Порядок предоставления помещений депутатам. КС РФ разъяснил порядок организации встреч депутатов с избирателями . Оекское муниципальное образование
АДМИНИСТРАЦИЯ проект
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Об утверждении порядка предоставления помещений для проведения встреч депутатов с избирателями и определения специально
отведенных мест, перечня помещений для проведения встреч депутатов с избирателями
В соответствии с положениями статьи 40 Федерального закона от 01.01.2001г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях», администрация сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Порядок предоставления помещений для проведения встреч депутатов с избирателями (Приложение).
2. Определить специально отведенные места, перечень помещений для проведения встреч депутатов с избирателями (Приложение).
3. Опубликовать настоящее постановление в периодическом печатном издании органов местного самоуправления сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области «Вестник сельского поселения Чапаевский» и разместить на официальном сайте администрации муниципального района Красноармейский Самарской области в телекоммуникационной сети «Интернет».
Глава сельского поселения
Чапаевский
м. р. Красноармейский
Самарской области
Приложение
Утвержден постановлением администрации
сельского поселения Чапаевский
муниципального района Красноармейский
Порядок
предоставления помещений для проведения встреч депутатов с избирателями
1. Порядок предоставления помещений для проведения встреч депутатов с избирателями (далее – Порядок), определяет условия предоставления специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий в форме встреч депутатов различных уровней с избирателями в соответствии с ч. 5.3. статьи 40 Федерального закона от 01.01.2001г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Администрация сельского поселения Чапаевский муниципального района Красноармейский Самарской области (далее – администрация сельского поселения) предоставляет нежилое помещение, находящееся в муниципальной собственности , для проведения депутатом встреч с избирателями.
Администрация сельского поселения обязана обеспечить равные условия для всех депутатов при предоставлении помещений для встреч с избирателями.
3. Нежилое помещение предоставляется в безвозмездное пользование на основании распоряжения администрации муниципального образования на основании письменного обращения (заявления) депутата по форме согласно приложению к настоящему Порядку. Письменное обращение (заявление) депутата должно быть направлено в администрацию муниципального образования не позднее, чем за две недели до даты проведения встречи.
Нежилое помещение должно быть оборудовано средствами связи, необходимой мебелью и оргтехникой.
4. Заявление о выделении помещения рассматривается администрацией сельского поселения в течение трех дней со дня подачи заявления с предоставлением заявителю соответствующего ответа.
Если испрашиваемое помещение, указанное в пункте 2 настоящего Порядка, уже было предоставлено одному депутату, либо задействовано при проведении культурно-массового или иного мероприятия, администрация сельского поселения не вправе отказать депутату в предоставлении помещения на таких же условиях в иное время.
5.Обеспечение безопасности при проведении встреч осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации .
6. Встречи депутата с избирателями в форме публичного мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.
7. Расходы за пользование депутатом нежилым помещением осуществляются из средств местного бюджета .
Примерная форма
__________________________________
(наименование администрации) собственника, владельца помещения
от ________________________________
(Ф. И.О. депутата)
Заявление о предоставлении помещения
для проведения встреч депутата с избирателями
В соответствии п. 5.3. статьи 40 Федерального закона от 01.01.2001г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прошу предоставить помещение по адресу: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(место проведения встречи)
для проведения публичного мероприятия в форме собрания, встречи с избирателями которое планируется «___» ___________ 20__ года в ____________________,
(время начала проведения встречи)
продолжительностью _______________________________________________.
(продолжительность встречи)
Примерное число участников: _______________________________________.
Ответственный за проведение мероприятия (встречи) ____________________________,
(Ф. И.О., статус)
контактный телефон __________________________________________.
Дата подачи заявки: _________________________
Депутат _____________ __________________
(подпись) (расшифровка подписи)
«____»_________20__ год
Приложение
к постановлению администрации
сельского поселения Чапаевский
муниципального района Красноармейский
Самарской области от 01.01.2001 № _____
Перечень помещений для проведения встреч депутатов с избирателями
Перечень специально отведенных мест,
предоставляемых администрацией сельского поселения Чапаевский
для проведения встреч депутатов с избирателями
1. Площадка перед зданием СДК по адресу: п. Чапаевский, ул. Набережная д. 27
2. Площадка возле дома № 68 по ул. оздвиженка
3. Площадка возле дома № по ул. Центральная п. Новоалександровка
Демократия по-российски продолжает совершенствоваться. 18 июня 2017 года вступил в силу закон, приравнявший встречи депутатов с избирателями к митингам. Как теперь нельзя встречаться с населением? Чтобы ответить на этот вопрос, мы внимательно изучили четыре закона, в которые были внесены поправки, и теперь рассказываем вам в нашей традиционной рубрике "Вопрос-ответ".
Что нового в законе?
Если быть точными, то в законах. Изменения внесены в законы о митингах, о статусе депутатов Госдумы, о региональных депутатах и в закон об органах местного самоуправления.
По новым поправкам депутату любого уровня в некоторых случаях придется уведомлять исполнительную власть о намерении провести встречу с избирателями. Закон еще на этапе обсуждения вызвал много вопросов. Что считать публичным мероприятием в целях информирования избирателей о своей деятельности? На каких условиях будут предоставляться помещения? Ответы на многие вопросы даст только правоприменительная практика.
Где депутат может встретиться с населением?
Есть два варианта встреч для депутатов Госдумы, регионального и муниципального уровней с избирателями:
- В специально отведенных местах и во дворах домов. Официально это звучит так: "помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях при условии, что их проведение не повлечет нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи".
В законе о региональных и муниципальных депутатах к этой формулировке добавляются еще слова о том, что встреча с избирателями не должна создавать "помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры".
- В форме митинга, шествия, демонстрации или собрания по правилам проведения этих мероприятий.
Кстати, в закон о митингах добавили формулировку о целях публичного мероприятия: информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата (регионального и местного уровня) с избирателями. Иными словами, встреча депутата с избирателями теперь стала публичным мероприятием.
Надо ли такую встречу согласовывать?
Если депутат проводит встречу с избирателями в форме собрания или одиночного пикета (проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции), то согласовывать не надо.
Не надо согласовывать встречу в "помещениях, специально отведенных местах, а также на внутридворовых территориях при условии... (далее по тексту из предыдущего пункта)".
Но если это "публичное мероприятие в целях информирования избирателей о своей деятельности", то региональным и местным депутатам надо уведомить власти о его проведении за 5-10 дней .
Для депутатов Госдумы проведение публичного мероприятия приравнено к проведению митинга, демонстрации, шествия. Особых условий по срокам в законе о статусе депутата ГД не прописано, а значит, действуют правила уведомления по закону о митингах. Уведомлять надо за 10–15 дней . Момент важный, и в некоторых СМИ он подается неточно.
Вот еще любопытный момент: депутаты Госдумы, избранные по одномандатному округу, могут встречаться без уведомления властей с избирателями только на своем округе.
А что за специально отведенные места, где можно проводить встречи без согласования?
Специально отведенные места - это места для встреч, которые определяют органы власти.
Чтобы закон заработал по всем правилам, сначала изменения федерального закона должны быть прописаны в краевом. В Алтайском крае, по информации корреспондента , этот вопрос будет обсуждаться не раньше чем на августовской сессии АКЗС.
Впрочем, принятие порядка определения мест и условий (не исключается и вариант определения платы за пользование помещением) возможно и раньше актуализации краевого закона. Пока непонятно, по какому пути пойдут именно в Алтайском крае.
Зачем всё это сделали?
Управляемая демократия требует жестких правил игры. Особенно в отношении оппозиции. Вряд ли депутаты от партии власти особенно пострадают от этих нововведений, а вот оппозиционным будет сложнее.
Официальная же версия такова: "Для соблюдения общественного порядка, обеспечения безопасности участников публичных мероприятий и иных граждан, бесперебойного функционирования общественного транспорта, иных организаций, обеспечивающих нормальную жизнь любого населенного пункта в РФ".
С одной стороны, раньше депутаты могли использовать свое право проведения мероприятий без согласования и проводить несанкционированные митинги. Но, с другой, бывали ситуации, когда местные власти препятствовали неугодным депутатам проводить встречи с населением, даже если те соблюдали все формальности.
Могут ли депутату отказать во встрече?
Могут, как могут это сделать в отношении митингов и пикетов.
За воспрепятствование проведению встречи депутатов с гражданами будет введена административная ответственность. Но тут много подводных камней, и факт воспрепятствования еще надо доказать.
Изучить поправки к Федеральному закону «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», вступившие в силу летом нынешнего года, судей попросила группа депутатов Государственной Думы . Они посчитали, что требование проводить встречи с избирателями в соответствии с законодательством РФ о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях создают ограничения «для депутатов всех уровней своих обязанностей по проведению встреч с избирателями». Кроме того, необходимость ставить органы исполнительной власти в известность о будущих встречах нарушает конституционный принцип самостоятельности власти - законодательная власть должна подчиняться решению, то есть разрешению исполнительной. Тем самым оказываются нарушены сразу более десятка положений Конституции РФ, в том числе статья 31 о гарантиях права граждан собираться миро и без оружия.
Однако, по мнению представителей органов власти, принявших и подписавших оспариваемый нормативный акт, в оспоренных требованиях нет нарушений Основного закона страны. Уведомительный порядок проведения встречи депутатов с избирателями всего лишь позволяет обеспечить безопасность - как участников мероприятия, так и незадействованных граждан, ведь отказать в проведении встречи чиновники не могут. А депутаты не могут пренебрегать требованиями, установленными для гармонизации публичных и частных интересов. Что касается стихийных встреч депутатов с избирателями, то они вообще не подпадают под действие данного закона, указал в ходе публичных слуше6ния представитель правительства РФ Михаил Барщевский .
Конституционный суд фактически согласился с этими доводами. Положения 107-ФЗ от 7 июня 2017 года признаны не противоречащими Конституции РФ, однако нуждаются в разъяснениях, посчитали судьи. При этом, как пояснил судья Николай Бондарь , толкования даны в порядке абстрактного нормоконтроля, так как исчерпывающему толкованию пока мешает отсутствие правоприменительной практики.
Наиболее простой вопрос - о разграничении власти. КС указал, что встречи депутатов с избирателями проводятся в уведомительном порядке. Регулировать можно лишь время и место такой встречи, и то при наличии серьезных аргументов. «Только альтернативные варианты, но никаких запретов», - пояснил Бондарь. При этом место для проведения встреч предоставляется депутатам всех уровней без внимания платы в порядке очереди, то есть без учета уровня депутата и принадлежности к той или иной партии. Это указание должно обеспечить «соблюдение конституционно обоснованных прав оппозиции».
Также КС указал, что Конституция РФ прямо не регулирует порядок проведения встреч депутатов с избирателями, что дает федеральному законодателю широкие полномочия по установлению такого порядка. В рамках этих полномочий определено несколько видов публичных мероприятий, которые различаются условиями проведения. Например, собрание, которое есть «присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов», предварительного уведомления не требует.
Законодательство о публичных мероприятиях распространяется не на все встречи депутатов с избирателями, а только на те, которые проводятся в форме митингов, - пояснил Николай Бондарь. - Если депутат считает целесообразным провести встречу в такой форме, то на него как на организатора митинга распространяются общие требования.
Наиболее сложный момент в таких случаях - разграничить формы. Закон определяет митинг как «массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера». И если собрание перерастет в митинг, то теоретически депутат обязан ее приостановить, подать уведомление и возобновить после исполнения всех требований закона. А как это будет в действительности, покажет будущее. По мнению Николая Бондаря, переквалификация депутатских встреч возможна даже в судебном порядке.
На основании этой практики в перспективе законодательство о проведении встреч депутатов с избирателями может меняться и впредь. В решении КС РФ прямо указано, что «законодатель вправе дальше совершенствовать порядок проведения встреч депутатов с избирателями, в том числе с точки зрения пределов распространения на такие встречи законодательства о публичных мероприятиях».
СОВЕТ
НОВОМАРИИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Первомайского района Томской области
РЕШЕНИЕ
с. Новомариинка
дата № _
Об определении перечня специально отведенных мест и помещений, предоставляемых для проведения встреч депутатов с избирателями и утверждении Порядка их предоставления
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях исполнения Федерального закона от 07.06.2017 № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части усовершенствования законодательства о публичных мероприятиях, ст. 43 Закона Томской области от 14.02.2005 № 29-ОЗ «О муниципальных выборах в Томской области», руководствуясь Уставом муниципального образования Новомариинское сельское поселение,
Совет Новомариинского сельского поселения решил:
1. Определить перечень специально отведенных мест для проведения встреч депутатов с избирателями согласно приложения № 1.
2. Определить перечень помещений предоставляемых для проведения встреч депутатов с избирателями согласно приложения № 2.
3. Утвердить Порядок предоставления помещений для проведения встреч депутатов с избирателями в целях проведения агитационных публичных мероприятий согласно приложения № 3.
4. Опубликовать настоящее решение в газете «Заветы Ильича» и разместить на официальном сайте Новомариинского сельского поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу www.сайт.
5. Настоящее решение вступает в силу по истечении пяти дней со дня его официального опубликования.
6. Контроль за исполнением настоящего решения оставляю за собой.
Глава поселения С.Л. Чигажов
Приложение № 1
от ______2017 № ___
Перечень
мест для проведения встреч депутатов с избирателями
1) Площадка у памятника войнам ВОВ в с. Новомариинка;
2) Площадка у здания Дома культуры в д. Туендат;
3) Площадка у здания Дома культуры в п. Орехово.
Приложение № 2
к решению Совета Новомариинского сельского поселения
от ______2017 № ___
Перечень
помещений для проведения встреч депутатов с избирателями
1) Помещение Администрации муниципального образования Новомариинское сельское поселение по адресу Томская область, Первомайский район, с. Новомариинка, ул. Центральная, д. 42.
Приложение № 3
к решению Совета Новомариинского сельского поселения
от ______2017 № ___
Порядок предоставления помещений для проведения встреч депутатов с избирателями в целях проведения публичных мероприятий
1. Порядок предоставления помещений для проведения встреч депутатов с избирателями (далее - Порядок), определяет условия предоставления специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий в форме встреч депутатов различных уровней с избирателями в соответствии с ч. 5.3. статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Администрация Новомариинского сельского поселения (далее - администрация) предоставляет нежилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, для проведения депутатом встреч с избирателями.
3. Нежилое помещение предоставляется в безвозмездное пользование на основании распоряжения администрации после поступления письменного обращения (заявления) депутата (далее - заявление) по форме согласно приложению к настоящему Порядку. Письменное обращение (заявление) депутата должно быть направлено в администрацию не позднее чем за 10 дней до даты проведения встречи.
Нежилое помещение должно быть оборудовано средствами связи, необходимой мебелью и оргтехникой.
4. Заявление в день его поступления в администрацию регистрируется управляющим делами в Журнале входящей корреспонденции, направляется на рассмотрение Главе администрации.
В течение трех дней со дня подачи заявления по нему принимается решение, которое оформляется в виде распоряжения Главы администрации.
4. Расходы за пользование депутатом нежилым помещением осуществляются из средств местного бюджета.
Приложение 1
к Порядку предоставления помещений для проведения встреч депутатов с избирателями в целях проведения публичных мероприятий
Примерная форма
_____________________________
_____________________________
(наименование администрации) собственника, владельца помещения
от _____________________________
(Ф.И.О. депутата)
Заявление о предоставлении помещения
для проведения встреч депутата с избирателями
В соответствии п. 5.3. статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прошу предоставить помещение по адресу: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(место проведения встречи)
для проведения публичного мероприятия в форме собрания, встречи с избирателями которое планируется «___» ___________ 20__ года в ____________________,
(время начала проведения встречи)
продолжительностью _______________________________________________.
(продолжительность встречи)
Примерное число участников: _______________________________________.
Ответственный за проведение мероприятия (встречи) ____________________________,
(Ф.И.О., статус)
контактный телефон __________________________________________.
Дата подачи заявки: _________________________