Хромаффинные клетки мозгового вещества надпочечников. Большая энциклопедия нефти и газа. Функциональное назначение надпочечников


Гигиенические требования к зданию детских и подростковых учреждений

Детские дошкольные учреждения. В настоящее время дошкольные учреждения проектируются в основном как объединенные учреждения - ясли-сады для детей преддошкольного и дошкольного возраста. Объединение этих учреждений создает единую последовательную систему воспитания детей до 7 лет, улучшает их медицинское обслуживание.

Здания дошкольных учреждений должны иметь, как правило, не более 2 этажей. Основным принципом планировки детских дошкольных учреждений является групповая изоляция. Это необходимо в связи с большой восприимчивостью детей к инфекционным заболеваниям. Групповая изоляция заключается в том, что каждая группа имеет полный набор необходимых помещений, объединенных в групповую ячейку с самостоятельным входом для ясельных групп. Допускаются общий вход и одна лестница для двух ясельных групп, размещенных на втором этаже, общий вход в групповые ячейки не более чем на 4 группы детей дошкольного возраста.

Групповая ячейка является основным функционально-планировочным элементом здания и включает раздевальню (приемную), групповую (игральную), спальню, туалетную, буфетную. Состав и площади указанных помещений принимаются, согласно действующим нормам ВСН, в зависимости от вместимости здания, количества групп и мест (табл. 18).

Таблица 18. Состав и площади помещений зданий детских яслей-садов, проектируемых для всех климатических районов, за исключена ем IA, 1Б и 1Г климатических подрайонов

В групповой дети находятся большую часть времени: в ней проводятся занятия, организуются игры. В этом же помещении дети принимают пищу.

Для ручного труда в новых проектах выделяется специальная комната площадью не менее 50 м2. В ней одновременно разными видами труда может заниматься вся группа.

Для проведения занятий по физическому воспитанию, пению, организаций праздников в составе помещений яслей-садов на 140 мест и более предусматривается зал для музыкальных и гимнастических занятий площадью 75-100 м2. Вблизи залов в яслях-садах, проектируемых в IA, 1Б и 1Г климатических подрайонах, размещают фотарий.

В практике строительства дошкольных учреждений большое распространение получили плавательные бассейны с ванной размером 3X7 м и переменной глубиной от 0,4 до 0,8 м.

К медицинским помещениям относятся медицинская комната, процедурный кабинет, изолятор, включающий приемную, палату, туалетную, помещение для приготовления дезинфицирующих средств. Медицинская комната должна быть смежной с одной из палат изолятора, причем между ними устраивают стеклянную перегородку. Выход из изолятора должен быть самостоятельным, совмещение его с входами в групповые ячейки недопустимо.

В состав административно-хозяйственных помещений входят кабинет заведующего; холл, в котором обычно организуются встречи с родителями и групповые собрания. Для персонала предусматриваются гардеробная, душевая, уборные.

Состав и площади помещений пищеблока зависят от вместимости детского учреждения и специфики снабжения продуктами - сырьем или полуфабрикатами. Наиболее распространены пищеблоки, рассчитанные на приготовление пищи из сырья. В их состав входят: кухня с раздаточной (15-30 м2), заготовочный цех (6-14 м), моечная кухонной посуды (4-6 м2), кладовая для сухих продуктов (6-11 м2), кладовая для овощей (4-8 м2), загрузочная (4-б м2), охлаждаемая камера.

Пищеблок должен размещаться на 1-м этаже и иметь отдельный вход с улицы. Для предупреждения проникновения в помещение детских групп загрязненного воздуха и тепловыделений окна кухни не должны располагаться под окнами групповых, игровых и спален.

Постирочная состоит из стиральной (12-18 м2) и гладильной (10-12 м2). Важным гигиеническим требованием является соблюдение правильной поточности белья, исключающая встречу грязного и Чистого. В случае полного обслуживания фабрикой-прачечной выделяется помещение (4-6 м2) для сортировки грязного белья с отдельным выходом.

Общеобразовательные школы. Массовое строительство школьных зданий в нашей стране осуществляется по типовым проектам, разработанным в соответствии с ВСН 50-86 «Общеобразовательные школы и школы-интернаты».

Основным типом школы принята общеобразовательная трудовая политехническая школа с продленным днем.

Количество ученических мест в школьном здании зависит от типа школы (начальная, неполная средняя, средняя).

Оптимальная вместимость школьного здания на современном этапе строительства характеризуется тенденцией к укрупнению, обусловленной необходимостью ликвидации перегрузки школ, а также требованиями снижения стоимости здания за счет создания общешкольного центра (спортивного, культурно-массового и обслуживающего назначения) и введением новых методов и средств обучения, требующих изменения архитектурно-планировочной композиции школьного здания.

В настоящее время в крупных городах принято строительство школ высотой не более 4 этажей, в остальных городах и сельской местности рекомендуется строительство не более 3 этажей. На 4-м этаже не допускается устройство классных помещений для 1-х классов, допускается размещение не более 25% остальных учебных помещений.

Помещения в зданиях школ и школ-интернатов следует подразделять на две основные группы - учебные и общешкольные.

Взаимное расположение помещений должно отвечать их функциональному назначению. Помещения общешкольного пользования (учебно-спортивные, актовые залы, мастерские), являющиеся источниками шума и загрязнения воздушной среды, должны быть отделены от учебных помещений (рис. 7).

Рис. 7. План первого этажа средней школы. 1 - классные комнаты; 2 - рекреационные помещения; 3 - спортивный зал; 4 - актовый зал; 5 - 10 - кабинеты, лаборатории, мастерские; 11 - столовая; 12 - гардероб.

Между помещениями школы должны устраиваться удобные короткие связи.

Основным принципом архитектурно-планировочного решения школьного здания является максимальное разделение детского коллектива на отдельные возрастные группы для создания дифференцированного режима учебной, внеучебной деятельности и отдыха учащихся разного возраста. Этим требованиям в наибольшей степени отвечает блочно-секционная планировка школьного здания.

Для учащихся 1-х классов отводят учебную секцию не более чем на 4 класса. В нее включают классные помещения, спальни-игровые из расчета 2 м2 на учащегося, рекреационные помещения, санузлы.

Учебные секции для 2-4-х классов проектируют в составе не более 6 классных помещений, мастерской для трудового обучения, универсального помещения для продленного дня, рекреации, санузлов.

Учебные секции для учащихся 5-9-х и 10-11-х классов состоят из учебных кабинетов, лабораторий с лаборантскими (не более 6), рекреаций, санузлов.

Основными учебными помещениями школы являются классная комната, учебный кабинет, лаборатория. В них учащиеся проводят большую часть времени, поэтому устройству этих помещений следует уделять особое внимание.

При определении размеров и конфигурации учебных помещений исходят из гигиенических требований обеспечения необходимых условий зрительной работы с учетом применения современных технических средств обучения (ТСО), правильного размещения учебного оборудования, обеспечения регламентируемых параметров окружающей среды.

В соответствии с действующими нормами ВСН площадь классной комнаты и учебных кабинетов принята 60 м2, лабораторий - 66 м2 и лаборантских при них - от 16 до 32 м2.

Наиболее распространенной формой учебных помещений является прямоугольная с размещением окон по одной из длинных сторон. Это обеспечивает нужную левостороннюю направленность света. Благоприятные условия видимости на классной доске создаются на расстоянии от нее до последнего места учащегося не более 8 м и обеспечении угла видимости доски 30-35°. Расстояние от первого ряда до доски определяется в зависимости от конфигурации помещения и расстановки столов или парт (рис. 8).

Рис. 8. Расстановка мебели в учебном помещении (схема). 1 - учебные столы; 2 - стулья; 3 - секционные шкафы.

В последние годы предлагается другая конфигурация класса - квадратная. Для таких классов рекомендуется при четырехрядной расстановке оборудования первую парту ставить на расстоянии 2,25 м от классной доски.

При глубине учебного помещения более 6 м в квадратных классах создается недостаточное естественное освещение, в связи с чем предусматривается правосторонний подсвет высотой 2,2 м. Несоблюдение указанных гигиенических требований может обусловить неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии зрительного анализатора, выбор неправильной рабочей позы, снижение работоспособности.

Высота учебных помещений в настоящее время принята 3 м. При такой высоте в зависимости от назначения классов, кабинетов на одного учащегося приходится 4,5-6 м3 воздуха. Учащиеся 4-10-х (11-х) классов занимаются в специализированных учебных кабинетах. Кабинетная система обучения предъявляет повышенные требования к планировочной структуре школьного здания. Необходимо выделение помещений не только по возрастам, но и по группам учебных предметов.

В многокомплектных школах выделяют по 2-3 кабинета на предмет, чтобы обеспечить правильное рассаживание учащихся в соответствии с их ростом (для учащихся 5-6, 7-8, 9-10-х классов). Исходя из этого принципа, в однокомплектных школах рекомендуются кабинеты совмещенные, предназначенные для преподавания 2-3 родственных предметов.

Для размещения учебных кабинетов в здании школы рекомендуется руководствоваться возрастным принципом. Кабинеты должны иметь вертикальные и горизонтальные связи между собой, при этом учитывают необходимость максимального сокращения затрат времени на переходы из кабинета в кабинет. Наиболее совершенным является кафедральный принцип размещения кабинетов, при котором создаются специализированные секции из кабинетов естественно-математического, гуманитарного циклов и др., связь между которыми обеспечивается по вертикали. Для проведения лабораторных работ проектируются лаборатории физики, астрономии, химии, биологии с лаборантской, расположенной со стороны демонстрационного стола. Лаборантская должна иметь второй выход в коридор. Лаборатории для удобства подводки к ним газа, воды, устройства вытяжной вентиляции размещают в одном крыле здания одна над другой. В верхнем этаже оборудуют химическую лабораторию с самостоятельной вытяжной вентиляцией, а на первом или втором этаже - биологическую. В лабораториях устанавливают лабораторные и демонстрационные столы, шкафы для оборудования, вытяжные шкафы, умывальники и др.

Трудовое обучение проводится в учебных мастерских. Для учащихся 2-4-х классов предусматривается мастерская для трудового обучения и общественно полезного труда площадью 80 м2. Для учащихся старшего возраста оборудуют учебные мастерские по обработке металла и дерева с общей для них инструментальной и кладовой для хранения готовой продукции, для 5-9-х классов - мастерские обслуживающих видов труда по обработке тканей (72 м2) и кулинарии (50 м). В состав этой группы помещений включены учебно-методический кабинет по профессиональной ориентации учащихся площадью 66 м2 и комната мастера.

" Для трудового воспитания, обучения и производительного труда учащихся 9-10-х (П-х) классов могут использоваться учебные цехи предприятий, межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК), учебно-производственные мастерские (УПМ) и блоки мастерских при условии соблюдения всех требований, предъявляемых к соответствующим помещениям школ.

Рекреационные помещения служат для отдыха. В них учащиеся отдыхают во время перемен, проводят различные школьные мероприятия во внеучебное время. Рекреационные помещения должны иметь хорошее естественное освещение и условия для проветривания. Они являются резервуаром чистого воздуха во время уроков и позволяют организовать сквозное проветривание учебных кабинетов на переменах.

Ширина данных помещений при одностороннем расположении кабинетов и лабораторий должна приниматься не менее 2,8 м, при двустороннем - 4 м. Площадь на 1 учащегося в школах северных районов равна 0,75 м2, в остальных - 0,6 м2, в южных районах- 0,42 м2 в здании школы и 0,18 м2 на участке.

Количество мест в актовом зале - лекционной аудитории - проектируется из расчета 20-30% от общего числа учащихся школы или 50% в школах-интернатах при расчете 0,6 м2 на одно зрительское место. При актовом зале располагаются эстрада, инвентарная, кинопрокатная, технический центр, фотолаборатория.

В актовом зале должны быть обеспечены благоприятные условия воздухообмена и микроклимата за счет большой высоты и устройства приточно-вытяжной вентиляции. Согласно противопожарным требованиям, в зале должно быть не менее двух выходов.

Спортивный зал служит местом проведения уроков физического воспитания и занятий спортивных секций. Учитывая высокую потребность организма детей в кислороде во время занятий физкультурой, в спортивном зале воздухообмен должен быть не менее 80 м3/ч на одного учащегося. Размеры зала должны быть достаточными для проведения спортивных игр, гимнастических и других упражнений, предусмотренных программой физического воспитания. Минимальная норма площади спортзала на 1 учащегося должна составлять 4 м2, высота - от 5,4 до 6 м. В школах и школах-интернатах приняты следующие размеры учебно-спортивных залов - 9X18, 12X24 и 18X30 м.

На группу школ предусматривается крытый бассейн длиной 25 м, в IV климатическом районе - открытый бассейн.

При спортивных залах проектируются раздевальни, отдельные для девочек и мальчиков, с душевыми и уборными; комната инструктора, снарядная, которая сообщается с залом через проем размером 2X2,2 м.

Спортивные залы должны размещаться на первом этаже изолированно от учебных секций и иметь удобный выход на школьный участок.

Для организации питания учащихся в школах предусматриваются столовые. Их устройство должно соответствовать требованию - обеспечивать полноценное питание учащихся групп продленного дня и горячие завтраки для всех школьников. Состав и площади помещений столовых принимаются по нормам с учетом условий их работы на сырье или на полуфабрикатах. В состав помещений столовой, работающей на сырье, входят: обеденный зал, рыбный и овощные цехи, моечные для столовой и кухонной посуды, кладовые для сухих продуктов и овощей, охлаждаемые камеры для хранения мясных, молочных и рыбных продуктов, загрузочная - тарная.


Площадь обеденного зала в школах принимается от 0,65 до 0,85 м2 на одно посадочное место. Столовые размещают, как правило, на первом этаже. Из производственных помещений столовых должен предусматриваться отдельный выход наружу.

Библиотека состоит из читального зала и книгохранилища с соотношением площадей 2:1, а также помещения для хранения и ремонта учебников. Площади этих помещений принимаются в зависимости от типа и вместимости школы.

Гардеробные проектируются при вестибюле (централизованный) или располагаются вблизи учебных секций в школах большой вместимости. Децентрализованные гардеробные должны размещаться в специальном помещении. Организация их в рекреационных помещениях недопустима, так как это приводит к ухудшению гигиенических условий отдыха учащихся, загрязнению воздушной среды.

Площадь гардеробной с вестибюлем по нормам принимается 0,25 м2 на одного учащегося. Вешалки для одежды следует располагать перпендикулярно окнам, что обеспечивает лучшие условия естественного освещения и проветривания. Ширина проходов между открытыми вешалками в гардеробах должна быть не менее 1,5 м, а число крючков на 1 м вешалок - не более 10.

Умывальни и уборные для учащихся (раздельно для мальчиков и девочек) размещаются вблизи учебных помещений на каждом этаже. Умывальни располагают перед уборными. Они являются шлюзом, препятствующим затеканию воздуха из уборных в другие помещения школы. Общая площадь умывален и уборных принимается 0,1 м2 на одного учащегося. Для персонала школы предусматривается отдельная уборная с умывальней.

Полы в санузлах должны быть водонепроницаемыми, не скользкими, хорошо очищаться от грязи, не иметь щелей, выдерживать мытье горячей водой с мылом и дезинфицирующими средствами. Для облицовки стен применяются плитки из водостойких материалов.

Помещение медицинского обслуживания включает кабинет врача площадью 16 м2 и кабинет зубного врача - 12 м2. Медицинские кабинеты должны быть смежными для удобства их использования во время углубленных осмотров детей. Кабинет врача целесообразно размещать на 1-м этаже вдали от мест большого скопления детей и шумных помещений.

В настоящее время во всех школах предусматривается универсальное помещение для продленного дня учащихся 2-4-х классов площадью 60 м2 (2 м2 на одного учащегося). Организацию занятий и режима продленного дня 1-х классов целесообразно проводить в пределах соответствующих учебных секций, что дает возможность обеспечить дифференцированный режим и более эффективно использовать все помещения, включая учебную секцию и рекреацию.

Для организации сна и игр используются универсальные помещения, объединяющие спальню и игровую, или рекреации, оборудованные встроенной мебелью. Рекреация должна быть обязательно зального типа, объединять не более двух классов при норме площади не менее 1 м2 на одного учащегося. Должно быть предусмотрено место для хранения спального инвентаря. Необходимы также индивидуальные шкафчики для хранения сменной одежды, обуви и гигиенических принадлежностей.

Внеучебное время учащихся старших классов складывается, помимо приготовления домашних заданий, из занятий в кружках по интересам, спортивных секциях, игр на участке. Для этого должны использоваться учебные помещения, кружковые комнаты, студии, спортивные залы и площадки, читальный зал.

Нормативами предусмотрен широкий набор помещений для кружковой работы: технического моделирования, юных натуралистов (растениеводство и животноводство), студия живописи, рисунка, скульптуры, студия хореографии и драматургии, кинофотолаборатория.

Школы-интернаты. В школах-интернатах дети находятся круглосуточно, в связи с чем возрастают гигиенические требования к организации условий обучения и воспитания детей в этих учреждениях. Школы-интернаты имеют большую площадь земельного участка (2,5-2,8 га) с расширенным набором спортивных площадок, площадь озеленения составляет 50%. Для учащихся разных возрастных групп выделяются отдельные площадки из расчета не менее 100 м2 на один класс, где дети могут отдыхать во все сезоны года.


Помещения учебной группы включают, как в обычной школе, классы, учебные кабинеты, лаборатории, помещения для трудового обучения, профессиональной ориентации и спортивной подготовки.

В учебных секциях дополнительно предусматриваются комнаты для игр из расчета 0,5 м на одного учащегося.

Школы-интернаты большей вместимости имеют второй спортивный зал площадью 162 м2.

Медицинский пункт школы-интерната организуется по типу изолятора. В состав его входят: кабинет врача и зубоврачебный кабинет - по 12 м2 каждый, процедурная- 15 м2, палаты (12 м2 на 4 класса), изоляционные палаты с санитарными узлами (две по 9 м2), буфет-раздаточная, ванная комната, уборная и умывальня.

Пищеблок состоит из обеденного зала и кухни с полным набором подсобных помещений. При определении размеров зала исходят из расчета 0,75 м2 на одно посадочное место.

В школах-интернатах Предусматриваются секции спальных помещений в составе спален для классов каждой возрастной группы с санузлами, комнатами для чистки одежды и обуви (0,1 м на одного учащегося) .

Площадь спальных комнат принята по нормам 4 м2 на одно спальное место. Спальные комнаты должны проектироваться вместимостью 4-6 мест для учащихся 1-4 классов и 2-4 мест для учащихся 5- 11-х классов.

В состав спальных помещений входят комнаты дежурных воспитателей и технического персонала, бельевая и комната починки белья и платья, комната для хранения вещей, кладовая для хранения новой одежды, белья, обуви и хозяйственного инвентаря, кладовая грязного белья, кладовая индивидуального спортивного инвентаря (личных вещей), душевые с раздевальнями и уборными, постирочная.

В спальных корпусах предусматривают помещения для отдыха и приготовления уроков, гостиные.

При гардеробных обязательно должны быть сушилки для одежды и обуви (0,2 м2 на одного учащегося) с водяным отоплением.

Средние профессионально-технические училища. Основным гигиеническим требованием, предъявляемым к устройству этих типов учреждении, является создание условий для теоретического и производственного обучения, воспитательной и культурно-массовой работы, отдыха, питания и медицинского обслуживания учащихся.

Состав и площади помещений СПТУ устанавливаются в зависимости от профиля и вместимости. Оптимальным решением планировки здания является объединение близких по функциональному назначению помещений в отдельные блоки или корпуса.

В типовых проектах предусматриваются четыре основных корпуса: теоретических занятий с учебными помещениями для общеобразовательных и специальных предметов; учебно-производственных мастерских; общественно-бытовой корпус, объединяющий помещения зального типа - пищеблок, актовый и физкультурный залы; общежитие.

Тесная функциональная связь всех корпусов является обязательным условием рационального решения учебного заведения в целом, обеспечивает сокращение времени на дорогу и переходы учащихся, соблюдение отдельных режимных моментов.

При решении вопроса о размещении СПТУ возникает важный аспект: необходимость взаимосвязи училища с базовым предприятием и жилой частью города.

С гигиенических позиций обосновано требование, чтобы училища преимущественно размещались в городской застройке, что обеспечивает благоприятные условия окружающей среды, исключающие возможность влияния на организм подростков загрязненного воздуха промышленной зоны. Учебные заведения сферы обслуживания должны размещаться в жилых районах города.

Размещение сельских СПТУ в поселках городского типа является наиболее рациональным, так как позволяет решить вопрос санитарно-технического благоустройства здания и культурного обслуживания учащейся молодежи.

Учебные помещения предусматриваются в виде кабинетов по общеобразовательным предметам площадью 50-54 м2; кабинетов по специальностям - 60-72 м2; лабораторий по общеобразовательным предметам - 72-90 м2. Кроме того, проектируются поточные аудитории для лекционных занятий на 60-90-120 человек площадью соответственно 72-108-

Для учебно-производственных, мастерских разработаны типовые проекты универсальных мастерских с уточнением на местах конкретного профиля подготовки учащихся. Состав и площади мастерских принимаются по нормам технического проектирования соответствующих отраслей промышленности. Особое внимание при этом обращают на устройство | системы вентиляции, защиты от шума и вибрации, естественного и искусственного освещения и т. п.

При учебно-производственных мастерских предусматриваются душевые, гардеробные (для уличной, домашней и рабочей одежды), умывальни и уборные, которые рассчитывают на число учащихся в наиболее многочисленной смене.

Учебно-спортивные помещения включают спортивные залы площадью 24X12 м (на 540 и 720 учащихся), 30X18 м (на 960 и 1440 учащихся) и 36Х Х18 м (на 1920 учащихся). В зданиях большей вместимости для занятий специальных медицинских групп предусматривается второй зал размером 18X9 м. При спортивных залах должен быть необходимый набор вспомогательных помещений.

Актовый зал проектируется на одновременное размещение "/з, а в сельских СПТУ - 1/2 числа учащихся из расчета 0,65 м2 на одно место в зале. В группу помещений культурно-бытового назначения входят также комнаты общественных организаций, технического творчества, фотолаборатория, комната боевой и трудовой славы, библиотека с читальным залом.

Столовые проектируются с учетом работы на полуфабрикатах или на сырье. Количество посадочных мест в обеденном зале рассчитывается на "/з общего числа учащихся с площадью на одно посадочное место не более 1 м2.

Состав и площади помещений общежития проектируются в соответствии с действующими нормами ВСН «Жилые здания». Жилые комнаты предусматриваются не более чем на 4 человек из расчета 6 м2 на одно спальное место. Помимо спален, имеются комнаты для чистки и глажения, для сушки одежды и обуви, постирочная, комнаты отдыха, комнаты для культурно-массовых мероприятий. При спальном корпусе организуется изолятор из расчета 1 койка на 200 человек.

В медицинском пункте ведется амбулаторный прием учащихся, выполняются лечебные процедуры, проводится углубленный и профилактический прием учащихся. Предусматриваются три помещения; кабинет врача, процедурная и кабинет зубного врача.

← + Ctrl + →
Планировка детских и подростковых учреждений в городе и сельской местности Освещение в детских и подростковых учреждениях

Гигиенические требования по устройству и оборудованию строящихся и реконструируемых детских дошкольных учреждений (детских яслей, детских садов и объединенных дошкольных учреждений — яслей-садов) изложены в СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

При выборе участка для детских учебно-воспитательных учреждений необходимо руководствоваться следующими принципами:
— здания детских учреждений должны быть расположены недалеко от места жительства большинства обслуживаемых детей;
— расстояния от детских учебно-воспитательных зданий до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей должны соответствовать требованиям, предъявляемым к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов;
— выбранный участок должен быть достаточным по величине, с тем чтобы обеспечить наилучшие условия пребывания детей и выполнение всех основных режимных составляющих.

При проектировании и строительстве дошкольных учреждений должны соблюдаться следующие принципы:
— групповая изоляция как в здании, так и на участке (каждая. группа имеет свой набор помещений, площадок и пользуется отдельным входом);
— обеспечение условий для двигательной активности детей (достаточная площадь участка);
— создание благоприятного воздушно-теплового режима;
— обеспечение естественного освещения, инсоляции зданий и участка;
— достаточное озеленение земельного участка;
правильная организация рационального питания детей.

В СанПиН 2.4.2.2821-10 регламентируются показатели воздушно-теплового, светового и инсоляционного режимов школьных помещений. В учебных классах при одностороннем боковом естественном освещении коэффициент естественной освещенности (КЕО) должен быть не менее 1,5%, световой коэффициент (СК) — не менее 1:6. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта.

На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, ориентация кабинета информатики — на север, северо-восток. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять в учебных помещениях и кабинетах 18—24 "С, относительная влажность — 40—60%, скорость движения воздуха — не более 0,1 м/с.

Дошкольная и школьная мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела детей и подростков.

Для детей ясельного и дошкольного возраста основные размеры столов и стульев представлены в табл. 11, для учащихся школы — в табл. 12.

Таблица 11. Основные размеры столов и стульев для детей ясельного и дошкольного возраста


Таблица 12. Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам «Столы ученические. Типы и функциональные размеры» и «Стулья ученические. Типы и функциональные размеры»



Учебные пособия должны соответствовать определенным гигиеническим стандартам. Соблюдение гигиенических требований к школьным учебникам и детским книгам обеспечивает оптимальные условия идя работы органов зрения, и наоборот, мелкий шрифт, плохая печать влекут повышение внутриглазного давления, преждевременное утомление зрительного анализатора и служат основной причиной развития близорукости.

Не меньшее значение имеют размеры и четкость шрифта, минимальная высота которого равна 1,75 мм в учебниках для старших классов и 2,1-2,4 мм в учебниках для младших классов. Для зрительного восприятия текста важно соблюдение определенного расстояния между отдельными буквами, словами, строками.

Таким образом, условия обучения и воспитания в дошкольных и общеобразовательных учреждениях имеют большое значение для здоровья детей, поскольку от благоустройства и санитарного состояния этих подразделений зависят во многом режим дня, двигательная активность детей, организация питания, учебных занятий и отдыха, всестороннего физического воспитания и закаливания.

В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов

Планировка детских и подростковых учреждений.

Участок общеобразовательных школ:
-радиус обслуживания -0,3-0,5км пешеходной допустимости(15-30мин – транспортной допустимости)
-уровень шума не более 60дБА
-территория участка ограждается забором и полосой зеленых насаждений (не менее 5% от земельного участка)
-участок должен иметь искусственное освещение
-площадь60м.кв. на одного учащегося –на 500 учеников
33м.кв. - на 800-1000человек.
-должен иметь спортивную, учебно-опытную, хозяйственную, отдыха зоны и зону застройки.
Здание общеобразовательной школы может быть следующих вариантов: централизованное, павильонное, блочное. Гигиенически целесообразное – бочный тип(секции для начальных, средних и старших классов, площадь учебных помещений - 2,5м.кв. на одного учащегося

В настоящее время дошкольные учреждения проектируются в основном как объединенные учреждения - ясли-сады для детей преддошкольного и дошкольного возраста. Объединение этих учреждений создает единую последовательную систему воспитания детей до 7 лет, улучшает их медицинское обслуживание.

Здания дошкольных учреждений должны иметь, как правило, не более 2 этажей. Основным принципом планировки детских дошкольных учреждений является групповая изоляция. Это необходимо в связи с большой восприимчивостью детей к инфекционным заболеваниям. Групповая изоляция заключается в том, что каждая группа имеет полный набор необходимых помещений, объединенных в групповую ячейку с самостоятельным входом для ясельных групп. Допускаются общий вход и одна лестница для двух ясельных групп, размещенных на втором этаже, общий вход в групповые ячейки не более чем на 4 группы детей дошкольного возраста.

5.Гигиенические требования к оборудованию детских и подростковых учреждений, предметам детского обихода:

Предметы оборудования, предназначенные для детей и подростков, должны отвечать педагогическим и гигиеническим требованиям. Учебно-производственное оборудование помещений должно обеспечивать проведение воспитательной и учебной работы, развивать художественный вкус.

Гигиенические требования к детской мебели и инструментам включают соответствие их анатомофизиологическим возможностям организма с учетом роста и возраста детей и подростков. Конструкция мебели и других предметов оборудования должна быть прочной, устойчивой, достаточно легкой, доступной для поддержания ее в чистоте. Покрытие мебели должно быть водостойким, выдерживать частое мытье горячей водой с моющими средствами и обработку дезинфицирующими средствами. Строительные и отделочные материалы не должны выделять в воздух помещений вредных химических веществ.


В процессе учебных занятий организм детей испытывает статическую нагрузку вследствие необходимости поддерживать длительное время вынужденную рабочую позу. Занятия за партой, чертежным столом, работа в столярной, слесарной мастерских и др. связаны преимущественно со статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, ног. Положение тела считается правильным, если сохраняются устойчивое равновесие, нормальная деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, слухового и зрительного анализаторов.

В мебели для детей и подростков должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, сиденья и спинки стула (скамьи). Эти соотношения нормируются величинами дифференции, дистанции сиденья и дистанции спинки.

Дифференция - это расстояние (по вертикали) от заднего края стола до сиденья. Оно равно разности высоты сиденья и высоты локтя свободно опущенной руки сидящего школьника плюс 5-6 см. Заниженная или завышенная дифференция вынуждает школьника опускать или поднимать правое плечо во время письма, что приводит к искривлению позвоночника или увеличению расстояния от глаз до книги (тетради).

Дистанция спинки - это расстояние (по горизонтали) от заднего края крышки стола до, спинки стула. Оно не должно превышать переднезаднего диаметра туловища ребенка более чем на 5 см.

Дистанция сиденья-это расстояние (пр горизонтали) между краем крышки стола и краем сиденья; она должна быть только отрицательной (не менее 4 см и не более 8 см). –см. практика.

Гигиенические требования к школьной мебели и оборудованию классных помещений, посадке ученика за партой

Основная школьная мебель (парты, столы и стулья ученические) имеет различные размеры, зависящие от показателей длины тела детей. Для учащихся школ выпускается мебель 6 групп.

Размеры школьной мебели и ее маркировка.

Группа мебели по ГОСТам 11015-93; 11016-93

Группа роста (мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику (мм)

Цвет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья (мм)

Мебель должна иметь цифровую и цветовую маркировку. Цветовая маркировка должна быть видна со стороны прохода между рядами. Ее наносят на обеих сторонах стола, стула в виде круга диаметром 22 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм.

Для определения необходимой ученику группы мебели рекомендуется цветная мерная линейка, на которой соответственно группам мебели наносятся цветные полосы:

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния. Между рядами двухместных столов - не менее 60 см;

между рядами столов и наружной продольной стеной - не менее 50-70 см;

между рядами столов и внутренней продольной стеной или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50-70 см;

от последних столов до стены противоположной классной доске - не менее 70 см, от задней стены, являющейся наружной - не менее 100 см;

от первой парты до учебной доски - 240- 270 см;

наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски - 860 см; высота нижнего края учебной доски над полом - 80 -90 см.

Гигиенические требования к школьным зданиям всех типов в основном одинаковы. Они должны иметь не более трёх этажей, предусматривается разделение учащихся по возрастным группам, изоляция классов от источников шума и загрязнения воздуха. По нормативам ширина класса не должна превышать 6,3 метра, т.к. при большей величине снижается естественная освещённость. Длина классных комнат 8-8,4 метра. При большей длине напрягаются зрение и слух. Кубатура на одного школьника 3,75 куб.м. Школьные лаборатории и кабинеты для отдельных дисциплин имеют увеличенную площадь. Оптимальный тепловой режим обеспечивают с помощью водяного или панельного отопления. Рекомендуемая температура воздуха для детских комнат в яслях – 21-22 градуса, в детских садах – 18, школьных учебных классов – 16 градусов. Перепад температуры воздуха не должен превышать по горизонтали 2 градуса, по вертикали – 2,5 градуса. Относительная влажность должна быть 40-60%. Большое значение имеет ориентация здания по сторонам света. Наиболее благоприятной во всех климатических зонах является южная и юго-западная ориентация окон классных комнат. Световой коэффициент должен быть 1:5-1:6. Искусственное освещение должно быть равномерным по классу и обеспечивать не менее 150 лк.

Тема Гигиенического обучение и воспитание населения .

Эндокринную функцию мозговой части надпочечника выполняют происходящие из нервного гребня хромаффинные клетки. При активации симпатической нервной системы надпочечники выбрасывают в кровь катехоловые амины (адреналин и норадреналин). Катехоламины имеют широкий спектр эффектов (воздействие на гликогенолиз, липолиз, глюконеогенез, существенное влияние на сердечно-сосудистую систему). Вазоконстрикция, параметры сокращения сердечной мышцы и другие эффекты катехоловых аминов реализуются через - и ‑адренергические рецепторы на поверхности клеток-мишеней (ГМК, секреторные клетки, кардиомиоциты). Серьёзные клинические проблемы возникают при опухолях эндокринных клеток и их предшественников (нейробластома, феохромоцитома).

Строма . В нежном поддерживающем каркасе, состоящем из рыхлой волокнистой соединительной ткани, расположены многочисленные сосудистые полости - венозные синусы - вариант капилляров типа синусоидов. Их отличительная особенность - значительный диаметр просвета, достигающий десятков и сотен мкм.

Иннервация . Мозговая часть органа содержит множество преганглионарных нервных волокон симпатического отдела нервной системы, хромаффинные клетки расценивают как постганглионарное звено (модифицированные постганглионарные симпатические нейроны) двигательной вегетативной иннервации. Между хромаффинными клетками в мозговом веществе можно также видеть рассеянные небольшие группы ганглионарных клеток с неясной

функцией.

функцией

Хромаффинные клетки

Хромаффинные клетки содержат гранулы с электроноплотным содержимым, которое с бихроматом калия даёт хромаффинную реакцию. Хромаффинные клетки - основной клеточный элемент мозговой части надпочечников и параганглиев, расположенных по ходу крупных артериальных стволов (например, каротидное тело). Мелкие скопления и одиночные хромаффинные клетки находят также в сердце, почках, симпатических ганглиях.

Цитология

Хромаффинные клетки содержат многочисленные митохондрии, выраженный комплекс Гольджи, элементы гранулярной эндоплазматической сети, многочисленные электроноплотные гранулы , содержащие преимущественно норадреналин и/или адреналин (по этому признаку хромаффинные клетки подразделяют на две субпопуляции), а также АТФ, энкефалины и хромогранины. Адреналин-содержащие гранулы гомогенны. Норадреналин-содержащие гранулы характеризуются повышенной плотностью содержимого в центральной части и наличием светлого ободка по периферии под мембраной гранулы.

Секреция гормонов из хромаффинных клеток происходит в результате стимулирующего влияния со стороны преганглионарных симпатических волокон и глюкокортикоидов.

Рис. 9-29. Хромаффинная клетка . Характерны многочисленные электроноплотные гранулы с катехоламинами. Значительный объём клетки занимает крупное ядро. Клетка содержит митохондрии, выраженный комплекс Гольджи, элементы гранулярной эндоплазматической сети.

Гормоны

Катехоламины имеют широкий спектр эффектов (воздействие на гликогенолиз, липолиз, глюконеогенез, существенно влияние на сердечно-сосудистую систему). Вазоконстрикция, параметры сокращения сердечной мышцы и другие эффекты катехоловых аминов реализуются через - и -адренергические рецепторы на поверхности клеток-мишеней (ГМК, секреторные клетки, кардиомиоциты). Серьёзные клинические проблемы возникают при опухолях эндокринных клеток и их предшественников (нейробластома, феохромоцитома).

Катехоловые амины синтезируются из тирозина по цепочке: тирозин (превращение тирозина катализирует тирозингидроксилаза)  ДОФА (ДОФА-декарбоксилаза)  дофамин (дофамин--гидроксилаза)  норадреналин (фенилэтаноламин-N–метилтрансфераза)  адреналин. В ходе синтеза происходит 3 перемещения веществ и продуктов реакций (рис. 9-30). В синтезе участвует 4 фермента.

Синтез катехоламинов .

Хромаффинная клетка синтезирует и запасает адреналин после последовательных этапов с участием четырёх ферментов и трёх перемещений продуктов реакций (пояснения см. в тексте). TH - тирозингидроксилаза; DDC - ДОФА-декарбоксилаза; DBH - дофамин--гидроксилаза; PNMT - фенилэтаноламин-N–метилтрансфераза; VMAT1 - катехоламин/H + -обменник; ДА - дофамин; А - адреналин; НА - норадреналин.

Тирозингидроксилаза (ген TH ) конвертирует тирозин в L-ДОФА. Аминокислота ДОФА (рис. 9-31) выделена из Vicia faba L , активна и применяется как антипаркинсоническое средство, её L-форма - леводопа (L-ДОФА, леводофа, 3-гидрокси-L-тирозин, L-дигидроксифенилаланин). Симпатическая стимуляция и АКТГ увеличивают активность тирозингидроксилазы.

ДОФА-декарбоксилаза (ген DDC ) конвертирует L-ДОФА в дофамин, а также участвует в синтезе серотонина (из 5-гидрокситриптофана) (не только в надпочечнике, но и в других тканях) (рис. 9-31). Дофамин - 4-(2-аминоэтил)пирокатехол (рис. 9-31). Катехоламин/ H + -обменник (VMAT1) (V esicular M onoa mine T ransporter) переносит дофамин в мембранные пузырьки с электроноплотной сердцевиной - хромаффинные гранулы .

Дофамин- -гидроксилаза (ген DBH ) конвертирует дофамин в норадреналин . Дофамин--гидроксилаза локализуется на внутренней поверхности мембраны гранул хромаффинных клеток мозгового вещества и симпатических норадренергических терминалей. В терминалях на этом этапе синтез прекращается, и норадреналин запасается в гранулах для последующей секреции. Дофамин--гидроксилаза секретируется из хромаффинных клеток и норадренергических терминалей вместе с норадреналином, её определение в крови предложено для оценки симпатической активности. Активность дофамин--гидроксилазы стимулируется симпатическими терминалями и АКТГ.

 В хромаффинных клетках мозгового вещества норадреналин конвертируется вне гранулы в адреналин с участием фенилэтаноламин-N–метилтрансферазы (ген PNMT ), присутствующей в цитозоле. Кортизол, поступающий из коркового вещества, стимулирует активность этого фермента. Образовавшийся адреналин поступает в секреторные гранулы также с участием катехоламин/H + -обменника VMAT1. Таким образом, в гранулах накапливаются оба гормона; они связаны с АТФ, Ca 2+ и с хромогранинами (в основном хромогранин B). После секреции, находясь в кровотоке, гормоны отделяются от связывающего комплекса и взаимодействуют с клеткой-мишенью.

Норадреналин - деметилированный предшественник адреналина (2-амино-1-(3,4-дигидроксифенил)этанол (рис. 9-31). Адреналин - l-1-(3,4-дигидроксифенил)-2-(метиламино)этанол - только гуморальный фактор, в синаптической передаче не участвует.

Секрет хромаффинных клеток содержит 10% норадреналина и 90% адреналина.

Пирокатехины.

Деградация адреналина и других биогенных аминов происходит в печени под влиянием моноаминооксидаз и катехол-О-метилтрансферазы. В результате образуются экскретируемые с мочой метанефрины и ванилилминдальная кислота, маркёры феохромоцитомы.

Рецепторы катехоламинов 1 -

Адренорецепторы

Адренорецепторы клеток-мишеней (включая синаптические) связывают норадреналин, адреналин и другие адренергические препараты, как активирующие (агонисты, адреномиметики), так и блокирующие (антагонисты, адреноблокаторы). Адренергические рецепторы подразделяют на - и -подтипы. Среди - и -адренорецепторов различают:  1 - (например, постсинаптические в симпатическом отделе вегетативной нервной системы),  2 - (например, пресинаптические в симпатическом отделе вегетативной нервной системы и постсинаптические в головном мозге),  1 - (например, кардиомиоциты) и  2 -адренорецепторы.

Эффекты, опосредуемые разными адренергическими рецепторами

 1 - усиление гликогенолиза; сокращение ГМК сосудов и мочеполовой системы.

 2 - расслабление ГМК ЖКТ; подавление липолиза; подавление секреции инсулина, ренина.

 1 - увеличение силы сокращения кардиомиоцитов; усиление липолиза.

 2 - усиление секреции инсулина, глюкагона, ренина; расслабление ГМК бронхов, ЖКТ, кровеносных сосудов, мочеполовой системы; усиление гликогенолиза и глюконеогенеза в печени; усиление гликогенолиза в мышцах.

Дофаминовые рецепторы

Дофаминовые рецепторы, как и адренергические, относят к мембранным рецепторам, связанным с G–белком (активируют либо ингибируют аденилатциклазу).

Феохромоцитома - опухоль, состоящая из хромаффинных клеток, синтезирующих катехоламины. Феохромоцитому обнаруживают примерно у 0,5% больных с гипертензией. Большая часть феохромоцитом - одиночные опухоли надпочечников, 10–20% расположено вне надпочечников, 1–3% - в грудной клетке или в области шеи. Около 20% опухолей множественные, 10% - злокачественные.

Семейный (поли)эндокринный аденоматоз (СПЭА) типа II и III: при этих синдромах развивается, наряду с опухолями других эндокринных желёз, и феохромоцитома. Определение катехоловых аминов, продуцируемых большинством опухолей, полезно для установления диагноза, контроля эффективности лечения и диагностики рецидивов. Особенно информативно определение суточной экскреции ванилилминдальной и гомованилиновой кислот.

Нейробластома - злокачественное новообразование, возникающее из клеток нервного гребня и их малодифференцированных клеточных потомков в составе ганглиев симпатического отдела нервной системы, мозгового вещества надпочечников и параганглиев. Повышение содержания в крови нейроно-специфической енолазы и амплификация протоонкогена N–myc в опухолевых клетках ассоциированы с неблагоприятным прогнозом.

Мозговое вещество отделено от коркового небольшой прослойкой соединительной ткани. Построено из больших клеток округлой или полигональной формы, которые за характером синтезированных ими веществ деляться на эпинефроциты и норэпинефроциты. Эпинефроциты имеют светлую, заполненную секреторными гранулами цитоплазму, секретируют адреналин. Цитоплазма норэпинефроцитов под электронным микроскопом выглядит темной, содержит секреторные гранулы норадреналина.

Мозговое вещество надпочечной железы

Схема синтеза катехоламинов /адреналина и норадреналина/ в хромаффинных клетках

Надпочечник . В корковом веществе эпителиальные секреторные клетки формируют тяжи, между которыми находятся кровеносные капилляры. В клубочковой зоне (1) эпителиальные тяжи подворачиваются под капсулу в виде клубочков; в пучковой (2) - идут параллельно друг другу. В сетчатой зоне (3), на границе с мозговым веществом, эпителиальные тяжи образуют анастомозы. Окраска гематоксилином и эозином.

Рецепторы катехоламинов .  1 - и  2 -адренорецепторы и рецепторы дофамина DA-1 связаны с G s , который активирует аденилатциклазу (AC), что приводит к увеличению содержания цАМФ в цитозоле.  2 -Адренорецепторы, рецепторы дофамина DA-2 взаимодействуют с G I , который подавляет активность аденилатциклазы.  1 - Адренорецептор взаимодействует с белком G q , который активирует фосфолипазу С (PLC) с последующим конвертированием фосфоинозитидов в инозитолтрифосфат (IP 3) и диацилглицерол (DAG).

Развитие

Надпочечная железа развивается из двух эмбриональных зачатков: мозговое вещество - из парааортальных нервных ганглиев, корковое, - из разрастаний целомического эпителия, которые формируют так называемое интерреналовое тело. Закладка коркового вещества осуществляется на пятой неделе эмбриогенеза. Большие ацидофильные клетки интерреналового тела - источник образования первичной (фетальной) коры будущих надпочечных желез.

На 6-й неделе внутриутробного развития крупные мезодермальные клетки целомического эпителия образуют скопления между основанием дорзальной брыжейки первичной кишки и развивающимися урогенитальными валиками. По направлению к этим скоплениям из ближайших симпатических ганглиев мигрируют клетки нервного гребня - будущие хромаффинные клетки мозгового вещества. На 8-й неделе мезодермальные клетки начинают интенсивно размножаться, и формируется две зоны коры: наружная - дефинитивная и эмбриональная (фетальная), расположенная на границе с мозговым веществом.

Развитие надпочечника. А - в течение 6-й недели клетки промежуточной мезодермы формируют два симметричные скопления между основанием дорзальной брыжейки первичной кишки и развивающимися урогенитальными валиками; эти клетки, дающие начало фетальной коре, происходят из мезотелия, выстилающего заднюю стенку брюшной полости. Мозговое вещество формируется за счёт клеток нервного гребня, мигрирующих из ближайших симпатических ганглиев; Б - мигрировавшие клетки нервного гребня вначале образуют скопления с медиальной стороны формирующейся фетальной коры, в дальнейшем они окружаются клетками фетальной коры и дифференцируются в клетки мозгового вещества; В - на 7-й неделе развития фетальная кора составляет почти 70% всего объёма коры; Г - в возрасте 4-х месяцев дефинитивная кора вполне развита, её зоны отчётливо выражены; Д - хромаффинные клетки образуют также небольшие скопления (овалы чёрного цвета) вне надпочечника (например, по ходу крупных артериальных стволов, в симпатических ганглиях).

Фетальная кора

Клетки фетальной зоны коры надпочечника у плода крупные, с ацидофильной цитоплазмой и большим бледным ядром. На 10–20-й неделе фетальная кора быстро растёт, к 30-й неделе объём этой зоны увеличивается вдвое. В плодном периоде на долю фетальной зоны приходится большая часть коры надпочечника. Незадолго до рождения начинается дегенерация этой зоны, и к концу первого года жизни фетальная кора полностью исчезает.

Функция . Фетальная кора синтезирует преимущественно глюкокортикоид кортизол и дегидроэпиандростерон, преобразуемый в печени плода в 16-производные, из которых в плаценте образуются эстрогены материнского организма (эстриол, эстрадиол и эстрон).

Дефинитивная кора

Клетки дефинитивной зоны мелкие, имеют базофильную цитоплазму и плотное ядро. К 30-й неделе объём дефинитивной зоны значительно увеличивается. В течение первого года жизни в дефинитивной коре различимы клубочковая, пучковая и сетчатая зоны; полностью дифференцировка корковой части надпочечника завершается к третьему году жизни. В дальнейшем кора продолжает увеличиваться в объёме (особенно интенсивно при половом созревании), достигая окончательных размеров к 20 годам.

Мозговая часть

К 30-й неделе объём мозгового вещества увеличивается в 4 раза. В дальнейшем число хромаффинных клеток возрастает вплоть до завершения полового развития.

Функция . В плодном периоде хромаффинные клетки весьма чувствительны к малейшим изменениям гомеостаза (например, к изменениям pO 2), отвечая на них выбросом катехоловых аминов (адреналина и норадреналина).

Схема взаимосвязи между гипоталамусом, гипофизом и корой надпочечника

На десятой неделе эмбрионального развития первичная кора обрастает мелкими базофильными клетками, которые также происходят из целомического эпителия, из которой образуется дефинитивная кора. Перемещение нейробластов из парааортальних симпатических узлов в интерреналовое тело осуществляется на шестой-седьмой неделе эмбриогенеза. Сначала хромаффинные клетки мозгового вещества продуцируют лишь норадреналин, на более поздних стадиях развития зародыша начинает синтезироватся адреналин.

Надпочечник при гипофизэктомии (вверху) и при стрессе(внизу).

Максимальное развитие надпочечная железа приобретает в 20- 25 лет. Начиная с 50-60 лет отмечается возрастная инволюция клубочковой и пучковой зон коркового вещества, замещение их эндокринных элементов разрастаниями соединительной ткани. Характеристики мозгового вещества и клеток сетчатой зоны с возрастом существенно не изменяются.

Схема взаимодействия между иммунной, нервной и эндокринной системами

Cтраница 1


Хромаффинные клетки встречаются не только в мозговом веществе надпочечников, но и в других участках тела: на аорте, у места разделения сонных артерий, среди клеток симпатических ганглиев малого таза, иногда в толще отдельных ганглиев симпатической цепочки. Все эти клетки относят к так называемой адреналовой системе, так как они вырабатывают адреналин и близкие к нему физиологически активные вещества.  

Катехоламины синтезируются в хромаффинных клетках мозгового слоя надпочечников. Сигналом на синтез этих гормонов является нервный импульс, в результате чего запускается синтез катехоламинов из тирозина. Процесс синтеза адреналина протекает в четыре стадии, причем ключевым ферментом является тирозин-гидроксилаза.  

Мозговое вещество надпочечников состоит из хромаффинных клеток, эмбриогенети-чески родственных клеткам симпатической нервной системы. Они окрашиваются двух-ромовокислым калием в желто-коричневый цвет, что и послужило поводом назвать их хромаффинными.  

МОТИЛЙН, гормон, вырабатываемый хромаффинными клетками слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, преим.  

Кроме надпочечника, адреналин и норадреналин образуются хромаффинными клетками в ганглиозной ткани, разбросанной по всему организму. Выработка гормонов находится под влиянием симпатической нервной системы и повышается при раздражении симпатических волокон, идущих к надпочечнику. Изменения, наступающие при введении адреналина и норадреналина, аналогичны тем, которые наблюдаются при раздражении симпатической нервной системы.  

Заслуживает внимания еще особенно полезная клеточная-линия - линия клеток PC 12, клонированная из феохромоци-томы - опухоли хромаффинной ткани надпочечника. Клетки PC 12 аналогичны хромаффинным клеткам по их способности синтезировать, запасать и высвобождать катехоламины. Подобно не нейрональным клеткам, они размножаются, но под действием NGF они перестают делиться, участвуют в нейритных процессах и становятся очень похожими на симпатические нейроны. Они приобретают электрическую возбудимость, отвечают на ацетилхолин и даже образуют функциональные холинэргические синапсы.  

Это ясно видно на клетках фео-хромоцитомы (PC 12) - линии опухолевых клеток, происходящих из (не нейрональных) хромаффинных клеток мозгового вещества надпочечников. В отличие от нервных клеток они делятся в клеточной культуре и будучи хромаффинными клетками способны к синтезу, хранению и высвобождению катехоламинов. Под влиянием NGF клетки феохромоцитомы дифференцируют далее в направлении нервных клеток: они останавливают пролиферацию и способствуют нейритным процессам; становятся электровозбудимыми и чувствительными к ацетил-холину и развивают способность к образованию синаптических контактов.  

Анализ его внутриклеточной локализации показал, что в клетках головного мозга 60 - 70 % 5 - ГТ накапливается в митохондриях, тогда как в клетках слизистой оболочки пищеварительного тракта большая часть 5 - ГТ локализуется в особых плазматических гранулах. Эндогенный 5 - ГТ создается главным образом в системе хромаффинных клеток. Примерно 80 - 90 % всего эндогенного серотонина находится в тканях желудочно-кишечного тракта.  

Из этого правила, однако, имеются некоторые исключения. Так, постганглионарные симпатические волокна, идущие к гладким мышцам желудочно-кишечного тракта, преимущественно оканчиваются не на мышечных волокнах, а на парасимпатических ганглиозных клетках, находящихся в стенке желудка и кишок. По-видимому, они снижают активность этих клеток и таким путем оказывают тормозящее влияние на гладкую мускулатуру. В данном случае, следовательно, имеется трех-нейронная структура периферического пути. Исключением из отмеченного выше правила является также тот факт, что хромаффинные клетки мозгового слоя надпочечников иннервированы не постганглионарными, а преганглионарными симпатическими волокнами. Хромаффинные клетки, образующие под влиянием импульсов, поступающих к ним по симпатическим волокнам, адреналин, как бы заменяют постганглионарный нейрон, с которым они имеют общее происхождение. В данном случае имеется однонейронная структура эфферентного симпатического пути.  

Резюмируя приведенные в настоящем обзоре данные, можно сделать выводы, что изучение действия адрено-ологапоров является одним из интенсивно развивающихся разделов современной фармакологии. Многие ад-реноблокаторы успешно применяются как в эксперименте в качестве эталонных препаратов и фармакологических анализаторов, так и в практической медицине в качестве эффективных лекарственных средств. Действуя на адренорецепторы эффекторных клеток, эти вещества тем самым препятствуют возбуждающему влиянию эндогенных катехоламинов. Однако даже с помощью наиболее активных а - и р-адреноблокаторов невозможно добиться полного выключения снмпатико-адреналовой системы, как это иногда ошибочно предполагается в работах, выполненных экспериментаторами и клиницистами. Следует помнить, что а-адреиоблокаторы (например, иохим-бин н фентоламии), блокируя постсинаптнческие ffii - ад-ренореиепторы, зачастую блокируют также пресинаптн-ческие а-адренорецепторы, что приводит к усилению высвобождения эндогенных катехоламинов: отсюда несоответствие между адреноблокирующим (устраняющим эффекты, вызванные катехоламинами, введенными извне пли доставленными током крови) и симпатолитическим (устраняющим эффекты, вызванные раздражением симпатических нервов) действием препаратов fRand M. Необходимо еще учитывать, что, по современным представлениям, симпатические нервы и хромаффинные клетки нельзя рассматривать как систему, обеспечивающую только выработку нейромедиатора (гормона), единолично ответственнного за адаптационно-трофическое влияние на процессы жизнедеятельности.  

Страницы:      1