Сравнение особенностей растительной и животной клетки. Сравнение клеток различных царств Сравнительная характеристика строения клеток эукариот таблица

    Сравнение строения клеток бактерий, растений и животных Клеточная структура Функция Бактерии Растения Животные Ядро Хранение наследственной информации, синтез РНК Нет Есть Есть Хромосома Наследственный материал, состоящий из линейной ДНК Нет Есть … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Клетка (значения). Клетки крови человека (РЭМ) … Википедия

    Клетки эпителия. Клеточная теория одно из общепризнанных биологических обобщений, утверждающих единство принципа строения и развития мира растений и мира животных, в котором клетка рассматривается в качестве общего структурного элемента… … Википедия

    Клетки эпителия. Клеточная теория одно из общепризнанных биологических обобщений, утверждающих единство принципа строения и развития мира растений, животных и остальных живых организмов с клеточным строением, в котором клетка… … Википедия

    Клетка элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов (кроме вирусов, о которых нередко говорят как о неклеточных формах жизни), обладающая собственным обменом веществ, способная к самостоятельному существованию,… … Википедия

    Прокариоты … Википедия

    Каждая клетка содержит множество химических элементов, участвующих в различных химических реакциях. Химические процессы, протекающие в клетке одно из основных условий её жизни, развития и функционирования. Одних химических элементов в клетке… … Википедия

Тип урока : изучение и первичное закрепление знаний.

Цели урока

Обучающие: систематизация знаний об особенностях строения клеток растений, животных и грибов; формирование умения применять приобретенные знания при сравнении различных видов клеток; закрепление навыков работы с микроскопом.

Воспитывающие : формирование материалистических взглядов на единство живой природы; формирование нравственных качеств: чувства товарищества, дисциплинированности.

Развивающие : развитие аналитического мышления, речи учащихся, обогащение словарного запаса; развитие навыков самостоятельной работы с учебником, с микроскопом.

Оборудование : 11–12 микроскопов, микропрепараты клеток растений, животных и грибов, таблицы: «Клетка», «Растительная клетка», «Клетка гриба», проектор, слайды.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка усвоения ранее изученного материала

1. На какие две группы делятся все организмы? (Прокариоты и эукариоты. )
2. Как по-другому называют клетки прокариот и эукариот? (Доядерные и ядерные .)
3. Какие организмы относятся к прокариотам? (Бактерии и археи. )
4. В чем основная особенность строения прокариот? (Клетки не имеют оформленного ядра. )

III. Усвоение нового материала

Сравнительная характеристика прокариот и эукариот

К эукариотам относятся разные организмы, но у их клеток есть общее в строении: ядро, имеющее мембрану, которая отделяет его от цитоплазмы. В цитоплазме находятся различные органоиды, которых намного больше, чем в клетках прокариот. Появление в ходе эволюции ядра в эукариотической клетке позволило разнести в пространстве и во времени процессы транскрипции – синтеза информационной (матричной) РНК, и трансляции – синтеза белка на рибосомах. У прокариот синтез мРНК и синтез белка могут идти одновременно, а у эукариот – только последовательно.

Задание: заполните таблицу «Сравнительная характеристика клеток прокариот и эукариот».
Какие выводы можно сделать из анализа данных этой таблицы? (Клетки эукариот содержат намного больше органоидов, чем клетки прокариот. Сходство строения клеток эукариот и прокариот свидетельствует о единстве живой природы. )

Таблица. Сравнительная характеристика клеток прокариот и эукариот

Признаки

Прокариоты

Эукариоты

1. Ядерная оболочка

2. Плазматическая мембрана

3. Митохондрии

5. Рибосомы

6. Вакуоли

7. Лизосомы

8. Клеточная стенка

9. Капсула

10. Комплекс Гольджи

11. Пластиды

12. Хромосома

14. Органоиды движения

Задание: сравните изображенные на слайде клетки. Какими цифрами обозначены клетки прокариот, эукариот? В каком направлении шла эволюция клетки? (Эволюция клетки шла по пути усложнения ее строения .)

Особенности строения растительной, животной и грибной клеток

Хотя клетки разных эукариот имеют много общего в строении и жизнедеятельности (наличие ядра, сходство химического состава, процессов обмена веществ и энергии, универсальный генетический код, сходство процессов деления), клетки растений, животных и грибов заметно различаются. Эти различия лежат в основе классификации этих организмов, т.е. отнесения их к определенному царству живой природы.

Схема строения эукариотической клетки: А – животного; Б – растения

Самостоятельная работа в группах: выявление особенностей строения клеток представителей различных царств.

Задание для 1-й группы

1. Прочитайте в учебнике «Общая биология» А.О. Рувинского статью «Сравнительная характеристика клеток эукариот», начиная со слов: «Для растительной клетки характерно...».

2. Рассмотрите препарат растительной клетки под микроскопом и рис. 23 в учебнике.

3. Перенесите в тетрадь таблицу и заполните первую графу:

№ п/п

Растения

Грибы

Животные

4. Разделитесь на пары. Подготовьте рассказ об особенностях растительной клетки и проверьте друг друга.

Задание для 2-й группы

1. Прочитайте в учебнике статью «Сравнительная характеристика клеток эукариот», начиная со слов: «В клетках представителей царства грибов...».

2. Рассмотрите препарат клеток гриба мукора под микроскопом.

3. Перенесите в тетрадь таблицу и заполните вторую графу.

№ п/п

Растения

Грибы

Животные

4. Разделитесь на пары. Подготовьте рассказ об особенностях клеток грибов и проверьте друг друга.

Задание для 3-й группы

1. Прочитайте в учебнике статью «Сравнительная характеристика клеток эукариот», начиная со слов: «В клетках животных отсутствует...».

2. Рассмотрите препарат животной клетки под микроскопом и рис. 23 в учебнике.

3. Перенесите в тетрадь таблицу и заполните третью графу.

№ п/п

Растения

Грибы

Животные

4. Разделитесь на пары. Подготовьте рассказ об особенностях животной клетки и проверьте друг друга.

Выступления учащихся от групп, заполнение всех граф таблицы на доске и в тетрадях.

Растения

Животные

Есть пластиды

Нет пластид

Нет пластид

Крупная центральная вакуоль

Центральная вакуоль

Нет крупных вакуолей

Клеточная стенка из целлюлозы

Клеточная стенка из хитина

Нет клеточной стенки

Центриоли есть только у низших

Центриоли не у всех

Центриоли есть у всех

Запасное вещество – крахмал

Запасное вещество – гликоген

Запасное вещество – гликоген

Автотрофы

Гетеротрофы

Гетеротрофы

Неподвижны

Неподвижны

Подвижны

IV. Закрепление изученного материала

1. Какие особенности строения сближают грибы с царством растений? (Наличие клеточной стенки, неподвижность, наличие центральной вакуоли, отсутствие центриолей. )

2. Что сближает грибы с царством животных? (Гетеротрофность, наличие хитина, гликогена, отсутствие пластид. )

3. Выявите черты сходства и различия в строении растительной и животной клеток. Сделайте выводы. (Сходство в строении растительной и животной клеток – плазматическая мембрана, наличие ядра, митохондрий, рибосом, эндоплазматичес-кой сети, комплекса Гольджи – указывают на принадлежность и растительной и животной клеток к эукариотам. Различия в их строении –
пластиды, центральная вакуоль, клеточная стенка у растений – указывают на то, что они относятся к разным царствам. На рисунке органоиды обозначены цифрами.
)

Тесты

Выберите один правильный ответ.

1. У прокариот отсутствуют:

а) митохондрии ;
б) хромосомы;
в) рибосомы.

2. Хлоропласты – органоиды, характерные для клеток:

а) животных;
б) растений и животных;
в) только растений .

3. Целлюлозную клеточную стенку имеют клетки:

а) растений ;
б) животных;
в) грибов.

4. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что:

а) они живут в почве;
б) не имеют хлорофилла ;
в) имеют небольшие размеры.

5. Бактерии и грибы относят:

а) к одному царству живых организмов;
б) к царству растений;
в) к разным царствам живой природы .

6. С животными грибы сближает:

а) строение клеточной стенки и неподвижность;
б) автотрофный способ питания;
в) гетеротрофный способ питания .

Выберите несколько правильных ответов из предложенных.

7. К прокариотам относятся:

а) грибы;
б) бактерии ;
в) насекомые;
г) хламидомонада;
д) мхи;
е) животные;
ж) эвглена;
з) синезеленые водоросли .

Домашнее задание. Повторить §6–9: прочитать, ответить на вопросы, выучить выделенные курсивом слова, знать их значение, повторить материал по записям в тетрадях.

2.4. Строение про– и эукариотной клеток. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе: аппарат

Голъджи, вакуоль, клеточная мембрана, клеточная теория, лейкопласты, митохондрии, органоиды клетки, пластиды, прокариоты, рибосомы, хлоропласты, хромопласты, хромосомы, эукариоты, ядро.

Любая клетка представляет собой систему. Это означает, что все ее компоненты взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимодействуют друг с другом. Это также означает, что нарушение деятельности одного из элементов данной системы ведет к изменениям и нарушениям работы всей системы. Совокупность клеток образует ткани, различные ткани образуют органы, а органы, взаимодействуя и выполняя общую функцию, образуют системы органов. Эту цепочку можно продолжить дальше, и вы можете сделать это самостоятельно. Главное, что нужно понять, – любая система обладает определенной структурой, уровнем сложности и основана на взаимодействии элементов, которые ее составляют. Ниже даются справочные таблицы, в которых сравнивается строение и функции прокариотических и эукариотических клеток, а также разбирается их строение и функции. Внимательно проанализируйте эти таблицы, ибо в экзаменационных работах достаточно часто задаются вопросы, требующие знания этого материала.

2.4.1. Особенности строения эукариотических и прокариотических клеток. Сравнительные данные

Сравнительная характеристика эукариотических и прокариотических клеток.

Строение эукариотичеких клеток.

Функции эукариотических клеток . Клетки одноклеточных организмов осуществляют все функции, характерные для живых организмов – обмен веществ, рост, развитие, размножение; способны к адаптации.

Клетки многоклеточных организмов дифференцированы по строению, в зависимости от выполняемых ими функций. Эпителиальные, мышечные, нервные, соединительные ткани формируются из специализированных клеток.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ Часть А

А1. К прокариотическим организмам относится 1) бацилла 2) гидра 3) амеба 4) вольвокс

А2. Клеточная мембрана выполняет функцию

1) синтеза белка

2) передачи наследственной информации

3) фотосинтеза

4) фагоцитоза и пиноцитоза

А3. Укажите пункт, в котором строение названной клетки совпадает с ее функцией

1) нейрон – сокращение

2) лейкоцит – проведение импульса

3) эритроцит – транспорт газов

4) остеоцит – фагоцитоз

А4. Клеточная энергия вырабатывается в

1) рибосомах 3) ядре

2) митохондриях 4) аппарате Гольджи

А5. Исключите из предложенного списка лишнее понятие

1) лямблия 3) инфузория

2) плазмодий 4) хламидомонада

А6. Исключите из предложенного списка лишнее понятие

1) рибосомы 3) хлоропласты

2) митохондрии 4) крахмальные зерна

А7. Хромосомы клетки выполняют функцию

1) биосинтеза белка

2) хранения наследственной информации

3) формирования лизосом

4) регуляции обмена веществ

В1. Выберите из предложенного списка функции хлоропластов

1) образование лизосом 4) синтез АТФ

2) синтез глюкозы 5) выделение кислорода

3) синтез РНК 6) клеточное дыхание

В2. Выберите особенности строения митохондрий

1) окружены двойной мембраной

2) содержат хлорофилл

3) есть кристы

4) наружная мембрана складчатая

5) окружены одинарной мембраной

6) внутренняя мембрана богата ферментами ВЗ. Соотнесите органоид с его функцией

В4. Заполните таблицу, отметив знаками «+ » или «- » наличие указанных структур в про– и эукариотических клетках

С1. Докажите, что клетка является целостной биологической, открытой системой.

2.5. Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле

Термины, проверяемые в экзаменационной работе: автотрофные организмы,

анаболизм, анаэробный гликолиз, ассимиляция, аэробный гликолиз, биологическое окисление, брожение, диссимиляция, биосинтез, гетеротрофные организмы, дыхание, катаболизм, кислородный этап, метаболизм, пластический обмен, подготовительный этап, световая фаза фотосинтеза, темновая фаза фотосинтеза, фотолиз воды, фотосинтез, энергетический обмен.

2.5.1. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь

Обмен веществ (метаболизм) – это совокупность взаимосвязанных процессов синтеза и расщепления химических веществ, происходящих в организме. Биологи разделяют его на пластический (анаболизм ) и энергетический обмены (катаболизм ), которые связаны между собой. Все синтетические процессы нуждаются в веществах и энергии, поставляемых процессами расщепления. Процессы расщепления катализируются ферментами, синтезирующимися в ходе пластического обмена, с использованием продуктов и энергии энергетического обмена.

Для отдельных процессов, происходящих в организмах, используются следующие термины:

Анаболизм (ассимиляция ) – синтез более сложных мономеров из более простых с поглощением и накоплением энергии в виде химических связей в синтезированных веществах.

Катаболизм (диссимиляция ) – распад более сложных мономеров на более простые с освобождением энергии и ее запасанием в виде макроэргических связей АТФ.

Живые существа для своей жизнедеятельности используют световую и химическую энергию. Зеленые растения – автотрофы , – синтезируют органические соединения в процессе фотосинтеза, используя энергию солнечного света. Источником углерода для них является углекислый газ. Многие автотрофные прокариоты добывают энергию в процессехемосинтеза – окисления неорганических соединений. Для них источником энергии могут быть соединения серы, азота, углерода.Гетеротрофы используют органические источники углерода, т.е. питаются готовыми органическими веществами. Среди растений могут встречаться те, которые питаются смешанным способом (миксотрофно ) – росянка, венерина мухоловка или даже гетеротроф– но – раффлезия. Из представителей одноклеточных животных миксотрофами считаются эвглены зеленые.

Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме . Ферменты – это всегда специфические белки – катализаторы. Термин «специфические» означает, что объект, по отношению к которому этот термин употребляется, имеет неповторимые особенности, свойства, характеристики. Каждый фермент обладает такими особенностями, потому что, как правило, катализирует определенный вид реакций. Ни одна биохимическая реакция в организме не происходит без участия ферментов. Особенности специфичности молекулы фермента объясняются ее строением и свойствами. В молекуле фермента есть активный центр, пространственная конфигурация которого соответствует пространственной конфигурации веществ, с которыми фермент взаимодействует. Узнав свой субстрат, фермент взаимодействует с ним и ускоряет его превращение.

Ферментами катализируются все биохимические реакции. Без их участия скорость этих реакций уменьшилась бы в сотни тысяч раз. В качестве примеров можно привести такие реакции, как участие РНК – полимеразы в синтезе – и-РНК на ДНК, действие уреазы на мочевину, роль АТФ – синтетазы в синтезе АТФ и другие. Обратите внимание на то, что названия многих ферментов оканчиваются на «аза».

Активность ферментов зависит от температуры, кислотности среды, количества субстрата, с которым он взаимодействует. При повышении температуры активность ферментов увеличивается. Однако происходит это до определенных пределов, т.к. при достаточно высоких температурах белок денатурируется. Среда, в которой могут функционировать ферменты, для каждой группы различна. Есть ферменты, которые активны в кислой или слабокислой среде или в щелочной или слабощелочной среде. В кислой среде активны ферменты желудочного сока у млекопитающих. В слабощелочной среде активны ферменты кишечного сока. Пищеварительный фермент поджелудочной железы активен в щелочной среде. Большинство же ферментов активны в нейтральной среде.

2.5.2. Энергетический обмен в клетке (диссимиляция)

Энергетический обмен – это совокупность химических реакций постепенного распада органических соединений, сопровождающихся высвобождением энергии, часть которой расходуется на синтез АТФ. Процессы расщепления органических соединений уаэробных организмов происходят в три этапа, каждый из которых сопровождается

многоклеточных организмов он осуществляется пищеварительными ферментами. У одноклеточных – ферментами лизосом. На первом этапе происходит расщепление белков

до аминокислот, жиров до глицерина и жирных кислот, полисахаридов до моносахаридов,

нуклеиновых кислот до нуклеотидов. Этот процесс называется пищеварением.

Второй этап –бескислородный (гликолиз ). Его биологический смысл заключается в начале постепенного расщепления и окисления глюкозы с накоплением энергии в виде 2 молекул АТФ. Гликолиз происходит в цитоплазме клеток. Он состоит из нескольких последовательных реакций превращения молекулы глюкозы в две молекулы пировиноградной кислоты (пирувата) и две молекулы АТФ, в виде которой запасается часть энергии, выделившейся при гликолизе: С6Н12O6 + 2АДФ + 2Ф → 2С3Н4O3 + 2АТФ. Остальная энергия рассеивается в виде тепла.

В клетках дрожжей и растений (при недостатке кислорода ) пируват распадается на этиловый спирт и углекислый газ. Этот процесс называетсяспиртовым брожением .

Энергии, накопленной при гликолизе, слишком мало для организмов, использующих кислород для своего дыхания. Вот почему в мышцах животных, в том числе и у человека, при больших нагрузках и нехватке кислорода образуется молочная кислота (С3Н6O3), которая накапливается в виде лактата. Появляется боль в мышцах. У нетренированных людей это происходит быстрее, чем у людей тренированных.

Третий этап –кислородный , состоящий из двух последовательных процессов – цикла Кребса, названного по имени Нобелевского лауреата Ганса Кребса, и окислительного фосфорилирования. Его смысл заключается в том, что при кислородном дыхании пируват окисляется до окончательных продуктов – углекислого газа и воды, а энергия, выделяющаяся при окислении, запасается в виде 36 молекул АТФ. (34 молекулы в цикле Кребса и 2 молекулы в ходе окислительного фосфорилирования). Эта энергия распада органических соединений обеспечивает реакции их синтеза в пластическом обмене. Кислородный этап возник после накопления в атмосфере достаточного количества молекулярного кислорода и появления аэробных организмов.

Окислительное фосфорилирование или клеточное дыханиепроисходит, на

внутренних мембранах митохондрий, в которые встроены молекулы-переносчики электронов. В ходе этой стадии освобождается большая часть метаболической энергии. Молекулы-переносчики транспортируют электроны к молекулярному кислороду. Часть энергии рассеивается в виде тепла, а часть расходуется на образование АТФ.

Суммарная реакция энергетического обмена:

С6Н12O6 + 6O2 → 6СO2 + 6Н2O + 38АТФ.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ Часть А

А1. Способ питания хищных животных называется

1) автотрофным 3) гетеротрофным

2) миксотрофным 4) хемотрофным

А2. Совокупность реакций обмена веществ называется:

1) анаболизм 3) диссимиляция

2) ассимиляция 4) метаболизм

А3. На подготовительном этапе энергетического обмена происходит образование:

1) 2 молекул АТФ и глюкозы

2) 36 молекул АТФ и молочной кислоты

3) аминокислот, глюкозы, жирных кислот

4) уксусной кислоты и спирта

А4. Вещества, катализирующие биохимические реакции в организме, – это:

1) белки 3) липиды

2) нуклеиновые кислоты 4) углеводы

А5. Процесс синтеза АТФ в ходе окислительного фосфорилирования происходит в:

1) цитоплазме 3) митохондриях

2) рибосомах 4) аппарате Гольджи

А6. Энергия АТФ, запасенная в процессе энергетического обмена, частично используется для реакций:

1) подготовительного этапа

2) гликолиза

3) кислородного этапа

4) синтеза органических соединений А7. Продуктами гликолиза являются:

1) глюкоза и АТФ

2) углекислый газ и вода

3) пировиноградная кислота и АТФ

4) белки, жиры, углеводы

В1. Выберите события, происходящие на подготовительном этапе энергетического обмена у человека

1) белки распадаются до аминокислот

2) глюкоза расщепляется до углекислого газа и воды

3) синтезируются 2 молекулы АТФ

4) гликоген расщепляется до глюкозы

5) образуется молочная кислота

6) липиды расщепляются до глицерина и жирных кислот

В2. Соотнесите процессы, происходящие при энергетическом обмене с этапами, на которых они происходят

ВЗ. Определите последовательность превращений куска сырого картофеля в процессе энергетического обмена в организме свиньи:

А) образование пирувата Б) образование глюкозы

В) всасывание глюкозы в кровь Г) образование углекислого газа и воды

Д) окислительное фосфорилирование и образование Н2О Е) цикл Кребса и образование СО2

С1. Объясните причины утомляемости спортсменов-марафонцев на дистанциях, и как она преодолевается?

2.5.3. Фотосинтез и хемосинтез

Все живые существа нуждаются в пище и питательных веществах. Питаясь, они используют энергию, запасенную, прежде всего, в органических соединениях – белках, жирах, углеводах. Гетеротрофные организмы, как уже говорилось, используют пищу растительного и животного происхождения, уже содержащую органические соединения. Растения же создают органические вещества в процессе фотосинтеза. Исследования в области фотосинтеза начались в 1630 г. экспериментами голландца ван Гельмонта. Он доказал, что растения получают органические вещества не из почвы, а создают их самостоятельно. Джозеф Пристли в 1771 г. доказал «исправление» воздуха растениями. Помещенные под стеклянный колпак они поглощали углекислый газ, выделяемый тлеющей лучиной. Исследования продолжались, и в настоящее время установлено, что фотосинтез – это процесс образования органических соединений из диоксида углерода (СО2) и воды с использованием энергии света и проходящий в хлоропластах зеленых растений и зеленых пигментах некоторых фотосинтезирующих бактерий.

Хлоропласты и складки цитоплазматической мембраны прокариот содержат зеленый пигмент – хлорофилл . Молекула хлорофилла способна возбуждаться под действием солнечного света и отдавать свои электроны и перемещать их на более высокие энергетические уровни. Этот процесс можно сравнить с подброшенным вверх мячом. Поднимаясь, мяч запасается потенциальной энергией; падая, он теряет ее. Электроны не падают обратно, а подхватываются переносчиками электронов (НАДФ+ –никотинамиддифосфат ). При этом энергия, накопленная ими ранее, частично расходуется на образование АТФ. Продолжая сравнение с подброшенным мячом, можно сказать, что мяч, падая, нагревает окружающее пространство, а часть энергии падающих электронов запасается в виде АТФ. Процесс фотосинтеза подразделяется на реакции, вызываемые светом, и реакции, связанные с фиксацией углерода. Их называютсветовой

и темновой фазами.

Все организмы, имеющие клеточное строение, делятся на две группы: предъядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты).

Клетки прокариот, к которым относятся бактерии, в отличие от эукариот, имеют относительно простое строение. В про-кариотической клетке нет организованного ядра, в ней содержится только одна хромосома, которая не отделена от остальной части клетки мембраной, а лежит непосредственно в цитоплазме. Однако в ней также записана вся наследственная информация бактериальной клетки.

Цитоплазма прокариот по сравнению с цитоплазмой эука-риотических клеток значительно беднее по составу структур. Там находятся многочисленные более мелкие, чем в клетках эукариот, рибосомы. Функциональную роль митохондрий и хло-ропластов в клетках прокариот выполняют специальные, довольно просто организованные мембранные складки.

Клетки прокариот, так же как и эукариотические клетки, покрыты плазматической мембраной, поверх которой располагается клеточная оболочка или слизистая капсула. Несмотря на относительную простоту, прокариоты являются типичными независимыми клетками.

Сравнительная характеристика клеток эукариот. По строению различные эукариотические клетки сходны. Но наряду со сходством между клетками организмов различных царств живой природы имеются заметные отличия. Они касаются как структурных, так и биохимических особенностей.

Для растительной клетки характерно наличие различных пластид, крупной центральной вакуоли, которая иногда отодвигает ядро к периферии, а также расположенной снаружи плазматической мембраны клеточной стенки, состоящей из целлюлозы. В клетках высших растений в клеточном центре отсутствует центриоль, встречающаяся только у водорослей. Резервным питательным углеводом в клетках растений является крахмал.

В клетках представителей царства грибов клеточная стенка обычно состоит из хитина - вещества, из которого построен наружный скелет членистоногих животных. Имеется центральная вакуоль, отсутствуют пластиды. Только у некоторых грибов в клеточном центре встречается центриоль. Запасным углеводом в клетках грибов является гликоген.

В клетках животных отсутствует плотная клеточная стенка, нет пластид. Нет в животной клетке и центральной вакуоли. Центриоль характерна для клеточного центра животных клеток. Резервным углеводом в клетках животных также является гликоген.

Вопрос №6. Жизненный и митотический циклы клеток

Важным свойством клетки как живой системы является способность ее к самовоспроизведению, которое лежит в основе процессов роста, развития и размножения организмов. Клетки организма подвергаются воздействию различных вредных факторов, изнашиваются и стареют. Поэтому каждая отдельная клетка в конечном результате должна погибнуть. Чтобы организм продолжал жить, он должен производить новые клетки с той же скоростью, с которой погибают старые. Поэтому деление клетки - это обязательное условие жизни для всех живых организмов. Одним из основных типов деления клеток митоз. Митоз - это такое деление ядра клетки, когда образуются две дочерние клетки с набором хромосом, который имеет материнская клетка. По разделением ядра проходит деление цитоплазмы. Митотическое деление приводит к увеличению числа клеток, что обеспечивает процессы роста, регенерации и замещения клеток у всех высших животных и растений. У одноклеточных организмов митоз является механизмом бесполого размножения. Хромосомы выполняют главную роль в процессе деления клеток, поскольку обеспечивают передачу наследственной информации и участвуют в регуляции метаболизма клеток.

Последовательность процессов, протекающих между образованием клетки и ее разделением на дочерние клетки называют клеточным циклом. В интерфазе цикла удваивается количество ДНК в хромосомах. Митоз обеспечивает генетическую стабильность последующих поколений клеток.

Жизненный и клеточный циклы клеток

Возможные направления

Периодизация

В жизни клетки различают жизненный цикл и клеточный цикл. Жизненный цикл значительно длиннее - это период от образования клетки в результате деления материнской клетки и к следующему разделу или к гибели клетки. На протяжении жизни клетки растут, диффеются, выполняющие специфические функции. Клеточный цикл значительно короче. Это собственно процесс подготовки к делению (интерфаза) и сам разделение (Митоз). Поэтому этот цикл называют еще митотическим. Такая периодизация (на жизненном и митотический цикл) достаточно условна, поскольку жизнь клетки - непрерывный, неделимый процесс. Так, в эмбриональный период, когда клетки быстро делятся, жизненный цикл совпадает с клеточным (митотическим). После дифференциальных клеток, когда каждая из них выполняет специфическую функцию, жизненный цикл длительный от митотического. Клеточный цикл состоит из интерфазы, митоза и цитокинез. Продолжительность клеточного цикла у разных организмов разная.

Интерфаза - это подготовка клетки к делению, на ее долю приходится 90% всего клеточного цикла. На этой стадии происходят наиболее активные металлические процессы. Ядро имеет гомогенный вид – оно заполнено тонкой сеткой, состоящей из переетених между собой достаточно длинных и тонких нитей - хромонем. Ядро соответствующей формы, окруженный двоша- ровой ядерной мембраной с порами диаметром около 40 мкм. В интерфазных ядре проходит подготовка к делению интерфазу делят на определенные периоды: G1 - период, предшествующий репликации ДНК; S-период репликации ДНК; G2 - период с момента окончания репликации до начала митоза. Продолжительность каждого периода можно определить, воспользовавшись методом радиоавтографии.

Пресинтетический период (G1 - от англ. Gap - интервал) наступает сразу за разделом. Здесь происходят такие биохимические процессы: синтез макромолекулярных спо- лук необходимых для построения хромосом и ахрома- тинового аппарата (ДНК, РНК, гистонов и других белков), растет количество рибосом и митохондрий, происходит накопление энергетического материала для осуществления структурных перестроек и сложных движений при делении. Клетка интенсивно растет и может выполнять свою функцию. Набор генетического материала будет 2п2с.

В синтетическом периоде (S) удваивается ДНК, каждая хромосома результате репликации создает себе подобную структуру. Проходит синтез РНК и белков, митотического аппарата и точное удвоение центриоль. Они расходятся в разные стороны, образуя два полюса. Набор генетического материала составляет 2п4с. Далее наступает пислясинтетичний период (G2) - клетка запасается энергией. Синтезируются белки ахроматинового веретена, идет подготовка к митоза. Генетический материал составляет 2п4с. После достижения клеткой определенного состояния: накопление белков, удвоение количества ДНК и др. она готова к делению - митоза

Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов

Сходство в строении клеток эукариот.

Сейчас нельзя с полной уверенностью сказать, когда и как возникла на Земле жизнь. Мы также точно не знаем, как питались первые живые существа на Земле: авготрофно или гетеротрофно. Но в настоящее время на нашей планете мирно сосуществуют представители нескольких царств живых существ. Несмотря на большое различие в строении и образе жизни, очевидно, что между ними сходств больше, чем различий, и все они, вероятно, имеют общих предков, живших в далекой архейской эре. О наличии общих «дедушек» и «бабушек» свидетельствует целый ряд общих признаков у клеток эукариот: простейших, растений, грибов и животных. К этим признакам можно отнести:

Общий план строения клетки: наличие клеточной мембраны, цитоплазмы , ядра, органоидов;
- принципиальное сходство процессов обмена веществ и энергии в клетке;
- кодирование наследственной информации при помощи нуклеиновых кислот;
- единство химического состава клеток;
- сходные процессы деления клеток.

Различия в строении клеток растений и животных.

В процессе эволюции, в связи с неодинаковыми условиями существования клеток представителей различных царств живых существ, возникло множество отличий. Сравним строение и жизнедеятельность клеток растений и животных (табл. 4).

Главное отличие между клетками этих двух царств заключается в способе их питания. Клетки растений, содержащие хлоропласты,являются автотрофами, т. е. сами синтезируют необходимые для жизнедеятельности органические вещества за счет энергии света в процессе фотосинтеза. Клетки животных - гетеротрофы, т. е. источником углерода для синтеза собственных органических веществ для них являются органические вещества, поступающие с пищей. Эти же пищевые вещества, например углеводы, служат для животных источником энергии. Есть и исключения, такие как зеленые жгутиконосцы, которые на свету способны к фотосинтезу, а в темноте питаются готовыми органическими веществами. Для обеспечения фотосинтеза в клетках растений содержатся пластиды, несущие хлорофилл и другие пигменты.

Так как растительная клетка имеет клеточную стенку, защищающую ее содержимое и обеспечивающую постоянную ее форму, то при делении между дочерними клетками образуется перегородка, а животная клетка, не имеющая такой стенки, делится с образованием перетяжки.

Особенности клеток грибов.

Таким образом, выделение грибов в самостоятельное царство, насчитывающее более 100 тыс. видов, абсолютно оправдано. Свое происхождение грибы ведут или от древнейших нитчатых водорослей, утерявших хлорофилл, т. е. от растений, или от каких-то неведомых нам древнейших гетеротрофов, т. е. животных.


1. Чем растительная клетка отличается от животной?
2. Каковы различия в делении растительных и животных клеток?
3. Почему грибы выделены в самостоятельное царство?
4. Что общего и какие различия в строении и жизнедеятельности можно выделить, сравнивая грибы с растениями и животными?
5. На основании каких признаков можно предположить, что все эукариоты имели общих предков?

Каменский А. А., Криксунов Е. В., Пасечник В. В. Биология 10 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей