Воинская обязанность правовой основе является. Правовые основы воинской обязанности и военной службы

Служба военного типа представляет собой важнейший вид гражданской деятельности на территории России. Естественно, такое важное явление должно регламентироваться законодательно. Какие существуют правовые основы военной службы? Из данной статьи можно будет получить ответ на этот вопрос.

О юридических источниках

Конечно же, самым важным и крупным источником в правовой основе службы военного типа является российская Конституция. Стоит обратить внимание на статью 59 основного закона страны. Именно здесь говорится о защите государства как об обязанности и долге каждого без исключения его гражданина. Статья 59 закрепляет норму, в соответствии с которой каждый дееспособный россиянин мужского пола, не достигший возраста 27 лет, должен исполнять военную службу в строгом соответствии с Федеральным законом. Однако если убеждения гражданина противоречат несению военной обязанности, может быть предложена альтернатива в виде типа.

О чем еще говорит российская Конституция? Стоит выделить статью 71, в соответствии с которой к исключительному ведению федеральных органов относятся вопросы мира и войны, безопасности и обороны, защиты государственной границы и т. д.

Правовая основа военной службы в России не ограничивается одной лишь Конституцией. Существует ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" 1998 года. Именно в этом нормативном акте закрепляются все основные положения, касающиеся исполнения военных обязанностей гражданами РФ.

О военной обязанности

Правовая основа военной службы в виде представленного законопроекта закрепляет понятие воинской обязанности. Согласно нормативному акту, рассматриваемое понятие является совокупностью таких элементов, как:

  • пребывание в запасе;
  • подготовка к службе;
  • военный призыв;
  • воинский учет;
  • призыв на военные сборы.

Отдельно регламентируется понятие воинской обязанности в мобилизационный период.

Здесь стоит отметить следующие компоненты:

Закон говорит о существовании принципа добровольности, в соответствии с которым граждане могут исполнять свой конституционный долг.

Обязанности государственных органов

Правовая основа военной службы являет собой совокупность норм, содержащих положения о различных элементах службы военного типа. Статья 4 рассматриваемого Федерального закона закрепляет права и функции органов государственной власти в сфере обеспечения военной службы.

Должностные лица, ответственные за военно-учетную деятельность, должны своевременно оповещать граждан о необходимости прийти в военный комиссариат, обеспечивать возможность явки в военкоматы, а также направлять в двухнедельный срок все необходимые для военного учета документы.

Органы внутренних дел, в свою очередь, должны заниматься поиском граждан, уклоняющихся от военного учета, вручать повестки и проводить задержание отдельных лиц, обвиняющихся в уклонении от воинской службы.

Основные мероприятия по обеспечению воинской службы

Правовые основы прохождения военной службы содержат в себе положения о проведении мероприятий, обеспечивающих качественное исполнение воинских обязанностей. Что это могут быть за мероприятия?

В статье 5 рассматриваемого законопроекта говорится о медицинском освидетельствовании и осмотре, о постановке на учет, формировании людского мобилизационного резерва, построении военных образовательных организаций, тесном сотрудничестве различных общественных инстанций с Министерством обороны и т. д. В законе закрепляется довольно четкая иерархическая структура, в соответствии с которой лица, принимающие участие в обеспечении и реализации представленных мероприятий, должны получать месячный заработок и командировочные расходы.

Об организации военного учета

Результатом ОГП правовых основ военной службы стала четкая и качественная организация военного учета. Закрепляется законодательно это явление в статье 8 рассматриваемого Федерального закона. В соответствии с 53-ФЗ, военную службу должны проходить все граждане, за исключением:

  • лиц, уже проходящих службу военного типа;
  • граждан, находящихся по решению суда в местах лишения свободы;
  • женщин, не имеющих удостоверения о военной специальности;
  • лиц, проживающих за пределами российского государства на постоянной основе;
  • граждан, проходящих гражданскую службу альтернативного типа.

Региональные инстанции местного самоуправления способны подавать запрос в организации для получения информации, нужной для военного учета, на оповещение граждан о необходимости явиться в военкомат, на определение порядка приема граждан и т. д.

Какую информацию о гражданине должны содержать документы? Это фамилия, имя и отчество, место и дата рождения, наличие образования, место работы, степень годности к воинской службе, антропометрические данные и пр.

О подготовке гражданина к воинской службе

Какие элементы, в соответствии со статьей 11 рассматриваемого Федерального закона, включает в себя подготовка к военной службе? Нормативный акт содержит данные:

  • о получении основных знаний в области обороны;
  • об основах военной службы;
  • о патриотическом воспитании;
  • о медицинском освидетельствовании;
  • о подготовке по военным специальностям (на матроса, сержанта, старшину и т. д.).

Получение знаний российскими гражданами в области обороны осуществляется в образовательных организациях. Программа включает в себя приобретение минимального количества знаний о гражданской обороне и гражданских навыках, а также в сфере ОБЖ.

Правовые основы военной службы в РФ закрепляют и понятие военно-патриотического воспитания. Согласуется оно Правительством РФ совместно с Минобороны. Подготовка проходит непосредственно в войсках. Финансирование программы осуществляется из государственного федерального бюджета.

О призыве на службу военного типа

Статьи 22-26 рассматриваемого Федерального закона закрепляют основания призыва на воинскую службу. Согласно отдельным нормативным актам, призыву подлежат все мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, что обязаны состоять на военном учете. Освобождаются от призыва лица ограниченно годные к военной службе по состоянию здоровья, а также граждане, уже прошедшие военную или гражданскую альтернативную службу. Освобождаться от службы могут лица, имеющие степень ученого.

Закрепляет закон и сроки призыва. Это всегда два периода: с 1 апреля по середину июля, с 1 октября до конца декабря. Форма же призыва выглядит следующим образом:

  • явка на медицинскую проверку и на заседание призывной комиссии;
  • явка в указанное в повестке место прохождения военной службы.

На все мероприятия, так или иначе связанные с призывом, граждане вызываются повестками. Призывную комиссию составляют следующие лица:

  • глава муниципального образования или лицо, замещающее его;
  • заместитель председателя комиссариата;
  • секретарь комиссии;
  • врач, занимающийся медицинским освидетельствованием;
  • представитель соответствующей инстанции из управления в сфере образования;
  • работник из службы занятости населения.

В зависимости от региона состав комиссии может пополняться новыми лицами. Сокращать же состав строго запрещается.

Правовые основы прохождения военной службы по контракту

Как можно охарактеризовать военный контракт? В соответствии со статьей 32 рассматриваемого закона, это письменный документ, оформленный в порядке, соответствующем Положению о прохождении военной службы.

Документ направляется Министерству обороны России или любому другому государственному органу, специализирующемуся на военной службе. В самом контракте говорится о желании пройти военную службу в добровольном порядке. Указываются сроки и условия заключения контракта. Документ вступает в силу с момента подписания и обнародования его должностным лицом.

Правовые основы военной службы по контракту, таким образом, строго регламентированы нормами Федерального закона.

Об исполнении воинских обязанностей

Каждый без исключения военнослужащий должен исполнять следующие виды обязанностей:

  • участвовать в боевых действиях, заниматься выполнением задач в условиях военного или чрезвычайного положения;
  • исполнять установленные законами и уставом должностные обязанности;
  • нести боевое дежурство;
  • принимать участие в учениях или походах кораблей;
  • заниматься выполнением распоряжений или приказов, отдаваемых командиром;
  • проходить военные сборы и учения;
  • защищать здоровье, жизнь и честь личности;
  • участвовать в предотвращении и ликвидации последствий стихий, природных катастроф, бедствий и т. д.


Командирам, в свою очередь, запрещено отдавать приказы, не имеющие отношения к военной службе или нарушающие законы России.

Тема 3.1. Понятие и содержание воинской обязанности в РФ.

Основные понятия о воинской обязанности. Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Организация воинского учета. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские и др.). Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Тема 3.2. Правовые основы призыва в Вооруженные Силы РФ.

Законодательство РФ о призыве в ВС РФ. Первичный учет граждан РФ. Военно-врачебная комиссия. Категории годности к военной службе. Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставления отсрочек. Состав, обязанности и права призывной комиссии. Ответственность граждан РФ за уклонение от призыва.

Граждане РФ подлежащие освобождению от призыва на военную службу. Категории граждан РФ имеющих право на освобождение от призыва на военную службу. Не подлежат призыву на военную службу. Отсрочка от призыва на военную службу. Право на отсрочку от призыва на военную службу. Проблемные вопросы, связанные с призывом на военную службу.



Тема 3.3. Прохождение военной службы по контракту и по призыву в Вооруженных Силах РФ.

Особенности прохождения военной службы по призыву. Прохождение военной службы по контракту. Срок военной службы. Начало военной службы. Окончание военной службы. Военная присяга и обязательство.

Контракт о прохождении военной службы. Первый и новый контракт о прохождении военной службы. Порядок заключение контракта о прохождении военной службы. Требова­ния, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

Воинские должности. Порядок назначения на воинские должности, возложения временного исполнения обязанностей по воинской должности, зачисления в распоряжение командира (начальника), освобождения от воинских должностей. Общие положения увольнения с военной службы. Порядок увольнения с военной службы.

Тема 3.4. Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил РФ.

Воинские звания военнослужащих ВС Российской Федерации. Составы военнослужащих и воинские звания. Войсковые и корабельные воинские звания.

Порядок присвоения первого воинского звания. Порядок присвоения очередного воинского звания. Права должностных лиц по присвоению воинских званий. Сроки пребывания в воинских званиях, права должностных лиц по присвоению воинских званий и порядок присвоения воинских званий гражданам, пребывающим в запасе.

Лишение воинского звания, снижение в воинском звании, восстановление в воинском звании.

Тема 3.5. Правовой статус, социальные гарантии, права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил РФ.

Законы Российской Федерации, определяющие правовую основу статуса военнослужащего. Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и по контракту. Общие права военнослужащих. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.

Тема 3.6. Альтернативная гражданская служба в РФ.

Законодательство РФ об альтернативной гражданской службе. Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы. Срок альтернативной гражданской службы. Организация альтернативной гражданской службы. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы.

Права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, предоставляемые им социальные гарантии и компенсации. Обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и ограничения их прав и свобод. Ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу. Основания и порядок увольнения с альтернативной гражданской службы.

Изучаемые вопросы:
1. Правовая основа воинской обязанности и военной службы.
3. Организация воинского учета.
4. Обязательная подготовка гражданина к военной службе.

1. Правовая основа воинской обязанности и военной службы
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конс­титуция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие феде­ральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослу­жащих, международные договоры Российской Федерации.

2. Воинская обязанность, её основные составляющие.
1.Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - гражда­не) предусматривает:
-воинский учет;
-обязательную подготовку к военной службе;
-призыв на военную службу;
-прохождение военной службы по призыву;
-пребывание в запасе;
-призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребы­вания в запасе.
2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:
-призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
-прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного по­ложения и в военное время; военное обучение в период военного положения и в военное время.
3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
6. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы и учреждения, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации) и их должностные лица.
7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами и связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

3. Организация воинского учета
1. Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с на­стоящим Федеральным законом;
-проходящих военную службу или альтернативную гражданскую службу;
-отбывающих наказание в виде лишения свободы;
-женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
-постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
1.1. Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учрежде­ниях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на должностях ряди ног о и начальствующего состава, определяются Правительством Российском Федерации.
2.Воинский учет граждан осуществляется по месту их жительства носимыми комиссариатами.
. Воинский учет граждан, имеющих воинские звания офицеров и пребыва­ющих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляется указанными органами в том же порядке, который определен настоящим Феде­ральным законом.
4. Документы воинского учета должны содержать следующие сведения о гражданине:
-фамилия, имя и отчество;
-дата рождения;
-место жительства;
-семейное положение;
-образование;
-место работы;
-годность к военной службе по состоянию здоровья;
-профессиональная пригодность к подготовке по военно-учетным специаль­ностям и к военной службе на воинских должностях;
-основные антропометрические данные;
-прохождение военной службы или альтернативной гражданской службы;
-прохождение военных сборов;
-владение иностранными языками;
-наличие военно-учетных и гражданских специальностей;
-наличие первого спортивного разряда или спортивного звания;
-возбуждение или прекращение в отношении гражданина уголовного дела;
-наличие судимости;
-бронирование гражданина, пребывающего в запасе, за органом государ­ственной власти, органом местного самоуправления или организацией на пери­од мобилизации и в военное время.
5. Сбор, хранение, использование и распространение сведений, содержа­щихся в документах воинского учета, осуществляются в соответствии с феде­ральным законом.
6. Порядок воинского учета граждан определяется настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
7. Органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом и Положением о воинском учете.
8. Граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федера­ции и изъявившие желание проходить военную службу по призыву на воинс­ких должностях, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшина­ми в Вооруженных Силах Российской Федерации, других поисках, воинских формированиях и органах, могут быть поставлены на воинский учет и военных комиссариатах на территории Российской Федерации в порядке, определяе­мом Положением о воинском учете, при условии заключения и ратификации Российской Федерацией соответствующих международных договоров.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет
1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учет, создавае­мой в военном комиссариате
2. Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.
3. В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет.
4. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола пос­ле получения ими военно-учетной специальности, а также лиц, получивших гражданство Российской Федерации, осуществляется военным комиссариатом в течение всего календарного года.
5. Комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав:
-военный комиссар соответствующей территории (далее - военный комис­сар) либо заместитель военного комиссара - председатель комиссии;
-представитель местной администрации;
-специалист по профессиональному психологическому отбору;
-секретарь комиссии;
-врачи-специалисты.
6. Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессионально­му психологическому отбору граждан для определения их пригодности к под­готовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комис­сии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно год­ным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.
7. Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комис­сии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.

Обязанности граждан по воинскому учету
1. В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
-состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации - в указанных органах.
-явиться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат по месту жительства или месту временного пребывания;
-при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет;
-сообщить в двухнедельный срок в поенный комиссариат по месту житель­ства об изменении семейного положения, образования, места работы или дол­жности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования;
- сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или мес­то временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место времен­ного пребывания или возвращении в Российскую Федерацию;
-бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное вза­мен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призы­ву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий во­инский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении докумен­тов взамен утраченных.
2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в пери­од проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат по месту жительства.
3. Граждане исполняют и иные обязанности, установленные Положением о воинском учете.

4. Обязательная подготовка гражданина к военной службе
1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
-получение начальных знаний в области обороны;
-подготовку по основам военной службы в образовательном учрежде­нии среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;
-военно-патриотическое воспитание;
-подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
-медицинское освидетельствование и медицинское обследование;
-проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
2. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в по­рядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Добровольная подготовка гражданина к военной службе.
1. Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
-занятие военно-прикладными видами спорта;
-обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военные оркестры);
-обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.
2. Добровольная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.