Кроссворды о весне. Классный час в начальных классах с презентацией на тему: Весна

Интерактивный кроссворд «Признаки весны»
для детей подготовительной логопедической группы.

Бакаева Марина Николаевна
учитель-логопед МАДОУ №310
г. Ростова-на-Дону

Тема: Времена года.

Цель: развитие фонематического слуха детей-логопатов на материале весенних явлений природы.

Задачи:
- актуализировать у детей названия весенних признаков;
- учить подбирать по картинкам слова с учетом первого - последнего звука и их общего количества;
- развивать любознательность, познавательные интересы;
- воспитывать самоконтроль.

Форма работы: групповая.

Оборудование:
- ноутбук с программой Microsoft PowerPoint 2010,
- интерактивная доска.

Рекомендации к проведению.
Интерактивный кроссворд «Признаки весны» выполнен в программе Microsoft PowerPoint 2010.
Он предназначен детям подготовительной логопедической группы детского сада для актуализации их знаний о весне и развития фонематического слуха логопатов на этом материале в интересной занимательной форме.
Данный интерактивный кроссворд может быть использован и на занятии, и в повседневной жизни.
Ход занятия.
1. Заинтересовывающий момент: Внесение и рассматривание ступенчатого кроссворда, где на каждой строке даны первая и последняя буква задуманного слова.
- Как вы думаете, какое время года «спряталось» в этом кроссворде? Почему вы так думаете?
(зеленый фон - молодая зелень)

2. Чтение задания: Узнай признак весны по первому и последнему звуку в слове.

3. Вопросы к детям: Какие признаки весны вы помните?

4. Загадка о весне:
Я распускаю почки в зелёные листочки,
Деревья одеваю, посевы наливаю,
Движения полна, зовут меня…весна.
Какие весенние признаки в этой загадке помогли вам правильно отгадать ее?

5. Работа с кроссвордом: по щелчку появляется картинка «лужи».

На этой картинке нужно найти слово, которое начинается на…Л (говорят дети) и заканчивается на … А (говорят дети). Сколько звуков должно быть в этом слове? (4) Верно. Ищите это слово. Кто нашел?
(ответы детей)
Проверяем и диктуем слово по звукам. Получилось. Нажимаю мышку. Что у нас появилось, прочитает вместе - ЛУЖА. Отлично.

По данной схеме следует проработать все строки кроссворда, с некоторыми словами можно провести дополнительную работу:
- ручей,
- птенцы,
- капель - Что такое капель?,
- скворцы - Какие стихи про скворцов вы помните?,
- ледоход - Что такое ледоход?,
- сосулька,
- первоцвет - Что обозначает это слово?
- проталина - Что такое проталина?
- подснежник - Какие стихи про подснежники вы помните?

6. Итог занятия. Благодаря вашим стараниям мы успешно прошли по ступенькам весенних признаков - Вот и к нам пришла она: долгожданная весна. Вы все - М 0 - ЛОД - ЦЫ!

Кроссворд с ответами о подснежниках для младших школьников


Толстикова Татьяна Александровна, воспитатель ГБОУ НАО «НСШИ», г. Нарьян-Мар
Описание: 19 апреля – День подснежника. Предложенный кроссворд поможет узнать интересные факты об этом цветке. Материал может быть интересен педагогам начальной школы при организации мероприятий на весеннюю тему и при организации детского досуга.
Цель: Разгадывание кроссворда
Задачи: Познакомить с особенностями и интересными фактами о подснежниках,
Воспитывать бережное отношение к первоцветам,
Развивать логику, внимание, память,
Формировать интерес к произведениям детских поэтов.


П – В своём стихотворении Ю. Мориц назвала весну Весной Мартовной Подснежниковой, Весной Маевной Черешниковой. А какое отчество носила Весна Скворешникова?
О – Какая богиня, согласно легенде, раздавая цветам костюмы для карнавала, подарила подснежнику белое платье. А снег, которому костюма не полагалось, тоже хотел участвовать в карнавале, и стал просить цветы помочь ему. Тогда подснежник укрыл его своим белым плащом и вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день.
Д – Символом чего служит подснежник?
С – Закончите стихотворение Тимофея Белозёрова:
Плакала Снегурочка, зиму провожая,
Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая берёзы,
Выросли подснежники – Снегурочкины …
Н – В какой стране в 1986 году был учреждён День подснежника?
Е – Это насекомое вместе с мухами и бабочками опыляет подснежники.
Ж – В разных странах подснежник называют по-разному. Англичане - снежной каплей или снежной сережкой; немцы - снежным колокольчиком. А как называют его чехи?
Н – Научное название подснежника, которое с латинского языка переводится «молочный цветок».
И – Как называется подснежник, который имеет очень крупные цветки с запахом мёда и нежными зелёными пятнышками на лепестках?
К – Этой частью растения подснежники защищаются от грызунов, т.к. она ядовита.

Ответы:



Это прекрасное стихотворение я нашла на одном из сайтов среди SMS-поздравлений без указания авторства.

С наступающим Днём подснежника!

Пояснительная записка

Работа ориентирована на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Отражает интеграцию образовательных областей «Познание» и «Коммуникация».

Название презентации: «Кроссворд «Весна».

Цель: закрепить знания детей о весне.

Задачи:

    Обобщить и систематизировать представления детей о весне.

    Развивать связную речь; упражнять в составлении описательного рассказа по опорным картинкам.

    Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность.

Оборудование:

    компьютер

    мультимедийный проектор

Формы работы с презентацией:

фронтальная, групповая, индивидуальная.

Дерябина Марина Станиславовна

Инструкция

Кнопки:

- кнопка перехода к следующему слайду.

Смена слайдов происходит по щелчку.

Переход на слайд №5 осуществляется нажатием на кнопку ….

Триггеры:

    Слайд №1 – по щелчку.

    Слайд №2 – 2 раза по щелчку.

    Слайд №3 – по щелчку.

    Слайд №4 – триггеры:

Кнопкой к каждому слову является красный круг с цифрой. Нажатием на нее появляется вопрос; повторным нажатием появляется слово; автоматически: вход картинки, выход вопроса, выход картинки.

После разгадывания всего кроссворда: переход на слайд №5 нажатием на кнопку …

    Слайд №5 – триггер выполняется автоматически.

    Слайд №6 – по щелчку.

    Слайд №7 – вход и выход каждой картинки по щелчку.

    Слайд №8 – триггер выполняется автоматически.

    Слайд №9 – на источники в Интернет;

    Слайд №10 – инструкция и пояснительная записка по работе с презентацией (документы Microsoft Office Word ).

Аналитическая справка

по самообразованию

воспитателя

Дерябиной Марины Станиславовны

2015 – 2016 уч.г.

Тема по самообразованию:

«Воспитательно-образовательная, коррекционная работа

с детьми подготовительной группы с ЗПР

на основе русского фольклора»

Актуальность темы

В настоящее время в российской системе дошкольного образования разрабатывается и внедряется множество инноваций. Безусловно, это положительный момент в плане обновления содержания образования, развития и воспитания дошкольников. Но, считаю, что наряду с разработкой современных моделей воспитания, необходимо обратиться к лучшим образцам народной педагогики. Фольклорные произведения – это неиссякаемый кладезь народной мудрости. И, думаю, именно народная мудрость должна лечь в основу воспитания и развития ребёнка. Особенно актуально использование фольклора в работе с детьми с задержкой психического развития. Так как дети с ОВЗ лучше воспринимают материал и обучаются на том, что наиболее для них близко и доступно их пониманию, что сопровождает их с самого раннего детства – потешках, песенках, сказках.

В общеобразовательной программе ДО «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой написано:

«Отличительные особенности Программы:

…- Патриотическая направленность Программы

В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим».

Изучила методическую литературу по данной теме:

Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой;

Маханёва М.Д., Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры;

Галанов А.С. Развивающие задания и игры по сказке;

Мельников М.Н. Русский детский фольклор;

Фёдорова Г.П. На золотом крыльце сидели;

Моисеева М.Ф., Фёдорова А.И. Сказочная угадайка;

Мартынова А.Н. Пословицы. Поговорки. Загадки.

Нетерина Т.Г. Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения;

Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР;

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам;

Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой;

Статьи из журналов «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Ребёнок в детском саду»;

Интернет-ресурсы.

Цель работы по теме : приобщение детей ко всем видам русской культуры: различным видам устного народного творчества - сказки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, считалки; различным видам русского народного промысла, декоративно-прикладного искусства; русским народным играм – и осуществление коррекции, воспитательно-образовательной работы по следующим областям:

Развитие психических процессов;

Познавательное развитие;

Речевое;

Социально-личностное;

Художественно-эстетическое;

Физическое.

Разрабатываю и внедряю в работу систему коррекционной и воспитательно-образовательной работы с детьми подготовительной группы с ЗПР на основе различных видов фольклора по месяцам (тематическое, временное, коррекционное распределение материала). Разные направления работы стараюсь объединить одной общей темой. В месяц планирую работу над одной сказкой, которую подбираю по лексической теме, времени года, индивидуальным особенностям детей. К теме по сказке подбираю потешки, русскую народную подвижную игру. По произведениям устного народного творчества планирую театрализованную, продуктивную деятельность.

Разрабатываю систему работы со сказкой, куда включаю следующие направления: нравственное воспитание, речевое развитие, театрализованная деятельность, игры и задания на развитие психических процессов, развитие математических представлений, продуктивная деятельность, сюжетно-ролевая игра, физическое развитие, работа с родителями.

Планируется работа по знакомству детей с малыми фольклорными формами: загадками, пословицами, поговорками.

Планируется работа по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством. В подготовительной группе планируется в основном работа по знакомству с хохломской росписью.

У детей с ЗПР наблюдаются отклонения не только в психическом, но и в физическом развитии. При этом прослеживается закономерность: чем больше степень ЗПР, тем ярче проявляются нарушения в физическом развитии. Составляю картотеку русских народных подвижных игр и забав, картотеку русских народных считалок.

В предыдущие годы разрабатывала систему работы по фольклорному направлению с детьми младшей, средней и старшей групп для детей с ЗПР. В этом учебном году заканчиваю данную работу для детей подготовительной группы.

Пословицы и поговорки про май

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
2. Май обманет - в … уйдёт.4. Когда цветёт … - всегда живёт холод.8. Малая птичка … , а знает май.10. Май леса наряжает, … в гости ожидает.11. Майская … и голодного кормит.

ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. В мае даже … поёт.3. Апрель с водою, а … с травою.5. Майский … не выдавит слёз.6. Коли в мае … , будет и рожь.7. Соловей защёлкал, значит, … лист пустила.9. Одна майская … коням лучше овса.

ОТВЕТЫ:
По горизонтали:2. сел 4. ахумёреч 8. йеволос 10. отел 11. аварт
По вертикали:1. ретев 3. йам 5. зором 6. ьджод 7. азёреб 9. асор

  • ВОДА, ВОДА… КРУГОМ ВОДА!
22 марта - Всемирный день водных ресурсов.
Эта знаменательная дата, начиная с 1993 года, призвана напоминать человечеству о чрезвычайной важности водных ресурсов для окружающей среды и развития общества."Потому что без воды ни туды и ни сюды"!О видах водоёмов - в нашем "водном" кроссворде.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:1. Часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа.4. Искусственный водоём для хранения воды с целью водоснабжения, орошения, разведения рыбы и водоплавающей птицы, а также для эстетических, санитарных и спортивных потребностей.6. Небольшой водоток, обычно шириной от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров, впадающий, чаще всего, в реки или озёра. Его скорость, как правило, достаточно велика.8. Крупнейший водный объект, составляющий часть Мирового океана, расположенный среди материков.

ПО ВЕРТИКАЛИ:2. Естественно возникший водоём, не имеющий непосредственного соединения с морем (океаном), и являющийся предметом изучения науки лимнологии.3. Относительно небольшое скопление жидкости, в большинстве случаев воды в углублениях на поверхности земли или в неровностях какого-либо покрытия.5. Естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник).7. Природный водный поток, текущий в выработанном им углублении - постоянном естественном русле и питающийся за счёт поверхностного и подземного стока с его бассейна. Изучается наукой потамоло́гией.

ОТВЕТЫ:По горизонтали:1. море 4. пруд 6. ручей 8. океанПо вертикали:2. озеро 3. лужа 5. родник (ключ) 7. река

  • "Боярыня - Масленица!"
Масляна, сырная масленица, сырная неделя, масляная неделя, сахарные уста, объедала, объедуха, ясочка, перепелочка, касаточка, боярыня-масленица, блиноеда, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, тридцати братьев сестра, разорительница, мокрохвостка, широкая, разгульная, веселая, честная, курносая, румяная...И это всё - о Масленице!По этим прозвищам можно судить не только об особенностях славянского праздника, но и об отношении к нему людей. Весело и с размахом провожая Зиму, народ готовился к Великому посту.
Пословицы и поговорки кроссворда "Масленица" помогут вам больше узнать о традициях, берущих начало в языческом прошлом наших предков.Все слова задания зашифрованы в единственном числе. Как на масленой неделе Из печи блины летели! С пылу, с жару, из печи, Все румяны, горячи! Масленица, угощай! Всем блиночков подавай!


ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
3. Блинцы, блинчики, блины, как … у весны.
5. Не все коту … , будет и Великий Пост!7. Блин не … – на вилы не наколешь.9. Как на масляной неделе в … блины летели.11. Отдадим почтенье на сырной в … .13. Масленицу провожаем, света … ожидаем.

ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. На … покататься, в блинах поваляться.2. Была у двора Масленица, а в … не зашла.
4. Блин не … , брюха не расколет.6. Это Масленица идет, … да мед несет.
8. Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про … вспоминай без маслица.
10. Масленица объедуха, … приберуха.11. Маслена не на … дается.12. Боится Масленица горькой … , да пареной репы.

ОТВЕТЫ:
По горизонтали:3. колесо 5. масленица 7. сноп 9. потолок 11. воскресенье 13. солнце.
По вертикали:1. гора 2. дом 4. клин 6. блин 8. пост 10. деньги 11. век 12. редька.

  • "Смех - дело серьезное!"
Как относились в старину к смеху и веселым людям, вы узнаете, разгадав наш кроссворд.А вписав недостающие слова в русские народные поговорки и пословицы,подумайте, применимы ли они и в наше время.А вы согласны с этими утверждениями?

По горизонтали: 2.Продолжать смеяться легче, чем окончить … . 3. Кто людей веселит, за того и … стоит.5. Шутить шути, а … купи (береги).7. Смех – великий … .9. … на смеху живет.11. Кто весел, а кто и … повесил. 12. Шутка - … , а заряжает на час.14. У него и … смеется, и нога смеется. 15. Радость не вечна, … не бесконечна.16. Смех - … серьезное.

По вертикали: 1. Делу – время, потехе - … .2. … в рот попала.4. У кого рубль плачет, а у меня … скачет.6. Кто в радости живет, того и … неймет.7. Сердце веселится, и … цветет.8. Мешай дело с бездельем, проводи … с весельем.9. … лучше богатства.10. Всякая … надвое растворена; коту потешно, ин мышке за беду.13. Не смейся, … , над бобами: будешь и ты под ногами.

По горизонтали:2.Смех 3.Свет 5.Рожь 7.Лекарь 9.Век 11.Нос 12.Минутка 14.Рука 15.Печаль 16.Дело

По вертикали:1. Час 2.Смешинка 4.Копейка 6.Кручина 7.Лицо 8.Время 9.Веселье 10.Шутка 13.Горох

  • "Весенние цветы"
…Когда цветут цветы весны,И трель выводит дрозд,Мы светлой радости полны,Бродя с утра до звёзд...Роберт Бернс

1. Научное название растения – «Галантус». Оно образовано из латинизированных греческих слов γάλα (gála) и ἄνθος (ánthos), что может пониматься, как «молочный цветок» - и дано по окраске цветов. Общеизвестное название связано с ранним цветением растений - цветы появляются сразу из-под снега.

2. Цветок, название которого связано с местом его произрастания. Он растёт в ЛЕСУ, а на открытых местах почти не встречается. Другое его название -"ПЕЧЁНОЧНИЦА " . Оно произошло от поверья, что эти растения помогают при заболеваниях печени, так как трехлопастные листья по форме ее напоминают.

3. Стебелек этого цветка чуть толще обычной спички и не выше ученического карандаша. Зеленый ворсистый стебелек заканчивается белой звездочкой цветка. Древние римляне называли цветок точно так же, как и мы «анемона» – от латинского слова «анемос» - ветер. Вероятно, название дано растению из-за его чувствительности к ветру. Уже при малых порывах крупные лепестки цветов начинают трепетать, а цветки раскачиваться. Как называется цветок у нас?

4. На мохнатом стебельке этого растения собраны головки цветов, окрашенные в разные цвета. Одни – розовые, другие – фиолетовые, третьи – совсем синие. Розовыми цветки бывают, когда только расцветут. Пройдет немного времени, и из розовых они станут фиолетовыми, а потом и синими. Цветок особенно любим пчелами и шмелями! С этим и связано его название.

5. Название цветка образовано от глагольной формы «оду́ть», равной литературному «обдуть». В этом названии отражается особенность растения - его опушённые семянки сносятся ветром или лёгким дуновением.

6. Название этого цветка происходит от латинского слова «prímus» («первый») и объясняется тем, что многие его виды цветут ранней весной, одними из первых.

7. Один из сказочно красивых первых цветков -­ СОН-ТРАВА. Густая мохнатая шубка из волосков, покрывающих все растение, отлично защищает его как от холода, так и от потери влаги. Его ботаническое название -«пульсатилла» (Pulsatiila) - в переводе с латинского означает «приводить в движение». Есть у цветка и другое название, связанное с его стремительным развитием весной. Как называют сон-траву в народе?

ОТВЕТЫ: 1. Подснежник 2. Перелеска. 3. Ветреница. 4. Медуница. 5. Одуванчик. 6. Первоцвет.7. Прострел.

  • Кроссворд "Весна"
ВЕСНА ИДЕТ! ВЕСНЕ - ДОРОГУ!
Вслед за звонкими ручьями и мы, как глашатаи весны, подготовили для вас, дорогие друзья, весеннее задание. И не простое, а с пословицами и поговорками! Угадайте или вспомните недостающие в них слова и впишите их в горизонтальные клеточки.Начинайте с верхней строчки. Буквы - подсказки (уже вписанные) - из слова ВЕСНА. Выполнив задание, вы сможете еще раз убедиться, что пословицы и поговорки, воплощая народную многовековую мудрость, как всегда очень точны, наблюдательны и образны.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ: 1. Апрельский … ломает снежок.2. Март с водой, … с травой, а май с цветами.3. Весна да … - на дню погод восемь.4. Весенний … год кормит.5. … зиму кончает, весну начинает.

ОТВЕТЫ:1. котевц 2. ьлерпа 3. ьнесо 4. ьнед 5. трам

  • "Солнечные" загадки

1. На ветках – плотные комочки,В них дремлют клейкие листочки.

2. Что вниз вершиной растет?

3. Кто в году 4 раза переодевается?

4. Он черной тучей был сначала,Он белым пухом лег на лес,Покрыл всю землю одеялом,А по весне совсем исчез.

5. Шел долговяз – в землю увяз.

6. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает.

7. Всех перелетных птиц черней,Чистит пашню от червей.

8. Рос шар бел, дунул ветер – и шар улетел.

9. Я раскрываю почки,В зеленые листочки,Деревья одеваю,Посевы поливаю,Движения полна,Зовут меня…

10. Белые горошки на зеленой ножке.

11. Без рук, без топоренка построена избенка.

12. Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – черное суконце,

Снизу – белое полотенце.

13. Посадили зернышко,Вырастили солнышко.

14. Громко река ревет,И разламывает лед,В домик свой скворец вернулся,А в лесу медведь проснулся,В небе жаворонка трель,Кто же к нам пришел?

15. Что не сеяно родится?

16. Кто 2 раза родится:В первый раз – гладкий,Во второй – мягкий?

Ответы:.ацитп.16.аварт.15.ьлерпа.14.хунлосдоп.13.акчотсал.12.одзенг.11.шыднал.10.ансев.9.кичнавудо.8.чарг.7.оверед.6.ьджод.5.генс.4.ялмез.3 .акьлусос.2.икчоп.1

"

Боровкова Елена - учащаяся 6 класса

Тамбовская область, Мичуринский район, с. Красивое

Красивский филиал МБОУ Кочетовской СОШ

Руководитель: Воропаева С.А.

Кроссворд

По горизонтали:
1. Растаявший снег.
2. Время плача сосулек.
3. Ждет, когда весна ему эстафету передаст.
4. Слезы тающих сосулек.
5. Когда снег растает и потеплеет, то можно выехать на природу, шашлыки пожарить. А как такой выезд назвать?
6. "...-цветочки у меня в садочке".
7. ... серебристая - этот куст называют по-другому мимозой.

По вертикали:
1. Глядит из-под снега зеленый росток. Он - первый весенний цветок.
2. В марте он кричит на крышах свои мявкающие песни.
3. Собрание фотографий под одной обложкой. Например, все фотографии на тему "Пришла весна".
4. Весна "командует" старт, когда наступает...
5. Весной ее и шайбу убирают на хранение до следующей зимы.
6. Душистый майский лесной цветок с веточкой белых колокольчиков.

Слова кроссворда:
По горизонтали:
1. вода
2. капель
3. лето
4. оттепель
5. пикник
6. лютик
7. акация
По вертикали:
1. подснежник
2. кот
3. альбом
4. март
5. клюшка
6. ландыш

Источник:

Оттепель http://statics.photodom.com/photos/2010/02/22/1754989.jpg
Март http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/71/376/71376004_mart1.jpg
Кот http://img-fotki.yandex.ru/get/18/min-net05.153/0_1249f_e33dd513_XL
Клюшка