II этап сестринского процесса: сестринская диагностика. Основные этапы сестринского процесса Проблемы пациента в сестринском процессе

Цель сестринского процесса

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей его организма.

Цель сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:

Создание базы информационных данных о пациенте;

Выявление потребностей пациента в медицинском обслуживании;

Обозначение приоритетов в медицинском обслуживании;

Составление плана ухода и обеспечение ухода за пациентом в соответствии с его потребностями;

Определение эффективности процесса ухода за пациентом и достижение цели медицинского обслуживания данного пациента

Этапы сестринского процесса

В соответствии с решаемыми задачами сестринский процесс подразделяется на пять этапов:

Первый этап - сестринское обследование.

Сестринское обследование проводится двумя методами:

субъективным.

Субъективный метод обследования – расспрос. Это данные, которые помогают медсестре составить представление о личности пациента.

объективным.

Объективный метод – это осмотр, который определяет статус пациента в настоящее время.

Субъективное обследование:

Расспрос пациента;

Беседа с родственниками;

Беседа с работниками скорой помощи;

Беседа с соседями и т. д.

Расспрос

Субъективный метод обследования – расспрос. Это данные, которые помогают медсестре составить представление о личности пациента.

Расспрос играет огромную роль в:

Предварительном заключении о причине болезни;

Оценке и течении заболевания;

Оценке дефицита самообслуживания.

Расспрос включает anamnessis. Этот метод внедрил в практику известный терапевт Захарин.

Анамнез – совокупность сведений о больном и развитии заболевания, полученных при расспросе самого пациента и знающих его лиц.

Расспрос складывается из пяти частей:

Паспортная часть;

Жалобы пациента;

Anamnesis morbe;

Anamnesis vitae;

Аллергические реакции.

Жалобы пациента дают возможность выяснить причину заставившую обратиться к врачу.



Из жалоб пациента выделяют:

Актуальные (приоритетные);

Главные;

Дополнительные.

Главные жалобы - это те проявления заболевания, которые больше всего беспокоят пациента, более резко выражены. Обычно главные жалобы и определяют проблемы пациента и особенности ухода за ним.

Anamnesis morbe

Anamnesis morbe – первоначальные проявления болезни, отличающиеся от тех, которые пациент предъявляет, обратившись за медицинской помощью, поэтому:

Уточняют начало заболевания (острое или постепенное);

Затем выясняют, какое было течение заболевания, как изменились болезненные ощущения с момента их возникновения;

Уточняют, были ли проведены исследования до встречи с медсестрой и каковы их результаты;

Следует расспросить: проводилось ли ранее лечение, с уточнением лекарственных препаратов, которые могут изменить клиническую картину болезни; все это позволит судить об эффективности терапии;

Уточняют время наступления ухудшения.

Anamnesis vitae

Anamnesis vitae – позволяет выяснить, как наследственные факторы, так и состояние внешней среды, что может иметь прямое отношение к возникновению заболевания у данного пациента.

Anamnesis vitae собирается по схеме:

1. биография пациента;

2. перенесенные заболевания;

3. условия труда и быта;

4. интоксикация;

5. вредные привычки;

6. семейная и половая жизнь;

7. наследственность.

Объективное обследование:

Физическое обследование;

Знакомство с медицинской картой;

Беседа с лечащим врачом;

Изучение медицинской литературы по уходу.

Объективный метод – это осмотр, который определяет статус пациента в настоящее время.

Осмотр проводится по определенному плану: общий осмотр; осмотр определенных систем.

Методы обследования: основные; дополнительные.

К основным методам обследования относятся:

Общий осмотр;

Пальпация;

Перкуссия;

Аускультация.

Аускультация – выслушивание звуковых феноменов, связанных с деятельностью внутренних органов; является методом объективного обследования.

Пальпация – один из основных клинических методов объективного обследования пациента с помощью осязания.

Перкуссия – постукивание по поверхности тела и оценка характера возникающих при этом звуков; один из основных методов объективного обследования пациента.

После этого медсестра готовит пациента к другим назначенным обследованиям.

Дополнительные исследования – исследования, проводимые другими специалистами (пример: эндоскопические методы обследования).

При общем осмотре определяют:

1. общее состояние пациента:

Крайне тяжелое;

Средней тяжести;

Удовлетворительное;

2. положение пациента в постели:

Активное;

Пассивное;

Вынужденное;

3. состояние сознания (различают пять видов):

Ясное – пациент конкретно и быстро отвечает на вопросы;

Помрачненное – пациент отвечает на вопросы правильно, но с опозданием;

Ступор – оцепенение, пациент на вопросы не отвечает или отвечает не осмысленно;

Сопор – патологический сон, сознание отсутствует;

Кома – полное подавление сознания, с отсутствием рефлексов.

4. данные антропометрии:Антропометрия – совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела.

5. дыхание;

Самостоятельное;

Затрудненное;

Свободное;

6. наличие или отсутствие одышки; различают следующие виды одышки:Одышка (диспное) – нарушение частоты, ритма и глубины дыхания с ощущениями недостатка воздуха или затруднения дыхания.

Экспираторная;

Инспираторная;

Смешанная;

7. частоту дыхательных движений (ЧДД)

8. артериальное давление (АД);Артериальное давление - давление, оказываемое скоростью тока крови в артерии на ее стенку.

9. пульс (Ps);Пульс – периодические толчкообразные колебания (удары) стенки артерии при выбросе крови из сердца при его сокращении, связанные с динамикой кровенаполнения и давления в сосудах в течение одного сердечного цикла.

10. данные термометрии и т. д. Термометрия – измерение температуры тела термометром

Цель первого этапа сестринского процесса – создание информационной базы о пациенте.

Второй этап - сестринская диагностика.

Цели второго этапа сестринского процесса: анализ проведенных обследований; определить с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья; определить направление сестринского ухода.

Цели второго этапа сестринского процесса:

1. анализ проведенных обследований;

2. определить с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья;

3. определить направление сестринского ухода.

Все проблемы пациента делятся на:

Потенциальные;

Актуальные;

Первичные - требующие оказания неотложной помощи;

Промежуточные – неопасные для жизни;

Вторичные – не имеющие отношения к данному заболеванию или прогнозу.

Каждая из проблем может быть:

Соматической;

Психологической;


На втором этапе сестринского процесса медицинская сестра определяет проблемы пациента. Этот этап также может называться
сестринским диагностированием состояния пациента. На данном ник- формулируется клиническое суждение медицинской сестры, В котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние с желательным указанием вероятной причины такой реакции. Эта реакция может быть обусловлена заболеванием, изменениями окружающей среды, лечебными мероприятиями, условиями жизни, изменениями динамического стереотипа поведения больного, личными обстоятельствами.
Понятие «сестринский диагноз» впервые появилось в США в середине 1950-х гг. Оно было официально принято и законодательно закреплено в 1973 г. Перечень диагнозов медицинской сестры приведен в справочной литературе. Каждый диагноз она должна обосновать применительно к конкретному пациенту.
Целью сестринской диагностики является разработка индивидуального плана ухода за больным для того, чтобы пациент и его семья могли адаптироваться к изменениям, возникшим из-за про-блем со здоровьем. В начале данного этапа медицинская сестра выявляет потребности, удовлетворение которых у данного пациента нарушено. Нарушение потребностей приводит к возникновению у пациента проблем, классификация которых приведена на рис. 8.4.
Все проблемы подразделяются на существующие (настоящие, действительные), уже имеющиеся на момент обследования, и по-тенциальные (осложнения), возникновение которых может быть предотвращено при условии организации качественного сестринского ухода.
Как правило, у пациента одновременно регистрируется несколько проблем, поэтому и существующие, и потенциальные проблемы могут быть подразделены на приоритетные - наиболее значи-
Проблсмы
г 1 Существующие Потенциальные
I Г 1
Приоритетные Второстепенные Приоритетные Второстепенные
I I
Физиологические Психосоциальные
Рис. 8.4. Определение проблем пациента (сестринское диагностиро-вание)
мые для жизнедеятельности пациента и требующие первоочередного решения, и второстепенные - решение которых может быть отсрочено. Приоритетными являются:
неотложные состояния;
проблемы, наиболее тягостные для пациента;
проблемы, способные привести к ухудшению состояния пациента или развитию осложнений;
проблемы, решение которых приводит к одновременному решению других имеющихся проблем;
проблемы, ограничивающие способность пациента к само- уходу.
В зависимости от уровня нарушенных потребностей проблемы пациента подразделяют на физиологические, психологические, социальные и духовные. Однако в силу своей компетенции меди-цинская сестра не всегда способна решить все виды проблем, поэтому на практике принято их подразделять на физиологические и психосоциальные.
Физиологическими проблемами являются боль, дыхательная недостаточность, высокий риск удушья, сердечная недостаточность, пониженный газообмен, гипертермия (перегревание организма), неэффективная терморегуляция, нарушение (расстройство) схемы тела, хронический запор, понос, нарушение целостности ткани, недостаточное очищение дыхательных путей, пониженная физическая подвижность, риск нарушения целостности кожных покровов, риск инфицирования тканей, сенсорные изменения (слуховые, вкусовые, мышечно-суставные, обонятельные, осязательные, зрительные).
Психологическими проблемами могут быть дефицит знаний (о заболевании, здоровом образе жизни и т.д.), страх, тревога, беспокойство, апатия, депрессия, трудность контроля эмоций, дефицит семейной поддержки, общения, недоверие к медицинскому персоналу, дефицит внимания к будущему ребенку, страх смерти, чувство ложного стыда, ложной вины перед близкими из-за своего заболевания, недостаток внешних ощущений, беспомощность, безысходность. Социальные проблемы проявляются в социальной изоляции, беспокойстве о финансовом положении в связи с выходом на инвалидность, дефиците досуга, беспокойстве за свое будущее (трудоустройство, размещение).
Наличие у пациентов существующих проблем способствует возникновению потенциальных, что требует от медицинской сестры постоянного наблюдения за больным и проведения качественных сестринских мероприятий для их профилактики. К потенциальным проблемам относятся риски:
возникновения пролежней, гипостатической пневмонии, развития контрактур у неподвижного пациента;
нарушения мозгового кровообращения при высоком АД;
падений и травм у пациентов с головокружением;
возникновения ожогов при проведении гигиенической ванны больному с нарушениями чувствительности;
ухудшения состояния из-за неправильного приема лекарственных средств;
развития обезвоживания у пациента с рвотой или частым жидким стулом.
После обследования, выявления проблем пациента и определения приоритетов медицинская сестра переходит к третьему этапу сестринского процесса - планированию сестринской помощи.

На втором этапе сестринского процесса медицинская сестра определяет проблемы пациента. Этот этап также может называться

с е с т р и н с к и м диагностированием состояния пациента. На данном ник- формулируется клиническое суждение медицинской сестры, В котором дается описание характера существующей или потен­циальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состоя­ние с желательным указанием вероятной причины такой реакции. Эта реакция может быть обусловлена заболеванием, изменения­ми окружающей среды, лечебными мероприятиями, условиями жизни, изменениями динамического стереотипа поведения боль­ного, личными обстоятельствами.

Понятие «сестринский диагноз» впервые появилось в США в середине 1950-х гг. Оно было официально принято и законода­тельно закреплено в 1973 г. Перечень диагнозов медицинской сест­ры приведен в справочной литературе. Каждый диагноз она должна обосновать применительно к конкретному пациенту.

Целью сестринской диагностики является разработка индиви­дуального плана ухода за больным для того, чтобы пациент и его семья могли адаптироваться к изменениям, возникшим из-за про­блем со здоровьем. В начале данного этапа медицинская сестра выявляет потребности, удовлетворение которых у данного паци­ента нарушено. Нарушение потребностей приводит к возникно­вению у пациента проблем, классификация которых приведена на рис. 8.4.

Все проблемы подразделяются на существующие (настоящие, действительные), уже имеющиеся на момент обследования, и по­тенциальные (осложнения), возникновение которых может быть предотвращено при условии организации качественного сестрин­ского ухода.

Как правило, у пациента одновременно регистрируется несколь­ко проблем, поэтому и существующие, и потенциальные пробле­мы могут быть подразделены на приоритетные - наиболее значи-

Проблсмы

1
Существующие Потенциальные

Приоритетные Второстепенные Приоритетные Второстепенные

Физиологические Психосоциальные

Рис. 8.4. Определение проблем пациента (сестринское диагностиро-

вание)


мые для жизнедеятельности пациента и требующие первоочеред­ного решения, и второстепенные - решение которых может быть отсрочено. Приоритетными являются:

Неотложные состояния;

Проблемы, наиболее тягостные для пациента;

Проблемы, способные привести к ухудшению состояния па­циента или развитию осложнений;

Проблемы, решение которых приводит к одновременному ре­шению других имеющихся проблем;

Проблемы, ограничивающие способность пациента к само­уходу.

В зависимости от уровня нарушенных потребностей проблемы пациента подразделяют на физиологические, психологические, социальные и духовные. Однако в силу своей компетенции меди­цинская сестра не всегда способна решить все виды проблем, по­этому на практике принято их подразделять на физиологические и психосоциальные.

Физиологическими проблемами являются боль, дыхательная недостаточность, высокий риск удушья, сердечная недостаточность, пониженный газообмен, гипертермия (перегревание организма), неэффективная терморегуляция, нарушение (расстройство) схе­мы тела, хронический запор, понос, нарушение целостности тка­ни, недостаточное очищение дыхательных путей, пониженная физическая подвижность, риск нарушения целостности кожных покровов, риск инфицирования тканей, сенсорные изменения (слуховые, вкусовые, мышечно-суставные, обонятельные, осяза­тельные, зрительные).

Психологическими проблемами могут быть дефицит знаний (о заболевании, здоровом образе жизни и т.д.), страх, тревога, беспокойство, апатия, депрессия, трудность контроля эмоций, де­фицит семейной поддержки, общения, недоверие к медицинско­му персоналу, дефицит внимания к будущему ребенку, страх смер­ти, чувство ложного стыда, ложной вины перед близкими из-за своего заболевания, недостаток внешних ощущений, беспомощ­ность, безысходность. Социальные проблемы проявляются в со­циальной изоляции, беспокойстве о финансовом положении в связи с выходом на инвалидность, дефиците досуга, беспокойстве за свое будущее (трудоустройство, размещение).

Наличие у пациентов существующих проблем способствует возникновению потенциальных, что требует от медицинской се­стры постоянного наблюдения за больным и проведения каче­ственных сестринских мероприятий для их профилактики. К по­тенциальным проблемам относятся риски:

Возникновения пролежней, гипостатической пневмонии, раз­вития контрактур у неподвижного пациента;

Нарушения мозгового кровообращения при высоком АД;


Падений и травм у пациентов с головокружением;

Возникновения ожогов при проведении гигиенической ван­ны больному с нарушениями чувствительности;

Ухудшения состояния из-за неправильного приема лекарствен­ных средств;

Развития обезвоживания у пациента с рвотой или частым
жидким стулом.

После обследования, выявления проблем пациента и определе­ния приоритетов медицинская сестра переходит к третьему этапу сестринского процесса - планированию сестринской помощи.

Планирование сестринского вмешательства

На третьем этапе сестринского процесса медицинская сестра составляет план сестринского ухода за пациентом с мотивацией своих действий. Обобщенная модель плана ухода представлена на рис. 8.5.

План сестринского ухода - это подробное перечисление спе­циальных действий медицинской сестры, необходимых для до­стижения целей ухода. Планирование сестринской помощи осу­ществляется при обязательном участии пациента. Мероприятия плана должны быть понятны больному, и он должен быть согла­сен с ними. Вначале медицинская сестра определяет цели вмеша­тельства и их очередность.

Составление плана сестринского ухода

очередности решения выявленных проблем

Постановка целей:

1) краткосрочных;

2) долгосрочных

Выбор пути решения поставленной цели

Обоснование способа реализации цели

Письменное руководство по уходу

Рис. 8.5. Определение целей и планирование сестринских вмеша­тельств


Цель - это ожидаемый конкретный положительный результат сестринского вмешательства по каждой из выявленных проблем пациента. К целям ухода предъявляются следующие требования;

Конкретность, соответствие проблеме пациента, например не следует формулировать цель «пациент будет чувствовать себя лучше»;

Реальность, достижимость - не следует прогнозировать не­реальные цели;

Сроки достижения цели - существуют два вида целей: крат­косрочные (менее 1 недели) и долгосрочные (недели, месяцы);

Формулировка в терминах сестринской (а не врачебной) ком­петенции;

Изложение в формулировках, понятных пациенту, его род­ственникам, другим медицинским работникам и обслуживающе­му персоналу.

В формулировке цели сестринского ухода должны быть указа­ны действие, которое необходимо совершить, время, нужное для совершения действия, место, расстояние, условие выполнения дей­ствия. Например, приоритетной проблемой пациента является от­сутствие глотания. Целью в этом случае будет обеспечение (дей­ствие) достаточного поступления жидкости и пищи в организм больного до восстановления функции глотания (время) с помо­щью зонда (условие).

После постановки цели медицинская сестра составляет план ее реализации. При этом она должна руководствоваться стандарта­ми сестринской практики, которые рассчитаны на работу в ти­пичной ситуации, а не с конкретным пациентом. Таким образом, от медицинской сестры при составлении индивидуального плана ухода требуется умение гибко применять стандарт в реальной си­туации. Она имеет право дополнить план действиями, не преду­смотренными стандартом, если сможет аргументировать свою точку зрения. По мере составления плана медицинская сестра заполняет карту сестринского процесса. Можно использовать форму, пока­занную в табл. 8.2, которая позволяет обеспечить единообразие заполнения, последовательность, преемственность и контроль за качеством сестринской помощи.

Призванием медсестры является оказание отдельному человеку помощи по всем вопросам, которые касаются его здоровья или восстановления здоровья, а также наступления безболезненного летального исхода. Деятельность специалиста должна быть направлена на то, чтобы научить человека справляться без какой-либо помощи посторонних, дать ему полную информацию, чтобы он скорее смог стать самостоятельным. В существует особая технология, именуемая сестринским процессом. Она направлена на улучшение качества жизни пациентов при помощи решения трудностей, которые у них возникают. Сегодня мы поговорим о том, как определяются и решаются .

Цели сестринского процесса

Медицинская сестра должна гарантировать приемлемое качество жизни пациента в зависимости от того, в каком он находится состоянии. Проблема пациента должна быть предупреждена, облегчена и сведена к минимуму. Если у человека имеется травма или определенное заболевание, медсестра обязана помочь ему и его семье адаптироваться к новым условиям жизни. Независимость и самостоятельность пациента должны быть достигнуты и поддержаны, его основные потребности нужно удовлетворить или обеспечить спокойную смерть.

Этапы сестринского процесса

Сестринский процесс протекает пошагово. На первом этапе происходит обследование пациента. Затем - установление (диагноз сестринский). После этого происходит планировка сестринского ухода за больным, осуществление планов по решению трудностей пациента и оценка результативности с последующей коррекцией. Сегодня мы рассмотрим второй этап сестринского процесса.

Сестринское диагностирование

Для установления трудностей пациента разрабатывается индивидуальный план ухода, для того чтобы больной и его семья смогли приспособиться к изменениям, которые возникли из-за проблем со здоровьем. Медсестра сначала должна выяснить потребности больного, удовлетворить которые он сам не может, что ведет к образованию трудностей. проводит сестринское диагностирование состояния больного. При этом выясняются проблемы пациента. Здесь происходит формирование медицинского суждения, где описывается форма ответной реакции больного на свою болезнь и состояние с указанием причины данной реакции. В этом случае многое зависит от вида заболевания, изменений внешней среды, проведения медицинских процедур, жизненных условий больного, а также от его личных обстоятельств.

Виды проблем пациента

При сестринском процессе берется во внимание не болезнь, а реакции больного на свое состояние и заболевание. Подобные реакции могут быть нескольких видов:

  1. Физиологические. Они характеризуются процессами, происходящими в организме пациента. Это может быть, например, задержка стула.
  2. Психологические. Такие реакции обуславливаются беспокойством, которое вызывает заболевание, и недостаточная информированность о нем, а также преуменьшение тяжести болезни.
  3. Духовные реакции могут проявляться в желании ухода из жизни при неизлечимом недуге, в разногласиях с семьей, что возникают из-за болезни, выборе жизненных ценностей и так далее. Поэтому важно правильно выявить .
  4. Социальные. Они характеризуются желанием изолироваться при наличии смертельного инфекционного заболевания.

Медсестра не всегда имеет возможность решить все вышеперечисленные трудности. Поэтому на практике их принято подразделять на психосоциальные и физиологические.

Существующие и потенциальные проблемы больного

Все принято разделять на существующие, те которые имеются в настоящее время, и потенциальные, представленные в виде дальнейших осложнений, предотвратить которые можно при правильно спланированном сестринском процессе. Практически всегда у пациента наблюдается несколько видов трудностей, поэтому все они делятся на приоритетные и второстепенные. К приоритетным проблемам относят:

  • достаточно тягостные проблемы для больного;
  • проблемы, что могут привести к осложнениям;
  • трудности, от решения которых зависит позитивный результат лечения;
  • те, что ограничивают пациента в способности самостоятельно за собой ухаживать.

При сестринском диагностировании необходимо брать во внимание все трудности больного, которые могут быть решены или скорректированы медперсоналом. Их распределяют по весомости и переходят к решению, начиная с самых важных. среди проблем пациента и родственников в первые часы в стационаре , можно использовать пирамиду потребностей по А. Маслоу. Эта методика позволяет выделить первостепенные потребности, промежуточные и второстепенные.

Принципы сестринского диагностирования

Чтобы анализ был полезным и целенаправленным, необходимо соблюдать следующие принципы:

  1. Выявление потребностей, которые больной не может удовлетворить самостоятельно.
  2. Определение факторов, которые вызывают заболевание.
  3. Выявление сильных и слабых качеств пациента, которые способствуют либо развитию, либо предупреждению появления трудностей.
  4. Спрогнозировать дальнейшие возможности больного, их расширение или ограничение.

Трудности при постановке сестринского диагноза

Медицинской сестрой могут быть высказаны те трудности, разрешение которых не выходит за рамки ее полномочия. Чтобы понять точность обозначения и правильную постановку сестринского диагноза, рекомендуется проверять следующее:

  1. Имеет ли проблема связь с недостатком самообслуживания. Например, трудность дыхания в определенном положении больного связана с недостатком самообслуживания. Она может быть устранена медсестрой.
  2. Насколько поставленный диагноз понятен больному.
  3. Станет ли основой для планирования маневров медсестры. Вмешательство специалиста будет правильным, если он узнает причину, чкоторая вызывает определенное состояние пациента.
  4. Станет ли определенная ею трудность проблемой больного.
  5. Поставлена ли в диагнозе медицинской сестры только одна проблема больного. Необходимо выделять несколько диагнозов, а также учесть то, что больной не понимает, что его тревожит. Например, могут быть связаны не только с болезнью, но и с лечением, обстановкой в больнице, семейными отношениями и так далее.

Задачей диагностирования медсестрой является выявление всех имеющихся или предвидящихся трудностей больного на пути восстановления его хорошего состояния, определение наиболее тягостной проблемы в настоящее время, формирование диагноза и планирование мероприятий по уходу за пациентом.

Содержание сестринского процесса на втором этапе

Больной должен помогать медсестре правильно выделять главное при постановке . Все несогласованности могут исчезнуть путем обсуждения вопросов сестрой и больным. Если имеются серьезные психологические и эмоциональные трудности, медицинский работник берет ответственность на себя при выборе первоочередных диагнозов. Когда больной только что поступил в больницу или он имеет неустойчивое состояние, сразу не определяются, это делается только после изучения всей информации, так как выводы, сделанные раньше срока, провоцируют постановку неправильного диагноза и плохой сестринский уход. Часто бывают случаи, когда проблему больного установить невозможно. В этом случае проводится обычная констатация симптомов. В других случаях болезнь вызвана неблагоприятными жизненными ситуациями. Тогда медсестрой подробно выясняются все эти обстоятельства. В этом случае она будет иметь возможность максимально помочь пациенту преодолеть негативные последствия.

Итоги

На втором этапе сестринского процесса происходит анализ данных, которые были получены на первом этапе при обследовании пациента. Здесь медперсонал должен выявить, например, проблемы пациента и родственников в разные периоды лихорадки , и сформулировать точные диагнозы, которые препятствуют достижению позитивного состояния больного, а также те, что может решить медицинская сестра. Нужно иметь в виду, что трудность пациента может быть связана не только с болезнью, но и с методами лечения, окружающей обстановкой, отношениями с родственниками и так далее. Сестринские диагнозы могут изменяться не только каждый день, но и на протяжении дня.

Нужно помнить о том, что они отличаются от диагнозов врачебных. Врач ставит диагноз и назначает лечение, а медсестра содействует больному в том, чтобы он мог приспособиться и жить с заболеванием. Один недуг человека может вызывать у него большое количество трудностей, поэтому диагнозов медицинской сестры может быть некоторое количество. Важно не забывать, что если не имеется неотложных физических расстройств, опасность для жизни больного может оказывать неудовлетворение его психосоциальных потребностей. Расстанавливая приоритеты при медицинская сестра имеет право привлекать родственников больного. При этом она должна указывать причины, что привели к появлению проблем, а также направлять свои действия на их устранение. Все сестринские диагнозы фиксируются в плане сестринского ухода (СИБ).

Диагностирование призвано установить проблемы, воз­никающие у пациента; факторы, способствующие или вы­зывающие эти проблемы, и сильные стороны пациента, которые способствовали бы предупреждению или разре­шению проблем.

Явные (настоящие) или потенциальные (которые могут возникнуть) проблемы человека заносятся в план сестрин­ского ухода в виде четких и кратких выкладок-суждений. В литературе эти суждения называют сестринским ди­ агнозом. Концепция сестринского диагноза все еще нова, однако по мере накопления знаний в области сестринского

дела растет и потенциал развития сестринского диагноза. Поэтому не столь важно, как назвать второй этап сест­ринского процесса - определение проблем пациента, сес­ тринским диагнозом, диагностированием.

Часто пациент сам осознает свои актуальные проблемы, например, боль, затрудненное дыхание, плохой аппетит. Кроме того, у пациента могут быть проблемы, о которых медсестра не догадывается. Сестра тоже может выявить проблемы, о которых сам обследуемый не догадывается, например, учащенный пульс или признаки инфекции.

Медицинская сестра должна знать источники возмож­ных проблем пациента. Ими являются:

    Окружающая среда и вредные факторы, воздейству­ ющие на человека,

    Медицинский диагноз пациента или врачебный ди­ агноз.

Врачебный диагноз определяет заболевание на осно­ве специальной оценки физических признаков, исто­рии заболевания, диагностических тестов. Задачей врачебной диагностики является назначение лече­ния пациенту.

3. Лечение человека, которое может иметь нежелатель­ ное побочное действие, само по себе может стать про­ блемой, например, тошнота, рвота при некоторых видах лечения.

4. Больничная обстановка может таить в себе опасность, например, заражение внутрибольничной инфекцией человека, бессоница из-за нахождения в больничной

обстановке.

5. Личные обстоятельства человека, например, низкий материальный достаток пациента, не позволяющий ему полноценно питаться, что, в свою очередь, мо­ жет угрожать его здоровью.

После проведенной оценки состояния здоровья пациен-

I та медсестра должна сформулировать диагноз, решить, кто

из профессиональных работников здравоохранения может

помочь пациенту.

Проблемы, которые медсестра может самостоятельно предупредить или разрешить, называются сестринскими диагнозами.

Сестре необходимо очень четко сформулировать диаг­нозы и установить их приоритетность и значимость для пациента.

История вопроса началась в 1973 году. В США состо­ялась I научная конференция по классификации сестрин­ских диагнозов с целью определения функций медсестры и разработки системы классификации сестринских диагнозов.

В 1982 году в учебнике по сестринскому делу (Карлсон Крафт и Мак Гюре) в связи с изменениями взглядов на сестринское дело предложено следующее определение.

Сестринский диагноз - это состояние здоровья паци­ента (нынешнее й потенциальное), установленное в резуль­тате проведенного сестринского обследования и требую­щее вмешательства со стороны сестры.

В 1991 году предложена классификация сестринских диагнозов, включающая 114 основных наименований, в числе которых - гипертермия, боль, стресс, социальная самоизоляция, недостаточная самогигиена, дефицит гиги­енических навыков и санитарных условий, беспокойство, пониженная физическая активность и другое.

В Европе с инициативой создания общеевропейской единой классификации сестринских диагнозов выступи­ла Датская национальная организация сестер. В ноябре 1993 года под эгидой Датского научно-исследователь­ского института здравоохранения и сестринского дела в Копенгагене состоялась I Международная научная кон­ференция по проблемам сестринских диагнозов. В кон­ференции участвовало более 50 стран мира. Было отме­чено, что унификация и стандартизация, а также терми­нология, пока остаются серьезной проблемой. Очевидно, что без единой классификации и номенклатуры сестрин­ских диагнозов по примеру врачебных сестры не смогут общаться на понятном для всех профессиональном языке. Этап постановки сестринских диагнозов и будет завер­шением сестринского диагностического процесса.

Сестринский диагноз следует отличать от врачеб­ ного:

т врачебный диагноз определяет болезнь, а сестрин­ский - нацелен на выявление реакций организма на свое состояние;

182

ш врачебный диагноз может оставаться неизменным в течение всей болезни. Сестринский диагноз может меняться каждый день или даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма;

    врачебный диагноз предполагает лечение в рамках врачебной практики, а сестринский -- сестринские вме­ шательства в пределах ее компетенции и практики;

    врачебный диагноз, как правило, связан с возник­ шими патофизиологическими изменениями в орга­ низме. Сестринский - часто связан с представлени­ ями пациента о состоянии своего здоровья.

Сестринские диагнозы охватывают все сферы жизни пациента. Различают физиологические, психологические, социальные и"духовные диагнозы.

Сестринских диагнозов может быть несколько, пять-шесть, а врачебный чаще всего только один.

Различают явные (настоящие), потенциальные и при­оритетные сестринские диагнозы. Сестринские диагнозы, вторгаясь в единый лечебно-диагностический процесс, не должны расчленять его. Необходимо осознавать, что од­ним из основных принципов медицины является принцип целостности, то есть понимание болезни как процесса, охватывающего все системы и уровни организма (клеточ­ный, тканевой, органный и организменный). Анализ па­тологических явлений с учетом принципа целостности по­зволяет понять противоречивый характер локализации бо­лезненных процессов, который нельзя представить себе без учета общих реакций организма.

При постановке сестринских диагнозок медсестра ис­пользует знания об организме человека, полученные раз­личными науками. Поэтому в основу классификации сест­ринских диагнозов положены нарушения основных про­цессов жизнедеятельности организма, охватывающие все сферы жизни пациента, как настоящие, так и потенци­альные. Это позволило уже сегодня распределить разнооб­разные сестринские диагнозы в 14 групп. Это диагнозы, связанные с нарушением процессов:

движения (снижение двигательной активности, на­рушение координации движений и другое);

183

т внимания (произвольного, непроизвольного и т.д.); ш памяти (гипомнезия, амнезия, гипермнезия);

    мышления (снижение интеллекта, нарушение про­ странственной ориентации);

    изменения в эмоциональной и чувствительной сфе­ рах (страх, беспокойство, апатия, эйфория, отрица­ тельное отношение к личности медицинского работ­ ника, оказывающего помощь, к качеству проводи­ мых манипуляций, одиночество и т.д.);

    изменения гигиенических потребностей (недостаток гигиенических знаний, навыков, проблемы с меди­ цинским обслуживанием и т.д.).

Признаками нарушения основных процессов жизнедея­тельности организма являются анатомо-физиологические, психосоциальные и духовные изменения в жизни человека.

Особое значение в сестринской диагностике уделяется установлению психологического контакта, определению первичного психологического диагноза.

Наблюдая и беседуя с пациентом, медсестра отмечает наличие или отсутствие психологической напряженности (неудовлетворенность собой, чувство стыда и т.п.) в семье, на работе:

184

т изменения (динамику) эмоциональной сферы, влия­ние эмоций на поведение, настроение, а также на состояние организма, в частности, на иммунитет; ■ нарушения поведения, которые не сразу диагности­руются и часто связаны с психосоциальным недораз­витием, в частности, отклонение от общепринятых норм физиологических отправлений, аномальные привычки в еде (извращенный аппетит), непонят­ность речи встречаются нередко.

Пациент утрачивает психологическое равновесие, по­являются тревога, болезнь, страх, стыд, нетерпение, де­прессия и другие отрицательные эмоции, являющиеся тон­кими индикаторами, мотиваторами поведения пациента.

Медицинская сестра знает, что первичные, эмоциональ­ные реакции возбуждают деятельность подкорковых сосу­дисто-вегетативных и эндокринных центров.

Поэтому при выраженных эмоциональных состояниях человек бледнеет или краснеет, возникают изменения рит­ма сердечных сокращений, снижается или повышается температура тела, мышц, меняется деятельность потовых, слезных, сальных и других желез. У испуганного челове­ка расширяются глазные щели и зрачки, повышается ар­териальное давление. Больные в состоянии депрессии ма­лоподвижны, уединяются, различные разговоры для них

тягостны.

Неправильное воспитание делает человека менее спо­собным к волевой деятельности: Медсестра, которой при­ходится принимать участие в обучении пациента, должна учитывать этот фактор, так как он влияет на процесс

усвоения.

Таким образом, психологический диагноз отражает пси­хологическую дисгармонию пациента, попавшего в не­обычную ситуацию.

Информация о пациенте интерпретируется медсестрой и отражается в сестринском психологическом диагнозе с точки зрения потребностей пациента в психологической

Например, сестринский диагноз:

Пациент испытывает чувство стыда перед поста­новкой очистительной клизмы;

185

Па Циент испытывает тревогу, связанную с невоз­можностью обслуживать себя.

Психологическая диагностика тесно связана с соци­альным статусом пациента. От социальных факторов за­висит и психологическое, и духовное состояние пациента, которое мо% ет явиться причиной многих заболеваний. Поэтому мо% но объединить психологическое и социальное диагностирование в психосоциальное. Конечно, в настоя­щее время Недостаточно полно решаются проблемы паци­ента в психо С оциальной помощи, тем не менее, медицин­ская сестра, учитывая социально-экономические сведения о пациенте, социальные факторы риска, может достаточ­но точно диагностировать реакцию пациента на его состо­яние здоровья. После формулирования всех сестринских диагнозов Медсестра устанавливает их приоритетность, опираясь на мнение пациента о первоочередности оказа­ния ему помощи.

Примерней банк проблем пациента смотри в Приложе­нии № 2.

этап сестринского диагностирования

СЕСТРИНСКОЕ ДИАГНОСТИРОВАНИЕ

ие диагнозы или проблемы пациента