Как зовут музу. Какие музы чему покровительствовали
Если бы мы жили в древней Греции, колыбель инноваций Сколково, наверное, назвали бы музеоном. Местом, где обитают музы и где, вдохновленное волшебными дочерями Мнемозины и Зевса, появляется нечто новое. Но мы не в Греции. Правда, это отнюдь не должно мешать нам знать о том, кто же такие музы и сколько их. Музами звались девять дочерей богини памяти Мнемозины и Зевса, девять прекрасных девушек, обитающих на горах Парнас и Геликон. Каждая из них призвана вдохновлять людей на самые важные дела. Количество девушек-вдохновительниц вряд ли можно считать случайным. Греки верили, что триада – это символ абсолютной гармонии, а общая задача муз и заключалась в том, чтобы привнести в жизнь гармонию. Даже не стоит пытаться сосчитать произведения, в который фигурируют музы. Муз рисовали на холстах и фресках, воплощали в мраморе и бронзе. О них писали стихи и пьесы. Призванные вдохновлять, музы сами по себе становились источником вдохновения. Давайте познакомимся с ними ближе.
Каллиопа
Старшую музу зовут Каллиопа. Это муза патриотизма, любви к Родине и жертвенности. Она вдохновляет воинов, заставляет сердцем слышать прекрасный голос Родины. Каллиопу часто изображают с короной или лавровым венком, что подчеркивает статус этой благородной девы. Когда муза начинала говорить о благородстве и чести, боги Олимпа замолкали, ибо нет ничего важнее этого. Своему сыну Орфею Каллиопа внушала, что каждое слово в стихотворении ли, в песне ли должно возвращать душу погибшего воина и нет задачи более почетной, чем эта.
Клио
Очень близка по духу к Каллиопе муза истории Клио. Оно и понятно, без знания своей истории невозможна любовь к Родине и гордость за нее. Каждое, даже самое, казалось бы, незначительное событие, Клио вносит в свои свитки, потому что история должна быть беспристрастной. Клио так рьяно проповедовала беспристрастность, что однажды Афродита заставила ее раскаяться в этом. Клио слишком часто пеняла богине любви на ее ветреность и частую смену увлечений. Разгневанная вмешательством музы, Афродита велела своему сыну Эроту поразить Клио любовной стрелой, а в Пиерона запустить стрелу, убивающую страсть. Испытав на себе все муки неутоленной любви, Клио стала менее категоричной. Однако продолжала беспристрастно записывать историю, за что и получила уважение и любовь поколений
Мельпомена
Мельпомена, муза трагедий. Эту музу часто поминают в связи с театром, все ведь слышали выражение «служители Мельпомены»? Изображается она со скорбной маской в руке. Некоторые исследователи утверждают, что маска эта символизирует печальную покорность судьбе – люди всегда будут лишь актерами в театре богов. Мельпомена покровительствует не только театральным актерам, но тем, кто отваживается идти против судьбы. Неизвестно, стала бы муза так добра к непокорным, если бы не ее собственная, печальная история. Дочери Мельпомены сирены, обладательницы чудесного голоса, посмели соревноваться с музами. За беспримерную дерзость они были наказаны и превращены в птиц. Тогда Мельпомена поклялась вечно скорбеть и о своих дочерях, и обо всех смертных, решившихся кинуть вызов богам и судьбе.
Талия
Не одна печальная Мельпомена покровительствует актерской братии. У нее есть сестра-оптимистка Талия, муза комедий. Веселая и беспечная, держит она в руках смеющуюся маску. То ли символ смеха, то ли все то же напоминание о том, что смертные лишь игрушки в руках богов. Согласно мифам, Талия была женой Аполлона, но однажды на веселую резвунью польстился Зевс. Зная его супругу Геру, Талия решила от греха подальше спрятаться от любви громовержца аж в подземелье Аида. Такая вот комедия положений.
Эвтерпа
Не только Каллиопу готовы были слушать боги Олимпа, не перебивая. В минуты прочтения стихов музой поэзии и лирики Эвтерпа под тихие перезвоны арфы Орфея, небожители замирали от восторга. Эвтерпа, наделенная даром особой чувственной женственности, вдохновляла поэтов на самые пронзительные строки и изысканные рифмы. Счастлив тот, кому Эвтерпа дарила хотя бы толику своего внимания!
Эрато
Но если Эвтерпа покровительствовала всем поэтам, то муза Эрато дарила вдохновение для создания любовной поэзии и свадебных песен. Миф об Эрате рассказывает нам, что как-то раз муза заскучала на свадьбе. Тогда она подошла к слепому музыканту и что-то нашептала ему на ухо. И музыкант заиграл такую песнь, что все влюбленные переполнились намерением быть вместе всю жизнь и поверили, что смерть не сможет разлучить их. Украшенная розовым венком Эрато, убеждает всех влюбленных, что любовь великий дар и она сильнее смерти.
Полигимния
Дар убеждения – сильнейшее оружие, которым может обладать и бог, и смертный. Перед важным выступлением ораторы просили музу Полигимнию о помощи. Эта муза-покровительница гимнов, могла наполнить речь огнем и чувством, заставить любую аудиторию внимать вдохновленному ею оратору. Полигимнию так же можно считать музой молитвы, только горячее, вдохновенное сердце, может донести свои просьбы богам.
У каждого народа есть свои легенды, рассказывающие о происхождении мира, о появлении первого человека, о богах и славных богатырях, совершающих замечательные подвиги во имя добра и справедливости.
Создавая эти легенды, древние люди пытались понять окружающий их мир. Легенды древних греков о своих богах, духах и богатырях называются мифами. Греки представляли себе богов в виде людей, только более совершенных, обладающих огромной силой, красотой и бессмертием.
Во всем же остальном боги древних греков были очень похожи на обыкновенных людей: они враждовали, ссорились, страдали, любили, веселились, пили. Но и сами боги, как считали греки, появились не сразу.
В начале всех начал, как рассказывают мифы, был один лишь бесконечный Хаос . Из Хаоса родилась Любовь . и благодаря ее великой силе стала создаваться мир.
Девять муз
Аполлон. обожаемый предводитель девяти муз — дочерей Юпитера и титаниды Мнемозины. богини памяти, — имел прозвище Мусагет.
Время от времени все музы объединялись, чтобы спеть одну грандиозную песню. Славное содружество муз собиралось на горе Парнас или на горе Геликон, где они вели ученые дискуссии о поэзии, науке и музыке.
У каждой из муз были свои обязанности.
Клио . муза истории, записывала все великие и героические поступки, а также имена тех, кто совершил их, и потому изображалась с лавровым венком на голове и с книгой и пером в руке, что говорило о ее готовности зафиксировать все важное, что происходило в жизни смертных людей или бессмертных богов.
Эвтерпа . грациозная богиня пения, изображалась с флейтой и с гирляндами благоухающих цветов в руках.
Талия . муза пасторальной поэзии, держала в руках посох пастуха и маску и носила венок из полевых цветов.
Ее средняя сестра Мельпомена . богиня трагедии, носила на голове золотую корону, а в руках держала скипетр, а Терпсихора . легконогая муза танца, изображалась легко порхающей по воздуху.
Эрато . которая всем другим видам поэзии предпочитала лирическую, изображалась с лирой, а Полигимния . муза риторики, держала в руке скипетр в знак того, что перед властью красноречия не может устоять никто.
Каллиопа . муза героической поэзии, также носила на голове лавровый венок, а Урания . муза астрономии, держала в руках математические инструменты — свидетельство ее любви к точным наукам.
Музы - древнегреческие богини искусств и наук
Все музы - дочери Зевса и Мнемозины. Место обитания вместе с их предводителем богом Аполлоном гора Парнас.
В различных источниках называется разное число муз. Некоторые исследователи считают, что сначала у древних греков отвечала за творчество одна муза, потом, три Гесиод называет уже девять муз, а именно:
Евтерпа музыки и лирической поэзии;
Терпсихора танцев;
Клио истории;
Талия комедии;
Мельпомена трагедии;
Эрато любовной поэзии;
Полигимния красноречия и гимнов;
Урания астрономии;
Каллиопа героического эпоса.
Музы имели свои храмы, которые назывались мусейонами отсюда и произошёл термин музей.
Кроме этих божеств, Эллада создала целый сонм второстепенных богов. В каждом ручье, роще, долине было своё божество. которое порой являлось людям, имело влияние на их дела и занятия. Великие боги превращенные ходили по земле. Сам Зевс не гнушался принимать образ даже быка, чтобы похитить любимую женщину; порою он сходил золотым дождём, порою являлся лебедем, порою в виде туманного облака.
Девять муз
Греки считали, что все самое важное, сопровождающее человека на жизненном пути, принадлежит Зевсу. Для того чтобы людей всегда сопровождали красота и вдохновение, Мнемозина, богиня памяти, родила Зевсу девять дочерей — муз.
Музы стали вдохновительницами талантов. «Когда только избранник их родится, они начинают кормить его нежной небесной росой и из уст его льются слова сладкие, как мед», — рассказывает миф. Значит, печать таланта отмечает человека при рождении. Надо только ее заметить.
Дочери Зевса поделили между собою все считавшиеся у греков главными искусства и науки. А чтобы отличить муз друг от друга, каждой придали особые атрибуты.
Клио, муза истории, изображалась со свитком пергамента в руках.
Каллиопа, муза эпической поэзии, всегда сидела в мечтательной позе, держа в руках навощенную дощечку и острую палочку — стилос. Этот стилос мог писать только прекрасным стилем. Каллиопа вдохновила Гомера на создание «Илиады» и «Одиссеи».
Трагическая маска в руках, лавровый венок на голове и котурны на ногах отличали Мельпомену, музу трагедий.
Покровительницей всех танцев и танцоров стала Терпсихора. Она, как и Мельпомена, увенчана лаврами, а в руках у нее арфа, звуки которой слышат только талантливые танцоры.
Не только у трагедии, у комедии тоже была своя муза — Талия. Вместо головного убора у нее был венок из плюща, в одной руке комическая маска, а в другой тимпан, род гуслей.
Эрато никогда не расставалась с легкой сладкозвучной лирой, потому что она была музой любовной поэзии. Муза Эрато руководит нами, когда мы произносим прекрасные слова любви, прижимаем руку к сердцу или нежно обнимаем любимого человека.
А Эвтерпа, муза лирической поэзии и музыки, изображалась всегда с флейтой.
Среди муз есть одна, у которой нет никаких отличительных атрибутов. Она просто стоит, опершись о скалу, и задумчиво смотрит вдаль. Это богиня гимнов богам и ораторов, которыми славилась Древняя Греция, Полигимния.
И наконец, была своя муза у астрономов и звездочетов — Урания. У ног ее — круг земной, а в руках деревянный циркуль, которым пользовались астрологи для определения места звезд на небесном своде.
Все музы любили жить у горы Геликон. Там были прекрасные тенистые рощи, прохладные пещеры и посвященный им источник Гиппокрена. Стоит искупаться в его «фиалково-темных водах», как сами собой в душе рождаются чудесные песни. Этот источник выбил своим копытом крылатый конь Пегас.
На Олимп музы приходят в свите Аполлона. Он ударяет по золотым струнам кифары, музы начинают петь и плясать. И все боги пускаются в пляс, распевают песни и поют гимны самим себе.
Источники: sashka.inf.ua, www.mifyrima.ru, vikent.ru, legendami.ru, nsportal.ru
Бородинское сражение
Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями - состоялось 7 ...
Автократия
Одна из форм правления, основанная на неограниченном и бесконтрольном полновластии одного лица в государстве. В современной политологической...
Как помочь ребенку освоить пространство дома
Многие люди живут в однокомнатных квартирах с детьми. В данных ситуациях, ребенок не может сказать, что...
Блажен человек, если музы любят его:
Как приятен из уст его льющийся голос!
Если нежданное горе внезапно душой овладеет,
Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь
Песнь услышать служителя муз, песнопевца о славных
Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских,
И забывает он тотчас о горе своем и заботах
Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.
Гесиод. «Теогония»
Знаете ли вы, дорогие друзья, откуда произошло слово «музыка»? От греческого слова «Музы» (Μοΰσαι), что означало «мыслящие». Так в древнегреческой мифологии назывались девять дочерей главного бога Зевса и богини памяти Мнемозины.
Случилось это так. После победы над Титанами олимпийские боги обратились с просьбой к Зевсу сотворить существа, которые могли бы при помощи пения и танцев увековечить память об их великих деяниях. Своим дивными голосами и танцами музы прославляли Зевса, Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса.
Музы являлись спутницами и вдохновительницами бога гармонии и искусства Аполлона (или Мусагета, то есть Музоводителя). Они танцуют под аккомпанемент его цитры (древний музыкальный инструмент), поют гимны и являются олицетворением всего самого прекрасного, светлого, мудрого, включая все виды искусства, науку и мораль.
Их всегда изображали в образах прекрасных молодых женщин с одухотворенными лицами и называли по-разному – пиериды, парнассиды, геликониды, парнасские сестры, касталиды, царицы Геликона – в зависимости от места, где их особо почитали. В честь муз по всей Греции воздвигали храмы Мусейоны (отсюда «музей» и «музыка»).
Впервые музы упоминаются в произведениях Гомера. По легенде первыми, кто принес им жертвы были ужасные великаны-алоады – Эфиальт и От. Именно они назвали муз, полагая, что их всего три: Мнема (Μνήμη, Память), Мелета (Mελέτη, Опытность), Айода (Λοιδή, Песня).
Некоторое время спустя царь Пиэр увеличил их количество до девяти и дал им имена:
Каллиопа , муза эпической поэзии, побуждала человека преодолеть чувство страха перед судьбой, вдохновляла на подвиги и жертвенность.
Клио , муза истории, напоминала о высотах, которые способен достичь человек, помогала выбрать свою дорогу в жизни.
Муза трагедии Мельпомена и муза комедии Талия олицетворяют собой театр жизни и жизненный опыт.
Полигимния
, муза священных гимнов и веры, воплощенной в музыке – это молитва, обращение ко всему самому священному и дорогому.
Муза танцев Терпсихора
дарит людям гармонию между душой и телом, между внешним и внутренним.
Муза звездного неба и астрономии Урания являет собой жажду познания, священное стремление к высокому и прекрасному, к небу и звездам.
Эвтерпа – это муза божественной музыки, рожденной самой Природой и наполняющей человека самыми высокими чувствами.
И последняя муза любви и любовной лирики Эрато олицетворяет Великую Любовь, дарующую крылья и уносящую человеческие чувства ввысь.
Почему же люди так почитали этих дочерей Зевса? По легенде музы были с человеком во все судьбоносные моменты жизни – рождение и смерть, любовь и брак, выбор пути и предназначения, в минуты творческого озарения. Считалось также, что они имеют дар предвидения будущего.
Олицетворяя собой все науки и искусства, музы символизировали скрытые в человеке силы, которые должны проявиться в течение его жизни. Музы открывали в душах способность прикоснуться к Вечности, к Божественному, а воспоминания об этом воплотить в стихах, музыке, гимнах и танце.
Они покровительствовали всем служителям искусства, даруя вдохновение поэтам, музыкантам, художникам и философам. Но за тщеславие и обман жестоко наказывали. Поэтому одним из важных качеств человека должна была быть чистота устремлений и помыслов, чтобы воплотить в своих произведениях священное божественное начало.
Гесиод в оде «Теогония» говорит, что музы «песни поют о законах, которые всем управляют, добрые нравы богов голосами прелестными славят».
Таким образом, музы считались связующим звеном между божественным и человеком. С давних времен древние греки, а затем и древние римляне, жители средневековья и особенно эпохи Возрождения обращались к великим принципам девяти муз. Наш гениальный поэт восклицал: «О муза пламенной сатиры! Приди на мой призывный клич!» (Пушкин А.С. «К Музе»).
Но не думайте, что встреча с музами – это привилегия избранных. Благословенный миг, когда в сознании возникает еще неясный, смутный образ желания, древние греки называли посещением музы. С этого момента желание превращается в мечту и остается в сердце, и мы понимаем, что не можем без нее жить. И тогда музы дают нам силы для осуществления наших желаний. Но необходимо помнить, что стремления должны быть чистыми и светлыми. И тогда музы не оставят нас.
Муза эпической поэзии,
Эвтерпа - муза лирической поэзии,
Эрато - муза любовной поэзии,
Талия (Фалия) - муза комедии,
Мельпомена - муза трагедии,
Терпсихора - муза танца,
Клио - муза истории,
Урания - муза астрономии,
Полигимния (Полимния) - сначала муза танцев,
потом пантомимы и гимнов.
Считалось, что музы обладают даром предсказания. Как видно, греки и римляне
относили историю и астрономию к искусствам, в то время как скульптуру и
живопись рассматривали как ремесло, не имеющее муз-покровительниц.
Муз изображали в виде молодых прекрасных женщин с одухотворенными
лицами и атрибутами, соответствующими искусству каждой; Каллиопу с
восковыми табличками и заостренной палочкой для письма, Эвтерпу с флейтой,
Эрато с кифарой, Талию с комической маской и венком из плюща, Мельпомену
с трагической маской и венком из виноградных листьев, Терпсихору с лирой
и в позе танцовщицы, Клито со свитком из папируса, Уранию с глобусом и
циркулем, Полигимнию в виде закутанной в покрывало девушки с мечтательным
лицом. Как богини искусства музы были связаны с их
предводителем богом Аполлоном . Они веселили
богов своими песнями и танцами. К людям Музы относились доброжелательно
и ласково, особенно к своим любимцам - поэтам, драматургам, певцам и актерам.
Но они могли и мстить за оскорбление и обман. Так же, как и остальные боги,
музы имели свои храмы, которые назывались мусейонами. От этого слова и
произошло современное обозначение зданий, где для обозрения выставляются
коллекции произведений искусства или же другие памятники прошедших времён.
Поэт Прокл так представил Муз:
Музы, молю - из толпы многогрешного города
людского
Вечно влеките к священному свету скиталицу-
душу!
Пусть тяжелит её мед ваших сот, укрепляющий
разум,
Душу, чья слава в одном - в чарующем ум
благоречье.
МУЗЫ, мусы («мыслящие»), аониды, аонийские сестры, парнасиды, касталиды,
ипокрениды, пиэриды (прозвища от мест обитания М.), Музы- богини поэзии,
искусств и наук, девять сестёр, рождённых в Пиэрии и носящих имя «олимпийские»
(Hes. Theog. 52-54, 915-917; Hymn. Нош. Ill 429 след.). Их имена: Каллиопа,
Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания;
все они, за исключением У ранни («небесная») и Клио («дарующая славу»),
указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением. Эти олимпийские
М. восходят к архаическим М.- хтоническим существам. По сообщению Павсания,
первыми, кто почтил М. и принёс им жертвы на Геликоне, были не поэты и
певцы, а страшные великаны алоады - От и Эфиальт. Они ввели культ М. и
дали им имена, считая, что М. только три: Мелета («опытность»), Мнема («память»),
Аойда («песня»). С течением времени из Македонии прибыл Пиэр (по имени
которого была названа гора), он установил число М. (девять) и дал им имена.
Поэт Мимнерм утверждал, что были старшие М.- дочери Урана
(неба) и Геи (земли) и младшие - дочери Зевса (Paus.
IX 29 1-5).
О хтоническом прошлом М. свидетельствует также то потомство, которое
М„ будучи дочерьми земли Геи, рождали и от Зевса, и от Аполлона. От Зевса
и Каллиопы [(Strab. X 3, 19), по другой версии,- от Талии и Аполлона
(Apollod. I 3, 4)] родились корибанты
. Детьми зооморфического
Зевса-коршуна и Талии были сицилийские палики
. От брака Мельпомены
и речного бога Ахелоя рождаются сирены .
- миксантропические чудовищные существа, своим пением привлекающие путников
и пожирающие их (Apollod. I 3, 4). Архаические М. назывались «бурные»,
«неистовые» (греч. thoyrides, одного корня с лат.
furia), как об этом сообщает Гесихий (v. thoyrides). М. именовали кормилицами
Диониса
(Eustath. 1816, 4) и спутницами его
странствий (Diod. IV 4), подобно менадам .
М. и менады иногда ставятся в один ряд (напр., царь Ликург был наказан
Дионисом за преследование менад и М., Soph. Antig. 962 след.). В геликонской
надписи сопоставляются Терпсихора и Дионис Бромий, ей присущи дар вдохновения
и плющ, ему - умение чаровать и флейта. Орфей ,
установивший мистерии Диониса, сын Каллиопы и Эагра
(Apollod.
I 3, 2-3). Певец Лин . сын Каллиопы
(или Урании) и Амфимара, сына Посейдона . Бурных
и экстатических М. возглавлял Дионис Мусагет - «водитель М.». Диониса Мельпомена
(CIA III 274) почитали в Ахарнах (Paus. I 31, 6), он, подобно Аполлону,
вел за собой хороводы (I 2, 5). М. жестоки и сурово наказывают каждого,
кто осмелится с ними соперничать. Они ослепили и лишили дара пения и игры
на кифаре Фамирида (Apollod. I 3, 3).
Олимпийские Мeps классической мифологии - дочери Зевса, они обитают
на Геликоне , воспевая все
поколения богов - Гею, Кроноса , Океана ,
Ночь ,
Гелиоса ,
самого Зевса и его потомство, т. е. они связывают прошлое и настоящее.
Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Они покровители певцов и музыкантов,
передают им свой дар. Они наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным
словом, воспевают законы и славят добрые нравы богов. Классические Музы
неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира (Hes. Theog.
1-103).
Функции Муз постепенно разграничивались по мере дифференциации искусств, и в эллинистическую эпоху Муз превратились в символические образы: Эрато - Муза лирической поэзии с лирой в руках, Эвтерпа с флейтой сопровождает лирическую песнь, Каллиопа - Муза эпической поэзии и знания со свитком и палочкой для письма, Клио - Муза истории с теми же атрибутами, Мельпомена - Муза трагедии с трагической маской и венком из плюща, Полигимния - Муза серьёзной гимнической поэзии, Терпсихора - Муза танца с лирой и плектром Талия - Муза комедии с комической маской, Урания - Муза астрономии с небесным сводом и циркулем. Выступают Музы обычно под водительством бога искусств Аполлона, получившего имя Мусагет
Немного о музах в копилку знаний.
Музы (в переводе с греческого — «мыслящие») — дочери Зевса «могучегремящего», которому подчиняются все божества Олимпа, все главные принципы во Вселенной, и Мнемосины, богини памяти, покровительницы поэзии, искусств и наук, — олицетворяют все то, что позволяет человеку вспомнить о важном и подлинном, о Вечном.
Аполлон и музы. мастерская Вуэ. 17 век
У каждой музы был свой атрибут — символический предмет, говорящий о том, с каким принципом она связана.
Так, Каллиопа
муза эпической поэзии, изображалась с навощенной дощечкой и стилем — палочкой для писания. Эта муза вызывала в человеке чувство жертвенности, побуждала его преодолеть страх перед судьбой, вдохновляла воинов на подвиги.
Клио
— муза истории, ее атрибуты — свиток пергамента или скрижаль (доска с письменами). Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.
Мельпомена
— муза трагедии, у нее в руках трагическая маска, а у Талии
, музы комедии, — комическая. Мельпомена и Талия олицетворяют театр жизни, жизненный опыт.
Полигимния
— муза священных гимнов, веры, обращенной в музыку. Полигимния — это скромность и молитва, обращение ко всему самому дорогому и священному, ее атрибут — лира.
Терпсихора
, муза танца, открывает людям гармонию между внешним и внутренним, душой и телом. Изображалась она либо с лирой, либо танцующей.
Муза астрономии и звездного неба Урания
держит в руках небесную сферу и олицетворяет принцип познания, священной тяги ко всему высокому и прекрасному, к небу и звездам.
Атрибут Эвтерпы
— флейта, это муза музыки, подсказанной самой Природой, дарующей людям очищение.
И, наконец, у музы любви и любовной лирики Эрато
— в руках лира или плектр. Эрато связана с принципом Великой Любви, дарующей крылья.
Пробуждая в человеке его скрытые силы, музы разными путями ведут его к гармонии и внутреннему порядку.
«Сквозь время пронеся огонь священный...»
Аполлон и музы.Генрих Мария фон Хесс.1826
Являя собой источник самых прекрасных и возвышенных состояний, музы всегда были связаны с горами и источниками. Они обитали на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский ключ, и на горе Геликон около источника Иппокрены. Испившего волшебных вод Кастальского ключа музы наделяли вдохновением. Считалось, что они покровительствуют всем тем, кто стремится к прекрасному, но тех, кто осмеливается состязаться с ними, сурово наказывают. Так, Фамирида, сына нимфы Аргиопы, музы наказали за дерзость и гордыню, лишив глаз и голоса. Являясь покровительницами всех служителей искусства, даруя способность пения, игры на музыкальных инструментах и стихосложения, музы не прощают тщеславия. Поэтому одним из главных качеств поэтов и художников древности была чистота помыслов и устремлений, и они всегда просили помощи, благословения и вдохновения у муз, чтобы суметь передать в своих произведениях священные божественные образы. И поэтому музы связаны с принципом очищения души, они являются связующей нитью между божественным и людьми.
Аполлон и две музы. Помпео Батони.
Первые литературные упоминания о музах встречаются в произведениях Гомера и Гесиода. Причем не сразу их было девять: Гомер говорит то об одной, то о нескольких музах, но имена их еще неизвестны. В более поздних источниках речь идет о трех музах, которых часто путают с харитами, богинями плодородия, а позднее красоты и радости. Постепенно число муз увеличивается до девяти, становятся известны их имена: Клио, Эвтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания, Каллиопа.
Аполлон и музы. Гюстав Моро. 1856
«Теогония»
Гесиода — классический текст о музах. Танцующим хороводом обойдя прекраснейшие горы Греции, омывшись в чистых водах священных источников, своими нежными голосами музы воспевают Зевса и его героические деяния, «песни поют о законах, которые всем управляют, добрые нравы богов голосами прелестными славят». Гесиод благодарит муз за то, что они внушили ему «сладостный дар песнопения», перечисляет их имена и говорит об их благодетельном влиянии на людей:
Вдохновение поэта. Никола Пуссен 1635-1638
Блажен человек, если музы любят его:
Как приятен из уст его льющийся голос!
Если нежданное горе внезапно душой овладеет,
Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь
Песнь услышать служителя муз, песнопевца о славных
Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских,
И забывает он тотчас о горе своем и заботах
Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.
Гесиод. Теогония
Гесиод и муза.Гюстав Моро.1857
В «Илиаде»
Гомера музы уже связываются с Аполлоном, богом гармонии, божественного порядка и искусства. Они уже поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах и олицетворяют все самое прекрасное, светлое, мудрое, включая искусства, науки и мораль.
Перейдя из Пиерии в Дельфы и обосновавшись на Геликоне, музы уже навсегда становятся ближайшими спутницами Аполлона. Поэтому его называют Мусагетом, то есть Музоводителем. На пирах у Олимпийцев он играет на лире в окружении поющих муз, его вдохновительниц. Они символизируют силы, которые сопровождают душу на пути к солнцу, к свету и к истине.
Гесиод и муза.Гюстав Моро.1870
Муз называли также кормилицами и спутницами Диониса, в празднествах которого они участвовали. И поэтому они связаны со священной силой мистического энтузиазма, внутреннего огня и вдохновения, которая позволяет преодолеть все преграды на пути к осуществлению живущей в сердце мечты и рождает способность зажигать все вокруг ее светом.
Гесиод и муза.Гюстав Моро.1891
Культ почитания муз распространился по всей Греции. Им дали множество имен, связанных с местами, где их особенно любили: пиериды, геликониды, парнассиды, касталиды, царицы Геликона, парнасские сестры. Храмы, посвященные музам, назывались Мусейонами (отсюда современные «музей», «музыка»). Так, в Афинах, к юго-западу от Акрополя, находился холм Мусейон с храмом, в котором Платон воздвиг алтарь музам, богиням обучения.
Гесиод и музы. Гюстав Моро.
Сохранились свидетельства о том, что храм, посвященный музам, существовал в Пифагорейской школе. В нем были девять мраморных статуй, а посередине стояла закутанная в покрывало Гестия, хранительница божественного огня; левой рукой она защищала пламя очага, другой указывала на небо. В святилище Пифагора она олицетворяла божественную науку, или Теософию. Окружавшие ее музы носили имена тех наук и искусств, которым покровительствовали. Урания наблюдала за астрономией и астрологией. Полигимния владела наукой потусторонней жизни души и искусством прорицания. Мельпомена представляла науку жизни и смерти. Эти три музы вместе олицетворяли всю космогонию, или небесную физику. Каллиопа, Клио, Эвтерпа символизировали психологические науки — медицину, магию и мораль. Терпсихора, Эрато и Талия заведовали земной физикой, наукой элементов, камней, растений и животных. Так в образах муз перед учениками появлялись все науки, существующие во Вселенной. В этом храме Пифагор давал наставления своим ученикам.
Минерва и музы, Жак Стелла. 1640-1645
Говоря о музах, невозможно не вспомнить Сафо
, самую известную поэтессу древней Эллады, жившую во второй половине VII века до н.э. На острове Лесбос, одном из семи священных островов Греции, посвященном Аполлону и Дионису, Сафо основала школу, куда стекались девушки для получения музыкального и поэтического образования со всей Греции, из Малой Азии, с островов Архипелага. Они обучались игре на лире, пению, стихосложению, танцам.
Музы, покидающие своего отца Аполлона. Гюстав Моро. 1868г
В школе Аристотеля Перипатос тоже был алтарь со статуями муз. Знаменитый Александрийский музей, основанный Птоломеем I, был также посвящен музам.
Мусейоны были еще во многих местах Греции: в Олимпии, Коринфе, Трезене. У римлян соответствующими музам богинями-покровительницами стали Камены («поющие», «предсказывающие»).
Парнас. Рафаэль. 1509-1510
На протяжении всей истории Древней Греции, а затем и Древнего Рима, в эпоху средневековья и особенно Возрождения, в последующие времена лучами яркого солнечного света отмечены моменты, когда люди снова и снова обращались к великим принципам девяти муз.
«Вы, о пестуньи Души...»
Музы сопровождали человека во все важные моменты жизни, такие как рождение, смерть, любовь и брак, творчество, выбор пути и предназначения — в моменты, когда решалась его судьба. Они всегда отмечают своим присутствием священные моменты рождения нового.
Начиная с периода архаики изображения хоровода девяти муз встречаются на саркофагах: греки считали, что музы вместе с нереидами (нимфами моря) сопровождают души умерших на небесный остров Счастливых. Считалось также, что они обладают даром предсказания и предвидения будущего и связаны с тем, что ждет впереди.
Парнас. Андреа Мантенья. 1497
Представляя собой все науки и искусства, музы символизируют те силы, сокровенные потенциалы, которые сокрыты в человеке и должны пробудиться в течение его жизни. Они связаны со способностью души прикоснуться к Вечности и принести с собой воспоминание о ней, придав ей форму стихов, музыки, гимнов, священных танцев.
Музы.фрагмент саркофага.Клио, Талия, Эрато,Эвтерпа, Полигимния,Каллиопа. Терпсихора,Мельпомена
Парнас. Антон Менгс. 1761.
Парнас. Никола Пуссен. 1594-1665
Т анец Аполлона и муз. Бальдассаре Перуцци. 16 век
Урания И каллиопа Симон Вуэ.1634