Признаки того что у ребенка. Основные признаки прорезывания зубов у грудных детей. Ограниченные интересы и особенности игры

Случается, что родители радуются непоседливости и неусидчивости своего чада, но потом узнают, что у них гиперактивный ребенок. Что делать в этом случае, и чем страшен диагноз, знают не все. Как и любое заболевание (а это именно болезнь), чем раньше будет поставлен диагноз и предприняты соответствующие меры, тем лучше.

Если игнорировать очевидные признаки и успокаивать себя, что ребята это «перерастают», можно довести до точки, когда будет уже очень трудно что-то сделать, чтобы помочь малышу. Гиперактивность – это проблема не только окружающих, без профильной терапии возможны необратимые изменения личности, которые негативно скажутся на коммуникативных и социальных навыках маленького человечка.

Что такое гиперактивность и чем она отличается от повышенной активности?

Патологическое состояние было выделено в качестве самостоятельного заболевания в 80-х годах прошлого века. Оно характеризуется дефицитом внимания, отсутствием у ребенка возможности сосредоточиться на конкретной вещи или цели. Такие дети не могут контролировать свое поведение, отличаются неусидчивостью, импульсивностью. Распространение факторов, негативно влияющих на беременность, приводит к тому, что явление встречается среди детей все чаще, но это не значит, что каждому активному малышу можно ставить подобный диагноз.

Специалисты выделяют следующие причины гиперактивности у детей:

  1. Генетическая предрасположенность. Если кто-то из родителей страдал от недуга, существует 20-30% вероятность того, что малыш повторит его судьбу.
  2. Патологии внутриутробного развития. Токсикоз, стабильное повышение артериального давления у мамы и гипоксия у малыша повышают риск развития гиперактивности в три раза.
  3. Затяжные или стремительные роды тоже относят к факторам риска.

Вопреки распространенному мнению, бьющая через край энергия, которую малыш пытается куда-то приложить, не всегда является симптомом патологии. Не стоит паниковать, если очень подвижный грудничок постепенно превращается в озорного непоседу. Существует целый перечень признаков, указывающих на наличие гиперкинетического расстройства, которые должны идти в комплексе. Только тогда нужно будет задумываться об обращении к профильному специалисту и возможности проведения корректирующей поведение терапии.

Признаки гиперактивности у новорожденного

Все груднички в норме активны и возбудимы, они способны иногда проявлять признаки, характерные для гиперактивности. Плохо, если малыш находится в таком состоянии постоянно. В целом, симптомы у детей до года смазаны и выражены не очень ярко, но есть вещи, которые должны насторожить родителей.

  • Малыш беспокоен, капризен, плохо спит днем и ночью, нередко у него отмечается сбой биоритмов.
  • Такие груднички быстро и с легкостью отказываются от дневного отдыха, причем даже после бурного дня вечером их сложно уложить.
  • Нередко отмечается повышение мышечного тонуса, на фоне которого возникают рвоты (после кормления может наблюдаться рвота фонтаном).
  • Гиперактивный новорожденный не любит, если его пеленают или одевают в одежду, стесняющую движения.
  • Грудничок бурно реагирует на любые раздражители (от громкого звука до слишком яркого солнца), выражая свой протест громким плачем, а не простыми капризами, как другие дети.

Совет: Практика показывает, что угодить гиперактивному младенцу в плане создания комфортных условий практически невозможно. Вместо того, чтобы каждый день подстраиваться под малыша, лучше сразу обратиться к специалисту. Возможно понадобится медикаментозная коррекция, без которой ребенок не успокоится, а только расшатает родителям нервную систему.

  • Первые же месяцы жизни такого грудничка знаменуются небывалой активностью конечностей. Переворачиваться, ползать и ходить гиперактивные дети начинают раньше стандартных сроков. Им несвойственно чувство страха, что особенно ярко проявляется в возрасте 3-5 лет.

Если вовремя обратить внимание педиатра на перечисленные признаки, он порекомендует дальнейший план действий. Стоит учесть, что лечение патологии, диагностированной в столь раннем возрасте, основная роль отводится именно родителям. Эффективность подхода в этом случае зависит от терпения и заинтересованности взрослых.

Очевидные симптомы гиперактивности у детей постарше

Начиная с 2-3 лет, поведение гиперактивного ребенка явно указывает на наличие у него определенных расстройств. Признаки проявляются особенно ярко у детей, отправленных в детский сад. Попав в новую среду со своими правилами и законами, малыши оказываются под значительным давлением и не знают, как с ним справляться. Если игнорировать проблему и не предпринимать адекватных мер, можно разрушить психику ребенка.

Проблем следует ожидать при наличии следующих симптомов:

  • В группу риска попадают дети, которым очевидно сложно усидеть на месте. Даже в процессе приема пищи или выполнения каких-либо детальных работ они шевелят ногами, постоянно меняют положение тела, находят дополнительное занятие для рук.
  • Ребенок не может сосредоточиться на чем-то одном, даже если ему это действительно интересно. Он не досмотрит любимый мультик, не доиграет в выбранную игру, оставит в стороне только начатую книгу.
  • Любые занятия, требующие внимания и умственной деятельности, вызывают у них сложности и приступы агрессии. При этом интеллектуальный уровень у них обычно очень высок, они нередко обладают творческими талантами и глубокой интуицией.
  • Гиперактивные дети медленно читают, у них некрасивый почерк, у них сложности с пересказом полученной информации.
  • Мелкая моторика развита настолько слабо, что ребенок не может самостоятельно справиться со шнурками, застежками, пуговицами.
  • Активность малыша зачастую не имеет конкретной цели и вообще какого-либо смысла. Он пытается направить энергию не в одно конкретное русло, а приложить ее везде и сразу.
  • Дети, страдающие от подобной проблемы, не могут объяснить причины своих действий, у них полностью отсутствует мотивация, навыки планирования. Они буквально не слышат обращенные к ним требования, просьбы или пожелания, что зачастую выливается в конфликты.

  • Отношения с другими детьми у гиперактивных малышей не складываются. Причина в немотивированной агрессии и раздражении, которое у них вызывают окружающие. Отказ от выполнения принятого плана и быстрое переключение с предмета на предмет приводит к тому, что остальные дети быстро теряют интерес к новому другу.
  • Из-за отсутствия чувства страха ребята подвержены частому получению травм. При этом стоит отметить, что чувство боли у них притуплено, поэтому экстремальные игры рано или поздно выходят для них на первый план.
  • Характерно, что у некоторых малышей наблюдается недержание мочи в сознательном возрасте, как ночное, так и дневное.
  • Такие детки не катаются на велосипеде, не играют с мячом и вообще стараются не заниматься вещами, требующими хорошей координации движений.
  • Для них практически не существуют социальных рамок, они не понимают, почему какие-то вещи нельзя делать на виду у всех. Моральные устои опять же сильно размыты.
  • Примечателен плохой аппетит гиперактивных детей на фоне постоянной жажды. Часто малыши жалуются на головные боли, страдают от диспепсических расстройств, остро реагируют на любые внешние раздражители.

Сегодня для окончательной постановки диагноза можно использовать специальные психологические тесты. Вместе с оценкой особенностей поведения ребенка они позволяют установить проблему и определиться с методиками ее решения.

В каких случаях можно самостоятельно поставить ребенку диагноз «гиперактивность»?

Перед тем, как обратиться к врачу, необходимо собрать всю информацию, которая может понадобиться специалисту для быстрой и точной постановки диагноза. Можно не сомневаться, что у ребенка гиперактивность, если в течение полугода в различных жизненных ситуациях у него отмечаются следующие признаки (не менее шести из приведенного списка):

  1. Ребенок не может оставаться на месте, даже сидя или лежа он постоянно елозит или двигает конечностями.
  2. Малыш всегда куда-то стремится, даже если сам не понимает, куда ему нужно и зачем.
  3. Очень часто такие дети резко срываются с места или появляются как будто из ниоткуда.
  4. У ребенка нет конкретной цели, он может просто сидеть и стучать по столу ложкой, лишь бы чем-нибудь себя занять.
  5. Таким ребятам бесполезно поручать заниматься спокойными делами, даже сборка конструктора или паззла превращается для него в мучение.
  6. Гиперактивные дети много говорят, часто без смысла, не заканчивают свои мысли. Любят задавать вопросы и даже не ждут на них ответов.
  7. Они постоянно вмешиваются в чужие дела или разговоры, перебивают, мешают всем, кому только можно.
  8. Ребенок не переносит тишину, он пытается все свои действия сопровождать шумом.
  9. Карапуз не слушает, что ему говорят и не реагирует на замечания.
  10. Неконтролируемый гнев, беспричинная агрессия и вспыльчивость – неотъемлемая черта характера при гиперактивности.

Родителям нужно помнить, что постановка диагноза – задача врача. Если специалист утверждает, что ребенок не болен, причину его особого состояния нужно искать в чем-то другом и нет смысла мучать его ненужными корректирующими манипуляциями.

Всю программу лечения предоставит специалист, родителям же помимо этого необходимо придерживаться еще и следующих рекомендаций:

  • Нужно научиться успокаивать своего ребенка. Для этого можно использовать физический контакт, гиперактивные дети очень к этому расположены. Иногда достаточно просто погладить свое чадо по голове и обнять, чтобы достигнуть желаемого эффекта. Иногда помогает изоляция в отдельную комнату, глоток воды. Ванна с экстрактом хвойных деревьев, массаж и легкая музыка помогут непоседе быстрее уснуть.
  • В общении с такими детьми бесполезно использовать запреты. Вместо того, чтобы требовать от ребенка чего-то не делать, лучше предложить ему альтернативную манеру поведения.
  • Если перед малышом поставлена задача, то она должна быть ограничена временными рамками.
  • Нельзя давать гиперактивным ребятам сразу несколько заданий. Свои пожелания необходимо формулировать последовательно и четко.
  • Чем короче будут предложения, обращенные к малышу, тем выше вероятность того, что он воспримет все правильно.

Стоит позаботиться о том, чтобы у ребенка появилось интересное и адекватное хобби. Необходимо обратить внимание на интересы своего чада и подобрать что-то, не травмирующее его психику. Доказана высокая эффективность медикаментозного лечения, но оно проводится симптоматически, так долго, как это требуется для полной блокировки признаков заболевания.

По статистике 9 -м из 10 детей при ЧМТ диагностируют сотрясение мозга. Причиной этому является то, что у детей до двух лет голова больше и тяжелее, а координация тела не позволяет своевременно отреагировать на падение, поэтому в младенчестве голова у ребенка страдает первая.

Чем сильнее приходится удар, тем больше вероятность сотрясения, не смотря на то, что кости черепа у младенца крепкие, а ликвор препятствует столкновению клеткам мозга с тканями черепа.

Справка. Ликвор – это жидкость, которая циркулирует в анатомических пространствах спинного и головного мозга.

Признаки сотрясения мозга у ребенка до 1 года

Большинство детей начинают говорить к двум годам, они способны выражать эмоции, что помогает родителям понять, болен их ребенок или нет. Члены семьи могут заметить нехарактерные признаки поведения маленького ребенка:

  • Потеря ориентации в пространстве.
  • Потеря координации.
  • Вялость.
  • Потеря сознания.
  • Бледный оттенок кожи лица и тела.
  • Плохой, беспокойный сон.
  • Резкая потеря аппетита.
  • Тошнота, рвота.
  • Боли в области живота.
  • Головные боли («гул в голове»).
  • Потеря концентрации.

Внимательные родители, заметив эти симптомы должны срочно обратиться к врачу. У новорожденных младенцев первые симптомы весьма «смазаны» так как они часто схожи с другими расстройствами.


После получения травмы стоит обратить внимание на такие симптомы как:

  • Неугомонный плач.
  • Снижение аппетита, вплоть до отсутствия.
  • Частое срыгивания.
  • Увеличение или смещение родничка.
  • Бледность кожных покровов.
  • Беспокойный сон или его отсутствие.

Внимание! Первые симптомы ЧМТ могут проявиться как в первые часы, после повреждения, так и в течение суток. Поэтому необходимо внимательно наблюдать за состоянием и самочувствием ребенка в период этого времени.

Первые симптомы у грудничка

  1. Сильный неугомонный плач, с кратковременной остановкой дыхания.
  2. Бледность не только кожных покровов, но и слизистых оболочек. Часто из-за недостатка притока крови, может появиться синюшность губ и участков кожи.
  3. Срыгивания, температура тела может подняться до 38 градусов.

Сильный плач и повышенная температура тела является основным показателем черепно-мозговой травмы. У младенцев после получения травмы часто остаются синяки и ушибы , но благодаря эластичной черепной коробке сильные травмы маловероятны.

Куда более опасными признаками сотрясения мозга у ребенка до 1 года, требующими немедленной госпитализации являются:

  1. Набухание, смещение, искривление родничка.
  2. Снижение или отсутствие рефлексов.
  3. Нарушение двигательных функция глаза – закатывание глаз (или глаза), косоглазие, опущение века.
  4. Полное отсутствие аппетита.

Если родители вовремя не обратились к врачу, то сотрясение мозга несет ряд осложнений:

  • Косоглазие.
  • Заторможенность в развитии (или даже умственная отсталость).
  • Ребенка будут мучить головные боли.
  • Гиперкинезы – неконтролируемые движения частей тела.
  • Вегето-сосудистые нарушения.

Признаки головных травм по возрасту и их осложнения

Рассмотрим, как понять, что у грудничка или у ребенка в 2 года после падения произошло сотрясение мозга.

У грудного младенца в первые 20 недель

Как проявляется сотрясение у грудного ребенка в первые месяцы жизни? Признаки:


На данном этапе именно рвота и срыгивание является основным симптомом. Малыша сложно убаюкать, может отказаться от приема пищи и нарушиться сосательный рефлекс.

Важно! Если после получения травмы малыш сразу же потерял сознание, необходимо незамедлительно вызвать скорую помощь.

Если не оказать помощь, то в будущем можно столкнуться с рядом осложнений:

  • Нарушение координации движений.
  • Отсталость в развитии (заторможенность в двигательном и речевом развитии).
  • Усиливается чувствительность к различным инфекциям.
  • В особенно тяжелой форме может развиться гидроцефалия.

У грудничка от 6 до 9 месяцев

В этом возрасте от полугода до 8 или 9 месяцев, симптоматика весьма схожа , но стоит обратить внимание на:

  1. Болезненность при поднятии, возникает сложность в поддержке головы самостоятельно.
  2. Неконтролируемый плач с временной задержкой (заглатыванием) воздуха.
  3. Прерывистый сон.
  4. Не характерная активность ребенка.
  5. Неконтролируемые движения тела, чаще всего с одной стороны.
  6. Величина зрачков – если зрачки разного размера это признак того, что мозг поврежден и необходима срочная госпитализация.

У малышей от 9 до 12 месяцев

Признаки сотрясения головного мозга у грудного ребенка в возрасте от 9 месяцев и у годовалого малыша:

  1. Учащение пульса от 140 ударов и выше.
  2. Резкое повышение или понижение давления.
  3. Отсутствие аппетита.
  4. Плаксивость.
  5. Холодные конечности.
  6. Избыточное слюноотделение.


В этом возрасте, после травмы необходимо измерять пульс каждые 20 минут и отмечать динамику . Необходимо проверить родничок и место ушиба, внимательно наблюдать за состоянием ребенка и его самочувствием.

В этом возрасте сотрясение несет в себе такие же последствия, как и было сказано выше, но так же может развиться эпилепсия, судороги и тики.

Как определить после 1 года?

Рассмотрим, признаки проявления ЧМТ у годовалого ребенка и в возрасте до 2 лет.

  1. Боль в голове и головокружение.
  2. Временная слепота.
  3. Шум в ушах.
  4. Временная дезориентация.
  5. Капризы, плохое настроение.

Помимо тех указанных осложнений, так же может проявиться:

  • Метеозависипость.
  • Депрессии и частая смена настроение.
  • Некоторым становится тяжело управлять своими эмоциями.
  • Потеря аппетита ведет за собой недостаток массы тела, а так же нехватку витаминов.
  • Частая утомляемость, вялость, слабость.
  • Нарушение сна.
  • Частые головные боли, головокружения.
  • Нарушения памяти и речи.
  • Нарушается моторная и двигательная функция.

Часто у детей от года наблюдается повышенное потоотделение, слабость и учащенный пульс.

Справка. При травме мозга ребенок сразу теряет ориентацию в пространстве, способность концентрироваться и зафиксировать взгляд.

ЧМТ делятся на 3 степени тяжести

Легкая

Это легкие травмы, которые не несут особой опасности. Чаще всего самочувствие улучшается через 20-30 минут.

  • потеря сознания не наблюдается, симптомы видны в первые 15-20 минут. Характерным для ЧМТ является повышение температуры тела, появление рвоты и срыгивания. По истечению этого времени малыши приходят в норму и успокаиваются.
  • У детей от года до двух лет:
    • может возникнуть кратковременная потеря сознания;
    • головная боль;
    • тошнота;
    • могут проявиться заметные повреждения (синяки, ушибы, кровь из носа и т.д).

Средняя


Тяжелая

  • У новорожденных и грудничков:
    • сильный плач;
    • потеря аппетита;
    • нарушение координации (с одной стороны);
    • бледность;
    • иногда синюшность кожных покровов;
    • возможно сбитое дыхание;
    • смещение, искривление, вдавливание родничка;
    • рвота;
    • нарушение сна.
  • У детей от года до двух лет: потеря сознания на короткий промежуток времени, пострадавший не помнит, что произошло:
    1. туманность в глазах;
    2. временная слепота;
    3. дезориентация в пространстве;
    4. сильная головная боль;
    5. повышенное потоотделение;
    6. бледность;
    7. тошнота и рвота.

    Координация и регуляция в пространстве нарушена, может появиться чувство сдавливания головы, невнятная бессмысленная речь.

Доврачебная помощь

Что же делать родителям, если ребенок получил травму головы? Конечно, самое главное это вызвать скорую помощь или самостоятельно отвезти ребенка в стационар, на немедленный осмотр специалистов. Если все-таки решили дождаться «скорой», то пострадавшему малышу следует обеспечить отдых и покой (но не сон). Необходимо успокоить ребенка, можно приложить к месту ушиба прохладное, смоченное полотенце.

Самостоятельно начинать лечить ребенка не нужно, самое главное сразу обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Признаки же сотрясения мозга у детей 2 лет помогут вам распознать травму вовремя!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Если вы хотите проконсультироваться со специалистами сайта или задать свой вопрос, то вы можете сделать это совершенно бесплатно в комментариях.

А если у вас вопрос, выходящий за рамки данной темы, воспользуйтесь кнопкой Задать вопрос выше.

Этому периоду жизни посвящена наша книга «Ваш малыш. Начало жизни». Надеемся, что с ее помощью вы досконально изучили вашего кроху и помогли ему освоиться в новом мире. Вы уже опытны и обучены. Вы знаете каждое пятнышко и каждый прыщик на теле любимого малыша. Мало тога, до его плачу вы можете определить, когда он голоден, когда у него болит животик, а когда ему просто хочется прижаться к своим родным.

С ростом малыша проблем меньше не становите появляются все новые и новые вопросы. На многие из них мы подробно ответили в книге «Развитие и воспитание», а здесь расскажем о физическом здоровье малыша, который уже повзрослел и успешно вошел в этап грудничковой жизни.

Признаки недомогания

Заболевая, одни дети начинают капризничать и плакать, оповещая весь мир о том, как им плохо; другие, наоборот, становятся вялыми и апатичными. Это зависит от многих причин - и от темперамента, и от интенсивности болевых ощущений, и от окружающей обстановки.

У заболевающего малыша часто изменяется внешний вид.

У постоянно плачущего ребенка кожа краснеет, веки отекают, голос становится сиплым и жалобным, при этом малыш сам утомляется от плача, поэтому он может затихать на время, тяжело дыша и продолжая всхлипывать.

Ребенок, переносящий заболевание молча, выглядит как бы изможденным: у него печальное или усталое выражение лица, бледная кожа, тяжелое и прерывистое дыхание, он как будто тускнеет, утрачивает жизнерадостность.

Типичным признаком почти любого заболевания является снижение аппетита. Малыш плохо сосет грудь или соску, часто прерывается, отворачивается, морщится. Ребенок постарше, которого кормят из ложечки, может отталкивать ее руками, закрываться ладошками. Все попытки его накормить заканчиваются слезами.

Не пытайтесь накормить ребенка во что бы то ни стало, отсутствие аппетита - это одна из интуитивных (бессознательных) форм борьбы с заболеванием.

При переваривании пищи серьезная нагрузка ложится на печень, которая при заболевании малыша должна «работать на два фронта»: и пищеварение обеспечивать, и синтезировать вещества, нейтрализующие токсины трусов и бактерий. Поэтому при отказе ребенка от еды, возможно, стоит не кормить его силой, а на время оставить в покое.

При заболевании у малыша, как правило, нарушается режим сна : вроде бы, кроха становится сонливым, засыпает в то время, когда по режиму ему полагалось бы бодрствовать, но сон его обычно некрепок и недолог - через некоторое время малыш просыпается, хнычет, капризничает, потом снова засыпает.

Когда малыш начинает вести себя как-то необычно, первое, что делают родители - проверяют, нет ли у него темепратуры. Сначала, как правило, трогают рукой лоб и щечки малыша. Еще более достоверную информацию можно получить, прикоснувшись к коже малыша губами-они гораздо чувствительнее рук. О повышенной температуре говорят и пересохшие губы, и странно блестящие глаза. Вспомните свое состояние при высокой температуре - все тело ломит, наваливается слабость и появляется желание прилечь: Такие же признаки можно наблюдать и у ребенка, хотя нередко малыши с высокой температурой могут вы-глядеть довольно бодрыми.

В целом груднички неплохо переносят повышенную температуру, но следите, чтобы она не превышала 38,5-39 °С. Нормальная температура не всегда говорит о легкости заболевания, и не все болезни вызывают ее повышение.

Измерить температуру малышу грудного возраста, в силу его большой двигательной активности, непросто.

Самым оптимальным способом измерения считается ректальный, т.е. в прямой кишке.

Одно из удобных положений: малыш лежит на боку с поджатыми ножками, а один из родителей, фиксируя это положение, аккуратно вводит в анальное отверстие наконечник градусника, предварительно смазанный детским кремом. Также можно измерять температуру ректально, когда малыш лежит у вас на коленях животиком вниз, свесив ноги.

Через три минуты градусник можно осторожно извлекать. И помните, что нужно использовать специальный градусник для ректального измерения температуры (они продаются в аптеках!).

Если кроха протестует против такого способа, измеряйте температуру в подмышечной впадине или в паховой складке. Для получения точных результатов ручку (или ножку) ребенка плотно прижимайте к туловищу.

Заболевание может сопровождаться ускоренной работой сердца и легких.

У малыша учащаются пульс и дыхание. Это естественная реакция организма, направленная на борьбу с инфекцией и отдачу лишнего тепла. Чаще всего эти признаки проявляются как раз при температуре и исчезают с ее нормализацией.

Многие вирусные и бактериальные инфекции вызывают нарушения пищеварения , что проявляется в виде диареи (поноса) или рвоты.

Иногда может возникать и то, и другое. Периодическая рвота во время болезни - явление довольно обычное, однако если она становится неукротимой, фонтанирующей, это служит сигналом о серьезности заболевания.

Помните, что наибольшую опасность при диарее и рвоте представляет обезвоживание и нарушение солевого баланса организма!

Одним из важных показателей заболевания у детей являются высыпания на коже.

Они могут быть различного вида и величины, вызывать зуд или не Причинять ребенку неудобств, но для вас это сигнал опасности, так как сыпь сопровождается очень многие болезни.

Кашель и затрудненное дыхание, сопровождаемые чиханием и насморком, чаще всего свидетельствуют об острой респираторной инфекции, но могут быть проявлениями и более серьезных заболеваний, особенно если кажутся не совсем обычными - например, кашель очень сильный, до рвоты, или отрывистый, «лающий».

Насморк, чихание, слезящиеся глаза характерны для респираторных инфекций, но могут быть проявлениями, например, аллергии.

При менингококкемии (заражении крови, которое, как и менингит, вызывается менингококком) от появления сыпи до потери сознания или даже смерти ребенка может пройти менее суток; при своевременно же начатом лечении выздоравливают более 90% заболевших.

Когда следует вызвать врача

Самое первое и главное, что вы можете сделать для заболевшего малыша до прихода врача - это обеспечить ему покой, теплое питье и свежий воздух. В случае необходимости можете сбить температуру (если она превышает 38,5-39 °С) обтираниями теплой водой. Все остальное находится в ведении медицинских работников!

Участкового педиатра необходимо вызывать, если у малыша наблюдаются:

  • необычное поведение - вялость и сонливость или, наоборот, излишнее возбуждение, продолжающееся длительное время (около суток);
  • нарушения сна и аппетита в течение суток;
  • периодический «беспричинный» плач, который не прекращается,
  • несмотря на все попытки успокоить малыша;
  • появление каких-либо высыпаний на теле;
  • признаки болезненности в любой из частей его тела;
  • повышенная температура тела; насморк, кашель;
  • ненормально малое количество мочи за сутки;
  • рвота или диарея несколько раз за день;
  • любые иные отклонения от нормальной жизнедеятельности ребенка, если они вызывают у вас чувство беспокойства или тревоги.

Для того чтобы помочь врачу поставить правильный диагноз, вам надлежит внимательно следить за самочувствием малыша. Можете даже все записывать: какая у ребенка была температура; в какое время вы заметили появление, например сыпи; какой и сколько раз у ребенка был стул; как он реагировал на ваши прикосновения; не было ли судорог или потери сознания и т.д. - то есть любые сведения, которые могут понадобится врачу для быстрой и точной диагностики заболевания.

Для того чтобы в экстренном случае можно было быстрее связаться с участковым педиатром, «скорой помощью», региональной службой спасения, запишите номера их телефонов! Обязательно покажите место, где они будут находиться (желательно у телефона) всем родным и близким, которые могут оставаться с малышом даже на непродолжительное время.

Вызов скорой помощи

Немедленное обращение к медикам нужно в тех случаях, если у ребенка:

  • температура не спадает, несмотря на ваши попытки ее сбить;
  • судороги, обморок, шок;
  • апатия и слабые рефлексы;
  • диарея с кровью, слизь в кале;
  • фонтанирующая рвота;
  • признаки резкой боли в животе, отказ от еды свыше 8 часов;
  • признаки обезвоживания: сухой рот, впалый родничок, синяя каемка вокруг глаз;
  • внезапно выступившая сыпь, особенно сопровождающаяся температурой или имеющая вид кровоизлияний;
  • ускоренное, шумное, затрудненное дыхание;
  • травмы, кровотечения;
  • безудержный плач, который вы никак не можете успокоить.

Когда вы вызываете скорую помощь, не рассказывайте в подробностях обо всех перипетиях заболевания, сосредоточьтесь на главных, наиболее опасных, с вашей точки зрения, симптомах. На другом конце провода находится оператор, который должен направить к вам квалифицированную помощь. Четко отвечайте на его вопросы, не забудьте сообщить точный адрес с указанием номера подъезда, этажа, кода домофона, наиболее удобного пути подъезда к дому, номера домашнего и мобильного телефонов.

В некоторых случаях (запутанные или перекопанные дворы, новостройки, ваша повышенная тревожность и т.д.) бывает разумнее встретить скорую помощь, например, на въезде во двор, указать водителю дорогу и максимально быстро привести врачей к больному малышу, чем ждать, когда они сами смогут вас найти.

Чтобы помочь врачу поставить правильный диагноз, вам надлежит внимательно следить за самочувствием малыша...

Признаки нервно-психических заболеваний могут оставаться незамеченными в течении многих лет. Почти три четверти детей с серьезными расстройствами психического характера (СДВГ, пищевыми и биполярными нарушениями), не получив помощи от специалистов, остаются наедине со своими проблемами.

Если определить нервно-психическое расстройство в юном возрасте, когда заболевание находится на начальной стадии, лечение будет более эффективным и результативным. Кроме того, появится возможность избежать многих осложнений, к примеру, полного распада личности, способности мыслить, воспринимать реальность.

Обычно проходит около десяти лет с момента появления первых, еле заметных симптомов до того дня, когда нервно-психическое расстройство проявится в полную силу. Но тогда лечение будет менее эффективным, если такую стадию нарушения вообще можно будет излечить.

Чтобы родители могли самостоятельно определить симптомы психических нарушений и вовремя помочь своему ребенку, специалисты в области психиатрии обнародовали несложный тест, состоящий из 11 вопросов. Тест поможет легко распознать настораживающие признаки, свойственные широкому кругу психических расстройств. Таким образом, возможно качественно сократить количество страдающих детей, присоединив их к числу ребят, которые уже проходят лечение.

Тест «11 признаков»

  1. Вы замечали у ребенка состояние глубокой меланхолии, замкнутости, которое длится более 2-3 недель?
  2. Проявлял ли ребенок бесконтрольное, жестокое поведение, опасное для окружающих?
  3. Наблюдались ли стремление навредить людям, участие в драках, возможно даже с применением оружия?
  4. Ребенок, подросток совершал попытки повредить свое тело или самоубийства либо высказывал намерения сделать это?
  5. Возможно, были приступы внезапного беспричинного всепоглощающего страха, паники, при этом учащалось сердцебиение и дыхание?
  6. Отказывался ли ребенок от еды? Возможно, вы находили в его вещах слабительные средства?
  7. Характерны ли ребенку хронические состояния тревожности и страха, тормозящие нормальную активность?
  8. Ребенок не может сконцентрироваться, неусидчив, характеризуется школьной неуспеваемостью?
  9. Вы замечали, что ребенок неоднократно употреблял алкогольные и наркотические вещества?
  10. Настроение ребенка часто меняется, ему трудно строить и поддерживать нормальные отношения с окружающими?
  11. Личность и поведение ребенка часто менялось, перемены были резкими и необоснованными?


Данная методика создана с целью помочь родителям определить, какое поведение для ребенка может считаться нормальным, а какое требует особого внимания и наблюдения. Если большинство симптомов регулярно проявляются в личности ребенка, родителям рекомендуется обратиться за более точной диагностикой к специалистам в области психологии и психиатрии.

Умственная отсталость

Умственная отсталость диагностируется с раннего возраста, проявляется недоразвитостью общих психических функций, где преобладают дефекты мышления. Умственно отсталые дети отличаются пониженным уровнем интеллекта – ниже 70, социально не адаптированы.

Симптомы

Симптомы умственной отсталости (олигофрении) характеризуются расстройствами эмоциональных функций, а также значительной интеллектуальной недостаточностью:

  • нарушается или отсутствует познавательная потребность;
  • замедляется, сужается восприятие;
  • возникают трудности с активным вниманием;
  • ребенок запоминает информацию медленно, непрочно;
  • бедный словарный запас: слова используются неточно, фразы неразвиты, речь характеризуется обилием штампов, аграмматизмов, заметны дефекты произношения;
  • слабо развиты нравственные, эстетические эмоции;
  • отсутствуют устойчивые мотивации;
  • ребенок зависим от внешних воздействий, не умеет контролировать простейшие инстинктивные потребности;
  • возникают трудности с прогнозированием последствий собственных поступков.

Причины

Умственная отсталость возникает из-за любых повреждений мозга во время внутриутробного развития плода, при родах либо в первый год жизни. В основном причины обусловлены:

  • генетической патологией – «хрупкой икс-хромосомой».
  • прием алкоголя, наркотиков во время беременности (эмбрионально-алкогольным синдромом);
  • инфекции (краснуха, ВИЧ и другие);
  • физическое повреждение тканей мозга во время родов;
  • заболевания ЦНС, инфекции мозга (менингит, энцефалит, интоксикация ртутью);
  • факты социально-педагогической запущенности не являются прямой причиной олигофрении, но существенно усугубляют остальные вероятные причины.

Можно ли вылечить?

– патологическое состояние, признаки которого могут обнаруживаться спустя многие годы после воздействия вероятных повреждающих факторов. Поэтому вылечить олигофрению сложно, легче попытаться предотвратить патологию.

Однако состояние ребенка можно существенно облегчить специальным обучением и воспитанием , выработать у ребенка с олигофренией простейших навыков гигиены и самообслуживания, коммуникативных и речевых навыков.

Лечение препаратами применяют только в случае возникновения осложнений, например расстройств поведения.

Задержка психического развития

При задержке психического развития (ЗПР) у ребенка личность патологически незрелая, медленно развивается психика, нарушена познавательная сфера, проявляются тенденции обратного развития. В отличии от олигофрении, где преобладают нарушения интеллектуальной сферы, ЗПР затрагивает преимущественно эмоциональную и волевую сферу.

Психический инфантилизм

Часто у детей проявляется психический инфантилизм, как одна из форм ЗПР. Нервно-психическая незрелость инфантильного ребенка выражается расстройствами эмоциональной и волевой сферы. Дети отдают предпочтение эмоциональным переживаниям, играм, в то время, как познавательный интерес снижен. Инфантильный ребенок не способен приложить волевых усилий для организации интеллектуальной деятельности в школе, плохо адаптируется к школьной дисциплине. Также выделяют другие формы ЗПР: , письма, чтения и счета.

Каков прогноз?

Прогнозируя эффективность лечения ЗПР, нужно учитывать причины возникновения нарушений. К примеру, признаки психического инфантилизма можно полностью сгладить, организовывая воспитательные и обучающие мероприятия. Если же задержка развития обусловлена серьезной органической недостаточностью ЦНС, эффективность реабилитации будет зависеть от степени повреждений мозга основным дефектом.

Чем помочь ребенку?

Комплексную реабилитацию детей с задержкой психического развития проводят сразу несколько специалистов: психиатр, педиатр и логопед. Если необходимо направление в специальное реабилитационное учреждение, ребенка осматривают врачи из медико-педагогической комиссии.

Эффективное лечение ребенка с ЗПР начинается с ежедневной домашней работы с родителями. Подкрепляется посещением специализированных логопедических и групп для детей с ЗПР в дошкольных учреждениях, где ребенку оказывают помощь и поддержку квалифицированные логопеды-дефектологи, педагоги.

  • Интересно почитать:

Если к школьному возрасту ребенка не удалось полностью избавить от симптомов задержки нервно-психического развития, можно продолжить обучение в спец-классах, где школьная программа адаптирована под потребности детей с патологиями. Ребенку будут оказывать постоянную поддержку, обеспечивая нормальное формирование личности и самооценки.

Синдром дефицита внимания

Синдромом дефицита внимания (СДВ) страдают многие дети дошкольного возраста, школьники и подростки. Дети не способны долго концентрировать внимание, чрезмерно импульсивны, гиперактивны, не внимательны.

Признаки

Диагностируют у ребенка, если наблюдается:

  • чрезмерная возбудимость;
  • неусидчивость;
  • ребенок легко отвлекается;
  • не умеет сдерживать себя и свои эмоции;
  • не способен следовать инструкциям;
  • внимание рассеянно;
  • легко перескакивает с одного дела на другое;
  • не любит спокойных игр, предпочитает опасные, подвижные дела;
  • чрезмерно болтлив, в разговоре перебивает собеседника;
  • не умеет слушать;
  • не умеет соблюдать порядок, теряет вещи.

Почему развивается СДВ?

Причины возникновения синдрома дефицита внимания связаны со многими факторами:

  • ребенок генетически предрасположен к СДВ.
  • во время родов была мозговая травма;
  • ЦНС повреждена токсинами либо бактериально-вирусной инфекцией.

Последствия

Синдром дефицита внимания трудноизлечимая патология, однако, применяя современные методики воспитания, со временем можно существенно снизить проявления гиперактивности.

Если состояние СДВ оставить без лечения, возможно в будущем у ребенка возникнут трудности с обучаемостью, самооценкой, адаптацией в социальном пространстве, семейные проблемы. У повзрослевших детей с СДВ чаще наблюдаются наркотическая и алкогольная зависимость, конфликты с законом, асоциальное поведение и разводы.

Виды лечения

Подход к лечению синдрома дефицита внимания должен быть комплексным и разносторонним, включать следующие методики:

  • витаминотерапия и антидепрессанты;
  • обучение детей самоконтролю по различным методикам;
  • «поддерживающая» обстановка в школе и дома;
  • специальная укрепляющая диета.

Аутизм

Дети, больные аутизмом находятся в состоянии постоянного «экстремального» одиночества, не способны установить эмоциональный контакт с окружающими, социально и коммуникативно не развиты.

Дети-аутисты не смотрят в глаза, их взгляд блуждает, будто в нереальном мире. Отсутствует выразительная мимика, речь не имеет интонации, они практически не используют жесты. Ребенку тяжело выразить свое эмоциональное состояние, тем более понять эмоции другого человека.

Как проявляется?

У детей с аутизмом проявляется стереотипное поведение, им сложно менять обстановку, жизненные условия, к которым привыкли. Малейшие изменения вызывают панический страх и сопротивление. Аутисты склонны совершать однообразные речевые и двигательные действия: трясут руками, подпрыгивают, повторяют слова и звуки. В любой деятельности ребенок с аутизмом предпочитает однообразие: привязывается и совершает однообразные манипуляции определенными предметами, выбирает одну и ту же игру, тему разговора, рисования.

Заметны нарушения коммуникативной функции речи. Аутистам сложно общаться с окружающими, просить родителей о помощи , однако они с удовольствием декламируют любимое стихотворение, выбирая постоянно одно и то же произведение.

  • Возможно, вас заинтересует:

У детей с аутизмом наблюдаются , они постоянно повторяют услышанные слова и фразы. Неправильно применяют местоимения , могут называть себя «он» или «мы». Аутисты никогда не задают вопросов, и практически не реагируют, когда окружающие обращаются к ним , то есть полностью избегают общения.

Причины развития

Учеными было выдвинуто множество гипотез о причинах развития аутизма, выявлено около 30 факторов, способных провоцировать развитие заболевания, однако ни один из них не является самостоятельной причиной возникновения аутизма у детей.

Известно, что развитие аутизма связано с формированием особой врожденной патологии, которая основывается на недостаточности ЦНС . Такая патология формируется из-за генетической предрасположенности, хромосомных аномалий, органических нарушений нервной системы при патологической беременности или родов, на фоне ранней шизофрении.

  • Это интересно:

Лечение

Вылечить аутизм очень сложно, потребуются огромные усилия со стороны родителей, в первую очередь, а также командная работа многих специалистов: психолога, логопеда, педиатра, психиатра и дефектолога.

Перед специалистами стоит множество проблем, решать которые нужно постепенно и комплексно:

  • скорректировать речь и обучить ребенка общаться с окружающими;
  • развивать моторику с помощью специальных упражнений;
  • используя современные обучающие методики, преодолеть интеллектуальное недоразвитие;
  • решить проблемы внутри семьи, чтобы убрать все препятствия для полноценного развития ребенка;
  • применяя специальные препараты, скорректировать расстройства поведения, личности и другие психопатологические симптомы.

Шизофрения

При шизофрении происходят изменения личности, которые выражаются эмоциональным оскудением, снижением энергетического потенциала, утратой единства психических функций, прогрессированием интровертированности.

Клинические признаки

У дошкольников и школьников наблюдаются следующие признаки шизофрении:

  • грудные дети не реагируют на мокрые пеленки и чувство голода, редко плачут, спят беспокойно, часто просыпаются.
  • в осознанном возрасте главным проявлением становится необоснованный страх, сменяющийся абсолютным бесстрашием, настроение часто меняется.
  • появляются состояния двигательного угнетения и возбуждения: ребенок подолгу застывает в нелепой позе, практически обездвиженный, а временами внезапно начинают бегать взад-вперед, скакать, вопить.
  • наблюдаются элементы «патологической игры», которая отличается монотонностью, однообразностью и стереотипным поведением.

Школьники, больные шизофренией, ведут себя следующим образом:

  • страдают речевыми расстройствами, употребляя неологизмы и стереотипные фразы, иногда проявляется аграмматизм и ;
  • даже голос ребенка меняется, становится «поющим», «скандирующим», «шепотным»;
  • мышление непоследовательное, нелогичное, ребенок склонен мудрствовать, философствовать на возвышенные темы о вселенной, смысле жизни, конце света;
  • страдает зрительными, тактильными, изредка слуховыми галлюцинациями эпизодического характера;
  • появляются соматические расстройства желудка: отсутствие аппетита, понос, рвота, недержание кала и мочи.


у подростков проявляется такими симптомами:

  • на физическом уровне проявляется головная боль, быстрая утомляемость, рассеянность;
  • деперсонализация и дереализация – ребенок ощущает, что изменяется, боится себя, ходит как тень, снижается школьная успеваемость;
  • случаются бредовые идеи, частая фантазия «чужие родители», когда больной считает, что его родители не являются ему родными, ребенку кажется, что к нему окружающие враждебны, агрессивны, пренебрежительны;
  • наблюдаются признаки обонятельных и слуховых галлюцинаций, навязчивых страхов и сомнений, которые заставляют ребенка делать нелогичные действия;
  • проявляются аффективные расстройства – страх смерти, сумасшествия, бессонница, галлюцинации и болезненные ощущения в разных органах тела;
  • особенно мучают зрительные галлюцинации, ребенок видит страшные нереальные картины, вселяющие в больного страх, патологически воспринимает действительность, страдает маниакальными состояниями.

Лечение препаратами

Для лечения шизофрении применяют нейролептики: галоперидол, хлоразин, стелазин и прочие. Младшим детям рекомендуют нейролептики более слабого действия. При вялотекущей шизофрении к основной терапии добавляют лечение успокоительными: индопан, ниамид и др.

В период ремиссии нужно нормализовать домашнюю обстановку, применять воспитательную и образовательную терапию, психотерапию, лечение трудом. Также проводится поддерживающее лечение прописанными нейролептическими препаратами.

  • Советуем почитать:

Инвалидность

Больные шизофрении могут полностью потерять трудоспособность, другие же сохраняют возможность трудиться и даже творчески расти.

  • Инвалидность дается при непрерывно текущей шизофрении , если у больного обнаружилась злокачественная и параноидная форма заболевания. Обычно больных относят ко II группе инвалидности, а если больной утратил способность самостоятельно обслуживать себя, то к I группе.
  • При реккурентной шизофрении , особенно в период острых приступов больные полностью не трудоспособны, поэтому им присваивается II группа инвалидности. В период ремиссии возможен перевод на III группу.

Эпилепсия

Причины эпилепсии связаны преимущественно с генетической предрасположенностью и экзогенными факторами: повреждениями ЦНС, бактериальными и вирусными инфекциями, осложнениями после вакцинации.

Симптомы приступа

Перед приступом ребенок испытывает особое состояние – ауру, которое длится 1-3 минуты, однако находится в сознании. Состояние характеризуется сменой двигательного беспокойства и замирания, чрезмерным потоотделением, гиперемией лицевых мышц. Малыши трут руками глаза, старшие дети говорят о вкусовых, слуховых, зрительных или обонятельных галлюцинациях.

После фазы ауры наступает потеря сознания и приступ судорожных мышечных сокращений. Во время припадка преобладает тоническая фаза, цвет лица становится бледным, потом багрово-синюшным. Ребенок хрипит, на губах появляется пена, возможно с кровью. Реакция зрачков на свет негативная. Бывают случаи непроизвольного мочеиспускания и дефекации. Эпилептический припадок заканчивается фазой сна. Проснувшись, ребенок ощущает себя разбитым, угнетенным, болит голова.

Неотложная помощь

Очень опасны для детей, есть угроза жизни и психическому здоровью, поэтому при припадках крайне необходима неотложная помощь.

В качестве неотложной помощи применяют меры ранней терапии, наркоз, введение мышечных релаксантов. Предварительно с ребенка нужно снять все сдавливающие вещи: ремень, расстегнуть воротник, чтобы не было препятствий поступлению свежего воздуха. Меж зубов вставить мягкий барьер, чтобы в припадке ребенок не прикусил язык.

Препараты

Потребуется с раствором хлоралгидрата 2%, а также внутримышечный укол сульфата магния 25% , либо диазепама 0,5%. Если приступ не прекратился через 5-6 минут, нужно ввести половинную дозу противосудорожного препарата.


При длительной эпилептическом припадке назначается дегидратация раствором эуфиллина 2,4%, фуромесида, концентрированной плазмой . В крайнем случае применяют ингаляционный наркоз (азот с кислородом 2 к 1) и экстренные меры по восстановлению дыхания: интубация, трахеостомия. Далее следует экстренная госпитализация в реанимационное отделение или неврологический стационар.

Неврозы

Проявляются в виде психической дискоординации, эмоциональной неуравновешенности, нарушениях сна, симптомов неврологических заболеваний.

Как формируются

Причины формирования неврозов у детей носят психогенный характер. Возможно у ребенка была психическая травма или его длительное время преследовали неудачи, которые спровоцировали состояние сильного психического напряжения.

На развитие неврозов влияют как психические, так и физиологические факторы:

  • Длительное психическое напряжение может выразиться в нарушениях функций внутренних органов и спровоцировать язвенную болезнь, которые в свою очередь только усугубляют психическое состояние ребенка.
  • Также возникают расстройства вегетативной системы: нарушается артериальное давление, появляются боли в сердце, учащенное сердцебиение, расстройства сна, болит голова, дрожат пальцы, в теле усталость и дискомфорт. Такое состояние быстро фиксируется и ребенку трудно избавиться от чувства тревоги.
  • На формирование неврозов существенно влияет уровень стрессоустойчивости ребенка. Эмоционально неуравновешенные дети долго переживают мелкие ссоры с друзьями и близкими, поэтому у таких детей неврозы формируются чаще.
  • Известно, что неврозы у детей возникают чаще в периоды, которые можно назвать «экстремальными» для детской психики. Так большая часть неврозов приходятся на возраст 3-5 лет, когда у ребенка формируется «Я», а также на период полового созревания – 12-15 лет.

Среди наиболее распространенных невротических расстройств у детей выделяют: неврастению, истерический артроз, невроз навязчивых состояний.

Расстройства пищевого поведения

Расстройствами пищевого поведения страдают преимущественно подростки, самооценка которых сильно занижена из-за негативных мыслей о собственном весе и внешнем виде. Как следствие, вырабатывается патологическое отношение к питанию, формируются привычки противоречащие нормальному функционированию организма.

Считалось, что анорексия и булимия больше характерны девочкам, но на практике оказывается, что мальчики с не меньшей частотой страдают расстройствами пищевого поведения.

Данный тип нервно-психических расстройств распространяется очень динамично, постепенно принимая угрожающий характер. Более того, многие подростки успешно скрывают от родителей свою проблему многие месяцы, и даже годы.

Анорексия

Детей, страдающих анорексией, терзает постоянное чувство стыда и страха, иллюзии по поводу избыточного веса и искаженное мнение о собственное теле, размере и формах. Стремление похудеть подчас доходит до абсурда, ребенок доводит себя до состояния .

Одни подростки применяют жесточайшие диеты, многодневные голодания, ограничивая количество потребляемых калорий до смертельно низкого предела. Другие, стремясь сбросить «лишние» килограммы, терпят чрезмерные физические нагрузки, доводя свой организм до опасного уровня переутомления.

Булимия

Подростки с характеризуются периодическими резкими перепадами веса , потому как сочетают периоды обжорства с периодами голодания и очищения. Испытывая постоянную потребность есть все, что попало им в руки, и одновременно дискомфорт и чувство стыда из-за заметно округлившейся фигуры, дети с булимией часто применяют слабительные и рвотные препараты, чтобы очиститься и компенсировать количество съеденных калорий.
По сути анорексия и булимия проявляется практически одинаково, при анорексии ребенок также может использовать методы искусственного очищения пищи, которую только что съел, путем искусственной рвоты и употребления слабительных препаратов. Однако чрезвычайно худые, а булимики часто имеют абсолютно нормальный, либо слегка завышенный вес.

Расстройства пищевого поведения очень опасны для жизни и здоровья ребенка. Такие нервно-психические заболевания трудно держать под контролем и очень сложно преодолеть самостоятельно. Поэтому в любом случае потребуется профессиональная помощь психолога или психиатра.

Профилактика

В целях профилактики детям, которые входят в группу риска, нужно регулярное наблюдение у детского психиатра. Родителям не стоит бояться слова «психиатрия». Не стоит закрывать глаза на отклонения в развитии личности детей, особенности поведения, убеждать себя, что вам эти особенности «только кажутся». Если вас что-либо беспокоит в поведении ребенка, вы заметили симптомы нервно-психических расстройств, не стесняйтесь спросить об этом у специалиста.


Консультация у детского психиатра не обязывает родителей тут же направлять ребенка на лечение в соответствующие учреждения. Однако, часто возникают случаи, когда плановый осмотр психолога или психиатра помогает предотвратить серьезные нервно-психические патологии в более взрослом возрасте, обеспечивая детям возможность остаться полноценными и жить здоровой и счастливой жизнью.

Как отмечалось, в детском возрасте характерно распространение болезни, которое выражено в охвате заболеванием нескольких органов организма. Поэтому различные заболевания имеют много схожего.

1) Один из первых признаков заболевания – изменение поведение малыша. Можно заметить, как он быстро утомляется – приляжет днем, не хочет гулять, возможно, напротив, становится беспокойным, капризничает. В подобных случаях у крохи обычно, как правило, снижается аппетит, успеваемость. В случае, если заболевание не сопровождается болевыми ощущениями и усталостью, ребенок сам обычно последним обнаруживает болезнь. На вопросы доктора о жалобах малыш обычно отвечает «нет». У маленьких детей способности к самоанализу нет, поэтому они не могут локализовать неприятные ощущения. Если боли в горле, малыш может сказать, что болит рот, голова и т.п. У грудничков и детей младшего возраста нехорошее самочувствие, усталость, боли и другие признаки болезни выражены в беспокойстве, капризности, снижении аппетита.

Дети редко симулируют заболевание. Но бывают курьезы. Например, если в семье есть бабушка, у нее болит сердце, однажды ребенок может с радостным видом может заявить о болезни сердца. Малыш может правдоподобно скопировать хромоту, если это вызывает интерес. Случается, что ребенок жалуется на плохое состояние для того, чтобы привлечь внимание. «Плохое состояние» отмечается порой у школьников, которые не хотят посещать школу.

В переходном возрасте начинает появляться способность к самоощущению, тогда дети обычно могут точно определять свои жалобы.

Если у родителей хороший контакт с ребенком, то они сразу заметят неладное. Необходимо вспомнить из-за чего возникли изменения и когда они усиливаются.

2) Боли. При жалобах ребенка на боль, нужно постараться выяснить ее локализацию, причину ее возникновения, характер боли, ее продолжительность.

Ребенок легко внушаем. На вопрос: больно? – он обычно отвечает утвердительно, даже если боли не испытывает. Аналогичный ответ можно услышать, спросив «Уже прошло?».

Самый частый вид болевых ощущений – боли в животике. Их причинами могут быть не только заболевания пищеварительного тракта, глисты. Зачастую боль сопровождается острым аппендицитом, но иногда она возникает при ОРЗ, воспалении легких, нефрите, цистите.

Боли в животе отмечаются у нервных детей

Утренние боли характерны для детей, которые страдают «школьным» неврозом.

Боли в животике возникают у детей, которые страдают запором. Наблюдаются они при нарушении режима питания. Боли в животе возникают и при аллергии на продукты. У грудничков основная причина болей – газы и расстройство пищеварения.

При болях в животике необходимо выяснить, связаны они с приемом пищи, сопутствует им тошнота, понос или запор. О наблюдениях сообщить врачу.

Если внезапно возникли резкие боли в области пупка, которые затем переместились вправо вниз животика, надо сразу обратиться к доктору для выяснения, нет ли аппендицита.

Головная боль у ребенка

Дети редко жалуются на головные боли. Поэтому головная боль может считаться одним из надежных признаков болезни. Обычно головная боль возникает в начале острых заболеваний, практически всегда сочетаясь с повышением температуры. Боль во время гайморита тупая, локализуется в области лба.

У детей школьного возраста могут появляться мигренеподобные головные боли. Зачастую это бывает наследственным.

Но причины головных болей не всегда могут означать болезнь. Например, головные боли встречаются у детей с нарушенным режимом дня – недосыпании, хронической усталости.

В школьном возрасте появляются жалобы на боль в области сердца. Возможные причины – неоперированные пороки сердца, миокардит, ревматизм, повышенная физическая нагрузка.

Боли в суставах у ребенка

Боли в суставах также беспокоят детей. Обычно они связаны с ревматизмом, острыми заболеваниями, туберкулезом, болезнями крови, кожи.

Болит горло у ребенка

У детей распространены жалобы на боль в горле. Как правило, они связаны с ОРЗ.

    Повышение температуры. Основная причина температуры – заражение организма инфекцией. Температуру бояться не надо. Она представляет собой защитную реакцию организма. Например, при 38° замедляется размножение вирусов.