К федеральным судам не относится. Их соотношение с федеральными судами

Конституция РФ закрепляет: «Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Правосудие же достигается деятельностью судов. Судебная власть в РФ согласно принципу разделения властей является самостоятельной ветвью власти. Задача судебной власти – отправление правосудия.

Отправление правосудия – установленная законом процессуальная деятельность судов, направленная на разрешение споров о действительном или предполагаемом нарушении норм права в порядке гражданского, административного, уголовного судопроизводства. Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в коллегиальном или единоличном (в суде первой инстанции) составах. Непосредственно отправление правосудия осуществляют судьи, которые в своей деятельности независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам и обладают особым статусом судьи.

Судьи в РФ осуществляют деятельность в соответствии с принципами:

1) правосудие осуществляется только судом;

2) отправление правосудия осуществляется только от имени РФ.

Конституция РФ устанавливает основные принципы судопроизводства в РФ:

1) гласность судопроизводства;

2) непосредственное рассмотрение дел судами;

3) состязательность и равноправие сторон.

Гласность означает, что суды рассматривают дела открыто, т. е. в зале судебного заседания при рассмотрении дела могут присутствовать все желающие лица, если слушаемое дело не затрагивает личную, служебную, коммерческую, государственную и иную охраняемую законом тайну (в этих случаях проводится закрытое заседание). Конституционный принцип непосредственного рассмотрения судом дел означает недопустимость проведения заочного разбирательства уголовных дел и гражданских в том случае, если рассмотрение дела не назначено в отсутствие заинтересованных в качестве санкции за их виновное поведение. Принцип судебного разбирательства на основе состязательности равноправия сторон означает, что стороны в своих правах на защиту и обязанностях по доказыванию равны. Конституция РФ устанавливает особое право лиц, обвиняемых в совершении преступления и привлекаемых к уголовной ответственности, на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Рассмотрение дела с участием присяжных заседателей осуществляется на основании ходатайства подсудимого. Суды РФ образуют судебную систему РФ, которая представляет собой совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ.

Федеральные суды:

1) Конституционный Суд РФ;

2) Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Суды субъектов РФ: 1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ; 2) мировые судьи.

Федеральные суды общей юрисдикции в Российской Федерации: правовые основы, виды, функции.

Суд общей юрисдикции - это суд, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суды автономных областей, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

К федеральным судам в судах общей юрисдикции относятся также специализированные суды (это не чрезвычайные суды, и их создание не вызвано чрезвычайной ситуацией). В настоящее время в РФ нет специализированных судов, хотя концепция развития судебной системы предусматривает в частности создание административных, ювенальных и миграционных судов.

Для автоматизации деятельности судов общей юрисдикции всех уровней используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие»).

Верховный Суд РФ

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

3. Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции.

4. Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

5. Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики.

6. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

Районные суды - основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционном порядке. Районные суды образуются в соответствии с федеральными законами в районах, районах в городах (в крупных городах), а также в городах (в последнем случае они называются городскими судами).

Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел.

Мировые судьи Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1. уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы;

2. дела о выдаче судебного приказа;

3. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4. дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, при стоимости имущества, не превышающей 50 000 рублей;;

5. иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

6. дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 50 000 рублей;

7. дела об определении порядка пользования имуществом;

8. дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях либо законами субъектов Федерации.

Военные суды

Военные (флотские) окружные суды это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами. Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск (второе звено); военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).
Военные суды рассматривают уголовные дела:
а) о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицами офицерского состава, прапорщиками, мичманами, сержантами и матросами органов Федеральной службы безопасности;
б) о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении воинской части, военном учреждении, заведении, предприятии и военной организации (ст.ст.9, 12 Положения о военных трибуналах). Система военных судов занимается также разрешением гражданских дел между военнослужащими и Министерством обороны (иными федеральными органами, где предусмотрена военная служба) и рассмотрением дел об административных правонарушениях военнослужащих, подведомственных согласно КоАП РФ судам общей юрисдикции.

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

· Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

· федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

· арбитражные апелляционные суды;

· арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах

Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее - организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

К судам субъектов Российской Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и являющиеся судами общей юрисдикции мировые судьи (ч. ч. 2 - 4 ст. 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации создается субъектом Российской Федерации. Это аналог Конституционного Суда РФ, но на уровне не Российской Федерации, а всего лишь субъекта Российской Федерации. И соответственно, он рассматривает вопросы соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации не Конституции РФ, а конституции (уставу) субъекта Российской Федерации. Кроме того, он правомочен производить толкование самой конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно разрабатывается и устанавливается законом субъекта Российской Федерации порядок осуществляемого конституционным (уставным) судом данного субъекта Российской Федерации судопроизводства. Между тем одно из положений, составляющих данный порядок, закреплено в ч. 4 ст. 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации". Оно заключается в том, что решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Так как это не федеральный орган, а суд субъекта Российской Федерации, то и его финансирование производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, а не за счет федерального бюджета.

Судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации являются мировые судьи. Компетенция, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации", а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

В отличие от конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации порядок судопроизводства, осуществляемого мировыми судьями по уголовным и гражданским делам, устанавливается УПК и ГПК, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов Российской Федерации. Несмотря на то что мировые судьи признаются судами субъекта Российской Федерации, правосудие они должны осуществлять именем Российской Федерации.

3.4. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции.

Первая инстанция, апелляционная инстанция,

кассационная инстанция, надзорная инстанция,

возобновление производства по делу ввиду новых и

вновь открывшихся обстоятельств

(пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся или

новым обстоятельствам)

3.4.1. Звено судебной системы

В зависимости от того, о каком виде судов идет речь, суды, составляющие судебную систему Российской Федерации, подразделяются на определенные группы - звенья. У федеральных судов общей юрисдикции три звена, пять звеньев у арбитражных судов. Конституционный Суд РФ один, поэтому понятие звена судебной системы к нему неприменимо.

Под звеном судебной системы Российской Федерации понимается совокупность судов, обладающих равной компетенцией. В то же время следует иметь в виду, что применительно к федеральным судам общей юрисдикции третьего (высшего) звена понятие равной компетенции применяется с определенной долей условности, так как в это звено исторически принято включать Верховный Суд РФ и все военные суды, в том числе окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Применительно же к системе арбитражных судов обособленное место занимает Суд по интеллектуальным правам. Он обладает специфической компетенцией, и поэтому его не следует включать в какое-либо из четырех существовавших еще до его создания звеньев системы арбитражных судов.

К судам второго (среднего) звена федеральных судов общей юрисдикции относятся областные, краевые суды, Верховные суды республик, суды автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Эти суды осуществляют правосудие путем рассмотрения дел не только по первой инстанции, но и в апелляционном, кассационном порядке и по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств).

Суды первого (основного) звена федеральных судов общей юрисдикции - это все виды районных судов. Судами данного звена рассматривается большое количество уголовных и гражданских дел, а кроме того, подведомственные судам общей юрисдикции дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации. Они осуществляют правосудие по делам об административных правонарушениях, а равно разрешают уголовные и гражданские дела по первой, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

Нижестоящими по отношению к районным судам являются мировые судьи, которые не входят в систему федеральных судов общей юрисдикции. Они образуют одно из звеньев судов субъектов Российской Федерации.

Система арбитражных судов в отличие от системы федеральных судов общей юрисдикции по своей структуре состоит из пяти, а не из трех звеньев. Первое звено в ней отведено арбитражным судам субъектов Российской Федерации. Второе - арбитражным апелляционным судам. Третье - федеральным арбитражным судам округов. И наконец, четвертое - Высшему Арбитражному Суду РФ. Самостоятельным звеном системы арбитражных судов является Суд по интеллектуальным правам.

Звеном судебной системы субъектов Российской Федерации и в этом смысле звеном судебной системы Российской Федерации следует также признавать конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

3.4.2. Понятие и виды судебных инстанций

Звено - это понятие судоустройственное. Судебная инстанция - судопроизводственное. Судебная инстанция - это предусмотренный законом порядок рассмотрения дела в суде.

Судебной системе Российской Федерации известно пять общих порядков осуществления правосудия (пять инстанций).

1. Рассмотрение дел по первой инстанции.

2. Апелляционная инстанция.

3. Кассационная инстанция.

4. Надзорная инстанция.

5. Возобновление производства по делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств (пересмотр судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам).

Федеральным процессуальным законом предусмотрен еще как минимум один порядок осуществления правосудия - конституционное судопроизводство. Конституционным Судом РФ разрешаются дела о соответствии Конституции РФ нормативно-правовых актов и некоторые иные дела.

Так как правосудие осуществляется и при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а требования к порядку рассмотрения дел об административных правонарушениях отличаются от тех, что предусмотрены для любой из вышеперечисленных инстанций, налицо седьмой порядок рассмотрения дела судом - рассмотрение судом дел об административных правонарушениях.

Первая инстанция

Рассмотрение дел по первой инстанции - основная, главенствующая часть уголовного, гражданского и арбитражного процессов. Именно здесь впервые осуществляется правосудие и реализуется основная часть всех принципов правосудия, от открытого разбирательства дел во всех судах до независимости судей и подчинения их только закону и др.

Судопроизводство по первой инстанции отличается от других порядков осуществления правосудия тем, что при этом доказательства впервые исследуются судом непосредственно.

При рассмотрении уголовного дела по первой инстанции могут быть осуществлены допросы, осмотры (вещественных доказательств, местности и помещений), следственные эксперименты, предъявления для опознания, освидетельствования, оглашены показания, данные во время предварительного расследования, а равно протоколы следственных действий, заключения экспертов (специалистов), приобщенные к делу или представленные в судебном заседании документы, воспроизведена звукозапись показаний, назначена и произведена судебная экспертиза.

Однако в связи с такой чертой данной инстанции, как непосредственность, во время судебного разбирательства протокол допроса свидетеля, составленный на стадии предварительного расследования, не зачитывается, если есть возможность всем составом суда заслушать показания свидетеля. По этим же причинам суд не знакомится с протоколом осмотра предмета - холодного оружия, а осматривает само вещественное доказательство и т.п. В судебное заседание вызываются подсудимый, стороны, свидетель и другие заинтересованные лица.

Суду предоставляется возможность самому непосредственно, а не при помощи органов предварительного расследования проанализировать предъявленное подсудимому обвинение (обстоятельства спора), разрешить вопрос о его виновности или невиновности, о назначении виновному наказания и вынести обвинительный либо оправдательный приговор (решение по существу дела).

Судом, рассматривающим дело по первой инстанции, может выступать любой суд судебной системы, за исключением арбитражного апелляционного суда. Существенно отличается от общепринятого порядок рассмотрения дела Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации. Но и он может именоваться рассмотрением дела по первой инстанции с одним уточнением - иных инстанций в конституционном (уставном) судопроизводстве не предусмотрено.

Апелляционная инстанция

Апелляционная инстанция в современной российской судебной системе появилась сначала в арбитражном процессе. В настоящее время она имеется также в уголовном и гражданском процессе судов общей юрисдикции. В апелляционном порядке вышестоящие суды проверяют законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным нижестоящими судами в первой инстанции, повторно рассматривая дело.

Судебная система России - это созданная в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ" единая совокупность всех федеральных судов и судов субъектов РФ, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними целями и задачами , реализующих судебную власть.

Судебная система России устанавливается только Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ".Судебную систему РФ составляют только суды, учрежденные в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ". Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ", не допускается.

В самом общем виде судебная система состоит из самостоятельных и организационно обособленных друг от друга ветвей (подсистем). Все суды, входящие в судебную систему РФ, подразделяются на две основные группы: федеральные суды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

1) Конституционный Суд РФ;

2) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов 1 ,

районные суды,

военные и

специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) , арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов ;

4) Дисциплинарное судебное присутствие.

К судам субъектов Российской Федерации относятся :

1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

2) мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Какие-либо иные суды, помимо указанных выше, на территории России создаваться и действовать не могут. Соответственно, любые организации, в т.ч. и те, в наименовании которых присутствует слово "суд" (например, третейский суд, в т.ч. международный коммерческий арбитраж), не являются органами судебной власти.

Основные признаки (черты)судебной системы:

1) О единстве судебной системы РФ, включая все ветви (подсистемы) судов можно говорить в известных пределах. Все они имеют единые задачи по охране конституционного строя, защите прав и свобод личности и других социальных ценностей. Прослеживается определенная общность принципов организации и деятельности всех судов , осуществляющих судопроизводство в различных формах. Все они действуют на основе Конституции РФ, применяют в своей деятельности единые материальные законы, осуществляют функции в соответствии с процессуальными законами, которые имеют многие общие черты.

Судебная система - это не просто сумма судов, это их логически завершенная совокупность, где между всеми судами имеется органичная взаимосвязь, единство. Федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ" в ст. 3 определяет, что единство судебной системы России обеспечивается путем:

Установления судебной системы РФ Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

Соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

Применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

Признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

Законодательного закрепления единства статуса судей;

Финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. Вместе с тем следует учитывать, что имеются существенные различия в предмете , и следовательно, конкретных задачах судов различных ветвей судебной власти; отсутствует организационная и функциональная взаимосвязь , суды трех ветвей судебной власти по существу обособлены друг от друга

2) Судебная система РФ в основном строится по территориальному принципу, то есть юрисдикция суда чаще всего охватывает определенную административно-территориальную (район, город) или государственно-территориальную единицу (республика, область, край, город федерального значения и др.), на которой он находится.

а) верховные суды республик , краев, областей, городов федерального значения, автономных округов, автономной области 2 создаются с учетом национально-государственного устройства, а районные суды – с учетом административно-территориального деления страны.

б) Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. При этом они осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

в) Арбитражные суды организуются и по территориальному и по специальному признаку - в соответствии с арбитражными округами

г) Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. При этом судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек . В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

3) Однородные суды (суды общей юрисдикции и арбитражные суды ) связаны между собой организационно и функционально.

Суды , входящие в судебную систему, организационно связаны как органы различных звеньев судебной системы . В силу того, что рассматриваемые ими дела отличаются по сложности, специфике охраняемых общественных отношений, они различаются по объему компетенции . Суды отдельных звеньев судебной системы вправе рассматривать лишь те дела, которые отнесены к их компетенции законом, то есть подсудны им. Подсудность определяется территориальными, предметными и персональными признаками.

Таким образом, содержание понятия «звено судебной системы» определяется кругом полномочий и обязанностей, предоставленных тем или иным судебным органам, и объемом выполняемых ими обязанн остей.

Суды, составляющие определенное звено судебной системы, имеют одинаковую предметную компетенцию, аналогичную структуру, одни и те же функции и в большинстве случаев действуют в пределах территориальных единиц, приравненных друг к другу по административному положению.

Функциональная связь между звеньями обусловлена тем, что каждый суд выполняет один или несколько видов судебной деятельности – суда первой, второй (апелляционной) , кассационной или надзорной инстанции .

Понятие звено и инстанция тесно соприкасаются, но отождествлять их нельзя. Звено – это понятие судоустройства , им определяется место суда в судебной системе в соответствии с его деятельностью на определенной территории.

Под звеном судебной системы понимают группу судов одного уровня, для которых установлена однородная компетенция. По этому признаку федеральные суды общей юрисдикции подразделяются на суды следующих звеньев:

Основное звенорайонные, гарнизонные военные суды

Среднее звенообластные и равные им суды, окружные (флотские) военные суды

Верховный Суд РФявляется высшим звеном в системе судов общей юрисдикции.

Системаарбитражных судов является четырехзвенной.

Основным звеном выступают арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов РФ).

Среднее звено в системе арбитражных судов - арбитражные апелляционные суды и (арбитражные кассационные суды ).

Высшим звеном в системе арбитражных судов является Высший Арбитражный Суд РФ.

Какой-либо процессуальной или организационной взаимосвязи между конституционными (уставными) судами РФ и Конституционным Судом РФ нет. Их невозможно объединить в одну систему и, соответственно, выделить в ней звенья. Это обусловлено следующими причинами. Решения, принятые конституционными (уставными) судами субъектов РФ, окончательны и пересмотру не подлежат, в том числе и Конституционным Судом РФ. Конституционный Суд РФ в принципе не осуществляет в какой-либо форме руководства деятельностью конституционных (уставных) судов РФ. Финансирование конституционных (уставных) судов субъектов РФ осуществляется за счет средств соответствующего субъекта Федерации, а Конституционного Суда РФ - исключительно за счет средств федерального бюджета.

Инстанция – это понятие судопроизводства , разновидность судебной деятельности, обусловленная целями разбирательства дел в той или иной инстанции.

Назначение инстанционности в обеспечении законности и обоснованности принимаемых судами решений, устранение допущенных нарушений, восстановление справедливости и нарушенных прав участников судебного разбирательства.

Закон о судебной системе РФ различает вышестоящие и нижестоящие суды. Этим выражается различие в компетенции судов разных звеньев и их инстанционная взаимосвязь , но исключается какое-либо начальствование и подчиненность между ними.

Понятие и виды судебных инстанций

Судебной инстанцией именуется суд (или соответствующее подразделение суда ), занимающий определенную ступень в судебной системе и выполняющий определенную функцию при отправлении правосудия.

Между собой судебные инстанции отличаются по кругу процессуальных полномочий : рассмотрение дела по существу или судебный надзор.

Об инстанциях можно говорить применительно лишь к судам общей юрисдикции и арбитражным судам. Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ отличаются тем, что их решения окончательны и обжалованию не подлежат, поэтому инстанций в конституционном судопроизводстве нет.

Суд первой инстанции - это суд (подразделение суда), рассматривающий и разрешающий дело по существу. Это означает, что суд принимает решение по существу дела, т.е. по главному вопросу в правовом споре сторон - вопросу о виновности лица и его наказании (применении административного взыскания)при разрешении уголовных и административных дел, вопросу о судьбе гражданского иска (полном или частичном удовлетворении исковых требований истца или отказе в их удовлетворении)при разрешении гражданских дел.

В подсистеме судов общей юрисдикции могут выступать все суды, в том числе и судебные коллегии областных и равных им судов, а также судебные коллегии Верховного Суда РФ (судебные коллегии соответственно по гражданским и административным делам, а также Военная коллегия 3).

В подсистеме арбитражных судов в качестве суда первой инстанции вправе выступать арбитражные суды субъектов РФ, суд по интеллектуальным правам , судебные коллегии Высшего арбитражного Суда РФ, а также федеральные арбитражные суды округов в случаях рассмотрения заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судам (введено Федеральным конституционнымзакономот 30.04.2010 N 3-ФКЗ).

В судах среднего звена (областных и равных им судах), а также в Верховном суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ действует несколько инстанций, при этом каждая из них самостоятельна и действует независимо от других инстанций.

Решение суда первой инстанции может быть обжаловано сторонами и другими участниками процесса в порядке, установленном процессуальным законом.

Законом «О судах общей юрисдикции в РФ» реформированы судебные инстанциив судах общей юрисдикции. Так, суд апелляционной инстанции уполномочен проверять законность и обоснованность решений нижестоящих судов, не вступивших в законную силу, при этом правами суда апелляционной инстанции наделены наряду с районными судами судебные коллегии судов среднего звена , судебные коллегии Верховного Суда РФ , в том числе и Военная коллегия , а также создаваемые в Верховном Суде РФ судебная коллегия по административным делам и Апелляционная коллегия.

Суд кассационной инстанции уполномочен проверять законность решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу, при этом правами суда кассационной инстанции по уголовным делам в подсистеме судов общей юрисдикции наделяются судебные коллегии и президиум судов среднего звена (областных и равных им судов), судебные коллегии Верховного Суда РФ, соответственно по административным, уголовным и гражданским делам, а также Военная коллегия .

Суд надзорной инстанции вправе проверять законность и обоснованность решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу, при этом в качестве суда надзорной инстанции вправе выступать только Президиум Верховного Суда РФ .

В подсистеме арбитражных судов в качестве суда апелляционной инстанции вправе выступать арбитражные апелляционные суды в лице их судебных коллегий, в качестве суда кассационной инстанции – федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) в лице их судебных коллегий, суд по интеллектуальным правам, в качестве суда надзорной инстанции – Высший Арбитражный Суд РФ в лице его президиума.

Надзорная инстанция не является последним этапом, на котором исчерпывается возможность пересмотра судебных решений. Такое ограничение сделало бы невозможным исправление многих судебных ошибок и восстановление нарушенных вследствие этого прав и законных интересов граждан. Особенно это важно в уголовном судопроизводстве, где осужденное лицо может быть подвергнуто суровому наказанию , вплоть до пожизненного лишения свободы. В связи с этим существует такой институт, как пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам . Нет такой судебной инстанции, решения которой считались бы окончательными и не могли бы пересматриваться, не действуют ни запрет пересмотра той же самой инстанцией ее собственных решений, ни запрет повторного участия судей в рассмотрении дела.

В УПК РФ, в отличие от других процессуальных кодексов, данный институт именуется "возобновлением производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств".

Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции , а также экономических споров и иных дел , рассматриваемых арбитражными судами, учреждаются путем внесения изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ». Полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом , рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.

Дисциплинарное судебное присутствие является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (далее - жалоба) и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков (далее - обращение).

Состав суда при рассмотрении уголовных,

гражданских и административных дел

судами общей юрисдикции

Необходимо различать понятия председатель суда (по должности) и председательствующий в судебном заседании , им может быть как сам председатель суда, так и его заместители и судьи данного суда.

Под составом суда следует понимать должностных лиц суда, уполномоченных осуществлять судебную власть и принимать решение по делу в результате заседания суда определенной инстанции, которые не только назначены в установленном порядке, но и входят в штат суда. При рассмотрении дел с участием присяжных заседателей коллегия присяжных заседателей формируется на основе требований процессуального закона.

Порядок привлечения граждан для участия в уголовном судопроизводстве в качестве присяжных заседателей регулируется Федеральным законом "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" от 20 августа 2004 г.

Сравнительно новым для отечественного судопроизводства является институт арбитражных заседателей . Порядок привлечения граждан к участию в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей регулируется Федеральным законом "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" от 30 мая 2001 г.

З аконодательство о судоустройстве не использует термин «Структура суда». Например, в Законе о судах общей юрисдикции (в ст. 10 «Состав Верховного Суда РФ») указывается, что соответствующий суд действует в составе Пленума, Президиума, др. …. Представляется, что в таком случае употребление слова «состав» не удачно. Чаще оно используется для обозначения круга (числа) лиц, входящих в состав президиума, коллегии и др. Поэтому употребление в литературе выражений структура суда, структурное подразделение вполне правомерно.

В отличие от состава суда судебные составы создаются в судебных коллегиях для рассмотрения дел в судах первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанций.

Закон предусматривает несколько видов составов суда при рассмотрении дел судами общей юрисдикции. Они таковы:

1) судья единолично;

2) коллегия, состоящая из трех судей федерального суда;

3) коллегия из не менее чем трех судей федерального суда;

4) судья федерального суда и коллегия из двенадцати присяжных заседателей.

Рассмотрение дел по первой инстанции в большинстве случаев осуществляется судьями единолично, в апелляционной, кассационной и надзорной инстанции - только коллегиально. В случае рассмотрения дел коллегией, состоящей из профессиональных судей, один из них председательствует в судебном заседании, при этом голоса судей при вынесении решения равны.

Требования к составу суда устанавливаются процессуальным законом в зависимости от вида судопроизводства (уголовное, гражданское, административное), категории дел и от того, в какой инстанции рассматривается дело.

В первой инстанции рассмотрение уголовных дел по общему правилу осуществляется судьей единолично.

Уголовные дела, подсудные мировым судьям, рассматриваются ими или соответственно судьями гарнизонных военных судов всегда единолично.

В районных судах, гарнизонных военных судах, областных, краевых и приравненных к ним судах, судебных коллегиях Верховного Суда РФ рассмотрение дел по первой инстанции , как правило , осуществляется единолично . По уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания, рассмотрение дел может осуществляться коллегией, состоящей из трех судей соответствующего федерального суда. При этом один из судей председательствует в судебном заседании. По уголовным делам, подсудным областным, краевым и приравненным к ним судам, по ходатайству обвиняемого уголовные дела могут рассматриваться в составе судьи соответствующего суда и коллегии из двенадцати присяжных заседателей.

Рассмотрение дел в апелляционном и в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей судебной коллегии по уголовным делам областного, краевого суда и приравненных к ним судов, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии и Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ.

Рассмотрение дел в порядке надзора в Президиуме Верховного Суда РФ осуществляется большинством его состава, т.е. более половины его членов. Председательствующим в таком случае является председатель суда, который возглавляет президиум, или его заместитель.

Заседание Президиума Верховного Суда Российской Федерации правомочно при наличии большинства членов Президиума.

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Полномочия мирового судьи:

    выступает в качестве суда первой инстанции , рассматривая отнесенные к его подсудности уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, в том числе:

Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы

- дела о расторжении брака , если между супругами отсутствует спор о детях

Дела, возникающие из семейно-правовых отношений , за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

2) пересматривает свои собственные решения по гражданским делам, принятые им в первой инстанции и вступившие в законную силу , по вновь открывшимся обстоятельствам

3) обеспечивает исполнение судебных решений по уголовным делам, в случаях, установленных законодательством (УПК РФ)

и др.

Все дела рассматривает единолично.

…………………………………………………………………………………………..

Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда.

Рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции , за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

В случаях, установленных федеральным законом, рассматривает дела об административных правонарушениях.

Выступает в качестве суда апелляционной инстанции , рассматривая жалобы и представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района, не вступившие в законную силу.

Пересматривает дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Осуществляет судебный контроль за деятельностью органов предварительного расследования, рассматривая жалобы на действия и решения следователя и дознавателя, а также давая согласие указанным органам на ограничение конституционных прав и свобод граждан в случаях, установленных законом (например, в связи с применением заключения под стражу, проведением обыска, контроля и записи телефонных переговоров и др.)

Обеспечивает исполнение судебных решений по уголовным делам, в случаях, установленных законодательством (УПК РФ)

и др.

Рассматривает дела как единолично, так и коллегиально, в составе трех судей.

………………………………………………………………………………………………

Структуру верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа составляют:

1) президиум

2) судебная коллегия по гражданским делам

3) судебная коллегия по уголовным делам.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле , может быть образовано постоянное судебное присутствие , расположенное вне места постоянного пребывания суда, которое является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Президиум суда :

1) выступает в качестве суда кассационной инстанции , проверяя законность вступивших в законную силу решений районных судов и мировых судей , апелляционные определения областного и равного ему суда, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

2) утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;

3) ежегодно представляет по предложению председателя этого суда на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей РФ состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей указанного суда , принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи районного суда , а также по другим вопросам , предусмотренным законом РФ о статусе судей в РФ.

Судебная система включает: федеральные суды и суды субъектов РФ.

К Федеральным судам относятся:

Конституционный Суд РФ;

Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономной области и автономных округов, районные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся:

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

Мировые судьи.

Основное место в судебной системе занимают суды общей юрисдикции. Им подсудны все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, кроме дел, отнесенных только к компетенции Конституционного Суда или арбитражных судов, а также уголовные и иные дела.

Единство судебной системы России обеспечивается соблюдением всеми судами установленных законом правил судопроизводства, обязательного исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу, финансированием федеральных судов и мировых судей только из федерального бюджета, что должно обеспечивать возможность полного и независимого правосудия в соответствии с федеральным законом. Размер бюджетных средств может быть уменьшен только с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей РФ.

В осуществлении правосудия участвуют судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели.

Разбирательство дел во всех судах открытое, кроме случаев, предусмотренных законом.

Все судьи обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

Конституционный Суд РФ является органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда устанавливаются федеральным конституционным законом.

Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ, а так же разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ.

С запросами в Конституционный Суд могут обратиться Президент РФ. Палаты Парламента РФ, члены Совета Федерации или депутаты Государственной Думы (пятая часть всего количества), Правительство РФ, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, органы государственной власти субъектов РФ.

Президент имеет полномочного представителя в Конституционном Суде, который обеспечивает деятельность Президента РФ как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и представление интересов Президента РФ в Конституционном Суде.


Конституционный Суд не рассматривает уголовные и гражданские дела, трудовые споры, ему не поднадзорны действия государственных органов и должностных лиц, он не в праве отменять нормативные акты, но законы, признанные им неконституционными, не должны применяться.

Конституционный Суд рассматривает дело и принимает решение коллегиально с участием тех судей, которые присутствовали при процессе, открытым голосованием.

Решение Конституционного Суда окончательное и не может быть обжаловано никаким другим государственным органом, никем не может быть отмечено. Только в одном случае решение может быть окончательным: если гражданин обратился в межгосударственный суд по защите прав и свобод человека, исчерпав все средства защиты правом в своей стране.

В состав Конституционного Суда входят 19 судей, каждый из них утверждается персонально Советом Федерации по представлению Президента РФ на 12 лет.

Верховный Суд РФ является высшим органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью судов, включая военные и специализированные федеральные суды, являясь непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым, областным, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Каждый судья Верховного Суда назначается Советом Президента РФ.

Состав Верховного Суда РФ включает 115 судей.

Верховный суд республики , краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, непосредственно выступает судебной инстанцией по отношению районным судам.

Районный суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанций, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где законом предусмотрена военная служба.

При Верховном Суде РФ функционирует Судебный департамент. Он является федеральным органом по организационному обеспечению деятельности верховных судов республик и др.

Организационное обеспечение включает мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для независимого правосудия.

Высший Арбитражный Суд РФ является органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами; вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ.

Федеральный арбитражный суд округа рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории судебного округа арбитражным судам субъектов РФ.

Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанций, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в Закон «О судебной системе РФ ».

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия нормативных актов органов государственной власти субъекта РФ, местного самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ финансируется за счет средств бюджета субъекта РФ.

Мировой судья рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

Мировые судьи РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ.

Мировые судьи назначаются законодательными органами субъекта РФ или избираются населением судебного участка на срок не более 5 лет.

Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется из федерального бюджета, а также органами юстиции или органами исполнительной власти субъекта РФ.

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются соответствующие органы. Высшим органом судейского общества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет Судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ.

В Совет входят по одному представителю от каждого субъекта РФ. Совет рассматривает вопросы судебной практики, совершенствования законодательства, ресурсного и кадрового обеспечения, представляет интересы сообщества в органах законодательной и исполнительной власти.

Само судейское сообщество в лице Совета судей РФ ведет контроль, за работой судей. Никто, кроме него, не вправе привлечь судью к административной ответственности. Коллегия отрешает от должности совершивших недостойный поступок судей.

Большую помощь арбитражным судам может оказать более широкое использование третейских судов для разрешения экономических споров. Постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992г. №3115-1 утверждено Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров.

Третейский суд обеспечивает законность процедур добровольного исполнения обязательств по сделкам, а в случае неисполнения какой-либо стороной - принудительное исполнение по приказу арбитражного суда, который утверждает решение третейского суда без рассмотрения дела по существу.

Третейский суд финансируется за счет отчислений лицами, обращающимися за разрешением возникших споров в суд.

На страже интересов граждан выступают законы РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан », «Об основах государственной службы Российской Федерации ».

(ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации». Статья 4. Суды в Российской Федерации

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

3. К федеральным судам относятся:

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 4

1. Конституция РФ и комментируемый Федеральный конституционный закон определяют, какие суды в Российской Федерации вправе осуществлять правосудие как основную форму судебной деятельности.

Судебной властью наделяются только государственные органы, образуемые в установленном законом порядке. Суд представляет собой государственный орган, занимающий особое положение в системе государственного механизма, самостоятельный и независимый от других органов государственной власти. Суд состоит из судей - носителей судебной власти, назначаемых в установленном законом порядке и действующих на профессиональной основе.

Суды различаются пределами осуществляемой ими власти. Юрисдикция конкретного суда может распространяться: на определенное административно - территориальное образование (район, область, республику), на структурное образование Вооруженных Сил Российской Федерации (гарнизон, флотилию, военный округ, вид Вооруженных Сил), на судебный округ (не совпадающий с административно - территориальным делением).

В установленных законом случаях судебная юрисдикция может распространяться на определенных лиц или социальную группу (рассмотрение уголовных дел по обвинению в совершении преступлений судей в случаях, предусмотренных Законом о статусе судей; дача заключения при возбуждении вопроса об отрешении от должности Президента РФ высшими судебными органами Российской Федерации в порядке ст. 93 Конституции РФ).

2. Только учреждаемые в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ суды могут осуществлять особую государственную деятельность - правосудие. Создания судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом, не допускается.

Правосудие осуществляется только в порядке установленной законом особой процедуры - уголовного и гражданского процесса, построенного на основе соблюдения демократических принципов и предоставления участникам судопроизводства необходимых гарантий для защиты своих прав и интересов.

Потребность в правосудии определяется необходимостью разрешать систематически возникающие в обществе конфликты. Правосудие выступает механизмом защиты гражданского общества и отдельной личности.

Задачи правосудия заключаются в охране от посягательств на права и свободы граждан, провозглашенные Конституцией РФ и иными законами; на права и законные интересы предприятий, иных учреждений и организаций; на конституционный строй России; в укреплении законности и правопорядка.

Целью отправления правосудия является разрешение гражданско-правовых споров, связанных с защитой прав и интересов граждан и организаций, и дел об уголовных преступлениях для установления виновности лица в совершении преступления и применения уголовного наказания или его невиновности, за признанием которой следует оправдание.

Таким образом , правосудие можно определить как осуществление судом правоприменительной деятельности, основанной на соблюдении демократических принципов и выражающейся в рассмотрении и разрешении гражданских и уголовных дел в рамках установленного законом процессуального порядка, обеспечивающего возможность применения к правонарушителям государственного принуждения, в условиях соблюдения законности, справедливости и общеобязательности принимаемых решений.

Понятие "правосудие" не совпадает с понятием "судопроизводство". Судопроизводством охватывается не только деятельность судов по рассмотрению и разрешению подведомственных им дел, но и действия иных субъектов, реализующих свои права и обязанности и вступающих в различные организационные и процессуальные отношения с судом, с его аппаратом.

3. Комментируемый Закон определяет виды судов, составляющие судебную систему Российской Федерации. Это федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.

Определяя статус судов, Закон о судебной системе РФ относит к числу федеральных судов РФ следующие судебные органы:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Эти установления, формирующие системы судов самостоятельных ветвей судебной власти, имеют особое значение для последующего утверждения их организационных и процессуальных взаимосвязей.

Особняком здесь стоит Конституционный Суд РФ, который занимает в судебной системе особое место в силу стоящих перед ним задач и отсутствия у него подведомственных ему судебных структур в субъектах Российской Федерации (см. комментарий к ст. 18 и 27).

В системе судов общей юрисдикции надзор за судебной деятельностью всех вышеперечисленных судов осуществляет Верховный Суд РФ как высший судебный орган по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Приведенный порядок перечисления федеральных судов определяет иерархию вышестоящих и нижестоящих судов. Включение в этот перечень военных и специализированных судов также имеет определенное значение. Военные суды имеют ряд особенностей в порядке их организации, структуре и компетенции. Включение их в систему судов общей юрисдикции подчеркивает их принадлежность к общим судам в части применения общих для всех этих судов норм материального и процессуального права, поднадзорности Верховному Суду РФ (см. комментарий к ст. 22).

Предусматриваемые настоящим Законо м к созданию специализированные суды заранее определяются как федеральные со всеми вытекающими из этого факта последствиями, касающимися статуса этих судов, порядка их формирования, назначения судей, обеспечения судебной деятельности и финансирования.

Арбитражные суды субъектов Федерации не именуются федеральными в отличие от арбитражных судов округов. Но их включение в систему федеральных судов придает им указанный статус.

4. Впервые в законодательстве о судоустройстве выделяются суды субъектов Российской Федерации.

Включаемые в эту систему конституционные (уставные) суды субъектов Федерации не поднадзорны Конституционному Суду РФ и не находятся с ним в какой-либо организационной или процессуальной связи. В некоторых республиках правовой статус этих судов определяется конституцией республики, отдельными актами (см. комментарий к ст. 27).

Законом о судебной системе мировые судьи отнесены к числу судов субъектов Федерации. Особенность их правового положения в том, что одновременно они признаются судами общей юрисдикции, т.е. будут руководствоваться при осуществлении правосудия федеральными законами. Организация работы мировых судей, обеспечение их деятельности возлагается на органы власти субъектов Федерации, хотя финансирование будет производиться из федерального бюджета (см. комментарий к ст. 28).

Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. При этом никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Закон предусмотрел исчерпывающий перечень судебных органов.

Судебную систему Российской Федерации составляют федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам Закон отнес Конституционный Суд Российской Федерации; суды общей юрисдикции, включая военные и специализированные суды; арбитражные суды.

В свою очередь, к судам субъектов Федерации были отнесены конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, а также мировые судьи.

Подавляющая часть судов получила статус федеральных. Такой подход следует из п. "о" ст. 71 Конституции РФ о том, что судоустройство входит в предмет исключительного ведения Федерации и должно регулироваться на основе соответствующего федерального закона.

Модель судоустройства, предложенная российским законом, беспрецедентна. Ее можно было бы охарактеризовать как сильно централизованную в отличие от децентрализованной и умеренно централизованной модели, распространенной среди государств с федеративной формой устройства.

Закрепленная ныне конституционным законом судебная система России не имеет аналогов в мире.

Специализированная юстиция позволяет привлечь к разрешению отдельных категорий юридических споров наиболее компетентных специалистов, а, значит, с наибольшей степенью вероятности дать им адекватную правовую оценку и вынести справедливое решение. Другими преимуществами специализированной юстиции могут стать разгрузка судов общей юрисдикции и упрощенная процедура производства.

Наличие специализированной юстиции не нарушает принципа единства судебной системы. Деятельность ординарных и специализированных судов в равной мере подчинена Конституции РФ и рассматриваемому Федеральному конституционному закону: и первые, и последние отправляют правосудие, руководствуясь общими принципами судоустройства.

Завершает третью главу положение , посвященное правовому статусу мировых судей. Институт мировых судей - не новый в российском судоустройстве. Он был известен Судебным уставам 1864 года. Как и тогда, в основной круг вопросов, отнесенных к компетенции мирового судьи, предполагается включить уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести, гражданские дела с небольшой ценой иска, о защите чести и достоинства, в сфере брачно-семейных отношений, особого производства, а также дела об административных правонарушениях.

Мировые судьи - единственный вид судов общей юрисдикции, являющийся судом субъекта Российской Федерации. Должности их создаются и упраздняются законами соответствующего субъекта, в частности, законом о выборах мирового судьи. Однако полномочия и порядок их деятельности устанавливается также на уровне федерального закона.

Порядок наделения мировых судей полномочиями будет существенно отличаться от такого порядка в отношении всех остальных судей. Они должны не назначаться государственными органами, а избираться населением участка, на который распространяется их юрисдикция. При этом если полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, то мировые судьи избираются сроком на пять лет. По истечении пятилетнего срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, будет вправе снова выдвинуть свою кандидатуру на эту должность. Предполагается, что повторное избрание гражданина мировым судьей увеличивает срок его полномочий до десяти лет. Такой порядок предопределен назначением мировых судей как суда первой инстанции, призванного реально обеспечить доступность судебной защиты прав и свобод граждан.

По причине больших судебных издержек , связанных с предполагающейся высокой загруженностью делами мировых судей, с одной стороны, и нехваткой денежных средств в местных бюджетах, с другой, финансирование их деятельности также предполагается осуществлять из федерального бюджета.

Процедура финансирования деятельности судов Российской Федерации детально урегулирована ст. 33 Закона о судебной системе.

Финансирование судов теперь осуществляется на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указывается отдельными строками в федеральном бюджете. Это, прежде всего, направлено на устранение опасности фактического подчинения судов представительным и исполнительным органам государственной власти на местах. Единственное исключение из этого правила составляет конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации, финансирование которого, согласно п. 2 ст. 27 Закона, производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Федерации).