История межгосударственных отношений саудовской аравии и ирана. Иран и Саудовская Аравия на пороге войны

«Ислам против коммунизма» и России

В 1970-е годы «нефтяная империя» стала серьёзным врагом Советского Союза. С 1975 года в аналитических центрах Соединенных Штатов, Великобритании и Саудовской Аравии разработали программу «ислам против коммунизма». После развала СССР эта программа была продолжена, уже как «ислам против русских». Эта программа предусматривала поддержку и финансирование различных радикальных, подпольных организаций исламистского толка в населенных мусульманами областях СССР (России). «Раскачивать» СССР собирались в первую очередь через Среднюю Азию. Необходимо отметить, что эту программу утвердили ещё до ввода советских войск в Афганистан, то есть она не была ответом на действия СССР.


Западные аналитики, в том числе и Генри Киссинджер, считали, что Советский Союз наиболее уязвим именно с южного направления. Необходимо было возмутить Среднюю Азию (Туркестан), создав необасмачество. На основе ислама раздуть антирусский пожар в Таджикистане, Узбекистане, Туркмении, Киргизии, перебросить искры пламени на Кавказ и Башкирию, Татарию. Опорой Запада и Саудовской Аравии должна была стать уже разлагающаяся номенклатура среднеазиатских республик, подумывающая о «независимости» и легализации наворованного. К 1978 году усилиями саудитов в некоторых регионах СССР возникли подпольные ячейки исламистов. В Советском Таджикистане основателем Партии исламского возрождения Таджикистана был Саид Абдулло Нури. Он ещё в середине 70-х создал молодежную организацию исламистов. Споры ваххабизма брошенные в 1970-е годы, приведут к негласному союзу радикальных мусульманских идеологов и партийных функционеров, имеющих прибыль от «черного рынка» (включая зарождающийся наркорынок) и выльются в резню и изгнание русских из республики, а затем кровавой гражданской войне в Таджикистане. Гражданская война в Таджикистане 1992-1997 гг. будет настолько ужасной, что сами мусульмане вытеснят радикалов в Афганистан и Памир. Но вирус ваххабизма уже сможет распространиться по Средней Азии и Кавказу.

Однако в полную силу развернуться радикалы смогли только после развала СССР, когда идеология радикального ислама (ваххабизма) создала прочную базу не только в Средней Азии, но и укрепилась на Северном Кавказе, проявила себя в Москве, Татарии, Башкирии и даже Сибири. В настоящее время радикальный ислам имеет крепкую почву в среднеазиатских республиках и ждет своего часа, когда постсоветские, светские режимы окончательно одряхлеют и можно будет взять власть.

В современной России яд ваххабизма вызовет в 1999 году вторую Чеченскую войну (в первой большую роль сыграл политический и этнических факторы, а не религиозный), которая продолжалась до 2009 года (активная фаза была завершена в 2000 году). Многие чеченские боевики пройдут подготовку под руководством саудовских специалистов, впитают идеологию «чистого ислама». В Чечне заразу удалось задавить почти полностью, но вирус поразил соседние северокавказские республики и фактически в регионе до настоящего времени продолжается подпольная война. Стоит отметить, что она вызвана и продолжается не только из-за внешней поддержке, но и из-за идеологической пустоты современной РФ. Многие молодые люди, не только представители этносов принявших ислам, но и этнически русские, принимают нормы ислама и в поисках социальной справедливости вступают на путь борьбы с «неверными». Это очень опасная ситуация. Российская Федерация приближается к границе, когда в ней можно будет реализовать «сирийский» (или «югославский») сценарий. Дурацкая (или преступная, если вспомнить знаменитое сталинское – «Вы дурак или враг?!) миграционная политика российских властей, только добавляет дровишек в этот огонь.

Огромную роль Саудовская Аравия сыграла в афганском противостоянии. В 1981 году в Саудовскую Аравию прибыл глава ЦРУ Уильям Джозеф Кейси. Он провёл переговоры с шефом королевской разведки, принцем Турки аль-Файси, другом вице-президента Джорджа Буша-старшего при Рональде Рейгане (в 1981-1989 годах). Американский нефтяной магнат и бывший глава ЦРУ (1976 - 1977) Буш завязал отношения с арабским шейхом ещё в 70-е годы. Американцы сделали упор на военно-стратегическом положении Саудовской Аравии. При огромном богатстве, которое взывало естественный интерес соседей, государство было практически беззащитно в военном отношении. С востока нависал Иран, где в 1979 году произошла Исламская революция. Аятолла Хомейни считал саудитов предателями дела ислама, которые вступили в контакт с «неверными» американцами. Иранцы планировали совершить в Саудовской Аравии исламскую революцию, установив союзный им режим. На юге Аравийского полуострова в 1970 году была создана просоветская Народная Демократическая Республика Йемен. НДРЙ была не прочь отнять у саудитов часть их территории. С большой опаской в Эр-Рияде восприняли появление русских войск в Афганистане, в перспективе СССР мог выйти к Персидскому заливу. К тому же Москва имела крепкие позиции в Сирии и НДРЙ.

Кейси предложил гарантии военной защиты со стороны Соединенных Штатов и доступ к передовым военным технологиям западного мира. Взамен саудовцы должны были присоединиться к США в их борьбе с Советским Союзом, спонсируя моджахедов в Афганистане и поддерживая идеи радикального ислама на советской территории. Кроме того, Эр-Рияд должен был нанести экономический удар по СССР – нарастив нефтедобычу и сбив цены на нефть. Цена на газ обычно идёт в связки с ценами на нефть, поэтому наносился удар и по газовым планам Москвы. Кейси нашел полное взаимопонимание с Турки. В первую очередь саудиты поддержали план финансирования афганских бандформирований. Совместные выплаты Вашингтона и Эр-Рияда афганским моджахедам составили примерно 3,5 млрд. долларов. США дали «зеленый свет» поставкам в Саудовскую Аравию новейших вооружений и обещали в случае внешней угрозы оказать немедленную помощь Силами быстрого реагирования.

С ценами на нефть оказалось несколько сложнее, так как от них зависели доходы абсолютной монархии. Саудиты первоначально обещали лишь не поддаваться на требования организации стран экспортеров нефти по вопросу повышения цен на черное золото. Но после того как американцы, несмотря на сопротивления Израиля, решили вопрос с , Эр-Рияд смягчил позицию и по нефтяному вопросу. Кейси снова посетил Эр-Рияд и провел встречу с наследным принцем Фахдом. Фахд ибн Абдель Азиз Аль Сауд будет править королевством с 1982 года по 2005 год. Кейси доказывал, что падение цен на нефть не отразится на королевстве. От падения цен на «черное золото» выиграет экономика США, это отразится на американских ценных бумагах, соответственно выиграют и аравийские шейхи. Кроме того, низкие цены на нефть снизят потребности европейцев, которые стали покупать природный газ у СССР, сохранив их ориентацию на страны Ближнего Востока. Фахд и Кейси нашли общий язык.

Однако окончательно уговорить саудитов удалось только к 1985 году. Эр-Рияд долго сомневался по поводу необходимости этого шага, деньги перевешивали стратегические интересы. Весь 1984 год администрация Рейгана уговаривала королевство повысить добычу нефти. Эр-Рияд вел переговоры с британцами о стабилизации цен на нефть на уровне 29 долларов за баррель и снижении добычи. В сентябре 1984 года Кейси снова поехал в Эр-Рияд, но убедить короля не смог. Саудиты выжидали. В феврале 1985 года Фахд посетил Вашингтон. Американский президент Рейган заверил монарха, что США обеспечат безопасность королевства. Однако Фахду в вежливой форме объяснили, что за безопасность надо заплатить – удешевить «черное золото». К 1980 г. цена нефти на мировом рынке достигла пика, 35 долларов США за баррель. Удешевление цен на нефть наносило удар по главным врагам Саудовской Аравии – СССР, Ирану и Ливии. Ультиматумов Фахду не ставили, но сигнал был убедительным. Эр-Рияд принял окончательное решение. Только США могли обеспечить королевской династии безопасность. Королевство было во враждебном окружении. Южный Йемен откровенно претендовал на нефтеносные области Аравии. За сирийцами и йеменцами стоял Советский Союз. Иранские революционные власти союзниками Союза не были, но также ненавидели и саудитов. Только длительная и кровавая ирано-иракская война 1980-1988 гг. мешала Тегерану взяться за Саудовскую Аравию более серьёзно. Ирак также не был союзником Саудовской Аравии, но имел плотные контакты с США. Кроме иранцев и сирийцев, в Саудовской Аравии вели свою игру и ливийцы.

Клан Сауда чувствовал себя в большой опасности. Эр-Рияду приходилось делать огромные денежные вливания в Афганскую войну, кредитовать Ирак в его войне с Ираном, на противодействие сирийцам и ливийцам. Большие деньги шли на закупку вооружений. Страх Саудов помог американцам.

В августе 1985 года по СССР нанесли два экономических удара. Вашингтон девальвировал доллар на 25%. Доллар был обесценен, номинальные доходы американского бюджета возросли. США облегчили свой госдолг. Американские товары подешевели, стали более конкурентоспособными. Реальные доходы СССР от продажи энергоресурсов упали, так как контракты на поставку нефти и газа за рубеж были рассчитаны в долларах. Саудитов об обесценивании доллара предупредили. В августе Саудовская Аравия резко увеличила нефтедобычу: с 2 млн. баррелей в день до 6, а затем и 9 млн. Цены на нефть за полгода рухнули с 30 до 12 долларов в день. В 1986 году цена упала до 10 долларов за баррель и ниже. Пошли вниз и цены на природный газ. Экономика СССР, привязанная во времена Брежнева в сильную зависимость от экспорта энергоресурсов, испытала серьёзное потрясение. Были ликвидировано положительное сальдо в торговом балансе советской экономики: СССР теперь больше тратил, чем зарабатывал. Москва стала распродавать свой золотой запас. Ситуация для СССР была усугублена сменой власти – к власти пришел Горбачев и его команда предателей.

Надо сказать, что обвал цен на нефть тяжело ударил не только по СССР, но и по всему нефтедобывающему миру. Нигерия, Мексика и Венесуэла оказались на грани банкротства, «великий нефтяной крах» ополовинил доходы Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта, Катара, Бахрейна, Ливии, Ирака, Ирана и Индонезии. Саудовская Аравия после 1985 года угодила в длительный социально-экономический кризис, который длился до нефтяного роста начала 2000-х годов. Золотые деньки 1970-х ушли в прошлое. Правда, кризис не затронул саудовскую верхушку, которая поступила вопреки национальным интересам. Саудовская правящая династия сохранила личные активы, вложенные в финансовую систему Соединенных Штатов.

Король Фахд Аль Сауд

Финансирование международного терроризма

Роль Саудовской Аравии не ограничилась финансированием афганских моджахедов и «энергетической войной» против СССР. Эр-Рияду позволили сыграть важную роль в финансировании взращивании системы международного терроризма, который должен был сыграть важную роль в установлении Нового мирового порядка. Саудовская Аравия стала настоящим эпицентром финансирования терроризма. С конца 1980-х годов, после Афганской войны и Ирано-иракской войны, саудовские якобы благотворительные фонды стали основными источниками финансирования джихадистов. Деньги Саудовской Аравии были использованы для создания и поддержания десятков учебно-тренировочных лагерей в самых различных странах планеты, покупки оружия, снаряжения и вербовки боевиков. Знаменитая «Аль-Каида» и десятки других террористических организаций были выращены на деньги саудитов. Спецслужбы США и Великобритании работали в тесной связке с аравийской разведкой, реализуя глобальный замысел под дискредитации ислама и подготовки почвы для начала новой мировой войны. Миллиарды саудовских долларов ушли в карманы американцев связанных с Аравией через контракты, гранты и зарплаты.

Великолепную операцию спецслужбы США и Саудовской Аравии провели 11 сентября 2001 года. Она позволила США оттянуть начало экономического кризиса и начать вторжение в Ирак и Афганистан, которое имело долгосрочную цель – полную дестабилизацию Ближнего и Среднего Востока. Хаос на Востоке должен нанести удар по Европе, России, Китаю и Индии и привести к глобальной войне. В роли «гитлера» в новой мировой войне должен выступить исламский мир.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Наследный саудовский принц Мохаммад ибн Салман (слева) и президент Ирана Хасан Роухани

Иран и Саудовская Аравия уже давно претендуют на ведущую роль в регионе, однако в последнее время отношения между двумя странами серьезно обострились.

У каждой из них есть свои союзники и противники на Ближнем Востоке и не только, как же выглядит расстановка сил?

Саудовская Аравия

Это королевство с преимущественно суннитским населением считается родиной ислама, и именно там находятся главные мусульманские святыни. Кроме того, это также один из ведущих мировых экспортеров нефти и одна из богатейших стран мира.

Саудовская Аравия опасается, что Иран может занять господствующее положение на Ближнем Востоке, и всячески препятствует растущему влиянию этой шиитской страны в регионе.

Воинственное отношение Саудовской Аравии к Ирану, судя по всему, поддерживает Дональд Трамп, занявший в отношении Тегерана не менее жесткую позицию.

Молодой и все более могущественный наследный принц Мохаммад бин Салман ведет войну против повстанцев-хуситов в соседнем Йемене. Саудовцы утверждают, что Иран оказывает материальную помощь повстанцам, Тегеран отвергает эти обвинения.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Саудовская Аравия возглавляет коалицию, которая ведет борьбу с повстанцами-хуситами в Йемене

Саудовская Аравия в свою очередь поддерживает повстанцев в Сирии и добивается свержения президента Башара Асада, главного союзника Ирана.

Вооруженные силы Саудовской Аравии - одни из мощнейших в регионе, а Эр-Рияд стоит в ряду основных мировых импортеров оружия. Саудовская армия насчитывает 227 тыс. человек.

Иран

Иран стал исламской республикой в 1979 году, когда был свергнут режим шаха. Политическую власть захватили клерикалы во главе с верховным лидером аятоллой Хомейни.

Большую часть 80-миллионного населения Ирана составляют мусульмане шииты, и страна считается ведущей шиитской державой в регионе. Окончательное решение во всех вопросах внешней и внутренней политики принимает верховный лидер Али Хаменеи.

За последние 10 лет влияние Ирана в регионе сильно возросло, особенно после свержения режима Саддама Хусейна в Ираке.

Иран поддерживает президента Сирии Башара Асада в войне против оппозиционных группировок и экстремистской группировки "Исламское государство" [запрещена в России и других странах]. Бойцы элитного иранского Корпуса стражей исламской революции участвовали в наступательных операциях против джихадистов-суннитов в Сирии и Ираке.

Иран также полагает, что Саудовская Аравия пытается дестабилизировать ситуацию в Ливане, где в состав правительства входит шиитское движение Хезболла, которое пользуется поддержкой Ирана.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Корпус стражей исламской революции считается крупной военной, экономической и политической силой в Иране

Главным своим противником Иран считает Соединенные Штаты.

По некоторым сообщениям, Иран обладает одними из самых продвинутых ракетных систем в регионе. Вооруженные силы Ирана насчитывают 534 тыс. человек, включая армию и Корпус стражей исламской революции.

США

Отношения между США и Ираном остаются, мягко говоря, напряженными. На то есть немало причин, в том числе свержение премьер-министра Ирана в 1953 году при участии ЦРУ, исламская революция в Иране, а также захват заложников в американском посольстве в Тегеране в 80-е годы.

В свою очередь Саудовская Аравия неизменно оставалась союзником США, хотя при администрации Обамы отношения были весьма натянутыми, учитывая проводившуюся Вашингтоном политику взаимодействия с Ираном.

Президент Трамп обещал занять более жесткую позицию в отношении Ирана и теперь грозит отменить историческую ядерную сделку с Тегераном, подписанную при Обаме.

При этом королевский дом Саудовской Аравии и Белый дом с большим почтением относятся друг к другу.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Саудовская Аравия давно пользуется поддержкой Соединенных Штатов

Трамп и его администрация никогда не критикуют радикальный саудовский ислам так, как они критикуют связи Ирана с терроризмом. Не были включены саудовцы и в список иностранных граждан, на которых распространяется вызвавший много споров запрет на въезд в США.

Свою первую поездку в качестве президента Дональд Трамп совершил на Ближний Восток, где встретился с саудовскими и израильскими руководителями, которых объединяет стремление не допустить рост влияния Ирана в регионе.

Саудовская Аравия является также главным покупателем американских вооружений.

Россия

Россия - единственная, кому удается оставаться союзником как Саудовской Аравии, так и Ирана. С каждой из этих стран у нее налажены тесные экономические связи, кроме того, она продает обеим странам оружие.

Россия не стала занимать ни одну из сторон в нынешнем споре между Тегераном и Эр-Риядом, дав понять, что готова выступать в качестве посредника.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption По словам Владимира Путина, сирийская армия при поддержке российской авиации уже освободила более 90% территории страны от боевиков

Вовлеченность России в ближневосточные дела сохраняется еще со времен холодной войны, когда Советский Союз поставлял Сирии оружие и обучал ее офицеров.

Влияние Москвы на Сирию и регион в целом заметно ослабло после развала СССР, однако в последнее время Кремль тщательно его наращивает.

Поддержка с воздуха, которую оказала сирийской армии российская авиация, помогла переломить ход сирийской войны в пользу режима Асада и проиранских бойцов, сражавшихся на его стороне.

Турция

Турция ловко балансирует между Ираном и Саудовской Аравией, в то время как на Ближнем Востоке быстро меняется военная и политическая обстановка.

Анкара стала проявлять больше интереса к ситуации в регионе после прихода к власти в 2002 году Партии справедливости и развития, которую часто называют исламистской.

У Турции, где преобладают сунниты, сложились тесные связи с Саудовской Аравией на основе религиозного родства и совместного неприятия сирийского правительства.

Несмотря на глубокое недоверие к Ирану, Турция сравнительно недавно заключила с ним союз против растущего в регионе влияния курдов, в котором обе страны видят угрозу.

Правообладатель иллюстрации ADEM ALTAN Image caption Президент Турции решил поддержать Катар в его противостоянии с Саудовской Аравией

Израиль

Израиль, образованный в 1948 году, из всех арабских стран имеет установленные дипломатические отношения лишь с Египтом и Иорданией.

Иран и Израиль считаются непримиримыми врагами. Иран отрицает право Израиля на существование и призывает к уничтожению государства.

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху всегда активно призывал международное сообщество не допустить, чтобы Иран обзавелся ядерным оружием, а также отменить ядерную сделку с Тегераном, чтобы обуздать его "агрессивную" политику в регионе.

По словам Нетаньяху, с рядом арабских стран даже налажено сотрудничество с целью помешать росту влияния Ирана в регионе. В свою очередь Саудовская Аравия опровергала появившиеся в израильских СМИ сообщения о том, что в сентябре один из саудовских принцев тайно приехал на переговоры с Израилем.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху поздравил Трампа с тем, что тот "смело выступил против иранского террористического режима"

Египет

Египет часто играл ключевую роль в ближневосточной политике, и исторически у него складывались более дружественные отношения с Саудовской Аравией, а не с Ираном, особенно после исламской революции.

Саудовцы также поддержали египетскую армию, когда та в 2013 году отстранила от власти исламистского президента Мохаммеда Мурси.

Однако у Египта бывали случаи сближения и с Ираном. К примеру, Тегеран выступил спонсором нефтяной сделки между Египтом и Ираком, после того как в октябре 2016 года саудовская компания Aramco прекратила поставки нефти в Египет.

После возросшей напряженности в отношениях между Ираном и Саудовской Аравией президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси призвал "избегать эскалации напряженности в регионе, но не в ущерб безопасности и стабильности в Персидском заливе".

Правообладатель иллюстрации DON EMMERT Image caption "Национальная безопасность стран Персидского залива - это национальная безопасность Египта. Я верю в мудрое и твердое руководство Саудовской Аравии", - заявил президент Египта

Сирия

Правительство президента Башара Асада твердо заняло сторону Ирана в противостоянии с Саудовской Аравией.

Иран всегда поддерживал сирийское руководство и оказывал сирийской армии помощь в борьбе с повстанцами и джихадистами.

Иран видит в Асаде, который принадлежит к алавитской ветви шиизма, своего ближайшего арабского союзника. Сирия является также основным транзитным пунктом для переправки иранского оружия шиитской группировке "Хезболла" в Ливане.

Тысячи бойцов "Хезболлы" сражаются на стороне сирийских правительственных войск. По мнению экспертов, благодаря уровню подготовки и вооружению, эту группировку уже можно считать полноценной армией, нежели ополчением.

Власти Сирии также часто обвиняют Саудовскую Аравию в ведении подрывной политики на Ближнем Востоке.

Правообладатель иллюстрации STRINGER Image caption Сирийские войска медленно, но уверенно отвоевывают территорию у боевиков ИГ

Ливан

Позицию Ливана в противостоянии Ирана и Саудовской Аравии можно назвать двойственной.

Премьер-министр Ливана Саад Харири, несколько дней назад объявивший о своей отставке из Саудовской Аравии, имеет тесные связи с саудовцами и поддерживает их в противостоянии с Ираном.

С другой стороны, ливанское отделение "Хезболлы" является союзником Ирана и пользуется его неизменной и существенной поддержкой. Лидер "Хезболлы" Хасан Насралла часто выступает с нападками на саудовские власти.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Премьер-министр Саад Харири поддерживал саудовцев, но в Ливане есть и убежденные сторонники Ирана

Государства Персидского залива

В прошлом у таких государств Персидского залива, как Катар, Бахрейн и Кувейт, были более тесные отношения с Саудовской Аравией.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Саудовская Аравия требует от Катара больших усилий в борьбе с экстремизмом и терроризмом

Однако связи Катара с Саудовской Аравией заметно ослабли после того, как в начале года Катар отказался выполнить требование Эр-Рияда и порвать отношения с Тегераном.

После того как в июле Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Египет и Бахрейн объявили блокаду Катара, Иран отправил туда пять самолетов с грузом продуктов, чтобы справиться с дефицитом.

В августе Катар и Иран восстановили в полном объеме дипломатические отношения, прерванные после того как в Иране были совершены нападения на две дипломатические миссии Саудовской Аравии.

При этом Бахрейн и Кувейт продолжают склоняться на сторону Саудовской Аравии.

Основные политические и военные посты в Бахрейне занимают члены суннитской королевской семьи, в то время как 70% населения страны составляют шииты.

Бахрейн не раз обвинял Иран в подготовке "террористических ячеек", которые действуют в стране с целью подготовки свержения правительства. Он также обвиняет шиитскую оппозицию в том, что она поддерживает связи с Ираном.

В октябре власти Бахрейна заявили, что "их страна сильнее всего страдает от экспансионистской политики стражей исламской революции".

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Эмир Кувейта предложил стать посредников на переговорах между Дохой и Эр-Риядом

Хотя Кувейт не участвует в блокаде Катара, его власти отказались от союза с Ираном и теперь занимают сторону Саудовской Аравии.

В феврале Кувейт призвал к улучшению арабо-иранских отношений, и страну впервые после выборов 2013 года посетил президент Ирана Хасан Роухани.

Однако в связи с кризисом в отношениях Ирана и Саудовской Аравии Кувейт выслал из страны 15 иранских дипломатов и закрыл военную, культурную и торговую миссию Ирана.

В Персидском заливе отмечено очередное обострение ситуации между Саудовской Аравией и Ираном. Кроме того, в Эр-Рияде готовы открыть и "второй фронт", после того, как из Йемена хуситы-шииты запустили по Саудовской Аравии ракету. Саудиты расценили это как акт войны. Они предупредили, что и Ливан будут рассматривать как государство, которое объявляет войну Саудовской Аравии.


"Россия должна помочь Саудовской Аравии исправиться"

Эр-Рияд грозит соседям

Отношения Саудовской Аравии с Ираном обострились еще в январе 2016 года, когда казнь саудитами шиитского проповедника и последовавший разгром дипмиссии Саудовской Аравии в Иране привели к разрыву дипломатических отношений между двумя странами.

Затем последовало затишье. И вот сейчас, спустя полтора года, — очередная волна воинственных заявлений Тегерана и Эр-Рияда в адрес друг друга.

6 ноября саудовский госминистр Самер Аль-Сабхан заявил, что Эр-Рияд будет рассматривать Ливан "как государство, которое объявляет войну Саудовской Аравии". Как передает телеканал Al Arabiya, министр обвинил Бейрут в попустительстве "экстремистским действиям" шиитского проиранского движения "Хезболла".

Обвинения Саудовской Аравии против Ливана последовали после того, как 4 ноября премьер-министр этой страны Саад Харири прибыл в Эр-Рияд, где неожиданно объявил о своей отставке. Он обвинил "Хезболлу" и Иран в том, что они с территории Ливана ведут враждебную деятельность против Саудовской Аравии. Также Харири заявил о готовящемся на него покушении, что позволяет предположить, что в Ливан он уже не вернется.

Также 4 ноября Эр-Рияд подвергся ракетной атаке со стороны соседнего Йемена: местные повстанцы-хуситы, получающие военную помощь из Ирана, запустили ракету дальностью полета 750 километров по цели в Саудовской Аравии. Силы саудовской ПВО сбили ракету: жертв и разрушений не было.

Тем не менее Эр-Рияд в этом ракетном ударе усмотрел сигнал со стороны Тегерана о готовности начать руками хуситов ракетную войну против Саудовской Аравии. Министерство обороны саудитов расценило ракетный удар с территории Йемена как "возмутительный акт военной агрессии со стороны Ирана, что может рассматриваться в будущем как акт войны против Саудовской Аравии".

Саудовская Аравия заявила о своем праве на самооборону и на ответ Ирану. "Этот враждебный акт со стороны Ирана подтверждает законное право королевства защищать свою территорию и свой народ согласно статье 51 устава ООН (о праве на самооборону)", — говорится в заявлении саудовских генералов.

Как отмечают эксперты, в случае начала войны с Ираном Эр-Рияд будет вынужден одновременно вести боевые действия с "Хезболлой" в Ливане и хуситами в Йемене. Так что эта война может полностью истощить ресурсы Саудовской Аравии.

Ирано-иракский конфликт 1980-1988 годов показал, что войну очень легко начать, но весьма тяжело из нее выйти. Тегеран и Багдад в течение восьми лет обменивались воинственными заявлениями, а на полях сражений каждая сторона потеряла до одного миллиона своих военнослужащих.

Аресты в королевской семье

Нынешнее обострение отношений Эр-Рияда и Тегерана совпало с глубоким кризисом внутри королевской семьи Саудовской Аравии. Как известно, в июне король Саудовской Аравии Салман назначил своего 31-летнего сына Мухаммеда бин Салмана наследным принцем. Он заменил на этом посту двоюродного брата, который на 26 лет его старше.

И вот в конце минувшей недели, судя по всему, наследный принц начал "чистку" внутри королевской семьи, избавляясь от нелояльных родственников. В ночь на 5 ноября были арестованы одиннадцать принцев, четыре действующих министра и десятки бывших министров. Среди арестованных оказался и аль-Валид бин Талал, один из богатейших людей планеты.

Арест членов королевской семьи, скорее всего, связан с коррупцией. На днях король Салман создал антикоррупционный комитет, главой которого назначил принца Мухаммеда.

Таким образом, обострение отношений Саудовской Аравии с Ираном происходит на фоне подковерной борьбы за власть в Эр-Рияде. Политический кризис в монархической династии налицо, и этот фактор может ослабить позиции Саудовской Аравии в Персидском заливе.

Иран, напротив, будет усиливать свои позиции вокруг границ Саудовской Аравии. Речь идет о Сирии, Ливане, Ираке и Йемене. Во всех этих четырех странах Иран укрепляет свои позиции для того, чтобы лучше подготовиться к возможной будущей войне с Саудовской Аравией.

Казнь в Саудовской Аравии 47 «террористов», включая шиитского проповедника шейха Нимра аль-Нимра, привела к очень серьёзным последствиям - теперь весь регион Ближнего Востока поставлен на порог региональной войны.


Причём произошедшее выглядит вполне запланированным: реакция Ирана и иранского общества были вполне предсказуемы, а пошедшие цепочкой разрывы дипломатических отношений с главной шиитской страной со стороны государств «Исламской военной коалиции» (Саудовская Аравия заявила о её создании в декабре 2015 года) выглядят согласованными заранее. На данный момент о разрыве дипломатических отношений с Ираном уже заявили Саудовская Аравия, Бахрейн, Объединённые Арабские Эмираты и Судан, посла из Тегерана отозвал Кувейт. Саудовская Аравия и Бахрейн прервали авиасообщение с Ираном.

По сути, непрямая война между «суннитским» и «шиитским» миром уже идёт вовсю - основными полями сражений стали Сирия, Ирак и Йемен. Теперь же появилась далеко не нулевая вероятность большой региональной войны между шиитами, во главе с Ираном, и суннитами, с лидером в виде Саудовской Аравии. Поэтому интересно будет оценить силы сторон и масштабы того, что может случиться при таком крайне негативном сценарии.

Саудовская Аравия - «колосс на глиняных ногах»?

Вооружённые силы Саудовской Аравии оснащены самой современной военной техникой и в достаточном количестве. Военный бюджет страны занимает 4 место в мире приближаясь к $60 млрд. В общей сложности численность вооружённых сил составляет 233 тысячи человек. Сухопутные войска имеют на вооружении до 450 современных американских танков M1A2 Abrams, около 400 БМП M2 Bradley, более 2000 бронемашин и бронетранспортёров, большое количество ствольной и реактивной артиллерии, в том числе 50 американских реактивных систем залпового огня (РСЗО) M270. Кроме того, ВС Саудовской Аравии имеют на вооружении до 60 баллистических ракет «Дунфэн-3», закупленных у Китая. Изначально они предназначены для доставки ядерных боеприпасов на расстояния до 2500 км, однако в данном случае они несут фугасные боевые части, причём точность попадания у ракеты очень низка. Также имеются слухи о закупке более современных Дунфэн-21.

Что касается военно-воздушных сил (ВВС), то они имеют на вооружении 152 американских истребителя F-15 разных модификаций, 81 европейский Tornado и 32 европейских же Eurofighter Typhoon. Также на вооружении есть самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) и большое количество военно-транспортных самолётов.

Противовоздушная оборона сильна - 16 батарей зенитно-ракетных комплексов дальнего радиуса действия Patriot PAC-2, многочисленные ЗРК Hawk и Crotale, сотни ПЗРК Stinger и т.п.

Военно-морские силы разделены на 2 части: Западный флот в Красном море и Восточный флот в Персидском заливе. В Персидском заливе имеются3 фрегата класса Al Riyadh (модернизация французских La Fayette) с противокорабельными ракетами (ПКР) Exocet MM40 block II с дальностью пуска до 72 км. В Красном море имеется 4 фрегата класса Al Madinah с ПКР Otomat Mk2 с максимальной дальностью пуска до 180км, 4 американских корвета класса Badr с противокорабельными ракетами Harpoon. Ракетные и патрульные катера равномерно распределены по флотам. Что касается десантных кораблей - их 8, и максимальный совокупный десант может составить до 800 человек за раз.
Как мы видим - ВС оснащены впечатляюще, однако есть одна проблема: несмотря на такое оснащение и количество Саудовская Аравия уже в течение 10 месяцев не может добиться какого-то серьёзного успеха в соседнем Йемене, в котором им противостоит армия повстанцев-хуситов, вооруженная устаревшим . Это показывает, как низка на самом деле реальная боеспособность ВС Саудовской Аравии и их союзников.

ВС Ирана - самые большие в регионе

ВС Ирана имеют численность в 550 тысяч человек - наибольшую в регионе. При этом военный бюджет в 2015 составил примерно $10 млрд, что достаточно мало при такой численности. На вооружении имеется более 1600 танков, из которых около 480 относительно современных Т-72Z и 150 танков Zulfiqar собственного производства (предположительно, создан на основе Т-72 и американского M60). Боевые машины пехоты и бронетранспортёры представлены сотнями устаревших и устаревающих советских образцов, также, как и артиллерия.

ВВС представлены большим количеством самолётов различного класса и разных стран производства. Правда, новинок среди них нет, а долгий санкционный период наверняка сказался на боеготовности авиации - едва ли более 50% из них находится в лётном состоянии. На вооружении имеются американские сверхзвуковые перехватчики F-14, давно устаревшие истребители F-4 Phantom и F-5 Tiger, французские Mirage-F1. Из советских машин имеются истребители МиГ-29, фронтовые бомбардировщики Су-24,штурмовики Су-25. В сумме имеется около 300 единиц вышеперечисленной техники.

Что касается системы ПВО, то здесь происходят коренные изменения - несколько лет назад у России были приобретены ЗРК малого радиуса действия Тор-М1, начались поставки ЗРК дальнего радиуса действия С-300ПМУ-2. Таким образом, совсем скоро в этом аспекте Иран не будет уступать Саудовской Аравии.

Что касается ВМС - то здесь разнообразие заметно больше, чем у Саудовской Аравии. Кроме того, большая часть кораблей сконцентрирована в Персидском заливе (небольшая часть кораблей находится в Каспийском море). Имеются 3 подлодки проекта 877 «Палтус», ещё 26 малых субмарин местного производства, несущих мины и торпеды, 5 фрегатов, 6 корветов (всё своего производства), более 50 ракетных катеров (китайского, иранского и немецкого производства). Что интересно, на всех иранских ракетных кораблях используются ПКР китайского производства - С-701 (дальность 35 км, противолодочная) и YJ-82 (дальность до 120 км).

Таким образом, Иран имеет преимущество над потенциальным противником в аспекте ВМС. Кроме того, в результате многих лет существования под экономическими санкциями в Иране появился собственный ВПК - возможно его продукция и не отличается какими-то великими характеристиками, тем не менее, она обеспечивает стране некоторую независимость от внешних поставок. Достаточно больших успехов достигла ракетная программа - страна имеет на вооружении целый ряд баллистических ракет малой и средней дальности, крылатых ракет и т.п. В сумме их количество может превышать 200−300 единиц.

Наиболее вероятный сценарий - дальнейшее повышение интенсивности конфликтов в Сирии, Ираке и Йемене

Географическое положение не очень способствует началу прямого военного столкновения между странами - Саудовская Аравия и Иран не граничат друг с другом. Поэтому стороны, вероятнее всего, увеличат вовлеченность в конфликты в Сирии, Ираке и Йемене. Ни к чему хорошему для этих стран это не приведёт, а лишь ещё сильнее продлит идущие в них гибридные войны. Правда для Саудовской Аравии «слабым местом» может оказаться Йемен - несмотря на 150 тысячную сухопутную группировку, 185 единиц авиации (с учётом союзников), операция против хуситов не приводит ни к каким результатам. Причина тому как очень низкая боеспособность ВС Саудовской Аравии, так и грамотные действия повстанцев, которым наверняка оказывают поддержку иранские специалисты. Если эта поддержка усилится (технически это непросто, так как связь с Йеменом Иран может поддерживать только по морю), вкупе с наличием компактно проживающих в Саудовской Аравии шиитов, такая ситуация может привести к катастрофе для Эр-Рияда. В любом случае такой сценарий является дальнейшим этапом войны на истощение - войны, которая сочетается также с борьбой за нефтяные рынки, в результате чего все повышают добычу «чёрного золота» и сбивают цены на биржах. При таком сценарии проиграет та сторона, которая раньше «надорвётся».

Полномасштабная война - хаос на многие годы?

Если всё-таки разгорится полномасштабная война, то основными «полями сражений» станут Персидский залив, и, вероятно, территория Ирака и Кувейта (они находятся между Саудовской Аравией и Ираном). При этом Катар - однозначно союзник саудов, а нынешние власти Ирака, союзники иранцев. Несмотря на кажущийся перевес Саудовской Аравии и её союзников, у Ирана есть несколько козырей - он контролирует Ормузский пролив и не имеет войну в тылу, у своих границ (как Йемен для саудов). ВМС Ирана вполне позволяют «захлопнуть» пролив для прохождения любых судов противника. Такой шаг приведёт к экономической катастрофе для стран Персидского залива, входящих в коалицию против Ирана, при этом сами иранцы смогут продолжить экспорт нефти. Помимо остановки поступления денег от продажи нефти, что всё-таки являет так, или иначе временным фактором, Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар и другие страны «залива» могут потерять все свои рынки сбыта, которые с удовольствием займут США, Россия и всё тот же Иран.

Если война затянется, то она будет иметь абсолютно непредсказуемые итоги - обе стороны будут наносить друг по другу удары баллистическими ракетами (тут Иран нанесёт больше ущерба), пытаться «поджигать» местные оппозиционные силы, натравливать друг на друга соседние страны. Всё это может окончательно уничтожить тот Ближний Восток, который нам известен и через несколько лет привести к формированию совершенно другой карты региона.
Самые главный вопрос, который возникает - что будут делать такие крупные суннитские союзники Саудовской Аравии, как Египет, Пакистан и Турция. Прямое вмешательство Пакистана в конфликт кажется крайне маловероятным, так как у страны есть «давний друг» в лице Индии и отвлекаться на крупные конфликты с кем-то ещё может быть самоубийственным. Турция может активизировать свои действия в Сирии и Ираке, и, учитывая достаточно агрессивную политику присущую этой стране, вмешаться в конфликт. Это может здорово помочь саудам, однако курдские силы в Турции вполне могут воспользоваться моментом и ударить изнутри. Что касается Египта - то страна находится достаточно далеко от возможного театра военных действий и вряд ли будет вмешиваться больше, чем сейчас (на данный момент страна участвует в блокаде побережья Йемена).

Первые дни наступившей осени могли стать началом улучшения отношений между Ираном и Саудовской Аравией, двумя яростными геополитическими противниками на Ближнем Востоке. Поводы надеяться на такой неожиданный разворот Тегерана и Эр-Рияда от жёсткого соперничества к разрядке неуклонно нараставшей конфронтации подала иранская сторона.

За неделю до начала паломничества (хаджа) к главным исламским святыням в Мекке и Медине, которое в этом году выпало на 30 августа, глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф сообщил, что Исламская Республика и Королевство готовят «обмен дипломатическими визитами». По всей видимости, речь шла всё же о контактах на дипломатическом уровне, а не о самих непосредственных визитах официальных лиц в столицы двух стран. Градус противостояния ныне непозволительно высок, чтобы можно было ожидать посещения Тегерана или Эр-Рияда высокопоставленными представителями внешнеполитических ведомств. Но даже новость о предстоящих ирано-саудовских встречах на нейтральной территории или где бы то ни было ещё за неделю да хаджа претендовала на сенсационность.

Увы, интрига продлилась недолго. Стороны быстро вернулись к привычной для них точке взаимных обвинений, обставляя возможность сближения друг с другом практически невыполнимыми условиями. Причём произошло это опять же с подачи Тегерана, за день до начала хаджа. 29 августа президент Ирана Хасан Роухани заявил, что его страна готова пойти на сближение с Саудовской Аравией, если Королевство откажется от поддержки терроризма. «Наши проблемы с Эр-Риядом кроются в том, что он поддерживает терроризм и вмешивается в дела Йемена, - сказал Роухани в первом телеинтервью иранским СМИ после формирования нового состава иранского правительства. - Если Саудовская Аравия перестанет поддерживать терроризм и оставит Йемен йеменцам, то не думаю, что у нас останутся проблемы в отношениях».

Вместе с тем, иранский президент отметил нежелание Ирана «иметь проблемы с Саудовской Аравией» и указал на диалог, как на «единственное решение» в двустороннем урегулировании.

По завершении хаджа в Тегеране вновь повторили свою позицию, правда, в несколько ином ключе, с постановкой вопроса о необходимости принесения саудовскими властями «извинений за их ошибочную политику по отношению к странам региона, в особенности к Ирану, Йемену, Сирии и Бахрейну». Об этом 3 сентября заявил секретарь иранского Совета по определению политической целесообразности Мохсен Резайи . Впрочем, и он указал на отсутствие у Ирана желания втягиваться в проблемы с Саудовской Аравией.

Ответная реакция из Королевства последовала почти немедленно. Извиняться за свою «дестабилизирующую политику» на Ближнем Востоке, «поддержку терроризма» в регионе и «неуважение международного права» должна иранская сторона и никто другой. Об этом 5 сентября заявил глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр . Одновременно руководитель саудовской дипломатии подвёл определённую черту под разговорами о якобы назревающем улучшении отношений двух региональных держав, назвав их не иначе, как «смехотворными».

Вопрос ирано-саудовской «оттепели», в принципе, можно считать закрытым. Однако скоротечный обмен взаимными упрёками вслед за сообщением министра иностранных дел Ирана о предстоящих «дипломатических визитах» был необходим как минимум по одной причине. Следовало прояснить намерения Тегерана и Эр-Рияда вступить на очередной виток конфронтации или пока воздержаться от него. В связи с этим Иран дал чётко понять, что не ищет новых проблем с крупнейшей арабской монархией. Та, в свою очередь, уклонилась от аналогичной констатации, но и не проявила новой агрессивности в высказываниях. Таким образом, произошла некая фиксация нынешнего положения дел в ирано-саудовском соперничестве. Резкие изменения в сложившемся статус-кво не входят в планы ни той, ни другой стороны. Поднятие ставок до уровня предвоенной ситуации, за которой во весь рост вставал риск прямого военного столкновения, откладывается на неопределённо долгую перспективу.

Ситуация близка к патовой. Никто реально и не помышляет о сближении или хотя бы о небольшом сглаживании острых углов в принявшем фронтальный характер геополитическом противостоянии. Его узловые точки - Ирак, Йемен, Ливан, Сирия, Бахрейн - сохраняются. Более того, к ним добавилась ещё одна площадка опосредованной войны (proxy war) между Ираном и Саудовской Аравии. Это Катар, продолжающийся межарабский кризис вокруг которого только добавил дров в топку заочного выяснения отношений между шиитским и суннитским центрами силы в ближневосточном регионе.

И здесь следует вспомнить события, имевшие место за несколько дней до хаджа и во время его проведения. 26 августа Катар вернул посла в Иран после его 21-месячного отсутствия в иранской столице. Затем саудовцы получили от катарцев ещё один вызов. В ходе состоявшегося 31 августа телефонного разговора с президентом Ирана Хасаном Роухани эмир Катара Тамим бин Хамад аль-Тани поблагодарил Тегеран за оказанную Дохе поддержку перед лицом «безжалостных санкций». Под последними имелись в виду ряд торгово-экономических ограничений и установленная против Катара транспортная блокада со стороны «арабского квартета» во главе Эр-Рияда (Саудовская Аравия, Египет, Бахрейн и ОАЭ). Эмир Катара также выразил благодарность Ирану за его «принципиальную позицию» в межарабском кризисе и, что должно было стать сильным раздражителем для саудовцев, выразил готовность укрепить связи с Тегераном «во всех сферах». В заключении беседы аль-Тани отметил, что Катар полон решимости воспользоваться «исторической возможностью» расширить отношения с Ираном.

Худшего развития в межарабском кризисе для семьи аль-Сауд было сложно придумать. Одной из задач в саудовском проекте под условным названием «наказать Катар» было его дистанцирование от Ирана. Но Эр-Рияд нарвался на обратный эффект: Доха выразила готовность выстраивать отношения с Тегераном «во всех сферах». С учётом сохраняющихся тесных военных связей Катара с США, наличия на территории полуостровного эмирата крупнейшего американского военно-воздушного объекта на Ближнем Востоке (авиабаза «Эль-Удейд») предметный диалог Дохи и Тегерана в оборонной сфере крайне маловероятен. Однако саудовцам послан чёткий сигнал, что в случае необходимости эмир аль-Тани может положиться и на мощь вооружённых сил Ирана, в дополнение к уже взявшему высокий темп военному сотрудничеству Катара с Турцией.

Дело не столько в заявлениях о появившейся «исторической возможности» в отношениях Ирана и Катара. И тем более не в самом деятельном участии иранцев в прорыве блокады эмирата, в ходе которого был отрезок времени, когда Иран открыл своё воздушное пространство для более 100 ежедневных авиарейсов на Катар, перенаправленных из Саудовской Аравии и ОАЭ. Межарабский конфликт предоставил Ирану просто уникальный шанс зарекомендовать себя дружественной арабскому миру державой. На фоне агрессивных действий Эр-Рияда против «своих же суннитов» Тегеран предстал в позитивном свете. Спровоцированный саудовцами кризис заставил многих призадуматься над тем, кто реально вмешивается во внутренние дела суверенных государств региона и действует в качестве «дестабилизатора». К тому же иранское руководство блестяще продемонстрировало уязвимые места в пропаганде Саудовской Аравии, утверждающей о проведении Ираном «сектарианской» внешней политики, направленной на углубление раскола между суннитами и шиитами.

Признаки раздражительности Саудовской Аравии, ощущение ею того, что многое ныне в регионе происходит не с выгодой, а в ущерб позициям Королевства, имеют свои наглядные проявления. Например, в виде наспех подготовленной «домашней заготовки» по замене катарского эмира на лояльных аль-Саудом монарших особ в соседней стране. Высказывается версия о том, что Эр-Рияд на самом деле лишь имитирует игру в смещение эмира Тамима бин Хамада аль-Тани, таким образом демонстрируя и этот «козырь» в своих руках, который может быть когда-нибудь задействован. Впрочем, дело не ограничивается одними только постановочными приёмами саудовцами одного из членов катарской правящей семьи аль-Тани на самом высоком уровне.

Аудиенция 16 августа шейха Абдаллы бин Али бин Джассема аль-Тани у короля Салмана ибн Абдул-Азиза аль-Сауда в марокканском Танжере (до этой встречи шейха «в предварительном порядке» в саудовской Джидде принял наследный принц Мухаммед бин Салман (1)) не единственный эпизод в игре Эр-Рияда за катарский престол.


Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз аль-Сауд и шейх Абдалла бин Али бин Джассем аль-Тани (справа). Фото: Saudi Press Agency

Саудовская Аравия всё больше обращается к средствам «чёрного пиара» по отношению к эмиру Катара и его «иранским покровителям». Ранее западные издания поведали о привлечении Эр-Риядом за $ 1,2 млн одной лоббистской структуры в США, которая готовит видео- и другие материалы, «доказывающие» иранское вмешательство в дела арабского Бахрейна (2). По задумке саудовцев, это призвано наглядно продемонстрировать то, что ожидает нынешние власти Катара, если они пойдут на сотрудничество с Ираном «во всех сферах».

Ещё одним рычагом влияния на ситуацию в регионе под призмой своего фронтального противостояния с Ираном саудовцы стремятся использовать арабский фактор внутри соседней державы. Если иранцы действуют в ключе подрыва государственных устоев Королевства с помощью шиитского фактора, прежде всего в его Восточной провинции, а также «окружают» Эр-Рияд очагами «шиитского сопротивления» в Бахрейне и Йемене, то семье аль-Сауд не остаётся ничего другого, как попытаться ответить иранцам симметрично. Между тем, время для расшатывания ситуации в арабонаселённой иранской провинции Хузестан, где в последние месяцы стали пробуждаться «спящие ячейки» местных экстремистов, большей частью упущено. Иранские спецслужбы и так держали этот юго-западный регион страны под плотным присмотром на предмет возможных происков соответствующих структур Саудовской Аравии и Израиля. Теперь же, после резонансных терактов в Тегеране 7 июня, иранский Хузестан, как и другие потенциальные точки внутренней дестабилизации извне (к примеру, иранский Курдистан) взяты практически под тотальный контроль.

На площадках proxy war между Ираном и Саудовской Аравией установилось равновесие сил с некоторым преимуществом в пользу Ирана. Инициативу прочно удерживает Тегеран, что в особенности проявилось вокруг межарабского кризиса. В Йемене саудовская коалиция, воюющая с местными повстанцами-хуситами, всё больше осознаёт иллюзорность завоевания решающего перевеса. Иракская стратегия аль-Саудов носит оборонительный характер, сдерживающий усиление иранского влияния. В Бахрейне и Сирии саудовцам также приходится удерживать предыдущие позиции без каких-либо веских оснований обернуть вспять экспансию шиитского соседа.

Худшие опасения Эр-Рияда и его главных союзников в борьбе с «дестабилизирующей ролью» Ирана (Израиль и США) подтверждаются с каждым днём. Иранцы проникли на стратегическую глубину ближневосточных процессов и заполняют своим присутствием или вовлечением поддерживаемых ими военизированных группировок геополитический вакуум, образующийся в результате войны с терроризмом и фактическим пересмотром межгосударственных границ.

Ни о каком сближении Ирана и Саудовской Аравии не может быть и речи. Сама постановка вопроса об этом вызывает стойкое отторжение и в Тегеране, и в Эр-Рияде, если даже первый в целях ведения более тонкой игры может позволить себе некоторые отвлекающие маневры. Точка невозврата к двустороннему урегулированию Ираном и Саудовской Аравией пройдена в начале 2016 года, когда Королевство разорвало дипломатические отношения с Исламской Республикой (3). За прошедшие без малого два года заклятые геополитические враги не подали ни одного серьёзного повода рассчитывать на их реальное стремление уладить взаимные проблемы. Всё остальное - ставшая ресурсом борьбы, а не инструментом примирения, риторика о необходимости замирения суннитского и шиитского центров силы на Ближнем Востоке.

(1) Mohammed Alkhereiji, Saudi leaders bestow legitimacy on potential contender to Qatari throne, show loss of confidence in Sheikh Tamim // The Arab Weekly, August 20, 2017.

(2) Jon Gambrell, Qatari exiles, largely unknown, boosted by diplomatic crisis, apnews.com, September 4, 2017.

(3) В январе 2016 года Саудовская Аравия разорвала дипломатические отношения с Ираном после нападения толпы на посольство и генконсульство Королевства соответственно в иранском Тегеране и Мешхеде. Таким образом иранцы отреагировали на сообщение о казни в Эр-Рияде лидера саудовских шиитов, политика-богослова Нимра ан-Нимра.