Аудиовизуальная стимуляция в психотерапии. Аудиовизуальные методы и средства стимуляции мозга Занятия с использованием аудиовизуального стимулятор

Аудиовизуальная стимуляция мозга — уникальный метод аудиовизуальной стимуляции применяется к достижению личных, профессиональных, учебных и терапевтических целей. Под ведением психолога уже при втором или третьем сеансе, достигается уровень при котором, можно ожидать реакции нервной системы. Положительные изменения настают в результате действия альфа частот мозговых биотоков.

  • С освобождением интуиции, устранением препятствий для запоминания, обучение происходит более успешно.
  • Повышенная выработка эндорфина приносит больше оптимизма, улучшению настроения, преодоление депрессивного состояния.
  • Уменьшает психосоматические и невротические признаки, боли головы или желудка, бессонницы, снижает кровяное давление.
  • С усилением частот тэта открывается доступ к подсознанию, позволяющий активно использовать аутосугессию.

Указанная программа стимулирует зрительные и слуховые центры, правое и левое полушарие мозга, направляет центральную нервную систему к оптимизации обмена информации между полушариями, к устранению, возможных частотных колебаний биотоков правом и левом полушарии.

АВС относится, таким образом, к системам «on brain — единый мозг». Организует условия для равномерного включения «логический, рациональный» и » эмоциональный, интуитивный» возможности мозга. Это одно из предложений супер — учения, быстрого запоминания полученной информации.

АВС — метод очень доступный, практически без противопоказаний.
Интенсивная стимуляция мозга может стимулировать образование новых нервных окончаний, повысить менталитет на уровне сравнительных тестов IQ.

Показания к применению аудио-визуальной стимуляции. Модели диагностики и лечения психических поведенческих расстройств.

1.Расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью
2. Органические расстройства настроения (аффективные)
3. Органическое тревожное расстройство
4. Органическое эмоциональное лабильное (астеническое) расстройство
5. Легкое когнитивное расстройство
6. Постконтузионный (посткоммоционный) синдром
7. Депрессивный эпизод легкой степени
8. Депрессивный эпизод средней степени
9. Депрессивный эпизод тяжелой степени без психотических симптомов
10. Депрессивное расстройство
11. Устойчивые (хронические) расстройства настроения (аффективные расстройства)
12. Циклотимия
13. Дистимия
14. Рекуррентное кратковременное депрессивное расстройство
15. Расстройства настроения (аффективные расстройства) у детей
16. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства
17. Социальные фобии
18. Специфические (изолированные) фобии
20. Паническое расстройство (эпизодическая пароксизмальная тревожность)
21. Генерализованное тревожное расстройство
22. Смешанное тревожное и депрессивное расстройство
23. Обсессивно-компульсивное расстройство
24. Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
25. Острая реакция на стресс
26. Посттравматическое стрессовое расстройство
27. Расстройство приспособительных реакций
28. Кратковременная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации
29. Пролонгированная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации
30.Смешанная тревожная и депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации
31. Смешанное расстройство эмоций и поведения, обусловленное расстройством адаптации
32. Соматоформные расстройства
33. Соматизированное расстройство
34. Ипохондрическое расстройство
35. Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы
36. Устойчивое соматоформное болевое расстройство
37. Неврастения
38. Нервная анорексия
39. Нервная булимия
40. Бессонница
41. Расстройство режима сна и бодрствования
42. Отсутствие или потеря сексуального влечения
43. Сексуальное отвращение
44. Отсутствие чувства сексуального удовлетворения
45. Недостаточность генитальной реакции
46. Оргазмическая дисфункция
47. Преждевременная эякуляция
48. Вагинизм неорганического происхождения
49.Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
50. Гиперкинетические расстройства
51. Расстройства поведения
52. Смешанные расстройства поведения и эмоций
53. Транзиторные тики
54. Хронические моторные тики или вокализмы
55. Энурез неорганической природы
55. Энкопрез неорганической природы
56. Заикание (запинание)

Противопоказания к использованию аудио-визуальной стимуляции:
эпилепсия;
острые воспалительные заболевания глаз;
опухоли головного мозга;
острое психотическое состояние;
тяжелое обострение соматического заболевания;
состояние после трансплантации органов и тканей;
беременность;
возраст до пяти лет;
индивидуальная непереносимость мерцающего света и звука.


Несмотря на кажущуюся внешне простоту конструкции человека (подумаешь — две руки, две ноги, одна голова…), до сих пор не придумано ничего совершеннее и не существует ничего сложнее, чем человеческий мозг. Пусть Вас не смущает внешняя, кажущаяся простота описанных упражнений — ведь для их выполнения Вы пользуетесь мозгом, этим совершеннейшим аппаратом, на много порядков превосходящим по сложности и совершенству современные творения техники. И все же справедливости ради нужно упомянуть о том, что веяние технического прогресса неизбежно коснулось и такой специфической области, как снятие и предупреждение стресса, негативных эмоций. В помощь страждущим наука создала ряд приборов (в современном мире они применяются с начала 80-х годов).

Основаны они на воздействии на головной мозг электрических импульсов определенной частоты (электротранквилизация, трансцеребральная электронейростимуляция, она же центральная электронейростимуляция) или ритмического света и звука, что официально именуется аудиовизуальной стимуляцией — А В С (аппараты Voyager, Minds Eye, Dreamer, Theta+ и другие). Эффект их обьясняется действием на организм внешнего стимула в ритме, связанном с собственными частотами мозга, в ритме, вступающем в резонанс с его собственными биологическими ритмами (Помните нашу модель организма как пирамиды маятников?) Когда же подобные методы применимы? Возьмем, к примеру, метод центральной электронейростимуляции (имеетс в виду воздействие на центральные нервные структуры, на головной мозг)…

Среди показаний к применению метода:
— снятие стресса и повышение стрессоустойчивости;
— снятие усталости;
— нормализация сна;
— ликвидация нарушений церебрального сосудистого тонуса;
— уменьшение метеочувствительности;
— нормализация самочувствия при гормональных перестройках у женщин (менструальный цикл, климактерический синдром).

Даже незаметное, подпороговое воздействие центральной электронейро-стимуляции, когда применяется ток очень малой силы, практически не ощущаемый пациентом, оказывает положительный противострессорный эффект, повышая возможность организма сопротивляться стрессовым воздействиям (реакция тренировки или адаптации.

Что интересно, наряду со стрессом, с психоэмоциональным напряжением подобное электроимпульсное воздействие снимает… похмельный синдром. Причем закономерность здесь более глубокая, чем может показаться на первый взгляд. Электрические импульсы определенной частоты «раскачивают» очень важный внутренний мозговой маятник, запускающий выработку собственных морфиноподобных веществ организма — эндорфинов. Тот же эффект может давать и АВС. Но если в методах электро-стимуляции используется небольшое число жестко фиксированных частот лечебного воздействия, то А В С — более тонкий и сложный метод, использующий более широкий диапазон частот, более гибко моделирующий работу мозга, используя известный физиологический феномен усвоения ритма. И когда мозг усваивает частоту внешнего ритма, начинает ее повторять, подстраивать под нее собственную активность, то постепенно мозг переходит в такое функциональное состояние, для которого подобный частотный режим характерен.

Краткий, неполный перечень достигаемых при АВС режимов — различных функциональных состояний мозга:
— сон (полезный режим при бессоннице, особенно в частых поездках);
— покой, расслабление, отдых;
— медитация;
— активизация, концентрация, повышение умственной работоспособности, мобилизация резервов мозга;
— стимулирование памяти, ускоренное обучение (Twighlight Learning) — и, как без ложной скромности утверждают разработчики приборов для АВС, повышение «творческих способностей»…

По данным Т.Будзински (США), АВС применяется и в медицине, в частности:
— для снятия приступов мигрени и головной боли иного происхождения;
— для уменьшения других болевых синдромов;
— для стимуляции иммунитета;
— для снижения симптомов депрессии
— К сведению интересующихся медицинскими аспектами этой проблемы: в «не нашей» медицине критерии депрессии более широкие. «У них» все просто: если у человека в течение двух недель стойко пониженное настроение — пора к врачу.
— При этом АВС, при кажущейся внешней простоте, оказывает глубокое воздействие на организм, в частности, как показали опыты тех же американцев, приводя к повышению содержания в спинномозговой жидкости ряда биологически активных веществ, таких как серотонин, эндорфины.

Нейрофизиологическая наука и ее практические приложения — разработка методов и приборов для снятия стресса , релаксации, активизации и использования резервных возможностей мозга — не стоят на месте. На повестке дня — создание еще более совершенных технических средств для борьбы со стрессом, сложных компьютерных систем из области так называемой «мнимой реальности». Консультация психолога онлайн

1. История вопроса

Технологии аудиовизуальной стимуляции уже более 15 лет интенсивно развиваются и применяются в Японии, Китае, Европе, США и Канаде, включают в себя все известные на сегодняшний день психофизические состояния, ими давно и с успехом пользуются не только военные и звезды кино, искусства, моды, политики, бизнеса и спорта мирового уровня, но и лучшие медицинские клиники и врачи в таких странах, где лицензией и репутацией врача очень дорожат. И ни в каких источниках информации Вы не обнаружите негативных отзывов! Аудиовизуальная стимуляция естественна для человеческого организма, не вызывает привыкания и синдрома отмены, как правило, не имеет абсолютных противопоказаний и является безусловной и безопасной альтернативой таким проблемным веществам и методам, как многие лекарства, стимуляторы, алкоголь, наркотики, галлюциногены, кодирование, сомнительные новомодные диеты и т.п. А в случае каких-либо особых обстоятельств она может заменять даже духовные практики и массаж. Оборудование дляАВСне относится к медицинским диагностическим или терапевтическим приборам и предназначено для эффективного снятия стресса, личностного оздоровления, развития и расширения сознания.

2. Примеры использования

Необходимо дать мозгу возможность отвлечься от суеты и заняться устранением внутренних ошибок. Во время сеансов АВС целенаправленно создается доминирующее воздействие на основные источники информации для мозга – зрение и слух. Возникает эффект увеличения естественных изначальных состояний головного мозга – Альфа-, Бета-, Гамма-, Дельта- и Тета-мозговых волн. Остальные органы чувств становятся вторичными и существенного воздействия на мозг не оказывают. Наступает очищение мыслей. Освобожденный от посторонних нагрузок мозг начинает заниматься одной из основных своих функций – восстановлением нормального функционирования всех клеток, тканей, органов и систем организма. Происходит усиление иммунной системы и рост ее способности бороться с неблагоприятными внутренними и внешними факторами, активизируются восстановительные процессы. В итоге – ускорение исцеления от различных болезней, значительное снижение уровня хронических и временных болей различного происхождения, облегчение предменструальных симптомов, уменьшение метеочувствительности, нормализация сна и т. д.
Первопричиной многих заболеваний и расстройств может быть и своеобразный «патологический очаг», хранящийся в бессознательной сфере человека. Данный «очаг» является исключительно индивидуальным, т. е. у каждого человека совершенно отличен от другого с аналогичным заболеванием или расстройством и неповторим, как отпечатки пальцев. Более того, индивидуальна и сама причина, приведшая к формированию «патологического очага». У одних это неосознаваемый конфликт в сексуальной сфере, у других – несостоявшаяся карьера или ощущение недостижимости желаемых целей, у третьих – постоянно довлеющее чувство собственной неполноценности и несостоятельности в каких-то вопросах и т.п. Неприятные мысли, плохие настроения, опасения, ощущения неуверенности, страхи, негативные пси-воздействия – все эти состояния, когда они сохраняются долго и тем более становятся хроническими, приводят в конечном итоге к физиологическим нарушениям и к развитию различных заболеваний и расстройств. Аудиовизуальная стимуляция организма (АВС) посредством специальных программ позволяет передавать исцеляющую (коррекционную) информацию таким образом, что она воздействует непосредственно на глубинный очаг расстройства или заболевания. Это обеспечивает быстрое и эффективное решение многих проблем, связанных со здоровьем, психоэмоциональным благополучием, вредными пристрастиями, взаимоотношениями с близкими, успешностью в жизни и пр.



3. Технические средства

Аудиовизуальная стимуляция мозга - уникальный метод аудиовизуальной стимуляции применяется к достижению личных, профессиональных, учебных и терапевтических целей. Под ведением психолога уже при втором или третьем сеансе, достигается уровень при котором, можно ожидать реакции нервной системы. Положительные изменения настают в результате действия альфа частот мозговых биотоков.

  • С освобождением интуиции, устранением препятствий для запоминания, обучение происходит более успешно.
  • Повышенная выработка эндорфина приносит больше оптимизма, улучшению настроения, преодоление депрессивного состояния.
  • Уменьшает психосоматические и невротические признаки, боли головы или желудка, бессонницы, снижает кровяное давление.
  • С усилением частот тэта открывается доступ к подсознанию, позволяющий активно использовать аутосугессию.

Указанная программа стимулирует зрительные и слуховые центры, правое и левое полушарие мозга, направляет центральную нервную систему к оптимизации обмена информации между полушариями, к устранению, возможных частотных колебаний биотоков правом и левом полушарии

5. Предложения по использованию

· Большой международный практический опыт применения метода аудиовизуальной стимуляции позволяет на сегодняшний день создавать ряд стандартизованных программ АВС (то есть не требующих индивидуального подхода и предварительной диагностики пациента), направленных как на устранение различных проблем со здоровьем, так и на самосовершенствование и развитие человека.
Сессии АВС можно сочетать с прослушиванием коррекционных аудио программ. Во многих таких программах главным является не тот звук, который человек слышит, а та благотворная информация, которая содержится в этом звуке. Фоновым звуком ряда коррекционных аудио программ может быть монотонный шум. Это также не просто шум, а специальным образом смонтированная коррекционная информация. Фоновый звук-носитель может при прослушивании вызывать у разных людей разные ощущения – кому-то он сам по себе нравится, кому-то нет, но то целительное воздействие, которое содержится в этих программах, будет благотворно влиять в соответствии с их назначением независимо от индивидуального восприятия слышимого звука.

Ритмическая аудиовизуальная стимуляция – это воздействие стимулами различных модальностей (световыми, звуковыми) на частоте здоровых биоритмов мозга, что позволяет воздействовать на биологическую активность мозга и состояние сознания.

Мозг человека – великое создание природы, сложнейший инструмент для решения жизненных задач. В головном мозге сотрудничают миллиарды нервных клеток, создавая еще большее количество нервных связей. Познание законов функционирования мозга стало вызовом, который человек бросил природе, чтобы доказать свою человеческую сущность. Психофизиологии установили, что в основе психических состояний (эмоций, образов, мысленных конструкций) заложен вполне материальный носитель – разность электрических потенциалов по обе стороны клеточной матрицы. Эти электрические потенциалы мозга около 80 лет тому назад удалось зарегистрировать немецкому психиатру Гансу Бергу. Этот метод получил название электроэнцефалография (ЭЭГ). Мозг обрабатывает нейрохимическую информацию и выдает электрические сигналы, замыкающиеся и размыкающиеся миллионы раз в секунду. Электроэнцефалограф определяет и записывает суммарные изменения напряжения, происходящие в мозге.

Эти электрические сигналы следуют в определенных ритмах, условно разделенных на 4 диапазона частот, характерных для биоэлектрической активности головного мозга. Каждому диапазону, при условии, что он доминирует на ЭЭГ, соответствует свое состояние сознания.

  • Например, бета-активность головного мозга (15-35 Гц) выражена на ЭЭГ, когда человек находится в активном бодрствующем состоянии, решает интеллектуальные задачи.
    Недостаток бета-волн может быть связан с депрессией, снижением памяти. Стимуляция мозга в этом диапазоне позволяет повышать жизненный тонус, усилить функцию внимания.
  • Доминирование альфа -диапазона (8-15Гц) характерно для спокойного, умиротворенного состояния.
  • Тета-волны имеют частоту 5-10 Гц. Активность этих волн сопровождается появлением сонливости, снижением мышечного тонуса, ярких образов. Стимуляция мозга в этом диапазоне усиливает творческие способности, снимает эмоциональную зацикленность, способствует выработке бета-эндорфинов, веществ, отвечающих за радость, отдых и уменьшение боли.
  • При доминировании дельта-волн (0,1-4 Гц) человек находится в состоянии глубокого сна и полной релаксации. В это время мозг выделяет больше всего гормона роста, а в организме происходят процессы самовосстановления.

Понимание связи между ритмикой волн, биоэлектрической активностью и состояниями сознания поставило задачу научиться влиять на эти состояния материалистическими способами. Неоценимую помощь в этом оказал исследователь Грей Уолтер, который в 1940 г.обнаружил, что волны ЭЭГ повторяют частоту мерцающего света (каждому знакомо приятное состояние умиротворения и расслабления, возникающее при созерцании горящих свечей в полумраке). Частота мерцания пламени свечи как раз попадает в диапазон альфа- и тета-ритмов. Подобное действие оказывает и пульсирующий звук, параметры которого модулированы по соответствующей частоте и выведены как бинауральные биения. Бинауральная пульсация возникает в результате подачи на каждое ухо звука чистого тона, слегка отличающегося по высоте. Тогда мозг выделяет различия между звуками, полученными с левого и правого уха, и это воспринимается как приятный, мягко пульсирующий ритм.

Многие заболевания нервной системы сопровождаются нарушениями ЭЭГ, разбалансировкой биотоков. Мозг такого человека подобен разрегулированному телевизору – все блоки целы, а изображения нет или оно идет с искажениями. Появляется раздражительность, колебания настроения, безразличие к жизни, беспокойный сон. Нарушения накапливаются и перерастают в неврозы, психосоматические заболевания. На эти расстройства можно влиять используя технологии альфа-, бета-, тета- или дельта-ритмов. С этой целью учеными были созданы специальные приборы, «умные машины», с набором необходимых программ, ритмов мозга. Помня о том, что, что вся информация поступает в мозг через органы чувств, были созданы программы для нормализации функции внутренних органов и систем организма. При лечебной стимуляции слуха, зрения (аудиовизуальная стимуляция ) идет воздействие на лимбико-ретикулярную формацию ствола мозга, где расположены почти все жизненно важные центры. Таким образом, ритмическая аудиовизуальная стимуляция – это воздействие стимулами различных модальностей (световыми, звуковыми) на частоте здоровых биоритмов мозга, что позволяет воздействовать на биологическую активность мозга и состояние сознания. Она абсолютно безопасна, ее можно использовать даже для детей.

В основе метода аудиовизуальной стимуляции лежит процесс «обучения» головного мозга, его способность исправлять патологические ритмы (тревожность, угнетенность, раздражительность) и настраиваться на естественные положительные ритмы. Особенность и уникальность методики, применяемой в том, что она проводится с использованием направленной визуализации на фоне трансового состояния сознания.

Во время сеанса у пациента возникает состояние мышечного расслабления – это позволяет эффективно использовать биостимуляцию совместно с внушением программы здоровья.

Биостимуляция повышает качество трансового состояния, а внушение усиливает лечебный эффект стимуляции.

Технология аудиовизуальной стимуляции одобрена и рекомендована к использованию Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Аудио-визуальная стимуляция в психотерапии

Аудио-визуальная стимуляция в психотерапии

Созданию благоприятной обстановки в кабинете, способствующей проведению психотерапии всегда оставалось важным моментом для психотерапевтов различных направлений. Психоаналитики укладывали пациентов на специальную кушетку, избегая во время разговора находиться в поле зрения пациента. Психотерапевты, проводящие гипнотические сеансы использовали мягкие глубокие кресла, затемнение помещения и релаксирующую музыку, чтобы добиться желаемого эффекта. Групповые психотерапевты расставляли стулья кругом, чтобы облегчить контакт занимающихся на тренинге.

Оборудование для аудио-визуальной стимуляции, состоящее из светозвукового импульсного терминала, очков со встроенными светодиодами и наушников, создает для пациента индивидуальное светозвуковое пространство . Это пространство структурировано в соответствии с используемой программой аудиовизуальной стимуляции так, чтобы способствовать достижению психотерапевтических целей. При использовании АВС пациент может находиться фактически в любом месте - в кабинете, в холе, в процедурке или в ординаторской, все равно он пребывает во время сеанса в своем внутреннем психологическом пространстве, созданном мерцающим светом и музыкой.

Полностью загружая зрительный и слуховой каналы восприятия, АВС осуществляет переориентацию пациента с окружающего мира на внутренние впечатления и переживания .

Уже в самом начале проведения АВС психотерапевт получает ценный диагностический материал. Инструктируя пациента, врач предлагает ему расслабиться, и сквозь закрытые веки рассматривать игру света в пространстве перед собой, одновременно воспринимая музыку и пульсирующий ритм. Для успеха процедуры требуется, чтобы пациент позволил ритму пульсаций увлечь свое внимание, захватить воображение.

Для некоторых людей это представляется сложным. Сама мысль, что их биоритмы будут меняться под влиянием предложенной доктором программы, для них кощунственна. Такие люди страдают от избыточного самоконтроля, и всячески сопротивляются завораживающему и приятному действию АВС. Напряжение, появляющееся у этих пациентов уже после первых секунд АВС не проходит ни через три, ни через десять минут.

Заметив подобную реакцию, врач получает хороший повод обсудить с пациентом его напряжение, а также психологические факторы, провоцирующие сопротивление. Удивительно, но тренировка снимает избыточный самоконтроль во время АВС благотворно сказывается на различных областях жизни пациентов. Они сообщают о появившемся чувстве удовольствия и наслаждения вкусом пищи, раскрепощенности в сексе, исчезновения привычного напряжения и спастических болей, появлению ощущению радости во время отдыха, взамен привычной озабоченности.

Процедура АВС является проводником для усвоения пациентом терапевтических внушений. Уже сам факт пребывания человека в необычной для него свето-звуковой среде является настолько потрясающим, что сформированная предварительно установка на редуцирование симптоматики приобретает значительную мощь. Мотивация пациента на избавление от болезненных симптомов (ради которой он и согласился на прохождение курса АВС), подкрепленная уверенными и доброжелательными словами терапевта, становится реальным лечебным фактором.

Изначально у пациента всегда имеется невысказанный вопрос: "Доктор, а мне это поможет?" . Предлагая человеку начать аудио-визуальную тренировку, доктор постепенно внушает уверенность в неизбежном уходе симптомов.

Сначала объясняется психофизиологический механизм воздействия АВС, что по сути является рациональной психотерапией. Затем пациенту предлагается надеть СЗИТ-201 (светозвуковой импульсный терминал), светомаску, наушники, и убедиться, что свет мерцает именно так, как сказал доктор, а удивительно реальные цветовые картины, спонтанно возникающие в поле зрения, соответствуют тем, что обсуждались в предшествующей беседе.

Постепенно пациент убеждается, что слова врача о необычных впечатлениях, приятных переживаниях, возникающих во время АВС, подтверждаются его собственным опытом. Отсюда подсознательно в его голове перекидывается логический мостик к словам об исчезновении болезненных симптомов, приобретающих статус реальности. Не удивительно, что терапевтическая установка срабатывает в подавляющем большинстве случаев.

Для углубленного внушения полезных установок существуют специальные программы АВС, созданные с преобладанием ритмом тета диапазона. Примером является программа "Программатор" .

Программа используется для обеспечения доступа к расслабленному трансовому состоянию, в котором хорошо усваиваются саногенные установки.
Программа построена с преобладанием ритмов в тета диапазоне - 4,5Гц, 7Гц.

Усиление тета активности сопровождается появлением сонливости, снижением мышечного напряжения, появлением ярких образов. Являясь промежуточным между сном и бодрствованием, тета состояние открывает доступ к бессознательному, появлению гипногогических эффектов. Стимуляция в тета диапазоне усиливает творческие способности, снимает эмоциональную зацикленность, способствует выработке бета-эндорфинов, создает аналгетический эффект. Тета-диапазон идеален для некритического принятия внешних установок, поскольку его ритмы уменьшают действие соответствующих защитных психических механизмов и дают возможность трансформирующей информации проникнуть глубоко в подсознание.

Врачи, практикующие гипнотерапию, знают, сколько времени уходит на погружение человека в состояние гипнотического транса. Наличие прибора для аудио-визуальной стимуляции позволяет сократить участие терапевта в процедуре, поскольку ввод в трансовое состояние и вывод из него программа "Программатор" делает сама. Доктору остается лишь воспользоваться моментом наибольшей восприимчивости пациента к внушению, и по сигналу
Характер внушения, степень его развернутости и афористичности программой не лимитируются.
Более того, оставаясь внутренне активным во время АВС-сеанса, пациент способен сам по сигналу программы проговорить про себя заранее сформулированные доктором установки, лишая того необходимости постоянно присутствовать рядом.

Аудио-визуальная стимуляция, являясь своеобразным методом сенсорной депривации, способна погружать в гипнотический транс даже людей мало податливых гипнозу. Чтобы сообщения, призванные изменить поведение или отношение к окружающим, проникли в подсознание, не подвергаясь критической оценке, свойственной бодрствующему состоянию, лучше всего наложить их на ритмы тета-диапазона.

В отличие от БОС-тренинга , аудио-визуальная стимуляция открывает доступ к эмоционально-образному мышлению человека, стимулирует способности к визуализации даже у людей склонных к абстрактно-логическому мышлению. Раскрепощенность образного мышления в тета состоянии позволяет проводить работу с
Для проведения психотерапии порой оказывается полезным, чтобы пациент осознал глубинные психотравмирующие факторы. Не секрет, что заявленная на первой встрече с доктором проблема зачастую является лишь прикрытием истинной психологической причины недомогания. Осознание в процессе психотерапии позволяет привлечь на свою сторону интеллектуальный потенциал пациента, делает его более активным и самостоятельным в решении внутреннего конфликта.
Терапевтического осознания добиться нелегко. Доктору приходится сталкиваться с рядом психологических защит, и искать пути их обхода.

Аудио-визуальная стимуляция является методом, значительно облегчающим процесс терапевтического осознания. Подавая ритмичные стимулы света и звука на латеральные анализаторы с одинаковой частотой, СЗИТ-201 проводит синхронизацию текущей биоэлектрической активности головного мозга. При этом облегчается межполушарный обмен информацией. В сознании пациента воссоединяются пережитые психотравмирующие зрительные и вербальные воспоминания. Они подвергаются категоризации, приобретают личностно значимую окраску.

После сеанса пациент взволнованно рассказывает о видениях, прошедших перед его внутренним взором. Порой одного этого достаточно, чтобы блокировать автоматическое негативное влияние психотравмирующего переживания на текущее самочувствие пациента. Традиционный вопрос в конце АВС-сеанса, после рассказа пациента о своих переживаниях звучит так: "Для Вас это что-нибудь значит?".

Показания к применению аудио-визуальной стимуляции

Cогласно "Модели диагностики и лечения психических поведенческих расстройств"
(утв. приказом Минздрава РФ от 6 августа 1999 г. N 311)

F06 Расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга

F06.6 Органическое эмоциональное лабильное (астеническое) расстройство
F06.7 Легкое когнитивное расстройство

F07.2 Постконтузионный (посткоммоционный) синдром

F32.0х Депрессивный

F32.2 Депрессивный эпизод тяжелой степени
без психотических симптомов

F33.0х Рекуррентное
F33.1х Рекуррентное депрессивное расстройство, текущий
F33.2 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущий эпизод тяжелой степени без психотических симптомов
F33.4 Рекуррентное депрессивное расстройство, текущее состояние ремиссии

F34 Устойчивые
F34.0 Циклотимия
F34.1 Дистимия

F38.10 Рекуррентное кратковременное депрессивное расстройство

F30-F39 Расстройства настроения (аффективные расстройства) у детей

F40-F48 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства

F40.1 Социальные фобии
F40.2 Специфические (изолированные) фобии

F41.0 Паническое

F41.2 Смешанное тревожное и депрессивное расстройство

F42 Обсессивно-компульсивное расстройство

F43 Реакция

F43.20 Кратковременная депрессивная реакция, обусловленная
F43.21 Пролонгированная депрессивная реакция, обусловленная
F43.22 Смешанная тревожная и депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации
F43.25 Смешанное расстройство эмоций и поведения, обусловленное расстройством адаптации

F45 Соматоформные

F45.3 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы
F45.4 Устойчивое соматоформное болевое расстройство

F48.0 Неврастения

F50.0 Нервная анорексия
F50.2 Нервная булимия

F51.0 Бессонница неорганической этиологии
F51.2 Расстройство режима сна и бодрствования неорганической этиологии

F52.0 Отсутствие

F52.4 Преждевременная эякуляция
F52.5 Вагинизм неорганического происхождения

F90-98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

F90 Гиперкинетические

F95.0 Транзиторные тики
F95.1 Хронические моторные тики или вокализмы

F98.0 Энурез
F98.1 Энкопрез неорганической природы
F98.5 Заикание (запинание)

Противопоказания к использованию аудио-визуальной стимуляции:

  • эпилепсия;
  • острые воспалительные заболевания глаз;
  • опухоли головного мозга;
  • острое психотическое состояние;
  • тяжелое обострение соматического заболевания;
  • состояние после трансплантации органов и тканей;
  • беременность;
  • возраст до пяти лет;
  • индивидуальная непереносимость мерцающего света и звука.

Аудиовизуальная релаксация

Воздействие на слуховую и зрительную системы человека акустическими сигналами различного спектра в сочетании с оптическими стимулами различного спектра. Синоним – функциональная музыкотерапия .

Избирательное возбуждение слуховых центров вызывает сложные психофизиологические акты, включающие моторный, вегетативный и эмоциональный компоненты (акустико-кардиальные, акустико-моторные и акустико-эмоциональные рефлексы). В результате улучшается самочувствие, повышается настроение, внимание, восстанавливается сниженная биоэлектрическая активность головного мозга, сердечный ритм, снижается повышенное артериальное давление.

Применяют при неврозах, хронической усталости, пограничных состояниях, психосоматических заболеваниях, гипертонической болезни, язвенной болезни, функциональных расстройствах нервной и сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта.

Противопоказания. Органические заболевания головного мозга, реактивные психозы, пограничные состояния.

Процедуры проводят в специально подготовленных изолированных от посторонних звуков помещениях (с удобными креслами, затемненными или со специальной подсветкой). В фонограммах используют современные произведения, фрагменты классической музыки и специальные акустические эффекты, имитирующие шум морского прибоя, горного ручья, леса, пение птиц, «белый шум», а также аудиовизуальные средства, имеющие сюжетную основу. В связи с тем, что восприятие музыки носит исключительно индивидуальный характер, необходимо наличие в кабинетах различных фонограмм.

Для психорелаксирующего эффекта применяют произведения Бетховена «Лунная соната», Дебюсси «Лунный свет», Шопена «Ноктюрн», Шуберта «Аве Мария»; тонизирующего – Бетховена увертюра к опере «Эгмонт», Чайковского Симфония № 6, часть 3, Равеля «Болеро», Моцарта Симфония № 40, «Юпитер».

Сочетают с вербальной гипносуггестией и аутотренингом.

Интенсивность «белого шума» – 10–15 дБ. Продолжительность процедур – 10–15 мин, ежедн., № 10.