Какой эффект дает яйцо, закопанное в могилу? Что можно и что нельзя на пасху

Пасха для россиян - один из самых любимых праздников, уступающий по своей популярности разве что только Новому году. В Светлое Христово Воскресенье разговляются, христосуются и едят куличи практически все - независимо от того, насколько строго человек соблюдал все православные каноны, предшествующие этому дню, и соблюдал ли их вообще. По мнению секретаря Курского Епархиального управления отца Олега Чебанова , причина такой всенародной любви кроется в том, что «есть вещи, которые мы понимаем умом, а есть такие, до которых доходим сердцем». «Ведь неслучайно Пасху называют Праздником Праздников и Торжеством Торжеств. Духом мы всегда стремимся ввысь - к Богу, поэтому в душе любой человек и ощущает, что Пасха - самый главный праздник, свидетельство победы жизни над смертью», - отметил священник.

Правда вот мнения о том, как правильно этот праздник отмечать, сильно расходятся. Одни, например, утверждают, что в этот день ни в коем случае нельзя ходить на кладбище, другие же - каждый год несмотря на все эти разговоры именно туда и отправляются. Кто-то считает, что пасхальным утром могут разговляться только те, кто постился. Другие, не соблюдая поста, тем не менее устраивают настоящие застолья. Так что можно и что нельзя делать в праздник Пасхи? Об этом рассказал отец Олег Чебанов.

Нужно ли на Пасху посещать кладбище?

Здесь необходимо обратиться к истории. На протяжении почти тысячелетия наша страна жила в полном согласии Церкви и государства, и Церковь всегда имела для православного человека особое значение. После Октябрьского переворота эти связи, к сожалению, были разрушены. Церковь старались закатать в асфальт, на Рождество, Пасху выставлялись целые милицейские кордоны, чтобы воспрепятствовать людям попасть в храм. Но дело в том, что любой православный христианин, молясь о здравии, молится и об упокоении умерших. На Руси издревле существовала традиция: приходя на кладбище, где обязательно был кладбищенский храм, человек обращался к священнику, который приходил на могилу и служил литию.

Но в советские годы люди шли на кладбище в Светлое Христово Воскресенье, прекрасно понимая, что если им запрещают идти в храм и совершать там богослужение, то запретить пойти на кладбище им никто не сможет. Поэтому огромное количество людей в этот день отправлялось на кладбище. Эта традиция неправильная, хотя осуждать людей которые ей следует не стоит. Нужно просто помнить, что Праздник Пасхи являет собой торжество жизни над смертью, поэтому всю Пасхальную неделю нужно радоваться, а не скорбеть. В храмах в эти дни вообще не ведется заупокойных богослужений и панихид. Это период по своему эмоциональному настроению соответствует жизни и радованию о жизни, нежели печали о смерти близкого человека.

Тем более суббота вторая, третья и четвертая неделя поста - это так называемые родительские субботы, когда поминают умерших. Если человек живет по церковному уставу, он все эти вещи знает, а потому и совершает все правильно — в родительскую субботу поминает усопших, на Пасху - радуется жизни.

Нужно ли носить на кладбище еду - яйца, кулич и пр.?

Это совершенно излишне. Усопших мы поминаем все-таки молитвой, и местом поминания должно быть не кладбище, а дом, где собираются близкие и друзья умершего. Идти на кладбище и устраивать там различные разгульные тризны - это языческая традиция и сохранилась оно в основном в деревнях, в городе подобного уже практически нет. Тем более, после того, как на могиле раскрошат яйцо или кулич, она становится пристанищем для стай воронов, зачастую собак. Это совершенно ни к чему.

Все ли должны разговляться на Пасху?

Разговляться все-таки должен тот, кто заговлялся. В духовном смысле что такое пост? Это подготовка души к переживанию страстей Христовых и подготовка к встрече воскресшего Христа. Как мы готовимся к встрече какого-нибудь драгоценнейшего гостя? Стараемся навести порядок в доме, подготовить пышную, торжественную еду, привести себя в порядок, А получается, если я не заговлялся, и не соблюдал пост - то великий, драгоценный гость приходит ко мне, а у меня грязная тряпка под порогом, остатки еды где-то на кухне, постель не заправлена. И какой тогда смысл встречать этого гостя и как тогда разговляться, если мы этого поста не соблюдали. Как семейная традиция - разговление не соблюдающих пост имеет место быть, но в духовном смысле это чистая профанация. Не постившись - нет смысла разговляться.

Как и в какое время надо разговляться?

Разговляться можно в воскресенье, только после окончания праздничного богослужения. Обычно оно заканчивается в 3 - 4 утра. Но Пасха - это необычный день, поэтому подниматься в 7 часов утра вовсе необязательно. Когда все члены семьи проснутся, приведут себя в порядок - можно садиться за праздничный стол. И не страшно, если это произойдет, например, в 11 часов утра.

Что касается того, как это надо делать, - четкую последовательность действий Церковь не прописывает.

Какие продукты на Пасху можно освящать в церкви?

Вообще, чем мы заговлялись в пост, тем должны и разговляться. Поэтому в церкви можно освещать «молоко отгустевшее», то есть творог, сыр, мясные продукты, сало, яйца. Иногда прихожане приносят на освещение соль - но в Библии на этот счет ничего не сказано. Ну и конечно же, обязательный продукт - Пасхальный кулич.

Пасхальный кулич должен быть приготовлен по какой-то особой рецептуре?

Кулич - это праздничный пасхальный хлеб, он должен быть более торжественным, пышным, дорогим по сравнению с тем хлебом, который мы обычно употребляем в пищу. Однако рецептура может быть самая разная - как говорится, на любителя. Вместе с тем, не следует на рецептуре особо зацикливаться: еда не должна отвлекать от самого главного дела - молитвы.

Пасхальное яйцо обязательно должно быть красным?

Традиция красных пасхальных яиц связана с преданием о Марии Магдалине. По легенде, когда Мария пришла к императору Тиберию и объявила о Воскресении Христа, то император сказал, что это так же невозможно, как то, чтобы куриное яйцо было красным. И после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.

Конечно же, в большей степени красный цвет должен преобладать, ведь с одной стороны, это цвет торжества (даже облачение священников во время Пасхальной службы красное), а с другой - это цвет мученической смерти Христа. Однако сегодня у людей есть огромный выбор - можно покрасить яйцо практически в какой угодно цвет. Церковью это не возбраняется.

Другой вопрос - различные наклейки, которые сейчас также предлагаются в качестве украшения для пасхальных яиц. Если на них изображены, например, цыпленок, цветы, даже буквы «ХВ» - это допускается, если же лик Христа, Богородицы, других святых - это уже недопустимо. Ведь после того, как мы очистим яйцо, эти наклейки с ликами вместе со скорлупой отправятся в мусорное ведро.

Остатки освященной Пасхальной еды нельзя выбрасывать?

Лучше, конечно, этого не делать - ведь на продукты попадают капли святой воды. Можно, например, собрать остатки еды - скорлупу, шкурки от колбасы и пр., - и в конце недели их где-нибудь закопать.

На Пасху все обязательно должны приветствовать друг друга фразой «Христос Воскресе!» и обмениваться яйцами?

Христосование - это ритуал в церковной пасхальной службе и поздравление верующих друг друга с праздником Пасхи, при котором один говорит «Христос воскресе», а другой отвечает - «Воистину воскресе». По церковному преданию, обычай такого приветствия восходит в апостолам, которые, встречаясь, сообщали друг другу радостную весть.

Поздравления с Пасхой отнюдь не ограничивались христосованием в церкви. Слова «Христос Воскресе!» и ответ на них с поцелуями и взаимным одариванием крашеными яйцами были обычным приветствием каждому гостю в течение всей пасхальной недели. Однако целоваться надо только с лицами своего пола.

Есть традиция - бить пасхальные яйца друг о друга. Это не святотатство?

Нет. Чтобы яйцо съесть, его в любом случае надо разбить. Так что разбивайте, кушайте и радуйтесь воскрешению Спасителя! Церковью это не возбраняется.

ЦФО, Курск (Курская область)

Святой апостол Павел говорит, что если Христос не воскрес, то тщетна наша вера. Но так как Христос воскрес, мы радуемся. Это основной догмат нашей веры, нашей жизни, потому что Господь страдал, распят был, умер за нас и воскрес, то есть, он открыл двери в вечность, в царство небесное всем и даровал нам эту радость. Это великая радость, накануне которой апостолы, матерь Божья и жены-мироносицы были в скорби. Но Господь сказал, что скоро наступит радость, и эту радость уже никто у людей не отнимет. Действительно, когда Господь воскрес, все стали говорить друг другу: «Христос воскрес» . А им отвечали: «Воистину воскрес» . И это выражение разнеслось по всему миру. Так мы с тех пор приветствуем друг друга на Пасху.

Эта радость особенная, и на душе каждого человека в этот день радостно, потому что людям ниспосылается такая от Бога благодать, которую человек выразить не может – это внутреннее состояние. Блаженный Августин говорил, что душа по природе – христианка. Вот это чувство христианства на Пасху обновляется, подобно как весной цветы пробуждаются и распускаются. Они волей-неволей идут к солнцу, потому что наступила пора расцвета. Так и душа человека пробудилась, потому что наступила Пасха.
/ Фото: Ирина Доморацкая

– Как по православной традиции нужно отмечать Пасху?
– Прежде всего, надо идти в храм. Помолиться, побыть на службе. В этот день прихожане в церкви вспоминают библейские события и просят, чтобы ныне Господь даровал благодать свою и помощь и освященные яства были нам на здоровье, на помощь, на радость. Освящаются яства – это как благодарение Богу: надо, чтобы мы всегда помнили, что все нам посылает Господь. После возращения из церкви глава семьи благословляет стол, читается «Отче наш», и только тогда все завтракают. Все вкушают освященный пасхальный кулич, творожную пасху и крашеные яички. По церковному уставу взрослым разрешается выпить немного вина. После завтрака дети могут поиграть в разные забавы: покатать яйца, поиграть в битки. По традиции христиане красят яички, которые являются символом Пасхи и вечной жизни. Еще на праздник можно обмениваться подарками и сувенирами.

– А как отмечает пасху ваша семья?
– Мы отмечаем праздник, как и все. Приходим из храма в пять утра и ложимся отдыхать. А позже садимся всей семьей за стол, поем тропарь, раздаем детям крашеные яички, бьемся крашенками и завтракаем. Днем участвуем в пасхальном утреннике в воскресной школе, который обычно проводится в три часа. После утренника возвращаемся домой. Дети отдыхают, играют, встречаются с друзьями, поздравляют друг друга с Пасхой. Затем всей семьей готовимся к вечерней службе.

– Вошло в традицию, что люди на Пасху ходят на кладбище и поминают усопших. Правильно ли это?
– Нет. Времена гонений закончились… Это раньше, в советские времена, люди ходили на кладбище, потому что кладбище было освящено и считалось святым местом. Во времена атеизма храмы были разрушены и люди шли на кладбище, потому что там стояли кресты и можно было молиться. У людей осталась эта привычка, но ее нужно менять. Времена поменялись, и, следуя традиции церкви, на Пасху надо идти в храмы. А на кладбище мы ходим на Радоницу. Этот день святая церковь устанавливает для поминания усопших и переводится, как «шествие на кладбище», чтобы разделить с ними пасхальную радость.

– А приемлемо ли приносить на кладбище крашеные яйца и оставлять там спиртное и разные яства?
– На могилки не нужно носить яйца. На могилку нужно нести цветы. Можно взять с собой свечку или лампадку, зажечь на могилке и помолиться. А «стол» надо устраивать дома и дома поминать умерших. Пить на кладбище и проливать спиртное на могилу нельзя.

– Расскажите, а как нужно готовиться к Пасхе?
– В чистый четверг читается 12 страстных Евангелий и вспоминается тайная вечеря. Господь установил святое таинство Евхаристии, благословил нас в этот день символически вкушать тело и кровь Христа. Поэтому в чистый четверг люди старались причащаться, очищать душу от грехов и помыслов. Обычно мылись и убирали в доме не в четверг, а накануне. В чистый четверг старались не работать в поле, не сажать огород, а посвящали этот день Богу. В пятницу соблюдается строгий пост. До вечера не вкушают пищу, можно только пить воду. Послабления есть для немощных и детей. В субботу совершается служба, которая днем переходит из постовой в пасхальную. Где-то в 12 часов дня священники переоблачаются в праздничное белое одеяние, и вечером уже проводится праздничное Богослужение. Верующие соблюдают пост, но после обеда разрешается пища с елеем, особенно слабым и немощным.

– Перед освящением яичек некоторые прихожане частично очищают скорлупу. Нужно ли это?
– Нет, не нужно. Это суеверие, которым христианин показывает свое неверие в силу святой воды. А сила святой воды такая, что даже одна ее капля освящает море.

Со светлым Христовым Воскресением!

Я хочу поздравить всех людей с наступающей Пасхой. Именно она дает нам силу, а Господь нас заряжает на весь год до следующей Пасхи. Поэтому я желаю, чтобы все простили обиды друг другу, примирились друг с другом и с верой шли в Божий храм, освящали пасхальные яйца, куличи, другие яства и чтобы пасхальная радость пребывала у всех людей на протяжении всего года.

Настоятель Свято-Тихоновского храма города

Елена спрашивает:
можно ли носить освещенные продукты (кулич,яйца,творог)на кладбище?

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена.
Носить освященные продукты - кулич, яйца, творог, на кладбище нельзя. Это по невежеству делается, как и многое другое из числа суеверий. Можно сказать, что это некая "отрыжка" язычества - дремучей веры наших далеких предков, даже еще хуже. А хуже тем, что тогда носили просто продукты для своих покойников, а теперь носят еще и освященные, прямо кощунство какое-то.
Христос Воскресе!

Александр спрашивает:
Здравствуйте подскажите пожалуйста почему праздник Пасхи не привязан к церковному календарю?По моим размышлениям если известна дата рождения Христа,то должна быть известна и дата воскресения?

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
ПОЧЕМУ ПАСХА ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЕХОДЯЩИМ ПРАЗДНИКОМ

Празднк Пасхи или Светлое Христово Воскресение является переходящим праздником церковного календаря. Эта особенность праздника определяется тем, что он привязан к чрезвычайно сложному солнечно-лунному календарю, принятому у евреев. Воскресение Христово произошло в дни, когда иудеи праздновали свою иудейскую Пасху, которая у них являлась воспоминанием об исходе из Египта. Иудейский праздник Пасхи в еврейском календаре не является переходящим праздником. Он всегда праздновался от 14-го до 21-го дня месяца нисана. 14 нисана в еврейском солнечно-лунном календаре по самому смыслу этого календаря было первым полнолунием после дня весеннего равноденствия. В эпоху земной жизни Иисуса Христа день весеннего равноденствия приходился на 21 марта по юлианскому (названному так в честь Юлия Цезаря) календарю. Поэтому иудейский праздник Пасха в системе юлианского календаря сделался переходящим; он приходился на первое полнолуние после 21 марта, а христианская Пасха праздновалась в первое воскресенье после этого дня. (Если 21 марта совпадало с полнолунием и воскресеньем, то христианская Пасха праздновалась через неделю, 28 марта.)
Первое после дня весеннего равноденствия полнолуние может приходиться на временной промежуток с 21 марта по 18 апреля. Если полнолуние 18 апреля приходится на воскресенье, то Христианская Пасха празднуется через неделю в воскресенье 25 апреля, так как последовательность событий библейской истории требует, чтобы Воскресение Христово праздновалось позже первого дня Иудейской Пасхи.
Таким образом, православный праздник Пасхи может праздноваться в любой день от 4 апреля до 8 мая включительно по новому стилю.
Однако чередование дат, в которые празднуется православная Пасха, внутри этого промежутка, подчиняется непростым правилам, связанным со сложностью согласования солнечного и лунного года. Минимальный период времени, в который даты праздника Пасхи занимают все возможные положения, составляет 532 года. Этот огромный временной промежуток называется Великим индиктионом. По прошествии Великого индиктиона даты Пасхи начинают чередоваться в том же порядке. Поэтому достаточно иметь одну рассчитанную Пасхалию на период в 532 года, после чего все будет повторяться.
Промежуток времени от 4 апреля до 8 мая определяет праздник Пасхи в Православной церкви. Римо-Католическая Церковь и большинство протестантских конфессий рассчитывает Пасху, ориентируясь на дату весеннего равноденствия 21 марта по григорианскому календарю (новому стилю). Эта отправная точка в пасхальных расчетах дает совершенно другие даты для праздника Пасхи. Поэтому Пасха у римо-католиков и протестантов Запада бывает в промежуток времени от 22 марта до 25 апреля по григорианскому календарю. В редких случаях она совпадает с Православной Пасхой. Поскольку евреи, в отличие от западных христиан, не изменили свой исторический календарь, их 14 нисана по прежнему отсчитывается от дня весеннего равноденствия 21 марта по юлианскому (3 апреля по григорианскому) календарю. Таким образом, католическая Пасха в некоторые годы может совпадать с иудейской и даже предшествовать ей, что противоречит последовательности событий земной жизни Иисуса Христа.
Редактирование и подборка материала Анна Ушацкая
по материалам www.pravoslavie.ru
От себя добавлю искреннее пожелание - поменьше самостоятельно размышлять, а побольше выискивать и читать информацию на ту или иную тему у компетентных источников. Самый главный источник - наша Церковь, ее учение о спасении, святоотеческое наследие и конечно же сам Господь наш Иисус Христос, Божественный наш Учитель. Его так и называли ученики - Равви, что в переводе с арамейского значит - Учитель. Если мы на веру воспринимаем преподаваемое нам учение в школе общеобразовательной, когда нам говорят, что 2х2 будет 4 а не 5 с полтиной, мы же верим, так и другим сообщаемым нам теориям верим и не сомневаемся, что это именно так, а не иначе. Но почему-то в "Школе спасения" душ наших - Церкви Христовой, нас довольно часто одолевают сомнения и проявления скептицизма, отчего, или точнее от кого это? Все это братья от лукавого. Проблема в том, что мы по своей бездуховности уже не в состоянии различать духов, не способны рассуждать, откуда пришла та или иная мысль. Нам кажется, что это мое, родилось в моей голове, а значит эта идея или мысль достойна на существование, ведь я же не "фунт изюма", а очень даже достойный человек. Вот тут мы бывает и ошибаемся, и принимаем мысли от лукавого за свои собственные, родные. Вот так рождаются сомнения, маловерия и неверия, так рождаются всевозможные ереси и лжеучения, огради нас от этого Господи.
Спаси вас Господь, Христос Воскресе!

Татьяна спрашивает:
Христос воскресе отец Андрей.А на иконы кладут освященное яйцо.Спаси вас Господи.

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Татьяна.
Ни на иконы, ни на могилы, ни еще куда-то не кладут освященные яйца. Единственно что можно делать с освященным яйцом- это очистить его от красивой шкурки, положить в рот и с удовольствием скушать.
Спаси вас Господи. Воистину Воскресе Христос!

Елена спрашивает:
Здравствуйте Батюшка! Подскажите пожалуйста, что делать с изношенными гайтанчиками? В храме мне сказали, что надо сжечь?

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена.
Да, действительно, можно и сжечь, а можно просто бросить в ведро с мусором, гайтаньчик предмет не Священный, это всего лишь веревочка.
Спаси вас Господи.

Татьяна спрашивает:
Здравствуйте отец Андрей.Я прочла много литературы о походе на кладбище на Пасху.Но нигде не нашла ответа является ли грехом поход туда в этот день.Спаси вас Господи.

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Татьяна.
Грехом является то, что вредно для человека, для его души и тела. Поход на кладбище в день Святой Пасхи Господней не является грехом, это скорее неведение или невежество современных нам людей, по какому-то недоразумению крещеных в детстве, но не знающих Христа, не желающих знать и Его Церковь. Могу предположить, что эта традиция была основана довольно благочестивыми людьми, искренне верующими и любящими Господа нашими прабабушками и прадедушками. В то время, когда разрушили практически все храмы, а оставшиеся использовали не по назначению, где было еще помолиться людям на Пасху? Конечно же на кладбище, у православных могильных крестов. Ушли из жизни земной в Вечность эти благочестивые молитвенники, ушло вместе с ними и благочестие, ушла и молитва, а осталась только традиция. И идут теперь вереницы выспавшихся "православных христиан" с утра пораньше на родные погосты, что бы встретиться, пообщаться,"помянуть" выпить и закусить, кто-то и на могилку не забудет плеснуть. А надо бы этот Спасительный и Жизнеутверждающий Праздников Праздник провести не у могильного праха, а в Православном храме, надо бы не земле кланяться, а вознестись Горе, то есть к Небу и славить воскресшего Господа. Церковь поет в Пасхальном песнопении; "Ныне вся исполнишася Света, Небо и земля и преисподняя, радуется весь Мир", это значит, что в этот день радуются все, даже те кто никогда в земной своей жизни непутевой не встречался со Христом, не имел никакого отношения к Его Церкви. И если теперь там, на том свете, они в этот день испытывают радость о воскресшем Спасителе Мира, то приходящие навестить их могилки родственники, вряд ли смогут оторвать их от этого счастья и привлечь их внимание к себе. Выходит, что люди идут на кладбище, а там вообще никто не ждет. Конечно же все это некая аллегория, и что там на самом деле нашим скудоумием не постичь во всей полноте. Тем не менее порассуждать на основании учения Святых Отцов мы можем. По уставу Церкви, первое посещение кладбища может совершаться только на Радоницу, во вторник недели Фоминой, вот тогда нас там "ждут" и слышат наши молитвы и разделяют нашу радость о воскресшем Спасителе мира, Господе нашем Иисусе Христе.
Спаси вас Господи.

Татьяна спрашивает:
Здравствуйте отец Андрей.Купаться до зари в чистый четверг это суеверие.Носят ли вербу а также яйца на кладбище.меня тут всему бабки учат.Спаси вас Господи.

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Татьяна.
Вы совершенно правы, купаться до зари в "чистый четверг" это суеверие и только. Ветки вербы, куличи, а также яйца на кладбище носить нельзя, а собственно для чего и для кого? Довольно странно человеку имеющему свободный доступ во всемирную сеть интернета, учиться всему у "бабок". Откройте для себя здесь же поучения святых отцов нашей Церкви. Сами знаете, что здесь можно найти любой ответ и на любой вопрос. Особое изобилие поучений на современные жизненные вопросы, можно "откопать" на сайте отца Димитрия Смирнова, а также у профессора МДА Алексея Ильича Осипова.
Спаси вас Господи.

Зоя спрашивает:
Здравствуйте,отец Андрей.Что надо сделать с соборным маслом усопшего?И можно ли вообще давать другому человеку,я не имею ввиду от усопшего.

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Зоя.
Масло от Таиства Елеосвящения должно употребить в пищу тому для кого оно освящалось, также можно помазывать им больные места тела. Если принявший Таинство человек умер, то освященное масло кладется во гроб с усопшим, а если еще правильней, выливается во гроб на кладбище перед погребением. По причине нерадения или неведения родственников, которые не побеспокоились об этом во время похорон, теперь и возникают вопросы подобного рода. Сейчас это масло надо сжечь в чистом месте, пропитав им бумагу или тряпицу. Кому-либо другому давать его не стоит, а стоит этому человеку пособороваться самому.
Спаси вас Господи.

Людмила спрашивает:
Здравствуйте Батюшка.Скажите пожалуйста, читается ли после Вербного Воскресенья молитва преподобного Ефрема Сирина?

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Людмила.
Молитва преподобного Ефрема Сирина читается последний раз на Литургии Преждеосвященных Даров в Великую среду Страстной недели.
Спаси вас Господи.

Людмила спрашивает:
Здравствуйте Батюшка.Моя младшая дочка спрашивает меня, почему девочкам нельзя входить в Алтарь.Я не могу ей понятливо ответить,пожалуйста помогите мне.

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Людмила.
Передайте пожалуйста своей младшей дочке, что в святой Алтарь не могут входить не только девочки, но и мальчики. В Алтарь может входить только СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ, и те кто принимает участие в богослужении, которых избрал и благословил священник. Алтарь это место святое - Святая-Святых, в нем совершается самое главное богослужение - Божественная Литургия, на которой приносится бескровная жертва - Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Потом этими Святыми Дарами - Причастием, причащает священник всех стоящих и молящихся в храме. Но бывает что и некоторые девочки, когда вырастают и становятся монахинями в монастыре, то кто-то из них удостаивается такого послушания - алтарницы, и соответственно вход в Алтарь для нее, по благословению СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ, становится возможным.
Спаси вас Господи.

Людмила спрашивает:
Здравствуйте Батюшка.Приближается праздник Благовещение Пресвятой Богородицы,можно ли употребить в пищу рыбу? У меня в календаре Благовещина попала на понедельник,там рыбы нет, можно вино,но к чему? Просто я пощусь строго по календарю,Масло по субботам и воскресеньем.Говорят это только для монастырей.Почему тогда такие календари продают мирянам? Я примерно знаю что вы ответите не главное что вы едите а ваши поступки в пост.Но ведь для каждого человека индивидуально что то да значит.Мне хочется правильнее что ли.С Великим Вас постом! И всех Вам благ!

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Людмила.
Если вы заранее уже знаете что я отвечу, то мне остается только добавить. Не поститесь по календарю, есть вариант простой и безошибочный. Первую и страстную неделю поста сухоядение, в остальные дни постную пищу с растительным маслом. В праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (в любой день недели) и Вербное воскресенье разрешается рыба, и в заключении мой вам совет - не покупайте больше эти календари для мирян, особенно неизвестно где и кем напечатанные. Буква умерщвляет, дух животворит.
Спаси вас Господи.

Некоторые думают, что освященные на Пасху яйца и куличи — это святыня сродни Причастию, ну по крайней мере, подобно просфоре. Другие, наоборот, почитают освященную в храме снедь как предмет праздничной забавы. Как на самом деле стоит относиться к пасхальным обычаям, читателям сайта « » рассказывает старообрядческий священник РПСЦ о. Иоанн Севастьянов.

***

Как в вашей общине отмечается- Пасха, есть ли какие-то особые обычаи?

В нашей Общине нет какого-то единого установивш-егося пасхальног-о обычая или традиции. Каждый год мы что-нибудь организовы-ваем: или подарки для всей Общины, или совместную- праздничную трапезу, или молодежный- пикник на природе. Единственн-ое, что бывает всегда, — это Христаслав-ление. Как и на Рождество Христово, христиане ходят друг к другу в гости и славят Воскресшег-о Христа.

Главной мыслью в слове Иоанна Златоуста, которое зачитывает-ся в сам праздник Воскресени-я Христова, является обращение ко пришедшим в храм приступить- ко тельцу, т. е. Причастию. Почему же на самом деле на Пасху никогда не причащаютс-я?

Считаю, что не причащать на Пасхальной- Литургии — это какое-то духовное оскудение. В нашей Общине на Пасху причащаетс-я до 50-ти взрослых и детей. Причем даже грудные дети. Люди готовятся к Причастию. Многими это воспринима-ется как кульминаци-я праздника. Мы стараемся разъяснять-, что главное в Пасхе не разговлени-е, а Причастие,- не куличи, а Тело Христово.

Некоторые ходят на Пасху на кладбище проведать усопших. Православн-ый ли это обычай?

Мне кажется, спор в старообряд-честве, нужно ли ходить на Пасху на кладбище, сроден метафизиче-скому выяснению,- что первичнее:- курица или яйцо. У нас, на юге, раньше считалось категориче-ски нельзя ходить на кладбище в день Пасхи. Я помню, как старожилы говорили, что в Пасху на кладбище ходят только никониане. А мы, староверы,- пойдем на Радоницу.

Но сейчас мы узнаем, что наши христиане в Молдавии, в Подмосковь-е считают наоборот — на Пасху на кладбище ходят староверы,- а на Радоницу — никониане. Кто прав, а кто виноват — разобрать решительно- невозможно-. Думаю, что в этом вопросе каждому следует поступать в соответств-ии с семейными традициями- и обычаями. Как делали предки, так и вы делайте. Если же предки никак не делали, то формируйте- свои традиции по образу старообряд-ческой Общины, к которой вы принадлежи-те.

Правда ли, что освященные- в храме яйца нужно съедать до остальных блюд пасхальной- трапезы?

Считаю, что продукты, которые освящаются- в храме после Пасхальной- Литургии, конечно же, нужно употреблят-ь при разговении- прежде другой пищи. Ведь в этом и смысл освящения. Мы просим у Господа благослове-ния разговетьс-я. Так что не следует нести в храм огромные сумки провизии. Одного кулича и пары яиц хватит освятить, чтобы разговетьс-я всей семье. Но и сравнивать- освященные- куличи и яйца с просфорой тоже не стоит. Все же такого благоговен-ия и почтения, как к просфоре, к яйцам и куличам оказывать не следует.

Молодежь и взрослые на Пасху не только обменивают-ся яйцами, но и ударяются ими, чтобы проверить, у кого крепче. В старину яйца катали с горки, чтоб получить какой-либо подарок. Благочести-вы ли эти обычаи?

Крашенные пасхальные- яйца — это своеобразн-ое напоминани-е о чуде Марии Магдалыни,- о ее уверении язычника в Воскресени-е. Можно с натяжкой сказать, что пасхальное- яйцо — это символ воскресени-я. Поэтому, вкладывая в этот символ такой смысл, не следует использова-ть его как детскую погремушку. Если же такое яйцо воспринима-ть просто как игрушку, то почему бы и не играться им. Особенно детям. Главное, чтобы, играясь пасхальным-и яйцами, они не привыкли к святыни и не утратили страх Божий.

Во вторник второй недели после Пасхального Воскресенья православные люди отмечают особый день поминовения - родительский, называемый Радоница. Поскольку с Пасхи проходит уже девять дней, у многих возникают резонные вопросы: красят ли яйца на Радоницу и пекут ли куличи на Радоницу? С одной стороны, если было заготовлено много продуктов на праздник, то что-то еще может остаться, и когда срок годности позволяет, то почему бы не отнести их на кладбище. С другой стороны, если заготовок не осталось, то нужно ли специально готовить эти символические продукты, чтобы устроить поминальную трапезу в родительский день?

А если нужно, то что именно принято готовить в этот день? И нужно ли дополнительно освящать эту снедь, прежде чем отправляться на место упокоения родных? Мы собрали наиболее подробные ответы на эти и другие животрепещущие темы, чтобы помочь разобраться в хитросплетениях древних славянских традиций и религиозных правил.

Согласно церковным традициям, в этот день нужно поминать умерших родных и близких, и делать это следует пасхальными яйцами и куличами. Причем, важное условие - эти символические продукты должны быть обязательно освящены в церкви. Поэтому если у вас не осталось освященных крашеных яиц с великого праздника, тогда придется заранее перед поминальным днем покрасить их и сходить в церковь, чтобы освятить. Можно красить яйца и непосредственно на Радоницу, так как в этот день не запрещено заниматься трудом. Тогда сделайте это до похода в церковь, после службы освятите продукты и затем ступайте на кладбище. Собственно, священнослужители говорят о том, что вне зависимости от того, нужно вам освящать продукты или нет, посещение храма на Радоницу перед походом на погост обязательно.

Мы разобрались с вопросом, красят ли яйца на родительский день, теперь давайте узнаем, в какие цвета лучше всего это делать. Считается, что на Пасху яйца нужно красить в красный и бурый оттенки, что перекликается с библейской историей. А вот на Радоницу предпочтительней использовать зеленые и желтые цвета. В народе это связывают с тем, что Радоница приходится на так называемую «зеленую» неделю, из-за чего и происходит выбор такой цветовой гаммы. Кроме того, в славянской традиции оттенки зеленого считались цветом мира усопших и печали. Вот зачем рекомендуется отдельно на Радоницу красить яйца - чтобы угадать с цветом.

Для того чтобы получить нужный оттенок яиц, не обязательно прибегать к современным красителям. Все, что необходимо для окрашивания, находится буквально под рукой. Для этого за ингредиентами нужно будет сходить на рынок или прогуляться до ближайшего парка.

Для получения зеленой гаммы подойдут на выбор:

  • листья березы;
  • крапива;
  • щавель;
  • шпинат.

С помощью листьев этих растений можно получить оттенки от светло-зеленого до желтоватого. Для приготовления красящего отвара залейте любое количество листвы литром воды и прокипятите их минут пятнадцать. Чем больше вы положите зелени, тем насыщенней будет цвет. После того, как отвар закипит, оставьте его на час настояться.

Тем временем нужно подготовить для покраски яйца.

  1. Остудите вареные яйца до комнатной температуры.
  2. Тщательно высушите их.
  3. Обезжирьте поверхность, протерев ваткой, смоченной в водке.
  4. Проверьте, чтобы скорлупа была цельной, без трещин.

Спустя час опустите яйца в настоявшийся отвар, доведите до кипения и на малом огне поварите их десять минут. После этого вытаскивайте на салфетку и дайте яйцам остыть.

Чем накрыть поминальный стол

Не менее важно отнести на кладбище пасхальные куличи, и лучше будет, если взять свежеиспеченную пасхальную выпечку. Если у хозяйки совершенно нет времени на долгий процесс замешивания дрожжевого теста и выпекания, то можно обойтись и купленными в магазине куличами. В этот период их еще в достаточном количестве продают в пекарнях и супермаркетах, зная, что они понадобятся многим людям на Радоницу. Главное, чтобы вы успели отнести куличи в церковь, чтобы освятить, так как это - ключевое условие родительского поминального дня.

Но не только из крашеных яиц да куличей состояли традиционные поминальные трапезы на Радоницу у наших предков. В разных краях большой страны люди готовили многочисленные блюда. Да, по богатству они уступали Пасхальным пиршествам, но голодным все равно никто из-за стола не выходил.

Традиционные кушанья на Радоницу

Часть из разнообразных яств люди приносили в церковь, чтобы хороший обед был и у нищенствующих, которых опекал приход. В наше время эта милосердная традиция также встречается с благодарностью. А из общепринятых блюд каждая хозяйка вольна выбирать то, что ей приготовить по душе и по кулинарным возможностям. Но ключевыми блюдами, которые обязательно должны присутствовать на трапезе на Радоницу, будут крашеные яйца, куличи и кутья.

Многие традиции того, как поминали на Радоницу усопших наши предки, перекочевали и в современную жизнь, но к ним у православной церкви четко отрицательное отношение. В частности, речь идет о том, что люди делали на погосте с крашеными яйцами. Стараясь «угостить» покойных родственников праздничным яством, люди клали несколько яиц на могилу, зарывали их в землю прямо на могиле или разбивали скорлупу прямо о крест. Часто на надгробие ставилась рюмка с водкой, а в некоторых регионах страны водку даже выливали на землю на могиле. Рядом с местом упокоения родных устраивали широкие застолья. Все подобные действия в современном мире священнослужители считают недопустимыми, так как это - признаки славянской поминальной тризны, а не православных традиций.

На кладбище крашеные яйца и куличи несут не для того, чтобы оставлять их на могилах, а чтобы угостить ими людей, просящих милостыню у ворот погоста.