Снижение работоспособности, причины, как повысить. Внимание! Как повысить работоспособность — Лень уходит навсегда

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ЕЕ СНИЖЕНИЯ

В процессе производственной деятельности в системе «человек-машина-окружающая среда» самым уязвимым элементом является именно человек. Искусственная среда, химический состав воздуха, ускорения, шум и вибрации - все это негативно влияет на самочувствие человека, вызывая у него как скрытое утомление, так и переутомление. Поводом для особого беспокойства является травматизм на предприятиях. Травмы возникают в результате многократно повторяющихся движений, перенапряжения, вызывая профессиональные затылочно-шейные и скелетно-мышечные расстройства. Травматизм нередко принимает характер эпидемии, подвергая риску до 15-20 % рабочих. Национальный институт профессиональной безопасности и здоровья США включает производственные травмы в число 10 основных опасностей, которые подстерегают людей на работе. Неудобные рабочие места и инструменты - основные виновники производственных травм и профессиональных заболеваний.

На физическое и психические состояние людей на производстве влияют и стрессовые ситуации, которые возникают при сочетании ряда составляющих.

Перечислим факторы, влияющие на создание стрессовой ситуации:

Среда (социальное и физическое окружение на работе и в свободное время);

Организационные факторы (стиль руководства);

Индивидуальные факторы (личностные качества).

Перед эргономикой встает проблема проектирования систем, ориентированных на пользователя, его опыт, знания, квалификацию. В числе основных должны быть учтены вопросы организации условий труда в зависимости от полового признака («эргономика женской работы»), выделены эргономическое проектирование для пожилых людей и инвалидов (на рабочем месте и в окружающей среде).

В эргономике работоспособность рассматривается как потенциальная возможность человека выполнять трудовую деятельность в течении заданного времени и с заданной эффективностью.

Понятие работоспособности - психофизиологическое, оно отличается от понятия трудоспособности, которое отражает физическое состояние здоровья.

Если трудоспособность уже ограничена, то необходимо устанавить степень утраты трудовых возможностей (20 %, 50 % и т.п.). Состав группы людей с ограниченной трудоспособностью очень неоднороден по возрастным показателям, виду и степени повреждений, социальному статусу и т.п. Так, снижение трудоспособности на 50-100 % происходит у 18,8 % группы, на 30-50 % - у 3,2 %, в то время как работоспособность не снижается у 37 %. Это выражается в уровнях социальной активности - от нулевой до относительной активности, когда человек стремится продолжить доступную трудовую или общественную форму деятельности, ведет активный образ жизни.

В проявлениях работоспособности выделяют:

Общий уровень: потенциальные возможности человека;

Текущее состояние: реальный уровень работоспособности, изменяющийся в зависимости от фаз ее динамики, а также различных внешних и внутренних факторов.

При характеристике общего уровня работоспособности за эталон обычно принимают среднестатистические данные взрослых здоровых мужчин при нормальных здоровье и самочувствии в благоприятной фазе динамики работоспособности - через 2-3 ч после начала смены, во 2-3 день недельного цикла.

Различают пять групп факторов, влияющих на работоспособность:

1-ая группа - обусловлена особенностями растущего организма, проблемами акселерации; функциональные ресурсы отстают от морфологических, поэтому уровень работоспособности подростков и юношей ниже показателей взрослых людей;

2-ая группа - обусловлена возрастными особенностями пожилых людей; возрастное снижение функциональных способностей организма начинается после 45 лет;

3-я группа - связана с анатомо-физиологическими особенностями женского организма, вызывающими снижение уровня работоспособности женщин по сравнению с эталоном (особенно при физическом труде);

4-ая группа - связана с индивидуальными особенностями организма (конституционные черты, тренированность). Она относится к состоянию физиологической нормы и поэтому снижение трудовых возможностей в этом случае является умеренным и не ведет к утрате работоспособности;

5-ая группа - патологические изменения в организме - как хронические (постоянное снижение работоспособности), так и острые (временное нарушение работоспособности).

При разработке эргономических принципов организации труда инвалидов необходимо опираться на квалификацию дефекта и связанные с ним психофизиологические особенности этой категории лиц. Дефектологические изменения целесообразно рассматривать на нескольких взаимосвязанных уровнях:

Средства коррекции предусматривают повышение возможностей ослабленной функции путем специальных мер (зрения - линзами, корректировка слуха - применением слухового аппарата и т.п.). Эти средства универсальны, но не связаны с особенностями конкретной деятельности. Для многих других видов нарушений используются специальные средства - различного рода приспособления на рабочих местах, корректирующие ту или иную ослабленную функцию. К специальным средствам корректировки ослабленного зрения относится изменение освещения и цветовой гаммы на рабочем месте, яркости источников света, окраски помещения и др. Подобное коррективное направление не требует существенных преобразований средств труда, делая процесс труда и без его коренной перестройки доступным для человека.

Другое направление связано с коренной перестройкой самого процесса труда и с проективным эргономическим подходом организации самой деятельности для лиц с ограниченными трудовыми возможностями. Проективный подход предполагает перестройку всего процесса труда, сохраняя лишь его цель и результаты деятельности.

Так, ручное управление автомобилем для инвалида влечет за собой радикальную перестройку органов управления и их компоновки.

Основным направлением в организации труда инвалидов является проектирование новых технических средств компенсации различных дефектов на основе замещения утраченных функций при опоре на сохраненные функции. Кроме проектирования подобных средств необходимо организовать систему обучения инвалидов по их использованию (рис. 84).

Вы можете сколько угодно пить витамины, менять работы на более интересные и дышать свежим воздухом, но так и будете стоять лицом к лицу с проблемой - «устаю, братцы, устаю...»

Итак, давайте сразу отбросим такие факторы, как:

а) низкая мотивация к выполняемой работе - из-за отсутствия к ней личного интереса;

б) низкая мотивация к выполняемой работе из-за отсутствия (по тем или иным причинам) адекватного вознаграждения;

в) неправильная организация рабочего места;

г) неправильная организация рабочего времени;

д) плохое физическое самочувствие

и прочие очевидные вещи.

Всё это, конечно же, не имеет отношения к тому, о чём я хочу поговорить.

Возьмём двух человек, пребывающих в практически одинаковых условиях - у них нормальное количество витаминов в организме, одинаковая мотивация, одинаковые условия труда... И вот, как говорится, при прочих равных, один - показывает высокую трудоспособность, а другой вынужден с печалью констатировать, что это именно про него сказано - ЧЕЛОВЕК С НИЗКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТЬЮ.

Знаете, я нашла ответ на этот вопрос. И сейчас я с Вами им поделюсь. Вы можете сколько угодно пить витамины, менять работы на более интересные и дышать свежим воздухом, но так и будете стоять лицом к лицу с проблемой - «устаю, братцы, устаю...»

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Вот она, разгадка этой безблагодатности! Да-да, мы опять будем сводит всё к тонкостям работы правого - образного, и левого - рационального полушарий.

Значит, у нас в стране есть два ОЧЕНЬ известных учёных, которые стоят в авангарде всей мировой науки о человеческом мозге. Это - ныне покойная Наталья Бехтерева (в представлении не нуждается) и ныне здравствующий, молодой профессор Дмитрий Спивак - старший научный сотрудник института мозга человека РАН.

Так вот именно в их работах и содержится ответ на обозначенный мною выше и давно мучавший меня вопрос.

Для начала, очень коротко о работе полушарий.

Хотя правильней будет отослать читателя (Вас) к монографии Руднева «Словарь культуры ХХ века», а точнее, к содержащейся в ней статье «Функциональная асимметрия полушарий головного мозга».

Итак, известно, что левое полушарие доминирует по речи и интелекту. Оно же управляет пишущей рукой всех людей, то есть, правой рукой - правшей, левой - левшей.

Левое полушарие отвечает за связи слов в предложении, за абстракции, за схемы. Оно понимает структуры. Оно понимает глаголы - слова, которые выражают наше отношение ко времени.

Правое полушарие отвечает не за структуру предложения, а за сами слова, из которых состоит предложение. Особенно за конкретные слова, которые можно «пощщупать», то есть - за имена существительные.

Итак, левое полушарие - это корзина. Правое - яйца в этой корзине.

Поскольку наша речевая деятельность невозможна без структуры, без логики (иначе будет непонятно, о чём мы лопочем!), считается, что левое полушарие СВЯЗАНО С РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Хотя, как мы видим из всего вышесказанного, правое полушарие тоже играет в формировании речи не последнюю роль, да?

Но исходя из этой логики, считается, что правое полушарие, в свою очередь, СВЯЗАНО С ОБРАЗАМИ, РИСУНКАМИ - С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Так. Разобравшись в теории, перейдём непосредственно к ответу на вопрос: как работа полушарий головного мозга влияет на нашу трудоспособность. Имеется в виду, конечно, в первую очередь, умственный труд.

Группа учёных из института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН суммировала результаты своих многолетних экспериментов и выдала следующую концепцию (почитать об этом Вы можете в коллективной монографии «Индивидуальный мозг», изданной под редакцией акад. П.В. Симонова)

Для лиц с высокой работоспособностью характерна попеременная активация правого и левого полушария.

Это, как если бы Вы, неся тяжёлую сумку, несли её не в одной руке, а постоянно меняли руку.

Для лиц с низкой работоспособностью характерна застойная активация левого полушария.

Причём его передних отделов, как раз связанных только с речью.

Давайте теперь пойдём вглубь и уточним, какие ещё специфические функции выполняют при умственной работе полушария мозга? Знать это важно - для ответа на наш вопрос.

Структуры левого полушария отвечают за формирование стереотипов деятельности,

а правого - за их механическое выполнение.

Это очень понятно, не правда ли? Когда мы впервые в жизни делаем новую, сложную - незнакомую работу, то стереотип деятельности ещё не сформирован (учимся ходить, кататься на коньках, чертить круг ровно, рисовать на глазах «стрелки»). И левое полушарие работает во всю мощь.

Когда же стереотип - сформирован, то левое полушарие начинает отдыхать, а правое - подключается - следить за механическим исполнением уже сформированного стереотипа.

Со стрелками на глазах всё просто. Сложнее с умственной работой. В ней постоянно наряду со старыми задачами мелькают и новые. А иногда можно констатировать - Ваша умственная работа - это столкновение с новым каждый день.

Так вот люди со слабой работоспособностью отличаются тем, что они не способны «отключать», давать отдых своему левому полушарию, поскольку полагают (на неосознанном уровне, конечно!), что:

БЕЗ ПОСТОЯННОГО КОНТРОЛЯ ЗАДАЧА НЕ БУДЕТ ВЫПОЛНЕНА!

Вот это и есть нейрофизиологическая разгадка того, что называют словом «перфекционизм ».

А что же делают в это время люди с высокой работоспособностью? А они (опять же, неосознанно!) демонстрируют очень лёгкое и даже равнодушное отношение к выполняемой задаче. Ибо они «позволяют себе»

ДАВАТЬ ОТДЫХ ЛЕВОМУ ПОЛУШАРИЮ , переключаясь на своеобразный «автопилот».

Итак, проблема людей с низкой работоспособностью в том, что они ошибочно полагают, что

БЕЗ ПОСТОЯННОГО КОНТРОЛЯ ЗАДАЧИ ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЕМ

ЗАДАЧА ВЫПОЛНЕНА НЕ БУДЕТ.

Учёные пишут: «По мере утомления у нормального человека (выделено мной - Е.Н. ) к выполнению задачи подключается механизм адаптации, который изменяет состояние нервной системы».

Другими словами, у нормального человека в мозгу звучит фраза: «Расслабься, отдохни, спусти на тормоза, снизь важность, солдат спит - служба идёт».

Это не значит, что все нормальные люди, с точки зрения нейрофизиологов - злостные халтурщики. Нет! Это значит, что работа в расслабленном сосотянии - норма, а перфекционизм, тотальный рациональный контроль - патология.

Представьте себе, как бы Вы сделали несколько шагов, если бы серьёзно и ответственно думали о том, как Вы переставляете ноги? Вы бы взмокли через пять шагов!

Примерно так, как взмокает человек, переходящий речку по бревну.

А вот если он каждый день переходит так речки, то не взмокнет - ибо будет ВЫПОЛНЯТЬ ЭТУ РАБОТУ МЕХАНИЧЕСКИ.

«Истощение сознания»

Хотите я Вас попугаю? В науке есть два устоявшихся термина, противоположных друг другу в некотором смысле. Это:

  1. «Селективное (избирательное) внимание» и
  2. «Истощение сознания».

Так вот, Первое существует для того, чтобы с человеком не случилось Второе.

Оказывается, что в нормальном состоянии бодрствования у нас имеют место кратковременные эпизоды ПОЛНОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ СОЗНАНИЯ! Остаётся работать только одна зона в правом полушарии, выполняющая функцию «сторожевого пункта». Она и поддерживает минимальный уровень внимания.

И заметьте, это не когда человек спит, это когда человек как бы «бодрствует».

Почему же всё-таки так происходит?

Концентрация внимания на творческой работе приводит неизбежно к истощению сознания тех людей, у кого не срабатывает механизм переключения работы полушарий. Человеку мало сказать: «Расслабься, снизь важность!». Представьте, что «кнопка, переключающая на правое полушарие» - заржавела, заела, её нужно восстанавливать...

Что делать?

Есть одно отлично работающее упражнение, которое несложно выполнять самостоятельно или со своими детьми, для предотвращения формирования у них «мозга перфекциониста». Это упражнение основано на действии так называемого

«СТРУП-ЭФФЕКТА» (Stroop Effect)

Заготовьте большое количество картонных карточек.

Заготовьте много разноцветных карандашей или фломастеров.

На каждой карточке по центру напишите крупно одно слово, обозначающее тот или иной цвет.

Значение слова не должно совпадать с цветом чернил, краски.

Примерно вот так:

Теперь в расслабленном состоянии показывайте себе по одной карточке и быстро сначала:

  1. читайте слово, затем
  2. называйте «его цвет».

Второе задание подразумевает активную работу правого полушария.

У Вас будут сбои, и это - хорошо. Это значит, что Вы начали учиться свободно переключать работу полушарий - в игровой форме.

«Разработав» таким образом этот заржавевший когнитивный механизм, Вы наконец-то сможете приблизиться к той «норме», которую имеют люди с так называемой «высокой работоспособностью».

Конечно, упражнение, основанное на Струп-эффекте - это не панацея. Это один из первых шагов. Хотя он и эффективен.

Однако немаловажно уже и то, что теперь мы знаем точную причину низкой работоспособности, а зная точную причину легче искать выход.

Елена Назаренко

Рада пригласить всех вас на сайт нашего психологического центра "1000 идей" live-and-learn.ru , где собрано около тысячи прикладных и, как мне кажется, полезных психологических статей.

Прошу также обратить внимание на наши разработки - психологические мобильные приложения для самопознания и саморазвития!

Если причины депрессии определить достаточно трудно, то при снижении работоспособности человека причин, как правило, не так много и они легко узнаваемы. Рассмотрим эти причины вместе с теми рекомендациями, которые в связи с ними мог бы предложить психолог-консультант клиенту.

Причина 1. Физическое переутомление человека. Как причина снижения работоспособности, оно в основном действует в тех случаях, когда человеку долгое время приходится выполнять работу, требующую значительной физической нагрузки. Это в основном различные виды тяжелого физического труда, которые в современных условиях встречаются довольно редко.

В этом случае для предупреждения утомления следует рационально организовать режим физической нагрузки, продумав его таким образом, чтобы человек отдыхал, восстанавливая свою работоспособность еще до того, как у него появятся явные признаки физического утомления.

Добиться этого клиент может следующим образом. В течение достаточного времени понаблюдать за своей работой и попытаться понять, когда после длительной физической нагрузки у него впервые возникают заметные признаки утомления. Зафиксировав интервалы времени, через которые они регулярно появляются, необходимо будет примерно на 3–5 минут уменьшить время непрерывной работы, т.е. сделать промежутки между моментами физической работы такими, чтобы в течение их явные признаки усталости не появлялись.

Надо всегда помнить о том, что при тяжелой физической работе в любом случае лучше делать частые, но кратковременные перерывы на отдых, чем один большой и достаточно длительный перерыв. В итоге человек сможет намного увеличить свою физическую работоспособность, и при этом он будет гораздо меньше уставать.

Причина 2. Болезнь или физическое недомогание также могут стать причиной снижения работоспособности человека. Эта причина появляется тогда, когда в организме нарушаются какие-либо нормальные физиологические функции. Их изменение может быть констатировано в случае, если клиническое обследование клиента действительно подтверждает данный факт.

Заметим, однако, что просто плохое самочувствие человека, в том числе и физическое, не является достаточным основанием для того, чтобы делать вывод о существовании этой причины, так как физическое состояние подобного рода может быть порождено у клиента указанными ниже социально-психологическими причинами.

В том случае если выявлены социально-психологические причины снижения работоспособности, то клиенту рекомендуется отдохнуть, но если полный отдых невозможен, то на некоторое время снизить до минимума физические и психологические нагрузки.

Правда, такие рекомендации в основном годятся только для лиц, которые не привыкли к большим нагрузкам. Что же касается тех, кто в жизни привык к значительным нагрузкам и для кого они являются нормальными, то им нельзя рекомендовать резкое снижение нагрузок, так как быстрое и существенное изменение привычного образа жизни может вызвать у них отрицательные последствия. Для таких лиц физическая нагрузка даже в период недомогания должна оставаться достаточно большой, но посильной.


Регулировать меру нагрузки следует самому клиенту по своему самочувствию. Саморегуляция позволит ему сохранить на высоком уровне свою работоспособность.

Причина 3. Монотонная работа также может привести к снижению работоспособности человека. Такая работа порождает состояние усталости и понижает работоспособность человека не потому, что она для него непосильна и тяжела, а по причине своей чисто психологической утомительности. Это весьма распространенный фактор понижения работоспособности, практически встречающийся у всех людей независимо от того, чем им приходится заниматься в жизни, так как любой вид труда может содержать в себе элементы монотонности и, следовательно, приводить к утомлению.

Практическое решение проблемы повышения работоспособности в этом случае заключается в сведении к минимуму однообразия в деятельности человека, в том, чтобы сделать ее как можно более разнообразной и интересной. Для этого нужно внимательно проанализировать то, чем данный человек занимается в течение дня, продумать режим его жизни таким образом, чтобы условия и характер работы более или менее систематически менялись. Что же касается определения интервалов времени, в течение которых работа человека может сохранять монотонный характер, то для их уточнения желательно воспользоваться рекомендациями, уже высказанными при обсуждении первой причины.

Оптимальным является такой режим работы, при котором значительные умственные нагрузки в одни периоды времени чередуются у человека со средними или слабыми физическими нагрузками в другие периоды времени, и наоборот: существенные физические нагрузки в одни моменты деятельности сопровождаются средними или слабыми умственными нагрузками в другие моменты деятельности человека.

Заметим, что одновременно сочетать сильные или слабые физические нагрузки с такими же умственными нагрузками не рекомендуется, так как в этом случае сильные нагрузки того или другого типа сами по себе могут вызвать утомление. Слабые же умственные и физические нагрузки не способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Задача чередования умственных и физических нагрузок сводится к тому, чтобы, восстанавливая работоспособность человека в одном виде деятельности, не утомлять его другим видом деятельности.

Причина 4. Следующей причиной снижения работоспособности может стать просто не интересная для человека работа. Здесь проблема сохранения работоспособности на должном уровне носит в основном мотивационный характер и, следовательно, средство повышения работоспособности человека касается усиления мотивации его деятельности.

Рассмотрим, как это можно было бы сделать практически. Но прежде всего выясним, что реально влияет на мотивацию человека. Воспользуемся для этого следующей формулой:

М.д. = Н.з.п. х В.у.н.з.п. х О. у.н.з.п. + Д.п. х В.у.д.п. х О.у.д.п.,

М.д. – мотивация деятельности,

Н.з.п. – наиболее значимая потребность, связанная с данной деятельностью,

В.у.н.з.п. – вероятность удовлетворения наиболее значимой потребности в соответствующем виде деятельности,

О.у.н.з.п. – ожидание удовлетворения этой потребности в данном виде деятельности,

Д.п. – другие потребности человека, которые могут быть удовлетворены с помощью данного вида деятельности,

В.у.д.п. – вероятность удовлетворения других потребностей человека в данном виде деятельности,

О.у.д.п. – ожидание удовлетворения других потребностей человека в данном виде деятельности.

Рассмотрим общие принципы применения этой формулы к решению интересующей нас проблемы усиления мотивации деятельности человека.

М.д. – это сила реального стремления человека к занятиям соответствующим видом деятельности. Чем больше М.д., тем выше работоспособность человека, и наоборот, чем меньше М.д., тем ниже работоспособность человека. Основной путь повышения и сохранения работоспособности человека заключается, соответственно, в усилении М.д.

От чего же зависит мотивация деятельности? Прежде всего от силы наиболее значимой потребности, которая может быть удовлетворена при помощи данного вида деятельности. В приведенной выше формуле сила соответствующей потребности обозначена как Н.з.п. (наиболее значимая потребность). Если занятие соответствующим видом деятельности отвечает этой потребности человека, то это будет поддерживать интерес человека к деятельности и, следовательно, сохранять его работоспособность.

Но так, к сожалению, бывает далеко не всегда, и часто оказывается, что одной, наиболее значимой потребности для поддержания интереса к деятельности недостаточно. Тогда мотивацию деятельности необходимо усиливать за счет привлечения к управлению деятельностью других мотивов и потребностей человека, которые так же могут быть удовлетворены с помощью соответствующей деятельности. Таких потребностей может оказаться несколько, и они в приведенной выше формуле обозначены аббревиатурой Д.п. (другие потребности).

Кроме самих потребностей, на мотивацию могут оказать влияние дополнительные факторы, такие, как вероятность удовлетворения потребностей и ожидание того, что в данной ситуации соответствующие потребности действительно будут удовлетворены.

Человек – существо разумное, и всякий раз, приступая к конкретным действиям, он руководствуется определенными мотивами, оценивает, насколько его потребности действительно могут быть удовлетворены.

Если они могут быть удовлетворены полностью, то его интерес к деятельности и, следовательно, работоспособность будут самыми высокими. Если же, приступая к деятельности, человек заранее не рассчитывает на полное удовлетворение актуальных потребностей в заданных условиях, то его интерес к деятельности и, соответственно, работоспособность в ней будут намного ниже, чем в первом случае.

То же самое касается и ожидания успеха. При стопроцентном ожидании успеха мотивация деятельности будет сильнее, чем при частичном ожидании успеха. И то и другое – вероятность удовлетворения потребности и ожидание успеха – могут относиться как к наиболее значимой потребности (В.у.н.з.п. и О.у.н.з.п.), так и к другим потребностям (В.у.д.п. и О.у.д.п.).

Рассмотрим теперь на конкретном примере, как психолог-консультант может практически воспользоваться этой формулой. Допустим, что к психологу обратился клиент, который жалуется на то, что давно занимается творческой работой, но в последнее время у него значительно снизилась работоспособность. Предположим также, что все остальные, до сих пор рассмотренные причины снижения работоспособности в процессе консультационной работы с данным клиентом у него не обнаружились и осталась только одна, последняя причина, связанная с возможным дефицитом мотивации деятельности.

Тогда психолог-консультант должен будет приступить к разработке именно этой версии причины и вести работу с клиентом по следующему плану. Например:

1. В беседе с клиентом постараться понять самому и, кроме того, помочь осознать клиенту те потребности, ради удовлетворения которых он занимается данным видом деятельности, где как раз и произошло снижение его работоспособности. Консультант и клиент должны будут вместе определить, почему работоспособность клиента уменьшилась.

Возможно, что это произошло потому, что занятия соответствующим видом деятельности в данный момент времени уже не полностью удовлетворяют потребности клиента. К примеру, могло случиться так, что раньше за результаты своей творческой работы этот человек (он, может быть, является ученым, писателем, инженером или художником) получал вполне приличные гонорары, а сейчас его творческий труд фактически обесценился.

2. Вместе с клиентом постараться найти новые, дополнительные стимулы в его работе. Такими стимулами могли бы стать другие мотивы и потребности, о которых он еще не думал и которые вполне могли бы удовлетвориться данным видом деятельности.

Для того чтобы практически найти эти дополнительные мотивы, необходимо определить, ради чего, кроме удовлетворения главной потребности, клиент готов заниматься тем же видом деятельности, которым занимается в настоящее время. Отыскав и указав клиенту такие мотивы, необходимо перестроить иерархию его потребностей, лежащую в основе соответствующей деятельности, таким образом, чтобы верхнюю ступень в ней теперь занимали новые мотивы и потребности.

Психологически это означает, что нужно изменить или придать новый смысл прежней деятельности. Если, к примеру, окажется, что раньше творческой работой клиент занимался в основном ради заработка, затем – для престижа, признания со стороны окружающих людей, то теперь его необходимо постараться убедить в том, что самоуважение может значить для человека не меньше, чем престиж и заработок. Убедив в этом клиента, можно далее восстановить его работоспособность через усиление мотивации и повышение внутреннего интереса к творческой работе

3. Третий желательный шаг на пути усиления мотивации заключается в том, чтобы вместе с клиентом рассмотреть условия его жизни и доказать, что в действительности клиент имеет гораздо больше шансов удовлетворить свои наиболее значимые и другие потребности с помощью соответствующей деятельности, чем ему казалось до сих пор, что ожидание успеха у него является объективно более высоким, чем он раньше предполагал.

В нашем примере это означает следующее: объяснить клиенту, что с помощью его творческой работы можно не только больше заработать, но добиться того, чтобы его больше уважали и чтобы он сам себя выше ценил, как личность.

Консультируя клиента по этим вопросам, психолог совместно с ним должен находить пути и обращать внимание самого клиента на то, как лучше всего добиться желаемого результата. В практическом плане по отношению, например, к утратившему свою работоспособность творческому человеку это, в частности, означает, что вместе с ним необходимо разработать конкретный, вполне реальный план таких практических действий, рассчитанных на ближайшую перспективу, реализация которых должна будет восстановить и повысить утраченную работоспособность клиента.

Причина 5. Следующей возможной причиной снижения работоспособности могут стать неприятные переживания клиента, связанные с событиями и делами в его жизни, не имеющими прямого отношения к выполняемой им в данный момент времени работе.

Эта причина обычно непосредственно не связана с деятельностью, которой человек занят, и, следовательно, способы ее устранения лежат за пределами регуляции мотивации или содержания соответствующей деятельности.

К выводу о существовании у клиента данной причины снижения работоспособности приходят в том случае, если в ходе беседы с ним не подтверждается наличие ни одной из ранее рассмотренных причин. Однако для безошибочного заключения о том, что именно такая причина является реально действующей, необходимо прямое подтверждение факта ее существования.

Это может быть сделано, например, в результате анализа ответов клиента на следующие вопросы (их обычно задают клиенту уже после того, как твердо установлено, что описанные выше причины не являются реально действующими):

Что в вашей жизни произошло до того момента или в то время, когда вы реально почувствовали, что ваша работоспособность начала снижаться?

Какую реакцию это событие вызвало у вас?

Что вы сами предприняли для того, чтобы справиться с возникшей проблемой?

Удалось ли вам решить эту проблему? Если не удалось, то почему?

Если в ответах клиента на эти вопросы выяснится, что какие-то значимые события в его жизни за последнее время действительно произошли, если, кроме того, обнаружится, что среди этих событий были весьма неприятные, породившие у клиента длительные, отрицательные переживания, если, наконец, окажется, что клиент пытался с ними справиться, но не смог, и соответствующие проблемы До сих пор не решены, то из всего этого следует вывод, что обсуждаемая причина снижения работоспособности действительно существует. В этом случае вместе с клиентом необходимо будет приступить к поиску способа ее решения и к устранению соответствующей ей причины.

Снижение работоспособности часто связывают со стрессами и перегрузками, однако не всегда причина в них. Временное снижение работоспособности может быть следствием болезни, результатом смены режима сна и питания. Утрата интереса к теме, появление отвлекающих факторов, возрастные или гормональные изменения также влияют на результативность труда. Ошибочно считать уменьшением работоспособности ситуацию, когда после повышенной, напряженной активности человек возвращается к нормальному темпу работы. В сущности, о реальном снижении эффективности стоит говорить только тогда, когда результат труда явно не соответствует затраченным усилиям и последующему утомлению.

Когда снижение работоспособности нормально?

Живой человек, в отличие от машины, не способен стабильно работать 24 часа в сутки и нуждается в перерывах для восстановления сил. Некоторое снижение концентрации можно отметить уже через 4-5 часов после начала трудовой деятельности. Это одна из причин появления обеденного перерыва на большинстве рабочих мест. Отдохнув примерно 40 минут, человек способен качественно и эффективно трудиться еще 3-4 часа, после чего снова начнется постепенное снижение умственной работоспособности. При длине смены в 12 часов перерывов предусмотрено два, однако последняя треть рабочего дня все равно будет менее продуктивной, поскольку усталость накапливается и часового отдыха не хватит для полного восстановления.

Ежедневное снижение физической работоспособности происходит примерно по той же схеме, однако накопление физической усталости сильнее зависит от спортивной формы человека. Кто-то снижает темп уже через час-полтора, кто-то стабильно работает всю смену. В физической работе важны также привычность действий и способность рассчитывать свои силы. Мелкая физическая работа у станков требует одновременно внимательности, концентрации, точности и выносливости, а тяжелые грузовые работы - крепких мышц и сухожилий, чувства баланса. И, конечно, снижение работоспособности к концу смены - закономерный результат, который не должен беспокоить: достаточно поесть, расслабить тело и выспаться, чтобы усталость сменилась бодростью и готовностью трудиться снова.

Во время болезней временно снижается и физическая, и умственная трудоспособность, поэтому работать на больничном не только вредно для здоровья, но и менее эффективно. Конечно, самые ответственные дела можно завершить усилием воли, однако это может вылиться в осложнения и более долгий период восстановления. Беспокоиться из-за временного снижения работоспособности при наличии воспалительного процесса в организме не стоит. Просто все свободные ресурсы тело тратит на борьбу с инфекцией.

Менструации тоже могут приводить к временному снижению работоспособности, поскольку боль из-за сокращения мышц матки, потеря крови, колебания гормонального фона серьезно нагружают организм. За редким исключением, периодическое снижение эффективности труда замечают сами женщины, отмечая, что на получение стабильно высоких результатов в критические дни тратят больше сил.

Опасное снижение работоспособности

Состояние временного снижения работоспособности должно насторожить, если отдых не помогает восстановить силы и концентрацию. Например, если усталость настигает в первой половине дня и после обеденного перерыва не уходит. Еще опаснее, если ночной отдых и полноценный восьмичасовой сон не возвращают привычную продуктивность. Причин у такого состояния может быть несколько:


Еще одна причина длительного снижения работоспособности - возраст. По данным Всемирной организации здравоохранения, пожилым сейчас считается человек в возрасте от 60 лет. По достижении этой цифры работоспособность может снижаться из-за неизбежных возрастных изменений. Однако, даже в такой ситуации умственную и физическую форму можно частично восстановить и поддерживать на достаточно высоком уровне долгие годы.

Что делать при снижении работоспособности?

Первое, что нужно сделать, заметив длительное снижение эффективности или слишком сильную усталость - проанализировать свое состояние. Длительное снижение работоспособности, касающееся конкретной сферы деятельности, говорит о необходимости изменений. Если мучительно сложно выполнять привычную работу, можно задуматься о переквалификации. Если поход в зал не вызывает радости, как раньше, можно попробовать бассейн, танцы или командные виды спорта. Если утомительным стало общение с семьей, необходимо найти возможность для отдыха - пригласить няню, уехать в отпуск в одиночестве, чтобы была возможность проанализировать, в чем именно сложность. Если стало ясно, что перерасход энергии вызван токсичными отношениями в коллективе, стоит задуматься о новой работе в своей сфере.

Выяснив, что внешние причины ни причем, не стоит пугаться. Необходимо:

  1. Обратиться к терапевту с жалобой на быструю утомляемость.
  2. Посетить эндокринолога и сдать анализы на гормоны щитовидной железы.
  3. Сдать общие анализы мочи и крови.
  4. Посетить невролога.
  5. Посетить психиатра.

Совместными усилиями специалисты выяснят, что стало причиной снижения трудоспособности, и назначат наиболее подходящее лечение. Снижение работоспособности, причины которого не связаны со здоровьем, означает, что необходимо начать работу над повышением собственной продуктивности, как умственной, так и физической.

Как восстановить работоспособность?

Длительное снижение работоспособности вредит не только карьере, но и здоровью. Апатия и неспособность решать задачи в прежнем темпе создают стресс, нервное напряжение негативно влияет на сон, работу сердца и сосудов, на аппетит, на иммунитет. Даже если со здоровьем проблем изначально не было, они могут начаться на фоне постоянного переутомления. К тому же, сила воли тоже имеет границы и если постоянно работать, превозмогая себя, то может развиться депрессия.

Создать организму условия для восстановления трудоспособности помогут прогулки на свежем воздухе, чтение художественных книг (а не статей и заметок), регулярная физкультура, прослушивание иностранной речи или изучение языков, письмо от руки, рисование, лепка из глины. Прежде чем браться за развитие, будет правильным отрегулировать режим сна, сбалансировать рацион и отказаться от всех лишних нагрузок, не приносящих никакой пользы. Необходимо тщательно планировать день, по возможности - делегировать часть задач, чтобы не переутомляться, и обязательно проводить немного времени наедине с собой. Подобный подход помогает как вернуть работоспособность после переработок, так и увеличить продуктивность, снизившуюся по непонятным причинам.


Стоит также подобрать средство, которое поддержит сердечно-сосудистую систему в период восстановления. Эффективный препарат при снижении работоспособности должен помогать справляться с нагрузками, в том числе, за счет коррекции внутриклеточных обменных процессов. Например, Милдронат оптимизирует клеточный метаболизм при нагрузках, обеспечивая защиту мембран от повреждения продуктами неполного обмена. Его применение позволяет безболезненно включиться в тренировочный процесс, преодолеть последствия стрессов и перегрузок, а также увеличить эффективность спортивных и интеллектуальных тренировок.

Работоспособность будет повышаться постепенно, поэтому сразу ждать от себя высоких результатов не стоит. Только планомерное, неспешное, но постоянное развитие принесет действительно заметный результат.

Снижение работоспособности – это такое состояние человека, при котором затраченные на выполнение какого-либо действия усилия не дают должного результата. При этом он испытывает чувство сильной усталости и даже слабости. В случае, если человек действительно приложил огромные усилия в том или ином деле, спад активности на некоторое время – нормальный процесс, так как организму требуется восстановиться как психически, так и физически.

Снижение способности активных действий и способности вынести умеренные нагрузки считается патологией и может быть соотнесено с рядом заболеваний, негативных процессов в организме и факторов.

  1. Физиологические факторы системного характера:
  2. Внешние факторы, провоцирующие снижение работоспособности:
    • Нехватка сна и переутомление;
    • Приём алкоголя, и интоксикация различными веществами;
    • Неправильное и несбалансированное питание;
    • Нехватка витаминов.

Нормальное течение физического труда и любых других видов работ, включая механический и мыслительный, состоит из нескольких этапов:

  1. Адаптация. Это состояние сопряжено с началом выполнения работ и длится около получаса. Причём физическая и умственная активность на протяжении этого времени постоянно нарастает.
  2. Компенсация. Это длительный период времени, в который наблюдается отличный уровень работоспособности. При помощи силы воли этот период может продолжаться несколько часов, обычно 2-3.
  3. Компенсация неустойчивого характера. Это различный по длительности этап. Всё зависит от рода деятельности и уровня нагрузки. Причём работоспособность то повышается, то понижается.
  4. Снижение работоспособности. Очень сильное снижение уровня выносливости и утомление. Человек чувствует усталость, а деятельность становится не такой продуктивной, как в предыдущие этапы.

Эти этапы описаны достаточно приблизительно и в каждом индивидуальном случае могут иметь разную длительность и характеризоваться различным уровнем работоспособности. Всё зависит от воздействия внутренних и внешних факторов. Также огромное значение играют биологические часы, которые носят индивидуальный характер. Так, кому-то легче и удобнее работается рано утром, а кто-то в это время всё делает через силу, а пик активности его приходится на вечерние часы. Также влияние оказывают и сезонные изменения.

Если учитывать возрастные рамки, то самая низкая работоспособность наблюдается в ранние годы и возрасте после 50-55 лет. Максимальный уровень мыслительной и физической деятельности приходится на возраст 15-45 лет. Но есть и исключения. Люди творческих профессий часто также активны в 70 лет, а иногда даже больше, чем в 35. У них проявляется повышенная выносливость и тяга к труду.

Наблюдается и ненормальное снижение уровня работоспособности. Это происходит в силу стечения ряда внешних и внутренних факторов. Причём даже в самое продуктивное время суток и сезон при затрате максимума усилий результат минимальный. Если это состояние длится достаточно долго, то ни в коем случае не стоит пускать его на самотёк.

Необходимо по возможности выявить причины снижения работоспособности и при необходимости обратиться к квалифицированному специалисту. Ведь хроническое проявление этого состояния может говорить о том, что у вас есть какое-то серьёзное заболевание или нарушение здоровья.

Снизить способность активно действовать и полностью лишить сил человека может депрессия, некоторые психические и соматические заболевания, онкологические заболевания и многие другие проблемы и расстройства.

Но, как правило, даже при снижении работоспособности и плохом самочувствии, человек не прекращает свою деятельность и всё также занимается своими привычными обязанностями. Это ведёт к психическим, физическим и эмоциональным перегрузкам организма. Даже при правильном образе жизни, сбалансированном питании, отсутствии перегрузок и вредных привычек, правильном режиме дня бывают периоды, когда наблюдается спад активности.

Что и говорить, если все эти условия не соблюдаются?