День инвалида в. Международный день инвалидов. Предпосылки появления Дня Инвалидов

Международный день инвалидов отмечается во всем мире ежегодно 3 декабря (в соответствии с резолюцией 47/3 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 октября 1992 года) с целью повышения осведомленности и мобилизации поддержки важных вопросов, касающихся включения людей с инвалидностью, как в общественные структуры, так и процессы развития.

По состоянию на 1 ноября 2016 года, по данным Пенсионного фонда России, в Российской Федерации проживает 12,2 млн инвалидов. Доля инвалидов отдельных групп в общей численности инвалидов составляет: I группы - 10% (1,48 млн человек), II группы - 49 % (5,76 млн человек), III группы - 36,1% (4,34 млн человек), дети-инвалиды - 4,9% (0,62 млн человек).

Государственная программа «Доступная среда»

С 2011 года реализуется Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», которая по решению Правительства России в 2015 году продлена на период до 2020 года.

В рамках госпрограммы сформирована единая методология создания безбарьерной среды для инвалидов.

При этом госпрограмма не ставит целью приспособление всех существующих объектов в стране и направлена на устранение препятствий и барьеров во всех наиболее значимых для инвалидов сферах жизнедеятельности: образовании, здравоохранении, социальной защите, спорте и физической культуре, информации и связи, культуре, транспортной инфраструктуре, с 2016 года в перечень приоритетных сфер добавлены сферы занятости и пешеходной инфраструктуры.

При активном участии самих инвалидов были выработаны механизмы отбора наиболее часто посещаемых инвалидами объектов и апробированы подходы к формированию условий доступности для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, по зрению, по слуху.

Так, в госпрограмме предусматривается приспособление различных социальных объектов для инвалидов - поликлиник, больниц, музеев, театров, спортивных сооружений, многофункциональных центров и др.

С этой целью реализуются мероприятия, направленные на повышение как доступности объектов (установка пандусов, поручней, расширение дверных проемов; оборудование санитарно-гигиенических помещений; создание специально отведенных парковочных мест для инвалидов; закупка автомобильного и городского наземного электрического транспорта доступного для перевозки инвалидов и других МГН), так и доступности услуг (приобретение информационно-навигационных систем для слепых и слабовидящих людей; установка светодиодного табло для слабослышащих; оборудование специальным звуковым сигналом для слабовидящих, закупка книг со шрифтом Брайля, тифлофлешплееры и др.).

С 2011 года к реализации госпрограммы подключились субъекты Российской Федерации. Если в 2011-2012 годах участниками программы были только три пилотных региона - Республика Татарстан, Саратовская и Тверская области, то в 2013 году - 12 регионов, в 2014 году - 75 регионов, в 2015 году - 71 регион, в 2016 году - 81 регион.

По результатам проделанной работы к концу 2016 году количество дооборудованных объектов составит 19 тысяч (51,8 % от 38 тысяч приоритетных объектов).

Также важным направлением реализации госпрограммы является формирование безбарьерной школы.

За пять лет реализации госпрограммы количество школ, в которых могут обучаться дети-инвалиды, увеличилось в 4,8 раза - с 2 тыс. (2,5%) в 2011 году до 9,6 тыс. (21,4%) к концу 2016 года.

При этом создается не только физическая доступность школ, но и отрабатываются подходы к организации образовательного процесса с учетом особенностей детей-инвалидов, для чего проводится обучение руководителей образовательных организаций и педагогов.

С 2016 года к мероприятиям госпрограммы подключились учреждения дошкольного, дополнительного, высшего образования.

Благодаря поддержке, которую оказывает госпрограмма спортивным учреждениям по адаптивному спорту инвалидов, их количество возросло в стране с 15 в 2011 году до 57 учреждений в 2016 году (в 53 субъектах РФ).

Для обеспечения доступности информационного пространства организовано скрытое субтитрирование телевизионных программ на шести общероссийских телеканалах. За 2011-2016 годы увеличилось количество субтитров с 3 до 14 тыс. часов в год. Это составляет почти 30% от эфирного времени каналов.

Формирование доступной среды невозможно без устранения сложившихся в обществе стереотипов в отношении инвалидов. Для устранения «отношенческих» барьеров ежегодно проводятся информационные кампании для формирования дружественного отношения к инвалидам.

Проводимые социологические исследования позволяют понять, что сами инвалиды отмечают положительные изменения отношения граждан к их проблемам и происходящие изменения в формировании доступной среды. Количество инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, увеличилось с 32,2% в 2011 году до 49,6% в 2015 году.

Также одним из основных направлений повышения социального самочувствия инвалидов является создание условий, позволяющих инвалидам получить комплексную реабилитацию, как можно ближе к месту их непосредственного местожительства.

Подходы к реабилитации инвалидов значительно различаются от региона к региону, в связи с чем в рамках госпрограммы с 1 января 2016 года начата реализация новой подпрограммы «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов», направленной на формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов не только на уровне субъектов Российской Федерации, но и на уровне всей страны.

В рамках подпрограммы в течение 2016 года Минтрудом России ведется разработка методических и методологических документов, позволяющих сформировать и смоделировать систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

В частности, разработаны проекты стандартов по таким основным направлениям реабилитации как социальная (социально-бытовая, социально-средовая, социально-психологическая, социально-педагогическая) и профессиональная реабилитация инвалидов и детей-инвалидов, проект модели межведомственного взаимодействия организаций, оказывающих реабилитационные услуги инвалидам и детям-инвалидам (позволит обеспечить принцип ранней помощи, преемственность в работе и сопровождение), проект методики оценки региональной системы комплексной реабилитации, типовые штатные нормативы и примерные стандарты оснащения реабилитационных учреждений, нормативы обеспеченности реабилитационными организациями в регионе, примерные положения о многопрофильном реабилитационном центре.

На 2017-2018 годы запланирована апробация данных документов. По результатам проведенного Минтрудом России конкурсного отбора определены два пилотных региона - Свердловская область и Пермский край, с которыми и будет продолжена работа в данном направлении.

Приведение российского законодательства в соответствие с Конвенцией ООН о правах инвалидов

Правительством России на протяжении последних лет ведется планомерная работа по совершенствованию законодательства, направленная на улучшение положения инвалидов и реализацию положений Конвенции о правах инвалидов.

В 2016 году вступил в силу принятый в связи с ратификацией Конвенции Федеральный закон от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ.

Законом определены обязательные для исполнения всеми собственниками объектов и поставщиками услуг конкретные требования по созданию инвалидам равных со всеми их получателями условий жизнедеятельности.

Документ устанавливает недопустимость дискриминации по признаку инвалидности. Нормами Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ и принятыми подзаконными актами создана правовая база для значительного расширения возможностей по защите прав инвалидов, в том числе, в административном и судебном порядке, а также установлены правовые механизмы для поэтапного создания для инвалидов безбарьерной среды.

С этой целью принято 36 нормативных правовых актов Правительства России и федеральных министерств. Определены порядки обеспечения доступности объектов, услуг и оказания помощи инвалидам во всех сферах их жизнедеятельности. Утверждены «дорожные карты» поэтапного создания безбарьерной среды для инвалидов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Внесены необходимые изменения в административные регламенты предоставления населению государственных услуг.

В рамках приведения регионального законодательства в соответствие с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ в 2015-2016 годах принято 715 законодательных актов о внесении изменений в отдельные региональные законы, регулирующие правоотношения по предоставлению населению услуг в различных сферах.

На всех уровнях организована работа по обучению (инструктированию) специалистов органов и учреждений (включая негосударственный сектор) по вопросам предоставления услуг инвалидам и оказанию им помощи с учетом ограничений жизнедеятельности и характера услуги. Данная работа проведена при активном участии общероссийских общественных организаций инвалидов.

Теперь сотрудники учреждений и организаций, предоставляющих услуги населению, обязаны оказывать содействие инвалиду в получении определенной услуги или доступа к ней. К примеру, для слабовидящих все органы власти и организации, предоставляющие услуги населению, должны обеспечивать инвалидам помощь сопровождающих лиц, дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение объекта знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и др.

С целью неукоснительного выполнения Конвенции и требований законодательства Российской Федерации о доступности для инвалидов объектов и услуг Минтрудом России подготовлен и Правительством России внесен в Государственную Думу законопроект об установлении системы контроля и надзора за их соблюдением и наделении для этого контрольно-надзорными полномочиями соответствующих федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Например, на федеральном уровне Ространснадзор будет контролировать выполнение требований доступности для инвалидов в сфере воздушного, автомобильного, городского наземного электрического и внутреннего водного транспорта, Росздравнадзор - в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения, Рособрнадзор - в образовательных организациях, Роструд - в учреждениях занятости и социальной защиты, Роскомнадзор - в сфере связи и информации.

На региональном уровне предусматривается установление уполномоченным органом контрольно-надзорных полномочий в сферах социального обслуживания; услуг легкового такси; доступности региональных объектов культуры; регионального жилищного надзора; регионального строительного надзора.

Реализация данных мер позволит улучшить условия интеграции в общество не только для инвалидов, но для широкого круга других маломобильных граждан (оценочно до 40 млн человек). Вместе с членами их семей действие закона обеспечит более комфортные условия жизнедеятельности для 70-80 млн человек.

Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации

В 2016 году впервые Правительством России утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.

При этом до принятия Концепции организацией ранней помощи в отдельных регионах ранняя помощь реализовывались на основе собственных решений и инициатив. Органы социальной защиты осуществляют социальное сопровождение семей с детьми с нарушениями здоровья. Существуют методики обучения и оказания психолого-педагогической помощи детям.

Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, от момента выявления проблемы до момента непосредственного предоставления семье необходимого комплекса услуг, как правило, проходит много времени. Консультативная помощь родителям предоставляется фрагментарно. Родителям не всегда понятно, куда и когда они могут за ней обратиться.

С 2009 года к работе подключился Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Была оказана помощь 29 регионам. Еще в 45 регионах аналогичная работа ведется самостоятельно. Наиболее успешно ранняя помощь организована в республиках Бурятия и Татарстан, Воронежской и Новосибирской областях.

Вместе с тем, часто предоставляются лишь отдельные услуги, не всегда налажено межведомственное взаимодействие, координация деятельности различных ведомств не осуществляется.

Концепция призвана сформировать единые подходы к ранней помощи и объединить усилия различных ведомств (здравоохранения, образования, социальной защиты), с учетом накопленного регионами опыта и лучших практик.

В документе ранняя помощь определена как комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей). При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7-8 лет.

Концепцией определен круг детей, которым предлагается оказывать раннюю помощь. Это дети в возрасте от рождения до трех лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, а также дети группы риска.

Услуги в формате ранней помощи предполагают работу мультидисциплинарной команды (врачи, социальные работники, педагоги, психологи) и последующее поддержание контакта с семьей и ребенком (сопровождение).

Реализация концепции будет осуществляться в три этапа.

На первом этапе, в 2016 году, разрабатываются типовые нормативные документы, методические материалы, стандарты и программы обучения родителей и членов семьи, а также модели межведомственного взаимодействия для региональной программы ранней помощи, которая учитывает преемственность в работе с детьми и сопровождение семьи.

В 2017-2018 годах в рамках реализации пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов начнется апробация единых подходов к организации ранней помощи и сопровождения регионе.

Пенсионное обеспечение инвалидов

С 1 февраля 2016 года проведена индексация страховых пенсий на 4%. В результате страховая пенсия по инвалидности возросла в среднем по Российской Федерации на 197 рублей и составила 8166 рублей.

С 1 апреля 2016 года социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению проиндексированы также на 4%. Средний размер социальной пенсии после повышения составляет 8646 рублей. Средний размер социальной пенсии детям-инвалидам составляет 12834 рубля. Средние размеры пенсий граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, составляют 29632 рубля и 32926 рублей соответственно.

С 1 февраля 2016 года на 7% проиндексированы размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) федеральным льготникам (ветераны, инвалиды, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда и др.).

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

В 2016 году объем средств федерального бюджета на мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации составил 29,3 млрд рублей. Аналогичный объем финансирования сохранен и в 2017 году.

Ведется работа по повышению качества предоставляемых инвалидам услуг и технических средств реабилитации.

В 2016 году с учетом положительного опыта прошлых лет Минтрудом России продолжена работа по закупке кресел-колясок для инвалидов у единственных поставщиков (ООО «ОТТО БОКК Мобилити», АНО «Катаржина», ООО «БЦАРИ «Преодоление»), качество изделий которых соответствует международным стандартам, с общим объемом возможной закупки на 2016 год - 43 тыс. изделий.

Кроме того, в текущем году Минтруд России завершил работу по определению на 2017-2018 годы единственного поставщика услуг по сурдопереводу, которым в соответствии с распоряжением Правительства России признана Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих» с ежегодным объемом услуг в пределах 358,7 тыс. часов. Данная мера позволит повысить не только качество оказываемых услуг по сурдопереводу, но и привлекательность профессии «сурдопереводчик».

Также с целью повышения качества предоставляемых инвалидам средств реабилитации Минтруд России ведет работу по утверждению типовой документации на закупку технических средств реабилитации, которая включает непосредственно типовой контракт (содержащий в том числе условия о гарантийном сроке, сервисном обслуживании, доставке и др.), а также унифицированные технические задания по отдельным видам средств реабилитации серийного производства, разработанные с учетом ГОСТов, а также иных документов в сфере стандартизации.

Типовым контрактом предусмотрено условие о необходимости установления поставщиком (организацией-изготовителем средств реабилитации) гарантийного срока с учетом установленных Минтрудом России сроков пользования техническими средствами реабилитации до их замены, что позволит получателям в указанный период обращаться к поставщику с претензией (при выявлении каких-либо недостатков или поломки). Это будет способствовать повышению уровня ответственности поставщика перед получателями (инвалидами), а также заинтересованности поставщика в предоставлении качественных изделий с целью исключения случаев обращений к нему инвалидов при частых поломках.

Существенным плюсом типовой документации является урегулирование вопроса приемки поставленного товара, а также доставки средств реабилитации.

Кроме того, Минтрудом России ведется работа по установлению дополнительных требований к поставщикам изделий, которые позволят исключить возможность заключения контрактов с поставщиками, не имеющими опыта поставок аналогичных товаров надлежащего качества.

Ежегодная денежная компенсация инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников

В 2016 году размер ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников увеличен на 7% и составил 21 783,4 рубля.

Трудоустройство инвалидов

Минтрудом России разработан и реализуется комплекс мер, направленных на повышение показателей занятости инвалидов.

По состоянию на 1 сентября 2016 года осуществляло трудовую деятельность всего 25,3% инвалидов трудоспособного возраста, что значительно ниже аналогичного показателя в европейских странах.

Одно из направлений работы по увеличению доли трудоустроенных инвалидов -переформатирование деятельности центров занятости населения с уклоном в сторону инициативной работы с инвалидами.

В рамках правового регулирования Минтрудом России подготовлен законопроект, предусматривающий установление инициативного характера действий органов службы занятости по оказанию инвалидам помощи в поиске и получении работы.

Законопроектом предусмотрены меры по дальнейшему улучшению взаимодействия учреждений медико-социальной экспертизы и органов службы занятости (например, представление учреждениями медико-социальной экспертизы информации о наличии у инвалида желания работать и согласия на проведение с ним органами службы занятости мероприятий по подбору подходящей работы).

Важно, что в законопроект заложены нормы, определяющие механизм сопровождаемого содействия занятости инвалидов. Законопроектом предусматривается предоставление услуг по сопровождаемому содействию занятости тем инвалидам, которым это будет рекомендовано в связи со значительными ограничениями жизнедеятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации.

В настоящее время законопроект согласовывается с регионами.

По прогнозным данным, данные меры позволят повысить долю работающих инвалидов трудоспособного возраста к концу 2018 года до 40%, к концу 2020 года - до 50%.

Инвалиды часто оказываются исключенными из полноценной жизни общества . Дискриминация принимает разные формы — от оскорбляющей дискриминации, например, лишения возможности получить образование, до более изощренных, таких, как сегрегация и изоляция путем возведения физических и социальных барьеров. Общество при этом тоже страдает, поскольку потеря потенциала инвалидов обедняет человечество. Изменения в отношении к инвалидности и ее концепции включают как изменение в системе ценностей, так и углубление понимания проблемы на всех уровнях общества.

За время своего существования ООН стремилась к улучшению положения инвалидов и условий их жизни. В 1971 году ГА ООН приняла Декларацию о правах умственно отсталых лиц и в 1975 году — Декларацию о правах инвалидов, в которых устанавливаются нормы обеспечения одинаковых условий и равного доступа к обслуживанию. В результате проведения Международного года инвалидов (1981) была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Главным итогом Десятилетия инвалидов, проведенного ООН в 1983-1992 годах, стало принятие Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов.

13 декабря 2006 года ГА ООН была принята Конвенция о правах инвалидов, которая является правозащитным документом с явно выраженной ориентацией на социальное развитие — это одновременно договор по правам человека и инструмент развития. Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 года.


"Поверь в себя - и сможешь даже играть в хоккей" Накануне Международного дня инвалидов председатель Дальневосточной межрегиональной общественной организации инвалидов "Ковчег"Артем Моисеенко рассказал РИА Новости, как заставить себя после трагедии жить заново и чего способна добиться такая группа единомышленников, какую собрал "Ковчег".

Принципами конвенции являются: уважение присущего человеку достоинства и личной независимости; недискриминация; полное и эффективное вовлечение и включение в общество; уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества; равенство возможностей; доступность; равенство мужчин и женщин; уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Согласно "Всемирному обзору в области здравоохранения", около 785 миллионов человек в возрасте 15 лет и старше (15,6%) живут с инвалидностью, в то время как в "Докладе о глобальном бремени болезней" приведена оценка, составляющая около 975 миллионов человек (19,4%). В рамках этих оценок, согласно "Всемирному обзору в области здравоохранения", 110 миллионов человек (2,2%) имеют весьма значительные трудности с функционированием, в то время как, по оценкам "Доклада о глобальном бремени болезней", 190 миллионов человек (3,8%) имеют "тяжелую форму инвалидности". Измерение детской инвалидности (0-14 лет) проводится только в "Докладе о глобальном бремени болезней"; по его оценкам, она составляет 95 миллионов (5,1%) детей, из которых 13 миллионов (0,7%), имеют "тяжелую форму инвалидности".

Это происходит в связи со старением населения — пожилые люди в повышенной степени подвержены риску инвалидности, — а также из-за глобального роста хронических состояний, таких как диабет, сердечно-сосудистые болезни и психические заболевания.

У людей с инвалидностью выше вероятность быть безработными и, в целом, зарабатывать меньше, чем не инвалиды. Данные "Всемирного обзора в области здравоохранения" показывают, что занятость среди мужчин-инвалидов (35%) и женщин-инвалидов (20%) ниже, чем среди людей без инвалидности (у мужчин — 65%, у женщин — 30%).

В России, по данным директора профильного департамента министерства труда и социальной защиты Григория Лекарева, на октябрь 2013 года насчитывается 12,8 миллиона инвалидов, среди них инвалидов первой группы 2,2 миллиона, второй группы — 6,6 миллиона человек и третьей — 4 миллиона. Детей-инвалидов в РФ около 570 тысяч (4,4% от общего числа инвалидов). Две трети инвалидов РФ находятся в пенсионном возрасте (9,2 миллиона человек), в трудоспособном возрасте насчитывает 2,5 миллиона человек, при этом работают из них только 800 тысяч.

В 2011 году в России начала работу программа "Доступная среда", рассчитанная на пять лет. Целями программы являются формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов в общество.

С 2011 года в рамках программы осуществляется поддержка программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда. По состоянию на 1 января 2013 года общественными организациями инвалидов оказано содействие в трудоустройстве и создании 540 рабочих мест для инвалидов.

С 2010 года осуществлялись мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов, которые предусматривали возмещение работодателям затрат на оборудование специальных рабочих мест для данной категории граждан. За период 2010-2012 года были трудоустроены на оборудованные (оснащенные) рабочие места 28,2 тысяч инвалидов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости

Международный день инвалидов отмечается во всем мире ежегодно 3 декабря в соответствии с резолюцией 47/3 Генеральной Ассамблеи от 14 октября 1992 года с целью повышения осведомленности и мобилизации поддержки важных вопросов, касающихся включения людей с инвалидностью как в общественные структуры, так и в процессы развития.

В Реестре для каждого инвалида предоставлен доступ к «личному кабинету», в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации или абилитации.

Через «личный кабинет» можно получить государственные услуги в электронной форме, оставить отзыв об их качестве и при необходимости подать жалобу.

Реестр интегрирован с базой вакансий «Работа в России», что помогает информировать инвалидов о специальных категориях вакансий.

Реестр позволяет осуществлять в Российской Федерации сбор надлежащей информации об инвалидах с целью выработки в отношении них эффективных государственных мер. Также он повышает информированность самих инвалидов о доступных для них государственных услугах и мерах социальной защиты (поддержки).

Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года

В 2016 году впервые Правительством Российской Федерации утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, а также план по ее реализации.

Концепция призвана сформировать единые подходы к ранней помощи и объединить усилия различных ведомств (здравоохранения, образования, социальной защиты).

Концепцией определен круг детей, которым предлагается оказывать раннюю помощь. Это дети в возрасте от рождения до 3 лет с серьезными заболеваниями или риском их развития, дети, которые остались без попечения родителей, а также дети, чьи семьи находятся в социально опасном положении.

Пусковым моментом для ранней помощи станет выявление проблемы у ребенка. Специалисты сферы здравоохранения, образования и социальной защиты, прежде всего, это медицинские и социальные работники, педагоги, психологи, дефектологи, логопеды, должны будут определить такие проблемы и своевременно сообщить в систему ранней помощи о заболевании ребенка или риске его развития, о неблагополучной обстановке в семье. Это сообщение даст начало межведомственной работе как с самим ребенком, так и с его семьей. Если беспокойство по поводу развития ребенка возникнет у семьи, то родители смогут обратиться за ранней помощью самостоятельно.

Следующим шагом станет разработка индивидуальной программы ранней помощи ребенку. Программа, подготовленная на основе оценки выявленных нарушений здоровья ребенка, будет содержать конкретный набор услуг, реализация которых позволит максимально развить его потенциал.

На этом этапе для максимально полного понимания родителями как именно, куда и когда они могут обратиться будет обеспечено их взаимодействие со специалистом – координатором (куратором случая). Он будет сопровождать семью при получении услуг, контролировать своевременность реализации программы и ее корректировку, информировать о перспективах организации жизни семьи.

Важным аспектом работы будет являться полноправное участие семьи в работе команды специалистов. Семья вовлекается в разработку и реализацию индивидуальной программы. Команда специалистов должна при этом уважительно относиться к привычкам и взглядам семьи, обеспечить обучение (тренинги) членов семьи навыкам ухода, коммуникации, обучения и воспитания ребенка исходя из особенностей его развития.

Помимо индивидуальной программы ранней помощи Концепцией предусмотрена разработка рекомендаций на более долгосрочный период до возраста 7-8 лет: по вопросам адаптации, построению образовательного маршрута, сопровождения.

В результате реализации Концепции ранняя помощь станет начальным звеном в процессе абилитации и реабилитации детей с серьезными заболеваниями, когда у детей только формируются основные навыки, что позволит сделать этот процесс более эффективным.

«Дорожная карта» по совершенствованию системы медико-социальной экспертизы

В мае 2017 года утверждена «дорожная карта» по совершенствованию системы медико-социальной экспертизы». В ней зафиксированы ключевые направления действий на период до 2020 года.

Первое направление предполагает совершенствование научно-методического и правового обеспечения медико-социальной экспертизы. Разработаны и проходят апробации отдельные классификации и критерии установления инвалидности детям; будут разработаны новые критерии для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве; запланировано формирование института независимой медико-социальной экспертизы.

Второе направление – повышение доступности и качества предоставления услуги по медико-социальной экспертизе. Оно включает мероприятия по обучению специалистов учреждений МСЭ, оснащению учреждений МСЭ специальным диагностическим оборудованием, формированию общественных советов при главных бюро МСЭ.

Закон об осуществлении контроля за доступностью среды для инвалидов

1 января 2018 года вступит в силу закон о предоставлении органам власти права осуществлять контроль за доступностью среды для инвалидов.

В соответствии с законом на уполномоченные федеральные и региональные органы исполнительной власти будут возложены отдельные функции по осуществлению контроля за обеспечением условий доступности.

Принятие закона регулирует вопрос о полномочиях органов, которые должны осуществлять государственный контроль и надзор за выполнением обязательных условий доступности. Это позволяет решать проблемы, связанные с доступностью среды, в рамках досудебных процедур, в том числе с использованием механизмов административной ответственности.

Согласно закону контрольные функции возложены:

  • Правительством Российской Федерации – на органы власти, осуществляющие федеральный контроль и надзор;
  • правительствами регионов – на органы власти, осуществляющие региональный контроль и надзор.

В частности, на федеральном уровне:

  • на Ространснадзор – функции контроля и надзора за обеспечением доступности перевозок (в т.ч. объектов и транспортных средств) на воздушном, железнодорожном, внутреннем водном, автомобильном транспорте;
  • на Роскомнадзор – контроль доступности объектов и услуг в сфере связи и информации;
  • на Росздравнадзор – контроль обеспечения особых потребностей инвалидов по качеству и безопасности медицинской деятельности и в сфере лекарственного обеспечения;
  • на Роструд – контроль доступности объектов и услуг в сфере труда и социальной защиты.

На региональном уровне аналогичным образом определены органы, осуществляющие контроль за доступностью услуг и объектов в тех сферах, где он в общем плане законодательно уже установлен.

Ежегодная денежная компенсация инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников

В 2017 году размер ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников увеличился на 5,39 % по сравнению с 2016 годом и составил 22 959,7 рубля.

Пенсионное обеспечение

В январе 2017 года пенсионеры, включая пенсионеров с инвалидностью, получили единовременную выплату в размере 5 тыс. рублей.

С 1 февраля 2017 года проведена индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам на сложившийся за 2016 год индекс роста потребительских цен – 5,4 %. С 1 апреля 2017 года проведена доиндексация страховых пенсий на 0,38 %. Таким образом, в целом в 2017 году страховые пенсии неработающих пенсионеров были проиндексированы на 5,8 %. В результате общий средний размер страховой пенсии по инвалидности по сравнению с началом года увеличился на 335 рублей и по состоянию на 1 октября 2017 года составил 8 512 рублей.

С 1 апреля 2017 года социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению проиндексированы на 1,5 %. Средний размер социальной пенсии по состоянию на 1 октября 2017 года составил 8 805 рублей. Средний размер социальной пенсии детям-инвалидам – 13 032 рубля. Средние размеры пенсий граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, составили 29 912 рублей и 34 334 рубля соответственно.

С 1 апреля 2017 года на 5,4 % проиндексированы размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) федеральным льготникам (ветераны, инвалиды, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда и др.).

Обычным людям трудно себе представить воочию, каково живётся тем, кого природа или случай обделили здоровьем, тем, кого мы обычно называем инвалидами. А ведь каждый седьмой, живущий сегодня на планете человек является таковым. Человек с ограниченными возможностями, между тем, не утрачивает ни свойственного нашему виду интеллекта, ни обычных человеческих желаний и стремлений.

К сожалению, на его жизненном пути воздвигается множество барьеров самого разного характера и далеко не всегда они обусловлены объективными причинами. Хватает и предрассудков, и невежества, которые существенно осложняют жизнь и без того обделённых судьбой людей. Такое положение в цивилизованном обществе терпимо быть не может, и, в связи с этим, был установлена особая дата – День инвалидов.

История

В 1992 году закончилось объявленное ООН «Десятилетие инвалидов», продолжавшееся с 1983 года. И Генеральная Ассамблея резолюцией 47\3 установила, что 3 декабря каждого года отныне будет отмечаться «Международный день инвалидов». Специальным документом Ассамблея призвала людей всего мира к ежегодному проведению мероприятий, посвящённых этой дате, для облегчения интеграции людей с инвалидностью в общество и обретения ими максимально полноценной жизни.

Организация Объединённых Наций специально обратила внимание общества на вопиющий факт – именно инвалиды составляют непропорционально большую часть беднейших слоёв населения планеты. Именно для ликвидации такого положения и был установлена обсуждаемая памятная дата. Её празднование каждый год посвящается новой, максимально актуальной на данные момент теме.

Традиции

В России День инвалида ознаменовывается множеством самых разных мероприятий.

В официальных инстанциях и общественных организациях проводятся тематические конференции, посвящённые:

  • проблемам лиц с ограниченными возможностями;
  • улучшению мер по их интеграции в общество;
  • улучшению условий их жизни.

Проходят и благотворительные мероприятия, включая культурные – концерты, спектакли, творческие встречи выдающихся творцов и исполнителей.

И сами инвалиды активно принимают участие в этом процессе – сегодня они максимально стараются вести полноценный образ жизни, организовывая спортивные соревнования в рамках параолимпийского движения и других подобных процессах.

В 1992 году люди с ограниченными возможностями получили свой государственный праздник. Приказ подписала Генеральная ассамблея ООН: организация надеялась, что эта инициатива поможет обратить внимание общественности на проблемы инвалидов, необходимость защиты их благополучия и достоинства. В 2006 году ООН приняла еще один важный правозащитный документ - Конвенцию о правах инвалидов, которая подчеркивает необходимость развития социальных систем для людей с ограниченными возможностями.

Каждый год посвящается тому или иному вопросу - искусству, доступности среды, равенству, заработку, достойной работе. Тема 2016 года - «Достижение 17 целей во имя будущего, которого мы хотим», она обращает внимание на необходимость устойчивого развития на период до 2030 года.

«Известия» рассказывают, что изменилось в жизни инвалидов в этом году и какие перемены ждут их в 2017-м.

2016 год: порядок установления инвалидности

В России проживает свыше 12 млн людей с ограниченными возможностями, и среди них немало детей. В 2016 году изменился порядок установления инвалидности.

Раньше группу определяли в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности. Она подразумевала несколько субъективную оценку, поскольку во внимание брались способности человека к общению, обучению.

Сейчас же группу присваивают в зависимости от того, насколько выражены стойкие расстройства функций организма. И этот метод более объективен, ведь подтвердить всё можно с помощью медицинского обследования.

2016 год: абилитация

В 2016-м было впервые введено понятие «абилитация инвалидов». Реабилитация - это возвращение каких-то способностей, утраченных из-за болезни. А абилитация, напротив, подразумевает первоначальное формирование способности к чему-то, поэтому этот термин по большей части применим к детям раннего возраста, страдающим отклонениями в развитии. В эту программу входит целый перечень пунктов: гражданам будет оказана как медицинская помощь, так и социальная.

2016 год: доступность среды

Изменения коснулись и доступности среды. Как федеральные, так и региональные органы государственной власти обязали продублировать всю необходимую для инвалидов информацию шрифтом Брайля и оснастить световые сигналы светофоров звуковыми.

Кроме того, власть позаботилась о том, чтобы инвалиды могли беспрепятственно пользоваться городскими, пригородными и междугородними электричками и имели полный доступ не только к местам общественного отдыха, но и к предлагаемым на них услугам. В итоге территории оборудовали дополнительными пандусами, табличками с шрифтом Брайля и другими удобствами. В первую очередь это нововведение касалось новых или модернизированных объектов, начинающий работу с 1 января 2016-го.

Владельцев же социальных, транспортных и инженерных инфраструктур обязали по возможности обеспечить инвалидов услугами либо по месту жительства, либо дистанционно. В случае нарушения или уклонения от сотрудничества должностных лиц штрафовали на 2–3 тыс. рублей, а юридических - на 20–30 тыс. рублей.

Изменения 2017 года

  • С 1 января все инвалиды получат разовую выплату в 5 тыс. рублей. Этой инициативой правительство пытается компенсировать пенсионерам инфляцию 2016 года.
  • Увеличится также размер социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы. С 1 апреля он составит 13,17 тыс. рублей.
  • Кроме того, дети-инвалиды имеют право на одноразовую денежную выплату в размере 2397,59 рубля, а их родителям будут выплачивать 5,5 тыс. рублей.
  • Начиная с 2017-го спецвыплаты инвалидам проиндексируют на 5,8%, а пенсии увеличат на 2,6%.
  • Правительство также планирует увеличить соцпомощь детям с ограниченными возможностями. В Госдуму был внесен закон о нормативе финансовых затрат в месяц в виде обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специальными продуктами лечебного питания. В 2016-м он составлял 758 рублей, в 2017-м он увеличится до 807,2 рубля.
  • Льготы

    В 2017 году закончится первый этап развития программы «Доступная среда», направленной на повышение уровня жизни людей с ограниченными возможностями. В прошлом году на нее было выделено 48 млрд рублей, а в этом году сумма вырастет на 5 млрд рублей.

    Что касается льгот, которые можно заменить ежемесячными денежными выплатами, то инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы должны получать лекарства по рецептам врачей бесплатно. Работающим инвалидам II группы и безработным инвалидам III группы положена скидка в 50%. Предусмотрены также льготы на проезд в междугороднем транспорте и бесплатные путевки на лечебные курорты. Люди с ограниченными возможностями могут поступать в вуз, минуя конкурсную основу, и им дают улучшенные условия на получение квартиры.

    Реестр

    С января будет действовать федеральный реестр информации об инвалидах. В него будут включены сведения о группе инвалидности, ограничениях жизнедеятельности, нарушенных функциях организма, а также о реабилитационных или абиталиционных мероприятиях. Ознакомиться с информацией, занесенной в реестр, смогут и сами граждане, зайдя в личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг.