Организация первичной и вторичной профилактики в антенатальном и. Болезни у новорожденных симптомы


Уход за недоношенными

Болезни периода новорожденности

Ателектаз легких. Наблюдается у ослабленных, недоношенных детей, родившихся в асфиксии. Выявляется при рентгенологическом исследовании. Клинически выражены явления дыхательной недостаточности, легко присоединяется пневмония.

Если нет пневмонии, назначают кислород, сердечные средства, кордиамин, кофеин.

Атрезия пищевода . Может быть полная непроходимость пищевода, но чаще наблюдается сочетание атрезии пищевода со свищом в трахею. Симптомы: при первом же кормлении или приеме жидкости через 2-3 глотка принятая пища выливается обратно, возникает мучительный кашель, ребенок задыхается и синеет. Симптомы повторяются при любой попытке кормления, может развиться аспирационная пневмония.

Необходима срочная операция (в первые сутки жизни). Прогноз очень серьезный и зависит от сроков установления диагноза и присоединения аспирационной пневмонии.

Атрезияжелчных путей - порок развития. Симптомы: появление желтухи с первых дней жизни или несколько позднее. Кал обесцвечен, моча интенсивно окрашена, содержит желчные пигменты. Постепенно развивается цирроз печени, нарастает дистрофия, печень увеличивается в размерах, становится плотной, бугристой. Снижается уровень протромбина в крови, появляются геморрагии. Лечение только оперативное.

Гемолитическая болезнь новорожденных . Заболевание развивается внутриутробно, обусловлено несовместимостью крови матери и плода либо по резус-фактору, либо по группам крови.

Гемолитическая болезнь новорожденных может проявляться тремя формами - отечной, желтушной и анемической.

Отечная форма - самая тяжелая. Характерен внешний вид новорожденного: резкая бледность кожных покровов и слизистых оболочек, генерализованный отек подкожной клетчатки, накопление жидкости в плевральной, брюшной полостях.

При тяжелых формах гемолитической болезни необходимо раннее заменное переливание резусотрицательной крови. Кровь вводят из расчета 150 мл/кг массы ребенка (максимально 160-170 мл/кг, а при крайней степени желтухи - до 250 мл/кг массы). По показаниям заменное переливание крови можно повторять. Рекомендуется внутривенное капельное введение 10-20 % раствора глюкозы, переливание плазмы (10 мл/кг массы ребенка), введение витаминов группы В, гормональных препаратов. При поражении нервной системы - глутаминовая кислота, витамины В6 , В15 .

При анемических формах - дробное повторное переливание резусотрицательной, желательно одногруппной крови по 30-50 мл. В течение 2 недель ребенка не прикладывают к груди, кормят донорским молоком (из-за наличия в молоке матери резусантител).

Геморрагическая болезнь . Развивается вследствие физиологической недостаточности в крови некоторых факторов свертывания крови.

Симптомы: возникают различной локализации и интенсивности кровоизлияния и кровотечения (кровавая рвота, кровавый стул, кровотечение из пупочной ранки, из носа, кровавая моча, могут быть кровоизлияния внутричерепные, в надпочечники и т. д.).

Лечение: раннее назначение витамина К по 0,002 г 3 раза в день внутрь в течение 3 дней или викасола в/м по 0,2 мл. Аскорбиновая кислота, витамины B1 , B12 , P. 5 % раствор кальция хлорида по 1 чайной ложке 3-5 раз в день. При тяжелых кровотечениях - переливание одногруппной крови и плазмы из расчета 5-10 мл/кг массы, введение аминокапроновой кислоты.

Дерматит эксфолиативный Риттера . Одна из тяжелых форм пиодермии у новорожденных.

Симптомы: в конце первой недели жизни отмечаются участки покраснения кожи с обильными пузырями, которые быстро лопаются. Общее состояние ребенка тяжелое.

Лечение: дети нуждаются в индивидуальном уходе, пеленки должны быть стерильные. Эрозивные поверхности покрывают стерильной марлей, смоченной стерильным подсолнечным маслом. Назначают пенициллин в/м или полусинтетические антибиотики, переливание крови, плазмы, гамма-глобулин, комплекс витаминов.

Кровоизлияния внутричерепные . При осложненных беременностях, внутриутробной асфиксии плода, патологическом течении родов, воздействии физических факторов и в некоторых других случаях создаются благоприятные условия для повышенной сосудистой проницаемости, а иногда и для разрыва мозговых сосудов, что приводит к внутричерепным кровоизлияниям. Симптомы зависят от интенсивности и локализации кровоизлияния и очень многообразны. При незначительном кровоизлиянии ребенок вялый, сонливый, нарушены сосание и глотание. Иногда клиника внутричерепной родовой травмы появляется спустя 2-3 дня после рождения, что свидетельствует о первоначальном минимальном кровоизлиянии, которое постепенно продолжалось и нарастало. В тяжелых случаях ребенок бледен, движения скованы, широко открыты глаза с устремленным вдаль взглядом, крик монотонный, тихий, судорожные подергивания мышц лица и конечностей.

Лечение: строгий покой, к груди не прикладывать, кормят только с ложечки. Туалет проводят осторожно. Холод к голове, кислород. Внутрь витамин К до 5-10 мг в день в течение 3 дней, аскорбиновая кислота, хлорид кальция. По показаниям сердечные средства, при приступах асфиксии - средства, возбуждающие дыхательный центр, глутаминовая кислота. При тяжелом состоянии успокаивающий эффект дает аминазин. Для борьбы с отеком мозга и повышением внутричерепного давления показаны внутривенное вливание плазмы по 10 мл/кг массы ребенка каждые 1-2 дня (3-4 раза), а также мочегонные средства.

Прогноз зависит от локализации и интенсивности кровоизлияния. Листериоз - острое инфекционное заболевание. Заражается ребенок внутриутробно, трансплацентарно или при заглатывании околоплодных вод.

Симптомы: на коже с первых часов жизни появляется обильная мелкая сыпь (розеолы и папулы); на слизистой оболочке рта, глотки, пищевода часто бывают высыпания в виде мелких серовато-белых гранулем. Отмечаются лихорадка, расстройства дыхания, приступы цианоза, тахикардия, в легких отмечаются явления пневмонии. Увеличены печень и селезенка. Общее состояние напоминает сепсис. В крови лейкоцитоз с нейтрофильным сдвигом влево. При поражении нервной системы клиника напоминает картину гнойного менингита.

Лечение: пенициллин комбинируют с тетрациклином в возрастной дозе.

Молочница - грибковое поражение слизистых оболочек рта, глотки, половых органов в виде белых точечных высыпаний, иногда сливного характера, трудно снимающихся. Чаще заболевание бывает у недоношенных или ослабленных детей, гипотрофиков, на фоне лечения антибиотиками, особенно широкого спектра действия. Лечение: при легких формах лечения не требуется, можно смачивать рот (не снимая налетов) 2 % раствором гидрокарбоната натрия или 20 % раствором буры с глицерином. В тяжелых случаях назначают нистатин внутрь. Желательно ребенка обеспечить материнским молоком.

Опрелость . При плохом уходе за ребенком на коже ягодиц, в паховых складках, подмышечных и шейных складках может нарушиться целостность эпидермиса. Чаще опрелость возникает в связи с мацерацией кожи мочой и каловыми массами. В легких случаях отмечается гиперемия кожи, при более выраженной опрелости на общем гиперемированном фоне кожи появляются отдельные эрозии, в тяжелых случаях - обширные эрозивные поверхности на фоне резкой эритемы.

Лечение: необходимо улучшить уход за ребенком, при легкой опрелости помогают обычная гигиеническая ванна и своевременная смена пеленок, обязательное подмывание после каждого опорожнения кишечника. Кожу смазывают стерильным подсолнечным, или персиковым маслом, рыбьим жиром. При тяжелой опрелости показана обработка эрозий 1-2 % раствором нитрата серебра с последующим смазыванием маслом.

Пневмонии новорожденных . Развиваются внутриутробно, и после рождения. Частота пневмоний в этом возрасте обусловлена анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания, малой сопротивляемостью организма к инфекции, легкостью развития ателектазов, аспирацией околоплодных вод во время родов, аспирацией молока во время кормления, незрелостью дыхательного центра и некоторыми другими моментами. Причиной могут быть микробный и вирусный факторы, грибковая инфекция и простейшие.

Очаговая бронхопневмония чаще начинается с катаральных явлений: состояние ребенка ухудшается, снижается активность сосания и прибавка массы тела, появляются незначительная одышка, напряжение крыльев носа, пенистое выделение изо рта, цианоз носогубного треугольника, нарушается ритм дыхания, учащается апноэ; температурная реакция незначительная. В легких прослушивается жесткое дыхание, могут быть единичные влажные хрипы. Острая интерстициальная пневмония вызывается преимущественно вирусной инфекцией. Симптомы: высокая лихорадка, резкое беспокойство, сменяющееся вялостью, отказ от груди, потеря в массе тела, срыгивания, рвота. Может быть менингеальный синдром (напряжение родничка, ригидность затылочных мышц, судороги). Катаральные явления незначительны или отсутствуют. Дыхание «кряхтящее», стонущее, аритмичное, с апноэ, раздуванием крыльев носа; частота дыхания до 80-100 в минуту, цианоз.

Септическая пневмония чаще вызывается стафилококковой инфекцией. Септическая пневмония иногда имеет молниеносное течение с летальным исходом. В анамнезе могут быть указания на очаги стафилококковой инфекции (пиодермия, мастит у матери и др.). Начало бурное, выражен токсикоз. Характерны деструктивные изменения в легких: буллезная эмфизема с мелкими и крупными полостями и абсцессами различной локализации, иногда с прорывом в плевру и развитием пиопневмоторакса и эмпиемы.

Пневмония внутриутробная развивается у плода в результате заболевания матери в период беременности или при аспирации инфицированных околоплодных вод во время родов.

Общее состояние ребенка с первых часов жизни очень тяжелое: одышка, цианоз, приступы асфиксии, повышенная температура, в легких выслушивается жесткое дыхание, сухие и влажные хрипы.

Пневмония ателектатическая чаще развирается у недоношенных и ослабленных новорожденных детей. Симптомы болезни не всегда четко выражены. Наблюдаются умеренная одышка, ухудшение общего состояния, усиление цианоза, возможны приступы асфиксии. Лечение пневмоний: естественное вскармливание, тщательный уход, обеспечение постоянного притока свежего воздуха и подача увлажненного кислорода; коррекция ацидоза. Антибиотики: пенициллин, полусинтетические препараты пенициллина, эритромицин, цепорин, гентамицин и другие антибиотики широкого спектра действия. Длительность непрерывного лечения антибиотиками 10-15 дней.

При затяжных, особенно стафилококковых пневмониях, показана стимулирующая терапия : антистафилококковый гамма-глобулин по 1,5-3 мл в/м через 2-3 дня, на курс 3-5 инъекций; переливание антистафилококковой плазмы, прямое переливание крови из расчета 5-10 мл/кг массы тела несколько раз через 3-4 дня. При токсикозе - питье 5 % раствора глюкозы и внутривенное вливание 10-20 % раствора глюкозы по 15-20 мл/кг массы тела ежедневно, изотонический раствор хлорида натрия.

С самого начала заболевания назначают кордиамин или сульфокамфокаин в дозах в зависимости от тяжести состояния.

Пупок. Пуповинный остаток мумифицируется и отпадает на 5-7-й день, пупочная ранка заживает через 2 недели. При инфицировании эти процессы затягиваются, могут развиться гангрена, мокнущий пупок, фунгус, омфалит. Могут наблюдаться и врожденные изменения - пупочный свищ и грыжа пупочного канатика.

При гангрене пуповинный остаток приобретает зелено-бурый цвет, появляется неприятный запах, нарушается общее состояние. Процесс может распространяться и вызвать перитонит.

Немедленно лечение начинают антибиотиками широкого спектра действия и систематический туалет пуповинного остатка, хирургически удаляют некротизированные участки.

При мокнущем пупке пупочная ранка заживает медленно, имеется серозное или серозно-гнойное отделяемое.

Нужна тщательная систематическая обработка пупочной ранки перекисью водорода и прижигание 5 % раствором нитрата серебра. Следует воздержаться от гигиенических ванн.

Фунгус - чрезмерное развитие грануляционной ткани, которая конусом выпячивается из ранки. Нужна тщательная обработка пупочной ранки и прижигание грануляций 5 % раствором нитрата серебра.

Омфалит - гнойное воспаление пупочной ранки, кожи и подкожной клетчатки вокруг пупка. Из пупочной ранки отделяется гнойное содержимое, кожа вокруг отечная, красная. Необходим посев на флору и дифтерийную палочку.

Требуется промывание пупочной ранки 3 % раствором перекиси водорода с последующей обработкой 5 % спиртовым раствором нитрата серебра. В дальнейшем - повязки с фурацилином или гипертоническим раствором хлорида натрия. При тяжелом течении назначают антибиотики широкого спектра действия и стимулирующую терапию.

Пупочный свищ - врожденное заболевание. Из пупочной ранки постоянно выделяются или каловые массы, или моча. Пупочная ранка не заживает. В имеющееся отверстие легко вводится зонд.

При полном незаращении лечение только хирургическое, при частичном требуется тщательный уход и обработка пупочной ранки. Если в течение 3-5 месяцев свищ не закрылся, показано хирургическое вмешательство.

Грыжа пупочного канатика. При малом размере грыжевого мешка в области пупка выходит только сальник, при этом он легко вправляется. Лечение проводят консервативно, накладывают специальные повязки. Необходимо устранять метеоризм. В тяжелых случаях в большой грыжевой мешок выпадают не только сальник, но и кишечник, печень, селезенка. Размер грыжи иногда может достигнуть величины головы ребенка. В этих случаях показано срочное оперативное вмешательство.

Заболевания пупочных сосудов - периартериит пупочной артерии и флебит пупочной вены - развиваются при нарушении правил антисептики во время обработки пуповинного остатка.

Общее состояние ребенка нарушается, повышается температура. Воспалительные явления в области пупка могут отсутствовать, но при пальпации брюшной стенки определяются уплотненные сосуды в виде тяжей на расстоянии 1,5-2 см от пупка. Воспаление сосудов может протекать латентно и осложняться флегмоной, перитонитом, диффузным гепатитом с абсцедированием печени, сепсисом.

Лечение: вскармливание грудным молоком, антибиотики широкого спектра действия, гамма-глобулин; повязки с гипертоническим раствором хлорида натрия.

Сепсис - заболевание, к которому особенно предрасположены новорожденные. Инфицирование возможно внутриутробно, во время родов и внеутробно. Источником инфекции является больная мать, персонал, ухаживающий за ребенком. Имеют значение загрязненные предметы ухода, а также пища ребенка и вдыхаемый воздух. Сепсис не имеет определенных сроков инкубации. При внутриутробном заражении он может начаться на первой неделе жизни, в других случаях - на второй и позже.

Общие начальные проявления сепсиса - ухудшение самочувствия, вялое сосание, срыгивания, рвота, прекращение прибавки в массе или небольшое снижение массы тела. Может быть высокая лихорадка, низкий субфебрилитет и даже нормальная температура. Кожные покровы с сероватым оттенком.

Лечение. Тщательный уход, вскармливание грудным молоком. Немедленное назначение антибиотиков широкого спектра действия. Целесообразно вводить антибиотики в месте поражения (внутриплеврально, в полость абсцесса и т. д.). В тяжелых случаях показана комбинация антибиотиков с сульфаниламидными препаратами из расчета 0,2 г/кг массы тела в сутки.

Также проводят стимулирующую терапию - прямое переливание крови, введение плазмы (до 10 мл/кг массы тела каждые 3-4 дня) и гамма-глобулина направленного действия (1,5-3 мл через день, всего 3-5 раз). Кортикостероиды назначают коротким курсом только в остром периоде сепсиса при выраженных общих токсических явлениях (1 мг/кг массы тела в сутки). Рекомендуются витамины, ферменты, местное лечение септических очагов (медикаментозное, хирургическое, физиотерапевтическое).

Травма родовая, внутричерепная . Состояние характеризуется нарушением функции центральной нервной системы и регуляции деятельности других органов и систем. Причиной родовой травмы могут быть заболевания матери в период беременности, особенно токсикозы второй половины, сердечно-сосудистые заболевания, отклонения в течение родов: патологические роды, внутриутробная инфекция.

Симптомы: в родах - асфиксия, нарушение ритма и частоты дыхания, цианоз, в легких - ателектазы. Нарушение сердечно-сосудистой деятельности (глухие тоны сердца, брадикардия, аритмия, снижение артериального давления); снижение мышечного тонуса, рефлексов, возможен судорожный синдром, тихий монотонный крик; нарушение терморегуляции.

Лечение такое же, как и при внутричерепном кровоизлиянии.

← + Ctrl + →
Уход за недоношенными Болезни детей раннего и старшего возраста

Основные этапы развития ребенка

Детский организм отличается от организма взрослого человека прежде всего быстрым ростом и развитием. Период жизни ребенка с момента рождения до семи лет имеет свои специфические черты.

Первая – это чрезвычайно быстрый темп созревания всех органов и систем. К моменту рождения ребенка они еще полностью не сформированы; их развитие продолжается во всех периодах детства; темп его тем выше, чем моложе ребенок. За первый год жизни ребенок утраивает массу тела, вырастает на 25 см, начинает ходить. Происходит созревание головного мозга, очень интенсивно идет и психическое развитие ребенка. На втором и третьем году жизни темп развития замедляется незначительно, прибавка роста составляет 8-10 см, веса – 4-6 кг за год. Дошкольный возраст отличается более медленным темпом роста ребенка, однако гораздо более интенсивным, чем в старшие возрастные периоды.

Быстрый темп развития определяет и высокую подверженность детей болезням – чем моложе ребенок, тем легче он заболевает. В то же время такая особенность несет в себе и высокие восстановительные возможности. При своевременном выявлении отклонений в состоянии здоровья и проведении соответствующих лечебных и корректирующих мероприятий эти отклонения могут быть устранены. У детей первых трех лет жизни при ранней диагностике и правильном лечении не формируются хронические заболевания, если они не обусловлены генетическими факторами. Путем целенаправленных лечебных и воспитательных воздействий можно предупредить и отставание в физическом и нервно-психическом развитии, если оно достаточно рано выявлено.

Вторая специфическая черта – взаимозависимость развития ребенка и состояния его здоровья. Созревание и развитие организма ребенка требуют активного состояния нервной системы, прежде всего коры больших полушарий головного мозга. Стимулируется эта активность притоком информации из окружающего мира. Чем лучше выражена познавательная и двигательная активность ребенка, тем больше необходимой для развития стимуляции получает его нервная система, тем более полноценно осуществляет она регуляцию всеми функциями организма. В свою очередь различные нарушения в состоянии здоровья сказываются на активности ребенка и, закономерным образом, на уровне его нервно-психического развития, особенно в возрасте до полутора лет.

Третья черта – наличие сензитивных (особо чувствительных к тому или иному воздействию) периодов развития. В те возрастные периоды, когда происходит наиболее интенсивное развитие определенных систем организма, соответствующее стимулирующее воздействие окружающей среды имеет особенно большое значение. Недостаток педагогического воздействия на ребенка в эти периоды может привести к задержке развития определенных функций, как физических, так и психических. Например, недостаточные условия для двигательной активности (ограничение подвижности, отсутствие стимулов для совершения крупных и мелких движений) тормозят развитие опорно-двигательного аппарата, ведут к задержке формирования координации и ловкости, тонких дифференцированных движений. Если упускается время нормальной исследовательской активности, связанной с развитием интеллекта, возникает ретардация (задержка) психического развития, искажающая дальнейшее развитие личности. Особенно это угрожает детям, имеющим неблагоприятную наследственную предрасположенность.

Четвертая специфическая черта детского развития – роль взрослого в обеспечении здоровья и развития ребенка. Взрослый создает условия, необходимые для двигательного, эмоционального и умственного развития ребенка, осуществляет гигиенический уход за ним, организацию режима и питания. Поэтому факторы, влияющие на состояние здоровья и развитие ребенка, нельзя рассматривать и оценивать изолированно, вне системы «взрослый – ребенок». С первых месяцев взрослым следует создавать ребенку такие условия жизни и использовать такие воспитательные воздействия, которые обеспечивали бы его положительное эмоциональное состояние и полноценное физическое и психическое развитие.

Развитие представляет собой непрерывный процесс, однако каждый ребенок проходит через определенные, общие для всех, фазы – возрастные периоды. Каждому периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности, исходя из которых следует решать вопросы организации ухода, питания, воспитания, проведения мероприятий по специфической и неспецифической профилактике наиболее часто встречающихся заболеваний.

Существует различный подход к делению детского возраста на периоды. В отечественной педиатрии широко используется несколько видоизмененная схема, предложенная в 1906 г. Н.П. Гундобиным, в основу которой положены некоторые биологические особенности растущего организма. Согласно этой схеме выделяют шесть периодов детства.
I . («утробное детство»):

1.Фаза эмбрионального развития.

2. Фаза плацентарного развития (плода).

II . Период новорожденности.

III . Период вскармливания грудью (грудной, или младший ясельный, возраст).

IV.Период молочных зубов:

1. Преддошкольный возраст.

2. Дошкольный возраст.

V . Период отрочества (младший школьный возраст).

VI . Период полового созревания (старший школьный возраст).
Для организации ухода за детьми и их воспитания необходимо такое выделение периодов, которое на основании возрастных особенностей развития позволяет подразделить потребности детей. Поэтому в практической организации здравоохранения и воспитания наибольшее распространение получило следующее деление:
период новорожденности (с рождения до 28 дней);

Грудной возраст (до года);

Преддошкольный, или ясельный, возраст (от 1 до 3 лет);

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);

Младший, средний и старший школьный возраст (соответственно 7-10, 11-14, 15-18 лет).
Очевидно, что такое деление не противоречит принятой в возрастной физиологии и педиатрии схеме. Соответственно ему и происходит комплектация групп в детских дошкольных учреждениях, которые организуются в нашей стране для детей в возрасте от двух месяцев до семи лет. Принято выделять ясельные и дошкольные группы по следующим возрастам:


Группы

Возраст

Ясельные

младшая (первая группа раннего возраста)

от 2 мес. до 1 года

средняя (вторая группа раннего возраста)

от 1 года до 2 лет

старшая (первая младшая)

от 2 до 3 лет

Дошкольные

младшая (вторая младшая)

от 3 до 4 лет

средняя

от 4 до 5 лет

старшая

от 5 до 6 лет

подготовительная к школе

от 6 до 7 лет

В последние годы широкое распространение получило обучение детей в школе, начиная с шестилетнего возраста. Однако при организации гигиенического режима, необходимого им, нельзя забывать, что физиологические потребности шестилетних детей соответствуют дошкольному возрастному периоду.
Период внутриутробного развития
Период внутриутробного развития в среднем продолжается 280 дней, что соответствует 10 лунным месяцам, за которые и происходит формирование нового организма.

В течение первых 15 недель (фаза развития эмбриона) происходит закладка органов и систем ребенка. В этот период особенно опасно действие различных вредоносных физических факторов (механических, термических, ионизирующей радиации), химических (недостаток витаминов, микроэлементов, гормональные нарушения, кислородная недостаточность, различные яды), биологических (вирусы, бактерии, простейшие). Воздействие этих факторов на формирующийся плод через организм матери может привести к развитию тяжелых пороков.

Фаза плацентарного развития начинается с третьего лунного месяца (после формирования плаценты). В этой фазе хотя и устанавливается обособленное от матери кровообращение, питание плода происходит за счет поступления необходимых веществ из материнского организма. По-прежнему быстро увеличивается длина и масса плода: если в возрасте пяти месяцев он достигает 300 г, то к концу восьмого лунного месяца – 1700 г. Особенно большое нарастание ее (в основном за счет подкожно-жировой клетчатки) происходит в 9-й и 10-й лунные месяцы, в течение которых масса увеличивается до 3200-3500 г.

Развитие плода в большой степени зависит от состояния плаценты. Через нормально функционирующую плаценту плод получает от матери кислород и все необходимые вещества. При различных повреждениях плацента становится проницаемой для микробов, вирусов и других вредных агентов, которые могут привести к заболеванию плода, нарушить его развитие, вызвать преждевременные роды. В этом периоде возбудители таких инфекционных заболеваний, как токсоплазмоз, листереллез, сифилис, сывороточный гепатит, цитомегалия и др., проникнув через плаценту из организма матери, глубоко повреждают внутренние органы и нервную систему плода. Повреждение нервной системы плода может быть вызвано заболеваниями матери, его хроническим отравлением под воздействием профессиональных или экологически вредных факторов, алкоголизма или наркомании, иммунологической несовместимости матери и плода (например, конфликтом по резус-фактору). Нарушение кровообращения в плаценте может привести к хроническому кислородному голоданию плода, задержке его развития.

Во время родов (интранатальный период) могут произойти нарушение кровообращения в плаценте, которое приводит к острому кислородному голоданию плода, родовая травма с повреждением нервной и костно-мышечной систем, заражение плода микроорганизмами из родовых путей, ведущее к развитию послеродовых инфекций.

Для нормального развития плода и предупреждения его инфицирования очень важно обеспечить беременной женщине хорошие гигиенические условия и полноценное медицинское наблюдение.
Период новорожденности
Период новорожденности (неонатальный) начинается с момента рождения и продолжается 4 недели. Особенности его течения во многом зависят от степени развития новорожденного. Достаточная зрелость плода, способность после рождения относительно быстро приспособиться к новым условиям жизни в большой мере обусловлены течением беременности.

В период новорожденности происходит приспособление организма ребенка к новой для него внешней среде. С первым вдохом начинают функционировать органы дыхания, перестраивается кровообращение. Начинает работать желудочно-кишечный тракт, ребенок приспосабливается к новым условиям питания. Поскольку в его центральной нервной системе преобладают процессы торможения, он почти непрерывно спит. Для всех основных систем новорожденного характерно состояние «неустойчивого равновесия», поэтому даже небольшие изменения окружающих ребенка условий могут привести к серьезным сдвигам в состоянии здоровья.

Для зрелого доношенного ребенка характерны следующие средние показатели физического развития: масса тела – 3300 г для девочек и 3500 г – для мальчиков, длина – 50-52 см, окружность головки – 35 см, груди – 34 см. Такой ребенок громко кричит, у него отмечаются активные движения, ярко выраженный мышечный тонус, особенно в мышцах-сгибателях, определяются физиологические рефлексы.

При первом осмотре ребенка проводится оценка его адаптации к внеутробным условиям существования. Она проводится по шкале Апгар в течение первой минуты после рождения и – повторно – через пять минут по пяти основным признакам (цвет кожных покровов, наличие и характер дыхания, частота пульса, выраженность мышечного тонуса, рефлекс чихания на раздражение катетером носовых ходов). В зависимости от выраженности каждой функции ставят оценку в баллах (0, 1 или 2) и полученные цифры складывают. Оценка 7 баллов и выше по шкале Апгар указывает на хороший прогноз как в отношении жизнеспособности новорожденного, так и его нервно-психического развития. Низкие оценки, особенно ниже 5 баллов, относят к факторам риска в отношении смертности и развития неврологических нарушений.

Вследствие отхождения мекония (внутриутробных каловых масс, образующихся в кишечнике плода во время внутриутробного развития), потери воды (главным образом через легкие и кожу), а также в связи с недостаточным количеством получаемой пищи в первые дни жизни наблюдается так называемое физиологическое снижение массы тела на 6-9% от первоначальной. С 5-6-го дня масса ребенка начинает увеличиваться.

Температура тела новорожденного неустойчива и в первые 2 дня может понизиться на 1-1,5 °С. У некоторых детей на 3-4-й день отмечается преходящая лихорадка, при которой температура тела в течение нескольких часов держится на уровне 38-40 °С.

В первые дни жизни ребенка сосуды кожи расширены, и она выглядит покрасневшей. Примерно у половины детей отмечается желтуха, связанная с усиленным распадом внутриуторобных красных кровяных телец.

В период новорожденности проявляются многие слабые стороны организма ребенка, несовместимость матери и плода по резус-фактору, дефекты развития, некоторые наследственные заболевания.

Недоношенные дети отличаются незрелостью органов и систем организма, у них часто возникают трудности с приспособлением к внеутробному кровообращению, легочному дыханию, самостоятельному пищеварению, с нарушением теплообмена. В зависимости от степени незрелости эти проблемы могут быть выражены по-разному: чем меньше срок развития плода, тем значительнее эти проблемы. Труднее приспосабливаются к внеутробным условиям жизни и переношенные новорожденные. У них чаще развивается кислородное голодание до и во время родов, а дети с большой массой тела чаще страдают от родовых травм.

Все новорожденные дети очень чувствительны к различным микробам: стафилококкам, стрептококкам, кишечной палочке, сальмонеллам, которые легко могут вызвать не только местное воспаление, но и заражение крови и различных органов (сепсис). Предупреждение инфицирования новорожденных путем строгого соблюдения гигиенических требований обязательное условие ухода за ними. В то же время новорожденные почти невосприимчивы ко многим острым детским инфекциям: кори, скарлатине, краснухе и др. Это объясняется наличием пассивного иммунитета, полученного ребенком от матери через плаценту. По мере взросления ребенка этот иммунитет постепенно угасает.
Грудной период
Период вскармливания грудью начинается с 29-го дня жизни и продолжается до 1 года. Оптимальное развитие грудного ребенка, хорошая сопротивляемость организма инфекциям и другим неблагоприятным воздействиям окружающей среды возможны только при правильном уходе за ребенком, полноценном питании, создании благоприятных условий для развития.

В этот период очень важную роль играет своевременное становление двигательных навыков. Движения, развивающиеся в результате созревания мозга, в свою очередь оказывают влияние на физиологические процессы, происходящие в нервной системе, и способствуют ее дальнейшему становлению.

Грудные дети, особенно в первые месяцы жизни, не могут длительно бодрствовать. Активное состояние нервной системы быстро сменяется торможением, которое вызывает сон.

На первом году жизни у ребенка начинает формироваться речь она становится важным показателем его нервно-психического развития. Недифференцированные звуки – гуление – постепенно сменяются лепетом – отдельными слогами. К концу года здоровый ребенок довольно хорошо понимает речь взрослых, сам произносит 5-10 простых слов.

У грудных детей идет энергичный рост и окостенение скелета, образуются шейный и поясничный изгибы позвоночника. Ребенок к 2 месяцам удерживает голову в вертикальном положении, к 3 – поднимает ее и верхнюю часть туловища лежа на животе и опираясь на предплечья, к 6-7 месяцам самостоятельно садится и устойчиво сидит. К концу первого года при благополучном развитии ребенок хорошо стоит на ножках, самостоятельно ходит, однако движения его еще недостаточно координированы. Как правило, около 6 месяцев появляются первые молочные зубы (к концу года их должно быть 8).

Значительная интенсивность обменных процессов при выраженной функциональной незрелости различных органов и систем, и прежде всего органов пищеварения, аппарата дыхания и нервной системы, обусловливает уязвимость детского организма на протяжении этого периода развития.

Быстрый рост и увеличение массы тела в грудном возрасте требуют относительно большего, по сравнению с детьми старшего возраста и взрослыми, поступления питательных веществ и кислорода. Однако ограниченные возможности пищеварения в этом возрасте вызывают необходимость особого подхода при вскармливании. Погрешности в питании легко приводят к возникновению острых расстройств пищеварения. Недостаточное, одностороннее, избыточное питание и другие его погрешности легко приводят к таким заболеваниям, как гипо- и паратрофия (недостаточный или избыточный вес), малокровие, рахит, аллергические реакции и др.

Нарушение температурного режима и отсутствие планомерного закаливания способствуют возникновению воспалительных процессов в верхних дыхательных путях, которые могут осложняться воспалением легких.

Воспалительная реакция на проникновение болезнетворных микробов у детей грудного возраста выражена слабо, почти отсутствует защитная реакция со стороны лимфатических узлов, поэтому очень часто на местное заболевание организм ребенка отвечает общей реакцией: например, склонностью к гнойничковых заболеваниям кожи, которые при недостаточном лечении могут привести к общему заражению крови.

Острые детские инфекции в грудном возрасте наблюдаются относительно редко из-за определенного запаса иммунных тел, полученных через плаценту во время беременности, а затем с материнским молоком. Корь, краснуха, скарлатина в первом полугодии почти не встречаются, дифтерия, ветряная оспа, дизентерия и некоторые другие инфекции протекают своеобразно, часто не давая характерных симптомов. Это связано и с тем, что многие органы и системы еще не завершили свое формирование и их реакция на болезнь не является типичной. Далее первоначальный пассивный иммунитет постепенно ослабевает, и уже во второй половине первого года жизни дети могут тяжело болеть корью, ветряной оспой, коклюшем и другими инфекционными заболеваниями. Приобретенный иммунитет на первом году жизни еще очень слаб или вообще отсутствует. Для защиты от инфекций особенно важны грудное вскармливание в течение первого года жизни, правильный уход, своевременное проведение специфической профилактики с помощью вакцин.
Период молочных зубов
Период молочных зубов разделяют на преддошкольный, или старший ясельный, возраст, или период раннего детства, – с года до трех лет и дошкольный возраст – с трех до семи лет.

В преддошкольный период, по сравнению с грудным, энергия роста заметно замедляется. Прибавка роста составляет 8-10 см в год, веса – 4-6 кг в год. Продолжается прорезывание молочных зубов – к двум с половиной годам их должно быть 20. Интенсивно формируется костно-мышечная система, быстро развиваются нервная система и органы чувств. Заметно улучшается координация движений, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, лазать. Быстро созревает нервная система, ребенок овладевает речью (запас слов увеличивается до 200-300, появляется фразовая речь). Развитие физических движений и речи позволяет ребенку более активно взаимодействовать с окружающим миром, что, в свою очередь, стимулирует его дальнейшее развитие. Условно-рефлекторные связи, выработанные в первые 3-5 лет, закрепляются особенно прочно и сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни человека. В период преддошкольного детства возрастает необходимость в продуманной и планомерной воспитательной работе с детьми.

Организм ребенка раннего возраста по-прежнему отличается высокой уязвимостью, его ткани еще очень нежны и легко ранимы. Системы пищеварения и дыхания у детей до трех лет еще не закончили своего развития, поэтому необходимы определенные ограничения в питании и предупреждение влияния неблагоприятных климатических факторов. Острые расстройства пищеварения, воспаление легких, рахит, аллергические реакции, малокровие в это время встречаются довольно часто, однако протекают в основном легче, чем у детей первого года жизни.

В этом возрасте дети, как правило, имеют больше контактов с другими детьми и взрослыми. Относительная изоляция детей уменьшается, а собственный приобретенный иммунитет еще не достаточно совершенен, в связи с чем наиболее частой патологией в преддошкольном и дошкольном возрасте становятся острые детские инфекции. Важнейшими мероприятиями по профилактике острых детских инфекций в этом периоде являются широкое проведение активной и пассивной иммунизации, ограждение здоровых детей от заболевших, своевременная изоляция больных.

В дошкольном возрасте энергия роста значительно ослабевает (ежегодная прибавка роста 5-8 см, веса – около 2 кг). Продолжается развитие скелета, увеличивается объем активных движений в крупных суставах. Мышечная система заметно укрепляется, нарастает масса более крупных мышц. Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и нервной регуляции значительно улучшается координация движений: дети овладевают умениями быстро бегать, прыгать, свободно ходить по ступеням, выполнять разнообразные инструкции, рисовать, лепить, вырезать из бумаги, играть на простых музыкальных инструментах. Они становятся особенно подвижными, много бегают, стараются вникать в работу, которую выполняют вокруг них взрослые и дети более старшего возраста. Однако увеличивающиеся физические нагрузки при относительной слабости скелета могут привести к нарушениям осанки. Отсутствие должных навыков поведения при повышенной подвижности у дошкольников часто приводит к травмам. Организация профилактики травматизма и нарушений осанки у детей этого возраста важна как в детских садах, так и в домашних условиях.

В дошкольном возрасте заметно повышаются устойчивость нервной системы к нагрузке и способность к концентрации внимания. В сочетании с высокой пластичностью нервной системы это значительно облегчает целенаправленное обучение ребенка. Совершенствуется речь, она начинает играть ведущую роль в организации поведения ребенка. Дети 3-5 лет еще слабо владеют речевой моторикой, им нередко свойственны недостатки звукопроизношения, которые при правильном обучении с возрастом проходят. Умственному и речевому развитию способствуют общение детей со взрослыми, совместные игры и занятия, разучивание стихов и песен, прослушивание сказок.

В дошкольном возрасте начинается смена молочных зубов на постоянные. Пища дошкольников мало чем отличается от пищи взрослых. Желудочно-кишечные расстройства у них относительно редки. Острые детские инфекции встречаются часто, чему способствует широкое общение дошкольников с окружающими. Протекают они легче, чем у детей раннего возраста, и реже приводят к тяжелым осложнениям. В связи с постоянно нарастающей аллергической реактивностью организма у детей дошкольного возраста уже встречаются аллергические и инфекционно-аллергические заболевания, такие, как бронхиальная астма, ревматизм, нефриты, геморрагический васкулит и др.

В старшем дошкольном возрасте (на шестом-седьмом году жизни) наступает период интенсивного роста детского организма. Как правило, созревание регулирующих систем и сердечно-сосудистой системы отстает от бурного роста костно-мышечной системы. Устойчивость ребенка к нагрузке в этот период снижается, этот фактор необходимо учитывать при организации его жизни.
Контрольные вопросы
1. Каковы специфические черты развития ребенка с рождения до 7 лет? Каким образом должны учитываться эти черты при организации воспитательного процесса?

2. На какие возрастные этапы делят развитие ребенка? Какое значение имеет это деление?

3. Какие существенные особенности периода раннего детства и дошкольного периода должны учитываться в интересах охраны здоровья ребенка?

В нашей стране (в Болгарии - ред. ) мать и ребенок находятся под специальной защитой. Широкая сеть гинекологических, родильных и детских заведений - наиболее надежная гарантия успеха в борьбе с материнской и детской смертностью. Факт, что более 95% беременных рожают в родильных отделениях и домах, говорит о правильной постановке вопроса и о приобретенном доверии. Снижение детской смертности в Болгарии ясно показывает достигнутое. И все-таки есть еще что желать для достижения биологического минимума.

Не надо забывать, что плод проходит через ряд критических периодов эмбриональный, внутриутробный, а после рождения новорожденный должен приспособиться к меняющимся условиям окружающей среды. Это создает условия для высокой заболеваемости и смертности. Чтобы добиться еще более высоких результатов, абсолютно необходимо знать основные принципы профилактики в этом периоде. Это важнейшая задача всех работников здравоохранения и прежде всего врачей - педиатров и акушеров.

Профилактика должна охватывать:

1. Период беременности (антенатальная, дородовая профилактика).
2. Период родов (интранатальная профилактика).
3. Период после родов (постнатальная, послеродовая профилактика).

Антенатальная профилактика . Профилактика в период беременности имеет существенное значение. Это, в сущности, профилактика правильного развития плода. Эта профилактика должна начинаться очень рано, еще в эмбриональном периоде, когда происходит развитие основных органов. Нормально и правильно протекающий эмбриональный период обеспечивает правильное развитие плода и ребенка в последующие периоды.

Дородовая профилактика, изучение которой обогатило наши познания об антенатально развивающейся патологии, имеет целью максимально оградить плод от многочисленных неблагоприятных факторов и обеспечить максимальную охрану беременной женщины. В настоящее время известно, что различные факторы могут вызывать одинаковые отклонения в развитии плода и, наоборот, один фактор в зависимости от времени его действия и от органа, подверженного его действию, может привести к различным аномалиям. В отношении многих факторов определенно можно предвидеть или с большой вероятностью допустить, к какой аномалии приведет их действие (краснуха и др.). Эффективность антенальной профилактики может быть обеспечена только посредством тщательного научного изучения всех возможных поражающих факторов, не исключая вопроса о проницаемости плаценты. В. И. Бодяжина и др. считают, что необходима организация специальных лабораторий при крупных институтах и кафедрах по акушерству и гинекологии для изучения процессов развития человеческого плода, чтобы определить меры, необходимые для сохранения плода в период его внутриутробного развития.

Во время эмбрионального развития плода беременная должна быть обеспечена полноценным питанием, должны соблюдаться все правила для сохранения ее здоровья. Необходимо принять меры для предупреждения ряда заболеваний беременной, особенно гриппа , краснухи , Коксаки инфекций , вирусного гепатита и пр., потому что именно в этом периоде плод наиболее уязвим и эти заболевания могут обусловить развитие различных врожденных пороков. Все большее место в настоящее время отводится химии и электронике, космическим полетам, химическим и медикаментозным средствам, напряжению и шуму. Использование чистого, свежего воздуха, умеренные занятия физкультурой, личная гигиена, благоприятные жилищные и другие условия и пр. также имеют существенное значение для охраны плода.

В следующем (фетальном) периоде происходит развитие тонкой структуры различных органов и усиленный рост уже сформировавшихся органов и систем. Правильное развитие плода, прежде всего, зависит от правильного течения беременности. Кроме условий, перечисленных в эмбриональном периоде, в следующем периоде беременную женщину следует перевести на более легкую работу, исключающую ночной труд. Кодексом труда НРБ предусмотрено освобождение беременной от ночного труда после четвертого месяца беременности, а с средины восьмого лунного месяца обязательное освобождение ее от работы с полным сохранением заработной платы.

Женские консультации путем активного патронажа играют и должны играть все более важную роль в исполнении вышеуказанных мероприятий. Задача медицинских работников этих консультаций - выявлять всех женщин с патологическим течением беременности, с привычными абортами и преждевременными родами, токсикозами, сердечно-сосудистыми заболеваниями, Rh-несовместимостью и пр. и ставить их на специальный учет. Врач в этих консультациях должен обращать особое внимание на молодых, в первый раз рожающих женщин, среди которых существует значительный процент с преждевременными родами.

Недоношенность представляет собой значительный интерес в отношении некоторых уже указанных факторов, связанных с развивающейся экономикой, промышленностью, воздействием различных отраслей трудовой деятельности вообще. Многие практические и организационные вопросы требуют изучения и оперативного руководства.

Профессиональные вредности в своей совокупности являются объектом настоящих и будущих задач женской консультации и всей сети здравоохранения.

Беременные с многоплодной беременностью, немолодые первородящие, заболевшие беременные (прежде всего токсикозы беременности и др.) представляют собой тот контингент консультаций, который при своевременном охвате и госпитализации приводит к наиболее чувствительному снижению перинатальной заболеваемости и смертности.

Сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет, изоиммунизация и пр. это факторы, от которых очень часто зависит тот или иной исход для матери и ребенка.

Наиболее эффективная мера для снижения процента недоношенных детей - предупреждение преждевременных родов вообще. Всем известно, что самым лучшим инкубатором и при современном развитии техники остается беременная матка. Больше всего усилий направлено на изучение причин преждевременных родов. Научные наблюдения и выводы практической работы показывают какое большое значение имеют условия труда, питание, уклад жизни вообще для предупреждения значительного процента рождений недоношенных детей. Особенно значительна роль акушера и акушерки в активном и компетентном ведении родов. Успехи в неонатальном периоде базируются прежде всего на любви и знаниях при уходе за новорожденным. В борьбе с недоношенностью важное значение имеют также отделения для патологической беременности и женские консультации. От их профилактической работы в большой степени зависят будущие успехи в этом направлении. Это только общие положения и констатации. Конкретные меры должны осуществляться на месте - целенаправлено и индивидуально.

В) кожные и другие гнойные инфекции;

Д) тяжелая степень недоношенности (вес менее 1500 г), если считают, что ребенок не жизнеспособен. При улучшении состояния ребенка приступают к иммунизации.

Вакцинация per os в Болгарии уже не проводится. Для внутрикожной иммунизации необходимо 0,1 мл BCG-вакцины. Вакцина вводится в левое плечо. Через 2-3 недели на месте ведения вакцины появляется узелок, который через несколько месяцев (чаще всего через 2-3) исчезает. Иммунитет вырабатывается за 6-8 недель после вакцинации (иногда и раньше).

У 1-2% детей после вакцинации появляется реакция, выражающаяся в увеличении регионарных лимфатических узлов, что продолжается 2-3 месяца, а в отдельных случаях и дольше. В очень редких случаях наблюдается нагноение на месте введения вакцины или нагноение лимфатических узлов.

Вакцину не следует использовать после истечения определенного срока (обозначенного на этикетке). Сохраняют ее в сухом месте при 4°С.

Детская комната должна быть восточной или юго-восточной - светлой, солнечной, легко проветриваемой. Забота о чистом воздухе имеет жизненно важное значение для новорожденного.

Загромождение комнаты для новорожденного излишне и вредно. В детских комнатах нельзя держать грязного белья (его следует собирать раз в сутки). Размеры комнаты должны быть достаточными - 2,5-3 м2 на каждого ребенка или в среднем - 8-10 м3 воздуха.

Кроватка для новорожденного должна быть удобной и легко дезинфицироваться. Кроватки должны быть индивидуальными, металлическими, с боковыми решетками, высотой 90-100 см, шириной 50-65 см и длиной 70 см. Особенно удобны кроватки со специальным механизмом, поднимающим и опускающим оба конца ее так, чтобы можно было приподнимать верхнюю часть тела ребенка после кормления, а при внутричерепных кровоизлияниях, частых рвотах и при аспирации приподнимать нижнюю часть тела.

Не рекомендуется использовать коляски (если не индивидуальные) для развоза новорожденных в качестве постоянных кроваток, так как в них лежат дети очень близко друг другу и существует опасность распространения капельной инфекции.

Одеяла в зависимости от сезона могут быть хлопчатобумажными или шерстяными, но всегда с пододеяльником. Сразу после рождения в подушке нет необходимости. Позднее используют невысокие подушки, наполненные ватой.

Укладывание ребенка в кроватке на бочек, особенно в первые часы и дни после рождения, когда часто наблюдается рвота, до известной степени предохраняет от аспирации.
По возможности каждая детская палата должна быть снабжена проточной водой - теплой и холодной. У каждой детской палаты должна быть и комната для туалета новорожденных, манипуляций и пр. К палате для недоношенных должна примыкать комната для кормления, туалета и пр.

Кроме перечисленного раннее инвентаря (достаточного количества пеленок, кроваток и пр.) и указанных в разделе о манипуляциях инструментов, необходимы: индивидуальные термометры и сосуды для них с дезинфицирующей жидкостью (лучше спирт), термометры для измерения температуры воды, достаточное количество чайных ложек, пипеток, грелок, шпателей, барабанов для стерильного материала, медицинский шкафчик, весы, кислородный аппарат или установка, набор инструментов для венесекции, для обменного переливания крови, для капельных инфузии и пр.

Важная мера профилактики - не транспортировать детей в состоянии родового шока, такие дети нуждаются в постоянной реанимации Дети, рожденные в асфиксии, с кровоизлияниями в мозг, в состоянии сильного возбуждения или в бессознательном состоянии, также не подлежат транспортированию (необходима реанимация и интенсивное лечение). Такие дети становится транспортабельными только после выведения их из состояния стресса. Вопрос о транспортировке особенно важен в отношении недоношенных и детей с родовыми травмами.

Женский журнал www.

ПЕРИОД НОВОРОЖДЁННОСТИ.

Период новорождённоcсти (неонатальный) - период начинающийся с момента рождения и продолжающийся в течение 28 дней (4 недели). Этот период является наиболее важным в жизни ребёнка, так как в это время в его организме происходят процессы, связанные с адаптацией (приспособлением) к новым условиям окружающей среды. В связи с прекращением обменных процессов через плаценту изменяется жизнедеятельность многих органов и систем новорождённого:
Появляется лёгочное дыхание (с момента прорезывания головы ребёнка);
Начинает функционировать малый круг кровообращения;
Устанавливается энтеральное питание;
Возникают особенности в обмене веществ;
Активизируется мочевыделение;
В печени усиливаются нейтрализация и выведение токсических веществ;
Начинают приспосабливаться к внеутробному существованию иммунная и эндокринная системы организма.

Процесс адаптации наиболее интенсивно осуществляется в первые дни жизни новорождённого. Поэтому данный период жизни ребёнка разделён на две части:
а) ранний период новорождённоcти (первые 7 дней жизни после рождения), который является самым ответственным в адаптации ребёнка к новым условиям внешней среды;
б) поздний период новорождённости (с 8-го по 28-й день).

Новорождённый ребёнок может быть доношенным, переношенным и недоношенным.

Доношенный ребёнок - ребёнок, родившийся при сроке беременности от 38 до 41 недели; масса тела зрелого доношенного новорождённого равна 3400-3500 гр. для мальчиков и 3200-3300 гр. для девочек, рост 48 см и выше.

Переношенный ребёнок - родившийся в 42 недели беременности или более.

Недоношенный ребёнок - ребёнок, родившийся при сроке беременности 37 недель и менее.

Течение периода новорождённости во многом зависит от степени зрелости ребёнка, которая неразрывно связана со зрелостью плода. Зрелость плода - состояние, характеризирующееся готовностью органов и систем организма к обеспечению его внеутробного существования. Она в большей мере обусловлена характером течения беременности. Зрелость доношенного новорождённого ребёнка устанавливается по комплексу внешних признаков.

Кожа малыша розового цвета, окрашена равномерно. «Пушок» (пушковые волосы, лануго) сохранён только на плечевом поясе и в верхних отделах спины. Волосы на голове имеют длину не менее 2-3 см. Хрящи ушных раковин и носа плотные. Место отхождения пуповины располагается приблизительно посередине тела или несколько ниже. Яички у мальчиков опущены в мошонку, у девочек малые; половые губы прикрыты большими. Такой ребёнок громко кричит, у него отмечаются активные движения, выраженный мышечный тонус, определяются физиологические рефлексы.

Физиологическая желтуха новорождённых - появляется на 2-3 день жизни и исчезает к 5-му дню; если не исчезает, то надо исключить гемолитическую болезнь новорождённых, наследственные болезни крови, пороки развития желчевыводящих путей, сепсис и др.

Физиологическая перестройка эндокринной системы включает приспособление к «лишению» ребёнка гормонов плаценты и выведению материнских гормонов, а также адаптации к стрессу в родах.

Приспособление к выведению материнских гормонов и гормонов плаценты проявляется группой физиологических состояний, называемых половым кризом (или гормональный криз). Он наблюдается у 2/3 новорождённых детей (чаще у девочек). К нему относятся:
Нагрубание молочных желёз. Оно обычно начинается на 3-4 день жизни и полностью исчезает к концу периода новорождённости. При большой степени нагрубания наносим крем «Тенториум» тонким слоем.
Угри - беловато-желтые узелки размером 1-2 мм, возвышающиеся над уровнем кожи, локализующиеся чаще на крыльях носа и переносице, в области лба, подбородка. Это сальные железы, в которых под влиянием материнских гормонов увеличивается количество секрета и наблюдается закупорка выводных протоков. При признаках лёгкого воспаления лицо 2-3 раза в день обмывают «Эй-Пи-Ви», разведённого кипячёной водой 1:2-1:3.
Вульвовагинит - обильные слизистые выделения у 60-70% девочек в 1-ые 3 дня жизни, исчезают самостоятельно.
Кровотечение из влагалища, обычно скудное. Наблюдается у 5-10% девочек на 5-8 день жизни. Может пройти самостоятельно, но если обильное, то показан приём «Экстра- Бефунгина» по 1 -й горошине разведённой в воде через каждый час, 3-5 раз, или «ЛЖ-2», или «ЛЖ-3» по той же схеме.

В этом периоде могут быть выявлены такие заболевания, как врождённые пороки развития, наследственные заболевания, болезни, связанные с антигенной несовместимостью матери и плода, внутриутробные или приобретённые инфекционные заболевания, проявления поражения центральной нервной системы и др.

Для периода новорождённости характерны гнойно-септические заболевания:

ОМФАЛИТ - нагноение пупка; «Эй-Пи-Ви» прием внутрь и накладывать на ранку, «Экстра-Бефунгин» - 1 горошина.

ГНОЙНЫЙ КОНЪЮНКТИВИТ -«Эй-Пи-Ви» приём внутрь и закапывать в глазки, «Тополёк» внутрь.

ОПРЕЛОСТИ - «Апибальзам 1», присыпка «Люкс-про», пенка «Аква».

МОЛОЧНИЦА - «ЭЙ-Пи-Ви» смазывать слизистую полости рта.

ДАКРИОЦИСТИТ -закупорка слёзного канала: применяем «Эй-Пи-Ви» (1:5 с кипячёной водой) 2-3 капли; крем «Тенториум» (массаж по точкам вокруг глаз).

МЕНИНГИТ - гнойная инфекция головного мозга: повышенные дозы Эй-Пи-Ви», «Тенториум Плюс».

Периоды детского возраста А. Подготовительный этап: Б. Внутриутробный этап: Фаза эмбрионального развития (по 75 -й день жизни); Фаза плацентарного развития (с 76 дня до рождения). В. Внеутробный этап: Период новорожденности (от рождения до 28 дней жизни); Период грудного возраста (с 29 дня до конца 1 -го года жизни); Период раннего детства (от 1 года до 3 лет); Дошкольный период (с 3 до 6 лет); Младший школьный период (с 7 до 11 лет); Старший школьный период (с 12 до 17 -18 лет).

Обязательные мероприятия по антенатальной охране плода. 1. Медико-генетическое консультирование. 2. УЗИ беременной: 6 -12 нед; 14 -20 нед; 26 -32 нед. 3. Проведение специальных исследований.

Неонатальный период М. т. 2501 г, Д. т. Более 46 см Самостоятельное дыхание. Сердцебиение. Пульсация пуповины. Произвольные движения мышц.

По шкале Апгар оценивают такие критерии: Цвет кожи ребенка (Appearance). Такой показатель весьма информативен, прост и позволяет выявить нарушения кровообращения. Если тело младенца полностью бледное или отмечена синюшность по всей его поверхности, ставят 0 баллов. Бледная окраска нередко выявляется при гемолитической болезни. При розовой окраске тела, но синюшности рук и ног ребенку выставляется 1 балл. Если кожа тела карапуза полностью розовая, это 2 балла. Поскольку у большинства малышей цвет кожи красный, а синюшность конечностей выявляется очень часто, этот параметр наиболее часто занижает общую сумму по Апгар (детям редко ставят 2 балла).

Частоту сердцебиений малыша (Pulse). Нормой пульса для новорожденных является 120 -140 ударов за минуту. При отсутствии сердцебиений оценка будет 0 баллов. Если пульс меньше 100 ударов в минуту, крохе ставят 1 балл. При ЧСС у новорожденного выше 100 ударов выставляют 2 балла.

Наличие рефлексов и реакции на стимуляцию (Grimace). Для их определения младенцу отсасывают из носа слизь и смотрят на его реакцию либо проверяют другие рефлексы. Отсутствие рефлекторных движений оценивают в 0 баллов, а за слабые рефлексы, представленные гримасой и движением, малютке выставляют 1 балл. Если кроха в ответ на раздражение активно двигается, громко кричит, чихает, кашляет, это оценивают в 2 балла. Состояние мышечного тонуса (Activity). В норме у новорожденного тонус мышц повышен, а кроха активно хаотично двигает ножками и ручками. Если мышечного тонуса нет, а конечности малютки свисают, параметр оценивают в 0 баллов. При слабом тонусе и небольшом сгибании конечностей ребенку ставят 1 балл, а активность и наличие выраженного тонуса дает право выставить 2 балла по этому признаку.

Дыхание и крик ребенка (Respiration). Возрастной нормой частоты дыхательных движений для только что родившегося младенца является 40 -45 за минуту. Если младенец громко закричит, это помогает ему дышать интенсивнее и является признаком хороших адаптационных возможностей карапуза. При отсутствии дыхания ребенок получает 0 баллов. Если дыхание нерегулярное и поверхностное, а крик слабый, это 1 балл. При нормальном дыхании и громком крике у ребенка будет оценка 2 балла. Если у ребенка асфиксия, именно этот параметр понижает сумму баллов по Апгар.

Схема патронажа новорожденного Существует принятая схема посещения новорожденного медицинскими работниками. Она заключается в следующем: 1, 3, 10, 14 -й день - новорожденного посещает педиатр. 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 21 и 28 -й день - посещает медсестра. К концу первого месяца жизни с ребенком можно прийти в поликлинику на прием для взвешивания и проведения консультации.

Пример сестринского патронажа Медсестра должна прийти по месту проживания матери и новорожденного ребенка в течение 3 -х дней. Часто медицинские работники приходят на первый день, если в семье родился первенец. Пример сестринского патронажа новорожденного, что должна делать медсестра: Медицинский работник поздравляет родителей с рождением крохи. Далее последуют вопросы: кто родился, как зовут, какой вес, на какой день отпала пуповина, когда взял грудь и был ли прикорм?

Затем медсестра спрашивает данные о здоровье матери: роды нормальные, было ли оперативное вмешательство. Также она контролирует санитарное состояние квартиры, соблюдение режима дня. После этого медсестра моет руки, надевает халат, шапочку и маску. Проводится осмотр ребенка: кожи, видимых слизистых оболочек, пупочной ранки и обращается внимание на стул. На основании проведенного обследования, медсестра рассказывает об уходе за малышом, вскармливании. Обучает родителей пеленать, обрабатывать кожу, слизистые, пупочную ранку и проводить гигиеническую ванну.

Недоношенные дети Недоношенными считаются дети, рожденные в период с 28 по 37 неделю беременности, имеющие массу тела 1000 -2500 г и длину тела 35 -45 см

По определению ВОЗ (1974 г.), плод считается жизнеспособным при гестационном сроке более 22 недель, массе тела от 500 г, длине тела от 25 см. В отечественной неонатологии рождение плода ранее 28 недели гестации, имеющего м. т. менее 1000 г и длину менее 35 см расценивается как поздний выкидыш. Однако, если такой ребенок родился живым и прожил после рождения не менее 7 суток, он регистрируется как недоношенный

Причины недоношенности К первой группе относятся социальнобиологические факторы, включающие слишком юный или пожилой возраст родителей (моложе 18 и старше 40 лет), вредные привычки беременной, недостаточное питание и неудовлетворительные бытовые условия, профессиональные вредности, неблагоприятный психоэмоциональный фон и др. Риск преждевременного родоразрешения и рождения недоношенных детей выше у женщин, не планировавших беременность и пренебрегающих медицинским сопровождением беременности.

Вторую группу причин составляет отягощенный акушерско-гинекологической анамнез и патологическое течение настоящей беременности у будущей мамы. Здесь наибольшее значение имеют аборты в анамнезе, многоплодие, гестозы, гемолитическая болезнь плода, преждевременная отслойка плаценты. Причиной рождения недоношенных детей могут служить непродолжительные (менее 2 -х лет) интервалы между родами. Нередко недоношенные дети рождаются у женщин, прибегающих к экстракорпоральному оплодотворению, однако это связано не с самим фактом использования ВРТ, а скорее – с «женским» фактором, препятствующим оплодотворению естественным путем. Неблагоприятно на вынашивании беременности сказываются гинекологические заболевания и пороки развития гениталий: цервицит, эндометрит, оофорит, фиброма, эндо метриоз, двурогая седловидная матка, гипоплазия матки и др.

К третьей группе причин, нарушающих нормальное созревание плода и обуславливающих повышенную вероятность рождения недоношенных детей, относятся различные экстрагенитальные заболевания матери: сахарный диабет, гипертоническая болезнь, пороки сердца, пиелонефрит, ревматизм и др. Часто преждевременные роды провоцируются острыми инфекционными заболеваниями, перенесенными женщиной на поздних сроках гестации. Наконец, рождение недоношенных детей может быть связано с патологией и аномальным развитием самого плода: хромосомными и генетическими болезнями, внутриутробными инфекциями, тяжелыми пороками развития.

Классификация недоношенности I степень недоношенности – родоразрешение происходит на сроке 36 -37 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 2500 -2001 г, длина – 45 -41 см. II степень недоношенности - родоразрешение происходит на сроке 32 -35 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 2001 -2500 г, длина – 40 -36 см. III степень недоношенности - родоразрешение происходит на сроке 31 -28 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 1500 -1001 г, длина – 35 -30 см. IV степень недоношенности - родоразрешение происходит ранее 28 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет менее 1000 г, длина – менее 30 см. В отношении таких детей используется термин «недоношенные с экстремально низкой массой тела» .