Военное положение - что это такое? Что означает введение военного положения в стране? Военное положение в Украине: что это значит, чем это может грозить украинцам

Недавние события в Крыму и на Востоке Украины, порождают разговоры о введении в стране военного положения. Особый статус предполагает, что для территории державы или ее отдельной части, существует угроза вооруженного вторжения со стороны другого государства. Военное положение в Украине: что это значит, кто принимает решение о начале и окончании действия особого правового режима, и как при этом изменится жизнь простых граждан?

Что такое военное положение в Украине?

При вооруженной агрессии или ее угрозы, в стране может быть введен режим особого правового статуса - военное положение:

  • Мобилизация . Посредством мужского населения в запасе, численности армии в течение 2-х дней увеличивается до 1 млн. военнослужащих.
  • Трудовая повинность . Население привлекается к общественно полезным работам, направленным на обеспечение обороноспособности страны.
  • Комендантский час . Запрещается перемещаться по улицам городов в ночное время.
  • Цензура в СМИ . Телевидение, газетные издания и интернет проверяют на наличие антигосударственных призывов.
  • Выборы. Ограничение деятельности политических партий. На неопределенный срок отменяются выборы в Верховную Раду.
  • Изъятие имущества . Помещения, автомобильный транспорт, продовольствие и т.д. изымаются с последующей компенсацией.

К списку можно добавить запрет на продажу алкоголя и оружия, необоснованный осмотр личных вещей граждан и предоставление квартир для временного проживания военных из состава Национальной гвардии Украины.


Кто заинтересован в ведении ВП?

Если в начале 2014 года введение военного положения на территории Украины считалось бы обоснованным решением, некоторые политики начали вести риторику такого плана именно сейчас:

  • Разведка . Президент, СБУ или СНБО имеют реальную информацию о готовящейся военной агрессии извне.
  • Манёвр . Таким образом, Порошенко хочет отвлечь внимание населения от накопившихся проблем в внутри страны.
  • Мобилизация . Разговоры о введении военного положения, отличная почва для проведения очередной волны мобилизации.
  • Власть . Посредством военных, которые получают неограниченные полномочия, президент сможет «затянуть гайки» на местах, и сравнять счеты со своими политическими оппонентами.
  • Выборы . Две самые крупные фракции Верховной Рады: «БПП» и «Народный Фронт» - политические банкроты. При военном положении отменяются все выборы, что позволит действующей власти удержаться на плаву.
  • Протесты . Запрет на протесты и демонстрации, делают невозможным организовать Майдан-3.


Почему военное положение не выгодно для власти?

Рассмотрим моменты, которые мешают окружению Президента Украины запустить процесс введения военного положения именно сейчас:

  • Экономика . Страна не сможет получать экономическую помощь: МВФ и ряд зарубежных стран перестанут кредитовать экономику Украины.
  • Хаос . Денонсация договоров со страной агрессором, могут вызвать недовольство со стороны населения некоторых областей страны. Помимо внешней угрозы, президент получит проблемы внутреннего характера.
  • Военная помощь . Если сейчас Украина получает помощь в виде оружия и оборудования не смертельного действия, в случае ввода военного действия - сотрудничество в этом поле будет прекращена.


Как и кем вводится ВП в Украине

Рассмотрим три этапа, предшествующие введению военного положения:

  1. СНБО . Совет национальной безопасности, вносит предложение на рассмотрение президента о возможности вести военное положение на всей территории Украины или в отельных ее частях (областях).
  2. Президент . Президент, при участии Министра обороны и главы СБУ, проводит экстренное заседание. Принятое решение в виде указа передается в Верховную Раду Украины.
  3. Верховная Рада . В помещении парламента депутаты должны поддержать президента своим голосованием.

Если указ набирает конституционное большинство, а это 300 голосов из 450 возможных, постановление распространяется в СМИ - в стране наступает военное положение .


Нюансы военного положения

Знаете ли вы, что:

  • Трудовая повинность во время ВП, в первую очередь затрагивает безработных и студентов.
  • Предложить отменить военное положение могут только две структуры: Верховная Рада и СНБО.
  • Введение ВП, это не объявление войны агрессору, а временное аннулирование дипломатических соглашений.
  • Прекращение кредитование со стороны ЕБРР - всего лишь миф. Ни в одном документе этого финансового института нет упоминания «войны», «военного положения» и т.п.
  • В ведении ВП не заинтересован бизнес страны, который сейчас «оккупировал» Верховную Раду Украины. Начнется передел собственности, а это говорит об одном - шансы набрать 300 голосов при голосовании, стремятся к нулю.

Теперь вы знаете, в какой ситуации могут ввести военное положение в Украине. Что это значит для страны и ее граждан, можно объяснить следующими тезисами: всеобщая мобилизация, отменяются выборы, экономика работает на благо армии, вводится комендантский час, а все СМИ подвержены жесткой цензуре. Особый правовой режим действует до окончательной нормализации ситуации во всех регионах государства, и отменяется указом главнокомандующего - президента страны.


Видео: будет ли Порошенко вводить ВП?

В данном ролике Euronews расскажет, собирается ли Петр Порошенко вводить венное положение на Украине и при каких обстоятельствах он будет вынужден это сделать:

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН приведения ______________________________ в готовность (наименование формирования)

Руководитель формирования _________ _________________________ (подпись) (фамилия и инициалы)

Проводимые мероприятия

Проводимые мероприятия

Проводимые мероприятия

Время на вы-полне-ние меро-прия-тия

Время на вы-полне-ние меро-прия-тия

Время выполнения мероприятий «Ч»+____

Время выполнения мероприятий «Ч»+____

Время выполнения мероприятий «Ч»+____

Время выполнения мероприятий «Ч»+____

Время выполнения мероприятий «Ч»+____

Время выполнения мероприятий «Ч»+____

Время выполнения мероприятий «Ч»+____

Время выполнения мероприятий «Ч»+____

Время выполнения мероприятий «Ч»+____

Время выполнения мероприятий «Ч»+____

Время выполнения мероприятий «Ч»+____

Время выполнения мероприятий «Ч»+____

Ответственный испол-нитель

Ответственный испол-нитель

Ответственный испол-нитель

1. Оповещение личного состава: -в рабочее время -в нерабоч.время 2. Сбор л/состава в установл. месте: -в рабочее время -в нерабоч.время 3. Получение (уточнение) задачи руководителем ФГО у НГО 4. Оценка обстановки, принятие решения 5. Уточнение штатно-должностного списка л/сост. 6. Получение имущества формир. 7. Выдача л/с СИЗ 8. Проверка исправности и под-готовка техники, механизмов, приборов и инструментов к работе 9. Построение формирования, проверка экипировки и готовности к действиям 10. Проверка задач (отдача приказа, распоряжения) и инструктаж по мерам безопасн. 11. Доклад руководителю ГО о готовости формир. к выполнению задач

Законодательной основой военного положения являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон « О военном положении» от 30 января 2002 г. Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 года, принятые на его основе федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в данной области.

Под военным положением (ВП) понимается особый правовой режим, предусматривающий ограничения прав граждан, должностных лиц и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в целях обеспечения обороны страны и ликвидации агрессии против государства (применение вооруженной силы иностранным государством или группой государств против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности РФ или каким- либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН). Этот режим призван создать правовые, организационные, экономические условия, способствующие отражению агрессии или ее предотвращению.

Помимо объявления ВП в распоряжении государства имеются также такие средства, как объявление состояние войны, мобилизация, гражданская и территориальная оборона. Они взаимосвязаны: одновременно с объявлением состояния войны проводится мобилизация и вводится ВП, но могут применяться и раздельно.

Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента РФ о ведении ВП, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.

В указе Президента о введении ВП должны быть определены:

1. Обстоятельства, послужившие основанием для введения ВП;

2. Дата и время, к которых начинает действовать ВП;

3. Границы территории, на которой вводится ВП.

Указ Президента РФ о ведении ВП подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

Согласно ст. 87 Конституции РФ военное положение вводится Президентом в случае агрессии против России или угрозы такой агрессии, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе. Вопрос об утверждении указа должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента его получения. В случае, если Совет Федерации данный указ не утвердил, то такое решение оформляется постановлением Совета Федерации.

В период действия ВП ограничиваются права и свободы граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно- правовых форм и форм собственности в той мере, которой необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На территории, на которой введено ВП применяются меры по организации производства продукции (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований, создаваемых на военное время, и для нужд населения.

Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы при обеспечении режима ВП выполняют следующие задачи:

1. поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено ВП, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

2. участие в спасении и эвакуации населения, проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

3. охрана военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики;

4. пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, террористической и диверсионной деятельности;

5. охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

6. участие в проведении иных мероприятий по обеспечению режима ВП.

Президент РФ осуществляет руководство организацией обеспечения режима РФ; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в целях обеспечения режима ВП;

контролирует применение мер по обеспечению ВП; устанавливает запреты или ограничения на проведение собраний, митингов и иных массовых мероприятий.

Рассмотрим полномочия палат Федерального Собрания РФ в области обеспечения режима военного положения.

Совет Федерации:

* рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам обеспечения режима ВП; прекращения или приостановления действия международных договоров РФ с иностранным государством (группой стран), совершившим (совершивших) акт агрессии против РФ, и государствами, союзными с ним (ними).

Государственная Дума:

* принимает Федеральные законы по вопросам обеспечения режима ВП;

прекращения или приостановления действия международных договоров РФ с иностранным государством (группой стран), совершившим (совершивших) акт агрессии против РФ, и государствами, союзными с ним (ними).

Для обеспечения режима ВП федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции осуществляются следующие полномочия:

1. организация производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, и для нужд населения;

2. Организация снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами и медицинского обслуживания населения;

3. Оповещение через средства массовой информации населения территории, на которой введено ВП;

4. Организация эвакуации объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временного отселения жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений.

Военное положение на территории РФ или отдельных ее местностях отменяется после устранения оснований, послуживших основанием для введения ЧП и все, изданные в этот период нормативно- правовые акты утрачивают свою силу.

Нормальную жизнедеятельность общества и государства поддерживают исторически сложившиеся правовая, экономическая и политическая системы. Отлаженный механизм управления обеспечивает стабильность и правопорядок в стране. В случае чрезвычайных и экстраординарных обстоятельств, нарушающих нормальную жизнь граждан, функционирование государства и общества, обычные формы обеспечения безопасности государства и общественного порядка становятся малоэффективными.

Введение военного положения

В случаях нарушения территориальной целостности страны, угрозы нападений и возрастающей внешней агрессии, а также при внутренних конфликтах стабилизировать общественно-политическую обстановку и взять ее под контроль способны качественно иные меры, одной из которых является введение на всей территории страны или в ее отдельных частях военного положения. Это специфический правовой режим работы государственных органов власти и самоуправления на местах, для которого характерны:

  • увеличение полномочий органов военного управления
  • возложение на граждан дополнительных обязанностей
  • ограничение прав и свобод человека и гражданина.

Каждое государство законодательно определяет комплекс мер чрезвычайного характера, направленных на охрану порядка и государственной безопасности страны. Для военного положения характерно введение в действие данной совокупности мероприятий и установление в стране усиленной ответственности за неисполнение распоряжений и приказов военных властей и неподчинение законам военного времени.

Законодательное обеспечение режима военного положения

При введении военного положения в стране или ее части ограничивается действие Конституции, в частности основные свободы и права граждан: свобода слова, собраний, перемещения, право на рассмотрение дел в суде, неприкосновенность имущества и другие. Например, введение комендантского часа ограничивает свободу передвижения граждан в определенное время суток. Право на неприкосновенность жилища также может не соблюдаться.

Ограничение прав и свобод граждан допускается в пределах необходимости для восстановления управления, прекращения нарушений законов и обеспечения безопасности и нормальной жизнедеятельности государства и граждан. Возможна передача судебной и исполнительной власти военному командованию и военным судам. Военные власти устанавливают на данной территории временно действующие законы.

Вооруженные силы страны в период военного положения



С переводом на военное положение начинается стратегическое развертывание Вооруженных сил страны и реорганизация их в соответствии с военными требованиями. В ходе этого процесса Вооруженные силы приводят в высшие степени боевой готовности, отмобилизовывают и приводят части, соединения и объединения в полную боевую готовность.

Стратегическое развертывание может проходить одноразово или поэтапно и распространяться на все Вооруженные силы страны или только на их часть. Решение об осуществлении этих мероприятий принимает высшее руководство страны. Его выполнение возлагается на министерство обороны.

Как отменяют военное положение

Отмена военного положения проводится после ликвидации обстоятельств, ставших основанием для его введения. Нормативно-правовые акты, обеспечивающие режим военного положения, теряют силу с момента отмены военного положения. В некоторых случаях их отменяют издавшие органы. Структуры военного управления прекращают осуществлять полномочия для обеспечения военного положения.

особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод и вводимый на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения должен определяться федеральным конституционным законом (ст. 87 Конституции РФ). Однако пока подобный конституционный федеральный закон не принят, а некоторые вопросы военного положения регулируются Федеральным законом "Об обороне" от 31 мая 1996 г. Помимо Вооруженных Сил РФ к обороне привлекаются пограничные войска Федеральной пограничной службы РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, железнодорожные войска Федеральной службы железнодорожных войск РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, подразделения Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Федеральной службы правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны, а также создаваемые на военное время специальные формирования. В период военного положения Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы могут вести боевые действия по отражению агрессии независимо от объявления состояния войны. Органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами при введении военного положения является Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации. Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров РФ. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения. В условиях военного положения организуются гражданская и территориальная оборона. Гражданская оборона организуется в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Территориальная оборона организуется в целях защиты населения, объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также введения и поддержания режимов чрезвычайного положения и военного положения. Для обеспечения обороны в соответствии с воинской обязанностью граждан Российской Федерации объявляется общая или частичная мобилизация, осуществляются мероприятия по переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов на организацию, предусмотренную для военного времени, а также по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и предприятий и учреждений на работу в условиях военного времени. Специфика режима военного положения заключается в необходимости усиления роли и расширения полномочий военных органов в управлении на территории, где введено такое положение. На таких территориях полномочия как законодательных, так и, в основном, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления в области обороны, государственной безопасности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности должны сосредоточиваться в органах военного управления. При этом органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оказывать содействие органам военного управления, военному командованию в решении возложенных на них задач. В условиях военного положения может изменяться организация управления различными объектами, даже не имеющими военного назначения.

Отличное определение

Неполное определение ↓