Общественные объединения в отличие от политических партий. Чем отличается политическая партия от общественного движения

Основное назначение партии - завоевание власти. Захват власти осуществляется через избирательные компании, программу партии. Партия овладевает государственной машиной, чтобы реализовать свою программу. Государство - орудие, средство в руках партии для решения своих задач. Таким образом, партии принадлежит ведущая роль, организующая сила. Обществ. Организации- не ставят перед собой политических целей.общественное объединение представляют собой добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности и интересов для реализации общих целей, указанных в уставных документах.(ОБЩЕСТ.ФОНДЫ,ДВИЖЕНИЯ. ОРГАНИЗАЦИИ).

В политической системе современного российского обще­ства политические партий играют всевозрастающую роль, ста­новясь структурообразующими элементами демократической системы. Они реализуют свои цели, охватывая своей деятель­ностью многие сферы общественной жизни: стимулируют ак­тивное участие граждан в политике; оказывают влияние на формирование общественного мнения; развивают политичес­кую культуру граждан и содействуют их политическому об­разованию; выявляют и обосновывают интересы больших со­циальных групп; обеспечивают постоянную связь между граж­данским обществом и государством; выдвигают кандидатов в органы власти и оказывают им всяческую поддержку; участву­ют в деятельности выборных органов власти, правительства, администрации; готовят и выдвигают кадры для государствен­ных и общественных организаций; оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения, на позицию граждан, становятся своеобразными катализаторами соци­альных процессов, деятельности властных политических струк­тур.

Цели создания политических партий:

а. Формирование общественного мнения.

б. Политическое образование и воспитание граждан. Для этого создаются различные кружки, проводятся мероприятия и др.



в. Выдвижение кандидатов в депутаты, участие в различных выборах, в случае победы – работа в представительных органах.

г. Овладение государственной властью. Она всегда была очень лакомым куском.

Функции политических партий:

Выявление, формулирование и удовлетворение интересов соц. групп (больших соц. групп)

Активизация и интеграция определенной части людей

Борьба за политическую власть, её использование, определение форм, методов и средств борьбы в зависимости от меняющейся обстановки

Формирование высших и местных органов власти (выдвижение своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью)

Разработка партийной идеологи, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды, формирование общественного мнения

Политическое воспитание общества или его части

Подготовка и выдвижение кадров для партии, гос. аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Типы политических партий:

Классовые (представляют интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений, например, предпринимательские, рабочие)

Национальные, религиозные (выражают на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии, ставят задачу обеспечения их приоритета в государстве, например, партия исламского возрождения)

Проблемные (подчиняют свою деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, например, экологическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы)

Государственно-патриотические (ориентированы на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечение целостности и стабильности государства)

Формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки

Революционные

Реформистские

Правящие,

Оппозиционные;

Центристские;

Авангардного типа,

Парламентского типа;

Партия авангардного типа - компартия в период СССР. Ведущая роль закреплена законодательно, однопартийная система, не терпит политического плюрализма, ее идеология поддерживается государственным принуждением. Четко фиксированное членство, взносы. Строится на основе производственно-территориального принципа (Указ Ельцина отменил этот принцип), что позволяет охватывать все производственные отношения через трудовые коллективы, все общественные объединения и т.д. Охватывала все сферы жизни общества.

Партия парламентского типа: основное назначение - выборные кампании в представительный орган, завоевание власти через получение большинства мест в парламенте. Активизируются в период выборной кампании.

Место и роль партии зависит не только от типа партии, но и от типа политической системы, в которой она функционирует.

Место и роль партии зависит от:

1. тип политической системы.

2. тип партии.

3. форма правления.

31. Государство и религиозные объединения: правовые формы их взаимодействия.(достаточно много,сокращаем)

Государство – политико-территориальная, суверенная организация публичной власти, располагающая аппаратом управления и принуждения, при помощи которого может навязывать свою волю посредством общеобязательных правовых норм всем членам общества.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками.

В тоталитарно-распредилительных системах происходит фактическое вмешательство государства в дела церкви. Такие политические системы пытались использовать церковь для своих целей. В обществах, где господствовали некоторые религиозные системы, напротив, религиозные организации оказывали воздействие на функционирование государственных институтов. В этих обществах взаимоотношения государства и религиозных образований весьма противоречивы:

от полного подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до периодических конфликтов государства. В целом, церковь во многих обществах – это практически и фактически важный элемент политической системы общества, хотя в либерально-демократических системах такое положение открыто не признается, а конституционно даже отвергается.

ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Статья 4. Государство и религиозные объединения

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

· не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

· обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

4. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

5. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение :

· создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;

· не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

· не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

· не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

6. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

7. По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Церковь – это;

1) союз людей, исповедующих одну веру;

2) религиозная организация, целью которой является обеспечение регулярных взаимоотношений между ее членами и структурными подразделениями, а также установление и поддержание связи со светскими организациями.

Взаимодействие государства и церкви детерминируется ее двояким значением: как нравственно-религиозного и как юридического союза. В зависимости от того, какие права предоставляются церкви , во взаимоотношениях ее с государством можно определить следующие четыре типа систем: 1) теократия, или приоритет церкви перед государством; 2) господствующая церковь ; 3) признанные церкви ; 4) церкви терпимые. По отношению к разным вероисповеданиям государство может применять различные системы.
В зависимости от отношения к религии в современном мире выделяют:
1. Теократическое государство – это государство , в котором глава государства выполняет функции верховного священнослужителя, в стране установлена государственная религия, а государственная власть принадлежит церкви . В теократическом государстве основным источником права являются религиозные нормы. Сегодня такими государствами являются Ватикан, Иран, Пакистан и др.
Признаки теократического государства : 1) установление государственной религии, обязательной для всех; 2) включение религиозных организаций в политическую систему; 3) сращивание государственного аппарата и религиозных объединений; 4) религиозный лидер возглавляет органы государственной власти и обладает полномочиями политической государственной власти; 5) участие религиозных организаций в деятельности государственных органов, оказание влияния на их деятельность.
2. Светское государство – это государство, в котором отсутствует официальная религия, все религиозные объединения отделены от государственной власти и равны между собой (Российская Федерация, Франция и др.).

Признаки светского государства:

1. отсутствие какой-либо обязательной (государственной) религии;
2) невмешательство церкви в государственные функции;
3) выполнение церковью исключительно духовной функции, направленной на удовлетворение религиозных нужд общества;
4) отсутствие контроля об отношении граждан к религии;

Основной признак светского государства - отграничение религиозных организаций от государства. В светском государстве на религиозные объединения не возложено выполнение функций органов государственной власти. В то же время религиозные объединения не должны участвовать в политической жизни государства. Данный признак предусмотрен в Конституции РФ, в программных документах Русской Православной церкви , российских мусульманских, иудаистских и протестантских религиозных организаций.
3. Клерикальное государство государство , где власть сливается с церковью , однако, в отличие от теократического государства в стране не запрещаются другие, кроме государственной религии. Государственная религия пользуется определенными льготами, в частности, налоговыми, получает субсидии. В настоящее время клерикальными являются Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Израиль.
4. Атеистическое государство - это государство , в котором любая религия запрещена, а религиозные объединения преследуются по закону. В атеистических государствах запрещается издание и распространение любой религиозной литературы, проповедование и агитация. Церковь лишена имущества, священнослужители привлекаются к ответственности. Таким государством был бывший СССР.

Государство и церковь

Виды государств:

1) Светские

2) Теократические

3) Клериальные

4) Атеистический

Светское государство

В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства. Они не вправе выполнять не политические, не юридические функции и не могут вмешиваться в государственные дела. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерна следующая особенность:

1) Государственные органы не вправе контролировать отношения своих граждан к религии

2) Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность

3) Государство не оказывает не одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой-иной помощи.

4) Религиозные организации не выполняют поручения государства

5) Конфессии не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозной потребности населения.

Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений; гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом

Многие страны именно таковы: Германия, Франция, Россия, страны СНГ

Клерикальное государство

Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной. Данная религия занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественной жизни.

Для статуса государственной религии характерно:

1) В сфере экономических отношений – это признание права собственности на широкий круг объектов

2) Церковь получает от государства различные субсидии, материальную помощь, налоговые льготы

3) Церковь вправе участвовать в политической жизни страны и нередко иметь свое представительство в государственных органах

4) Церковь наделяется рядом юридических полномочий

Церковь может осуществлять такие полномочия, как регистрация актов гражданского состояния (венчание приравнивается к гос.регистрации).

5) Церковь осуществляет контроль в области образования и воспитания, ведет религиозную цензуру – печатной продукции, кино, телевидения.

Но в клерикальном государстве несмотря на сильные позиции церкви, слияния государства и церкви не происходит. Объявления той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную ценность народа.

К ним относятся такие государства, как: Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания.

Отличие партии от других политических институтов

Нельзя забывать о том, что и цели, и функции партии должны, прежде всего, служить интересам общества, делегирующего партии право говорить от имени широких слоев населения. Если общество считает, что партия является важным инструментом отстаивания политических прав граждан, она может и должна эффективно использовать выданный ей «кредит доверия».

Содержание закона о политических партиях в РФ и его основно проблематики

  • 1. Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
  • 2. Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»;
  • 3. Политическая партия «Либерально-демократическая партия России»;
  • 4. Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ»;
  • 5. Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО»;
  • 6. Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ;
  • 7. Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»;
  • 8. Политическая партия «Республиканская партия России»;
  • 9. Политическая партия «Демократическая партия России»;
  • 10. Общероссийская политическая партия «Народная партия «За женщин России»;
  • 11. Политическая партия «Альянс Зеленых - Народная партия»;
  • 12. Всероссийская политическая партия «Партия пенсионеров России»;
  • 13. Политическая партия «Города России»;
  • 14. Политическая партия «Молодая Россия»;
  • 15. Всероссийская политическая партия «Новая Россия»;
  • 16. Политическая партия «Российская экологическая партия «Зеленые»;
  • 17. Политическая партия «КОММУНИСТЫ РОССИИ»;
  • 18. Всероссийская политическая партия «Народная партия России»;
  • 19. Всероссийская политическая партия «Аграрная партия России»;
  • 20. Всероссийская политическая партия ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ!;
  • 21. Всероссийская политическая партия «Партия свободных граждан»;
  • 22. Всероссийская политическая партия «Партия Социальных Сетей»;
  • 23. Политическая партия «Союз Горожан»;
  • 24. Политическая партия «Коммунистическая партия социальной справедливости»;
  • 25. Российская политическая партия «Социал-демократическая партия России»; политическая партия
  • 26. Политическая партия СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ;
  • 27. Политическая партия «УМНАЯ РОССИЯ».

В конце 90-х г.г. Министерством юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 50 политических партий. На 1.01.1999 в соответствии с федеральный законом от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Министерством Юстиции были зарегистрированы 141 политическая партия и общероссийские политические объединения. Функционируют также небольшие по численности политические организации, не регистрирующие свою деятельность, а также партийные формирования, истории было отказано в регистрации по причине несоответствия отдельных положений их программных и уставных документов нормам действующего законодательства.

Для современного этапа развития партийной системы в России характерно наличие большого количества малочисленных организаций, не обладающих широкой известностью, не говоря уже о политическом влиянии. Многие из них представляют собой политические организации - однодневки.

В России сформировалась группа влиятельных партий, вот некоторые из них:

  • - "Единство и отечество" - Единая Россия. Программные цели: сотрудничество всех ветвей власти; не человек для власти, а власть для человека; гражданину вся полнота гарантированных Конституцией прав и свобод; социальное партнерство; эффективная система социальных гарантий; улучшение делового климата в стране, структурные реформы, развитие финансового рынка; Россия должна стать страной, способной защитить себя, где гарантирована безопасность для каждого человека, где надежно работают правоохранительные органы, действует справедливая судебная система; формирование и поддержка международной политики, направленной на повышение роли России в мире; сохранение общественной стабильности.
  • - Коммунистическая партий Российской Федерации. Основные цели уставной деятельности: пропаганда социализма-общества социальной справедливости, коллективизма, свободы, равенства, подлинного народовластия, означающего власть трудящегося большинства, объединенного посредством Советов; обеспечение максимально возможного представительства трудящихся в органах власти; формирование планово-рыночного, социально-ориентированного, экологически безопасного хозяйства, гарантирующего стабильное помещение жизненого уровня граждан; укрепление федерального многонационального государства при равноправии всех субъектов Федерации; неразрывное единство прав человека, полное равенство граждан любых национальностей на всей территории России, патриотизм, дружба народов; прекращение вооруженных конфликтов, разрешение спорных вопросов политическими методами; защита интересов рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, всех людей труда.
  • - "Яблоко". Программные цели: народовластие, разделение властей. возвращение парламенту контрольных полномочий, в экономике реформа структур управления, финансовой системы, прав собственности. ключевых элементов социальной инфраструктуры, создание "экономических основ конкурентной рыночной экономики", формирование эффективного собственника, предпринимателя, инициативного работника. создание социально-экономических и политических предпосылок для достижения социального согласия в обществе, отказ от остаточного принципа финансирования науки, культуры и образования, отказ от применения военной силы при разрешении внутренних конфликтов.
  • - Либерально-демократическая партия России. Основные - цели уставной деятельности: построение парламентскими методами правового государства с многоукладной, социально ориентированной экономикой через пропаганду идей либерализма и либеральной демократии; признание частной собственности священной и неприкосновенной; политический плюрализм; гарантия гражданских прав и свобод обеспечение равных возможностей и широкая социальная защита всех членов общества; отстаивания равноправия всех наций и народностей, населяющих Россию, решение национального вопроса только в конституционных рамках; отказ от насильственных действий.
1) в чем заключается проблема экономического выбора? 2) что означает понятие экономическая эффективность? 3) что отличает рыночную экономику от других

экономических систем? 4)что отличает деятельность предпринимателя от других видов экономической деятельности? 5) какие организационно-правовые формы предусмотрены законодательством? 6) почему даже в условиях рыночной экономики государство не может устраниться от участия в экономической жизни? 7) какие задачи решает правительство при составлении государственного бюджета? 9) в чем опасность инфляции для семьи и общества в целом? 10) в чем проявляется положительное и отрицательное значение внешней торговли для развития национальной экономики? если можно ответьте все одни предложением, заранее спасибо)

1. Государственная власть, в отличие от других видов общественной власти,

1) регулирует отношения по принципу "господство-подчинение"
2) ограничивает свободу того, кто находится в состоянии подчиненного
3) опирается на установленные нормы и правила поведения
4) основывается на организованном законном принуждении, праве и авторитете
2. Верны ли следующие суждения о роли политики в жизни общества?
А. Политика обеспечивает целостность и стабильность развития общества.
Б. Политика обеспечивает выработку и применение социальных норм.

3. Верны ли следующие суждения о разделении властей?
А. Принцип разделения властей состоит в том, что выделяются три ветви власти со строго определенными функциями.
Б. Принцип разделения властей предполагает наличие системы "сдержек и противовесов"
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
4. Что отличает государство от других политических организаций?
1) разработка программ развития общества
2) представление интересов отдельных групп общества
3) выдвижение политических лидеров
4) исключительное право принимать правовые нормы
5. Организация Р. распространила свою власть на некоторую территорию. Она обеспечивает безопасность и правопорядок, издает законы, устанавливает налоги. Данная организация -
1) государство 3) общественная организация
2) политическая партия 4) ведомство
6. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике называются
1) формой государственного правления 2) государственным суверенитетом
3) формой правления 4) политическим режимом
7. Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Государство представляет интересы общества в целом и защищает общее благо.
Б. Государство в современном мире обладает исключительным правом регулировать экономические процессы.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
8. Найдите в приведенном списке органы государственной власти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) министерство образования и науки 2) правозащитная организация
3) ассоциация пластических хирургов 4) городская регистрационная палата
5) управление внутренних дел
9. Политической властью обладает
1) директор школы 3) депутат парламента
2) управляющий фитнес-клубом 4) отец семейства

1.Добровольный союз, выражающий интересы социальных групп и участвующий в борьбе за политическую власть, - это 1) политическая партия 2)

гражданское общество 3) профсоюзная организация 4) парламент

2. «Все недостатки государства должны врачеваться бережно, словно раны отца. Традиции и преемственность – главное в развитии общества». Для какой политической идеологии данное высказывание является ведущим, основным?

1) консервативной 2) либеральной 3) социал-демократической 4) коммунистической

3.Какое из направлений деятельности характерно для политической партии в демократическом обществе

1) разработка народнохозяйственных планов 2) управление деятельностью исполнительных органов

3) назначение руководящих кадров промышленных предприятий 4) пропаганда своих взглядов в средствах массовой информации

4.С точки зрения отношения к государственной власти выделяют партии

1) соревновательные и монопольные 2) левые, правые, центристские 3) правящие и оппозиционные

4) с сильной и со слабой структурой

5. Политическая партия в демократическом государстве

1) обладает правом на узаконенное насилие 2) ратифицирует международные договоры 3) создает правовые нормы 4) разрабатывает идеологические программы

6.Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Любая политическая партия объединяет людей, отстаивающих различные социальные интересы

Б. Партии способствуют распространению в обществе политических знаний

1) верно А 2) верно Б 3) верно А и Б 4) оба суждения не верны

7.Политическая партия участвовала на выборах по пропорциональной системе. Что говорит о том, что данная партия стала правящей

1) партия провела своих кандидатов в парламент и сформировала фракцию 2) партия получила несколько парламентских комитетов под свой контроль 3) партия получила возможность реализовать в правительственных политических решениях свою программу 4) партия получила возможность вести предвыборную агитацию на страницах центральных газет

8. К какой идеологии относится высказывание: «Государство не должно вмешиваться в развитие социально-экономической сферы, предоставив гражданам предпринимательскую свободу».

1) коммунистической 2) социал-демократической 3) либеральной 4) консервативной

9.Одна из задач любой политической партии-

1)участие в борьбе за власть 2) выборы депутатов парламента 3) определение цен на товары первой необходимости 4) взимание налогов с населения

Помоги те пожалуйста, выбрать правельный ответ, из приведённых вопросов

А1.К суду общей юрисдикции относится:
1)Конституционный Суд РФ 3)Высший Арбитражный Суд РФ
2)Верховный Суд РФ 4)арбитражный суд округов

А2.Что относиться к функциям органов местного самоуправления?
1) сбор налогов 2)поддержание общественного порядка
3) бесперебойная работа транспорта 4)защита прав и свобод граждан
5) работа предприятий розничной торговли

А3. Что характерно для унитарного государства?
1) действие в субъектах собственных законов
2) местные органы подчиняются центральным
3)развитие массового производства
4)отсутствие конституции у субъектов
5) глава исполнительной власти в субъекте назначаеться президентом

А4.Что отличает партию от других политических объединений?
1)завоевание власти или участие в осуществлении власти
2)объединение существует достаточно долго
3)объединение имеет пестрый социальный состав
4)отказ от участия в выборах
5) отсутствие четкой организации
6) выдвижение кандидатов на выборах

А5. Все термины,приведенные ниже, за исключением одного,характиризуют понятие (диктатура).Укажите термин,относящийся к другому понятию.
1) тоталитаризм 2)тирания 3) народовластие 4) твёрдая рука 5) террор 6)фашизм

Отличительные признаки партии
Первый признак заключается в том, что партия – организация, т.е. достаточно длительное по времени объединение людей. Долговременность действия организации позволяет отличать ее от клиентелы, фракции, клики, которые возникают и исчезают вместе с своими вдохновителями и организаторами.

Второй признак партии - существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.

Третий признак состоит в том, что цель партии – завоевание и осуществление власти. Стремление к осуществлению власти позволяет отличить партии от групп давления. Если партии ставят целью завоевание власти на выборах, осуществление ее посредством работы депутатов в парламенте и правительстве, то группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать на нее, оставаясь вне ее сферы.

Четвертый признак партии – обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в ней. По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности. Вероятно, набор конституирующих признаков партии мог бы быть дополнен, например, идеологическим критерием: партия является носителем определенной идеологии, мировосприятия.

Партийные системы. Особенности партийного строительства в России.

партийная система - это совокупность связей и отношений между партиями, претендующими на обладание властью в стране.

В зависимости от количества партий, реально претендующих на власть, выделяют следующие типы партийных систем

§ днопартийные;

§ двухпартийные;

§ многопартийные.

Однопартийная система

Основополагающим признакомоднопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.

Двухпартийная система

Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.



Многопартийная система

Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

Для России характерны существенные особенности партийного строительства. Cоздание партий началось значительно позднее, чем в странах Западной Европы, их образование шло снизу, с партий рабочего класса, в то время как партии верхов стали создаваться только в процессе первой русской революции после издания царского Манифеста 17 октября 1905 г. Русская многопартийность развивалась недолго, примерно до лета 1918 г., затем прервалась почти на 70 лет.

Развитие современной многопартийной системы в России прошло несколько этапов:

1986 – 1988 гг. – развитие неформальных общественных организаций;

1988 – 1989 гг. – этап действия народных фронтов и протопартийных структур;

1990 – 1991 гг. – первая волна образования партий (в 1990 г. образовалась ЛДПР, демократическая платформа в КПСС, в 1991 г. была учреждена Народная партия свободной России);

1991 – 1993 гг. – вторая волна партийного строительства, начавшаяся после августа 1991 г. (Партия экономической свободы, Партия консолидации, Крестьянская партия и др.);

1993 – 1995 гг. – на этом этапе начинается ломка системы протопартий и образование новых политических партий – ПРЕС, блок “Выбор России”, “Яблоко”;

1995 – 2000 гг. – период экстенсивного развития многопартийной системы, субъекты которой конкурируют не за завоевание власти, а за депутатские мандаты;



2000 – по настоящее время – период сознательных усилий властных структур по созданию той или иной модификации двухпартийной системы.

В настоящее время изменен закон о выборах. Власти делают все для того, чтобы уменьшить число партий в парламенте, для того, чтобы достичь двухпартийной системы.

По новому закону отменена минимальная явка на выборах и проходной балл для партий должен составить не менее 7%. При этих условиях максимальное количество партий в парламенте – 5.

Законы Дюверже

Закон Дюверже - один из принципов в политологии, который утверждает, что избирательная система при которой «победитель получает все», как правило, приводит к установлению двухпартийной политической системы. Эту тенденцию обнаружил Морис Дюверже, французский социолог и политолог, который описал этот эффект в ряде статей, опубликованных в 1950-х и 1960-х годах.

Суть закона:

Система мажоритарного представительства ведёт к тому, что шансы новых мелких партий попасть в парламент весьма незначительны. Как правило, в парламенте оказываются с одной стороны представители какой-либо традиционной народной партии, часто социал-демократического направления, а с другой - либерально-консервативной партии. Типичными примерами являются двухпартийные системы США, Мальты и т. д.

В основе закона лежит мысль о том, что разумные политики и избиратели в конце концов поймут бесперспективность ситуации, когда на национальном уровне соревнуется более двух партий. Хотя в соревновании в течение нескольких лет могут принимать участие три партии, та из них, которая начинает терять голоса, исчезнет быстро. Это произойдет, когда всем станет ясно, что она не получит места в представительном органе, пока голоса в ее пользу равномерно распределены по всей стране. И наоборот, число партий в пропорциональной избирательной системе будет определяться скорее общественными силами, чем системой, допускающей голосование одновременно за несколько партий.