Наука и искусство. Наука и искусство – это формы общественного сознания и специфические способы отражения универсума. Однако между ними есть существенные отличия. Если наука. Материал на тему: Доклад "В чем отличие науки и искусства, науки и философии"

На протяжении всей истории человечества люди стремились познать окружающий их мир. Главными средствами для этого служили и служат наука и искусство; однако между ними существует большая разница. В чём же состоит отличие науки от искусства? Этот вопрос поднимает в своём тексте В. В. Конецкий.

Рассуждая над данной проблемой, автор приводит множество различий между научной и творческой деятельностями. Во-первых, один конкретный научный факт может быть открыт лишь однажды, в то время как произведений искусства на одну и ту же тему может быть великое множество; тем не менее, «художники не способны повторить друг друга». Во-вторых, научная истина существует вне зависимости от учёного, открывшего её; истина же художественная всегда неразрывно связана с творцом.

Наконец, художник «не способен сформулировать вопрос в логических понятиях»; учёный же стремится «поставить вопрос так, чтобы задачу или проблему можно было решить по возможности быстро и полно и при минимальных издержках».

Позиция автора становится ясной после внимательного прочтения текста. В. В. Конецкий убеждён, что наука объективна, а искусство субъективно: оно отражает индивидуальное, авторское видение мира. Основой научного мышления является решение проблем, то есть постановка вопросов и ответ на них. Для гениального художественного шедевра достаточно вопроса.

Трудно не согласиться с мнением автора. Наука отражает объективные законы природы, искусство - отношение человека к окружающему его миру. Учёные путём анализа и рассуждений дают конкретные ответы на большое количество вопросов; художники же лишь задают вопрос, позволяя человеку рассуждать и приходить к собственным выводам.

Многие произведения русской и советской посвящены людям науки и искусства. В частности, в романе Даниила Гранина «Иду на грозу» представлены два взгляда на цель научной деятельности: взгляд Тулина с одной стороны и Крылова - с другой. В то время как Тулин готов идти на компромисс ради успеха, признания, славы, Крылов убеждён, что истина дороже, и учёному достаточно лишь научного результата.

Примером человека, который стремится познать мир через призму творчества, является Мастер из романа М. И. Булгакова «Мастер и Маргарита». В своём романе о Понтии Пилате, труде всей его жизни, Мастер не просто описывает события, произошедшие с прокуратором Иудеи; он стремится понять, что лежало в основе его действий, тем самым отражая своё субъективное видение истории о Понтии Пилате и задавая своему читателю глубокие философские вопросы.

Таким образом, наука и искусство коренным образом отличаются друг от друга. В то же время они служат общей цели: познанию мира и поиску истины в нём.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -


Различие и сходство
Наука и искусство - вполне самодостаточные области культуры; разумеется, научная и художественная деятельность существенно отличны. Границу между ними проводят с помощью противопоставлений

чувственного и рационального, конкретного и абстрактного, ценностноэмоционального и познавательно-теоретического. Действительно, художественное восприятие - это альтернативный рационально-теоретическому способ отношения к действительности. Художественное восприятие оперирует конкретно-чувственными образами, основывается на целостном переживании мира.
Тем не менее издавна замечена и определенная близость, родство науки и искусства. Какие черты искусства являются важными для сближения его с научной деятельностью?
Еще в Античности было обнаружено, что искусство содержит в себе известное разумное начало (Аристотель). В некотором роде искусство тоже является разновидностью мыслительной работы: искусство, как и наука, вовлечено в своего рода познавательное отношение. Опыт, развертываемый искусством, позволяет яамузнать нечто о мире, причем совсем с другой стороны, чем это предлагается наукой. Искусство позволяет постичь и пережить красоту, целостность окружающего мира, его индивидуальные особенности, выразить наши собственные эмоциональные состояния и их оттенки.
Искусство, как и наука, тоже способно изобретать новые выразительные средства, открывать новые феномены и закономерности. Так, музыкальный опыт включает в себя изучение звуковых структур (мелодических и гармонических), возможностей ритма. Он, как и научный опыт, постоянно расширяется и обновляется, примером может служить открытие необратимых ритмов известным французским композитором XX в. Оливье Мессианом описанных в «Трактате о ритме» (1948).
Художественное мышление использует ряд средств, общих с научной деятельностью, - аналогию, абстрагирование, идеализацию, экспериментирование, моделирование и др. Эти средства применяются в специфическом для искусства преломлении. Художественное произведение представляет собой особую эстетико-интеллектуальную конструкцию. Оно обладает своеобразной логичностью, внутренней смысловой связностью, адекватностью формы и содержания, опирается на закономерности выразительного языка.
Еще одним существенным поводом для сближения науки и искусства является полифункциональность научной и художественной деятельности. Ряд функций оказывается для них общими. Это, например, такие как: упорядочивающая (наука и искусство создают и непосредственно выражают представления о порядке мироздания, общества, человече- скойжизни); воспитательная (посредством обращения к ценностно-насыщенным сюжетам; в науке эта роль относится прежде всего к гуманитарным исследованиям); инновационная (создание новых социокультурных образцов).
Влияние науки на искусство
Искусство традиционно использовало научные знания. Например, из истории искусства известно, что математические и оптические представления влияли на состояние архитектуры и живописи.
С ростом научных достижений и повышением роли науки в социально-культурной жизни воздействие науки на искусство усиливается. Характерной чертой современного искусства является большая вовлеченность в общий процесс научно-технической модернизации. Действительно, познавательный компонент искусства сегодня не может обойтись без использования научных достижений и идей. Влияние науки на искусство сказывается прежде всего в общем «онаучивании» искусства. Этот процесс порой воплощается в осознанных методологических эстетических программах. Достаточно вспомнить такое направление XIX в., как натурализм (Э. Золя, А. Доде и др.), теоретики которого утверждали, что (по словам Г. Флобера) искусство должно быть научным и беспристрастным.
В определенном смысле современное искусство, как и наука, является существенно неклассическим. Оно пересматривает классические каноны красоты и гармонии, ищет новые экспрессивные средства и новое содержание, активно экспериментирует. Научные идеи и представления проникают в мастерские художников. Например, влияние новых научных концепций ярко заметно в творчестве П. Сезанна, позже - в авангардном искусстве XX в.; абстракционизм, кубизм и другие течения предлагают нам, по сути дела, отказ от антропоцентризма, изображение отдаленных от обыденного сознания структур бытия.
Влияние искусства на науку
Если влияние науки на искусство вызвано прежде всего наличием в искусстве познавательного компонента, то обратное влияние - искусства на науку - обусловлено присутствием в научной деятельности эстетической составляющей. Именно искусство как тот вид деятельности, которому принадлежит приоритет в удовлетворении художественных потребностей человека, является главным средством формирования чувства прекрасного, умения оценивать эстетические качества предметов и явлений.
Ряд характеристик и критериев, используемых учеными для оценки научных идей, гипотез и теорий, являются существенно эстетическими. Например, это такие качества, как простота концепции, ее логическая стройность и связность; тонкая симметрия и гармония математических формул; красота онтологической архитектуры мира, выраженная в точных законах; остроумие и элегантность доказательства; лаконичность изложения; изящество схождения ранее независимых научных направлений

в единую теорию. Разумеется, эти качества не возникают как результат целеустремленных усилий ученого (подобно стремлениям художника или композитора, прямо добивающихся эстетического совершенства произведения). Но достойно удивления то, что эти качества появляются как результат самих же когнитивных устремлений науки.
Для ученого эстетические критерии выступают дополнительным, но весьма мощным средством проверки истинности его интеллектуальных конструкций. Следует заметить, что эстетические критерии являются не отвлеченными, а весьма содержательными для науки. Они базируются, как правило, на глубокой убежденности человеческого разума в красоте мироздания. Яркий пример такой убежденности дает учение и творчество Г.В. Лейбница; известно, что сформулированный им принцип совершенства Лейбниц расценивал как глубочайшее метафизическое положение. Весьма многочисленны высказывания ученых об изначальной красоте мироздания и о роли эстетического чувства в научной работе. Укажем для примера на взгляды крупнейшего физика Поля Дирака. Он считал, что математически выраженные законы природы обладают особой красотой. Это дает физику-теоретику эвристически плодотворный метод. Если ученый видит, что теория некрасива и содержит в себе уродливые части, то именно в них сокрыто заблуждение; подобный прием «изыскания математического изящества является... наиболее существенным для теоретиков»". Анализируя работу и результаты Э. Шредингера, П. Дирак подчеркивает, что залог успеха состоит в том, чтобы «обладать действительно верной интуицией» и «работать, пытаясь получить уравнения, отличающиеся красотой» .
Искусство выступает для ученого важным фактором, стимулирующим творческую деятельность, вызывающим у него состояние эмоционального подъема и вдохновения, раскрепощающим фантазию и воображение. Искусство просветляет и обогащает его разум. Биографические наблюдения показывают, что многие крупные ученые были весьма не чужды искусству. А. Эйнштейн играл на скрипке, М. Планк был талантливым пианистом, Л. Эйлер занимался теорией музыки и вопросами цветомузыкальных ассоциаций, а И. Пригожин связал свою жизнь с музыкой уже в раннем детстве (он выучил ноты раньше, чем научился читать).
Еще один источник взаимосвязи науки и искусства лежит в их общей укорененности в целостной культурно-исторической эпохе. Экспрессивные возможности искусства весьма велики. Искусство отражает определенные фундаментальные черты мироощущения эпохи - и именно такие,

которые может выразить только оно. Так, музыка, родившаяся в XX в., не может оказаться тождественной музыке барокко, ведь сам XX в. звучит по-другому в сравнении с прошлыми эпохами. Искусство воспроизводит тончайшие интуиции, обостренно отзываясь на глубинные культурные процессы. То, что еще незаметно на рационально-дискурсивном уровне, часто уже схвачено художественным чутьем. Искусство - это чувствительнейший орган человеческого сознания.

Искусство - одна из важнейших сфер культуры, причем в отличие от других сфер деятельности (род занятий, профессия, должность и т. д.) оно общезначимо, без него невозможно представить жизнь людей. Зачатки художественной деятельности отмечают еще в первобытном обществе задолго до появления науки, философии. И несмотря на древность искусства, его незаменимую роль в жизни человека, длительную историю эстетики, проблема сущности и специфики искусства до сих пор остается во многом нерешенной. В чем же тайна искусства и почему трудно дать строго научное определение его? Дело прежде всего в том, что искусство не поддается логической формализации, попытки выявить абстрактную сущность его всегда кончались или приблизительностью, или неудачей.

Сначала, очевидно, следует определить, какой смысл вкладывается в само слово «искусство». Можно выделить три разных значения этого слова, тесно связанных друг с другом, но отличающихся по своему объему и содержанию.

В самом широком смысле понятие «искусство» (и это, по-видимому, самое древнее его применение) означает всякоемастерство, искусно, технично выполненная деятельность, результатом которой является искусственное по сравнению с естественным, природным. Именно этот смысл вытекает из древнегреческого слова «технэ» - искусство, мастерство.

Вторым, более узким значением слова «искусство» является творчество по законам красоты. Такое творчество относится к широкому кругу деятельности: создание полезных вещей, машин, сюда же следует отнести оформление и организацию общественного и личного быта, культуру повседневного поведения, общения людей и т. д. В наше время успешно функционирует творчество по законам красоты в различных сферах дизайна.

Особым видом социальной деятельности является собственно художественное творчество, продуктами которого являются специальные духовные эстетические ценности, - таков третий и самый узкий смысл слова «искусство». Он и станет предметом дальнейшего рассмотрения.

Ни один вид искусства - живопись, музыка, литература, кино и т. д. - не может существовать без материального воплощения. Живопись немыслима без красок и других материалов, музыка - без звуков инструментов, голоса. Но ясно, что живопись не сводится к краскам, литература к бумаге и буквам, а скульптура - это не просто формированная бронза или мрамор. В художественном творчестве материал - лишь средство для выражениядуховного содержания произведений.

Но откуда берется это содержание? Когда речь заходит об искусстве, всегда на первый план выдвигает его творческий характер, поскольку художник не зеркально копирует действительность, а сочиняет, «вымысливает» содержание произведения из своего духовного мира. Не случайно бытует мнение, что художественное творчество - это самовыражение художника.



Однако важнейший вопрос в понимании творчества заключается в том, начем содержательно основано самовыражение. Ни один художник ничего не может »вымыслить», если его духовный мир не содержит так или иначе переживания, знания, понимания окружающей действительности. Думать иначе - значит признавать опыты с использованием кисти и красок обезьянами или «виртуальные реальности» компьютерного производства за художественные произведения.

Самое смелое воображение основывается на базе приобретенного духовного богатства художника, который, пользуясь фантазией, может создавать невероятные комбинации, но... явлений реальной жизни! Вспомните произведения С. Дали, П. Пикассо. Именно исходя из понимания этой специфической особенности воображения, Леонардо да Винчи давал совет художнику, рисующему «... вымышленное животное - пусть это будет, скажем, змей, - то возьми для его головы голову овчарки или легавой собаки, присоедини к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи».

В принципе, как в теоретическом, так и в художественном познании диалектически связаны отражение и самовыражение автора. С некоторой долей условности можно провести такое сопоставление: в науке - от реальной действительности к гипотезе и через эксперимент или домысел (логические рассуждения, домысливание) к истине; в искусстве - от реальной действительности к замыслу и через вымысел и предметно-условную образность к художественной правде. В гносеологическом плане просматривается определенная близость науки и искусства.

Но что же отличает художественное познание от теоретического, почему наука никогда не может заменить искусство? Остановимся на некоторых точках зрения относительно специфики искусства.

1. Основатель эстетики Баумгартен считал, что объектом логического познания являетсяистина, а объект эстетического познания - красота; высшая красота осуществляется в природе и поэтому подражание природной красоте есть высшая задача искусства. Эта точка зрения, смыкающаяся с аристотелевским пониманием искусства, долгое время была общепризнанной.

Однако ее нельзя считать полностью удовлетворительной по целому ряду причин. Во-первых, красота здесь сводится лишь к чувственно воспринимаемому, а во-вторых, в искусстве находит отражение не только красота природы, да и вообще не природа как таковая является объектом искусства.

2. Более отчетливо отмечал специфику искусства в сравнении с наукой Н. Г. Чернышевский: наука дает «беспристрастное» знание, тогда как искусство делает «приговор» жизни. Действительно, волнения, переживания ученого в процессе исследования элиминированы в результатах его. Но выводы науки в своей социальной значимости отнюдь не «беспристрастны» - например, в экологии, социологии также содержатся определенные «приговоры» действительности.

3. К суждениям Н. Г. Чернышевского примыкает распространенная сейчас так называемая «аксиологическая» точка зрения: «Отнюдь не отрицая познавательной функции искусства, мы видим специфику художественного познания в оперировании ценностями. В этом заключается его основное отличие от науки, которая имеет дело с истинами» (Берхин Н. В. Специфика искусства.- М., 1984.- С. 24-25). Однако и из научной деятельности никак нельзя исключить ценностное отношение, сама истина является ценностью. Другое дело - какими ценностями и ценностью чего занимается наука или искусство?

4. Л. Н. Толстой в объемистой статье «Что такое искусство?» анализирует более трех десятков различных подходов к определению специфики искусства и не находит ни одного удовлетворяющего его. Сам писатель выдвигает свое суждение: «Признак, выделяющий настоящее искусство... есть один несомненный - заразительность искусства» (Л. Н. Толстой о литературе.- М., 1955.- С. 458). Имеется в виду эмоциональное воздействие, которым безусловно обладает искусство. Однако «заразительностью», способностью эмоционально возбуждать обладают также, например, спортивные соревнования, различного рода игры, далекие от художественного творчества.

5. Наиболее распространенной, традиционной и, можно сказать, общепринятой является точка зрения, по которой специфика искусства в отличие от науки в том, что оно отражает действительностьв форме художественных образов, а наука- в форме абстрактных понятий: «Различие научного понятия и художественного образа позволяет выявить специфическую особенность искусства...» (Эстетическое сознание и процесс его формирования.- М., 1981.- С. 7). «Только художественный образ как особый способ отражения жизни в искусстве поможет нам определить специфику последнего...» (Киященко Н. И., Лейзеров Н. Л. Теория отражения и проблемы эстетики.-- М., 1983.- С. 6; см. также: Бесклубенко С, Д. Природа искусства.- М., 1982.- С. 98; Гулыга А. В. Принципы эстетики.- М., 1987.- С. 215 и др.). Эта точка зрения проводится во всех учебниках и пособиях по эстетике (см.: Марксистско-ленинская эстетика.- М., 1983. С. 159; Эстетика.- Киев, 1991. С. 83). Правильно подмечая одно из показательных, так сказать, «технических» отличий искусства от науки, сторонники этой, как, впрочем, и других точек зрения,следствие специфики искусства выдают за еепричину.

Естественно возникает вопрос: а почему искусство отражает жизнь в форме или способом художественных образов, а наука в абстрактных понятиях? Чтобы правильно ответить на этот вопрос надо помнить непреложную истину: форма, способ отражения определяется прежде всего тем,что отражается. Отличие, например химии от ботаники не в том, что первая описывает мир через формулы, а вторая в иной форме, а в том, что в одном случае познаются химические явления и процессы, а в другом - растительный мир. Социология и экономическая теория пользуются примерно одинаковыми способами исследования и описания, но это разные науки, поскольку у каждой свой объект изучения.

Чтобы вскрыть действительную основу специфики искусства, необходимо и для него выявитьспецифический объект отражения, обусловливающий, в конечном счете, и социальную необходимость, незаменимость искусства, и все особенности способа, формы отражения жизни. Искусство есть не только специфичное отражение действительности, но, и это очень важно, - отражениеспецифического в действительности. Очевидно, наиболее показательно это можно показать, сравнивая объекты отражения науки и искусства.

Всякое отражение, теоретическое или художественное, в принципе начинается с обращения к конкретным проявлениям действительности, к реальным фактам. Но непосредственное бытие, живые факты являются для науки лишь исходным условием постижениясущности как специфического объекта теоретического познания. Беспощадное лезвие научного проникновения в действительность рассекает непосредственное бытие, отчленяя случайное, индивидуально-единичное, внешнюю видимость. Между тем не меньший интерес для людей представляет отражение, воспроизведение всего богатства, всей жизненности непосредственного бытия реального мира. Как подметил Н. Г. Чернышевский, «... в жизни всегда есть эти подробности, не нужные для сущности дела, но необходимые для его действительного развития; должны они быть и в поэзии» (Чернышевский Н. Г. Избр. соч.- С. 438).

Сама задача науки выделять, выкристаллизовывать сущность предполагает определенное «выхолащивание» картины мира. Благодаря вторжению научной мысли скудеет богатство бесконечно многообразной природы, ее весны никнут и переливающиеся краски тускнеют. Живые страсти и поступки конкретных людей, полнота привлекательных и чудесных, комических и трагических явлений превращаются в абстрактные всеобщности. Цель науки отражать действительность в ее всеобщих связях приводит к тому, что она не останавливается на открытии сущности одного факта, а углубляется в сферу существенных отношений, выражаемых взаконах.

Открываемые наукой законы еще «дальше» стоят от непосредственного бытия в смысле отвлеченности от живой, подвижной реальности. «Царство законов - этоспокойное содержание явления; явление есть то же самое содержание, но представленное в беспокойной смене и как рефлексия в иное» (Гегель Г. Наука логики. В 3-х тт. Т. 2.-М, 1970-1972-С. 140).

Таков уж удел науки: ее законы не могут содержать непосредственного соотношения прошлого, настоящего и будущего, ибо законы отражают «спокойное», так как качество, сущность, закон могут быть поняты как моменты относительного покоя, выделенные из массы движущихся явлений и случайностей действительности. Даже когда теоретически исследуется развитие, то его законы должны быть выделены, «оторваны» от живой конкретной динамики жизни и зафиксированы в абстрактных категориях.

Искусство же способно воспроизводить конкретную динамику жизни, связь времен, и эта способность обусловлена специфическим его объектом.

Искусство и наука – общезначимые категории, без которых невозможно представить нашу жизнь. И то и другое способствует лучшему познанию человеком мира и себя. Но закономерности существования в каждом случае можно выделить разные.

Определение

Искусство – воплощение явлений действительности в художественном образе. Создавая произведение, творец пытается выразить, каким он видит окружающий мир, а также поведать о своих впечатлениях и переживаниях. То, что получается в результате, близко другим людям и важно для них. Видами искусства являются, например, скульптура, живопись, хореография.

Наука занимается получением и систематизацией знаний об окружающем мире. Люди науки – это ученые и исследователи, которые трудятся в разных областях жизни. Их деятельность может иметь как теоретическую, так и практическую направленность.

Сравнение

Критерием становится то, что искусство обращено к чувственной стороне человеческого восприятия. Оно предоставляет автору возможность для выражения своих настроений, проявления индивидуальности и творческих способностей. Художником руководит вдохновение. Ему важны волнения души, наслаждение, предощущения, а не строгие рамки и нормы.

Продукт искусства – уникальное произведение, носящее образный характер. В плане мастерства оно находится на высшем уровне. Художественная сила этого произведения такова, что заставляет воспринимающих его людей испытывать сильные эмоции и переосмысливать свою жизнь. Отличие искусства от науки состоит в том, что оно взывает к сердцу.

Наука отличается строгостью и объективностью. Она формирует знания о реальности, которые принимают вид аксиом, формул, описаний явлений. Научные знания всегда достоверны, поскольку все исследуемое проходит через критический анализ, подтверждается фактами и опытами. Наука опирается на логику, оставляя за бортом чувства и эмоции.

Сами цели существования того и другого различны. Если для искусства важно выражение эстетического идеала и направление умонастроения людей в сторону добра, то наукой движет идея выявления существующих закономерностей. Искусство отражает и типичное, и индивидуальное. В науке господствует обобщение.

Искусство исторически конкретно и изменчиво. Его ценности и идеалы находятся в зависимости от духа текущей эпохи. Искусство показывает жизнь в ее динамике. Наука статична. Ее выводы и законы не меняются, что бы ни происходило вокруг. И даже когда исследуется какое-либо развитие, выявленные закономерности фиксируются в постоянных абстрактных категориях.

В чем разница между искусством и наукой? В том, что шедевры искусства не создаются по учебникам. Они представляют собой некую загадку и способны доставить зрителям эстетическое удовольствие. Причем понимание таких произведений у всех разное. Научные знания, в свою очередь, служат не для удовольствия. Они одинаковы для всех и понимаются всегда однозначно.