Роли, которые мы выбираем. Проблемные вопросы, которые необходимо будет решать проектному офису

" width=

Имя актера Владислава Галкина сегодня на пике популярности. Большинству зрителей он полюбился по сериалу «Дальнобойщики», в котором актер на грузовике покорял дороги России. Кому– то Галкин запомнился по фильмам «Диверсант» и «Ворошиловский стрелок». А роль поэта Ивана Бездомного в сериале «Мастер и Маргарита» не оставила равнодушными ценителей классики. Год назад Влад Галкин облачился в белый халат, вооружился скальпелем и полюбился зрителям в образе строгого и довольно неуживчивого хирурга в сериале «Я лечу». Сегодня телеканал «СТС» повторяет этот сериал – таким образом зрители получают шанс вновь встретиться с любимыми героями.

– Влад, чем вас заинтересовал персонаж Гордеев?

– Прежде всего, он – живой человек, такой же, как вы и я. Мне нравится, что характер у него сложный и неуживчивый. Мне гораздо больше нравится играть таких персонажей, чем так называемых «хороших» людей. Ну, хороший он – и что дальше? Как правило, пустота... Критерий при выборе роли должен быть один: или ты что-то для себя в этом персонаже находишь, или ты просто за это не берешься.

– С медициной вам приходилось в кино или в театре сталкиваться?

– Ни в кино, ни в театре, но однажды я очень близко столкнулся с медициной в жизни. В один «прекрасный» год я перенес десять операций. Поэтому что такое отечественная медицина, я знаю очень хорошо.

– Настоящие врачи помогают актерам на площадке? Дают какие-то советы?

– На съемках присутствовал настоящий врач, но мы обращались к нему с вопросами, по большей части, технологическим: как что включается и как что правильно делается.

– Насколько достоверно в «Я лечу» изображены больничные реалии?

– Конечно, хочется, чтобы все выглядело как можно достовернее, чтобы не показаться клоунами в данной ситуации. Разумеется, издержки свои тоже есть. Например, по хирургическому отделению дама не может ходить с прической: волосы должны быть прилизаны и убраны под шапочку. У нас же девочки ходят с прическами, чего не может быть по определению.

– Как работается с молодыми коллегами-актерами?

– На мой взгляд, в этой команде есть несколько человек, которые вызывают уважение и интерес.

" width=

– Помогаете им? Даете какие-то советы?

– Я не занимаюсь ни педагогикой, ни самоутверждением. Если они ко мне за советом обращаются – я подсказываю, но только в этом случае. А вообще, сейчас ситуация с молодыми актерами угнетающая, особенно когда их собирают в некие команды для того или иного сериала. Это уничтожение профессии. Человек начинает думать о себе чуть лучше, чем следует, и появляется неадекватность. Знаете самое страшное время для человека, который начал водить машину? Первые четыре-восемь месяцев, когда тебе начинает казаться, что ты можешь все! Здесь то же самое. Не имея базы и опыта, человек начинает думать, что все у него получается!

– Когда вы только начинали свой путь в этой профессии, ситуация была другая?

– У меня она была вообще категорически другая, потому что я пришел в этот мир в возрасте восьми лет. И когда я поступал в Щукинское училище, у меня уже было около 15 картин и несколько наград. При этом поступление для меня было чудовищно тяжелым, такого зажима я не испытывал никогда! Мне было очень страшно! Поэтому мой приход в профессию – скорее исключение, так сложилось. И потом: тогда и время было другое, и ценности. Раньше существовала некая схема. Были амплуа и типажи, которые никто не отменял, но они как-то незаметно рассосались. На курсе обязательно был герой, была героиня, а то и не одна. А сегодня у нас как – пришел, снялся, а завтра – уже звезда. Такого раньше не было. Это опустошает.

– Неужели никогда не приходилось соглашаться из-за чисто финансовых соображений?

– Вопрос лукавый, и вот почему: всегда можно объяснить себе, что тебе это действительно интересно. Но при этом положа руку на сердце могу сказать, что никогда не соглашался сниматься чисто из-за денег. Я бы просто не смог. В силу характера, в силу темперамента меня бы просто разорвало на составляющие. Ты выбираешь то, что тебе интересно. Хотя бывает и так, что материал интересный и замечательный: классическая литература, например. Но кто это ставит? Режиссер может уничтожить все на корню...

– Взглянуть на кино со стороны сценариста или режиссера не пытались?

– Я смотрел уже с разных сторон. Я закончил ВГИК – режиссерский факультет, все эти опыты уже были. Я не большой любитель идти сразу на все четыре стороны. Всему свое время. Если мне будет необходимо заняться чем-то другим, я займусь. Это из серии, если можешь не заниматься – не занимайся. Я считаю профессию, который занимаюсь, поистине великой, потому что она может дать гораздо больше, чем человек в состоянии себе представить. Самое главное мерило, на мой взгляд, – это степень достоверности. Как сказал отец: «Степень одаренности артиста зависит от степени влюбленности в материал». Очень точно. Я как зритель должен поверить и оказаться там. Если этого не произойдет – грош цена такому произведению. История должна быть не просто рассказана, а оправдана. Когда ты берешь на себя ответственность за ту или иную роль, ты берешь на себя ответственность ее оживить. Возьмем того же Гордеева. Как я уже сказал, нормальный среднестатистический человек. Любит свою профессию, относится к ней очень серьезно. Вероятно, талантливый человек в своем деле. Не конформист. Все его помыслы заняты исключительно работой и пациентами. Это не просто род его деятельности, это суть его существования. Остальное для него второстепенно.

– Как и для вас?

– Да, конечно.

– А амплуа, о которых говорили, у вас в юности было?

– Когда я пришел на первый курс, я был тем самым героем. Но я быстро от этого ушел, потому что герой – это слишком узко, у меня был совершено другой диапазон, мне давалось все подряд. Да, я играл героев, но это было самое неинтересное и скучное, что только может быть. Для меня настоящий герой – это Митя Карамазов, например...

– Есть роли, которых уже никогда не сыграете в силу возраста?

– Мне очень нравятся мои 35 лет... А играть мальчишек... Понимаете, я никогда не был в этом качестве, мне это неинтересно. Мне гораздо более интересно мальчишество во взрослом человеке, в мужчине, нежели мальчишество в мальчишке – это как масло масляное.

– А в вас это мальчишество есть?

– Думаю, что да.

– Но выглядите таким серьезным, строгим...

– Вы ошибаетесь: это просто моя система защиты. Обо мне ходят слухи, что у меня жуткий характер. Да я сам их периодически создаю, потому что так проще. А на самом деле я такой, какой я есть. Нет, не белый и пушистый. И не особенно коммуникабельный. Просто – человек настроения...

Не следует быть особо категоричным в предсказаниях, касающихся отдельных людей. Если говорить о явлениях мирового масштаба, то случаи, когда какое-либо важное событие, предначертанное Вселенной в отношении той или иной страны, не осуществляется, крайне редки. А вот у личности есть определенная доля свободы.

Индивид, по сравнению с коллективом людей, обладает большей возможностью избежать неблагоприятных обстоятельств. Можно предсказать войну, но сказать с абсолютной точностью, что тот или иной человек, приняв в ней участие, погибнет, невозможно. Если война чаще всего неизбежна, то сказать, кто в действительности будет убит, нельзя. У индивида всегда сохраняется маленькая толика возможности избежать того или иного события в своей судьбе.

То, что Иисус будет предан своим учеником, было предсказано еще тысячи лет назад, но имя предателя указано не было. Роль была вакантна, и ее взял на себя Иуда. Если бы он был не готов сыграть ее, это было бы сделано кем-то другим. В произведениях Шекспира нельзя упразднить или изменить ту или иную роль: Гамлет или Лир обязательно будут фигурировать в одной из пьес, однако актер, который сыграет роль того или иного героя, заранее не определен. Когда приходит время, его выбирают в зависимости от качеств, которыми он обладает.

Даже Нострадамус в своих предсказаниях никогда не указывал личности. Вы скажете: «Но ведь там есть конкретные имена!» Да, имена там действительно есть, но вот люди, которые должны были их получить, жестко предопределены не были. В катренах Нострадамуса фиксируются роли и иногда имена, но никогда - конкретные личности. Нельзя было взять кого-либо (например, Иуду), заморозить его и выпустить в наш мир только через пять веков или пару тысячелетий, чтобы он смог сыграть свою роль. Так не делается, потому что любому существу дана возможность свободно развиваться. К примеру, было предсказано, что на президента Кеннеди будет совершено покушение. Но имя убийцы не было названо, как, впрочем, не был указан и тот, кто именно должен был стать Кеннеди. Только в ходе личной эволюции становилось ясно, кто же окажется готов сыграть эти роли.

Бог вообще никогда не заставлял людей брать на себя строго определенную роль, иначе это означало бы, что Он не оставил им никакой свободы. Между тем люди свободны в выборе направления, они могут прогрессировать и деградировать, становиться убийцами и палачами или же мудрецами и пророками.

У жизни есть свой сценарий, и развитие мира можно сравнить с театральной пьесой. Чтобы человечество двигалось вперед, необходимы разного рода события, в которых люди играли бы определенные роли. Но нигде никогда не было написано, что тот или иной человек обязан брать на себя ту или иную роль. Существуют дворцы, и существуют тюрьмы, но решить, куда идти, необходимо вам самим.

Космическая жизнь - это спектакль, автором которого является Бог. Он создал актеров, но вместе с тем дал им свободу сыграть те роли, которые они сами захотели выбрать. То, что некоторые роли определены за тысячелетия до того, как будут сыграны, является правдой. Однако люди еще не дошли до того или иного акта. Иногда на сцену возвращаются те же актеры, иногда - другие. Как уже говорилось, роль Иуды не была предназначена для какого-то конкретного человека. Чтобы предать Иисуса, в мир должен был прийти какой-то предатель (а их в мире готовилось много), и тот, кого привлекла эта роль, подходил на нее лучше всех. Если бы Бог определял судьбу всех созданий, то свобода и ответственность исчезли бы бесследно. Какая ответственность может быть у машины, у робота? А если человек не должен отвечать за свои действия, зачем же тогда наказывать его за них? Ведь это не является ни разумным, ни справедливым!

Чтобы получить ту или иную роль актёрам порой приходится идти на крайние меры. Чего только стоят многочисленные трансформации Кристиана Бейла, который ради ролей катастрофически худел, набирал мышечную массу и обрастал лишними килограммами. Режиссеры иногда бывают очень капризными к подбору актеров и к тому, какими бы он хотел видеть их в кадре, так же как и бывают дотошные актеры, полностью отдающие себя новой роли и уходящей в неё с головой. Далее вас ждут 10 актеров, которые чуть не сошли с ума пытаясь вжиться в роль.

Кристиан Бейл

«Машинист», 2004

Для драмы «Машинист» Бейл сбросил 30 килограммов, доведя себя до истощения. Актер, который весил 55 килограммов, во время съемок питался одним яблоком и банкой консервированного тунца в день. По словам продюсеров картины, актер был готов истощать себя и дальше (при этом о медицинском контроле «диеты» речи не шло), но команда беспокоилась за здоровье Бейла и попросила его остановиться.

Шайа Лабаф

«Ярость», 2014

Во время подготовки к съемкам в военной драме «Ярость» в 2014 году Шайа месяц прожил на военной базе. Он выбил себе зуб, изрезал ножом лицо, перестал мыться и сутками наблюдал, как умирают и погибают лошади. За год до этого во время съемок фильма«Опасная иллюзия» Шайа пытался избить режиссера Фредрика Бонда, когда находился под воздействием ЛСД. Собственно, сама картина рассказывает о последствиях приема галлюциногенных препаратов, и актер действительно принимал наркотик. Все эти эксперименты с сознанием и собственным телом в итоге серьезно повлияли на состояние актера. Перемены в поведении Лабефа произошли еще после съемок в картине Ларса фон Триера «Нимфоманка» в 2013 году. Тогда актер пришел на премьеру фильма в Берлине с пакетом на голове. Позже Шайа не раз срывал пресс-конференции, устраивал драки в общественных местах, лечился в рехабе… В общем, Шайа давно и заслуженно получил звание самого странного актера в Голливуде.

Кейт Уинслет

«Чтец», 2008

Актриса была порабощена своим персонажем, безграмотной охранницей концлагеря, и ей потребовалось несколько месяцев после завершения съемок, чтобы вернутся к нормальному состоянию. Кейт, которая получила «Оскар» за работу в «Чтеце», признавалась, что выход из образа - такая же работа, как репетиция роли. «Я потратила много дней и сил, чтобы окончательно попрощаться с этой своей героиней».

Джаред Лето

«Отряд самоубийц», 2016

Вживаясь в роль полоумного Джокера, Лето начал рассылать своим коллегам по проекту странные вещи. Так, Уилл Смит получил упаковку пуль, а вот Марго Робби повезло меньше - ей Джаред прислал живую крысу. Другие партнеры получили видеопослание, в котором Лето в образе Джокера обращался к ним на фоне мертвой свиньи. Этим Лето добивался того, чтобы его коллеги по фильму начали испытывать к нему настоящую неприязнь, которая передалась бы и зрителям в зале.

Хит Леджер

«Темный рыцарь», 2008

Покойный актер был одержим созданием идеального Джокера и не выходил из образа весь период подготовки и съемок. Леджер на месяц заперся в номере отеля и вел «дневник наблюдений» за своим злодеем, который после перешел в дневник от первого лица - самого Джокера. К сожалению, Хит не увидел плод своих усилий на большом экране: Леджер погиб от передозировки болеутоляющими, снотворным и транквилизаторами. Многие уверены, что Хит просто потерял связь с реальностью и уже не понимал, где он, а где - сумасшедший Джокер, что и привело к неконтролируемому приему препаратов.

Эдриан Броуди

«Пианист», 2002

Актер проделал большой путь, готовясь к роли брошенного и голодающего во время войны пианиста-еврея. Причем, проделал путь в прямом смысле. Броуди продал машину, съехал с квартиры, отключил телефон и уехал в Европу с одной сумкой и клавишными. Актер ел в день пару яиц и куриную ножку с овощами, не смотрел телевизор и репетировал.

Шелли Дювалл

«Сияние», 1980

Культовая экранизация романа Стивена Кинга признана и одним из самых страшных фильмов мирового кинематографа, и одним из великих. Однако не все знают, чего стоил такой результат. Режиссер Стэнли Кубрик не жалел нервы актеров, чтобы погрузить их в тот стресс, в каком находятся герои фильма. Например, во время трехдневных (!!!) съемок кульминационной сцены Джек Николсон разрубил 60 дверей, пока Кубрик не одобрил один-единственный кадр. Не пожалел режиссер и 70-летнего актера Скэтмена Крозерса, который«умирал» перед камерой 40 раз, пока за коллегу не вступился сам Николсон и не попросил режиссера остановиться. Но больше всего досталось актрисе Шелли Дювалл, которую Кубрик систематически доводил до истерики при всей команде, чтобы она не выходила из образа до смерти напуганной жены психопата. Каково же было актрисе узнать, что за «Сияние» ее номинировали на антипремию «Золотая малина»! Впрочем, спустя десятилетия эмоции актеров не вызывают вопросов: зрители буквально чувствуют напряжение фильма.

Мария Шнайдер

«Последнее танго в Париже», 1972

В 2016 году резонанс получило интервью Бернардо Бертолуччи. Режиссер признался, что сцена анального секса со сливочным маслом вместо лубриканта, в которой принимала участие Мария Шнайдер, не была согласована с 19-летней актрисой. Напарник Марии по фильму, актер Марлон Брандо, и режиссер решили не предупреждать девушку, чтобы заснять ее естественную реакцию и эмоции. Сама же Шнайдер назвала этот эпизод изнасилованием. Девушка долго не могла избавиться от воспоминаний и перестала есть масло. После съемок в «Танго» карьера Марии не сложилась. Бертолуччи пригласил актрису в фильм «Двадцатый век», но ее отстраняли от съемок из-за проблем с наркотиками и алкоголем. В 2011 году 58-летняя Шнайдер погибла от рака.

Натали Портман

«Черный лебедь», 2010

Натали Портман несколько недель соблюдала экстремальную диету, чтобы похудеть на 15 килограммов. Задуманное удалось - она напугала своим внешним видом даже режиссера Даррена Аронофски. Конечно, играя балерину, Портман уделяла огромное количество времени занятиям у станка, перемещаясь в зал сразу после 15-часовых съемок с шести утра. Чтобы актриса могла полностью погрузиться в психическое расстройство своей героини, режиссер изолировал ее от остальных актеров. В течение года Портман не занималась ничем, кроме подготовки к роли и последующих съемок, и, по словам актрисы, ей не очень нравится вспоминать тот период. «Нина очень больна. Ей нужны годы терапии, - рассказывала после выхода фильма Натали о своей героине. - Но, соглашаясь на съемки, я не знала, во что ввязываюсь».

Николас Кейдж

«Птаха», 1984

Вообще-то, психопата в фильме играет Мэттью Модайн. Его герой, пережив ужасы Вьетнамской войны, сходит с ума и начинает воображать себя птицей. Николасу Кейджу в проекте досталась роль лучшего друга Птахи. Однако и эта задача повлияла на рассудок Кейджа. Перед съемками актер потребовал, чтобы ему, как и его герою, вырвали без наркоза два зуба, но большим испытанием оказалось войти в эмоциональное состояние героя, который пытается вытащить лучшего друга из мира бредовых идей: «Я был в ужасе от роли, это не было похоже на то, что я когда-либо делал раньше».

Нередко человек, выполняющий ту или иную социальную роль, оказывается в конфликтной ситуации. Выделяется несколько типов таких конфликтов, называемых ролевыми.

Обратимся к соответствующим примерам. Так, руководитель того или иного ранга может сознавать, что его организационная роль требует решительных действий по укреплению дисциплины среди персонала (например, вынесения различных взысканий), но при этом ему может быть свойственная неприязнь к таким действиям. Известнее случай, когда выпускник финансового института, проводя свою первую ревизию, обнаружил серьезные злоупотребления. Исходя из предписаний данной социальной роли, ревизор должен был требовать суда над нарушителями, но как человек очень чувствительный и жалостливый он оказался не в состоянии решиться на это. Сложившаяся ситуация в итоге привела начинающего ревизора к тяжелому неврозу. В данных примерах субъективное "Я" вступило в конфликт с предписаниями социальной роли. Такой конфликт называют личностно-ролевым.

Приведем пример другого рода. Женщина – научный сотрудник, увлеченная своими исследованиями и преподаванием в вузе, работает над докторской диссертацией. Все это требует от нее немало времени и сил. С другой стороны, имея семью, она также хочет быть хорошей, заботливой матерью и женой. Если женщина в равной степени ориентирована и на профессиональный рост, и на свою семью, возникает конфликт между данными ролями личности. В этом случае требования одной социальной роли, выполняемой личностью, препятствуют успешной реализации другой. Такой конфликт называют межролевым (интерролевым).

Нередко ролевые конфликты вызываются несовместимостью ожиданий, предъявляемых к личности, выполняющей какую-либо социальную роль. Типичный пример – ситуация, в которой оказывается производственный мастер. Специфика его позиции состоит в следующем. С одной стороны, мастер воспринимается руководством цеха как представитель администрации. С другой стороны, рабочие считают его своим представителем перед администрацией. Таким образом, успешное выполнение роли мастера возможно лишь в том случае, если он сможет одновременно удовлетворять требованиям и рабочих, и администрации. Однако эти требования часто бывают несовместимыми.

Данные нашего исследования, проведенного на одном из петербургских предприятий, говорят о том, что рабочие и руководители цеха пользуются неодинаковыми основаниями при оценке мастера как официального руководителя. У лучших (с точки зрения руководителей цехов) мастеров наиболее высоко оцениваются знание производства, умение организовать работу и требовательность. Рабочие же считают наиболее приемлемыми тех мастеров, которые являются в первую очередь справедливыми, доброжелательными, умеющими сохранять спокойствие, сдерживать свои обещания. В целом материалы этого исследования позволяют говорить об известной разнице в подходе рабочих и руководителей цеха к оценке ролевого поведения мастеров. Оценка, даваемая рабочими, является более дифференцированной. Они воспринимают мастера не только сквозь призму его деловых качеств, по и главным образом в зависимости от его отношения к членам бригады .

Когда мастер обнаруживает несовместимость ожиданий по отношению к сто роли со стороны разных лиц и не знает, каким из них он должен соответствовать, возникает конфликтная ситуация. Такой конфликт называют внутриролевым (интроролевым).

Реакции личности на ролевой конфликт могут варьироваться в зависимости от ее индивидуально-психологических особенностей и характера ситуации. Ролевые конфликты приводят к повышению степени напряженности личности со всеми присущими этому состоянию физиологическими и психическими проявлениями, вплоть до заболеваний.

Приведем данные исследования С. И. Ериной на одном из заводов г. Ярославля. Исходя из данных, полученных с помощью специальной шкалы, были выявлены две группы мастеров – с высоким и низким уровнем ролевого конфликта.

Результаты экспертной оценки показали, что вышестоящие руководители оценивают мастеров с низким уровнем ролевого конфликта как более успешных, умеющих справляться с производственно-технологическими вопросами и более эффективно выстраивающих взаимоотношения с рабочими по сравнению с мастерами, которые характеризовались высоким уровнем ролевого конфликта. Последним были свойственны пассивность (осторожные действия, уход от разрешения проблем) или же, наоборот, агрессивность (давление на нижестоящих, отказ от поиска альтернативных решений). В итоге у этих мастеров повышался уровень тревожности .

Для характеристики данного состояния не без основания порой используется термин "ролевой стресс". Следствием ролевых конфликтов является также понижение уровня продуктивности и удовлетворенности трудом, рост текучести кадров.

Ролевые конфликты рассматриваются как серьезная организационная проблема, поскольку они могут приводить к негативным последствиям и для личности, и для организации в целом. Важным направлением деятельности руководителя любого ранга является работа по снижению уровня ролевых конфликтов в его подразделениях.

  • Свенцицкий А. Л. Психология управления организациями. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.
  • Ерина С. И. Ролевой конфликт руководителя: стратегии разрешения // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2007. № 1 (13).

Первая профессия Бориса Ивановича - машинист тепловоза. Пожалуй, она в чем-то сродни режиссерской природе мастера. Только у тепловоза проверенные рельсы, по которым ведешь свой локомотив, не всегда зная, что впереди. Спектакль и театр - основа, которую создаешь сам и всегда несешься в неизведанное. А в пути случается всякое... Путь режиссера не был усыпан розами, случались взлеты и падения, но в самые отчаянные моменты он возрождался, как птица Феникс, и снова несся вперед, увлекая за собой в неизведанное.

Мечтаю, чтобы вдруг...

Недавно вышедшая книга “Исповедь грешного лицедея” - своеобразный монолог патриарха белорусского театра, народного артиста Беларуси, лауреата специальной премии Президента Республики Беларусь “За духовное возрождение”, по праву признанного классиком при жизни. Звучит как его профессиональное кредо, подтвержденное 45-летней жизнью в искусстве:

Если бы в жизни все было как в театре! - рассуждает Борис Луценко. - Ведь что происходит на сцене? Герои пьесы убивают, врут, крадут, насилуют, хамят и ссорятся, но в конце спектакля смертельные враги, убийцы и их жертвы, обманщики и обманутые, сошедшие в могилу и их могильщики вдруг оживают и, взявшись за руки, выходят на сцену, даря зрителям свои улыбки и поклоны. Вот и я мечтаю, чтобы однажды вдруг восстали из мертвых погибшие на войне солдаты, невинно убитые дети, старики, женщины. Чтобы политические противники и воюющие государства, помирившись, вышли, взявшись за руки, на поклон к людям, а ссорящиеся супруги всего мира нежно поцеловались. Но, увы, такое возможно только в театре. Именно там всякое злодейство - это только игра, страсти, показанные зрителю актерами. Чем они достоверней, тем талантливей актер. Театр - это Дон Кихот, который борется с ветряными мельницами людских пороков и несовершенств. Донкихоты никогда не побеждали ветряные мельницы, и театр не способен искоренять пороки общества и человека. Однако донкихоты и ланселоты должны бороться со злом, понимая, что победить его не смогут. Но даже если ненадолго они перестанут это делать, зло и несправедливость захлестнут мир.

Птенцы гнезда Луценко

Своего рода продолжение семейных отношений - ученики. Луценко воспитал их не одно поколение. Актеров, режиссеров... Посеянные им зерна дают прекрасные всходы. Самые яркие молодые зарницы на небосклоне белорусского театрального искусства - его “птенцы”.

Павел Харланчук - режиссер и актер Купаловского театра, лауреат Первой национальной театральной премии, Екатерина Аверкова - главный режиссер Могилевского областного драматического театра, Денис Нупрейчик - главный режиссер Нового театра в Минске, Ольга Саратокина успешно работает в Международном центре В. Мейерхольда в Москве, Егор Легкин - режиссер Театра юного зрителя (как актер занят в репертуаре Театра-студии киноактера), Светлана Науменко успешно заявила о себе в театрах Германии, Наталья Кузменкова - режиссер Большого театра оперы и балета, поставившая оперы “Рита, или Пиратский треугольник” Доницетти, “Моцарт и Сальери” Римского-Корсакова (вероятно, продолжая традицию своего учителя, который открывал для белорусской оперной сцены “Кавалера роз” Рихарда Штрауса, по-новому позволил услышать “Иоланту” Чайковского в Белорусской государственной консерватории (ныне Белорусская государственная академия музыки). Он воспитал не только плеяду учеников. Борис Иванович начинал в Белорусском государственном театре имени Янки Купалы, стоял у истоков создания и расцвета Театра-студии киноактера, Молодежного театра. Он воспитал не одно поколение зрителя, который верит режиссеру, идет за ним и ждет его новые, умные, талантливые спектакли.

Дом - театр, и театр как дом

Главным в жизни для него всегда был театр. Но для художника дом - это надежные тылы. С моей точки зрения, именно семья позволила состояться творческим свершениям. Жена Людмила - музыкант, преподаватель училища имени Глинки, а в последние годы еще и писатель (в журнале “Литературная Немига” опубликованы три ее повести под псевдонимом Артамонова), песни сына - Ивана Луценко - исполняют ведущие солисты белорусской эстрады. Для дома Луценко вообще характерна атмосфера высокой духовности.

Близкие по духу

Кроме книги, посвященной жизни и творчеству Бориса Луценко, истинным праздником для профессионалов, любителей театра, критиков, зрителей стала недавняя премьера режиссера “Загадочный визит” (по пьесе “Визит старой дамы” Ф. Дюрренматта) на сцене Национального академического драматического театра имени М. Горького, которому мэтр отдал почти 30 лет жизни. Пожалуй, самые знаковые достижения этого театра связаны с именем Бориса Луценко. Яркий, умный, тонкий, глубоко философский, удивительно современный спектакль, по которым так соскучился нынешний зритель. Спектакль не на потребу, не “развлекуха” - спектакль-размышление, спектакль-предупреждение, спектакль-притча... Шекспир и Горький, Брехт и Мережковский, Шиллер и Гоголь, Дидро и Клодель, Макаенок и Дударев - далеко не полный список близких режиссеру авторов. 75-летие признанный мастер, поставивший 100 спектаклей в театрах Беларуси, России, Украины, Латвии, Литвы, Германии, Швейцарии, создавший на белорусском телевидении ряд фильмов-спектаклей, снявший художественный фильм “Раскиданное гнездо” на киностудии “Беларусьфильм”, встречает более чем достойно. С юбилеем, Борис Иванович!