Здоровый образ жизни. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни

Каждый из нас мечтает долгое время оставаться молодым, красивым и здоровым. Но не каждый хочет прилагать к этому какие-то усилия. Специалисты считают, что в жизни любого человека должен быть внедрен определенный комплекс процедур – так называемая программа профилактики здорового образа жизни, способная сохранить и продлить жизнь. Но если присмотреться ко всем этим процедурам более конкретно, станет ясно, что не у всех просто найдется время для их выполнения. Но здоровым быть хочется! Поэтому последователи здорового образа жизни определили главные моменты. Выполняя которые, можно оставаться здоровыми и счастливыми. Рекомендации поделены на 4 блока, которые необходимо выполнять с разной периодичностью.

Ежедневный комплекс процедур


Во-первых, нужно обязательно завтракать и не только когда есть время, а каждый день, пусть даже вам кажется, что вы не голодны. Женщины, которые свое утро всегда начинают с завтрака, гораздо реже страдают лишним весом. Да и настроение у них обычно лучше, даже в сложный предменструальный период – доказано научными исследованиями. Кроме того, благодаря завтраку вы можете получить необходимую дозу кальция, а это необходимый элемент, если хотите иметь крепкие ногти и зубы.

Во-вторых, нужно всегда защищать свою кожу от воздействия ультрафиолета, притом не только летом, но и в другое время года. Под воздействием солнца распадается коллаген (вещество, которое отвечает за эластичность, а значит молодость кожи). Да и к тому же, выходя из дома без солнцезащитных средств, мы подвергаемся риску возникновения злокачественных опухолей кожи. Поэтому обязательно, перед выходом из дома, нужно наносить средства с защитой от ультрафиолета на те части тела, которые будут подвержены влиянию солнечных лучей.

В-третьих, конечно этот совет все знают еще со школы, но, тем не менее: нужно чистить зубы 2 раза в день. Этого будет достаточно, чтобы позаботиться о ваших зубках. И, конечно же, не стоит забывать про флосс. Очень полезным будет в течение дня пользоваться специальными ополаскивателями для ротовой полости: они не только удалят частички пищи с поверхности ваших зубов, но и освежат дыхание.

В-четвертых, введите в свою жизнь пять минут ежедневного глубокого дыхания. Это самый лучший способ расслабится и снять накопившийся за день стресс. Нужно просто удобно сесть, и пять минут глубоко подышать, так организм насытится необходимым количеством кислорода.

В-пятых, не забывайте про витамины. Здесь и говорить нечего, просто принимайте поливитаминные комплексы, в составе которых содержится достаточная доза железа.

В-шестых, выделяйте достаточно времени на сон. Как вы знаете, здоровым считается сон от семи до девяти часов в сутки. Именно такой режим может обеспечить вам здоровье в будущем. Ученые доказали, что маленькое количество сна вызывает расстройство нервной системы.

Еженедельный комплекс процедур



    Включите спорт в свою жизнь. И здесь не так важно, каким именно видом спорта вы будете заниматься, главное чтоб вы хоть как-то заставляли себя двигаться. Пусть это будет или минут 20 пеших прогулок, или минут 40 бега – все это очень полезно.

    Кушайте рыбу. Свежая рыба насыщает организм нужными жирами и омега-3 кислотами. А они в свою очередь очень хорошо защищают сердце от заболеваний. Обязательно включите в свое меню льняное масло, орехи и суши (особо полезными в них считаются водоросли).

Обязательно нужно помнить, что здоровье – важнейший дар каждого человека, и что лишь профилактика здорового образа жизни способна обеспечить вам долгую жизнь без болезней.

Ежемесячный комплекс процедур



    Контролируйте свой вес. Только не думайте, что это означает каждый день кидаться к веса и лихорадочно вписывать в блокнот малейшие изменения на них. Вес – основной показатель состояния вашего здоровья. Обычно женщины чувствуют некую норму, при изменении которой меняется их самоощущение. Если это про вас – просто старайтесь не выходить за рамки такой нормы.

    Фиксируйте в календаре ваш менструальный цикл. Конечно же, вы знаете, что он должен быть регулярным – в идеале. А если он не такой, это может быть свидетельством проблем с женскими органами, в частности с шейкой матки, или гормональными сбоями.

Ежегодный комплекс процедур



    Сделайте обязательным посещение стоматолога. Это очень важный момент, ведь врач способен выявить не только обычные проблемы типа кариеса, но и куда боле серьезные, такие как рак ротовой полости или поражение костной ткани. Предупредить, намного дешевле, чем лечить.

    Посещайте дерматолога. Кожа – орган, который занимает наибольшую площадь, поэтому именно на ее состоянии, прежде всего, находят свое отражение проблемы с внутренними органами. Поэтому ежегодный осмотр у дерматолога никогда не повредит.

Цель: Студенты должны знать теоретические и организационные основы профилактической медицины.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это деятельность личности или группы людей, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья. В этом понимании с одной стороны ЗОЖ – это форма жизни, с другой – условия для реализации действий, направленных на воспроизводство здоровья, гармоническое физическое и духовное развитие человека.

Выделяют 2 направления формирования здорового образа жизни (ФЗОЖ): 1) создание, развитие, усиление, активизация позитивных для здоровья условий, факторов, обстоятельств – healthpromotion; 2) преодоление, снижение факторов риска для здоровья.

Основой ФЗОЖ является профилактика. Направления профилактики: 1) медицинское; 2) психологическое; 3) биологическое; 4) гигиеническое; 5) социальное; 6) социально-экономическое (быт, производственные, материальные условия); 7) экологическое; 8) производственное.

Медицинская профилактика – широкая и разносторонняя сфера деятельности, относящаяся к выявлению причин заболеваний и повреждений, их искоренению или ослаблению среди отдельных людей, их групп и всего населения. Выделяют:индивидуальную (личную) и общественную профилактику, немедикаментозную и медикаментозную.

При первичной профилактике предупредительные меры направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения, ее целью является предотвращение начала болезни или нарушения.Вторичная профилактика воздействует на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего заболевания или повреждения путем раннего выявления и соответствующего лечения.Третичная профилактика фокусируется на предупреждении прогрессирования заболеваний или осложнений в той стадии болезни, когда такие осложнения уже возникли. Третичная профилактика предусматривает также комплекс мер по реабилитации и предупреждению нетрудоспособности, а при стойкой ее утрате - поиск путей ее восстановления с помощью, например, реабилитационных мер или корректирующей хирургии.

Укрепление здоровья - процесс, помогающий индивидам и общинам усилить контроль за детерминантами здоровья и, таким образом, улучшать его. Это объединяющее понятие для тех, кто считает решающим изменение образа жизни и условий жизни для поддержания здоровья. Укрепление здоровья ставит перед собой целью:

1) содействие выработке жизненных навыков и компетентности у каждого члена общества с тем, чтобы он мог регулировать факторы, определяющие здоровье;

2) вмешательство в окружающую среду для усиления влияния факторов, поддерживающих ЗОЖ и изменение факторов, неблагоприятных для него.

То есть эта стратегия в сжатом виде выражается фразой: «сделать здоровый выбор максимально доступным».

Профилактика болезней как мероприятие относится, главным образом, к медицинской сфере и имеет дело с индивидами или строго определенными группами риска; она нацелена на сохранение имеющегося здоровья. Укрепление здоровья, напротив, охватывает целиком все население в контексте его повседневной жизни, а не отдельных индивидуумов или группы. Его цель - улучшить здоровье, с этих позиций укрепление здоровья и профилактика болезней рассматриваются как два отдельных, но взаимодополняющих мероприятия, которые имеют много общего в самых различных ситуациях и при различных обстоятельствах.

В первичной профилактике основным является борьба с факторами риска возникновения заболеваний, которая проводится на уровне первичной медико-санитарной помощи. Выделяют 4 группы факторов риска: поведенческие, биологические, индивидуальные и социально-экономические.

Индивидуальные факторы риска. Учитывая приоритетность направлений факторной профилактики из наиболее значимых индивидуальных факторов риска являютсявозраст и пол. Так, например, распространенность сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний желудочно-кишечного тракта увеличивается с возрастом и составляет около10% среди лиц 50 лет, 20% среди лиц 60 лет, 30% среди лиц старше 70 лет. В возрасте моложе 40 лет артериальная гипертония и другие сердечно­-сосудистые заболевания чаще встречается у мужчин, чем у женщин, а заболева­ния урогенитальных путей более чаще встречается у женщин. В более старшем возрастных группах различия выравниваются и не столь выражены.

Из наиболее значимых биологических факторов выделяютнаследственность. Хронические неинфекционные заболевания: сердечно-сосудистые забо­левания, заболевания нервной системы, желудочно-кишечного тракта и мочепо­ловой системы в значительной мере имеют семейную предрасположенность. Например, в случае, если оба родителя страдают артериальной гипертонией, болезнь развивается в 50-75% случаев. Это не означает, что болезнь обязательно проявится, но если к отягощенной наследственности прибавятся другие факторы (курение, лишний вес и др.), то риск заболевания возрастает.

На развитие некоторых заболеваний влияют и отдельные специфические факторы риска. Так, например, на развитие рака шейки матки влияют раннее начало половой жизни (до 18 лет), роды в возрасте до 20 лет и после 40 лет, ранняя менопауза, частые аборты в анамнезе, частая смена половых партнеров, наличие папилломовирусной или герпетической инфекции.

Вместе с тем, установлено, значительное влияние поведенческих факторов риска на состояние здоровья человека. К наиболее распространенным относятся - избыточная масса тела, курени, злоупотребление алкоголем, низкая физическая активность.

Анализируя влияние факторов риска на возникновение и развитие хронических неинфекционных заболеваний, частое их сочетание и усиление эффекта при этом, можно сделать вывод о том, что факторы риска явля­ются синергистами в отношении развития хронических неинфекционных заболеваний, и поэтому любая комбинация из двух и более факторов увеличивает степень риска возникновения заболевания.

Интегрированный подход является одним из основных направлений стратегий массовой первичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний (ХНЗ) на уровне ПМСП. При таком подходе отдельные лица, семья и общество оказываются в центре внимания системы здравоохранения, а медицинский работник, представляя собой первое звено контакта общества с системой здравоохранения становится активным участником программы.Концепция интеграции основана на признании общей природы факторов, связанных с образом жизни, в развитии основных неинфекционных болезней; этот факт основывает интеграцию усилий и ресурсов, особенно в рамках ПМСП.

Интеграция имеет несколько трактовок. По одной из них один фактор риска может иметь отношение к развитию нескольких болезней (например, влияние курения на возникно­вение и развитие рака легкого, хронического бронхита, ишемической болезни сердца, болез­ней пищеварительной системы). По второй трактовке можно интегрировать действия, на­правленные против нескольких факторов риска, которые считаются важными в развитии од­ной болезни (например, влияние алкоголя, курения, ожирения, стресса на возникновение и развитие ишемической болезни сердца). Но чаще всего, интегрированную профилактику рас­сматривают как направленную одномоментно на несколько факторов риска и несколько классов болезней (например, влияние курения и злоупотребления алкоголем на возникнове­ние рака легких, ишемической болезни сердца и болезней желудочно-кишечного тракта).

Роль медицинского работника в профилактике факторов риска и заболеваний на уровне ПМСП заключается в следующем: 1 этап - выявление факторов риска; 2 этап - отбор лиц по факторам риска на первичную профилактику; 3 этап - практическое вмешательство по фак­торам риска (в течение года); 4 этап - контроль и наблюдение за динамикой факторов риска (ежегодно); 5 этап - оценка результативности вмешательства (ежегодно)

Методы проведения профилактической работы с населением:

Целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное и групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;

Проведение диспансерных медицинских осмотров с целью оценки динамики состояния здо­ровья, развития заболеваний для определения и проведения соответствующих оздоровитель­ных и лечебных мероприятий;

Проведение курсов профилактического лечения и целевого оздоровления, в том числе ле­чебного питания, лечебной физкультуры, медицинского массажа и иных лечебно-профилак­тических методик оздоровления, санаторно-курортного лечения;

Проведение медико-психологической адаптации к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.

Существуют различные стратегии профилактики на уровне ПМСП : 1) индивидуальная, 2) групповая и 3) популяционная профилактика.Индивидуальная профилактика заключается в проведении медицинскими работниками бесед, консультаций, в течение которых медицинский работник должен информировать пациента о факторах риска, их влияние на усугубление течения хронического заболевания, дать рекомендации по изменению образа жизни. Индивидуальная работа позволяет врачу установить возможные причины развития осложнений ХНЗ и своевременно их предупредить.Профилактика на групповом уровне заключается в проведении лекций, семинаров для группы пациентов, имеющих одинаковые или схожие заболевания. Одной из форм работы на групповом уровне является организация «школ здоровья», например, «школа диабета», «школа артериальной гипертонии», «астма-школа». Во время врачебного приема бывает сложно оказать весь комплекс мероприятий по вторичной профилактике, поэтому эти пациенты могут обучаться в «школах здоровья». Цель «школ здоровья» заключается в информировании пациентов о заболевании, факторах риска, а также обучение навыкам изменения поведения, формировании здорового образа жизни.Популяционная профилактика включает массовые мероприятия, проводимые для всего населения, например, йодирование продуктов соли и мучных изделий, широкая пропаганда и распространение оздоровительных методов.

Иллюстративный материал: 10 слайдов в программе «RowerPoint».

Литература:

1. Аканов А.А., Тулебаев К.А., Айтжанова Г.Б. Руководство по формированию здорового образа жизни, профилактике заболеваний и укреплению здоровья. – Алматы, 2002. – 250 с.

2. Аканов А.А., Тулебаев К.А., Назирова И.Н. и соавт. Руководство по пропаганде здорового образа жизни и профилактике заболеваний. - Астана, 2007. – 115 с.

3. Аканов А.А., Сейсенбаев А.Ш., Аканова Г.Г. и соавт. Алгоритмы действий медицинских работников на уровне ПМСП по основным факторам риска ХНЗ. - Алматы, 2000. - 40 с.

4. Арингазина А.М., Егеубаева С.А. Укрепление здоровья: теория и планирование программ. - Алматы, 2003. – 158 с.

5. Доскалиев Ж.А., Диканбаева С.А., Аканов А.А. Управление организацией и проведением мероприятий по профилактике наиболее значимых заболеваний. - Алматы, 2004. – 47 с.

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные критерии образа жизни

2. Дайте групповую классификацию факторов риска.

3. Дайте определение укрепления здоровья.

4. Укажите виды медицинской профилактики.

5. Перечислите основные программы формирования здорового образа жизни, реализуемые ВОЗ.

Здоровый образ жизни.

Профилактическая работа в школе.

1. «Правильное питание»

2. «Здоровое поколение – здоровье нации»

Профилактика курения.
Профилактика алкоголизма и наркомании.
Профилактика СПИДа.
Основные направления профилактики в школе:
Анализ анкетирования на тему: «Курение»
Анализ ситуации по табакокурению
Анализ анкетирования на тему: «Алкоголь»
Сравнительный анализ причин употребления и альтернатив употребления наркотиков подростками.
Анализ анкетирования по вопросам ВИЧ/СПИДа.
Закон «О предотвращении распространения на территории РФ заболевания, вызываемого ВИЧ

3. «Твой выбор».

Заключение.

Литература.

Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

Низкий уровень нравственной культуры населения ведет к росту социально опасных явлений, масштабы которых увеличиваются в геометрической прогрессии.

Увлечение наркотиками, особенно среди молодежи, достигло критического уровня. Преступность и насилие – наиболее очевидные результаты их распространения. Не менее серьезными последствиями употребления наркотиков являются безнравственность, незаконченное образование и разрушение жизни.

Растет среди подростков и употребление алкоголя, поскольку алкоголь легко доступен и его употребление приемлемо в обществе.

Порой спрашивают, а с какого возраста следует вести пропаганду ЗОЖ? Профилактику вредных привычек родителей-задолго до появления ребенка на свет. Первые же понятия по ЗОЖу ребенку необходимо прививать с возраста, когда он начинает активно познавать мир, т. е. с 2-3 лет. И этот процесс должен непрерывно продолжаться всю человеческую жизнь. Именно со школы, а еще лучше в дошкольном учреждении должен закладываться фундамент трезвого поколения.

В последние годы у детей все чаще появляются неврозы, все чаще дети не могут справиться со школьными трудностями, с конфликтными ситуациями. Не научившись справляться со стрессом, не умея выражать и принимать себя и свои чувства, дети прибегают к деструктивным формам поведения, попадая в криминальные группировки, приобщаясь к употреблению психоактивных веществ. На учете в наркологических диспансерах находятся дети 8-9 лет. Младший школьный возраст считается непроблемным, в литературе ему мало уделяется внимания и не придается особенного значения в области профилактики отклоняющегося поведения и употребления наркотиков и алкоголя. Но именно в этом возрасте формируются многие физиологические и психические особенности ребенка. В зависимости от того, как пройдет этот период, зависит его дальнейшая жизнь.

Младший школьный возраст - это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, еще до того как дёти приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества. Детям важно, как они приобретают новые знания. Если этот процесс будет навязанным и вынужденным, дети не усвоят новой информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым источником.

Профилактическую работу с подростками необходимо вести очень тонко, без раскрытия технологии изготовления и применения того или иного наркотика, (о том, где и как произрастают наркотические растения, как изготовляют наркотики, как их применяют, их внешний вид и т. д.). Такая информация может спровоцировать их на опробование наркотиков и других отравляющих веществ

Работу проводить дифференцированно, без запугивания или риска. Известно, что подростки считают всякий риск вполне естественным, а запугивание без глубокого разъяснения проблемы дает эффект порой сиюминутный

Необходимо говорить о непредсказуемости наркомании и токсикомании, о том, что наркотический взрыв может быть моментальный с первого пригубления, вдыхания или укола, говорить не просто о физиологии в целом, а конкретно о влиянии наркотика на мозг: о том, что процессы, происходящие в организме после приема наркотика, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. Показать, что потребление наркотиков, алкоголя и табака сейчас немодно и крайне вредно влияет на спортивные возможности юноши, на внешность девушки. Подчеркнуть в беседе, что наркоман или токсикоман - это автомат, робот, управляемый наркотиком и прочими ядами. Раскрывая перед учащимися опасность потребления алкоголя, основное внимание следует сконцентрировать на том огромном ущербе, который наносят пьянство и алкоголизм экономике страны, производительности и качеству труда, работоспособности людей.

Необходимо убеждать подростков в том, что жизнь может предоставить им много интересного, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций. Вовлекать подростков в общественную деятельность, которая потребует от них выработки положительных качеств, будет способствовать профилактике отклоняющегося поведения. Задача учителя - из просвещенного подростка воспитать социально неравнодушную личность, которая в любой ситуации сможет противостоять наркомании.

Профилактическая работа в школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ивановская средняя общеобразовательная школа» расположена в Ступинском районе Московской области. Школа сельская, поэтому имеет свою специфику, одной из которых является большая роль педагогического коллектива не только в обучении, но и в воспитании, так как родители большей частью работают вне пределов села, возвращаются домой уже поздно и заняты, прежде всего, проблемой зарабатывания денег. Многие современные родители не уделяют достаточного времени общению со своими детьми, не обладают достаточным уровнем психолого-педагогической и правовой культуры. Они не могут оказать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку в результате чего, подростки оказываются одинокими и психологически беспомощными в связи с утратой связи с родителями.

Среди населения велика доля равнодушия, нейтральности и терпимости к происходящим вокруг негативным явлениям, родители очень часто подвержены ошибочной иллюзии, состоящей в уверенности в том, что беда наркомании не может коснуться их ребенка. Это в какой-то степени отражает эффект «привыкания», а в некоторых случаях осознания собственного бессилия в борьбе не просто с наркоманией, а в борьбе за физическое и психическое здоровье конкретного близкого, родственника, друга, знакомого.

В школе обучается 123 чел, неполные семьи – 31, многодетные семьи -8 – 15 чел, опекаемые – 1, малообеспеченные семьи – 37, стоят на ВШУ – 9 чел, неблагополучные семьи, стоящие на учёте КДН и ЗП – 3..

В антиалкогольной работе школы принимают участие все члены педагогического коллектива, независимо от предмета, который они ведут,- здесь для каждого есть достаточно обширное поле деятельности. Стремимся к расширению социальных связей - подключаем к этой работе родителей учащихся, сотрудников ОДН ГУ ОВД, КДН и ЗП,. специалистов организаций, проводящих профилактическую работу («Оптималист Подмосковья», кризисный центр «Надежда»). Главное – это объединение образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общего результата:

  • снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру;
  • снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом;
  • снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ).

Остановить поток негативных явлений среди подростков, считаем возможным через возрождение нравственных идеалов, которые помогают человеку определить свою жизненную позицию, и через широкую пропаганду здорового образа жизни.

Одним из основных направлений деятельности школы является профилактика социально опасных явлений и формирование здорового образа жизни.

Цель: поднятие престижа нравственных ценностей и здорового образа жизни в подростковой среде.

В школе накоплен определенный положительный опыт по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, наркомании, ВИЧ-инфекции и других социально опасных явлений, по формированию ЗОЖ среди учащихся и их родителей.

Администрация школы тесно взаимодействует с различными ведомствами системы профилактики.

Так, например, в начале каждого учебного года планируется совместная с ОДН ГУ ОВД деятельность по организации профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.

В школе создана система сбора, обработки, хранения информации, в том числе оперативной, по различным категориям учащихся и их семьями, а также направлениям профилактической деятельности (занятость, оздоровление учащихся и т.д.).

Профилактическая работа начинается с ликвидации факторов риска. В самом начале обучения изучаются семьи школьников, выявляются преобладающие в них взгляды на наркотические вещества и особенности «антинаркотического» поведения и воспитания. В результате можно уже заранее предвидеть, кто из школьников может стать своеобразным лидером среди ребят. Начало употребления никотина и алкоголя подростками,- явный признак ненормального развития личности. Здесь может быть две причины:

  1. воспитание окружающими (обычно взрослыми) у подростка некритического отношения к наркотическим веществам как к естественному, допустимому, желательному и даже необходимому компоненту жизни;
  2. недостаточно сформированная у школьника потребность в обучении, утрата им этой потребности, отчуждение от школы и как итог-переход из школьного коллектива в среду уличных компаний.

Кроме отсутствия потребности в учебе, существует целый ряд обстоятельств, способствующих приобщению подростка к наркотическим веществам. Общей предпосылкой к отклонениям в поведении в подростковом и юношеском возрасте, в том числе и к такой разновидности наркотизации, как потребление алкоголя, является незрелость личности. В подростковом возрасте чрезвычайно сильны стремление к самоутверждению, как среди сверстников, так и в общении с взрослыми, склонность к подражанию, протесту против опеки старших. Создается ситуация, когда подросток стремится жить «по взрослому», не имея для этого опыта, ни знаний. Он еще плохо ориентируется в разлнчных образцах социального поведения, не всегда выбирает для подражания лучшие. Так же обстоит и с взглядами на наркотические вещества. Подросток поневоле приобщается к доминирующему в его ближайшем окружении отношению к ним.

Особое внимание уделяется группе учащихся, имеющих отрицательные отклонения в своём поведении. Такие подростки общаются между собой ежедневно, проводя вместе по 6-8 часов.

Совместно с врачом амбулатории выявляются отклонения в здоровье школьника, в случае необходимости родителям рекомендуется показать ребёнка специалисту, в том числе и детскому психиатру.

В процессе сбора первичной информации мы получаем возможность выявить наиболее нуждающиеся в социальной и психолого-педагогической поддержке категории семей (инвалиды, многодетные, опекаемые, дети группы «риска», подростки, стоящие на ВШУ, внешнем (ОДН, КДН и ЗП), семьи, находящиеся в социально опасном положении и т.п.).

Имеется положительный опыт организации профилактической работы с учащимися. Действует Совет профилактики. Представители Совета учащихся школы приглашаются на заседания, ведут подшефную работу с неуспевающими детьми. Органы ученического самоуправления: создают общешкольное волонтерское движение (12 чел - учащиеся 7–11 классов), проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях.

В целях профилактики и пропаганды здорового образа жизни в школе введены программы:

  • «Правильное питание» в объёме 15 часов, за счёт занятий в группе продлённого дня.
  • «Здоровое поколение – здоровье нации» в объёме 12 часов в 5 классе и 8 часов в 6, 7 и 8 классах за счёт уроков ОБЖ, биологии и классных часов.
  • «Твой выбор» в объёме 8 часов в 10 и 11 классах за счёт классных часов.

Цели:

  • привлечение несовершеннолетних, прежде всего категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности,
  • профилактика всех видов зависимости и пропаганда ЗОЖ
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся.
  • привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
  • создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.

Задачи:

  • снижение уровня заболеваемости учащихся;
  • соблюдение валеологических требований на занятиях;
  • формирование у педагогов, учащихся и родителей здорового образа жизни;
  • формирование системы спортивно- оздоровительной работы;
  • проведение разъяснительной работы с несовершеннолетними на правовые темы,
  • организация совместной работы всех заинтересованных служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся,
  • профессиональная ориентация учащихся

Краткое обоснование

Статистические данные за последние три года показывают высокую заболеваемость детского населения в с. Ивановское. Анализ показал, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, снижением уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.

В работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся принимают участие педагогический состав школы, работники Ивановской амбулатории, ЦГСЭН, организации, проводящие профилактическую работу и родители.

Ожидаемые результаты

  1. Снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.
  2. Создание действующей системы работы с социумом села и другими организациями по формированию здорового образа жизни.
  3. Формирование здорового образа жизни в семье.
  4. Разработка и соблюдение валеологических требований на занятиях.
  5. Улучшение организации питания учащихся.
  6. Повышение уровня материально-технического оснащения школы.

Деятельность по реализации.

  • улучшение материально-технического обеспечения школы
  • использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; диагностика, коррекция и развитие учащихся;
  • соблюдение валеологических требований на занятиях (физкультминутки, подвижные перемены);
  • формирование системы спортивно-оздоровительной работы;
  • контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья учащихся;
  • контроль за инфекционными заболеваниями;

В начальной школе «Правильное питание» проводится в клубный час в группе продлённого дня.

Болеть не нравится никому. Каждому человеку хочется оставаться здоровым, и никогда не сталкиваться с врачами и аптеками. Но, как показывает практика, большинство людей систематически болеет разными заболеваниями, развития которых вполне можно было бы избежать. может состоять из множества пунктов. Это и методы специфической профилактики, представленные вакцинацией и приемом особенных иммуностимулирующих, противовирусных и прочих аналогичных средств, и способы неспецифического укрепления общего здоровья и иммунитета. Как раз к последним можно с уверенностью отнести особенный ритм жизни, ведь здоровый образ жизни – это профилактика заболевания человеком и, притом, очень и очень действенная.

Современные люди владеют информацией о необходимости здорового образа жизни. Но при этом мало кто применяет эти знания на практике. Мы ведем малоподвижный образ жизни, питаемся большими объемами пищи и имеем совсем немного свободного времени. При этом общая скорость жизни на порядок увеличилась, что привело к возрастанию количества стрессовых факторов. Все эти особенности жизни современного человека приводят к росту заболеваемости. Правильная организация образа жизни помогает предупредить большую часть таких недугов и оздоровить организм в целом.

Здоровый образ жизни - профилактика заболеваний самым простым способом!

Замечательный оздоравливающий эффект дают систематические , к примеру, в лесопарковой зоне.

Вредные привычки

Соблюдение здорового образа жизни подразумевает отказ от табакокурения, спиртных напитков и вредных пищевых пристрастий (фастфуда, соленой пищи, чипсов, газировки и сладостей).

Укрепление организма для профилактики заболеваний

Для оздоровления организма и предупреждения недугов стоит ещё и заняться укреплением всего тела и закаливанием. Для активизации и улучшения иммунитета можно использовать аптечные препараты, повышающие защитные силы. Такие лекарства представлены элеутерококком и , а также домашними фитопрепаратами.

Замечательный эффект дает проведение закаливания. С этой целью можно прибегать к приему (даже с минимальным перепадом температур).

Здоровый образ жизни для профилактики заболеваний подразумевает внимательный контроль над состоянием психики и нервной системы. Ведь многие болезни и раннее старение провоцируются волнением, стрессами, напряжением и раздражительностью.

Также, чтобы оставаться здоровым, нужно контролировать массу тела и не допускать набора избыточного веса. Следует периодически посещать врачей для проведения профилактических осмотров.

Народные средства

Препараты народной медицины могут стать отличной находкой для тех людей, которые заботятся о своем здоровье и ведут здоровый образ жизни. Они отлично оздоравливают организм и предупреждают разные заболевания.

Так отличный оздоравливащий и иммуноукрепляющий эффект дает прием лекарства из столовой ложечки , столовой ложечки домашнего и столовой ложечки (также можно использовать , клюквы либо брусники). Растворите эти компоненты в двухстах миллилитрах воды, перемешайте хорошенько и выпейте с утра натощак.

Для улучшения иммунитета и для профилактики самых разных заболеваний специалисты народной медицины советуют соединить равные доли цветков ромашки и бессмертника, травки тысячелистника и березовых почек. Измельчите и перемешайте все компоненты. Десертную ложечку такого сбора заварите стаканом крутого кипятка. Выдержите средство на кипящей водяной бане в течение пятнадцати минут. Процедите готовое лекарство и выпейте за сутки в три приема. Проводите такое лечение в течение одного месяца.

Для укрепления здоровья и для профилактики заболеваний нужно приготовить лекарство из двухсот грамм листиков алоэ (желательно трех-пятилетнего), ста грамм листиков каланхоэ, ста грамм плодов шиповника. Проверните подготовленное сырье сквозь мясорубку. Залейте его полулитром очищенной водки. Настаивайте такое лекарство в довольно темном месте в течение полутора недель, после влейте в готовящуюся настойку двести грамм меда и столовую ложечку свежеотжатого чесночного сока. Настаивайте на протяжении еще одной недели, после процедите. Принимайте готовое средство по столовой ложечке трижды на день непосредственно перед трапезой.

Замечательный общеукрепляющий и оздоравливающий эффект дает прием лекарства из корня родиолы розовой. Измельчите его хорошенько. Чайную ложечку подготовленного сырья заварите стаканом только вскипевшей воды. Настаивайте лекарство в термосе в течение двух часов, после чего процедите и подсластите медом. Принимайте готовое средство, как чай – по паре-тройке стаканов на день.

В зимнее время стоит принимать особенный оздоравливающий салат. Для его приготовления нужно пропустить сквозь мясорубку килограмм очищенных корней сельдерея, а также один крупный лимон с цедрой. Добавьте в емкость сто двадцать пять грамм меда и перемешайте хорошенько. Отправьте средство в холодильник. Принимайте по чайной ложечке примерно за сорок минут до трапезы.

Для того чтобы сохранять здоровье в течение всей жизни нужно не так уж много: следует всего-навсего придерживаться основных вышеперечисленных рекомендаций.

Егорьевский детский дом Московской области

Беседа

«Профилактика здорового

образа жизни»

Подготовила:

воспитатель

Журавлева Е.И.

2015 год

Цель: профилактика здорового образа жизни

Информация для обсуждения

Что же такое «Здоровье»?

При встречах и расставаниях с близкими и дорогими людьми желаем им доброго здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простых правил здорового образа жизни. Некоторые, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь. Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные моменты:

    Правильный режим труда и отдыха;

    Искоренение вредных привычек;

    Рациональное питание;

    Оптимальный двигательный режим;

    Личная гигиена, закаливание.

«Режим труда и отдыха»

«Долго живет тот, кто много и хорошо

работает в течение всей жизни»

Ученик должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий в школе и обеда необходимо потратить 1,5 и 2 часа на отдых. Отдых после учебы вовсе не означает, что надо лечь в кровати и лежать. Надо дать отдых глазам, так как во время учебы они устают, после нахождения в помещении часть времени отдыха хорошо проводить на свежем воздухе. После отдыха наступает второй период, когда можно выполнять домашнее задание. Все дела лучше завершить до 18.00, так как после этого времени организму тяжелее будет сосредоточиться.

«Вредные привычки»

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье их будущих детей. Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека.

Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле.

Как установили специалисты, через 5 – 9 минут после выкуривания одной только сигареты сила мышц снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается восприятие учебного материала.

Кроме того, курение опасно не только для самого курильщика, но и для окружающих его людей. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается тем, кто находиться рядом сними. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни – в детстве и юности, а также в старческом возрасте.

«Режим питания»

Следующей составляющей здорового образа жизни является правильный режим питания, который обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

Вредно во время еды читать, решать сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть, обжигаясь горячей пищей, глотать большие куски пищи, не пережевывая. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку. Тщательное пережевывание, измельчение пищи помогает нашему организму лучше ее усвоить и принести больше пользы.

«Двигательная активность»

Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни. Занятия физическими упражнениями и спортом помогают укрепить здоровье, формируют хорошую фигуру и являются профилактикой различных заболеваний.

Общая двигательная активность включает утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, работы по самообслуживанию, ходьбу. Нормы общей двигательной активности точно не определены, однако японские ученые считают, что подросток должен в день делать минимум 10-15 тысяч шагов.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Регулярные занятия спортом в полной мере развивают все эти качества.

« Закаливание»

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество-выносливость. В сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, это обеспечивает растущему организму надежный щит против многих болезней.

Есть много способов закаливания – от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком – замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание – высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания. Еще одним действенным закаливающим средством может быть контрастный душ, то есть обливание попеременно то горячей, то холодной водой. Закаливание – мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность.

«Личная гигиена»

«Чистота - залог здоровья»

Но за этим простым выражением стоит целый комплекс правил личной гигиены и здоровья.

Соблюдение правил личной гигиены не составляет особого труда, но их знание и выполнение помогает сохранить здоровье человеку. Личная гигиена и здоровье неразрывно связаны между собой.

Привычка мыть руки является самой лучшей профилактикой инфекционных заболеваний. В Азии и Африке высока детская смертность от «болезней грязных рук» - дизентерии, гепатита А и других подобных заболеваний. Но даже в цивилизованных странах Европы, как показало исследование «Грязные руки», количество бактерий на руках превосходит все мыслимые нормы примерно у трети населения, принявшего участие в данном исследовании. Итак, мы должны:

    Чистить зубы утром и вечером, поскольку в полости рта обычно находиться значительное количество микробов;

    Тщательно мыть руки с мылом после посещения туалета, перед едой;

    Принимать душ;

    Носить чистую одежду.

«Хорошее настроение»

Если человек в хорошем настроении, он становиться добрее, отзывчивее и красивее. Любое дело у него спориться, куда-то уходят тревоги и заботы, кажется, что нет ничего невозможного. Изменяется выражение его лица, в глазах появляется особая теплота, приятнее звучит голос, движения приобретают легкость, плавность. К такому человеку невольно тянутся люди.

Но все меняется, если настроение у человека плохое. Словно черная туча окружает его. Он еще ничего не сказал, но уже можно ожидать неприятностей.

Мы можем сами создавать себе хорошее настроение.

Хорошее настроение

начинается с утра!

Начните утро с гимнастики. Ведь гимнастика – это не просто физические упражнения, она помогает нашему организму перейти от сна к бодрствованию, активной деятельности. Гимнастика – это еще и способ эмоциональной зарядки на весь день.

Особенно стимулирует психику новизна впечатлений, вызывающая положительные эмоции. Под влиянием красоты природы человек успокаивается, а это помогает ему отвлечься от обыденных мелочей. Уравновешенный, он приобретает способность смотреть вокруг себя словно сквозь увеличительное стекло. Обиды, спешка, нервозность, столь частые в нашей жизни, растворяются в великом спокойствии природы и ее бескрайних просторах.

Для закрепления материала воспитанникам предлагается провести практические занятия по усвоенному материалу и в течении следующего дня они строго придерживаются правилам, которые следуют из беседы.