Административное обжалование решений нарушающих права

В этой статье:

Административное обжалование решений нарушающих права граждан

В России каждому гражданину гарантировано право на защиту. Административное обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы гражданина это форма защиты, когда гражданин вправе направить жалобу на неправомерные действия и решения в вышестоящую инстанцию.

Административное обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан

Административное обжалование в литературе называется внесудебной формой защиты.

Главной особенностью данной формы защиты, направление особого вида обращения, именуемого жалобой органу осуществляющему контрольные и надзорные функции. Например, на действия таможенника, при совершении таможенных процедур, можно направить жалобу начальнику таможенного поста.

Порядок административного обжалования

Вступая в управленческие отношения, гражданин следует определенным правилам поведения. В тех случаях, когда гражданин не согласен с действиями должностных лиц, любой закон, регламентирующий деятельность государственных органов, предусматривает процедуру обжалования.

Административное обжалование является более мобильным средством защиты нарушенных прав граждан, так как в системе органов государственной власти предусмотрен порядок административного обжалования. Согласно этому порядку выделяется ряд условий:

  1. Наличие конкретного действия или решения, которые осуществил государственный орган или должностное лицо в отношении гражданина, участвуя в правоотношениях по поводу реализации своих прав.
  2. Нарушение должно быть выражено в незаконности или неправомерности применения, которое основано на несуществующей норме права, либо применено необъективно, несвоевременно или возложено не на того субъекта.
  3. Гражданин может направить устно или письменно жалобу, содержащее требование о восстановлении в правах.
  4. Направление данной жалобы осуществляется в орган или должностному лицу, находящемуся в порядке подчинения или подконтрольности. Система органов управления построена таким образом, что всегда присутствует контроль со стороны вышестоящей инстанции. Как правило, этот орган является руководящим для должностного лица принятого на службу. Поэтому в случае нарушения принципа законности должностным лицом в своей деятельности, может быть восстановлен руководящим органом в иерархии стоящим выше деятельности этого должностного лица.
  5. Ответ по жалобе может последовать как положительный, так и отрицательный.

Сроки административного обжалования

На действия и решения органов и должностных лиц может быть подана как общая, так и специальная административная жалоба. Отличие их в том, что по общему административному обжалованию процедура не имеет каких-либо ограничений по содержание.

По общей жалобе предусматривается общий срок административного обжалования, который составляет 30 дней.

Специальная административная жалоба, имеет специальный порядок обжалования, срок четко регламентированный конкретной ситуацией. Данный вид обжалования предусмотрен, чтобы в максимально короткий промежуток времени была возможность восстановить нарушенные права и свободы.

Например, постановление, выносимое в случае совершения административного правонарушения, предусматривает специальный срок обжалования, который составляет 10 дней. Это предусмотрено, чтобы до момента наступления неблагоприятных последствий на гражданина, можно было это решение опротестовать, а в случае безосновательности обжалования, своевременно приступить к реализации мер государственного принуждения.

Устное административное обжалование

Предусматриваются также случаи направления устной жалобы на действия должностных лиц. Как правило, данная процедура реализуется путем личного приема граждан, обжалование по телефону доверия граждан. В каждом государственном органе всегда имеется график личного приема граждан.

Если в ходе беседы будут установлены конкретные нарушения или факты в работе должностного лица, то устное административное обжалование может изменить форму на письменную. И в порядке поданной жалобы будет проведена проверка деятельности должностного лица.


СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………… …………..3

Введение
Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина, что регламентируется Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами, принятыми и признанными в Российской Федерации. Соответственно государство выступает гарантом этого права. Оно его легализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации.
Государство устанавливает обязанность государственных органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями. Это право становится регулируемым законом, юридическим правом.
Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан – необходимое условие становления правового государства. Административному праву принадлежит важная роль в защите прав и интересов граждан.
Одним из способов защиты прав и интересов гражданина является жалоба. Порядок подачи жалоб, их рассмотрения, а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших права и свободы граждан – определяются современным законодательством.
Выделяют два основных вида жалобы: административная и судебная. В данной контрольной работе будет подробно рассмотрена административная жалоба. Целью данной работы является теоретическое изучение понятия «административная жалоба». Главная задача, определить сферу применения административной жалобы, стадии рассмотрения административных жалоб, выявить отличия специальной жалобы и административной.

1. ПОНЯТИЕ ЖАЛОБЫ
Административное обращение - это непосредственное обращение к вышестоящему должностному лицу, жалоба в контрольно-надзорные органы и органы власти.
Административная жалоба прописана в административных регламентах как средство внесудебного урегулирования возникших споров.
Цель административного регламента при рассмотрении жалоб, это попытка решения проблем на внутриведомственном уровне.
Жалоба - это устные или письменные, индивидуальные или коллективные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственные организации, к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов самого гражданина, других лиц либо общественных интересов. 1
Административная жалоба – жалоба, рассматриваемая во внесудебном, в административном порядке.

2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЖАЛОБА
Право на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может обратиться в любую государственную или негосударственную организацию, к любому должностному лицу, по любому значимому для него поводу и в любое время. Этому праву граждан корреспондирует обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц принимать граждан, принимать обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения и давать на них своевременные ответы.
Специфической чертой права жалобы является то, что данное право определяет адресаты, т.е. называет органы государства и должностных лиц, куда и кому жалобы могут быть поданы. Каждый такой адресат образует канал обжалования. По российскому законодательству круг органов, учреждений и должностных лиц, куда можно обращаться с жалобой, достаточно широк. Это - вышестоящие органы исполнительной власти, органы прокуратуры, судебные органы, общественные объединения, их должностные лица. С этой стороны закон не ограничивает подателя жалобы и предоставляет ему широкие возможности. Но в целом можно выделить два основных канала обжалования незаконных действий: жалоба может подаваться в вышестоящие органы исполнительной власти и судебные органы. Эти два канала определяют два основных вида жалоб:
1) административные жалобы
2) административные иски (жалобы-иски).
Административная жалоба - это жалоба, подаваемая в административный или контрольно-надзорный орган. Данная жалоба представляет собой единое понятие, но имеющее две стороны. Материально-правовая сторона жалобы заключается в ее основном элементе - в притязании потерпевшего гражданина к виновному должностному лицу. Это притязание опирается на субъективное материальное право, которое может существовать и без жалобы, если должностное лицо не нарушает прав гражданина. Но если право нарушено и потерпевший обращается с жалобой в административный орган, то предполагается, что его притязание к администрации обосновано, и данное предположение проверяется административным органом. Для этого гражданин обязан подать жалобу, т.е. предъявить требование к органу управления о защите права, - в этом состоит ее процессуальная сторона.
Административная жалоба - не исковое обращение. Она направляется не в судебный орган. Кроме того, само притязание в административной жалобе выступает в смягченной форме, скорее в форме просьбы. Данная жалоба представляет собой форму, в которую облекается требование - просьба к административному органу о правовой защите субъективного права в области государственного управления. Говорить о полном отсутствии искового элемента в административной жалобе было бы неверно. Но исковой элемент здесь присутствует в рудиментарном, неразвернутом виде. Этим административная жалоба отличается от жалобы-иска, с которой гражданин обращается в судебный орган.
Иначе говоря, административная жалоба не несет судебный характер и рассматривается во внесудебном порядке, в административном процессе.
Административная жалоба бывает общая и специальная, при этом специальная дополняет право на общую жалобу и рассматривается КоАП РФ, Таможенным кодексом РФ, дисциплинарными уставами.

2.1. ОБЩАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЖАЛОБА
Право на общую жалобу сейчас фактически является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный гражданин может подать по любому значимому для него поводу, в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно. 2 Право на общую жалобу не ограничено по содержанию. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействия работников любых органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предметом жалобы могут быть не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния. А также предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы, как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов. Очень широко граждане используют право обжаловать индивидуальные административные акты. Реже встречаются жалобы о незаконности нормативных актов.

Особенности общей административной жалобы:

    не ограничено по содержанию право на жалобу (могут быть обжалованы аморальные, незаконные действия государственных органов);
    по форме жалоба может быть письменной, индивидуальной, коллективной (устные жалобы принимаются при личном приеме граждан);
    запрещается направление жалобы на рассмотрение того органа, на действие которого подана жалоба;
    срок рассмотрения жалобы 30 дней со дня регистрации письменного обращения (допустимо продление срока не более чем на 30 дней с уведомлением об этом гражданина);
    жалоба подлежит обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в государственный орган;
    жалоба должна быть подписана;
    если нет ФИО и обратного адреса, то ответ не дается;
    предусматриваются случаи возврата жалобы – когда обжалуются судебные решения, при этом разъясняется порядок обжалования судебного решения;
    если жалоба содержит нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы должностному лицу, то государственный орган вправе оставить жалобу без ответа по существу и сообщить гражданину о недопустимости злоупотребления правом;
    если текст жалобы не поддаётся прочтению – ответ не дается;
    допускается прекращение переписки с гражданином в случае, если в жалобе содержится вопрос, на который уже давался ответ, таким образом, руководитель может решить о безосновательности переписки по данному вопросу;
    предусматривается ответственность за нарушение закона – гражданин имеет право на возмещение убытков, компенсацию морального вреда по решению суда;
    если гражданин сообщил ложные сведения, то расходы, связанные с рассмотрением данного дела, возлагаются на гражданина по решению суда.
Таким образом, действующее законодательство и сложившаяся практика почти не знают ограничений права граждан на общую жалобу по содержанию.

2.2. СПЕЦИАЛЬНАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЖАЛОБА
Право на специальную административную жалобу чаще всего является еще одним способом защиты прав, оно не конкурирует с правом на общую административную жалобу, а дополняет его.
В их числе жалобы:

    на действия и бездействия таможенных органов;
    на акты налоговых органов;
    связанные с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядок рассмотрения которых регламентируется федеральным законодательством;
    рассматриваемые в порядке производства по делам об административных правонарушениях;
    направляемые уполномоченному по правам человека Российской Федерации и уполномоченному по правам человека субъекта Федерации;
    вытекающие из отношений, складывающихся внутри коллективов организаций и общественных объединений, регулируемых федеральным законодательством, их уставами и положениями;
    иные жалобы, в отношении которых законодательством установлен специальный порядок рассмотрения.
Особенности специальной жалобы:
    наличие специальных норм, регулирующих основания и порядок работы с ними;
    специальные основания для обжалования (приказ руководителя, постановление по делу об административном правонарушении и т. д.), прямо названные в законе;
    четкое определение субъектов жалобы, признание таковыми, как правило, лишь определенных, лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей;
    четкое определение письменной формы и адресатов жалобы;
    специальные сроки подачи жалоб;
    особенности в производстве по конкретным видам жалоб.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.
На действие, бездействие налогового органа жалоба подается в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в письменной форме в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик или иное обязанное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Но если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, он вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действия. Такое решение принимается руководителем налогового органа, издавшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.
За организацию работы с жалобами и иными обращениями граждан руководитель организации несет личную ответственность.

3. СТАДИИ РАССМОТРЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЖАЛОБ
Работа с жалобами граждан - особый вид административной деятельности, в процессе которой осуществляется последовательный ряд действий, выполняются обязанности, реализуются права. Соответствующие обязанности и права конкретизируются системой процессуальных норм, регламентирующих процедуры работы с обращениями граждан.
Нормы, регулирующие процедуру рассмотрения общих административных жалоб, дополняются нормами законов субъектов РФ. Что же касается особенностей процедур рассмотрения специальных жалоб, то они устанавливаются только федеральными законами.
В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии:

    стадия первичной обработки. Здесь получают письменные и выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, т. е. определить, кто и как будет работать с нею, дать ему определенные указания либо поручить переслать ее в компетентную организацию.
Жалобу, которая направляется в подчиненную организацию, субъект власти может взять «на контроль». Это означает требование выслать ему копию ответа гражданину либо вернуть дело после разрешения жалобы.
Если жалоба является повторной, то к ней необходимо приобщить все материалы предыдущего рассмотрения.
    проверка жалобы. Прежде всего, должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела. Проверяющие могут использовать разнообразные, не запрещенные законом средства изучения ситуации: беседы с людьми, ознакомление с документами, ревизии, обследования, замеры и др.
На этой стадии лицо, подавшее жалобу, вправе:
1) лично изложить доводы лицу, рассматривающему обращение;
2) знакомиться с итоговыми материалами проверки;
3) представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании;
4) пользоваться услугами адвоката, иного представителя, переводчика.
Если жалоба коллективная, соответствующие права реализует представитель подписантов.
Иногда по результатам проверки составляются справки, содержащие соответствующие выводы и предложения.
Следует отметить, что в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения - главная в любом административном производстве.
Поскольку решение подводит итог уже проделанной работе, установлены сроки его принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения (дела).
Общий срок рассмотрения жалоб граждан - один месяц.
Из этого правила установлены три исключения.
    Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней.
2) Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц. 3
3) Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в центральных органах в 15-дневный, а в местных - семидневный срок. В случае необходимости срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней.
Если два первых исключения связаны с содержанием жалобы, то третье -
с ее автором.
Закон четко определил начало течения срока разрешения жалобы: со дня ее поступления в организацию, обязанную решить вопрос по существу.
Срок оканчивается в день принятия (подписания) решения, а если оно не принимается, концом срока следует считать дату подписания ответа на письмо гражданина. При этом если окончание срока рассмотрения жалобы приходится на нерабочий день, днем окончания срока следует считать первый, следующий за ним рабочий день.
В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение:
1 о полном удовлетворении жалобы;
2. о частичном удовлетворении жалобы;
3. об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованностью, с истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д.). 4
По общей административной жалобе не может быть отказано в удовлетворении по мотивам неподведомственности. Если жалоба не подведомственна органу, учреждению, то ее еще на стадии первичной обработки следует направить в компетентную организацию. Если же факт неподведомственности будет установлен на последующих стадиях, материал направляется уполномоченному органу, учреждению. Автору жалобы должно быть сообщено о том, что она направлена по подведомственности.
Но если дело подведомственно суду, об этом сообщается гражданину, а жалоба никуда не пересылается;
4. о разъяснении по поставленным вопросам.
4) исполнение принятого решения. Прежде всего, необходимо выслать мотивированный ответ на письменную жалобу, а на устную можно ответить устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина.
4. ОТЛИЧИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЖАЛОБЫ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ
Сопоставление общей административной жалобы и специальной, позволяет выявить их отличия:
Во-первых, такая специальная жалоба может быть подана только лицом, привлеченным к ответственности, потерпевшим или от их имени адвокатом, а общая жалоба – каждым гражданином.
Во-вторых, специальная жалоба данного вида должна быть письменной, а для общей жалобы форма не установлена.
В-третьих, адресатами, специальной административной жалобы выступают вышестоящий орган, круг же адресатов общих жалоб значительно шире.
В-четвертых, специальная жалоба должна быть направлена адресату в определенный срок (десять дней) со дня вынесения постановления, а для общей сроки не определены.
В-пятых, подача в установленный срок специальной жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания, обращение же с общей жалобой таких последствий не влечет.

Заключение
Жалобы – это обращения граждан с требованиями восстановления нарушенного действиями (бездействием) и решениями органов либо должностных лиц, другими гражданами их прав, свобод или законных интересов.
На сегодняшний день видно, насколько широко представлена возможность использования жалобы в целях защиты прав, свобод и интересов граждан, основываясь не только на Конституции РФ, но и на вновь принятых законах и постановлениях.
Однако стоит отметить, что, к сожалению, реальная защищенность граждан зависит не только от количества и качества юридических норм, работы правоохранительных органов и негосударственных организаций.
Резкий рост экономических и насильственных правонарушений, ослабление государственной власти по ряду объективных и субъективных причин значительно ослабили реальную защищенность прав граждан. Сейчас их недостаточно защищают суды, милиция, органы исполнительной власти часто не принимают необходимых мер по их жалобам. Юридические механизмы правозащитной деятельности по экономическим, организационным и иным причинам в полной мере не используются. Чтобы фактически усилить защиту прав граждан, предстоит сделать еще очень много.

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Кодекс об Административных правонарушениях РФ;
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
4. Административное право: Попов Л.Л.- М., 2010;
5. Федеральный Закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

1 Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев. Административное право России: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2010.-394с.
2 Федеральный Закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
3 Л.Л. Попов. Админ. право России: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2010.-396с.
4 Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев. Административное право России: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2010.-401с.

Административная жалоба - это жалоба, подаваемая в административный или контрольно-надзорный орган. Данная жалоба представляет собой единое понятие, но имеющее две стороны. Материально-правовая сторона жалобы заключается в ее основном элементе - в притязании потерпевшего гражданина к виновному должностному лицу. Это притязание опирается на субъективное материальное право, которое может существовать и без жалобы, если должностное лицо не нарушает прав гражданина. Но если право нарушено и потерпевший обращается с жалобой в административный орган, то предполагается, что его притязание к администрации обосновано, и данное предположение проверяется административным органом. Для этого гражданин обязан подать жалобу, т.е. предъявить требование к органу управления о защите права, - в этом состоит ее процессуальная сторона.

И так, стоит четко выделить особенности общей административной жалобы:

Не ограничено по содержанию право на жалобу (могут быть обжалованы аморальные, незаконные действия государственных органов);

По форме жалоба может быть письменной, индивидуальной, коллективной (устные жалобы принимаются при личном приеме граждан);

Запрещается направление жалобы на рассмотрение того органа, на действие которого подана жалоба;

Срок рассмотрения жалобы 30 дней со дня регистрации письменного обращения (допустимо продление срока не более чем на 30 дней с уведомлением об этом гражданина);

Жалоба подлежит обязательной регистрации в течении 3 дней с момента поступления в государственный орган;

Жалоба должна быть подписана;

Если нет ФИО и обратного адреса, то ответ не дается;

Предусматриваются случаи возврата жалобы – когда обжалуются судебные решения, при этом разъясняется порядок обжалования судебного решения;

Если жалоба содержит нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы должностному лицу, то государственный орган вправе оставить жалобу без ответа по существу и сообщить гражданину о недопустимости злоупотребления правом;

Если текст жалобы не поддаётся прочтению – ответ не даётся;

Допускается прекращение переписки с гражданином в случае, если в жалобе содержится вопрос, на который уже давался ответ, таким образом, руководитель может решить о безосновательности переписки по данному вопросу;

Если гражданин сообщил ложные сведения, то расходы, связанные с рассмотрением данного дела, возлагаются на гражданина по решению суда. Таким образом, действующее законодательство и сложившаяся практика почти не знают ограничений права граждан на общую жалобу по содержанию. Также, очень широки возможности для обжалования и с точки зрения формы их реализации. Однако, существует ряд вполне оправданных ограничений для лиц, использующих право на общую административную жалобу. Такие ограничения содержатся в Федеральном Законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Понятие и виды судебной жалобы.

Второй вид жалоб, который необходимо осветить в данной контрольной работе, являются судебные жалобы. Судебные, значит, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного, гражданского или конституционного судопроизводства. Иначе говоря, ко второму типу относятся обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК, АПК или ГПК. К этому типу жалоб относятся и жалобы, рассматриваемые конституционными (уставными) судами. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями, являются административными.

Обращения граждан в суд закон называет жалобами и исками, и общее названиесудебная жалоба – является в определенной степени условным. Среди них можно выделить жалобы:

1. на административные акты, рассматриваемые в порядке административной юстиции;

2. по делам частного обвинения;

3. кассационные;

4. надзорные. Эти жалобы граждан являются юридическими фактами, приводящими в действие механизм правосудия, и результат рассмотрения которых – акт правосудия, решающий судьбу возбужденного жалобой уголовного или гражданского дела.

16. Право граждан на возмещение ущерба, причинённого незаконными действиями субъектов исполнительной власти.

Одной из форм судебной защиты является предусмотренное ст. 53 Конституции РФ право граждан на возмещение в судебном порядке ущерба, причиненного неправомерными деяниями государственных и муниципальных органов.

С 1 марта 1996 года возмещение ущерба регулируется гл. 59 ГК РФ. Так, согласно ст. 1069 «вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования».

Возложив на организации обязанность возмещать гражданам ущерб, причиненный неправомерным поведением их должностных лиц, законодатель создал наиболее благоприятные условия для защиты нарушенных имущественных прав. Такой порядок позволяет потерпевшему своевременно и полностью взыскать причиненный ему вред; обеспечивает надлежащую материальную базу для удовлетворения его требований. Возместив ущерб, администрация органа предприятия, учреждения выясняет причины допущенных нарушений законности, решает вопрос о дисциплинарной, и материальной ответственности непосредственных виновников.