Современные военные блоки альянсы список. Вопросы генезиса и классификации военно-политических союзов

Под понятием военно-политический блок понимают такой союз или соглашение государств, целью которого являются совместные действия для решения общих политических, экономических и военных задач.

Международные региональные организации занимают ведущее место в обеспечении безопасности, доминируют в военно-политической сфере. Они, по определению, призваны обеспечивать защищенность своих членов от военных угроз и сохранять политическую стабильность в районах своей ответственности.

Борьба военно-политических блоков

История второй половины XX в. представляет собой противостояние двух систем, созданных двумя сверхдержавами Соединенными Штатами и Советским Союзом. Это «историческое противоборство» происходило на самых разных уровнях — поли-тическом, экономическом, военном. И несмотря на окончание «холодной войны» его отклики видны даже в начале XXI в.

Формирование военных союзов после Второй мировой войны

Одним из последствий советско-американского конфликта было ускоренное блоковое строительство, развернувшееся в Европе, а затем и во всем мире после окончания Второй мировой войны. За десять с небольшим лет на Европейском и Азиатском континентах сформировались новые военные союзы. НАТО и Организация Варшавского Договора, СЕНТО и СЕАТО - вот только крупнейшие из них, не считая многочисленных двусторонних военных альянсов, которые лидеры сверхдержав заключат с целым рядом государств, делая их инструментами своей глобальной политики .

К моменту распада в 1991 г. СССР некоторые из этих блоков уже прекратили свое существование, другие активно искали новое место в мировой политике, пытаясь приспособиться к меняющимся условиям. Однако и сейчас, уже в новом тысячелетии, те основные параметры, которые закладывались при создании системы альянсов эпохи биполярного противостояния, продолжают действовать. С конца 1940-х гг. стала формироваться своеобразная трехступенчатая система объединений государств, формирование которой было инициировано США и СССР и которая сохраняет свою актуальность по сей день. На ее нижнем уровне находятся двусторонние союзы, такие, например, как американо-японский. Одни только Соединенные Штаты вэялу на себя обязательства по защите десятков государств. Ко второму уровню относятся альянсы, включавшие в себя как минимум несколько государств (таким союзом являлся, например, АНЗЮС). Наконец, третий уровень составляли два таких «монстра», как Североатлантический альянс и ОВД. Они отличались от всех прочих наличием развитого политического элемента и являлись военно-политическими организациями со своей собственной логикой развития, аналогов которым в довоенной истории международных отношений не было.

В годы «холодной войны» под руководством США сформировались военно-политические союзы в Европе, Азии и Латинской Америке. Первым из них был Межамериканский «договор о взаимной помощи», подписанный в 1947 г. Его членами стали все американские государства, за исключением Канады. Договор предусматривал совместные действия американских государств в случае вооруженного нападения на одно из них, а также в случаеj«агрессии, не представляющей собой вооруженное нападение», например при возникновении «внеконтинентального или межконтинентального конфликта» и вообще любой ситуации, которая может «угрожать миру Америки». Столь широко сформулированные обязательства значительно отличались от общепринятой дипломатической практики и открывали правящим кругам США большие возможности для вмешательства в дела латиноамериканских государств. Созданная в 1948 г. постоянная Организация американских государств, где США играли ведущую роль, окончательно оформила военно-политический союз государств Американского континента.

В Европе главными инициаторами формирования блоков были правящие круги Англии и Франции. 4 марта 1947 г. Англия и Франция подписали в Дюнкерке договор о взаимной помощи. Формально он был направлен против возможности новой агрессии со стороны Германии, но фактически представлял собой соглашение двух крупнейших держав Западной Европы с целью защиты своих интересов. В 1948 г. к Англии и Франции присоединились правительства Бельгии, Голландии и Люксембурга. Они образовали Западный Союз, члены которого обязались оказывать помощь друг другу в случае агрессии в Европе. Так возникла замкнутая военно-политическая группировка западноевропейских государств, тесно связанных с Соединенными Штатами.

Крупнейшим военно-политическим союзом, объединившим страны Западной Европы и Америки, стала Организация Североатлантического договора (НАТО), подписанного 4 апреля 1949 г. Первоначально в него вошли 12 государств, в том числе ведущие державы западного мира: США, Англия, Франция, Италия, с 1955 г.- Федеративная Республика Германии, а затем и другие государства. Они обязывались оказывать помощь друг другу в случае вооруженного нападения «против одной из них или нескольких из них в Европе или в Северной Америке».

Подобно Межамериканскому договору о взаимной помощи, Североатлантический договор содержал положения, допускавшие возможность вмешательства во внутренние дела его членов. Совместные действия стран-участниц НАТО могли осуществляться не только при вооруженном конфликте, но и в том случае, если «территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любой из сторон будут поставлены под угрозу». В отличие от обычных договоров о взаимной помощи Североатлантический союз имел специальную интегрированную военную организацию, постоянные вооруженные силы и объединенное командование, во главе которого стал американский генерал.

Во время войны в Корее и после ее окончания Соединенные Штаты Америки дополнили систему военно-политических блоков новыми договорами с государствами Азии и Тихого океана. Сохраняя в силе «договор безопасности» с Японией и договор о взаимной помощи с Южной Кореей, США в 1951 г. заключили «договор безопасности» с Австралией и Новой Зеландией (договор АНЗЮС). Затем они приступили к организации многостороннего блока - Организации договора для Юго-Восточной Азии (СЕАТО).

Договор СЕАТО, подписанный 8 сентября 1954 г. в Маниле, должен был играть на Дальнем Востоке и в Тихом океане такую же роль, как Североатлантический пакт на Западе. В него вошли 8 стран: США, Англия, Франция и 5 стран Азии и Тихого океана - Пакистан, Таиланд, Филиппины, Австралия, Новая Зеландия. Подобно Североатлантическому пакту, договор СЕАТО был направлен не только против внешней, но и против «внутренней опасности» или «подрывной деятельности».

Члены СЕАТО обещали оказывать помощь друг другу как при вооруженном нападении извне, так и в том случае, когда их территориальная целостность и политическая независимость «будут поставлены под угрозу9, каким-либо иным путем». При СЕАТО существовал ряд постоянно действующих органов, в том числе группа военных советников и комитет по борьбе с «подрывной деятельностью».

В эти же годы часть американских правящих кругов перешла от доктрины «сдерживания коммунизма» к доктрине «освобождения» социалистических стран и «отбрасывания коммунизма». Вскоре она была дополнена доктриной «массированного возмездия», т.е. угрозой массового применения атомного оружия. В соответствии с этим США и их союзники окружили Советский Союз и другие социалистические страны целой системой военных баз, с которых их авиация могла бы наносить удары по социалистическим государствам.

В свою очередь СССР стремился укрепить свою безопасность созданием противостоящей системы военно-политических союзов. После окончания войны Советский Союз установил союзные отношения с социалистическими государствами Центральной и Юго-Восточной Европы. 14 февраля 1950 г. был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимопомощи между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой.

14 мая 1955 г. на совещании руководителей СССР и других европейских социалистических стран в Варшаве был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, Чехословакией и СССР. Участники Варшавского договора обязались немедленно оказывать помощь друг другу, если один из них подвергнется вооруженному нападению в Европе.

В 1955 г. в Багдаде был подписан Багдадский пакт. В него вошли Турция. Ирак, Пакистан, Иран и Великобритания. Все они поддерживали тесные связи с США. Но в связи с победой июльской революции 1958 г. Ирак вышел из Багдадского пакта, созданного в 1955 г. по инициативе США и Великобритании в составе Великобритании, Турции, Ирана, Пакистана и Ирака. Выход Ирака существенно ослабил пакт, который с 1959 г. был воссоздан остальными его участниками под именем Организации Центрального договора (СЕНТО).

Международные организации – один из основных типов акторов мировой политики после государств. Прообразы современных международных организаций возникли задолго до нашего времени. Это Пелопонесский союз греческих городов-государств 6-4 вв. до н.э., Ганзейский союз северных немецких городов в позднем средневековье, масонские ложи. Первой международной организацией современного типа считают возникшую в 1815 г. Центральную комиссию по судоходству на Рейне. Цель деятельности комиссии уже тогда отражала роль международных организаций как специфического типа международных акторов – координация деятельности ее участников в достижении конкретных целей.

На протяжении XIX - первой половины ХХ вв. число международных организаций неуклонно росло. В этот период возникли такие известные структуры как Международный комитет Красного Креста и Лига Наций. Однако только с середины ХХ в. начинается по истине бурный рост числа международных организаций и их превращение в важное действующее лицо на международной арене. Во многом это связано с созданием такой многофункциональной и разветвленной структурой как ООН, включающей в свой состав множество «дочерних» подсистем. Другой причиной можно назвать нарастающую взаимозависимость государств и национальных обществ, стимулирующую их к объединению с целью координации своей деятельности в экономической, социальной, гуманитарной, в меньшей степени – военно-политической - областях. Интернационализация международной жизни стала важнейшей причиной роста численности и значимости международных организаций в современной мировой политике.

Международные организации классифицируются по нескольким признакам – характеру членства (межправительственные и неправительственные), географическому измерению (глобальные, региональные, субрегиональные), функциональному измерению (общей компетенции, или многофункциональные, и специальной компетенции). Наиболее фундаментальной основой классификации международных организаций является характер членства.

Важнейшими признаками межправительственных организаций (МПО) является то, что они создаются правительствами государств на основе межгосударственного договора. В настоящее время насчитывается около 300 МПО, среди которых, ООН, Европейский Союз, НАТО, ОПЕК, АСЕАН, МВФ, ВТО, СНГ и другие.

Неправительственные организации (НПО) возникают не на основе договора между государствами, а путем объединения физических и/или юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств. НПО на порядок больше, чем МПО, что может свидетельствовать о росте социализации международных отношений. По сути, НПО представляют собой совершенно отличное от МПО явление международной жизни. Они могут рассматриваться как элементы формирующегося глобального гражданского общества в противоположность фрагментированному сообществу государств. Назвать даже приблизительно численность НПО представляется затруднительным не только по причине их многочисленности, но и потому что среди экспертов существуют разногласия по поводу того, относить ли к НПО транснациональные корпорации (ТНК), а также международные террористические организации. На наш взгляд, наиболее убедительна точка зрения, в соответствии с которой к неправительственным организациям не относятся структуры, ставящие своей целью извлечение прибыли, а также структуры, действующие вне рамок международного права. Исходя из этого, к НПО относится приблизительно 6000 организаций. Среди них – Гринпис, Международная амнистия, Международный комитет Красного Креста (МККК), Международный олимпийский комитет (МОК), Римский клуб, Врачи без границ, Международная амнистия и многие другие.

Значение МНО в мировой политике несравненно больше, чем НПО по той причине, что их членами являются государства – основные авторы на международной арене. Впрочем, именно в этой связи мера самостоятельности МНО – вопрос достаточно спорный и традиционно являющийся предметом дебатов среди аналитиков.

С точки зрения школы политического реализ ма международные организации полезны и влиятельны лишь в той мере, в какой это соответствует интересам государств-членов этих организаций. Это мнение образно отражено в метафоре известного американского политолога Ст.Хоффманна, сравнивавшего международные организации с зеркалом, лишь отражающем палитру государственных интересов. Иными словами, сторонники реалистической парадигмы полагают, что межправительственные организации «производят» лишь то, что «вкладывают» в них государства-члены, и не способны генерировать никакой импульс, выходящий за пределы внешней политики последних.

В настоящее время в мире существует множество международных организаций, которые решают вопросы по всем направлениям сферы жизни человечества; как экономической так и политической. Наиболее остро на сегодняшний день стоят проблемы войны и мира, разоружения и разрешения военных конфликтов. Забота государств о своей безопасности привела к созданию военно-политических организаций. Одной, из которых явилась организация Североатлантического договора (НАТО). НАТО было создано 4 апреля 1949г. страны НАТО решили объединить свои усилия для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности. Основной целью НАТО является обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами ООН. Организация НАТО призвана обеспечить прочный мир в Европе и сохранить стратегическое равновесие во всей Европе.
Участники НАТО обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтобы не поставить под угрозу международную безопасность. Согласно устройству НАТО вооружённое нападение на одного из членов НАТО считается нападением на все страны Североатлантического договора. Таковы основные положения устава НАТО.

Как и любая международная организация НАТО имеет свою структуру. Руководящими органами блока являются Североатлантический совет, комитет оборонного планирования, группа ядерного планирования, другие комитеты, генеральный секретарь. Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, постоянного военного комитета и международного военного штаба. Штаб-квартира НАТО находится в г. Брюсселе. В настоящее время в НАТО входят следующие государства: США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Люксембург, Канада, Италия, Норвегия, Дания, Исландия, Греция, Турция, Испания, Германия. Но Исландия не имеет собственных военных сил и не входит в военную структуру НАТО, она имеет лишь статус наблюдателя в Комитете военного планирования. Франция в 1966г. также вышла из военной структуры НАТО. Но с каждым годом организация планирует расширение, в частности, в перспективе планируется принятие ряда государств Восточной Европы и некоторых республик бывшего СССР. В 1997г. Польша, Венгрия, Чехия уже получили приглашение вступить в НАТО.

Дальнейшее расширение НАТО послужило поводом закреплению соглашения между НАТО и Россией, в котором заключены основные принципы сотрудничества и безопасности между РФ и НАТО от 27 мая 1997г.:

Развитие на основе стабильного, долговременного и равноправного партнёрства и сотрудничества с целью укрепления безопасности в Североатлантическом регионе.
Отказ от применения силы и угрозы силой друг против друга.
Уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств.
Поддержание в каждом конкретном случае миротворческих операций.
Участники Североатлантического договора обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силы или применение силы, каким бы то ни было способом, несовместимым с целями ООН.
НАТО в настоящее время играет очень важную роль. Эта организация принимает активное участие в решении международных конфликтов, к примеру, последние события в Косово и в Ираке. Зачастую НАТО подменяет ООН, и её решения. Лидирующую роль в принятии решений играют США. Примером этого влияния может явиться принятие решения НАТО о военном вмешательстве в Косовский конфликт. Кроме того, другой военно-политической организацией является Совет Европы.
Совет Европы. Основан в соответствии с Уставом в мае 1949г. Целью этой Организации является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществлении идеалов и принципов, являющихся их общим достижением, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.
Деятельность Совета Европы сконцентрирована на следующих основных проблемах:
Правовое обеспечение прав человека.

Содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности.
Поиск совместных решений социальных проблем.
Развитие политического партнёрства с новыми демократическими странами Европы.
Руководящими органами Совета Европы являются Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совещание отраслевых министров и Секретариат.
Комитет министров состоит из министров иностранных дел государств – членов, и является высшим органом Советы Европы. Он принимает решения по поводу программы работы организации, одобряет рекомендации Консультативной ассамблеи. На уровне министров он собирается обычно 2 раза в год. Предусмотрены также ежемесячные встречи на уровне постоянных представителей государств – членов Совета Европы. Членами Совета Европы являются 40 государств в том числе Россия. Штаб-квартира организации находиться в Стамбуле.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Политология как наука и учебная дисциплина: предмет, методы изучения политики, роль в современном общественном развитии

В обыденной жизни политика означает любую целенаправленную деятельность В рамках современной политологии феномен политики описывается исходя из... Группа социологических определений политики или социологический подход... а экономические определения политики наиболее ярко представлены в марксизме политика есть концентрированное...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Политология как наука и учебная дисциплина: предмет, методы изучения политики, роль в современном общественном развитии.
Изучает закономерности политического процесса. Корни науки относятся к античности. Сложилась как наука во 2 половине 19 в. Политика показывает власть изнутри.Политология – и

Сущность политики: основные теоретические подходы
Хотя сущность политики исследуется в науке более двух тысяч лет, вопрос о том, что такое политика, остается открытым. Существуют различные понимания политики: 1. Историчес

Характеристика основных этапов эволюции политических учений.
Политология, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических процессов и явлений.

Политическая мысль Нового времени и эпохи возрождения
В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль сыграл итальянецНикколо Макиавелли (1469-1527). В работах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ли

Объективная потребность, сущность и особенности политической власти. Ресурсы власти
Ресурсы власти можно трактовать как совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой л

Типы легитимности власти по Веберу
Согласно разработанной им и ставшей классической теории, легитимность характеризуют два фундаментальных признака: признание власти, реализуемой существующими институтами государства, и обязанность

Типы легитимности Д. Истона
Современный американский ученый Д. Истон выделил следующие разновидности легитимности: идеологическую, структурную и личную. Идеологическая легитимность основана на соответствии вла

Другие типы легитимности
Помимо указанных способов поддержки власти ряд ученых выделяют и другие, придавая легитимности более универсальный и динамичный характер. Так, английский исследователь Д. Хелд наряду с уже известны

Политическая социализация как процесс: сущность, этапы и функции.
Уровень политической культуры определяется в процессе политического становления личности. Практически в слабом обществе индивиды и группы приобщаются к определенной системе ценностей, приемлемым фо

Место и роль политических партий и общественно-политических движений в политической жизни общества. Особенности партийного строительства в России.
Политическая партия (от лат. партис - часть чего-либо) - это организованная группа единомышленников, представляющая интересы определенной части народа и ставящая своей целью их реа

Консерватизм и неоконсерватизм
Консерватизм. Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую революцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либе

Социализм
Социализм (от латинского "socialis" - общественный) как политическая идеология исторически связан с многовековыми чаяниями масс об обществе, социальной справедливости, солидарности, социа

Место и роль личности в системе политических отношений. Политические интересы и формы их реализации.
Факторы влияния политической деятельности на личность. Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленчес


Политическое лидерство, - это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям». Оно воздействует на большие массы людей, ставящие перед собой

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ
Простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера): 1. Деловое лидерство.

Сущность, структура и функции политической элиты. Способы рекрутирования политических элит.
Политическая элита – это политически господствующая, привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в выработке, принятии и реализ

Условия политического развития, основные этапы и пути политической модернизации.
Основные условия политического развития Повышение адаптируемости полити­ческой системы к новым социальным требованиям на основе рационализа­ции ее строения и организации предполагает нарастающу

Основные школы и направления политической мысли Запада в ХХ в.
Американская школа "политического развития" о динамике власти в незападном, мире. Согласно взглядам теоретиков авторитаризма, современный послевоенный авторитаризм представлен новыми техн

Понятия, условия становления и функции гражданского общества.
Гражданское общество - это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно сформировывается по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и сам

Политическая культура личности и общества: структура и типология. Характеристика современной политической культуры России.
Политическая культура - составная часть общей культуры, совокупный показатель политического опыта, уровня политических знаний и чувств, образцов поведения и функционирования политических субъектов:

Доминирующая ветвь власти
· Парламентская демократия. Правительство назначается законодательным органом власти. Правительство и его глава (премьер-министр) также могут быть подотчётны церемониальному главе государств

Система выборов в представительные органы
· Мажоритарная избирательная система. Территория поделена на округа, каждый из которых имеет право на одного представителя в законодательном собрании. Этим депутатом становится кандид

Число ведущих партий
· Двухпартийная система. В политическом спектре доминируют две крупные партии. · Многопартийная система. Назначению правительства обычно предшествует формирование правящей ко

Универсальные свойства демократии. Внутренние противоречия и угрозы демократии.
возможно, одним из самых существенных противоречий де­мократии является несовпадение политических возможностей обла­дателей формальных прав и реальных ресурсов. Демократия не может ун

Демократия: понятия и основные теории. Предпосылки и пути демократизации. Проблемы становления демократии в России.
Хотя в самом общем смысле «демократия» - понятие достаточно древнее, те формы, которые рассматриваются сегодня, порождены XX веком. Демократию, так же как и огонь, живопись, письмо, из

Социальные предпосылки демократии
Рыночная экономика лучше, чем командная хозяйственная система, обеспечивает создание такой важной предпосылки демократии, какотносительно высокий уровень благосостояния граждан. Он позволяет смягча

Внешнеполитические предпосылки демократии
Экономические, социальные, культурные и религиозные факторы характеризуют внутренние предпосылки демократии. Однако растущее значение для нее имеетвнешнее влияние. Оно проявляется двояко: через пря

Проблемы становления демократии в России
Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политиче

Внешняя политика: Сущность, формы, методы и принципы осуществления.
Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая его отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями,

Понятие "Геополитический мировой порядок" и его методологическое значение для анализа международных отношений
Новый мировой порядок. Концепция РФ - борьба за многополюсный мир. Два подхода к понятию "геополитический мировой порядок": 1. Построение теоретической модели.

Геополитическое положение России и особенности её внешней политики на современном этапе.
Для России конца ХХ века примечательным явлением стало выдвижение множества геополитических концепций, по-разному рисующих положение нашей страны в мире. Сложный пер


Государство - центральный институт власти, политической системы общества. Оно организует политический мир, политическую жизнь. В рамках государства за счет применения механизмов, структуры, учрежде

Формы территориального устройства государства. Особенности территориального устройства России.
Форма территориального устройстваотражает территори­альную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти. Понационально-террито

Формы государственного правления и их характеристика.
В самом общем понимании государство представляет собой аппарат управления делами общества и защиты прав личности от произвола со стороны других лиц, органов и организаций. Современное государство и

Политические кризисы, конфликты и способы их разрешения.
Политический конфликт - это противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов, противоречием между обществом как целостной сист

Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Принципы, о которых пойдет речь, - это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государств

Правовое государство и его отличительные признаки. Проблемы становления правового государства в России.
Как отмечает ряд авторов, важнейшими элементами, характеризующими правовое государство, выступают: а) господство закона, б) функционирование государственной власти на основе разделения публично-вла


Военные и военно-политические блоки – детище второй половины 20-го века. Именно тогда в мировой практике появились блоки государств, предназначенные для коллективной защиты от внешней агрессии со стороны противников.


Военные и военно-политические блоки – детище второй половины 20-го века. Именно тогда впервые в мировой практике появились блоки государств, предназначенные для коллективной защиты от внешней агрессии со стороны идеологических и политических противников. Первым таким блоком государств стал образованный в 1949 году «агрессивный блок НАТО», как его называла официальная советская пропаганда. Через 6 лет, 14 мая 1955 года, образовалась военная Организация Варшавского Договора. Все последующие годы вплоть до 1991 года прошли под знаком противостояния этих двух военных организаций.
Позвольте, а почему, говоря о военных блоках, сразу вспоминаются только эти? Почему годом образования первого военного блока называется 1949 год? Что, разве раньше не было подобных организаций? А как же Антанта, Тройственный Союз, Антикоминтерновский пакт и т.д? Все вышеперечисленные организации суть результат политических договоров. Они не имели единого центра управления, командования, армии государств, входящих в них, не имели унификации в вооружении, не имели обще военной доктрины. Все вышеперечисленные договоры лишь обязывали страны, их подписавшие, вступать в войну, ежели какая-либо из стран-подписантов подвергнется внешней агрессии.
Военные блоки второй половины двадцатого столетия – это новое слово в области военной политики. Их существование было обусловлено начавшимся сразу же после окончания Второй Мировой войны противостоянием двух мировоззренческих систем – атлантистско-американской и советско-имперской. В результате в 1949 году из стран, попавших в результате Второй Мировой войны в американскую сферу влияния, был сформирован блок НАТО. Первоначально в него входили Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США и Франция, вышедшая из военной организации блока в 1961-м, но сохранившая представительство в политических органах. В 1952 году ряды НАТО пополнили Турция и Греция (несмотря на непримиримые разногласия между этими странами), в 1955-м – ФРГ, в 1982-м – Испания.
Блок этот был сформирован для противодействия «советской военной угрозе», с целью недопущения расширения сфер влияния нашей страны. Основными сферами влияния этого блока были Европейский ТВД (театр военных действий) и вся Северная Атлантика. Именно эти территории предполагались в качестве основных арен грядущей Третьей Мировой войны.
Главными ударными силами этого блока были (и в настоящее время остаются) армии США и Великобритании; позднее к ним присоединились возрожденные под американским руководством вооруженные силы Германии – Бундесвер, ставшие главной ударной силой НАТО в Европе. Постепенно почти вся «несоветская» Европа оказалась опутана сетью НАТОвских военных баз. Особенно много баз было развернуто в Германии и Италии.
Примерно в то же время, в 1951 году, был создан военный блок АНЗЮС – региональное военное содружество Австралии, Новой Зеландии и США, призванный координировать усилия по коллективной обороне Тихого океана. Этот блок, в отличие от НАТО, не имел единого командования, единых вооруженных сил и постоянной штаб-квартиры. В настоящее время блок этот фактически прекратил свое существование, хотя официально распущен и не был.
В 1954 году с целью противодействия советской политической экспансии в регион Южной и Юго-Восточной Азии был создан блок СЕАТО, в который входили Австралия, Франция, Новая Зеландия, Пакистан, Филиппины, Таиланд, Великобритания и США. Однако просуществовал недолго и, не выполнив своей миссии, в 1977 году по взаимному согласию стран-участниц прекратил свое существование.
В 1971 году был создан блок АНЗЮК военно-политический союз, пятистороннее соглашение об обороне Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Малайзии и Сингапура, названное по начальным буквам названий основных участников.
Соглашение об образовании этого блока было заключено в форме совместного коммюнике министров обороны стран-участниц на совещании в Лондоне 15-16 апреля 1971и вступило в силу 1 ноября 1971.
Объявленная цель Соглашения - защита Малайзии и Сингапура от внешнего нападения.
По соглашению создавались объединённые ВС АНЗЮК. США рассматривали АНЗЮК как один из компонентов потенциальной военной коалиции всех американских союзников на случай обострения ситуации в мире или регионе.
Распущен этот блок был в 1975.
В ответ на агрессивные приготовления своих «вероятных противников» по инициативе СССР 14 мая 1955 года было подписано соглашение о создании военной Организации Варшавского договора – военного блока европейских стран – политических союзников СССР. В него первоначально входили Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия, но в 1961 году Албания приостановила свое членство в этой организации. Как уже отмечалось, создавался этот блок в ответ на появление в Европе ударных группировок войск стран-членов НАТО. Главной вооруженной силой ОВД были Вооруженные силы СССР; также довольно мощными считались Вооруженные силы ГДР, созданные при живейшем участии советских военных специалистов, и Польши.
Начиная с 1955 года, последующие 36 лет прошли в Европе под знаком противостояния блоков НАТО и ОВД. Закончилось это противостояние в 1991 году подписанием соглашения о роспуске военной организации Варшавского договора, выводом советских частей сначала с дальних подступов к нашей стране (из Польши, Венгрии, Чехословакии, ГДР), а затем – и с неспокойных окраин, ставших вдруг независимыми государствами.
Таким образом, в настоящее время в Европе безраздельно доминирует военный блок НАТО, пополнившийся в 1990-х – начале 2000-х годов новыми членами – бывшими участниками Организации Варшавского договора и даже бывшими советскими республиками. Однако вместе с эйфорией от расширения НАТО на Восток, в бывшие пределы так называемого «восточного блока», пришли и первые серьезные проблемы и разногласия. «Старые европейцы» - члены НАТО, выражают все большее недовольство доминированием в блоке США, регулярно втягивающих страны-члены блока в различные военные авантюры. И если в 1999 году в агрессии против Югославии прямо или косвенно приняли участие почти все члены НАТО, то уже в 2001-м году в американском вторжении в Афганистан некоторые члены НАТО принимал участие лишь формально. А уже в 2003 году в иракской авантюре открыто отказались участвовать Германия и Франция. Вместе с тем государства, лишь недавно ставшие членами НАТО, с непередаваемым рвением стремятся участвовать во всех военных операциях, осуществляемых и планируемых США.
Россия неоднократно резко негативно высказывалась относительно расширения Североатлантического альянса, однако мнение нашей страны по этому вопросу никем не учитывалось. В связи с этим по предложению России 15 мая 1992 года был подписан Договор о коллективной безопасности стран-членов СНГ, а конкретнее – Армении, Белоруссии, Киргизии, Казахстана, Таджикистана и России. В соответствии с Договором государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе. Так, в Статье 2 Договора говорится: «В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы». Таким образом, видно, что в доктринальном плане Договор о коллективной безопасности выражает сугубо оборонительную концепцию, не направленную против какой-либо конкретной страны или группы стран.
В рамках ОДКБ в 2001 году созданы Коллективные силы быстрого реагирования, в которые вошли по одному батальону из России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. А 11 октября 2005 года секретарь ОДКБ Николай Бордюжа заявил, что на территории Средней Азии будет создана коллективная армейская группировка, в которую от каждой страны войдут полки и даже дивизии. Планируется, что новая группировка будет подчиняться единому командованию. В случае же начала крупномасштабного военного конфликта государства-члены ОДКБ обязаны будут предоставить свои армии или все свои вооруженные силы для отражения агрессии. Таким образом, сделана серьезная заявка на превращение ОДКБ в полноценный военный блок уже даже не регионального, а мирового уровня.
Еще одна политическая организация, в рамках которой ведется активное военное строительство – это Шанхайская организация сотрудничества, в которую входят Россия, Китай, Таджикистан, Казахстан, Киргизия и Узбекистан, а в качестве наблюдателей в ее деятельности участвуют Индия, Пакистан, Иран и Монголия. Предыдущие два года прошли под знаком «боевого слаживания» частей и подразделений вооруженных сил стран-участниц ШОС. В частности, можно припомнить крупнейшие российско-китайские маневры «Мирная миссия», прошедшие летом 2005 года, российско-индийские учения ВДВ, российско-узбекские учения подразделений СПЕЦНАЗа ГРУ и ВДВ и некоторые другие. Все это говорит о серьезности намерений по созданию военной составляющей этой чисто политической организации, хотя официально такие намерения никем и нигде не были озвучены.
Военный потенциал данного гипотетического блока будет очень мощным – Россия, Китай, Индия и Пакистан имеют в своих арсеналах ядерное оружие; армия Узбекистана считается мощнейшей (не считая российской) среди среднеазиатских республик бывшего СССР; армия Китая имеет огромную численность и довольно неплохо оснащена. Однако нельзя обойти стороной и непримиримые противоречия, существующие между Индией и Пакистаном, Индией и Китаем и довольно прохладными отношениями между Пакистаном и Россией. Поэтому естественно, что внутри такого блока могут образовываться «под-блоки» - например, в интересах России плотнее взаимодействовать с Индией и Ираном, а в перспективе – заключить с этими государствами взаимовыгодные военно-стратегические союзы с целью обеспечения безопасности в регионе. Вероятно также появление регионального военного союза Китая и Пакистана, ибо эти две страны имеют давнюю историю военных взаимоотношений. Однако в случае реальной угрозы со стороны других стран или блоков вооруженные силы государств-участников ШОС должны выступить единым фронтом против агрессоров.
Особенно актуальным вопрос военного сотрудничества внутри ШОС становится в преддверии все более вероятного грядущего вторжения США в Иран. Но вне зависимости от того, будет ли в ближайшие годы разработана и реализована концепция этого военного блока, России необходимо усилить свое военно-политическое присутствие в регионе, в том числе и путем подписания реальных военно-стратегических соглашений со своими традиционными партнерами – Индией и Ираном.
Укрепление южных рубежей нашего государства, в том числе и на «дальних подступах», есть одна из наиглавнейших задач текущего момента.
Могут последовать возражения в том духе, что участие в военных блоках для нашей страны – дело ненужное, затратное, хлопотное, невыгодное. Мол, после Второй Мировой не было еще ни одного вооруженного конфликта между военными блоками государств, а, раз так – значит, военные блоки – это пережиток проклятого прошлого, от которого как можно скорее избавиться. Однако не стоит забывать, что большой войны не случилось именно из-за того, что все лидеры государств, входивших в блоки, понимали, к чему это может привести.

Резюмируя, можно утверждать, что участие и безспорное лидерство России в различных выгодных ей военных блоках необходимо для того, чтобы «застолбить» и достойно защитить свои политические, экономические и иные государственные интересы в различных регионах Земного шара.

Наряду с НАТО важное место в военно-стратегических и политических планах США и других империалистических держав отводилось во второй половине 50-начале 60-х годов военным блокам на Ближнем и Среднем Востоке (СЕНТО), в Юго-Восточной Азии (СЕАТО), на Тихом океане (АНЗЮС), а также Организации американских государств (ОАГ).

В эти годы по инициативе США были предприняты шаги к более прочному объединению всех агрессивных военных блоков в единый комплекс, ядром которого являлся бы Североатлантический союз. Был организован обмен информацией между НАТО, СЕНТО и СЕАТО199 по вопросам борьбы с демократическими и национально-освободительными движениями, а также обмен данными военных разведок государств - участников этих блоков.

Общее развитие мировых событий, изменение соотношения сил на мировой арене, дальнейшая активизация миролюбивой политики Советского Союза и других социалистических госу дарств вызвали в СЕНТО, СЕАТО, АНЗЮС, ОАГ в конце 50 - начале 60-х годов серьезные кризисные явления, аналогичные по своей политической и стратегической природе кризисным явлениям в НАТО.

Средневосточный военный блок - Багдадский пакт, или СЕНТО,- был создан в 1955 г.

Империалистическим кругам не удалось добиться выполнения своих замыслов по распространению Багдадского пакта на весь район Ближнего и Среднего Востока путем включения в него арабских стран. Ирак, единственное из арабских государств, вошедшее в Багдадский пакт, порвал с ним всякие связи после победы национальной революции 14 июля 1958 г.200 Империалистическим державам удалось закрепить в составе Багдадского пакта лишь три средневосточных государства - Турцию, Иран и Пакистан и создать таким образом ядро своей военно-политической системы на Ближнем и Среднем Востоке. Одним из опорных звеньев этой системы является и Израиль, хотя между Израилем и Багдадским пактом не было установлено каких-либо организационных связей.

Руководящие нити в Багдадском пакте оказались вскоре после его создания в руках не только Англии, явившейся главным организатором этого блока, но и Соединенных Штагов Америки, которые формально не являются членами СЕНТО, но входят в состав его экономического и военного комитетов, а также комитета по борьбе с «подрывной деятельностью» - органа по координации мероприятий, направленных против национально-освободительного движения на Ближнем и Среднем Востоке. С 1959 г. правительство США стало направлять на сессии совета СЕНТО в качестве своих наблюдателей уже не чиновников государственного департамента, а государственного секретаря, что лишний раз свидетельствовало о фактическом участии США в СЕНТО. США заключили также 5 марта 1959 г. двусторонние военные соглашения с Турцией, Ираном и Пакистаном201 как членами СЕНТО, что вело к дальнейшему укреплению военно-политических позиций США в этом блоке и в то же время усиливало угрозу миру и безопасности на Ближнем и Среднем Востоке.

В области военных приготовлений на Багдадский пакт возлагались три основные задачи: превратить район Среднего Востока в южный военный плацдарм против Советского Союза и других социалистических стран; усилить восточный фланг объединенных вооруженных сил НАТО в Европе; служить военной опорой империалистических нефтяных монополий, действующих в Ираке, Иране, Саудовской Аравии, Кувейте. Разработка практических мероприятий по выполнению этих стратегических задач осуществлялась военным комитетом, комитетом военных заместителей и объединенным штабом военного планирования СЕНТО202.

Как и в НАТО, главное в военной деятельности СЕНТО - подготовка к ядерной войне. Хотя никто из средневосточных членов СЕНТО не имеет ни ядерного оружия, ни доступа к нему, США и Англия так или иначе стремится вовлечь их в свою ядерную стратегию.

Об этом неопровержимо свидетельствуют преданные в Советском Союзе гласности некоторые совершенно секретные документы Багдадского пакта, относящиеся к 1958 г. Так, в докладе военного комитета Багдадского пакта, носящем название «Выбор целей для нанесения ядерных ударов», одобренном высшими военными инстанциями США и Англии, указываются цели для ядерных ударов двух родов: во-первых, цели ударов по объектам на территории СССР, а во-вторых, цели ударов по территории Ирана и Пакистана для создания там «ядерных заслонов», которые препятствовали бы продвижению войск другой стороны. Как справедливо указывалось в этой связи в заявлении ТАСС от 19 августа 1961 г., «расчеты атомных маньяков СЕНТО строятся на том, чтобы с баз, расположенных в Турции, Иране и Пакистане, попытаться нанести удар из-за угла по Советскому Союзу, а затем сразу же испепелить города и населенные пункты во многих районах Ирана и Пакистана, преднамеренно превратив эти территории в зону смерти» *.

Планами создания «зон ядерной смерти», разработанными СЕНТО, было предусмотрено и еше одно, не менее чудовищное преступление: ядерное нападение на некоторые нейтральные государства, в частности Афганистан, с целью создания таких же зон и на их территории.

США и Англия добиваются от средневосточных государств - членов СЕНТО постоянного наращивания численности вооруженных сил, оснащения их более современными обычными вооружениями и обучения личного состава современным методам ведения войны. Со своей стороны, они поставляют Турции, Ирану, Пакистану танки, самолеты и другие виды вооружений, направляют туда различные военно-технические и военно-учебные миссии.

Усиливая в рамках Багдадского пакта - СЕНТО - подготовку к войне, США и Англия активно использовали и используют этот блок также в качестве своего политического орудия в борьбе против национально-освободительного движения на Ближнем и Среднем Востоке.

Деятельность СЕНТО с каждым годом наталкивается на все более активное сопротивление широких народных масс, что в условиях коренного изменения соотношения сил на мировой арене и мощного подъема национально-освободительного движения ведет к резкому обострению противоречий и разногласий между странами - участницами СЕНТО.

Серьезные опасения в связи с агрессивным курсом империалистических кругов стало проявлять, например, правительство Ирана. 15 сентября 1962 г. оно обменялось с правительством СССР нотами, в которых зафиксировано обязательство иранской стороны «не разрешать иностранным державам создавать на иранской территории площадки для запуска ракет любого вида»203. Этот шаг, несомненно, способствует укреплению мира в районе Среднего Востока и полностью отвечает национальным интересам Ирана.

В 1963-1964 гг. стало заметно, что менее активное участие в военных и военно-политических мероприятиях СЕНТО принимает и Пакистан, недовольный, в частности, увеличением военной помощи Индии со стороны ведущих держав СЕНТО - США и Англии.

Усиление противоречий в СЕНТО подрывает основы этого агрессивного блока, который тем не менее продолжает оставаться важным орудием империализма, несущим народам Ближнего и Среднего Востока угрозу воины и неоколониалистского закабаления.

Такую же роль играет в Юго-Восточной Азии другой агрессивный блок - СЕАТО. В азиатских странах - членах этого блока - Пакистане, Таиланде и Филиппинах во второй половине 50-начале 60-х годов было развернуто строительство аэродромов, военно-морских баз и других военных сооружений, а также стратегических железных и шоссейных дорог, нефтепроводов, линий связи *.

12 октября 1D59 г. был подписан протокол о пересмотре американо-филиппинского соглашения 1951 г. относительно военной помощи США Филиппинам и условий размещения на Филиппинах американских военно-воздушных и военно-морских баз. В соответствии с этим протоколом США получили право разместить на Филиппинах свои ракетные системы.

Шаг за шагом проводились в жизнь разработанные Пентагоном планы наращивания вооруженных сил азиатских стран - членов СЕАТО, переобучения их личного состава с учетом требований ядерной войны, переоснащения этих сил современным оружием. К концу 1965 г. вооруженные силы Пакистана насчитывали 253 «ыс. солдат и офицеров, вооруженные силы Таиланда- 84,5 тыс., а Филиппин - 57 тыс. солдат и офицеров204.

Эти армии призваны служить тактическим (главным образом сухопутным) подкреплением стратегических сил США и Англии в районе Юго-Восточной Азии - американского 7-го флота, располагающего ядерным потенциалом, и английского Тихоокеанского флота. Именно для района Юго-Вос* точной Азии предназначаются в первую очередь и гак называемые «антипар- гизанские силы*, к формированию которых приступили с I960-1961 гг. Соединенные Штаты Америки. Эти специально обученные банды диверсантов и убийц используются США в войне против национально-патриотических сил Южного Вьеінама, незаконно включенного еще при подписании «договора об обороне Юго-Восточной Азии» в сферу деятельности СЕАТО.

Ход военных приготовлений стран СЕАТО обсуждается на регулярных заседаниях комитета военных советников и на ежегодных сессиях совета СЕАТО, проводимых на уровне министров иностранных дел205. Детальные программы военных мероприятий разрабатываются в СЕАТО постоянным органом военного планирования, созданным в 1957 г. Вопросы гонки вооружений систематически рассматриваются также постоянными политическими органами СЕАТО - советом представителей и секретариатом.

Штаб-квартира всех постоянных органов СЕАТО размещена в Бангкоке К

Наряду с подготовкой к войне другим важнейшим направлением деятельности СЕАТО является координация мероприятий против демократического и национально-освободительного движения в странах - участницах этого блока, а также в нейтралистских странах Юго-Восточной Азии. В этих целях в СЕАТО создан так называемый комитет по борьбе с «подрывной деятельностью», который координирует деятельность политических и разведывательных органов стран - членов блока.

С помощью СЕАТО империалистические державы активно вмешиваются во внутренние дела государств Юго-Восточной Азии, обостряют в этом районе напряженность, доводя дело и до военных конфликтов. Показательна в этом отношении та провокационная, опасная для мира роль, которую блок СЕАТО на протяжении ряда лет играл и продолжает играть в связи с событиями в Лаосе 206.

В 1963-1964 гг. блок СЕАТО усилил также свою активность в поддержку США и южновьетнамских реакционных сил, потерпевших крупные поражения в войне против национально-патриотических сил Южного Вьетнама. В свою очередь США, подготавливая агрессию против ДРВ, активизировали свои усилия по укреплению блока СЕАТО.

Деятельность СЕАТО создает постоянную угрозу миру и безопасности народов Юго-Восточной Азии. Вместе с тем, чем дальше, тем все больше этот блок разоблачает себя в глазах азиатских народов как орудие империалистической, неоколониалистской политики США, Англии и других западных держав.

Обостряются противоречия и внутри самого союза СЕАТО. Помимо столкновений азиатских стран СЕАТО и их империалистических «партнеров» в связи с вопросами экономической помощи между ними нарастают серьезные расхождения гакже по вопросам, связанным с колониалистской политикой западных государств - членов СЕАТО. Характерным фактом в этом отношении является выступление Филиппин против создания в 1963 г. по английской инициативе нового государства Малайзии. На этой почве произошло значительное обострение англо-филиппинских отношений и в то же время наметилось некоторое сближение между Филиппинами и Индонезией. Член СЕАТО - Таиланд попытался выступить в роли посредника между Индонезией и Малайзией, причем не в полной мере поддержал Малайзию.

В разном объеме принимают участие азиатские члены СЕАТО и в военных мероприятия* блока. Наиболее активную роль в таких мероприятиях, в частности против Лаоса, играет Таиланд, тогда как Пакистан, наоборот, старается не ввязываться глубоко в военные авантюры в Юго-Восточной Азии. Даже в военных маневрах СЕАТО Пакистан участвует в последние годы лишь символическими контингентами.

Еще больше различий в вопросах военной политики СЕАТО проявляется у США, Англии и Франции. Правительство США, особенно в период пребывания на пост} государственного секретаря Даллеса, предпринимало по линии СЕАТО крупные и весьма рискованные акции, в частности в Лаосе. Не так уж много изменилось в этом отношении и в последующее время. Правительство Англии предпочитает проявлять известную осторожность в вопросах военной политики СЕАТО. Так, оно высказывалось в 1961-1962 гг. против организации открытой военной интервенции СЕАТО в Лаосе, подготовленной американцами вместе с правительством Таиланда. Что же касается Франции, у правящих кругов которой после потери в 1954 г. Индокитая нет стратегических и военно-политических интересов в Юго-Восточной Азии, то она вообще отказывается поддерживать какие-либо военные акции по линии этого блока и практически почти не участвует в его деятельности. С 1964 г. с французской стороны все более определенно проводится курс на решение проблем Юго-Восточной Азии, в том числе южновьетнамской проблемы, путем переговоров между заинтересованными государствами. Франция отказалась присоединиться к решениям апрельской (1964 г.) сессии совета СЕАТО в поддержку военной политики США в Южном Вьетнаме.

Все эти противоречия в значительной мере ослабляют агрессивный военный блок СЕАТО. Но он продолжает еще выполнять свои функции важной военно-политической опоры империализма в Юго-Восточной Азии, остается одним из плацдармов подготовки войны в этом районе, центром империалистических происков против безопасности и независимости миролюбивых азиатских стран.

К северу от района действия СЕАТО костяк агрессивной военной структуры империалистических держав в конце 50- начале 60-х годов составляла система военных баз и двусторонних военных договоров.

В январе 1960 г. был заключен американо-японский «договор о взаимном сотрудничестве и безопасности», предоставивший США право держать на японской территории свои войска и размещать там свои военные базы *.

Другим военным плацдармом США в районе Дальнего Востока остается Южная Корея. На основании американо-южнокорейского военного договора, заключенного в 1953 г., США продолжают содержать в Южной Корее значительные вооруженные силы и используют ее территорию для размещения своих военных баз. Здесь сосредоточены воинские части США, оснащенные не только обычным вооружением, но и средствами доставки ядерного оружия. За счет американской помощи и ограбления собственного народа южнокорейское правительство содержит собственную непомерно раздутую армию численностью свыше 600 тыс. человек207.

Остается в силе и американо-чанкайшистский военный договор, подписанный в 1954 г. В соответствии с этим договором США незаконно оккупируют остров Тайвань - неотъемлемую часть Китая, используют тайваньские порты для базирования кораблей 7-го флота, а военно-воздушные базы - для размещения своих бомбардировщиков. Получая от США обильную военную помощь в виде поставок современного вооружения, чанкайшисты продолжают сохранять под ружьем более чем полумиллионную армию 208.

В южной части Тихого океана основу военной структуры империалистических держав продолжает составлять военный блок АНЗЮС.

Деятельность этого военного союза США, Австралии и Новой Зеландии носит внешне менее громкий и демонстративный характер, чем, скажем, СЕАТО или СЕНТО. Вместе с тем в рамках АНЗЮС осуществляются важные в стратегическом отношении военные мероприятия. Тихоокеанские члены АНЗЮС - Австралия и Новая Зеландия фактически превращены в тыловые стратегические базы, призванные содействовать функционированию военных плацдармов, созданных империалистическими державами ближе к границам социалистических и других миролюбивых стран.

На оборудование и оснащение этих тыловых баз расходуются весьма значительные средства. Так, военный бюджет Австралии составил в 1964 г. 660 млн. долл. и Новой Зеландии - 100,5 млн. Долл. Поскольку численность вооруженных сил этих государств - членов блока АНЗЮС сравнительно невелика - 52 тыс. человек в Австралии и всего 12 тыс. человек в Новой Зеландии,- основная часть их военных расходов направляется на военное строительство и создание резервных стратегических запасов военных материалов209.