Органы слуха человека для детей. Конспект занятия с презентацией «Наши чудо-уши. Почему мы воспринимаем разные звуки неравномерно

Наша жизнь наполнена различными событиями, которые крутятся вокруг нас. Мы привыкаем к обыденным вещам, принимая их как должное. Так, мы пользуемся зрительными, обонятельными, осязательными и слуховыми органами, даже не подозревая, какими интересными способностями они обладают. Сегодня мы рассмотрим самые интересные факты про уши человека, о которых вы вряд ли догадывались.

Баланс

Уши, как орган, отвечают не только за слуховые способности человека. Дело в том, что вблизи внутреннего уха находятся особые каналы, называемые вестибулярным аппаратом , которые отвечают за равновесие и устойчивость человека. Через эти каналы проходит особый вид сигналов, который определяет положение человека относительно окружающих его предметов.

Отличительные черты

Если внимательно рассматривать любое изображение человека, то вскоре вы заметите, что уши человека различаются . Следует отметить, что этой способностью обладают не только уши, но и все остальные парные органы человека. Хоть, зачастую, эти различия незаметны, но сам факт имеет место быть.

Лидер среди двух

Учеными, проводящими различные исследования в области изучения человека и его особенностей, было отмечено, что все люди имеют лидирующее ухо . Именно его человек направляет в сторону исходящего звука, пытаясь внимательно его услышать. Так, большинство людей, а именно 75%, использовали в этих целях правое ухо, в то время, как оставшиеся 15% довольствовались левым. Всему этому есть свое научное объяснение, которые предлагают нам ученые. Дело в том, что именно левое полушарие головного мозга отвечает за логическое и математическое мышление, которое не дано правому полушарию, отвечающему за искусство и творчество человека. Так, какое полушарие преимущественно преобладает у вас, значит то ухо у вас и лидирует.

Рост на протяжении жизни

Сдует отметить, что уши, а точнее мочки растут вместе с нами всю нашу жизнь . В это трудно поверить, но люди, фиксирующие свои уши на протяжении многих лет, с легкостью согласятся с данным утверждением. Конечно, в данной отрасли науки, существуют разногласия между учеными.

Одни из них соглашаются с этим фактом, а другие склоняются на возрастное отвисание кожи. Его можно с легкостью заметить у женщин, предпочитающих носить громоздкую бижутерию на ушах, которая на протяжении жизни заметно оттягивает мочки.

Самостоятельный орган

Так же следует упомянуть о самоочищающихся способностях ухо. Дело в том, что в ушном проходе уха расположены волоски , которые ученые называют ресничками уха. Именно они выталкивают серу, которая собирает различные микроскопические загрязнение и микробов, старающихся попасть вовнутрь.

Сера

Говоря о сере, следует уточнить, что она полезна для ушей, так как защищает нежные ушные проходы от загрязнений. Из-за этого, доктора, специализирующееся в этой отрасли, советуют убирать загрязнения только с видимой части ушного прохода. Обычно его длина определяется расстоянием, которое вы можете пройти вашим мизинцем. Не следует лезть ватными палочками глубже, так как вы рискуете повредить нежную кожу уха или даже создать серную пробку, которую придется лечить медицинскими средствами.

Чувствительность

Как кожа, так и хрящи, располагающиеся в ушах, являются очень нежными. Даже обыкновенная вода может стать раздражителем такой кожи, принеся различные ушные инфекции. Хрящи также требуют особого бережного отношения, так как при неудачном ударе они могут повредиться, что приведет как минимум к потере слуха.

Зависимость от мышц

Уши человека являются таким органом, мышцы которого не могут сокращаться произвольно. Это значит, что вы не можете шевелить ушами, не затрагивая мимические мышцы лица. Однако, многие преуспели в этом, получив этот необычный навык. Другие же, на основе этих способностей создают специальные упражнения, которые не только заставляют двигаться уши, но и приводят кожу лица в тонус.

Факт из истории

Согласно заметкам из истории, наши слуховые органы не всегда считались органами чувств. Так, в начале двадцатого века в Тибете уши были названы предметом налогообложения. Те, кто могли платить оставались целыми, а те, кто не располагали большими средствами просто лишались ушей.

Развитие

Ученые утверждают, что слух, как человеческую способность, можно развивать. Конечно же, для этого не нужно посещать какие-то курсы: вам всего лишь необходимо уделять небольшое количество времени на прослушивание музыкальных произведений. Это может быть классика или даже современная музыка. Главное, чтобы вы получали удовольствие от этого процесса и не превышали громкость.

Изменения чуткости

С уверенностью можно сказать, что наши слуховые способности изменяются на протяжении все жизни. Так, ребенок может слышать любую, слышимую для человека частоту, в то время, как пожилые люди услышат только определенную.

Согласно этой способности, можно узнать возраст слушающего только предоставив ему возможность послушать разные частоты. Все полученные результаты зависят от сенсорных рецепторов, которые располагаются в человеческом ухе. Их называют волосковыми клетками, и главная их особенность в том, что они не могут восстанавливаться. Именно это объясняет ухудшение слуха с возрастом.

Также, можно отметить еще несколько занимательных фактов об ушах:

  • Наши уши работают во время сна, но все звуки, которые они улавливают, игнорируются нашим мозгом.
  • Звук имеет собственную скорость, которая равна 344 метрам в секунду.
  • Люди, активно посещающие шумные дискотеки и концерты, рискуют потерять слух намного раньше, чем их сверстники.
  • Когда мы подносим к уху морскую раковину, то мы слышим не что иное, как собственный шум тока крови и звуки окружающей среды. Но точно не шум морских волн.
  • Частота детского плача намного превышает частоту автомобильной сигнализации.

В статье разберемся, как проверить слух у детей.

С появлением в семье ребенка следует больше времени уделять его здоровью, в том числе и состоянию органов слуха. Разнообразные инфекции способны спровоцировать серьезные последствия. Наиболее распространенными осложнениями принято считать нарушение речи, неспособность к социализации в окружающем мире, тугоухость.

Чем раньше проблемы с ушами будут замечены родителями, тем быстрее удастся выявить и устранить причины воспаления, предотвратить вероятные осложнения. Для обнаружения нарушений важно периодически проводить у детей с самого рождения проверку слуха.

Чем чревато нарушение слуха?

Достоверно известно, что даже незначительные нарушения слуха способны приводить к серьезным отклонениям в процессе развития ребенка. Нарушения в строении органа слуха могут обладать временным характером. В подобных ситуациях оснований для переживания родителей нет.

Но запущенные состояния требуют помощи, вплоть до проведения хирургических вмешательств. Важно понимать, что последствия таких нарушений могут приобрести необратимый характер, вплоть до полной потери слуха.

Проверка слуха у новорожденных проводится в роддомах.

В более зрелом возрасте

Не исключены ситуации, когда нарушения появляются в более взрослом возрасте. Двух-трехлетний ребенок уже умеет разговаривать, но нарушение слуха может спровоцировать потерю речи. В таких ситуациях необходимо обращаться за специализированной помощью педагогов и врачей для сохранения способности общаться.

Именно поэтому необходимо тщательно следить за процессом развития ребенка, контролировать его слух и при выявлении малейших отклонений обращаться за помощью специалистов. Тесты на слух довольно просты.

Слух у ребенка может снижаться по причине наследственных патологических состояний и в результате некоторых заболеваний, среди которых простуда, грипп, отит, скарлатина, корь, свинка. Также не исключено снижение остроты слуха вследствие длительного использования антибиотических препаратов.

Как проверить слух у детей? Первоначально проверку можно осуществить дома. Но полное обследование у врача все же следует организовать в первые месяцы после рождения ребенка. Как правило, проводит ее отоларинголог в поликлинике.

человека: схема

Ухо является парным органом, отвечающим за восприятие звуков, контроль равновесия и ориентацию в пространстве. Локализуется в височной области черепной коробки, имеется вывод - наружные ушные раковины.

Ухо устроено следующим образом:

  • Внешнее ухо - эта часть слуховой системы, сюда входит ушная раковина и наружный слуховой проход.
  • Среднее ухо состоит из четырех частей - барабанная перепонка и слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремя).
  • Внутреннее ухо. Главная его составляющая - лабиринт, который является сложной конструкцией по форме и выполняемым функциям.

При взаимодействии всех отделов осуществляется передача звуковых волн, преобразованных в нейронный импульс и поступающих в мозг человеку.

Схема строения уха человека представлена ниже.

Причины нарушений слуха

Все у малышей можно условно подразделить на три разновидности:

  1. Сенсоневральная форма.
  2. Кондуктивная.
  3. Смешанная (кондуктивно-нейросенсорная).

Все они могут носить как патологический характер, так и быть приобретенными. Локализоваться могут одновременно в обоих ушах, но, как правило, затрагивают только одно ухо.

Кондуктивные нарушения развиваются вследствие травматизации уха или заболевания. Кроме того, кондуктивная тугоухость может появляться в результате аномалий развития среднего, наружного уха.

К кондуктивным нарушениям относятся также отиты любой разновидности, воспалительные процессы в глотке, носу, появление серных пробок, попадание в ухо инородных предметов. Как правило, нарушения такой формы с легкостью поддаются терапии.

К сенсоневральным нарушениям принято относить нарушения в строении среднего, внутреннего уха. Возникает подобная проблема вследствие травматизации среднего уха, недоношенности малыша, других дородовых заболеваний. В связи с этим сенсоневральные нарушения часто возникают из-за предрасположенности наследственного характера.

Следует обращать внимание на здоровье ребенка, если во время беременности у матери возникали следующие болезни:

  1. Паротит.
  2. Менингит.
  3. Воспаления вирусной природы, к примеру, краснуха, простуда, грипп.

Подобные нарушения способны спровоцировать и длительные курсы терапии антибиотическими препаратами.

К сожалению, терапия такого вида тугоухости (МКБ 10 - H90.3) занимает продолжительное время, период реабилитации затягивается. При этом в максимальном количестве случаев терапия оказывается нерезультативной. в таком состоянии является практически невозможным.

Смешанные нарушения развиваются в результате воздействия нескольких факторов одновременно. Терапия таких нарушений предполагает использование специальных медикаментозных средств и ношение специализированных звукоусилителей.

Методы проверки слуха рассмотрим ниже.

Предпосылки возникновения нарушений слуха

Следует обращать внимание на здоровье органов слуха, если ребенок в возрасте до года не пугается и не вздрагивает от громких звуков. Также признаками нарушения служат следующие факты:

  1. Ребенок не реагирует на чужую речь.
  2. Ребенок не поворачивается на голос родителей.
  3. Ребенок во время сна не реагирует на громкие звуки.
  4. Не поворачивает голову на звук, исходящий сзади.
  5. Не обращает внимания на игрушки, издающие звуки.
  6. К годовалому возрасту не понимает значения некоторых простых слов.
  7. Ребенок не начинает издавать новые звуки.

Признаки нарушений слуха у детей 1-3 лет несколько иные:

  1. Ребенок 1-2 лет не имеет связной речи.
  2. Происходит заметное нарушение в процессе формирования звукооборотов.
  3. Ребенок не воспринимает речь, часто переспрашивает.
  4. Ребенок не понимает речи человека, находящегося в другой комнате.
  5. Ребенок больше внимания обращает не на речь, а на мимику.

Проверка в домашних условиях

Итак, в домашних условиях? Определить его состояние могут несколько простых методик. Для этого потребуются издающие громкие звуки игрушки: гармошки, дудки, погремушки. Необходимо встать от ребенка на расстоянии 6 метров и издавать игрушками звуки. Малыш в первые секунды должен замирать, а затем поворачивать глаза или голову в сторону, откуда исходит звук.

Закрепить эффект можно следующим образом: издавать звуки попеременно в зоне видимости ребенка и за его спиной.

Имеется и другой тест на слух, который носит название «гороховая проба». Для проведения его понадобится три пустых непрозрачных бутылочки. В первую и вторую следует засыпать крупу (гречку, горох), третью - оставить пустой.

После этого родителю следует сесть на коротком расстоянии перед малышом и взять одну наполненную и пустую емкость. Затем следует начать трясти баночками на тридцатисантиметровом расстоянии от ребенка. Спустя минуту баночки необходимо поменять местами. Второй родитель при этом внимательно наблюдает за реакциями ребенка - он должен поворачивать голову в сторону, откуда исходит звук. Реакция малыша позволит с легкостью определить, слышит он звук или нет.

Такую методику для проверки слуха можно использовать только у детей старше 4 месяцев.

Проверка слуха у ребенка от 3 лет

Как проверить слух у детей, должен знать каждый родитель. У детей трехлетнего возраста проверить слух можно при помощи обыкновенной речи. Следует встать от ребенка на шестиметровом расстоянии. Смотреть на проверяющего ребенок при этом не должен, поэтому лучше поставить его боком, прикрыв второе ухо рукой или турундой.

Начинать говорить слова следует шепотом. Если ребенок произнесенного не разбирает, проверяющий начинает подходить ближе. С целью проверки способности слышать высококонтрастные звуки необходимо отойти от ребенка на расстояние 15 метров. Говорить слова необходимо четко и громко, ребенок должен, при этом, повторять их.

Слова, которые произносит проверяющий, должны быть понятны ребенку.

Важно понимать, что степень тугоухости тем выше, чем меньше расстояние, на котором ребенок не может разобрать и повторить слова. При обнаружении такого отклонения необходимо проконсультироваться с врачом.

Как проверить слух у детей на аппарате?

Проверка на аппарате

Если обнаружены малейшие воспаления в ухе или болезненность, следует отвести ребенка на осмотр к педиатру, который определит необходимость консультации отоларинголога или сурдолога.

Проверить слух у ребенка на аппарате можно по нескольким направлениям. Если отмечена острая или частичная следует использовать следующие методики.

  1. Самым маленьким пациентам осматривают наружный слуховой проход и используют физиологические методы.
  2. Осмотр, основанный на рефлекторных проявлениях. Он предполагает анализ безусловных рефлексов, возникающих в ответ на звуки: реакция мимики, глаз, вздрагивание, сокращение мышц.
  3. Осмотр на предмет рефлексов, возникающих в ответ на действия.
  4. Анализ регистрирующих звуковые волны.
  5. Методики, опирающиеся на телесные ощущения.
  6. Устное обследование.

Аудиометрия

Тем не менее, наиболее распространенным способом анализа остроты слуха является процедура аудиометрии. Она позволяет получить графические результаты исследования, наглядно указывающие на вид патологии и степень ее развития. Проводят аудиометрию с использованием специализированного оборудования - аудиометра.

Заключается процедура в том, что ребенок, слыша звуки различной частоты и интенсивности, сигнализирует посредством кнопки о своем восприятии.

Аудиометрия бывает двух видов - электронная и речевая. Разница между ними существенная. Электронная аудиометрия фиксирует тип нарушения и его степень, речевая аудиометрия, в свою очередь, может лишь свидетельствовать о наличии какого-либо нарушения, не предоставляя возможности получить информацию о степени запущенности заболевания.

Заключение

Таким образом, при обнаружении первых симптомов нарушения слуха у маленького ребенка, важно как можно скорее обратиться за помощью специалиста, который определит причину нарушения и порекомендует эффективную терапию. Лечение тугоухости (МКБ 10 - H90.3) начинать следует своевременно, так как слух и способность разговаривать напрямую влияют на степень социализации ребенка и его дальнейшее развитие. Ни в коем случае не следует оставлять проблемы со слухом без какого-либо внимания. Ведь серьезные осложнения со слухом у ребенка может спровоцировать даже перенесенный беременной матерью грипп.

Часто можно услышать, что у человека два уха. Но это не так. То, что мы обычно видим и называем ухом, - это только одна из его частей. На самом деле каждое ухо состоит из трех частей: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Все части работают согласованно (рис. 2).

Рис. 2. Строение уха ()

Наружное ухо - это ушная раковина вместе со слуховым проходом (рис. 3).

Рис. 3. Строение наружного уха ()

Благодаря своей слегка конусообразной форме, ушная раковина улавливает звуки, собирает колебания и направляет их внутрь, в слуховой проход , который заканчивается барабанной перепонкой (кусочек тонкой кожи, туго натянутой, как на бapaбaне).

Известно, что звук может вызывать колебания. Например, во время движения поезда все оконные стекла дрожат (вибрируют).

Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать, передавая звук в среднее ухо , которое находится в глубине черепа (рис. 4, 5).

Рис. 4. Улавливание звуковых волн ушной раковиной

Рис. 5. Барабанная перепонка вибрирует

Рис. 6. Молоточек, стремечко и наковальня

А там через самые маленькие косточки в теле человека - молоточек, стремечко и наковальню (рис. 6) - передает звук во внутреннее ухо - улитку (рис. 7).

Рис. 7. Строение уха ()

Улитка заполнена жидкостью, а ее внутренняя поверхность покрыта клетками с крошечными волосками. Под воздействием «волн» жидкости волоски начинают колебаться, создавая сигналы, которые и отправляются в мозг по слуховым нервам (рис. 8).

Рис. 8. Передача звукового сигнала в мозг ()

Во внутреннем ухе над улиткой расположены маленькие петли в виде арки - полукружные каналы , которые, как и улитка, заполнены жидкостью (рис. 9).

Рис. 9. Строение уха ()

Когда мы двигаемся, каналы смещаются, жидкость слегка колышется и мозг распознает, в каком положении находится наше тело. Он отправляет сигналы мышцам, и мы изменяем положение тела, чтобы не упасть.

Поэтому ухо еще называют органом равновесия.

Благодаря устройству в ухе, отвечающему за равновесие, акробат в цирке держится на мяче, а канатоходец ходит по канату (рис. 10).

Рис. 10. Канатоходец

Рис. 11. Вращение воды в неподвижном стакане

Рис. 12. Карусель

Иногда бывает, что человек уже находится в состоянии покоя (например, неподвижно сидит на стуле), а жидкость в полукружных каналах все еще находится в движении.

Чтобы понять это, достаточно провести опыт: необходимо налить в стакан воды и аккуратно, но достаточно быстро перемещать стакан по кругу, а затем поставить стакан на стол. Стакан неподвижен, но вода в стакане какое-то время продолжает вращение (рис. 11).

То же самое происходит с нашими полукружными каналами, когда человек катается на карусели или кружится на одном месте (рис. 12). Человек перестал кружиться, жидкость в полукружных каналах все еще движется. Волоски продолжают сообщать мозгу о движении, хотя человек уже стоит на месте. Мозг получает два противоречивых сообщения и не может точно определить о положение головы. Вот почему после карусели у многих кружится голова. Когда жидкость в полукружных каналах останавливается, мозг получает правильную информацию, человек вновь обретает равновесие.

В слуховом канале вырабатывается ушная сера . Это желтоватое, немного липкое вещество, горьковатое на вкус, убивает микробов, попадающих в ухо вместе с пылью. Так что ушная сера полезна.

Рис. 13. Берегите уши ()

Уши нуждаются в бережном отношении, потому что все части уха чрезвычайно хрупки, а слух - богатство человека (рис. 13). Чтобы сберечь слух, необходимо :

Не слушать громкую музыку, особенно в наушниках.

Не кричать самим и избегать мест, где громкие и резкие звуки.

Мыть уши каждый день.

Чистить уши можно только ватными тампонами.

Не засовывать в ухо посторонние предметы, чтобы не повредить барабанную перепонку.

Защищайте уши от ветра.

Сморкайтесь аккуратно и несильно.

Не допускайте попадания воды в уши и вовремя удаляйте ее ватными тампонами.

Обращайтесь к врачу, если уши заболели (рис. 14).

Рис. 14. Обращайтесь к врачу ()

На следующем уроке мы отправимся на 200 лет назад для ознакомления с военными событиями того времени, историческое путешествие позволит сохранить память о войне 1812 года.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 4. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 4. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 4. - М.: Просвещение.
  1. Dic.academic.ru ().
  2. Meduniver.com ().
  3. Festival.1september.ru ().

Домашнее задание

  1. Составьте тест (6 вопросов) на тему «Орган слуха и равновесия».
  2. Зарисуйте строение уха, сделайте подписи.
  3. * Развернуто ответьте на вопрос: «Почему кружится голова, даже когда спокойно стоишь после того, как покружился на месте?»

Ухо является парным органов слуха, сложным вестибулярно-слуховым органом. Ухо выполняет две основные и несомненно важные функции:

  • улавливание звуковых импульсов;
  • способность удерживание равновесия, поддержание тела в определенном положении.

Данный орган располагается в зоне височных костей черепа, образуя снаружи ушные раковины. Человеческое ухо воспринимает звуковые волны, длина которых варьируется в пределах 20 м. - 1,6 см.

Строение уха неоднородно. Оно состоит из трех отделов:

  • наружный;
  • средний;
  • внутренний.

Каждое из отделов имеет собственное строение. Соединенные вместе, отделы формируют удлиненную своеобразную трубу, которая уходит вглубь головы. Предлагаю ознакомиться со строением уха человека по схеме с описанием.

Наружное ухо

Рассмотрим строение внешнего уха. Данная область начинается с ушной раковины и продолжается наружным слуховым проходом. Ушная раковинаимеет вид сложного упругого хряща, покрытого кожей. Нижняя часть называется мочкой – она представляет собой складку, состоящую из жировой ткани (в большей степени) и кожи. Ушная раковина наиболее всего чувствительна к различным повреждениям, поэтому у борцов она практически всегда деформирована.

Ушная раковина работает в качестве приемника звуковых волн, которые затемперемещаются во внутреннюю область слухового аппарата. У человека она выполняет намного меньше функций, чем у животного, поэтому находиться в неподвижном состоянии. Звери могут водить ушами в разные стороны, поэтому максимально точно определяют источник звука.

Складки, из которых состоит ушная раковина, перемещают звуки в слуховой проход с небольшой частотой искажения. Искажения, в свою очередь, зависят от вертикальной, либо горизонтальной локации волн. Все это дает возможность мозгу получать более уточненную информацию о расположении источника звука.

Основная функция ушной раковины заключается в улавливании звуковых сигналов. Ее продолжением является хрящ наружного прохода 25-30 мм в длину. Постепенно хрящевая область переходит в костную. Ее наружная область выстлана кожей и содержит сальные, серные (видоизмененные потовые) железы.

Наружное ухо от среднего разделяет барабанная перепонка. Звуки, которые улавливает ушная раковина, ударяясь о барабанную перепонку, вызывают определенные колебания.Колебания барабанной перепонки посылаются в полость среднего уха.

Интересно знать. Во избежание разрыва барабанной перепонки солдатам в ожидании громкого взрыва рекомендовалось как можно шире открывать рот.

Теперь посмотрим, как устроено среднее ухо. Барабанная полость является основной частью среднего уха. Она представляет из себя пространство объемом примерно 1 кубический сантиметр, находящееся в области височной кости.

Здесь располагаются три маленькие слуховые косточки:

  • молоточек:
  • наковальня;
  • стремечко.

Их функция заключается в передаче звуковых колебаний из области наружного ухо во внутреннее. Во время передачи косточки усиливают колебания. Данные косточки являются самыми маленькими костными фрагментами скелета человека. Они представляют некую цепочку, по которой передаются колебания.

В полости среднего уха располагается евстахиева или слуховая труба, которая соединяет полость среднего уха с носоглоткой. За счет евстахиевой трубы, давление воздуха, проходящего внутри и снаружи от барабанной перепонки, выравнивается.Если этого не происходит, перепонка может разорваться.

При изменении внешнего давления «закладывает уши (снять симптом можно, совершая последовательные глотательные движения).Основная функция среднего уха заключается в проведении звуковых вибраций от барабанной перепонки к овальному отверстию, которое ведет в область внутреннего уха.

Внутреннее ухо является самым сложным из всех отделов из-за своей формы.

«Лабиринт» (структура внутреннего уха) состоит из двух частей:

  • височной;
  • костной.

Височный лабиринт находится внутрикостного. Между ними естьнебольшое пространство, заполненное эндолимфой (специальной жидкостью). В этой области располагается такой слуховой орган, как улитка. Тут же находится орган равновесия (вестибулярный аппарат). Далее приведена схема внутреннего уха человека с описанием.

Улитка представляет собой костный спиралевидный канал, разделенный на две части перегородкой. Перепончатая перегородка, в свою очередь, подразделяется на верхнюю и нижнюю лестницы, которые соединяются в верхней части улитки.Основная мембрана содержит в себе звуковоспринимающий аппарат–кортиев орган. Данная мембрана состоит из множества волокон, каждое из которых реагирует на определенный звук.

Со строением ушной раковины, всех частей внутреннего уха мы разобрались, давайте теперь рассмотрим строение уха и вестибулярного аппарата.

Важно. Орган равновесия вестибулярный аппарат является частью внутреннего уха.

Вестибулярный аппарат – периферический центр органа равновесия вестибулярногоанализатора. Он является составляющей частью внутреннего уха и расположен в височной черепной кости, а если говорить точнее, что в пирамиде, самой каменистой части черепа. Внутреннее ухо, которое называется лабиринтом, состоит из улитки, вестибулярного отдела и преддверия.

В слуховой системе человека выделяется три полукружных канала в виде полуколец, концы которых открыты и как бы впаиваются в кость преддверия. Поскольку каналы располагаются в трех разных плоскостях, их называют фронтальным, сагиттальным, горизонтальным. Среднее и внутреннее ухо связываются между собой круглым и овальным окном (данные окна закрытые).

Овальное располагается в кости преддверия, закрывает его стремя (слуховая косточка). Понять, полностью закрыто окно или нет, можно по основанию стремени. Второе окошко расположено в капсуле первого улиточного завитка, оно закрывается плотной, но довольно эластичной мембраной.

Внутри костного лабиринта находится перепончатый, пространство между их стенками заполняет особая жидкость – перилимфа. Перепончатый лабиринт является замкнутым и заполняется эндолимфой. Он состоит из трех отделов – мешочки преддверия, полукружные каналы, улитковый ход. Внутри системы есть надежные барьеры, которые препятствуют смешиванию физиологических жидкостей.

При некоторых болезнях уха, головного мозга барьеры могут разрушаться, жидкость смешиваются, и страдает слуховая функция. По канальцам может распространяться инфекция, которая приводит к развитию мозговых абсцессов, менингитов, арахноидитов.

Другая возможная проблема вестибулярного аппарата – нарушение равновесия между давлениями в перилимфатическом и эндалимфатическом пространствах. Именно баланс давление отвечает за здоровый тонус лабиринта и нормальную работу рецепторов. Если изменяется давление, развиваются вестибулярные, слуховые расстройства.

Рассматривая строение уха и вестибулярного аппарата, нельзя не упомянуть рецепторные клетки – они располагаются в перепончатой зоне полукружных каналов области преддверия и отвечают за равновесие. У каждого канала на одном из концов полукольца есть расширение, в котором располагаются рецепторы (ампула).

Скопления рецепторов называются купулами (заслонками). Они похожи на границу между утркулюсом и полукружными каналами. Если происходит смещение выходящих из нервных клеток волосков, организм получает сигнал о необходимости переместить тело или голову в пространстве.

Мешочки преддверия содержат скопления других нервных клеток – они образуют отолитовый аппарат. Волоски клеточных структур размещаются в отолитах – кристаллах, омываемых эндолимфатической жидкостью. Отолиты саккулюсной части располагаются во фронтальных плоскостях, соотношение их размещения в левом и правом лабиринтах составляет 45 градусов.

Отолиты утрикулюсного элемента находятся в сагиттальной плоскости, между собой они расположены горизонтально. Волокна нервных клеток, которые отходят в стороны, собираются в нервные пучки и впоследствии выходит с лицевым нервом через слуховой проход в мозговой ствол (то есть попадают в черепную полость). Тут они уже образуют целостные скопления – ядра.

Между ядрами существует мощная связь перекрестного типа, нервные пути, которые идут от рецепторов, носят название афферентных, они передают сигнал с периферии к центральной части системы. Есть также эфферентные связи, которые отвечают за передачу импульсов от центральных частей мозга к вестибулярным рецепторам.

Здоровье

1. Мужчины хуже слышат?

Мужчины чаще сталкиваются с проблемой потери слуха, чем женщины. И у них нет дополнительного фильтра, как предполагают многие. Просто они чаще вовлечены в шумные профессии и это нередко повреждает слух.

2. Громкая музыка и ваши уши

Музыка не вредна для слуха, проблемы начинаются только, когда дело касается громкой музыки. Громкая музыка является проблемой не только в клубах и пабах, но и в ваших наушниках. Кстати, прослушивание музыки через наушники увеличивает число бактерий в 700 раз.


3. Уши являются самоочищающимся органом

Уши самоочищаются. Поры в ушном проходе производят ушную серу, а мелкие волоски, называемые ресничками, выталкивают ее из ушей. При неправильном использовании наушников, можно повредить уши.

4. Опасные децибелы

Малейший звук, который вы может услышать составляет 0 децибел. Уровень громкости реактивного двигателя составляет 120 децибел, а ружейного выстрела 140 децибел. Если в течение 8-ми часов на вас воздействует 90 децибел и больше, это может повредить ваш слух. Все, что превышает 140 децибелов, вызывает немедленное повреждение.

5. Потеря слуха - распространенное явление

Около трех из пяти людей в возрасте от 60 лет и выше в той или иной степени сталкиваются с проблемой потери слуха. А 40 процентам из этих людей потребуется слуховой аппарат.

6. Звук океана в ракушке

Звук бушующего океана, который мы слышим, когда прикладываем морскую ракушку к уху – это не океан, а звук крови, бегущей по венам в ухе.

7. Дети часто болеют ушными инфекциями

Вода, которая оказалась в ухе может привести к потере слуха. Это чаще всего случается у детей, и может вызвать болезненную ушную инфекцию. Ее легко вылечить, но нельзя игнорировать.

8. Слух и равновесие

Ваши уши играют важную роль в том, чтобы держать вас в равновесии. Рядом с улиткой уха расположено три последовательных канала, которые работают как гироскоп, чтобы держать нас в равновесии, и дают информацию о том, где вы находитесь в пространстве. Так при ушной инфекции, некоторые люди испытывают трудности с равновесием.

9. Спорт и изуродованная ушная раковина

У игроков регби часто наблюдается ушная раковина, напоминающая цветную капусту. Это происходит тогда когда внешний хрящ уха, который не содержит костей, неоднократно повреждается.

10. Слух ребенка

У детей более чувствительный слух. При рождении, человеческое ухо способно слышать самый низкий звук в 20 герц (что ниже, чем самый низкий звук у фортепиано) и самый высокий в 20 000 герц.