Конспект непосредственно - образовательной деятельностиТема: «Знакомство со звуком и буквой Ч.Правила написания сочетаний ча, чу. Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква Ч

Цель: - ознакомление родителей с формами работы по изучению нового звука и буквы;

- оказание помощи родителям при обучении ребенка грамоте через создание игровых ситуаций.

Задачи: Обучающие: - обучать соотношению буквы и звука;

Обогащать активный и пассивный словарь дошкольника;

Повышение компетентности родителей при обучении детей чтению;

Формировать у детей и их родителей интерес к речевым занятиям.

Развивающие: - развивать фонематический слух;

Развивать грамматический строй речи;

Развивать мелкую моторику рук;

Активизировать внимание, память, логическое мышление, воображение.

Воспитательные: - воспитывать взаимодействие: родитель-ребенок;

Оборудование: аудиозапись артикуляционной гимнастики и движения поезда, картинки-часы,ключ, дача, челка, ручка, грач, калач, крючок, щенок, дуб, свеча, чеснок,картинки(на что похожа буква ч), маркеры, салфетки, разноцветные полоски из игрового пособия «Ларчик» В.Воскобович, диск «Складушки» игровое пособие по обучению чтению В.Воскобович.

Дидактический материал: игровые пособия В.Воскобовича «Игровизор», «Коврограф», «Шнур-малыш», «Конструктор букв», «Фиолетовый Лес», сказочный герой Луч Владыка.

Конспект мастер-класса

1. Организационный момент.

Воспитатель: - Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада видеть вас вместе с детьми на занятии по обучению грамоте. Сегодня познакомимся с новым звуком и буквой, будем определять местонахождения звука в словах, называть слова с новым звуком, учиться начертанию новой буквы, учиться сливать звуки в слоги.

2. Вводная часть.

Воспитатель: - Проведем артикуляционную гимнастику для подготовки речевого аппарата к произношению звуков.

(Артикуляционная гимнастика по выбору воспитателя).

3. Основная часть.

*Знакомство с новым звуком.

Воспитатель: (аудиозапись движения поезда).

Движение какого транспорта можно изобразить с помощью данной музыки? (поезд).

Изобразим звуками,как движется поезд(родители вместе с детьми произносят чух -чух -чух).

Медленно, ускоренно, быстро. (Дети вместе с детьми произносят).

Какой звук слышите первым? [ч’]

Что делает язык во время произнесения этого звука? (Ответы).

Какой это звук? (согласный, глухой, мягкий).

Почему согласный? (Ответы).

Почему глухой? (Ответы).

Запомните, этот звук всегда мягкий.

Воспитатель: - Назовите слова, начинающиеся со звука [ ч’]. (Дети и родители называют).

*Определение местонахождения звука [ ч’] в словах.

(Часы, ключ, дача, челка, ручка, грач).

- Используется » Игровизор» В. Воскобовича.

(Родители вместе с детьми определяют количество звуков в данных словах и обозначают их кружочками; местоположение звука [ ч’]- кружок закрашивают).

- Используются пособия В.Воскобовича » Коврограф» и разноцветные полоски.

(На «Коврографе» картинки - калач, крючок, щенок, дуб, свеча, чеснок; про вести полоски к тем словам, в которых слышится звук [ч’]).

4. Физкультминутка Е. Благинина «Четыре Анюточки».

*Знакомство с новой буквой.

Воспитатель: - Звук [ч’] обозначается буквой «че». (Показ изображения буквы).

На что похожа буква ч? (Ответы детей).

(Показ картинок, на что похожа буква ч).

- Стихотворение В. Степанов «Да, вы правильно решили…».

Игровое пособие по обучению чтению «Складушки» (картинки, стихи, песенки). В.Воскобович. Песенка про букву «ч» (дорожка № 21).

- Используется пособие В.Воскобович «Лабиринт согласных букв» и «Игровизор».

а) найти букву Ч и обвести в кружок.

*Начертание буквы Ч.

(Пальчиковая гимнастика по выбору воспитателя).

б) обвести букву «ч» и продолжить ее написание.

- Используется пособие В.Воскобовича «Шнур малыш» и «Конструктор букв».

(«Вышивают» букву «ч» и выкладывают из деталей конструктора букву «ч»).

- Используется пособие В. Воскобовича «Коврограф» и разноцветные полоски.

(С помощью полоски выложить букву «ч»).

*Чтение слогов (ач, оч, уч, ич, ча, чо, чу, чи).

* Чистоговорки и скороговорки на выбор воспитателя.

- Используется игровой момент (Сказочный герой «Фиолетового Леса»- Луч Владыка; пособие В.Воскобович).

Воспитатель: - Луч Владыка к нам пришел,

Слоги он в лесу нашел.

Чтобы умненькими стать!

(Слоги размещены на пособии В. Воскобовича «Фиолетовый Лес»).

(Дети вместе с родителями читают слоги).

Воспитатель: - Дополните слоги (оч, уч, ча,чу, чи до целого слова).

(Дети вместе с родителями выполняют задание).

5.Заключительная часть.

*(Ребусы на выбор воспитателя).

Воспитатель: - Что вы узнали о звуке [ ч’]? (Ответы детей и родителей).

Какой буквой он обозначается? (Ответы детей и родителей).

Всем спасибо за вниманье

И за дружное пониманье.

Рада видеть вас была,

И довольна детвора.

Приходите чаще к нам,

Чтоб учиться всем азам.

До новых встреч!

Название: Конспект мастер-класса в подготовительной группе «Звук [ч’], буква ч»

Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Место работы: МДОУ детский сад №19 «Березка»
Месторасположение: поселок Козьмодемьянск, Ярославский район, Ярославская область

Татьяна Никифорова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство со звуком Ч и буквой Ч»

Интеграция ОО : «Познание» , «Социализация» , «Коммуникация»

Тема : Знакомство со звуком Ч и буквой Ч

Группа : подготовительная к школе

Программное содержание : Воспитательные задачи : Воспитывать у детей терпения и выдержку. Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к друг другу.

Развивающие задачи : Развивать у детей психические процессы (внимание, память, мышление, воображение) . Развивать моторику с помощью графического диктанта. Развивать фонематический слух через игру «Хлопушка» . Через малоподвижные игры развивать эмоциональную сферу.

Образовательные задачи : Знакомство со звуком [ч] , с буквой [ч] и правилом что звук [ч] всегда мягкий согласный. Называть слова с заданным звуком , определять звук в слове . Продолжать учить детей составлять предложения из 3 – 4 слов.

Предварительная работа :

Материал и оборудование :

Продолжительность : 30 минут

Место проведения занятия : групповая комната

Этапы занятия :

I Знакомство и разбор звука и буквы Ч

II Дидактическая игра «Хлопушка»

III Дидактическая игра «Кто назовет больше слов со звуком Ч »

IV Дидактическая игра «Назови ласково»

V Физминутка «Тик – так»

VI Сюрпризный момент «Необычные часы»

VII Речевая зарядка

VIII Пальчиковая гимнастика «Замок»

IX Графический диктант

X Анализ занятия

Ход занятия:

I Воспитатель : Мы сегодня на занятии познакомимся с новым звуком и новой буквой , будем составлять предложения, напишем графический диктант. Сейчас я вам загадаю загадку :

Ног нет, а хожу

Рта нет, а скажу

Когда спать

Когда встать

Когда работу начинать. (Часы)

Кто угадал, поднимаем руку.

Воспитатель : Правильно, это часы. Назовите первый звук в слове «ЧАСЫ» (Ч) . Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком – Ч . Посмотрите и послушай те когда мы произносим звук Ч язык находится за верхними зубами. Произнесите звук Ч несколько раз .

Дети, самостоятельно произнося звук Ч

Звук Ч обозначается вот такой буквой Ч

Воспитатель показывает демонстрационную карточку с буквой Ч

Воспитатель : Что это за звук ? (согласный) Правильно это согласный звук , потому что он встретил преграду во рту и не поется. Давайте, приложим ладонь к горлу и послушаем, вибрирует ли наше горлышко, при произношении звука Ч . Нет, не вибрирует, значит, этот звук глухой . Ребята, запомните, что звук Ч всегда мягкий . Ребята, давайте все вместе повторим хором звук Ч - согласный , глухой, мягкий.

Дети повторяют вместе с воспитателем

II Воспитатель : Поиграем игру «Хлопушка» . Хлопните в ладоши если услышите звук Ч : Д, Т, Б, Ч, П, ДА, БА, МА, ЧА, ЧУ, ДУБ, ТУМБА, ЧАШКА, ЦВЕТЫ, ЛАСТОЧКА. Молодцы.

III А теперь, следующая игра «Кто назовет больше слов со звуком Ч » , за каждое правильное слово я вам буду давать фишку. Но вы должны мне сказать где спрятался звук Ч в начале , в середине или в конце слова. Проходит игра

IV Дидактическая игра «Назови ласково» :

Кольцо - …

Курица - …

Огурец - …

Палец - …

Пуговица - …

Птица - …

V Физминутка «Тик – так»

Тик – так, тик – так,

Все часы идут вот так :

Тик – так, тик – так,

Смотри скорей, который час.

Тик – так, тик – так,

Налево раз, направо два.

Мы тоже можем так.

Тик – так - тик – так.

VI Воспитатель : Посмотрите, на картинку на ней изображены необычные часы. А чем они необычны? Правильно, необычные часы вместо цифр изображены буквы .

Воспитатель двигает по циферблату стрелку и вместе с детьми произносят звуки : А,О,И,Е,У (на циферблате буквы обозначены красным цветом) .

Какие буквы мы прочитали ? (ответы детей) Почему они называются гласными? (ответы детей) Ребята, посмотрите, а теперь на середине нашего циферблата у нас появилась буква ? Почему она обозначена зеленным цветом? (ответы детей)

А теперь мы с вами, ребята, читаем слоги : ЧА, ЧО, ЧИ, ЧЕ,ЧУ. Читаем наоборот : АЧ, ОЧ, ИЧ, ЕЧ, УЧ. Слоги прочитываем несколько раз, можно индивидуально, для закрепления.

VII Речевая зарядка :

Ча – ча – ча – мы увидели грача.

Чу – чу- чу – молоточком я стучу.

Чо – чо – чо – греет солнце горячо.

Чи – чи – чи – вкусны пироги в печи.

Оч – оч – оч – наступила ночь.

VIII Пальчиковая гимнастика «На двери весит замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли» , малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.

IX Графический диктант :

Две клетки вправо, четыре клетки вниз, две клетки вправо, четыре клетки вверх, две клетки вправо, десять клеток вниз, две клетки влево, четыре клетки вверх, четыре клетки влево, шесть клеток вверх.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, что у вас получилось? Правильно, молодцы! Возьмем зеленый карандаш и закрасим букву в зеленый цвет . Почему мы закрашиваем букву зеленым карандашом ? (ответы детей) .

(подготовительная группа)

Цели:

Образовательные: познакомить детей со звуком и буквой Ч, учить соотносить звук и букву; научить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам; закреплять правильный графический образ буквы.

Развивающие: развивать связную речь; развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; развивать внимание, память; развивать интерес к чтению через игру.

Воспитательные: воспитывать умение работать в группе, учить выслушивать ответы товарищей; создавать атмосферу дружеского общения.

Оборудование:

Волшебный мешочек;

Клубочек;

Предметы отгадки на загадки;

Буквы Ч, ч, У, Ю, Ы, И, А, Я, О, Ё;

3 мешочка со схемой слова;

Карточки с правилами написания сочетаний ча – чу;

Игровое поле для игры «Почитай-ка» - 4 шт.;

Кубики игральные – 4 шт.;

Карточки с текстом для индивидуальной работы;

Простые карандаши;

Музыкальный центр, музыка.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Звучит приятная музыка, дети садятся в кружок.

1. Орг. Момент.

Ритуал начала занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла для вас волшебный мешочек, а в нем лежит волшебный клубочек, который поможет поднять нам настроение на целый день. Мы будем передавать клубочек по кругу, говоря при этом добрые пожелания друг другу.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

2. Основная часть.

Воспитатель: В начале занятия я сказала, что мешочек волшебный. В нем спрятались загадки. А вы умеете отгадывать загадки? Верные отгадки на загадки будут появляться на столе.

Загадки:

1. Сам верхом, а ноги за ушами? ОЧКИ.

2. В портфеле я её ношу, ей в тетради я пишу. Замечательная штучка – самопишущая … РУЧКА.

3. Хвост во дворе, нос в конуре, кто его повернет – тот и в дом войдет. КЛЮЧ.

4. Она нужна, чтоб сок налить или горячего чайку попить. ЧАШКА.

5. Ног нет, а хожу, рта нет, а время скажу. ЧАСЫ.

6. Если что болит – не плачь, тебе поможет мудрый … ВРАЧ.

7. Висит груша, нельзя скушать. ЛАМПОЧКА.

8. Горячий, с лимонным ароматом, с вареньем и медом, а можно и с мятой! ЧАЙ.

9. Ударишь – не плачет, подбросишь – поскачет. МЯЧ

Воспитатель: Ребята, посмотрите отгадки. Что общего во всех этих предметах? (В названии этих предметов есть звук Ч.)

Воспитатель: Давайте произнесем этот звук. Его можно пропеть? Что мешает воздуху выходить свободно?

Воспитатель показывает как правильно произносить звук Ч. (Когда мы произносим звук Ч, губки немного вытягиваются в трубочку, зубки почти сомкнуты язычок упирается в верхнее небо.)

Воспитатель вместе с детьми дает характеристику звуку Ч: согласный, мягкий, глухой.

Воспитатель: Ребята, в моем волшебном мешочке оказалось еще 3 мешочка, а на них схема слова, указывающая местоположение звука Ч в слове. Давайте, предметы отгадки разложим по мешочкам. (1 - звук Ч стоит в начале слова, 2 - в середине, 3 - в конце.)

Д/игра «Раздели на группы»

Физ.минутка «Как мячики»

Движения выполняются по ходу стихотворения.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики,

Ножками топают,

Ручками хлопают,

Головой кивают,

Все вместе отдыхают.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какой буквой на письме обозначается звук Ч.

Воспитатель знакомит детей с заглавной и строчной буквой Ч.

Воспитатель: На что похожа буква Ч?

Воспитатель: Буква Ч дружит с гласными буквами. А с какими, вы узнаете послушав сказку.

Жила – была на свете буква Ч а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я, О, Ё.
Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить букве Ч, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут, когда их найдут. Буква Ч везде заглянула – многих нашла. Вот только не смогла найти гласные Ы, Ю, Я. Искала, с ног сбилась, усталая и голодная поздно вечером возвращалась она домой. Вдруг видит: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделась буква Ч – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоит она больше рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружит только с И, А, У, О, Ё. Так в русском языке появились сочетания ЧА, ЧУ. Их надо запомнить.

На мольберте появляются правила ЧА – пиши с буквой А, ЧУ – пиши с буквой У.

Дети с воспитателем хором повторяют правила.

Чтение слогов. Знакомство с правилом написания сочетаний ча – чу.

Д/игра «Почитай-ка» (чтение слогов, слов в группах)

Дети делятся на команды с помощью воспитателя.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам самостоятельное задание. Вам необходимо найти в тексте все буквы Ч и зачеркнуть (задание выполняется на время).

Работа с текстом: «Найди букву Ч и зачеркни»

Папа подарил девочке чудо.
Чудо посадили ваквариумс чистой водичкой.
Девочка кормила егочервячкамии чистила твердый панцирь.
Ночью чудо
прячется под листочками.
А днем греет
бочок на солнце.
Танечка
очень любит своё чудо.

Воспитатель: Ребята, прочитайте подчеркнутые слова в этом тексте.

Придумайте предложение с любым подчеркнутым словом.

3. Итог.

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что для вас было самым интересным?

Ритуал окончания занятия: «Солнечные лучики»

Дети встают в круг и берутся за руки, произносят следующие слова:

Мы дружные ребята,

Мы ребята дошколята.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

Литература:

1. Бондарева Л.Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Ярославль: Академия развития, 2008.

2. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.

Конспект занятия по развитию речи для детей 6-7 лет

Цель: Закрепить знания детей о звуках и буквах Щ, Ч.
Задачи: Обучать детей разгадывать кроссворд. Совершенствовать умения анализировать слова по звуковому составу и составлять звуко - буквенные схемы.Развивать зрительную и слуховую память, зрительно-предметный генезис. Совершенствовать навык чтения. Работать над пересказом по опорным схемам с элементами творческого воображения. Воспитывать дружеское отношение, взаимовыручку и уважение друг к другу.
Словарная работа: Телеграмма

Ход занятия
1.Организационный момент.
Этюд «Дружба»
- Давайте возьмемся за руки, слегка их пожмем, посмотри ласково друг другу в глаза, улыбнемся друг другу.
2.Повторение.
Воспитатель: Что вы узнали на прошлом занятии? (Мы познакомились с буквами Щ и Ч)
Воспитатель: Что вы знаете о этих буквах? (Буквы Щ и Ч согласные, мягкие, глухие)
Воспитатель: С каким правилом вы познакомились? (Ча -ща пиши с буквой а)
3. Постановка игровой задачи.
Воспитатель: Сегодня почтальон принёс нам телеграмму. Вы знаете, что такое
телеграмма? (Телеграмма – это короткое сообщение.)
Воспитатель: Давайте прочитаем её.
Телеграмма: «Дорогие, ребята, приглашаем Вас в гости…. Вини-пух и его друзья.»
Воспитатель: Хотите побывать в гостях у Вини-пуха?
Воспитатель: Хорошо, но вначале мы должны решить, на чём мы будем совершать наше путешествие? (дети решают, что на самолете будет быстрее)
Воспитатель: Готовы? И так полетели. Повторяйте за мной слова.



4. Чтение слогов
Воспитатель: Самолёт пошёл на посадку, мы приземлились и спускаемся по трапу. Но трап – не простой, а для того что бы спуститься нужно прочитать слоги и составить из них слова. (щет-ка, ча-сы, оч-ки, щель)
5.Состав слова из букв.
Воспитатель: Посмотрите, кто нас встречает? (Вини-Пух)
Воспитатель: Вини-Пух принёс каждому из вас шарик в подарок, на шариках написаны буквы, нужно сложить буквы так, что бы получилось слово. Какое слово Вини-Пух зашифровал? (КЕНГА)
6.Звуко -буквенный анализ слова.
Воспитатель: А вот мы подошли к домику, где живёт кенгуру Кенга. Кенга очень любит играть со своим малышом в школу, она учит его раскладывать зелёные, синие и красные фишки в ряд. Давайте и мы сделаем звуко-буквенный анализ слов (щавель, чайка, чайник).(дети выполняют самостоятельно)
Воспитатель: Какое правило вы заметили? (ча-ща)
7.Ребус – кроссворд.
Воспитатель: Ребята, вы такие умные. Вини-Пух приглашает вас сходить в гости к Мудрой Сове.
Физминутка:
Вот домик Мудрой Совы.
Очень мудрая Сова
Загадала нам слова,
Их запрятала в кроссворд,
Села хитрая и ждёт.
Кто кроссворд решить сумеет?
Кто слова все разберёт?
1. Всегда идут вперёд, а с места не трогаются? (Часы)
2. Своих глаз нет, а видеть помогают?(Очки)
8.Запомни буквы.
Воспитатель: Вот домик Тигры. Он очень любит хвастаться, вот усадил нас на бревно и стал перед нами хвастаться. Давайте и мы покажем, какая у нас память? (показ карточек с пятью буквами и дети по памяти их называют).
КСЧПО ; АМСРЧ ; ЧКУБИ .
9. Узнавание по контору.
Воспитатель: Пяточку на день рождение подарили друзья фотоаппарат. Этот подарок он очень ждал и был ему очень рад. Но фотографировать Пятачок ещё не научился. Вот вы и угадайте, кто на кадрах получился? (показ контура фигур друзей Пятачка).


Воспитатель: Как можно одним словом их назвать, кто эти животные? (друзья)
Воспитатель: А у кого из друзей Вини-Пуха мы ещё не побывали? (Ослик ИА).
10. Творческий рассказ.
Воспитатель: Вот и Ослик ИА, он как всегда скучает. Смотрите, он стоял около пруда и рисовал полочкой на мокром писке (показ схемы).


Воспитатель: Посмотрите, что у Ослика ИА получилось. Кто сможет нам рассказать?
(заслушиваем 1-2-х детей)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, к сожалению, нам пора возвращаться домой. Вы готовы? Садимся в самолет, и произноси наши слова.
В бурном океане, за семью морями.
Есть чудесный остров, много там друзей.
Они живут там дружно, все друг с другом дружат.
Мы с тобою в гости к ним поспешим скорей
Садимся вместе самолёт и отправляемся в полёт.
11. Итог.
Воспитатель: Вот мы и приземлились. Где мы путешествовали? Какие буквы и звуки повторили? Что больше всего понравилось?

Учитель начальных классов МБОУ «Шаховская СОШ» с.Шахи, Павловский район, Алтайский край

Данный материал представляет собой конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы (6-7 лет). Тема занятия: Звук [ч’], буква Ч.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Звук [ч’], буква Ч.

Цели:

Создать условия для знакомства со звуком [ч’] и буквой Ч, которой он обозначается на письме;

Выделить характерные особенности звука [ч’], уточнить его артикуляцию;

Упражнять детей в умении выделять звук [ч’] на фоне целого слова, определять его место в слове, придумывать слова с заданным звуком;

Развивать фонематический слух детей, мелкую моторику;

Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга, работать в течение всего занятия.

Оборудование : презентация, компьютер, проектор, сигнальные карточки, карточки-смайлики, элементы буквы Ч для каждого ребенка (изготовленные из бархатной бумаги).

Ход занятия

1. Приветствие.Проверка готовности к занятию.

Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли необходимое для занятия есть у вас на партах: тетрадки, цветные карандаши и простой карандаш.

2. Психологический настрой, мотивация предстоящей деятельности.

Сегодня нас ждет много интересной работы, мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.

У каждого из вас на партах лежат смайлики, покажите, пожалуйста, при помощи них свое настроение. (педагог тоже показывает смайлик). Я думаю, что на занятии вам не придется скучать, и к концу нашей работы ваше настроение только улучшится.

Итак, ребята, за работу!

3. Актуализация знаний.

На прошлом занятии мы выучили скороговорку. Давайте вспомним ее. (фото 1) (один ребенок напоминает остальным)

Произнесем ее вместе медленно.

Теперь произнесем ее быстро.

Какой звук встречается чаще других?

Вспомним, какой он: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Что еще мы знаем об этом звуке?

Каким цветом на схеме обозначается твердый согласный? (фото 2)

Молодцы!

Какой буквой обозначается этот звук? (фото3). Назовем ее все вместе.

4. Работа по теме занятия.

Сегодня мы с вами должны познакомиться с новым звуком, узнать о нем много интересного, а еще познакомиться с буквой, которой он обозначается на письме.

Для того, чтобы узнать, что это за звук, отгадайте загадку: (фото4)

Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет. (кузнечик)

Кто это? А вы видели настоящих кузнечиков? А слышали ли вы, как стрекочет кузнечик?

Я предлагаю вам сейчас послушать стрекотание кузнечика, но для того, чтобы его услышать, нам с вами нужно на минутку замереть и внимательно-внимательно слушать. (фото 5)

Услышали, как стрекочет кузнечик? Давайте теперь мы с вами попробуем превратиться в маленьких кузнечиков и пострекотать: ч-ч-ч-ч-ч-ч.

Какой звук мы с вами сейчас произносили?

Как вы думаете, звук [ч’] согласный или гласный?

Чтобы узнать, твердый он или мягкий, послушаем звуки в словах (работаем в тетради и по презентации). Приготовили карандаши. Что изображено на первой картинке? Будем слушать звуки в слове часы. (последовательно выделяем каждый звук в слове, даем ему характеристику, раскрашиваем кружки в нужный цвет: гласный звук - красный, согласный твердый - синий, согласный мягкий - зеленый) Что изображено на второй картинке? Слушаем звуки в слове чашка. (работа проводится аналогично) (фото 6)

Итак, вы справились со схемами, молодцы! Что мы теперь можем сказать о звуке [ч’]? Еще ребята, звук [ч’] также, как и звук [ш] называется шипящим. (фото 7)

5. Физминутка на ковриках.

Мы на коврике стоим,

Во все стороны глядим,

Вправо, влево, вверх и вниз,

Посмотри и улыбнись. (Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз)

Выше руки поднимай,

Вправо, влево покачай.

Вот так, еще раз,

Получается у нас! (Изображают как ветерок качает деревья)

Вправо, влево повернись,

И соседу улыбнись.

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Повороты корпуса вправо, влево)

Вправо, влево наклонись,

Наклоняйся, не ленись,

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Наклоны вправо, влево)

А теперь пойдем вприсядку,

Мы веселые ребятки,

Вот так, еще раз,

Получается у нас! (Выполняют полуприседания)

А теперь мы все поскачем,

Как веселый звонкий мячик.

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Прыжки)

Руки выше подними,

Только носиком дыши.

Вот так, еще раз,

И закончим мы сейчас. (Дыхательные упражнения)

6) Продолжение работы по теме занятия.

Ребята, звук [ч’] на письме обозначается буквой Ч ч. (Фото 8). Назовем ее правильно все вместе: че.

Посмотрите внимательно на букву ч: на что она похожа? В тетрадках обведите в кружок те предмета, на который похожа буква Ч.

Ребята, посмотрите, у каждого из вас на партах лежат элементы буквы Ч, нам нужно будет собрать из них букву. (дети складывают букву Ч)

Молодцы, все быстро и правильно справились с этим заданием. А теперь проведите пальчиком по букве Ч, чтобы лучше ее запомнить. (дети пальчиком проводят по букве, элементы которой вырезаны из бархатной бумаги)

Удалось вам получше запомнить букву Ч?

А теперь внимательно посмотрим на доску, у нас в гостях очень умная ручка, которая умеет писать все-все буквы. Сегодня она нам покажет, как правильно пишется буква Ч. (фото 9)

Давайте теперь попробуем повторить движения умной ручки: берем в ручки простые карандашики, и в воздухе попробуем написать букву Ч.

Ну, а сейчас, я думаю, вы уже готовы поработать в тетрадях и сами написать букву Ч.

7) Музыкальная физминутка.

8) Закрепление полученных знаний.

Вы у меня сегодня настоящие молодцы, так здорово работаете, что я думаю, пришло время и поиграть. На доске картинки с изображением предметов, нужно найти среди них те, в названии которых есть звук [ч’].

Молодцы. А сейчас потренируемся находить в словах букву Ч: слова записаны на доске, вам нужно будет найти букву Ч и обвести ее в кружок. (фото10)

Здорово, у вас все получилось! Я вам предлагаю послушать скороговорку и подумать, какой звук встречается чаще других.

Потренируемся: повторяем все вместе скороговорку медленно, теперь быстро.

9) Итог занятия. Рефлексия.

С каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы о нем узнали: какой он?

Какой буквой обозначается?

Что на занятии вам показалось наиболее интересным? Какое задание вам было трудно выполнять?

Покажите, пожалуйста, свои смайлики: какое настроение у вас сейчас?

Я рада, что ваше настроение и мое тоже улучшилось!

Занятие окончено. Вы сегодня все очень хорошо поработали! Молодцы!