Экскурсией грудной клетки называется. Оценка дыхательной экскурсии грудной клетки. Критерии оценки индекса развития грудной клетки

Продолжение. См. № 38, 39/2003

Основы антропологии с элементами генетики человека

Учебно-методический комплекс

Основные размеры, принятые для характеристики отдельных частей и пропорций тела, определяются как проекционные расстояния между двумя антропометрическими точками или между антропометрической точкой и плоскостью пола:

    длина тела (рост) – высота над полом верхушечной точки;

    длина корпуса – длина тела минус длина нижней конечности;

    длина нижней конечности – высота над полом вертельной точки;

    длина верхней конечности – расстояние между плечевой точкой и пальцевой;

    длина стопы – расстояние между пяточной и конечной точками;

    ширина плеч (акромиальный диаметр) – расстояние между правой и левой плечевыми точками.

2.1.2. Лабораторная работа № 1. «Соматометрия. Определение основных размеров и веса тела»

Работа проводится в парах.

Определение роста стоя

1. Предложить обследуемому встать на площадку ростомера. При этом планка («бегунок») ростомера должна быть поднята вверх.
2. Установить его в положение «франкфуртской», или «немецкой, горизонтали». При этом линия, соединяющая самую нижнюю точку нижнего края глазницы и самую верхнюю точку верхнего края наружного слухового прохода, должна быть перпендикулярна шкале ростомера. Три точки (затылок, лопатки и ягодицы) должны находиться на одной линии и касаться измерительной шкалы.
3. Плавно опустить планку ростомера до соприкосновения с верхушечной точкой головы (девушкам необходимо распустить волосы, если прическа мешает измерению).
4. Зафиксировать результат измерения.

Определение роста сидя

1. Рост определяется аналогично определению роста стоя, только обследуемый садится на откидную крышку ростомера.
2. Рост определяется по шкале ростомера для данного вида измерения.

Определение окружности грудной клетки


2. Грудная клетка находится в промежуточном положение между вдохом и выходом при спокойном дыхании.
3. Измерение проводят сантиметровой лентой, которая проходит на уровне нижней границы лопаток (сразу же под ними) и через соски (у юношей) или над молочными железами (у девушек).
4. Данные заносятся в таблицу.

Определение экскурсии грудной клетки

Под экскурсией грудной клетки подразумевают амплитуду движения грудной клетки в пределах максимальных вдоха и выдоха. Будучи введена как дополнительный признак физического развития еще в прошлом веке, экскурсия грудной клетки рассматривалась и продолжает рассматриваться рядом исследователей и в настоящее время в качестве показателя степени интенсивности обмена воздуха в легких.

1. Обследуемый занимает вертикальное положение.
2. Обследуемый делает самый глубокий вдох, после чего фиксируется показание окружности грудной клетки.
3. Обследуемый делает самый глубокий выдох, после чего фиксируется показание окружности грудной клетки.
4. Экскурсия определяется как разница между показаниями окружности грудной клетки на вдохе и выдохе.
5. Показания фиксируются в таблице.

Антропометрические данные (фамилия, имя, отчество)

2.1.3. Длина тела и ее морфологическая изменчивость

Длина тела (рост)

Длина тела – важнейший морфологический признак, определяющий в большей степени многие другие размеры. Длина тела обнаруживает бо"льшую индивидуальную изменчивость, бо"льшие возрастные, половые и территориальные групповые различия.

Средняя длина тела для всего человечества примерно равна 165 см для мужчин и 154 см для женщин. Разница в длине тела у мужчин и женщин составляет в среднем 8–11 см (среднее квадратичное отклонение примерно 6 см).

* Цит. по: Родзинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. – М.: Высшая школа, 1978

Метод антропометрических исследований широко используют для определения физического развития лиц, занимающихся физкультурой и спортом. Этот метод исследования человеческого тела в основном основан на учете количественных, внешних морфологических показателей. Однако ряд антропометрических исследований (спирометрия, динамометрия) дает представление и о функциях различных систем и органов. В целом показатели физического развития отражают функциональное состояние организма и являются важными для оценки состояния здоровья и работоспособности.

Техника проведения антропометрических исследований не сложна. Обычно их проводят медицинские сестры. Однако, как и всякий другой научный метод исследования,

антропометрия требует навыков и соблюдения определенных условий, которые обеспечивают правильность и точность показателей. Такими основными условиями для проведения всех антропометрических изменений являются:

Выполнение исследований по единой унифицированной методике;

Проведение первичных и повторных исследований одним и тем же лицом и теми же инструментами;

Исследование в одно и то же время дня (лучше всего утром натощак);

Исследуемый должен быть без одежды и обуви (допускают только трусы).

Определение веса. Взвешивание проводят на обычных десятичных медицинских весах, которые перед употреблением должны быть выверены и отрегулированы. Площадка весов должна быть точно горизонтальна полу (это проверяют по отвесу или водяному «глазку», установленным на весах). Весы должны быть чувствительны к весу 100 г. Проверяют правильность весов путем периодического взвешивания клейменных гирь (не менее 30 кг). Исследуемый должен стоять неподвижно на середине площадки весов. На площадке целесообразно отметить краской следы ног, куда должен становиться исследуемый.

Измерение роста. Рост измеряют обычным станковым деревянным ростомером или металлическим антропометром системы Мартина.

Измерение роста стоя при помощи деревянного ростомера производят следующим образом: исследуемый становится на площадку ростомера спиной к стойке со шкалой и касается ее тремя точками - пятками, ягодицами и межлопаточным пространством. Голова не должна касаться ростомера 1, а должна быть слегка наклонена так, чтобы верхний край наружного слухового прохода и нижний край глазницы располагались по одной линии, параллельной полу.

Измеряющий становится сбоку от исследуемого и опускает на его голову планшетку, скользящую по сантиметровой шкале. Отсчет проводят по нижнему краю планшетки. Нужно следить, чтобы исследуемый стоял без напряжения; у женщин с высокой прической волосы при измерении должны быть распущены.

Измерение роста в положении сидя проводят тем же деревянным ростомером, имеющим откидную скамеечку, закрепленную на расстоянии 40 см от пола. Измерение производят следующим образом: исследуемый глубже садится на скамейку спиной к стойке ростомера,

Касание головой ростомера возможно при долихоцефалической форме черепа у исследуемого.

Измерение роста антропометром. Металлический антропометр Мартина состоит из 4 складывающихся полых металлических стержней. По стержню, на который нанесены деления с точностью до 1 мм, скользит муфточка с вырезом. На верхнем конце антропометра неподвижно прикреплена вторая муфта с измерительной линейкой. Верхним стержнем антропометра можно пользоваться отдельно как циркулем для определения ширины частей тела. Весь прибор можно разбирать на части и убирать в футляр, легко перевозить н переносить, в чем большое удобство пользования антропометром.

Измерение окружности грудной клетки. Его проводят прорезиненной сантиметровой лентой в трех положениях: з состоянии покоя, при полном вдохе и максимальном выдохе. Разница между величиной вдоха и выхода называется экскурсией грудной клетки; это важный показатель состояния функции дыхания.

Методика исследования окружности грудной клетки. Исследуемому предлагают развести руки в стороны. Сантиметровую ленту накладывают так. чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди у мужчин и детей обоего пола до 12- 13 лет - по нижнему сегменту соска, у женщин - над молочной железой по месту прикрепления IV ребра к грудине; после наложения ленты исследуемый опускает руки. Следует проверить, правильно ли наложена лента. Для удобства рекомендуется проводить исследование перед зеркалом, к которому исследуемый повернут спиной. В зеркале видно, правильно ли сзади наложена лента.

Окружность грудной клетки в спокойном состоянии у взрослых мужчин равна 88-92 см, у женщин 83-85 см. Экскурсия грудной клетки в зависимости от роста исследуемого и объема грудной клетки равна у взрослых мужчин 6-8 см, у женщин 3-б см.

В результате регулярных занятий физическими упражнениями, особенно спортом, экскурсия грудной клетки может значительно увеличиться и достигать 12-15 см.

Спирометрия - метод, при помощи которого определяют жизненную емкость легких. Измерение проводят водяным спирометром, который состоит из двух полых металлических цилиндров, вставленных один в другой. Емкость спирометра обычно 7 л.

Методика исследования. Исследуемый становится лицом к спирометру, берет мундштук с резиновой трубкой в руки. Затем, сделав предварительно 1-2 вдоха и выдоха, быстро набирает максимальное количество воздуха и плавно выдувает его в мунднос. Исследование проводят три раза подряд; отмечают лучший результат. При этом каждый исследуемый должен пользоваться индивидуальным стеклянным мундштуком. После использования мундштуки кипятят.

Спирометрия является хорошим методом определения функции дыхательного аппарата. По показателям спирометрии можно до известной степени судить и о функции сердечно-сосудистой системы.

С возрастом показатели жизненной емкости легких меняются.

Средние показатели жизненной емкости легких для взрослого мужчины составляют 3500-4000 см3, для женщин - 2500-3000 см3.

У спортсменов, особенно у гребцов, лыжников, пловцов, жизненная емкость легких может достигать 5000-6000 см3 и больше.

Величина емкости легких зависит от роста и массы тела, а потому имеет значение определение так называемого жизненного показателя, представляющего собой соотношение между жизненной емкостью легких и весом тела. У взрослого этот показатель не должен быть ниже 60. Нормой для взрослого физкультурника считают показатель 62-68.

Динамометрия - метод, при помощи которого определяют мышечную силу кистей и силу мышц разгибателей спины.

Ручной динамометр представляет собой эллипсоидную стальную пластинку, сжимание которой показывает силу мышц, выраженную в килограммах.

Методика исследования. Динамометр берут в кисть циферблатом внутрь (пуговка обращена к пальцам). Руку вытягивают в сторону и максимально сжимают динамометр. Ручную силу отмечают для каждой кисти отдельно. Исследование для каждой кисти проводят 3 раза

и записывают лучший результат. Средние показатели силы правой кисти для взрослых мужчин 40-45 кг, для женщин - 30-35 кг; средние показатели силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.

Становую силу исследуют специальным пружинным динамометром. Исследуемый становится на подножку с крюком, на котором закрепляют цепь от динамометра. Становиться следует так, чтобы 2/3 каждой подошвы заходили за металлическую основу (обычно ее вделывают в деревянную платформу). Ноги должны быть выпрямлены и поставлены рядом. Туловище сгибают, цепь закрепляют за крюк так, чтобы рука от прибора находилась на уровне колея. После этого исследуемый, не сгибая рук и ног, медленно разгибается, вытягивая цепь до отказа. Обычно достаточно бывает однократного исследования. Становая сила у взрослых мужчин в среднем равна 130-150 кг, у женщин - 80-90 кг.

Объем антропометрических исследований. При массовых медицинских исследованиях физкультурников обычно ограничиваются определением веса, роста, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, мышечной силы кисти и становой силы.

Для более полного и специального обследования объем исследований может быть расширен и включать в себя определение окружности плеча, предплечья, бедра, голени, живота, шеи и диаметра грудной клетки, передне-заднего ее размера, диаметра таза и т. д. Эти измерения производят при помощи сантиметровой ленты и толстотного циркуля. Большой интерес, в частности, представляет определение пропорций тела. Все эти Рис 13. измерение становой сил. исследования могут значительно расширить наше представление о степени и особенностях физического развития обследуемых спортсменов.

Оценка результатов антропометрических исследований производится методами стандартов, корреляции, профилей, индексов.

Оценка методом стандартов наиболее точная и объективная. Оценку физического развития физкультурников по этому методу проводят путем сравнения (сопоставления) полученных данных со средними - стандартными - величинами, установленными на большом числе обследованных того же пола, возраста и роста.

Путем обработки большого числа (обычно число обследуемых выражается в тысячах) антропометрических исследований методом вариационной статистики определяют среднюю величину-«медиану» (М) и среднее квадратическое отклонение- сигму (±а). Полученные стандартные величины сводят в таблицы оценки физического развития, которыми очень удобно пользоваться. Полученные при измерениях данные сравнивают с соответствующими показателями антропометрических стандартов. Если измеренная величина совпадает с указанной в таблице стандартов или разнится от нее в ту или другую сторону не больше чем на величину показанного здесь же «среднего отклонения» (±1/2о), то оценка может быть признана удовлетворительной. Если полученная величина отличается от средней, указанной в таблице, больше чем на одно среднее квадратическое отклонение, то соответствующий индивидуальный признак следует признать большим или малым в зависимости от того, в какую сторону от средней величины он отклонен. Если же полученная величина отличается от приведенной в таблице средней больше чем на два отклонения (±а), то оценку исследуемого признака считают очень хорошей или очень плохой, что тем самым указывает на крайние вариации.

Следует иметь в виду, что метод стандартов предусматривает обработку материалов, полученных на однородных контингентах обследуемых: студентах, школьниках, рабочих, колхозниках, спортсменах-разрядниках и т. д., проживающих в одинаковых географических и климатических условиях, в том же городе или той же местности.

В настоящее время такого рода таблицы стандартов имеются не только в республиканских научно-исследовательских учреждениях, но и во многих спортивных и других организациях, учебных заведениях. Эти таблицы разработаны силами местных специалистов.

Важно учитывать и время, когда разрабатывали антропометрические стандарты, так как хорошо известно, что физическое состояние населения СССР из года в год улучшается и полученные старые антропометрические стандарты для использования уже не пригодны.

Ниже, только в качестве образца, приводим таблицу оценки показателей физического развития спортсменов.

Некоторые авторы для целей научной обработки материалов и оценки результатов антропометрических исследований считают наиболее рациональным метод корреляции. Он основан на соотношениях отдельных антропометрических показателей, которые вычисляют математически с помощью коэффициента корреляции, им определяют так называемый коэффициент регресии. Последний показывает, на какую величину изменяется один признак при изменении другого на одну единицу. При помощи коэффициента регрессии можно построить шкалу регрессии, т. е. узнать, какими при данном росте должны быть вес, окружность груди и т. д.

Метод профилей основан на вариационно-статистической обработке результатов обследований. Он позволяет полученные данные изобразить графически. Обычно для этой цели заранее заготовлены сетки, на которых нанесены цифровые показатели.

Для примера приводим образец антропометрического профиля. Недостатком этого метода являются затруднения, связанные с изготовлением большого количества сеток и работой по вычерчиванию профилей; поэтому, по-видимому, этот метод в настоящее время мало применяют.

Метод индексов (показателей) представляет собой набор особых формул, при помощи которых можно проводить оценку отдельных атропометрических показателей и их соотношений. Представляет интерес и имеет известное практическое значение ряд показателей.

Росто-весовой показатель характеризует пропорциональный (по отношению к росту) вес тела.

Распространенным и наиболее примитивным является показатель Брока, но которому вес человека должен быть равен его росту без 100 единиц. Эту формулу применяют с поправками Брукша; у людей с ростом от 165 до 170 см следует вычесть 105 единиц, при росте 175-185 см-ПО единиц; этот показатель непригоден в детском и юношеском возрасте.

Другим распространенным показателем является весо-ростовой показатель Кетле, получаемый путем деления веса в граммах на рост в сантиметрах; этот показатель показывает, сколько граммов веса приходится на сантиметр роста (показатель упитанности). В среднем на 1 см роста должно приходиться 400 г веса. Показатель 500 г и выше указывает на признаки ожирения, показатель 300 г и ниже - на понижение питания.

Индекс пропорциональности между ростом и окружностью груди. К наиболее распространенным показателям такого рода относится грудной показатель. Для его вычисления окружность груди в сантиметрах умножают на 100 и делят на рост в сантиметрах; в норме этот индекс равен 50-55. Индекс меньше 50 указывает на узкую, более 50 - на широкую грудь.

Имеет широкое распространение показатель Эрисмана; его определяют путем вычитания из показателя окружности грудной клетки в спокойном состоянии половины роста; в норме окружность грудной клетки должна равняться полуросту.

Если окружность грудной клетки преобладает над половиной роста, этот показатель обозначают знаком плюс, если же окружность грудной клетки отстает от половины роста,- знаком минус. Средние величины этого показателя для хорошо развитого взрослого физкультурника равняются - 5,8, для физкультурницы -3,8 см.

Индекс общего физического развития. Примером такого рода индекса является показатель Пинье. Его вычисляют путем вычитания из показателя роста в сантиметрах (L) суммы величины окружности грудной клетки в сантиметрах (Т) и веса тела в килограммах (Р), т.е. L-(Т---Р); чем меньше остаток, тем лучше телосложение. Телосложение при показателе 10- 15 крепкое, при 16-20 хорошее, при 21-25 среднее, при 26-30 слабое, при 31 и больше очень слабое.

Теоретически индекс составлен неправильно, так как сопоставляют разноименные величины не в их отношениях, а посредством простого сложения или вычитания. У лиц низкого роста, но с большим весом показатель будет всегда высоким; этот индекс совершенно непригоден для детей и подростков.

Большинство индексов составлено механически, а потому не выдерживает научной критики. Оценивать состояние физического развития по индексам следует с большой осторожностъю. По этой причине, видимо, интерес к использованию индексов во врачебно-физкультурной практике за последние годы резко снизился. Однако многие видные терапевты (А. Л. Мясников и др.) рекомендуют в своих руководствах некоторые индексы для целей клинической антропометрии.

Для выявления дисплазии тазобедренного сустава большое значение имеет симптом "щелчка". Ребенок находится на спине, и его конечности сгибают на 90° в тазобедренных и коленных суставах. В этом положении головка бедра выводится из вертлужной впадины кзади. Руки обследующего охватывают область коленных суставов - большие пальцы располагаются на внутренней поверхности бедер, указательные - в области большого вертела, а остальные пальцы - вдоль наружной поверхности бедер (рисунок а).

В следующий момент обследования (например, при обследовании правого тазобедренного сустава) левое бедро фиксируют, а на область правого коленного сустава оказывают давление сверху, по оси диафиза бедра (рис. б). Уже в этот момент обследования головка бедра может войти в вертлужную впадину с характерным щелчком.

Затем правое бедро постепенно отводят в сторону, продолжая оказывать давление на область коленного сустава (рис. в). Когда величина угла пассивного отведения бедер достигает 50-60°, указательным пальцем надавливают на область большого вертела, и в этот момент ощущается отчетливый щелчок. Постепенно бедро вновь приводят в исходное положение (рис. г). В той же последовательности производят обследование левого тазобедренного сустава.

Измерение размера большого родничка.

Находится в месте пересечения венечного и сагиттального швов.

Большой родничок имеет ромбовидную форму. Размер его – это расстояние между противоположными сторонами ромба (но не между его углами). Определение размера проводят пальцами на ощупь.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ:

  1. Нащупать края большого родничка.
  2. Определить на ощупь расстояние между одними сторонами.
  3. Переместить пальцы, определить на ощупь расстояние между другими сторонами родничка.
  4. Записать размер родничка в сантиметрах в историю развития ребёнка (у новорождённых в среднем от 1,5-2 см до 3x3).

ПРИМЕЧАНИЕ:

Можно измерение проводить сантиметровой лентой.

*Закрывается большой родничок к возрасту 1-1,5 лет (в наст. время уже к 9-10-му месяцу жизни)

52. Антропометрия новорожденного.

Измерение роста.

Новорожденные и дети до 2 лет: измерение проводят в положении лежа на спине с помощью горизонтального ростомера. Ребенка укладывают на спину, упирая макушку в неподвижную планку ростомера. Голову фиксируют так, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка распрямляют легким нажимом на колени, подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам. Расстояние от неподвижной до подвижной планки соответствует длине тела ребенка.

Измерение окружностей. Окружность головы измеряют наложением мягкой сантиметровой ленты, которая должна проходить через надбровные дуги и затылок. Ленту слегка стягивают, чтобы прижать волосы.

Окружность грудной клетки измеряют трижды - при спокойном дыхании, на высоте вдоха и при максимальном выдохе. Ленту накладывают под углами лопаток, при отведенных в сторону руках, а спереди проводят над сосками

Массу тела грудного ребенка определяют на специальных детских электронных весах с максимально допустимой нагрузкой до 10 кг и точностью измерения до 1 грамма
Определение массы тела детей старшего возраста проводят утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 грамм.

53. Определение экскурсии грудной клетки

Измерение окружности грудной клетки ребенка проводится на вдохе и на выдохе.
Разница величины окружностей грудной клетки ребенка на высоте вдоха и выдоха отражает подвижность грудной клетки, которую правильнее называть экскурсией грудной клетки во время дыхания. Формула расчета этого показателя:

Экскурсия грудной клетки ребенка = Окружность грудной клетки на вдохе – Окружность грудной клетки на выдохе.

Если полученный результат равен 4 см и менее, его расценивают как низкий. Если он равен 5 – 9 см – средним, а если 10 см и более - высоким.

для детей до 6 мес. - 45 – 2 (6 – n)
от 6 до 12 мес. - 45 + 0,5 (n – 6)
n – возраст ребенка в месяцах

от 1 года до 10 лет - 63 – 1,5 (10 - n)
старше 10 лет - 63 + 3 (n – 10)
n – возраст ребенка в годах

54. Измерение артериального давления у ребенка – на манекене .

Для измерения АД на руках и ногах используют манжеты, соответствующие возрасту и окружности плеча и бедра ребенка.

Размеры манжеты для измерения АД:

Дети 1 года – 3,5 -7 см; дети 2-4 лет -5,5 – 11 см;

дети 2 года – 4,5 -9 см; дети 4-7 лет 6,5 – 13 см;

дети до 10 лет 8,5 – 15 см.

Выполнение. Обоснование.
1. Объяснить (ребёнку) родственникам цель и ход процедуры. Получить согласие. - Соблюдение права пациента на информацию.
2. Ребёнок лежит либо сидит у стола. - Положение, в котором может быть получен достоверный результат.
3. Рука расслаблена, расположена ладонью вверх, плечо находится под углом к поверхности опоры (в положении сидя).
4. Воздух из манжеты должен быть удален. Зазор между манжетой и поверхностью плеча 1-1,5 см (должен входить один палец). - Подготовка манжеты к началу измерения.
5. Манжета накладывается на плечо на 2см выше локтевого сгиба. - Положение, при котором может быть получен достоверный результат.
6. Соединить тонометр с манжетой. Закрыть вентиль на груше. Фонендоскоп приложить в локтевом сгибе на проекцию плечевой артерии. - Подготовка тонометра к началу измерения.
7. Воздух нагнетать постепенно до уровня, превышающего на 20 мм.рт. ст тот уровень, при котором исчезает пульс на плечевой артерии. - Пережатие артерии необходимо для измерения давления крови в артерии.
8. Открыть клапан тонометра, выслушать появление первого удара, а затем последнего удара пульса, что будет соответствовать максимальному и минимальному артериальному давлению. - При первом ударе фиксируется давление крови в артерии во время систолы, при окончании пульсации – во время диастолы.

Средние показатели АД при его измерении на лучевой артерии приведены в табл.8-3.

* У девочек АД на 5 мм рт.ст. ниже, чем у мальчиков.

Для определения АД у детей старше года можно пользоваться следующими формулами:
АДсист = 90 + 2п (мм рт.ст.),
АДдиаст = 60 + п (мм РТ-СТ-),
где п - возраст в годах.
У здоровых детей АД в артериях правых и левых конечностей существенно не отличается. На ногах показатели АД на 10-15 мм рт.ст. выше, чем на руках.
Пульсовое давление - разность между систолическим и диастолическим АД (пропорционально количеству крови, выбрасываемой сердцем при каждой систоле). С возрастом пульсовое давление увеличивается: у новорожденных оно составляет, в среднем, 42 мм рт.ст., у детей в возрасте 5-6 лет - 44 мм рт.ст., в 14-15 лет - 52 мм рт.ст.

55. Методика определения пульса на периферических артериях – на манекене.

При пальпации периферических артерий оценивают пульс. Артериальный пульс - периодические толчкообразные колебания стенок периферических сосудов, синхронизированные с систолой желудочков сердца. Пульс прощупывают на обеих руках и ногах и сравнивают. При одинаковых показателях пульс расценивают как синхронный.
Снижение пульсации на периферических сосудах свидетельствует о нарушении в них кровотока.
У детей старше 2 лет основные характеристики пульса определяют на лучевой артерии. Оценивают ЧСС, ритмичность, напряжение, наполнение, величину и форму пульса.
В раннем возрасте на одно дыхательное движение в среднем приходится
3- 3,5 сердечных сокращения, а в старшем - 4.

  • У новорожденного - 140 – 160 ударов в минуту;
  • В 1 год - 120 – 125 ударов в минуту;
  • В 1- 2 года -110 – 115 ударов в минуту;
  • В 2 – 3 года - 105 – 110 ударов в минуту;
  • В 3 – 7 лет – 90 – 110 ударов в минуту;
  • В 8 – 12 лет 75 – 80 ударов в минуту;
  • Старше 12 лет – 70 – 75 ударов в минуту.

Прием Геймлиха.

Приготовьтесь похлопывать по спине. Положите ребенка, находящегося в сознании, лицом вниз на колено, чтобы похлопать его по спине. Держите ребенка крепко в этом положении (лицом вниз) и поддерживайте его голову. Ребенок своей грудью должен крепко опираться на вашу руку; можете придерживать его своим бедром.

  • Затем сомкните пальцы одной ладони вместе, образуя как бы весло, и осторожно похлопайте по спине, прямо между лопатками ребенка. Удары не должны быть настолько сильными, чтобы могли травмировать ребенка.
  • Проверить рот на наличие постороннего предмета. Если такой обнаружите, немедленно его извлеките.

Надавите на грудь. Если ребенок кашляет и плачет, то это хороший знак, означающий, что он дышит. Если ребенок не плачет после выполнения предыдущих действий и предмет откашлять не удалось, значит, похлопывание по спине не помогло. В данном случае, нужно выполнить надавливания на грудь.

  • Положите ребенка лицом вверх на колени, чтобы голова была ниже уровня туловища.
  • Приложите три пальца прямо к центру грудной клетки ребенка (к грудине, чуть ниже линии сосков). Средний палец должен быть прямо на середине грудной клетки, сверху.
  • Расположив пальцы в нужном положении, поднимите средний палец и, используя только оставшиеся пальцы, сильно надавите 5 раз.
  • Снова проверьте рот и удалите видимый предмет.

Повторно проверьте, дышит ли ребенок. Если нет, то чередуйте похлопывания по спине и надавливания на грудную клетку, как описано выше, до прибытия скорой помощи.

Порядок действий при оказании помощи поперхнувшемуся ребенку:

  1. Положите ребенка на спину на твердую поверхность и встаньте на колени в его ногах, или держите его на коленях лицом от себя
  2. Положите средние и указательные пальцы обеих рук на живот ребенка на уровне между пупком и реберными дугами
  3. Энергично надавите на эпигастральную область в направлении вверх к диафрагме, не сдавливая грудную клетку.

57. Определение и обеспечение проходимости верхних дыхательных путей

Восстановление проходимости дыхательных путей - первый и очень важный этап реанимации, так как, не обеспечив проходимости дыхательных путей и возможности ИВЛ, дальнейшие мероприятия становятся бесполезными.

Пальцами одной руки захватывают подбородок, а другая рука находится на лбу по линии волосистой части головы. Подбородок поднимают, выталкивая нижнюю челюсть вперед. Другой рукой разгибают голову, что обеспечивает приоткрывание рта.

Также проводится прием Эсмарха, который дает возможность открыть рот и провести его санацию. Оказывающий помощь становится на колени у головы больного, пальцами обеих рук захватывает углы нижней челюсти и перемещает ее вперед, большие пальцы давят на подбородок и тем самым открывают рот. Указательным и средним пальцами левой руки исследуют ротоглотку и удаляют инородные тела.

Оба приема - разгибание головы и Эсмарха - рекомендуются в качестве единого приема, обеспечивающего приоткрывание рта – триада Сафара . Это тройной прием, включающий в себя три компонента (разгибание головы назад; открывание рта; выдвижение нижней челюсти вперед).

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Методические указания для выполнения практической работы по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре»

Введение 3

Расчет индивидуальных показателей 4

Библиографический список 6


ВВЕДЕНИЕ

Физическое развитие – процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни, важнейший индикатор здоровья детей и взрослых, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни .

Наиболее доступными и простыми показателями физического развития являются размеры тела, их пропорции. Для оценки антропометрических показателей необходимо измерить массу тела (кг), рост стоя (см), окружность грудной клетки на вдохе, выдохе и в паузе (см).

Для определения окружности грудной клетки понадобится сантиметровая лента, которая накладывается горизонтально у мужчин на уровне грудных желез, у женщин – под грудными железами. При определении окружности грудной клетки в паузе необходимо вычислить среднее арифметическое между вдохом и выдохом.

Целью практической работы является формирование навыков использования методик оценки физического развития, умений на основе анализа показателей формулировать рекомендации по организации двигательной активности как одной из составляющих здорового образа жизни.

Работа выполняется индивидуально.

Оформление работы (титульный лист, содержание) должно соответствовать требованиям, предъявляемым к письменным контрольным работам (прил. 1).

Порядок выполнения.

1. Необходимо измерить свои антропометрические показатели(рост, массу тела, окружность грудной клетки и т.д.) и занести их в таблицу (табл. 1).

2. На основе знания своих антропометрических показателей по представленным в заданиях формулам осуществить расчет определенных индексов физического развития.

3. Полученные результаты переносятся в сводную табл. 6, в которой необходимо по каждому показателю дать краткий комментарий / вывод.

4. На основе анализа полученных результатов необходимо сформулировать заключение, в котором дать описание факторов, негативно влияющих на ваше физическое развитие.

РАСЧЕТ ИНДИВИДУЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Таблица 1 Результаты антропометрических измерений

Индекс рассчитывается из соотношения между ростом человека и его массой, с помощью которого можно определить наличие избыточной массы, либо дефицита массы тела (табл. 2), и оценить возможный риск развития заболеваний, связанных с избыточной массой тела. Индекс Кетле определяется по следующей формуле:

ИМТ =

где М – масса тела (кг); Р – рост стоя (м).

Таблица 2

Интерпретация индекса Кетле

Расчет индекса осуществляется по формуле, учитывающей значение окружности грудной клетки на вдохе, длины и массы тела.

ИП =Н −(М +ОГК вдох ), (2)

где Н – рост тела (см); М – масса тела (кг); ОГК вдох – окружность грудной клетки на вдохе.

Таблица 3

Значение индекса Пинье для различных типов телосложения

Задание 3. Индекс Эрисмана (ИЭ). Индекс предназначен для оценки развития грудной клетки и рассчитывается по формуле:

ИЭ = ОГКn – (Н/2), (3)

где ОГКп – окружность грудной клетки в паузе (см);

Н – рост тела (см).

Таблица 4

Критерии оценки индекса развития грудной клетки

Задание 4. Оценка экскурсии грудной клетки (ЭКГ). Показатель ЭГКхарактеризует развитие органов дыхания. Рассчитывается показатель по формуле:

ЭГК =ОГКвдох ОГКвыдох , (4)

где ОГКвдох – окружность грудной клетки на вдохе;

ОГКвыдох – окружность грудной клетки на выдохе.

ЭГК = 87 - 82,5 = 4,5

Таблица 5

Оценка экскурсии грудной клетки

Таблица 6

Сводная таблица результатов заданий

Измерение окружности грудной клетки для женщин является периодическим ритуалом, так как представительницы прекрасного пола стремятся к красоте и идеальности. Когда леди набирает несколько лишних килограммов, она чувствует дискомфорт и тщательно измеряет объем бедер и талии. Тем не менее существует множество методик, позволяющих измерить параметры человеческого тела. Единой технологии не существует. Только в медицине приняты стандарты, позволяющие измерить окружность груди у пациента по унифицированной методике. О ней и поговорим в статье.

Антропометрические расчеты

Перед тем как определить окружность грудной клетки, предлагаем читателям ознакомиться с такими расчетами, как антропометрические стандарты и показатели.

Антропометрические стандарты являются усредненным значением по полу и возрасту. От них допускаются отклонения в 10 см. К примеру, антропометрические стандарты у спортсменов отклоняются от норм. При активных занятиях физической культурой наблюдаются следующие особенности:

  • талия и бедра могут быть расширены за счет мышечной массы.

Измерение окружности груди должно учитывать особенности конституционного склада человека (астеник, нормостеник, гиперстеник). Если собираетесь мерить окружность, следует помнить, что передне-задний и поперечный размер у разных людей в норме отличается.

Антропометрические показатели учитывают индивидуальные особенности человека. У людей может быть разный рост, поэтому вес должен рассчитываться под каждого конкретного человека.

При оценке степени ожирения врачи обращают внимание также на национальные особенности пациента. У лиц кавказской национальности широкая грудная клетка и низкий рост. У женщин в большинстве случаев узкая грудная клетка. У мужчин менее развиты кости таза.

Вследствие вышеописанных особенностей, чтобы определить окружность груди, следует не только измерить параметры тела, но и соотнести их с множеством факторов.

Как проводится измерение

Измерение объема груди проводится по распространенному алгоритму, которым пользуются врачи и люди, контролирующие антропометрические показатели.

Как замерить объем:

  • встать ровно и привести дыхание в норму. Развести в стороны руки. Попросить окружающих людей сантиметровой лентой измерить параметры груди, бедер, талии и др.;
  • окружность грудной клетки у мужчины в норме находится в пределах 85-92 см. Измерение проводится между углом лопаток сзади и нижним краем сосков молочных желез;
  • вначале следует измерить расстояние на вдохе, а затем на максимальном выдохе. При нормальной экскурсии легких грудной объем способен расшириться на величину от 5 до 10 см. Тем не менее экскурсия зависит и от строения тела.

Алгоритм оценки результатов

Алгоритм оценки обхвата груди содержит расчетные показатели в виде коэффициентов и индексов. С их помощью удается полностью оценить физическое развитие человека.

Какие индексы применяются для оценки развития человека:

  • весо-ростовые;
  • жизненные;
  • пропорциональности.

По весо-ростовым индексам можно оценить избыток или дефицит массы тела. Врачи для оценки степени ожирения у пациентов используют простую формулу: нормальная масса является разницей рост минус 100.

Пропорциональность по индексу Эрисмана для мужчин находится в пределах 3-6. Он используется для вычисления пропорций одной части тела по отношению к другой.

Крепость телосложения оценивается по формуле: разница между суммой веса и роста и окружностью груди. Такое изменение проводится педиатрами у детей. Если результат меньше 36 – слабое телосложение. Оно свидетельствует о том, что ребенку не хватает физической активности.

Как определить окружность грудной клетки у детей

Грудной объем у детей измеряется в положении лежа. При этом ребенок должен находиться в состоянии покоя. Его руки должны быть опущены. В остальном алгоритм аналогичен тому, который применяется у взрослых.

Мерить обхват следует между углом лопаток сзади и ареолами сосков под грудными железами.

В педиатрии существуют специальные таблицы, позволяющие определить индекс по возрасту ребенка.

Нормальный обхват груди у детей – основные показатели:

  • окружность, способствующая гармоничному развитию ребенка, располагается на уровне до 10 центилей (определяют по таблице);
  • если обхват находится в пределах от 10 до 25 центилей – склонность к дисгармоничному развитию. За таким ребенком необходимо наблюдать и корректировать физическую нагрузку;
  • окружность от 75 до 90 центилей свидетельствует о расширении грудной клетки;
  • выраженная патология у детей при измерении обхвата груди наблюдается тогда, когда показатель меньше 3 или больше 90 центилей.

Вышеприведенный алгоритм измерения является приблизительным. По аналогии с ним существует множество других схем.

Общие правила

Существуют определенные правила, позволяющие замерить грудную стенку. Предлагаем ознакомиться с ними:

  1. Измерение проводится в положении стоя.
  2. Обхват оценивается при спокойном дыхании.
  3. Разница размеров на вдохе и выдохе отражает дыхательную подвижность легких.
  4. У детей обязательно должно проводиться измерение окружности запястья в области лучезапястного сустава. Если он не больше 4 см, высока вероятность атрофии или недоразвития мышечной системы.
  5. Идеальный вес по формуле Брокка (рост минус 100) требует оценки особенностей конституции и национальности пациента.

Вначале нужно измерить объем, обхват и другие антропометрические показатели. Затем сравнить их с усредненными таблицами и исключить индивидуальные особенности человека.

В заключение следует отметить, что идеальность для каждого человека своя.