Зубное протезирование в детском возрасте. Протезирование зубов у детей и подростков. В каких случаях требуется протезирование зубов у детей

В этой статье будут детально рассмотрены последние поколения процессоров Intelна основе архитектуры «Кор». Эта компания занимает ведущее положение на рынке компьютерных систем, и большинство ПК на текущий момент собираются именно на ее полупроводниковых чипах.

Стратегия развития компании «Интел»

Все предыдущие поколения процессоров Intel были подчинены двухлетнему циклу. Подобная стратегия выпуска обновлений от данной компании получила название «Тик-Так». Первый этап, называемый «Тик», заключался в переводе ЦПУ на новый технологический процесс. Например, в плане архитектуры поколения «Санди Бридж» (2-е поколение) и «Иви Бридж» (3-е поколение) были практически идентичными. Но технология производства первых базировалась на нормах 32 нм, а вторых — 22 нм. То же самое можно сказать и про «ХасВелл» (4-е поколение, 22 нм) и «БроадВелл» (5-е поколение, 14 нм). В свою очередь, этап «Так» означает кардинальное изменение архитектуры полупроводниковых кристаллов и существенный прирост производительности. В качестве примера можно привести такие переходы:

    1-е поколение Westmere и 2-е поколение «Санди Бридж». Технологический процесс в этом случае был идентичным — 32 нм, а вот изменения в плане архитектуры чипа существенные — северный мост материнской платы и встроенный графический ускоритель перенесены на ЦПУ.

    3-е поколение «Иви Бридж» и 4-е поколение «ХасВелл». Оптимизировано энергопотребление компьютерной системы, повышены тактовые частоты чипов.

    5-е поколение «БроадВелл» и 6-е поколение «СкайЛайк». Снова повышены частота, еще более улучшено энергопотребление и добавлены несколько новых инструкций, которые улучшают быстродействие.

Сегментация процессорных решений на базе архитектуры «Кор»

Центральные процессорные устройства компании «Интел» имеют следующее позиционирование:

    Наиболее доступные решения — это чипы «Целерон». Они подходят для сборки офисных компьютеров, которые предназначены для решения наиболее простых задач.

    На ступеньку выше расположились ЦПУ серии «Пентиум». В архитектурном плане они практически полностью идентичны младшим моделям «Целерон». Но вот увеличенный кэш 3-го уровня и более высокие частоты дают им определенное преимущество в плане производительности. Ниша этого ЦПУ — игровые ПК начального уровня.

    Средний сегмент ЦПУ от «Интел» занимают решения на основе «Кор Ай3». Предыдущие два вида процессоров, как правило, имеют всего 2 вычислительных блока. То же самое можно сказать и про «Кор Ай3». Но вот у первых двух семейств чипов отсутствует поддержка технологии «ГиперТрейдинг», а у «Кор Ай3» - она есть. В результате на уровне софта 2 физических модуля преобразуются в 4 потока обработки программы. Это обеспечивает существенный прирост быстродействия. На базе таких продуктов уже можно собрать игровой ПК среднего уровня, или даже сервер начального уровня.

    Нишу решений выше среднего уровня, но ниже премиум-сегмента заполняют чипы занимают решения на базе «Кор Ай5». Этот полупроводниковый кристалл может похвастаться наличием сразу 4 физических ядер. Именно этот архитектурный нюанс и обеспечивает преимущество в плане производительности над «Кор Ай3». Более свежие поколения процессоров Intel i5 имеют более высокие тактовые частоты и это позволяет постоянно получать прирост производительности.

    Нишу премиум-сегмента занимают продукты на основе «Кор Ай7». Количество вычислительных блоков у них точно такое же, как и у «Кор Ай5». Но вот у них, точно также, как и у «Кор Ай3», есть поддержка технологии с кодовым названием «Гипер Трейдинг». Поэтому на программном уровне 4 ядра преобразуются в 8 обрабатываемых потоков. Именно этот нюанс и обеспечивает феноменальный уровень производительности, которым может похвастаться любой Цена у этих чипов соответствующая.

Процессорные разъемы

Поколения устанавливаются в разные типы сокетов. Поэтому установить первые чипы на этой архитектуре в материнскую плату для ЦПУ 6-го поколения не получится. Или, наоборот, чип с кодовым названием «СкайЛайк» физически не получится поставить в системную плату для 1-го или 2-го поколения процессоров. Первый процессорный разъем назывался «Сокет Н», или LGA 1156 (1156 - это количество контактов). Выпущен он был в 2009 году для первых ЦПУ, изготовленных по нормам допуска 45 нм (2008 год) и 32 нм (2009 год), на базе данной архитектуры. На сегодняшний день он устарел как морально, так и физически. В 2010 году на смену приходит LGA 1155, или «Сокет Н1». Материнские платы данной серии поддерживают чипы «Кор» 2-го и 3-го поколений. Кодовые названия у них, соответственно, «Санди Бридж» и «Иви Бридж». 2013 год ознаменовался выходом уже третьего сокета для чипов на основе архитектуры «Кор» - « LGA 1150», или «Сокет Н2». В этот процессорный разъем можно было установить ЦПУ уже 4-го и 5-го поколений. Ну а в сентябре 2015 года на смену LGA 1150 пришел последний актуальный сокет - LGA 1151.

Первое поколение чипов

Наиболее доступными процессорными продуктами этой платформы являлись «Целерон G1101»(2,27 ГГц), «Пентиум G6950» (2,8 ГГц) и «Пентиум G6990»(2,9 ГГц). Все они имели всего 2 ядра. Нишу решений среднего уровня занимали «Кор Ай3» с обозначением 5ХХ (2 ядра/4 логических потока обработки информации). На ступеньку выше находились «Кор Ай5» с маркировкой 6ХХ (у них параметры идентичные «Кор Ай3», но частоты выше) и 7ХХ с 4-мя реальными ядрами. Наиболее производительные компьютерные системы собирались на базе «Кор Ай7». Их модели имели обозначение 8ХХ. Наиболее скоростной чип в этом случае имел маркировку 875К. За счет разблокированного множителя можно было разогнать такой Цена же у него была соответствующая. Соответственно можно было получить внушительный прирост быстродействия. Кстати, наличие приставки «К» в обозначении модели ЦПУ означало то, что множитель разблокирован и эту модель можно разгонять. Ну а приставка «S» добавлялась в обозначении энергоэффективных чипов.

Плановое обновление архитектуры и «Санди Бридж»

На смену первому поколению чипов на основе архитектуры «Кор» в 2010 году пришли решения под кодовым названием «Санди Бридж». Ключевыми «фишками» их были перенос северного моста и встроенного графического ускорителя на кремниевый кристалл кремниевого процессора. Нишу наиболее бюджетных решений занимали «Целероны» серий G4XX и G5XX. В первом случае был урезан кэш 3-го уровня и присутствовало всего одно ядро. Вторая серия, в свою очередь, могла похвастаться наличием сразу двух вычислительных блоков. Еще на ступеньку выше расположились «Пентиумы» моделей G6XX и G8XX. В этом случае разница в производительности обеспечивалась более высокими частотами. Именно G8XX из-за этой важной характеристики выглядели предпочтительнее в глазах конечного пользователя. Линейка «Кор Ай3» была представлена моделями 21ХХ (именно цифра «2» и указывает на то, что чип относится ко второму поколению архитектуры «Кор»). У некоторых из них в конце добавлялся индекс «Т» - более энергоэффективные решения с уменьшенной производительностью.

В свою очередь решения «Кор Ай5» имели обозначения 23ХХ, 24ХХ и 25ХХ. Чем выше маркировка модели, тем более высокий уровень производительности ЦПУ. Индекс «Т» в конце - это наиболее энергоэффективное решение. Если добавлена в конце наименования буква «S» - промежуточный вариант по энергопотреблению между «Т» - версией чипа и штатным кристаллом. Индекс «Р» - в чипе отключен графический ускоритель. Ну и чипы с буквой «К» имели разблокированный множитель. Подобная маркировка актуальна также и для 3-го поколения этой архитектуры.

Появления нового более прогрессивного технологического процесса

В 2013 году свет увидело уже 3-е поколение ЦПУ на основе данной архитектуры. Ключевое его нововведение — это обновленный техпроцесс. В остальном же не было введено в них каких-либо существенных нововведений. Физически они были совместимы со предыдущим поколением ЦПУ и их можно было ставить в те же самые материнские платы. Структура обозначений у них осталась идентичной. «Целероны» имели обозначение G12XX, а «Пентиумы» - G22XX. Только в начале вместо «2» была уже «3», которая и указывала на принадлежность к 3-му поколению. Линейка «Кор Ай3» имела индексы 32ХХ. Более продвинутые «Кор Ай5» обозначались 33ХХ, 34ХХ и 35ХХ. Ну флагманские решения «Кор Ай7» имели маркировку 37ХХ.

Четвертая ревизия архитектуры «Кор»

Следующим этапом стало 4 поколение процессоров Intel на основе архитектуры «Кор». Маркировка в этом случае была такая:

    ЦПУ экономкласса «Целероны» обозначались G18XX.

    «Пентиумы» же имели индексы G32XX и G34XX.

    За «Кор Ай3» были закреплены такие обозначения - 41ХХ и 43ХХ.

    «Кор Ай5» можно было узнать по аббревиатуре 44ХХ, 45ХХ и 46ХХ.

    Ну и для обозначения «Кор Ай7» были выделены 47ХХ.

Пятое поколения чипов

на базе данной архитектуры в основном было ориентировано на использование в мобильных устройствах. Для десктопных же ПК были выпущены лишь чипы линеек «Ай 5» и «Ай 7». Причем лишь весьма ограниченное количество моделей. Первые из них обозначались 56ХХ, а вторые — 57ХХ.

Наиболее свежие и перспективные решения

6 поколение процессоров Intel дебютировало в начале осени 2015 года. Это наиболее актуальная процессорная архитектура на текущий момент. Чипы начального уровня обозначаются в этом случае G39XX («Целерон»), G44XX и G45XX (так маркируются «Пентиумы»). Процессоры «Кор Ай3» имеют обозначение 61ХХ и 63ХХ. В свою очередь, «Кор Ай5» - это 64ХХ, 65ХХ и 66ХХ. Ну на обозначение флагманских решений выделено лишь маркировка 67ХХ. Новое поколение процессоров Intelпребываетлишь только в начале своего жизненного цикла и такие чипы будут актуальными еще достаточно длительное время.

Особенности разгона

Практически все чипы на основе данной архитектуры имеют заблокированный множитель. Поэтому разгон в этом случае возможен лишь за счет увеличения частоты В последнем, 6-м поколении, даже эту возможность увеличения быстродействия должны будут отключить в БИОСе производители материнских плат. Исключением в этом плане являются процессоры серий «Кор Ай5» и «Кор Ай7» с индексом «К». У них множитель разблокирован и это позволяет существенно увеличивать производительность компьютерных систем на баз таких полупроводниковых продуктов.

Мнение владельцев

Все перечисленные в этом материале поколения процессоров Intel имеют высокую степень энергоэффективность и феноменальный уровень быстродействия. Единственный их недостаток — это высокая стоимость. Но причина здесь кроется в том, что прямой конкурент «Интела» в лице компании «АМД», не может противопоставить ей более или менее стоящие решения. Поэтому «Интел» уже исходя из своих собственных соображений и устанавливает ценник на свою продукцию.

Итоги

В этой статье были детально рассмотрены поколения процессоров Intel лишь для настольных ПК. Даже этого перечня достаточно для того, чтобы потеряться в обозначениях и наименованиях. Кроме этого, есть также варианты для компьютерных энтузиастов (платформа 2011) и различные мобильные сокеты. Все это сделано лишь для того, чтобы конечный пользователь мог выбрать наиболее оптимальный для решения своих задач. Ну а наиболее актуальным сейчас из рассмотренных вариантов являются чипы 6-го поколения. Именно на них и нужно обращать внимание при покупке или сборке нового ПК.

Говоря о протезировании, мы привыкли связывать эту процедуру только с людьми старшего возраста. Но сегодня в ортопедии не существует возрастного ограничения для установки протезов.

Современные методики позволяют восстанавливать даже молочные единицы при преждевременном их выпадении. Очень часто потребность в этой процедуре возникает задолго по начала прорезывания постоянных зубов.

Имеются примерные сроки появления постоянных единиц. Выпадение молочных начинается примерно с шестилетнего возраста и продолжается до 12-13 дет. В этот период образуются зачатки постоянных, которые со временем вытеснят молочные органы.

Но не всегда временные единицы остаются целыми и здоровыми до момента из смены. Иногда случается так, что они начинают разрушаться намного раньше указанного срока. Их преждевременному выпадению могут способствовать следующие причины:

  • механическое повреждение, травма, ушиб;
  • неправильное однообразное питание;
  • некачественный уход за полостью рта;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • сопутствующие патологии;
  • длительное лечение определенной группой препаратов.

В случае выпадения или вынужденного удаления молочного зуба из-за его разрушения, вместо него обязательно вырастит постоянный, но только тогда, когда полностью сформируются его зачатки.

В случае преждевременной потере молочных единиц по названным причинам, родители могут столкнуться со следующими осложнениями у своего ребенка:


Называя осложнения, к которым приводит ранняя потеря зубов, эстетика проблемы уходит на второй план. Чтобы избежать развития подобных последствий, в первую очередь важно вернуть полноценную жевательную функцию. Это необходимо для правильной работы всего детского организма, получения ребенком всех микроэлементов и витаминов для его правильно роста и развития.

Показания для проведения процедуры

Обращаться за помощью к стоматологу-ортопеду необходимо при:

  • флюорозе, когда имеется сильное разрушение зубов;
  • обширном кариесе, когда устранение проблемы пломбированием невозможно;
  • сильном повреждении коронковой части из-за травмы;
  • воспалительном процессе в надкостнице, когда вырывание зуба является единственным способом избавления от проблемы;
  • патологически раннем выпадении;
  • расшатывании или потери зубов из-за периодонтита;
  • системной гипоплазии эмали;
  • бруксизме;
  • важности сохранения эстетики единиц фронтальной области после лечения стоматологических болезней.

Обычно протезируются передние единицы. Специалист обязательно учитывает тот факт, что у ребенка процесс роста челюсти и всего организма еще не завершен. Поэтому, он должен иметь большой опыт и знания, чтобы во время процедуры не нарушить естественных ход процессов в детском организме.

В следующем видео стоматолог расскажет, почему так важно при потере молочных зубов делать протезирование:

Противопоказания

Для проведения протезирования у ребенка абсолютных ограничений, кроме патологий неврологического и психологического характера, не существует. Все остальные противопоказания являются относительными и делают процедуру возможной после их устранения.

Протезирование не проводится:

  • если имеются сопутствующие несистемные заболевания, находящиеся в острой форме;
  • сразу после завершения курса лучевой терапии;
  • при сильном стрессе или эмоциональном перевозбуждении;
  • при недостаточной гигиене ротовой полости;
  • если малыш психологически не готов к проведению протезирования.

Даже непереносимость материалов, из которых изготавливается протез, не является абсолютным противопоказанием. Из большого их ассортимента можно легко подобрать подходящий вариант, не вызывающий аллергию.

Разновидности конструкций

У ребенка для реконструкции зубного ряда используются 2 вида протезов: съемные и несъемные.

Несъемные

Данный вид конструкций применяется при частичном (неполном) разрушении коронковой части зуба при условии сохранения корней здоровыми.

Классические коронки

Это вид протеза, который покрывает собой имеющийся дефект для предотвращения дальнейшего разрушения зуба. Коронками получается восстановить разрушенную единицу, вернуть ей функциональность, предотвратить смещение зубов и дальнейшее развитие кариеса. В некоторых ситуациях, например, при травме режущей части, они ставятся для фиксации медицинского препарата.

Конструкции устанавливаются без обтачки зубов. Чтобы избежать травмирования слизистой и мягких тканей, край коронки располагается на одном уровне с десной. После ее закрепления, у ребенка наблюдается изменение прикуса. Но это явление временное, и после привыкания к ней, прикус нормализуется (обычно на это уходит 2-4 дня).

Конструкция изготавливается из нержавеющей медицинской стали или хромоникелевого сплава . Ее демонтаж проводится специальным аппаратом безболезненно для малыша.

Важно: коронка не оказывает влияния на физиологический процесс смены зубов. Они выпадают вместе с ней.

Strip-коронки

Особая разновидность коронок, применяемая для замещения или частичной реконструкции фронтальных единиц. Они представляют собой съемные колпачки, которые изготавливаются только из светоотверждаемого композитного материала или акриловой пластмассы.

Перед их установкой коронковая часть зубов обязательно подготавливается (когда снимают пораженные слои и формируют зуб под коронку) – т.е. обтачивают. Затем колпачки заполняются композитом и фиксируются на зубах. После полимеризации материала колпачки удаляются, коронковая часть шлифуется и полируется.

Протезирование Strip-коронками проводится при :

  • активном кариесе;
  • дефектах в развитии резцов;
  • нарушениях в амелогенезе;
  • гипоплазии эмали;
  • сильном механическом повреждении.

Длительность процедуры от момента подготовки зуба до надевания на него коронки составляет около 20 мин.

В детской стоматологии эта методика является самой эффективной, технологически простой и быстрой.

Вкладки

Методика применяется для реставрации тех единиц, которые поражены кариесом, но при условии, что пульпу патологический процесс не затронул. Также такое протезирование рекомендуется при высокой стираемости эмали для восстановления анатомии коронки.

Вкладка, по существу, представляет собой обычную пломбу, замещающую разрушенную часть зуба. Но в отличие от нее, изготавливается только в условиях лаборатории из пластмассы или сплавов металлов.

Она размещается в заранее подготовленную зубную полость, чем предотвращает ее дальнейшее разрушение.

Штифтовые вкладки

Перед процедурой обязательно выполняется подготовка зуба – вскрытие и обработка каналов (они у детей значительно шире и короче, чем у взрослых). Препарирование зуба сильно истончает его стенки, поэтому штифт фиксируется в корни очень аккуратно.

Для изготовления штифтовых вкладок используется сплав из золота или хромоникеля. Искусственной коронкой выступают фасетки (фарфоровые или пластиковые).

По причине сложности размещения штифта в корень, этот способ протезирования применяется только при невозможности выполнить реконструкцию зуба другим методом.

Съемные

Определяющим фактором съемных изделий является возможность их легкого и быстрого снятия, т.е. в случае необходимости родители могут самостоятельно снять протез. Эффективность этого метода неоднократно была подтверждена на практике. Маленькие пациенты быстро привыкают к ним, и в дальнейшем носят без недовольства и жалоб.

Важно: съемное протезирование, по мнению стоматологов, является предпочтительным способом восстановления целостности зуба и возвращения ему жевательной способности.

Они всегда изготавливаются по слепку зубного ряда, и по мере роста ребенка заменяются на новые.

Пластинчатые

Пластинчатый протез – это модель, состоящая из базиса и крепежных элементов. Они могут быть как раздвижными, так и стандартными. В обоих этих видах отсутствует искусственная десна, что не ограничивает рост тканей и самой челюсти.

Изделие нередко применяется для коррекции прикуса или исправления положения отдельных единиц.

Мосты

При изготовлении мостов используются различные пластмассы. Допустимо применение металла для производства крепежных элементов или отдельных частей изделия.

Бабочка

Это особая система для протезирования одной недостающей единицы, потерянной из-за травмы. Это небольшое цельнолитое изделие из термопластичной массы на основе нейлона. Свое название оно получило благодаря форме, напоминающей насекомое.

«Бабочка» — это коронка с особым эластичным креплением – клиперами. Они плотно охватывают соседние единицы и удерживают изделие. Его цвета идентичны окрасу десны и естественных зубов, поэтому протез почти незаметен для окружающих.

Современные технологии позволили существенно усовершенствовать протезирование для детей. Различные модели протезов позволяют подобрать оптимально подходящий для них вариант в зависимости от причины, вызвавшей раннюю потерю зубов.

Предъявляемые требования к конструкции

К конструкциям, которые предполагается использовать для детей, предъявляются более жесткие требования относительно их качества, безопасности. Это объясняется тем, что организм ребенка еще до конца не сформирован, и продолжает расти и развиваться. Также детки более чувствительны на действие различных материалов.

Безопасность использования

Данное требование касается безопасности для детского здоровья. Ни один из протезов не должен ранить или травмировать слизистую и ткани. Они должны легко закрепляться (если предполагается устанавливать съемный вариант изделия) и не создавать проблем при ношении и уходе.

К каждому размещаемому изделию предъявляются следующие требования:

  1. Атравматичность.
  2. Простота конструкции.
  3. Не должны нарушать внешнюю эстетику.
  4. Комфортность при эксплуатации.
  5. Не должны мешать развитию челюсти и росту зубов.

Установка протезов должна проходить без повреждения рядом стоящих зубов, т.е. без обтачки.

Материал изготовления

Детский организм тяжело переносит присутствие инородного тела в полости рта. Именно по этой причине для изготовления протезов используются только гипоаллергенные материалы.

К ним также предъявляются и другие требования. Они должны быть:

  • гигиеничными, т.е. устойчивыми к образованию на них налета;
  • не давать усадки;
  • устойчивыми на механические повреждения;
  • прочными, но легкими;
  • не набухать и деформироваться от влажности.

Протезы для детей разрешено производить из материалов, соответствующим всем названым требованиям: акриловой пластмассы, нержавеющей стали (марка ЭИ-95), сплавов из золота, серебра и олова, нейлона и хромированной стали.

Изготовление и установка

Детское протезирование – ответственная процедура, от качества выполнения которой зависит дальнейший рост и развитие зубочелюстного аппарата. По этой причине, независимо от вида устанавливаемого изделия, его должен выполнять врач с опытом работы в детской стоматологии.

Если говорить об изготовлении и установки протезов в общем, без затрагивания конкретных их вариантов, то протезирование проходит в следующем порядке:

  1. Первичный осмотр.
  2. Диагностирование: включает опрос и детальное обследование маленького пациента. При необходимости врач может назначить рентгенографию.
  3. Подготовка полости рта к протезированию: лечение выявленных заболеваний, гигиеническая чистка.
  4. Снятие слепков.
  5. Изготовление в условиях лаборатории протеза.
  6. Его примерка.
  7. Установка.

Необходимо отметить, что перед установкой изделия специалист может поставить ребенку местный наркоз.

Ношение и уход

Продолжительность эксплуатации протезов и срок их ношения – разные по понятию определения, зависящие от типа установленной конструкции. Несъемные аппараты обычно остаются в полости рта до начала естественной смены молочных зубов. Съемные же меняются при необходимости.

Примерный срок, на который размещаются протезы, может составлять от 3-4 мес. до полутора лет . Этот период зависит от групповой принадлежности зуба, сложности проблемы.

Родителям необходимо весь период ношения конструкции ребенком, контролировать насколько качественно он проводит гигиеническую процедуру.

Так, несъемные изделия нуждаются только в двухразовой чистке щеткой. А съемные протезы требуют выполнения определенных требований:

  • помимо стандартной чистки зубов, также дважды в день следует обрабатывать сам протез щеткой с пастой;
  • после каждого перекуса его следует хорошо ополаскивать под струей воды;
  • перед сном извлекать из рта и хранить в специальном растворе.

Цены

Невозможно озвучить точную стоимость протезирования для детей, поскольку она зависит от многих факторов: типа устанавливаемой конструкции, материала, размера и числа замещаемых единиц.

В таблицу сведена примерная стоимость каждого вида протеза, используемого в детском протезировании.

К их стоимости необходимо добавить оплату за обязательные подготовительные процедуры: профессиональную чистку, лечение, снятие слепков и др.

При установке съемных изделий, стоимость крепежей учитывается отдельно. Так, если предполагается клиперное крепление, то к цене следует еще добавить 800-1100 руб.

Использование благородных металлов также увеличит итоговую цифру. Учитывая объем проведенной подготовительной работы, установку, общая стоимость протезирования может доходить до 20 тыс. руб.

Детская стоматология активно развивается и дает возможность решить массу проблем. Протезирование зубов у детей позволяет бороться с дефектами зубного ряда, восстановить жевательную функцию, благоприятно влияет на развитие зубной системы и на растущий организм юного пациента.

Многие люди уверены, что зубные протезы ставят только пожилым. Этой уверенности есть объяснение, ведь восстановление зубного ряда чаще всего требуется именно людям в преклонном возрасте, когда зубы становятся менее крепкими и ломкими. Тем не менее, для протезирования нет ограничений по возрасту.

Причины отсутствия зубов у детей

Дефекты зубного ряда у юных пациентов стоматологии возникают в силу следующих причин:

  • Кариес и его осложнения.
  • Травмы зубного ряда.
  • Адентия.
  • Воспаления ротовой полости и появление новообразований.
  • Ретенция.

Наиболее часто требуется протезирование передних зубов, расположенных на верхней челюсти. Эти зубы чаще всего поражаются кариесом, да и травмы случаются в большинстве случаев спереди. Адентия и воспалительные заболевания также возникают в передней части зубного ряда.

Чуть реже протезирование требуется молярам и премолярам. Для указанных зубов наибольшую опасность также представляет кариес, реже травмы и другие причины. Если у ребенка присутствует адентия, то указанные зубы при этом могут отсутствовать.

На сегодняшний день хорошо исследованы причины возникновения кариеса. С протезированием при травмах также все достаточно ясно. Причины адентии полностью неизвестны до сих пор. Если одни специалисты связывают малое количество зубов с приспособлением организма к изменениям жизни, то другие настаивают на врожденных нарушениях в развитии.

Классификация адентии

Классификация выполняется по четырем группам:

  1. Практически полное отсутствие зубов. Как правило, у таких детей имеются общие основные и дополнительные признаки заболевания.
  2. Уменьшенное количество зубов, сопровождающееся некоторыми аномалиями, например, .
  3. Адентия с отсутствующими резцами в нижней части челюсти и верхними боковыми резцами. При этом нижние клыки заметно крупнее верхних, а нижняя часть лица уменьшена.
  4. Четвертая группа адентии выявляется наиболее легко и выражается в отсутствии части верхних и нижних резцов. Прикус в таких случаях не нарушается.

При адентии любой степени необходимо выполнять протезирование как можно быстрее. В противном случае дети будут отставать в развитии из-за сложностей пережевывания пищи. Исключение составляет лишь четвертая группа. Протезирование детей с легкой степенью адентии выполняется в индивидуальном порядке по согласованию с родителями.

В каких случаях требуется протезирование зубов у детей?

Отсутствие либо потеря родных зубов в детском возрасте является достаточно большой проблемой. Причем эстетическая сторона отходит на второй план, так как зубы отсутствуют у всех ребят в тот или иной период времени. В первую очередь необходимо восстановить жевательную функцию организма и получения всех необходимых витаминов и микроэлементов для правильного развития организма.

Установка протезов необходима, если:

  • Зубы сильно повреждены кариесом, и установить пломбу не представляется возможным.
  • Разрушение зубов при флюорозе.
  • Появление воспалительных процессов в надкостнице.
  • Периодонтит.
  • Раннее выпадение молочных зубов.

Чаще всего протезируют передние зубы. При этом установка протезов детям и взрослым имеет определенные отличия. Если у взрослых пациентов челюсть полностью сформирована, то организм ребенка постоянно растет. Стоматолог должен обладать большим опытом и знаниями, чтобы при протезировании молочных зубов у детей не нарушить процессы развития организма.

Детские зубные протезы

При необходимости установки протеза ребенку следует учитывать, что у него полностью не сформированы ткани полости рта, поэтому изделие должно быть максимально простым, удобным, гипоаллергенным, безопасным и устойчивым к воздействию агрессивных веществ, не мешать естественному росту челюсти. При выборе конструкции следует учитывать материалы, конструкцию, назначение.

Материалы:

  • Акрил.
  • Нержавеющая сталь.
  • Сталь с хромовым покрытием.
  • Серебряные и оловянные сплавы.

Назначение:

  1. Лечебные — позволяют свести к минимуму дефекты зубного ряда.
  2. Профилактические — позволяют предотвратить деформации и аномалии зубного ряда.
  3. Фиксирующие — закрепляют в ротовой полости ортодонтические аппараты и материалы для лечения и профилактики зубов.

Зубные протезы для детей бывают:

  • Временные и постоянные.
  • Съемные и постоянные.
  • Мостовидные протезы.
  • Коронки.
  • Штифты.
  • Вкладки.

Конструкция штифта для детского протезирования аналогична взрослому изделию. Исключение составляет наличие у детского изделия специального приспособления, при помощи которого фиксация выполняется более прочно и надежно.

Вкладки предназначены для сохранения пульпы и устранения дефектов эмали, они плотно прилегают к корню зуба и надежно фиксируются.

Мостовидные протезы

Часто используются при протезировании зубов у детей и подростков, могут быть:

  1. Профилактическими.
  2. Лечебными.

В первом случае изделия дают возможность минимизировать смещение имеющихся зубов. В результате при росте постоянного зуба ребенок не будет испытывать проблем и неудобств. Использование профилактической мостовидной конструкции оправдано при отсутствии одного зуба.

Мостовидный протез состоит из двух частей, которые имеют подвижное соединение между собой. По мере взросления и роста ребенка увеличивается его челюсть. Благодаря подвижному соединению части протеза расходятся, восстанавливая жевательную функцию и не препятствуя росту организма. Протез продолжает выполнять свои функции без дополнительного обращения к стоматологу. Помимо этого, при пережевывании пищи часть нагрузки передается на челюсть, что ускоряет появление коренных зубов.

Методы фиксации

Несмотря на достаточно простую технологию изготовления, детские мостовидные протезы имеют определенную конструкцию. Фиксации моста на двух коронках не допускается, так как при этом нарушается рост зубочелюстного аппарата, поэтому мостовидный протез крепится только к одному зубу, что и объясняет его конструкцию.

При отсутствии не более чем одного зуба подойдет односторонняя фиксация. Если имеется корень, который ограничивает дефект с одной стороны, для монтажа протеза подойдет штифт.

При установке детского мостовидного протеза с опорой на две стороны лучшим вариантом является раздвижная конструкция. Такие протезы держатся очень прочно, а функциональность зубного ряда совершенно не страдает. Для установки используются штифты, коронки временного либо постоянного типа.

Коронки

С помощью коронок удается восстановить частично разрушенные зубы, минимизировать их смещение при росте ребенка либо лечении полости рта. Коронки устанавливают для фиксации лекарства при травмах режущей части зуба.

Установка коронок временного типа выполняется без препарирования зубов. Край временной коронки и десны располагаются на одном уровне. Такая особенность установки позволяет не травмировать зуб и десну.

При изготовлении коронок применяется материал с толщиной стенок до 0,15 миллиметров. В процессе обточки стенка становится толщиной не более 0,12 миллиметров. Установка сопровождается изменением прикуса, приходящим в норму через два дня. Демонтаж коронки выполняется при помощи специального аппарата и происходит безболезненно для ребенка.

Съемное протезирование

Съемное протезирование зубов у маленьких детей на практике доказало свою эффективность. Пациенты любого возраста достаточно быстро привыкают к конструкциям и пользуются ими без жалоб и недовольства.

Съемные приспособления являются предпочтительным вариантом восстановления жевательной функции у ребенка. Если устанавливать стандартные несъемные конструкции, менять их придется довольно часто.

Съемные протезы выполняют функцию ортодонтических устройств, используют при травмах и аномалиях строения челюсти. Протезирование выполняется в обязательном порядке при полном отсутствии зубов, так как в противном случае патология продолжит развиваться, что приведет к нарушению функциям роста и развития организма.

Съемные пластинчатые конструкции не используют кламмерное крепление. Основа протеза выполняется без искусственной десны, что позволяет не ограничивать рост тканей и челюсти. Установка кламмеров востребована только в крайних случаях.

Использование современных технологий позволило значительно усовершенствовать детское зубное протезирование. Различные варианты конструкций дают возможность подобрать необходимый вариант для ребенка с травмами, болезнями зубов и адентии.

Детским протезированием зубов занимаются только самые опытные стоматологи, основной задачей которых является восстановление жевательных функций и внешнего вида. Современные конструкции позволяют детям спокойно пережевывать пищу, не испытывая неудобств и дискомфорта.

Ваша оценка:

В раннем возрасте зубы человека подвергаются различным разрушениям. Причинами могут быть как неблагоприятная экология окружающей среды, несбалансированное питание, недостаточный уход ротовой полости малышей. Зачастую маленькие пациенты обращаются за медицинской помощью к стоматологам с уже запущенным кариесом и невозможностью сохранить разрушенный зуб. В таких ситуациях лучшим выходом становится протезирование.

Процесс протезирования молочных зубов у детей существенно отличается от аналогичной процедуры взрослым людям. В первую очередь, это характеризуется тем, что у ребенка в ротовой полости имеется двадцать единиц, которые исполняют важные функции.

Если у малыша по каким-либо причинам разрушился или вообще выпал хотя бы один зуб, то для него это существенный дефект. Нормальным периодом смены молочных зубов на коренные считается возраст 6 — 12 лет, когда активно формируется скелет. До этого времени следует внимательно относиться к зубным проблемам малышей. Взрослые задаются вопросом, зачем вообще выполнять процедуру протезирования ребенку, если на месте молочного зуба вырастит коренной?

Нормальным периодом смены молочных зубов на коренные считается возраст 6 — 12 лет

Существует много причин, по которым необходимо провести удаление молочного зуба, так как он может стать источником инфекции, при сильном разрушении привести к ряду других проблем. Коренные зубы вырастут только к определенному времени, как к 6-9 годам появляются резцы, а к 10-12 годам появятся клыки. Не допустить проблем со здоровыми зубами поможет своевременное протезирование зубов у детей, обеспечивая профилактику правильного развития. В противном случае это чревато:

  • повышенной нагрузкой, которую будут выполнять оставшиеся единицы;
  • освободившееся место могут занять моляры, резцы, а для коренных зубов не останется места и это приведет к их хаотичному росту;
  • у прикуса проявится дефект;
  • неудобное разжевывание пищи;
  • нарушение дикции, что опасно для 5-6 лет, и у ребенка может остаться на всю жизнь неправильное произношение;
  • в случае удаления передних зубов малыши могут стесняться улыбаться.

Из этого следует, что детское протезирование молочных зубов отзывы которого в большинстве положительные, выполнить крайне важно. Это обеспечивает здоровый внешний вид, улыбку, правильное развитие челюстного аппарата.

Показания к протезированию

Протезирование маленьким деткам показано в таких случаях, как:


Процесс протезирования

На представленном фото до и после детское протезирование зубов можно рассмотреть в двух вариантах исполнения, как:

Установка протеза на передние зубы

  • крепление пластмассовых зубов на съемной пластинке;
  • использование протеза-распорки (чтобы не происходило смещения соседних зубов).

Своевременное протезирование выполняется с соблюдением определенных требований к протезам, в частности, как конструкция не должна нарушать правильного развития и роста челюсти. Протез сохраняет эстетические свойства, безопасен (не натирать и не травмировать эмаль, слизистую), обладает гипоаллергенностью, материал не создает усадки, не набухает от влаги.

Протезирование проводится без боли.Протезы изготавливаются с применением таких материалов, как пластик, нейлон, хромированная сталь, сплавы, в составе которых содержится олово и серебро, в некоторых случаях используется нержавеющая сталь. В протезировании активно применяется протез на одну единицу, закрепляющийся с помощью кламмеров (полукруглый замок) или фиксацией на клей. При удалении нескольких единиц выгодно устанавливать мостовидные конструкции, в которых не последнее место играет материал. Лучшим вариантом станет нейлон, или дешевый пластик. Нейлон обладает высокой гипоаллергенностью и безопасностью для ребенка и способностью идеального повторения естественного рельефа слизистой.

Пластиковые конструкции применяются для замещения молочных зубов реже, так как они вызывают аллергические реакции. При отсутствии противопоказаний пластиковые изделия станут отличным решением, так как они прочные, имеют естественный вид, относительно не большую стоимость.

Детские протезы подразделяются на три основных типа:

  • профилактические;
  • лечебные;
  • фиксирующие (с их помощью закрепляются лечебные материалы, различные аппараты, конструкции).

Так же как и взрослые протезы, они могут быть съемными и несъемными. Но чаще для детей применяются съемные, потому что с ростом и изменением костной ткани их легче заменить.

Съёмный детский протез

Следует отметить различие детских протезов по таким видам, как штифты, вкладки, пластинчатые, мостовидные конструкции, коронки. Штифты применяются в переднем отделе челюсти и для клыков, а коронки защищают от дальнейших повреждений. Все конструкции изготавливаются на основании индивидуальных слепков пациентов. Съемные протезы имеют дополнительные пружинки, винтики, которые с ростом челюсти заменяют на новые. Не создают препятствий и не мешают росту пластинчатые раздвижные протезы с большим базисным размером. Коронки в детском протезировании используются металлические и из композитных материалов. Металлические изделия применяются для восстановления жевательного зуба. Выполняются они из прочных современных металлов, как никельхромовый сплав или нержавеющая сталь. Композитные коронки устанавливаются на передние единицы.

Процедура протезирования происходит в несколько этапов. После того, как удален молочный зуб, должно пройти не менее семи дней для затягивания лунки. Только тогда можно начать протезирование. На начальном этапе стоматолог выполняет слепок челюсти, чтобы будущий протез соответствовал зубному ряду, и подбирается цвет эмали.

По полученным данным протез изготавливается в лаборатории, после чего проводится примерка его у стоматолога. Ребенок при этом разговаривает и ест без проблем. При их возникновении, конструкция возвращается на доработку. Протезирование выполняется с местной анестезией.

Преимущества протезов для детей

К основным достоинствам современных детских протезов относится их прочность, отсутствие негативного влияния на гигиену ротовой полости, препятствие развитию кариеса. Детский протез способствует сохранению места для прорезывания постоянного здорового зуба, защищая малыша от развития неправильного прикуса, проблем дикции.

Конструкция позволяет полноценно принимать пищу, откусывать и выполнять различные жевательные функции.

Протез не позволяя соседним зубам сместиться в область удалённых зубов

Установка проводится за один прием, что сокращает регулярное посещение клиники. Ребенок в результате ощущает себя комфортно, получает красивую здоровую улыбку. Детское протезирование распространено в современных стоматологических клиниках. При определении установки протезов детям следует тщательно подобрать клинику, где можно комфортно и качественно выполнить протезирование с грамотными, опытными стоматологами.

Детские зубы нуждаются в особенном уходе

Чтобы меньше испытывать проблем с зубами ребенка, необходимо проводить грамотный уход и посещать периодически стоматолога для диагностирования их состояния. Следует следить за тем, чтобы дети чаще мыли руки, так как на них скапливается много вредных бактерий.

А руки ребенок любит брать в рот по разным причинам, особенно в период прорезывания коренных зубов. К причинам заболеваний ротовой полости относятся прием немытых продуктов, овощей, фрукты.

Правильное питание, посещение стоматологов для профилактического осмотра, чистка зубов, полоскание рта чистой водой после еды, помогут избежать заболеваний и иметь привлекательную улыбку ребенка.

Детский протез, как и взрослый, если он съемный, следует на ночь хранить в специальном растворе, чистить щеткой с пастой не реже двух раз в день, полоскать рот после еды.

Занятие №13

I . Тема: Детское з убное протезирование.

II .Цель: Получить знания о функционально-морфологических нарушениях челюстно-лицевой области при ранней потере зубов, ознакомиться с методами протетического лечения в детском возрасте.

При изучении данной темы студент должен:

Знать: этиологию ранней потери зубов в детском возрасте; функционально-морфологические нарушения челюстно-лицевой области, возникающие у детей при раннем удалении временных зубов; осложнения, возникающие после раннего удаления первых постоянных моляров.

Уметь: применять клинические методы исследования для определения показаний к протезированию; применять специальные методы исследования для определения показаний к протезированию; составлять комплексный план лечения при ранней потере зубов в зависимости от периода формирования прикуса ребенка.

Владеть : навыками диагностики адентии и принципами ее лечения

Ш.Вопросы входного контроля.

    причины ранней потери зубов у детей;

    клинические проявления дефектов зубных дуг у детей;

    деформации зубных дуг при раннем удалении временных зубов, первых постоянных моляров;

    функциональные нарушения при удалении зубов у детей;

    замещение дефектов коронок временных и постоянных зубов у детей;

    замещение дефектов зубных дуг у детей;

    особенности зубного протезирования у детей.

IV . Содержание занятия:

Нуждаемость в ортопедическом лечении детей является значительной, меняется с возрастом и достигает 69,6% и выше (Ф.Я. Хорошилкина, 2010).

Диагностика адентии

При осмотре полости рта выявляется локальный дефект в зубном ряду. Разновидность адентии уточняется на рентгенограмме.

Провести анализ функциональных нарушений довольно сложно по причине изменяющегося состояния зубочелюстной системы. Для их оценки применяются статистические и динамические методы исследования, используемые при характеристике этой функции у взрослых.

Классификации дефектов зубных рядов у детей .

При диагностике дефектов зубных у детей клиницисты пользуются классификацией Кеннеди.

Клиника адентии

Многие считают, что дефекты зубных рядов могут явиться результатом первичной адентии. Первичная адентия – редкое явление, причиной такой адентии являются врожденные заболевания и пороки развития челюстно-лицевой области. Так, ангидротическая эктодермальная дисплазия проявляется такими признаками, как скудное оволосение, сухость кожи, отсутствие отдельных (частичная адентия), либо всех зубов (полная адентия).

Часто встречается первичная частичная адентия. Причиной адентии может стать гибель зачатка зуба. Интересно отметить, что дефекты зубных дуг при этом не симметричны.

При врожденных несращениях верхней губы, альвеолярного отростка и нёба, как правило, отсутствуют вторые и реже – центральные резцы.

Общепризнано, что основной причиной вторичной адентии являются осложнения кариеса, одного из самых распространённых заболеваний детского и взрослого населения. В результате формируются дефекты зубных дуг протяженностью до трех и более зубов.

Преждевременная потеря временных зубов требует конкретного определения. Рекомендуют считать потерю временного зуба преждевременной и приводящей к нарушению развития зубочелюстной системы в том случае, если она происходит раньше, чем за один год до физиологической смены. Достоверность диагностики преждевременной потери временных зубов во многом зависит от установленных сроков прорезывания постоянных зубов. В этой связи представляют интерес сроки прорезывания постоянных зубов, установленные исследованиями в разные годы в регионах страны.

Нередко причиной адентии становится травматическое повреждение челюстно-лицевой области в результате падения во время активного отдыха, дорожно-транспортного происшествия. При травме повреждается фронтальная группа зубов, особенно при аномалии их положения.

Внешних симптомов при частичной адентии и фиксированной высоте прикуса может не быть. При отсутствии всей фронтальной группы зубов западает губа.

При удалении верхних временных резцов замедляется рост переднего отдела верхней челюсти. Под давлением языка происходит вестибулярный наклон и зубоальвеолярное удлинение в области нижних резцов. Передний отдел нижней челюсти беспрепятственно растет кпереди, что приводит к формированию мезиальной окклюзии. При потере передних зубов становится нечетким произношение отдельных звуков, формируется инфантильный тип глотания.

Адентия в боковых отделах, отсутствие контакта зубных дуг приводят к уменьшению межальвеолярного расстояния и снижению высоты нижней трети лица (Рис.). Неравномерное распределение жевательного давления приводит к перегрузке фронтальных зубов, снижается жевательная эффективность. Дефицит физиологического раздражения "беззубых" участков челюстей при жевании способствует нарушению парности и сроков прорезывания постоянных зубов, ретенции постоянных зубов в результате образования глубокого костного рубца, мешающего своевременному их прорезыванию, нежелательному внутрикостному перемещению зачатков постоянных зубов и возникновению аномалий положения отдельных зубов. Возможность прокладывания языка в области дефектов зубной дуги оценивают как «вредную привычку». При этом нарушается физиологическое равновесие между отдельными группами мышц, между экзо- и эндосилами, воздействующими на зубные ряды. Зубоальвеолярное удлинение и мезиальное смещение зубов, изменение формы и размеров зубных дуг приводит к деформации окклюзионной кривой и альвеолярного отростка. Нарушение процесса становления высоты прикуса и ее последующее уменьшение приводят к аномалиям окклюзии, нарушению объема движений в височно-нижнечелюстных суставах вокруг сагиттальной и трансверзальной осей.

В случае потери постоянных зубов у детей сопровождается атрофией альвеолярного отростка в области удаленных зубов, нежелательным перемещением и поворотом вокруг продольной оси зубов, граничащих с дефектом зубной дуги, смещением средней линии зубной дуги в сторону удаленного зуба. Нарушение фиссурно-бугоркового контакта с зубами-антагонистами приводит к снижению высоты прикуса, жевательной эффективности, приобретает стойкий характер, приводит к функциональной перегрузке фронтальных зубов.

Таким образом, формирование дефектов зубных рядов вследствие ранней потери зубов относится к факторам риска развития вторичной деформации зубочелюстной системы (Рис.), внутрикостного смещения зачатков постоянных зубов, изменения положения прорезывающихся постоянных зубов, недоразвития альвеолярного отростка в соответствующем участке челюсти, изменения тонуса сосудов пародонта, деформации альвеолярных отростков, укорочения и сужения зубных дуг, а также вынужденного смещения нижней челюсти во время жевания, нарушения взаимоотношений элементов височно-нижнечелюстного суставов. Степень деформации зубных дуг и окклюзии зависят от продолжительности времени с момента удаления зуба.

Эффективность замещения дефектов зубных дуг у детей зависит от своевременности проводимых мероприятий. Однако, из-за недостаточности материальной базы детских стоматологических поликлиник и соответствующих специалистов ортопедическая помощь детям оказывается с опозданием или не проводится совсем.

Реабилитация пациентов, которым зубопротезирование своевременно не было проведено, существенно усложняется. При лечении детей с дефектами зубных дуг и сформированной вторичной зубочелюстной деформацией следует проводить ортопедическое и ортодонтическое лечение одновременно, либо начинать лечение с устранения вторичной зубочелюстной деформации.

Показаниями к зубному протезированию у детей являются :

    Кариозное разрушение временных и постоянных зубов.

    Повышенная стираемость эмали временных и постоянных зубов.

    Гипоплазия эмали.

    Ранняя потеря временных и постоянных зубов.

    Адентия частичная или полная.

    Ретенция зубов.

    Дефекты верхней зубной дуги, обусловленные одно- и двусторонним сквозным несращением верхней губы, альвеолярного отростка и неба.

    Дефекты альвеолярного отростка и нёба при врожденной патологии развития или вследствие воспалительных, травматических или др. повреждений челюстей.

    Своевременное протезирование предупреждает развитие зубочелюстных деформаций.

Показания к зубочелюстному протезированию уточняют с помощью рентгенологического исследования альвеолярного отростка, компьютерной томографии, ортопантомографии, либо обзорной рентгенографии челюстей. Оценивают положение и степень развития зачатков, наличие для них места в зубном ряду, а также возможность его сохранения или создания.

Устранение дефектов зубного ряда у детей имеет свои особенности, связанные с продолжающимся ростом челюстных костей и возрастной спецификой анатомического строения зубов. Данное обстоятельство исключает механический перенос принципов конструирования зубных протезов из взрослой ортопедической стоматологии в практику лечения детей. Применение зубных протезов у детей направлено на восстановление жевательной эффективности, предупреждение зубочелюстных деформаций. Наряду с общепринятыми требованиями к зубным протезам, они должны быть простыми в изготовлении и применении, не препятствовать росту и развитию зубочелюстной системы. Анатомическую целостность коронок зубов у детей по показаниям восстанавливают вкладкой, одиночной коронкой, штифтовой конструкцией. Применение вкладок и штифтовых конструкций у детей требует от специалиста соблюдение всех общепринятых правил изготовления этих конструкций.

Одиночные коронки

В случае преждевременного разрушения коронок зубов у детей применяют коронки, восстанавливающие их анатомическую форму и функциональную полноценность. При подготовке к изготовлению восстановительных коронок у детей важное значение придают принципу щадящего препарирования с минимальной травмой твёрдых тканей зуба. По этой причине перспективно применение тонкостенных коронок, изготовление которых, исходя из высокой приспособляемости пародонта и быстрой адаптации всех звеньев зубочелюстной системы ребёнка к разобщению прикуса (сустав, связки, жевательные мышцы, периодонт), возможно без обработки твёрдых тканей зуба. При использовании восстановительных коронок у детей необходимо исключить травму десневого края и не доводить край коронки до уровня десны.

Дефекты зубных дуг замещают несъемными и съемными конструкциями. На выбор конструкции зубного протеза влияют топографоанатомические взаимоотношения между временными зубами и зачатками постоянных, периодичность и активность роста челюстных костей.

Несъёмные зубные протезы с двусторонней фиксацией для замещения дефекта зубной дуги у детей неприемлемы из-за возможной задержки роста зубоальвеолярной дуги.

Применение несъёмных мостовидных протезов у детей ограничивает различная степень формирования корней опорных зубов и пониженная устойчивость их пародонта к функциональной нагрузке. Использование несъёмных протезов, не препятствующих развитию зубочелюстной системы, у детей не отвергается. Этому требованию отвечают раздвижные мостовидные протезы, но они имеют сложную конструкцию, их изготовление требует специальной подготовки зубного техника и соответствующую материально-техническую базу. Распорка межзубная – несъемный профилактический протез, предотвращающий смещение зубов в сторону дефекта зубного ряда, применяется при ранней потере временных вторых моляров. Состоит из фиксирующего кольца или коронки, укрепляемой на опорном зубе и промежуточной части П-образной формы, изготовленной из ортодонтической проволоки диаметром 1,0 мм.

Для рационального зубного протезирования детей следует помнить, что после прорезывания постоянных зубов в 13-14 лет продолжает изменяться форма зубных дуг. Увеличивается ширина зубной дуги при одновременном её укорочении, в связи с чем допустимо использование несъёмных протезов в боковых участках зубных дуг с 12-13 летнего возраста, а во фронтальном участке – не ранее 15-16лет.

Протезирование дефектов зубных дуг съёмными протезами.

При замещении дефекта зубной дуги IV класса по Кеннеди передние зубы можно установить "на приточке", либо на «искусственной десне».

При множественной адентии и недоразвитии альвеолярного отростка фиксация и стабилизация частичного съемного пластиночного протеза достигаются за счет несъемных коронок с припаянными ретенционными элементами.

Рис. . Состояние при двустороннем врожденном несращении верхней губы, альвеолярного отростка и нёба: а – первичная адентия верхних постоянных резцов, вторичная адентия временных клыков, аплазия межчелюстной кости, б – конструкция зубного протеза, в – улыбка пациента.

При множественной адентии с целью обеспечения нормального развития зубочелюстной системы оправданно начинать ортопедическое лечение съёмными протезами с 2,5-3,0 летнего возраста.

В зависимости от активности роста челюстей и плана лечения протез подлежит замене через 0,5-1 год. При первых признаках прорезывания постоянных зубов искусственные стачиваются.

При замещении дефекта зубной дуги в боковом участке (III класс по Кеннеди), зубы устанавливают на искусственной десне. Между слизистой оболочкой альвеолярного отростка и внутренней поверхностью базиса оставляют пространство глубиной до 1,0 мм, для возможности роста альвеолярного отростка и апикального базиса в трансверсальном направлении. Край искусственной десны в области переходной складки закругляют и утолщают в виде валика, вызывающего во время функции слабое натяжение слизистой оболочки и надкостницы, что способствует росту костной ткани альвеолярной кости, апикального базиса. Заднюю границу базиса заканчивают позади последних моляров по границе твердого и мягкого нёба (линия «А»). Для фиксации и стабилизации съемных протезов используют гнутые проволочные кламмера. Частичные съемные пластиночные протезы такой конструкции подлежат замене через 6 мес.-1 год. Для передачи жевательного давления на альвеолярный отросток с целью стимуляции прорезывания ретинированных зубов повышают прикус на искусственных зубах.

Отдельные исследователи предлагают при съёмном протезировании в детском возрасте избегать кламмерной фиксации протеза (Т.В. Шарова, Г.И. Рогожников,1991) и применять их только на период адаптации детей к протезу в течение 10-12 дней. Конструктивной особенностью съёмных бескламмерных протезов является создание в базисе условий для обеспечения беспрепятственного оппозиционного роста альвеолярного отростка и апикального базиса. С помощью съёмного протезирования восполняется недостаток физиологического раздражения, необходимого для роста челюстных костей, своевременного прорезывания и правильной взаимной установки в центральной окклюзии постоянных зубов, а также нормализации высоты прикуса. Считается недоступной гиперкоррекция высоты прикуса на «беззубых» участках челюсти, так как это способствует преждевременному прорезыванию постоянных зубов, внутрикостное развитие которых еще не завершилось. Края базиса частичного съёмного протеза изготавливают утолщёнными, захватывая последний зуб противоположной стороны дефекта. С вестибулярной поверхности базис не должен перекрывать альвеолярный отросток. Для лучшей фиксации дистальный край протеза на верхней челюсти не должен доводиться до линии «А».

Для фиксации съемных протезов у детей можно использовать кламмеры Адамса, телескопические коронки, вестибулярные дуги как в переднем, так и в боковых участках зубных дуг. Для равномерного распределения силы жевательного давления на нижней челюсти рекомендуют увеличивать площадь протезного ложа и уменьшать окклюзионную поверхность в области боковых искусственных зубов. В зависимости от расположения и протяженности дефектов зубных дуг частичные съемные пластиночные протезы могут включать один и боле зубов.

Часто в съёмных протезах у детей применяют постановку зубов «на приточке». Клиницисты советуют при выборе конструкции зубного протеза учитывать возраст ребёнка, причину, вызывающую формирование дефекта, его протяженность, состояние рядом расположенных зубов и антагонистов, а также характер прикуса. При сочетании потери зубов с зубочелюстными аномалиями базис съемного протеза можно использовать для укрепления ортодонтических приспособлений, таких как ретракционные вестибулярные дуги, пружины, винты, наклонные плоскости, окклюзионные накладки. В связи с продолжающимся ростом зубочелюстной системы следует периодически заменять протез. К клиническим критериям, свидетельствующим о целесообразности замены ортопедического аппарата, относят ухудшение его фиксации. Рекомендуют менять или перебазировать съёмные протезы в период временного прикуса через каждые 6-8 месяцев, смешанного – 8-10 месяцев, а у детей 11-15 лет – через 1,0-1,5 года.

Учитывая, что давление, оказываемое губой на альвеолярный отросток во время глотания и речи так же, как и искусственная десна могут задержать рост челюсти, целесообразно применять устройство (Рис.), включающее нёбную пластинку с искусственными резцами (2), поставленными по ортогнатическому соотношению с антагонистами (13), винт (5), кламмеры (6,7). При этом нёбная пластинка разделена на передний (1) и боковые (3,4) сегменты, которые при расширении винта Бертони (5) перемещаются отдельно друг от друга в сагиттальном и трансверзальном направлениях. А в области дефекта зубного ряда по гребню альвеолярного отростка с передним сегментом соединен губной щит (8), отодвигающий губы (9, 10) от поверхности десны на 1,0-2,0 мм. Щит устраняет западение верхней губы, нормализует смыкание губ. Свободный край губного щита закруглен, повторяет контуры переходной складки, обходит уздечку верхней губы и слизистые тяжи и продолжается до уровня расположения первых временных моляров. При смыкании губ натягиваются мягкие ткани в области основания альвеолярного отростка (11), вследствие чего активизируется рост переднего отдела верхней челюсти, постоянные резцы (12) прорезываются в правильном положении. Увеличение размеров апикального базиса исключает возможность рецидива деформации верхней зубной дуги.

Рис. Устройство с искусственными зубами для предупреждения верхней микрогнатии при раннем удалении временных резцов: а – вид снизу, б – вид сбоку.

V .Вопросы текущего контроля:

    Этиология ранней потери зубов в детском возрасте;

    Функционально-морфологические нарушения челюстно-лицевой области, возникающие у детей при раннем удалении временных зубов;

    Осложнения, возникающие после раннего удаления первых постоянных моляров.

    Клинические методы исследования для определения показаний к протезированию;

    Специальные методы исследования для определения показаний к протезированию;

    Комплексный план лечения при ранней потере зубов в зависимости от периода формирования прикуса ребенка.

VI .Литература: Основная:

    Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В.Стоматология детского возраста. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – Москва, М.: 2003. – 640 с., с илл.

    Персин Л.С. Ортодонтия. Диагностика зубочелюстных аномалий. Учебник для ВУЗов. – М.: Научно-издательский центр «Инженер», 1998.

    Персин Л.С. Ортодонтия. Лечение зубочелюстных аномалий. Учебник для ВУЗов. – М.: Научно-издательский центр «Инженер», 1998.

    Лекции по ортодонтии преподавателей кафедры детской стоматологии КГМА

Дополнительная:

    Бушан М. Г., Хорошилкина Ф. Я., Малыгин Ю. М. Справочник по ортодонтии. – Кишинев, 1990 г.

    Белякова С. В., Фролова Л. Е. Врожденные пороки развития лица и челюстей: заболеваемость, смертность, факторы риска. – Стоматология, 1995, №5, с. 72-75.

    Виноградова Т. П. Руководство по стоматологии детского возраста // Медицина, 1987 г.

    Герасимов С.Н. Несъемная ортодонтическая техника. – Н.Новгород, 2002.

    Давыдов Б. Н. Аномалии и деформации лицевого скелета у больных с расщелинами верхней губы и нёба. – Тверь: Изд.-во Твер. гос. мед. акад., 1999.

    Калвелис Д. А. Ортодонтия. – Элиста: АОЗТ "Эсен", 1994 .

    Косырева Т. Ф. Оценка морфо – функционального состояния зубочелюстно-лицевой системы и ортодонтические мероприятия в медицинской реабилитации детей и подростков с врождённой полной односторонней расщелиной верхней губы, альвеолярного отростка, твёрдого и мягкого нёба: Автореф. дис. …доктора мед.наук. – Санкт-Петербург, 2000.

    Руководство по ортодонтии // под ред. Хорошилкиной Ф. Я.– М.: Медицина, 1999.

    Хорошилкина Ф. Я., Френкель Р., Демнер Л.М., Френкель К., Фальк "Диагностика и функциональное лечение зубочелюстно-лицевых аномалий". – М.: Медицина, 1987

    Хорошилкина Ф.Я., Малыгин Ю.М. Основы конструирования и технология изготовления ортодонтических аппаратов. – М.: Медицина. – 1982.

    Хорошилкина Ф. Л., Гранчук Г. Н., Постолаки П. И. Ортодонтия и ортопедическое лечение аномалий прикуса обусловленных врожденным несращением челюстно-лицевой области. – Кишинев, 1989.

    Хорошилкина Ф. Я. Ортодонтия. Диагностика и комплексное лечение при зубочелюстно-лицевых аномалиях, сочетающихся с врождённым несращением верхней губы, альвеолярного отростка, нёба. – Санкт-Петербург: Б.и., 2001. – 285 с.

    Шмудт, Холдгрейв. Практическая ортодонтия. М.: Медицина, 2000.

    Шульженко В. И., Верапатвелян А. Ф. Ортопедическая протракция верхней челюсти при мезиальном прикусе, обусловленном одно- и двухсторонним сквозным несращением губы и нёба. // В кн.: Материалы 2-го Международного симпозиума. Актуальные вопросы черепно-лицевой хирургии и нейропатологии. – М, 1998. – с.124-125.

    Шульженко В. И., Аюпова Ф.С., Верапатвелян А. Ф. Система комплексной реабилитации детей и подростков с врожденным несращением губы и нёба на кафедре ДСО и ЧЛХ. // В кн.: Новые технологии в стоматологии. – Краснодар, 2004. – с.173-179.