Международный день глухонемых. История и традиции праздника. Законодательное утверждение языка жестов в РФ

Каждый год в последнее воскресенье первого месяца осени во всем мире отмечается праздник - День глухих, утвержденный в 1951 году в связи с созданием Международной Ассоциации глухонемых. Теперь он отмечается 27-29 сентября ежегодно.

Согласно статистическим данным, каждый девятый человек на Земле имеет сложности со слухом. Причины данного заболевания совершенно разные: последствия болезни, несчастных случаев, врожденные пороки. Во всем мире насчитывается порядка 30 миллионов глухонемых, причем на Россию приходится порядка 40%, 5% из которых - дети, не достигшие совершеннолетия. Большое количество людей, объединенных одной общей проблемой, реализовало идею определить Международный день глухих.

История международного сообщества глухих берет свое начало еще в 18 веке во Франции.

Методика обучения Шарль-Мишеля де л’Эпе

У истоков Ассоциации глухих лежит объединение выпускников Парижского института для глухонемых в начале 18 века. Как и большинство учебных заведений, данное училище было создано священнослужителем, а именно аббатом Шарль-Мишелем де л’Эпе. Он не только создал первое в мире специализированное учебное заведение для глухих, но и являлся основоположником жестовой педагогики, основанной на работах европейских философов Д. Дидро и

Сурдопедагогика включала в себя использование различных речевых средств: вербальные (письменная и устная речь) и невербальные (язык жестов) способы. Последний был основным. Таким образом, была разработана мимическая методика обучения, которая впоследствии и стала способом общения глухонемых.

Свои умозаключения Шарль де л’Эпе изложил в трудах "Обучение глухонемых посредством методики знаков" и "Истинный способ обучения глухонемых, подтвержденный опытом".

День глухих во Франции

Королем Франции была одобрена деятельность священника и оказана финансовая поддержка школе, которая получила широкую известность во всей Европе. Но помощи было недостаточно, и аббату приходилось тратить все свои доходы на содержание учебного заведения, что в конечном итоге его разорило.

С начала 19 века выпускниками Института глухонемых в Париже ежегодно отмечается день рождения Шарль-Мишеля де Л"Эпе, празднования в его честь стали традиционными. Это тоже своеобразный день глухих во Франции.

Позже во Франции появилось еще три специализированных учреждения для глухонемых - в Бордо, Меце, Шамбери, а в Париже существует и по сей день. Глухих не выделяют во Франции в отдельную категорию, к ним нет особенного отношения - они ведут нормальный обычный образ жизни.

Языки жестов

2,5 тысячи языков существует на Земле. Но язык взглядов и жестов - одна из интереснейших форм общения. Всемирной Федерацией глухих еще в 50-м году была разработана система жестов - жестуно. Необходимость в данном языке возникла для обслуживания таких мероприятий как конгрессы, симпозиумы, конференции, олимпиады.

Жестуно не был идеальным языком и имел ряд недостатков:

  • отсутствовали грамматические правила;
  • жесты сложно было использовать в контексте;
  • в основе лежало только 4 языка - британский, итальянский, американский и русский.

Впоследствии возникла необходимость возникновения языка, способного обойти данные проблемы. Так и появилась международная жестовая коммуникация, которая развилась естественно, без искусственного научного вмешательства. Данная система позволила общаться глухонемым из разных стран.

Отношение к глухонемым в России

Сегодня в России Всемирный день глухих также отмечается, но немногие знают, что первая российская школа для глухонемых была открыта в 1802 г. при Александре I. При нем же было основано первое высшее учебное заведение для глухонемых по европейским стандартам.

В начале 20 века в Москве появился первый не только в России, но и в Европе детский сад для неслышащих детей. В то время учреждения обучения для дошкольников были в единичном количестве. Специальное образование сложилось в систему и получило развитие лишь в начале 30-х гг. прошлого столетия. Так к середине 90-х гг. 20 века насчитывалось порядка 84 школ для глухих (в которых обучалось до 11 500 человек), 76 школ для слышащих, но слабо (в них обучалось 10 000 человек). В настоящее время количество специальных образовательных институтов, где преподают квалифицированные учителя, значительно увеличилось. А Международный день глухих в таких образовательных центрах является одним из основных праздников.

Для родителей детей с проблемами со слухом в крупных городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге) есть возможность устроить своего ребенка учиться в специальных образовательных учреждениях и посещать данные заведения на стандартной основе каждый день. Глухого человека с рождения под свою опеку и контроль государство взяло еще в советские времена. Действовала четко выстроенная система обучения: начало в детском саду, продолжение в школе-интернате, далее ПТУ и вуз.

Система обучения глухих детей

Данная система сохранена и сегодня. Сады способны принимать детей от 1,5 лет. В городах, где отсутствуют спец. заведения для глухих детей, открываются специальные группы в обыкновенных учебных учреждениях. Детей учат не только читать тексты, адаптированные под их возможности, писать, общаться, используя дактильную азбуку, но и работают с правильным восприятием ребенка мира, развитием своего собственного "Я". С ними играют, устраивают всевозможные развлекательные мероприятия. В том числе ежегодно отмечается День глухих. Для детей это действительно настоящий праздник.

Всероссийское общество глухих (ВОГ)

Всероссийское общество людей с образованное в 1926 г., существует и по сей день. Глухих, объединенных в одно большое сообщество, насчитывается уже более 90 000.

В составе Всероссийского общества глухих 76 региональных и почти 900 местных отделений, которые обслуживают неслышащих граждан, проживающих на территории Российской Федерации.

Данное общество включает более 340 учреждений культурного значения (как регионального, так и местного уровня), Московский театр мимики и жеста, реабилитационные центры и организации.

Главные задачи ВОГ

Защитить права и повысить качество жизни глухого человека - вот главные задачи ВОГ. Общество активно взаимодействует с государственными структурами власти и как результат - новый федеральный перечень реабилитационных мероприятий, а также техника и услуги, которые предоставляются людям с ограниченными возможностями бесплатно: слуховые аппараты, специальные мобильные телефоны, факсы, сигнализаторы, телевизоры, услуги сурдоперевода и т.д.

Еще одна из задач ВОГ - информировать общество о жизни инвалидов, их проблемах, способах решения. Социально ориентированный подход к празднованию в нашей стране такого мероприятия, как Международный день глухих - это тоже отчасти их заслуга.

Законодательное утверждение языка жестов в РФ

Не без активного участия ВОГ в России законодательно утвердили язык жестов в конце 2012 года, а также одобрили изменения в ФЗ 181 «О социальной защите инвалидов в РФ», уточняющем статус жестового языка в русской транскрипции, определяющем его в качестве языка общения при наличии проблем со слухом и/или речью. По данному ФЗ при получении слабослышащим образования государство обязано обеспечить его специальными учебниками, пособиями и иной учебной литературой, а также услугами сурдопереводчика.

К сожалению, в действительности закон не претворяется в жизнь на сто процентов. В настоящее время пока только изменилось отношение к жестовому языку, но и переводчиков, и квалифицированных преподавателей не хватает. Остается надеяться, что ситуация в скором времени изменится. Конечно, все понимают, что на это потребуется не один день. Глухих людей услышат, рано или поздно! Не зря глухонемым за всю историю цивилизации удавалось посредством других органов чувств передавать собственные мысли и эмоции. Среди них немало выдающихся и действительно талантливых личностей.

В Москве собрались люди, изучающие язык, на котором в столице говорит каждый десятый, а в России - 13 миллионов человек. Это язык жестов. Фестиваль приурочен к Международному дню глухих, который в 2017 году отмечается 24 сентября

Столичный парк. Выходной. Для одних громкий и шумный, вокруг музыка, поют птицы. Другие - едва слышат мелодию. Слуховой аппарат спасает. То, что не могут сказать, прокричать, пропеть, они покажут. Свой мир и своя музыка. На кончиках пальцев.

Фестиваль жестового языка в Москве - это когда в парке прямо посреди аллеи Вас остановят и научат говорить без слов. Здороваться или произносить свое имя.

«Пусть слышащие люди, которые говорят, пусть увидят, какой у нас праздник большой для всех, не только для глухих; с большим желанием мы сюда пришли», - говорит участница фестиваля Елена Лапенкова.

Ничего не слышать. Ничего не говорить. В России больше 13 миллионов человек, которые знают, каково это. На языке жестов общается каждый десятый житель Москвы, например. Пять лет назад он был признан в России государственным.

«Мы стараемся как раз сказать о том, что у глухих и у слабослышащих есть большие возможности, несмотря на имеющиеся трудности. Но чтобы контактировать с глухими и слабослышащими, нужно знать жестовый язык. Если все будут знать жестовый язык, то не будет проблем в общении, не будет барьеров», - отмечает председатель Московской городской организации Всероссийского общества глухих Владимир Базоев.

Этот язык можно выучить на курсах или на базе специальных факультетов, где готовят сурдопереводчиков. Быть своего рода проводником от мира тишины к миру звука - непростая работа, которая меняет и твой собственный мир, говорят студенты.

«Мне это помогло раскрыться в каком-то артистическом плане. На первом курсе мы стеснялись, а сейчас хлебом не корми - дай что-нибудь показать», - рассказывает студентка.

Но меняется еще кое-что - отношение к тем, кто говорит на этом языке. Максим Исаев не слышит. А его сын Милан главный папин помощник.

«Он не стесняется жестового языка. Мы с ним в школе общаемся на жестовом языке. Есть такие дети, которые не хотят говорить о том, что у них родители плохо слышат, не афишируют это. Это стереотипы, которые не позволяют людям нормально относиться к инвалидам по слуху», - говорит участник фестиваля Максим Исаев.

Именно чтобы стереотипов стало меньше, дни жестового языка устраивают каждый год в разных парках Москвы. Мечта организаторов, чтобы и в других городах хотя бы раз в году зрители благодарили артистов на их языке поднятыми вверх руками. Чем больше этих самых рук, чем они выше, тем громче звучат овации в мире тишины.

Международный день глухих, отмечаемый ежегодно в последнее воскресенье сентября. В 2018 году он выпал на 30 сентября. Праздник был учрежден в 1951 году, в честь создания Всемирной федерации глухонемых. Он завершает последнюю полную неделю сентября, которая отмечается как Международная неделя глухих.

В Международный день глухих мировая общественность обращается к истории, вспоминая Чарльза Мишеля де Л΄Эпе – французского аббата, разработавшего уникальный язык: систему жестов жестуно.

Данное средство существенно облегчило общение людей, лишенных способности слышать звуки. Чарльз Мишель де Л΄Эпе помимо всего прочего отличился в области решения проблем глухоты еще и тем, что основал в 1760 году Парижский Институт глухих. Возникновение столь специфичного учебного заведения положило начало всестороннему личностному развитию слабо- и вовсе не слышащих людей.

Всем известно, что среди представителей данной категории граждан немало знаменитостей: философов, живописцев, писателей, стихотворцев. Достаточно вспомнить особо известные имена, дабы убедиться в этом: Людвиг ван Бетховен, Клод Андре Десен (скульптор), Виктор Гюго, Жан Жак Руссо, Антонио Стеньоли (художник), Пьер де Ронсар («принц французских поэтов»).

Организации которые занимаются поддержкой глухих людей

В настоящее время, по данным ВОЗ, разными нарушениями слуха страдает около 650 миллионов человек - это каждый девятый житель планеты, из них больше половины страдают от инвалидизирующей потери слуха. В нашей стране проживает более 13 млн. людей с нарушением слуха, в том числе более 1 млн. - дети.

Дошкольные и средние образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха работают во многих регионах России, а в некоторых есть средние специальные и высшие учебные заведения, где дети с нарушением слуха могут продолжить образование.

Также поддержкой таких людей занимается Всероссийское общество глухих (ВОГ), которое с 1955 года является членом Всемирной федерации глухих. ВОГ ведет свою работу с 1926 года, объединяет более 100 тысяч членов, имеет 79 региональных и более 800 местных отделений на всей территории Российской Федерации.

ВОГ, как и сама Всемирная федерация глухих, делает акцент на соблюдение прав людей с нарушениями слуха, их социальную реабилитацию и интеграцию в современное общество, повышение уровня их образования, а также доступность к информационным технологиям и услугам.

ВФГ имеет статус ассоциированного члена в ООН, ЮНЕСКО, Международной организации труда и Всемирной организации здравоохранения. И в Международный день глухих федерация рекомендует и призывает все ассоциации глухих к проведению кампаний по привлечению внимания политиков, властей, СМИ и общественности к проблемам людей с нарушением слуха.

В нашей стране к этому дню уже традиционно приурочено проведение всевозможных спортивных, культурных, просветительских и благотворительных мероприятий в разных российских городах.

Существует два типа глухоты

Существует два основных видов недуга, связанных непосредственно с уровнем восприятия окружающих звуков. Это тугоухость и глухота. О первой мы еще поговорим, но уже сейчас следует отметить, что она менее опасна и серьезна, чем вторая проблема.

Глухота определяется существенным снижением слуха до той степени, когда человеческая речь перестает восприниматься, либо полным его отсутствием. Правда, последний вариант крайне редко встречается в природе – иначе это уже не просто глухота, а глухота, сопровождаемая немотой.

Бывает два типа данного недуга: врожденный и приобретенный.

Врожденная глухота развивается ввиду следующих причин

  1. Недоразвитие органов слуха плода из-за болезни беременной женщины инфекционного характера (грипп, корь, например).
  2. Поражение органов слуха плода в процессе родов.
  3. Прием медикаментов в период беременности, особенно в первые месяцы, а также употребление алкоголя и курение.

Если говорить о приобретенной глухоте, то здесь причин гораздо больше: это и воспалительные процессы в среднем ухе, и заболевания внутреннего уха, и слухового нерва, и инфекционные недуги типа скарлатины или менингита, банального гриппа, и воздействие вредных веществ – ядов, и влияние вибраций, громких звуков. Глухота может возникнуть и в результате развития атеросклероза.

Есть такое понятие, как острая глухота. Она проявляется внезапно, без видимых на то причин. На самом деле происходит сей недуг из-за закупорки кровеносного сосуда, кровоизлияния в мозг, воздействия сильного звука. Менингит, сыпной тиф, бесконтрольный прием антибиотиков также нередко являются причинами острой глухоты.

Если недуг развивается медленно, есть шанс побороть и даже предотвратить дальнейшее распространение заболевания. Главное – вовремя заметить и диагностировать у себя его симптомы. Один из них – шум в ушах.

Закройте ненадолго глаза и плотно зажмите уши руками. Вы окажетесь в полной тишине. Необычное состояние? Но ведь есть люди, живущие так всегда. Всемирный день глухих позволил узнать о людях из необычного мира тишины много нового и привлёк всеобщее внимание к их проблемам.

История праздника

Международный день глухих отмечают по всему миру в последнее воскресенье сентября. Ему предшествует неделя глухих, полная мероприятий, направленных на привлечение внимания мирового сообщества к проблемам, которые испытывают неслышащие люди.

Акция, посвященная лицам, имеющим проблемы со слухом, стартовала в далёком 1951 году. Идею предложила Организация Объединённых Наций, вдохновлённая созданием Всемирной федерации глухонемых. Решение об учреждении даты было принято очень быстро, и вот уже более полувека мы ежегодно отмечаем праздник в конце первого осеннего месяца.

Как празднуют День глухих

В России в этот знаменательный день проводятся многочисленные спортивные, культурные, благотворительные мероприятия во всех городах. С 2012 года он стал государственным праздником в нашей стране.

В 2017 году в Москве прошёл масштабный фестиваль жестов, приуроченный к празднику. Каждый желающий мог научиться говорить без слов, а участники мероприятия показали всем, что не слышать - это не значит зарыть талант в землю.

Сценарий Дня глухих

Для проведения праздника в детском саду, школе или любом другом учреждении нужно определить его цель. Скорее всего, она будет просветительской.

Сценарий праздника к Дню глухих может включать следующие блоки:

  • знакомство с историей праздника;
  • выступления участников с презентациями, стихами, песнями или другими творческими номерами по тематике праздника;
  • просмотр и обсуждение фильма или ролика о глухих людях;
  • обучение языку жестов.

Интересной вставкой в мероприятие может быть демонстрация полезных гаджетов, которые делают жизнь глухих людей лучше. Например, дверной звонок, при нажатии на который по квартире начинают мигать лампочки, вибрирующая радионяня, оповещающая о том, что ребёнок плачет, или наручный будильник, который раздувается и сжимает руку в нужное время.

Язык жестов

Ещё несколько веков назад полностью глухим людям жилось очень нелегко: их считали умственно отсталыми, неспособными находиться в обществе здоровых, и поэтому помещали в приюты или вовсе лишали жизни.

Спасителем глухих можно по праву считать французского аббата Шарля Мишеля де Л’Эпе. В 18-м веке он основал первое учебное заведение для людей с проблемами слуха во Франции - Парижский институт глухих - и выступил основоположником языка жестов.

В 1950-е годы Всемирная Федерация глухонемых начала разработку системы жестов - жестуно, необходимой для обслуживания мероприятий для глухих. В 1965 году вышел первый словарь жестуно, включающий 300 жестов, а в третьем издании их количество увеличилось в 5 раз.

Международный язык жестов развивался иным путём. Учёные изучали использование жестов в национальных языках, применение надписей и рисунков, связь лексических элементов и жестов, естественные и иконические движения.

Весомый вклад в формирование языка жестов внёс Саймон Кармел, генсек Всемирного Союза Глухих. Он долго изучал культурные и бытовые особенности глухих в разных странах и овладел языком жестов в совершенстве.

Внимание к проблемам глухих в России

В России первая школа для глухих была открыта в 1806 году в городе Павловске. Спустя почти 30 лет подобное учреждение открылось в Москве.

Сегодня в нашей стране проживает около 250 000 глухих людей. Во многих регионах работают школы для детей с нарушениями слуха. А в ряде городов есть даже средние специальные и высшие учебные заведения, где такие дети могут продолжать обучение.

Всероссийское общество глухих

Всероссийское общество глухих было открыто за 25 лет до создания Всемирной федерации глухих. Кстати, ВОГ входит в состав этой международной организации с 1955 года.

ВОГ делает лучше жизнь особенных людей:

  • следит за соблюдением прав людей с проблемами слуха;
  • организует мероприятия и расширяет возможности досуга;
  • помогает в реабилитации и интеграции в социум;
  • способствует повышению уровня образованности глухих и доступности современных информационных технологий;
  • помогает в трудоустройстве;
  • готовит переводчиков языка жестов;
  • предоставляет необходимые слабослышащим технические устройства.

В ВОГ входит более 300 000 россиян.

Услышь меня

При содействии Всероссийского общества глухих был разработан проект «Услышь меня». Он направлен на то, чтобы показать всем глубокий внутренний мир глухих людей. Документальный фильм «Услышь меня», снятый в рамках проекта, продемонстрировал особенности общения глухонемых, их культуру и проблемы при взаимодействии с миром звуков. В картине снялись многие известные актёры и деятели искусства.

Деятельность проекта преследует несколько целей:

  • показать, что особая культура слабослышащих и глухих может дать много нового здоровым людям;
  • добиться изменений в законодательстве, облегчающих жизнь глухих людей;
  • привлечь внимание общественности к вопросу глухоты;
  • познакомить людей с различными приспособлениями для повышения остроты слуха;
  • популяризовать жестовый язык в России;
  • создать возможности для общения людей с проблемами слуха и без подобных нарушений.

Глухота не приговор

Глухота для многих людей не стала поводом замкнуться в себе. Стремящийся к цели обязательно её достигнет, несмотря на все препятствия. Доказательством тому служат истории выдающихся личностей, имеющих проблемы со слухом.

  • Самый знаменитый немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен полностью оглох к 32 годам. Однако это не помешало ему написать известную всем «Девятую симфонию».
  • У французского писателя и философа Жан-Жака Руссо тоже были проблемы со слухом, тем не менее он по праву считается величайшим мыслителем эпохи Просвещения.
  • Константин Эдуардович Циолковский стал глухим, когда ему исполнилось шестнадцать, однако детские мечты о космосе он смог реализовать, став "отцом российской космонавтики".
  • Потерявший в 3 годам слух Иван Карлович Арнольд стал известным художником и сурдопедагогом. Именно он основал первое училище для глухонемых в Москве.
  • Глухота не ограничила таланты и выдающегося французского поэта эпохи Возрождения Пьера да Ронсара: помимо создания стихов, он замечательно танцевал и был отличным фехтовальщиком.
  • Не многие знают, что есть проблемы со слухом и у бывшего 42-го президента США Билла Клинтона. Он использует слуховой аппарат, чтобы слышать лучше.
  • Танцор и хореограф Амнон Дамти никогда не знал, каково это - слышать. Он чувствовал музыку душой, поэтому в 15 лет присоединился к удивительной израильской группе глухих танцоров. Амнон чувствовал ритм ногами, через вибрацию динамиков. Помогала и поддерживала мужчину его жена и партнёрша по танцам. Упорство и талант позволили Дамти стать лучшим глухим танцором 1990 года, а также успешным хореографом.
  • Шошанна Стерн, американская актриса, тоже никогда не слышала. Она училась в школе для глухих и уже там начала проявлять свои актёрские таланты. Девушка уверенно работала на камеру. Она сыграла множество ролей в фильмах и даже не думает останавливаться на достигнутом.

День глухих - праздник, заставляющий задуматься о том, что рядом с нами живут люди, которые не могут слышать. Им сложно понимать окружающих и интегрироваться в мир, полный звуков. Они очень нуждаются в нашей помощи и поддержке.

Ежегодно последняя полная неделя сентября отмечается как Международная неделя глухих (International Week of the Deaf), которая завершается Международным днем глухих (International Day of the Deaf), отмечаемым в воскресенье. В 2016 году этот день приходится на 25 сентября.

Международный день глухих был установлен в 1958 году в память создания в сентябре 1951 года Всемирной федерации глухих (World Federation of the Deaf), которая является одной из старейших международных организаций людей с ограниченными возможностями. В настоящее время Всемирная федерация глухих (ВФГ) объединяет 134 национальные организации всех пяти континентов.

Всемирная федерация глухих — одна из ведущих организаций мира, занимающаяся решением проблемы уравнивания в правах глухих и слышащих людей.

По данным ВОЗ , более 5% населения мира — 360 миллионов человек (328 миллионов взрослых людей и 32 миллиона детей) — страдают от инвалидизирующей потери слуха (потеря слуха в слышащем лучше ухе, превышающая 40 дБ у взрослых людей и 30 дБ у детей). Большинство таких людей живет в странах с низким и средним уровнем дохода.

Примерно каждый третий человек в возрасте старше 65 лет страдает от инвалидизирующей потери слуха. Самая высокая распространенность этого состояния в данной возрастной группе отмечается в Южной Азии, Тихоокеанском регионе Азии и в Африке к югу от Сахары.

Потеря слуха может быть легкой, умеренной, тяжелой или глубокой. Она может развиваться в одном или обоих ушах и приводить к трудностям в слуховом восприятии разговорной речи или громких звуков.

Понятие "тугоухости" применяется по отношению к людям с потерей слуха, варьирующейся в пределах от легкой до тяжелой. Обычно они общаются с помощью разговорной речи и для улучшения слышимости могут пользоваться слуховыми аппаратами, кохлеарными имплантатами (протез, позволяющий компенсировать потерю слуха) и другими вспомогательными средствами, а также субтитрами.
"Глухие" люди, в основном, страдают от глубокой потери слуха, при которой они слышат очень мало или не слышат вообще. Часто для общения такие люди используют язык жестов.

Потеря слуха может развиваться по генетическим причинам, в качестве осложнений во время родов, а также в результате некоторых инфекционных болезней, хронических ушных инфекций, употребления некоторых лекарственных средств, воздействия чрезмерного шума и старения.

В России более 13 миллионов людей с нарушением слуха, в том числе более 1 миллиона — дети.

Среди известных личностей, потерявших слух в различном возрасте, поэт эпохи Возрождения Пьер де Ронсар, композитор Людвиг ван Бетховен, писатели Виктор Гюго, Жан Жак Руссо и Карел Чапек; итальянский художник Антонио Станьоли, французский скульптор Клод-Андре Десен и др.

Но никто из людей, не имеющих слуха, не считает себя немым — у глухих есть язык жестов , такой же полноценный и богатый, как язык вербального общения. Первая школа для глухих людей — Парижский институт глухонемых — был основан в 1760 году во Франции аббатом де Л"Эпе.

В России первая школа для глухих детей была открыта в 1806 году в Павловске. В 1900 году в Москве был открыт первый в Европе детский сад для неслышащих. В начале ХХ века учреждения для детей с проблемами слуха, зрения или развития были лишь единичными. В начале 1930-х годов в России начала складываться система специального образования. В середине 1990-х годов в России было 84 школы для глухих. За последние годы количество специальных учреждений увеличилось, выросла квалификация педагогов.

В России был законодательно утвержден статус языка жестов. Президент РФ Владимир Путин 30 декабря 2012 года одобрил изменения в закон о социальной защите инвалидов, который уточнил статус русского жестового языка и определил его как язык общения при наличии нарушений слуха и (или) речи. Согласно закону, при получении образования инвалидам по слуху должны бесплатно предоставляться специальные учебники, учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков.

В настоящее время дошкольные и средние образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха работают во многих регионах РФ; в ряде регионов есть средние специальные и высшие учебные заведения, где дети с нарушением слуха могут продолжить образование.

В Москве к таким вузам относятся Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Российская государственная специализированная академия искусств (РГСАИ), Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Российский государственный социальный университет (РГСУ), Московский государственный медико-стоматологический университет (МГМСУ), Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников