Обучение в военных вузах. Естественный отбор

01.01.2016

Жизнь курсанта — это как?

Поступление в высшее военное учебное заведение кардинально отличается от поступления в гражданский вуз. Поступая, вчерашние школьники, должны отдавать себе отчёт, что ближайшие 5 лет обучения пройдут вдали от родных и близких ему людей. Тысячи выпускников школ, желающих служить Родине, должны пройти начальный этап поступления в различные военные заведения страны.

Военная «абитура»

«Абитура» (поступление) начинается с начала июля и продолжается до конца месяца. Начальный этап включает в себя подготовку будущих военнослужащих.

Молодым парням становятся знакомы такие понятия как: утренняя зарядка, спортивно- массовая работа, хождение строем, четкий распорядок дня, строевой шаг и многое другое, без чего на «гражданке» большинство привыкли обходиться.



Несколько десятков парней проживают в одном помещении, называемом казармой. Они готовятся к сдаче вступительных экзаменов, к профессиональному отбору, который покажет, кто готов служить в вооруженных силах, а кто нет.

Спустя 2 недели будущие курсанты проходят доскональный медицинский осмотр, по итогам которого будут выявлены лица с отклонением по здоровью.

Сдача экзаменов проходит в соответствии с тем факультетом, по которому поступающий желает обучаться, и в дальнейшем он будет проходить службу по этой специальности. По итогам сдачи вступительных испытаний поступающий зачисляется в ввуз, надевает военную форму, коротко подстригается в соответствии с уставом и получает погоны курсанта.


КМБ или Курс молодого бойца

Начинается с конца июля и длится до конца августа. На этом этапе будущий военнослужащий проходит начальную подготовку. В неё входит: наряды, «священные» воинские ритуалы (подъем, утренний осмотр, проведение вечерней поверки, отбой), изучение статей устава, обучение строевому шагу, марш броски, выполнение по нормативу одевания противогаза и ОЗКА.

Огневая и физическая подготовка является неотъемлемой частью обучения любого военнослужащего.


Порядок в казарме обеспечивают уборщики, которые назначаются каждое утро перед началом зарядки.

В обязанности уборщика входит: вымести пыль из под кроватей и прикроватных тумбочек, подмести между рядами кроватей, при необходимости протереть пол влажной тряпкой, вынести мусор, протереть пыль со всех плоских поверхностей.

У каждого курсанта есть своя тумбочка, где он может хранить умывальные принадлежности, щетки для чистки обуви и одежды, носовые платки, подворотнички (подшивной материал), мелкие предметы личного пользования, тетради, учебные книги, уставы.

Многие ребята, бывшие школьники, привыкшие к кроссовкам и к другой гражданской обуви, быстро натирают мозоли на ногах. За медицинской помощью они могут обратиться в медицинский пункт — лазарет.

По завершению курса КМБ весь личный состав передислоцируется к местам дальнейшего обучения (академия, ввуз). По прибытию в академию (ввуз) курсанты получают парадную форму одежды. Подготовить ее для использования нужно самостоятельно: ребята сами пришивают погоны, нарукавные шевроны, вставляют в лацкан воротника эмблемы. А также до блеска начищают ботинки, отглаживают стрелки на брюках

Спустя три дня в торжественной обстановке проходит главный воинский ритуал — присяга. Присяга является одним из важнейших и значимых событий в жизни каждого военнослужащего, которое ставит его перед личной ответственностью за защиту своей страны.


Курсантские будни

Повседневная жизнь курсанта 1ого курса, как и последующих, проходит по одному и тому же распорядку дня: подъем, утреннее построение, зарядка, на которой будущие военнослужащие совершенствуют свою физическую подготовку, утренний туалет, построение на утренний осмотр, где проверяется внешний вид, завтрак, развод на занятия. Обязательное прохождение торжественным маршем, где курсанты показывают свою строевую выучку и слаженность подразделения в целом. Занятия согласно учебному плану, обед, самоподготовка, на которой курсанты готовят домашние задания и повторяют устав, ужин.







Вечером дается личное время, когда можно пообщаться с родными, девушками, написать письмо домой, подготовить форму к следующему дню.

Заканчивается день построением на вечернюю поверку, в ходе которой зачитывается личный состав курса и список лиц, навечно занесённых в списки, которые погибли смертью храбрых. Отбой.

Наряд

Все без исключения военнослужащие ходят в наряды. Наряд назначается для поддержания внутреннего порядка, охраны личного состава, вооружения, боеприпасов, военной техники, помещений. А также для контроля за состоянием дел в подразделении и своевременному принятию мер по предупреждению правонарушений.

В начале каждого месяца создаётся список нарядов, где указаны даты, по которым тот или иной военнослужащий идет в наряд.

Наряды бывают внешние и внутренние. Внутренний наряд — по курсу, внешний — патрулирование.

Воинское товарищество

«Воинский коллектив — это семья! «В этой семье проходит практически вся моя служба, — рассказал первокурсник. — Каждый помогает друг другу в учебе, спорте и других мероприятиях. Сегодня ты помог ему, а завтра он поможете тебе. Это один большой коллектив, отличный от учебных групп в институте, который живёт дышит, взаимодействует. «Один за всех, и все за одного!» — вот девиз воинского братства».

Увольнение

В ввузе увольнение не такое уж частое явление. Но если у тебя нет замечаний по службе, по нарушению формы одежды, задолженностей и неудовлетворительных оценок по предметам — то имеешь право получить увольнение на сутки. Это время ты можешь провести со своими родными, близкими, друзьями, со своей девушкой. Уходя в город и надевая гражданскую форму одежды, курсант не должен забывать о статусе военнослужащего, о правилах поведения в городе и воинской вежливости.

Жизнь курсанта очень многообразна и полна яркими событиями, которые кардинально отличаются от обычной студенческой жизни. Годы службы в академии нельзя описать на бумаге, нельзя рассказать это нужно почувствовать и проникнуться самому. Военные бывшими никогда не бывают — это идёт через всю нашу жизнь. В армии парень становится мужчиной. Мужчиной, защитником своей Родины, защитником своих родных, своей семьи, своих будущих детей.



Каждый окончивший военное учебное заведение офицер помнит, что разговоры о предстоящем распределении начинались задолго до выпуска. Многим наверняка врезалось в память и то, что иные не блиставшие успехами в учебе сокурсники вдруг получали назначение в престижное место благодаря вмешательству влиятельного радетеля. Да, за несколько месяцев до распределения с каждым выпускником проводилось собеседование на предмет того, где он желает служить. При этом приоритетное право выбора было за золотыми медалистами и окончившими вуз с отличием. Однако после вручения выпускникам документов случалось немало сюрпризов. По этому поводу даже ходила шутка, что основным принципом распределения является «От каждого - по способностям, каждому - по родству».

Как происходит распределение выпускников военно-учебных заведений сейчас? В «Руководстве по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны РФ» сказано, что к работе по распределению привлекаются командиры подразделений слушателей и курсантов и преподавательский состав вуза, а основанием для определения дальнейшего служебного предназначения выпускника являются результаты государственной итоговой аттестации и его служебная характеристика (аттестация). Кроме того, учитываются семейное положение, состояние здоровья выпускника и членов его семьи. Иными словами, насколько будут приняты во внимание доводы в пользу того или иного выпускника и насколько гласно будет осуществляться распределение, зависит от начальника и отдела кадров вуза.
- К моменту выпуска каждый курсант уже знает место дальнейшей службы, вплоть до населенного пункта, - говорит начальник Новосибирского военного института генерал-майор Владимир Егоркин. - К распределению командиры готовят списки, где в рейтинговом порядке указывают результаты учебы будущих офицеров, их заслуги в общественной и спортивной жизни подразделения, семейное положение. Правом выбора пользуются золотые медалисты и окончившие институт с отличием. С каждым выпускником мы с заместителями проводим беседы. От 70 до 90 процентов выпускников попадают служить туда, куда и хотели.
По поводу звонков родителей, желающих повлиять на распределение, начальник института заметил, что таковых почти нет. Более того, далеко не всегда устремления родителей получше пристроить своего сына совпадают с планами самого будущего офицера. Результаты проводившегося в вузе за четыре месяца до экзаменов анонимного экспресс-опроса выпускников показывают, что 56 процентов хотят служить в Вооруженных Силах и лишь 2 процента - уволиться по окончании учебы. Однако более 40 процентам опрошенных служба в других силовых структурах кажется более престижной и привлекательной.
Система рейтинга, учитывающего результаты учебы и другой деятельности выпускников при их распределении, которая уже несколько лет существует и в Омском танковом инженерном институте, позволяет руководству сделать механизм распределения более гласным и справедливым. А в батальоне курсантов Новосибирского военного института, которым командует подполковник Константин Андрианов, в этом направлении решили пойти еще дальше. В курсантских подразделениях заведены специальные аттестационные тетради, где фиксируются основные моменты учебной и служебной деятельности будущих офицеров, что потом учитывается при определении их места в общем рейтинге.
Вместе с тем беседа с группой выпускников обнаружила их неверие в реальное влияние результатов учебы на распределение. А список с рейтинговыми показателями, направленный командирами подразделений в штаб института, оказалось, многие даже не видели. Яснее ситуация с распределением выпускников, окончивших вуз с золотой медалью или дипломом с отличием. Распределение же остальных, по их словам, зависит от сложившихся или не сложившихся отношений с командирами и возможностей родственников.
Мысль о необходимости выработки более действенного механизма распределения выпускников военно-учебных заведений и его закрепления в соответствующих нормативных актах как гарантии социальной справедливости прозвучала и в беседе с преподавателями кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин вуза, возглавляемой кандидатом философских наук, доцентом полковником Анатолием Гурским. Отсутствие у курсантов веры в то, что от их отношения к учебе будет зависеть распределение, может негативно сказаться на формировании личностных качеств будущего офицера.
Идею создания гласного механизма распределения будущих офицеров поддержал и начальник Кемеровского филиала Военного университета связи генерал-майор Анатолий Рубис: «Каждый курсант еще с 1-го курса должен быть уверен, что по его реальным заслугам будет и честь». Если же у курсантов имеются на сей счет серьезные сомнения, значит, надо что-то менять.
«После 20 июня нам, выпускникам, были выданы на руки два документа: 1) список юнкеров, окончивших училище, составленный по старшинству баллов, согласно которым и должны были разбираться вакансии... 2) список предлагаемых из Главного штаба вакансий. Каждый юнкер должен был в соответствии со своим номером старшинства составить себе список вакансий, которые он хотел бы взять. При разборе вакансий те из них, которые были выбраны до него, вычеркивались из списка, и таким образом получался естественный отбор».
Этот эпизод из воспоминаний Маршала Советского Союза Б.М. Шапошникова относится к 1903 году. Согласитесь, что даже по прошествии столетия ничего лучше и проще в принципе не придумаешь.