Причины затрудняющие. Причины затрудненного мочеиспускания у мужчин. Одышка у ребенка: наиболее распространенные причины

В зимнее время при низких температурах окружающего воздуха затрудняется пуск двигателя. У всех двигателей повышается вязкость масла, что требует больших усилий для прокручивания коленчатого вала стартером и ведет к быстрой разрядке аккумуляторных батарей. У дизельных двигателей ухудшается прокачиваемость топлива по трубопроводам и через фильтры из-за замерзания топлива; вследствие больших потерь теплоты в конце такта сжатия затрудняется самовоспламенение топлива.

Проверить, и при необходимости, закрепить рулевую сошку на валу.

Рулевая сошк а надета на шлицы вала и закрепляется гайкой. Установите сошку на вал, совместив метки, нанесенные на торце вала и на сошке, установите стопорную шайбу, заверните гайку и затяните ее с моментом 52-55 кг/см.

Билет 2

Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма.

Кривошипно-шатунный механизм преобразует пря­молинейное движение поршней во вращательное движение колен­чатого вала.

Детали, составляющие кривошипно-шатунный механизм, услов­но можно разделить на две группы: подвижные и неподвижные. К подвижным деталям относятся поршень, шатун и коленчатый вал с маховиком; к неподвижным - блок-картер, цилиндр, головка ци­линдра, поддон и картер махо­вика. При заведенном двигателе поршень под действием давления газов совершает поступательное движение в сторону коленчатого вала и через шатун поступательное движение поршня преобразуется во вращательное движение коленчатого вала.

Назначение инструмента водителя и правила пользования им.

В комплект инструмента водителя входят: Домкрат гидравлический, щупы, ключи накидные, отвертки, ключи, ключи торцовые, молоток, ключи накидные, бородок, лопатка-вороток, зубило, ключ разводной, сумка инструментальная большая в сборе, плоскогубцы, ключ ступичный, ключ торцовый гаек колес, аптечка медицинская в сборе, шланг для прокачки гидросистемы, шприц, насадка к шприцу.

Обслуживание и ремонт автомобилей должны производиться исправным и соответствующим своему назначению инструментом и приспособлениями. Не разрешается применять сильно изношенные или распиленные гаечные ключи и др. инструменты с неисправной или неправильно заправленной частью, со сломанными или неплотно насаженными ручками. Для увеличения плеча гаечных ключей нельзя использовать какие-либо рычаги (трубы, ключи и т.п.). Запрещается отвертывать и завертывать гайки и болты при помощи зубила и молотка или ударами молотка по ключу. Перед пользованием электрическим инструментом (гайковерты, дрели и др.) необходимо проверить надежность заземления его корпуса.



Контрольный осмотр автомобиля перед выездом из парка.

Контрольный осмотр проводится водителем с целью проверки и подготовки машины перед выездом из парка. Водитель обязан проверить:

Внешний вид автомобиля, состояние и крепление левого переднего колеса, рулевых тяг, сошки;

Состояние передней подвески, нет ли подтекания масел и специальных жидкостей;

Автомобиль спереди;

Состояние двигателя, уровень масла в системе смазки и уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения;

Состояние и крепление правого переднего колеса;

Состояние и крепление правой двери кабины, зеркала заднего вида, запасного колеса;

Состояние и крепление правых задних колес;

Автомобиль сзади;

Состояние и крепление левых задних колес;

Состояние и крепление топливных баков и трубопроводов;

Состояние и крепление левой двери кабины, зеркала заднего вида;

Свободный ход педалей сцепления и тормоза;

Работу двигателя, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителя, омывателя стекол, показания контрольно – измерительных приборов, заправку горючим;

Угол свободного поворота рулевого колеса и действие стояночного тормоза;

Наличие, исправность и укладку запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП);

Автомобиль в движении. О выполнении работ и готовности автомобиля доложить мастеру.

Билет 3

1.Рабочий цикл четырехтактного двигателя проте­кает следующим образом.

Впуск . Поршень перемещается вниз. Впускной кла­пан открыт. Вследствие разрежения через впуск­ной канал в цилиндры дизеля поступает чистый воздух.

Сжатие . Поршень движется вверх. Впускной и выпускной кла­паны закрыты. Объем над поршнем уменьшается, Во время такта «сжатие» воздух нагревается до 600 "С. В конце этого такта в цилиндр впрыскивается определенная порция топлива, которое самовоспламеняется.



Рабочий ход (расширение). Оба клапана закрыты. В конце такта сжатия рабо­чая смесь самовоспламеняется. Поршень под действием дав­ления расширяющихся газов пе­ремещается вниз.

Выпуск. Поршень движется вверх. Открыт выпускной клапан. Отработавшие газы выходят через выпускной канал наружу.

Причины нагрева двигателя.

Причины нагрева двигателя: недостаточное количество жидкости в системе, закрытые жалюзи, неисправность термостата, загрязнение радиатора, слабое натяжение ремней привода насоса или вентилятора, загрязнение рубашки охлаждения или образование в ней накипи, попадания масла в систему охлаждения.

3. Удалить воздух из гидроусилителя. Для этого необходимо: Вывесить передний мост так, чтобы колеса не касались земли. При помощи домкрата подложите козелки под балку с двух сторон. Но ни в коем случае не начинайте прокачку со стоящими на земле колесами. Снимите крышку заливной горловины бачка насоса. Снимите резиновый колпачок с перепускного клапана рулевого механизма и наденьте на сферическую головку клапана прозрачный эластичный шланг, открытый конец которого опустите в стеклянный сосуд вместимостью не менее 0,5 литра. Сосуд должен быть заполнен маслом до половины его объема. Отверните на пол оборота перепускной клапан рулевого механизма. Поверните рулевое колесо ВЛЕВО до упора. Заливайте масло в бачок насоса до тех пор, пока его уровень не перестанет понижаться. Пустите двигатель и при работе с минимальной частотой вращения коленвала доливайте масло в бачек насоса, не допуская снижения уровня, до тех пор, пока не прекратиться выделение пузырьков воздуха из шланга, надетого на перепускной клапан. Заверните перепускной клапан. Поворачивайте рулевое колесо ВПРАВО до упора и обратно в ЛЕВОЕ положение. Удерживая рулевое колесо в левом положении, отверните на пол оборота перепускной клапан и снова проследите за выделением пузырьков воздуха. После прекращения выделения пузырьков заверните перепускной клапан. Повторите предыдущую операцию не менее двух раз. В результате из перепускного клапана должно выходить чистое (без примеси воздуха) масло. Если выделение пузырьков воздуха продолжается, повторите операцию еще 1-2 раза, при этом следите за уровнем масла в бачке насоса, поддерживая его между метками на указателе уровня. Остановите двигатель. Снимите шланг со сферической головки перепускного клапана и наденьте на неё защитный колпачок. Еще раз проверьте уровень масла в бачке насоса и, если нужно, долейте масло. Установите крышку заливной горловины бачка насоса.

Билет 4

1. Назначение, устройство и работа газораспределительного механизма (ГРМ).

Газораспределительный механизм служит для своевременной подачи в цилиндры воздуха (в дизелях) или горючей смеси (в карбюраторных двигателях) и для выпуска из цилиндров отработавших газов. Для этого клапаны в определенные момент открывают и закрывают впускные и выпускные каналы головки цилиндров.

Механизм газораспределения состоит из впускных и выпускных клапанов с пружинами, передаточных деталей от распределительного вала к клапанам (штанга, толкатель, коромысло, пружина), распределительного вала и ше­стерни. Он работает следующим образом. Коленчатый вал с помо­щью шестерен вращает распределительный вал, каждый кула­чек которого, набегая на толкатель, поднимает его вместе со штангой. Затем штанга поднимает один конец коромысла, а другой движется вниз и давит на клапан, опуская его и сжимая пружиныклапана. Когда ку­лачек распределительного вала сходит с толкателя, штанга и толкатель опускаются, а клапан, садясь в седло, под действием пружин, плотно закрывает отверстие канала.

Для начинающих обучаться умственно отсталых детей письмо слов по слуху представляет чрезвычайно много затруднений. Это ярко отражается в письменных работах школьников. Тетради учеников I–III классов обычно пестрят разнообразными ошибками, искажающими структуру слов. Большое количество ошибок обусловлено тем, что каждый из процессов, необходимых для написания слова, осуществляется детьми крайне несовершенно.

Характерная для умственно отсталых учеников недостаточность фонематического анализа затрудняет им процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Анализируя слова, дети не выделяют из них некоторых звуков в силу тех или иных объективных причин, воспринимаемых менее четко. Чаще всего гласные звуки оказываются не отделенными от согласных. В результате ученики пропускают их, пишут «стл» вместо стол, «учсь» вместо учусь и т. п.

В ряде случаев школьники смешивают акустически сходные звуки. В написанных словах появляются характерные ошибки. Дети пишут «Педя» вместо Петя, «Пар-пос» вместо Барбос и т. д.

Школьникам, имеющим недостатки произношения, особенно трудно производить звуковой анализ и синтез слов, и такого рода ошибки наиболее часто встречаются в их работах. Однако ошибки, искажающие состав слов, можно в большом "количестве обнаружить и в тетрадях умственно отсталых детей, говорящих фонетически правильно, но ранее имевших дефекты произношения, которые были исправлены в процессе логопедических занятий.

Письменная речь – новая, сложная для маленького школьника деятельность. Для ее осуществления требуется гораздо более тонкий и точный фонематический анализ, чем для произнесения слов. Тот уровень анализа, который уже выполняется ребенком и обеспечивает правильность устной речи, еще недостаточен и не может обеспечить правильности письма.

Еще одна трудность фонематического анализа проявляется в том, что, справившись с выделением звуков и их распознанием, школьник не может установить порядка, в котором звуки следуют друг за другом в данном слове. Это приводит к перестановке букв, т. е. нарушению строения слова. Так, дети пишут «кокша» вместо кошка, «матр» вместо март и т. п.

В ряде случаев в работах учащихся можно обнаружить ошибки, свидетельствующие о трудностях слого-ного анализа и синтеза слов. Они находят свое отражение в пропусках и перестановках слогов. Ученики пишут «колзники» вместо колхозники, «сушли» вместо сушили и т. п.

Особенно часто ошибки, представляющие собой пропуски и перестановки букв и слогов, встречаются в тетрадях детей, у которых умственная отсталость сочетается с общим расстройством поведения и отношения к предлагаемому заданию. Для таких учеников фонематический и слоговой анализ и синтез слов чрезвычайно сложны, так как осуществление этих процессов требует сосредоточенности, внимания и определенного умственного напряжения.

На первоначальных этапах обучения письму для умственно отсталых школьников очень характерны трудности соотнесения звуков с соответствующими буквами. Они ярко проявляются в ошибках учащихся, допускаемых, например, при написании мягких сочетаний типа ля, ся и т. п. Даже свои имена школьники нередко пишут, искажая их буквенную структуру,– «Васа», «На-да», «Кола» и т. п.

Подобные ошибки встречаются довольно часто, но, в общем, несколько реже, чем ошибки, обусловленные несовершенством фонематического анализа.

Особо отметим трудности, которые возникают у умственно отсталых детей при усвоении образа букв. По своим начертаниям буквы русского алфавита (печатного и курсивного) в значительной степени сходны между собой. Все они состоят из ограниченного числа компонентов– прямых линий, овалов (полных и неполных), закруглений и точек. Одни и те же компоненты повторяются многократно, вступая в различные сочетания друг с другом. Алфавит может быть разбит на группы сходных букв. Одни буквы состоят из одинаковых или похожих, но различно расположенных элементов (например,пин), другие – из различного количества однородных элементов (например, а и ш, п и т), третьи отличаются друг от друга только одним элементом (например, и и ц ш и щ). Сходство графических изображений букв создает известное препятствие для запоминания их образов.

Известно, что умственно отсталые дети воспринимают рассматриваемые объекты недостаточно дифференцированно: не выделяют в должной мере частей и частиц, не отмечают соотношений между ними и их расположения. Поэтому в начале обучения образ изучаемой буквы лишен у них необходимой четкости.

Кроме того, представления школьников, особенно если это представления сходных объектов, легко и быстро изменяются. Изменения идут в направлении упрощения образов и их уподобления.Это приводит к смешению букв по их оптическому сходству, особенно при воспроизведении.

Труднее других усваиваются учениками такие буквы, которые отличаются друг от друга только одним элементом. Например, и и ш, р и г и т. п. Часто при письме оказываются забытыми подстрочные элементы у ц и щ. Много ошибок возникает при написании д и б. Учащихся сильно затрудняет двойное написание буквы д (q и д) Смешение образов букв переносится школьниками со строчных букв на заглавные. Допущенные несколько раз ошибки прочно закрепляются в их памяти. В тетрадях у них появляются многочисленные, иногда противоречивые исправления, показывающие, что оптические образы букв еще недостаточно точно соотносятся учениками с соответствующими фонемами. Добавим, что умственно отсталые школьники не сразу понимают, что изменение или упрощение одного из элементов любой буквы меняет и букву, и все слово. В ряде случаев они воспроизводят общий образ требуемой буквы, не заботясь о том, чтобы точно передать ее строение.



В младших классах иногда встречаются ученики со значительными нарушениями оптического восприятия и пространственной ориентировки. Таких детей затрудняет и процесс начертания букв, и особенно соблюдение правил написания их по клеточкам и в строку. Буквы и слова они пишут почти по диагонали от верхнего левого угла листа к нижнему правому. Наклон букв и нажим совершенно не соблюдаются…

У некоторых учащихся наблюдаются случаи зеркального письма отдельных букв. Зеркальность письма преодолевается медленно. Механически выполняемые детьми упражнения, даже если они повторяются в течение длительного срока, не дают желаемых результатов. Реальную помощь школьникам могут оказать лишь такие упражнения, которые основываются «а мыслительной деятельности учащихся и включают в себя детальный анализ правильного начертания каждой буквы, их сравнение, установление сходства и различия с другими буквами и т. п.

Многие из учащихся вспомогательной школы с большим трудом овладевают техникой письма. Психологическое исследование Е. В. Гурьянова (1959), посвященное формированию графических навыков письма, показывает, что и для нормально развивающихся детей усвоение этих навыков представляет значительную сложность. В начальный период обучения письму они каждую букву расчленяют на ряд элементов, каждый из которых выписывается ребенком обособленно от других, как самостоятельная графическая единица, затем их сочетают в буквы. Для успешного осуществления такой деятельности ребенок должен научиться осуществлять анализ графических форм и их соединений в словах и буквах, а также точно координировать свои движения.

У умственно отсталых учеников сравнительно часто имеют место нарушения моторной сферы. Причина трудностей, возникающих при овладении техникой письма, часто кроется в расстройствах или недостатках координации соответствующих движений мелких мышц, в недоразвитии мышц пальцев, в неустойчивости всей кисти руки и т. п. Нарушения моторики особенно резко обнаруживаются у учащихся вспомогательной школы, страдающих параличами.

Но и в тех случаях, когда у детей нет особо резких двигательных нарушений, они пишут буквы с большим напряжением. На уроках в I классе часто можно наблюдать, что у учеников приходят в движение не только пальцы рук, но и плечи, голова, а у некоторых и язык. Соответственно быстро наступает и утомление. Темп работы замедляется. В начертаниях букв появляются ошибки.

При написании букв особые трудности возникают у учащихся с нарушением поведения и деятельности. Расторможенные и импульсивные, эти дети не стремятся приобрести необходимые умения и навыки. Они выполняют задание крайне небрежно. Написанные ими элементы букв и буквы выглядят некрасиво, часто не соответствуют образцу, выходят за пределы строки, между буквами не соблюдаются расстояния.

Школьники долго не сознают, откуда надо начинать писать букву или ее элемент, в каком направлении ее вести и до какого предела. Они не учитывают размеров и пропорций, не пользуются разлиновкой тетради.

В работах детей с нарушениями поведения длительное время сохраняются искажения образа букв. Это в значительной степени объясняется тем, что ученики безразлично относятся к предлагаемому заданию, не умеют концентрировать на нем своего внимания. Анализ букв производится ими крайне недифференцированно. Такие дети более продолжительный срок и гораздо чаще, чем их одноклассники, при написании букв или «теряют» отдельные элементы, или приписывают лишние. В одних случаях ш превращается у них в и, п – в-г, в других они изображают и как ш, ч как п или р и т. п.

При обучении детей с нарушением поведения важно в первую очередь организовать их поведение и деятельность. Включая в занятия элементы игры, учитель должен постоянно руководить ими и контролировать выполнение своих указаний. Ученикам нужно дать ясные и четкие ориентиры, которые могли бы направлять их деятельность (например, точечную сетку, определяющую контур письменного знака).

Конечно, эта работа должна сочетаться с последовательно проводимыми упражнениями, направленными на развитие у учащихся соответствующих движений.

В условиях специального обучения основная масса умственно отсталых детей успешно преодолевает возникающие трудности и овладевает начертанием букв. Однако как только темп работы становится для ребенка непосильно быстрым, так достигнутые успехи исчезают, недостаточно прочные навыки распадаются, в написании букв появляются ошибки.

Характерная для умственно отсталых детей инертность нервных процессов находит свое отражение в любой деятельности учащихся. Отчетливо обнаруживается она и в письме. Некоторые ошибки, искажающие буквенный состав слов, возникают на основе персеверации зрительных образов. Наблюдая за работой школьников на уроке письма, можно заметить, как иногда написание нужной буквы заменяется или той, которую ребенок писал раньше, или той, которая случайно попала в поле его зрения. Так, например, написав букву у, ученик несколько раз начинает писать ее вместо нужной в слове буквы ш.

Необходимо отметить, что умственно отсталым учащимся бывает очень трудно понять сущность процесса письма. Дети долго не осознают соотношения букв и слова. Они не представляют себе, что буквы нужны для составления слов, что написанное может быть прочитано любым грамотным человеком.

На уроках в I классе можно наблюдать, как, получив задание списать слово с доски, ребенок старательно выводит в своей тетради бессмысленный набор букв и не удовлетворяется работой лишь в тех случаях, когда ставит кляксы или делает помарки. Такая деятельность школьника, конечно, не может быть названа письмом в подлинном смысле этого слова. Правильнее сказать, что ученик более или менее точно срисовывает написанное, так как потом ни он, ни никто другой ничего не могут прочитать.

Одышка или диспноэ – это одна из самых частых жалоб, которые предъявляют пациенты. Данное субъективное ощущение часто является одним из симптомов серьезного заболевания органов дыхания или сердечно-сосудистой системы. Оно возникает также при ожирении и анемии. Появляющееся чувство нехватки кислорода может стать поводом для срочного обращения за помощью к врачу. В ряде случаев больной с одышкой нуждается в срочной госпитализации и проведении неотложных мер по поддержанию жизненных функций.

Оглавление:

Классификация одышки

Диспноэ бывает острым, подострым и хроническим. При одышке человек чувствует стеснение в груди. Объективно у него возрастает глубина вдоха, а частота дыхательных движений (ЧДД) увеличивается до 18 и более в минуту.

В норме человек никогда не обращает внимания на то, как он дышит. На фоне более или менее значительной физической нагрузки ЧДД и глубина вдохов обычно увеличиваются, поскольку возрастает потребность организма в кислороде, но это не связано с дискомфортом. В данном случае речь идет о физиологической одышке. После прекращения нагрузки дыхание здорового человека нормализуется за несколько минут. Если же ощущение нехватки воздуха возникает при выполнении обычных действий или в состоянии покоя, то это уже не является нормой. В таких случаях принято говорить о патологическом диспноэ, свидетельствующем о наличии у пациента определенного заболевания.

Существует три вида одышки:

  • инспираторная;
  • экспираторная;
  • смешанная.

Инспираторная разновидность характеризуется затрудненным вдохом. Она развивается на фоне сужения просвета органов дыхательной системы – трахеи и бронхов. Такая одышка выявляется при некоторых хронических заболеваниях (астма), а также при остром воспалении плевры и травмах, приводящих к сдавлению бронхов.

При экспираторном диспноэ больному наоборот трудно выдохнуть. Причиной проблемы является сужение просвета мелких бронхов. Одышка данного типа характерна для эмфиземы и хронической обструктивной болезни легких.

К числу наиболее часто встречающихся в клинической практике причин развития одышки смешанного типа относятся запущенные патологии легких, а также сердечная недостаточность.

На основании жалоб пациента определяется степень одышки по шкале MRC.

Принято различать 5 степеней:

  • 0 степень – диспноэ развивается только при значительной физической нагрузке, т.е. о патологической одышке речь не идет;
  • 1 степень – легкая одышка. Нарушение дыхания имеет место при подъеме вверх или ходьбе в быстром темпе;
  • 2 – средняя степень. Одышка возникает при обычной ходьбе, и пациенту приходится делать остановки, чтобы дыхание пришло в норму;
  • 3 степень одышки – тяжелое диспноэ. Человек при ходьбе вынужден делать остановки каждые 2-3 минуты;
  • 4 степень – очень тяжелое диспноэ. Дыхание затрудняется на фоне минимальной нагрузки и даже в состоянии покоя.

Можно выделить 4 основные причины развития диспноэ:

  • сердечная недостаточность;
  • дыхательная недостаточность;
  • метаболические нарушения;
  • синдром гипервентиляции.

Обратите внимание: дыхательная недостаточность может быть обусловлена проблемами со стороны легочных сосудов, диффузными поражениями легочной ткани, уменьшением проходимости бронхов, а также патологиями дыхательной мускулатуры.

Синдром гипервентиляции проявляется при некоторых разновидностях и на фоне нейроциркуляторной дистонии.

Причиной одышки при сердечных заболеваниях, как правило, является повышение давления в сосудах, питающих миокард.

Диспноэ при патологиях сердца нарастает по мере прогрессирования заболевания. На ранних стадиях оно развивается при нагрузке, а при запущенном процессе появляется даже в состоянии покоя.

Обратите внимание: при тяжелых поражениях сердца нередко отмечается ночная пароксизмальная одышка, представляющая собой внезапно развивающийся во сне приступ удушья. Патология известна также как сердечная астма; ее причиной является застой жидкости в легких.

Одышка при патологиях органов дыхания часто бывает хронической. Она может отмечаться у пациента на протяжении месяцев и лет. Такая разновидность диспноэ характерна для хронической обструктивной болезни легких, когда просвет дыхательных путей сужается и в нем накапливается мокрота. У пациента при этом за коротким быстрым вдохом следует затрудненный выдох, сопровождающийся шумом. Параллельно с экспираторной одышкой часто отмечается кашель и отхождение секрета вязкой консистенции. После использования ингалятора с бронхолитическим препаратом, как правило, дыхание приходит в норму. Если купировать приступ с помощью обычных лекарств не удается, то состояние пациента очень быстро ухудшается. Нехватка кислорода приводит к потере сознания. В таких случаях требуется срочная медицинская помощь.

При болезнях инфекционного генеза (острый и ) выраженность одышки напрямую зависит от тяжести патологического процесса. При адекватно проводимой терапии симптоматика купируется за несколько дней. Тяжелая пневмония может стать причиной присоединения сердечной недостаточности. Одышка при этом нарастает. Такое состояние является показанием для срочной госпитализации больного.

Постепенно нарастающее постоянное диспноэ может свидетельствовать о наличии новообразований в легких. Выраженность симптома усиливается по мере роста опухоли. Помимо одышки у больного отмечаются надсадный малопродуктивный кашель, нередко – кровохарканье, общая слабость и кахексия (значительное похудание).

Важно: наиболее опасными патологиями респираторной системы, при которых имеет место одышка, являются токсический отек легких, тромбоэмболия легочной артерии (ТЭЛА) и местная обструкция дыхательных путей.

При тромбоэмболии имеет место закупорка ветвей легочной артерии кровяными сгустками. Как следствие – часть органа перестает участвовать в акте дыхания. Диспноэ в данной ситуации развивается внезапно, беспокоит при минимальной нагрузке и даже в состоянии покоя. Больной жалуется на стеснение и боль в груди, что напоминает симптоматику приступа стенокардии. В некоторых случаях отмечается кровохарканье.

Обструкция дыхательных путей может быть обусловлена аспирацией инородного предмета, сдавлением бронхов или трахеи извне (при , аневризме аорты и опухолях), рубцовым сужением просвета или хроническим воспалением при аутоиммунных заболеваниях. При обструкции одышка носит инспираторный характер. Дыхание больного громкое со свистящим шумом. Нарушение проходимости дыхательных путей сопровождается удушьем и мучительным кашлем, усиливающимся при изменении положения тела. Бронхорасширящие средства в таких случаях неэффективны; необходимо механическое восстановление проходимости трахеи и бронхов и меры, направленные на лечение основного заболевания.

Причиной одышки может стать и токсический отек, развивающийся вследствие вдыхания агрессивных веществ или же на фоне инфекционного поражения органов дыхания с выраженной интоксикацией организма. У пациента отмечается усиливающаяся одышка, которая по мере прогрессирования процесса сменяется удушьем. При дыхании хорошо слышны клокочущие звуки. В данной ситуации необходима срочная медицинская помощь, предполагающая поддержание дыхательной функции и детоксикацию организма.

Дыхательная недостаточность развивается при таком остром состоянии, как пневмоторакс. При проникающем ранении грудной клетки воздух поступает в плевральную полость и давит на легкое, мешая ему расправляться на вдохе. Пациенту требуется экстренная операция.

Одышка является одним из симптомов туберкулеза, актиномикоза, а также эмфиземы легких.

Важно: диспное может развиваться при выраженном . Причиной затрудненного дыхания и одышки в данном случае становится деформация грудной клетки.

Для установления факторов, ведущих к развитию дыхательной недостаточности, необходимы дополнительные (инструментальные) методы исследования: рентгенография (флюорография), спирометрия, ЭКГ, томография, ангиография и бронхоскопия.

Одной из причин одышки является малокровие. При в крови снижается количество эритроцитов или уменьшается содержание гемоглобина в красных кровяных тельцах. Поскольку гемоглобин отвечает за перенос кислорода ко всем клеткам, при его дефиците развивается гипоксия. Организм рефлекторно старается компенсировать нехватку кислорода, поэтому учащается частота дыхания, а вдохи человек делает более глубокие. Причинами анемии могут являться врожденные метаболические нарушения, недостаточное поступление железа алиментарным путем, хронические потери крови, перенесенные тяжелые заболевания, рак крови и т.д.

Пациенты с малокровием жалуются на общую слабость, ухудшение памяти, снижение способности к концентрации внимания, потерю аппетита и . Кожа таких больных бледная или имеет желтушный оттенок. Заболевание легко диагностируется на основании данных лабораторного анализа крови. Вид анемии уточняется при проведении дополнительных исследований. Лечение проводится специалистом-гематологом.

Диспное часто сопровождает такие эндокринные патологии, как , (заболевание щитовидной железы) и . При тиреотоксикозе ускоряется метаболизм, вследствие чего возрастает потребность организма в кислороде. Повышение уровня гормонов щитовидной железы увеличивает частоту сокращений миокарда, и сердце не может в нужном объеме прокачивать кровь к другим тканям. Как следствие, развивается гипоксия, заставляющая человека дышать чаще и глубже.

Ожирение существенно осложняет работу легких, сердца и дыхательных мышц, что также ведет к кислородной недостаточности.

Сахарный диабет по мере прогрессирования затрагивает кровеносные сосуды, поэтому все ткани организма начинают страдать от нехватки кислорода. Диабетическая нефропатия ведет к анемии, что дополнительно усиливает гипоксию и становится причиной одышки.

Одышка при нервных расстройствах

На более или менее выраженную одышку время от времени жалуются до 75% пациентов врачей-психиатров и невропатологов. Таких больных беспокоит ощущение нехватки воздуха, которому часто сопутствует страх смерти от удушья. Больные с психогенным диспноэ – это в большинстве своем мнительные люди с нестабильной психикой и склонностью к ипохондрии. Одышка может развиваться у них при стрессе или даже без видимых причин. В отдельных случаях отмечаются т. н. приступы ложной астмы.

Специфическая особенность одышки при невротических состояниях является ее «шумовое оформление» пациентом. Он громко и часто дышит, стонет и охает, стараясь привлечь внимание.

Во время беременности повышается общий объем циркулирующей крови. Дыхательная система женщины должна снабжать кислородом сразу два организма – будущей матери и развивающегося плода. Поскольку матка значительно увеличивается в размерах, она давит на диафрагму, несколько уменьшая дыхательную экскурсию. Данные изменения становятся причиной одышки у многих беременных женщин. Частота дыхания возрастает до 22-24 вдохов в минуту и дополнительно увеличивается при эмоциональной или физической нагрузке. Диспноэ может прогрессировать по мере роста плода; кроме того, оно усугубляется при анемии, которая нередко отмечается у будущих мам. Если частота дыхания превышает приведенные выше значения, это является поводом проявить повышенную настороженность и проконсультироваться с врачом женской консультации, ведущим беременность.

Одышка у детей

У детей частота дыхания различна; она постепенно урежается по мере взросления.

Заподозрить патологическую одышку у ребенка можно, если частота вдохов в минуту превышает следующие показатели:

  • 0-6 месяцев – 60;
  • 6 месяцев – 1 год – 50;
  • 1 год -5 лет – 40;
  • 5-10 лет – 25;
  • 10-14 лет – 20.

Определять ЧДД рекомендуется, пока ребенок спит. В этом случае погрешность измерений будет минимальной. Во время кормления, а также при физической активности или эмоциональном возбуждении частота дыханий малыша всегда возрастает, но это не является отклонением. Беспокоиться стоит, если частота вдохов не возвращается к нормальным цифрам в состоянии покоя в течение ближайших нескольких минут.

К числу причин диспноэ и одышки у детей относятся:


Если у ребенка имеется одышка, его нужно срочно показать участковому педиатру. Выраженная дыхательная недостаточность требует вызова бригады «скорой помощи», так как она является угрожающим жизни состоянием.

Затрудненное мочеиспускание называется странгурия. Заболевание часто встречается у мужчин, причинами для его возникновения являются различные патологии в половой и мочевой системе. Болезнь не выбирает возрастную категорию сильного пола. Медицинская статистика показала, что мужчины в возрасте от 28 лет чаще других имеют затрудненное мочеиспускание, не является исключением и более старший возраст.

Данная патология встречается в нескольких формах с распознаваемыми признаками:

Частые походы в туалет,но результата нет

  • частые позывы;
  • неправильная струя (прерывистая или разделенная);
  • дискомфортное ощущение во время процесса испускания урины;
  • небольшие разовые порции мочи;
  • бесконтрольное мочеиспускание (при недержании).

При проявлении хотя бы одного признака требуется помощь специалиста.

Какие причины провоцируют странгурию

Затрудненное мочеиспускание является сигналом о том, что в организме начался какой-то патологический процесс.

Возможные причины возникновения плохого мочевыделения:


В случае проявления какого-то дискомфорта следует как можно скорее обратиться за помощью в медицинское учреждение. Своевременная диагностика с врачебным назначением позволит выявить и устранить неприятную симптоматику, тем самым поможет избежать более тяжелых заболеваний, например, таких как аденома.

Как диагностируется затрудненное мочеиспускание у мужской половины

Для того чтобы провести диагностику потребуется консультация уролога. Врач проведет сбор анамнеза, сдачу анализов и прохождение обследований. На основании результатов пропишет эффективное лечение.

Какие нужны исследования?Специалисты могут назначить целый ряд исследований из:

  • компьютерной томографии;
  • ультразвукового исследования мочевика, почек, простаты, дана процедура позволяет выявить не только размеры, структуру органов, но и обнаружить новообразование, камни;
  • пальцевого осмотра мужской железы.

Во время диагностики назначается исследование на выявление антигена в плазме. Это необходимо для того, чтобы исключить онкологические заболевания доброкачественного течения или в худшем случае, рака.

Исследования плазмы и мочи помогают выявить воспалительные процессы в организме.

Уретроскопией обследуется мочевой канал, для выявления возможных препятствий, мешающих нормального выходу жидкости.

Урофлуометрией распознается отток мочи на предмет скорости ее выхода с имеющимся объемом и временем, которое уходит на сеанс.

Взятый мазок из уретрального канала необходим для выявления возбудителя инфекционной патологии (исследуется чувствительность бактерий по отношению к медикаментам).

Какие лечебные методы применяются при затрудненном мочеиспускании


Терапия при задержке мочи

После того, как проведена полная диагностика, пациенту назначается лечение. Лечебная терапия заключается в приеме лекарственных средств и других методов лечения (на усмотрение доктора). Правильно поставленный диагноз – залог быстрого выздоровления с высокой результативностью.

Если во время диагностирования было найдено доброкачественное образование, то лечение будет заключаться в замедлении роста разрастаний опухоли. Иногда врач принимает решение к хирургическому вмешательству для иссечения узенького участка в канале. Также имеет место прием препаратов, которые помогают растворяться камневидным образованиям (устранение камушков). В некоторых случаях рекомендуется прием антибиотиков.

Лечебная терапия зачастую включает в себя дополнительные терапевтические меры:

  • физиотерапию;
  • прием теплых, сидячих ванночек с температурой не ниже 25 градусов (ванночки, рассчитаны на пятнадцатиминутные сеансы);
  • использование местных компрессов на область внизу брюшины;
  • успокаивающие средства для местного применения.

Случаются такие пациенты, у которых патология имеет серьезные нарушения (моча не выходит вовсе). В таком случае специалист принимает решение для установки катетера или экстренного, хирургического вмешательства. Существует множество народных методов лечения затрудненного оттока мочи, но применять их можно только после консультации со специалистом. Прием препаратов проводится под постоянным контролем профильного врача.

Как избежать патологической проблемы

Профилактические меры проще проводить, нежели потом лечить заболевание. Конечно, если болезненный отток мочи спровоцирован такими патологиями как онкология, аденома, простатит, то профилактика вряд ли спасет.

Однако существуют общие профилактические меры, предотвращающие заболевания мужской мочеполовой системы, в том числе и трудное мочеиспускание. Из необходимых мер нужно отдать предпочтение следующим.

  1. Активный образ жизни со спортивными занятиями, утренними гимнастическими упражнениям для предстательной железы.
  2. Не употреблять спиртные напитки, никотин, наркотические вещества.
  3. Исключить из рациона жиры животного происхождения и другие вредные продукты.
  4. Отлаженная половая жизнь (со средствами контрацепции при случайных отношениях).
  5. Ежегодный плановый осмотр уролога, с полной диагностикой (при необходимости лечением).
  6. Исключить стрессовые ситуации, потрясения. Чрезмерная эмоциональность должна быть контролирована успокоительными препаратами.

Народная медицина в помощь при затрудненном мочеиспускании

Когда моча не выводится как надо по причине временных спазмирований мышечной ткани, можно попробовать применить народную медицину в домашней обстановке. В некоторых случаях помогают звуковые раздражители. Они разблокируют мочеиспускательный канал. Для этого можно включить воду.


Народные методы в помощь

Частые трудные испускания мочи лечатся при помощи большого употребления можжевеловых плодов. Хорошие показатели эффективного лечения показал настой чайной розы, а вернее ее плодов. Сырье засыпается в тару, до половины, остальной объем заливается накипяченной водой. Средство выдерживается несколько дней (укутанное), когда его цвет поменяется до соломенно-желтого оттенка, лекарство готово к употреблению. Рекомендуется ежедневно принимать настой по 12-14 капелек, дважды в день.

Еще одно проверенное средство. Измельчается 35 г сухой листвы березы, заливается 1000 мл сухого белого вина. Смесь томиться на маленьком огне четверть часа, выстаивается масса под закрытой крышкой, до тех пор, пока не остынет полностью. В отвар докладывается 1 ст. л. меда. Средство следует хранить в холодильнике. Принимать нужно по 1/3 стакана по 3 раза на день. После приема трапезы.

Мужское здоровье – залог здорового потомства и долголетия мужчины.

Быстрый переход по странице

Жалобы на одышку предъявляют многие пациенты на приеме у терапевта. Затрудненное дыхание вовсе не означает, что у человека проблемы с легкими. Заподозрить то или иное заболевание можно по характеру одышки и симптомам сопутствующих состояний.

Однако истинную причину может выявить только врач, основываясь на данных исследований.

Одышка — что это такое?

Одышка - это отклонение от нормальных параметров глубины и частоты дыхания. В норме в минуту человек совершает 14-16 дыхательных движений.

В период вынашивания ребенка частота дыхания у женщин увеличивается до 22-24 в мин, однако это увеличение считается нормальным и обусловлено физиологическими изменениями в организме беременной.

У детей с периода новорожденности до 10-14 лет частота дыхательных движений постепенно сокращается с 60 до 20 в мин.

Превышение нормы частоты дыхания в мин. указывает на возникновение одышки. Субъективно (ощущения больного) одышка проявляется чувством нехватки воздуха, учащением или урежением дыхания.

Одышка может быть временным явлением, возникать при физической нагрузке или же спонтанно в покое. При серьезных заболеваниях трудности с дыханием часто фиксируются постоянно.

Одышка, в медицине называемая диспноэ, представляет собой рефлекторную реакцию на недостаток кислорода в тканях. Причем кислородная недостаточность может быть спровоцирована внешними факторами: резким повышением физической нагрузки при беге, подъеме по лестнице и т. д.

Такая физиологическая одышка проходит самостоятельно по прошествии некоторого времени. Ее возникновение обусловлено физической натренированностью человека. Люди, ведущие пассивный образ жизни ощущают стеснение в груди даже при минимальном физическом напряжении.

И, наоборот, спортсменам и людям, ведущий активный образ жизни, требуется достаточно серьезная физическая нагрузка для появления одышки.

Более серьезные вариант - одышка, возникшая вследствие патологии внутренних органов. В этом случае невозможно устранить проблемы с дыханием без врачебной помощи.

Жалобы больного могут только косвенно указать на пораженный орган. Только полноценное обследование организма позволит выявить причину одышки и назначить соответствующее лечение.

Различают одышку:

  1. Тахипноэ - увеличена частота дыхательных движений более 20 в мин, а дыхание становится поверхностным. Тахипноэ характерно для лихорадочных состояний, ожирения, анемии, истерических припадков.
  2. Брадипноэ - уменьшение частоты дыхания до 12 в мин. и меньше. Дыхание при этом может быть и глубоким, и поверхностным. Брадиапноэ фиксируется при церебральной патологии, состоянии ацидоза и диабетической коме.

По характеру проблем с дыханием врачи рассматривают:

  • Экспираторная одышка - с затрудненным выдохом, чаще всего обусловлена поражением мелких бронхов и собственно легочной ткани. Одышка после кашля, изнуряющего пациента, фиксируется при хронических заболеваниях легких (эмфизема).
  • Инспираторная одышка - с затрудненным вдохом, возникает при поражении крупных бронхов или сдавлении легочной ткани. Более характерна для бронхиальной астмы, плевритов, аллергического отека и рака гортани.
  • Смешанная одышка - затруднен и вдох, и выдох. Такой тип нарушения дыхательного процесса нередко указывает на сердечную астму или запущенную патологию легких.

Степени одышки

В зависимости от физической нагрузки, необходимой для появления проблем с дыханием, различают одышку:

  • 0 степени - для появления стеснения в груди необходима достаточно серьезное физическое напряжение (бег на длинную дистанцию).
  • 1 степени (легкой) - одышка возникает временами, при подъеме по лестнице, быстрой ходьбе.
  • 2 степени (средней) - затрудненное дыхание провоцирует более медленный шаг у больного человека в сравнении с темпом его передвижения, будучи в здоровом состоянии. Человек иногда останавливается при ходьбе, чтобы перевести дыхание.
  • 3 степени (тяжелой) - больному необходимы остановки каждые 100 м (приблизительное расстояние) или при подъеме на 1-2 лестничных пролета. Работоспособность пациента резко снижена.
  • 4 степени (крайне тяжелой) - спровоцировать одышку при сердечной недостаточности может даже минимальная физическая нагрузка или эмоциональный всплеск. Нередко затрудненное дыхание возникает в покое, даже во сне по ночам. Больной практически не в состоянии выполнять какую-либо работу и большую часть времени проводит дома.

Наряду с вышеуказанными характеристиками, сопутствующие симптомы одышки играют немаловажную роль.

Боль в груди, кашель, одышка — это болезнь?

Постоянно или часто возникающая (даже в состоянии покоя) одышка - серьезнейший симптом, указывающий на прогрессирование уже появившегося заболевания или возникновение тяжелой, стремительно развивающейся патологии. Одышка в покое характерна для следующих заболеваний:

Тяжелая стенокардия и другие заболевания сердца - боль в груди, кашель, одышка в покое. Своевременное оказание квалифицированной помощи больному может спасти ему жизнь и предотвратить развитие некроза сердечной мышцы.

Тромбэмболия артерий легкого - часто возникает на фоне варикозной болезни или тромбофлебите, протекающих с повышением свертываемости крови. Закупорка легочных сосудов сопровождается выраженным спазмом бронхов. Нередко подобное состояние возникает в послеоперационный период, у парализованных лежачих пациентов и даже во время авиаперелета.

Для спасения жизни больного требуется безотлагательная медицинская помощь! Обычно для оказания помощи при закупорке крупного легочного сосуда отводится всего несколько минут после появления тяжелых симптомов, в противном случае неизбежен смертельный исход.

Причинами одышки при ходьбе чаще всего бывают заболевания:

  • Патология коронарного кровообращения - стеноз крупных сердечных сосудов, атеросклероз;
  • Дефекты сердца - пороки клапанов, аневризма стенки сердца;
  • Тяжелое поражение легких - зачастую постоянная одышка сопровождает легочные заболевания;
  • Анемия - для значительного снижения уровня гемоглобина характерна одышка при нагрузке и резкие приступы слабости, головокружения и снижения а/д вплоть до потери сознания.

Сердечная одышка (сердечная астма), симптомы

Одышка, спровоцированная заболеванием сердца, без лечения постепенно или стремительно прогрессирует. Темпы нарастания одышки указывают на тяжесть сердечной патологии. В результате возникает недостаточность коронарного кровообращения и гипоксия тканей.

Сильная одышка при ходьбе или в покое сопровождается цианозом носогубного треугольника, бледностью кожи, сердечной болью.

Проблемы с дыханием, спонтанно возникающие во время ночного сна, позволяют заподозрить сердечную недостаточность. Характерный для сердечной астмы симптом - ортапноэ - проявляется усилением одышки в положении лежа. Человек вынужден занимать вертикальное положение для облегчения дыхания.

При хронической сердечной недостаточности одышка сопровождается глубокими вдохами вследствие рефлекторного восполнения выраженной кислородной недостаточности. Самый неблагоприятный вариант - одышка в покое - требует комплексного лечения сердечной недостаточности.

Одышка и кашель с мокротой - «спутник» заядлых курильщиков и показатель хронической обструкции легких. Длительное курение приводит к атрофическим изменениям в бронхах, закупорке мельчайших бронхиол мокротой.

  • Одышка может быть минимальна в состоянии покоя, однако резко усиливается при ходьбе.

При бронхите и пневмонии фиксируется одышка и влажный кашель (исключение начальный период воспаления легких - кашель сухой). Сухой кашель и одышка характерны для поражения плевры, фиброзов, начальной стадии легочной онкологии. Чем большая площадь поражения дыхательной системы, тем сильнее проявляется одышка.

Шумное дыхание, влажные хрипы, слышимые на расстоянии («бульканье» в легких), и постоянная одышка могут указывать на тяжелое повреждение легких: рак или отек, вызванный острой коронарной недостаточностью.

Лечение — что делать при одышке?

Если заболевание, вызвавшее одышку, установлено, необходимо проводить его лечение в соответствии со всеми рекомендациями лечащего врача. Также облегчить дыхание помогут:

  • Полный отказ от сигарет, исключение пассивного курения.
  • Проветривание помещений и регулярная его уборка (устранение пыли).
  • Исключение из рациона аллергенных продуктов, способствующих возникновению бронхиальной астмы и астматического бронхита.
  • Полноценное питание - профилактика анемии.
  • Дыхательная гимнастика - глубокий вдох через нос и выдох ртом, сопровождающийся втягиванием живота.
  • Если причина затрудненного дыхания не установлена, необходимо пройти комплексное обследование. При стремительно развивающейся одышке обязателен срочный вызов неотложной помощи, а при остановке дыхания - применение метода искусственного дыхания до приезда врачей.
  • Одышка при бронхиальной астме устраняется препаратами, устраняющими бронхоспазм, - Сальбутамол, Фенотерол, Сальтос, Эуфиллин.
  • Скорейший результат достигается при применении аэрозолей или инъекции лекарственного средства. В/м или в/в инъекции осуществляет врач!

Лечение одышки начинается с выявления причины ее возникновения. Проблемы с дыханием устраняются только при эффективной терапии основного заболевания.

К какому врачу обращаться с одышкой?

Так как одышка может быть вызвана различными заболеваниями, изначально человек должен обратиться к терапевту. В последующем больной может быть направлен на консультацию к узкопрофильным специалистам: кардиологу, пульмонологу, эндокринологу, невропатологу.