«Домашние животные». Конспект открытого НОД по образовательной области «Коммуникация» и «Познание» в средней группе. Конспект занятия в средней группе детского сада на тему: Домашние животные и их детеныши

Цели: обогащать знания детей о домашних животных, воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным, интерес к живому.

Интеграция областей:

Познание: способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания;

Коммуникация: активизировать словарный запас детей по данной теме.

Здоровье: формировать предпосылки здорового образа жизни.

Физическая культура: проводить оздоровительную работу, направленную на развитие мелкой моторики детей.

Безопасность: учить детей правилам ухода за домашними животными.

Предварительная работа: Беседа о домашних животных и их детенышей, словарная работа: гусыня, вымя, боров Материал и оборудование: плоскостные животные (корова, коза, петух, гусь, свинья, проектор, презентация «Домашние животные», плакат «Домашние животные», книги по данной теме.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в гости к бабушке в деревню, а живет она очень далеко, поедем мы на лошадке.

Танец «ЛОШАДКА»

Воспитатель: Вот и домик расписной Посмотрите, вот какой! Возле дома двор большой В доме бабушка живет Деток в гости к себе ждет. (выходит бабушка)

Бабушка: Здравсвуйте, ребятки. Приехали вы ко мне в гости издалека, посмотреть, как я живу, какое у меня большое хозяйство, которое помогает мне и, мои помощники. А хотите узнать о них, тогда послушайте мою первую загадку.

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами

Ночью распевает

Время считает. (Петушок)

Чтение стихотворения «Петушок»

Носит важно петушок

Яркий красный гребешок

Раньше всех встает с утра

Всем кричит: - Вставать пора!

Кукарекает, поет, Спать селу мешает

На работу всех зовет Утро пробуждает.

Бабушка: Ребята, посмотрите, а что есть у петушка?

Семен: Крылья, хвост.

Максим: Две лапы, клюв, он кукарекает.

Бабушка: А где живет петушок?

Алена: В курятнике.

Бабушка: А кто еще живет с петушком?

Настя: Курица, цыплята.

Сережа: Это его семья.

Бабушка: А что они клюют?

Василиса: Зернышки.

Бабушка: А какую пользу приноси курица?

Юля: Она несет яички.

Бабушка: Посмотрите, где находятся яички?

Вероника: В гнездышках. (бабушка показывает гнездо с яичками)

Бабушка: Ребята, петушок это домашняя птица, а у меня еще есть еще и другие птицы. Вот послушайте мою загадку.

Красные лапки,

Длинная шея,

Щиплет за пятки

Беги без оглядки. (Гусь)

Подвижная игра «Белые гуси» и индивидуальное пение.

Артикуляционная гимнастика

Гуси шеи выгибали

Клювом перья расправляли

Зашумел в пруду камыш

Ш - ш - ш

И опять настала тишь.

Бабушка: Ребята, посмотрите, а что есть у гуся?

Василиса: Длинная шея, крылья, клюв.

Семен: Лапы, он шипит.

Бабушка: А с кем живет гусь?

Ярослав: С гусыней и гусятами.

Бабушка: А что любят, есть гуси?

Семен: Они щиплют травку, клюют зернышки.

Бабушка: А какую пользу приносит гусыня?

Алена: Она высиживает яйца.

Бабушка: Правильно, ребята, а еще мы от гусей получаем перо, пух из которого изготавливают подушки, на которых вы спите. (показать подушку, пух)

Бабушка: Гуси ходят по дорожке. Чтоб помыть в канаве ножки И на мостике у речки Встретят белую (овечку) .

Пальчиковая гимнастика.

На лугу стоят овечки Указательные пальчики приложить

Шерсть закручена в колечки. к голове в области виска (сделать рожки)

А играет для овечек, и покачать головой. Соединить с большим

На свирели человечек. пальцем (сделать колечко) .

Игра на дудочке.

Бабушка: А что у овечки на голове?

Юля: Круглые рога.

Бабушка: Посмотрите, а что на ногах что?

Лиза: На ногах копыта.

Бабушка: А с кем живет овечка?

Ярослав: С бараном и ягненком?

Бабушка: А чем они питаются?

В ероника: Едят сено, травку.

Бабушка: А шерсть у них есть?

Максим: Да, она кучерявая.

Бабушка: Правильно ребята у овечек, как и у других животных, есть шерсть, она длинная, мягкая и теплая. Когда шерсть вырастает длинной, то ее стригу специальными ножницами, потом пряду пряжу, а из пряжи вяжу теплые вещи. (показываю носки, варежки, платок) . Бабушка: Молодцы, ребята, а отгадайте следующую загадку.

Молоко даёт и пух.

Не корова, не петух,

И не утка, и не гусь.

Отгадать я не берусь!

А ещё есть и рога!

Ох, бодлива, ох, строга!

Налетает, как гроза,

Быстроногая! (коза)

Бабушка: А что у козы на голове?

Владик: Длинные рога.

Бабушка: Посмотрите, а что на ногах у козы?

Глеб: На ногах копыта.

Б абушка: А с кем живет коза?

Настя: С козленком и козлом.

Бабушка: А что у козы еще есть?

Алена: Вымя.

Бабушка: А зачем ей вымя?

Василиса: Она дает молоко.

Бабушка: Молодцы, а какое вкусное козье молоко и очень полезное для здоровья, а особенно детям. (показываю ведро с молоком)

Бабушка: А у меня, есть еще помощница, попробуйте отгадать кто это.

Стоит копна посреди двора

Спереди вилы

Сзади метла. (корова)

Бабушка: Это моя корова, а зовут ее Буренка. Уж как я коровушку люблю! Уж как я ей крапивушки нажну! Кушай вволюшку, коровушка моя! Ешь ты досыта, Буренушка моя! Бабушка: Посмотрите, а что у коровы на голове?

Сережа: Большие рога.

Бабушка: А что на ногах?

Алена: Копыта. Бабушка: А с кем еще живет корова?

Ярослав: С быком и теленком.

Бабушка: А что еще есть у коровы?

Лиза: Вымя.

Бабушка: А зачем корове вымя?

Максим: Корова дает молоко.

Бабушка: Ребята, а чтобы корова, моя Буренка хорошо жила и давала молоко, я за ней ухаживаю каждый день: даю ей пить, есть сено, убираюсь. (показываю бидон с молоком)

Песня «Рыжая корова»

Бабушка: У коровы есть соседка

Лежебока - домоседка.

Лёжа в луже у ручья

Громко хрюкает (свинья)

Бабушка: Посмотрите, а какая свинья?

Паша: Она розовая, большая.

Бабушка: А что у нее на ногах?

Владик: Копыта.

Бабушка: А какой у нее хвостик?

Лена: Крючком.

Бабушка: А кто живет со свиньей?

Сережа: Поросенок и боров.

Бабушка: А что любит она кушать?

Гасан: Все овощи еду.

Бабушка: А мы из свиньи получаем сало, мясо. (показываю сало)

Бабушка: Вот сколько у меня помощников и все эти животные живут рядом со мной. Я за ним ухаживаю, а они приносят мне пользу. А как, такие животные называются?

Дети: Домашние животные.

Воспитатель: Бабушка, а мы про твоих животных знаем сказку и сейчас тебе ее наши дети покажут.

СКАЗКА «ЦЫПЛЕНОК»

Бабушка: Ой, спасибо ребятки как вы меня порадовали. Вот вам мои гостинца (даю угощение). До свидания приезжайте еще в гости.

Уход детей под танец «Лошадка».

Цель:

Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животных.

Задачи:

  1. Учить выделять и называть характерные признаки домашних животных (внешний вид)
  2. Познакомить с условиями содержания, питания и ухода за домашними животными.
  3. Обогатить знания детей о пользе домашних животных для человека.
  4. Воспитывать заботу и любовь к животным.
  5. Активизировать и обогащать словарь детей по данной теме.

Предварительная работа: рассматривание картинок из серии «Домашние животные», чтение стихотворений, потешек, загадывание загадок, рассказывание сказок с участием домашних животных. Проведение подвижных игр, физкультминуток.

Оборудование : презентация по теме «Домашние животные», ноутбук, кошка Мурка, бумажные силуэты животных, картинки.

Ход НОД

Воспитатель:

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель сидит перед ними.

Наши глазки внимательно смотрят,

Наши ушки внимательно слушают,

Наши ножки нам не мешают,

Наши ручки лежат, отдыхают.

Воспитатель:

Ребята сегодня к нам кто-то придет в гости! Но, чтобы узнать кто это, нужно отгадать загадку!

У порога плачет,

Коготки прячет,

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет.

Воспитатель: Да, это кошка. На улице похолодало, и кошка Мурка пришла к нам погреться! Когда наступают холода, мы с вами одеваемся в теплую одежду? Что мы одеваем? А как вы думаете, что же будет с животными? Как они готовятся к холодам? (Ответы детей).

Воспитатель: домашними они называются, потому что живут рядом с человеком, рядом с его домом. Человек за ними ухаживает, кормит, а взамен они делают нам очень много полезного.

Когда Мурке холодно, она забирается на теплую печку (если она живет в деревенском доме, где есть печка), а если живет в квартире, то где она может погреться? (Ответы детей).

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

Воспитатель: конечно, это собачка. Как собака помогает человеку? (Охраняет дом и человека). Как называется домик, в котором живет собака, чтобы не замерзнуть? Ближе к зиме животные линяют, их шерсть становится гутой и теплой, поэтому собачке не холодно даже на морозе!

Дети послушайте следующую загадку:

У меня большая грива, Ушки и копытца. Прокачу того игриво, Кто не побоится. Моя шёрстка гладка, Кто же я?.

(Лошадка.)

Воспитатель: правильно, лошадка. Лошадка тоже домашнее животное. Ее хозяин строит загончик, который называется конюшня, чтобы когда будет холодно лошадка не замерзла. А что любит кушать лошадка? (Ответы детей). Конечно, овес! Лошадка помогает человеку перевозить разные тяжести.

Послушайте еще одну загадку:

Голодна мычит,

Сытая жует,

Всем детям молоко дает!

Воспитатель: конечно, это корова, она дает вкусное и полезное молоко. Как вы думаете, где корова будет жить зимой? (Ответы детей). Для этих животных человек делает специальный загон, там тепло. Зимой на полях будет лежать снег, как вы думаете, где же будут пастись коровы? Хозяева летом косят траву, а когда она подсыхает, ее складывают в кучи - стога. На сеновале сушится сено, которым и будут кормить корову, когда не будет травы.

Дети, давайте встанем в круг и споем песенку - потешку:

Уж как я ли свежей травки ей нажну.

Кушай вволюшку, коровушка моя!

Ешь ты досыта, бурёнушка моя!

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек бурёнушка дала.

Воспитатель: а еще бывают и птицы домашними. Вы знаете таких птиц? (Ответы детей)

Да, куры, утки, гуси - это домашние птицы, они приносят пользу человеку, а человек за ними ухаживает.

Мы с вами узнали, что за домашними животными нужно ухаживать.

Мурка у нас погрелась, а теперь пойдет ловить мышей!

Молодцы, ребята, на память я дарю вам силуэты домашних животных. А вы должны сказать, какую пользу приносят эти животные человеку.

Воспитатель хвалит детей и раздает детям картинки домашних животных.

Какую пользу приносит коров? - дает молоко ,

Какую пользу приносит человеку курица? - несет яйца,

А какую пользу приносит кошка? - ловит мышей ,

Какую пользу приносит хозяину собака? - охраняет дом,

А какую пользу приносит утка? - несет яйца,

А лошадь - перевозит тяжести .

Воспитатель: Молодцы ребята! Прежде чем, вы будете разукрашивать своих животных, давайте посмотрим на картинки с их изображением! (Воспитатель вызывает ребенка к доске и предлагает описать внешний вид домашних животных).

Дети раскрашивают силуэты животных.

После раскрашивания, все силуэты выкладываем на стол, дети дают клички животным и обсуждают свои работы.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,

Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке )

Самых близких, самых верных —

Каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши ).

Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке ).

Как назовем их?

Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих ).

В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой ),

Значит, домашними все их зовут.

Предложить детям посмотреть видеофильм «Домашние животные»

Итог занятия:

Воспитатель:

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

О каких животных мы узнали?

Мы с вами будем заботиться о домашних животных?

Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, отвечали, рисовали! Молодцы!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Колокольчик»

муниципального образования город Ноябрьск

(МБДОУ «Колокольчик»)

г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию связной речи

с детьми старшей группы

«Домашние животные»

Подготовила:

воспитатель второй кв. категории

МБДОУ»Колокольчик» г. Ноябрьск

Евдокимова Галина Ивановна

Конспект занятия по теме: «Домашние животные» (старшая группа)

Задачи:

Расширять и закреплять знания детей о домашних животных и их детёнышах.

(чем питаются, где живут, какую пользу приносят)

Различать по внешним признакам и строению.

Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

Развивать общую моторику, координацию, зрительную и слуховую память.

Развивать связную речь, образность речи.

Развивать словесно-логическое мышление детей,

Воспитывать любовь к домашним животным.

Предварительная работа.

Беседа с детьми о том, есть ли у них домашние животные, где они живут, как за ними надо ухаживать, чем кормить.

Рассматривание картинок из серии «Домашние животные и их детёныши». Чтение стихотворений и потешек о домашних животных, заучивание некоторых из них.

Беседа с родителями, их помощь в подборе игрушек, в заучивании с детьми стихотворений.

Оборудование: предметныекартинки с изображением домашних животных. дидактическая игра «Четвертый лишний», карточка с изображением животного ч.б. , карточка дорисуй животное, разрезная картинка (кошка) размер а-3, цветные карандаши, мелкие игрушки домашние животные.

Ход занятия.

Дети стоят полукругом, воспитатель читает стихотворение.

К домашним животным

Мы тех отнесём,

С которыми в тесном контакте живём;

Коровы и лошади,

Овцы и козы

Мы их укрываем в тепле от мороза.

Их кормим и поим,

Коль надо стрижём,

Их ласково гладим, всегда бережём.

Они к нам привязаны,

Одни нам дают молоко и сметану.

Другие нас возят везде неустанно.

О ком говориться в стихотворении, кто живёт рядом с нами, как мы заботимся о животных?

Воспитатель приглашает детей, садятся на свои места девочки, затем мальчики. Выставляет картинки на доску, дети называют животных.

Загадывает загадки.

Носик - круглым пятачком,

А задорный хвост - крючком.

Мама - хрюшка, папа - свин.

Он у них любимый сын. (Поросенок)

Я скажу вам: "Ме-ме-ме!

Подготовьтесь-ка к зиме!

Шерсть мою скорей стригите

И носки себе вяжите!" (Коза)

Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко. (Корова)

Чемпионка в быстром беге,

Я порой вожу телеги.

Дядя конюх мне принес

Воду, сено и овес. (Лошадь)

Человеку верный друг,

Чутко слышу каждый звук.

У меня отличный нюх,

Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

Пробираюсь по забору,

На охоту выхожу.

Мышки спрятались по норам,

Я их долго сторожу. (Кошка)

По горам, по долам
Ходят шуба да кафтан.(Баран)

Как их всех можно назвать одним словом? (животные). Почему? (Тело покрыто шерстью; у них 4 лапы (ноги); есть туловище, морда, хвост; они выкармливают детенышей молоком.)

Где живут эти животные? (Рядом с человеком). Как называются? (Домашние животные) Почему? (Люди ухаживают за ними; они приносят человеку пользу). Какую пользу приносят домашние животные? (Корова дает молоко и мясо. Кошка ловит мышей. Собака охраняет человека и его дом. Лошадь перевозит грузы и людей. Коза дает мясо, молоко и шерсть. Овца дает мясо и шерсть. Свинья дает мясо, сало и кожу.)

Задание «Покажи части животного»

У детей чёрно белые карточки с изображением животных, называю части дети показывают.

Физкультминутка «Кролик потянулся»

Кролик потянулся
Раз, два, три, четыре, пять
Раз нагнулся, два нагнулся
Лапки в сторону развел,
Но морковки не нашел.
Чтоб морковку нам достать,
Надо на носочки встать.

Игра «Кого не стало»

Пальчиковая гимнастика.

Котенок.

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Задание «Дорисуй животное».

Художник не дорисовал одну половину, надо ему помочь.

Игра «4 лишний».

Воспитатель:

Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь

лишняя и почему вы так думаете?

Лишний волк, потому что он дикое животное.

Лишний гусь, потому что он домашняя птица.

Лишняя белка, потому что она дикое животное.

Лишняя обезьяна, потому что она живёт в жарких странах.

«Загадки обманки»

Распевается спросонок
На насесте… поросёнок?

Промычали утром рано
На дворе у нас… бараны?

«И-го-го» кричать привык
И стучать копытом… бык?

Громко лает у ворот
На людей лохматый… кот?

Мышь домой вчера принёс,
Наш пушистый рыжий… пёс?

Роет землю у крыльца
Пятачком своим… овца?

На лугу меня пасла

Внучка вместе с бабушкой.

Молочка я припасла,

А зовусь я... бабочкой (коровой)

Коллективное задание «Разрезная картинка»

(размер листа ватман)

Итог. О ком говорили? Где живут домашние животные?

Домашние животные. Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста

Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект занятий для детей средней подгруппы (4-5 лет) по теме "Домашние животные". Данный материал будет полезен воспитателям средней группы или воспитателям разновозрастной группы. Конспект познавательного занятия направлен на формирование знаний о домашних животных, развитие доброжелательного отношения и желания заботится о них.

Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Домашние животные"

Цель: Расширить представление детей о домашних животных (о том, как они выглядят, чем питаются, как о них заботятся и какую пользу приносят человеку.
Программное содержание:
1. Закреплять представление детей о домашних животных;
2. Сформировать понимание детей особого заботливого отношения людей к животным;
3. Закреплять знания о внешних признаках домашних животных, где живут, чем питаются;
4. Прививать любовь к животным;
5. Развивать умение слушать собеседника и высказывать свое мнение по установленной теме;
6. Расширять словарный запас.
Материал:
Деревянный макет с домашними животными «Мое подворье»;
Игрушки в виде домашних животных;
Компьютер с презентацией «Домашние животные»;
Альбомные листы, карандаши для оформления рисунка;

Ход занятий:

Деревянный макет с домашними животными и игрушки расставить на стол перед детьми.
1 Вводная часть:
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем разговаривать о домашних животных.(слайд 1) Скажите, пожалуйста, что вы уже знаете о них?
(дети рассказывают о животных, которых они знают)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте сейчас, поиграем с вами? Я буду загадывать загадки, а отгадки появятся на экране компьютера.
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (слайд 2:Баран)
Кто поёт, закрывши рот?
Рот откроет - не поёт.
Ходит поступью неслышной,
Не боится темноты.
И хотя он в шубе пышной,
Любит греться у плиты. (слайд 3:Кот)
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (слайд 4:Собака)
Носик - круглым пятачком,
А задорный хвост - крючком.
Мама - хрюшка, папа - свин.
Он у них любимый сын. (слайд 5:Поросенок)
Я скажу вам: «Ме-ме-ме!
Подготовьтесь-ка к зиме!
Шерсть мою скорей стригите
И носки себе свяжите!» (слайд 6:Коза)
Рыжий молокозавод
День жуёт и ночь жуёт:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко. (слайд 7:Корова)
Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник (слайд 8:Лошадь)
(слушая ответы детей, при необходимости задавать наводящие вопросы)
2 Основная часть:
Воспитатель: Молодцы дети, смогли отгадать всех наших гостей. Давайте, еще раз, вспомним названия животных, которые пришли к нам сегодня в гости (баран, кот, собака. свинья, коза. корова, лошадь)
- Как можно назвать всех этих животных одним словом? (домашние животные)
-Почему мы их так называем? (Потому что за ними ухаживает человек)
-Как называется дом в котором эти животные живут? (слайд 9:Скотный двор)
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем в игру «Назови детенышей домашних животных»? Я буду показывать слайды, а вы будете называть детенышей домашних животных.(показ слайдов с 10 по 15 )
Воспитатель:
-Скажите, чем питаются домашние животные?(дети дают, при необходимости задать наводящие вопросы)
-Какую пользу они приносят человеку?(шерсть, мясо, кожу, молоко, собаки охраняют дома, кошки ловят мышей)
Воспитатель: Ребята, давайте с вами нарисуем домашнее животное? Посмотрите пожалуйста на экран, какое животное вы видите? (слайд 16:Кошка,собака)
-А теперь, мы попробуем нарисовать такую же кошку или собаку. Пройдите за столы.
(Дети садятся за столы и рисуют выбранное животное)
Воспитатель: Какие красивые рисунки у вас получились! А теперь, давайте сделаем пальчиковую гимнастику «Кошка точит коготки».
«Если точит когти кошка (сильно сгибать и разгибать кончики пальцев), будет дождик за окошком».
(Проводится гимнастика)
Воспитатель: Сейчас я хочу предложить вам сыграть в игру «Угадай кто». Я включу звуки, с помощью которых животные общаются, а вы, внимательно их прослушав, будете называть этих животных. (звуковые дорожки:лай собаки, мычание коровы, урчание кота, блеянье козы, ржание лошади)
(Дети дают свои ответы)
Воспитатель: Молодцы дети, узнали голоса наших гостей. А давайте скажем, как мы умеем ласково называть своих домашних животных.
Упражнение «Назови ласково» : Кошка. Как вы ее назовете ласково?(кошечка)Собака?(собачка)Корова?(коровка)Лошадь?(лошадка)Овца?(овечка).
Воспитатель: Итак,давайте подведем небольшой итог нашего занятия, о чем мы с вами сегодня говорили? Для чего люди заводят домашних животных? Как о них заботятся? (Дети отвечают, дополняя ответы друг друга)
Воспитать: Молодцы, много вы сегодня узнали для себя и запомнили. Всем спасибо!

Проект для детей среднего дошкольного возраста «Мир домашних животных»


Актуальность: Домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботиться, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества. Это не удивительно, ведь каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы их дети были добрыми, сердечными, отзывчивыми. По словам ученого "Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу". Вовлекая ребенка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом. Дети, проживающие в городе в основном знакомы (имеют в своих семьях) с такими представителями домашних животных как – кошка, собака, попугай. А какие еще есть домашние животные? В каких условиях они живут, какую пользу приносят человеку, кто их детёныши, чем питаются? Для решения данной проблемы возник проект «Мир домашних животных».
Тип проекта:
Познавательно - творческий, краткосрочный
Цели проекта:
Формирование представлений у детей о домашних питомцах, условиях их содержания и ухода за ними;
Воспитание гуманного и бережного отношения к животным;
Создание условий для повышения активности участия родителей в жизни группы.
Задачи проекта:
Воспитывать гуманное отношение к животным.
Уточнить представления детей о домашних животных, их внешнем виде, какие голоса они подают, где живут, чем питаются, какую пользу приносят?
Развитие речи, мышления, воображения, любознательности, обогащение словарного запаса детей.
Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
Совершенствование навыков творческой деятельности у детей.
Создание у детей зрительного образа, вызов эмоционального отклика.
Участники проекта:
Дети средней группы, педагоги и родители.
Срок реализации:
3 недели
Ожидаемый результат:
Обогащение знаний детей о животном мире ближайшего окружения;
Знакомство с правилами ухода за домашними питомцами.
Привитие детям любви и бережного отношения к животным.
Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания бережного отношения детей к животным.
Активное участие родителей в делах группы и детского сада
Реализация проекта.
1.Подготовительный этап
Довести до детей и их родителей важность проблемы.
Подобрать методическую, познавательную, художественную литературу, иллюстрационный материал по данной теме.
Подобрать материалы для игровой деятельности.
Подобрать необходимые материалы для творческой и продуктивной деятельности.
Составить перспективный план мероприятий.
Сформулированы проблемные вопросы:
Как мы бы жили без домашних животных?
Зачем держать в доме животных?
Что произойдёт, если домашнее животное выпустим в дикую природу?
Зачем человек приручил животных?
Живут в доме - значит домашние?
Верные друзья или помощники?
Как ухаживать за домашними животными?
Сформулированы учебные вопросы:
Каких животных можно назвать домашними?
Каких животных можно держать дома?
Какова роль домашних животных в жизни людей?
Что мы можем дать домашним животным?
Подбор художественной литературы:
Сказка «Как собака друга искала» (мордовская народная сказка), «Петушок и бобовое зернышко» (русская народная сказка), казахская народная сказка «Спор животных», подбор стихотворений о домашних животных
Загадки
Пословицы про домашних животных: «Кошке игрушки, а мышке слезки», « Корова на дворе – еда на столе», «Собака человеку неизменный друг», «Конь бежит – земля дрожит», «Корову палкой бить - молока не пить», «Старая собака понапрасну не лает», «Через силу и конь не скачет».
Считалка «Шла коза по мостику»
Подвижные игры «Коршун и наседка», «Лохматый пес», «Козлик, козлик не косись!».
Пальчиковая гимнастика «Собака», «Бегали котята», «Кролик», «Котенок».
Дыхательное упражнение «Доброе животное».
Логоритмические игры «Как кричит коровушка?», «Чудо – деревушка»
Песня «Есть у нас лошадка», автор С.Насауленко, аранж. Лена Курячий.
Музыкальные игры «Волшебный платок», «Паровозик Боб едет на ферму»
Дидактическая игра «Кто как кричит?», «Где живут?», «Один - много», «Где чья мама?».
Театрализованная постановка «Сказки о глупом мышонке», С.Маршака, на новый лад.
2. Практический этап.
Проект осуществлялся с учётом принципа интеграции образовательных областей при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной.
Образовательная область - познание
- Просмотр видеофильма Домашние животные».
- Животные, проживающие в деревне и в городе.
- Беседа-обсуждение «Ставим проблемные вопросы» (смотри ход проекта).
- Беседа «Во что одеты животные?».
- Дидактические игры: «Узнай животных по описанию»,
«Кто где живет?», «Кто какую пользу приносит?»,
«Чьи это детки?», «Кто я и как я кричу?».
- Игра в настольное лото по тематике «Домашние животные».
- Конструирование «Ферма»



Образовательная область - коммуникация

- Рассказывание сказок «Как собака друга искала» (мордовская народная сказка), «Петушок и бобовое зернышко» (русская народная сказка), казахская народная сказка «Спор животных».
- Чтение наизусть стихотворений о домашних животных
- Игры, направленные на формирование коммуникативных навыков: «Отгадай кто это?», «Чьи следы?».
- Загадывание загадок о домашних животных.
- Чтение пословиц о животных.
- Сюжетно - ролевые игры: «Ветеринарная лечебница», «Доктор Айболит».
- Рассматривание альбома «Домашние животные» и состав детьми описательного рассказа по иллюстрации с опорой на схему.
Образовательная область - социум
- Развивающая игра «Помоги животным найти свой дом».
- Приобщение детей к общению друг с другом в совместной деятельности.
- Беседа «Как животные приспосабливаются к окружающим условиям? Поведение человека с животными».
Логоритмические игры: «Чудо – деревушка», «Как мычит коровушка?»
Образовательная область - творчество
- Барельефная лепка: «Барашек».
- Игра-задание «Нарисуй животное и составь о нем рассказ».
- Музыкальная игра «Волшебный платок», «Паровозик Боб едет на ферму»
- Разучивание песни «Есть у нас лошадка», автор С.Насауленко, аранж. Лена Курячий.
-Театральная постановка:С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»


Образовательная область -здоровье
- Физминутки: «Корова», «Кошка», «Котик».
- Пальчиковая гимнастика: «Козочка», «Покормим животных».
- Артикуляционная гимнастика: «Сердитая кошка», «Утиный клювик», «Лошадка».
- Подвижные игры: «Кролики», «Наседка и цыплята», «Лохматый пес».
Дыхательная гимнастика «Доброе животное»
Взаимодействие с родителями:
Консультации «Если вы решили завести питомца», «Дети и домашние животные», «Почему дети боятся домашних животных».
Оформление странички в портфолио достижений ребёнка « Домашние питомцы»
Подготовка выставки совместных работ «Мир домашних животных»
Выпуск семейной газеты «Домашние любимцы»
Подбор и оформление материала для презентации проекта «Путешествие в деревню»
3.Заключительный этап:
Проведение презентации проекта в виде познавательного развлечения «Путешествие в деревню».
Выставка совместных работ из бросового материала «У бабушки на ферме».
Выставка страничек в портфолио достижений ребёнка «Домашние питомцы»
Театральная постановка «Сказки о глупом мышонке», С. Маршака (на новый лад)








«Путешествие в деревню» презентация проекта

«Мир домашних животных»

Слайд 1 фото детей с домашними животными
Ведущий:
Доброе утро! Птицы запели!
Добрые люди, вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам.
Ведущий:
А где же солнышко?
Оно еще не проснулось. Давайте позовем.
Дети:
Солнышко, покажись!
Красное снарядись.
Поскорей, не робей.
Нас ребят обогрей.
Ведущий: Вот и солнышко проснулось
Слайд 2 Звучит песня «Светит солнышко», появляется солнышко
Ребёнок:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко,
На ребяток погляди.
Ты ребяткам посвети.
Ведущий:
Ребята, нам пришло письмо! Бабушка Маланья и дедушка Федор приглашают нас всех в гости.
Вы хотите навестить бабушку с дедушкой?
Дети:
Хотим.
Ведущий: А где же они живут?
Логоритмическа игра «Чудо – деревушка»:
На пригорке есть избушка (ладони сложены «биноклем», смотреть)
Что за чудо – деревушка? (развести руки в стороны, пожать плечами)
Зреют яблочки в саду, (встать на носки, потянуться вверх)
Утки плавают в пруду, (покружиться вразвалочку, руки прижаты к корпусу, ладони подняты вверх и в стороны)
Коровы травку жуют, (приставить ко лбу указательные пальцы- «рожки»)
Петушки вовсю поют…(встать на одну ногу, хлопать по корпусу руками-«крыльями»)
Бабушка с дедушкой там живут, (поочередно подпирают кулачками щёки)
Внуков в гости очень ждут…(подпирает кулачками щёки)
Через речку брошен мостик,(сложить руки «полочкой» перед собой).
Мы идём с тобою в гости! (шагать на месте).
Ведущий:
Оказывается дедушка с бабушкой живут в деревне, а на чем мы можем отправиться в путешествие?
Мы поедем на паровозике, вставайте друг за другом, отправляемся в путь.
Слайд 3 Дети становятся в круг, под песенку «Паровозик едет на ферму», выполняют движения, изображают домашних животных.
Из домика выходят дедушка и бабушка:


Дедушка: Здравствуйте, наши дорогие!
Бабушка: Как мы рады, что вы приехали к нам в гости.
Угостим мы вас блинами
Да с начинкой пирогами.
Молока попить нальем,
Песенку вам пропоём.
А вы внучата не зевайте, дружно песню подпевайте!
Слайд 4 Песенка «Есть у нас лошадка...»
Ведущий:
Ай да бабушка с дедушкой! Знала я, что у вас найдется для детей вкусненькое, да и позабавить всех вы мастера. Расскажите нам, кто живёт у вас во дворе?
Дедушка: Расскажем, а вы помогайте, отгадывайте загадки. А помогут нам наши помощницы Анастасия Владимировна и Светлана Анатольевна.
Анастасия Владимировна загадывает загадки:
1 загадка:
Вьётся грива на ветру,
я препятствия беру.
Любит всадник мой меня,
быстроногого…..
Слайды 4 – 6 с изображением коня
Ребёнок:
Ждёт в селе меня подружка.
Нет, не девочка-болтушка.
Нет, не кошка, не собачка…
Трудно разгадать задачку?
Лошадь с гривой, словно мёд
Дед мой Златою зовёт.
Только кликнешь – тут как тут!
Жеребята вслед бегут.
Ребёнок:
Мама – лошадь, папа – конь,
Кто же их ребёнок?
Рыжий, будто бы огонь,
Это жеребёнок.
Ребёнок:
У красавицы лошадки
Маленький ребенок.
Очень шустрый и смешной
Прыткий жеребенок.
2 загадка:
У неё рога, копыта,
И на всех глядит сердито,
Но добрей она щенка,
И нальёт нам молока…..
Слайды 7 – 9 с изображением коровы
Ребёнок:
Нет у коровы
С питаньем хлопот –
Ходит по травке
И травку жуёт:
Завтрак с обедом –
Зелёный лужок,
Полдник – лужайка,
А ужин – стожок!
Ребёнок:
Ест корова на лугу
маки да ромашку,
вкусным будет молоко
чтоб сварить нам кашку!
Ребёнок:
Такое представить
Почти невозможно!
В такое поверить
Совсем нелегко!
Но, честное слово,
Наша корова, сено жуёт
И даёт молоко!!!
3 загадка:
Я спокойный и упрямый,
В стаде главный я пока.
С мягкой шерсткою кудрявой,
С завитком ношу рога.
Слайды 10 – 12 с изображением барашка
Ребёнок:
В кучерявые рубашки,
Одеваются барашки.
В них зимой они согреты,
И совсем не жарко летом.
Ребёнок:
Я на облако похож,
На лугу меня найдешь,
Мой кафтанчик из кудряшек,
А зовут меня барашек.
Светлана Анатольевна загадывает загадки:
1 загадка:
«Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается...»
Слайды 13 – 15 с изображением кошки
Ребёнок:
Котёнок возится
С клубком:
То подползёт к нему
Тайком,
То на клубок
Начнёт кидаться,
Толкнёт его,
Отпрыгнет вбок...
Никак не может
Догадаться,
Что здесь не мышка,
А клубок.
Ребёнок:
Кот усатый, как разбойник,
Перепрыгнул подоконник,
Распугал соседских кур
И мурлыкает: МУР-МУР!
2 загадка:
«Во дворе построен дом,
Новый дом с одним окном.
Поселился сторож в нём.
Ночью сторож лает –
Дом свой охраняет.
Стоит домик у ворот,
Отгадай, кто там живёт?»
Слайды 14 – 16 с изображением собаки
Ребёнок:
За котом бежал щенок,
Но догнать его не смог.
От досады взвыл, потом -
Стал гоняться за хвостом.
Ребёнок:
У щенка четыре лапы,
Ушки и забавный хвост.
Он пушистый и лохматый.
И прохожих лижет в нос.
Ребёнок:
Для чего щенкам хвосты?
Вне всякого сомнения -
Нужны хвосты для красоты...
Еще для настроения.
3 загадка :
«Вместо носа пятачок,
Вместо хвостика крючок.
«Хрю – хрю – хрю!», он нам кричит.
«Здравствуйте!», он говорит»
Слайды 17 – 19 с изображением поросёнка
Ребёнок:
По лужайке с травкою
Я хожу и чавкаю.
У забора с дыркою
Я стою и фыркаю.
У реки с осокою
Я лежу и чмокаю.
Хвостик закорюкою,
Радуюсь и хрюкаю!
Ребёнок:
Поросёнок, поросёнок,
Ты куда спешишь спросонок?
- Я бегу на родничок
Мыть свой грязный пятачок.
Ведущий:
Хорошо у вас. Весело и интересно. Спасибо вам за гостеприимство. Мы не с пустыми руками к вам пришли, а с подарками. (дарят платок) а платок то непростой, а волшебный посмотри!
Бабушка:
Вот спасибо вам, друзья, ну покажите волшебство платка!
Игра «Волшебный платок»
Ведущий:
А дедушке мы приготовили новую шляпу. Шляпа тоже непростая, и внутри то непустая! (подают дедушке шляпу, а он в ответ приглашает поиграть в игру!
Хороводная игра «Веселись, детвора!»
Веселись, детвора! Дети, взявшись за руки, идут по кругу
Поиграть пришла пора!
Как мяучит кисонька? Ведущий задает вопросы, дети отвечают.
Мяу, мяу, мяу! Поочередно выдвигают руки вперед, подражая движениям кошки.
А как лает Жученька? Делают хватательные движения руками
Гав, гав, гав!
Как мычит коровушка? Приставляют указательные пальцы к голове «рога»
Му, му, му!
А как свинка хрюкает? 3 раза прикасаются указательным пальцем к носу
Хрю-хрю-хрю!
Как лягушки квакают? Широко раздвигают пальцы, показывая лапы
Ква-ква-ква!
Как утята крякают? Соединяют все пальцы показывают клюв
Кря-кря-кря!
Воробьи чирикают? Взмахивают руками, как крыльями
Чик-чирик!
По дорожкам прыгают? Прыгают на месте на двух ногах
Прыг, прыг, прыг!
Дедушка:
Вам ребята спасибо, за то, что в гости к нам приходили, да подарки такие замечательные подарили!
Бабушка:
Вот вам на дорожку угощенье, вкусное печенье!
Ведущая: Спасибо! Ну, а нам пора возвращаться. До свидания!
Под музыку дети уходят в группу.
В результате проведенной работы мы отметили:
Ознакомление детей 4 – 5 лет с миром домашних животных имеет большое значение в системе знаний об окружающем мире. Благодаря проведенной работе дети приобрели уверенность в своих способностях, повысили свою самостоятельность. Отдельно хочется отметить воспитательную роль такого мероприятия. Дети стали более заботливо относиться к бездомным животным, которых мы часто наблюдаем во время прогулок, хотя они конечно соблюдают все правила гигиены. Многие попросили родителей завести дома домашних питомцев и получили согласие взрослых. Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей способствовала развитию познавательного интереса детей, мышления. Знания, полученные детьми, помогают провести собственные исследования, ответить на интересующие их вопросы, обобщить материал.
Активное включение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом, также является отличным результатом данного проекта.