Профессиональный психологический отбор граждан призываемых. Учебное пособие теоретические и прикладные основы профессионального психологического отбора военнослужащих

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Порядок и условия поступления на службу в органы внутренних дел. Основные требования, предъявляемые к кандидатам на службу, изучение их личности и прохождение испытательного срока. Правовые условия перемещения по службе сотрудников органов внутренних дел.

    доклад , добавлен 16.08.2009

    Направления реформы системы профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел (ОВД). Требования к профессионально-значимым качествам сотрудников ОВД. Инновации как основа развития системы профессиональной подготовки кадров МВД России.

    реферат , добавлен 12.02.2015

    Условия и порядок приема на службу в органы прокуратуры. Ограничения и обязанности, связанные со службой в прокуратуре. Порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2012

    Система кадровой и воспитательной работы МЧС. Отбор граждан на службу в федеральную противопожарную службу. Организация подготовки личного состава подразделений Государственной противопожарной службы на примере СЧ ГУ "3 ОФПС по Челябинской области".

    курсовая работа , добавлен 11.03.2012

    Основы правового положения сотрудников органов внутренних дел. Условия принятия на службу. Обязанности сотрудников милиции: общие и специальные. Ответственность работников за нарушение дисциплины, противоправные действия или бездействие. Правовой статус.

    реферат , добавлен 03.06.2008

    Специфические психологические особенности деятельности сотрудника органов внутренних дел. Методы профессионально-психологического тренинга сотрудников органов внутренних дел и принципы его организации. Основные цели и задачи психологической подготовки.

    реферат , добавлен 29.05.2010

    Деятельность органов внутренних дел. Проблемы профессиональной деформации полицейских. Правонарушения в системе правоохранительных органов. Полицейское государство. Криминологическое изучение органов внутренних дел РФ. Задачи и функции полиции.

    Конспект урока

    Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

    Да и не только сила но и ловкость выносливость другие физические качества без которых невозможно представить настоящего военного. Профессиональный психологический отбор в Вооруженных силах является одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социальнопсихологических психологических и психофизиологических качеств граждан призываемых или добровольно поступающих на...

    ОБЖ 11 класс

    Урок 11-12 Профессионально-психологический отбор в Вооружённых Силах РФ

    Цели урока. Познакомить учащихся и изучить правила профессионального психологического отбора при первоначальной постановке на воинский учет; ознакомить с психологической классификацией воинских должностей.

    Одним из основных мероприятий первоначальной постановки гражданина на воинский учет является профессиональный психологический отбор. Именно он даёт ответ на главный вопрос о дальнейшем выполнении гражданином воинской обязанности — в каком качестве и в каких войсках будет служить гражданин РФ.

    Многие из ребят уже прошли первоначальную постановку на воинский учет и имеют довольно четкое представление о том, что представляет из себя профессиональный психологический отбор. На сегодняшнем уроке мы с вами подробно рассмотрим порядок прохождения профессионального психологического отбора, еще и некоторые важные теоретические вопросы, касающиеся этих мероприятий.

    Вопросы для активизации знаний.

    1. В чем состоит цель проведения профессионального психологического отбора при первоначальной постановке на воинский учет?
    2. Как влияют итоги профессионального психологического отбора на то, каким образом гражданин будет исполнять воинскую обязанность?
    3. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

    Действительно, не одними только духовными и нравственными силами воина достигается победа в бою. Нужна еще и сила физическая. Да и не только сила, но и ловкость, выносливость, другие физические качества, без которых невозможно представить настоящего военного.

    Обратимся к руководству «По профессиональному психологическому отбору в Вооруженных силах Российской Федерации» (фрагменты).

    1. Общие положения
    2. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся штатными и нештатными подразделениями профессионального психологического отбора (далее именуются — подразделения профотбора) и специалистами по профессиональному психологическому отбору.
    3. Профессиональный психологический отбор в Вооруженных силах является одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социально-психологических, психологических и психофизиологических качеств граждан, призываемых или добровольно поступающих на военную службу, и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности.

    5. Задачами профессионального психологического отбора являются: военно-профессиональная ориентация граждан и военнослужащих на овладение военно-учетными специальностями солдат, матросов, сержантов старшин (далее именуются — военно-учетные специальности), обучение в военно-учебных заведениях по соответствующим специальностям и поступление на военную службу по контракту;

    определение профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям, военной службе на воинских должностях, обучению в военно-учебных заведениях, поступлению на военную службу по контракту и выработка рекомендаций по их отбору для подготовки (обучения) по военно-учетным специальностям и определению по воинским должностям;

    9.По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям и военной службе на конкретных воинских должностях (далее именуется — профессиональная пригодность):

    а)рекомендуется в первую очередь — первая категория. Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно отличные оценки, получить классную квалификацию;

    б)рекомендуется — вторая категория. Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств в основном соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно хорошие оценки;

    в)рекомендуется условно — третья категория. Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), с трудом овладевают военно-учетной специальностью в установленные сроки, имеют по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно удовлетворительные оценки. Допускаются к обучению или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов;

    г)не рекомендуется — четвертая категория. Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств не соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей). [...]

    10.При вынесении заключений о профессиональной пригодности граждан учитывается также уровень их нервно-психической устойчивости.

    Оценка нервно-психической устойчивости выносится по четырем уровням:

    1. высокая нервно-психическая устойчивость;
    2. хорошая нервно-психическая устойчивость;
    3. удовлетворительная нервно-психическая устойчивость;
    4. неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость или нервно-психическая неустойчивость.

    12. Граждане и военнослужащие, имеющие четвертую категорию профессиональной пригодности, не могут быть:

    1. направлены для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения и учебные воинские части;
    2. направлены на обучение в военно-учебные заведения;
    3. приняты на военную службу по контракту на соответствующие воинские должности.

    Граждане и военнослужащие, имеющие четвертую категорию профессиональной пригодности по классам основных сходных воинских, должностей, назначаются на воинские должности, для выполнения которых не требуются особые профессионально важные качества (прочие воинские должности), установленные Психологической классификацией воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами (приложение № 1 к настоящему Руководству). [...]

    14. Заключения о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих учитываются:

    военными комиссарами — при направлении граждан для подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях;

    призывными комиссиями — при принятии решений о направлении граждан для сдачи конкурсных вступительных экзаменов в военно-учебные заведения. [...]

    15. Результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, заключения о профессиональной пригодности и другие данные на граждан и военнослужащих заносятся в соответствующие разделы карты профессионального психологического отбора. [...]

    29. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору с гражданами, подлежащими призыву на военную службу, осуществляются поэтапно: в период первоначальной постановки граждан на воинский учет; в период от первоначальной постановки граждан на воинский учет до их явки на заседание призывной комиссии.

    1. Военные комиссары после составления списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, направляют по месту учебы или работы этих граждан анкету и запрос на сведения о личностных качествах.
    2. В период первоначальной постановки граждан на воинский учет нештатная группа профотбора военного комиссариата проводит их военно-профессиональную ориентацию, социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование. [...]

    Результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, заключение о профессиональной пригодности и решение о предназначении заносятся в разделы I — III , V , VI карты профессионального психологического отбора и журнал учета работы нештатной группы профотбора военного комиссариата (по форме, приложение № 4 к настоящему Руководству). Карта профессионального психологического отбора, подписанная военным комиссаром, вместе с другими документами гражданина, призванного на военную службу, направляется на сборный пункт субъекта Российской Федерации.

    Психологическая классификация воинских должностей, занимаемых сержантами, старшинами, солдатами и матросами

    Основные профессионально важные психологические качества

    Примеры воинских должностей

    Командные (организаторские)

    Развитые организаторские и познавательные (интеллектуальные) способности. Умение ориентироваться в сложной обстановке, выделять главное и принимать правильные решения в короткий срок. Инициативность, самообладание, ответственность, требовательность, самостоятельность. Ясная и разборчивая речь

    Командир боевой машины. Командир орудия

    Командир отделения.

    Командир танка

    Командир установки.

    Командир боевого поста

    Начальник команды.

    Начальник мастерской

    Начальник поста

    Начальник пункта

    Начальник радиостанции

    Начальник станции

    Старшина команды

    Операторские (сенсорно-гностические)

    Точность и быстрота зрительного (слухового) восприятия, точный глазомер. Устойчивость и концентрация. Оперативная память. Быстрота мышления, умение выделить в информации главное. Координация движений руками

    Оператор (РЛС, ЗРК, ПТРК, энергосистем, постов управления, АСУ, ЭВТ и др).

    Наводчик орудия (танка, САО и др.)

    Наводчик-оператор (БМП, БМД, противолодочных бомбовых установок и др.)

    Радиометрист. Снайпер и др.

    Связи и наблюдения (сенсорные)

    Острый слух (зрение). Точность слухового (зрительного) восприятия. Устойчивость внимания. Оперативная память. Развито чувство ритма, выносливость и подвижность нервной системы. Правильная дикция, разборчивый почерк. Подвижность кистей и пальцев рук

    Радиотелеграфист, радист, радиотелефонист. Телеграфист. Наблюдатель. Акустик, гидроакустик. Сигнальщик

    Водительские (сенсомоторные)

    Распределение и устойчивость внимания. Быстрая сенсомоторная реакция. Подвижность нервных процессов. Двигательная память. Координация движений руками и ногами

    Водитель. Механик-водитель (танка, БМП, БМД, САУ и др.) Машинист тепловоза. Рулевой. Крановщик и др.

    Специального назначения (моторно-волевые)

    Координация движений, ловкость, физическая сила и выносливость, решительность, смелость, самообладание.

    Специалисты воздушно-десантных, десантно-штурмовых, разведывательных подразделений, морской пехоты и др.

    Технологические (специалисты по обслуживанию и ремонту техники)

    Развитое наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Общеобразовательная и техническая грамотность

    Аккумуляторщик. Дизелист. Моторист. Механик. Мастер (радиомастер, телефонный мастер и др.) Электрик. Электромонтер и др.

    Прочие

    Особых профессионально важных психологических качеств не требуется

    Стрелок. Помощник гранатометчика. Заряжающий и др.

    Подведение итогов урока.

    Вопросы для закрепления знаний.

    1. Какие нормативно-правовые акты регламентируют проведение профессионального психологического отбора?
    2. Кто проводит профессиональный психологический отбор при первоначальной постановке на воинский учет?
    3. Каким образом и где отражаются итоги профессионального психологического отбора?
    4. Как влияют результаты профессионального психологического отбора на определение порядка прохождения военной службы гражданином?

    Домашнее задание.

    1. Ситуационная задача. Используя психологическую классификацию воинских должностей, определите, на какие должности может быть назначен гражданин И., если он не имеет развитых организаторских способностей, но в его профессионально-психологической характеристике указано что его психологические качества следующие: «Точность и быстрота зрительного (слухового) восприятия, точный глазомер. Оперативная память. Быстрота мышления, умение выделить в информации главное. Координация движений руками».

    Страницы учебника 50—53.


    А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

    12526. Определение ускорения свободного падения. Ускорение свободного падения вблизи поверхности Земли 408 KB
    Определение ускорения свободного падения Цель работы: Изучить графический метод обработки результатов измерений. Изучить метод наименьших квадратов. Определить ускорение свободного падения при помощи математического маятника.
    12527. ДИНАМИКА ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ТВЕРДОГО ТЕЛА. 325 KB
    Тема: ДИНАМИКА ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ТВЕРДОГО ТЕЛА. Цель: Изучение законов динамики вращательного движения твердого тела; Определение момента силы трения. Теория Твердыми телами в механике называются такие тела для которых мы можем пренебречь их деформац...
    12528. ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ СИЛ ВНЕШНЕГО ТРЕНИЯ 219 KB
    Тема: ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ СИЛ ВНЕШНЕГО ТРЕНИЯ. Цель: Изучить основные закономерности внешнего трения; Определить коэффициент трения качения методом наклонного маятника. ТЕОРИЯ. Согласно закону инерции Ньютона тело приведенное некоторой силой в движение...
    12529. ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ 240.5 KB
    Тема: ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ Цель: Изучение законов гармонических колебаний; Определение момента инерции физического маятника; Определение ускорения свободного падения. Теория. Гармонический осциллятор. Простейшей механической системо
    12530. Измерения температуры 78.5 KB
    Тема: Измерения температуры. Цель: проградуировать полупроводниковый и металлический термометры сопротивления и термоэлектрические термометры с предельной относительной погрешностью не превышающей 2. Оборудование и принадлежности: установка для проведения...
    12531. Оптимальная линейная фильтрация детерминированных сигналов 407.02 KB
    Лабораторная работа №17 Оптимальная линейная фильтрация детерминированных сигналов 1. Цель работы: 1.1 Экспериментальное исследование процессов протекающих в оптимальном фильтре детерминированных сигналов. 1.2 Закрепление теоретических знаний

    Профессиональный психологический отбор в Вооруженных Силах - это комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе оценки соответствия индивидуальных профессионально важных качеств требованиям военной профессии и воинских должностей.

    Социально-психологическое изучение - предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, моральных и волевых качеств, организаторских способностей и особенностей общения и поведения в коллективе, а также образовательной и профессиональной подготовленности.

    Психологическое и психофизиологическое обследование (тестирование) - позволяет оценить познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление), свойства нервной системы (сила, подвижность, лабильность, уравновешенность), психомоторики, психологические особенности личности (темперамент, характер, способности) и нервно-психическую устойчивость.

    Задачи профессионального психологического отбора:

    Военно-профессиональная ориентация граждан и военнослужащих на овладение военными специальностями, обучение в военно-учебных заведениях и поступление на военную службу по контракту;

    Определение профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военным специальностям, военной службе на воинских должностях, обучению в военно-учебных заведениях, поступлению на военную службу по контракту;

    Психофизиологическое сопровождение боевой подготовки в воинских частях и учебного процесса в военно- учебных заведениях.

    Принципы профессионального психологического отбора:

    Научная обоснованность;

    Комплексность;

    Деятельностный подход;

    Системный подход;

    Динамичность (пролонгированность);

    Практичность мероприятий.

    Методы профессионального психологического отбора:

    Анализ документов (автобиографий, характеристик, аттестаций, карт профотбора, аттестатов о среднем образовании и др.);

    Наблюдение, представляющее собой целенапраленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, отношения к службе и различным явлениям окружающей действительности;

    Беседа (индивидуальное собеседование), позволяющая оценить индивидуальные особенности, которые не могут быть определены с помощью других методов психодиагностики;

    Метод специальных тестов (психологическое и психофизиологическое обследование);

    а) аппаратурные методики;

    б) бланковые методики (анкеты, опросники и т.д.).

    29. Память

    Память - это совокупность процессов, обеспечивающих восприятие, запечатление, хранение, воспроизведение и забывание информации.

    Процессы памяти:

    Запоминание - запечатление воспринятого материала, затем сохранение его в течение какого-то времени;

    Узнавание - опознание ранее известного объекта;

    Воспроизведение - извлечение из памяти ранее известной информации;

    Сохранение - более или менее длительное удержание информации;

    Забывание - невозможность извлечения из памяти ранее известной информации в данный момент времени.

    Классификация памяти:

    По видам памяти;

    По времени хранения информации;

    По степени участия волевых процессов.

    По видам памяти:

    Образная - связана с запоминанием и воспроизведением ранее воспринятого образа объекта (зрительная, слуховая, проприоцептивная, обонятельная);

    Абстрактно-логическая - связана с запоминанием и воспроизведением словесной и абстрактной информации;

    Механическая - связана с запоминанием и воспроизведением информации без ее переработки и изменения;

    Эмоциональная - связана с запоминанием и воспроизведением ранее пережитого эмоционального состояния;

    Двигательная - связана с запоминанием и воспроизведением различных движений.

    По времени хранения информации:

    Мгновенная (сенсорная) - обеспечивает сохранение воспринятого объекта в течение очень непродолжительного времени (от долей секунды до 1-2 секунд) без перекодировки;

    Кратковременная память - позволяет удерживать воспринятую информацию от нескольких секунд до 1 мин (в среднем около 20 с);

    Долговременная память - простирается на очень большой временной диапазон, начиная от нескольких десятков секунд до минут, часов, дней, месяцев, лет;

    Оперативная память - рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного времени.

    По степени участия волевых процессов:

    Память произвольная - связана с участием произвольного внимания, с предварительной установкой на запоминание;

    Память непроизвольная - не связана с произвольным вниманием, не имеет цели на запоминание.

    Физиологические механизмы памяти:

    Мгновенная (сенсорная) - изменения в рецепторных клетках анализаторов;

    Кратковременная память - многократное циркулирование нервного импульса по замкнутой цепочке нейронов (реверберирующее возбуждение);

    Долговременная память - синтез новых белков и образование дополнительных разрастаний на дендритах.

    Этот отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленных на качественное комплектование воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных индивидуально–психологических качеств и способностей граждан, поступающих на военную службу, требованиям военно–профессиональной деятельности. В военных комиссариатах этот отбор проводится группой профотбора, которая по данным социально–психологического изучения и результатам психологического и психофизиологического обследования определяет профессиональную пригодность гражданина к обучению в военно–учебных заведениях или к подготовке по военно–учетным специальностям в государственных и общественных организациях.

    По результатам отбора выносится одно из четырех заключений о профессиональной пригодности гражданина к военной службе на конкретных воинских должностях:

    Граждане, отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности, не могут быть направлены для подготовки по военно–учетным специальностям и в военно–учебные заведения, а также не подлежат приему на военную службу по контракту.

    Вопрос №2 Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу

    1 . Граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.

    2 .Вручение повесток производится под расписку работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций, а также ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов местного самоуправления, как правило, не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки призывников на заседание призывной комиссии или призывной пункт.

    3 .Явка призывников, проживающих за пределами населенных пунктов, в которых создаются призывные комиссии, проводится, как правило, в организованном порядке в сопровождении представителей органов местного самоуправления и (или) организаций.

    4 .Прибытие на заседание призывной комиссии призывников, которым не представилось возможным вручить повестки в установленном порядке, обеспечивается органами внутренних дел на основании письменного обращения военного комиссара.
    Председатель призывной комиссии контролирует явку призывников на заседание призывной комиссии и в отношении отсутствующих лиц принимает меры по установлению причин их неявки.

    5 .В случае уклонения призывника от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссар направляет соответствующие материалы прокурору по месту жительства призывника для решения вопроса о привлечении его в соответствии с законодательством Российской Федерации к ответственности.

    6 .. Призывники обязаны прибыть в военный комиссариат для последующей отправки на сборный пункт в исправной одежде и обуви, а отправляемые в воинские части в холодное время года или в местности с холодным климатом должны иметь теплую одежду и обувь.
    Явка призывников в военный комиссариат для последующей их отправки на сборный пункт назначается, как правило, заблаговременно, с учетом времени прибытия на сборный пункт, ознакомления представителей воинских частей с призывниками и формирования воинских эшелонов (команд). На сборный пункт призывники направляются в организованном порядке в сопровождении представителей органов местного самоуправления и военных комиссариатов.

    7 .Во время нахождения призывников на сборном пункте они обеспечиваются горячей пищей по нормам общевойскового пайка, утвержденного министром обороны Российской Федерации. На сборном пункте при содействии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации организуется продажа товаров первой необходимости, а также проводится воспитательная и культурно-массовая работа с призывниками.
    На сборном пункте разрешается иметь резерв призывников (до 3% от числа отправляемых в воинских эшелонах или командах), который используется при необходимости для пополнения эшелонов (команд) в случае заболевания отдельных призывников или невозможности их отправки по другим причинам. Задерживать на сборном пункте призывников, находящихся в резерве, более 3 суток или возвращать их в военные комиссариаты запрещается.

    8 .При отправке призывников со сборного пункта к месту прохождения военной службы в их документах персонального учета (военном билете и учетно-послужной карточке) записывается дата убытия со сборного пункта, которая заверяется гербовой печатью военного комиссариата субъекта Российской Федерации.

    9 . Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, производится повестками военного комиссариата района
    В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований (приводятся выдержки из УК РФ об ответственности за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы).
    В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании письменного обращения военного комиссара.

    10 . Призыв на военную службу граждан, зачисленных в запас, организует и осуществляет военный комиссар. В этих целях граждане, зачисленные в запас, вызываются повестками военного комиссара на медицинское освидетельствование, которое проводится в соответствии с требованиями Положения о военно-врачебной экспертизе.
    Оповещение граждан, зачисленных в запас, о явке на медицинское освидетельствование и к военному комиссару производится в таком же порядке, как и оповещение призывников.
    После прохождения гражданином, зачисленным в запас, медицинского освидетельствования военный комиссар принимает в отношении его одно из следующих решений:
    а) о призыве на военную службу;
    б) о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
    в) об освобождении от призыва на военную службу;
    г) об освобождении от исполнения воинской обязанности.
    Гражданину, зачисленному в запас и призванному на военную службу, в военном комиссариате вручаются 2 экземпляра предписания об убытии к месту прохождения военной службы, получив которые, он самостоятельно убывает к месту ее прохождения.
    После откомандирования гражданина, зачисленного в запас, к месту прохождения военной службы, его личное дело в 3-дневный срок высылается военным комиссариатом в воинскую часть, куда он направлен.
    По прибытии гражданина, зачисленного в запас, в воинскую часть командир части делает об этом отметку на одном из экземпляров предписания, выданного военным комиссариатом, и возвращает его в этот военный комиссариат.

    11 .. В случае неявки без уважительной причины гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Уважительной причиной неявки по вызову (повестке) военного комиссариата, при условии документального подтверждения, является:
    - заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;
    - тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
    - препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
    - иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом
    .
    По истечении действия уважительной причины граждане являются в военный комиссариат немедленно, без дополнительного вызова.

    12 .. Под уклонением понимается неявка гражданина, отвечающего названным требованиям, в установленные повесткой место и день для отправки к месту службы . Призывник, уклоняющийся от призыва на военную службу, ошибочно полагающий о существовании у него оснований для освобождения от нее, может быть признан субъектом данного преступления, однако добросовестность заблуждения и последующее исполнение решения военного комиссариата свидетельствуют об отсутствии общественной опасности деяния, вследствие чего оно не может быть признано преступным (ч. 2 ст. 14 УК).

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Разработайте и оформите графически схему содержания медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет и при призыве на военную службу

    Здесь Вы можете скачать готовую презентацию на тему Профессионально-психологический отбор гражданна воинский учет. Предмет презентации: ОБЖ. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 27 слайдов.

    Слайды презентации

    Профессионально- психологический отбор граждан при первоначальной постановке на воинский учет Подготовила педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 п.Пангоды» Шамиловская С.В.

    Организация постановки и постановка граждан на воинский учёт регламентируется: Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» Приказом Министра обороны РФ N 240 Министерства здравоохранения РФ N 168 от 23 мая 2001 года «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан РФ к военной службе» Приказом Минобороны РФ от 2 октября 2007 г. N 400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663»

    Профессиональный психологический отбор - комплекс мероприятий, направленных на осуществление качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных индивидуально-психологических качеств и способностей граждан, поступающих на военную службу, требованиям военно-профессиональной деятельности. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся с использованием методов социально – психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

    Социально - психологическое изучение - оценка условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности. Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценивать познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление), внимание, психологические особенности личности (способности, характер, темперамент), свойства нервной системы (силу, подвижность, лабильность, уравновешенность, динамичность), психомоторики и нервно - психическую устойчивость. Социально - психологическое изучение проводится с использованием следующих основных методов: изучение документов, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование).

    Основным методом психологического и психофизиологического обследования является профессионально - психологическое испытание (тестирование) проводится с использованием универсального набора из семи психодиагностических тестов, в том числе с использованием технических средств профотбора.

    Психологическое и психофизиологическое обследование граждан проводится в целях определения у них уровней развития профессионально важных качеств, необходимых для успешной подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях и обучения в военно-учебных заведениях. Согласно ст. 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами.

    Врачи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе

    С учетом индивидуально-психологических качеств человека воинские должности, подразделяются на классы сходных воинских должностей:  командные  операторские  связи и наблюдения  водительские  специального назначения  технологические

    1. Командные воинские должности Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств. Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку. Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логично обоснованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчиненным задачу. Развитые организаторские и (организаторские) , познавательные (интеллектуальные) способности. Умение ориентироваться в сложной обстановке, выделять главное и принимать правильные решения в короткий срок. Инициативность, самообладание, ответственность, требовательность, принципиальность, самостоятельность.

    Он должен знать основы педагогики и основные принципы обучения и воспитания, а также методы формирования у подчиненных необходимых для службы качеств. Ему должны быть известны основы управления воинским коллективом, порядок оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации и контроля исполнения. Кроме того, командир должен воспитывать у себя ряд психологических качеств: способность сознательно и беспрекословно подчиняться требованиям законов, воинских уставов, приказам командиров; умение быстро переключаться с одной работы на другую и направлять свою деятельность на достижение конечного результата; упорство и последовательность в преодолении трудностей при выполнении задач; умение владеть собой в любой обстановке и организовать подчиненных на исполнение поставленной задачи.

    2. Операторские воинские должности В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов:  операторы-технологи  операторы-диспетчеры  операторы- исследователи и др. Операторам также необходим ряд профессионально важных качеств:  развитая оперативная и долговременная память;  способность к длительной концентрации внимания;  умение выделить в информации главное;  точность и быстрота зрительного и слухового восприятия;  хорошая координация движений;  эмоциональная устойчивость;  аккуратность и ответственность,  точный глазомер,  быстрота мышления,  умение выделить в информации главное.

    3. Воинские должности связи и наблюдения Связь - основное средство управления войсками и оружием. Деятельность связистов сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать особенно в условиях информационной войны. Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и Наблюдения необходимы следующие профессионально важные качества:  острый слух и зрение;  точность (сенсорные) слухового (зрительного) восприятия;  устойчивость внимания; развитая оперативная память;  правильная дикция и разборчивый почерк;  хорошее владение русским языком;  подвижность кистей и пальцев рук;  развитое чувство ритма;  выносливость нервной системы.

    4. Водительские воинские должности Все они должны обладать следующими качествами: умение водить самодвижущуюся военную технику днем и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в боевой обстановке; соблюдение установленных правил движения; своевременное проведение технического обслуживания, осмотра, ремонта и регулировки материальной части; уверенно управлять техникой и контролировать ее работу в условиях быстроменяющейся обстановки.

    Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый военный водитель должен быть физически здоровым, закаленным и выносливым. В профессиональном отношении водитель должен иметь прочные знания по устройству, правилам движения, эксплуатации и обслуживания подвижного средства. Кроме того, каждый военный водитель должен обладать высокой  нервно-психической устойчивостью;  развитой зрительной и слуховой памятью;  подвижность нервной системы;  быстрой реакцией и хорошей координацией движений;  умением сохранять работоспособность;  нормальным цветоощущением.

    5. Воинские должности специального назначения Это должности разведчиков, саперов, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто в экстремальных условиях и связана с очень высокими эмоциональными и физическими нагрузками. В оины должны уметь мастерски применять штатное оружие, технику, специальное снаряжение, действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость. Для успешного исполнения своих обязанностей военнослужащие этой категории должны иметь крепкое здоровье, отличную физическую подготовку, высокие морально-боевые качества: мужество, самоотверженность, чувство ответственности, коллективизма, войскового товарищества. Они должны воспитывать в себе сообразительность, самообладание и выдержку, наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объем информации и принимать верные решения.

    6. Технические воинские должности Поддержание в боевой готовности и исправном состоянии вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические воинские должности. Специалисты технических специальностей должны уметь выявлять причины неисправностей техники и устранять их; осуществлять ремонт и настройку механизмов; выявлять и устранять дефекты и неисправности деталей, узлов, блоков в процессе их регулировки и эксплуатации. Они должны знать основы механики, квантовой физики, электроники, оптики, уметь читать чертежи, разбираться в показаниях приборов; знать конструктивные особенности обслуживаемой техники. Для успешного исполнения обязанностей эти специалисты должны обладать рядом профессиональных качеств: развитой оперативной памятью, развитым наглядно - действенным и наглядно - образным мышлением, нормальным цветоощущением, склонностью к работе с техническими устройствами.

    7. Прочие воинские должности К военнослужащим, проходящим службу на этих должностях, не предъявляется каких-либо специфических требований, но все они должны обладать такими профессионально важными качествами, как:  смелость,  решительность,  мужество,  самообладание.

    Воинская деятельность сегодня носит ярко выраженный коллективный характер. Военнослужащий должен ещё обладать способностью работать в коллективе. Умение жить бесконфликтно – это одно из важных требований воинской деятельности, относящееся к любым воинским должностям. Военная служба всегда была для человека испытанием его духовных и физических сил, это первая ступень, где проверяется уровень подготовки человека к взрослой жизни, где каждый получает оценку уровня своей подготовленности к жизни.

    Проведение такого исследования не только позволяет дифференцировать призывников по их психологическим особенностям, но и доказывает необходимость и важность индивидуального подхода к ним, как при выполнении текущих задач, так и при необходимости решения спорных вопросов и разрешения каких-либо нестандартных ситуаций. Учёт этих особенностей и формирование подразделений с их учётом является важным фактором, обеспечивающим психологическую комфортность службы, как рядового, так и командного состава, положительную динамику в сознании призывников и отношении общества к военной службе, т.е. в конечном итоге способствующим более эффективному решению задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации в целом.