Пещерный монастырь и наивные болгарские иконы

Болгария – страна с многовековой историей. Ежегодно тысячи туристов посещают эту страну, для того, чтобы не только приобщиться к ее истории, а также совершить паломничество к святым местам Болгарии. Меня эта страна заинтересовала с религиозной стороны, поскольку основной религией здесь является – христианство. Я давно хотел посетить церкви Болгарии, а так же посмотреть ее иконы. Все иконы Болгарии здесь выполнены в особом стиле на листах кипарисового или липового дерева, основное покрытие на них – гипс или клей, иногда для верхнего покрытия используют алебастр. Лики Христа и Матери Божьей, наиболее популярные персонажи икон. Болгарские церкви носят названия своих главных икон.

Иконы Болгарии, творящие чудеса

Коренные жители Болгарии утверждают, что в их стране есть несколько икон, творящих чудеса. Рассмотрим некоторые из них. Самой популярной среди паломников считается икона Святая Богородица Бачковского монастыря. Именно ей приписывается много чудес, например, она покровительствует больным и обездоленным, дарует детей парам, уже отчаявшимся завести потомство. Так же об избавлении от недугов следует просить икону святого мученика Авраамия Болгарского. Еще при жизни Авраамий помогал странникам, а также нищим. Святые Болгарии помогают всем, кто их об этом попросит, однако людям с нечистыми помыслами иконы Болгарии не помогут никогда, поскольку святые лики, изображенные на них когда- то пострадали за свою веру, но так и не отреклись от нее.

Краткий гид по истории болгарской иконы и ее символике, зашифрованной в бесценном даре творцов.
Временем возникновения иконописи в Болгарии принято считать 865 год, когда христианство было объявлено официальной религией. Однако не исключена вероятность, что иконы появились в стране гораздо раньше, ибо славяно-болгарское государство возникло на землях, издавна населяемых христианами. Первые иконы писали на керамических плитках. В отличие от более поздних образов, лик писали на зеленом фоне, символизирующем победу жизни над смертью. Со временем традиция иконописания изменялась и на смену зеленому фону начали использовать пурпурный или красный цвета. С одной стороны, при использовании этих цветов сохранялся древний смысл красного цвета — плодородие и рождение новой жизни, с другой — красный цвет становился символом царственности. Использовать золотой фон в иконописи стали лишь в конце X века — влиянеие византийской школы иконописи. Самыми почитаемыми в Болгарии иконами являются лики Христоса Пантократора, святого Димитрия и святого Георгия – символы мужества и непреклонной веры.
История иконописи в Болгарии тесно связана с историческими судьбами болгарского народа, с выпавшими на его долю трагическими событиями эпох чужеземного владычества. Житийные эпизоды, нередко имевшие своей основой апокрифические сказания, давали больший простор творческим возможностям живописца, вносившего в изображение этих сцен ряд реалистических деталей или жизненно правдивых ситуаций, бывших лишь элементами в условном языке иконописца. В живописном искусстве Балкан житийная икона воспроизводилась по одним и тем же принципам оформлениям ее различия сводились преимущественно к деталям. Обычно центральное место занимала фигура святого, изображаемого стоящим или сидящим, во весь рост или до пояса. На двух или всех четырех сторонах рамки помещались сцены из его жития. Интересным образцом иконы, написанной с соблюдением перечисленных выше канонов, является икона «Чудо Георгия о змие» с житием, созданная в 1684 году живописцем Иоанном села Чевиндол Великотырновского округа.
О том, что символизирует эта и другие иконы Болгарии SmartTrip попросил рассказать искусствоведов, курирующих крупнейшую экспозицию православного искусства в крипте кафедрального собора Александра Невского в Софии и гида по Болгарии, большого знатока истории и культуры Балкан, Зою Аврамову.

Святой Георгий

Почитание св. Георгия в Болгарии, как святого-покровителя, было известно уже в конце IX века. Чаще всего св. Георгий изображается сидящим на белом коне: болгарский народ оказывал явное предпочтение конным изображениям святых, что имело глубокие предпосылки в его быте. Иконография этого изображения святого имеет долгую историю, но его появление обычно связывается с известным житийным «чудом» - избавлением царской дочери от змея.
Очень часто за спиной сидящего на коне святого помещается отрок с сосудом особой формы, напоминающим турецкий металлический кувшин для умывания и омовения («ибрик»). Это изображение отражает историю Болгарии во время турецкого владычества. Во время турецкого ига болгары были вынуждены отдавать кровную дань – маленьких мальчиков забирали янычарами от семей в самом юном возрасте. Войска янычар были очень грозными – они не знали родовой памяти, и каждая мать в болгарском селении жила с осознанием того, что однажды ее ребенок может прийти в отчий дом и убить свою семью. Кувшин в руках мальчик, по свидетельствам знатоков, является символом трагедии и искалеченных детских душ. Детей для девширме выбирали очень сильных и красивых. Попав в плен, мальчиков насиловали, использовали в качестве подарков от одного господаря другому, полностью уничтожая в их сознании какие бы то ни было человеческие ценности. Поэтому мальчик на коне св. Георгия означает народную благодарность святому, за спасение болгарских детей из турецкого плена.

Святой Димитрий

О широком распространении в Болгарии культа св. Димитрия свидетельствуют разнообразные данные. В основу одного из самых ранних свидетельств легли, по всей вероятности, действительные события. Византийский историк Никита Акоминат рассказывает, что Асень и Петр, болгарские бояре, начали внушать народу, что божиим благоволением болгарам будет дарована свобода и что по этой причине «мученик Христов Димитрий оставил митрополичий город Солунь и тамошний храм и отказался от сожительства с ромеями и перешел на их (болгар) сторону, дабы стать соратником и помощником в их деле». В действительности эта легенда не была создана Асенями, как сообщает историк. Они лишь воспользовались распространившимися после взятия Фессалоник в 1185 году норманнами слухами о том, что покровитель и защитник города - св. Димитрий покинул город. Возможно, что в это же время из Фессалоник была тайно увезена в Северную Болгарию какая-либо чтимая икона св. Димитрия, что дало повод двум тырновским феодалам, братьям Асеню и Петру, обратиться к народу с призывом к свержению византийского ига, ссылаясь при этом на покровительство святого. Восстание против Византии было объявлено в храме св.Димитрия в Тырново, успех его утвердил веру в помощь святого, который был провозглашен покровителем династии Асеней. Очень правдоподобным представляется предположение, что в приведенной выше эпиграмме нашло отражение ликование ромеев при известии, что знаменитая икона св. Димитрия была найдена во дворце самого царя Петра. По велению императора для этой иконы был изготовлен драгоценный оклад, на котором были выгравированы стихи Феодора Вальсамона.
Чаще всего св.Дмитрия изображают в традиционной позе всадника, сидящего на скачущем вправо красном коне (исключением является икона св.Дмитрия 1617 года из Велико-Тырново, где всадник и конь смотрят вправо). Левой рукой святой держит поводья, правой вонзает копье в поверженного на землю
врага. Иконописцы очень выразительно изображают копье, пронзающее шею врага, брызнувшую из нее кровь и позу коня, попирающего копытом поверженное в прах тело.

Архангела Михаила на болгарских иконах чаще всего пишут в полный рост с крыльями за спиной, с едва заметно повернутой в сторону головой. Святой изображен в воинском одеянии – красной тунике, светло-коричневых пластинчатых доспехах с изображением Медузы, темно-зеленом, наброшенном на плечо плаще, с красным свитком в левой руке. В правой он держит поднятый меч — символ достоинства «архистратига Христова воинства».

Иоанн Предтеча изображается в полный рост, со слегка согнутыми в коленях ногами - в типичной для поздних иконописных изображений позе. Правую руку приложил ладонью к груди, в левой держит развернутый свиток со словами: «Покайтес, ибо приблизилось царство небесное» (от Матфея, 3, 2). Той же рукой он поддерживает блюдо-дискос со своей усеченной головой. На нем милоть синего цвета, символизирующая его пустынножительство, и голубая хламида. Крылья коричневого цвета свисают по обе стороны фигуры. Длинные, спутанные волосы и суровое, почти мрачное выражение лица напоминают афонский прототип иконы, с которым ее сближают и крылья, впервые появившиеся в афонской иконографии Иоанна Предтечи. В нижнем правом углу бесплодное дерево с секирой у корня, которая должна его срубить.

Апостолы Павел и Петр

Апостола Петра традиционно изображают с короткой белой бородой и седыми волосами. В левой руке он всегда держит свиток и ключи от райских дверей, а правой поддерживает модель храма. Это положение правой руки находит объяснение в евангельских словах Христа, обращенных к Петру: «Ты - Петр, и на сем камне я создам церковь мою... И дам тебе ключи царства небесного» (от Матфея, 16, 18).
Справа апостол Павел, темноволосый, с бородой, высоким бугристым лбом - признак глубокомыслия, с закрытым евангелием в руках, символизирующим его мудрость и проповедь евангельских истин.

Свиток

Свернутый свиток в левой руке святых символизирует мудрость. Его можно увидеть в руках у младенца Христа на иконе Богоматерь Кехарифомени XVI века из Несебра. На иконе святого Иван Рильского середины XIV века в Рильском монастыре.

Тетраморф

Одним из ярчайших примеров изображения тетраморфа — четырех символов евангелистов с является икона Чудо Христа в Латоме. Христос изображен восседающим на двух золотых дугах семицветной радуги, переданной оттенками серого и синего цвета, в окружении человека – Матфея, символизирующего человеческое воплощение Христа; Марка в образе льва, означающего господство Христа и его воскресение из мертвых; Луки под ликом вола – крестная жертва Христа и его священническое достоинство, а также Иоанна в виде орла, как вознесение Господне над Церковью.

Звезды

Золотыми звездами, как символом непорочности, украшали одеяние Богоматери: на плече и две на голове. Их можно увидеть на Богоматери в иконе Деисус 1495 года из Банковского монастыря, иконе Богоматерь Одигитрии 1518 года и многих других.

Цветы

В начале XVIII века в болгарской иконописи чувствуется влияние образцов итальянской живописи как в выборе типа, так и в моделировке лиц. Изображения вазы с цветами в нижнем левом углу, ручная кадильница, орнамент одежды и другие детали, однако, говорят о влиянии Востока, благодаря чему икона представляет собой интересный образец взаимодействия влияний Востока и Запада в балканском искусстве. Богоматерь изображена до колен, в три четверти оборота к младенцу Христу, который представлен в рост, в роскошном золотом далматине, с короной на голове. В правой руке у него держава, в левой скипетр - эмблемы царской власти. Он стоит на расцветшем цветке розы, лежащей на шестиугольной подставке, в форме и орнаментировке которой ощущается отголосок искусства исламского Востока. Богоматерь одета в расшитый золотом и цветами золотистый мафорий, схваченный на груди аграфом в виде цветка. Из-под мафория виднеется тонкий белый плат, встречающийся на изображениях итальянских мадонн периода треченто. На голове золотая корона. С появлением на иконах символа власти – короны, изменяется и обращение к Богоматери в молитвах с «госпожи жизни» на «царицу небесную».
Изображение на иконе двух символов, в данном случае короны и розы (символ Афродиты, красоты и вечности, пришедший в иконопись из язычества) по верованиям болгар удваивают чудотворные свойства иконы.

Скорпион

Скорпион в традициях христианской иконописи олицетворят зло и является символом духовного искушения. Редчайшим примером изображения членистоногого является икона «Житие Дмитрия Солуньского», конец XVII - начало XVIII века из церкови св. Димитрия,село Бобошево. Он изображен сидящим на высоком троне и попирающим ногами скорпиона. Слева над ним ангел, протягивающий ему венец мученической славы.
В боковых клеймах помещены изображения св. Димитрия и св.Георгия на конях, под ними расположено по 5 сцен из жития Димитрия Солуньского.
Справа: св. Димитрий исповедует свое христианство перед царем Максимилианом;
— заключение св. Димитрия в темницу;
— Димитрий побеждает зло, олицетворяемое скорпионом,
— Димитрий вновь призван на суд Максимилиана;
— Димитрий воскрешает умершего.
Слева: христианин Нестор посещает св. Димитрия в темнице;
— борьба Лия с Нестором и смерть Лия;
— Максимилиан узнает, что Димитрий благословил Нестора на борьбу с Лием;
— воины входят в темницу и находят Димитрия молящимся;
— усекновение главы св. Димитрия.

Где посмотреть иконы: наиболее известные шедевры в оригинале можно увидеть в крипте кафедрального собора Александра Невского в Софии, а также в Преображенском монастыре, Рильской святой обители, в соборах Арбанаси, Сливена и Трявны.
Хотите научиться читать послания из глубины веков зашифрованные в камне? Воспользуйтесь нашим гидом о наиболее популярных символах и знаках в романской архитектуре и барокко, которые встречаются в убранстве церквей и дворцов не только Италии, но даже Франции и Германии.

Болгарская икона имеет тысячелетнюю историю. В хранилищах храма "Александр Невский" в Софии можно проследить развитие искусства иконописи в Болгарии в течение веков, типичной для православных стран. Иконы можно встретить во всех музеях и церквях Болгарии.

Иконы в Болгарии пишут на плоских досках липового или кипарисового дерева. Доски покрывают клеем и гипсом, иногда сверху наносится слой алебастра. Раньше художники использовали в качестве красок порошки на натуральной основе, растворенные в воде или в яичном желтке, фиксировали их защитным лаком из льняного масла и смолы. Некоторые иконы частично покрыты ризами (слоем рельефного металла), подчеркивающими лица и руки, изображенных святых.

Икона - это объект культа. Икона создана, чтобы убеждать в присутствии Всевышнего, к ней обращены молитвы христиан. Через икону создается своеобразный способ общения человека с Богом. Чаще всего на иконах встречаются изображения Христа, Святой Девы с младенцем, других святых, а также разнообразные библейские сюжеты. Каждая церковь имеет икону с образом того святого, в честь которого она названа.

Самые старые болгарские иконы написаны на керамических плитах. Такими являются иконы из монастырей эпохи Второго болгарского царства, находящихся около Преслава. В XIII веке строгие лица святых, рисуемые сначала плоскими скупыми мазками, приобретают мягкие формы и объем. Османское нашествие в Болгарии препятствовало творению христианских религиозных произведений.

В XV и XVI веке в болгарской иконописи ощущается влияние западного искусства, а точнее барокко. Каноны красоты меняются. Бледные, аскетические, сухие изображения уступают место живым лицам в светлых и ярких тонах, нарисованным до мельчайших подробностей. Появляются различные иконописные школы Болгарии: Самоковская, Тревненская школа и Байская.

Болгарские иконы XIX века написаны мастерски, умело, но они - неодухотворенные. С развитием техники иконописи в Болгарии иконы начинают производить серийно при помощи шаблонов.

Пакетные туры в Болгарию

Мы стремимся сделать путешествия в Болгарию максимально доступными! С нашим сервисом вы можете не копить деньги на летний отпуск, а путешествовать 3-4 раза в год. У вас в руках - все инструменты для поиска самых горящих туров, которые раньше были доступны только самым крутым турагентам. Благодаря нашему умному поиску вы можете экономить на туристических поездках и турах до 70%!

Исторический фон, на котором развивается искусство XVII века в Болгарии, резко отличается от XV и XVI веков. Могучее турецкое государство и его экономическая система начинают распадаться под влиянием новых производственных отношений. На территории Болгарии возникают экономические производственные центры с развитыми ремеслами и широкой торговой деятельностью. Постоянно активизируется роль православной болгарской церкви, которая выступает в этот период хранительницей традиций национальной культуры и искусства.

Новая волна храмового строительства в XVII веке приводит к широкому развитию иконописного искусства. Формируется несколько иконописных центров: Несебр, Тырново, Враца, Этрополь, Ловеч, Бачково, Пловдив, Западная Болгария (Добырско, Бобошево, Поганово, Рильский монастырь, Мел- ник), где массово создаются разнообразные иконы. Некоторые из них, как, например, «Христос на троне» (1603 г.) из Несебра, «Деисус» (Не- себрская школа), «Христос Вседержитель» и «Богоматерь Одигитрия» (1607 г.) из Несебра, «Богоматерь с Христом» и «Св. Никола с житием» из Тырнова, иконы иконостаса из церкви Феодора Тирона и Феодора Стратилата из села Добырско (1614 г.), связаны с традиционным «академическим» направлением, для которого характерны виртуозная линеарная стилизация, сопоставление контрастных цветовых пятен, торжественно-представительная пропорциональность композиции и блеск красок.В других иконах замечается более упрощенное и схематическое понимание образа, например в иконах «Иоанн Креститель», «Св. Никола» из Врацы, «Собор святых архангелов», «Св. Георгий на коне с житием» (1685) из Тырнова, «Иоанн Креститель» из Рильского монастыря, во многих иконах из Этрополя, Арбанаси, Присово, Бобошево и других. В системе изобразительных средств художники особенно активно используют цветовые контрасты и преувеличенную линейную стилизацию, ведущую к схематизму. Как в настенной живописи, так и в иконах преобладает графическое начало. Подобные черты присущи и искусству других балканских народов этого времени, в результате чего в XVII веке замечается в гораздо большей степени, чем раньше, унификация стиля в искусстве, проявляются тенденции к изменению формы и тематики, стремление к рассказу в трактовке сюжета, к иллюстративности и внимание к подробностям. Творцы икон часто прибегают к дополнительным украшениям: используются покрытые резьбой сложно профилированные рамы, рельефная моделировка, гравировка, металлические обковки. Быстро распространяются житийные иконы, для которых характерна множественность миниатюрных сцен из жизни святого. Все это усиливает декоративную дробность композиции.

XVII веком датируются и самые ранние резные деревянные иконостасы в Болгарии. Их пластика близка к своему первообразу - каменной резьбе. В богатых церквах резьба раскрашивалась и золотилась, иконы располагались в два ряда, что увеличивало общее впечатление торжественности храма.

Прошедшая этапы длительного и сложного развития в веках болгарская иконописная живопись в определенной мере выражает духовные стремления, утонченную эмоциональность, высокий художественный вкус и большое живописное дарование болгарского народа. Поэтому сегодня наше освобожденное от религиозных предрассудков общество изучает, ценит и сохраняет болгарское иконописное наследие, восхищается исключительным мастерством художников, достигших совершенства формы и синтеза образов.

Болгарская икона имеет тысячелетнюю историю. В хранилищах храма “Александр Невский” в Софии можно проследить развитие в течении веков искусства иконописи, типичную для православных стран. Иконы можно встретить во всех музеях и церквях

Икону рисуют на плоских досках липового или кипарисового дерева, покрытых клеем и гипсом, иногда сверху наносится слой алебастра. Раньше художники использовали в качестве красок порошки на натуральной основе, растворенные в воде или в яичном желтке, фиксировали их защитным лаком из льняного масла и смолы. Некоторые иконы частично покрыты ризами (слоем рельефного металла), подчеркивающими лица и руки, изображенных святых.

Икона не имеет декоративных функций, не имеет характер стенописи, миниатюры или иллюстрации. Наоборот, это объект культа. Она создана чтобы убеждать в присутствии Всевышнего, к ней обращены молитвы христиан. Через икону создается свое- образный способ общения человека с Богом. Чаще всего на иконах встречаются изображения Христа, Святой Девы с младенцем, других святых, а также разнообразные библейские сюжеты.

Каждая церковь имеет икону с образом того святого, в честь которого она названа. Она может находиться на иконостасе - перегородке между перед- ним пространством храма и алтаря.

Самые старые болгарские иконы написаны на керамических плитах. Такими являются иконы из монастырей, находящихся около Преслава возрастом эпохи Второго болгарского царства. Велико Тырново унаследовало это искусство и достигло апогея болгарской иконописи. Строгие лица святых, рисуемые сначала плоскими скупыми мазками приобретают в XIII веке мягкие формы и объем, созданные светотенями, а в XIV веке на иконах уже изображены сюжеты и они ук- рашены драгоценностями.

Османское нашествие временно воспрепятствовало творение религиозных произведений.

В XV и XVI веке ощущается влияние западного искусства, а точнее барокко. Канцоны красоты меняются. Бледные, аскетические, сухие изображения уступают место живым лицам в светлых и ярких тонах, нарисованных до мельчайших подробностей. Появляются различные школы. Самоковская школа с величественным стилем письма, Тревненская школа характерна яркими живыми красками и Байская, где в икону вплетаются пейзаж и природа.

В XIX веке рисуют иконы мастерски, умело написанные, но неодухотворенные.

С развитием техники иконы начинают производить серийно при помощи шаблонов.

Болгарская икона - свидетель превратностей истории маленького, но жизненного балканского народа.

Успехи искусства иконописи, усовершенствовавшиеся в течение десяти веков, сегодня, высоко оценены. Выставки болгарских икон вызвали живой интерес в Париже, Лондоне, Москве и Токио.

Теперь занимая заслуженное место в музеях и национальных галлереях, иконы помогают нам вникнуть в мир скромности и тишины, далекий от мирской суеты. Они доказывают святую принадлежность болгара к культуре и ортодоксальному искусству.