Судебная система в рф устанавливается. Судебная система российской федерации
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Суд – это особый государственный орган, который специфическими (юридическими) средствами и специальным аппаратом осуществляет защиту прав, свобод и интересов граждан, обеспечивает законность и правопорядок посредством судопроизводства – рассмотрения в соответствии с процессуальным порядком дел и принятия решений по их существу.
Принципы правосудия:
1. осуществление правосудия только судом;
2. компетентность и беспристрастность суда;
3. независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей;
4. соединение принципов коллегиального и единоличного рассмотрения дела;
5. законность;
6. обеспечение прав и свобод человека;
7. обеспечение права граждан на судебную защиту;
8. обеспечение права на защиту;
9. равенство всех перед законом и судом;
10. состязательность сторон в процессе;
11. национальный язык судопроизводства;
12. гласность.
Только суд может признать человека виновным в совершении преступления и назначить ему наказание; осуществлять правосудие может только суд, входящий в единую судебную систему РФ; запрещается внесудебная репрессия и создание судов, не предусмотренных Конституцией РФ и законом.
Судебная система РФ состоит из трех подсистем :
Конституционная юстиция;
Суды общей юрисдикции;
Арбитражные суды.
Органы конституционной юстиции рассматривают конституционно-правовые вопросы; суды общей юрисдикции – гражданские, административные и уголовные дела; арбитражные суды – экономические споры.
К органам конституционной юстиции относятся: Конституционный Суд РФ; конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые не составляют единой конституционной судебной системы с Конституционным Судом РФ.
Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный суд РФ решает исключительно вопросы права.
Суды общей юрисдикции составляют единую систему. В нее входят: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; суды автономной области, автономных округов, гг. Москвы и Санкт-Петербурга; суды «промежуточных» звеньев между субъектом РФ и районом – городские, межмуниципальные; районные суды; мировые судьи; военные суды.
Систему арбитражных судов составляют: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов РФ.
Судебная инстанция – суд или его структурное подразделение, выполняющее ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел.
Суд первой инстанции – суд, принимающий решение по существу дела. Судами первой инстанции, по общему правилу, являются суды основного звена: районные суды общей юрисдикции; арбитражные суды субъектов РФ.
Суд второй инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. К ним обычно относятся: суды общей юрисдикции субъектов РФ; федеральные арбитражные суды округов.
В надзорной инстанции (президиумы судов среднего звена (субъектов РФ); коллегии Верховного Суда РФ; Президиум Верховного Суда РФ; Президиум ВАС РФ):
Проверяются законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу;
Пересматриваются дела в порядке надзора.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СУДЫ
┌──────────────────┐ ┌────────────────┐ ┌───────────────────┐
│ Верховный Суд РФ │ │Конституционный │ │Высший Арбитражный │
└─────────┬────────┘ │ Суд РФ │ │ Суд РФ │
┌────────────┴───────────┐ └────────────────┘ └─────────┬─────────┘
│Областные, краевые суды,│ ┌───────┴───────┐
│суды республик в составе│ │ Федеральные │
│РФ, суды автономной │ │ арбитражные │
│области и автономного│ │ суды округов │
│округа, суды городов│ └───────┬───────┘
│федерального значения,│ ┌────────┴─────────┐
│окружные (флотские) │ │ Арбитражные │
│военные суды │ │апелляционные суды│
└────────────┬───────────┘ └────────┬─────────┘
┌────────────┴───────────┐ ┌────────┴─────────┐
│ Районные суды, │ │ Арбитражные │
│гарнизонные военные суды│ │ суды субъектов РФ│
└────────────┬───────────┘ └──────────────────┘
│ СУДЫ СУБЪЕКТОВ РФ
┌─────────┴───────┐ ┌──────────────────────────┐
│ Мировые судьи │ │Конституционные (уставные)│
└─────────────────┘ │ суды субъектов РФ │
└──────────────────────────┘
Судопроизводство – регламентированная соответствующим процессуальным законодательством деятельность суда и других участников процесса, направленная на правильное установление фактических обстоятельств дела и принятие законного и обоснованного и справедливого решения по конкретному спору.
Конституцией РФ (ст. 118) установлено, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судебная инстанция – суд или судебный орган, выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений в апелляционном, кассационном или надзорном порядке).
Судебный орган – структурное подразделение суда, выполняющее какую-либо судебную функцию (пленум, президиум, судебная коллегия).
Суды общей юрисдикции – входящие в судебную систему РФ федеральные суды и мировые судьи, рассматривающие и разрешающие гражданские, уголовные, административные и некоторые другие дела.
Суды среднего звена судебной системы – федеральные суды общей юрисдикции создаваемые в каждом субъекте РФ и рассматривающие отнесенные к их компетенции дела в качестве первой, кассационной и надзорной инстанции. К ним относятся Верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. Эти суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.
Судебный департамент при Верховном Суде РФ – федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.
Служба судебных приставов – специальная служба Минюста РФ, на которую возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также по исполнению судебных решений и актов некоторых других органов.
Судебные приставы – должностные лица службы судебных приставов Минюста РФ. В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на: а) судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов; б) судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.
Судебная реформа – комплекс мер, предусмотренных Концепцией судебной реформы в РФ и осуществляемых государством с начала 90-х годов 20 в., направленных на утверждение судебной власти в государственном механизме в качестве самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной властей, как необходимого условия обеспечения функционирования демократического правового государства.
Таможенные органы – правоохранительные органы в системе защиты экономического суверенитета и экономической безопасности государства, на которые возложено определение и осуществление порядка и условий перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств; взимание таможенных платежей; таможенное оформление, таможенный контроль.
Третейский суд – один из органов «альтернативного правосудия»; суд, избираемый самими сторонами в случаях, предусмотренных законом или международным договором, для разрешения спора, возникшего между ними. В судебную систему РФ не входит. В России существуют два вида третейских судов: суды для рассмотрения конкретного спора (ad hoc (лат) – особенно для этого, только для этого случая), а также постоянно действующие (институциональные) третейские суды .
Данные суды могут рассматривать экономические споры, вытекающие из гражданских правоотношений, подсудные арбитражным судам, а также гражданско-правовые споры между гражданами, за исключением споров, вытекающих из трудовых и семейных правоотношений.
Третейское соглашение – соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда.
Уголовное преследование – здесь – одно из направлений деятельности прокуратуры, состоящее в процессуальной деятельности прокурора по изобличению подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления. Включает возбуждение уголовного дела, расследование преступления, направление уголовного дела в суд и поддержание государственного обвинения в суде.
Федеральная служба безопасности – единая централизованная система органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ.
Федеральный конституционный закон – нормативно-правовой акт, принятый высшим органом законодательной власти РФ и регулирующий общественные отношения по вопросам, непосредственно указанным в Конституции РФ.
Федеральный закон – нормативно-правовой, принятый в установленном порядке высшим органом законодательной власти РФ.
Федеральные суды – входящие в судебную систему РФ суды, создаваемые в соответствии с ФКЗ о судебной системе и федеральными законами. К ним относятся Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.
Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды ) – являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов. Образуются в каждом из 10 федеральных арбитражных округов.
Частная детективная и охранная деятельность – это оказание на договорной основе услуг физическим и юридическим лицам частными охранными и детективными предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты жизни и здоровья, охраны имущества и других интересов своих клиентов.
Юстиция – (лат. justitia – справедивость, законность) употребляется в нескольких значениях – правосудие; система судебных учреждений; судебное ведомство. В учебной дисциплине «Правоохранительные органы» этот термин чаще употребляется для характеристики органов юстиции.
Юридическая консультация – а) вид деятельности по оказанию юридической помощи; б) адвокатское образование, созданное в соответствии с федеральным законом. Юридическая консультация как адвокатское образование учреждаются адвокатскими палатами по представлению об этом органа государственной власти соответствующего субъекта РФ для обеспечения квалифицированной юридической помощью населения и юридических лиц там, где не созданы коллеги адвокатов и адвокатские бюро, где не стремятся индивидуально работающие адвокаты образовать адвокатские кабинеты. Это касается регионов с преобладанием малообеспеченных физических и юридических лиц, нуждающихся в юридической помощи, которая гарантирована всем Конституцией РФ.
Юридические консультации создаются в местностях, где на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью . Порядок и условия материально-технического обеспечения юридической консультации, выделение служебных и жилых помещений для адвокатов, направленных для работы в юридической консультации, а также оказание финансовой помощи адвокатской палате для содержания юридической консультации, регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Юрисдикция – (подсудность, право производить суд, решать правовые вопросы) применительно к нашему предмету – это: а) компетенция судебных органов по рассмотрению и разрешению определенных категорий дел; б) круг дел, которые данный суд имеет право рассматривать и решать.
Юридические меры воздействия – это меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законами и которые могут быть применены правоохранительными органами в процессе осуществления их деятельности (задержание, заключение под стражу, штраф, принудительные меры медицинского характера и др.).
Судебная система — это закрепленная Конституцией РФ совокупность судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства России.
В настоящее время она устанавливается в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». На основании п. «о» ч. 1 ст. 71 Конституции РФ установле-ние основ построения судоустройства относится исключи-тельно к ведению Российской Федерации, а не ее субъектов. Единство судебной системы имеет важное значение, кото-рое приобретает особую роль в федеративном государстве.
В Российской Федерации единство судебной системы обеспечивается путем:
Установления судебной системы Конституцией РФ и федеральным конституционным законом;
Соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
Применения всеми судами Конституции РФ, феде-ральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных норм и принципов международного пра-ва и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
Признания обязательности исполнения на всей рос-сийской территории судебных актов, вступивших в закон-ную силу;
Законодательного закрепления единого статуса судей;
Финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:
1) конституционная юстиция . Она включает Конституционный Суд РФ, действующий на основании Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г., а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом;
2) суды общей юрисдикции . Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Эти суды осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений. Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ;
3) арбитражные суды . В эту систему входят Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ.
Федеральный конституционный закон допускает создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но только путем внесения изменений и дополнений в данный закон.
В судебную систему России входят следующие виды су-дебных органов:
Федеральные суды;
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
Мировые судьи субъектов РФ.
К федеральным судам относятся:
1) Конституционный Суд РФ;
2) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, крае-вые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.
3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбит-ражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.
К судам субъектов РФ относятся:
Конституционные (уставные) суды российских субъ-ектов;
Мировые судьи, которые являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Таким образом судебная власть в Российской Федерации представляет собой соединение трех структур :
1) Конституционного Суда РФ и не связанных с ним конституционных (уставных) су-дов субъектов РФ,
2) Высшего Арбитражного Суда и системы арбитражных судов;
3) Верховного Суда и системы судов об-щей юрисдикции.
Каждый суд осуществляет данную ему власть в пределах той компетенции, которой он наделен, а все вме-сте суды образуют единую судебную систему РФ. Все эти судебные органы имеют общие признаки, отли-чающие их от других органов государства:
Правосудие осуществляется только судом (в государ-стве ни один другой орган или общественная организация не вправе осуществлять разбирательства судебных дел);
Правосудие реализуется только при помощи спосо-бов, указанных в законе;
Правосудие основано на точном соблюдении закона;
Правосудие реализуется только в процессуальной форме;
Суду предоставлено право применять государствен-ное принуждение.
Главный смысл деятельности судебной власти состоит в обеспечении прав и свобод человека. Конституционное право на судебную защиту, предусмотренное ст. 46 Кон-ституции РФ, гарантируется каждому находящемуся на территории России, человеку. Обязанность рассматривать жалобы граждан возложена на все виды судебных орга-нов: суды общей юрисдикции, арбитражные суды, военные суды, конституционные (уставные) суды, а также на все без исключения судебные инстанции (первую, кассационную, апелляционную, надзорную).
Разрешением гражданских споров занимаются различные частные третейские (арбитражные) суды, административные комиссии и другие квазисудебные органы, создаваемые спорящими сторонами или действующие на постоянной основе. Но их деятельность не может называться правосудием, поскольку она осуществляется не от имени государства, и вне установленных законом процессуальных правил. Конституция РФ закрепляет четкое правило: правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118). Следовательно, только суды, учреждаемые законом на основе Конституции, и привлекаемые в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представители народа (народные, арбитражные, присяжные заседатели) вправе рассматривать уголовные, гражданские и иные дела, выносить приговоры и решения, обеспеченные государственным принуждением.
Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны. Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшими судебными инстанциями. Поэтому эти суды называются федеральными судами.
В Конституции РФ установлен строгий запрет на создание чрезвычайных судов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условиях (военное или чрезвычайное положение и пр.) не могут появиться на свет какие-либо временные псевдосуды или трибуналы, выпадающие из конституционно обусловленной судебной системы и действующие без процессуальных гарантий, присущих демократическому правосудию. Следует иметь в виду, что такими судами не являются существующие ныне военные суды, которые являются частью федеральной судебной системы и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону.
К сожалению современная судебная система страдает многими недостатками, мешающими ей в полной мере эффективно заниматься своей основной обязанно-стью — защитой прав граждан. Это объясняется многими организационными и психологическими причинами: не-достаточной развитостью системы судебных органов, их перегруженностью и медлительностью разбирательства во многих случаях и др.