Конверсия как "прыжок" из психики в соматику. Концепция конверсии З. Фрейда. Невроз: cимптомы и лечение

В конце девятнадцатого века известный французский невролог Жан-Мартин Шарко обнародовал результаты своих экспериментов с группой крайне интересных с врачебной точки зрения пациентов и тем самым дал новую жизнь концепции взаимосвязанности ума и тела.

У этих людей, которых называли истериками, проявлялись сильнейшие неврологические симптомы (например, паралич руки или ноги) при отсутствии неврологических заболеваний. Представьте, какое впечатление произвела на медицинскую аудиторию демонстрация сеанса гипноза, во время которого у человека исчезал паралич!

Среди множества врачей, посещавших знаменитую клинику Шарко, был венский невролог Зигмунд Фрейд. Теперь его имя известно всему миру благодаря созданной им теории бессознательного (или подсознания, если хотите), которая позволила глубоко понять мотивы человеческого поведения.

Увы, несмотря на то, что Фрейд начал писать …
на эту тему около ста лет назад, большая часть психологов и психиатров до сих пор плохо представляет себе, что такое подсознательная эмоциональная активность и как она влияет на поведение и чувства людей. Это печально, поскольку источником таких расстройств, как синдром мышечного напряжения, язва желудка и колиты, является подсознание - их появление связано с загнанными в него подавленными эмоциями.

Фрейд чрезвычайно заинтересовался пациентами с истерией и начал с ними работать. Он попытался найти ответ на вопрос: почему гипноз временно снимает симптомы, но по сути не лечит. В конце концов Фрейд пришел к выводу, что демонстрируемые пациентами-истериками псевдосимптомы, которые он называл симптомами истерической конверсии, были результатом сложнейшего подсознательного процесса, в ходе которого эмоции подавлялись, а затем выходили наружу в виде физических симптомов. Он считал, что эти симптомы несут символический смысл и играют роль психологической разгрузки.

Фрейд выдвинул следующую идею: процесс подавления болезненных эмоций является защитным механизмом. Однако он считал, что у симптомов, возникающих в результате действия такого защитного механизма, нет ничего общего с нарушениями, затрагивающими внутренние органы, например желудок и кишечник. Как бы то ни было, Фрейд обнаружил, что может помочь множеству пациентов, страдающих от истерической конверсии, с помощью изобретенного им психотерапевтического метода - психоанализа.

Первые психосоматические теории связаны с психоанализом. Фрейд прежде всего утверждал, что психическое и телесное взаимосвязаны. Кроме того, был указан психический патогенный «агент» – аффект, аффективный конфликт, и была разработана модель истерической конверсии, которая приписывала телесным нарушениям функцию символического выражения подавленных интрапсихических конфликтов. Многие психоаналитики считали, что все телесные симптомы (как и невротические) – это компромиссный способ разрядки сексуальной энергии, однако такое толкование истерической конверсии господствовало в психосоматике недолго.

Теории конверсии критиковались за абсолютизацию роли символизма. Отмечается также, что экспрессивные символические функции могут выполнять лишь те системы организма, которые находятся под контролем произвольной нервной системы (прежде всего – органы чувств). Возникло понятие вегетативного невроза, однако, и сегодня выделяется группа так называемых конверсионных болезней. Значение этой теории заключается и в том, что впервые при объяснении механизмов развития соматических болезней обращались к «нематериальным», психологическим факторам.

Против придания симптомам исключительно символического значения выступили Александер и Данбар, с именами которых связаны две достаточно популярные психосоматические теории. Врач и психоаналитик Александер выделил группу психогенных расстройств в вегетативных системах организма и назвал их вегетативными неврозами. Он считал, что симптом – это не символическое замещение подавленного конфликта, а нормальное физиологическое сопровождение хронизированных эмоциональных состояний. Любая эмоциональная реакция, не нашедшая выхода в данный момент, имеет свой относительно четко очерченный соматический эквивалент. Специфичность заболевания, по его мнению, следует искать в конфликтной ситуации. Его модель поэтому часто называют «теорией специфических для болезни психодинамических конфликтов» или «концепцией специфического эмоционального конфликта»,

Александер выделяет три основные формы психогенных заболеваний: истерические конверсии, вегетативные неврозы и психосоматические заболевания. Разрядка конфликта происходит только по вегетативным путям, и это обусловливает развитие таких заболеваний, как гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, язвенная болезнь, сахарный диабет, тиреотоксикоз, ревматоидный артрит, язвенный колит. Для каждого заболевания характерен свой интрапсихический конфликт, которому соответствуют определенные эмоциональные переживания со своими физиологическими коррелятами. Например, больной нейродермитом подавляет желание физической близости, пациенты с язвенной болезнью переживают конфликт между потребностью в зависимости, опеке и стремлением к автономности, независимости.

Все эти болезни, по мнению Александера, являются многопричинными, то есть в их происхождении и развитии имеют важное значение многие факторы: родовые травмы, болезни в младенческом возрасте и физические травмы, эмоциональный климат в семье, личностные черты родителей и т.д. Он совершенно прав, когда подчеркивает, что психосоматика лишь добавляет некоторые факторы к тем, которые традиционно рассматриваются в медицине. Но реально он рассматривал только психологические факторы. Не было в теории Александера и ответа на ряд вопросов: как подавление связано с регрессией? Почему определенная болезнь возникает не у всех людей, вовлеченных в конфликт зависимости? и т.д. Однако идеи Александера в течение нескольких десятилетий влияли на психосоматическую медицину и выдержали даже некоторые экспериментальные проверки.

Обязательно всем!!!Расстройства диссоциативные (конверсионные)

Клиническая картина диссоциативных и конверсионных расстройств проявляется соматическими и психическими симптомами. Соматические симптомы (часто напоминают неврологическое заболевание) характеризуются внезапным и временным изменением или утратой какой-либо функции тела в результате психологического конфликта (например, психогенный паралич). Психические симптомы также тесно связаны с психологическим конфликтом и характеризуются внезапностью появления и обратимостью.

Конверсия в данном случае означает замещение (конверсию) тревоги соматическими симптомами, которые часто напоминают неврологическое заболевание (например, психогенный паралич).

Диссоциация означает происхождение симптомов от недостаточного взаимодействия между различными психическими функциями и проявляется симптомами психических нарушений (например, психогенная амнезия).

Альтернативное название этой группы невротических расстройств - истерия. Термин «истерия» исключен из американской классификации и МКБ-10 как «компрометирующий» и заменён на диссоциацию, конверсию, гистрионическое расстройство личности. Тем не менее этот термин широко применяется отечественными психиатрами. В американской классификации DSM-IV термины диссоциативный и конверсионный имеют разное значение: понятие «конверсионное расстройство» используют для определения тех психологически детерминированных расстройств, которые проявляются соматическими симптомами; в то время как понятие «диссоциативные расстройства» относится к расстройствам, которые проявляются психологическими симптомами (например, амнезия). В МКБ-10 термины «диссоциативные» и «конверсионные» расстройства тождественны.

Клиническая картина

Диссоциативные (конверсионные) расстройства проявляются прежде всего симптомами соматических и психических нарушений, обусловленными бессознательными психологическими механизмами. Соматические симптомы при этом расстройстве часто схожи с симптомами неврологических заболеваний. Психические симптомы легко принять за проявление другого психического расстройства, например диссоциативный ступор, который наблюдают также при депрессии и шизофрении. Диссоциативные (конверсионные) расстройства не обусловлены соматическими, неврологическими заболеваниями, воздействием психоактивного вещества, не является частью другого психического расстройства. Исключение соматического заболевания и другого психического расстройства - главное условие для диагностики диссоциативных (конверсионных) расстройств. Существуют две основные проблемы при диагностике этих расстройств.

1 .На начальном этапе заболевания практически невозможно полное исключение соматической патологии, способной вызвать диссоциативные (конверсионные) симптомы. Часто необходимо длительное наблюдение за пациентом, проведение многочисленных диагностических процедур (например, МРТ для исключения опухоли головного мозга), чтобы выставить этот диагноз. Во всех сомнительных случаях лучше остановиться на предварительном диагнозе диссоциативного (конверсионного) расстройства, чтобы не пропустить тяжёлое соматическое заболевание.

2 .Во многих случаях трудно определить, являются ли симптомы расстройства бессознательными, или сознательными и намеренными (умышленное воспроизведение симптомов в психиатрии называется симуляцией). В большинстве случаев симуляцию наблюдают у находящихся под следствием, заключённых тюрем, солдат срочной службы, а также во время призыва в армию. Больные с диссоциативным (конверсионным) расстройством часто сознательно и умышленно преувеличивают бессознательные симптомы своего заболевания. Тем не менее при диагностике этого расстройства подразумевают существование бессознательного компонента в происхождении симптомов.

И связанно с именем Зигмунда Фрейда. До Фрейда причину неврозов видели в болезни нервов. Сегодня, как и в начале двадцатого века, теория неврозов, их симптомы и лечение наиболее полно исследованы в рамках психоанализа.

С точки зрения психоанализа невроз – это результат конфликта между бессознательными желаниями, часто агрессивного и сексуального характера, и психической структурой, оценивающей исполнение этих желаний как потенциально опасное. Это определение является адаптированной формулировкой, данной Зигмундом Фрейдом в отношении разницы между неврозом и психозом, гласящей, что: невроз – это результат конфликта между Я и Оно, тогда как психоз – это конфликт в отношениях Я и внешнего мира.

Иными словами, при неврозе человек ничего не хочет знать о своей внутренней реальности – о своих фантазиях и желаниях, тогда как при психозе нарушается тестирование реальности внешней.

Таким образом, невроз является менее тяжелым психопатологическим состоянием, нежели психоз. Однако степень страдания, вызываемого неврозом, и его влияние на качество жизни внушительны.

Описание психических состояний, в последствии ставших именоваться невротическими, стало появляться в конце девятнадцатого века. Но окончательное признание и исследование неврозов произошло благодаря психоанализу.

Сегодня подходы к неврозам различны. Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) включает рубрику невротических расстройств. В рамках отечественной психиатрии рассматриваются расстройства невротического уровня. Тогда как в американском руководстве по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-5) рубрика неврозов отсутствует, однако предоставлен ряд расстройств, имеющих невротическую природу.

2. В психоанализе к неврозам относятся:

Навязчивости направленны на то, чтобы предотвратить некое событие или совершение определенного действия. Эти события и действия носят агрессивный или сексуальный характер. При неврозе навязчивых состояний всегда существует конфликт любви и ненависти. В навязчивых ритуалах выражается реализация любовного или агрессивного желания и запрет на реализацию этого желания. То есть первое действие отменяется вторым, это называется уничтожением сделанного.

В результате происходит так, как будто не было ни одного действия, тогда как в действительности были оба. Фрейд сравнивал такое магическое мышление или анимизм с ритуалами первобытных народов, пытающихся умилостивить духов. В ритуалах человека, страдающего неврозом навязчивых состояний, прослеживается та же тенденция, когда он, например, совершает определенное ритуальное действие дабы с его близкими или с ним ничего не случилось. У такого человека присутствует бессознательный мотив ненависти к близкому и одновременно любовь к нему. Чем сильней и то, и другое, тем сильней навязчивые симптомы.

Агрессия в симптомах навязчивости проявляется в желании контролировать не только себя, но других людей, заставляя их участвовать в выполнении своих ритуалов.

Ожидание плохих событий, также, как и страх нанести себе увечья, покончить жизнь самоубийством связаны с чувством вины за собственную ненависть, которая не осознается.

Противоположности в душевной жизни при неврозе навязчивых состояний проявляются особенно резко. Мир словно разделяется на добро и зло. В навязчивых ритуалах присутствует стремление избегать «плохих вещей» и иметь дело только с «хорошими». Причем бывает сложно понять логику, по которой происходит деление вещей на плохие и хорошие.

Люди, страдающие навязчивостями, обычно очень энергичные по своей природе, но постоянная внутренняя борьба приводит их к нерешительности, сомнениям, отсутствию сил.

По своей сути это очень совестливые люди, как и во всех неврозах, при неврозе навязчивых состояний большую роль играет чувство вины. Но в их ранней истории были события, которые помешали им быть в контакте со своими чувствами, эмоциями и желаниями. Как правило, это психотравмирующие события или обстоятельства, происходившие в том возрасте, когда у ребенка не было психических ресурсов справиться с ними. Это вызывает возбуждение в психике, которое трансформируется в переполняющие человека агрессивные и сексуальные влечения, а навязчивости возникают как защита от прорыва этих импульсов.

Навязчивые симптомы выполняют роль барьера для запретных порывов, вот почему возникает сильная тревога, если попытаться прекратить симптомы волевым усилием. Человек словно лишается сдерживающих механизмов и остается один на один с пугающими его желаниями.

Психоанализ дает возможность исследовать причину и значения симптомов невроза навязчивых состояний. Реконструкция прошлого и его связи с настоящим помогают пациенту понять себя, ослабить необходимость в навязчивых симптомах, выработать более адаптивные механизмы совладания с натиском необузданных желаний. Когда человек понимает значение своих симптомов, он становится способен обрести гармонию со своим внутренним миром.

Смысл самых запутанных навязчивых ритуалов можно понять, если проследить как во времени сопряжено их появление с переживаниями пациента, определить, когда появились симптомы и с какими событиями они связанны.

Навязчивое повторение

Симптомы невроза навязчивых состояний весьма многообразны и описаны в рамках различных подходов, однако следующее проявление навязчивости изучено преимущественно или даже исключительно в психоанализе. Речь идет о навязчивом повторении. Это неизбежное попадание человека в одни и те же обстоятельства. Определенные жизненные сложности, трагические события могут словно преследовать по жизни. Причем сам человек ощущает такие повторения как злой рок или немилость судьбы. Собственный вклад в формирование навязчивых ситуаций зачастую не осознается. Однако всегда присутствует бессознательный мотив постоянно переживать одну и ту же ситуацию.

Примером может служить череда отношений, которые удивительным образом развиваются и завершаются по одному и тому же сценарию. Это могут быть любовные, дружеские отношения, ситуации с коллегами на работе и так далее. Человека словно находят одни и те же обстоятельства, или правильней сказать, бессознательно он находит их, словно нарочно выбирая именно ту тропу, где притаились «те самые грабли».

Лечение невроза психоанализом помогает увидеть связь между прошлым пациента и его актуальной жизнью, что дает возможность выйти из порочного круга одних и тех же ситуаций.

6) Эмоциональная лабильность

Нестабильность в эмоциональной сфере является еще одной характерной чертой невроза.

Причина эмоциональных состояний и реакций часто остается неясной как для окружающих, так и для самого невротичного индивида. Это происходит потому, что вытесненные желания и представления, хотя не осознаются, продолжают вызывать связанные с ними чувства.

Среди чувств, корни которых уходят в бессознательные фантазии и желания, можно назвать: стыд, вину, злость, обиду, уныние, зависть, ревность, страх.

Одним из основных чувств при неврозе, и даже формирующих невроз, является вина. Вытесненные сексуальные и агрессивные желания, связанные с Эдиповым комплексом, хотя и не реализуются, но продолжают осуждаться с стороны собственной морали. Чувство вины наиболее тяжело выносить, оно мучает человека, но без возможности понять его истоки и справиться с ним.

Неудовлетворенность, отчаянье добиться любови, внутренние конфликты, ненависть, причины которой остаются в бессознательном, приводят к агрессивности, вспышкам негодования. Если агрессия перенаправляется на себя, возникает подавленное настроение, уныние и депрессия.

Жалость к себе, упадок духа, депрессия и сниженная самооценка часто сопровождают невроз. Отрицательный эмоциональный фон и недооценка себя ведут к замкнутости, безынициативности, упущению различных возможностей. Но может возникать и пристрастие к этим переживаниям, когда потребность чтобы кто-то пожалел, посочувствовал или ощутил вину приводит к фантазиям об этом или открытой демонстрации своих страданий. Это, в свою очередь, может формировать черты мазохизма , при котором боль и страдания начинают приносить удовольствие. В результате человек неосознанно всегда стремится подставить щеку там, где есть возможность получить по ней удар.

Вспыльчивость и раздражительность, становясь чертами характера, могут приносить их обладателю скрытое или не такое уж скрытое удовольствие, чувство триумфа над жертвами. Такое поведение является проявлением садизма . Но вместе с тем оно осложняет отношения как с близкими, так и в профессиональной и других сферах. Человек может ощущать себя заложником собственного взрывного темперамента или скверного характера. За такими проявлениями стоят бессознательные мотивы, понимание которых в процессе прохождения психоанализа помогает обуздать собственный нрав.

Подозрительность и мнительность могут стать чертой характера, осложняющей жизнь человека, когда собственные агрессивные импульсы проецируются во вне и приписываются окружающим. В итоге другие люди воспринимаются как плохие и преследующие. Это бессознательный механизм, позволяющий сохранить ощущение себя хорошим, но нарушающий объективное восприятие других людей.

Ощущение особого к себе отношения, осуждения со стороны окружающих, даже если это незнакомые люди на улице, возникает под действием чувства вины.

Любовь исцеляет от многих болезней. Но в контексте обсуждаемой темы возникают вопросы: что такое любовь и может ли она спасти от психического расстройства?

Страсть, вожделение, зависимость, привычка могут приниматься за любовь, однако способность испытывать зрелое чувство доступно не каждому. Невроз нарушает способность человека вступать в близкие подлинно глубокие отношения.

По одной из концепций психического развития, невроз связан с подрывом в раннем детстве веры в безусловную любовь со стороны самых близких. От этого страдает способность к глубокой привязанности. Человек страхует себя от переживания разочарования, связанного с возможным разрывом отношений, руководствуясь принципом, что может рассчитывать только на себя. Такая оборона против привязанностей ведет к одиночеству, эмоциональной закрытости, нехватке взаимности и доверия в отношениях.

Способность сопереживать и сочувствовать, понимать собственные эмоции и чувства других, может быть существенно ограничена в следствии невроза. Но тоска по близким отношениям остается.

Истерия связанна с потребностью привлечь к себе внимание любыми способами, отсюда наигранность в поведении, драматизм, театральность, демонстративность. Человек с подобными чертами может, тем не менее, чувствовать себя одиноким и непонятым, не смотря на повышенный к себе интерес. Это связанно с тем, что отношения так и остаются поверхностными.

Переживание депрессии является тяжелым душевным состоянием, которое нельзя сравнивать с плохим настроением. Психика пытается выйти из этого состояния, прибегая к отчаянным попыткам. Возникает воодушевление, доходящее до маниакальности, когда человека переполняют позитивные эмоции, неуемная жажда деятельности, ему словно море по колено. Но эти состояния наступают спонтанно без каких-либо оснований, их характер искусственный и поверхностный. Желание взяться за все дела одновременно не позволяет продуктивно сосредоточиться на чем-то одном. Такие вспышки неуемного веселья резко сменяются упадком духа, подавленным настроением, наступает депрессивная фаза.

Эмоциональные качели могут проявляться в разных ситуациях и отношениях. Например, в виде непредсказуемой смены гнева на милость и обратно в отношениях с близким, с детьми, в социальных контактах. Вероломный натиск чувств может негативно влиять на личную жизнь и профессиональную деятельность.

Лабильность настроения, эмоциональная неустойчивость являются неотъемлемыми спутниками невроза, преодолеть которые призвано лечение психоанализом. Осознание мотивов возникающих чувств способствует обретению душевного равновесия.

7) Сексуальные расстройства

Климт Г. « Поцелуй », 1907-1908. Густав Климт вел весьма необузданную половую жизнь. У художника были многочисленные романы, но он никогда не был женат. Климту приписывают до сорока внебрачных детей. Психоанализ уделяет большое внимание способности строить и поддерживать надежные отношения.

Сексуальность является одним из основополагающих компонентов жизни. Удивительно, но столь фундаментальный инстинкт становится весьма хрупким под воздействием невротических расстройств. На сексуальную функцию, так или иначе, влияют любые психические расстройства.

Например, при депрессиях вместе с общим тонусом угнетается и половое влечение. Неадекватные психические состояния препятствуют развитию и поддержанию отношений, соответственно, ограничивают возможность нормальной интимной жизни.

Зрелая сексуальность не ограничивается вступлением в половую связь. Взаимная поддержка, забота о потомстве, подлинная интимность в широком смысле --– вот компоненты, связанные с проявлением либидо. Нарушения межличностных отношений, неспособность к искренней интимности подрывают открытость и доверие в паре. В результате в интимной жизни и личной жизни в целом возникают серьезные сложности, решить которые, что называется, полюбовно, удается не всем.

Психические конфликты, бессознательные запреты, фантазии, которые ощущаются как неприемлемые и подавляются – все это лежит в основе сексуальных расстройств.

Сюда относятся: импотенция , которая в большинстве случаев имеет психогенную природу; у мужчин преждевременное семяизвержение или затруднение достичь оргазма; у женщин фригидность , сексуальная холодность, невозможность достичь оргазма, вагинизм - сокращение мышц влагалища перед половым актом, что делает невозможным проникновение полового члена; отвращение к сексу; психогенные боли и неприятные ощущения от полового акта без соматических причин; невротические переживания, препятствующие получению наслаждения от сексуальной жизни, такие как: страх, тревога, парализующий стыд, чувство вины, латентная гомосексуальность превращающая сексуальные отношения гетеросексуальных партнеров в некий формальный процесс.

Мужчина, боящийся, что он не окажется достаточно патентным, мужественным, разочарует вторую половину, действительно теряет потенцию от этих переживаний, что еще больше вселяет неуверенность и формирует порочный круг.

Женщина может испытывать тревогу по поводу того, является ли она привлекательной для мужчины, насколько она будет им принята, не потеряет ли она контроль, если отдастся сексуальному наслаждению. Если такие переживания слишком интенсивны, это мешает женщине достичь оргазма или даже получать удовольствие от секса.

Бывает, что женская половая идентичность нарушена разочарованием, которое транслировалось девочке в детстве родителями, явно или скрыто проявляющими недовольство ее полом. Грубость или холодность с стороны одного или обоих родителей, запрет на сексуальность как таковую – все это мешает принять в себе женственность и в будущем подрывает сексуальную чувственность.

У мужчин бывает так называемое разделение женского образа на «мадонну и проститутку». Оно проявляется в том, что мужчина способен сексуально раскрепоститься и испытать удовлетворение только с женщиной, к которой он не испытывает нежных чувств, тогда как с той, к которой он испытывает благоговейную любовь, сексуальное удовлетворение невозможно.

В каждом конкретном случае свои бессознательные причины сексуальных расстройств.

Часть этих расстройств удается преодолеть в результате появления доверия в паре.

Если оба партнера нацелены на то, чтобы завоевать доверие друг друга, демонстрируют принятие, открытость, чуткость, в конце концов они достигают гармонии и в интимной жизни.

Однако невротические основы сексуальных расстройств бывают достаточно глубоки, за ними могут стоять: бессознательная ненависть, страх, подрыв базового доверия, зависть, нарушенная половая идентичность. Когда речь идет о нарушении межличностных отношений в целом, это отражается и на сексуальной сфере.

В этом случае психоанализ поможет пациенту наладить контакт со своим внутренним миром и с другими людьми. Проблемы в интимной сфере будут решаться по мере того, как человек начнет осознавать их срытые причины.

8) Уход в грёзы

Навязчивыми могут быть не только мысли, но и фантазии, или, как называл их Фрейд, дневные грезы. Когда человек хотел бы изменить внешнюю реальность, но немедленных перемен добиться невозможно, он утешается фантазией, где может представлять себя героем, победителем, желанным объектом любви, успешным человеком, воплощать в мечтах месть за нанесенные обиды или самоутверждаться. Такие утешительные грезы являются обычным компонентом душевной жизни, но в случае невроза они словно порабощают сознание.

Невроз отличается тем, что при нем не хватает душевных сил пытаться изменить реальное положение дел. Вместо этого удовлетворение происходит в фантазиях. Когда человек погружается в мир грез, он становится оторванным от мира реального, что еще больше лишает его возможности ставить перед собой цели и добиваться их. Это положение сродни мастурбации, которая при неврозе может полностью вытеснить попытки строить отношения с другими людьми.

При неврозе душевная боль или невыносимое возбуждение, возникающие от различных переживаний, воспоминаний или ярких впечатлений, словно анестезии требует погрузиться в утешительный мир альтернативной фантазийной реальности.

Пристрастие к миру грез может приводить к патологическим состояниям зависимости, таким как: игровая, алкогольная, наркотическая зависимость, сюда же относятся: экстремальные увлечения, ведущие к травмам и гибели, промискуитет или беспорядочные половые связи, страсть ко всему, что связанно с риском и азартом. Авантюризм может стать второй натурой человека.

Проявлений зависимости множество, одно из ведущих чувств при них, это возникающий азарт, отрешенность от реальности и сильная тревога, если невозможно придаться увлечениям, к которым развилось пристрастие.

Лечение психоанализом направлено на то, чтобы помочь пациенту понять, что же в его истории помешало выработать более зрелые способы справляться с реальность. Это исследование помогает понять истоки социальных неудач и научиться адекватно преодолевать сложности. Постепенно развивается толерантность к тревоге, с которой раньше можно было бороться только бегством в мир грез.

5. Лечение невроза психоанализом

Лечение невроза психоанализом направленно на то, чтобы помочь пациенту понять бессознательные причины его переживаний и даже определенных жизненных обстоятельств, примириться с вытесненными фантазиями и желаниями, увидеть влияние детской истории и отношений с близкими на сегодняшнюю жизнь, а также выработать более зрелые и адаптивные способы справляться с различными сложностями.

Дело в том, что развитие невроза связанно с так называемой вторичной выгоды от болезни, которая не только ответственна за возникновение расстройства, но и мешает с ним справиться. Мотивы заболевания неврозом состоят в достижении определённой цели, понимание которой часто не доступно в первую очередь самому заболевшему.

Однако невроз вовсе не является добровольным выбором человека. Фрейд приводит метафору, сравнивая невроз с инстинктивным порывом животного, заменяющим одно тяжелое обстоятельство другим.

Представим путника, который едет на верблюде по узкой тропе вдоль крутого обрыв, из-за поворота появляется лев. Деваться некуда. Но решение находит верблюд, он спасается от льва бросившись вниз вместе с седоком. Симптомы невроза – не лучший выход, это скорее автоматическое действие, нехватка адаптационных механизмов с детства. Такой выбор не позволяет справиться с ситуацией, решение не лучше самой трудности. Но это единственный манёвр, на который способна психика заболевшего неврозом.

Обычная беседа, сколь бы доверительная и теплая она не была, не способна раскрыть глубоких бессознательных мотивов возникновения невроза, а следовательно, и справиться с ним. Вторичная выгода от ограничений, накладываемых неврозом, позволяет избегать определённых обстоятельств, или при помощи симптомов невроза оказывать влияние на близких, добиваться определенного к себе отношения. Все это делает нервоз ценным приобретением, избавиться от которого оказывается невыгодно для психической экономии. Однако такой способ решения проблем не является зрелым, вместе с преимуществами, часто мнимыми, невроз приносит тяжелые душевные страдания.

Возникают сложности в межличностных отношениях, нарушается адаптация к окружению, человек теряет способность адекватно воспринимать свои психологические нужды и быть в гармонии с собой.

Психоаналитик способен не только отнестись с сочувствием к переживаниям пациента, но он еще тактично исследует вопросы: что означают симптомы невроза, почему и для чего пациент заболел?

Возникновение невроза связанно с психологической травмой, полученной в детстве и реактивированной подобным травмирующим событием во взрослом периоде. Здесь подходит выражение: «Где тонко, там и рвётся». Зачастую эти темы связанны с сильной душевной болью, которая не дает напрямую к ним подступиться.

Все, что мешает человеку понять свой внутренний мир и преодолеть невроз в психоанализе называется сопротивлением. Продемонстрировать пациенту работу сопротивления и помочь его преодолеть – одна из основных задач психоаналитика. Достичь ее помогает создание доверительных и надежных отношений, основанных на безусловном принятии, сочувствии и возможности обсуждать любые темы. При этом гарантируется конфиденциальность и уважение к личности пациента.

На заре психоанализа, когда метод только формировался, Фрейд достигал успеха в лечении неврозов помогая пациентам вспомнить сцены, приведшие их к психологической травме и в последствии вытесненные из сознания. Однако вскоре стало ясно, что воспоминания не всегда устраняют симптомы невроза, либо же результат не стойкий. К тому же в ряде случаев пациенты помнят печальные события и даже осознают их связь с нынешним состоянием, но это не помогает справиться с душевным страданием.

Только вспомнить событие, которое психика предпочла забыть – значит сделать из страдающего неврозом несчастного человека. То есть вернуть его к тому моменту, когда он приобрел свой невроз. Собственно, невроз и не развился бы, если человек был бы способен справиться с жизненными сложностями. Поэтому Фрейд пришёл к выводу, что при лечении невроза психоанализом помимо воспоминаний травмирующих событий необходимо прорабатывать их последствия. Проработка ставит целью сделать пациента психически более зрелым, помочь ему преодолеть душевные страдания, укрепить способность выдерживать эмоциональное напряжение и использовать для решения жизненных задач более адекватные средства, чем те, к которым заставлял прибегать невроз.

В заключении хотелось бы сказать о таком преимуществе психоанализа как высокие стандарты квалификации. В психоанализе обязательным условием профессионального становления является прохождение личного анализа. Для того, чтобы быть в состоянии оказывать психологическую помощь пациентам, нужно разобраться в себе. За соблюдением этических принципов психоаналитической работы следит профессиональное сообщество. Психоанализ – это наиболее развитый и исследованный метод глубинной психотерапии, имеющий много направлений. На изучении психоанализа специализируются целые институты.

Если Вам требуется психологическая помощь, есть переживания, с которыми хотелось бы разобраться, не складываются отношения, возникли сложные жизненные обстоятельства – обращайтесь, я буду рад помочь!

Прием веду в Москве.

Мартынов Ю.С.

Концепция Фрейда (1885) об истерической конверсии получила широкое признание в современной психосоматической медицине. По мнению Фрейда, у пациентов происходит перевод вытесненных в бессознательное аффектов на окольные пути их реализации, но уже в измененной, символической форме в виде определенного клинического симптома. Принцип "конверсии на орган" приобрел значение основного закона психосоматической медицины.Происходят "отделение либидо" от бессознательных, вытесненных представлений и преобразование этой либидонозной энергии в энергию соматическую. В соматическом симптоме, как уже отмечалось, символически представлено то, что должно было содержаться в бессознательной фантазии.

Истерическая конверсия, по Фрейду, представляет собой направленное на новые пути и более интенсивное выражение аффекта.

Концепцию возникновения соматических симптомов-эквивалентов тревоги предложил З. Фрейд: он констатировал, что такие соматические симптомы, как расстройства сердечной деятельности, спазм сосудов, нарушения дыхания, диарея, дрожь, приступы потливости, голода, парестезии и др. сопровождают приступ тревоги в качестве его эквивалентов или как «маскированные» состояния тревоги. Часто эти симптомы замещают у пациента ощущение тревоги как таковой. Он же более 100 лет назад первым описал «тревожный невроз» . Соматические проявления тревоги, а также острого и хронического стресса и депрессии чаще встречаются в таких социально-культурных общностях, где психические расстройства считаются «недопустимыми», «неприличными», а соматическое заболевание - «бедой», «несчастьем», которое может вызывать сочувствие, помощь и поддержку окружающих. Кроме того, к «соматизации» тревоги предрасполагает ряд конституциональных, приобретенных и внешних факторов, таких как психологический склад личности, особенности телесной чувствительности, длительность стресса, а также так называемая алекситимия (недостаточная способность человека распознавать и выражать собственные чувства).

Ранние психосоматические концепции в рамках психоанализа. Гипотеза психосоматической специфичности. Основные вопросы, решаемые психосоматической медициной

Фактор психосоматической специфичности, определяет, почему у одного пациента возникает расстройство, к примеру, сердечно-сосудистой системы, а у другого - пищеварительного тракта и т.д.

В 40-е-60-е гг. в работах Ф.М.Александера была показана та роль, которую играют в развитии психосоматических заболеваний не однократные переживания психотравмирующей ситуации, а затяжные, повторяющиеся негативные эмоции. При этом к развитию специфических телесных расстройств приводят как негативные эмоции сами по себе, так и особенно процесс их подавления.

Спектр хронически вытесняемых эмоций в значительной мере индивидуален, его специфичность определяется личностными особенностями пациента. Александером была обнаружена определенная психосоматическая специфичность тех или иных эмоций: вызываемые ими телесные нарушения проявляются именно в тех системах организма, к которым данные эмоции имеют «сродство». Так, например, подавляемое чувство гнева приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, чувство зависимости - язвенной болезни желудка, а вытесняемые сексуальные желания - бронхиальной астмы. При этом психосоматические пациенты обнаруживают склонность к привычному повторению определенных негативных эмоций в конфликтных ситуациях. Подобные эмоциональные шаблоны связаны с «конфликтными констелляциями» в структуре личности, отражающими, по мнению Александера, конфликты из раннего (превербального!) периода жизни пациента. Впоследствии, в зрелом возрасте в сходных жизненных ситуациях эти ранние конфликты актуализируются. Тем самым для каждого пациента существуют определенные специфические внутрипсихические конфликты и соответствующий им набор внешних конфликтных ситуаций - «жизненных констелляций», вызывающих привычные негативные эмоции и как следствие последних - психосоматические нарушения. Отсюда описанная модель психосоматики получила название «теории специфических для болезни психодинамических конфликтов».

Т.о., спец. психосом. нарушений связ. и с психологической специфичностью, т.е. с индивидуальным стереотипом эмоционального реагирования человека, и с психофизиологической специфичностью - избирательностью влияния подавляемых эмоций на ту или иную систему организма.

Процесс, в результате которого отвергнутое психическое содержание превращается в телесные феномены. Симптомы обретают разнообразные формы, включая моторные, сенсорные и висцеральные реакции: анестезии, боли, параличи, тремор, конвульсии, нарушения походки, координации, глухота, слепота, рвота, икота, нарушения акта глотания.Первые в практике Фрейда случаи истерии представляли собой конверсионные симптомы; истерия стала моделью для всей психопатологии и для построения теории неврозов. Конверсию Фрейд рассматривал как истерический феномен, направленный на разрешение конфликтов эдиповой фазы:"неприемлемая идея обезвреживается посредством трансформации связанного с ней возбуждения в нечто соматическое" (1894, с. 49). Хотя конверсия до сих пор рассматривается исключительно в связи с истерией, Ренгелл (1959) и другие исследователи настаивали на расширении сферы ее действия, приводя клинические примеры конверсионных симптомов при самых розных психопатологических нарушениях на всех уровнях развития либидо и Я. Сущностью конверсии, пишет Ренгелп, является "сдвиг или смещение психической энергии с катексиса психических процессов к катексису соматической иннервации, в результате чего последняя выражает в искаженном виде дериваты вытесненных запретных побуждений" (с. 636). Соматические феномены имеют символический смысл, являют собой "язык тела", выражающий в искаженной форме как запретные инстинктивные импульсы, так и защитные силы. Посредством анализа связанные с телесными симптомами мысли и фантазии удается перевести обратно в слова.Ранние случаи, на которых основывались представления об истерии и конверсии, ныне считаются намного более сложными, чем это казалось сначала. Эти случаи сверхдетерминированы, их динамические механизмы проистекают из множества точек фиксации и регрессии, включая догенитальные компоненты наряду с фаллическими и эдиповыми. Но, по наблюдениям Фрейда, для возникновения конверсии необходимы благоприятные условия, причем спектр этих условий весьма широк. Он допускал, что для разрешения конфликта с помощью конверсии, а не фобических и обсессивных симптомов, требуется определенная"способность к конверсии" или "соматическая готовность"; тем не менее конверсионные феномены часто сочетаются с фобическими и обсессивными симптомами.Хотя представления Фрейда относительно конверсии носят экономический характер - психическая энергия перемещается или трансформируется из психической сферы в соматическую, - в той же работе он заложил фундамент для другого, в настоящее время более приемлемого объяснения. Подобно тому, как навязчивые идеи могут возникать при отделении аффекта от отвергаемой идеи и замене ее более приемлемой, точно так же в качестве компромиссного образования аффект может быть отнесен к фантазии о телесном заболевании и привести к клинической картине конверсии (Freud, 1894, с. 52).Соотношение между истерическими конверсионными симптомами и другими психосоматическими проявлениями остаются не вполне ясными. Так, например, при неврозах оргонов функциональные нарушения, по-видимому, не имеют собственного психического значения, поскольку не являются переводом специфических фантазий и побуждений на язык тела. Это же относится к догенитапьным конверсиям (Fenichel, 1945), включающим заикание, тики и астму. Чтобы не относить к конверсии любой сдвиг из психики в сому, Ренгелл (1959) предложил ограничить случаи конверсионных расстройств рамками вышеописанных критериев; он предложил исключить случаи неизбежных, но неспецифических соматических последствий психического напряжения и неразряженного аффекта. Такое разделение, однако, нередко вызывает затруднения в клиническом отношении.


Смотреть значение Конверсия (conversion) в других словарях

Конверсия — конверсии, ж. (латин. conversio - оборот, превращение) (экон.). Изменение условий государственного займа в интересах задолжавшего государства (посредством понижения процентов,........
Толковый словарь Ушакова

Конверсия Ж. — 1. Обмен, перерасчет. 2. Полный или частичный перевод предприятий оборонной промышленности на производство гражданской продукции и товаров народного потребления. 3.........
Толковый словарь Ефремовой

Конверсия — - (лат. conversio - превращаю, изменяю) составная часть демилитаризации экономики; перевод военно-промышленных предприятий на выпуск продукции мирного назначения. В Российской........
Политический словарь

Конверсия — -и; ж. [от лат. conversio - превращение, изменение].
1. Финанс. Изменение условий ранее выпущенного государственного займа (например, понижение процента, изменение срока погашения........
Толковый словарь Кузнецова

Вынужденная Конверсия — конверсия, вынужденная обстоятельствами, происходящая по желанию компании. может произойти в момент, когда инвестору выгоднее сохранить облигации. Оговорка о вынужденной........
Экономический словарь

Затраты На Обработку (conversion Cost) — Сумма прямых трудозатрат, косвенных материальных и производственных накладных расходов, которые напрямую или косвенно влияют на процесс превращения сырья и приобретенных........
Экономический словарь

Конверсия — - переориентация предприятия на
производство продукции принципиально другого типа.
Экономический словарь

Конверсия (conversion) — Обмен акций или облигаций одного типа на ценные
бумаги другого типа, но эмитированные одной и той же компанией. В
проспекте о
выпуске облигаций и привилегированных........
Экономический словарь

Конверсия Акционерного Капитала — перевод оплаченной части подписного капитала компании в акционерный капитал. Решение о конверсии принимает общее собрание акционеров.
Экономический словарь

Конверсия Арбитражная — безрисковая арбитражная сделка, состоящая из длинного фьючерса, длинного пут-опциона и короткого колл-опциона, имеющих одинаковые цены реализации и сроки окончания.
Экономический словарь

Конверсия В Финансах — А. Право и свойство облигаций быть обмененными на соответствующее количество акций. Б. Право и свойство привилегированных акций быть обмененными на обычные акции. В........
Экономический словарь

Конверсия Валют — обмен одной валюты на другую по определенному курсу.
Экономический словарь

Конверсия Валют И Ценных Бумаг — обмен одной валюты на другую или одних видов акций на другие.
Экономический словарь

Конверсия Валюты — обмен одной валюты на другую по действующему валютному курсу.
Экономический словарь

Конверсия Внешнего Долга — сокращение общей величины внешней задолженности государства посредством изменения условий предоставления
кредита, форм и сроков его возвращения, процентных ставок.
Экономический словарь

Конверсия Внешней Задолженности — - превращение внешней задолженности в долгосрочные иностранные
инвестиции через предоставление собственности страны-
должника в
счет ее внешнего
долга
Экономический словарь

Конверсия Военного Производства — перевод предприятий, выпускающих военную продукцию, на
производство гражданской, мирной продукции.
Экономический словарь

Конверсия Вынужденная — А. Перевод, обмен одних ценных бумаг на другие или досрочное их погашение, происходящие по инициативе эмитента. Условие о К.в. фиксируется в договоре купли-продажи с........
Экономический словарь

Конверсия Государственного Займа — изменение первоначальных условий займа пересмотром номинального процента.
Экономический словарь

Конверсия Займа — изменение первоначальных условий займа или
обмен облигаций.
Экономический словарь

Конверсия Займов — -
замена ранее выпущенных государственных займов новыми;
изменение первоначальных условий займов (
процента,
срока погашения). Производится
государством........
Экономический словарь

Конверсия Оборонной Промышленности — по законодательству РФ частичная или полная переориентация в установленном законодательством порядке высвобождаемых производственных мощностей, научно-технического........
Экономический словарь

Конверсия Обратная — обратный обмен обязательств на ценные бумаги, используемый брокерами для получения дохода от ценных бумаг их клиентов.
Экономический словарь

Конверсия Ценных Бумаг — замена одного вида ценных бумаг на другие.
Экономический словарь

Обработка (conversion) — Процесс превращения сырья и материалов в готовую продукцию. Определяется только для отдельных видов деятельности.
Экономический словарь

Обратная Конверсия — - обратный
обмен обязательств на ценные
бумаги, используемый брокерами для получения
дохода от ценных бумаг их клиентов.
Экономический словарь

Обратный Обмен, Обратная Конверсия — Метод, с
помощью которого брокерские фирмы получают процентный
доход от вложений своих клиентов. Обычно обратный
обмен работает следующим образом:
брокерская........
Экономический словарь

Превращение, Конверсия, Перевод (одних Единиц В Другие); Присвоение — (1)
Обмен конвертируемых ценных бумаг, таких, как
облигации, на фиксированное количество обыкновенных акций фирмы-
эмитента. (2) Бесплатный
перевод акций........
Экономический словарь

Цикл Обращения Денежных Средств (cash Conversion Cycle, Cash Cycle, Earnings Cycle) — Период времени, за который деньги обращаются в запасы, запасы преобразуются в задолженность кредиторов, а затем задолженность кредиторов превращается обратно в деньги.
Экономический словарь

Capital-conversion Plan (план Конверсии Капитала) — Рента (annuity), превращающая капитал в доход. Страховые полисы конверсии капитала часто используются для того, чтобы лица, которые должны платить налог на прирост капитала,........
Экономический словарь

лат. conversio - изменение) . Отщепление аффективной реакции от содержания психической травмы и направление ее по другому руслу. По A. Jakubik , возможны три варианта К.: 1. К. служит средством защиты от страха, является механизмом психологической защиты; 2. При К. осуществляется преобразование "психической энергии" (либидо) в соматический синдром или симптом; 3. К. проявляется в символизации соматических синдромов или симптомов, отражая лежащий в их основе внутренний конфликт. Учитывая широкий диапазон, а также метафоричность понимания К. психоаналитиками, A. Jakubik предлагает вместо этого термина пользоваться понятием "истерические расстройства чувствительно-двигательной сферы", хотя можно думать, последний термин чрезмерно суживает понятие К.

Син.: конверсивная реакция, истерическая конверсия, конверсивная истерия, истерический невроз конверсивного типа.

КОНВЕРСИЯ (CONVERSION)

Процесс, в результате которого отвергнутое психическое содержание превращается в телесные феномены. Симптомы обретают разнообразные формы, включая моторные, сенсорные и висцеральные реакции: анестезии, боли, параличи, тремор, конвульсии, нарушения походки, координации, глухота, слепота, рвота, икота, нарушения акта глотания.

Первые в практике Фрейда случаи истерии представляли собой конверсионные симптомы; истерия стала моделью для всей психопатологии и для построения теории неврозов. Конверсию Фрейд рассматривал как истерический феномен, направленный на разрешение конфликтов эдиповой фазы:

"неприемлемая идея обезвреживается посредством трансформации связанного с ней возбуждения в нечто соматическое" (1894, с. 49). Хотя конверсия до сих пор рассматривается исключительно в связи с истерией, Ренгелл (1959) и другие исследователи настаивали на расширении сферы ее действия, приводя клинические примеры конверсионных симптомов при самых розных психопатологических нарушениях на всех уровнях развития либидо и Я. Сущностью конверсии, пишет Ренгелп, является "сдвиг или смещение психической энергии с катексиса психических процессов к катексису соматической иннервации, в результате чего последняя выражает в искаженном виде дериваты вытесненных запретных побуждений" (с. 636). Соматические феномены имеют символический смысл, являют собой "язык тела", выражающий в искаженной форме как запретные инстинктивные импульсы, так и защитные силы. Посредством анализа связанные с телесными симптомами мысли и фантазии удается перевести обратно в слова.

Ранние случаи, на которых основывались представления об истерии и конверсии, ныне считаются намного более сложными, чем это казалось сначала. Эти случаи сверхдетерминированы, их динамические механизмы проистекают из множества точек фиксации и регрессии, включая догенитальные компоненты наряду с фаллическими и эдиповыми. Но, по наблюдениям Фрейда, для возникновения конверсии необходимы благоприятные условия, причем спектр этих условий весьма широк. Он допускал, что для разрешения конфликта с помощью конверсии, а не фобических и обсессивных симптомов, требуется определенная"способность к конверсии" или "соматическая готовность"; тем не менее конверсионные феномены часто сочетаются с фобическими и обсессивными симптомами.

Хотя представления Фрейда относительно конверсии носят экономический характер - психическая энергия перемещается или трансформируется из психической сферы в соматическую, - в той же работе он заложил фундамент для другого, в настоящее время более приемлемого объяснения. Подобно тому, как навязчивые идеи могут возникать при отделении аффекта от отвергаемой идеи и замене ее более приемлемой, точно так же в качестве компромиссного образования аффект может быть отнесен к фантазии о телесном заболевании и привести к клинической картине конверсии (Freud, 1894, с. 52).

Соотношение между истерическими конверсионными симптомами и другими психосоматическими проявлениями остаются не вполне ясными. Так, например, при неврозах оргонов функциональные нарушения, по-видимому, не имеют собственного психического значения, поскольку не являются переводом специфических фантазий и побуждений на язык тела. Это же относится к догенитапьным конверсиям (Fenichel, 1945), включающим заикание, тики и астму. Чтобы не относить к конверсии любой сдвиг из психики в сому, Ренгелл (1959) предложил ограничить случаи конверсионных расстройств рамками вышеописанных критериев; он предложил исключить случаи неизбежных, но неспецифических соматических последствий психического напряжения и неразряженного аффекта. Такое разделение, однако, нередко вызывает затруднения в клиническом отношении.

КОНВЕРСИЯ

Стандартное значение – трансформация чего-то из одного состояния в другое. Следовательно: 1. Резкий сдвиг от одного набора убеждений к другому, особенно в отношении религиозных убеждений. 2. Трансформация психологической рассогласованности в физические формы (см. конверсивное расстройство). 3. Сдвиг набора значений с одной шкалы на другую. 4. Перестановка терминов в суждении.

КОНВЕРСИЯ

процесс и механизм разрешения внутрипсихического конфликта путем образования соматических симптомов, сопровождающихся моторными, сенсорными, визуальными и другими расстройствами.

В концептуально оформленном виде представление о конверсии было выражено Й. Брейером и З. Фрейдом на основе их терапевтической деятельности, связанной с лечением больных, страдающих истерией. Это представление нашло свое отражение в их работе «Исследования истерии» (1895), хотя в терминологическом отношении именно З. Фрейду принадлежит приоритет в ведении в научный оборот термина «конверсия», который был им использован для характеристики «аномального выхода неизжитых возбуждений». В статье «Защитные психоневрозы» (1894) конверсия рассматривалась им в плане отделения психической энергии от представления человека, в результате чего наблюдалось смещение психического возбуждения в область тела, что вело к возникновению соматических симптомов.

По мере того как З. Фрейд пытался построить общую теорию неврозов, он провел различие между «конверсионной истерией» и «истерией страха». Первая форма истерии связана, по его мнению, с направленностью аффекта душевного процесса из психической сферы в телесную область. Вторая – с вытеснением в бессознательное травмирующих переживаний, но сохранением их в психике человека. Вначале З. Фрейд полагал, что «конверсионная истерия» может иметь самостоятельное значение, никак не связанное с невротическими заболеваниями, симптомы которых характеризуются психическими проявлениями. Затем он выдвинул предположение о наличии смешанных неврозов и крайне редких случаях проявления исключительно «конверсионной истерии». Однако в работе «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909) он высказал точку зрения, в соответствии с которой существуют не только случаи чистой «истерии страха», выражающейся в проявлении фобий без примеси конверсии, но и «чистые случаи конверсионной истерии без всякого страха».

В понимании З. Фрейда конверсия соотносилась с экономической точкой зрения на истерию, принимающей во внимание количественный фактор психической энергии. Выраженная в его ранних исследованиях, эта точка зрения фактически предопределяла его последующие метапсихологические разработки, объединяющие в себе топические (по месту расположения бессознательных и сознательных систем), динамические (переход сознательных и бессознательных процессов из одной системы в другую) и экономические (количество психического заряда) представления о природе и причинах возникновения невротических заболеваний. Как замечал З. Фрейд в своей «Автобиографии» (1925), его теория истерии учитывает, наряду с проведением различий между бессознательными и сознательными душевными актами и динамическим взглядом на симптом, как результат противодействия аффекту, также и экономический фактор, поскольку рассматривает тот же симптом «как результат преобразования некоего количества энергии, обычно обращенной на что-то другое (так называемая конверсия)».

Симптомы конверсии могут выражаться в разнообразных формах, включая параличи, конвульсии, нарушение координации, слепоту, глухоту, рвоту и другие телесные проявления. С психоаналитической точки зрения, они могут быть как результатом перемещения психической энергии или отвержения психического содержания, так и следствием фантазий человека о том или ином телесном заболевании.

В современном психоанализе дискуссионными остаются вопросы о том, следует ли все перемещения из психики в телесную организацию человека считать конверсией или речь может идти о специфических формах соответствующего сдвига, каковы критерии, позволяющие отделять конверсионные симптомы от иных психосоматических проявлений, как и каким образом конверсионные проявления сочетаются с фобиями, ипохондрией и другими психическими заболеваниями.