего передает клубок соседу, и так, пока не замкнется круг.

Последним участником, которому передают клубок, является классный руководитель, он говорит слова благодарности учащимся за их активность, дает краткий отзыв об их деятельности, приглашает на следующие занятия.

Тема: Профилактика инфекционных заболеваний.

Цель: знакомство учащихся с видами инфекционных заболеваний и способами профилактики.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с видами инфекционных заболеваний, причинами возникновения эпидемий, механизмом передачи, способами защиты от инфекционных заболеваний.

2. Совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в очагах инфекционного заболевания, развитие навыка работы в группах.

3. Формировать чувство ответственности, навыки сотрудничества, внимательность, предусмотрительность.

4. Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Оборудование: презентация « Инфекционные заболевания », шарики, плакат «Чтобы быть здоровым», картинки к загадкам, маска, клубок ниток.

Ход классного часа:

1. Игра «Пожелания» Слайд 1

Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему, и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.

2. Беседа по теме.

Как вы думаете, хорошее у вас здоровье?

Посмотрите друг на друга и скажите, как выглядит здоровый человек.

Игра- соревнование «Кто больше?»

Дети называют признаки, характеризующие здорового человека (весёлый, бодрый, энергичный, чистая кожа, блестящие волосы, хороший сон и др.)

Поднимите руки те, кто за последний год ни разу не болел?

У кого ни разу не поднималась температура тела выше 36,6? (Обычно в классе таких учеников нет)

Итак, мы сегодня поговорим об инфекционных заболеваниях. Слайд 2

Инфекционными болезнями называется группа заболеваний, которые вызываются патогенными возбудителями, их характерная особенность в том, что они способны передаваться от зараженного животного и человека здоровому, а также возможность их массового распространения. Возбудителями инфекционных заболеваний являются болезнетворные микроорганизмы: вирусы, бактерии, спирохеты, грибки и прочее.

Окружающая среда насыщена различными микроорганизмами, многие из которых вызывают инфекционные заболевания человека. Есть эти носители и в воздухе, и в почве, и в воде. Слайд 3

1.Почва

2.Вода

3.Растения

4.Дикие и домашние животные

5.Воздух

6.Насекомые (клещи, вши, блохи, малярийные комары)

Существует около 1200 инфекционных заболеваний. Конечно, мы не будем их все рассматривать, а вспомним только некоторые из них.

Виды инфекционных заболеваний:

    Кишечная инфекция – дизентерия, брюшной тиф, холера и пр.;

    Кровяные инфекционные болезни- малярия, жёлтая лихорадка (переносчики комары); сыпной тиф (вши); клещевой энцефалит (клещи); чума, блошиный тиф (блохи).

    Чесотка, грибковые заболевания кожи;

Слайд 4 выделяют несколько механизмов передачи инфекционных заболеваний:

    Пищевой

    Водный

    Воздушно-капельный

    Контактно-бытовой

    Через передатчиков

Слайд 5-6 Признаки инфекционных заболеваний

Внешние признаки инфекционных заболеваний индивидуальны для каждого из них, но большинство сопровождается

    температурой,

    ознобом,

    головной болью,

    иногда появляются кашель, понос, сыпь.

Слайд 7 -8- Профилактика инфекционных заболеваний

ФИЗМИНУТКА

    Грипп

Послушайте стихотворение С. Михалкова «Грипп».

У меня печальный вид,- Голова с утра болит,

Я чихаю, я охрип. Что такое?...Это грипп!

Не румяный грипп в лесу, А поганый грипп в носу!.. Слайд 9

Грипп (от фр. grippe )- острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемых вирусом гриппа. В настоящее время выявлено более 2000 вариантов вируса гриппа. Грипп – это чрезвычайно заразное инфекционное заболевание, опасное своими осложнениями: поражением сердечнососудистой системы, центральной нервной системы и органов дыхания.

«Симптомы гриппа» Слайд 10

    Высокая температура;

    Озноб и слабость;

    Боль и ломота во всем теле;

    Кашель;

    Головная боль;

    Насморк или заложенность носа.

Для гриппа характерно резкое начало: температура тела поднимается до 39*С и выше, возникает слабость, человека бьет озноб, мучают головные боли и боль в мышцах. Для гриппа, в отличии от других вирусных инфекций, такие симптомы как кашель и насморк проявляются не сразу, а через несколько дней после начала заболевания.

«Пути передачи инфекции»

Грипп передается по воздуху. Источником инфекции является больной человек. Мы заражаемся, вдыхая воздух с мельчайшими капельками слюны и мокроты, выделяемыми больными при кашле и чихании. Такой способ передачи называется воздушно-капельным путем.

А также при контакте с больными при рукопожатии, обмениваясь предметами личной гигиены (носовой платок, полотенце) и другими предметами быта (посуда, телефон, карандаши, игрушки и т.д.). Такой путь называется контактно-бытовым путем.

- Ребята, посмотрите, у нас в классе висят воздушные шары. Представьте себе, что это бактерии гриппа. Капельки-бактерии гриппа тоже похожи на шарики, но они такие маленькие, что их можно увидеть только под микроскопом. Они летают по воздуху там, где есть больные люди и могут попасть к здоровым людям в нос и в рот. Нам необходимо победить бактерии гриппа, а исчезнут они в том случае, если вы скажете, что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом.

(Ответы детей. После каждого ответа ребенка учитель протыкает по одному шарику-бактерии гриппа.)

«Профилактика»

    Сегодня уже доказано, что основным методом специфической профилактики гриппа является вакцина или как мы ее называем – прививка, что стимулирует организм к выработке защитных антител, которые предотвращают размножение вирусов. Благодаря этому, заболевание предупреждается еще до его начала.

    Немаловажное значение имеют меры личной профилактики:

Прикрывайте рот и нос при чихании и кашле носовым платком (салфеткой);

Избегайте прикосновений к своему рту, носу, глазам;

Соблюдайте дистанцию при общении, расстояние между людьми при разговоре должно быть не менее 1 метра (расстояние вытянутой руки).

Соблюдение правил личной гигиены, а именно мытье рук очень важно при профилактике. Тщательно и часто мойте руки с мылом или протирайте их дезинфицирующими средствами.

    В период эпидемий гриппа и простудных заболеваний необходимо:

Избегать тесных контактов с больными людьми;

Ограничить посещение культурно-массовых мероприятий, сократить время пребывания в местах скопления людей.

    Правильное использование медицинской маски поможет уберечь себя от заражения вирусными инфекциями. Одноразовую маску можно приобрести в аптеках, ватно-марлевую несложно изготовить своими руками. В отличии от одноразовой маски, которую можно носить не более 2-х часов, ватно-марлевую повязку можно носить до 4-х часов, стирать и использовать многократно. Важно, чтобы больной человек надевал маску, а также здоровый при общении (уходе) за больным.

    Профилактика гриппа состоит в общем оздоровлении и укреплении защитных сил организма, для этого необходимо вести здоровый образ жизни : см. плакат «Чтобы быть здоровым»

Молодцы, но и этого мало. В борьбе с болезнью нам поможет еще витамин С.

Находится он в фруктах и овощах, а в каких вы узнаете отгадав загадки:

1. Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет... (Банан)

2.Сарафан не сарафан,

Платьице не платьице,

А как станешь раздевать,

Досыта наплачешься. (Лук)

3.Головой на лук похож.

Если только пожуёшь

Даже маленькую дольку -

Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)

4. С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (Апельсин)

5.Отгадать не очень просто -

Вот такой я фруктик знаю -

Речь идет не о кокосе,

Не о груше, не о сливе, -

Птица есть еще такая,

Называют так же - ... (Киви)

6.Далеко на юге где-то

Он растет зимой и летом.

Удивит собою нас

Толстокожий...(Ананас)

7.Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи -

Меня в них ищи. (Капуста)

8.Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и черная смородины)

8. Само с кулачок,

Красный, желтый бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко. (Яблоко)

9.Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень, очень. (Лимон)

- Молодцы! Надеюсь, что вы будете соблюдать меры профилактики и не заболеете. Вы уже взрослые, и должны сами заботиться о своём здоровье. Попробуйте не пустить в двери незваного гостя с иностранной фамилией ГРИПП! Желаю вам крепкого здоровья!

Рефлексия. Упражнение «Клубок» Слайд 11

Классный руководитель предлагает образовать круг. Каждый ученик называет то, что ему сегодня понравилось, дает краткий отзыв, говорит, что нового узнал на занятии, после чего передает клубок соседу, и так, пока не замкнется круг.

Последним участником, которому передают клубок, является классный руководитель , он говорит слова благодарности учащимся за их активность, дает краткий отзыв об их деятельности, приглашает на следующие занятия.

Булгакова Н. Д., Кошевая О. Н., учителя начальных классов, школа № 97,

г. Донецк. Классный час

Тема Профилактика инфекционных заболеваний.

Цель: дать общее представление об инфекционных заболеваниях, о причинах их возникновения, возбудителях, симптомах заболеваний; учить защищать свой организм от инфекций, вести профилактику инфекционных заболеваний; воспитывать грамотных в отношении здоровья детей.

Оборудование: презентация, марлевые повязки, мягкие игрушки, детский плащ-дождевик, пульверизатор, костюм медицинского работника.

Ход занятия

I .Организационный момент

II . Работа над темой

1.Работа с анаграммой.

Расшифруйте анаграмму. (Слайд 1)

Т И К Л А П Р О Ф И К А

Да, это слово ПРОФИЛАКТИКА. Знаете ли вы значение этого слова?

В словаре иностранных слов мы можем прочитать, что “профилактика – совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия”.

2. Беседа.

Вспомните, какие болезни относят к инфекционным?

Почему их так называют? (Ответы детей)

(Грипп, ангина, ветряная оспа, гепатит …)

Да, это болезни, связанные с проникновением в организм болезнетворных микроорганизмов.

3. Пути заражения. Моделирование ситуаций.

– Ребята, а как можно заразиться инфекционными заболеваниями?

  • Можно заразиться от больного человека. При разговоре, чихании, кашле больной выделяет в воздух мельчайшие капельки слюны, слизи. А другой человек может вдохнуть этот зараженный воздух. Как известно, такой путь заражения заболеваниями называется воздушно-капельным. (Учитель, используя пульверизатор, демонстрирует путь попадания слюны при кашле или чихании на человека, стоящего рядом).

Необходимо пользоваться личными предметами гигиены (носовые платки, бумажные салфетки), т. к. после использования платка, слизь или слюна остаются на поверхности рук достаточно долгое время.

4. Рассказ учителя.

Быстрое распространение инфекции среди населения, приводящее к резкому увеличению количества заболевших, называется эпидемией. Особую опасность представляет эпидемия гриппа. Вирус гриппа, поселяясь в организме, размножается и выделяет в кровь ядовитые вещества – токсины, отравляющие весь организм.

У меня печальный вид -

Голова моя болит,

Я чихаю, я охрип.

Что такое? Это - грипп.

Не румяный гриб в лесу,

А поганый грипп в носу!

Гриппом болеют люди любого возраста во всем мире, но наибольшее количество заболеваний наблюдается у детей в возрасте от 1 до 14 лет. Между прочим, в заболевании и распространении гриппа виноват сам человек.

5. Работа в группах.

Почему-то глаз не дышит,

Да и рот совсем не слышит,

Что-то ухо не глядит,

Даже нос не говорит!

Что случилось, что такое?

Вышел организм из строя.

Мой язык ко рту прилип,

Оказалось, это - грипп.

И. Александрова

– Ребята, а по каким признакам можно понять, что человек заболел?

Запишите симптомы этого заболевания.

6. Проверка работы.

Признаки гриппа: (Слайд 2)

7. Чтение сказки “Больной Воробей”. (Слайд 3)

“Больной Воробей”.

Заболел зимой Воробышек. На снегу сидит простуженный, чихает, покашливает и летать не может. Всюду, куда ни глянь, снег и холод, а тепла не найти. Да ещё лиса того и гляди услышит его кашель, прибежит и съест.

Услышала кашель Воробышка в своей тёплой норке Мышка-Полёвка. Пожалела она его и решила помочь. Взяла зёрнышко, выбежала, отдала его Воробышку, а сама скорее опять в свою тёплую норку залезла. А Воробышек сидит на снегу с зёрнышком и всё больше и громче чихает и кашляет.

Услышала чихание Воробья спавшая в дупле Белка. Спустилась она к Воробью и принесла его на себе в своё дупло пожить. В дупле было теплее, а под пушистым беличьим хвостом даже жарко. Целую неделю отсыпался Воробышек в тепле и окончательно выздоровел.

Весной повстречалась Мышь-Полёвка с Белкой и стала ей хвастаться:

Я зимой больному Воробью помогла, целое зёрнышко ему дала.

Какая же это помощь, - сказала Белка. – Помощь должна по-настоящему помогать, а болезнь зёрнышком не лечится. Ты лучше бы простуженного Воробья к себе в тёплую нору пустила, вот это и была бы настоящая помощь. Сказав это, Белка прыгнула на дерево и скрылась в своём дупле.

Если вы увидите, что кто-то в беде, вы ему поможете или пожалеете?

А какие правила надо соблюдать человеку, заболевшему гриппом. Знаете?

8. Составление правил. (Слайд 4)

  • САМОЛЕЧЕНИЕ при гриппе НЕДОПУСТИМО. Немедленно обратитесь за медицинской помощью.
  • Ватно-марлевая повязка (маска) – одно из наиболее распространенных и доступных средств для безопасности окружающих.
  • Соблюдайте постельный режим.
  • Рекомендуется обильное питье в виде горячего чая, минеральных вод (боржоми с молоком и др.)

9. Слово учителя.

Теперь вы знакомы с этим серьёзным заболеванием. Давно известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому если пока еще вам удалось избежать встречи с вирусом, самое время заняться профилактикой.

Как же мы можем помочь себе?

Не желаю грипповать,

Буду меры принимать!

Вирусам шах объявляю,

Лук, чеснок употребляю.

А бессонной ночью длинной

Чаю выпью я с малиной,

Буду фрукты есть, лимон,

Пусть злодеев гонит он.

Злые твари присмирели,

Запыхтели, закряхтели,

Резво бросились бежать,

Мне их было не догнать!

Но умчались не впустую,

Жертву высмотрев другую -

Костю, что живёт напротив.

Он зимой без шапки ходит.

Кашель Вирусович Грипп,

Прилипучий, вредный тип.

Мы его горячим чаем

Днём и утром поливаем,

Укрываем одеялом,

Чтобы Гриппу жарко стало.

Испугался очень Грипп:

Ой! Кхе, кхе,Теперь я влип.

От микстуры он вспотел,

ЧИХ! И сразу улетел.

И. Александрова

Овощи и фрукты – основной источник поступления витаминов в организм.

Я предлагаю вам выбрать продукты, способствующие профилактике заболеваний.

Действительно, это цитрусовые, лук, чеснок. Они содержат так необходимый нам витамин С, который способствует повышению сопротивляемости организма и укрепляет наш иммунитет. (Слайд 5)

Ещё одним эффективным способом профилактики гриппа и других простудных заболеваний является точечный массаж. На нашем теле есть волшебные точки, массаж которых повышает сопротивляемость нашего организма. (Учитель демонстрирует точечный массаж).

10. Практическая работа по изготовлению “оберегов здоровья”.

Отгадайте загадку. (Слайд 6)

Запасись им впрок.

От гриппа спасет … (чеснок)

Сейчас мы с вами изготовим “обереги здоровья”, которые помогут нам защититься от вирусов. (Ёмкости от киндер-сюрпризов заполняются дольками чеснока, прикрепляются ленточки)

11. Выступление школьного врача о необходимости своевременных прививок, закаливания организма, правильного питания.

Ребята, сегодня на нашем занятии присутствует школьный врач Елена Михайловна. Послушайте и запомните всё, о чём она вам расскажет.

III . Итог занятия

Литература:

  1. Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах). – Минск: Современная школа, 2010.
  2. Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
  3. Шишкин лес. Детский познавательный журнал. - № 10, 2006.

Цель : формирование знаний студентов об основных инфекци­онных заболеваниях, об основных способах профилактики инфекци­онных заболеваний.

Основные термины и понятия : инфекция, карантин, иммунитет, эпидемия, пандемия,дезинфекция, дезинсекция и дератизация, вакцина, сыворотка.

План лекции:

1. Понятие об ин­фекционном заболевании. Их классификация.

2. Основные пути передачи инфекции.

3. Основные периоды, которые выделяются в течении инфекционных заболеваний.

4. Возникновение инфекционных заболеваний. Поня­тие об эпидемии и о пандемии.

5. Методы и средства для борьбы с переносчиками заболеваний: дезинфекция, дезинсекция и дератизация.

6. Понятие об иммунитете. Вакцины и сыворотки.

7. Профилактика инфекционных болезней.

1. Понятие об ин­фекционном заболевании. Их классификация.

Человечество многократно подвергалось эпидемиям различных опасных заболеваний, уничтоживших десятки и сотни тысяч людей.

Болезни, которые вызывают специфическими возбудителями: болезнетворными микроорганизмами, простейшими, бактериями, вирусами, простейшими грибками, проявляющие болезнетворность к людям, животным и растениям называются инфекционными.

Инфекция - внедрение и размножение в организме человека или животного болезнетворных (патогенных) микроорганизмов, которые вызывают соответствующие биохимические, иммунологические, морфологические и другие изменения в организме.

На протяжении всей обозримой истории наибольшим бичом для человечества были чума, оспа, холера и желтая лихорадка, которые уносили из жизни большое количество людей.

Однако, сражение с возбудителями инфекции все еще продолжается и единственная инфекционная болезнь, успешно ликвидированная в мире, – это натуральная оспа.

Уничтожение других болезней, таких как, столбняк, корь, коклюш, дифтерия и полиомиелит, для которых эффективная иммунизация является вполне допустимой в мировом масштабе, достигнуто сегодня более чем на 90%.

Высокая иммиграция населения из стран “третьего мира” привела в промышленно развитых государствах к резкому увеличению числа лиц, страдающих инфекционными болезнями.

В то время как человечеству удалось научиться управлять старыми эпидемиями, появились новые. Необходимо отметить наличие продолжающейся эпидемии инфекции вируса иммунодефицита человека (HIV), которая сопровождается разрушительными последствиями не только в Африке и Азии, но и в Европе и Северной Америке.

Несмотря на улучшение условий жизни в экономически развитых странах, широко распространенную практику прививок и наличие эффективных антибиотиков, инфекционные болезни занимают еще значительное место в структуре заболеваемости и смертности человека и уступают первые места лишь болезням сердечно-сосудистой системы и злокачественным онкологическим заболеваниям. Большинство смертных случаев среди детей - это инфекционные болезни органов дыхания, кишечника, вызванные вирусами и бактериями.

В зависимости от течения инфекции бывают бессимптомные и клинически выраженные.

Виды инфекционных заболеваний в зависимости от поражаемого органа принятоподразделять на следующие классы :

1. Кишечные инфекции : инфекции, при которых возбудитель выделяется с фекалиями и мочой. Факторами передачи служат пища, вода, почва, мухи, грязные руки, предметы бытовой обстановки. Заражение происходит через рот.

Брюшной тиф, паратифы А и Б;

Дизентерия;

Пищевые токсикоинфекции и т.д.

2. Инфекции дыхательных путей, или воздушно-капельные инфекции : инфекции, при которых передача осуществляется воздушно-капельным или воздушно – пылевым путем.

Дифтерия;

Скарлатина; - натуральная оспа.

3. Кровяные инфекции, или трансмиссивные инфекционныезаболевания : инфекции, при которых возбудитель передается через укусы кровососущих насекомых (комары, клещи, мухи, москиты и т.д.).

Сыпной и возвратный тиф;

Малярия;

Туляремия;

Клещевой энцефалит.

Лихорадка.

Лешманиоз.

4. Зоонозные инфекции : инфекции, которые передаются через укусы животных.

Бешенство.

5. Контактно-бытовые инфекции : инфекции, которые передаются при непосредственном контакте здорового человека с больным, при котором возбудитель инфекции переходит в здоровый организм.

Заболевания, передаваемые половым путем (ЗППП);

Сифилис, гонорея, хламидиоз, трихомониаз и т.д.;

Вирусные инфекции (ВИЧ – вирус приобретенного иммунодефицита и СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита)

6.Инфекций кожных покровов и слизистых оболочек (венерические заболевания, сибирская язва, рожа, чесотка, трахома) проникает в организм здорового человека через ранения и другие повреждения кожи. А также через слизистые оболочки.

2.Основные пути передачи инфекционных заболеваний :

1. фекально-оральный : это путь передачи, при котором болезнетворный микроорганизм попадает в организм здорового человека с частицами кала, рвотными массами от больного человека через пищевые продукты, воду, посуду;

2. воздушно-капельный: это путь передачи, при котором болезнетворный микроорганизм попадает в организм здорового человека при чихании, поцелуях или разговоре с больным человеком;

3. жидкостный : это путь передачи, при котором болезнетворный микроорганизм попадает в организм здорового человека при укусах кровососущих насекомых (блох, вшей, насекомых и т.д.);

4.контактный или контактно-бытовой: это путь передачи, при котором болезнетворный микроорганизм попадает в организм здорового человека при тесном общении с больным человеком;

5. через укусы больных животных .

3.Основные периоды, которые выделяются в течении инфекционных заболеваний :

1. Инкубационный (латентный, скрытый) – промежуток времени с момента заражения до проявления первых симптомов болезни. При каждой болезни имеет определенную продолжительность;

2. Начальный период (продромальный, период общих реакций) – сопровождается общими проявлениями болезни: недомоганием, ознобом, повышением температуры тела, головной болью, иногда тошнотой и рвотой;

3. Период основных проявлений болезни (период разгара болезни) – характеризуется появлением наиболее существенных и специфических симптомов заболевания. При различных болезнях длится от нескольких часов, суток, дней и даже недель и месяцев. В это время может наступить смерть больного или болезнь переходит в следующую стадию;

4. Период угасания болезни – происходит исчезновение основных симптомов болезни;

5. Период выздоровления (реконвалесценции) – сопровождается слабостью, часто повышенным аппетитом и восстановлением веса. При некоторых болезнях может продолжаться до нескольких недель и месяцев.

Особо опасные инфекции.

Туляремия;

Сибирская язва;

Натуральная оспа;

Желтая лихорадка;

Сыпной и брюшной тиф;

Ботулизм;

Геморрагическая лихорадка Эбола;

Атипичная пневмония.

4.Возникновение инфекционных заболеваний. Поня­тие об эпидемии и о пандемии.

Инфекциям присущи формы распространения. Массовое распространение среди населения в данной местности очагов инфекционного заболевания определяется как эпидемия. Пандемией называется эпидемия, охватывающая значительную часть населения страны, а иногда и многих стран и континентов (грипп, холера, чума и некоторые другие инфекционные болезни). Эпидемическим очагом называют основное место распространения источника возбудителя инфекции с прилегающей к нему территорией, в пределах которой возбудитель доступен для заражения находящихся на ней людей. Он является структурной частью эпидемического процесса и местом проведения основных противоэпидемических мероприятий. Эпидемический процесс - процесс распространения инфекционного заболевания среди населения с формированием последовательно возникающих друг за другом эпидемических очагов - возникает только при сочетанном наличии источника инфекции, факторов, обеспечивающих передачу возбудителей, и восприимчивых к данной инфекции людей.

Современная медицина располагает рядом методов и средств, позволяющих успешно бороться с инфекционными заболеваниями:

1. воздействие на возбудителя (антимикробные сыворотки, гамма-глобулины, бактериофаги, антибиотики, вирусо- и химиопрепараты и др.);

2. воздействие на токсины, связанные с жизнедеятельностью возбудителя (антитоксические сыворотки, гамма-глобулины, глюкоза, кристаллоидные растворы, адсорбенты и др.);

3. воздействие на реактивность организма (вакцины, режим, диета, физиотерапия, витамины, иммуномодуляторы и др.).

5.Методы и средства для борьбы с переносчиками заболеваний: дезинфекция, дезинсекция и дератизация .

Кроме перечисленных воздействий на возбудителей инфекций существуют методы и средства для борьбы с переносчиками заболеваний: дезинфекция, дезинсекция и дератизация .

Дезинфекция, или обеззараживание , - комплекс специальных мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей заразных заболеваний в окружающей человека среде. Частными видами дезинфекции являются дезинсекция , под которой понимают уничтожение насекомых и клещей - переносчиков инфекционных заболеваний, и дератизация - истребление грызунов, опасных в эпидемиологическом отношении.

Различают дезинфекцию профилактическую, текущую и заключительную .

Профилактическую дезинфекцию проводят с целью предупреждения возможности возникновения инфекционных заболеваний или заражения от предметов и вещей, находящихся в общем пользовании.

Текущую дезинфекцию осуществляют у постели больного с целью предупреждения рассеивания инфекции (обеззараживание выделений больного и зараженных ими предметов).

Заключительную дезинфекцию проводят в очаге инфекции после изоляции, госпитализации, выздоровления или смерти больного с целью полного освобождения инфекционного очага от возбудителей заболеваний. В зависимости от показаний для дезинфекции применяют биологические, механические, физические и химические методы и средства обеззараживания. Биологический метод используют при очистке сточных вод на полях орошения. К механическим методам относятся влажная уборка помещений и обстановки, выколачивание одежды и постельных принадлежностей, освобождение помещений от пыли с помощью пылесосов, побелка и окраска помещений, мытье рук.

Физические средства и методы являются наиболее простыми и доступными способами дезинфекции. К их числу относятся солнечные лучи и облучение ультрафиолетовыми излучателями, проглаживание горячим утюгом, сжигание мусора и предметов, не имеющих ценности, обработка кипятком или нагревание до кипения. Надежную дезинфекцию и дезинсекцию зараженной одежды, постельных принадлежностей и др. можно провести в специальных дезинфекционных камерах.

Для уничтожения насекомых применяют физические (кипячение, проглаживание накаленным утюгом и др.), химические (применение дезинсекцирующих средств) и комбинированные способы; истребление грызунов в большинстве случаев проводят с помощью механических приспособлений (ловушек различных типов) и химических препаратов. Среди дезинсекцирующих средств наиболее широкое применение могут найти препарат ДДТ, гексахлоран, хлорофос; среди препаратов, предназначенных для истребления грызунов, – крысид, фосфид цинка, сернокислый калий.

После проведения дезинфекции, дезинсекции и дератизации проводится полная санитарная обработка лиц, принимавших участие в осуществлении названных мероприятий. При необходимости организуется санитарная обработка и остального населения.

Одновременно с рассмотренными мероприятиями в зоне карантина (обсервации) проводится выявление заболевших людей и даже подозрительных на заболевание. (Карантином называется комплекс режимных, административных и санитарных противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционных болезней и ликвидацию очага поражения).

Признаками заболевания являются повышенная температура, плохое самочувствие, головные боли, появление сыпи и т. п. Сан. дружинницы и медицинские работники выясняют эти данные через ответственных съемщиков квартир и хозяев домов и немедленно сообщают командиру формирования или в медицинское учреждение для принятия мер к изоляции и лечению больных.

После направления больного - в специальную инфекционную больницу в квартире, где проживал он, производится дезинфекция; вещи и одежда больного также обеззараживаются. Все контактировавшие с больным проходят санитарную обработку и изолируются (на дому или в специальных помещениях).

При отсутствии возможности госпитализировать инфекционного больного его изолируют на дому, ухаживает за ним один из членов семьи. Больной должен пользоваться отдельными посудой, полотенцем, мылом, подкладным судном и мочеприемником. Утром и вечером в одно и то же время у него измеряется температура, показания термометра записываются на специальном температурном листе с указанием даты и времени измерения. Перед каждым приемом пищи больному помогают вымыть руки и прополоскать рот и горло, а утром и перед ночным сном – умыться и почистить зубы.

Тяжелобольным необходимо обтирать лицо влажным полотенцем или салфеткой; глаза и полость рта протирают тампонами, смоченными 1 – 2% раствором борной кислоты или питьевой соды. Полотенца и салфетки, использованные для обработки больного, дезинфицируются, бумажные салфетки и тампоны сжигаются. Во избежание пролежней необходимо поправлять постель больного и помогать ему менять положение, а при необходимости применять подкладные круги.

Не менее двух раз в день помещение, в котором находится больной, следует проветривать и проводить в нем влажную уборку с использованием дезинфицирующих растворов.

Ухаживающий за больным должен применять ватно-марлевую повязку, халат (или соответствующую одежду), перчатки, средства экстренной и специфической профилактики; он должен тщательным образом следить за чистотой рук (ногти должны быть коротко острижены) и одежды. После каждого соприкосновения с выделениями, бельем, посудой и другими предметами больного необходимо мыть руки и дезинфицировать их 3% раствором лизола или 1% раствором хлорамина. Следует также иметь при себе полотенце, один конец которого должен быть намочен дезинфицирующим раствором.

6. Понятие об иммунитете. Вакцины и сыворотки.

Иммунитет - невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, отличающимся от него чужеродными свойствами. В зависимости от способа приобретения выделяют два основных вида иммунитета: врожденный и приобретенный. Врожденный иммунитет (наследственный, видовой, конституциональный) - эволюционно выработанная невосприимчивость, присущая тому или иному биологическому виду (человеку, животному) и передающаяся по наследству.

Приобретенный иммунитет возникает после перенесенного инфекционного заболевания или введения вакцин и не передается по наследству. Приобретенный иммунитет особо специфичен и вырабатывается строго к определенному возбудителю (антигену). Различают два типа приобретенного иммунитета: активный и пассивный . Активно приобретенный иммунитет возникает вследствие перенесенной или латентно протекающей инфекции и после введения вакцин, может сохраняться длительное время, а после перенесения некоторых заболеваний (корь, ветрянка) - в течение всей жизни человека. Пассивно приобретенный иммунитет возникает при передаче антител матерью плоду через плаценту. Благодаря ему создается невосприимчивость к некоторым инфекциям. Для создания устойчивости организма (приобретенного иммунитета) к инфекционным заболеваниям применяется специфическая профилактика (иммунизация) заразных болезней человека и животных.

Вакцины - препараты, приготовленные из убитых или живых ослабленных болезнетворных микроорганизмов, а также из обезвреженных токсинов. Сыворотки (иммунные) - лечебные препараты, полученные из сыворотки крови человека или животного, иммунизированного каким-либо антигеном, и содержащие готовые антитела. Применяются в лечебных и профилактических целях.