Управления государственным имуществом в рф. Управление государственным имуществом
Основной закон и гражданское законодательство РФ содержат положения, с одной стороны, предоставляющие органам государственной власти право выступать от имени РФ при управлении федеральной собственностью, но, с другой — ограничивающие или вообще не признающие такого права. Чтобы снять это противоречие либо констатировать его реальное существование, необходимо, уяснить каким образом трактуется управление федеральной собственностью в Конституции РФ и гражданском законодательстве.
В Конституции РФ управление закономерно и обоснованно понимается в широком смысле как совокупность самых разных способов и форм воздействия на объект управления, включая и гражданско-правовые. Но дословно об управлении говорится всего дважды — в связи с федеральной собственностью. В частности, подп.»д» ст.71 определяет, что в ведении РФ находятся: «федеральная государственная собственность и управление ею», а ст.114 устанавливает, что Правительство РФ «осуществляет управление федеральной собственностью».
На вопрос о том, может ли орган государственной власти осуществлять от имени РФ право управления федеральной собственностью, Основной закон отвечает утвердительно. В силу ч.1 ст.78 Конституции РФ «федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц». В соответствии с ч.2 ст.78 Конституции РФ «федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам». Это относится и к полномочию Правительства РФ по управлению федеральной собственностью в силу подп.»г» ст.114 Конституции РФ.
При этом передача осуществления части полномочий федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Федерации возможна только в случае соблюдения как минимум трех обязательных условий. Во-первых, жестко обозначается объем передаваемых полномочий: ч.2 ст.78 Конституции РФ предусматривает возможность передачи лишь части полномочий. То есть попытка Правительства РФ передать субъектам все полномочия на объект федеральной собственности была бы незаконна. Во-вторых, такая передача производится только по соглашению между федеральными органами исполнительной власти и соответствующими органами субъекта Федерации. В-третьих, данное соглашение должно соответствовать нормам Конституции РФ и федеральных законов.
Нормы гражданского законодательства
ГК РФ ничего не говорит об управлении федеральной собственностью в широком, конституционно-правовом понимании управления, но подтверждает право государственных органов РФ выступать от имени РФ в отношениях по управлению федеральной собственностью. Правда, описано это право языком и в понятиях гражданского права: в рамках своей компетенции органы государственной власти от имени РФ могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности и выступать в судах (ст.125 ГК РФ).
Вместе с тем ГК РФ содержит существенное отличие от Конституции РФ в сфере управления федеральной собственностью. Он предусматривает возможность передачи права такого управления не только органу государственной власти (чем ограничивается Конституция РФ), но и частному лицу — юридическому или физическому. Управление собственностью частным лицом, не обладающим полномочиями публичной власти, принципиально меняет методы и формы управления. Частное лицо неизбежно вынуждено управлять федеральной собственностью частными, т.е. гражданско-правовыми, методами.
ГК РФ дважды использует выражение «управление имуществом». Один раз оно относится к институту права оперативного управления. Это право лица, которое не является собственником имущества, но получило от собственника право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Передачу такого имущества и прав на него осуществляет орган государственной власти, который от имени РФ обладает полномочиями собственника федерального имущества, а лицом, которому передается право оперативного управления, является унитарное казенное предприятие.
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» (далее — Закон) придает новую жизнь этому правовому институту, существование которого в российском праве ранее рассматривалось как дань потребностям не сформировавшейся, переходной экономики.
Дело в том, что казенное предприятие за рубежом (во Франции, Германии и др. странах) — это специализированное подразделение государственного органа управления (министерства или иного ведомства), правда, обладающее отдельным, «дополнительным» или «присоединенным» бюджетом (budget — annexe, annexed budget) и самостоятельной, собственной отчетностью. Но в гражданском обороте участвует не само предприятие, а административная структура, в состав которой оно входит. Министерство или иное ведомство приобретает права и обязанности, несет полную гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам, связанным с хозяйственной деятельностью подведомственного казенного предприятия.
Не вдаваясь в особенности трактовки казенного предприятия по российскому и зарубежному праву, подчеркнем, что согласно Закону права собственника имущества федерального унитарного предприятия от имени РФ осуществляют органы государственной власти РФ. В отличие от ГК РФ (п.7 ст.114) Закон запрещает унитарному предприятию «размножаться», т.е. создавать дочерние унитарные предприятия, передавая им свое имущество. С этой же целью Закон запрещает создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности РФ, субъекта РФ или муниципальных предприятий.
Особого внимания заслуживают нормы п.2 ст.20 Закона, в соответствии с которыми правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности РФ, не могут быть переданы субъекту РФ или муниципальному образованию. Хотя эти нормы формально не противоречат положениям ст.78 Конституции РФ о возможности передачи государственными органами РФ осуществления части своих полномочий органам государственной власти субъектов РФ, они все же не совсем соответствуют либеральному духу Основного закона, которым пронизаны положения Конституции РФ о собственности и правах собственника.
Закон требует также, чтобы ликвидация унитарного предприятия осуществлялась посредством его прекращения без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это значит, что право управления федеральной собственностью, закрепленной за ликвидируемым предприятием, вновь возвращается к Правительству РФ или иному уполномоченному федеральному государственному органу.
Право доверительного управления
Это второй случай, когда ГК РФ буквально использует выражение «управление имуществом». В отличие от правового института оперативного управления доверительное управление федеральной собственностью пока не получило практического воплощения в российской экономике. Сама трактовка доверительного управления как обязательственного права остается спорной.
Позиция ГК РФ сводится к тому, что субъекты РФ не могут быть доверительными управляющими. Согласно п.2 ст.1015 ГК РФ имущество не подлежит передаче в доверительное управление государственному органу или органу местного самоуправления.
Запрет на передачу имущества в доверительное управление государственному органу позволяет избежать «скрытой» передачи имущества в «доверительное управление» кому-нибудь из должностных лиц. Важно также и то, что запрет на осуществление доверительного управления государственными органами субъектов РФ связан с возможной ответственностью управляющего по обязательствам из договора доверительного управления принадлежащим ему имуществом (ст.1022 ГК РФ). Ограниченным характером прав государственных органов на закрепленное за ними имущество это исключается.
По этим причинам гражданское законодательство четко устанавливает, что доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия (п.1 ст.1015 ГК РФ). Это еще одно ограничение положений п.1 ст.124 ГК РФ в сфере управления федеральной собственностью. В случаях когда доверительное управление имуществом осуществляется по основаниям, предусмотренным законом, доверительным управляющим может быть гражданин, не являющийся предпринимателем, или некоммерческая организация, за исключением учреждения.
Лица, назначенные государственным органом Федерации управлять федеральной собственностью, расположенной на территории субъекта Федерации, должны прежде всего руководствоваться указаниями собственника, то есть указаниями федеральной власти, и быть ответственными перед ней. Никакой совместной компетенции, или совместной собственности, здесь нет. Нет здесь и совместного ведения, так как объект управления, федеральное имущество, остается в федеральной собственности.
Федеральный государственный орган может назначить управляющего собственностью РФ из числа кандидатур, предложенных субъектом Федерации. Но Федерация вправе как принять, так и отвергнуть предлагаемые кандидатуры и назначить собственного управляющего. Это исключительное право собственника, вытекающее из ст.209 ГК РФ.
То есть, например, в силу п.»д» ст.71 и п.»г» ст.114 Конституции РФ лицо, назначенное Правительством РФ непосредственно управлять федеральной собственностью, является уполномоченным агентом Правительства РФ. Субъект РФ к этой собственности отношения не имеет.
Таким образом, исходя из норм Конституции РФ, ГК РФ и других нормативных актов, на возникшие вопросы могут быть даны следующие ответы:
1) передача субъекту РФ в доверительное управление объектов федеральной собственности невозможна;
2) государственные органы субъекта РФ не могут выступать в качестве доверительного управляющего;
3) передача прав субъекту РФ по управлению объектами федеральной собственности должна оформляться иным, не гражданско-правовым, способом, т.е. в рамках конституционно-правовых или административно-правовых отношений. Что касается целостного правового механизма передачи прав на объекты федеральной собственности, то такой механизм целесообразно предусмотреть в специальном федеральном законе или постановлении Правительства РФ с учетом изложенных правовых аспектов.
С. Мареева,
аспирантка ИГП РАН
Правовые основы формирования муниципальной собственностью
Важнейшим условием оздоровления российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий является реализация положений Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации».
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц .
Приоритеты в осуществлении приватизации государственного имущества, ограничения при ее проведении, порядок отчуждения имущества в собственность физических и.юридических лиц устанавливаются федеральным законом о государственной программе приватизации. Правительство РФ ежегодно одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в программу приватизации. Также ежегодно Правительство представляет Федеральному Собранию отчет о реализации программы приватизации за прошедший год. Законом определены содержание программы, дана классификация государственного имущества, изложены полномочия органов исполнительной власти по управлению государственным имуществом, его продаже, порядок принятия решений о приватизации и другие вопросы.
Правительство повседневно занимается решением вопросов, связанных с рациональным использованием объектов федеральной собственности, их акционированием, передачей тех или иных объектов в собственность трудовых коллективов. Регулярно рассматриваются предложения об основных направлениях использования средств, полученных от приватизации. Следует отметить, что в отношении субъектов федеральной собственности отчетливо прослеживается тенденция децентрализации управления. В последние годы идет процесс передачи госпредприятий и организаций из федеральной собственности в собственность субъектов Федерации. Оформляется передача актами Правительства РФ, которые принимаются по совместному представлению Министерства государственного имущества РФ, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и с согласия правительства (администрации) соответствующего субъекта Федерации. Вопрос о соотношении собственности федеральной, региональной и муниципальной — очень важный. Решая его, надо сосредоточить усилия не на том, как переделить государственную собственность , а на том, как оптимизировать управление ею с целью повышения эффективности производства.
Несмотря на то, что в результате массовой приватизации 58,9% предприятий стали частными, ряд поставленных целей не был достигнут:
- не сформирован широкий слой эффективных частных собственников;
- структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективности в деятельности предприятий;
- привлеченных в процесс приватизации инвестиций явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий;
- в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках .
В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики, а также в области приватизации. Поэтому названной выше Концепцией предусмотрены основные меры по совершенствованию системы управления государственным имуществом, кардинальному повышению эффективности функционирования российских предприятий в народнохозяйственном комплексе в целом, полная инвентаризация государственного имущества в стране и за рубежом, вовлечение его в гражданский оборот.
Предусматривается переход от массовой приватизации к использованию индивидуального подхода при принятии решений о приватизации государственного имущества, что повысит его оборотоспособность, позволит государству стать полноправным субъектом экономических отношений и оптимизировать структуру принадлежащих ему активов.
При осуществлении управления государственными предприятиями нередко возникают вопросы, связанные с применением Федерального закона от 8 января 1998 г «О несостоятельности (банкротстве)». Закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредитора.
Государство заинтересовано, чтобы убыточное предприятие или находящееся на пороге банкротства скорее стало приносить прибыль , выпуская продукцию, пользующуюся спросом. Поэтому продать акции нужно не любому инвестору, а только тому, кто возьмет обязательства вложить в это предприятие определенные средства. Надо учитывать, что в таких случаях речь идет не только о судьбе предприятия, но и о судьбе людей: останутся они на своих рабочих местах или станут безработными.
На этапе осуществления процедур банкротства ориентация на скорейшее взыскание задолженности не дает реальных результатов. Исходя из этого Концепцией предусматривается, что банкротство в первую очередь должно осуществляться в целях санации производства. Это один из способов перераспределения собственности от неэффективных собственников к эффективным, возможно, с долей участия государства. Участие государства как кредитора в процедурах банкротства должно быть направлено на проведение реструктуризации предприятий, привлечение эффективных собственников, достижение долгосрочных целей повышения эффективности предприятий в ущерб фискальным краткосрочным интересам.
В целях совершенствования системы управления федеральными государственными унитарными предприятиями, повышения эффективности их деятельности, увеличения доходов от использования федерального имущества постановлением Правительства от 6 декабря 1999 г. в соответствии с Концепцией намечен ряд конкретных мер. В частности, предусматривается ликвидировать, продать или реорганизовать некоторые из этих предприятий либо использовать для создания на базе закрепленного за ними имущества федеральных казенных предприятий. Одновременно определены случаи, когда допускается сохранение предприятий в форме унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо создание на базе закрепленного за ними имущества федеральных казенных предприятий.
К федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим управление государственным имуществом и решающим вопросы приватизации, относятся: Министерство государственного имущества, Российский фонд федерального имущества, Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству, а также Федеральный долговой центр при Правительстве РФ.
Органы управления государственным имуществом
Министерство государственного имущества Российской Федерации (Мингосимущество России), согласно постановлению Правительства от 29 декабря 1997 г., является федеральным органом исполнительной власти , обеспечивающим проведение единой государственной политики в области приватизации и управления государственным имуществом и координирующим деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в области управления и распоряжения федеральной собственностью . Оно является правопреемником упраздненного Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Положение о котором было утверждено постановлением Правительства от 4 декабря 1995 г.
Министерство имеет свои территориальные органы в субъектах Федерации. Его основные задачи:
- реализация на основе законодательства РФ государственной политики приватизации государственных и муниципальных предприятий , объектов недвижимости , в том числе земельных участков, находящихся под приватизируемыми предприятиями;
- управление и распоряжение в установленном порядке объектами федеральной собственности на территории страны и за рубежом;
- осуществление межотраслевой и межрегиональной координации деятельности в сфере приватизации государственного имущества, управления и распоряжения федеральной собственностью;
- участие в создании инфраструктуры фондового рынка , обеспечивающей процессы приватизации в реализации государственной политики в области привлечения инвестиций ;
- принятие решений о приватизации предприятий, находящихся в федеральной собственности, осуществление необходимых преобразований их организационно-правовой формы и передачи свидетельств о праве собственности на них для продажи Российскому фонду федерального имущества;
- издание нормативных актов , регулирующих процесс приватизации, и др.
В соответствии с постановлением Правительства от 24 июня 1998 г. решения о высвобождении военного имущества также принимает Мингосимущество по представлению федеральных органов исполнительной власти , в которых законодательством предусмотрена военная служба .
Постановлением Правительства от 30 июня 1998 г. утвержден план поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества на 1998—2000 годы. На Мингосимущество возложена координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по выполнению плана и контроль за своевременным и полным его выполнением.
Мингосимущество ведет реестр показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ , акции которых находятся в федеральной собственности, а также осуществляет методическое и программное обеспечение работ по ведению реестра, организацию защиты информации, контроль за ведением отраслевых и территориальных баз данных. Эта функция возложена на Министерство постановлением Правительства от 11 января 2000 г. в целях обеспечения эффективного управления государственным сектором экономики .
Приватизацию имущества, находящегося в собственности субъектов Федерации и местных органов государственной власти , организуют комитеты по управлению имуществом, входящие в состав соответствующих органов государственного управления , местной администрации. Функции комитета определены Типовым положением о нем, утвержденным Указом Президента от 14 октября 1992 г. Комитеты вправе проводить приватизацию, оформлять договоры аренды , запрашивать всю необходимую документацию, выступать представителем фонда имущества.
Мингосимуществу России подотчетен Российский фонд федерального имущества, который является специализированным финансовым учреждением, осуществляющим функции по приватизации переданных ему объектов федеральной собственности. Для этого Фонд реализует специальные коммерческие и организационно-контрольные функции: осуществляет продажу объектов приватизации, так как на него возложены полномочия продавца федерального имущества; обеспечивает перечисление в бюджет полученных за проданное имущество денежных средств ; осуществляет контроль за соблюдением условий договоров купли-продажи .
Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении организаций. Федеральная служба осуществляет возложенные на нее функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы и представителей на соответствующих территориях. Основными задачами федеральной службы, согласно Положению о ней, утвержденному постановлением Правительства от 1 июня 1998 г., являются:
- проведение государственной политики по предупреждению банкротства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность , по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства;
- исполнение полномочий государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, а также органа, уполномоченного представлять интересы Российской Федерации по обязательным платежам и Российской Федерации как кредитора по денежным обязательствам при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций;
- разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины.
Федеральный долговой центр при Правительстве Российской Федерации создан в целях повышения эффективности организации принудительного исполнения судебных решений, а также актов других органов, которым в соответствии с законодательством РФ предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество организаций. Основной задачей этого специализированного государственного учреждения, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 6 января 1998 г., является реальная оценка имущества и дальнейшая его реализация с целью пополнения казны. Долговой центр работает не с государственными предприятиями, а с предприятиями, в которых есть частный капитал . Причем в первую очередь на торги выставляются не производственные комплексы, а предметы роскоши, которые имеются у любой коммерческой структуры. Свои задачи Центр осуществляет непосредственно либо через территориальные отделения (филиалы, представительства) или организации, наделенные правами и функциями Центра.
Государственный сектор включает объекты, составляющие основу богатства страны и служит естественной базой для развития всего народного хозяйства. В массовом производстве, в естественных, ресурсных монополиях, металлургии, химической промышленности государственные предприятия предпочтительнее по критериям эффективности. В различных странах действует немало государственных фирм, таких, как «Рено», «Фольксваген», «Бритиш Петролеум», которые не только выдерживают конкуренцию, но и побеждают. Хозяйственные структуры частного сектора, в том числе и крупные, не могут обходиться без поддержки государственными ресурсами, в том числе и финансовыми.
Государство в России является крупным собственником. В государственной собственности находятся все железные дороги и торговые порты, 40 тыс. предприятий и учреждений, в том числе 23 тыс. учреждений; государство участвует в 3900 акционерные обществах, в 2500 из них у него более 25% акций; в 580 АО используется право «Золотой акции». Только в федеральной собственности 337 млн м 2 нежилых помещений. Россия как правопреемник СССР имеет все права на интеллектуальную собственность в советских разработках оружия и боевой техники. Любая его модернизация без участия России неправомерна.
При разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в раздел «Проектировки развития государственного сектора экономики» включаются показатели по:
Государственным унитарным предприятиям;
Государственным учреждениям;
Хозяйственным обществам с долей госсобственности более 50% уставного капитала.
Министерство экономического развития и торговли России разрабатывает систему показателей функционирования госсектора.
Правительство утверждает план поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества. Минимущество России осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по выполнению плана. Основными планируемыми источниками доходов являются средства от аренды федерального имущества, использования имущества, находящегося за рубежом, дивиденды по акциям в федеральной собственности.
Для организации управления государственная собственность разграничена на федеральную, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.
Объекты государственной собственности относятся к тому или иному уровню собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, какова ведомственная подчиненность предприятий. Критерии отнесения объектов к федеральной собственности подразделяются на структурные (производственные, непроизводственные, ценные бумаги) и функциональные (отраслевые, территориальные, доля в экономике).
Базовый перечень объектов федеральной собственности определен Конституцией РФ. Федеральная собственность и управление ею находятся в ведении Российской Федерации. Управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ.
Разграничение государственной собственности, владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектовРФ. Прекращены полномочия министерств, ведомств по распоряжению государственным имуществом.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Незакрепленное государственное имущество (средства бюджетов и др.) составляет государственную казну Российской Федерации, субъекта РФ.
Так, находящиеся в федеральной собственности административные здания, строения и нежилые помещения Минимущества России:
Закрепляет на праве оперативного управления или передает в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти, федеральным учреждениям и казенным предприятиям, а за федеральными государственными унитарными предприятиями закрепляет на праве хозяйственного ведения;
Передает в аренду по договору иным организациям.
Заключение договоров аренды объектов недвижимого имущества осуществляется, как правило, на конкурсной основе, 10% арендной платы направляются на финансирование деятельности, связанной с управлением имуществом.
Целью управления государственным имуществом является удовлетворение общественных потребностей, выполнение внутренних и внешних обязательств Правительства и мобилизация доходов в бюджетную систему. Оно осуществляется на основе законодательства, указов Президента РФ (по вопросам, по которым не приняты законы) и включает пользование, отчуждение, сдачу в аренду, передачу в залог, в доверительное управление и другие операции.
В обычных условиях хозяйствования наблюдается процесс постоянного перехода собственности из одной формы в другую и обратно; частная собственность национализируется и становится государственной, государственная собственность приватизируется, т.е. становится частной. Интенсивность смены форм собственности повышается в период общественно-экономического переустройства.
Для формирования рыночных отношений, развития инициативы, индивидуального и коллективного предпринимательства в России с 1992 г. проводится приватизация государственного и муниципального имущества по решению уполномоченных на то государственных органов.
Под приватизацией понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности России, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц.
Исходя из возможности приватизации государственное имущество подразделяется на виды:
Приватизация имущества запрещена;
Имущество закрепляется в госсобственности до принятия решения о прекращении его закрепления;
Имущество приватизируется с установлением запрета на участие в его приватизации иностранных физических и юридических лиц, а также резидентов Российской Федерации, имеющих в качестве учредителей (участников), или аффилированных лиц, иностранных физических и юридических лиц;
Имущество приватизируется по решению Правительства Российской Федерации;
Имущество приватизируется по решению федерального органа по управлению государственным имуществом по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в компетенции которых находятся полномочия по координации и регулированию деятельности в соответствующих отраслях экономики.
Приоритеты, ограничения и порядок приватизации государственного имущества, а также основы приватизации муниципального имущества в Российской Федерации устанавливаются программой приватизации, которая разрабатывается Правительством Российской Федерации. Изменения и дополнения к ней должны ежегодно представляться в Государственную Думу одновременно с проектом федерального бюджета.
На первом этапе приватизации ставилась задача слома государственной монополии на собственность, внедрения социально-экономических отношений на базе частной собственности; безвозмездной передачи государственного имущества путем раздачи приватизационных чеков (ваучеров) населению на уравнительных началах.
На втором этапе приватизация осуществляется преимущественно с использованием рыночных цен на государственное имущество, инвестиционной ориентации продаж, возможностей концентрации собственности. Кроме того, полнее учитываются интересы государства, предприятий, территорий, граждан. На этом этапе приватизация не массовая, а по индивидуальным проектам с учетом специфики каждого предприятия,
В отношении любого предприятия, за исключением предприятий, приватизация которых запрещена, может быть принято решение о продаже. При этом в единый комплекс предприятия входят основные средства, другие долгосрочные вложения, оборотные средства и финансовые активы, пассивы, имущественные права, земельные участки. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения передаются в основном в муниципальную собственность: детские сады и лагеря; учреждения здравоохранения, расположенные вне территории предприятий; объекты инженерной инфраструктуры городов, районов в том числе электро-, газо-, теплоснабжение, водопровод и канализация, наружное освещение; жилищный фонд и обслуживающие его эксплуатационные и ремонтно-строительные подразделения.
Содержание не включенных в состав приватизированного имущества объектов социально-культурного и жилищно-бытового назначения, как временно состоящих на балансах приватизированных предприятий, так и переданных в муниципальную собственность, обеспечивается в пределах норм финансирования, утвержденных органами местного самоуправления, на территории которых они находятся.
На содержание и эксплуатацию переданных объектов предусматриваются средства из федерального бюджета, платежи потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства, средства предприятий для финансирования капитального ремонта жилищного фонда. Источником финансирования являются также дивиденды по акциям, закрепленным в государственной собственности. Они аккумулируются на счетах муниципальных структур, управляющих этими объектами.
Продажу федерального имущества осуществляют специализированное учреждение и назначенные им представители. Специализированное учреждение:
Владеет переданными ему объектами приватизации до момента их продажи, в том числе осуществляет полномочия акционера (участника) в хозяйственных обществах;
Осуществляет продажу переданных ему объектов приватизации;
Выступает учредителем хозяйственных обществ;
Ведет отчетность о денежных средствах, полученных в результате приватизации, а также учет подлежащих приватизации акций, принадлежащих Российской Федерации;
Получает и перечисляет денежные средства от приватизации в соответствии с установленными нормативами;
Обеспечивает перечисление дивидендов и иных доходов по акциям АО, в которых специализированное учреждение осуществляет полномочия акционера;
Выпускает государственные ценные бумаги, удостоверяющие право приобретения находящихся в федеральной собственности акций ОАО, созданных в процессе приватизации.
Специализированное учреждение может создавать в субъектах РФ свои отделения.
В настоящее время функции специализированного учреждения выполняет Российский фонд федерального имущества (РФФИ).
Продажу государственного имущества субъектов РФ осуществляют юридические лица, которым предоставлены полномочия органами государственной власти субъектов РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно назначают продавцов муниципального имущества.
Министерству обороны Российской Федерации предоставлено право реализации высвобождаемого военного имущества (кроме вооружений) через специализированные государственные хозрасчетные предприятия при Минобороны России, как правило, на биржах и аукционах, а на внешнем рынке - через управление внешнеэкономических связей Минобороны России. Продажу контролирует Российской фонд федерального имущества и территориальные агентства Минимущества России.
Национализация проводится на основе соответствующего закона и при наличии у государства средств для выкупа частной собственности (в специфических условиях России в начале XX в. осуществлялась национализация имущества без выкупа, т.е. путем экспроприации).
В развитых странах национализация (ренационализация) служит обычной мерой решения экономических задач и не имеет никакой идеологической окраски. Вопрос о замене собственника или менеджеров ставится в случаях существенного ухудшения работы предприятий.
При управлении государственным имуществом применяются режим хозяйственного ведения и оперативного управления; доверительное управление; соглашения о разделе продукции.