Загадки леонардо да винчи

«Великий Леонардо Да Винчи любил загадки и любил детей. Бывало понабежит к нему детишек, окружат его со всех сторон, а он им: «Без окон без дверей полна горница людей?». А они ему наперебой: «Огурец, огурец!». Или подожди, какие загадки? Какие дети?»

Загадки нам скорее задаёт небезызвестный Сергей Мачин в соавторстве с Алексеем Пахомовым нежели великий художник. Именно они являются авторами игры. Да Винчи лишь любезно предоставил свои эскизы и чертежи для дизайна карточек и коробки. Это третья игра в моей коллекции компании «Правильные игры », отличается ли она от Зельеварения , кто лучше рисует – Доре или Леонардо Да Винчи, нам это и предстоит выяснить.

А начну я издалека, подержу немного темп статьи. Когда-то давно на прилавке магазина настольных игр я увидел бустера игры Загадка Леонардо . Вот не знаю почему, но я почему-то решил, что это скорее всего локализация зарубежной игры. Мне почему-то не верилось, что эскизы Да Винчи могут использовать и в России. Чуть позже я узнал, что игра всё-таки российская, распространяется она бустерами, в игре нужно что-то собирать. Но дальше мой интерес не пошёл выяснять нюансы игры. Неколлекционная игра на бустерах звучала как-то странно. Помню, что потом вышло дополнение к игре в виде одной коробочки – Novem оно называлось. Как-то так повелось у нас в клубах, что основное внимание сосредоточено на ККИ, поэтому обычные настолки не пользуются популярностью. Вот наверное одна из причин, почему я не обратил внимания на игру.

Суть базового набора, вышедшего в 2007 году, сводилась к получению в игре Ключей. Ключ даётся тому, кто собирает комбинацию из 3 одинаковых символов. Эти символы находятся на картах игрока, карты выкладываются в виде креста (3 карты по горизонтали и вертикали). Игрок получает 10 карт в начале игры. Во время своего хода он меняет одну карту из руки на карту из его креста на столе. И эту вынутую карту игрок передаёт соседу слева, который должен тут же заменить карту на своём кресте на полученную, причём в том же месте, из которого и заменилась карта первого игрока. Т.е. таким образом можно сделать полезное себе и подкинуть бяку соседу. За 3 символа в одном ряду на кресте игрок получает карту Ключа с этим символом. Кто первым получит 7 таких ключей, тот и выиграл.

А это поле действия самой первой игры Загадки Леонардо

Дополнение принесло игре карточки с 3 символами на них (были только с двумя), а ещё карточки действий. Ну и при игре с дополнением немножко изменились правила.

Спустя 3 года после выхода оригинальной игры выходит новая коробочка со старым названием и допиской в конце. «Загадка Леонардо. QUINTIS FONTIS ». По названию понятно, что это что-то новое в старой одежде=) Но так как в старое я не играл, то для меня игра получилась абсолютно новой. Поэтому с удовольствием открою коробку т потестирую настолку.

Вот это приятный сюрприз

Коробка была для меня сюрпризом. Я к привык к тем, которые были у Зельеварения и Ордонанса , с откидывающейся крышкой. Они при активном открывании и пользовании имели свойство деформироваться и в конце концов рваться (я ещё в Зельеварении держал все дополнения к игре). Так вот передо мной более удобная коробка-пенал, поэтому такой вариант у меня гораздо дольше сохраниться в целом виде, а это несомненно радует.

Достаём внутреннюю часть коробки с компонентами, и что мы там находим: 67 карточек (с двумя видами рубашек), невыдавленные маленькие картонки ключей, 1 каунтер/токен, листочек с правилами и рекламка «Правильных Игр ».

Лишнего места в коробке нету, так и должно быть. Правильно=)

У карт 2 разные рубашки.

Карты из базы и дополнения

Это потому что часть из них принадлежат основной игре 2007 года, а остальные из дополнения. Качество у них средненькое, к сожалению. Ещё из дополнения карточки вроде ничего, а вот базовые карты шершавые, тонкие, так что советую сразу купить протекторы к ним. Карты делятся на два вида – с символами и карты действий. Обычно на картах изображены 2 символа, но на некоторых есть 3. Все эти карты не содержат ничего кроме рисунков, и арт у них классный. Сами символы находятся в левом верхнем углу, а остальную часть занимают наброски и эскизы великого художника. Честно говоря, в отличие от Ордонанса , в этой игре я часто отвлекался на картинки, может потому что сам окончил художественное заведение и интересуюсь искусством, а может быть потому что это просто так на всех влияет сама загадка Леонардо=)

На этой карте целых 3 символа

Можно было бы назвать игру языконезависимой, если бы не несколько карт с текстом, они же карты действий. С помощью этих карт можно набрать в руку новые карточки, выбросить ключи у других игроков по вашему выбору и т.д.

Карта действия

Собираемые ключи представлены в виде маленьких картонок. Они носят скорее декоративный характер, т.е. на игру никак не влияют. Порою к подобным элементам игры относятся как к мелочи, не издавая никаких отдельных компонентов, надеясь, что игроки сами придумают, как считать ключи. Правильные игры решили пожалеть нас и выпустили ключи отдельными карточками. Картон у ключей очень тонкий, но они принимают неактивное участие в игре, поэтому за них переживать не приходится. На ключах нарисованы символы (такие как и на картах), по одному на каждую сторону. Всего таких картонок 36. Видов символов 12.

Сами карты интересно порассматривать во время игры

Токен, он именуется в игре как «Вето», является обычным фишкой, у меня он зелененького цвета. Я так понял, что они разные могут попасться, так как на коробке изображён красненький.

Правила умещаются на двустороннем листочке.

Осталось самое главное – изучить правила и в бой=)

Играть можно от 2 до 4 человек. Все карты замешиваются в одну колоду, тасуется, каждый игрок берет 6 карт, определяется первый игрок и можно начинать играть.

Игра происходит на поле, состоящем из квадрата 5х5 карт.

Поле загадок

В начале игры этого поля нету, его выкладывают по ходу игры сами игроки. Размер поля строго должен выдерживаться, т.е. не получится положить 6 карт в ряд, можно 4 или 3, но 6 и больше нельзя. Первый игрок кладёт любую карту на стол, второй игрок должен положить рядом (можно по диагонали, но обязательно рядом) другую карту, но которая не содержит в себе тех символов, которые есть на карте, которая была сыграна в предыдущем ходе.

На своём ходе игрок может сделать одно из трёх:

— выложить карту на свободное поле по выше описанному принципу;

— положить свою карту поверх выложенной карты. Но при этом нужно, чтобы на этих картах был хотя бы один одинаковый символ;

— заменить карту из руки на карту со стола. Но опять же с условием, что на этих картах есть одинаковый символ.

После чего ход игрока заканчивается, и если у него на руке меньше 6-и карт, он должен добрать одну, чтобы было ровно 6.

Как в игре получают ключи? Если после того, как вы выложили на стол карту, в ряде по горизонтали или вертикали получилось 3 одинаковые символа, вы получаете карту-ключ с этим символом. Чтобы получить ещё один ключ с таким символом, игроку придется собрать уже 4 одинаковых символа в ряд. Потом 5.

Карты ключей. Россыпью

Если получилось собрать символы по горизонтали и вертикали – игрок получает сразу 2 ключа.

Игра заканчивается, когда кто-либо из игроков собирает 7 ключей. Либо когда заканчиваются карты в колоде.

Правила, как вы видите, весьма просты и незатейливы. Можно с лёгкостью объяснить их любому новичку. Вот и я, когда ознакомился с компонентами и правилами, решил, что игра достаточно казуальная, и она для тех, кто любит игры попроще. Но тем не менее попробовать собрать символы в ряд хотелось как можно скорее.

Игрок собрал 3 котика в одному ряду, за что и получил ключ. Даже вето ему не помешало

Игрок положил свою карту на карту на столе, чем заблокировал удачный ряд для соперников

Игра мною тестировалась только при 2 игроках, поэтому как играется втроём или вчетвером я могу лишь догадываться. С самого начала всё кажется очень простым – карт на поле мало, все комбинации с двумя символами легко находятся на поле, поэтому и решения по поводу куда поставить фишку вето не возникает. Основная цель игры сводится к тому, чтобы обеспечить себе на следующий ход 100% линию из символов и получить ключ, и не дать оппоненту собрать такую же линию на его ходу. Помешать можно так – линию закрыть карточкой, если позволяет поле, или положить по верху карты другую карту, тем самым убрав нужный сопернику символ в ряду. Ну и активно использовать фишку вето.

Но чем дальше расширяется наше поле, тем сложнее играть. Символов на поле становится очень много, за каждым из них трудно уследить. И это кстати приносит большой фан от игры. Хотя есть одно важное замечание – игроки начинают больше думать над ходом. Мне как-то ещё более-менее повезло с приятелем по игре, а вот есть же такие игроки, которые будут ход обсасывать очень долго, пока не решатся походить. Можно конечно класть карты от балды, но это прямой путь к проигрышу. Так что чем ближе конец, тем всё больше похоже на шахматы, когда твой ход может быть ошибкой и следствием последующего проигрыша.

А ещё Правильные игры не забыли про зип-локи для основных карт и карт ключей

Пришло время подвести итог. Я люблю подобного рода игры, в которых заключается и раскладывание, и логика, и взаимодействие между игроками (т.е. когда ходы игроков влияют на ходы их соперников). С каждым новым ходом игра набирает обороты, она усложняется и от этого интерес только возрастает. Реиграбельность большая. Потому что одинаковых партий не может быть из-за рандомности символов на картах. За вечер можно смело сыграть несколько партий. Да и вообще в игру можно перекинуться как дополнительное игровое блюдо до или после большой сложной другой игры. Возраст так же не влияет на восприятие Загадки Леонардо – и взрослые и дети одинаково могут играть в неё. Из минусов отмечу возможный даунтайм в игре ближе к её концу. Карточки немного хлипковаты, но зато очень нравится коробка. Есть ещё вопрос по карте Interference of order (у меня английский вариант игры). Не понятно, как она точно играется. Потому что как я понял, она выкладывается на стол до конца игры и владелец этой карты может выбросить ключ у любого игрока, если у того игрока ключей будет больше. Я понимаю один раз можно сыграть за партию эту карту, но если до конца игры, то удовольствие от игры будет сомнительным, как мне кажется. Не могу сказать, что больше мне нравится – Зельеварение или Загадка Леонардо , потому что Зелье прошло испытание временем, но Загадка однозначно мне нравится и мы будет частенько в неё играть.

В этой игре мы будем собирать несколько предметов в ряд, рассматривать рисунки великого Леонардо и получать за это ключи, которые приведут нас к победе. На Розовом диване гравюрная Загадка Леонардо.

Стандартная для всей серии издательства Правильные игры коробка – пенал с изображённой на ней гравюрой Витрувианского человека.

Компоненты.

В коробке под редакцией QUINTIS FONTIS содержатся карты основной игры

Некоторые карты дополнений

Помимо карт с символами, в колоде присутствуют карты действий с текстом, которые можно играть совместно с обычной картой, получая определённые бонусы.

Жетоны ключей, которые служат победными очками.

И специальная фишка "Вето", представляющая из себя приятный на ощупь камешек кровавого цвета.

Карты выполнены качественно, полиграфия отличная, а дизайн, лично мне, очень понравился. Старинные рисунки и неброские цвета создают атмосферу спокойствия за игровым столом. Нарекание вызывают только жетоны ключей, которые выполнены на тонкой бумаге и выглядят очень дёшево, даже слишком дёшево на фоне всей игры.

Игра.

Тасуем колоду и выдаём каждому по 6 карт, располагаем оставшиеся в центре стола, кладём рядом жетоны ключей и … начинаем раскладывать пасьянс.

Каждый игрок будет выкладывать в свой ход из руки по одной карте, создавая квадрат (хотя он будет прямоугольный в силу геометрии) со стороной в пять карт. Выкладываем по следующему принципу – новая карта должна соприкасаться с любой картой, ранее выложенной на поле и не должна выходить за границы виртуального «квадрата». Можно выложить поверх существующей карты, если обе содержат хотя бы один одинаковый символ, и по такому же принципу можно заменить карту из руки на карту со стола. В конце хода игрок добирает карту из общей стопки так, чтобы в руке всегда было 6 карт (если игрок заменил карту, то он ничего не берёт).

Есть одна тонкость – нельзя сыграть карту с тем же символом, что и выложенная предыдущим игроком. Если ходить нечем, то пропускаем ход.

Цель этого процесса – получение ключей, которые являются победными очками при определении победителя. Существует 12 различных символов, и они изображены попарно в левом верхнем углу карт.

В колоде есть карты, которые содержат и по три символа в углу, что упрощает задачу владельцу этих карт.

Необходимо собирать цепочки (от трёх карт) одинаковых символов по горизонтали, вертикали и диагонали. За это мы получим жетон с изображением, которое встречается на всех картах в цепочке, но тем самым и усложняем дальнейшую задачу – теперь любому игроку необходимо собрать цепочку из четырёх карт, затем из пяти и т.д., чтобы получить такой же жетон.

На примере видно, что на трёх картах изображен портрет, поэтому игрок получает 1 жетон с портретом. Теперь, чтобы получить такой же символ, игроки должны собрать цепочку из четырёх карт с портретом, а затем - из пяти.

Игра завершается, когда из колоды выйдут все карты. После этого следует последний ход и производится подсчёт очков. Либо кто-то наберёт 7 жетонов ключей - тогда он становится победителем.

В игре существуют ещё и дополнительные правила, для которых и положен специальный камешек. Он выкладывается на сыгранную игроком карту (или на любую другую карту на поле). Теперь следующий игрок не может сыграть карту, содержащую символы, которые совпадают с картой, на которой лежит камень. То есть задача усложняется – помимо того, что нельзя сыграть символы с карты, только что выложенной игроком, ещё нельзя играть и символы, отмеченные камнем.

Впечатления от игры.

Игра мне понравилась - она не сложная, в стиле пасьянса и сбора «три в ряд», а подобные направления я люблю. Необходимо продумывать ходы, но процесс не утомляет, а игра завершается вовремя, не успевая надоесть. Правила QUINTIS FONTIS вносят положительные изменения в процесс, умеренно усложняя игру. Лично мне Загадка Леонардо нравится гораздо больше Зельеваренья.

Из недостатков хочу отметить отвратительное качество жетонов ключей - они, безусловно, портят общее впечатление от компонентов.

Дневники Леонардо да Винчи - это несколько тысяч пожелтевших от времени страниц, рассеянных в коллекциях по всему миру. Эти бумаги покрыты замысловатым зеркальным почерком да Винчи и множеством чертежей, набросков, зарисовок - от знаменитого витрувианского человека до фантастических механизмов. Возможно, эти небольшие рисунки не только говорят о неустанной работе ума Леонардо, но и содержат ключ к разгадке одной из тайн, которые в изобилии окружают личность великого флорентийца.

«Загадка Леонардо» - настольная карточная игра-головоломка, участники которой исследуют записи Леонардо да Винчи в поисках скрытых закономерностей. Обнаружив последовательность из трёх одинаковых символов, игрок получает соответствующий ключ. Цель игры - собрать семь разных ключей: тот, кто сделает это первым, раскроет загадку Леонардо и станет победителем.

Игровая колода состоит из карт с фрагментами дневниковых записей да Винчи. На каждой карте изображены два разных рисунка-символа: кавалерист, алебарда, профиль, чайка, кошка и т. п. Всего таких символов двенадцать. В начале игры колода перемешивается, и участники берут из неё по 10 карт. Не глядя в доставшиеся ему карты, каждый игрок выкладывает пять из них на стол перед собой в виде креста. Этот «крест» - личное рабочее пространство игрока, где ему и предстоит выстраивать ряды из одинаковых символов. Оставшиеся пять карт участники забирают себе на руку.

В начале своего хода игрок должен заменить одну из лежащих перед ним карт. Он выбирает одну из пяти позиций в своём «кресте», выкладывает туда новую карту с руки, а ту карту, что находилась там прежде, передаёт соседу слева. Тот должен выложить её в собственный «крест», в то же самое место, где она лежала у соперника, а свою старую карту оттуда сбросить. Затем тот игрок, чей сейчас ход, проверяет, не удалось ли ему получить очередной ключ. Для этого он должен собрать у себя на столе вертикальную или горизонтальную линию из трёх одинаковых символов. Если в результате замены карты такая линия образовалась, игрок берёт себе соответствующий ключ - жетон с таким же символом. Поскольку на каждой карте изображено два символа, особо удачным ходом можно взять сразу два ключа. А если один и тот же символ присутствует на всех пяти картах его «креста», участник получает один любой жетон по своему выбору. Все ключи у игрока должны быть разными: он не может получить какой-либо жетон повторно, даже если снова соберёт нужную линию. Наконец, в завершение своего хода игрок берёт на руку одну карту из колоды и передаёт право действовать по часовой стрелке. Как только кто-нибудь из участников получает свой седьмой ключ, партия немедленно заканчивается и он объявляется победителем.

«Загадка Леонардо» - настольная игра для тех, кому по вкусу несложные интеллектуальные развлечения. Она немного напоминает «крестики-нолики», только на постоянно меняющемся поле. К тому же здесь нет выигрышной стратегии - напротив, вся партия состоит из серии небольших, но весомых тактических решений. Да и решать «Загадку Леонардо» интереснее всего втроём или вчетвером, а если объединить два игровых комплекта, этим увлекательным занятием смогут заняться до восьми участников.

Оригинал взят у drumsmen в "Император загадок" - Леонардо да Винчи

Он родился в 1452-м и умер в 1519 году. Отец будущего гения, Пьеро из Винчи, богатый нотариус и землевладелец, был известнейшим человеком во Флоренции, но мать Катерина — простой крестьянской девушкой, мимолетной прихотью влиятельного сеньора. В официальной семье Пьеро не было детей, поэтому мальчик с 4—5 лет воспитывался при отце с мачехой, тогда как родную его мать, как было принято, поспешили выдать с приданым за крестьянина...

Красавец мальчик, отличавшийся при этом необыкновенным умом и приветливым характером, сразу стал всеобщим баловнем и любимцем в доме отца. Этому отчасти способствовало то обстоятельство, что первые две мачехи Леонардо были бездетны. Третья жена Пьеро, Маргарита, вступила в дом отца Леонардо, когда ее знаменитому пасынку было уже 24 года. От третьей жены сеньор Пьеро имел девять сыновей и двух дочерей, но никто из них не блистал «ни умом, ни мечом».

В 1466 году, в 14-летнем возрасте, Леонардо да Винчи поступил учеником в мастерскую Вероккьо. Удивительно: 20 лет от роду он был уже провозглашен мастером. Леонардо брался за многие предметы, но, начав изучать их, скоро бросал. Можно сказать, что больше всего он учился у себя самого. Не обошел своим вниманием и музыку, в совершенстве овладев игрой на лире.

Современники вспоминают, что он «божественно пел свои импровизации». Однажды даже сам изготовил лютню особой формы, придав ей вид конской головы и богато украсив серебром. Играя на ней, он настолько превзошел всех музыкантов, собравшихся при дворе герцога Людовико Сфорца, что «очаровал» его на всю жизнь.

Леонардо, кажется, не был ребенком своих родителей, не был он флорентийцем и итальянцем, да и был ли он земным человеком? Этот супергений начала итальянского Возрождения настолько странен, что вызывает у ученых не просто изумление, а почти благоговение, смешанное с растерянностью. Даже общий обзор его возможностей повергает исследователей в шок: ну не может человек, имей он хоть семь пядей во лбу, быть сразу гениальным инженером, художником, скульптором, изобретателем, механиком, химиком, филологом, ученым, провидцем, одним из лучших в свое время певцов, пловцом, создателем музыкальных инструментов, кантат, наездником, фехтовальщиком, архитектором, модельером и т.д.

Поражают и его внешние данные: Леонардо был высок, строен и так прекрасен лицом, что его называли «ангелом», при этом сверхчеловечески силен (правой рукой — будучи левшой! — мог смять подкову). В то же время его менталитет кажется бесконечно далеким не только от уровня сознания современников, но и от человеческого вообще.

"Портрет Леонардо да Винчи в молодости". Литография. 1820 г. Гравер H. C. Selous.

Леонардо, например, полностью контролировал свои чувства, практически не проявляя эмоций, характерных для обычных людей, всегда сохранял удивительно ровное настроение. Более того, отличался каким-то странным холодом бесчувствия. Он не любил и не ненавидел, а понимал, поэтому не только казался, но и был равнодушен к добру и злу в человеческом смысле (помогал, например, завоеваниям чудовищного Чезаре Борджиа), к безобразному и прекрасному, которые с одинаковым интересом изучал как нечто данное, внешнее.

Наконец, по свидетельству современников, Леонардо был бисексуалом. Сегодня трудно точно судить, почему он сначала «изучал» науку любви с флорентийскими дамами, млевшими от этого красавца и умницы, а затем сосредоточился на гомосексуальных отношениях.

Существует документ-донос, в котором именно да Винчи обвиняется в запрещенном тогда гомосексуализме. Аноним обвиняет его и еще трех мужчин в активной содомии над неким Джакопо Салтарелли, 17 лет, братом ювелира.

Им всем грозило наказание — смерть на костре. Первое заседание состоялось 9 апреля 1476 года. Оно ничего не дало: суд требовал доказательств, заявленных свидетелей; их не было. Суд перенесли на 7 июля. Новое расследование — и на этот раз окончательный оправдательный приговор. Тем не менее, когда Леонардо стал мастером, он окружил себя писаными, небездарными красавцами, которых брал в ученики. Фрейд считает, что его любовь к ним была чисто платонической, но эта мысль кажется бесспорной далеко не всем.

Был ли он человеком? Способности и возможности Леонардо являлись, несомненно, сверхъестественными. Например в «Дневниках» да Винчи имеются наброски птиц в полете, для выполнения которых необходимо было располагать по меньшей мере материалами замедленной киносъемки! Он вел очень странный дневник, обращаясь в нем к себе самому на «ты», отдавая распоряжения и приказы себе как слуге или рабу: «прикажи показать тебе...», «ты должен показать в своем сочинении...», «прикажи сделать две дорожные сумки...»

Складывается впечатление, что в да Винчи жили как бы две личности: одна — всем известная, дружелюбная, не лишенная некоторых человеческих слабостей, и другая — невероятно странная, скрытная, никому не известная, которая командовала им и распоряжалась его поступками.

Леонардо да Винчи. Витрувианский человек.

Ко всему прочему да Винчи обладал способностью предвидеть будущее, которая, возможно, даже превосходила пророческий дар Нострадамуса. Его знаменитые «Пророчества» (вначале — серия записей, сделанных в Милане в 1494 году) рисуют устрашающие картины грядущего, многие из которых либо уже были нашим прошлым, либо сейчас являются нашим настоящим.

Судите сами: «Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать » — речь, несомненно, идет о телефоне. «Люди будут ходить и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит » —телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука. «Люди... будут собственной особой мгновенно разбегаться по разным частям мира, не двигаясь с места » — передача телеизображения.

«Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя» — очевидно прыжки с парашютом. «Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры » —тут, скорее всего, провидец говорит о воронках от авиабомб и снарядов, которые действительно погубили бесчисленные жизни.

Леонардо даже предвидел путешествия в космос: «И многие наземные и водяные животные поднимутся между звезд...» — запуск живых существ в космос. «Многочисленны будут те, у кого будут отняты их маленькие дети, которых будут свежевать и жесточайшим образом четвертовать!» — прозрачное указание на детей, части тела которых используются в банке органов.

Леонардо практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и... современной нейролингвистике, дабы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение. Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики, еще далеко не реализованной и в современном человеке.

Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часа. Благодаря этому гений экономил сразу 75% времени сна, что фактически удлинило его жизнь с 70 до 100 лет! В эзотерической традиции аналогичные методики известны с незапамятных веков, но они всегда считались настолько секретными, что, как и другие психо- и мнемотехники, никогда не предавались гласности.

Изобретения и открытия да Винчи охватывают все области знания (их более 50!), полностью предвосхищая основные направления развития современной цивилизации. Расскажем лишь о некоторых из них. В 1499 году Леонардо для встречи в Милане французского короля Людовика XII сконструировал деревянного механического льва, который, сделав несколько шагов, распахивал свою грудную клетку и показывал внутренности, «заполненные лилиями».

Ученый является изобретателем скафандра, подводной лодки, парохода, ластов. У него есть рукопись, в которой показывается возможность погружения на большую глубину без скафандра благодаря использованию особой газовой смеси (секрет которой он сознательно уничтожил). Чтобы ее изобрести, необходимо было хорошо разбираться в биохимических процессах человеческого организма, которые совершенно не были известны в то время!


Рисунок Леонардо да Винчи.

Это он первым предложил устанавливать на бронированных кораблях батареи огнестрельных орудий (подал идею броненосца!), изобрел вертолет, велосипед, планер, парашют, танк, пулемет, отравляющие газы, дымовую завесу для войск, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!).

Да Винчи изобрел текстильные машины, ткацкие станки, машины для изготовления иголок, мощные подъемные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные мосты. Он создал чертежи воротов, рычагов и винтов, предназначенных поднимать огромные тяжести, — механизмы, которых не было в его время.

Поразительно, что Леонардо подробно описывает эти машины и механизмы, хотя их и невозможно было сделать в то время из-за того, что тогда не знали шарикоподшипников (но сам Леонардо знал это — сохранился соответствующий рисунок).Иногда кажется, что да Винчи просто хотел узнать как можно больше об этом мире, коллекционируя информацию. Что он с ней делал? Зачем она ему была нужна в таком виде и в таком количестве? Ответа на этот вопрос он не оставил.

Странным образом даже занятия Леонардо живописью кажутся со временем все менее и менее значительными. Не будем говорить о его шедеврах, известных всему миру, скажем только об одном, хранящемся в Виндзоре удивительном рисунке, изображающем какое-то неземное существо. Черты лица этого существа повреждены от времени, но можно угадать их поразительную красоту. В этом рисунке привлекают внимание огромные и очень широко расставленные глаза. Это не ошибка художника, а сознательный расчет: именно эти глаза производят парализующее впечатление. Принято считать, что это изображенная художником Беатриче великого поэта Данте, но земные женщины анатомически не бывают такими...

В Королевской библиотеке Турина хранится знаменитый автопортрет Леонардо да Винчи — «Портрет самого себя в преклонном возрасте». Он не датирован, но, как полагают эксперты, был написан около 1512 года. Это очень странный портрет: не только зритель в разных ракурсах воспринимает выражение и черты лица Леонардо совершенно по-разному, но и фотографии, сделанные даже с небольшим отклонением камеры, показывают разного человека, который то меланхоличен, то высокомерен, то мудр, то просто нерешителен, то предстает дряхлым стариком, измученным жизнью, и т.д.

Большинству людей гений известен как создатель бессмертных художественных шедевров. Но его ближайший друг Фра Пиетроделла Новеллара замечает: «Занятия математикой настолько отдалили его от живописи, что один только вид кисти приводит его в бешенство ».

И еще он был прекрасным фокусником (современники говорили откровеннее — маг). Леонардо мог вызывать из кипящей жидкости многоцветное пламя, вливая в нее вино; легко превращал белое вино в красное; одним ударом ломал трость, концы которой были положены на два стакана, не разбив ни один из них; наносил на конец пера немного своей слюны — и надпись на бумаге становилась черной.

Чудеса, которые показывал Леонардо, настолько впечатляли современников, что его всерьез подозревали в том, будто он служил «черной магии». К тому же возле гения постоянно находились странные, сомнительной нравственности личности, вроде Томазо Джованни Мазини, известного под псевдонимом Зороастр де Перетола, — механика, ювелира и одновременно адепта тайных наук.

Последние дни Леонардо

Франциск I не был интеллектуалом на троне: он отдавал предпочтение женщинам, турнирам, пышным празднествам и красивой одежде. Но даже если он и не всегда понимал великого старца, которого сумел приблизить к своему двору, все же он испытывал восхищение перед его гением и смиренно выказывал ему почтение.

Когда Леонардо в 1516 или 1517 году прибыл в королевский замок в Амбуазе, расположенном примерно в ста шестидесяти километрах к юго-западу от Парижа на реке Луаре, ему сразу был присвоен титул «Первый художник, инженер и архитектор Kороля» - не потому, что от него ждали каких-то новых работ, а за то, что он уже сделал. Франциск отвел ему апартаменты в уютной усадьбе Клу, находящейся менее чем в километре от дворца, и часто навещал его там, считая, что полному сил двадцатидвухлетнему королю гораздо легче навестить больного шестидесятичетырехлетнего художника, чем тому просить аудиенции.

Неизгладимое впечатление, которое Леонардо произвел на своего покровителя, засвидетельствовано записками Бенвенуто Челлини, двадцать четыре года спустя приехавшего на службу во Францию.

В своих «Воспоминаниях» Челлини пишет о Леонардо, что «король Франциск столь глубоко любил его великие таланты и испытывал столь великое удовольствие, слушая его речи, что в году было очень мало дней, которые бы он провел без бесед с ним... Он говорил, что не верит, что на земле когда-либо жил человек столь обширных знаний, как Леонардо, причём в области не только скульптуры, живописи и архитектуры, но и философии, потому что он был великим философом».

Бенвенуто Челлини

В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его усадьбе; описание этого визита было сделано секретарем кардинала Антонио де Беатисом:

«10 октября 1517 года монсиньор и иже с ним посетили в одной из отдаленных частей Амбуаза мессэра Люнардо Винчи, флорентийца, седобородого старца, которому более семидесяти лет, — самого превосходного художника нашего времени.

Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую — святой Иоанн Креститель в молодости и третью - Святая Анна с Марией и младенцем Христом; все в высшей степени прекрасные.

От самого мастера в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ». В тексте также упоминается «огромное количество томов, написанных просторечным языком», в которых речь идет об анатомии, гидравлике, машинерии и других предметах: эти тома, «если их опубликовать будут полезным и чрезвычайно занимательным чтением».

Секретарь кардинала ошибся: в это время Леонардо было вовсе не за семьдесят, а шестьдесят пять лет, хотя он и выглядел древним старцем. Вполне вероятно, что правая рука его действительно была парализована после удара, но скорее всего секретарь не знал, что Леонардо левша и поэтому вполне способен работать, о чем свидетельствуют его поздние записи, сделанные твердым, ясным почерком.

Что касается трех упомянутых картин, то «Святой Иоанн Креститель и «Св. Анна с Марией и младенцем Христом» идентифицируются без труда, а вот «некая флорентийская дама», по мнению большинства исследователей, — это «Мона Лиза». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий Джулиано Медичи не имел никакого отношения к Моне Лизе. Но вполне вероятно, что секретарь, перегруженный работой и впечатлениями, обронил имя Медичи по небрежности.

Несмотря на болезнь и постоянное внимание короля Франциска (который любил приходить к художнику без предупреждения приблизительно с такими словами: «Расскажи мне о душе»), Леонардо ухитрялся кое-что делать в Амбуазе. Почти вероятно, что он больше не занимался живописью, разве что добавлял штрих-другой к уже закопченным картинам, тем, что были у него под рукой.

Его интересовала прокладка каналов в долине Луары и ее притоков: сохранилось его два гидрографических рисунка с названиями французских рек. Возможно, он рисовал планы, а может быть, даже руководил закладкой фундамента огромной крепости, которую Франциск задумал строить в Роморантене. Вероятно, Леонардо принимал участие и в подготовке придворных празднеств. Правда, его последний рисунок костюма датируется временем около 1512 года -перед тем как он покинул Милан и уехал в Рим, однако вполне возможно, что некоторые эскизы он сделал во Франции около 1517 или 1518 года.

В описаниях мистерии, поставленной в близлежащем от Амбуаза замке Блуа, присутствует механический лев, которого вряд ли кто-либо, кроме Леонардо, смог бы придумать и сконструировать. Огромный лев, очевидно, приводимый в движение пружинами, сделал несколько шагов навстречу королю, как будто собираясь на него напасть. Когда король ударил его жезлом, он остановился, грудь его раскрылась, и все увидели белые французские лилии на голубом поле.

Реконструкция механического льва, созданного Леонардо да Винчи по заказу папы Льва X для французского короля Франциска I

О других занятиях Леонардо во Франции известно очень мало. Можно себе представить, что он, как некий престарелый Просперо, мирно погружался в дремоту, переходя из жизни в смерть. Среди его последних рисунков есть один, похожий на автопортрет: на берегу реки сидит старик, погруженный в столь глубокое созерцание, что, кажется, только последняя труба архангела сможет пробудить его.

Он умер 2 мая 1519 года, через год после того, как написал завещание, по которому свои рисунки и бумаги оставлял Франческе-Мельцн, кое-какие деньги — сводным братьям, а виноградник близ Милана — Салаи.

Как только Леонардо был опущен в могилу, смутная дымка таинственности, окружавшая его имя при жизни, стала гуще. Со времен, она превратилась в облака, на которых он был вознесен. Его стали обожествлять.

Через тридцать один год после смерти Леонардо Вазари представил его потомкам так:

«Величайшие достоинства, которыми когда-либо oбладал человек, как ниспосланные свыше, так и врожденные, — или нет, все же сверхъестественные, чудесным образом соединившиеся в одном человеке: красота, грации, талант — были таковы, что, к чему бы этот человек, столь счастливо одаренный, ни обращался, любое его действие было божественно; он всегда оставлял всех других людей позади, и это воочию доказывало, что он ведом рукой самого Господа».

Несмотря на всю скурпулезность, с какой Вазари постарался описать жизнь Леонардо, он тем не менее рассказал о его смерти абсолютно тенденциозно, соответственно тому «божественному образу», который пытался нарисовать: «Тогда с ним случился припадок, предвестник смерти. Король встал и приподнял его голову, чтобы помочь ему; он делал все возможное, чтобы облегчить ему боль. Леонардо, поняв, что никогда не сможет удостоиться большей чести, отдал Богу душу на руках короля. Его божественный дух его покинул ».

Франциск I у умирающего Леонардо да Винчи

На самом деле король Франциск в день смерти Леонардо был очень далеко от его дома, в резиденции Сен-Жермен-ан-Лейе под Парижем. Однако версия Вазари была живуча, и по этой версии художник оказывался столь же велик, как и король, а может быть, даже еще более. По этой версии все, к чему прикасалась рука Леонардо, достойно восхищения и бесценно. Этой точки зрения придерживался не только Вазари, но и многие биографы поздних времен.

Когда оказалось, что небольшое количество работ Леонардо не может удовлетворить тех, кто не сомневается в его непререкаемом авторитете, появилось огромное количество копий и бледных подражаний, претендующих на то, чтобы их принимали за оригиналы. Со временем причисление Леонардо к лику святых стало общим делом.

Леонардо да Винчи принято считать одним из гениев итальянского Возрождения, что и отдаленно не соответствует истине. Он уникален: ни до него, ни после в истории не существовало подобного человека, гениального во всем! Кем же он был?..

В этом и состоит наибольшая загадка. Одни современные исследователи считают Леонардо посланцем инопланетных цивилизаций, другие — путешественником во времени из отдаленного будущего, третьи — жителем параллельного, более развитого, чем наш, мира. Кажется, последнее предположение наиболее правдоподобно: слишком хорошо знал да Винчи мирские дела и грядущее, которое ждет человечество, которым он сам был мало озабочен...

«Предсказания являются игрой в загадки и разгадки. Нет сомнения, что у них было светское назначение и, может быть, даже только придворное. Леонардо придумывал сразу целый ворох таких enigmi или proiezione и сразу заносил их сериями в свои тетради, - объясняет искусствовед Абрам Эфрос. - Он явно готовил их для той или иной оказии, когда собиралось высокое общество и было приятно или обязательно развлекать его. Можно предположить по совокупности данных, что„Предсказания“ были сочинены в миланский период на потребу Лодовико Моро и его окружения и являлись частью тех „занимательностей“, которые Леонардо поставлял своему покровителю и хозяину».

Вот одно из предсказаний Леонардо (чаще всего он записывал их вместе с правильными ответами):

Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, что предназначались для поддержания их жизни.

О чем это он? О поразившей человечество глупости? О модной диете? Вовсе нет. «О зерне и других посевах» - написано рукой Леонардо рядом с предсказанием.

Абрам Эфрос поясняет устройство загадок Леонардо: «В чем состояла игра? В том,что словесное описание явления, верное отдельными признаками, расходилось елико возможно с существом описываемого. Тем самым обыденная вещь превращалась в свою противоположность; слушатель же должен был узнать и назвать вещь по имени. Словесное искусство Леонардо в том и состояло, чтобы, с одной стороны,как можно больше разъединить описание примет вещи от действительного её облика, а с другой - не разорвать между ними связи. Он это делал виртуозно. Он работал как ювелир слова. Если не догадаться о назначении этих отрывков,их чтение создает впечатление каких-то грандиозных кошмаров».

Действительно, некоторые загадки Леонардо звучат так, что готовые иллюстрации к ним легко отыщутся у Босха. Кстати, существует версия - и весьма правдоподобная - о содержании и предназначении босховского «Сад земных наслаждений»: триптих напичкан ребусами, разгадывая которые, могли бы развлекаться заказчик и его гости. А еще Босха и Леонардо сближает их отношение к институту церкви.

Большинство загадок-предсказаний Леонардо да Винчи записаны на листах так называемого «Атлантического кодекса». Это собрание рукописей Леонардо да Винчи объемом в 1119 страниц. Кодекс был составлен из разрозненных листов уже после смерти художника, сейчас хранится в Милане, в Амброзианской библиотеке. Выше - страница из «Атлантического кодекса» с изображением карты Армении. Как Леонардо мог увидеть Армению да еще и с высоты птичьего полета? Загадка, правильного ответа на которую художник не оставил.

Это - фрагмент правой, адской, створки «Сада земных наслаждений» Босха.

А вот созвучная загадка-предсказание Леонардо:

Много будет таких, кто оставит занятия, и труды, и бедность жизни,и владения и пойдет жить в богатстве и торжественных зданиях, доказывая, что это есть средство подружиться с Богом.

Правильный ответ: О церквах и жилищах монахов.

Вот фрагмент триптиха Босха«Искушение Святого Антония».

А вот не менее жуткая загадка да Винчи:

Видно будет, как в воздухе на огромнейшей высоте длиннейшие змеи сражаются с птицами.

Правильный ответ: Об ужах, уносимых аистами.

Итак, вы уже поняли, что представляют собой предсказания Леонардо да Винчи и как нужно мыслить, чтобы их разгадать. Вообразите себя высокопоставленным гостем при дворе Лодовико Сфорца и приступайте. Правильные ответы будут приведены в конце. Но не спешите туда заглядывать.

1. Много будет таких, кто будет свежевать свою мать, переворачивая на ней ее кожу.

2. Люди будут с удовольствием видеть, как разрушаются и рвутся их собственные творения.

3. Многие, слишком поспешно выпуская дыхание, потеряют зрение, а вскоре и все чувства.

4. Шкуры животных будут выводить людей из молчания с великими криками и ругательствами.

5. Волы будут в значительной мере причиной гибели городов, и точно так же лошади и буйволы.

6. Многие дети будут безжалостными побоями исторгнуты из собственных объятий их матерей, брошены на землю и потом растерзаны.

7. Леса породят детей, которые будут причиной их смерти.

8. Мертвые выйдут из-под земли и своими грозными движениями сживут со света бесчисленные человеческие создания.

9. Людям будут оказываться величайшие почести и торжества без их ведома.

10. Люди будут обращаться с речью к людям, которые не будут слышать, у них будут открытые глаза, и они не будут видеть; с такими они будут говорить, и им не будет ответа; они будут просить милости у тех, кто, имея уши, не слышит; они будут светить тем, кто слеп.

11. Люди дойдут до такой неблагодарности, что тот, кто дает им пристанище без всякой мзды, будет осыпан ударами, и внутренние его части оторвутся от своего места и будут переворачиваться по всему его телу.

12. Видно будет, как высокие стены больших городов опрокинулись в свои рвы.


Предвестник (Леонардо да Винчи при дворе Лодовико Сфорца) Элеонора Фортескье-Бриккдал, 1920 На картине вверху Леонардо да Винчи демонстрирует свое очередное изобретение Людовико Сфорца. Сидит его жена, Беатриче д’Эсте. За ней стоит фаворитка Лодовико Сфорца Чечилия Галлерани, увековеченная в образе дамы с горностаем. А еще дальше Элизабетта Гонзага . Возможно, в один из подобных приемов загадывались загадки, которые только что разгадывали вы.

Правильные ответы на загадки Леонардо да Винчи:

1. Землепашцы.

2. Сапожники.

3. О тушении свечи тем, кто ложится спать.

4. Мячи для игры.

5. Животные везут пушки.

6. Об орехах, маслинах, желудях, каштанах и им подобных.

7. Рукоятка топора.

8. Железо, извлеченное из-под земли, мертво, и из него изготовляется оружие,причиняющее смерть стольким людям.

9. О церковных службах, похоронах, и процессиях, и свечах, и колоколах, и присных.

10. О картинах святых, которым поклоняются.

11. О взбивании постели, чтоб ее поправить

12. Об отражении городских стен в воде их рвов.

Предсказания Леонардо да Винчи в переводе на русский язык цитируются по изданию «Леонардо да Винчи. Избранные произведения в двух томах. Редакция А. К. Дживелегова и А. М. Эфроса» (1935 год, переиздано Студией Артемия Лебедева в 2010 году).

Заглавная иллюстрация: Леонардо да Винчи в образе Платона (слева) и Аристотель на фреске Рафаэля «