Язык тела зеркальная поза. Жесты и позы — читаем собеседника. Для мужчин свойственны свои сексуальные жесты

Знание языка тела (значение различных жестов, мимики и т.д) - на Западе обязательно для менеджеров, начиная со среднего звена. В данной статье приведено значение лишь очень немногих жестов из всего их многообразия.

Жесты открытости. Среди них можно выделить следующие: Раскрытые руки ладонями вверх /жест, с вязанный с искренностью и открытостью/, пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук /обозначает открытость натуры/, растегивание пиджака /люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашем присутствии/. Hапример, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстегивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула блике к столу, который отделяет их от собеседника.

Жесты защиты /оборонительные/. Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, чти мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную реакцию говорящего.

Жесты оценки . Они выражают задумчивость и мечтательность. Hапример, жест "рука у щеки" - люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье. Жест критической оценки - подбородок опирается на ладонь. указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы - ниже рта /позиция "подождем-посмотрим"/. Человек сидит на краешке стула, локти на бедрах, руки свободно свисают /позиция "это замечательно!"/. Hаклоненная голова - жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены - значит группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель. Почесывание подбородка /жест "хорошо, давайте подумаем"/ используется, когда человек занят принятием решения. Жесты о очками /протирает очки, берет в рот дужку очков к т. п./ - это пауза для размышления. обдумывания своего положения перед тем как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.

Расхаживание . - жест, обозначающий попытку разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы - жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности "напряженной мысли.

Жесты скуки . Они выражаются в постукивании ногой о пол или щелкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд /"Я смотрю на вас, но не слушаю"/.

Жесты ухаживания, "прихорашивания" . У женщин они выглядят как приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в зеркале и повороты перед ним; покачивание бедрами, медленное скрещивание и разведение ног на глазах у мужчины, поглаживание себя по икрам, коленям, бедрам; балансирование туфли на кончиках пальцев /"в вашем присутствии я чувствую себя уютно"/, у мужчин - поправление галстука, запонок, пиджака, выпрямление всего тела, движение подбородком вверх-вниз к др.

Жесты подозрения и скрытности . Рука прикрывает рот - собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону - показатель скрытности. Hоги или все тело обращены к выходу - верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу. Потрагивание или потирание носа указательным пальцем - знак сомнения /другие разновидности этого жеста - потирание указательным пальцем за ухом или перед ухом, потирание глаз/

Жесты доминантности-подчиненности. Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит он готов принять подчиненную роль. Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец при этом снаружи - это выражает уверенность человеке в своем превосходстве.

Жесты готовности . Руки на бедрах - первый признак готовности /его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать/. Вариация этой позы в положении сидя - человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени /так сидят непосредственно перед заключением соглашения или. наоборот, перед тем, как встать и уйти/.

Жесты перестраховки . Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы - переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем как сесть, при собрании других людей.

Для женщин типичный жест придания внутренней уверенности - медленное и изящное поднятие руки к шее.

Жесты фрустрации. Их характеризует короткое прерывистое дыхание, нередко сопровождающееся неясными звуками вроде стона, мычания и т. п. тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и продолжает доказывать свое, может столкнуться с неприятностями/; тесно оплетенные, напряженные руки - жест недоверия и подозрения /тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха/, руки тесно сжимают одна другую - значит человек попал в "переделку" например, должен отвечать на вопрос. содержащий серьезное обвинение против него/; поглаживание шеи ладонью /во многих случаях, когда человек защищается/ - женщины, обычно в этих ситуациях поправляют прическу.

Жесты доверчивости . Пальцы соединены наподобие купола храма /жест "купол"/, что означает доверительность и некоторое сам довольство, эгоистичность или гордость /очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный/.

Жесты авторитарности. Руки соединены за спиной, подбородок поднят /так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители/. Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом - сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, встать перед ним.

Жесты нервозности . Покашливание, прочищение горла /тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство/, локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой - кисти рук, расположенные прямо перед ртом /такие люди играют с партнерами в "кошки-мышки", пока те не дают им возможности "раскрыть карты", указанием на что служит убирание рук от рта на стол/, позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подергивание себя за ухо - признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.

Жесты самоконтроля. Руки, заведенные за спину и сильно сжаты. Другая поза - сидя в кресле, человек скрестил лодыжки и вцепился руками в подлокотники /типична для ожидания приема у зубного врача/. Жесты этой группы сигнализируют о желании справиться с сильными чувствами и эмоциями.

Язык тела, выражаемый в походке.

Важнейшие – скорость, величина шагов, степень напряжения, связанные с ходьбой движения тела, постановка носков. Не забывать о влиянии обуви (особенно у женщин)!

Быстрая или медленная походка зависит от темперамента и силы побуждений беспокойно-нервные – оживленные и активные – спокойные и расслабленные – вяло-ленивые (например при расслабленной, обвисшей осанке и т.д.)

Широкие шаги (чаще у мужчин, чем у женщин): часто экстраверсия, целеустремленность, рвение, предприимчивость, деловитость. Скорее всего направлен на далекие цели.

Короткие, маленькие шаги (чаще у женщин, чем у мужчин): скорее интроверсия, осторожность, расчет, приспособляемость, быстрое мышление и реакции, сдержанность.

Подчеркнуто широкая и медленная походка – желание выставиться напоказ, действия с пафосом. Сильные и тяжелые движения всегда должны демонстрировать окружающим силу и значение личности. Вопрос: действительно ли?

Выражено расслабленная походка – отсутствие интереса, безразличие, отвращение к принуждению и ответственности, или у многих молодых людей – незрелость, недостаток самодисциплины, или снобизм.

Заметно мелкие и при этом быстрые шаги, нарушенные ритмически : взволнованность, боязливость различных оттенков. (Бессознательная цель: уклониться, уступить дорогу любой опасности).

Ритмически сильная походка, немного раскачивающаяся вперед-назад (с усиленными движениями бедер), притязающая на некоторое пространство: наивно-инстинктивные и самоуверенные натуры.

Шаркающая «провисающая» походка отказ от волевых усилий и стремлений, вялость, медлительность, ленность.

Тяжеловесная «гордая» походка , в которой есть что-то театральное, не совсем уместное, когда при медленной ходьбе шаги относительно малы (противоречие), когда верхняя часть тела держится подчеркнуто и слишком прямо, возможно при нарушенном ритме: переоценка себя, высокомерие, самовлюбленность.

Твердая, угловатая, ходульная, деревянная походка (неестественное напряжение в ногах, тело не может естественно раскачиваться): зажатость, недостаток контактов, робость – отсюда в виде компенсации излишняя твердость, перенапряженность.

Неестественно порывистая походка, подчеркнуто большие и быстрые шаги, заметное размахивание руками вперед-назад: имеющаяся и демонстрирующаяся активность – часто лишь бессодержательная занятость и старания по поводу каких-то собственных желаний.

Постоянное приподнимание вверх (на напряженных носках ног): стремление вверх, ведомый идеалом, сильной потребностью, чувством интеллектуального превосходства.

Осанка

Хорошая непринужденная осанка – в основе лежит высокая восприимчивость и открытость окружающему, способность к немедленному использованию внутренних сил, естественное доверие к себе и чувство безопасности.

Неподвижность или напряженность тела: реакция самозащиты, когда чувствуют себя не в своей тарелке и хотят отстраниться. Большая или меньшая стесненность, избегание контактов, закрытость, обращенное на себя состояние духа. Часто чувствительность (впечатлительность при потребности в оценке себя).

Постоянная натянутость и внешняя жесткость при известной холодности проявлений : чувствительные натуры, которые пытаются скрыться за видимостью твердости и уверенности (часто вполне успешно).

Плохая, вялая осанка : снаружи и внутри «повесить нос»

Сутулая спина : смирение, покорность, иногда угодничество. Это духовное состояние, которое подтверждается выражением лица, известным каждому.

Часто принимаемые позы конвенционального рода (например, одна или две руки в карманах, руки заложены за спину или скрещены на груди и т.д.) – если не сопряжено с состояниями напряженности: недостаток самостоятельности, потребность в незаметном включении себя в общий порядок. Часто наблюдается, когда несколько человек собирается в группу.

Язык тела - Плечевой пояс и верхняя часть тела

Комбинация: высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и более-менее втянутым подбородком (более менее склоненная голова, втянутая в плечи): чувство угрозы и следующее из него защитное поведение: беспомощность, чувство «ощетиненности», страх, нервозность, боязливость. Если сохраняется постоянно, - это утвердившаяся черта, развившаяся от продолжительного пребывания в состоянии запуганности, например, при постоянной боязни родителей или супруга (домашнего тирана).

Плечи спадающие вперед – чувство слабости и подавленности, покорности, чувство или комплекс неполноценности.

Сжимание плеч вперед-наружу – при сильном страхе, ужасе.

Свободное опускание плеч – наступившее чувство уверенности, внутренней свободы, владения ситуацией.

Отжимание плеч назад – чувство силы, собственных возможностей, активности, предприимчивости, решимости действовать, нередко переоценка себя.

Попеременное поднимание и опускание плеч – невозможность что-то точно установить, сомнения, раздумья, скепсис.

Выпяченная грудная клетка (интенсивные вдохи и выдохи, постоянный большой остаток воздуха в легких):

«+»: сознание силы, сильное ощущение своей личности, активность, предприимчивость, потребность в социальных контактах.

«-» (особенно, если подчеркнуто): чванство, «надутый» человек, «дутые» намерения, переоценка себя.

Впалая грудная клетка (более интенсивное выдыхание, чем вдыхание, в легких минимальное количество воздуха) – часто плечи спадают вперед:

«+»: внутренний покой, определенной равнодушие, замкнутость, но все это в границах позитивного, так как проистекает из слабости побуждений.

«-»: слабое самочувствие, недостаток напора и жизненной силы, пассивность, покорность, угнетенность (особенно при общем упадке сил).

Руки упираются в бедра: потребность в усилении, упрочнении. Демонстрация другим своей твердости, уверенности, стабильности и превосходства: руки совсем не используются в споре, притязания на большое пространство. Вызов, бравада. Часто компенсация скрываемого чувства слабости или смущения. Действие усиливается при широко расставленных ногах и оттянутой назад голове.

Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь о что-либо , например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д.: это поддерживающее верхнюю часть тела движение для того, кто слабо стоит на ногах; в психологическом смысле – стремление к духовной опоре при внутренней неуверенности.

Уважаемый посетитель!
Психологическое значение жестов в обязательном порядке изучается в рамках предмета "Практическая психология и гипноз "

Наши курсы - это, в первую очередь, курсы "для души". Они позволяют по другому взглянуть на жизнь и окружающий мир и направлены на комплексное саморазвитие взрослого человека.
Особенно ценен в этом смысле полный

Язык тела и значение. Психология жестов

Глядя на человека, на его жесты, позы, мимику, разные движениячастей тела при разговоре с другими людьми, можно дать ему характеристику, и даже определить его истинные мысли. Поскольку контролировать полностью, на 100 % язык своего тела – человек не может.

Например, Вы ведете разговор с совершенно незнакомым человеком. Если он часто моргает, не смотрит во время разговора вам в глаза, а постоянно отводит взгляд, а на лбу – появилась испарина – будьте уверены – перед вами обманщик.

«Подчеркивая определенную связь внутреннего, психологического содержания личности с внешними, морфологическими особенностями строения лица, следует помнить, что лицо любого человека не является чем-то застывшим, а представляет собой целую гамму различных движений, что выражается в мимике:

— полностью поднятая голова указывает на уверенность в себе, выраженное самосознание, полную открытость и внимание к окружающее миру из-за интенсивных отношений с ним.

— подчеркнуто поднятая голова обнаруживает отсутствие близости, самопревознесение или высокомерие.

— запрокидывание головы назад демонстрирует большое желание деятельности, вызов.

— склоненная набок голова указывает на отказ от собственной активности, полную открытость собеседнику, стремление идти навстречу вплоть до покорности.

— расслабленно свисающая вниз голова — признак всеобщей нехватки готовности к напряжению, безволие.

Информативность лица и глаз:

— полностью открытые глаза характеризуют высокую восприимчивость чувств и рассудка, общую живость.

— широко открытые «вытаращенные» глаза свидетельствуют об усилении оптической привязанности к окружающему миру.

— прикрытые, «занавешенные» глаза — зачастую признак инертности, равнодушия, высокомерия, скуки или сильного утомления.

— суженный или прищуренный взгляд означает либо сконцентрированное пристальное внимание (наблюдение), либо (в сочетании с взглядом сбоку) коварство, хитрость.

— прямой взгляд, с лицом, полностью обращенным к партнеру, демонстрирует интерес, доверив открытость (готовность к прямому) взаимодействию.

— взгляд сбоку, углами глаз, свидетельствует об отсутствии полной отдачи, скепсисе, недоверии.

— взгляд снизу (при склоненной голове) указывает либо на агрессивную готовность к действиям, либо (при согнутой спине) на подчиненность, покорность, услужливость.

— взгляд сверху вниз (при откинутой голове) обнаруживает чувство превосходства, высокомерие, презрение, поиски господства.

— уклоняющиеся взгляд указывает на неуверенность, скромность или робость, возможно чувство вины.

— оттянутые вниз уголки рта символизируют в целом негативное отношений к жизни, общее невеселое выражение лица.

— приподнятые уголки рта отражают позитивное отношение к жизни, оживленное и веселое выражение лица.

— если рот выглядит пухлым, то его указывает на увеличенную жизненность чувств, мягким — на чувствительность, острым, точно вырезанным — на интеллектуальность, твердым — на определенность воли.

Информативность руки и кисти руки.

Чтение языка рук и в целом жестов все больше становится предметом исследований, особенно за рубежом (например, Г. Калеро, Д. Ньюренберг, А. Штангль, С. Данкелл и др.). А. Штангль в своих работах описывает множество жестов, в особенности рук и кисти, «чтение» которых позволяет лучше понимать собеседника:

— вяло свисающие вдоль тела руки — пассивность, отсутствие готовности к действию, недостаток воли.

— руки заложены за спину — отсутствие готовности к действию, а также скрытые сношения, робость, затруднительное положение.

— ладонь, открытая кверху — жест объяснения, убеждения, открытого представления.

— одна или обе руки спрятаны в карманах — укрывание затруднений, неуверенности, потеря непосредственности.

— рука сжимается в кулак — концентрация, овладение волнением, стремление к самоутверждению.

— потирание рук — человеком овладели приятные, удовлетворяющие его мысли.

— движения рук, закрывающие лицо или часть его — желание скрыть, спрятать, утаить свое состояние; задумчивость иди затруднение.

— скрещенные на груди руки — защитная реакция, известная изоляция, некоторое выжидание.

— стирающее движение рук по лбу — стирание нехороших мыслей, плохих представлений или концентрация на размышлениях.

— раскрытая ладонь гладит что-нибудь приятное на ощупь (например, другую руку) — мягкий нрав, благодушное настроение, напряженно выпрямленный указательный палец

— знак концентрации на внутреннем состоянии, безотносительно к другим людям.

— указательный палец, прямой, касается края губ — чувство неуверенности, поиск причин, помощи.

— палец засунут в рот — наивность, состояние рассеянности, непонимания.

— палец касается глаз или ушей — знак некоторой неловкости, известная робость, желание убежать.

— кончики указательного и большого пальцев соприкасаются, в то время как остальные, особенно мизинец, оттопырены — высокая степень концентрации внимания к тончайшим деталям.

— руки упираются в бедра — потребность в усилении, упрочнении, демонстрация своей твердости и превосходства, вызов, бравада — от наивной до злобной формы.

— руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь на что-то (например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д.) — стремление к духовной опоре или внутренняя неуверенность.

Информативность плеч человека:

— высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком «говорят» о беспомощности, нервозности, хроническом страхе, неуверенности и боязливости.

— плечи, спадающие вперед, указывают на чувство слабости и подавленности, комплекс неполноценности.

— свободное опускание плеч свидетельствует о наступившем чувстве уверенности, о внутренней свободе, владении ситуацией.

— отведение плеч назад означает решимость действовать, чувство силы, активность, предприимчивость, нередко переоценку собственных возможностей.

— выпяченная грудная клетка набюдается у людей активных, с развитым ощущением собственной значимости, потребностью в социальных контактах.

— впалая грудная клетка часто указывает на известное равнодушие, замкнутость, пассивность, покорность и угнетенность.

Информативность положения ног и ступней.

— уверенно стоящий на ногах человек (ноги расставлены не более, чем на две ширины ладони), с равномерным распределением веса тела, свидетельствует, что это человек сильный, уравновешенный, спокойный, твердого характера, умеющий применяться к обстоятельствам.

— неподвижная, застывшая поза, при сильном напряжении, указывает на плохую приспособляемость, упрямство, негибкое самоутверждение.

— изменчивая поза, стоя, при недостатке напряжения, с частой сменой опорной ноги и позиции ступней, обнаруживает недостаток твердости и дисциплинированности, ненадежность и боязливость.

— покачивание на носках означает либо подготовку к активному движению, либо агрессивную установку, либо свидетельствует о заносчивости

— стойка «широко расставив ноги» указывает на потребность в самоутверждении, широкие притязания, завышенную самооценку и часто — на чувство неполноценности.

— если походка или стойка характеризуются заметной повернутостью носков ног наружу, то это говорит «о чванливой походке», самомнении и самодовольстве («выступает павой»).

— если же носки загнуты вовнутрь, то это указывает на известную внутреннюю слабость, относительный недостаток напряжения, сомнение в своих силах.

Информативность походки .

Различают несколько типов походки:

— ритмичная — расслабленная форма приподнятого, но уравновешенного настроения, типична для гуляющих.

— равномерная (по типу армейского маршевого шага) — волевая деятельность или стремление к цели.

— широкие шаги — часто акстраверсия, целеустремленность, предприимчивость, непринужденность, абстрагирующее мышление.

— короткие, маленькие шаги — чаще интраверсия, осторожность, расчет, быстрое мышление и реакция, сдержанность, тип мышления, скорее, конкретный.

— ритмически сильная (с усиленными движениями бедер) — наивно-инстинктивные и самоуверенные натуры; раскачивание плеч в резонанс — в основном, эффектные, самовлюбленные индивиды.

— шаркающая, «провисающая» — отказ от волевых усилий и стремлений, вялость, медлительность, леность.

— твердая, угловатая, «ходульная», «деревянная» — зажатость, недостаток контактов, робость, неспособность к свободному проявлению.

— постоянное приподнимание на напряженных носках ног — стремление вверх, ведомое сильной потребностью в чувстве превосходства, особенно интеллектуального.

По мнению Д. Норенберга и Г. Калеро, люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать, а люди, обычно держащие руки в карманах, скорее всего критичны и скрытны, им очень нравится подавлять других. Те, что находятся в угнетенном состоянии духа, тоже часто при ходьбе держат руки в карманах, волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда идут, Таким образом, характер отношений, а также некоторые личностные особенности могут отражаться на осанке, посадке, походке и другой, типичной для данного человека позе.

Высокомерные люди откидывают корпус назад, выпячивают грудь и вскидывают голову. Скромные пытаются быть незаметными, поэтому сутулятся, втягивают голову в плечи, которые слегка приподнимают.

Типичный подхалим наклоняет весь корпус вперед, при этом устремляя взгляд на собеседника и широко, подобострастно улыбаясь.

Информативность посадки.

Различаются несколько способов посадки человека:

— закрытая (ноги и ступни сомкнуты) — боязнь контакта, недостаток уверенности в себе.

— беззаботно-открытая (ноги или бедра широко расставлены) — недостаток дисциплины, леность, равнодушно-примитивная бесцеремонность

— ноги замкнуты одна за другую — естественная самоуверенность, благодушное настроение, нет готовности к деятельности или защите.

— посадка на краешке стула, с выпрямленной спиной — высокая степень заинтересованности в предмете разговора.

— посадка при постоянной готовности вскочить (например, одна ступня — под сидением стоит полностью, другая — позади нее на носке) — типичная для неуверенно-боязливых или злобно-недоверчивых натур.

Информативность позы спящего.

Определение характера человека по его внешности — дело, безусловно непростое. Всегда необходимо учитывать, что некоторые люди стремятся замаскировать свое внутреннее содержание внешней игрой.

Однако определенную информации об индивидуально- психологических особенностях личности и поведения человека его типичные позы все же содержат. Представляют интерес данные о типичных лозах во время сна, «Поза спящего — ночной язык человека» — так назвал свою книгу американский специалист в этой области С. Данкелл (Нью-Йорк, 1978).

Приведем описанные в книге некоторые позы спящих и их интерпретацию:

— если человек спит на боку, свернувшись «калачиком» и прижимая подушку руками к животу, то в жизни он слаб и беззащитен, постоянно нуждается в помощи и покровительстве. Данкелл" образно называет таких людей, «бутонами», не желающими «расцвести». По его мнению, они подсознательно не желают расставаться с детством, испытывая потребность в покровительстве человека с сильным характером. Им приятно, когда о них заботятся, нерешительные, не уверенные в себе они избегают ответственности и в равной мере подвержены как хорошему, так и плохому влиянию. По сути, это чувствительные, импульсивные натуры, которые руководствуются в своих поступках больше минутным настроением, нежели здравым смыслом.

— если спящий просто лежит на боку, свернувшись «калачиком», лишь наполовину и слегка разбросав ноги и руки, то он человек уравновешенный, хорошо умеющий приспосабливаться к обстановке.

— тем, кто спит на животе, раскинув руки по всю ширину кровати и подогнув одну ногу, обычно уверены в себе, пунктуальны, последовательны в своих рассуждениях, любят порядок и не терпят неожиданностей; расчетливы, предусмотрительны. Их часто обвиняют в педантичности, отсутствии воображения. Они любят навязывать свое мнение, командовать, руководить.

— на спине спит тот, кто в повседневной жизни уверен в себе, силен, спокоен, ощущает себя лидером в той среде, в которой живет. Чаше всего так спят балованные дети.

— спящие на спине, заложив руки за голову, обычно общительны и сердечны, знают о своих недостатках, но предпочитают не думать о них. Это люди светлого ума, дружески настроенные к окружающим. Они принимают мир таким, каков он есть — правда, последнее обусловлено желанием не усложнять себе жизнь.

— те, кто спит на боку, лишь слегка согнув колени, — уравновешенные, покладистые люди. Они редко вступают в конфликты, склонны к разумным компромиссам и без особого труда приспосабливаются к различным житейским условиям и ситуациям. Однако им не хватает смелости, энергии и настойчивости в достижении своих целей. Им не свойственно честолюбие или стремление быть лидерами, блистать в обществе — они предпочитают оставаться в тени, особенно, если это тень человека любимого ими и уважаемого.

— некоторые спят, свесив одну или обе ноги с кровати, словно они собрались куда-то бежать. Эти люди и в жизни находятся постоянно в бегах.

— другие спят, заложив одну ногу за другую, что говорит об их беспокойном характере, не способном уяснить, осмыслить происходящие вокруг события.

— тот, кто спит, завернувшись в одеяло — так, что торчит только кончик носа, — и в жизни прячется в угол, застенчив и боится столкновений в жизни.

— спящий ничком на животе не любит всяческих житейских неожиданностей, всегда точен и аккуратен, никогда и никуда не опаздывает.

— в позе «сфинкс» обычно спят люди, у которых плохой сон, кого жизнь не балует и кто готов в любую минуту вернуться к действительности о ее невзгодами.

Очень характерная черта, позволяющая составить более общее впечатление о человеке — его голос.

Вот некоторые характеристики человеческого голоса.

Скорость речи:

— оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе

— спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность

— заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость.

Громкость речи:

— резкие изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении.

Артикуляция речи:

— ясное и четкое произношение указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и недостаток живости

— расплывчатое произношение, как правило, свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

Высота речи :

— низкий означает покой, расслабленность и достоинство.

Режим и течение речи :

— ритмичное говорение (ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями) говорит о богатстве чувств, уравновешенности, скорее, хорошем основном настроении.

— строго цикличное, правильное говорение означает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность, холодность чувств

— округло-текучая манера говорить (типична для общения на пикниках) свойственна людям, живущим глубоко, полно, эмоционально.

— угловато-отрывистая манера (типичная для шизотимиков) характеризует трезвое, целесообразное мышление.

Информативность смеха.

Интересны наблюдения А. Штангля за особенностями смеха:

— смех на а (ха-ха) — совершенно открытый, идущий от сердца, облегчающий и беззаботный.

— смех на е (хе-хе) — не слишком приятный, а, скорее, дерзкий, завистливый.

— смех на и (хи-хи) — одновременно скрытный и хитрый, смесь иронии и злорадства.

— смех на о (хо-хо) звучит хвастливо-угождающее и в основе своей издевательский и протестующий.

— смех на у (ху-ху) указывает на скрытый страх, боязливость.

Каждый жест человека — это как слово в языке. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в процессе взаимодействия, а тестовые группы — важная составляющая обратной связи. «Бессловесная» обратная связь может предупредить о том, что вам нужно изменить поведение, сделать что-либо, чтобы достичь нужного вам результата в общении с воспитанниками или с конкретным собеседником.

Приведем некоторые группы жестов, описанные американскими специалистами в области коммуникации Дьюренбергом и Г. Калеро.

Психология человека по жестам. Значение жестов.

Жесты открытости .

Среди них можно выделить следующие:

— раскрытые руки ладонями вверх (жест, связанный с искренностью и открытостью).

— пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук (обозначает открытость натуры).

— расстёгивание пиджака (люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашей присутствии). Например, когда дети гордятся своими достижениями, они открыто показывают руки, а когда чувствуют свою вину или насторожены, прячут руки либо в карманы, либо за спину.

Специалисты заметили также, что во время успешно идущих переговоров их участники расстёгивают пиджаки, распрямляют ноги, передвигаются на край стула ближе к столу, который отделяет их от собеседника.

Жесты защиты (оборонительные).

Ими реагируют на возможные угрозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скрестил на груди руки, следует пересмотреть то, что мы делаем или говорим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также обозначают защитную реакцию говорящего.

Жесты оценки .

Они выражают задумчивость и мечтательность:

— жест «рука у щеки» — люди, опирающиеся щекой на руку, обычно погружены в глубокое раздумье.

— жест критической оценки — подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы — ниже рта (позиция «подождем — посмотрим»).

— человек сидит на краю стула, локти на бедрах, руки свободно свисают (позиция «это замечательно!»).

— наклоненная голова — жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитории головы не наклонены — значит, группа в целом не заинтересована тем материалом, который излагает учитель.

— почесывание подбородка (жест — «хорошо, давайте подумаем») используется, когда человек занят принятием решения.

— жесты с очками (протирает очки, берет в рот дужку очков и т.п.) — это пауза для размышления, обдумывания своего положения, перед тем как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос.

— расхаживание — жест, обозначающий попытку разрешить слоеную проблему или принять трудное решение. Пощипывание переносицы — жест, обычно сочетающийся с закрытыми глазами, и говорящий о глубокой сосредоточенности, напряженной мысли.

Жесты скуки .

Они выражаются в постукивании ногой о пол или щёлкании колпачком авторучки. Голова в ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд («Я смотрю на вас, но не слушаю»).

Жесты ухаживания, «прихорашивания».

У женщин они выглядят как приглаживание волос, поправление прически, одежды, рассматривание себя в зеркале и повороты перед ним; покачивание бедрами; балансирование туфли на кончиках пальцев («в вашем присутствии я чувствую себя уютно»), у мужчин — поправление галстука, запонок, пиджака, выпрямление всего тела, движение подбородком вверх-вниз и др.

Жесты подозрения и скрытности .

Рука прикрывает рот — собеседник старательно скрывает свою позицию по обсуждаемому вопросу. Взгляд в сторону — показатель скрытности, ноги или все тело обращены к выходу — верный признак того, что человек хочет закончить разговор или встречу. Потрагивание или потирание носа указательным пальцем — знак сомнения (другие разновидности этого жеста — потирание указательным пальцем за ухом или перед ухом, потирание глаз).

Жесты доминантности — подчиненности .

Превосходство может быть выражено в приветственном рукопожатия. Когда человек крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить нечто вроде физического превосходства. И, наоборот, когда он протягивает руку ладонью вверх, значит он готов принять подчиненную роль. Когда рука собеседника при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец при этом снаружи — это выражает уверенность человеке в своем превосходстве.

Жесты готовности .

Руки на бедрах — первый признак готовности (его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать). Вариация этой позы в положении сидя — человек сидит на краешке стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются о колени (так сидят непосредственно перед заключением соглашения или, наоборот, перед тем, как встать и уйти).

Жесты перестраховки.

Различные движения пальцев отражают различные ощущения: неуверенность, внутренний конфликт, опасения — ребенок в этом случае сосет палец, подросток грызет ногти, а взрослый часто заменяет палец авторучкой или карандашом и грызет их. Другие жесты этой группы — переплетенные пальцы рук, когда большие пальцы потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем как сесть, при собрании других людей. Для женщин типичный жест придания внутренней уверенности — медленное и изящное поднятие руки к шее.

Жесты фрустрации .

Их характеризует:

— короткое прерывистое дыхание, нередко сопровождающееся неясными звуками вроде стона, мычания и т.п. (тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и продолжает доказывать свое, может столкнуться с неприятностями)

— тесно оплетенные, напряженные руки — жест недоверия и подозрения (тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха)

— руки тесно сжимают одна другую — значит человек попадя в «переделку» (например, должен отвечать на вопрос, содержащий серьезное обвинение против него);

— поглаживание шеи ладонью (во многих это случаях делается, когда человек защищается) — женщины, обычно в этих ситуациях поправляют прическу.

Жесты доверчивости .

Пальцы соединены наподобие купола храма (жест «купол»), что означает доверительность и некоторое самодовольство, эгоистичность или гордость (очень распространенный жест в отношениях начальник-подчиненный).

Руки соединены за спиной, подбородок поднят (так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители). Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом — сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, и встать перед ним.

Жесты нервозности :

— покашливание, прочищение горла (тот, кто часто делает это, ощущает неуверенность, беспокойство)

— локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой — кисти рук, расположенные прямо перед ртом (такие люди играют с партнерами в «кошки- мышки», пока те не дают им возможности «раскрыть карты», указанием на что служит убирание рук ото рта на стол)

— позванивание монетами в кармане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег

— подергивание себя за ухо — признак того, что собеседник хочет прервать разговор, но сдерживает себя.

Жесты и поза собеседника отражают внутреннее состояние человека. Их, как и другие компоненты невербального обще­ния, не всегда можно интерпретировать однозначно.

Многое зависит от общей атмосферы и содержания беседы, а также от индивидуальных особенностей собеседника, от его самообладания и степени владения невербальными средствами общения.

Адвокаты, актеры, политики и т. д. — либо вообще отказы­ваются от жестикуляции, либо специально отрабатывают мими­ку, жесты и позы, заставляющие верить тому, что они говорят.

Тем не менее, можно научиться достаточно точно распозна­вать внутреннее состояние собеседника.

По мнению психологов, произнося что-либо, человек, сам того не сознавая, производит определенные телодвижения.

Значение жестов и поз

Если во время беседы ваш партнер направляется или поворачивается в сторону двери, если его ноги обращены к выходу, это означает, что ему хотелось бы уйти.

Собеседник, расхаживающий по комнате, скорее всего, тщательно обдумывает сложную проблему, принимает трудное решение. Не отвлекайте его — это может прервать ход его мыс­лей и помешать принятию решения.

Если собеседник одной рукой опирается о дверной ко­сяк или стену, а другую держит на бедре — значит он стремится главенствовать. Об этом же говорит и такая поза: обе руки на бедрах, ноги слегка расставлены.

Собеседник, сидящий на стуле, развалясь, небрежно, закинув ногу на ногу, — считает себя хозяином положения. Тот же, кто сидит на краешке стула, сложив руки на коленях, — наоборот — склонен подчиняться.

Если собеседник приподнимает плечи и опускает го­лову («набычивается»), значит, он обижен или оскорблен. Осо­бенно, если при этом он еще и начинает что-то чертить на листе бумаги (различные геометрические фигуры, стрелы и т. п.). В этом случае следует сменить тему разговора. Когда к партнеру вернется хорошее расположение духа, попробуйте осторожно выяснить, чем именно вы его задели.

Человек, ощущающий собственное превосходство, заклады­вает руки за спину, охватывая запястья. А вот руки за спи­ной, сплетенные в замок, говорят о том, что человек пытается успо­коиться или хотя бы скрыть свое волнение. Причем чем больше он взволнован и возбужден, тем выше закладывает руки за спину. Кста­ти, именно отсюда произошло выражение «взять себя в руки».

«Закладывание рук за голову» — еще один жест, выра­жающий превосходство. Многих людей он раздражает, поэтому воздерживайтесь от него, а если эта сделал ваш собеседник, по­пробуйте осторожно выяснить, почему он так ведет себя.

«Раскрытые руки». Протягивая собеседнику руки ладонями вверх вы демонстрируете стремление установить контакт, пойти ему навстречу. Бизнесменам рекомендуется использовать этот жести во время деловых встреч. Начинать жест «раскрытые руки» лучше всего с уровня живота, направляя руки чуть-чуть в сторо­ну собеседника. Считается, что раскрытые ладони — одно из самых лучших доказательств откровенности собеседника.

Если ваш собеседник расстегнул или снял пиджак, значит положительное решение не за горами. Расстегивание пиджака означает установление доверительных отношений и сопровож­дается обычно тем, что партнеры распрямляют ноги и пододви­гаются ближе друг к другу. Заметив, что собеседник наклонился всем корпу­сом вперед, а руки при этом положил на колени или держится ими за края сидения, немедленно предло­жите закончить встречу: именно к этому стремится ваш собе­седник.

«Шпилеобразный жест». Пальцы рук касаются друг друга, образуя шпиль, острие которого может быть направлено вверх или вниз. Этот жест выражает уверенность в себе, в своем решении, а точно интерпретировать его смысл можно только на основании сопутствующих ему движений, например, бегающий взгляд ли скрещенные на груди руки свидетельствуют о намере­нии отказаться от сделки и закончить беседу.

«Пощипывание переносицы» — знак глубокой сосредото­ченности и напряженных размышлений, при этом человек обычно закрывает глаза.

Если ваш собеседник почесывает подбородок (как правило, при этом он еще и прищуривается), значит принимает решение.

Если ваш собеседник подпирает подбородок ладонью с вытянутым указательным пальцем, значит он относится к вашим предложениям критически.

Когда человек говорит неискренне или слышит, как лжет кто-то другой, он непроизвольно пытается закрыть руками рот, глаза и уши. Тот, кто произнеся что-либо, прикрывает ру­кой рот (большой палец обычно прижат к щеке, жест нередко сопровождается притворным покашливанием), скорее всего, лжет. Аналогичным жестом в момент вашей речи собеседник выражает сомнение в вашей правдивости.

О лжи могут свидетельствовать и легкие быстрые прикосно­вения к носу или ямочке под носом. Специалисты объясняют это тем, что в момент произнесения лжи у человека возникает зуд, раздражение нервных окончаний носа, и он вынужден почесать его или хотя бы прикоснуться к нему, чтобы избавиться от зуда.

Следует помнить, что прикосновение к носу ли быстрое его потирание не может служить стопроцентным доказательством неискренности собеседника. Иногда такой жест выражает сом­нение человека в чем-либо, напряженное размышление, поиск точной формулировки ответа. И, наконец, ваш собеседник мо­жет почесать нос просто потому, что он чешется. Правда, при зуде, связанном, например, с аллергией, нос потирают энергич­но, а для потирания — жеста характерно легкое прикосновение.

Ложь вызывает зуд в веках глаз, а также в мышечных тка­нях шеи. Поэтому некоторые неискренние собеседники иногда оттягивают воротничок. Потирая веко, мужчины делают это энергично, а женщины, как правило, только проводят паль­цем по нижнему веку.

Потирание века связано также с желанием избежать взгляда в глаза собеседнику, которому лгут,

О лжи или, по меньшей мере, о стремлении что-то утаить мо­гут свидетельствовать потирание лба, висков, подбородка.

Если вы заметили, что собеседник лжет, попросите его по­вторить или уточнить высказывание. Это может заставить партнера отказаться от нечестной игры.

Почесывание уха может быть равнозначно фразе: «Я не желаю этого слышать».

Мочку уха теребят в состоянии волнения, расстройства, а потягивают ее — если человеку надоело слушать и он хочет вы­сказаться сам.

О желании прервать собеседника более явственно сигнализи­рует немного приподнятый вверх указательный палец. Этот жест выражает стремление возразить, перейти к следую­щему вопросу или, наоборот, вернуться к предыдущему и т. п.

Если ваш собеседник в момент вашего высказывания соби­рает с костюма какие-то незаметные ворсинки — он не одобряет ваши слова, хотя и не высказывает свое несогласие вслух. Если в течение всей беседы он на словах соглашается с вами, но постоянно собирает с одежды несуществующие вор­синки — это признак того, что в действительности он с вашим мнением не согласен.

О многом может сказать положение плеч и головы. Когда человек расслаблен, его плечи обычно опущены. В состоянии напряжения человек обычно непроизвольно поднимает плечи. Тем, кто выступает с трибуны перед многочисленной аудито­рией, рекомендуется обратить внимание на плечи и головы слушателей. Это поможет понять настроение собравшихся и соответствующим образом начать выступление. Чем больше поднятых плеч, тем более враждебно настроена аудитория.

Собеседник с поднятыми плечами и опущенной голо­вой ощущает скорее всего, интерес, расположение к партнеру, спокойствие.

Собеседник с опущенными плечами и поднятой голо­вой может чувствовать неуверенность, неудовлетворенность, страх, чувство презрения к партнеру. Такая поза — характерна для замкнутых людей.

Когда собеседник, слушая вас, немного наклоняет голову набок, это может быть выражением интереса к вашим словам или к вам лично.

Вконтакте


Человеку свойственно в процессе общения выражать свои эмоции и чувства, независимо от устного изложения или в виде письменных сообщений. Люди, при непосредственном контакте друг с другом, используя мимику, язык тела и жестов вносят в повествование яркие краски. Появляется возможность понять, заинтересовала собеседника эта тема или оставила равнодушным.

Невербальное общение. Правда или миф?

Некоторые сомневаются в существовании языка тела, считая все разговоры на эту тему пустым вымыслом.

Противники теории поз и жестов утверждают, что изменение положения тела происходит совсем по иным причинам. К примеру, при положении сидя человеку удобней скрестить руки, если нет подлокотников, а вовсе не потому, что тот мизантроп.

Зевать начинают не только от того, что начинают скучать. Недостаток кислорода в тесном кабинете или переутомление могут спровоцировать этот процесс. Следовательно, до формулировки выводов необходимо понять, почему собеседник начал активно жестикулировать или вращает в руках какой-либо предмет.

Раскрыть язык жестов поможет эксперимент. А испытуемыми могут стать друзья и родственники, мимика, позы и жесты которых в разных жизненных ситуациях меняются. Но ни в коем случае не стоит навязываться и давить, иначе можно нанести урон многолетней дружбе и хорошим отношениям.

Невербальные средства коммуникации


Невербальным средством общения является процесс передачи мыслей без использования речи – второй сигнальной системы. Он вбирает в себя 60–80% завуалированной информации.

Каждый из нас, общаясь с оппонентом, грамотно излагающим суть дела и аргументирующим фактами, зачастую чувствует в его словах некий подвох. Но, несмотря на достоверность и правдивость сведений, интуиция подсказывает, что не стоит целиком полагаться на этого человека. И при дальнейшем общении ощущается дискомфорт, человек ищет, к чему бы придраться.

И, действительно, собеседника выдают изменения мимики, позы и жестикуляции, противоречащие его гладкому изложению. Появляется некое несоответствие и возникают серьезные опасения, что он действует совсем не в ваших интересах.

Человеку трудно долго сдерживать эмоции, они должны найти выход. Но в силу обстоятельств, правил приличий и норм общества мы не вольны отдаваться на волю чувств и выражаем их, меняя позу, мимику и жесты. Нередко такое поведение становится нормой и превращается в привычку.

Примеры невербального общения


  • Если девушка, демонстрируя свое запястье, общается с представителем противоположного пола, она дает ему понять, что готова сблизиться с ним. А если еще красит губы яркой губной помадой, то он действительно стал объектом ее страсти.
  • Существует распространенный метод налаживания контакта с новыми знакомыми: следует копировать его жесты и позы. Если собеседник скрестил руки, можно повторить это телодвижение. Данная манипуляция способствует невербальному единению. Существует целый свод таких небольших хитростей.

Чтобы уловить истинный смысл, необходимо уделить пристальное внимание положению рук и ног собеседника.

Главным образом жесты и позы подчеркивают правоту, а иной раз и противоречат сказанному.

Трудно поверить человеку со скрещенными конечностями, убеждающего другого в благих намерениях. Вряд ли он исполнит обещанное. Наверняка он использует расположение и доверие партнеров в личных интересах.

Посредством жестов и позы можно утаить часть информации от оппонентов. Несмотря на непринужденность и легкость в общении, поза дает понять, что владелец ни с кем не намерен делиться важными сведениями.

Психология жестов

Алана Пиза, известного психолога, называют «мистером языка телодвижений». Автор выпустил свои произведении миллионными тиражами. Алана Пиз задался целью не только научить читателя «расшифровывать» язык тела, но и применять приобретенные знания на практике. Не ускользают от его внимания даже малейшие изменения, вплоть до расширения зрачков и смежевания век.

Во-первых, появляется возможность наладить коммуникации.

Во-вторых, можно с большой долей вероятности просчитать дальнейшие действия человека.

С позиций психологических знаний Алан акцентирует внимание на отличительные особенности поведения и жестикуляции у женщин и мужчин.

Помимо гендерных различий, резко разнятся телодвижения руководителей и подчиненных. Наблюдая беседу, можно зафиксировать быструю смену эмоций.

Невербальное поведение и жесты

  • Если знакомый горбится, это свидетельствует о том, что ему нанесли сильнейшую обиду или он пережил мощный стресс. Непомерная «тяжесть проблем» не дает ему расправить плечи. Он испытывает дискомфорт от того, что не может справиться с ситуацией и таким образом закрывается.
  • Если собеседник наклоняется в сторону оратора, то это значит, что он заинтересован темой беседы. Так он старается приблизиться к источнику информации.
  • Наклоняя голову и одновременно опуская веки, собеседник высказывает полное одобрение. Можно не сомневаться в его уважительном отношении. Напротив, если человек часто трогает руками лицо, касаясь глаз или уголков рта, он вам не доверяет.
  • Состояние индивида выдают руки. При волнении и раздражении человеку свойственно поглаживать себя, поправлять волосы или катать и теребить первые попавшиеся предметы в руках. Иногда он засовывает пальцы в рот. В этом случае ему необходимы поддержка и одобрение оппонента.
  • Доверие, открытость, готовность к сотрудничеству демонстрируют раскрытые ладони. Если он не скрещивает локти и ноги, то импонирует вам. А если он отвел руки за спину и высоко поднял подбородок, то тем самым демонстрирует свое превосходство.
  • Чтобы убедить партнера в серьезном и ответственном подходе к дальнейшему сотрудничеству, следует использовать следующий метод. В ходе деловых переговоров необходимо мысленно нарисовать потенциальному партнеру треугольник между глазами выше переносицы и смотреть в эту зону.

75 признаков языка тела по Максу Эггерту

Физический знак

Возможные значения

Движения кадыка

Тревога, ложь

Руки перед корпусом, прикосновения к сумочке, украшениям, воротнику рубашки и т.п.

Неуверенность

Одна рука поперек тела, закрепившись за другую руку

Неуверенность

Руки и ладони открыты

Открытость, искренность

Руки скрещены на груди

Отгораживание от кого-то или чего-то, не признаваемого, выражение отрицательного отношения

Руки скрещены, одна держит другую

Неуверенность

Руки держатся за сумочку, чашку и т.п. как за барьер

Неуверенность

Съеживание

Желание защититься

Моргание (учащенное)

Глубокий вздох

Расслабление, согласие

Поглаживание подбородка

Обдумывание решения, оценка

Искренняя улыбка

Приветствие, стремление к сближению, одобрение

Потирание глаз

Смущение, усталость

Потухший взгляд

Скука, обдумывание

Прикосновения к лицу (включая рот, глаза, уши, шею)

Стремление скрыть правду или нервозность

Палец (дужка очков и др.) во рту

Оценка или ожидание под­тверждения

Направление носков ступней

Указание, куда направлено внимание (к двери, если человек хочет уйти, к собесед­нику, если тот привлекателен)

Притопывание

Поглаживание собеседника

Стремление к близости

Прихорашивание

Проявление интереса к собе­седнику

«Рубка» ладонью

Агрессивность

Обхват запястья руки за спиной

Полное доверие или наобо­рот - фрустрация

Рука покоится на голове

Заинтересованная оценка

Поглаживание шеи сзади

Ощущение угрозы или гнев

Лицо, опертое на раскрытые ладони, локти на столе

Женский прием для придания себе более привлекательного вида или привлечения внима­ния мужчины

Стиснутые кулаки

Фрустрация (чем сильнее фрустрация, тем выше кулаки)

Руки за спиной

Уверенность, властность

Руки в карманах

Стремление выглядеть уверен­ным, призыв «Убедите меня» или демонстрация отстранения

Руки с раздвинутыми локтями на коленях

Использование пространства для демонстрации главенства

Руки раскрыты ладонями вверх

Покорность

Потирание ладоней

Надежда на успех

Руки сцеплены

Уверенность, расслабленность, самонадеянность

Опора на руки

Выражение власти путем использования пространства

Рукопожатие с обхватом локтя

Попытка демонстрации тесной дружбы

Протягивание руки ладонью вниз

Попытка оказать давление

Протягивание руки ладонью вверх

Признак подчинения

Рукопожатие, другая рука на плече

Попытка демонстрации близости

Рукопожатие с другой рукой сверху

Желание показать главенство

Рукопожатие с вертикальными ладонями и примерно одинако­вой силой

Проявление уважения, признание равенства и «приглашение» к раппорту

Рукопожатие с обхватом запястья

Проявление радости при встрече. Допустимо при близких отношениях

Жестикуляция перед лицом

Отрицательное отношение; ложь или нервозность

Усиленное дыхание

Страх или тревога

Наклон вперед

Интерес, одобрение

Скрещенные ноги

Замкнутость, поза покорности или защиты; у женщин - при­знак комфортности

Нога закинута на ногу так, что дальняя от соседа оказывается ближней к нему

Знак одобрения или симпатии

Ноги «четверкой»: лодыжка одной на колене другой

Уверенность, главенство, поза соперничества

Носки врозь (мужчины)

Открытость или главенство

Ноги расставлены

Использование пространства для утверждения главенства

Кусание губ

Тревога, нежелание высказываться

Облизывание губ

Тревога, привлечение внимания

Поглядывание на часы

Желание уйти, скука, безраз­личие

Отзеркаливание

Прикрывание рта

Желание спросить, не лгут ли вам, или нежелание сказать лишнее

Движение назад

Несогласие или тревога

Движение вперед

Ладонь согнута, указательный палец направлен вперёд

Стремление добиться согласия или подчинения

Ладони обращены вниз

Демонстрация власти

Ладони обращены вверх

Согласие, готовность слушать

Прихорашивание

Желание быть привлекатель­ным

Быстрый или резкий вдох

Удивление, шок

Сидение напротив друг друга

Позиция соперничества или обороны

Сидение рядом, стулья чуть повернуты друг к другу

Позиция сотрудничества

Улыбка одними губами

Покорность или неискренность

Улыбка во все лицо

Приветствие, доброжелательность, приглашение к призна­нию

Высокомерие или неискрен­ность

Речь свободная и быстрая

Страстность

Внезапное замедление речи

Поза во весь рост

Стремление к главенству, к привлекательности

Стиплинг

Доверие или, при слушании, знак «Убедите меня!»

Сжатые зубы

Фрустрация, гнев

Игра большими пальцами, например засовывание их в карманы пиджака или брюк

Знак превосходства, главен­ства, властности

Большие пальцы засунуты за пояс или в карманы

Поза сексуальной агрессии

Учащение тиков

Тревога

Согласно исследованиям, только десятую долю информации человек передает словами. Остальная часть приходится на жесты, мимику и интонацию. Для первого интуитивного «сканирования» человека необходимо примерно 10 секунд. Люди далеко не всегда говорят то, что думают, но тело не умеет врать. Скрытые чувства находят выход через жесты. Психология невербального общения очень широка и многогранна. Научившись понимать жесты человека и их значения, узнать правду будет намного проще.

Классификация жестов

Трение века также может свидетельствовать о том, что собеседник говорит неправду. Если обман довольно серьезный, человек может отводить глаза в сторону или опускать вниз, поглаживать шею или уши. Но все эти признаки стоит рассматривать в комплексе.

  • Люди, которые хотят подчеркнуть свои непоколебимые позиции, могут совершать руками твердые жесты, чтобы акцентировать внимание на переходе от одной темы к другой. Наглядно демонстрируют такие жесты людей фото.

  • Если обстановка сильно накалена, стоит использовать движения руками, чтобы немного разрядить ее. Серьезные фразы можно иллюстрировать веселыми жестами. Это немного взбодрит аудиторию и зарядит атмосферу позитивом.
  • Не стоит становиться клоуном и совершать нелепые движения. Жесты и мимика человека должны привлекать внимание к основной беседе, а не отвлекать от нее. К тому же они должны быть понятны всем присутствующим.