Инвалидность: факты и статистика. Как живут дети-инвалиды в россии Всем хочется быть просто людьми, а не героями

По сравнению с другими областями статистики, такими как рабочая сила, образование, женщины, пожилые люди, статистика инвалидности была недостаточно хорошо разработана и использована. Только совсем недавно страны начали признавать актуальность и значимость такой статистики для разработки более эффективной политики и программ.

И глобальные, и региональные правовые акты по инвалидности подчеркивают важность надлежащего сбора данных. Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982г.), Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993г.) и краеугольное соглашение по правам человека в области инвалидности - Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней, принятые в 2006 году - говорят о необходимости надлежащего сбора информации, который бы позволил защищать, поощрять и реализовывать права инвалидов. Бивакоская основа для действий на пороге тысячелетия в интересах построения открытого, доступного и равноправного общества для людей с инвалидностью в Азиатско-тихоокеанском регионе (BMF) - региональное руководство по политике для Второй Азиатско-тихоокеанской декады лиц с ограниченными возможностями - и «Бивако плюс пять», приложение к BMF, подчеркивают необходимость разработки достоверной, надежной и международно сопоставимой статистики инвалидности для создания эффективной политики и проектов по инвалидности.

Изначально статистика инвалидности задумывалась как подсчет людей, которые делятся на определенные группы - «слепые», «глухие», «колясочники» - с целью определения лиц, имеющих право на пособия. Имея очень ограниченную цель, этот категорический подход дает фрагментарную и искаженную картину инвалидности, так как он предполагает, что лица с ограниченными возможностями однозначно подпадают под несколько четко разграниченных категорий.

Однако статистика инвалидности может дать большое количество информации о жизненном опыте инвалидов, начиная с нарушений, трудностей при осуществлении и участии в деятельности, и барьеров, с которыми они сталкиваются в своей жизни. Информация об одном лице может быть экстраполирована на все население - например, для определения распространенности областей инвалидности - и далее быть разработана путем добавления демографических или иных характеристик населения, например, возраста, пола, расы и социально-экономического статуса.

При более широком понимании инвалидности статистика инвалидности может играть важную роль во всех областях политики и на всех стадиях с момента разработки и реализации, мониторинга и оценки эффективности, до анализа экономической эффективности. Политика без достоверных и надежных данных это работа вслепую, потенциально дорогостоящая и бесполезная; это политика без доказательной и научной базы. Недостоверные или неполные данные об инвалидности, которые часто встречаются в развивающемся мире, могут быть еще хуже, чем их полное отсутствие.

Ниже приводятся некоторые конкретные причины, почему национальная статистика инвалидности и базы достоверных данных об инвалидности важны для национальной политики:

Устремления Конвенции ООН о правах инвалидов, Стандартных Правил и BMF, «Бивако плюс пять» по защите и содействию реализации прав и обеспечению достоинства инвалидов без достоверных данных для мониторинга и оценки прогресса на пути к этим целям это просто красивые слова.

Информация о функциональном статусе необходима для определения потребностей, так как два человека с одними и теми же нарушениями могут сталкиваться с разными трудностями при выполнении определенных действий и следовательно иметь разные потребности, требующие разных видов вмешательства.

Данные о функциональном статусе важны для определения более широких социальных потребностей инвалидов, например, предоставление ассистивных технологий для использования на рабочем месте или при обучении или при разработке общей политики и законов.

Данные об инвалидности населения важны для мониторинга качества и результатов реализуемой политики для людей с инвалидностью. В частности, эти данные помогают идентифицировать результаты реализуемой политики, которые делают участие людей с инвалидностью во всех сферах социальной жизни от транспорта и общения до участия в религиозной и общественной жизни максимально возможным.

Наконец, при наличии достоверной и полной статистики инвалидности, государственные органы будут иметь в своем арсенале инструменты для оценки экономической эффективности политики для людей с инвалидностью, которые в свою очередь могут обеспечить доказательства, чтобы убедить правительство в их конечной пользе для всех граждан.

На международном и региональном уровнях определены четкие цели, к которым мы можем обратиться.

· Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1982)

· Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993)

· Конвенция о правах инвалидов и Факультативный Протокол к ней (2006).

В 2001 году в ответ на предложение, выдвинутое во время Международного семинара ООН по измерению показателей инвалидности, была сформирована Вашингтонская Группа по статистике инвалидности. С тех пор эта Группа свела представителей разных странах в работе над важными методологическими вопросами для улучшения данных об инвалидности и, в частности, облегчения сопоставимости данных по всему миру. Первичная задача Группы состоит в формулировании общих вопросов об инвалидности, которые могут использоваться в переписях населения и национальных обследованиях. Попутно, Группа предлагает руководство в части целей, которые она приняла в качестве наиважнейших целей статистики инвалидности:

· содействие в разработке и оценке программ и политики по оказанию услуг;

· мониторинг уровня функционирования среди населения; и

· оценка уровня обеспечения равных возможностей.

В региональном масштабе, важные цели статистики инвалидности были изложены в BMF (2002). BMF выделила следующие семь приоритетных направлений для правительств в Азиатско-Tихоокеанском регионе:

· организации самопомощи людей с инвалидностью и связанные с ними ассоциации семей и родителей;

· женщины с инвалидностью;

· своевременное выявление, своевременное вмешательство и образование;

· подготовка кадров и занятость, включая само занятость;

· доступность застроенной окружающей среды и общественного транспорта;

· доступ к информации, средствам связи, включая информационно-

· коммуникационные и ассистивные технологии;

борьба с бедностью на основе программ по наращиванию потенциала, развитию системы социального страхования и устойчивого обеспечения средств к существованию.

Каждое из этих направлений было частично упущено из-за отсутствия достаточных сведений о лицах с инвалидностью.

Государственная статистическая отчетность сегодня не позволяет оценить структуру инвалидов по полу, возрасту и тяжести заболевания и однозначно определить их численность. В ней, например, приводится численность пенсионеров, получателей пенсии по инвалидности; численность лиц, впервые признанных инвалидами; численность получателей ежемесячных выплат в системе социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др. показатели, которые предназначены для оценки состояния того или иного вопроса, связанного с инвалидами, но не позволяют составить цельную, ясную и согласованную картину инвалидизации населения страны.

На Рис. 6 приведены результаты расчета численности инвалидов в населении дифференцированно по возрасту и тяжести инвалидности, как в абсолютном, так и относительном исчислении.

Рис. 6.

Видно, что численность инвалидов имеет значительные возрастные колебания, вызванные демографическими волнами. При этом доля инвалидов в населении монотонно возрастает приблизительно по экспоненциальному закону, а отклонение от этой тенденции после 80 лет, по-видимому, связано с малым объемом наблюдений в этих возрастах. Если обратиться к структуре инвалидов по тяжести заболевания, то легко заметить, что во всех возрастах преобладают инвалиды второй группы, а соотношение численности инвалидов первой и третьей групп зависит от возраста. Так, до пенсионного возраста больше инвалидов третьей группы, а после пенсионного возраста -инвалидов первой группы. Оценка в 9.233 млн чел. на 16% меньше оценки Минздрава, в соответствии с которой численность инвалидов в России составляет около 11 млн чел. В этой связи следует отметить, что оценки численности инвалидов в населении, полученные по разным методикам, варьируются очень значительно, кроме того, различные источники информации оперируют разными определениями инвалидности, что также объясняет возникающие рас-хождения.

Таким образом, сегодня в России уже около 7% населения является инвалидами разной степени тяжести. Масштабы инвалидизации страны становятся более наглядными, если обратиться к приведенной на Рис. 7 динамике уровня первичной инвалидности, т.е. численности граждан, впервые признанных инвалидами. Видно, что в период с 1975 по 2010 гг. наблюдается устойчивый рост численности первичных инвалидов - ежегодно в России инвалидами становятся свыше миллиона человек.

Указанная тенденция приводит к повышению доли инвалидов в населении, однако темпы роста численности инвалидов сдерживаются за счет действия ряда факторов, среди которых особое место занимает более высокий уровень смертности инвалидов по сравнению со смертностью не инвалидов, т.е. сверх смертность инвалидов.


Рис. 7.

Вклад сверх смертности инвалидов в этот процесс иллюстрирует Рис.8, на котором приведена относительная численность инвалидов (в долях от их фактической численности в населении соответствующего возраста), рассчитанная в предположении, что смертность инвалидов и не инвалидов одинакова и равна популяционной.


Рис.8.

Расчеты проводились с использованием демографических таблиц числа лиц, впервые признанных инвалидами, в расчете на 10000 человек населения Российской Федерации, разработанных Независимым актуарным информационно-аналитическим центром на основе данных Госкомстата России о первичной инвалидности.

С возрастом разница между расчетной и фактической численностью инвалидов постоянно возрастает, и к 50 годам расчетная численность превышает фактическую более чем в два раза, приблизительно сохраняясь на указанном уровне и в старших возрастах. Заметим, что если провести аналогичные расчеты, но при этом использовать более высокую смертность у инвалидов (в зависимости от возраста сверх смертность инвалидов изменяется в пределах на 0.06 ... 0.09), то можно достигнуть равенства расчетной и фактической численности инвалидов, а соответственно получить некую оценку уровня их сверх смертности. Однако эта оценка будет приближенной, т.к. кроме смертности на численность инвалидов в населении влияет ряд дополнительных факторов, которые не были учтены в указанном расчете.

Построение точных таблиц смертности инвалидов, пригодных для проведения актуарных расчетов в области пенсионного страхования по случаю инвалидности, требует сбора специальной статистической информации и разработки специальных методов ее анализа.

Центр изучения пенсионной реформы (ЦИПР) подготовил рейтинг регионов России с повышенной социальной нагрузкой (по численности людей с ограниченными возможностями). Согласно данным, наибольший процент инвалидов – 16,2% от общего числа населения – приходится на Белгородскую область. Самое большое количество людей с ограниченными возможностями (1 592 000 человек) проживает в Москве.

По данным Росстата за 2015 год в России насчитывается 12,924 млн инвалидов. Информация по актуальной численности людей с ограниченными возможностями будет известна в январе 2017 года, когда заработает Федеральный реестр инвалидов, оператором которого выступает ПФР. В единую базу войдут данные Минтруда, Минздрава, ПФР и других ведомств. Персонифицированный учет будет вестись на базе СНИЛС.

При составлении рейтинга за основу подсчетов взяты статистические данные Росстата за 2015 год. Учитывалось количество инвалидов от общей численности населения региона. В рейтинг вошел 51 регион России, где проживает свыше 1 млн человек. Таблица условно разбита на три зоны: красную, где зарегистрировано самое большое число инвалидов (свыше 10%); оранжевую – зону средних значений (7-10%) и зеленую, где проживает менее 7% инвалидов. Почти 9% жителей страны имеют инвалидность.

В первую пятерку, где зарегистрировано наибольшее число инвалидов, вошли Белгородская область (16,2% от общего числа населения), Санкт-Петербург (15,9%), Рязанская область (13,5%), Москва (12,9%) и Чеченская Республика (12,8%). В Москве проживает наибольшее количество инвалидов, свидетельствую данные. В столице зарегистрировано 1,592 млн человек.

Самый низкий процент инвалидности зафиксирован в Ханты-Мансийском автономном округе – 3,5%. Из 1,625 млн населения инвалиды составляют 57 тыс. человек. По 5% и 5,4% имеют Тюменская и Астраханская области соответственно. По 5,9% инвалидов проживает в республике Крым и Томской области. Также «ниже среднего» — уровень инвалидности в Саратовской, Челябинской областях, Приморском, Хабаровском и Красноярском крае.

Регион

Численность инвалидов

Численность населения

% инвалидности

Белгородская область

Санкт-Петербург

Рязанская область

Чеченская Республика

Тамбовская область

Липецкая область

Курская область

Оренбургская область

Кировская область

Тульская область

Владимирская область

Ярославская область

Воронежская область

Нижегородская область

Вологодская область

Ульяновская область

Иркутская область

Брянская область

Республика Дагестан

Кемеровская область

Пермский край

Тверская область

Ивановская область

Забайкальский край

Ростовская область

Архангельская область

Калужская область

Алтайский край

Ставропольский край

Республика Татарстан

Пензенская область

Волгоградская область

Краснодарский край

Самарская область

Республика Башкортостан

Удмуртская Республика

Свердловская область

Омская область

Новосибирская область

Чувашская Республика

Красноярский край

Челябинская область

Хабаровский край

Приморский край

Саратовская область

Томская область

Республика Крым

Астраханская область

Тюменская область

Ханты-Мансийский АО — Югра

По состоянию на 1 ноября 2017 года в Российской Федерации насчитывается 12,12 млн инвалидов, в том числе 643,1 тыс. детей-инвалидов.

Федеральный реестр инвалидов

С 1 января 2017 года введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система – федеральный реестр инвалидов.

В реестре для каждого инвалида предоставлен доступ к «личному кабинету», в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации или абилитации.

Через «личный кабинет» можно получить государственные услуги в электронной форме, оставить отзыв об их качестве и при необходимости подать жалобу.

Реестр позволяет исключить многократные обращения инвалидов в различные инстанции, повысить качество предоставляемых инвалидам государственных и муниципальных услуг, более полно информировать инвалидов об их правах и возможностях, а также обеспечивает создание базы данных, учитывающей потребности инвалидов, их демографический состав и социально-экономическое положение.

Полученные данные используются для выработки государственной политики в отношении инвалидов и разработки документов стратегического планирования как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»

В рамках Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы при государственной поддержке с активным участием общественных организаций инвалидов обеспечивается приспособление наиболее востребованных инвалидами и маломобильными группами населения объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности – здравоохранение, социальная защита, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспортная инфраструктура, образование.

Реализуемые мероприятия по созданию условий доступности позволяют обеспечить комплексный подход.

За время реализации государственной программы были отработаны методики и подходы к выявлению и устранению барьеров, которые мешают инвалидам в разных жизненных ситуациях, а также механизмы привлечения инвалидов не только на этапе реализации мероприятий, но и к принятию деятельного участия на этапе разработки мероприятий.

Так, в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры планируется достичь показателя дооборудованного для инвалидов наземного транспорта 11,1 % к концу 2017 года. На начало реализации госпрограммы он составлял 8,3 %.

В сфере информации и связи реализуется мероприятие по субтитрированию телевизионных каналов. Эта работа финансируется за счет средств госпрограммы, и к концу 2017 года количество произведенных и транслированных субтитров для субтитрирования телевизионных программ общероссийских обязательных общедоступных каналов составит 15000 часов (на начало реализации Госпрограммы было лишь 3000 часов).

В сфере здравоохранения к концу 2017 года доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, составит 50,9 %, в сфере культуры – 41,4 %, в сфере спорта – 54,4 %.

В сфере образования приспособленными являются 21,5 % школ, при этом на начало реализации госпрограммы таких школ было немногим более 2 %.

С 1 января 2016 года начата реализация новой подпрограммы госпрограммы, которая направлена на совершенствование комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. Планируется, что итогом будет создание современной системы комплексной реабилитации.

Актуальность реализации этой подпрограммы заключается в том, что сейчас в стране нет единых методических и нормативных документов по организации реабилитационного процесса инвалидов, отсутствуют единые методики оценки эффективности проведенных реабилитационных мероприятий.

В связи с этим на первом этапе, в течение 2016 года, осуществлялась разработка таких документов, а в 2017-2018 годах проводится пилотный проект по формированию системы комплексной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов. С начала 2017 года пилотный проект реализуется в Свердловской области и Пермском крае. На реализацию пилотного проекта в федеральном бюджете предусмотрено около 300 млн рублей ежегодно. Результаты реализации пилотного проекта будут положены в основу законопроекта, который позволит организовать эффективный реабилитационный процесс за пределами действия госпрограммы.

По решению Президента России Владимира Путина Государственная программа «Доступная среда» должна быть продлена до 2025 года . Это позволит и далее консолидировать усилия федерального центра и регионов в вопросе интеграции инвалидов в общество.

При разработке госпрограммы «Доступная среда» до 2025 года предлагается выделить три основных направления:

  • повышение уровня доступности наиболее значимых для инвалидов объектов и услуг, включая создание условий для посещения таких объектов;
  • формирование современной системы комплексной реабилитации инвалидов, включая развитие технологий сопровождения инвалидов в различных жизненных ситуациях, а также развитие «ранней помощи» детям - инвалидам;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы.

Законопроект о сопровождаемой занятости инвалидов

21 ноября 2017 года Госдума России одобрила в третьем чтении проект федерального закона о внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Законопроект направлен на приведение действующего закона о занятости в соответствии с положениями Конвенции ООН о правах инвалидов, которая ратифицирована Россией в 2012 году.

Его разработка связана с недостаточной эффективностью работы по трудоустройству инвалидов трудоспособного возраста. Доля работающих инвалидов трудоспособного возраста в нашей стране составляет порядка 31,8 % (около 1,1 млн человек) от общего числа инвалидов трудоспособного возраста (около 3,7 млн человек). Из них стабильно работающих только 25%, в европейских странах этот показатель достигает 40 %.

Органы службы занятости работают с инвалидами, не учитывая наличие у них значительных ограничений жизнедеятельности.

В проекте федерального закона определяется механизм взаимодействия учреждений медико-социальной экспертизы и органов службы занятости при содействии в трудоустройстве инвалида.

Учреждения медико-социальной экспертизы в выписках из индивидуальных программ реабилитации инвалидов, направляемых в службу занятости, уже с июня 2017 года указывают информацию о согласии инвалида на инициативное обращение специалистов службы занятости к нему напрямую.

А на органы службы занятости планируется возложить следующие функции:

  • проведение первичной консультации с инвалидом;
  • анализ базы вакансий;
  • организацию взаимодействия инвалида с работодателем;
  • оказание консультативно-методической помощи работодателю;
  • определение необходимости в сопровождении при содействии занятости инвалида.

Под сопровождением при содействии занятости инвалидов понимается оказание индивидуальной помощи тем инвалидам, которые в силу ограниченных возможностей здоровья испытывают затруднения и самостоятельно не могут трудоустроиться или вернуться в трудовой процесс.

Совершенствование медико-социальной экспертизы

В мае 2017 года утверждена «дорожная карта» по совершенствованию системы медико-социальной экспертизы. В ней зафиксированы ключевые направления действий на период до 2020 года.

Первое направление предполагает совершенствование научно-методического и правового обеспечения медико-социальной экспертизы. Разработаны и прошли апробации отдельные классификации и критерии установления инвалидности детям; разрабатываются новые критерии для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве.

Второе направление – повышение доступности и качества предоставления услуги по медико-социальной экспертизе. Оно включает мероприятия по обучению специалистов учреждений МСЭ, оснащению учреждений МСЭ специальным диагностическим оборудованием, формированию общественных советов при главных бюро МСЭ, проведению независимой оценки качества условий предоставления услуги по МСЭ.

Закон об осуществлении контроля за доступностью среды для инвалидов

С 1 января 2018 года вступит в силу закон о предоставлении органам власти права осуществлять контроль за доступностью среды для инвалидов.

В соответствии с законом на уполномоченные федеральные и региональные органы исполнительной власти будут возложены отдельные функции по осуществлению контроля за обеспечением условий доступности.

Принятие закона регулирует вопрос о полномочиях органов, которые должны осуществлять государственный контроль и надзор за выполнением обязательных условий доступности. Это позволяет решать проблемы, связанные с доступностью среды, в рамках досудебных процедур, в том числе с использованием механизмов административной ответственности.

Согласно закону контрольные функции возложены:

  • Правительством Российской Федерации – на органы власти, осуществляющие федеральный контроль и надзор;
  • правительствами регионов – на органы власти, осуществляющие региональный контроль и надзор.

В частности, на федеральном уровне:

  • на Ространснадзор – функции контроля и надзора за обеспечением доступности перевозок (в т.ч. объектов и транспортных средств) на воздушном, железнодорожном, внутреннем водном, автомобильном транспорте;
  • на Роскомнадзор – контроль доступности объектов и услуг в сфере связи и информации;
  • на Росздравнадзор – контроль обеспечения особых потребностей инвалидов по качеству и безопасности медицинской деятельности и в сфере лекарственного обеспечения;
  • на Роструд – контроль доступности объектов и услуг в сфере труда и социальной защиты.

На региональном уровне аналогичным образом определены органы, осуществляющие контроль за доступностью услуг и объектов в тех сферах, где он в общем плане законодательно уже установлен.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

В 2017 году на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) выделено 32,84 млрд рублей, что на 3,54 млрд рублей больше чем в 2016 г. (29,3 млрд рублей). Эта мера позволяет обеспечить необходимыми ТСР порядка 1,6 млн человек.

В 2018 году предусмотрено, 30,5 млрд рублей.

Учитывая, что обеспечение ТСР и услугами осуществляется в заявительном порядке и требует обязательного наличия соответствующих рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации или абилитации, вопрос выделения дополнительного финансирования будет решаться в 2018 году по мере освоения средств с учетом поступающих заявок.

Ежегодная денежная компенсация инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников

В 2017 году размер ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников увеличился на 5,39 % по сравнению с 2016 годом и составил 22 959,7 рубля.

В 2018 году размер ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников подлежит индексации с 1 февраля исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год.

Сегодня - Международный день инвалидов

С инвалидностью живут сотни миллионов людей во всем мире, большая часть из них проживает в развивающихся странах. В настоящее время количество людей с инвалидностью составляет около 10% населения Земли (примерно 650 миллионов человек).

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) женщины имеют более высокий уровень инвалидности, чем мужчины.

Не смотря на то, что люди с ограниченными возможностями составляют десятую часть населения планеты, они фактически являются самой большой группой меньшинств в мире. И по прогнозам экспертов эта цифра будет постоянно расти.

80% людей с ограниченными возможностями по данным Программы развития ООН (ПРООН) живут в развивающихся странах. По оценкам Всемирного банка у 20% самых бедных людей в мире есть какие-то признаки инвалидности, и они, как правило, находятся в своих общинах в наиболее неблагоприятном положении. Статистика показывает устойчивый рост этих показателей. Причины этого заключаются в следующем:

  • Появление новых болезней и других причин, приводящих к возникновению различных нарушений жизнедеятельности, таких как ВИЧ/СПИД, стрессы, злоупотребление алкоголем и наркотиками.
  • Увеличение продолжительности жизни и численности пожилых людей, многие из которых имеют различные нарушения функционирования органов и систем организма.
  • Прогнозируемое увеличение численности детей-инвалидов в течение следующих 30 лет, особенно в развивающихся странах, из-за недоедания, болезней, эксплуатации детского труда и других причин
  • Рост числа вооруженных конфликтов и случаев насилия. На каждого ребенка, погибшего в ходе вооруженных конфликтов, приходится трое раненых, которые приобретают постоянную форму инвалидности. В некоторых странах до четверти всех случаев инвалидности возникает в результате травм и насилия, говорят эксперты ВОЗ.

В странах, где средняя продолжительность жизни составляет более 70 лет, на продолжительность жизни с инвалидность приходится в среднем около 8 лет, или 11,5 процента от продолжительности жизни среднестатистического человека.

Двусторонняя связь между нищетой и инвалидностью создает порочный круг. Бедные люди находятся в большей опасности в плане приобретения инвалидности из-за отсутствия доступа к хорошему питанию, здравоохранению, санитарии, а также безопасным условиям жизни и труда. Как только у человека возникают ограничения в жизнедеятельности, он сталкивается с препятствиями при образовании, трудоустройстве, и общественных услугах, которые могли бы помочь ему вырваться из нищеты.

Доктор Амартия Сен отметила в своем выступлении на конференции Всемирного банка по проблемам инвалидности, должны приняться во внимание дополнительные расходы, которые несут люди с ограниченными возможностями при оценке их покупательной способности. Исследование, проведенное в Великобритании показало, что уровень бедности среди инвалидов составил 23,1% по сравнению с 17,9% для обычных людей, но когда были учтены дополнительные расходы, связанные с инвалидностью, уровень бедности среди людей с ограниченными возможностями подскочил до 47,4%.

Инвалидность выше среди групп населения с низким уровнем образования, говорят эксперты Организации экономического сотрудничества и развития. В среднем среди людей с плохим уровнем образования 19% людей с ограниченными возможностями, тогда как среди более образованных - 11%. По данным ЮНЕСКО 90% детей с ограниченными возможностями в развивающихся странах не посещают школу. В странах ОЭСР, студенты-инвалиды в системе высшего образования по-прежнему представлены недостаточно, хотя их количество растет, говорит ОЭСР.

В развивающихся странах количество людей с инвалидностью фактически выше, чем зафиксировано в официальных данных. Так, по результатам переписи населения в Бразилии в 1991 году, количество людей с ограниченными возможностями составляло 1-2% от общей численности населения, а через 10 лет, после переписи 2001 года их количество возросло 14,5%. Подобная ситуация наблюдалась и в других странах, например, в Турции (разница в 12,3%) и Никарагуа (10,1%).

Для лиц с ограниченными возможностями гораздо выше вероятность того, что они могут стать жертвами насилия или изнасилования, в соответствии с данными исследования 2004 года, проведенного британскими специалистами, и в то же время у них меньше шансов на то, что в это вмешается полиция или правозащитные организации. Женщины и девочки-инвалиды особенно уязвимы для противоправных действий. Исследование, проведенное в штате Орисса, Индия, показало, что практически все женщины и девочки-инвалиды подвергались физическому насилию дома, 25% женщин с ограниченными умственными возможностями были изнасилованы и 6% женщин-инвалидов были насильно стерилизованы. Исследования показывают, что насилие в отношении детей с ограниченными возможностями происходит по крайней мере в 1,7 раза больше, чем среди их сверстников без инвалидности.

Во многих странах сложилась достаточно парадоксальная ситуация с трудоустройством людей с ограниченными возможностями. Правительства этих стран предпочитают выплачивать огромные средства из государственного бюджета в виде пенсий и пособий по инвалидности вместо того, чтобы создавать рабочие места для инвалидов и способствовать их трудоустройству и тем самым наполнять бюджет, а не брать деньги оттуда. Дискриминационная практика при приеме на работу по-прежнему процветает в отношении с ограниченными возможностями, а также работников, которые стали инвалидами. Две трети опрошенных безработных инвалидов заявили, что они хотели бы работать, но не могу это сделать. По оценкам экспертов Международной организации труда (МОТ) 386 миллионов лиц трудоспособного возраста в мире имеют некоторые виды инвалидности. Уровень безработицы среди инвалидов достигает 80% в некоторых странах. К примеру, из примерно 70 миллионов людей с инвалидностью в Индии только около 100 000 удалось получить работу в сфере промышленности.

Проведенное в 2004 году в США исследование показало, что только 35% населения трудоспособного возраста с ограниченными возможностями на самом деле работает, по сравнению с 78% людей без инвалидности. Одна треть опрошенных работодателей сказала, что инвалиды не могут эффективно выполнять поставленные перед сотрудниками задачи. Второй наиболее распространенной причиной не нанимать инвалидов был страх перед необходимостью использованием дорогостоящих специальных средств.

В то же время исследования МОТ показывают, что при внедрении гибких механизмов страхования и заинтересованности работодателя в подавляющем большинстве случаев удается безболезненно вернуть получившего инвалидность сотрудника на рабочее место без существенных потерь для него и его работодателя. По данным Министерства труда США тысячи людей с инвалидностью становятся успешными владельцами малого бизнеса.

В настоящее время в 45 странах мира приняты специальные законы по борьбе с дискриминацией людей с ограниченными возможностями, однако большинство из них нельзя назвать адекватными в плане содействия трудоустройству людям с новыми видами нарушений. Это особенно актуально для сотрудников, страдающих от «новых» профессиональных заболеваний, например, связанных с травмами, вызванными деформацией напряжения, а также для т.н. «невидимых» инвалидов, страдающих психическими заболеваниями и заболеваниями, проявляющимися хронической болью, которые не входят в сферу правовых определений в некоторых странах.

Использованы материалы и

Инвалидизация общества - это бич нашего времени!

По состоянию на 01.01.2018г. численность инвалидов в России составляет - 11 750 000,0 на численность населения 146 800 000,0 человек. Вы только вдумайтесь в эти цифры, это около 8% от численности населения.

1 083 000, 0 - это граждане, получившие свою инвалидность с детства, их численность составляет 9,21% от общего количества инвалидов России. По детям статистика тоже печальная, на 01.01.2018г. детей инвалидов до 18 лет в РФ-655 000,0 это 5,6 % от общего числа инвалидов.

Если смотреть статистические данные, то процент детей инвалидов растет, не смотря на демографический спад. Численность населения практически неизменна, только за счет миграционного прироста. Естественный прирост в огромном минусе с 1992г.

Численность детей инвалидов, состоящих на учете в системе пенсионного фонда РФ

Результаты первичных освидетельствований детей в возрасте до 18 лет и признаны инвалидами по категории «ребенок-инвалид»

Результаты переосвидетельствований детей-инвалидов в возрасте до 18 лет и признаны повторно инвалидами по категории «ребенок-инвалид»

Если брать во внимание детей впервые признанными инвалидами по причинам болезни нервной системы, а также детей с психическими расстройствами и расстройствами поведения, то картина выглядит совсем не радужно.

Также обратите внимание на статистику по регионам. Существуют регионы, где детей инвалидов в разы больше, чем в среднем по всей России.

Количество детей инвалидов до 18 лет в РФ на 01.01.2018г. - 655014 чел.

Российская Федерация

Количество населения по регионам

Количество детей инвалидов до 18 лет по регионам

Количество детей
инвалидов до 18 лет на душу населения по регионам

Центральный федеральный округ

39209582

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

г. Москва

Северо-Западный федеральный округ

13899310

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

в т.ч. Ненецкий авт. округ

Архангельская область без авт. округа

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

г. Санкт-Петербург

Южный федеральный округ 3)

16428458

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Республика Крым

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

г. Севастополь

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия - Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Приволжский федеральный округ

29636574

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Уральский федеральный округ

12345803

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

в т.ч. Ханты-Мансийский авт. округ - Югра

Ямало-Ненецкий авт. округ

Тюменская область без авт. округов

Челябинская область

Сибирский федеральный округ

19326196

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Забайкальский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская авт. область

Чукотский авт. округ

1) По данным Пенсионного фонда Российской Федерации.

2) С 2015 г. с учетом численности инвалидов по Крымскому
федеральному округу, представленной в 2015 г. по данным формы № 1-ЕДВ, в 2016 г. и далее - по данным формы № 94 (ПЕНСИИ).

3) Начиная с 2016 г. информация по Республике Крым
и г. Севастополю включена в итог по Южному федеральному округу (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.07.2016 г. №375).

Все данные получены с официального сайта Федеральной службы государственной статистики. А с учетом того, что в России нет естественного прироста населения с 1993г., то статистика не совсем точная, т.к. в численности населения, учитывается миграционный прирост, который очень высокий - по 250/300 тысяч ежегодно. По статистическим данным в среднем 700 тысяч людей с 1992г. шла на убыль ежегодно.

С 2007 по 2017 государственная программами поддержки удалось снизить убыль населения до 118 тысяч в среднем за год. Но и здесь существуют свои перегибы. С тех пор, как в России начали бороться с детской смертностью и выхаживать не жизнеспособных детей, рожденных на малых сроках, увеличилось количество детей-инвалидов. Практически каждый недоношенный ребенок находится в группе риска по детскому церебральному параличу.

Будем надеяться, что наше Государство держит руку на пульсе, и будет в дальнейшем предпринимать шаги, направленные на здоровье нации, на увеличение естественного прироста. И было бы прекрасно, дать возможность родителям больных детей выйти на работу и приносить пользу Государству, рожать здоровых детей. За счет создания детских садов с медицинским сервисом для детей инвалидов, куда принимают не только ходячих детей, но и тех, кто себя не обслуживает. Тем самым можно было бы сохранить множество семей от распада, дать возможность мамам таких детей реализовать себя в профессиональной сфере, родить в дальнейшем здорового ребенка, благодаря мерам Гос.поддержки.